Игра для развития речи — воспитание и игры

Игры и упражнения для развития речи

Игры и упражнения для развития речи

И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях.

На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться.

Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.

Обратите внимание

Многие сведения об окружающем дети приобретают практически, в быту, в игре. Но, как уже говорилось выше, предоставленные самим себе дети могут и не приобрести необходимых для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления.

Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений.

Направляющее влияние педагога, прежде всего, выражается в отборе воспитательно-ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений.

Второй год жизни – ответственный период так же и в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его со взрослыми.

Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.

Для своевременного развития активной речи детей воспитатель должен побуждать каждого ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношение новых.

В условиях коллективного воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется в повседневном общении со взрослыми, на специальных занятиях и с помощью дидактических игр и упражнений вне занятий.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Важно

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Цель игр, приведенных ниже, — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

Цель:Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

Ход:Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны бытьясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

— Возьми мишку и посади в машину.

— Возьми мишку из машины.

— Посади в машину куклу.

— Покатай куклу машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужнодавать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук.

Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук.

Звонить надо не очень громко.

УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.

Источник: https://infopedia.su/3x62a6.html

Игры для развития речи дошкольников

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития. Одни дети уже к трем годам могут чисто и правильно произносить слова. Другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

И таких детей большинство.

Наиболее типичными ошибками в этом возрасте являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. У многих детей в этом возрасте голос еще неустойчив.

Некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко).

А также учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи. Они также помогут учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова. Не менее важно научить детей и громко, и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат.

Он играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком и еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д.

При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек.

Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и предлагает доставать игрушки. При этом он говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку.

Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м — мь, п — пь, б- бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. — «Я буду продавцом», — говорит он и переспрашивает: — «Кем я буду?» Дети отвечают, повторяя за воспитателем, что он будет продавцом.

— «А вы будете покупателями.» — продолжает воспитатель, — «Кем вы будете?» — «Покупателями», — отвечают дети. — «Что делает продавец?» — «Продает».

— должны сказать дети — «Что делает покупатель?» — «Покупает» —

Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их.

Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку.

Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка.

Совет

Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м — мь, п — пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Можно ездить или нет

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных.

Читайте также:  Учимся читать играя - воспитание и игры

Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место.

Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.

), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков.

Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь,).

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.

Обратите внимание

Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения.

Их цель — развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.

Возьми игрушку

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу.

Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.

Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Выдели слово

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Подбери похожие слова

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где крУжки, а где кружкИ

Наглядный материал: две кружки и два кружка.
Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков).

Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р).

С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове. Они могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического восприятия предназначены нижеследующие игры.

Эти игры помогут развить умение вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков.

Важно

Данные игры направленны на подбор слов с заданными звуками. А также содержат упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений — развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ш — ж, ч — щ, с — ш, з — ж, ц — ч, с — щ, л — р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

звук «C»

Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа. Домик над рекою, Светлой полосою В окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев. “ На берегу”)

звук «З»

На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи. Почему собака лает На того, кого не знает? Потому она и лает – Познакомиться желает.

(А. Власов. “Почему?”)

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.

Кто лучше слушает?

Вариант 1. Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание:

“Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. » Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку.

Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком «ш», 5 – со звуком «ж», 5 – где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.
Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком «ш», другой – со звуком «ж». Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Вариант 3. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком «ш», другому – со звуком «ж». Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

Слова могут звучать громко и тихо

Цель

Источник: http://www.child-psy.ru/igra/292.html

Игры для развития речи

Игры для развития речи: увлекательные современные игры для речевого развития детей. Развитие словаря,  связной речи, мышления, восприятия, ориентировка в пространстве, грамматические игры, знакомство с окружающим миром.

Сегодня я хочу познакомить Вас, дорогие читатели сайта, с играми для развития речи детей Татьяны Барчан – одной из читательниц «Родной тропинки», педагога — практика.

Я очень благодарна судьбе и сайту  за знакомство с такими интересными людьми, как мои читатели и подписчики! Вы – таланты! И я очень рада, что на моем сайте сложился такой замечательный коллектив единомышленников, и что Вы готовы делиться друг с другом своими идеями и находками. Спасибо Вам!

Мы встретились с Татьяной несколько недель назад, до этого она просто читала мой сайт, была подписчицей, а я.. ничего не знала о ней и ее играх, хотя всегда очень внимательно просматриваю раздел «игры для развития речи» во всех книжных  и детских магазинах. Наконец мы встретились :).

 Это всегда очень волнующе – встречаться с теми, кого не видишь  и кто находится «по ту сторону экрана», но для кого пишешь статьи и делаешь курсы. Первое впечатление от игр Татьяны – я никогда и нигде этого раньше не видела.

 Необычно, уникально, индивидуально! Здорово! Второе – это так интересно даже мне, как же интересно  будет играть в эти игры детям! Третье – игры бездонны и безграничны по своему содержанию. Я хотела написать эту статью за 3 дня, а писала 2 недели, т.к. увидела в играх огромный потенциал для развития ребенка – гораздо шире, чем указано во вкладыше в игру.

Четвертое – игры прекрасно иллюстрированы, что сейчас редко встречается. Иллюстрации забавные, юмористические, живые, вызывающие улыбку, их не хочется выпускать их рук. Пятое — эти игры рождены самой жизнью и «идут» от детей, с которыми уже много лет  автор проводит игротеки. Они придумывались – создавались – редактировались в ходе живого общения с малышами.

  Поэтому игры получились веселые, с тонким чувством юмора,  с хитростями – ловушками, которые так любят дети, это игры, сделанные  с любовью и с душой. Шестое – я поняла, что хочу не просто сама играть в эти игры с детьми, но и рассказать о них всем вам – читателям «Родной  тропинки». Так родилась эта статья про игры для развития речи.

Что Вы найдете в статье:

  1. Об авторе игр.
  2. Описание игр для развития речи и фото всех их элементов.
  3. Множество вариантов использования игр как от автора, так и от меня.

Мы уже играем в эти игры. Присоединяйтесь!

Как получить игры из статьи?

Все эти игры и другие игры можно получить прямо из рук автора без всяких наценок и еще и со скидкой 10% . Для этого нужно написать письмо по адресу: rebus_igra@mail.ru. И назвать те игры, которые Вы выбрали. Для получения скидки, которую сделает Татьяна для читателей «Родной тропинки» Вам нужно в письме написать кодовое слово: родная тропинка.

Выбрать игры можно на сайте Татьяны под названием Игротека Ребус. Игры Татьяны Барчан.  

А если Вы живете в Москве, то можно приехать к Татьяне и выбрать игры, рассмотреть их вживую. Вас ждут на улице Вишневой, дом 5, офис 35.  Предварительно позвоните: 8-499-714-23-09

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/igry-dlya-razvitiya-rechi/

Игры для развития речи детей. — Любимые Дети

Июль 12, 2015 Наталья Мэй 2 комментария

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш поскорее научился говорить. Каждый ребенок развивается в своем темпе и кто-то научится разговаривать раньше, а кто-то позже. Но, родители всегда могут помочь своему малышу в этом нелегком для него умении – умении говорить. Как же это сделать? Конечно же, с помощью игр!

Существует множество интересных и увлекательных игр для развития речи детей.

Дудочки и свистки

Для начала возьмите простые, элементарные маленькие дудочки или свистки, в которые будет очень легко дуть. Старайтесь выбрать яркие и удобные для малыша свистульки, которые издают приятные звуки. Попробуйте просто подуть с малышом по очереди, затем можно усложнить задачу и дуть по несколько раз, а потом попытаться насвистеть какую-то простую мелодию.

Кто дольше или громче

Выберите какой-то звук, например «а» или «у», и соревнуйтесь кто из вас сможет дольше его протянуть или громче. Такая игра несомненно понравится малышу, будет тренировать его речевой аппарат и поможет в будущем выучить буквы.

Читайте также:  Развитие мышления у детей - воспитание и игры

Экскурсия

Возьмите одну из любимых игрушек малыша, например, мишку или куклу, и предложите ему провести для него экскурсию по дому.

Пусть ребенок так, как может, показывает и рассказывает игрушке, где он спит, где кушает и где играет. Вы можете говорить за игрушку, задавать вопросы от ее имени.

Такая игра развивает не только речь, но и учит ребенка хорошо ориентироваться в пространстве, запоминать названия предметов обихода и действия.

Как говорят животные

Вы можете взять карточки с изображением животных или игрушечные фигурки животных. Расскажите малышу, если он еще не знает, какие звуки произносит тот или иной зверек. Например, свинка хрюкает – хрю-хрю, козочка блеет – бее-беее.

Когда малыш уже выучит, как разговаривает каждое животное, можно просто показывать ему карточку или фигурку, и пусть он произносит звук этого животного.

Такая игра очень способствует развитию речи и позволяет познакомить малыша с животным миром.

Повторялки

Найдите или придумайте небольшие стишки, что-то вроде – «Гуси, гуси – га-га-га, есть хотите – да-да-да». Читайте их малышу громко и с выражением, и попросите повторять за вами последние повторяющиеся слоги. Такая игра хорошо тренирует речь, а так же формирует навыки правильного произношения слов.

Разговоры шепотом очень способствуют развитию речи и слуха. Так что предложите малышу такую игру – уложить игрушку спать. Пусть возьмет своего любимого мишку, зайчика или куклу, споет ему колыбельную, как может, конечно, и положит спать в кроватку.

Совет

Скажите малышу, что теперь, пока игрушка спит, вы будете разговаривать шепотом, чтобы ее не разбудить. Вы можете задавать крохе любые вопросы, просто поболтать о том, о сем, но непременно тихонечко.

Через некоторое время, когда игрушка «проснется», вы сможете начать разговаривать громко.

Заканчивай за мной слова

Выберете 10-15 легких слов, которые уже знает ваш малыш. И предложите ему закончить за вас каждое слово. Например, вы говорите – «Я-бло…», а малыш заканчивает за вас слово «…ко». Если ребенку пока сложно произносить такие слова не видя предметов, то можете показывать ему их, или вооружиться картинками. Такая игра хорошо развивает речь, а так же тренирует внимание и память.

Повторяй за мной

Если малыш уже способен произносить маленькие предложения, то вы можете использовать маленькие стишки и потешки. Например, «Солнышко садиться, Маша спать ложиться». Попросите малыша повторять за вами всю строчку. Таким образом вы выучите новые слова, потренируете речевой аппарат и со временем научитесь запоминать целые стихотворения.

Поговорим по телефону

Всех малышей так и тянет к телефонам. И даже если ребенок совсем не разговорчив, можно легко разболтать его, вооружившись телефонной трубкой. Вы можете использовать игрушечный телефон или взять настоящий, но лучше выключить его на время игры.

Сев напротив друг друга, вы делаете вид, что звоните ребенку, а он пусть вам отвечает. Вы можете задавать любые вопросы, а если ничего не приходит в голову, то вспомните сказку Чуковского «У меня зазвонил телефон».

Потом вы можете поменяться ролями, и пусть малыш сам вам «звонит».

Надеюсь, вам понравились эти игры для развития речи детей.
Напишите ниже в комментариях.

Радуйтесь каждому успеху вашего малыша, пусть даже совсем небольшому, хвалите его, всячески поощряйте за успехи в речи, и пусть ваш малыш поскорее научится складно, красиво разговаривать и обзаведется богатым словарным запасом.

Интересных Вам Игр с Любимыми Детьми!

Примеры некоторых развивающих игр смотрите на нашем YouTube-канале >>> Любимые Дети. Раннее Развитие…

и в Разделе нашего сайта — РАЗВИТИЕ.

С Любовью к Вам и Вашим Любимым Детям! 
Ваша Наталья Мэй.

ХОЧУ УЗНАТЬ!

Категория: Дети 0-1, Дети 1-3, Развитие детей

Источник: http://lubimiedeti.ru/igry-dlya-razvitiya-rechi-detej/

Игры для развития речи детей

Никаких отвлеченных текстов, только игры для развития речи детейЭти игры идеально подойдут для малышей 2-3 лет.

Кто там?

Цель: Игра развивает речь, память, артистизм.

Выйдите из комнаты и закройте за собой дверь. Постучитесь. Пусть малыш скажет: «Кто там? Войдите». Вы открываете дверь и говорите: «Это я».

Теперь пусть ребенок постучит в дверь, а вы скажите: «Кто там? Войдите». Малыш входит со словами: «Это я».

За дверью могут оказаться разные животные. Предложите малышу изобразить собачку. Спросите: «Кто там? Войдите». А малыш с удовольствием откроет дверь и залает, как собачка.

Терем-теремок

Цель: Игра развивает речь, познавательные и творческие способности, умение общаться.

Прочитайте малышу сказку «Теремок» и рассмотрите вместе с ним картинки.

Сделайте из картона домик и несколько игрушек: мышку, петушка, зайчика, лису.

Скажите: «Давай посмотрим, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет!» — «Пи-пи! Я мышка-норушка! А ты кто?»

Спросите у малыша: «Кто это?», чтобы он ответил: «Пи-пи».

Когда малыш запомнит названия всех зверюшек, их можно заменить другими. В «теремке» могут жить все игрушки,

которые есть дома.

Как зовут зверят?

Цель: Игра развивает память и речь.

Обратите внимание

Задайте малышу вопросы. Если ребенок говорит хорошо, он будет отвечать сам. Если он говорит неуверенно, предложите ему повторять ваши слова:

Как зовут детенышей собачки? — Щенки!

Как зовут детенышей кошечки? — Котята!

Как зовут детенышей коровы? — Телята!

Как зовут детенышей курочки? — Цыплята!

Как зовут детенышей овечки? — Ягнята!

Как зовут детенышей утки? — Утята!

Для чего нужна вода?

Цель: Игра развивает речь, расширяет кругозор.

Задавайте малышу вопросы, чтобы он учился связывать разные понятия, обобщать и точно формулировать ответы.

Например: «Для чего нам нужна вода?» — «Чтобы пить, поливать цветы, купаться».

Спросите, для чего нужны ложка, кружка, стул и т. д.

Постепенно вопросы должны становиться сложнее, Например: «Для чего нужны компьютер, телевизор, солнце, день, ночь?»

Он, она, оно, они

Цель: Игра развивает речь, знакомит с основными законами грамматики.

Предложите малышу заменять местоимениями существительные, которые вы назовете.

Например: машина — она; потолок — он; ножницы — они; небо — оно и т. д.

Тепло, еще теплее

Цель: Развивает сообразительность, реакцию и речь.

Спрячьте какой-нибудь предмет. Малыш должен найти его по вашим указаниям: если предмет находится далеко от малыша, говорите «холодно», если ближе — «теплее», «горячо», «совсем жарко».

Когда малыш найдет спрятанную вещь, похвалите и вознаградите его за догадливость.

В следующий раз поменяйтесь ролями — вы «с огромным трудом» ищете спрятанный ребенком предмет.

Путаница

Цель: Игра развивает речь, логику, внимание.

Предложите ребенку угадать, правильно ли вы говорите, и, если нет, — поправить вас. Фразы должны быть смешными:«Пол стоит на столе», «Диван лежит на папе», «Потолок висит на лампочках» и т. п.

Малыш сразу же заметит несоответствие и скажет, как нужно правильно говорить.

После нескольких неправильных фраз скажите одну правильную: «Мишка сидит на полу». Проверьте, насколько внимателен малыш.

А теперь поменяйтесь ролями. Пусть малыш составляет перепутанные фразы, а вы будете из этих слов составлятъ правильные предложения.

Важно

После 3 лет усложняйте игру. Скажите, например: «На улице очень жарко, поэтому мы наденем пальто, шапку и валенки».

Зоопарк

Цель: Игра развивает кругозор, наблюдательность, интеллект, память.

Приготовьте игрушки, изображающие животных, и карточки, на которых с одной стороны должно быть четко написано название животного.

Рассмотрите животных вместе с малышом, вспомните, как они называются. Расскажите немного о каждом.

Показывая игрушку, спрашивайте малыша, кто это и что ему известно об этом животном.

Разложите на полу или на столе карточки. Это зоопарк, в котором у каждого животного есть свой домик, а в домике — вкусная еда. Теперь малыш должен помочь животным «расселиться».

Если малыш ошибся, возьмите на себя роль обиженного животного и скажите, например, что на этой клетке написано: «Слон», поэтому лев не хочет в ней жить.



Источник: http://super-parents.ru/igri-dlya-razvitiya-rechi/

Психологические упражнения и игры для развития речи ребенка

Цель: формировать интерес ребенка к звукам речи, инициировать речь ребенка.

Оборудование: игрушка би-ба-бо (Петрушка), экран.

Ход игры: взрослый говорит ребенку, что к нему в гости пришел Петрушка, его надо позвать: «Петрушка, иди к нам!» Появляется Петрушка, говорит: «Привет, (называется имя ребенка)!» Петрушка опять прячется, взрослый предлагает ребенку снова его позвать: «Иди к нам!» Петрушка появляется, гладит ребенка, протягивает ему руку, говорит (изменяя тембр голоса): «Какой хороший мальчик, позвал меня, будем играть!» Петрушка опять прячется, игра повторяется несколько раз.

Игра на развитие речи «Дружная семейка»

Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить его произносить слова по подражанию.

Оборудование: набор матрешек (папа, мама, сын, дочка).

Ход игры: взрослый показывает первую матрешку — папу и называет ее: «Это — папа. А где же мама?» Позовем маму: «Мама, иди к нам!» Показывает вторую матрешку-маму: «Вот мама. А где же дети? Иди, сынок, Дима, к нам!» Показывает новую матрешку-сыночка. «А еще кто есть? Дочка.

Вот дочка. Ее зовут Даша. Иди к нам, Даша». Ребенок ставит каждую матрешку на отдельный стульчик у стола и раздает чашки. Затем в каждую чашку кладет «угощение» и говорит: «На, папа! На, мама! На, Дима! На, Даша!».

Взрослый обобщает в конце игры: «Вот какая дружная семья!»

Упражнение на развитие речи «Моя семья»

Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить произносить слова по подражанию.

Оборудование: два набора вязаных напальчников с изображением персонажей семьи: папы, мамы, сына, дочки.

Ход игры: взрослый надевает себе на палец вязаный напальч-и говорит: «Вот папа. Здравствуй, Миша. Я — папа» и т.д. После того, как напальчники будут надеты, взрослый предлагает ребенку показать и назвать по очереди всех членов семьи. Игра проводится несколько раз.

Упражнение на развитие речи «Кто в домике живет?»

Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить произносить слова по подражанию.

Оборудование: игрушечные домики, игрушки: мышка, лягушата, петушок.

Ход игры: взрослый показывает домики, рассказывает, что в каждом живет зверушка: «В этом домике живет лягушка, она квакает — ква-ква; в этом домике живет мышка, она пищит — пи-пи;, в этом домике живет петушок, он кричит — ку-ка-ре-ку». Затем взрослый предлагает ребенку постучаться в домик и спросить, кто живет в домике: «Кто там живет?» Взрослый говорит: «Там лягушка живет, она квакает», предлагает ребенку повторить — ква-ква и т.д.

В конце игры взрослый активизирует звукоподражание у ребенка.

Упражнение на развитие речи «Поехали, поехали»

Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить произносить слова по подражанию.

Ход занятия: взрослый усаживает ребенка к себе на колени лицом к себе, произносит потешку:

Поехали, поехали с орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали с калачами, с калачами

Вприпрыжку, вприскочку, по кочкам, по кочкам

В ямку — бух!

При произнесении последних слов наклоняет ребенка вниз, вызывая положительную эмоциональную реакцию. При повторном произнесении потешки взрослый активизирует звукоподражание у ребенка.

Упражнение на развитие речи «Лови мячик!»

Цель: учить ребенка произносить слова по подражанию.

Оборудование: мяч.

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка, катит ему мяч и говорит: «Лови мячик!» При этом каждый раз взрослый оценивает результативность действий ребенка: «Молодец, поймал (не поймал, мимо)». Затем предлагает ребенку катить мяч обратно, активизирует речь малыша.

Упражнение на развитие речи «Мишка топает»

Цель: формировать интерес к речевым звукам и учить ребенка произносить слова по подражанию.

Оборудование: игрушка мишка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку мишку. Говорит: «Посмотри, как Мишка топает: топ-топ-топ». Затем взрослый читает стихотворение А.Барто. И снова показывает, как мишка ходит, просит ребенка повторить движения и произнести слова — топ, топ, топ.

Упражнение на развитие речи «Дай игрушку»

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить ребенка произносить слова по подражанию.

Читайте также:  Учусь считать. рабочая тетрадь по математике для детей от 3-х лет - воспитание и игры

Оборудование: игрушки — юла, пирамидка, заводная обезьянка.

Ход игры: взрослый показывает игрушки по очереди и обыгрывает их. Например: «Вот, юла, она крутится, гудит и сверкает. Хочешь с ней поиграть? Попроси у меня: «Дай юлу!». Затем обыгрываются другие игрушки и активизируется речь ребенка.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-uprazhneniya-i-igri-dlya-razvitiya-rechi-rebenka.html

Игры и упражнения для развития речи

Чтобы регулярные занятия по развитию речи ребенка не стали для него настоящим испытанием, каждое упражнение должно быть представлено в виде интересной игры. Крайне важно выработать интерес у малыша в самом начале его занятий. Так, вам будет легче не только выполнять с ним стандартные задания, но и внедрять новые.

Упражнение 1: «Угадай предмет по его признакам»

Развитие ассоциаций и обогащение словарного запаса прилагательными и эпитетами.

Зеленая, сухая, свежая, скошенная … (трава). Хмурый, дождливый, солнечный, сегодняшний … (день). Рыжая, хитрая, пушистая, ловкая … (лисица). Стеклянный, пустой, полный, хрупкий … (стакан).

Простой, цветной, сломанный, заточенный … (карандаш).

Упражнение 2: «Отгадай предмет по его действиям»

Развитие ассоциаций и обогащение словарного запаса глаголами.

Шумит, сдувает, воет, гнет … (ветер). Бежит, журчит, блестит, сверкает … (ручеек). Согревает, светит, ослепляет, греет … (солнышко). Бегает, играет, мурчит, охотится … (кошка).

Плавают, молчат, булькают, плещутся … (рыбки).

Упражнение 3: «Скажи ласково»

Развитие правильного использования уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слон — слоненок, корова — коровушка, мама — мамочка, забор — заборчик.

Упражнение 4: «Один — много»

Работа с окончаниями множественного числа.

Одна груша — много груш; Один волк — много волков; Одна мышь — много мышей; Один сугроб — много сугробов;

Одна вьюга — много вьюг.

Упражнение 5: «Чей предмет?»

Изучение взаимосвязи местоимения и родов имен существительных. Моя — ручка, тетрадь, марка, крышка. Мой — велосипед, стул, стол, дом. Моё — окно, дерево, колено, кино, чудо.

Мои — карандаши, фломастеры, наклейки, волосы.

Упражнение 6: «Счет»

Учимся считать и работаем с окончаниями.

1 лисица, 2 лисицы, .., … 5 лисиц, ..,10 лисиц.
1 голубь, 2 голубя, …, 5 голубей, ..,10 голубей.

Упражнение 7: «Завершаем предложение»

Развитие образного мышления.

За окном пошел дождь, и … (всем стало скучно).
На карниз села птичка и … (начала чирикать).

Упражнение 8: «Выдели звук»

Совет

Ребенку необходимо назвать согласный звук в любом слове, с которого оно начинается («кит», «бор» и т.д.).
Также выделить и гласные [е], [и], [о], и согласные звуки [с], [к], [ф], [п], [б].

Упражнение 9: «Кто больше»

Возьмите книгу с иллюстрациями и предложите малышу найти картинки объектов, в названиях которых есть определенная буква (Р, С и т.п). Если он справился, то получает очко. Если возникли сложности, то объясните ему на наглядном примере.

Упражнение 10: «Придумай больше»

Играем с мячом. Для начала называем любой звук (например «Л») и ребенок должен назвать 3 слова, в которых имеется этот звук. После каждого названного слова мяч перекидывается друг другу.

Упражнение 11: «Желтый – зеленый»

Первым делом необходимо сделать из бумаги два кружка контрастных цветов (красный — зеленый). Теперь, определив заданный звук (М, Т и т.п), взрослый должен назвать слово. Если в этом слове есть оговоренный ранее звук, то ребенок должен поднять зеленый кружок. Если нет — красный. После меняемся ролями с малышом.

Упражнение 12: «Кто внимательнее»

Эта игра позволит ребенку научиться находить общий звук в словах. Так, взрослому необходимо показывать чаду картинки, названия которых, в большинстве случаев, должны иметь один общий звук (деРево, кРыша, кРолик). 

Источник: https://aababy.ru/stati/razvitie-rechi/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi

Игры для развития речи от 0 до года

22 Июля 2016

Игры для развития речи. Развиваем речь самым маленьким. Упражнения и примеры для стимулирования гуления, развития слухового восприятия речи и понимания речи.

«Повторюша» I

Возьмите ребенка на руки, постарайтесь привлечь его внимание к собственному лицу. Для этого можно поцокать, пощёлкать языком или поцеловать своего кроху. Когда ребенок остановит свой взгляд на вашем лице, начинайте выговаривать следующие звуки: «гу-у-у», «агы-ы», «агу-у» и т. д. Как только кроха начнет повторять звуки за вами, то есть «агукать», повторяйте звуки, сказанные им.

«Повторюша» II

Ребенок лежит в своей кроватке и произносит звук «а-а-а». Подойдите к малышу со словами: «Скажи а-а-а». Малыш должен повторить тот звук, который он уже научился произносить.

«Колыбельная песня»

Пойте малышу колыбельную песенку, постепенно делая голос  все тише и тише.

«Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни. Птички затихли в саду, Рыбки уснули в пруду. Месяц на небе блестит, Месяц в окошко глядит. Глазки скорее сомкни! Спи, моя радость, усни, Усни, усни!» 

 Развитие слухового восприятия речи

«Музыкальная игрушка»

Прикрепите над детской кроватью музыкальную игрушку так, чтобы малыш без проблем смог дотянуться до неё. Услышав музыку, ребенок непременно обратит на нее своё внимание.

«Бубенцы бубенчики»

Плавно перемещая бубен, позвените справа и слева от малыша на расстоянии 50—60 см, напевайте песенку «бубенцы-бубенчики динь-динь-дон». Наблюдайте за его реакцией: прислушивается ли он к звуку, замедлил ли свои перемещения. Постарайтесь добиться того, чтобы кроха следил за звенящим бубном. Повторяйте игру несколько раз в день.

«Где моя мама?»

Малютка лежит в кроватке. Обходите её и с разных сторон и окликайте малыша. Принципиально, чтобы ребёнок начал понимать, откуда доносится голос мамы.

Обратите внимание

«Громко-тихо»

Попробуйте побеседовать с ребенком разным голосом: шёпотом, низким, высоким или нараспев.

Упражнения на понимание речи

  • Упр. 1  На улице, когда видите пробегающую кошку или собаку, говорите ему: «Это кошка — мяу-мяу» или «Это собачка -гав-гав». Пусть ребенок старается повторять за вами: «мяу-мяу» или «ав-ав».
  • Упр. 2  Когда вы кормите ребёнка или укладываете его спать, говорите: «Ванечка кушает — ам-ам» или «Маша сейчас пойдет спать — бай-бай».
  • Упр. 3  Во время игры с погремушкой, ребенок частенько стучит ею о край кроватки или коляски. Комментируйте его действия: «Тук-тук-тук». Если же погремушка падает, говорите малышу: «Упала — ба-ба-ах».
  • Упр. 4  Во время кормления комментируйте ваши действия: «Открой ротик», «Откуси кусочек», «Попей водичку» и т. д., ребёнок довольно быстро научится понимать эти слова.
  • Упр. 5  Спросите у крохи: «А где твой мишка?» Малыш должен найти среди своих игрушек плюшевого медведя. Можно играть с любой другой игрушкой.

Логопедический массаж

Верному развитию речи способствует логопедический массаж мышц лица.

Лёгкий массаж щёк, лба, губ может помочь регуляции кровообращения, улучшить упругость мускул и стать эффективным методом профилактики речевых нарушений.

Лёгкие круговые движения следует делать подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не создавалось складочек. Делайте массаж медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Длительность курса — 10—15 сеансов.

Перед тем как приступить к массажу, вам следует обстричь длинные ногти, хорошо вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным детским кремом.

  1. Выполняем плавные круговые движения от середины лба к области висков.

  2. Выполняем плавные круговые движения от середины лба к мочкам ушей.

  3. Выполняем плавные круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.

  4. Выполняем плавные круговые движения от середины лба к шее.

  5. Выполняем плавные круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.

  6. Выполняем плавные круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.

  7. Выполняем плавные круговые движения по контуру вначале верхней, а затем нижней губы — от уголков к середине.

  8. Выполняем плавные постукивания по губам кончиками пальцев.

  9. Выполняем плавные круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

По материалам книги И.А. Ермакова «Поговори со мной, мама!»

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/development/games-for-speech-development-from-0-to-year.html

Игры для развития речи детей

Очень важную роль в развитии ребенка играет развитие речи. Некоторые родители пускают его на самотек, думая, что ребенок сам научится говорить, подражая им, а потом удивляются, что у него маленький словарный запас или проблемы с дикцией.

Задача родителей — помочь ребенку научиться говорить связно и правильно. В этом им помогут игры для развития речи детей.<\p>

На самом деле, детские развивающие игры сложно разделить на категории, ведь психические процессы ребенка тесно взаимосвязаны.

Логика, внимание, мышление, речь зависят друг от друга, поэтому игры для развития речи детей так или иначе помогают развивать, к примеру, мышление.

В процессе такой игры ребенок не только совершенствует свои речевые навыки, но и знакомится с окружающим его миром, свойствами различных предметов, человеческими взаимоотношениями и т.д.

Но, несмотря на это, первоочередная задача любой игры для развития речи детей — это, естественно, развивать речь. Такие игры помогают развивать активную устную речь, знакомят с важными понятиями, учат правильно строить предложения, образовывать грамматические формы и использовать в речи фразеологизмы.

Кто каким бывает?

Помимо развития речи это игра помогает познакомить ребенка со свойствами различных предметов. Плюс ее в том, что ее не нужно проводить отдельно — вы можете играть в нее по дороге в детский сад или на детской площадке, когда ребенок решил передохнуть от активных игр.

Задайте ребенку вопрос: «Каким бывает мяч?» (или любой другой хорошо знакомый ему предмет). Пусть он подберет подходящие к предмету свойства: «Мяч бывает большим или маленьким, красным или синим, пластмассовым или резиновым…» Если ребенок сразу не может сообразить хотя бы один вариант, назовите пару прилагательных сами. Не давите на ребенка, заставляя его придумать сразу много свойств.

Можно подойти с другой стороны — подбирать не свойства к предмету, а предмет к свойствам. Например, спросить у ребенка: «Что может быть мягким?». А он пусть подберет подходящие предметы: «Мягкой может быть вата, подушка, хлеб…» Учтите, что игра должна быть ненавязчивой, не стоит устраивать ребенку подобие устного экзамена.

Кто что делает?

Эта игра — вариант предыдущей, только здесь к предметам и существам нужно подбирать не свойства а действия.

Вы называете предмет или существо, а ребенок — подходящее к нему действие, а лучше — несколько.

Важно

Например «Собака — лает, рычит, виляет хвостом…» Можно назвать два предмета или живых существа, а ребенок пусть назовет действие, которое их объединяет. Например «самолет и птица — летают».

Можно пойти от обратного и подбирать предметы к действию: либо много предметов на одно и то же действие («Летает — птица, самолет, муха, воздушный змей…») или один предмет/существо на свойственное только ему действие. В этом случае хорошо подходят животные(«Кто живет в берлоге? — Медведь») или профессии («Кто лечит болезни? — Врач»).

Дополни предложение

Эта игра помогает ребенку научиться правильно строить предложения и устанавливать причинно-следственные связи. Начните говорить предложение, но оборвите его на самом интересном месте и попросите закончить. Предложения могут быть такими:

На улице стало темно, потому что… На деревьях появились почки, потому что…

Я надел теплую куртку, потому что…

Больше-меньше

Эта игра поможет ребенку научиться использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ик, -ишк, -ошк, -ушк и т.п.). Скажите ребенку: «Давай я буду называть тебе что-нибудь или кого-нибудь, а ты будешь “делать его маленьким”, например: дом — домик, заяц — зайчик и так далее».

Для начала лучше давать ребенку однотипные слова, в которых используется один и то же суффикс, чтобы он не путался. Потом можно перейти к словам с другим суффиксом, и когда ребенок освоит несколько суффиксов, спрашивать уже «вразброс».

Если вы играете с названиями животных, нужно следить, чтобы вместо уменьшительно-ласкательной формы ребенок не называл детенышей животных. То есть, не волк — волчонок, а волк — волчок, не овца — ягненок, а овца — овечка и т.п.

Если ребенку сложно добавлять к словам суффиксы, то можно поиграть «в обратную сторону» — вы называете слово с суффиксом, а ребенок «увеличивает» его, называя слово, от которого оно было образовано: домик — дом, столик — стол и т.п.

Источник: https://strana-sovetov.com/kids/1-6/4194-speech-development-games.html

Ссылка на основную публикацию