Питание новорожденного ребенка — воспитание и игры

Кормление ребенка до 1 года по месяцам: таблицы с нормами питания малыша на грудном и искусственном вскармливании

Полноценное сбалансированное питание – обязательное условие нормального развития всех органов и систем младенца.

Важно, чтобы дети ежедневно получали определенное количество макронутриентов (белков, жиров, углеводов), минералов и витаминов. Благодаря этому они будут расти здоровыми, жизнерадостными и сообразительными.

Как же правильно организовать вскармливание детей до года? Разберемся в этом вопросе, интересующем всех сознательных родителей.

Виды питания детей до года

Выделяют три типа вскармливания детей до года: естественное, искусственное и смешанное. Для каждого из них характерен свой режим питания. Рассмотрим особенности разных видов меню новорожденных. Общие схемы приведены для здоровых грудничков. В случае нарушений нормы потребления пищи устанавливает врач.

Естественное вскармливание

Ребенок на естественном вскармливании от 0 до 6 месяцев получает только материнское молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ после этого возраста в его диету постепенно вводится твердая пища (прикорм). Доля грудного молока в суточном объеме пищи снижается, но остается высокой. Известный детский доктор Е.О. Комаровский настаивает, что введение прикорма в более ранний период нецелесообразно.

При естественном вскармливании большинство специалистов рекомендует кормить младенца свободно, то есть по его требованию. Такой подход позволяет поддерживать лактацию на необходимом уровне. После 2-3 месяцев даже в случае свободного вскармливания устанавливается гибкий график питания новорожденного: трапезы происходят с интервалом 2-2,5 часа.

Искусственное вскармливание

При искусственном вскармливании ребенок получает адаптированную молочную смесь. В его меню может присутствовать грудное молоко, но в небольшом количестве – до 20% от общего объема пищи.

Искусственное вскармливание требует соблюдения четкого графика питания с определенными интервалами между трапезами. Е.О. Комаровский напоминает, что их необходимо выдерживать, так как смесь переваривается медленнее, чем материнское молоко.

Смешанное вскармливание

Доля материнского молока при смешанном вскармливании – более 20% от суточного рациона. Режим кормлений при таком типе питания зависит от уровня лактации у матери. Если основой рациона является грудное молоко, то график приближается к свободному. В случае преобладания смеси кормление происходит по часам.

Как рассчитать объем необходимый объем пищи?

Первые 7-10 дней

Расчет суточного объема смеси или грудного молока для детей в первые 7-10 дней жизни проводится одним из двух способов:

  1. Формула Зайцевой. Необходимо умножить массу тела ребенка при рождении на количество дней его жизни и найти от этого числа 2%. В итоге получится необходимый объем пищи в сутки.
  2. Формула Финкельштейна. Для определения суточного количества молока или смеси для ребенка массой менее 3,2 кг следует умножить его возраст в днях на 70. Если вес крохи менее 3,2 кг, нужно найти произведение числа его дней жизни и 80.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: вес новорожденного ребенка — таблица с нормами

Независимо от используемой формулы полученный суточный объем требуется разделить на число кормлений. Так можно узнать количество молока или смеси, достаточное для одной трапезы.

Старше 7-10 дней

Для расчета объема питания новорожденного старше 7-10 дней до 12 месяцев применяется методика по Гейбенеру и Черни либо объемная. Способ Гейбенера и Черни позволяет найти требуемое общее количество жидкости в сутки, в том числе смеси, молока, воды, сока, чая и так далее. При этом учитывается вес ребенка и его возраст. Основные рекомендации представлены в таблице.

Возраст, месяцы Количество пищи, мл
до 2 1/5 массы тела младенца в граммах
2 – 4 1/6
4 – 6 1/7
6 – 8 1/8
8 – 12 1/9

Например, малыш в 3 месяца весит 5,2 кг. В сутки ему необходимо 5200÷6=867 мл молока или смеси. Этот показатель следует разделить на количество трапез. Общий объем жидкости не должен превышать 1 л в 24 часа.

В современных условия методика по Гейбенеру и Черни применяется редко, так как она не рассчитана на детей с повышенной массой тела, которых в последнее время рождается все больше. Более рациональным считается объемный способ.

Нормы потребления еды, зависящие от возраста ребенка, показаны в таблице.

Возраст, месяцы Количество пищи, мл
до 2 600-950 (600-800)
2 – 4 800-1050 (800-900)
4 – 6 900-1050 (900-1000)
6 – 8 1000-1200 (1000-1100)
8 – 12 1000-1200

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем можно и нужно подкармливать ребенка в 4 месяца?

Введение прикорма

Существуют специальные инструкции ВОЗ, в которых содержится информация о последовательности введения в рацион детей первого года жизни твердой пищи. Рекомендации с разбивкой по месяцам представлены ниже.

ИНТЕРЕСНО: особенности питания кормящей мамы по месяцам

Продукт Возраст, месяцы
Овощи 6
Каши (гречка, овсянка, кукурузная) 6-7
Растительное и сливочное масла 6-7
Фруктовое пюре 8-9
Мясное пюре 8-9
Желток 8-9
Субпродукты 9-10
Кисломолочные продукты (творог, кефир, йогурт) 9-10
Печенье детское 9-10
Рыба 10
Фруктовые, ягодные, овощные соки 10-12
Пюре из ягод 12
Бульон на мясе 12

Каши необходимо варить на воде. Начиная с 6 месяцев в пюре и каши следует добавлять растительное масло. В первый раз рекомендуется ограничиться 1 каплей, постепенно доведя объем до 1 чайной ложки. Сливочное масло вводится в рацион в 7 месяцев. Начальная доза – 1 г, средняя – 10 г. Желательно добавлять его в готовые каши.

Приведенная схема прикорма актуальна для детей на естественном вскармливании. Если ребенок получает смесь, то твердую пищу можно вводить с 5 месяцев, так как его организм нуждается в витаминах и минералах для нормального развития. Используется та же таблица, но все строки сдвигаются на месяц.

Подробную информацию о том, как кормить малыша «взрослыми» продуктами можно узнать из таблицы. Все рекомендации носят общий характер. Перед вводом прикорма следует проконсультироваться с педиатром.

Продукт Срок Количество Блюда для начала прикорма
Овощи При нормальной или избыточной массе тела с 6 (иногда с 5-5,5) месяцев. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Пюре из 1 овоща белого или зеленого цвета.
Каши При нормальной или избыточной массе тела с 6 -7 месяцев. Если вес недостаточный, то вводятся с 4-5 месяцев. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Крупы без глютена, сваренные на воде, – гречка, рис, кукурузная, овсянка. После ввода каждой каши по отдельности можно варить миксы злаков.
Растительное масло 6 месяцев Начальное – 3-5 капель. Максимальное – 1 чайная ложка. Подсолнечное, кукурузное, оливковое масла. Их следует добавлять в пюре из овощей или мяса.
Сливочное масло 7 Начальное – 1/3 чайной ложки. Максимальное – 10-20 г. Качественное сливочное масло без растительных компонентов нужно добавлять в овощные пюре и каши.
Фрукты 8 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Монопюре из неярких фруктов. Постепенно можно делать многокомпонентные блюда.
Мясо 8 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50-100 г. Пюре из одного компонента – кролика, индейки, телятины, говядины.
Желток 8 Начальное – 1/4 чайной ложки. Максимальное – ½ желтка яйца курицы. Необходимо сварить яйцо и добавить измельченный желток в пюре или кашу.
Кисломолочные продукты* 9 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 150-200 г. Детский йогурт, кефир или биолакт. После 10 месяцев можно вводить продукты с наполнителями (рекомендуем прочитать: что можно кушать ребенку в 9 месяцев?).
Творог* 9 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50 г. Детский творог в чистом виде. С 10 месяцев его стоит дополнять фруктовым пюре.
Печенье детское 9-10 Начальное – 1/3 печенья. Максимальное – 5 штук.
Рыба Средний срок введения – 10 месяцев (рекомендуем прочитать: схема питания ребенка 10 месяцев и простые рецепты). При наличии у ребенка склонности к аллергии – 1 год. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 60 г. Кормить малыша рыбой стоит 1-2 раза в неделю. Нежирные сорта рыбы – окунь речной, хек, треска. Ее следует варить или готовить на пару, а затем превращать в пюре.
Соки 10-12 Начальное – 2-3 капли. Максимальное – 100 мл. Осветленные соки из зеленых и белых фруктов.

*Отметим, что подход доктора Е.О. Комаровского относительно прикорма отличается от рекомендаций ВОЗ. Он предлагает начинать знакомство со взрослой пищей с помощью кисломолчки — кефира и творога.

Новый продукт нужно давать малышу в первой половине дня. Количество рекомендуется наращивать очень медленно, постепенно доводя до возрастной нормы и отслеживая реакцию организма ребенка. В неделю чадо стоит знакомить с одним новым блюдом. Если возникла аллергия или сбой в работе ЖКТ, продукт нужно убрать из меню.

Питание после года

Лактацию можно сохранить, даже если мама выходит на работу. Частота прикладываний к груди при этом снизится, но младенец будет получать ценные элементы. Если же существует необходимость прекратить лактацию, врачи советуют не делать этого в период болезни ребенка, когда его организм ослаблен, а также летом, так как в это время высока вероятность заражения кишечной инфекцией.

Питание крохи в 1 год не отличается от его меню в 11 месяцев, но немного увеличиваются порции (рекомендуем прочитать: что можно есть ребенку в 11 месяцев — рацион питания и вкусные рецепты).

На завтрак и полдник его следует кормить кашей или пюре из овощей. Ужин и обед должны быть сытными.

Обратите внимание

На десерт можно предложить мармелад, зефир, пастилу, а в качестве питья – воду, чай, кисель, компот или морс.

Источник: https://VseProRebenka.ru/pitanie/po-vozrastu/pitanie-detej-do-goda-po-mesyacam.html

Ошибки в воспитании грудничков

Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструкторы родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни.

Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум.

Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле.

Чтобы объяснить суть происходящего мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни.

Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе, и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е.

предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).

Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма.

Важно

Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором.

А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его.

В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем — к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям, проведенным и описанным Науменко Е. В.

и другими авторами, «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем.

Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга.

Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни».

Совет

По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития».

Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депривация и гипоксия или асфиксия.

Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей

Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания.

Читайте также:  Психомоторное развитие детей до года. - воспитание и игры

В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно.

От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека, начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество.

Применяя те или иные методы или приемы, можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.

Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют.

Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.

Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, асоциальное поведение. К таким последствиям приводят:

— Отсутствие грудного вскармливания, которое, кроме этого, приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка.

Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока.

Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход.

— Отсутствие совместного сна с мамой.

— Ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается.

— Неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает «не приучать ребенка к рукам». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь.

Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним.

Обратите внимание

Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.

2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

— Полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством.

— Ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты.

— Динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты.

Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов.

Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация.

В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.

3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

— Моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого, моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности.

— Проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать.

Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке.

И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще хуже делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность.

Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить.

Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище.

Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Важно

Кроме этого, проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты.

Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови.

При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.

Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

Источник: https://azbyka.ru/deti/oshibki-v-vospitanii-grudnichkov

Важный элемент правильного роста и развития — кормление новорожденных в первые дни: подходящие позы, режим питания и полезные советы молодым мамочкам

Правильное кормление новорождённого в первые дни жизни – такой же важный элемент роста и развития, как мамина забота, уход за крохой. Идеальный вариант – грудное вскармливание. Если по разным причинам нет возможности кормить грудью, выручат качественные молочные смеси для новорождённых.

Молодой мамочке важно знать, как организовать питание крошечного человечка. Изучите материал: вы найдёте ответы на многие вопросы, связанные с организацией питания самых маленьких деток.

Важнее всего – обеспечить максимальный комфорт мамочке и малышу.<\p>

В роддоме сотрудники расскажут о пользе раннего прикладывания к груди, обеспечат условия для тесного контакта мамы и малыша сразу после рождения.

Сейчас детки находятся в одной палате с мамочкой, что позволяет кормить кроху «по требованию».

При нехватке молока не отчаивайтесь, попробуйте наладить естественное вскармливание.

Пейте достаточное количество жидкости, постарайтесь успокоиться, чаще прикладывайте ребёнка к груди. Даже минимальное количество молока принесёт пользу.

Докармливайте новорождённого смесями, контролируйте поведение, вес, качество стула. При отсутствии молока перейдите на искусственные смеси.

Грудное вскармливание

Польза раннего прикладывания к груди доказана неонатологами и педиатрами, подтверждена довольными мамочками и сытыми, мирно посапывающими малышами. Тесный эмоциональный контакт – одно из преимуществ естественного вскармливания.

Грудное молоко приносит пользу:

  • крохе (ребёнок получает полностью усваиваемую пищу, хорошо развивается, реже болеет);
  • матери (матка активнее сокращается под воздействием сосательных движений крохи, организм скорее восстанавливается после родов).

Начальный этап

В первые часы после родов молочные железы вырабатывают ценный продукт – молозиво. Объём полезного вещества невелик, но богатый состав, высокая жирность удовлетворяют потребность крохи в пище. Важная деталь – молозиво насыщает маленький организм биологически активными веществами, укрепляет иммунитет.

В большинстве роддомов практикуется раннее прикладывание к груди. Волнующий момент для мамы и крохи, попадающего в незнакомый мир. Тепло груди, запах молока успокаивают новорождённого, позволяют почувствовать защиту. Чем больше молозива сможет получить ребёнок, тем лучше для его иммунитета.

Возвращение домой

Многие молодые мамочки теряются, паникуют, оказавшись с новорождённым дома. Рядом заботливый папа, привычная обстановка, но волнение всё равно есть. Если женщина прислушивалась к рекомендациям сотрудников роддома, трудностей с грудным вскармливанием будет меньше.

Особенности кормления новорожденных грудным молоком:

  • режим питания в первую неделю больше учитывает интересы новорождённого. Маме придётся подстроиться под потребности малыша;
  • полезно наблюдать, когда кроха действительно голоден, засекать интервал между кормлениями, который выдерживает ребёнок. Оптимальный вариант – 3 часа, но в первую неделю детки часто требуют молоко громким плачем уже через 1,5–2 часа;
  • педиатры советуют: кормите малыша «по требованию», когда он жадно ищет ротиком грудь. Постепенно ребёнок окрепнет, сможет за один раз выпить больше ценной жидкости, будет дольше оставаться сытым. Активное сосание груди увеличит лактацию, потребности младенца в питании и возможности матери постепенно совпадут;
  • через пару недель приучайте кроху к режиму питания. Если в первые дни вы кормили малыша каждые полтора – два часа днём и через 3–4 часа ночью, постепенно переходите на семиразовое кормление. Режим улучшает работу крошечного кишечника, даёт отдых маме.

Подходящие позы

Подберите определённое положение, максимально устраивающее вас. Помните: каждое кормление в первые недели жизни новорождённого длится долго.

Учтите, что полчаса и более красиво сидеть, склонившись над младенцем (как позируют кормящие мамы для фото в журналах) у вас вряд ли получится, особенно, после тяжёлых родов. Если маме будет неудобно или тяжело держать малыша, вряд ли у неё появятся приятные мысли, нежные чувства.

Попробуйте несколько поз, подберите оптимальную с учётом состояния груди, веса, возраста крохи. По мере роста малыша неудобная поза может стать подходящей и наоборот.

Основные позы для кормления новорожденных:

  • положение лёжа на спине. Кроха опирается о мамочку ручками, ножками, головкой. Плечи женщины, голова приподняты с помощью подушки. Поза подходит при обильном выделении молока;
  • лёжа на боку. Этот удобный вариант выбирают многие мамочки, особенно, для вечерних и ночных кормлений. Обязательно попеременно ложитесь на каждый бок, чтобы опорожнялись обе груди;
  • классическая поза для кормления «сидя». Мама держит ребёнка на руках. Уменьшить усталость рук, «снизить» вес малыша помогут подушки под спиной, на коленях и под локтём;
  • нависающая поза. Рекомендована при плохом оттоке молока. Новорождённый лежит на спине, мамочка кормит его сверху, наклонившись над малышом. Не очень удобно для спины, но эффективно для опорожнения груди;
  • поза после кесарева сечения, при выхаживании двойняшек. Женщина сидит, малыш лежит так, чтобы ножки были за спиной матери, голова выглядывает из-под маминой руки. Эта поза снимает проявления лактостаза – застоя грудного молока, сопровождающегося болезненностью, ярко-выраженным уплотнением долек молочной железы.

Молочные смеси для младенцев

Искусственное вскармливание – вынужденная мера, но при отсутствии грудного молока придётся приспосабливаться. Правильно организуйте питание новорождённого, прислушайтесь к рекомендациям педиатров.

Особенности кормления новорожденных смесью:

  • в отличие от грудного вскармливания, когда малыш наедается и засыпает, питательная смесь имеет определённую дозировку. Важно знать, сколько заменителя грудного молока дать «искусственнику» за сутки;
  • с первых дней кормите кроху 7 раз, интервал 3 часа. Позже можно перейти на шестиразовое питание с интервалом 3,5 часа;
  • подберите качественную смесь, обеспечивающую сытость, максимум полезных веществ. К сожалению, кормить по требованию кроху не получится: смесь нельзя давать, «когда захочется», важно выдерживать определённый интервал;
  • изредка разрешено сдвигать время следующего приёма полезной смеси, но ненамного. Нарушение правил вызывает проблемы с желудком/кишечником у малыша;
  • выбирайте молочные смеси для новорождённых от известных производителей, без пальмового масла, сахара, мальтодекстрина. В крайнем случае, компонентов, поддерживающих чувство насыщения, должно быть минимальное количество;
  • если грудного молока мало, приходится постоянно докармливать кроху. Вначале предложите грудь, затем – детское питание в ложечке. Избегайте бутылочки: из соски проще добыть молоко, через время малыш наверняка откажется от груди;
  • обязательно давайте новорождённому – «искусственнику» кипячёную водичку. Объём жидкости зависит от возраста;
  • искусственное вскармливание поможет выходить здоровую двойню или тройню. Молока для двоих/троих деток у мамы недостаточно, приходится давать питательную смесь. По мере роста малышей происходит замена грудного молока на молочные смеси.
Читайте также:  Игра змейка английские слова - воспитание и игры

Сколько должен съедать ребенок

Сколько должен съедать новорожденный за одно кормление? При грудном вскармливании ребёнок сам чувствует, когда желудочек полон. Кроха перестаёт сосать грудь, спокойно засыпает.

Для питания «искусственника» мама должна налить в бутылочку определённое количество смеси, чтобы новорождённый не остался голодным. Педиатры разработали формулу для расчёта объёма детского питания на каждые сутки.

Вычисления простые:

  • новорождённый весит менее 3200 граммов. Перемножьте количество прожитых дней на 70. Например, на третьи сутки кроха должен получить 3 х 70 = 210 г молочной смеси;
  • новорождённый весит более 3200 граммов. Расчёт аналогичен, только количество дней умножьте на 80. Например, за третьи сутки крупный ребёнок должен получить большую порцию – 3 х 80 = 240 г детского питания.

Обратите внимание! Расчёты подходят для самых маленьких. С 10-го дня жизни нормы другие. Подробный расчёт количества смеси для питания деток – «искусственников» вы найдёте в статье, в которой описаны правила подбора, особенности применения популярных детских смесей от 0 до 6 месяцев.

Таблица питания по часам

Молодым мамочкам проще ориентироваться, если у них есть чёткое представление о режиме питания крохи. Первый месяц новорождённый большую часть времени (до 18 часов за день) будет спать, остаток дня – бодрствовать.

Помните: когда кроха не спит, половину времени он сосёт мамину грудь или получает детские смеси взамен грудного молока. Обратите внимание на таблицу кормления новорожденных. В ней расписаны часы кормлений для детей с нормальным весом.

Порядковый номер кормления Время
Первое 6:00
Второе 9:00
Третье 12:00
Четвёртое 15:00
Пятое 18:00
Шестое 21:00
Седьмое 00:00 часов

Полезные советы

Рекомендации:

  • ели новорожденный срыгивает после кормления, поможет простой приём: накормленного малыша поносите столбиком 10–15 минут;
  • шея у новорождённого ещё очень слаба, как действовать, чтобы не повредить косточки, не растянуть мышцы? Положите головку на плечо, держите кроху вертикально, слегка прижимайте к себе, поддерживания за спинку и попу. Такая поза обеспечит выход излишнего воздуха, уменьшит частоту и объём срыгивания;
  • после еды нельзя тормошить кроху, нежелательно класть в кроватку. Запрещены активные игры, щекотка, тормошение. Переодевайте новорождённого тоже по истечении 10–15 минут, когда воздух выйдет из желудочка;
  • если новорожденный икает после кормления, возможно, он переел или ему холодно. Погладьте животик, согрейте кроху, дайте выйти лишнему воздуху (подержите столбиком). При слишком большом объёме и напоре грудного молока кормите ребёнка с перерывами, чтобы предыдущая порция успела попасть в крохотный желудок.

Полезные советы:

  • по возвращении домой после роддома женщина тоже должна хоть немного поспать, уделить время другим членам семьи и себе, иначе психологических проблем, кризиса в отношениях с мужем не избежать;
  • постоянная усталость накапливается, мамочка раздражается по любому поводу, нервничает. Результат – снижение выработки молока, вечно голодный, плачущий малыш, снова нервы и новые заботы. Круг замыкается. Вот почему важно заботиться не только о крохе, но и сохранить здоровье, психологическое равновесие женщины, перенесшей естественные роды или операцию кесарево сечение;
  • осознание того, что с рождением крохи успешная бизнес-леди превратилась в «машину для выработки молока», угнетает многих молодых мамочек. Здесь должны помочь самые близкие люди. Похвала, гордость за человека, подарившего сына (дочку)/внука (внучку) должна быть обязательно выражена в тёплых словах. Женщина чувствует себя гораздо увереннее, если ощущает поддержку;
  • важный момент – помощь в уходе за малышом. Хорошо, если хлопоты по дому разделят муж, бабушки и молодая мама. Женщине нужно отдыхать, часто кормить новорождённого, восстанавливать силы. В первые две-три недели отсутствие реальной помощи негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии кормящей мамочки;
  • к сожалению, часто бывает, что муж допоздна задерживается на работе (не говоря уже о том, как сложно «выбить» отпуск после рождения малютки), а бабушки в силу разных обстоятельств не могут помочь с домашними делами. Важно сохранить грудное молоко, не упасть с ног от усталости;
  • что делать? Придётся просить помощи у хороших подруг, родственниц, соседок. Наверняка, кто-то согласится вам помочь: сходит за продуктами, купит памперсы или протрёт дома пыль. Привлекайте людей, которым вы доверяете, не отказывайтесь от помощи. Даже полчаса отдыха для молодой мамочки будут полезны;
  • готовьте простые блюда, купите мультиварку, максимально снижающую трудозатраты на приготовление пищи. Прибор не требует постоянного контроля, что важно при усталости, частых кормлениях, при состоянии, когда мамочка думает только о ребёнке и сне.

Теперь вы знаете, как начать грудное вскармливание, как давать специальные смеси. Уделяйте максимальное внимание крохе, помните о своём здоровье и существовании остальных членов семьи. Правильный режим питания обеспечит максимальный комфорт для малыша и взрослых.

Больше полезных советов о грудном вскармливании в следующем видео:

Источник: http://razvitie-malysha.com/uhod/pitanie/kormlenie-novorozhdennyh.html

Воспитание ребенка до года: основные моменты и советы

Воспитание малыша по месяцам

Не существует какой-то единой и универсальной методики, по которой нужно воспитывать малышей, поскольку все дети разные и имеют свои особенности характера даже в новорожденном возрасте. В общении с малюткой вам следует, прежде всего, обращать внимание на его поведение и настроение.

Однако можно выявить какие-то общие принципы в вопросе воспитания ребенка до года. Для удобства разделим этот период на 4 основных этапа, каждый из них равен трем месяцам.

От рождения до 3 месяцев

В этом возрасте очень важно сформировать у младенца правильные привычки и предотвратить возникновение плохих, Также вам необходимо заниматься развитием сенсорных ощущений и первых навыков общения у крохи, он должен реагировать на звуки и обращение к нему. Маме необходимо много разговаривать с малюткой, петь ему песенки и потешки, комментировать все, что она делает. Первые задатки коммуникации ребенок проявит в виде агуканья.

К концу данного этапа у малыша должны сформироваться следующие привычки и навыки:

  • засыпать самостоятельно без укачивания;
  • на улице засыпать без пустышки;
  • удерживать головку;
  • некоторое время уметь развлекать себя самостоятельно, пока матери нет рядом.

Не разрешайте малютке сосать пальчики, иначе эта привычка у него закрепится на будущее.

От 3 месяцев до полгода

Это второй этап в воспитании малышей до года. Именно сейчас идет зрительное, сенсорное, эмоциональное развитие грудничка быстрыми темпами.

Важно сейчас знакомить его с богатством окружающего мира: включать мелодичную спокойную музыку, привлекать внимание к различным звукам природы, дома и за окном, при этом называя их. Младенец в ответ будет подражать взрослым и пытаться воспроизвести сказанное ими.

Совет

Нужно проводить занятия, когда грудничок выспался и весел, иначе они станут для него обузой и не принесут удовольствия.

Любовь и положительные эмоции, полученные ребенком на данном этапе, станут основой его дальнейшего развития.

От полугода до 9 месяцев

На первый план в процессе воспитания малютки выходит его физическое развитие, так как ребенок становится очень активным, ползает, умеет сидеть, а некоторые детки даже начинают ходить. Дайте младенцу возможность свободно передвигаться по дому, но обязательно позаботьтесь о его безопасности – уберите все опасные предметы и закройте острые углы.

Важно на данном этапе выработать у ребенка следующие привычки:

  1. ходить самостоятельно на горшок – для этого усаживайте малыша на него после еды и сна, до прогулки и после нее, постепенно он привыкнет;
  2. мытье ручек перед кормлением – необходимая привычка для выработки чистоплотности, постепенно ребенок самостоятельно начнет подставлять под струю воды свои ладошки;
  3. ежедневная чистка зубов – после 6 месяцев у детишек начинают прорезываться зубки, для их чистки нужно приобрести специальную щетку и научить малыша пользоваться ею;
  4. кушать в нагрудничке – перед кормлением обязательно надевайте на малютку нагрудничек и объясняйте, для чего он нужен, так ребенок поймет, что нужно соблюдать чистоту и нельзя пачкать вещи.

Для пресечения неправильных поступков необходимо познакомить малыша со словами «нельзя», «хватит», «нет». При этом важно объяснить, почему нельзя поступать таким образом, что это нехорошо, некрасиво. Ребенок должен понимать смысл этих запретов и реагировать на них, иначе они для него не будут иметь никакой силы.

Для формирования и развития коммуникативных навыков играйте с крохой, называйте предметы, рассматривайте картинки, разыгрывайте представлению с игрушками, все слова хорошо и правильно проговаривайте, не коверкая их.

Делимся секретами:

От 9 месяцев до года

В это время все малыши делают свои неумелые шаги, ваша задача – внимательно следить за ними. Не кричите на младенца, если он что-то сделал не так или упал, так вы можете его сильно напугать. Наоборот, поощряйте ребенка, если он самостоятельно встает и пытается пойти.

Интеллектуальное воспитание заключается в том, что необходимо познакомить ребенка с назначением различных предметов.

Прививайте ему навыки совершать различные действия с игрушками: машинку нужно катать, в барабан бить. Показывайте малютке предметы различные по форме, текстуре и цвету, рассказывайте о них.

Можно устраивать для ребенка представления с напальчиковыми игрушками – они способствую развитию памяти, речи и воображения.

В этом возрасте младенец начинает опасаться незнакомых ему, чужих людей, зато сильно привязывается к матери, папе и ближайшему окружению. Проводите с ним больше времени, не повышайте голоса и не раздражайтесь.

Основные принципы в воспитании малыша до года

Главные черты характера малыша формируются и закладываются как раз в период до года, но проявляются чуть позже – к 3-4 годам. Воспитание ребенка до года должно основываться на базовых принципах, соблюдение которых требуется от родителей.

  1. Воспитывать ребенка должны оба родителя. Именно в первый год жизни новорожденного формируются его дальнейшие представления о семье, поэтому он должен видеть и четко представлять роль матери и отца.

    Безусловно, большая часть забот о малютке ложится на материнские плечи, но и папа не должен оставаться в стороне, он должен помогать женщине, освобождать ее на некоторое время от ухода за ребенком, чтобы она успела отдохнуть и набраться сил.

  2. Малютке с первых дней необходимо слышать равномерную, спокойную и правильную речь родителей, это поможет развить память, слух и коммуникативные навыки на будущее.
  3. Очень важен для малыша тесный контакт с мамой.

    Раздражение, грубость, отсутствие внимания и общения с самым близким человеком могут стать для ребенка причиной стресса и недомогания. Однако не стоит приучать младенца к рукам.

  4. Важно, чтобы физическое воспитание соответствовало способностям и уровню развития организма ребенка.

    Не надо идти на опережение и, например, пытаться усадить малютку раньше 3 месяцев. Неправильные действия могут вызвать даже серьезную патологию, так как кости младенца еще не окрепли.

  5. Режим дня – отличная возможность для матери передохнуть и заняться своими делами, а для крохи он будет полезен тем, что приучит его к порядку и систематичности.

  6. Уверенность в себе – молодая мамочка должна быть твердо уверенна, что с ее младенцем все в порядке, и не вздрагивать от каждого крика или кряхтения. Своим беспричинным беспокойством мамочка может вызвать нервозность и у малютки.

  7. Систематичность должна стать основой воспитания, нерегулярные действия от случая к случаю должного эффекта не дадут. Результат может принести только ежедневная практика.
  8. Мать должна решать, как ей кормить младенца (лежи или сидя), как носить его на руках. Возможно, грудничок хочет кушать в той позе, чтобы мама сидела, но ночью ей гораздо удобнее лежать. Главной должна быть линия поведения матери. Но не переусердствуйте со строгостью и упорством, ласково разговаривайте с малюткой и не проявляйте по отношению к нему грубость.

Малыш в первые месяцы своей жизни впитывает все, словно губка, хотя пока и не может выражать свои мысли. Однако все увиденное и услышанное им в этом возрасте откладывается в его подсознании и влияет на дальнейшее поведение.

Воспитывать ребенка следует личным примером, родителям необходимо строго контролировать свои действия и поступки. Важно прививать крохе доброжелательность к окружающим людям, не надо его никем пугать.

Демонстрируйте ему хорошее отношение к животным, детям.

Приучаем малыша к самостоятельности

Многие молодые мамы не знают, как правильно оторвать младенца от груди, стоит ли его укладывать спать вместе с собой. По этому вопросу есть две различные точки зрения:

  1. классическая система призывает к самостоятельности и раннему отделению малютки от мамы – ребенок должен один спать в кроватке, самостоятельно играть и развлекать себя, считается, что так он быстрее приучится к самостоятельности, но многие считают, что малышу не будет хватать родительской заботы, внимания и ласки;
  2. современные специалисты считают, что малышу нужно больше времени проводить с родителями, находиться на руках или в слинге во время прогулки, спать с ними.

Во всем нужна мера и здравый смысл, не стоит впадать в крайности. Если малыш слишком беспокоен можно уложить его спать к себе, а затем перенести в его кроватку.

Если кроха плачет

Некоторые молодые мамочки буквально впадают в панику при плаче малютки и не знают, что им делать. Здесь также присутствует два различных принципа:

  1. согласно традиционной системе не стоит подходить к малютке всякий раз, когда он заплакал, пусть лучше он «выплачется», а затем успокоится;
  2. согласно современным взглядам плач ребенка в любом возрасте необходимо останавливать, иногда достаточно просто взять младенца на руки, и он плач прекратится, так малыш вырастит более спокойным.

Какую методику выбрать, решить должны родители сами.

Уделяйте своему младенцу побольше внимания, хвалите его и поощряйте. Помните, что ваш малыш во всем вам подражает, его жесты, слова и поведение – это отражение родителей.

Источник: https://krohapuzz.ru/razvitie-mladenca/vospitanie-rebenka-do-goda.html

Питание новорожденного ребенка

Не случайно Всевышним устроено, что младенец должен питаться молоком матери. Эта пища для него самая ценная, самая питательная, самая подходящая. Но по некоторым причинам не все мамы кормят своих крошек этим уникальным веществом. Мы не будем выяснять причины, почему так происходит. Поговорим о плюсах и минусах как искусственного, так и естественного вскармливания.

Начнем с грудного вскармливания. Грудное вскармливание начинается с выработки молозива. Аналогов этому ценнейшему веществу нет в мире! Оно явный фаворит по содержанию белков, минеральных веществ, аминокислот и иммуноглобулинов.

Защита иммунитета обеспечена!
Самое интересное состоит в том, что молоко матери идеально подходит ее ребенку. Конкретному ребенку. Не соседкиному Ванечке, не родному племяннику, а именно своему ребенку. Состав молока отвечает запросам и нуждам малыша.

Соотношение белков, жиров в этом случае оптимально для крохи.

Мамино молоко не только средство питания новорожденного ребенка, но еще и многофункциональное «лекарство». Если малыш обеспокоен, мам даст грудь и малыш вместе с молоком получит успокаивающие вещества.

Он упал, ударился, режутся зубки – мамино молоко содержит болеутоляющие компоненты. Не может заснуть? Мамино молоко поможет расслабиться и уснуть, ведь неспроста младенцы засыпают под маминой грудью.
Где-то в среднем до 6 месяцев ребенок получает только молоко.

Обратите внимание

Затем, когда наступает пора введения прикорма, материнское молоко ничуть не утрачивает свою ценность, оно, наоборот, подстраивается под малыша. Ферменты, содержащиеся в молоке матери, помогают желудку ребенка справиться с перевариванием незнакомой пищи.

Поэтому сначала дают прикорм, а потом грудничок запивает его молоком.

Теперь немного об искусственном вскармливании. Для малыша первых месяцев жизни нужна адаптированная смесь. Ее состав максимально приближен к составу грудного молока. При выборе смеси обязательно необходимо проконсультироваться с педиатром. В разных смесях разный состав.

Если малыш склонен к срыгиваниям, ему могут назначить более густую смесь или специальную антирефлюксную смесь. Если аллергия на коровий белок, не подойдет смесь, содержащая этот аллерген.

Необходимо также учитывать наличие именно такой смеси на вашей молочной кухне (если вы получаете там смесь).

Питание новорожденного ребенка может быть естественным и искусственным. Конечно, грудное молоко для младенца является идеальной пищей. Но если уж так получилось, что малыш кушает заменитель грудного молока, не стоит отчаиваться. В конце концов, можно и в этом найти некоторые положительные моменты. Ведь главное – чтобы малыш был сыт и здоров! Приятного аппетита, малыш!

Источник: http://novorozhdennyj.ru/yhod_za_novoroshdennim/pitanie-novorozhdennogo-rebenka/

Как воспитывать ребенка до года

Многие считают, что детей нужно начинать воспитывать, когда они подрастут. Это в корне неверно! Азы воспитания должны быть заложены в младенческом возрасте.

Разумеется, не нужно обучать трехмесячного малыша этикету и разучивать столовые приборы, но начать прививать навыки личной гигиены вполне возможно и нужно.

Как организовать воспитание ребенка до года? На какие аспекты сделать упор в столь раннем возрасте?

Этапы воспитания крохи до года

Воспитание ребенка до года условно можно разделить на 4 основных этапа. Каждый этап включает в себя по три месяца жизни. Нужно понимать, что только в возрасте первого года кроха развивается и растет максимально быстро. Наряду с физическим и эмоциональным развитием, можно привить ему многие навыки, которые в будущем обязательно пригодятся.

1. Этап с рождения до 3-месячного возраста

Ребенок этого возраста очень нуждается в материнской ласке и внимании. Не нужно лишать его этого, боясь «приучить к рукам». Но в то же время необходимо ненадолго оставлять бодрствующего младенца одного в кроватке, чтобы он привыкал осознавать себя как отдельного человека, а не как часть матери.

Очень важна гигиена новорожденного ребенка. Он должен быть всегда чистый, чтобы грязный памперс или распашонка в пятнах «детской отрыжки» не были нормой, а вызывали дискомфорт. Так уже с первых месяцев кроха будет привыкать к чистоте и порядку.

Кроме того, нужно уделить внимание физическому развитию – гимнастике и массажу, выкладывать ребенка на животик. Каждую из процедур тоже нужно проводить в строго определенное время. Со временем эти процедуры перерастут в обязательную зарядку и поддержание хорошей формы.

Это и должно стать основой режима, который в дальнейшем надо поддерживать, слегка меняя под нужды семьи и подрастающего крохи. Это приучит малыша к порядку и будет полезно на протяжении всего периода детства.

Также важно разговаривать с ребенком, петь песенки, декламировать стихи. Это научит малыша слышать и слушать. Уже в этом возрасте можно приучать грудного малыша к игрушкам, которые разовьют сенсорику, слух, зрение. Это различные по своим звукам и фактуре погремушки, воздушный шарик, привязанный к руке, мобиль в кроватку, подвесные игрушки в коляске, развивающий коврик и т.д.

Каждое утро нужно начинать с гигиенических процедур – умывание, подмывание, замена памперса и т.д. Со временем это будет привычным ритуалом

2. Этап с 3-х месяцев до полугода

В период второго этапа нужно практиковать и развивать все то, что началось на первом этапе – приучение к гигиене, режиму, игрушкам, гимнастике. Кроме этого, второй этап характеризуется началом привития навыков общения и эстетического воспитания.

Малыш уже начинает разговаривать с мамой, выражать голосом свои эмоции. В этот период важно, чтобы он как можно больше слышал речь. Необходимо часто разговаривать с ребенком, включать музыку, песни, рассказывать сказки и т.д.

На этом этапе можно расширить ассортимент игрушек, добавив мяч, прорезыватели для десен, резиновые игрушки для ванной, мягкие большие кубики. Дети в этом возрасте любят рвать бумагу. Можно отдать ребенку старый журнал, но следить за тем, чтобы оторванные куски не были проглочены.

Малыш уже начинает ползать и сидеть, поэтому массаж и физическое развитие особенно важны. Гимнастику можно разнообразить новыми укрепляющими упражнениями на фитболе, приобрести мягкий массажный коврик.

Нужно терпеливо относиться к ребенку, нельзя кричать, показывать ему свое раздражение и усталость. Если такие всплески раздражения будут часто происходить в присутствии младенца, то кроха вскоре начнет вести себя так же. Дети – это отражение родителей, надо помнить об этом каждую минуту

3. Этап с полугода до 9 месяцев

На этом этапе ребенок становится очень подвижным, поэтому стоит заранее создать дома безопасное пространство (поставить заглушки на розетки и специальные замочки на нижние ящики). Нельзя кричать на ребенка и запрещать познавать мир, но следует сделать все, чтобы он не смог залезть туда, куда не надо.

Многие детки в этом возрасте начинают ходить, поэтому физическое развитие по-прежнему находится на одном из первых мест в воспитании. Массажный коврик, ходунки, хождение за руки и у опоры – все это способствует укреплению нужных мышц.

На этом этапе начинается первый прикорм. Можно добавить к основным гигиеническим процедурам мытье ручек перед едой и надевание нагрудника.

Важно

Также нужно вытирать ребенку ротик во время еды салфеткой и следить, чтобы столик, за которым ест малыш, был чистым. Если одежда была испачкана во время еды, то необходимо переодеть кроху в чистое.

Эти мелочи очень важны – они позволят воспитать аккуратность и чистоплотность.

Ближе к 9 месяцам можно начать знакомство крохи с горшком. Несколько раз в день нужно высаживать ребенка на горшочек. Не стоит держать его силой и дожидаться обязательного мочеиспускания или дефекации. Такие действия вызовут у ребенка только отвращение и неприятие.

Очень важно на этом этапе познакомить ребенка со словами – «молодец», «правильно», «нельзя», «нет». То есть ребенок должен понимать, что есть вещи, которые ему нельзя делать, а некоторые действия, наоборот, вызывают радость и поощрение.

Нужно терпеливо, раз за разом объяснять ему значение этих слов, иначе малыш просто не будет на них реагировать. При объяснении нужно смотреть ребенку в глаза, говорить с ним, держать за руки, чтобы он понял, что речь идет о важных вещах.

Развитие речевых навыков стоит поощрять и всячески этому способствовать – разговоры, сказки, песенки, четкое проговаривание новых слов, музыкальные игрушки. Нельзя сюсюкать и говорить с ребенком на «детском» языке. Это вредно и не принесет пользы в речевом развитии. Только четкая и правильная речь. При ребенке нужно избегать матерных слов и сленга.

К игрушкам можно добавить яркие книги из прочных материалов (толстый картон, пластик), музыкальные и игровые центры, развивающие слух, речь и мелкую моторику, детские музыкальные инструменты (барабан, дудочка, ксилофон, синтезатор). Такие игрушки, кроме общего развития, очень способствуют эстетическому воспитанию малыша.

К ежедневной гигиене можно добавить знакомство с зубной щеткой. Щетку надо купить с маркировкой «для детей до года». Пасту использовать пока не нужно – малыш вряд ли сможет прополоскать рот. Можно показывать крохе, что делать со щеткой на личном примере. Так ребенок лучше поймет назначение нового предмета

4. Этап с 9 месяцев до года

На этом этапе по-прежнему важно большое значение уделять физическому развитию и воспитанию. Необходимо развивать навыки ходьбы, поощрять ребенка, если он пытается сам встать и пойти.

Не страшно, если он будет падать, главное, не делать из этого трагедию и не пугать ребенка. Он из-за негатива и испуга может совсем прекратить самостоятельные попытки ходить.

Не стоит прекращать занятия гимнастикой, наоборот, надо добавлять новые, более сложные упражнения.

Совет

В этом возрасте можно приучать ребенка играть самостоятельно, ненадолго оставляя его одного. Разумеется, нельзя уходить далеко. Нужно проверять малыша, чтобы он был в порядке. На собственном примере нужно показывать крохе, что необходимо бережно относиться к домашним животным, растениям, игрушкам.

Необходимо постоянно общаться с ребенком, играть вместе, показывать «пальчиковые спектакли», читать вместе книги, гулять, проговаривать все, что происходит на улице и дома. Это не только разовьет речь, но и заложит основы эстетического воспитания. Также нужно практиковать употребление запрещающих слов – «нельзя», «нет» и поощряющих – «молодец», «умница», «правильно», «можно».

Ближе к году можно приучать малыша кушать самостоятельно. Пусть сначала он ест руками, совсем скоро у него будет хорошо получаться кушать ложкой

Методики воспитания детей до года

Существует два основных подхода к воспитанию детей до года:

Ранняя социализация

Методика получила развитие в первой половине ХХ века. Есть семьи, где такой подход практикуется и сегодня. Метод основан на приучении к «самостоятельной жизни» с пеленок. Основные принципы:

  • Минимальный контакт с матерью.
  • Искусственное вскармливание.
  • Установка четкого режима и норм поведения.
  • Категоричный запрет на совместный сон.

«Сближение»

Основатели методики Уильям и Марта Серз (90-е годы прошлого века). Метод основан на более близком общении родителей и ребенка.

Основные принципы:

Советуем почитать:Как развивать новорожденного ребенка

  • Максимальный контакт с матерью, особенно в первый год жизни.
  • Только грудное вскармливание, которое продолжается как можно дольше.

  • Не запрещен совместный сон крохи и родителей.
  • Отсутствие режима.
  • Стремление к психологическому и физическому комфорту младенца.

Конечно, эти два подхода диаметрально разные.

Каждый из них имеет своих поклонников и противников.

Современный прогрессивный метод к воспитанию детей – это некий симбиоз этих двух подходов, который основан на том, что близость матери важна и нужна крохе для правильного психоэмоционального развития, но не стоит перегибать палку и лишать ребенка права на самостоятельность.

Ключевые моменты в воспитании ребенка

Есть несколько основных моментов, которые крайне важны в процессе воспитания:

  • В воспитании малыша должны быть задействованы и мама, и папа.
  • Основа воспитания – систематичность. Не будет толку, если что-то делать один раз, только ежедневная практика принесет результат.
  • Режим – это не только возможность для мамы отдохнуть и получить несколько свободных часов, но и приучение крохи к порядку и систематичности.
  • Спокойствие и уверенность мамы – залог грамотного воспитания и хороший пример для малыша. Постоянно раздраженная, кричащая мама может воспитать только нервного, непослушного ребенка с неустойчивой психикой.
  • Близость мамы очень важна, но и давать ребенку время побыть наедине с собой, сделать что-то самому нужно обязательно. Так с младенчества воспитывается самостоятельность.

Специалисты сегодня дают некоторые рекомендации, но по большому счету, позволяют мамочке самой решать, как воспитывать ребенка до года и после. Никто не может знать малыша лучше, чем его собственная мать. Именно на этом должно быть основано воспитание крохи.

Источник: https://mladeni.ru/obshee/kak-vospityvat-rebenka-do-goda

Ссылка на основную публикацию