Игра — что есть что? — воспитание и игры

Консультация на тему: Воспитание игрой

Кашканова Т.П.

Воспитатель ГБДОУ д/с № 135

Воспитание игрой

Игра – путь детей к познанию мира,

 в котором они живут и который призван изменить.

М. Горький.

Все дети любят разнообразные игры. Играют в детстве и порой в юности. Игры переходят из поколения в поколение, а порой дети сами их придумывают. Игр на свете так много, что не каждый человек в состоянии запомнить хотя бы десятую их часть. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности.

Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Нормальное развитие ребенка складывается под влиянием воспитания, в процессе которого ребенок овладевает социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями.

Обратите внимание

Воспитание и обучение на каждом возрастном этапе приводят не только к усвоению детьми определенных знаний и умений, но и к развитию способностей, позволяющих в дальнейшем овладеть новыми, более сложными знаниями, умениями и навыками.

Для того чтобы воспитание было по-настоящему развивающим, необходимо максимально использовать активность самого ребенка, опираться на такие виды деятельности, которые наиболее полно выражают его отношения к окружающему миру.

Стремление к подражанию взрослым создает благоприятные условия для возникновения изобразительной игры, в которой дети воспроизводят наблюдаемые ими действия взрослых, используя при этом предметы-заместители (гладят кубиком, кормят куклу палочкой и т.п.).

Умение заменять в игре одни предметы другими, видеть в линиях на бумаге или постройке из кубиков обозначение реальных вещей – большое приобретение в умственном развитии, начало пути, ведущего к пониманию и использованию букв, цифр, математических символов, нотных знаков. Приобретается способность решать простейшие задачи в уме, без практических проб. Играя, ребенок не просто подражает поведению взрослых – он берет на себя ту или иную роль, сам превращается в «папу», «маму», «шофера» и ведет себя в соответствии со своими представлениями об их действиях. В формирующейся сюжетно-ролевой игре – основном виде деятельности дошкольника – проявляется огромный интерес ребенка к миру взрослых, которые начинают выступать для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.

В таких играх складывается «детское общество» — система взаимоотношений между детьми, их взаимных привязанностей, симпатий и антипатий, что способствует развитию у ребенка общественных качеств личности, и в первую очередь коллективизма.

При правильном воспитании через игру у ребенка можно активно пробудить интерес и желание школьному обучению, к наукам и искусству.

По мере взросления увеличиваются возможности самостоятельного мышления детей, способности рассуждать и делать правильные выводы.

Через игру эмоциональная жизнь детей становится богаче и разнообразнее. Даже новые знания и умения лучше усваиваются детьми в форме игры, а также развивают его творческую инициативу. Играм-занятиям отводится важнейшая роль в умственном воспитании.

Важно

Для того чтобы эта деятельность протекла с наибольшей пользой для умственного развития детей, необходимо только правильно подобрать ассортимент игрушек в соответствии с возрастом детей и задачами их умственного воспитания, но и организовать восприятие ребенка, привлечь к игрушкам его внимание.

Как повлиять на игру?

Как же руководить детскими играми? Как влиять на их сюжеты и содержание?
Прежде всего, непосредственное влияние на содержание детских игр оказывают семейные отношения и характер жизни семьи.

Жизнь семьи и отношения старших и младших в этой семье, отношение к своим обязанностям являются для детей примером, который находит отражение в играх. Но сюжеты игр не должны исчерпываться только семейными отношениями.

Для расширения сюжетов детских игр и обогащения их содержания важнейшее значение имеет знакомство детей с окружающей жизнью.

Не всякое знакомство с окружающей ребенка действительностью будет оказывать влияние на сюжеты и содержание его игр.

Можно, например, повести ребенка в зоопарк, где показать ему различных зверей и рассказать об их жизни и повадках; или в саду показать ребенку различные деревья, кустарники, плоды; или сравнить трамвай и троллейбус и установить, что трамвай идет по рельсам, а троллейбусу рельсы не нужны; или на лугу, в огороде, в поле познакомить ребенка с огородными и полевыми растениями.

Все это, конечно, необходимо ребенку. Однако такое знакомство с окружающим миром не окажет воздействия на детскую игру. Дело в том, что ребенок не узнал главного: Что делает человек, в чем состоит его труд. Поэтому главным при ознакомлении ребенка с действительностью должен быть человек, его труд и отношения людей в труде.

Во время прогулок, в магазине, в трамвае, в метро, на колхозном дворе, в огороде, в саду, на поле, на реке всегда следует обращать внимание детей на людей и их труд, на отношение людей друг к другу, к своему труду, к предметам и орудиям своего труда.Вот вы едете с малышом в трамвае.

Совет

Остановите внимание ребенка на том, что пассажиры платят за проезд, что уступают место старикам и женщинам. Спустились в метро — заметьте: как здесь чисто (никто не сорит); дежурный следит за тем, чтобы пассажиры вошли в вагон; по сигналу дежурного отправляется поезд. Попали на колхозную ферму — покажите, как ухаживают за животными.

Будете в столовой — обратите внимание на то, как чисто на столах, как все аккуратно приготовлено для тех, кто придет сюда есть.

В общем, в основе знакомства с окружающей жизнью должно лежать выяснение социальной значимости труда; ребенок должен знать, что люди трудятся для блага всего общества, что каждый, трудясь, думает о людях, для которых он трудится: водитель — о пассажире, продавец — о покупателе, пекарь — о рабочем, который будет есть хлеб, а рабочий — о пекаре, который будет носить сделанные им ботинки, костюм или работать на сделанной им машине.Не редки случаи, когда у детей складывается неправильное представление о труде родителей — будто бы он направлен исключительно на удовлетворение потребностей семьи, и в частности самого ребенка. В таких случаях дети думают, что смысл труда их родителей ограничен только покупкой для них игрушек, красивых вещей. Отсюда — опасность появления в характере у детей черточек эгоизма.Детям в доступной для них форме необходимо раскрывать общественную сущность труда родителей. Наша жизнь насыщена примерами социалистического отношения к труду, к людям, к общественной собственности. Эти отношения и должны стать содержанием детских игр. Когда ребенок играет, родители должны следить, чтобы в игре отражались именно такие формы отношений.Вернемся к тому маленькому мальчику, который, наигравшись в «лошадки», бросил палочку, на которой скакал. Такое отношение не должно остаться без внимания. Конечно, не надо делать ребенку замечания в виде окрика: «Поставь палку на место!» Такое замечание, даже если ребенок выполнит требование, не приведет к желаемому результату, не создаст у ребенка правильного отношения к «лошадке».Уместнее в таком случае побудить малыша продолжить игру. «А вот лошадка устала. Надо ее покормить и напоить. Давай ее покормим», — говорит мать сыну. Она поднимает брошенную палочку-лошадку и просит сына принести для нее воды. Мальчик с охотой выполняет это поручение. Напоив «лошадку», он сам предлагает: «А теперь поставлю в конюшню и дам ей сена». «Лошадка» поставлена в стойло, накормлена, и только после этого ребенок занялся другой игрой. С тех пор мальчик никогда не бросает после игры свою палочку-лошадку, а ставит ее на место.Вот девочка играет с куклой. Она долго возится с ней. Катает ее в игрушечной коляске, кормит, потом качает. Несколько раз возвращается к одним и тем же действиям с куклой. Наконец ей, по-видимому, кукла надоедает. Она бросает ее и принимается за кубики. Можно, конечно, пройти мимо этого и предоставить девочке возможность поиграть в кубики, а затем предложить убрать куклу на место. Но это было бы неправильно. Гораздо правильнее предложить девочке уложить куклу спать, а платьица ее постирать и погладить. Девочка с радостью примет это предложение, так как стирка и глажение — это новые для нее действия. Так у нее будет воспитываться правильное отношение к кукле, которая в данной игре изображала ребенка. Станут более содержательными сами действия девочки, а кроме того, она научится что-то делать для куклы — а как это важно в воспитании у ребенка правильного отношения к другим людям!

Конечно, вмешательство взрослого в детскую игру требует большого такта. Вмешиваться в детскую игру следует только в тех случаях, когда она представляется вам нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или в тех случаях, когда ребенок уже исчерпал свои возможности, много раз повторяет одни и те же действия и игра начинает надоедать. Руководить детской творческой игрой лучше всего, играя вместе с ребенком. Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями. Ребенок может изображать шофера, а мать или отец — пассажиров или контролеров… Впрочем, содержание таких совместных игр трудно предусмотреть. Почти во всякой игре взрослый может найти себе такую роль, которая даст возможность незаметно руководить игрой, обогащать ее содержание.

Как играют дети?

Важно не только, во что дети играют , но и как они играют. Поясним это на примере. Ребенок едет верхом на лошадке. Сам он преобразился в наездника, а лошадку изображает палочка. Он весело скачет на палочке, погоняя ее прутиком.

Но вот ребенку надоело скакать, он бросает палочку и бежит к другому увлекшему его предмету. Что отобразил малыш в этой игре? Не просто то, что на лошади скачут. Здесь выразилось еще и отношение вообще человека к животному.

Увы, в данном случае лошадка-палочка выступала только как предмет, на котором можно ездить верхом.

Но вот другой ребенок, играющий в ту же игру — лошадки. Он скачет по комнате верхом на палочке и погоняет ее. Затем он подъезжает к углу комнаты, ставит свою «лошадку», идет в другой угол, берет там ведерко, подходит к «лошадке» и, подставляя ведерко к ее «голове», говорит: «На, пей, поработала, теперь попей».

Читайте также:  Уроки рисования для детей. часть 2 - воспитание и игры

После того как палочка-лошадка «попила», мальчик кладет перед ней кубик, изображающий сено, поглаживает «лошадку» и уходит от нее со словами: «Ты отдохни, а я пойду на работу». В этой игре, сходной по сюжету с предыдущей, существенно важно то, что ребенок выразил в ней заботу о лошади, накормил и напоил ее, не бросил, а поставил ее на место — т. е. позаботился.

Обратите внимание

Оба мальчика, взяв на себя роль наездника, отобразили в игре отношение его к лошади: в первом случае — безразличное, во втором — заботливое.Понятно, что игра по-разному будет влиять на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней.

Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении. Внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду — все это должно быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

Развитие сюжетов детских игр идет так: от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и затем к играм с сюжетами, отражающими общественно-политические события. Это развитие связано с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта.Однако многие сюжеты игр детей младшего и старшего дошкольного возраста одинаковы.

И младшие и старшие дошкольники могут играть в «доктора», «метро», «войну», «колхоз», «семью», «театр», «магазин», «строительство». Психологи вводят поэтому еще и понятие «содержание игры» —это содержание может быть различным в играх с одинаковым сюжетом; оно зависит от того, что именно становится для ребенка главным в той деятельности взрослого, которая отражается в игре.

Так, содержание игры в «доктора» различно у малышей и старших дошкольников. У малышей главным содержанием такой игры является выслушивание, выстукивание «больного» и различные действия с трубкой, пинцетом или шприцем. Малыши подражают главным образом действиям взрослых людей с предметами.

В среднем дошкольном возрасте дети воспроизводят уже отношения между доктором и сестрой, доктором и больным, т. е. переходят к изображению определенных отношений между людьми. Наконец, у старших дошкольников на первый план выходит отображение в игре заботы доктора о больном — собственно то, что и составляет главную функцию врача в обществе.

Таким образом, развивается и содержание ролевых игр. Сначала воспроизводятся действия взрослых с предметами, затем отношения между людьми. Наконец, в игре ребенок «схватывает» общественную сущность деятельности взрослых. В этом выражается все более глубокое знакомство ребенка с жизнью окружающих его взрослых людей.

Таким образом, игра через свое содержание выводит ребенка за пределы узкосемейного круга.Совершенно неправильно было бы думать, что развитие ролевой игры в дошкольном возрасте может происходить стихийно, что ребенок самостоятельно, без всякого руководства со стороны взрослых может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности.

Специальные исследования и педагогический опыт передовых воспитателей показывают, что новое содержание должно быть внесено в игру взрослыми.Знакомя детей с окружающей действительностью, раскрывая им в доступной для них форме общественные функции людей и общественные отношения между ними, взрослые тем самым способствуют развитию игры, ее содержания.

Важно

Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим он сам проникается соответствующим отношением к другим людям.

Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо обращается с «пассажирами», которых он «перевозит», не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, неряшливо обращается со своими игрушками, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем и отрицательные черты характера — эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если в игре ребенок ласков со своей куклой, всегда убирает игрушки, выполняет взятые на себя в игре обязанности и подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка в игре развивается» бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность, общительность и другие ценные качества. Вот почему далеко не безразлично, во что и как играют дети. Родители должны интересоваться играми своих детей, расширять их сюжеты и насыщать их содержанием.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/14/vospitanie-igroy

Воспитательные игры и упражнения в школе для работы с детьми

Предлагаются воспитательные игры и психодраматические приемы для развития и личностного роста ученика, а также упражнения, позволяющие практически освоить правила этикета.

 Игры предназначены главным образом для работы с детьми и подростками в школе или в других условиях групповой работы с учениками. Игры адресованы педагогам, воспитателям и школьным психологам, родителям и всем, кто имеет отношение к воспитанию.

Воспитательная игра «ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ»

 Предлагаем всем участникам разделиться на тройки. Пожалуйста. (Гонг) Эта игра будет адресована к той части в каждом человеке, которая заведует культурой взаимоотношений в сфере обслуживания, где очень часто мы можем наблюдать огрехи и разного рода казусы.

Итак, один из участников будет учтивым и весьма профессиональным продавцом, другой — требовательным, капризным и нагловатым покупателем, третий будет арбитром. Решите между собой, как будут распределены роли. Пожалуйста.

(Гонг) Придумайте также, какого рода товары будут продаваться в вашем магазине — хлеб, овощи, одежда и т.д. А может быть это будет что-то необычное… Просим вас. (Гонг). Хорошо. А сейчас приступим к игре. Продавец пытается обслужить капризного покупателя несмотря ни на что.

Переходить рамки вежливости нельзя продавцу, покупателю же нельзя применять физическую силу и неприлично выражаться. Арбитр оценивает все промахи продавца и его дипломатические находки. Бестактное поведение штрафуется снижением оценки. Если условия игры понятны, то начнем… Пожалуйста. (Гонг). Хорошо.

А теперь поменяемся ролями. Продавцы становятся покупателями, а покупатели продавцами. Внимание. Начали. (Гонг) Спасибо, на этом игра закончена. (Гонг).

 Воспитательная игра «ДИПЛОМАТИЯ»

Давайте поупражняемся в искусстве дипломатии. Предположим, между вами завязался интересный разговор, но одному из беседующих нужно прервать беседу, так как, допустим, он опаздывает на свидание, а другому хочется продолжить интересное общение. Как быть? Попробуем разыграть эту ситуацию по ролям.

Разделитесь, пожалуйста, по тройкам. Просим вас. («Гонг/Один в тройке — судья или супервизор — то есть беспристрастный наблюдатель. Двое других — собеседники, один из которых хочет деликатно выйти из разговора, а другой назойливо и несколько нахально хочет продолжить его и узнать для себя что-то важное.

Супервизор будет оценивать искусство дипломатии первого, снижая оценку за нарушение рамок веж¬ливости в разговоре. Итак, по первому удару гонга собеседники начинают беседу , интересную для обоих, но после второго гонга начинается поединок, который будет оцениваться третьим участником — супервизором.

Совет

Итак, пожалуйста, начали разговор. (Гонг) А теперь перешли к словесному поединку. (Гонг) Хорошо. Обменяемся впечатлениями и подведем итоги первого раунда. (Гонг). Хорошо. Пора поменяться ролями. Пусть каждый в тройке использует на себе все три роли/Гонг,) Спасибо. А теперь обсудим итоги. Пожалуйста.

(«Гонг/Спасибо, игра закончена. (Гонг).

Воспитательная игра «СИМПАТИИ»

Любой коллектив, даже очень дружный, всегда не очень однородный. Существуют группки по интересам, привязанностям, взглядам.

Как правило, в коллективах есть свой лидер, оппозиция, заводилы, независимые и очень зависимые, не говоря уже о симпатиях мужской и женской частей коллектива. Предлагаем провести такой анонимный эксперимент.

Каждый ручкой на бумаге обозначит места всех присутствующих и подпишет их. Просим вас. (Гоне) Теперь возьмите в руки карандаш и проведите линии, отражающие тяготение членов коллектива. Пусть к каждому

подойдет не одна линия. Пожалуйста. (Гонг). Теперь к ведущему просьба собрать листочки и при беглом просмотре определить основных действующих лиц коллектива, возможно, это лидеры. Пожалуйста. (Гонг).

Наиболее популярным лицам будет и большая нагрузка — предлагаем подготовить выступления типа художественной самодеятельности. А пока, не теряя времени, сообщите первые результаты и раздайте в случайном порядке листочки всем присутствующим. Каждый сможет дополнить проявляемую картину и передать листочек по кругу.

По тому, насколько жирными будут к концу игры карандашные ручьи, мы сможем дать оценку каждому присутствующему. Итак, листочки в круг! (Гонг) Сейчас, пока ведущий собирает и обрабатывает окончательные результаты, посмотрим подготовленные номера художественной самодеятельности. Пожалуйста. (Гонг).

В заключение ведущий может обнародовать результаты эксперимента и раздать на память листочки. А выводы каждый сделает для себя сам. Пожалуйста. (Гонг)

 Воспитательная игра «В КАФЕ»

(Реквизит: столики, стулья)

Мы собрались посетить кафе. Например, молодой человек идет в кафе с дамой.

Как вести себя при входе в кафе, в гардеробе, при входе в зал? Как выбрать стол и усадить за него даму? Как получить меню и сделать заказ? Как приветствовать знакомых, проходящих мимо вашего столика? Для того, чтобы вспомнить правила посещения кафе и ресторана, мы устроим сейчас обсуждение.

Постараемся вспомнить побольше таких правил, при этом в обсуждении должны участвовать все присутствующие. Ведущий проследит, чтобы участвовали все. Итак, мы называем сейчас правила поведения в кафе и ресторане. Начали. (Гонг).

А сейчас под руководством ведущего мы попробуем разыграть все этапы этого приятного процесса — посещения кафе. С помощью ведущего распределим роли и на практике покажем знания тех правил, о которых мы только что говорили. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Подведем итоги и на этом закончим наше посещение кафе. (Гонг),                                   

Читайте также:  Игра змейка английские слова - воспитание и игры

Воспитательная игра «БУДЬТЕ ДОБРЫ»

Внимание! Давайте поиграем в такую игру. Сначала предлагаем вам вспомнить вежливые слова, обращения и обороты, которые вам известны. Их существует большое множество, так что каждый без труда припомнит общеизвестные, такие как «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «уважаемый сударь» и т.п.

А может быть вам придут в голову старинные слова, которые сейчас мало кто употребляет. Пожалуйста, вспоминайте. (Гонг). Хорошо. А теперь, давайте играть. Для этого всем нужно сесть в круг. Пожалуйста. (Гонг). Так. По сигналу гонга по очереди называйте вежливые слова по одному. Повторять уже сказанные слова нельзя. Тот, кто не может вспомнить ничего нового — выбывает из игры.

В конце игры останутся несколько победителей (5-6), которые и прослывут отныне великими знатоками вежливых обращений. Но это теоретики. Лишь тот из них, кто умело использует свой богатый словарь вежливых обращений в жизни, может называться поистине вежливым человеком в жизни. Итак, начинаем игру. По кругу, друг за другом, называйте вежливые слова. Повторяться нельзя. Внимание.

Начали. (Гонг).Спасибо. На этом игра закончена. Поздравляем победителей! (Гонг).

Воспитательная игра «ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС»

Обращали ли вы внимание на свой внутренний голос, внутреннее «Я», который очень часто сигнализирует о том, что вам на самом деле нужно в настоящий момент, и который очень часто люди вовсе игнорируют и продолжают делать то, что «нужно». Этот голос делает сообщения типа: «Я хочу…, я желаю…, я могу…, я намерен…

» Внутренний голос очень важная персона, а многие его недооценивают или вовсе не замечают, отчего бывает сильно страдают. Например, вы взялись за важное дело, а что-то внутри вам сообщает: «Я чувствую, что мне это не по плечу». Однако, вы не слушаетесь и, возможно, проваливаете дело или же оно оказывается бессмысленным.

Внутренние сигналы нельзя игнорировать: их надо понимать и прислушиваться к ним, чтобы осуществить Вашу главную задачу в жизни — реализации этого внутреннего «Я». Давайте прямо сейчас прислушаемся к тому, что говорит внутренний голос каждого из нас.

Его нужно отличать от всех посторонних мысленно эмоциональной заряженности и довольно сильному желанию что-то сделать по его велению. Пожалуйста, погрузитесь в свои переживания и мысли и выловите сиюминутные желания, какими бы странными и нелепыми они вам ни показались (Гонг).Так, а теперь давайте исполним свои желания.

Обратите внимание

Если возможно — то прямо здесь и сейчас, а если невозможно, то представим в воображении, когда и как можно было бы осуществить. Пожалуйста, начали исполнять веления своею внутреннего голоса прямо здесь и сейчас или же в воображении. (Гонг). Спасибо. Предллагаем вам обсудить результаты этого опыта.

Кто из вис впервые узнал о чем ;о новом, чего вы оказывается желаете, а раньше-то и не подозревали об этом? Пожалуйста. (Гонг). Благодарим вас. На этом игра заканчивается. (Гонг).

Воспитательная игра «ЯВНО ИЛИ ТАЙНО»

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/vospitatelnie-igri-i-uprazhneniya-v-shkole-dlya-raboti-s-detmi.html

Что значит игра для ребенка?

Для детей игра – не просто веселье, это нечто более важное. Играя, дети учатся жить, осознавать самих себя и свое место в этой жизни.

Основы

Играя с ребенком, Вы делаете большое дело. Время, которое Вы проводите вместе, играя, предоставляет большие возможности для обучения.

Игра также помогает Вашему ребенку: •    Стать уверенным в себе •    Чувствовать себя любимым, счастливым и в безопасности •    Развить коммуникативные способности и язык •    Учиться заботиться об окружающих и о мире, в котором мы живем •    Развиваться физически •    Соединять мостики понимания в своей голове Вашему ребенку, как правило, нравится играть с Вами, но иногда ему нужно побыть и поиграть в одиночестве, наедине с собой. Возможно, он захочет получить от Вас подсказки, как и во что играть, а также Ваши комментарии по поводу правильности игры. По мере взросления, игра также будет видоизменяться.

Различные виды игры

Не спланированная, свободная игра является наилучшей для маленьких детей. Это игра, которая просто случается, в зависимости от того, что для малыша представляет интерес в данный момент. Свободная игра всегда не запланирована, она способствует развитию воображения малыша, а также позволяет ему продвигаться вперед в своем темпе.

Примерами свободной игры могут быть: •    Творческая игра в одиночестве или с другими, может включать в себя ролевые и музыкальные игры •    Образные игры – построение домика для игр из одеял и коробок, переодевания, игра в «понарошку» •    Изучение новых или любимых мест для игр – шкафов, дворов, парков, детских площадок и т.д.

Вы, если хотите, можете присоединяться к игре. Иногда все, что Вам необходимо сделать – это придать игре нужное направление – в сторону игрушек, раскиданных на полу, или в сторону листов бумаги с цветными карандашами. Иногда от Вас потребуется немного больше активности.

Например: «Может, поиграем сегодня в переодевания? Кем ты сегодня хочешь быть?» Спланированная игра немного другая. Она более организованная и происходит в определенное время в определенном месте, часто лидером в такой игре является взрослый.

Важно

Примерами спланированной игры могут являться: •    Занятия по ознакомлению с водой для детей ясельного возраста, или же уроки плавания для более старших детей – Вам может казаться, что они очень важны для Вашего ребенка, но он или она могут воспринимать их как простое развлечение и игру •    Кружки музыки, танцев и художественной самодеятельности для детей всех возрастов •    Семейные настольные игры И свободная, и запланированная игра могут происходить как дома, так и на улице. Игры на улице предоставляют возможность изучать этот мир, развиваться физически, становится активным.

Как изменяется игра по мере взросления Вашего ребенка:

Ребенок растет, и игра изменяется вместе с ним – он становится более изобретательным, играя в игрушки, выдумывая что-либо. Это значит, что он расширяет пространство для своей игры и нуждается в большем количестве времени. Грудные младенцы: Для таких малышей лучшей игрушкой являетесь Вы сами.

Вы можете поиграть с малышом так: •    Музыка, песни, колокольчики или контейнеры, наполненные чем-то шумящим – все это развивает слух ребенка, а также способствует двигательной активности •    Предметы различных размеров, цветов и форм – ребенок будет пытаться их достать и ухватить •    Прочная мебель, мячи, игрушки, коробки – все это поможет ребенку ползать, стоять и ходить

Дети ясельного возраста:

Ребенку в этом возрасте может понравиться следующее: •    Большие и легкие предметы, такие как картонные коробки, ведра или надувные шарики – все это будет способствовать развитию конструктивных и двигательных способностей (толкать-тянуть, бегать) •    Мелки, веревки, музыка, контейнеры •    Обручи, коробки, большие камни, подушки – все это можно использовать для лазания, балансирования, перекатывания, раскачивания •    Туннели, укромные уголки способствуют физической активности, такой как ползание, а также исследовательской деятельности Во время игры можно ставить любимую музыку, чтобы он или она познавали различные звуки и ритм

Дошкольный возраст:

Вот несколько идей, которые помогут развиваться в правильном направлении Вашему дошкольнику: •    Пластиковые бутылки из-под молока, деревянные ложки, пустые баночки, палочки, гофрированная бумага, пластиковые ведерки, старая одежда – все это Ваш ребенок может использовать для воображаемой, незапланированной игры •    Любимые диски, а также всевозможные плошки и кастрюльки – ребенок может устроить танцы или придумывать музыку •    Мячи и летающие тарелки – все это поможет ребенку учиться бросать, катать и пинать Когда Вы предлагаете своему ребенку бросить что-то или пнуть, предложите ему чередовать левую и правую часть тела

Школьники

Школьникам может нравиться следующее: •    Мебель, постельное белье, корзины для белья, тенты, коробки – все это можно использовать для конструирования •    Просто его воображение, когда он представляет себя своим любимым героем Если Вашему ребенку нравится какое-либо занятие, Вы можете отдать его в соответствующий кружок или секцию для школьников. Если Ваш ребенок не хочет играть Временами Ваш ребенок не хочет играть, например, когда он устал или ему надоела какая-то однообразная деятельность. Это нормально. И это не должно вызывать беспокойство. Но иногда нежелание играть может сигнализировать о том, что с Вашим ребенком не все в порядке. Проконсультируйтесь со специалистом, если Ваш ребенок: •    Не играет в интерактивные игры, такие как «Ку-ку» (игра в прятки с ребенком) •    Если ребенок проявляет интерес исключительно к какой-либо части игрушки, а не к игрушке в целом (например, если он только крутит колеса игрушечной машины, вместо того, чтобы возить ее по дому, как это делают другие дети его возраста) •    Ваш ребенок не желает играть с другими детьми или просто не хочет играть в ролевые игры  

Источник: http://lady.glac.ru/article/1661

Значение игры в воспитании и развитии ребенка

В этой статье:

  • Виды игр и их значение
  • Советы родителям

Все мы когда-то были детьми и с упоением носились по улице, играя в догонялки, прятки или казаки-разбойники, строили магазины и обустраивали дома, распределив роли дочек и матерей. Чудесное время без всяких хлопот, кредитов, ипотечных взносов, безработицы и прочих неприятных моментов взрослой жизни.

Но пришла пора, мы сами стали родителями и теперь, наблюдая за играми своего ребенка (или детей), можем задаться вопросом: насколько такая простая вещь, как игра, влияет на ребенка и какое место она занимает в его развитии?

Давайте вместе порассуждаем на эту тему, а конкретнее о том, каким образом развиваются наши дети во время игры, причем подробно остановимся на ребятах дошкольного возраста.

Читайте также:  Проверяем знания дошкольника. часть 4 - воспитание и игры

В наше время границы семьи и дома раздвигаются до самых широких пределов. Огромный поток информации льется на нас и наших детей отовсюду: средства массовой информации, различные образовательные учреждения, литература, искусство, развлечения, наука.

Совет

Нынешние дети разбираются в таких вещах, о которых еще 10-20 лет назад их сверстники и подумать не могли. Мы можем дать своим детям очень многое: от развивающих игрушек дома до поездок за границу в дальние страны.

Все это соответствующим образом влияет на кругозор ребенка, формирование его мировоззрения и, безусловно, сказывается на его развитии.

Имея возможность заниматься самой разной деятельностью, наблюдая за жизнью взрослых, ребенок вольно или невольно копирует их и примеряет на себя впитанные им знания и впечатления.

Виды игр и их значение

В дошкольном возрасте роль игр является первостепенной в развитии ребенка, поэтому их должно быть много. Те игры, что уже известны, дети дошкольного возраста с легкостью меняют, подстраивая правила под себя: усложняют или упрощают, привносят что-то своё, придумывают дополнения.

Игры бывают подвижные,дидактические, ролевые, конструктивные  (строительные), и все они направлены на развитие творческих способностей ребенка, физическое совершенствование, обучение общаться с окружающими и действовать сообща в коллективе, а также на формирование познавательных процессов и нравственное развитие. Сюда же можно отнести игры с музыкальными инструментами и игрушками, а также игры, имитирующие театр.

Ролевые игры начинаются в раннем возрасте и копируют нас с вами, взрослых людей. Известные педагоги, занимающиеся исследованием игровой деятельности ребенка, считают, что ролевые игры занимают главное место в деятельности ребенка дошкольного возраста. Дети наблюдают, повторяют за взрослыми поведение в семье, быту, на работе и в целом во взаимодействии с окружающей средой.

Таким образом дети готовят себя к будущей взрослой жизни. Сюжетов для ролевых игр вокруг полным-полно: детский сад (воспитатель и воспитанники), больница (врач и пациент), дочки-матери (родитель и ребенок) и так далее.

Подвижные игры сказываются прежде всего на физическом развитии ребенка.  Укрепляют здоровье, способствуют развитию координации движений, ловкости.

Такие игры любимы практически всеми малышами, у которых, как известно, внутри моторчик, требующий постоянного движения, беготни, прыжков и танцев.

Роль подвижных игр сложно переоценить – без них невозможно представить полноценное счастливое детство любого ребенка.

Обратите внимание

Дидактические игры развивают память, внимание, самым положительным образом сказываются на развитии наблюдательности и мышления ребенка дошкольного возраста. Сюда относятся лото, красочные карточки с картинками и буквами, детское домино, пазлы.

Строительные игры: пирамидки, кубики, конструкторы – направлены на развитие конструктивных способностей малыша. Они готовят детей к освоению ими трудовых навыков, развивают пространственное воображение и анализ-синтез (через умение собирать-разбирать).

Замечательно, если ваш ребенок будет проводить время, играя с музыкальными игрушками. Это могут быть металлофоны, колокольчики, детское пианино или гитара. Музыкальных предметов для детской игры огромное количество, и все они помогают малышу в развитии речи и слуха.

Играя в театр, который может быть пальчиковым, кукольным, настольным, дети получают возможность развить воображение, пополняют словарный запас, учатся взаимодействовать с окружающими и просто получают удовольствие от игры.

Советы родителям

Разумеется, при выборе игрушек родители должны руководствоваться определенными требованиями. В последние годы российский рынок заполонили дешевые игрушки китайского производства, на которые, как говорится, без слез не взглянешь.

Никаким эстетическим требованиям зеленые зайцы с кривыми носами и страшненькими глазами не соответствуют, а ведь это очень важно для формирования этетической личности ребенка. Кроме того, игрушка должна помогать в развитии и обязательно быть безопасной для здоровья.

К этим вопросам нужно отнестись очень ответственно.

Помимо того, что можно просто купить игрушку в магазине детских товаров, можно также приложить немного фантазии и сыграть свою роль в развитии ребенка.

Самое простое – поиграть на кухне. Пока мама готовит ужин для семьи, можно замечательно увлечь ребенка тем, что есть под рукой. К примеру, банальная яичная скорлупа (предварительно тщательно промытая) крошится на мелкие кусочки, а ребенок наклеивает их на пластилин или тонкий слой теста на бумаге, выкладывая узор, который потом можно раскрасить.

Кстати, о тесте. Лепить фигурки из него – сплошное удовольствие, а если приготовить соленое тесто и слепить из него фигурки, а затем высушить их в духовке – получатся прелестные статуэтки или панно.

Кроме того, крупы – это отличный материал для игр, как и сухие макароны. Изготовление браслетов, рисование по мелким крупам, создание красивых и необычных аппликаций – отличный способ развить мелкую моторику ребенка, а также его творческие способности и воображение.

Для детей дошкольного возраста очень важными являются подвижные игры, как уже упоминалось выше. Запаситесь мячами, скакалками, сбивайте кегли, поиграйте на улице в городки – можно позвать в игру и других детей. Устройте веселое соревнование по прыжкам. При этом обязательно нужно следить за безопасностью детей.

Нередки случаи, когда дети разбивают коленки или лицо, потому что слишком быстро бежали, или наносят друг другу травмы игрушками, мячом или палкой. Организуйте подвижные игры так, чтобы дети веселились, двигались, но не испытывали стресса, и чтобы игра не обернулась конфликтом.

Важно

Для ребенка дошкольного возраста очень важно, чтобы он умел играть разными игрушками. Не стоит категорично делить игрушки на «мальчуковые» и «девчачьи». Мальчик вполне может иметь дома пушистого мягкого зайца или забавного мишку, а девочка с удовольствием посадит своих кукол в грузовик и покатает их по комнате.

Таким образом, роль игры для ребенка дошкольного возраста имеет основополагающее значение. В процессе игры дети общаются, снимают стресс, учатся добиваться поставленных целей, взаимодействовать с коллективом и получают общее необходимое психическое и физическое развитие.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvivayushhij-dosug/igry/znachenie-igry-v-vospitanii-i-razvitii-rebenka.html

Воспитание детей в игре

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Педагог В.А.Сухомлинский писал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от четкой организации и проведения игр.

В процессе игры развиваются духовные  и физические качества ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, дружелюбие, гуманность, трудолюбие и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их, называют сюжетно – ролевыми или творческими. В этих играх ребята воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Создание игрового образа требует от детей активного мышления, творческого воображения, изобретательности, побуждает искать и находить новые средства достижения цели.

В игре ребенок не только реализует свои знания и представления, но и совершенствует, расширяет их. Он познает богатство человеческих чувств, носителями которых являются персонажи сюжета, познает эмоциональный мир человека.

Совет

Сюжетно – ролевые творческие игры отличаются естественной выразительностью, которая вытекает из понимания ребенком сущности создаваемого образа. Без этого дети неглубоко переживают роль и создают бледный, невыразительный образ.

Выбор роли и определение действий в ней – творческий процесс. Впечатления о человеке, полученные из различных источников, фокусируются  в едином игровом образе. Это не обходится без работы творческого воображения, без умения комбинировать прежние впечатления и новые, создавать многочисленные варианты таких комбинаций.

А для того чтобы игры были содержательными и воспитывающими, необходимо знакомить детей с определенным  кругом явлений из жизни взрослых, постепенно  раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является  важным средством воспитания.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети  впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами ее организуют. Но в тоже время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском учреждении и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события  жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит.

Воображение проявляется и развивается  так же в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, — изготовить самому.

Так в игре развиваются творческие способности ребенка.

Обратите внимание

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитие детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра  важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы  сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Источник: https://www.prodlenka.org/vospitanie-detej/7571-vospitanie-detej-v-igre.html

Ссылка на основную публикацию