Кубики никитина — воспитание и игры

Методика Никитиных — основные принципы воспитания и занятия

Современные родители уделяют особое внимание воспитанию своих детей. Для этого они изучают массу информации, отбирают то, что, по их мнению, является действенным, и используют это.

Вот уже более 50 лет не теряет своей актуальности методика раннего развития детей Никитиных. Ее целью является воспитание ребенка с физическими и интеллектуальными задатками.

Обо всем, что касается системы Никитиных, мы поговорим в этой статье.

Суть методики Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали.

В чем заключается основные идеи методики Никитиных:

  • Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес. Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.
  • То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового. Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.
  • Участие родителей в жизни детей является обязательным. Но переходить грани не стоит, точно так же, как и навязывать свою помощь. Ведь многие родители норовят все делать за малыша, отнимая у него возможность, стать самостоятельным. Оказывать помощь нужно только тогда, когда малыш ее просит.
  • Родители должны стать примером для детей. Начать стоит с правильного и здорового образа жизни, принятия участия в соревнованиях, завоевание побед и наград. Это является наилучшим примером для подражания.
  • Овладение навыками, способностями должно происходить в определенное время при соблюдении определенных условий. Если этот момент упущен, то в дальнейшем возможность развития угасает.

Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

Принципы системы Никитиных

Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

  • Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
  • Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:

  1. Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
  2. Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
  3. Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
  4. Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.

Как вызвать желание заниматься?

Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.

В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати.

С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители.

Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.

Цель их присутствия:

  • Похвалить
  • Поддержать
  • Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.

При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.

Физическое развитие в семье Никитиных

Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.

Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:

  • Знакомить со спортом
  • Кормить здоровой пищей, не перекармливать
  • Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
  • Закаливать.

Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:

  • Обливаться холодной водой
  • Ходить босиком по снегу
  • Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.

Интеллектуальное развитие по данной системе

Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.

Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.

Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще.

Обратите внимание

Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление.

Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.

Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.

Примеры игр по системе супругов Никитиных

В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.

В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.

Сложи узор Никитина

Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.

Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.

Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.

Сложи квадрат Никитина

Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат.

Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему.

Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

Уникуб Никитина

Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.

Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.

Дроби Никитина

Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.

Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.

Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.

Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.

Преимущества и недостатки системы

Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

Дети:

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты.

Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

Заключаются они в следующем:

  • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
  • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы.

Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы.

Важно

Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.

Видео о семье Никитиных

Источник: http://friendlymama.ru/razvitie/razvitie-rebenka-1-3-goda/metodika-nikitinyh-sistema-vospitaniya-i-razvitiya/

Развивающие игры Никитина. Система Никитиных

Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

главное отличие игр никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

в большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

игры никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.

                                                                    правила игры

на первых порах никто не объясняет ребенку правил игры, не показывать, как надо. малыш сам решает задачу от начала до конца.

такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, что как раз и ведет к развитию его творческих способностей.

взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и «корректирует» и «направляет» действия ребенка.

а сорадование — это и будет награда за удачно найденное решение, и стимул к будущим победам.
 

Совет

используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов (по книге б.никитина «ступеньки творчества или развивающие игры»):

игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше, и его. радуйтесь ему — это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. и еще… удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «ах, ты дурачок!», «какой ты несообразительный!» и т. п. не обижайте ребенка в игре.

развивающие игры — игры творческие. все задания дети должны делать самостоятельно. наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. учитесь делать ее быстрее.

обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. успех в самом начале — обязательное условие.

Читайте также:  Космическая машина для кукол своими руками - воспитание и игры

если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. не торопите его.

если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.

в каком порядке давать игры? автор бы начал с игры «сложи узор» или «рамки и вкладыши монтессори». здесь ребенку надо различать цвета и форму. а общее правило — наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». это творческая задача папе и маме.

увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.

берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

Обратите внимание

для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. сильному хочется побороться, быстрому — побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит.

«не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или… взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале.

поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

создавайте в игре непринужденную обстановку. не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

14. когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.

лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение. трудно придумать большую награду ребенку. не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.

и т. д. — это те правила, которые вы… найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее.

коротко о самых популярных играх б.никитина
 

рамки и вкладыши монтессори. эта игра доступна самым маленьким. она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. основная задача — подобрать к данной рамке свой вкладыш. кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.

сложи узор. эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно).

никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. с такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх.

и только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.

с этим набором можно заниматься по книгам «чудо – кубики. альбом с заданиями для игры «сложи узор» для детей 2-5 лет и «чудо – кубики – 2. альбом с заданиями «сложи узор» для детей 4-8 лет.

сложи квадрат. эта игра-головоломка для детей от двух лет. в игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.

уникуб. это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. «уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. игра предназначена для детей от 1,5 лет.

точечки. на квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. кроме того, есть карточки с цифрами. сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.

кубики для всех. игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета.

Важно

из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам-заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т.д.

малыши могут строить свои модели, используя только 2-3 фигуры.

дроби. игра предназначена для детей от 3 лет. она представляет собой комплект из трех фанерок. на каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов.

первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек».

с их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.

более подробно развивающие игры б.никитина описаны в его книге, которая так и называется — «интеллектуальные игры». в ней так же приводятся советы о том, как играть с ребенком.

можно обратиться к книге лены даниловой «новый взгляд на игры никитиных», в которой она дополняет и обогащает задания к играм никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому. в своей книге она пишет: «игры никитиных можно сравнить с музыкальными инструментами, уникальными, многоголосными универсальными инструментами».
 

автор статьи: дарья колдина

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/sistema_nikitinyh/id/915/?print=Y

Методика Никитиных и развивающие игры

Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.  Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Кто такие Никитины и как они советовали воспитывать детей? О принципах воспитания, о принципах использования развивающих игр, о самих играх по методике Никитиных вы узнаете из статьи “Методика Никитиных и развивающие игры”.

Никитины

Борис Павлович Никитин (1916—1999) и Елена Алексеевна Никитина (1930-) воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания (от которой весь подмосковный поселок Болшево, где жила семья Никитиных, был в шоке).

Впервые о них начали говорить в конце 50-х годов 20 века. Борис и Елена считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня.

Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития.

Как нужно воспитывать ребенка?

Никитины акцентировали внимание на важности как можно дольше поддерживать физический контакт между мамой и ребенком. Для полноценного развития ребенка близость мамы так же важна, как и различные развивающие упражнения. Ими рекомендовано сразу после родов приложить малыша к груди, а не забирать (как это делалось в СССР и сейчас иногда практикуется).

Никитины осуждали строгий режим дня для дошкольника.  Ведь четкий распорядок и обязательные занятия могут как утомить ребенка, так и вызвать в нем нелюбовь к занятиям. Они считали, что нужно создать такую обстановку, которая будет стимулировать его желание познавать и исследовать.  Манежи и коляски – тюрьма для ребенка, считали Никитины.

Часто есть две крайности воспитания детей:

  • Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
  • Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.

Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяев своих поступков и распорядков. Родитель – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.

Принципы воспитания Никитиных

  • Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
  • Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.

Развивающие игры по методике Никитиных

Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:

  • Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
  • Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
  • Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
  • Требовать решение задания  нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
  •  Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
  • Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
  • Двигаться от простого к сложному.
  • Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления.

Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.

Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.

Интеллектуальные игры на развитие логического и образного мышления

Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (треугольник, квадрат, овал).

 Можно дать их ребенку для исследования. Далее увеличивает количество фигур. После ознакомления со всеми фигурами, можно усложнить задание.

Например, обводить фигуры по контурам рамок, а затем и самих фигур; рисовать фигурки на счет (2 овала, 3 квадрата) и другие.

Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке.

Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу.

Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.

Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета.  Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.

Совет

Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).

Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается квадрат. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.

Как и у любой методики раннего развития, будь то методика Монтессори, Домана или Дьенеша, есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы методики Никитиных рассмотрим в таблице.

Достоинства и недостатки методики Никитиных

Играйте вместе со своими детьми, общайтесь с ними, развивайте и узнавайте их!

Знали ли вы про методику Никитиных? Используете в своих играх с детьми их разработки?

С уважением, Ирина

Источник: https://my-happybaby.ru/metodika-nikitiny-h-i-razvivayushhie-igry

Кубики Никитина — инструкция и описание развивающей методики, цели и задачи, виды и схемы с фото

Раннее развитие ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4.

Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево.

Читайте также:  Цифры на английском языке - воспитание и игры

Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

  • Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  • Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  • Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  • Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  • Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  • Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.

Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.

Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.

Сложи узор

Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.

  • Название модели: «Набор «Сложи узор»
  • Цена: 550 рублей
  • Характеристики: развивающая методика для детей дошкольного возраста, товар представлен в разных цветах.
  • Плюсы: развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
  • Минусы: кубики очень маленькие (2:2 см.).

Сложи квадрат

Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:

  • Название модели: «Набор «Сложи квадрат»
  • Цена: 3500 рублей
  • Характеристики: набор из трех частей, в каждом – 12 квадратов разных цветов, которые разделены на части (треугольник, прямоугольник и т.п.). Эта игра предназначена для детей с двух лет. Ребенку предстоит обратно собрать разрезанный квадрат.
  • Плюсы: развивает логическое мышление, умение достраивать до целого, глазомер..
  • Минусы: наличие мелких деталей, сколов и заусенец на квадратах, и высокая цена.

Уникуб

Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:

  • Название модели: «Набор «Уникуб»
  • Цена: 680 рублей
  • Характеристики: Головоломка состоит из двадцати семи универсальных шестигранных одинаковых кубиков с цветными гранями. Из них необходимо собирать трехмерные фигуры. Игру можно предлагать детям с полутора лет.
  • Плюсы: развивает пространственное мышление, способность комбинирования, самоконтроль.
  • Минусы: не обнаружено.

Кубики для всех

Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.

  • Название модели: «Набор «Яркие кубики»
  • Цена: 590 рублей
  • Характеристики: головоломка состоит из семи сложных фигур, отличающихся по форме и окраске. В комплект входит брошюра с примерами заданий.
  • Плюсы: умение комбинировать, внимание, воображение.
  • Минусы: наличие сколов на ребре кубиков.

Кирпичики

Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.

  • Название модели: «Набор «Кирпичи для маленьких»
  • Цена: 400 рублей
  • Характеристики: включает восемь деревянных брусочков, имеющих одноцветные грани и блокнот с заданиями. Возраст ребенка – от трех лет.
  • Плюсы: помогает развивать наглядно-действенное и пространственное мышления, глазомер.
  • Минусы: не найдено.

Как выбирать кубики Никитина

Как и любую другую игрушку, развивающие кубики Никитина стоит выбирать, исходя из пожеланий ребенка. Если ему понравились деревянные брусочки, не надо навязывать разноцветные кубики или квадраты. При выборе кубиков Никитина стоит учитывать возраст ребенка и сложность игры, психологические и физиологические особенности малыша.

Необходимо начинать с простого. Даже если вам задание видится элементарным, позвольте ребенку собрать пример: пусть он почувствует вкус победы, и только потом переходите на более сложный уровень, используя альбомы заданий.

Игру легко найти в свободной продаже. Купить кубики Никитина можно в магазинах игрушек, заказать в интернет-магазинах.

Обратите внимание

Другой вариант – купить ее на официальном сайте семьи Никитиных с доставкой из Москвы или Санкт-Петербурга по почте.

Цена на кубики Никитиных варьируется от 350 рублей до 3500 рублей: точная стоимость от производителя, материалов, размера набора. На официальном сайте будет дороже, но качественнее.

Видео

Источник: https://sovets.net/15374-kubiki-nikitina.html

Кубики Никитина – методика обучения логическому мышлению

Игровой процесс обучения ребенка давно зарекомендовал себя среди разработчиков обучающих материалов. Увлекательные задания развивают в ребенке логику, концентрацию внимания, усидчивость, формируют тягу к знаниям. В этой статье мы подробно рассмотрим одну из популярных развивающих детских игр – кубики Никитина.

Воспитываем ребенка «по-никитински»

О многодетной семье Никитиных стало известно в 50 годах прошлого века.

Их соседи удивлялись тому, что в 3 года дети уже были знакомы с принципами арифметики и закалялись зимой наравне со взрослыми.

Борис и Елена Никитины заложили основные принципы педагогики, объяснили, как сформировать из ребенка гармоничную, тяготеющую к знаниям личность. Что же включают в себя их принципы воспитания?

  • Самостоятельность развития — нельзя постоянно опекать ребенка, заставлять его заниматься выбранными вами занятиями, стремиться подчинить себе все его время.
  • Свобода творчества – не нужно напрягать чадо уроками, тренировками, заставлять заниматься «из-под палки». Пусть ребенок трудится сколько хочет и может.
  • Спортивная атмосфера – в доме в доступности должны лежать спортивные снаряды, выделено место для занятий спортом. Это становится для детей естественной средой, как диван или детская площадка на улице. Они растут физически крепкими и здоровыми.
  • Родительское участие – нельзя оставаться равнодушным к успеху ребенка, необходимо мягко подталкивать его к получению знаний и хвалить, но придерживаться золотой середины, держа в уме первый пункт.

Основываясь на этих простых принципах, педагоги Никитины изобрели развивающие игры – наборы кубиков, которые подходят практически всем детям дошкольного возраста, со скидкой на их физическое и психическое развитие.

игра развивает логическое мышление

Особенности игры в кубики

Суть методики этих интеллектуальных игр в отсутствии навязывания правил. Дите плавно вовлекается в атмосферу деятельности с помощью старших братьев и сестер или родителей. Затем их участие минимизируется, и ребенок занимается самостоятельно.

Малыш начинает выполнять задачи, со временем они усложняются, но он сам должен отыскать пути решения, подсказки недопустимы. При отсутствии прогресса необходимо возвратиться к более легким вариантам. Если и этот способ не помогает, от игры нужно временно отдохнуть.

Эта методика развивает в ребенке самостоятельность в принятии решений, заставляет логически думать и искать ответы на вопросы без помощи посторонних. У игр в никитинские кубики есть основополагающие принципы.

  • Подсказки давать запрещено. Жесты, многозначительные взгляды и слова — табу. Только так малыш научится самостоятельности действий.
  • На решение задачи малышу нужно давать столько времени, сколько требуется. Запрещено требовать решить быстрее или пропустить текущую.
  • Готовый комплект предполагает вариации. На основании начального набора старшие сами могут придумывать новые задания для малыша.
  • Хвалите чадо. Дайте ему почувствовать вкус победы даже при выполнении элементарных задач.
  • Не дайте малышу перенасытиться игрой. Если вы видите, что он слишком увлекся, лучше выделять ограниченное время для занятий, чтобы интерес не угас.
  • Не делайте обидных замечаний, не оскорбляйте ребенка фразами: «Какой ты глупенький!», «Это же элементарно!»
  • Попробуйте выполнить задание сами, прежде чем повысить уровень сложности ребенку.
  • Делайте вынужденные перерывы и возвращайтесь к простым вариантам, если вы заметили, что ребенок не справляется. Интерес накрывает малышей «волнами». Если вы перерыв затянулся, «невзначай» покажите игру гостям или предложите поиграть с другом.
  • В многодетной семье у каждого малыша должен быть свой набор.
  • Ведите «дневник успехов». Отмечайте время выполнения задания, количество успехов и неудач, ведите записи о лично завершенных упражнениях.
  • Игра должна стоять в доступном, но неочевидном месте. Пусть ребенок помнит о ней, но не смешивает с другими игрушками и не теряет.
  • Атмосфера игры – непринужденная, легкая. Если чадо жаждет физической активности, не препятствуйте этому.
  • В готовом наборе ограниченный выбор заданий. Если ребенок освоил все, заведите альбом, в который будете зарисовывать самостоятельно придуманные схемы и давать их на выполнение малышу.
  • Разнообразьте игру собственными правилами. Это могут быть соревнования на скорость складывания узора или другой конкурентный способ решения задач, который внесет в игровую атмосферу нотку свежести.

ребенок должен сам думать и выполнять задания, помогать ему не стоит

С какого возраста можно пользоваться кубиками?

Часто родители спрашивают: «С какого возраста начинать занятия?» Точный ответ на вопрос дать невозможно. Кто-то готов осваивать набор в 1,5 года, кому-то не удается выполнить задания в возрасте 3 лет. Все зависит от общего развития малыша, атмосферы воспитания, особенностей его здоровья и способности конкретных родителей заинтересовать чадо увлечением.

Теоретически начать заниматься с ребенком по методике кубиков можно, начиная с полугода. Если он не увлечется, временно отложите игру и попробуйте чуть позже. Для самых маленьких вовлечение происходит с помощью интересной истории, сказки. Фантазируйте вместе, придумывайте рисункам «имена». С начала занятий сложность повышается.

Вплоть до школьного возраста ребенку интересно выполнять развивающие тесты.

Описание основных видов кубиков

Сложи узор

Самый простой игровой набор из 16 одинаковых кубиков. Размер небольшой – 3 см. Их грани выкрашены в разный цвет. Их форма – треугольник или квадрат. При желании набор можно изготовить самому, прочитав соответствующую литературу и имея минимальные творческие навыки.

Подходит для маленьких детишек от 1,5 лет, так как с ходу может заинтересовать их яркой окраской. Второе название – паззлы Никитина. Изначально перед ребенком ставится задача выложить из кубиков конкретный узор, затем наоборот – нарисовать картинку, в которую сложились части.

Завышающий этап – придумать собственный вариант орнамента и изобразить его, попутно объясняя, что он хочет зарисовать. Начинают с 2-4 кубиков, постепенно увеличивая количество.

Эта игра увлекает практически всех детей без исключения. Развивается воображение, мелкая моторика, активизируются лобные доли, ответственные за творческое мышление. Ребенок осваивает навыки анализа и систематизации материала, учится различать относительные категории, изучает цвета. К игре дополнительно приобретается альбом для записей и рисунков.

сложи узор

Сложи квадрат

За основу взята головоломка, в которой из нескольких кусочков разного цвета требуется сложить квадрат. Она не подавалась даже некоторым взрослым, поэтому Никитин модифицировал ее в более простую. Играть можно с 2-ух лет. На фанерке формата А4 располагается 12 кубиков, вставленных в окошки. Есть 3 категории сложности.

Начальная состоит в том, чтобы составить 4 простейших квадрата. Для этого малышу надо показать, как из нескольких половинок получается одна фигура. Дальше он начинает выполнять задания самостоятельно. Уровень сложности повышается постепенно.

Задачи способствуют развитию логики, умению дробить основную цель на мелкие, способствующие ее достижению.

Уникуб

Игра знакомит малыша с трехмерным пространством. В процессе он учится собирать сложные объемные фигуры. Начальный уровень – простейшие геометрические (параллелепипед, трапеция), более сложный – животные, дома. В наборе 27 шестигранных кубов с разноцветной огранкой. Предлагать играть можно, начиная с 1,5 лет.

Ребенка можно легко обучить классификации цвета и его восприятию. Например, предложить построить синюю дорого с желтым тротуаром и устроить соревнования по скоростному сбору однотонных фигур. Самые сложные задания не поддаются некоторым взрослым.

Это одна из лучших тренировок пространственного мышления и самоконтроля, которая подготовить ребенка к будущему освоению геометрии в школе.

Кубики для всех

В наборе 27 одинаковых кубиков, соединенных между собой разными способами в 7 фигур. Одна фигура состоит из 3, остальные из 4 каждая. Они различны по форме и окрашены в разные цвета.

В методичке предложены задания, согласно которым фигуры нужно соединять в различные модели, похожие на геометрические фигуры, дома, машины, зверей. Поощряется придумывать собственные варианты соединений. Маленьким детям нравится сооружать фигуры из 2-3 деталей, ребятам постарше – из большего количества.

Постоянно занимаясь такой деятельностью, ребенок активизирует мыслительный процесс. Построить фигуры по предложенному рисунку – задача простая, а придумать собственную модель – более творческая. Она закладывает фундамент для креативного мышления, развивает воображение. Дайте ребенку проявить фантазию.

Пусть он рассказывает, на что похожа та или иная модель. Интересные и забавные ассоциации записывайте и зарисовывайте.

Дроби

Рекомендуемый возраст начала игры – 3 года. Для выполнения сложных заданий необходимо знание простейшей арифметики. В комплекте 3 фанерки. На каждую нанесены 4 разноцветных круга.

Первый — целая окружность, второй – 2 равные половинки, третий – 3 части, последний делится на 12 долей. Сочетая их, ребенок повторяет цвета, учится азам счета, сравнивает доли, комбинирует.

Важно

Малышей с помощью игры обучают новым словам – «четвертинка», «половинка» (в зависимости от рисунков на дощечке). Старшим детям можно прививать математически правильные названия – «одна вторая», «три четверти».

При наложении большей части кубиков на меньшую ребенок учится сравнивать доли. Опытным путем выкладывания частей ребенок устанавливает связь «больше-меньше». Все изученные понятия необходимо записывать в журнал.

Кирпичики

С помощью игры дети постигают основы черчения, развивается пространственное мышление. В наборе 8 брусков из дерева или пластмассы. В альбоме 30 заданий. По чертежам ребенок строит модели из кубиков. Элементарные подходят для детей 4-ех лет, самые сложные будет под силу разгадать ребятам школьного возраста.

Читайте также:  Красивый и здоровый ребенок - воспитание и игры

Игра имеет три варианта выполнения: сложить фигуру по чертежу, перенести рисунок фигуры на бумагу и построить собственный вариант, изобразив его чертеж. Набор подготовит ребенка к школьным предметам геометрия и черчение. Он является своеобразной «гимнастикой для ума», заставляет попыхтеть над задачами даже взрослых.

Как выбрать набор для своего ребенка?

Не стоит ориентироваться на советы друзей и родственников в этом вопросе. Каждый ребенок – уникальная личность. Присмотритесь к тому, что его больше интересует. Если он уже «прикипел» к какой-то игре, не навязывайте ему другой вид, пока он сам не проявит заинтересованность.

Главное – учитывайте возраст ребенка (сложность заданий пропорциональна количеству лет) и его психологическое и физическое развитие. Попробуйте взять чадо в магазин и покажите ему наборы. Если он заинтересуется конкретным, лучше купить его.

Позвольте выполнить элементарное задание, похвалите дите, чтобы он почувствовал гордость и тягу к выполнению более сложных квестов.

В статье мы познакомили вас с важной обучающей игрой – кубиками Никитина. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался быстрее сверстников, рос с тягой к знаниям и самостоятельности, ежедневно делал открытия, приобретите для него эти наборы или изготовьте самостоятельно. Следуйте педагогическим рекомендациям во время игр и вы будете гордиться своим чадом!

Источник: https://mixfacts.ru/articles/kubiki-nikitina-metodika-obucheniya-logicheskomu-myshleniyu

Развивающие игры Никитина ( в том числе сложи квадрат и кубики, сложи узор), а также описание этой методики развития детей и прочее + фото и видео

С самого рождения ребёнка родители задумываются о том, как помочь ему освоить необходимые навыки, раскрыть творческие и интеллектуальные способности.

Сегодня есть возможность отдать карапуза в специализированный центр или заниматься с ним дома по какому-либо авторскому методу.

Одной из известных систем, позволяющих развивать и воспитывать малышей в процессе игр с раннего возраста, является методика семьи Никитиных. Что же предлагается брать за её основу и насколько она подходит современным детям?

Основные цели системы воспитания и раннего развития детей Бориса и Елены Никитиных

Борис и Елена Никитины — опытные педагоги и родители 7 детей. Они на своём собственном опыте разработали методику развития, которая приобрела большую популярность в 80-х годах XX века.

Деятельность Никитиных привлекла внимание общественности к уникальным возможностям раннего развития детей

Основа системы воспитания детей, по мнению Никитиных, состоит в естественности процесса: помогать малышу раскрываться нужно как можно раньше. Чем младше ребёнок, тем успешнее он показывает себя в процессе обучения. Если упустить момент и не подтолкнуть его к развитию скрытых способностей, то их задатки позже уже невозможно развернуть в полную силу.

Сами Никитины воспринимали свою систему воспитания не как методику, а как образ и стиль жизни. Она включает в себя не только принципы раннего развития, но и образ жизни детей с самого зачатия. Следует выделить основные моменты.

  1. Всё направлено на естественность. С наступлением беременности будущие родители уже несут полную ответственность за здоровье и развитие своего малыша. Медицинское вмешательство необходимо свести к минимуму, природа предусмотрела всё за человека, поэтому организм женщины настроен на вынашивание ребёнка и естественные роды. Врачи же рассматриваются как люди, обладающие специальными знаниями в области медицины и способные помочь в критической ситуации.
  2. Обязательное раннее физическое развитие. Организм ребёнка самой природой приспособлен к раскрытию заложенных в него способностей. Закаливание, хождение босиком по снегу, обтирание или обливание холодной водой, занятия на спортивных тренажёрах — все это только укрепляет малышей, делает их сильнее и выносливее. На детей следует надевать минимум одежды и только из натуральных тканей. Ещё один важный момент — питание: оно должно быть простым, без излишеств, деликатесов и вредных продуктов.
  3. Чем раньше, тем лучше. В каждом ребёнке с рождения заложены колоссальные способности, и не только физические, но и творческие, интеллектуальные. Поэтому чем раньше начать заниматься с детьми, тем быстрее и лучше они будут развиваться. Если же упустить момент, то эти задатки просто пропадут.
  4. Родители непосредственно участвуют в процессе развития детей, организовывая совместную деятельность. Девочки всегда должны помогать матери по дому, а мальчики — проводить большое количество времени с отцом. Во время игры взрослые не подсказывают, не помогают и не выполняют задания за своих чад. Ребёнка не ругают, если у него что-то не получается, а просто ждут, когда малыш самостоятельно поймёт как правильно сделать то или иное действие.
  5. Специальная обучающая среда, созданная в зависимости от потребностей и желаний ребёнка. В доме должны быть элементы спортивного инвентаря (турники, шведская стенка, скакалки, мячи и другое) и инструменты для творчества (логические игры, кубики, пазлы, развивающие доски). Все это помогает детям развиваться в естественном ритме.

Существует много последователей методики воспитания Никитиных, но нельзя забывать и о минусах этой системы.

Положительные и отрицательные моменты в системе воспитания Никитиных — таблица

Раннее развитие детей: мнение Комаровского — видео

Система Никитиных для детей до года

Методика Никитиных предусматривает воспитания и развития детей с самого рождения. Основные принципы системы для малышей до года:

  • физическая культура тела:
    • ребёнку предоставляется полная свобода движения с рождения;
    • как можно меньше одежды в любое время года;
    • больше физической активности;
    • закаливание и динамическая гимнастика;
  • питание: грудное вскармливание по требованию, прикладывание к груди сразу после рождения и до появления первого зубика, далее еда должны быть самой простой, без деликатесов, скромной и питательной;
  • специальная окружающая среда: создание условий с младенчества, чтобы малыш рос и быстро развивался;
  • роль родителей: мама и папа с первых дней крохи ведут дневник наблюдений, куда записывают всю информацию о нём и на её основе лечат карапуза и следят за его самочувствием;
  • интеллектуальное развитие: знакомить ребёнка с заданиями при помощи логических игр, кубиков следует как можно раньше, уже в 10–12 месяцев.

С момента рождения малыш быстро растёт, поэтому сразу нужно задуматься о его физическом развитии. С первых дней Никитины рекомендовали заниматься динамической гимнастикой.

Сразу же начиналось и закаливание: ребёнка ненадолго оставляли голеньким, в остальное время на него надевали только белье или минимум лёгкой одежды.

Как только карапуз начинал учиться ходить, можно было немного топать босиком по снегу.

Совет

По убеждению Никитиных, физическим развитием ребёнка нужно заниматься с самого рождения

Интеллектуальное развитие также начинается в столь раннем возрасте: ребёнку предлагают рисовать или играть с развивающими игрушками. Детям 10–12 месяцев можно дать геометрические рамки-вкладыши: сначала малыш будет пытаться поставить элементы на нужное место, а со временем поймёт, как собрать квадрат полностью. С помощью таких рамок он легко запомнит цвета и фигуры.

Метод Никитиных в развитии дошкольников

Никитины были против детских садов и школ и рекомендовали свести пребывание детей в учебных учреждениях до минимума. Они считали, что строгие рамки, режим и программа не дают естественной свободы и угнетают творческие и интеллектуальные способности, и старались дать больший объём информации в наиболее сжатые сроки именно дома.

Основные принципы развития детей дошкольного возраста включают в себя:

  • труд — обязательный вид деятельности для ребёнка;
  • физические упражнения и закаливание, предполагающие ежедневное выполнение гимнастики, занятия в спортивном уголке, обливания холодной водой;
  • интеллектуальное развитие, которое происходит только в игровой форме.

Три принципа развития детей — фотогалерея

Играя, малыш развивается интеллектуальноПомогая по дому, дети готовятся к взрослой жизниФизические нагрузки — важная составляющая здоровья ребёнка

Закаливание: мнение педиатра — видео

Развивающие игры по методике Никитина

Методика Никитиных предполагает раннее знакомство детей с буквами, основами математики, информацией об окружающем мире. Именно для этой цели автором системы были придуманы многочисленные логические игры и головоломки. Малышей учили по географическим картам и другим пособиям. Все это направлено на развитие разных навыков.

  1. Интеллектуальные игры помогают ребёнку развивать логику, математические способности и мышление.
  2. Творческие игры: здесь не нужны специальные материалы и пособия, занятия расширяют фантазию крохи и его творческие способности. Можно, например, угадывать слова или искать выход из сложной ситуации.
  3. Обыгрывающие игры знакомят малыша с окружающими предметами быта (часы, телевизор, телефон и т. д.), объясняют механизм их действия.

В процессе игры необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • сначала выполняются лёгкие задачи, а как только дети справятся с ними, задания усложняются, что даёт возможность использовать одни и те же игры в разном возрасте;
  • ребёнку необходимо самостоятельно понять, как выполнить задание, он может пользоваться инструкциями, картинками, образцами, но найти решение должен сам, без помощи взрослых;
  • в играх практически нет правил, малыш может составить сам новый узор, пирамиду или другую фигуру.

Кубики Никитиных

Больше всего заданий по методике Никитиных представлено в виде кубиков. Они отличаются размером, сложностью и правилами игры.

Все игры с кубиками различаются по возрастной категории. Самые знаменитые из них:

  • «Сложи квадрат» для детей от 2 до 6 лет;
  • «Сложи узор» для детей от 4 до 8 лет;
  • «Дроби» для детей от 3 до 7 лет;
  • «Кирпичики» для детей от 2 до 6 лет;
  • «Кубики Никитина для всех» для детей с 5 лет;
  • «Уникуб» для детей с 6 лет.

Самые востребованные игрушки по методике Никитиных — фотогалерея

Кубики для складывания узоров развивают логику и вниманиеС помощью Уникуба можно складывать всевозможные фигурыИграя квадратами, малыш учит цвета, фигуры и развивает логическое мышлениеДроби учат выделять часть из целогоКирпичики развивают воображение и умение работать со схемами

Занятия с набором «Кубики для всех»

В основе этой игры 27 кубиков, которые представлены семью сложными конструкциями. Каждая конструкция состоит из трёх-четырёх частей, соединённых вместе и имеет свой цвет.

Ребёнок, играя с кубиками, учится выбирать те конструкции, которые нужны для определённой модели. В процессе творчества развивается пространственное мышление и умение комбинировать.

Кубики для всех — фотогалерея

Кубиками для всех любят играть дети школьного возрастаВ набор входят фигуры разной формы, размера и цветаК кубикам прилагается инструкция с изображением конструкций, которые можно собрать

Предназначение игры «Сложи узор»

В этом наборе используется 16 кубиков, каждая грань которого окрашена по-разному. Складывают их в деревянную или картонную коробку. В процессе игры ребёнок учится собирать предложенные в инструкции узоры. Занятия развивают мышление, логику, творческие способности и фантазию, учат детей анализу и комбинированию. Малыш может сам придумать новую картинку.

В самом начале занятий с набором «Сложи узор» ребёнок использует два кубика, затем задача усложняется и малыш складывает картинку из четырёх частей, постепенно увеличивая их количество.

Складываем узоры — фотогалерея

Пример простого узора из 16 кубиковРазноцветные кубики Никитина развивают творческие способностиВ набор входит инструкция с примерами картинок, которые можно сложить из кубиковДети любят складывать узоры из кубиков

Описание кубиков «Сложи квадрат»

Эта игра имеет 3 уровня сложности. В каждую из категорий входит по 12 квадратов, которые расположены в рамке с углублениями. Кубики разделены на несколько частей и их нужно правильно сложить.

Для маленьких детей рекомендуется начинать занятия с небольшого количества элементов, постепенно увеличивая их число. Для начала ребёнок может подобрать все нужные части по цветам.

Следующий шаг — пробовать правильно собрать фигуру.

Игра развивает терпение, мышление и усидчивость. Она учит малыша тому, что большое целое состоит из более мелких частей, тренирует цветоощущение и сообразительность.

Складываем квадрат — фотогалерея

Игра имеет несколько уровней сложности в зависимости от возраста ребёнкаСложность игры зависит от того, на сколько частей разделен квадратСкладывание квадрата увлекает как малышей, так и старших дошкольников

«Кирпичики» и «Разноцветные постройки»

Набор «Кирпичики» состоит из 8 одинаковых по размеру неокрашенных брусочков. Собирая из них пространственные модели, дети развивают воображение и умение работать со схемами. В более старшем возрасте школьнику можно предложить зарисовать построенное сооружение, практикуя таким образом навыки черчения.

«Разноцветные постройки» не принадлежат к играм, придуманным семьёй Никитиных, но пользуются большой популярностью у детей. В набор входят окрашенные в разные цвета деревянные блоки и расчерченные карточки, на которых начинают строить фундамент. Такие игры развивают у детей чувство симметрии и асимметрии, ориентацию и внимательность.

Строим из деревянных блоков — фотогалерея

Кирпичики Никитиных — это своеобразная гимнастика для умаИз Кирпичиков можно собирать предложенные в инструкции фигуры или придумывать новыеИгры с кубиками привлекают всех детей, ведь каждый из них любит строить что-то новое

Технология работы с уникубом

Уникуб представлен 27 кубиками, грани которого окрашены разными цветами. В наборе есть инструкция и примеры трёхмерных фигур, которые ребёнок может складывать.

Никитин разработал 60 различных схем для уникуба. Самые лёгкие можно пробовать детям двух-трёх лет, более сложные — даже взрослым. Развивается мышление, точность и внимательность, ведь здесь нельзя допустить ошибку, иначе конструкция не получится.

Складываем Уникуб — фотогалерея

Уникуб позволяет складывать трёхмерные конструкцииК Уникубу прилагается несколько десятков схем от самых простых до очень сложныхНе помогайте ребёнку в процессе игры, позвольте ему развивать свое мышление самому

Как сделать кубики Никитина своими руками

Кубики Никитиных можно не только приобрести в магазин, но и изготовить своими руками. Для того чтобы сделать их самому, потребуются:

  • деревянные кубики (количество зависит от того, какой набор вы хотите изготовить);
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • цветная бумага или картон;
  • скотч.

Последовательность действий:

  1. Намочите кубики водой, чтобы старая картинка отклеилась. Очистите все грани от бумаги и клея.
  2. Из цветного картона вырежьте квадраты разных цветов.
  3. Обклейте каждый кубик. Комбинирование цветов зависит от того, какой именно набор вы хотите сделать.
  4. На заключительном этапе обклейте кубики скотчем. Игра готова.

Система Никитиных направлена прежде всего на естественный процесс занятий. Ребёнок в равной степени раскрывается физически и интеллектуально с самого рождения.

Авторы методики акцентировали внимание на полной свободе детей: малыш сам принимает решения относительно вида занятий, их продолжительности и сложности. Родители не вмешиваются в процесс, не помогают и не хвалят.

Они наблюдают и предлагают новые задания, которые их чада выполняют только сами.

Источник: http://zhdumalisha.ru/rebenok/metodika-rannego-razvitiya-nikitinyih-preimushhestva-i-osobennosti-sistemyi.html

Ссылка на основную публикацию