Игра на развитие памяти и внимания — воспитание и игры

10 игр для развития памяти у взрослых

Игра 1. Таблицы Шульте

Таблица Шульте — одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска. Также это упражнение является самым популярным упражнением для развития скорочтения. Таблицы Шульте обычно состоят из случайно расположенных чисел или букв. Количество ячеек в таблицах также бывают разными и чаще всего они размером 5×5 элементов.

Пятнашки – это отличный способ размять ваш мозг! Игра пятнашки представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 одинаковых квадратных секций. В вашем распоряжении 15 квадратных костяшек пронумерованных соответственно. Сами костяшки перемешаны внутри коробки случайным образом.

Суть этой игры заключается в том, чтобы привести костяшки в порядок, а именно расставить номера друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа.

Обратите внимание

Игра поможет вам развить логическое мышление, и память, ведь различные хитрости и комбинации полезно запоминать. Так же Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок.

Сыграем?

Игра 3. Пространственное скоростное сравнение

Игра «Пространственное скоростное сравнение» развивает память и внимание. Главная суть игры на экране ряд рисунков их надо сравнить с предыдущим рисунком и ответить повторяется он или нет.

В этой игре на экране, на несколько секунд появляется фигура, вам надо ее запомнить, затем она исчезает и появляется другая фигура. Сравните фигуру на экране с предыдущей фигурой. Внизу на экране расположены две кнопки «да» и «нет».

Ответить можно с помощью мышки кликнув на нужную кнопку. Если вы правильно отвечаете, то вы продолжаете набирать баллы и играете дальше.

Играть сейчас

Игра 4. Числовой охват

Игра «Числовой охват» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущую цифру и сравнить с текущей, на экране. В этой игре на экране на несколько секунд открываются цифры их надо запомнить. Внизу на экране расположены цифры от 0 до 9. С помощью мышки вы можете нажать нужные вам числа.

Игра начинается с двух цифр, затем цифр становится три, четыре и так далее, чем больше вы играете, тем больше усложняется игра. Если вы цифры набрали правильно, то переходите играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.

Играть сейчас

Игра 5. Запоминай и прокликай

Игра «Запоминай и прокликай» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить числа в таблице и прокликать их по возрастающей. В этой игре дана таблица с числами, сначала цифры показываются на несколько секунд на экране, их надо запомнить, затем цифры закрываются.

Вспомните, где расположено самое маленькое число и нажмите эту ячейку, затем нажмите ячейку, где идет следующее число по возрастающей.

С каждой следующей игрой таблица будет увеличиваться и чисел в ней тоже будет больше. Смотрите внимательно порядок цифр. Ответить вы можете с помощью мышки, кликнув на нужную ячейку.

Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Играть сейчас

Игра 6. Сложное скоростное движение

Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране. В этой игре на экране на несколько секунд высвечивается рисунок, вам надо запомнить этот рисунок и сравнить его с следующим предметом. Внизу на экране находятся три кнопки «да» «нет» «частично совпадает».

Если предмет одинаковый то вы отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет», если предметы похожи отвечаете «частично совпадает». Эта игра рассчитана на увеличение скорости. Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается. При правильных ответах вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Играть сейчас

Игра 7. Скоростное сравнение

Игра «Скоростное сравнение» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.

В этой игре на экране на несколько секунд высвечивается предмет, вам надо запомнить этот предмет и сравнить его с следующим предметом. В нижней части игры расположены две кнопки «да» и «нет».

С помощью мышки вы можете выбрать правильный ответ и кликнуть на него.

Если предмет одинаковый, то вы отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет». Игра закончится, если вы ответите три раза неправильно. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Играть сейчас

Игра 8. Буквенный охват

Игра «Буквенный охват» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить буквы и правильно написать их. В этой игре на экране расположено черное табло на этом табло на несколько секунд высвечиваются разные буквы, вам надо запомнить эти буквы и когда буквы исчезнут написать их на черном табло.

Буквы расположены внизу на экране, при помощи мышки кликните на нужные буквы, и они появятся на черном табло.Игра начинается с меньшего количества букв, сначала появляются на экране две буквы, затем три буквы, потом четыре и так далее. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Играть сейчас

Игра 9. Быстрое сложение перезагрузка

Игра «Быстрое сложение перезагрузка» развивает мышление, память и внимание. Главная суть игры выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. В этой игре в верхней части экрана написано задание сложите число и указана цифра. Ниже, расположены еще три числа. Вам надо сложить сумму из этих трех чисел, чтобы получилось заданное число.

Игра начинается с простого числа и с каждой следующей игрой это число увеличивается, сначала счет идет до двадцати, затем до тридцати и так далее. С помощью мышки, вы можете нажать на выбранные вами числа и ответить. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Играть сейчас

Игра 10. Числовой охват революция

Игра «Числовой охват революция» развивает память. Главная суть игры запомнить цифры на экране и правильно их набрать. В этой игре на экране, на несколько секунд высвечиваются по очереди цифры, эти цифры надо запоминать, затем вы должны набрать эти цифры в пустом окошечке по порядку.

Смотрите внимательно, какие цифры будут на экране, сначала высвечиваются по порядку две цифры, затем три цифры, потом четыре цифры, потом снова могут быть две цифры.

Внизу под картинкой нарисовано табло с цифрами, при помощи мышки, вы можете прокликать нужные вам цифры.

Если вы цифры запомнили правильно, то продолжаете играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.

Играть сейчас

Игра 11. Бриллианты

Игра «Бриллианты» развивает память. Главная суть игры запомнить порядок зажигающихся фигур на экране и повторить его. На экране расположены фигуры, они загораются по очереди, надо запомнить порядок зажигания этих фигур, и повторите его. С каждой следующим этапом игры, игра усложняется, добавляются новые фигуры и в большем количестве.

Смотрите внимательно за порядком зажигания фигур. При помощи мышки или клавиатуры, вы можете прокликать по порядку все фигуры. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Играть сейчас

Игра 12. 3 назад

Игра «Номер 3 назад» развивает память. Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой. В этой игре на экране даны карточки с цифрами, цифры на карточках открываются на несколько секунд, затем исчезают и появляются другие цифры.

Надо запомнить всю последовательность цифр, которая была показана на экране и сравнить, цифру последней карточки с предыдущей карточкой. Читайте внимательно вопрос на экране. Внизу на экране расположены две кнопки «да» и «нет». С помощью мышки вы можете нажать нужную вам кнопку. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Играть сейчас

Курсы для развития памяти и концентрации внимания

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Записаться на курсПодробнее

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Записаться на курсПодробнее

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту.

В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Записаться на курсПодробнее

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Записаться на курсПодробнее

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Записаться на курсПодробнее

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее.

С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля.

Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Записаться на курсПодробнее

Источник: https://cepia.ru/igri-dlya-razvitiya-pamyati-u-vzroslih

Игры и упражнения для развития памяти у детей и взрослых

Игры и упражнения на развитие памяти не сложные, они не занимают много времени. Достаточно освоить некоторые методы, делать их при езде в общественном транспорте, в другой свободный момент.

После интеграции тренировки в повседневную жизнь, вы заметите улучшение концентрации внимания, мысли. Вы будете легче запоминать информацию, восстанавливать ее.

Тренировка памяти подготовит мозг для лучшей производительности.

Зачем тренировать память?

Развитая память обеспечивает человеку облегчение запоминания информации, например, в школе. Память как мышца – она укрепляется в процессе тренировки.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, упражнения для старших людей можно сравнить с занятиями в тренажерном зале. Например, человеку поставлена задача поднять на бенчпресс 100 кг. Регулярно тренирующийся поднимет вес сразу или после нескольких дней физических занятий. Людям, никогда не тренировавшимся, понадобится несколько недель или месяцев.

К счастью, есть большая разница между примером тренировок в тренажерном зале и развитием памяти. Она заключается в продолжительности занятий. Если вы хотите быть успешным культуристом, вам нужно заниматься несколько часов в день в течение пары лет. Для тренировки памяти нужно потратить 5 минут в день.

Краткосрочная память ограничена

Человеческий ум может одновременно удержать до 7 единиц информации. Этот объем не может быть изменен. В ходе развития краткосрочной памяти вы учитесь объединять отдельную информацию в «пучки», тем самым увеличивая её емкость.

При обычных обстоятельствах человек способен запомнить до 7 случайных слов. Но если он объединит их в один «пучок» информации (занимающий только одно место в кратковременной памяти), он сможет запомнить гораздо больше слов.

Большую роль играет внимательность. Информация в краткосрочной памяти будет храниться до тех пор, пока мозг будет сосредоточен на ней.

Упражнения для тренировки памяти

Следующие упражнения для развития памяти старших дошкольников, школьников, взрослых, пожилых людей можно делать в любое время. С их помощью может развивать память, как ребенок, так и подросток, т.к. они интересные и увлекательные.

Длинные слова

Первое упражнение, укрепляющее кратковременную память, – техника длинного слова. Выберите длинное слово. Для тренировки взрослых его можно представить в уме, для детей – написать на бумаге. Из букв этого слова попробуйте составить другие слова.

Например, слово «бездомные»:

Этот дидактический метод тренирует кратковременную память, расширяя ее способности. Упражнение делайте в любой момент. Оно намного сложнее, чем кажется. При его выполнении мозг действительно «вспотеет».

Умножение и подсчет в голове

Следующее задание для развития краткосрочной памяти – умножение. Выберите число и умножайте его. 2 * 2 = 4 * 2 = 8 * 2 = 16 * 2… Умножайте до тех пор, пока вам станет сложно вычислить результат. Упражнение подходит для взрослых, дефектологи рекомендуют его также для детей среднего и старшего школьного возраста.

Это тренировка, которую можно выполнять в любое время дня. Например, во время поездки на автобусе, в метро.

Восстановление воспоминаний

Один из лучших методов развития памяти – восстановление воспоминаний. Мозг не имеет проблем с запоминанием, он хранит всю информацию, с которой встречается. Проблема возникает, когда информацию следует «достать на поверхность» – она просто канет в глубинах мозга.

При только пассивном получении информации, память постепенно ослабевает. Поэтому чаще извлекайте воспоминания. Отличный способ – вспомнить прошедший день. Когда ляжете в постель, восстанавливайте в памяти весь день в обратном порядке.

Что вы делали вечером? Что случилось раньше? Пробирайтесь к завтраку, попробуйте вспомнить мельчайшие детали. Сначала будет сложно. Но постепенно восстановление воспоминаний будет  улучшаться. Вы растянете мышцы своего мозга, укрепите его.

Важно

У вас появилось свободное время, которое нечем занять? Задавайте себе вопросы, направленные на развитие памяти.

  • Что я ел на обед неделю назад?
  • Что я делал 2 недели назад?
  • Что мы изучали в школе в прошлый понедельник?
  • Как я одевался на последнюю вечеринку?
  • Какие носки были на мне 3 дня назад?
Читайте также:  Машины из мультфильма тачки - воспитание и игры

Чтение

Восстановление воспоминаний – это хорошее упражнение на развитие памяти у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В этом случае лучше применить чтение. Прочтите ребенку страницу книги, часть статьи (взрослый читает сам). Ответьте на вопросы: что там написано? Какова важная мысль? Попробуйте максимально ярко описать содержание.

Такую гимнастику для памяти можно проводить каждый вечер при чтении статей, книг, особенно тех, содержание которых хотите хорошо запомнить. При восстановлении информации она запоминается лучше, т.к. мозг создает более сильные нейронные связи.

Подсчет букв

Метод подходит для развития краткосрочной памяти. Выберите любую букву. Сосчитайте его количество на странице. Нужно сосредоточиться, как на чтении и понимании текста, так и на подсчете букв. Этот метод наиболее старый и эффективный.

Приложения

Поскольку мы живем в XXI веке, следует упомянуть о приложениях для развития памяти. Это самый удобный способ. Вы заняты с мобильным телефоном, но не чувствуете вины за бесполезную трату времени. Вы же тренируете мозг.

  • Lumocity. Это приложение поможет развивать не только память, но и другие функции мозга: концентрацию, многозадачность, подсчет и т.д. Базовая версия бесплатна.
  • Dual N-back. Это более сложное приложение. Сначала в нем не так-то просто добиться успеха, но оно действительно заставляет мозг работать на полной скорости. Игрок должен сосредоточиться на экранных сигналах и слушать буквы, произносимые роботом. В зависимости от уровня, следует распознавать, откуда исходит сигнал.

Игры для развития детской памяти

На улице идет дождь, и вы не знаете, что делать с детьми? Попробуйте применить игры на развитие памяти у дошкольников.

«Что изменилось?»

  • Количество детей: 2 и более.
  • Возраст: дошкольники и старшие дети.

Выберите комнату в квартире. Чем более вместительная будет комната, тем сложнее окажется игра.

Дети внимательно осматривают комнату, затем отправляются за дверь. Вы остаетесь в комнате и меняете в ней что-то (перемещаете часы, переворачиваете вещи вверх ногами и т.д.). Дети заходят в комнату, ищут измененную вещь.

Побеждает тот, кто первым найдет изменение.

«Копирование изображений из галереи»

  • Количество детей: 2 и более.
  • Возраст: дошкольники и старшие дети.
  • Что понадобится: бумага, любая картина, ластики, цветные карандаши, карточки для написания заданий (также служат билетами).

Отметьте одну комнату в квартире как художественную галерею, поместите в нее любую картину (можете нарисовать ее сами). Для входа нужны билеты в виде карточек, приготовленных заранее. Но дети не получают билеты бесплатно.

Им придется найти их или получить, выполнив задание (петь, приседать и т.д.).

Игроки смогут смотреть на картину сколько угодно, но у них не будет возможности ничего писать или рисовать. После галереи они идут в другую комнату – «мастерскую». Там, на их бумаге они рисуют копию картины. Тот, кто наиболее верно перерисует изображение на картине, побеждает.

Онлайн-игры для развития памяти

Современные технологии предлагают забавные и эффективные игры, которые можно найти в Интернете. Они представлены, как для скачивания, так и для игры онлайн. Большинство игр бесплатны. Можете играть в них так часто и долго, как хотите.

Одна из полезных онлайн-игр – судоку. В большинстве случаев, разработчики устанавливают возможность выбора уровня игры – от легкого (начинающий) до сложного (профессионал).

Игры и упражнения, подходящие для всех возрастов

Игры и упражнения, подходящие для всех возрастных групп, способствуют развитию сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, математических способностей.

При тренировке детей важна регулярность и совместные занятия (родитель-ребенок). Упражнения следует включить в ежедневный режим (достаточно 15-30 минут в день). Занятия представляются ребенку ненасильственным образом.

Во время игры изначально выбирайте менее требовательные формы, затем переключайтесь на более сложные, которые чередуйте с менее требовательными – это поможет предотвратить усталость и удержать концентрацию ребенка.

Важно

Упражнения и игры, стимулирующие развитие сенсорной памяти

Для тренировки сенсорной памяти подходят следующие занятия. Все они проводятся в игровой форме, поэтому наиболее подходят для детей.

  • Поиск определенных предметов в комнате – по цвету, форме, материалу, размеру и т.д.
  • Поиск предметов по размеру, цвету, форме: насыпьте в коробку от обуви пуговицы. Задача – разделить их на большие и маленькие, отсортировать по цвету, форме, материалу (деревянные, пластиковые).
  • Складывание конструкторов, мозаики.
  • Составление картинок из спичек или палочек. Дети делают простые фигуры (дом, поезд), взрослые – более сложные предметы. Можно заранее подготовить фотографии, которые затем воспроизвести путем составления из палочек.
  • Складывание разрезанных изображений. Можно использовать фотографии, открытки, картинки. Сначала разрезайте на меньшее количество кусков (2-3 куска), затем – на большее (6 кусков).
  • Поиск пар одинаковых изображений. Можно использовать разные типы игр, например, пексесо. Начните с поиска 3-6 пар, постепенно увеличивая количество.
  • Нахождение различий на двух, казалось бы, одинаковых изображениях (Что изменилось на картинках? Чего не хватает? Что добавилось?).
  • Различение зеркальных изображений. Составление пар одинаковых или зеркальных картинок.
  • Различение, которое не относится к указанному ряду предметов, зеркальное изображение. К примеру, в ряде домов с дымоходом справа следует отличить дом с дымоходом слева.
  • Поиск пути через лабиринт – игра либо с классическим лабиринтом, либо с искривленной линией (например, «Кто поймает рыбу»? «Кто где живет?»).
  • Недорисованные изображения. Следует определить, чего не хватает на картинках, дорисовать недостающие предметы.
  • Тренировка пространственной и право-левой ориентации. Освоение концепций: вверх – вниз, от середины – по бокам, назад – вперед, вправо – влево. Изначально упражнение проводится на предметах, потом – на картинках, затем – на своем теле.
  • «Кто первый увидит…?» В эту игру лучше всего играть на прогулке, в городе, на природе. Проводится соревнование, кто первый увидит грузовик, женщину в красном пальто, лиственное или хвойное дерево.
  • «Что исчезло?». Упражнение развивает внимание, память, наблюдательность. Положите несколько предметов на стол. Покажите их детям. Затем прикройте предметы, один из них тайно уберите. После открытия ребенок догадывается, что исчезло.

Упражнения и игры, стимулирующие развитие слуховой памяти

Следующие занятия способствуют тренировке слуховой памяти.

  • Ритмические упражнения. Задайте ритм, которому ребенок подражает – постукивание карандашом, пальцами, хлопанье в ладони.
  • Поиск по локализации звука. Задача состоит в поиске спрятанного предмета, производящего звук (предпочтительно звонящий или просто тикающий будильник).
  • Распознавание звука в начале слова («Что слышится в начале слова «кот»?»). Поиск слов, начинающихся с одной и той же буквы (с – собака, слон, сахар).
  • Распознавание звука в конце слова. После освоения можете сыграть в словесный футбол: собака – армия – ясно – овод – дом – машина…
  • Различение начальных звуков в парах похожих слов (лес – вес, пора – кора…).
  • Определение локализации звука (что слышится в середине слова «нос», «лес», «шея», что – в начале, в конце?). Можно попытаться разложить простые слова на звуки (л-е-с). Это упражнение, однако, для некоторых детей довольно сложное.
  • Распознавание слогов. Показывайте детям игрушки или картинки, спрашивая: «Что начинается на МЕ». Ответ: медведь, мешок…

Игры, ориентированные на развитие слуховой памяти:

  • «Звук «с» тебя разбудит». Ребенку, который лежит, как будто спит, говорите разные слова. Слыша слово, содержащее указанный звук, он «просыпается».
  • «Кто здесь есть?». В этой игре, предназначенной для нескольких детей, говорите стишок: «Кто здесь есть, кто на (любой звук) начинается?». Ребенок указывает игроков, чье имя начинается с указанного звука.
  • «Пришельцы». Эта игра развивает способности звукового анализа и синтеза слов. Дети являются «инопланетянами», общаются друг с другом слогами (По-дай-мне-ру-ку). Если другой частник понимает, он выполняет инструкцию.

Упражнения и игры, стимулирующие развитие зрительной памяти и внимания

Зрительную память, внимание можно тренировать с помощью следующих упражнений.

  • Выравнивание игрушек по размеру. Предложите ребенку 5-10 игрушек, которые он поставит в ряд в соответствии с размером. Накройте игрушки. Задача ребенка – попытаться назвать их по мере возрастания.
  • Чтение из книги. Читайте ребенку рассказ из книги или рассказывайте историю. Слыша предопределенное слово (например, имя Герды из сказки «Снежная королева»), он поднимает руку.
  • Повторение слов и коротких предложений. Сначала представьте ребенку изображения животных или предметов (3-8 штук), показывая их подряд, ребенок их называет. После этого он пытается называть их без просмотра картинок. Затем вы называете животных или предметы, ребенок повторяет.
  • Передача поручений. Позвольте ребенку передать простые сообщения отдельным членам семьи.
  • «Кто пересел?». Игра предназначена для нескольких участников. Дети сидят в кругу, игроку в центре завязываются глаза, 2 участника меняют свое место. Центральный игрок угадывает, кто пересел.

Заключение

Тренировать память полезно. Упражнения не занимают много времени, но способны сэкономить его, ведь чем лучше память, тем быстрее человек учится. Научитесь думать в долгосрочной перспективе. Знайте, что немного работы сейчас существенно поможет в дальнейшем.

Развитие памяти важно с самого раннего возраста. Чем раньше начата тренировка когнитивных способностей, тем лучше будет их качество в старшем возрасте.

Игры и упражнения для развития памяти у детей и взрослых Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/igry-i-uprazhneniia-na-razvitie-pamiati

Игры на развитие памяти

Здравствуйте, уважаемые родители! Все Вы, конечно, понимаете, насколько важно развивать память будущему первокласснику. Ведь от этого напрямую зависит его успешность не только в школе, но и в дальнейшей взрослой жизни. Хорошая память поможет успешно учиться в ВУЗе, карьерному продвижению.

Сегодня мы дадим Вам некоторые рекомендации, которые помогут укрепить и развить память ребёнка. Упражнять память не только можно, но и нужно. И лучше всего заниматься этим целенаправленно и начиная с раннего возраста.

Сначала – немного теории. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание.

Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу.

Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Тренируя память Вашего ребёнка, Вы, возможно, воспитаете будущего полиглота (от греческого «многоязычный»).

Но даже если Ваш малыш и не будет разговаривать на 19 языках, как известный русский поэт Брюсов, хорошо тренированная память, несомненно, поможет ему в учёбе.

Дети-дошкольники обладают удивительной памятью. Многие родители с удивлением отмечают, что их ребёнок без лишних усилий может цитировать рекламные ролики или с точностью воспроизводить диалоги из мультика или бразильского сериала. Однако родители и учителя часто жалуются на плохую память ребёнка, особенно в первом классе.

Совет

Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей и т.д. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

В тестировании и коррекции памяти ребёнка нужно ориентироваться на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.

Актёры, заучивающие наизусть многие страницы текста роли, не имеют этого навыка от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру.

Он запоминает язык и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значение слов.

Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти.

Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому хорошо, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребёнка.

Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить самого ребёнка обвести букву или воспроизвести изображение. Однако учтите, что 80% всей информации человек получает всё-таки благодаря зрению и слуху.

А сейчас мы дадим Вам несколько игр и заданий, которые Вы можете использовать для занятий по укреплению и развитию памяти ребёнка.

«Отгадай-ка!»

Обратите внимание

Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнок должен по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов, так, чтобы партнёры по игре угадали, что это. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.

После того, как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали свой предмет, водящий даёт в руки любому игроку камушек как приглашение к началу рассказа. Получивший камушек рассказывает о загаданном предмете. Когда предмет отгадан, камушек передаётся следующему игроку.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не придумает свою загадку.

Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему достаточно полно описать предмет. В конце игры можно раздать сладкие призы.

«Вспомни фигуру».

Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги.

Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой.

Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку – это очень сложное задание.

Читайте также:  Развитие мышления у детей - воспитание и игры

«Игрушки-непоседы».

На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться.

Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше.

Важно

Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.

«Вместительный чемодан».

В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше – компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает игру вот такой фразой: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расчёску», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску и… тапочки» и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в бабушкин чемодан, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.

Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание (нарисовать бабушку, посчитать все расчёски и тапочки в доме и т.д.).

Упражнения для развития литературной памяти.

Очень полезно для развития памяти ребёнка читать ему (и вместе с ним) стихи. Это занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует эмоциональному сближению членов семьи.

Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания, если же Вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы – произведения С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского. Начинайте с четверостиший, постепенно увеличивая объём стихотворного текста, который нужно запомнить и прочитать наизусть.

Старайтесь читать текст не торопясь и выразительно, приучая к этому и ребёнка. Поставьте перед ребёнком цель – запомнить стихотворение с четвёртого (третьего, второго) раза. Поощряйте интерес ребёнка к чтению – покупайте яркие, красочные, содержательные и увлекательные книги.

Можно устроить конкурс юных чтецов, пригласив друзей Вашего ребёнка, призами могут быть книги или лакомства.

«Дверная скважина».

Совет

Эта игра предназначена для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно в 4 раза превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины.

Картинку до начала игры не должен видеть ни один игрок. Играть в эту игру лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с «дверной скважиной» и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через вырезанную «дверную скважину», постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его.

Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит верхним листом по картинке в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В конце игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно.

Этот игрок и сменяет ведущего. Начинается рассматривание другой картинки.

Статью подготовила завуч по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В. (по материалам книги «Я иду в школу» О. Морозовой).

Источник: https://azbyka.ru/deti/igry-na-razvitie-pamyati

Доклад «Игры на развитие памяти и внимания школьников»

Игры на развитие памяти и внимания школьников.

Непроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления.

Педагоги школы утверждают, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание. Поэтому надо помочь ученику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение.

Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием.

Из доступных в домашних и школьных условиях игр для развития памяти и повышения концентрации внимания у детей можно отметить пазлы, таблицы Шульте, Судоку, Какуро, цифровые и буквенные комбинации с запоминанием или одним пропущенным числом (буквой) и многое другое.

Чтобы правильно обучить ребенка навыку управления произвольным вниманием, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка.

Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте.

В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада. Наибольшей популярностью таблицы Шульте пользуются в 2 областях:

Тест для определения объема внимания (используется для диагностики уровня внимания у младших школьников и не только). Для диагностики переключаемости внимания (динамического внимания) используются красно-черные таблицы Шульте-Горбова. Успешное прохождение теста по таблицам Горбова-Шульте является обязательным условием допуска к управлению электропоездом для машиниста и помощника машиниста.

Эффективное упражнение для развития периферического зрения — важнейший этап освоения техники быстрого чтения.

Регулярные тренировки по таблицам Шульте расширяют охват зрения, то есть в поле видимости попадает значительно большее пространство с информацией, в нашем случае — это текст.

Обратите внимание

Благодаря увеличению поля зрительного охвата и развитию скорости параллельного узнавания символов значительно увеличивается и скорость чтения.

Но наша задача на сегодня, не диагностика сформированности внимания ученика, а развитие его памяти и внимания, ведь хорошая память и внимание важны, поскольку являются залогом успешной деятельности любого рода. И в этом нам помогут различные игровые действия, которые призваны разнообразить одинаковые задачи трудовых будней.

Развлекательность и состязательность в данном отношении будут актуальны и полезны, так как повышают интерес и устранят усталость и перенапряжение.

Кроме того, память неразрывно связана с вниманием, а предложенные ниже упражнения и игры требуют максимальной сосредоточенности и концентрации, поэтому станут хорошим подспорьем в развитии учеников.

Среди развивающих игр на внимание и память можно выделить несколько категории:

запоминание слов и цифровых комбинаций;

визуальные игры на нахождение картинок, ассоциаций, аналогий и противоположностей;

тренировка периферийного зрения;

упражнения на развитие пространственной памяти и концентрации внимания;

арифметические вычисления и задачки;

игры на переключение внимания;

логические задачи.

Рассмотрим некоторые из них.

Упражнения по таблицам Шульте не имеют возрастных ограничений. И для взрослых, и особенно для детей базовой ценностью тренировок с таблицами Шульте является развитие внимания.

Для детей таблицы Шульте — это отличное упражнение для:

развития умения концентрировать внимание;

развития кратковременной зрительной памяти;

расширения узкого охвата зрения;

улучшения навыков чтения и восприятия текстовой информации.

Для взрослых основной мотивацией использования таблиц Шульте является освоение техники быстрого чтения.

Для достижения необходимого эффекта, нужно заниматься с таблицами Шульте при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.

Важно понимать, что именно вы тренируете – свои зрительные навыки. Поэтому главное не скорость «прорешивания» таблицы, а правильное выполнение упражнения.

Важно

Поначалу при выполнении упражнения у учеников могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей они будут находить числа все быстрее и быстрее.

И в результате при регулярном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения.

Что представляет собой таблицы Шульте?

Матрицы Шульте — квадраты с размещенными по ячейкам числами в хаотичном порядке, чаще всего используемые для развития внимания, концентрации и расширения периферического восприятия.

По размеру и уровню сложности таблицы Шульте условно разделяют:

простые таблицы Шульте — 3х3, 4х4;

средний уровень — 5х5;

сложный — 6х6, 7х7 и т.д.

Классический вариант — черно-белый (черные числа на белом фоне). Более сложными считаются цветные таблицы Шульте (чередование цветного фона чисел или цветная запись чисел на белом фоне), которые еще лучше тренируют концентрацию и избирательность внимания.

Работа с разноцветными таблицами в настоящее время является очень актуальной. И связано это с тем, что большой объем информации мы получаем из сети интернет.

А веб-сайты, на которых мы читаем интересующую нас информацию содержат не только текст, но и иллюстрации, баннеры, рекламу.

И человек должен уметь быстро ориентироваться в информации и не отвлекаться на не нужные и несущественные элементы.

Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.

Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них.

Как использовать таблицы в работе с детьми?

Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см. Если это школьнику незнаком с методикой, для первого занятия нужно заготовить таблицы лишь из 9 или 16 клеток.

В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается (обычно до 10х10), так как чем их больше, тем сложнее задание.

Таблицы в качестве тренажеров памяти и внимания

Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.

Упражнение «Покажи и назови по порядку»

Ученик находит и называет числа по порядку. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а потом в обратном (по убыванию).

Упражнение «Чет-нечет»

Ученик показывает и называет четные числа по возрастанию, а потом – нечетные.

Упражнение «Красный-черный»

Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один — в красном цвете (например, от 1 до 25), другой — в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа по порядку, потом все черные.

Совет

Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, — обратный.

Упражнение «Найди пары»

Ещё один вариант, находить и называть пары одинаковых чисел по порядку и определить число, которому нет пары.

Например, для упражнения таблица делается в двухцветном варианте (можно использовать разные комбинации цветов), размером 5 на 5, то есть 25 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один — в одном цвете числа до 13, другой — до 12.

Упражнение «Найди недостающее»

Ученик находит числа по возрастанию и называет число, которое отсутствует и число, которое повторяется дважды.

Помимо цифровой версии таблиц Шульте существует также буквенные вариант, прохождение которого осуществляется в алфавитном порядке.

Отличным упражнением для тренировки памяти, периферического зрения и развития внимания являются задания, в которых необходимо на скорость нахождение чисел по порядку возрастания (в порядке убывания) или буквы по алфавиту.

Упражнение «Покажи и назови по порядку»

Ученики находят и называют числа по порядку, которые хаотично расположены и отличаются по стилю написания. Можно это упражнение использовать в соревновательное контексте (на быстроту отыскания).

Упражнение «Покажи и назови по алфавиту»

Ученик находит и называет буквы по алфавиту.

Упражнение «Найди потеряшку»

Ученик находит и называет буквы по алфавиту и определяет букву, которая отсутствует в предложенном наборе.

Ответ: В данном наборе отсутствует буква Ц.

Судоку.

Обратите внимание

Более подходящий вариант для эффективного развития и тренировки мозга является логическая игра судоку. А для детей эта игра ещё и очень полезна только потому, что она развивает образное мышление, логику, внимание и память.

Судоку (sudoku)– популярнейшая головоломка современности, хотя её история уходит корнями вглубь веков. В переводе с японского она означает цифра, стоящая отдельно («су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно»). Иногда судоку называют магическим квадратом, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка.

Правила игры заключаются в том, чтобы заполнить игровое поле, которое представляет собой квадрат размером 9×9 клеток, в свою очередь поделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки.

В них уже в начале игры находятся некоторое количество чисел (от 1 до 9), называемые подсказками. От первоначального количества заполненных клеток зависит уровень сложности решения судоку.

От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась один раз без повторений.

Для детей младшего возраста существуют адаптированные варианты, которые также позволят усвоить формы и цвета, в которых игровое поле состоит из четырёх квадратов, размером 4х4 клетки и четырьмя различными фигурами (это могут быть квадрат, круг, треугольник и звезда). Родители могут создать их сами, так как они довольно просты в изготовлении, и использовать при этом произвольные фигуры и различную цветовую гамму.

Чтобы разобраться, как решать судоку, лучше вооружиться ручкой и бумагой. Такой подход позволит натренировать голову, в отличие от использования электронных алгоритмов с наличием подсказок.

Какуро.

Более сложным вариантом и подходящим для тренировки мозга, но и обладающей большей эффективностью для его развития являются математические кроссворды, к которым и относится японская логическая игра какуро.

Название её происходит от японского сокращения kasan kurosu (перекрёстное сложение). На Западе эта головоломка известна также под названием cross sums — пересекающиеся суммы.

Важно

Игры-головоломки какуро в какой-то степени являются гибридом судоку и цифровых кроссвордов.

 Как и в упомянутых играх, игровое поле какуро представляет собой набор клеток, которые нужно заполнить по определенным правилам. Как и в судоку, клетки заполняются цифрами от 1 до 9. Как и в кроссворде, клетки «читаются» по горизонтали или вертикали.

 Набор идущих подряд по горизонтали или вертикали клеток образует блок. Сумма цифр, входящих в каждый такой блок, записывается в клетке-подсказке. Такая клетка-подсказка для горизонтального блока находится слева от него, а для вертикального — сверху.

Какуро может иметь самые различные геометрические формы, и далеко не всегда они бывают симметричными.

Иногда клетка-подсказка содержит не одну, а две цифры, разделяемые наклонной чертой. Одна из них (первая) относится к вертикальному блоку, а другая (вторая) – к горизонтальному: т.е., в левом столбце этого примера сумма цифр составляет число 5, а в верхней строке – 4.
Читайте также:  Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) - воспитание и игры

Еще одно важное правило – в одном блоке не могут находиться одинаковые цифры! Т.е., если сумма блока составляет число 8, то в ее составе не может быть цифры 4, если блок состоит из двух цифр (но только не из трех, т.к. возможна комбинация 4+3+1), а также цифры 2, если блок состоит из четырех цифр (но не из двух или трех). Это правило необходимо учитывать при решении головоломок.

 Хотя какуро и является математической игрой, оно является также и игрой логической.

Для того чтобы определить цифры, входящие в игровое поле, необходимо не только знать математику (состав числа), но и находить или исключать необходимую цифру путем логических рассуждений.

Как правило, сначала, путем логических рассуждений, определяется одна из цифр блока, а уже потом, с помощью знания состава числа, находятся и остальные цифры. Таким образом, эта игра особенно полезна детям: для развития логических и математических способностей.

Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют детей. Их можно использовать практически на любом предмете и на любом этапе урока, как для активизации знаний, так и на этапе закрепления. Родителям и педагогам можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.

Используемые ресурсы:

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/igri_na_razvitie_pamyati_i_vnimaniya_shkolnikov_114103.html

Увлекательные игры на развитие памяти у дошкольников

Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка, так как в это время идет активное развитие интеллекта, психических процессов, качеств личности. Поэтому родителям нужно быть чрезвычайно внимательными к дошколятам, чтобы не пропустить существенных развивающих моментов.

Особое значение в этом возрасте приобретает формирование памяти, таких ее процессов, как запоминание, сохранение и воспроизведение информации, что необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе.

Как должны действовать родители, чтобы не упустить ничего важного в развитии дошколенка, и понимать, как развить память у ребенка?

Правила развития памяти у дошкольников

Для достижения лучшего эффекта при развитии памяти у детей дошкольного возраста родителям нужно придерживаться некоторых психолого-педагогических правил. Что должны учитывать родители при домашних занятиях?

  • Дошколята запоминают те объекты, в которых присутствует привлекательность и новизна.
  • Процесс памяти у дошкольника носит избирательный характер, зависит от его интересов и увлечений.
  • Запоминается то, что многократно повторяется.
  • Легко и быстро запоминаются объекты, воздействующие на эмоциональную сферу детей.
  • Для того чтобы помочь ребенку активно развивать память, необходимо подобрать наиболее эффективные приемы. Специалисты считают, что самый лучший способ тренировки памяти ‒ детские игры, которые занимают значительное место в жизни дошколят. Родителям они помогут не только увлечь дошколенка интересным досугом, но и решить развивающие задачи. Правильно подобрав сюжеты, играть с ребенком можно везде и в любое время. В методике представлено много видов игр, которые могут оказать большую помощь родителям.

Детские игры в формировании памяти

Подвижные игры для развития дошколят

Дети в дошкольном возрасте много двигаются, поэтому актуальны будут подвижные игры или игровые упражнения с предметами: мячом, кеглями, обручами. Главное, чтобы игры соответствовали возрасту ребенка и отбирались родителями в соответствии с правилами.

«Зеркало»

Актуальная игра с малышами, когда нужно развивать запоминание, сохранение, двигательную память.

Взрослый говорит малышу: «Поиграем в зеркало. Запомни, какие движения я тебе покажу, и повтори их». Ребенок выполняет движения, на первых порах простые, затем, по мере усвоения правил, все более сложные.

Для старших ребятишек подобная забава может превратиться в насыщенную игру «Запрещенные движения», когда, наоборот, показанные движения повторять нельзя.

Старинная игра с мячом «Я знаю…»

Эту игру можно предложить деткам всех возрастов. Забава направлена на развитие слуховой памяти, мыслительной деятельности и координации движений. Ребенок ударяет мячом о землю и в такт ударам произносит слова: «Я знаю три имени девочек (мальчиков)». Повторять имена нельзя.

Как вариант игры, можно использовать названия городов, овощей, фруктов, цветов и т. д. Для старших деток увеличивается количество предметов до 5.

«Море волнуется»

Классическое игровое упражнение для развития процессов запоминания и воспроизведения. Лучше проводить с группкой детей разных возрастов: на отдыхе, в семейном кругу, во время детского праздника.

Игроки составляют разные фигуры. Водящий закрывает глаза и произносит: «Море волнуется ‒ раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри».

Дети выполняют различные движения: бегают, прыгают, приседают. По окончании слов все останавливаются в определенной позе. Водящий открывает глаза и внимательно рассматривает «застывшие фигуры».

Он должен вспомнить, как были расположены игроки и исправить их позы.

«Восстанови фигуру»

Игра с кеглями по типу городков помогает развивать зрительную память, процессы запоминания и воспроизведения.

Взрослый вместе с ребенком строит фигуру из кеглей и предлагает запомнить ее. Потом мячиком фигура сбивается, ребенок должен ее восстановить. Забава интересно проходит на природе, в семейном кругу, во время праздников на воздухе.

Сюжетные игры для развития процессов памяти

Сюжетная игра – любимый вид досуга для дошколят всех возрастов. Такие игры связаны с жизненными ситуациями, поэтому вызывают у ребятишек неподдельный интерес.

Родители с успехом могут использовать сюжетные действия в домашних условиях. Играя с малышами, можно взять на себя одну из главных ролей сюжета. Со старшими детьми участие взрослого может быть эпизодическим.

Начинать игры с малышами надо с простых ситуаций, используя знакомые бытовые предметы, посуду, крупы.

«Магазин»

Сюжет развивает все процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, помогает сформировать слуховую память. Играть могут дети всех возрастов.

С малышами родитель берет на себя роль продавца, предлагает запомнить, что нужно купить в магазине, например, для пирожков. Старшие дети могут сами выполнять главную роль, предлагая остальным сделать разные покупки. В игре можно учить детишек специальным приемам запоминания (мнемотехнике). Например, предложить дошколенку подготовить записку с условными обозначениями покупок.

«Больница»

Еще одна сюжетная игра, в которую любят играть дошколята. Она помогает развивать все процессы памяти, слуховой, зрительный ее вид.

Взрослый предлагает ребенку взять на себя роль «доктора», вспомнить, как его лечат во время болезни, затем вылечить «больного» мишку.

Предварительно нужно обсудить с малышом последовательность всех действий: сначала уложить «больного» в постель, прослушать фонендоскопом, измерить температуру, положить под язык таблетку, приготовить микстуру и т. д.

«Праздник»

Игра интересна для всех ребятишек, однако старшие дошкольники могут самостоятельно подготовить ее.

С малышами взрослый должен быть чрезвычайно активен, так как все действия требуют специальной подготовки: атрибутов, рисования пригласительных билетов, устройства игрового пространства.

Сюжет может быть разнообразным: новогодний праздник, день рождения куклы, праздничное чаепитие и т. д. Готовятся игрушки-гости, обсуждаются действия игроков, распределяются роли. Игра будет проходить веселее, если в ней примут участие ребятишки разных возрастов.

«Зоопарк»

Увлекательная игра для детей разных возрастов, помогает развивать процессы внимания и памяти: сохранение, воспроизведение, бороться с забыванием.

Дошколенку нужно вспомнить, какие животные обитают в зоопарке. К игре можно подготовить картинки с изображением зверей или фигурки животных. Взрослый и ребенок гуляют по зоопарку, рассматривают его обитателей, вспоминая среду их обитания, внешний вид, повадки.

Через некоторое время дошкольнику предлагается рассмотреть картинки с разными животными и вспомнить, какие из них были в зоопарке, каких еще предстоит туда подселить. Эта игра длительна по времени, потому что сюжет постоянно обновляется. Хорошо подойдут для развития сюжета загадки про животных.

Совет

Они не только обогащают речь дошколенка, но и помогают формировать процессы запоминания, воспроизведения, учат мнемическим приемам (ассоциации, сравнения, группировка). Например, «Вместо носа — хобот, вместо ног – столбы, и стоят, как горы, серые …», «У нас в зоопарке гуляет, длинной шеей удивляет.

Сам высокий, будто шкаф, жёлтый, в пятнышках …».

В сюжетах подобных игр можно также использовать народные потешки, песенки, стишки, которые помогают совершенствовать память дошкольников, формируют навыки запоминания. Например, «готовим обед»:

Тушки-татушки, Испекли ватрушки! На окно поставили, Остывать оставили. А пшеничный пирожок — Он на опарышке взмешён

Так высоконько-высок!

Или «собираемся в гости»:

Зайка серый наряжается, Видно в гости собирается. Вымыл носик, вымыл лобик, Вымыл ухо, вытер сухо.

Надел бантик, стал он франтик.

Дидактические игры для развития памяти

Существуют специальные (дидактические) игры, направленные на совершенствование всех видов памяти. В основном, они носят обучающий характер, требуют специальной подготовки и необходимого игрового материала.

Несмотря на достаточно объемные временные затраты, дидактические игры дают хорошие результаты, потому что являются и упражнениями для развития памяти, и играми для развития всех психических процессов в комплексе.

Важно

«Чудесный мешочек»

Классическую игру в различных вариантах можно проводить уже с трехлетними детьми, у которых есть представления об окружающем мире.

Родитель предлагает ребенку найти на ощупь предмет и рассказать о нем по памяти, не вынимая из мешочка, например, круглый гладкий шарик, мягкая пушистая игрушка, деревянный кубик и прочее.

Старшим дошколятам можно предлагать новые и сложные предметы, отличные друг от друга формой, качеством, размером: гладкий и шероховатый , холодный и теплый, шар и куб, металлический и деревянный, маленькая и большая игрушка.

«Угадай, что изменилось?»

Игра стала классикой в педагогической практике и актуальна для младших дошколят, которые только начинают узнавать о приемах запоминания. Родитель предлагает малышу запомнить и посчитать порядковым счетом (первый, второй, третий, …

) игрушки, которые находится перед ним. Затем ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты, а взрослый меняет предметы местами или прячет какую-либо игрушку.

Малышам нравится отгадывать, что изменилось, чего не стало, на каком месте стала находиться та или иная игрушка.

«Лото»

Игра развивает зрительную память, учит приемам запоминания (многократное повторение, группировка слов, обобщение). Взрослый и ребенок играют вместе, побеждает тот, кто быстрее закроет свое игровое поле. Сюжетом могут стать объекты разной классификации: овощи, фрукты, животные, мебель, одежда, явления природы.

«Разрезные картинки» или пазлы

Такого рода игры доступны детям всех возрастов, помогают развивать все психические процессы в комплексе: нужно быть внимательным, помнить, какая часть картинки собрана, соотносить образец и собранную часть картинки.

Творческие игры для старших дошколят

Начиная со старшего дошкольного возраста, детям можно предлагать словесные обучающие игры. Они помогают не только развивать слуховую память, но и закрепляют навыки использования мнемических приемов (ассоциации, группировка, обобщение).

«Волшебные слова»

Вариант 1 – игра в ассоциации. Ведущий загадывает слово, разбивая его на слоги и составляя из каждой части новое слово. Игроки должны отгадать загаданное понятие при помощи слов-ассоциаций. Например, загадывается слово «самолет»: са (санки)- мо (молоко)- лет (летать), предлагаются ассоциации:

Санки – все любят на них прокатиться с горки.
Молоко – корова дает детям полезную жидкость.
Летать – бабочки, птицы, жуки делают это.

В конечном итоге из слогов собирается задуманное слово. Выигравший получает фант.

Вариант 2 – слова, которые предлагаются малышу, запоминаются при помощи слов-обобщений. Можно предложить ребенку назвать лишний предмет, назвать предметы одним словом. Например, «клен, береза, липа, тополь, ель, осина (все лиственные деревья, а ель — хвойное)», «красный, белый, оранжевый, синий, розовый – цвета».

Вариант 3 – слова – «троечки», запоминание слов при помощи группировки по какому-либо признаку. Например, корова – молоко – творог, бумага – карандаш – рисунок, цветок – ваза – мама, лето – солнце – вода.

Ведущий предлагает запомнить тройки слов, соединяя их сюжетом, и по первому слову припомнить остальные. Для развития навыка запоминания игра начинается с двух «троечек», потом их число постепенно увеличивается. Выигрывает и получает приз тот игрок, который лучше всего группирует и запоминает слова.

Если дошкольнику трудно сконцентрироваться на обучающем материале, на первых порах можно предложить опору на картинки.

«Скороговорки, чистоговорки, прибаутки, потешки»

Эффективно помогает совершенствовать память дошколят заучивание чистоговорок, скороговорок, веселых стихов.

Для того чтобы поддержать у детей интерес к такому действию, можно предложить им обыграть словесный материал при помощи пальчикового, теневого, кукольного театров. Сюжеты для театрализованных игр всегда можно найти в жанрах устного народного творчества.

При помощи таких интересных действий родители развивают словарный запас дошколят, совершенствуют память и ее процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Раным-рано поутру пастушок туру-ру-ру А коровки в лад ему Затянули му-му-му! Ты, буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком —

Нас напоишь молочком. (При обыгрывании можно использовать мелкие игрушки или пальчиковый театр. Дошкольникам нравится выступать на семейных праздниках, во время вечернего досуга).

На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной — Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай

Добрых и честных людей! (Для творческого действия взрослый вместе с ребенком подготавливает из бумаги пальчиковые шапочки героев считалки).

Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!» (Можно предложить малышу поиграть с мягкими игрушками, дополняя слова действиями).

Обратите внимание

У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду —

Я в траве его найду. (А. Барто) (Подобным образом используется мягкая игрушка).

Уснули телята, уснули цыплята, Не слышно веселых скворчат из гнезда. Один только мальчик — по имени Ванька, По прозвищу Встанька — не спит никогда.

У Ваньки, у Встаньки — несчастные няньки: Начнут они Ваньку укладывать спать, А Ванька не хочет — приляжет и вскочит, Уляжется снова и встанет опять.

Укроют его одеялом на вате — Во сне одеяло отбросит он прочь, И снова, как прежде, стоит на кровати, Стоит на кровати ребенок всю ночь. Лечил его доктор из детской больницы. Больному сказал он такие слова: — Тебе, дорогой, потому не лежится,

Что слишком легка у тебя голова! ( С. Маршак) (Веселое стихотворение можно театрализовать во время сюжетной игры «Больница»).

Источник: https://myintelligentkids.com/igry-na-razvitie-pamyati-u-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию