Буква ч — воспитание и игры

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспект образовательной деятельности по грамоте «Звук и буква Ч» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте

на тему: «Звук и буква Ч»

(для детей старшего возраста)

Цель:  познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Образовательные задачи:

 1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать звуковой анализ;

6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;

7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

Воспитательные  задачи: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

 Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы). 

Ход образовательной деятельности

 1. Организационный момент:

Обратите внимание

В-ль: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

В-ль: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Дети: Да.

 Показываю детям картинку с изображением банана.

В-ль: Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

В-ль: Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

 В-ль: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.

В-ль: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

В-ль  : Правильно.

Подготовительная работа

— Сегодня нам будут помогать наши глазки. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё видят.

Гимнастика для глаз

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

— Поможем язычку стать сильным и послушным.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:

Погулять язык собрался         (открываем рот)

Он умылся                         (облизать верхнюю губу),

Причесался                 («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся         (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал                         (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез                 (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез         (закрыть рот)!

очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.

Повторение пройденного материала.

Расскажите, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.

Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.

Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).

Изучение нового материала. 

Артикуляция и характеристика звука Ч.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем,

— что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

— зубы не смыкаются.

— где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

— поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

— В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

— Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

— Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)

И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней: «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»

Дети:  звук [ч].

В-ль  : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.

Дети: Ч-ч-ч.

В-ль: Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть.  Он согласный, потому что он встретил преграду во рту и не поется.

Важно

В-ль: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

В-ль: Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

В-ль: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, дай полную характеристику звука [ч].

 Вика: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

 2. Основная часть 

В-ль: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

 В-ль : Молодцы, все были очень внимательными.

 Это буква Ч. На что она похожа? Ребята, у меня было много фотографий буквы ч, но их кто-то порвал, давайте их соберем. (Дети собирают из частей букву Ч).

Чебурашка вам принес листочки, на которых написана буква Ч, ее надо заштриховать. Давайте возьмем карандаш зеленого цвета. (зеленый, потому что буква Ч, обозначает звук Ч, а он всегда мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом).

Давайте сначала разомнем пальчики, и потом вы примитесь за работу. (Пальчиковая гимнастика).

 3. Работа с раздаточным материалом

В-ль: Ребята, посмотрите на эту картинку. У каждого из вас есть такая же.  

Возьмите ее, пожалуйста.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.

(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).

В-ль: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом) 

Игра «Большой-маленький» (игра с мячом)

Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая — речка.

Совет

Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок)

Выходите в круг.

В-ль: Стул.

Дети: Стульчик.

(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

4. Беседа

В-ль: Ребята, что такое слог?

Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

В-ль:

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

В-ль: СЫ, ЧА

Дети: ЧАСЫ.

(ЧА, ДА      КА, ЧАЙ     КА, ТОЧ       ЧА,ТУ         ЧА, СВЕ      НИК,ЧАЙ

ЧОК, СУ      КА, ЧАШ      ЧО, ПЛЕ     КА, ТОЧ)

В-ль: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:

Кто, скажите, сможет, дети

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Д: Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу.

Д: Это тоже я могу.

И как птица полечу.

Д: Это тоже я могу.

Головою поверчу.

Читайте также:  Краткий план занятий с детьми 1-3 лет. - воспитание и игры

Д: Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Д: Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Д: Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Д: Это тоже я могу.

Все на свете я могу.

 Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча-дай мне калача.

Чу-чу-чу-я гулять хочу.

Чи-чи-чи-красные кирпичи.

Чо-чо-чо-ох, как горячо.

Ач-ач-ач-пришел врач.

Оч-оч-оч-скоро ночь.

Уч-уч-уч-у меня ключ.

Ча-ча-ча-увидели грача.

Чу-чу-чу-молоточком стучу.

Чи-чи-чи-пироги в печи.

5. Знакомство с буквой Ч

В-ль: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это буква Ч.

В-ль: На что похожа буква Ч?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

В-ль:

Да, мы правильно решили,

 Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А сейчас отгадайте загадку:

Что за чудо?

Вот так чудо.

Сверху блюдо,

Снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

Дети: Это черепаха.

В-ль:

 Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч. Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч, которые написаны правильно.

(дети выполняют задание) 

В-ль:

 А сейчас откройте тетради и напишите букву Ч.

(дети работают в тетрадях)

6. Составление слогов с буквой Ч

Показываю плакат с изображением часов.

В-ль:

Посмотрите на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

 С ними слоги назвала.

(дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

В-ль:

Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА – пишется с А.

                     ЧУ – пишется с У.

 В-ль:

 Ребята, возьмите «светофорчики». Выкладываем схему слова ЧАСЫ.

(дети выполняют задание).

В-ль:

Саша, выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

 В-ль:

 Саша, почему ты поставил первым зеленый кружок?

Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

В-ль:

 Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.

Составьте слово из букв.

А  С  Ч  Ы

Ч  А  Т  У

(дети выполняют задание у доски).

7. Подведение итогов .

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Дети: Букву Ч  обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

В-ль:

Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

 звука [ч].

Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

В-ль:

Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы — вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.

Все очень хорошо занимались.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2016/05/31/konspekt-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-gramote-zvuk-i

Подготовка к школе ч.10

Задания для подготовки детей к школьной программе: обучение чтению и составление слов, составление предложений и буква Ф, развитие мышления и решение простейших задач по математике.

Обучение чтение. Звук и буква «Ш»

Цель: знакомство с новой буквой, развитие фонематического слуха, закрепление образа буквы.

Материал: рабочий лист, звуковые кубики.

Педагог загадывает детям загадку.

Легкий и воздушный,

Ветерку послушный.

В облаках летает,

А куда — не знает. (Шар)

Звук Ш — согласный, глухой, всегда твердый.

Показываем соответствующую сторону звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ш. Дети обводят букву пальчиком по контуру, «запоминают букву».

Обучение чтению. Звуковой анализ слогов

Цель: развитие фонематического слуха, звуко-буквенный анализ слов.

— На рабочих листах написаны слоги. Прочитайте их.

— Составьте звуковые схемы к данным слогам.

— Что вы может сказать о звуке Ш? (Это согласный, он всегда твердый).

Обучение чтению. Слова

Цель: развитие внимания, обучение чтению, закрепление образа букв, увеличение скорости чтения.

Материал: рабочий лист.

Обучение чтению. Составление слов

Цель: закрепление образа букв, формирование умения составлять слова из предложенных букв, звукобуквенный анализ и синтез.

Материал: пройденные буквы, (обязательно гласные: А,О,У,Ы,И,Е,Я,Ю) — 15 шт, миска, в которой сложены буквы.

Педагог организует игру на ковре.

Дети по очереди достают буквы из миски и выкладывают на ковер.

После того, как миска стала пустой, педагог предлагает составить из букв слова.

Обучение чтению. Работа с текстом «Подушка»

Цель: увеличение скорости чтения, формирование умения определять количество предложений в тексте, составлять схемы предложений.

Материал: рабочий лист, звуковые кубики

Педагог предлагает детям прочитать текст. Каждый ребенок два раза читает текст.

Вопросы:

1. Кто вышивает подушку?

2. Что вышила Даша на подушке?

3. От кого убегает мышка?

4. Кого догоняет кошка?

5. Кто кого не догонит?

Обучение чтению. Предложения

Цель: формирование умения определять количество предложений в тексте, составлять схемы предложений.

Материал: рабочий лист, звуковые кубики.

Педагог обращает внимание детей к только что прочитанному тексту.

Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.

Обучение чтению. Звуки «Ф» и «Фь»

Цель: развитие фонематического слуха, закрепление образа букв.

Материал: мяч, звуковые кубики.

Педагог организует игру на ковре.

Педагог бросает детям мяч и просит назвать первый звук в словах:

  • ФАКЕЛ,
  • ФЛАГ,
  • ФЕСТИВАЛЬ,
  • ФРАК,
  • ФИЛЬМ,
  • ФОРМА,
  • ФЕВРАЛЬ и т.д.
  • Педагог выдает детям звуковые кубики.

    Дети анализирует, какой звук в слове – твердый или мягкий и показывают соответствующие стороны звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый, зеленая – звук мягкий.

    Обучение чтению. Буква Ф

    Цель: закрепление образа буквы, развитие графо-моторных навыков.

    Материал: карточка с буквой Ф, пуговки, пластилиновые основы.

    Педагог показывает детям карточку с буквой Ф.

    Дети обводят букву пальчиком по контуру, «запоминают букву».

    Педагог показывает заранее сделанный образец на пластилиновой основе.

    Дети выкладывают букву по образцу.

    Математика. Счет. Игра с мячом «Считай дальше»

    Цель: упражнять в счете в пределах 20.

    Материалы: мяч.

    Дети становятся в ряд. Педагог бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок называет последующие 2-3 числа и возвращает мяч.

    Можно также и с обратным счетом от 20.

    Графический диктант

    Цель: развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы: рабочий лист.

    Педагог диктует:

    Продолжите узор самостоятельно.

    Развитие мышления. Скажи наоборот

    Цель: развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

  • Родина, отчизна – (чужбина).
  • Восход — (закат).
  • Зима – (лето).
  • Грязь – (чистота).
  • Свет – (тьма, темнота).
  • День – (ночь).
  • Жара – (холод).
  • Мир – (война, ссора).
  • Правда – (ложь).
  • Город – (село, деревня).
  • Добро – (зло).
  • Польза – (вред).
  • Богач – (бедняк).
  • Друг – (враг).
  • Радость – (грусть, печаль).
  • Лентяй – (труженик).
  • Математика. Решение задач

    Цель: формирование умения решать простые задачи.

    Материалы: рабочий лист, цветные карандаши.

    Дети должны самостоятельно составить условие и вопрос задачи.

    Далее педагог учит детей анализировать задачу, а именно выделять в ней условие и вопрос.

    Читайте также:  Новогодние игрушки. оригинальные поделки для детей. - воспитание и игры

    Развитие мышления. Найди лишнее слово

    Цель: развитие умственных действий.

    Читаем слова. Дети должны найти лишнее слово в каждом ряду.

    1. Береза, сосна, клен, тополь. (Сосна, т.к. хвойное дерево).

    2. Астра, флокс, василек, гладиолус. (Василек, т.к. полевой цветок, а не садовый).

    3. Гнездо, муравейник, курятник, берлога. (Курятник, т.к. создан руками человека, а не животным или насекомым).

    4. Печка, мама, вагон, ворота. (Мама, т.к. одушевленное).

    Математика. Решение задач

    Цель: формирование умения решать простые задачи.

    Материалы: рабочий лист, цветные карандаши.

    Дети должны самостоятельно составить условие и вопрос задачи.

    Далее педагог учит детей анализировать задачу, а именно выделять в ней условие и вопрос.

    Развитие мышления. Найди лишнее слово

    Цель: развитие умственных действий.

    Читаем слова. Дети должны найти лишнее слово в каждом ряду.

    1. Береза, сосна, клен, тополь. (Сосна, т.к. хвойное дерево).

    2. Астра, флокс, василек, гладиолус. (Василек, т.к. полевой цветок, а не садовый).

    3. Гнездо, муравейник, курятник, берлога. (Курятник, т.к. создан руками человека, а не животным или насекомым).

    4. Печка, мама, вагон, ворота. (Мама, т.к. одушевленное).

    Развитие внимания. Гусеницы

    Цель: развитие устойчивости и избирательности внимания.

    Материалы: рабочий лист, цветные карандаши.

    Педагог просит найти всех гусениц на рисунке.

    Подготовка руки к письму. Горы

    Цель: формирование графо-моторных функций.

    Материал: рабочий лист, цветные карандаши.

    Обведите горы по клеткам.

    Домашнее задание

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Источник: https://babyla.ru/page/podgotovka-school10

    Занятие 27. Звук [ч] и буква Чч

    Цель. Уточнить артикуляцию звука [ч]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом; ознакомить детей с буквой Чч; закреплять образы букв.

    Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, кукла Манечка, медведь и медвежонок, штампы, гуашь, набор картинок; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

    Ход занятия

    1. — С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? Найдите на панно букву, обозначающую звук [ж]. Дайте ему характеристику.

    Закончи предложение словом со звуком [ж], обозначающим действие.

    а) Ножом хлеб … (режут).

    б) Лошади громко … (ржали).

    в) Весенний ручеек весело … (журчит).

    г) Несчастного человека надо … (пожалеть).

    д) У самого синего моря старик со старухой … (жили).

    е) Взял предмет, на место его … положи).

    ж) Пирожки на сковороде мама … (жарит).

    з) По дорожке дети могут быстро … (бежать). И т. д.

    Дополнительные глаголы: сажать, сижу, вижу, желаю, жду, жгу, кружить, мажет, скажу, сторожу.

    II. 1. — Я прочитаю вам стихотворение. Почти во всех его словах есть звук, с которым мы сегодня будем знакомиться. Слушайте внимательно. (Воспитатель при чтении голосом выделяет звук [ч])

    Дырчатая тучка!

    Поливай водичкой ручки,

    Плечики и локоточки,

    Пальчики и ноготочки.

    Трем мочалкою коленочки,

    Щеточкой трем хорошенечко

    Пяточки, ступни и пальчики,

    Чисто-чисто моем мальчика!

    2. Артикуляция звука [ч].

    Обратите внимание

    Губы округлены и выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка упирается в передний край нёба; посередине языка идет толчкообразная воздушная струя.

    Характеристика звука. Звук [ч] — согласный, всегда произносится мягко (нежно).

    III. 1. — Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с девочкой Манечкой. Слушайте и помогайте мне.

    На поляночке возле леса девочка Манечка собирала грибочки.

    Вдруг откуда ни возьмись появился большой лохматый медведь и спрашивает грозным голосом: «Что ты делаешь в моих владениях?» — «Грибочки собираю для мамочки да папочки», — ответила Манечка.

    «Кто тепе разрешил?! Вот заберу тебя к себе в берлогу, будешь ухаживать за моим сыночком», — сказал медведь да так и сделал. Посадил Манечку к себе на плечи и понес к своей берлоге.

    2. Игра «Докончи слово».

    а) Одним звуком [ч]:

    — А Манечка умная была. Стала она дорогу отмечать, бросать предметы, которые у нее были. Если вы докончите слово звуком [ч], то узнаете, какие это были предметы: клю… (ч), кала… (ч), обру… (ч), мн… (ч).

    б) Одним слогом:

    — Дорога была длинной, и Манечка стала бросать предметы, которые у нее еще остались. Если вы докончите слово одним слогом (чек), то узнаете, какими предметами Манечка отмечала дорогу:

    плато… (чек) значо… (чек) фарту… (чек) крючо… (чек) носо… (чек) поясо… (чек)

    — Дошел медведь до берлоги. А там медвежонок сидит, ревет, есть просит. Жалко стало Манечке маленького Мишку. Замесила она быстро тесто, печь истопила и испекла вкусные пирожки.

    3. Изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    — Поел и уснул маленький медвежонок, а Манечка прибираться стала. Сначала вымыла большую миску, потом маленькую … (мисочку), сначала большую чашку, потом маленькую … (чашечку), сначала большую ложку, потом маленькую … (ложечку).

    Поправила сначала большую подушку, потом маленькую подушечку), сначала большую простынку, потом маленькую… (простыночку).

    Поставила на полку сначала большую корзину, потом маленькую … корзиночку). И т. д.

    Пришел медведь домой. Смотрит, в берлоге чистота и порядок. Говорит медведь Манечке: «Отпустил бы я тебя домой, да некому за Мишуткой моим присматривать».

    Тут мимо Сорока пролетала, услыхала слова медведя и застрекотала: «Ничего ты, медведь, не знаешь. А в нашем лесочке, на зеленом лужочке детский сад открылся для лесных зверят».

    Медведь и говорит девочке: «Ну что ж, отведешь Мишутку в детский сад. А потом иди домой, если дорогу найдешь. Не найдешь — у меня жить будешь».

    Важно

    Отвела Манечка медвежонка в лесной детский сад и дорогу домой нашла. А помогли ей предметы, которые девочка по дороге бросала.

    — Вспомните их, дети. (Дети отвечают развернутым предложением. Воспитатель поощряет ребенка, если он называет несколько предметов, используя интонацию перечисления. При необходимости педагог помогает детям вспомнить предметы)

    IV. 1. Знакомство с буквой Чч.

    Ч (показ буквы):

    Только с цифрою, друзья,

    Путать букву нам нельзя.

    (В. Степанов)

    Мы знакомились со звуком [ч], а вот буква Ч — вы правильно решили — Пишут так же, как 4 (четыре).

    Размещение буквы на панно по адресу: первый этаж, квартира № 3.

    Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и вырезанных букв).

    Закрепление образа букв.

    — Посмотрите на эти буквы. Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. Сколько здесь букв Ч?Сколько здесь букв Ж?

    ЧАУЧМЖНЧБЖДЧ

    V. Развитие мелкой моторики.

    — Манечка напекла много пирожков для медведей. Пирожки были с изюмом. Давайте украсим пирожки изюмом. (Работа со штампом)

    Источник: http://xn—-7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/publ/obuchenie_detej_gramote/zanjatija_po_podgotovke_k_obucheniju_gramote/zanjatie_27_zvuk_ch_i_bukva_chch/52-1-0-301

    УРОК- ИГРА ПО ТЕМЕ :» ЗВУК [Ч]. БУКВА Ч ч

    УРОК- ИГРА ПО ТЕМЕ :» ЗВУК [Ч]. БУКВА Ч ч.

    ЦЕЛЬ:

    1) обобщить и систематизировать знания учащихся о Ч, как о букве согласного звука;

    2) развивать познавательный интерес, память, мышление, умение анализировать и синтезировать полученную информацию; умение работать сообща, в группах;

    3) воспитывать самостоятельность, внимательность, коллективизм, взаимопомощь.

    Оборудование: конспект, компьютер, телевизор, схемы слов и предложений, слова для составления предложений, презентация

    Читайте также:  Признаки и свойства предметов - воспитание и игры

    ХОД УРОКА:

    I. ОРГМОМЕНТ

    II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

    Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по стране знаний, где вы учитесь читать и писать. А на чём мы отправимся в путешествие вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте внимательно:

    Это что за чудеса:

    Дует ветер в паруса?

    Ни паром, ни дирижабль —

    По волнам плывет…

    (Корабль)

    — На таком чудесном корабле мы отправимся в путешествие. Для начала мы с вами разделились на 3 команды. У каждой команды есть своё название:

    1 команда: ЮНГА

    2 команда: МАТРОСЫ

    3 команда: ШТУРМАНЫ

    — Команды у нас есть, а вот капитанов , которые будут управлять суднами мы должны выбрать, так капитан решает важные вопросы.

    КАПИТАН 1 КОМАНДЫ: МИНЕНКОКИРИЛЛ

    КАПИТАН 2 КОМАНДЫ: ЖГЕЛЬСКАЯ АННА

    КАПИТАН 3 КОМАНДЫ: АФАНАСЕНКО ВЕРОНИКА.

    -Капитанов мы выбрали, а теперь мы можем отправиться в путешествие? Но вы должны помнить о том, что на пути нам будут встречаться трудности, которые мы должны преодолеть.

    А преодолеть мы их сможем если будем друг дружке помогать. преодолеем трудности? За каждый правильный ответ команда будет получать якорь (устройство для удержания судна на воде).

    В конце всего путешествия мы подсчитаем количество якорей каждой команды и выявим победителей.

    III. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЗНАНИЙ.

    1 задание: » Отгадай загадку

    1 к:
    Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу, Крышка громко зазвенела:

    «Пейте чай, вода вскипела». (Чайник.)

    2 к:

    Мы, когда идем, стоим,

    А стоять умеем лежа,

    Даже если убежим,

    Мы не двигаемся тоже.(Часы.)

    3 к:
    Кто на свете ходит

    В каменной рубахе?

    В каменной рубахе

    Ходят… (черепахи).

    1к:

    Может он в орех залезть,

    А потом его заесть.

    Все, что вкусно выедает

    И обратно выползает. (Червяк.)

    2 к:

    Громко я жужжу, летая,

    Мёд целебный собирая.

    Всем полезна и мила

    Хлопотливая (пчела).

    3к:

    Из меня берут порою

    Реки свой исток.

    А в руках твоих открою

    Я любой замок. (ключ)

    — Кто знает как называется эта БУКВА. (Ч)

    — Кто может нам о ней рассказать? ( Это буква согласного звука ч. Звук ч согласный, глухой , всегда мягкий, и не имеет пары). Презентация

    — На что похожа буква Ч?

    Да, вы правильно решили,

    Ч мы пишем, как четыре.

    Только с цифрами, друзья,

    Буквы путать нам нельзя.

    2 ЗАДАНИЕ: » Составь из слов предложение».

    1 к: ДЕТИ ИГРАЛИ В МЯЧ.

    2 к: У МЕНЯ ЕСТЬ ЧЕРЕПАХА.

    3 к: НА УРОКЕ МЫ ПИШЕМ РУЧКОЙ.

    3 ЗАДАНИЕ: «СОСТАВЬ СХЕМУ СЛОВА НА ДОСКЕ»

    1 к: ЧАСЫ

    2 к: ЧУДО

    3к: МЯЧ

    — Вы наверное устали, так давайте отдохнём.

    IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Помогатор

    V. ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

    4 ЗАДАНИЕ: Определите, какой звук заблудился?

    1 к: На болоте нет дорог.

    Я по кошкам (кочкам) скок да скок!

    2 к: Наевшись рыбы до отвала,

    На море гайка ( чайка) отдыхала.

    3к: Синеет море перед вами,

    Летают майки (чайки) над волнами.

    5 задание: СЛОВА ПЕРЕВЁРТЫШИ (слова, которые читаются сначала слева направо, а потом — справа налево)

    1К: ШКАЧА — чашка, НИКЧАЙ — чайник

    2К: СЫЧА — часы, ХАПАЧЕРЕ — черепаха

    3К: КИОЧ — очки, ЧИКМЯ — мячик

    6 задание: «Доскажи словечко».

    1к: маль…… клю…. чай….

    2 к: паль….. лёт….. кирпи….

    3 к: бабо…. червя…. мя….

    7 задание: Какая команда самая дружная. Чистоговорка.

    ЧА-ЧА-ЧА- горит в комнате свеча.

    ЧУ-ЧУ-ЧУ- есть я больше не хочу.

    ЧО-ЧО-ЧО- молоко так горячо.

    ЧИ-ЧИ-ЧИ- продавали кирпичи.

    V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    Чем мы сегодня занимались на уроке?

    — Кому понравился наш урок и почему с помощью смайликов?

    — Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

    — Что было для вас трудным?

    VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

    Подсчитаем количество якорей и выявим победителей.

    — Вы все молодцы, хорошо работали на уроке, помогали друг другу и показали знания, которые нам пригодятся в дальнейшем.

    — Для того, чтобы у вас было хорошее настроение я вам подарю вот такие красивые смайлики, которые будут вам всегда помогать в трудной ситуации.

    — Наше занятие закончено! Благодарю всех за внимание!

    Источник: https://multiurok.ru/files/urok-igra-po-tiemie-zvuk-ch-bukva-ch-ch.html

    Игры с буквами

    Игры с буквами для развития навыка чтения

    Много с буквами хлопот, вот такой они народ… Учим буквы.

    Независимо от методики обучения чтению, рано или поздно мы начинаем учить буквы со своим ребенком.

    Для того, чтобы ребенок мог читать, необходимо, чтобы он запомнил букву и звуки, которые она обозначает. Причем, совершенно не нужно  обращать  внимание дошкольника  на то, что эта буква может обозначать разные звуки: твердый и мягкий, звонкий и глухой.

    Достаточно, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не …

    Читать полностью »
    Учимся читать. Игры со слогами.

    Кто быстрее? Сегодня хочу предложить Вам очень хорошую игру со слогами для начинающих читать. Это могут быть, как первоклашки, так и дошкольники, которые уже учатся читать.

    Независимо от выбранной методики обучения мы все равно учим ребенка читать слоги или склады (по Зайцеву). В процессе такого обучения ребенок учится сливать буквы в слог, произносить трудные слоги с несколькими согласными, составлять из них слова.

      На развитие этих умений …

    Читать полностью »

     Нужно ли учить ребенка  буквам или не нужно – это спорный вопрос. Очень многие дети прекрасно читают, не зная о гласных и согласных.  Им это еще не надо.

    И даже правильные названия букв абсолютно не нужны для обучения чтению. Потому, что когда мы учим читать, то называем звуки, а не буквы. А вот играть с буквами можно и нужно. И игр самых разнообразных по сложности  существует великое множество.

    А у каждой игры есть еще разные варианты применения. Вот …

    Читать полностью »

    В основу этого упражнения легли задания, которые я нашла в книге Гарри Алдера «Техника развития интеллекта». Задания, которые приводятся в этой книга нацелены на развитие IQ и рассчитаны, конечно, не на малышей. Но некоторые упражнения можно взять за основу для развития младших школьников. Так и появился «Квадрат букв». …

    Читать полностью »

    Маленький ребенок  еще не способен учиться, но может многое запомнить и понять, если все происходит в игре.

    Поэтому и раннее, дошкольное обучение  чтению,  знакомство с буквами обязательно должно быть в виде игры. Вот несколько игр с буквами для  ребенка.   Выкладываем буквы.

    Чтобы ребенок лучше запомнил графическое начертание, полезно выкладывать букву из гороха, камешков, палочек, шнурочков, рисовать ее на песке, на дороге мелом, лепить …

    Читать полностью »

    Найди букву Самый первый этап знакомство с буквами сейчас затрагивать не будем. Мы будем развивать умение антиципировать буквы, догадываться о букве по ее элементам.

     Малыш уже знает буквы и даже умеет их соединять, а нам надо закрепить эти знания и научить ребенка предугадывать букву по ее элементам. Чем легче ребенок узнает букву в самых разных ее положениях и вариантах, тем быстрее он будет читать.

    Вот несколько игр-упражнений на антиципацию …

    Читать полностью »

    Источник: http://chitalochka-ru.ru/category/bukva

    Ссылка на основную публикацию