Пупсы своими руками — воспитание и игры

Игры с куклами для детей 2-3 лет

Игра-ситуация «Знакомство с куклами»

Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывая любопытство играющих рядом де­тей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?» Кукла Вера знакомится со всеми куклами.

Воспитатель предлагает подошедшим поближе де­тям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные по­ручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом.

Таким образом, дети запоми­нают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы пе­дагога: «Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»

Обратите внимание

Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут приду­мывать имена куклам.

Игра-ситуация «У куклы Веры новый шкаф»

Воспитатель везет на игрушечной машине шкаф. Останавливает машину рядом с уголком для кукол и объявляет: «Из мебельного ма­газина на грузовой машине привезли новый шкаф.

Куда выгружать?» Дети подбегают к машине, воспитатель просит мальчиков помочь с разгрузкой, а девочек — выбрать место для шкафа. Хвалит покупку, обсуждает с детьми, хороший ли шкаф привезли куклам.

Дети вмес­те с педагогом рассматривают его, открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф.

Воспитатель (куклам). Куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей новой подружки. Теперь Вера может хранить там свои наряды. Вера, у тебя много помощников, они соберут твою одежду. (Обращает­ся к детям.

) Поможем Вере? Коля, что положим на полочку? Шапку? Вот, Вера, у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Ле­на, обувь куда поставить? Помоги нам, пожалуйста, принеси сапожки. А куртку куда? Повесим на вешалку.

Смотри, Вера, все на своих мес­тах: и одежда, и обувь в шкафу. Можешь собираться на прогулку.

Вариант игры. Воспитатель обращается к детям: «Мамы, а у ва­ших дочек одежда в порядке?» Дети сами раскладывают одежду сво­их кукол.

Игра-ситуация «Оденем куклу Веру на прогулку»

Воспитатель «замечает» сидящую куклу, с которой недавно играл ре­бенок. Педагог обращается к кукле: «Катя, тебе пора гулять? Смотри, Миша, уже несет тебе одежду. Миша, Катя хочет пойти на прогулку.

Важно

Ты поведешь ее гулять? А ваши дети, Оля и Лиза, собираются на улицу? Что им надеть?» Воспитатель смотрит в окно и говорит, что на улице тепло. Дети начинают одевать своих кукол.

Педагог спрашивает, не на­до ли «дочкам» взять с собой кофту, зонт; затем одевает «свою» куклу Веру и, являя своей игрой образец, исподволь влияет на игру детей.

Воспитатель. Вера, как тебе идет это красное платье! Нужно застегнуть все пуговицы, поправить воротничок. Где туфельки? Вот они, в шкафу, на нижней полке. Иди, дочка, гуляй. Но не забудь прийти вовремя домой — будем смотреть мультфильмы. На всякий слу­чай вот тебе зонтик, вдруг будет дождь.

Игра-ситуация «Мамы гуляют с малышами»

Дети гуляют на участке с колясками. Воспитатель тоже берет ко­ляску, садится на скамейку и говорит, что ее «дочка» долго не может заснуть, ее надо качать (катает коляску, напевая «баю-бай»). Затем об­ращается к одной из девочек и спрашивает, спит ли ее дочка. Сове­тует тихонько покачать, получше укрыть одеялом.

Вдруг «начинается дождь» — воспитатель раскрывает зонт и гово­рит: «На улице становится холодно, не пора ли домой?» Дети сами решают, идти им с куклами домой или нет.

Игра-ситуация «Одеваем куклу — ведем гулять — кормим»

Воспитатель говорит ребенку, что его кукла хочет гулять, надо от­вести ее на прогулку. Ребенок одевает куклу. Воспитатель также ведет гулять свою куклу; затем спрашивает: «Не пора ли куклам домой, ско­ро обед?» Ребенок ведет куклу домой.

В игровом уголке воспитатель раздевает свою куклу, правильно раскладывает одежду и просит ребенка покормить и его куклу тоже, так как ему нужно позвонить по телефону. Ребенок кормит свою кук­лу и куклу воспитателя. Педагог возвращается и спрашивает у ребен­ка, чем он кормил кукол.

Воспитатель. Наша Вера ела щи. Вкусно, Вера? Щи съела, кот­летки, потом компот. Поела? Вера всегда говорит «спасибо», а ваши дочки? (Обращаясь к девочке.) Оля, твоя дочка спать хочет, клади ее в кровать. И я буду Веру раздевать. Сначала туфельки сниму, носоч­ки, потом платье. Оля, твоя дочка уже в кроватке? И моя тоже. Пусть они спят. Не будем им мешать.

Игра-ситуация «Готовим для кукол обед»

Совет

Воспитатель обеспокоенно говорит ребенку: «Скоро Вера придет с прогулки, надо подумать, чем ее накормить. Чем ты свою дочку бу­дешь кормить? Свари суп. Я знаю, твоя дочка любит суп». Воспита­тель и ребенок «варят суп».

Педагог спрашивает, из чего ребенок будет варить суп, и предла­гает сварить картофельный суп: положить в него картошку, морковь, лук. Побуждает ребенка действовать, подражая взрослому и самосто­ятельно.

Игра-ситуация «Куклы пришли с прогулки»

Воспитатель говорит детям: «Солнышко спряталось, моя дочка при­шла с прогулки. Как раскраснелись ее щечки! Стоит моя Вера и улы­бается. Вера, где ты была, что делала? Вера была в песочнице. Оля, а твоя Катя где играла? На площадке играла в мяч. Понятно. Разде­вайтесь, дочки.

Миша, если твой зайка уже разделся, помоги мне, от­неси в шкаф Верину одежду. Вот спасибо! Оля, у тебя Катя тоже раз­делась? Какие грязные руки у наших дочек! Немедленно мыться! Вера, вот кран, умывайся. Водичка теплая, приятная. Вере нравится умы­ваться. Все умылись? Можно идти в игровую комнату. Скоро обед.

Девочки, давайте накрывать на стол».

Игра-ситуация «Сервируем стол»

Воспитатель спрашивает у детей: «Вы накрыли на стол? Где посуда?», побуждает расставлять посуду. Дети ставят посуду для своих кукол.

Воспитатель. Это тарелка, я налью в нее щи. Оля, у тебя суп остывает. Подогрей. Вот ложка для щей. Вот вилка для котлет. Рядом поставлю чашку с компотом. Я купила свежий хлеб. Вот, потрогайте. (Предлагает детям потрогать кубик вместо хлеба.

) Мягкий хлеб? На­режу хлеб тонкими кусочками. У меня все готово, а у вас, мамы? На­стя, у тебя какой компот? Яблочный? А я Вере приготовила клубнич­ный. Пора звать наших деток к столу. Зови, Оля. Зови, Настя. (Обращается к кукле.

) Вера, иди обедать.

https://www.youtube.com/watch?v=KWZ7Bg0MznU

Педагог и дети предлагают куклам вымыть руки и сесть за стол, повязывают куклам передники.

Вариант игры (усложненный). Использовать в игре предметы-заместители, воображаемые предметы и действия.

Игра-ситуация «Куклы обедают»

Воспитатель сажает свою куклу за стол и учит ее кушать: «Вера, на столе твой любимый картофельный суп. Возьми ложку в правую ру­ку, зачерпывай суп не до самых краев ложки, подноси ложку ко рту не спеша. Кушай, не пролей. Оля, а твоя Катя умеет есть ложкой? По­кажи ей, как надо зачерпывать ложку, чтобы суп не расплескался. (Обращается к кукле.

) Катя, вкусный суп тебе приготовила мама? Ве­ра кушает суп да похваливает. Вера, смотри, в тарелочке видны кар­тошечка, морковка, лучок. Тебе понравился картофельный суп? После обеда вытри рот салфеткой. (Обращается к детям.) Девочки, а у вас есть салфетки? Возьмите мои. Обед закончен. Надо приучать своих де­ток после обеда говорить «спасибо». Вот так, молодцы.

На здоровье.

Игра-ситуация «Моем посуду»

Обратите внимание

Воспитатель спрашивает у детей, помыли ли они посуду после обеда, и предлагает убрать со стола. Берет тряпку и стирает крош­ки, складывает посуду в раковину и моет ее, проговаривая свои дей­ствия.

Воспитатель. Моя Вера покушала и пошла играть. Теперь на­до вымыть посуду. Давайте мыть вместе, так веселее. Сначала возь­мем мочалку и протрем хорошенько тарелки, ложки, вилки и чашки.

Куда поставим тарелки? В шкафчик, сушиться. Оля, складывай в ящик вилки и ложки. Маша, помоги мне убрать тарелки, пожалуйста. Уб­рала? Молодец. Вот и порядок, чистота кругом.

Можно отдохнуть, по­ка дочки играют.

Игра-ситуация «Купание кукол»

Дети играют. Воспитатель подходит к девочке и спрашивает, не видела ли она ванночку. Рассказывает: «В гости к кукле Вере приеха­ла маленькая Дашенька. Она еще не ходит, ее возят в коляске. Она сама не ест, ее кормят из ложечки. Вечером Дашеньку надо купать. Много с ней забот.

Чтобы управиться с Дашенькой, нужны помощ­ники. (Обращается к детям.) Вы, ребятки, мне поможете? (Показы­вает куклу-младенца.) Наша Дашенька маленькая, хорошенькая. По­сле купания надо сразу положить Дашу в кровать, поэтому сначала приготовим ей постельку.

Коля и Сережа, вы сможете постелить по­стель Дашеньке? Вот ее кроватка. Несите постельные принадлежно­сти: подушку, одеяло. А мы с Галей и Валей принесем одежду, поло­тенце. Сначала приготовим теплую водичку. Девочки, наливайте воду из крана да следите, чтобы вода была не слишком горячей, пробуй­те ладошкой.

Теплая водичка! Сажаем Дашеньку в тазик. Она улыба­ется — ей нравится водичка. Плюх-плюх по водичке, плюх-плюх по тепленькой. Умоем Дашеньке личико, ручки, обольем тельце. Теперь помоем голову, ножки. Галя, принеси еще водички. Поливай. Валя, вытирай полотенцем, насухо: головку, спинку, животик, ножки.

Чис­тая девочка наша, маленькая Даша! А теперь укроем ее одеяльцем, дадим теплого молочка — и в кровать. Лежи, Даша, засыпай».

Игра-ситуация «Укладываем куклу спать»

Важно

Маленькая Даша (кукла-младенец) лежит в кроватке. Воспитатель подходит к ней и говорит: «Даша, ты не спишь? Закрывай глазки, по­ра спать. И Олина дочка глазки закрывает, и Настина. Мы качаем своих дочек и рассказываем им сказки. Сон ходит возле дома, дрема у порога. Спите, засыпайте. Волчок в норке спит, зайка под кусти­ком дремлет. И ты, Даша, спи. Я тебе песенку спою.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Дашу не буди.

Вот Даша и уснула. Ш-ш-ш… Тихо, пусть спит крепко».

Воспитатель на цыпочках уходит.

Игра-ситуация «Кукла Дина стирает»

Воспитатель говорит детям: «Что-то я не вижу куклу Дину. Чем она занята? Она в умывальной. Посмотрим, что она там делает? (Кукла стоит у тазика с водой.) Я вспомнила, Дина собиралась стирать. Ди­на взяла платочки и стирает их. Коля, Алеша, Люба, а ваши платоч­ки надо стирать? Вы сами постираете или отдадите Дине? Тогда бери­те тазики, наливайте водичку и стирайте.

Возьмите мыло, намыльте платочки и потрите руками. Посмотрите, как ловко это получается у Дины. Дина, грязь хорошо отстирывается? Молодец. Алеша, Коля, у вас, мальчики, получается? Люба, водичка не холодная? Добавь го­рячей. У кого платочки стали чище? У всех чистые. У кого водичка пенится? У всех — у ребят и у Дины. Платочки отстирались? Посмо­трите внимательно. Отстирались.

Детки стирают, а мы с Диной при­говариваем:

Мыло-мыло, душистое мыло,

Чисто моет, чисто стирает.

От мыла — чистые щечки,

Чистые ручки и чистые платочки!

Теперь повесим платочки на веревку, пусть сохнут».

Игра-ситуация «Кукла заболела»

Воспитатель, проходя мимо играющих детей, рассуждает вслух: «Пока куклы на прогулке, надо бы в комнате убраться. Мне всегда помогала Вера. Попрошу ее навести порядок. (Кукла лежит в посте­ли.) Вера, что с тобой? Кажется, у тебя температура. Что делать? На­до померить температуру. Вот градусник. Температура высокая.

Оля, твоя Катя недавно болела, у нее была высокая температура? Чем ты ее лечила? Давала таблетки? Вот такие? (Показывает.) И я дам их Ве­ре. Вера, поправляйся. Оля, помоги мне, согрей молока и дай Вере. Положи туда меду. Ты давала Кате молоко с медом? А что еще? Го­рячий чай? С малиновым вареньем? Хорошо, что ты мне посовето­вала, как лечить Веру.

(Трогает лоб куклы.) Вот и температура спала.

Ты, Вера, поправляйся, к тебе сейчас мальчики придут, принесут те­бе гостинцев. (Обращается к наблюдающим неподалеку мальчикам.) Мальчики, вы к Вере? Что вы ей принесли? Ей можно кушать все, но холодное нельзя. Это яблоки, а что еще? Персики. Вера сказала «спасибо». Ей уже лучше. Теперь она будет спать».

Игра-ситуация «Наводим чистоту в комнате»

Воспитатель говорит детям: «Вера наконец-то поправилась. Мож­но всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Га­ля. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво.

Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытира­ет пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, по­лучается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз-два и — готово! Посмотрите вокруг — чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы — старались.

Читайте также:  Развитие ребёнка - воспитание и игры

Теперь отдыхайте, труже­ники».

Совет

Игра-ситуация «Новая кукла знакомится с игровым уголком»

Воспитатель приносит в группу новую куклу и сообщает, что ее зовут Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает пока­зывать кукле игровой уголок: кухню, спальную комнату и т.д. Дети помогают кукле освоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для одежды, принадлежности для купания и др.

Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Детям предоставляется большая самостоятельность: они могут называть и показывать пред­меты по своей инициативе.

Источник: http://prodetskiysad.blogspot.com/2013/03/2-3_15.html

Тема 7. Роль тряпичной куклы в «детской» и «взрослой» жизни

Со своими куклами дети справляли все обряды и празднества, проигрывая основные сцены. Ведь дети принимали участие почти во всех обрядах деревенской жизни. Самым веселым  и красочным из них была  свадьба. В свадебном обряде дети были не только зрителями, но и участниками: они снимали с невесты покрывало, расплетали косу, шли впереди свадебного поезда.

Бучкури А.А. Свадебный поезд. 1912

Поэтому чаще  всего в кукольных играх проигрывали свадьбу, с многочисленными обрядами и правилами, с песнями и причитаниями, соблюдая последовательность, но при этом могли сократить или расширить какие-то эпизоды, внося в нее новые ситуации.

А Вы проигрывали с куклами какие-нибудь праздники? Чем именно привлекали Вас те праздники, которые находили место в ваших играх?

Собиратели фольклора и этнографы неоднократно записывали полную свадебную игру девочек 8-10 лет. Каждая девочка приносила свою коробейку с куклами.

В игре их было до 20 и больше: жених, невеста, родители, подруги невесты, сват…все, как положено.

Сцену за сценой разворачивали девочки в своих играх: сватовство, налаживание к богомолью, посиделки с обрядом расплетания косы. Кукле — невесте расплетали косу, и девочка в роли подруги голосила:

Уж не заря ли занимается,Уж не свет ли да рассветается,Не гора ли да рассыпается?!Трубчата коса да расплетается,Девий век да коротается!Девья жира лебединая,Девье прозвище да хорошо,Девье прозваньице да дорогое.Женска жира да не дородна,Женско званье да не хороше:Нету ножечкам да ходу,

Белым ручушкам нету воли…

Фольклорный ансамбль «Живая традиция». 2012 г. 

За посиделками следовала баня, а потом и девишник: на этот эпизод брали куклу в красном сарафане, с красною повязкою на волосах. После венчания кукле — невесте заплетали две косы, укладывали по бабьи, сажали за княжой стол, наконец молодых оставляли вдвоем. Кукольная свадьба заканчивалась.

Обратите внимание

Хозяйки разбирали своих кукол и расходились по домам. При всем сходстве со свадьбой эти проигрывания оставались яркой детской игрой, где играющих увлекал сам процесс, а не результат действия, как это бывает в жизни.

 Играющие особо выделяли динамичные моменты свадебного обряда: долго и шумно катали кукол в возке, печальным причетам предпочитали  веселые песни, увлеченно танцевали.

Куклы с каталкой, 1930 год

Подобные проигрывания определенной роли с куклой и было вхождением в обряд, приобщением к традиции. И важную роль здесь выполняла обычная тряпичная кукла, которая и в детской игре выступает в качестве проводника.

Уже в детском коллективе среди участников игр выделялись наиболее способные исполнители, знатоки игровых традиций, лучшие мастерицы кукол – их знали по всей деревне. Из них вырастали талантливые мастерицы на все руки, подлинные хранители обрядового и песенного творчества.

  Так с помощью именно тряпичной куклы взрослое поколение могло вверить, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт. К куклам относились особо бережно, хранили их в конкретном месте, после игры сразу собирали, старались сохранить до замужества, чтобы потом передать своим детям. Это, безусловно, нельзя объяснить лишь детской привязанностью к кукле.

Здесь наблюдается связь  и с её магическими, обережными свойствами, с почитанием в ее образе предка-опекуна, женского божества.

Не только куклы, но и другие крестьянские игрушки имели особый смысл. Так скажем, глиняные свистульки для детей были просто забавой, а взрослые долго верили в их способность своим свистом отгонять злых духов.

 Кони, птицы, медведи, златорогие бородатые козлы прожили столь долгую жизнь в народной игрушке.

Важно

Эти стойкие образы относятся еще к славянской мифологии: Конь – слуга солнца, приносил на землю благодать, птица отпирала весну и теплое лето, козел покровительствовал урожаю, медведь подавал земледельцу добрую силу.

     
Автор И.Гаркавенко, Е.Николаева, Д.Суриков

В предыдущих темах мы уже обсуждали с вами, что традиционные куклы были не только тряпичными. Делали их и из дерева, глины, соломы. На каждый возраст были свои куклы.

Совсем маленьким давали деревянные, их, как ни крути, как ни роняй, всё целы будут. Соломенные куклы взрослые делали  между делом на забаву себе и детям. Из пучка спелой золотистой соломы получалась легкая задорнаяСтригушка.

  Если ее поставить на стол и осторожно постучать руками, она начинает плясать.

Но если деревянные и соломенные куклы делались для малышей, то дети старшего возраста нуждались уже в более содержательных игрушках. Среди игрушек эту роль выполняли тряпичные куклы.

По дошедшим до нас образам тряпичной куклы  мы можем судить, как тесно переплетались  в ней художественное содержание и воспитательные функции.

Тряпичная кукла – поэтический идеализированный женский образ, который в отличие от фольклорного образа является наглядным, ощутимым, и потому особенно ярким и впечатляющим.

И становится понятным, почему тряпичная кукла в крестьянском быту, помимо своих прочих функций и значений, приобрела еще и эстетическую ценность.

И не случайно ладно сшитую лоскутную красавицу дарили по праздникам и на именины детям, а на русской северной свадьбе она была неотъемлемым атрибутом.

Разряженную куклу ставили на поднос и пускали по свадебному столу со словами: «Раздайся народ девья краса идет по столу дубовому к яствам сахарным». А в величальной свадебной песне поется о доме, где «хозяюшка веселая, словно куколка увитая».

«Мамка». Т.Л. Попова

Совет

Теперь мы с вами видим, что традиционная тряпичная кукла была многофункциональной. В одном и том же обличье она могла выполнять разные роли.

Кукла как оберег, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, средство воспитания, детская забава – все эти ее значения сливались в одну самую главную функцию: духовную функцию общения.

  Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима. Все отношения в деревне, даже семейные носили публичный характер: свадьба, похороны, другие праздники и обряды праздновались коллективно. Коллективным было и искусство.

И кукла стала тем самым проверенным веками средством, с помощью которого старшее поколение  могло вверить, а младшее принять, сохранить,  и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

В нашем сегодняшнем стремлении знать, какой же была традиционная тряпичная кукла, как ею играли и что она значила, кроется не только научный, познавательный интерес, но еще и естественное для человека желание знать и помнить прошлое своего народа, рода, семьи.

Источник: http://u3a.ifmo.ru/role-t.html

Для чего детям развивающие игрушки и как сделать их своими руками

В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» — восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.

Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания.

По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать).

Обратите внимание

И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

Автор игрушки — Татьяна Акчурина

Основные этапы развития ребенка

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что игрушка для годовалого ребенка не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно — нет.

к оглавлению ↑

0— 3 месяца

Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

3 — 6 месяцев

Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки — гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

к оглавлению ↑

6 — 9 месяцев

Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

к оглавлению ↑

9 — 12 месяцев

Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

к оглавлению ↑

1 год — 1 год 3 месяца

Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

к оглавлению ↑

1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев

Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание — застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

к оглавлению ↑

1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев

Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

к оглавлению ↑

1 год 9 месяцев — 2 года

У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

2 — 3 года

Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

3 — 5 лет

Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

Виды игрушек: детское лото, пазлы. Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

к оглавлению ↑

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

к оглавлению ↑

Швейная фурнитура

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Мебельная фурнитура

Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Читайте также:  Краткий план занятий с детьми 1-3 лет. - воспитание и игры

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Автор — Ольга Максимова

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

Развивающий коврик

Развивающие книжки

Развивающий коврик и стенд

Развивающие подушки

Развивающий домик и пазлы-животные

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

Интересны варианты книжек «про малыша» — они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

https://www.youtube.com/watch?v=Am9qzfbp3Ao

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы: те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого.

Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику.

После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

к оглавлению ↑

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Детский браслет-погремушка

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

к оглавлению ↑

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость — игрушка довольно интересна. Пуговки разной фактуры развивают тактильное восприятие малыша.

Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

к оглавлению ↑

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

к оглавлению ↑

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.

Коврик — сказка

Коврик развивает речь и фантазию ребенка. Несложные наводящие вопросы родителей помогут малышу быстрее освоить эти навыки (А представь, что Колобок повернул в другую сторону? С кем он встретится? и др.)

к оглавлению ↑

Меры предосторожности при изготовлении игрушек

  • Все мелкие элементы должны быть крепко пришиты.
  • Проверьте на себе все элементы, которые вы собираетесь использовать. легко ли расстегивается молния? Не прищемит ли ребенок палец защелкой-карабином?
  • Внимательно осмотрите игрушку: на ней не должно быть острых элементов, которые могут поранить вашего малыша.
  • Материалы не должны содержать вредных добавок и примесей.

к оглавлению ↑

А вот некоторые мастер-классы и примеры развивающих игрушек, которые представлены на «Крестике»:

Тактильная книжка для малыша

Развивающая игрушка из ленточек и тесьмы

Развивающая игрушка «Машина-искалка»

Развивающая игрушка «Стручок гороха»

Развивающий домик для девочки

Развивающие игрушки «Подружки»

ПОДЕЛИСЬ!
«Крестик» плохого не посоветует! 🙂

Источник: http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/razvivajushhie_igrushki_svoimi_rukami/10-1-0-714

Конспект игрового занятия «Кукла» для детей 2-го года жизни

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Упражнять в различении и называние больших и маленьких предметов.  Учить детей употреблять уменьшительные слова для обозначения маленького предмета (куколка, кроватка), побуждать проговаривать новые слова вслух.

Закрепить знания детей о частях тела, о круге, о красном цвете. Совершенствовать навыки лепки, наклеивания, рисования пальчиками. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, координацию движений, память.

Развивать слуховое восприятие, чувство ритма, умение понимать характер музыки.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Большие и маленькие куклы по количеству детей (одна растрепана, полураздета), зайка, мишка, большая и маленькая кукольные кроватки. Аудиозаписи: «Болезнь куклы» П. И. Чайковского, «Танец с куклами», «Мы за ручки кукол взяли», «Погремушка». Игрушечные градусники. Платочек. Игрушечные расчески. Заколки. Погремушки.

Игра «Разрежь продукты», кастрюли, ложки и ножи из кукольной посудки. Варочные поверхности (кукольные). Прямоугольные листы картона с нарисованными в два ряда кругами. Пластилин. Картинка, с изображением нитки с бусами (прорисованные белым цветом контуры бусинок), красные круги, клей-карандаш.

Картонные силуэты платья, разноцветные прищепки.

Пальчиковые краски, раскраска «Кукла в платье».

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика «Жил-был язычок»

Жил-был язычок. Вот такой. У него был домик — ротик. Домик открывался и закрывался. Вот так. А еще язычок любил выглядывать в окошко. Вот так. Вдруг язычок услышал, как кто-то заплакал: «А-а-а». Кто это плачет? Это плачет грустная кукла. Плачет она потому, что плохо ей, заболела она. 

Воспитатель раздает детям больших кукол.

Упражнение «Поставь кукле градусник»

Дети возьмите градусники и засуньте из кукле под мышку. А пока кукла держит под мышкой градусник, послушайте музыку.

Слушание музыки П. И. Чайковского «Болезнь куклы»

— Это очень грустная музыка, потому что в ней рассказывается о том, как кукла заболела. Болеть совсем невесело, поэтому и музыка невеселая, а грустная.

Лепка «Витаминки для куклы»

— Достаньте градусник. Ой-ой-ой! Для того, чтобы кукла поскорее выздоровела, ей нужно принимать витамины. Давайте сделаем витамины для куклы. Будем отрывать от пластилина кусочки и налеплять их в круги.

Чтение стихотворения В. Берестова «Больная кукла»

Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна. Кукла бедная больна. Просит музыки она. Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Музыкально-ритмическое упражнение «Погремушка»

Дети машут погремушками под аудиозапись.

Дидактическая игра «Кукла выздоровела»

— Вот и выздоровела кукла. Помогли ей и музыка, и витаминки. Кукла говорит вам: «Спасибо!»

Глазки, глазки, вы здоровы? Покажите, где у куклы здоровые глазки. Ножки, ножки, вы здоровы? Покажите, где у куклы здоровые ножки. Ручки, ручки, вы здоровы? Покажите, где у куклы здоровые ручки.

Ушки, ушки, вы здоровы? Покажите, где у куклы здоровые ушки? Ротик, ротик, ты здоров? Покажите, где у куклы здоровый ротик. Носик, носик, ты здоров? Покажите, где у куклы здоровый носик.

Спинка, спинка, ты здорова? Покажите, где у куклы здоровая спинка.

Животик, животик, ты здоров? Покажите, где у куклы здоровый животик?

Игра с прищепками «Новое платье»

— Вот сшила кукла себе новое платье, да не доделала до конца, нужно украсить платье — прикрепить к низу платья разноцветные прищепки.

Рисование пальчиками «Укрась платье узором»

Дети мазками, пятнышками и полосками рисуют узоры на платьях куклам.

Упражнение «Поможем кукле приготовить обед»

— Вот вам кастрюли, чтобы сварить в них обед. А вот продукты, которые нужно разрезать пополам — на две половинки.  Когда дети разрезают муляжи продуктов, скрепленные липучкой, воспитатель считает вместе с детьми: «один», «два» — две половинки. Разрезанный продукт дети кладут в кастрюлю и ставят ни плиту.

Помешайте ложечкой. Посолите (имитация). Покормите кукол из ложечки.

Мы пекли, варили, Кукол накормили. Куклы нас послушали,

Быстренько все скушали.

Музыкально-танцевальная игра «Мы за ручки кукол взяли»

Кукла выздоровела и от радости пустилась в пляс. 

Аппликация «Соберем бусы для куклы на нитку»

— Кукла снова загрустила: у нее порвались бусы и все бусины рассыпались. Давайте поможем кукле собрать все бусины на место. Посмотрите, какого цвета бусины? Красные. Все бусины одинаковые.

Дети прикладывают круги из цветного картона к пусты белым кругам на ниточке, а затем приклеивают их клеем-карандашом.

Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Перед детьми выставляются кукла, зайка, мишка.

— Дети закройте руками глазки. Воспитатель накрывает платочком одну из игрушек. Дети, кто спрятался под платочком? Зайка, кукла или мишка? Раз, два, три. Кто же спрятался внутри?

Не зевайте, не зевайте! Поскорее отвечайте.

Дидактическая игра «Большие и маленькие куклы»

— А вот к нашим большим куклам пришли в гости подружки. (Детям раздают маленьких кукол). Какие эти подружки? Маленькие. Покажите большую куклу. Это кукла. Повторите. Покажите маленькую куклу. Это куколка. Повторите. Вот стоят две кроватки. Большая кровать и маленькая кроватка. Покажите большую кровать. Покажите меленькую кроватку. 

На какую кроватку мы положим спать большую куклу? Большую куклу мы положим спать на большую кроватку. А на какую кроватку мы положим спать маленькую куколку? Маленькую куколку мы положим спать на маленькую кроватку. 

Игра «Пожалей куклу»

Воспитатель показывает растрепанную, полураздетую куклу.

— Посмотрите, вот еще одна кукла к нам пришла. И хотя она здорова, не болеет, все равно она плачет. Как вы думаете, почему? Какой-то ребенок плохо играл с куклой — растрепал ей волосы, раздел. Вот потому-то кукла и плачет.

Давайте погладим куклу по головке, пожалеем. Возьмем расчески и расчешем ей волосы, заколем заколки. Поправим одежду. Вот теперь кукла не плачет. Она веселая. А вы, дети, обижаете игрушки? Не обижайте игрушки, берегите их.

А наша повеселевшая кукла зовет вас потанцевать.

Музыкальная игра «Танец с куклами»

Дети выполняют танцевальные движения под слова песни.

Скачать конспект игрового занятия «Кукла» для детей 2-го года жизни

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ranniy-vozrast/kukla-2god.html

Образовательный портал

Учебно – методическое пособие:

Использование дидактических игр с куклой

для развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста.

Пуату Валентина Анатольевна

воспитатель ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида

Кировского района города Санкт-Петербурга.

Пояснительная записка.

Методические рекомендации предназначены для родителей, имеющих детей раннего возраста, воспитателей дошкольных учреждений.

Данные методические рекомендации направлены на расширение представления родителей о возможности использования дидактических игр с куклой для развития культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

В основу использования дидактических игр положена система предложенная педагогами С.Л.Новоселовой, А.К.Бондаренко, С.В. Петериной, а также исследования Е.И.Тихеевой и методические рекомендации по использованию дидактических игр с куклой в развитии речи.

Введение.

Важно

Проводя  дидактические игры, взрослый должен выполнить последовательную цепочку действий:

— подбор и подготовка пособий для каждой игры;

— использование сюрпризного или игрового момента в каждой игре (например: кукла Аня пришла в гости к детям; чтенние стихотворения или потешки, загадки и т.п.)

— постановка игровой задачи перед ребенком в доступной форме (например: помочь вымыть куклам руки, научить куклу Степу одеваться на прогулку и т.п.)

— показ игровых действий, в процессе которых взрослый учит ребенка правильно их выполнять;

— совместное проигрывание взрослого с ребенком игровых действий для выполнения игровой задачи (на начальном этапе);

— сопровождение ребенком выполняемых действий речью в течение всей игры.

Примеры дидактических игр с куклой:

Дидактическая игра «Наш малыш»

Цель игры: Закреплять умение детей правильно держать ложку, кормить «малыша» кашей, вытирать рот салфеткой.

Формировать доброе отношение к младшим детям.

Активизировать словарь: ложка, салфетка, скатерть, каша, кастрюля.

Оснащение: кукла – «малыш», кукольная посуда.

Ход игры: Взрослый показывает куклу-малыша и знакомит его с детьми. Подносит куклу к своему уху и «слушает то, что он скажет». Говорит детям, что малыш хочет есть. Читает стихотворение З.Александровой:

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

Повяжу тебе салфетку –

Ешь котлетку, ешь конфетку,

Молоко свое допей,

И пойдем гулять скорей.

Взрослый предлагает детям покормить куклу кашей, которая стоит в кастрюле на столе. Взрослый накладывает кашу в тарелку и просит покормить ею куклу. Следит за тем, чтобы ребенок правильно держал ложку, не торопился, довел начатое до конца. По окончании игры хвалит детей. Обращает внимание на то, как аккуратно ела кукла.

«Угостим кукол чаем»

Цель игры: Учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Учить совершать цепочку последовательных действий.

Читайте также:  Время года осень - воспитание и игры

Активизировать словарь: чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.

Оснащение: куклы, кукольная чайная посуда, салфетки.

Ход игры:

В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем. Спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют. Воспитатель достает посуду, просит детей помочь ему накрыть стол, задает вопросы:

— Что нужно сделать сначала? (постелить скатерть). Что потом? (поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки)

— А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды).

Дети расставляют посуду для своих кукол. Воспитатель «наливает чай», дети угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой. Куклы благодарят детей. Воспитатель хвалит детей:

— Молодцы, ребята, накрыли на стол, угостили кукол чаем. Куклы говорят вам «спасибо».

«Помоем руки Маше»

Цель игры: Учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий.

Побуждать к речевому сопровождению действий.

Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

Источник: http://ext.spb.ru/faq/1834-2012-11-14-10-21-09.pdf

Куклы своими руками

Начиная с раннего возраста ребенка необходимо мотивировать к самостоятельной творческой деятельности. Куклы, сделанные своими руками, помогут ребенку развить фантазию, изобретательность, а процесс их изготовления доставит удовольствие, как малышу, так и родителям.

Зачем ребенку кукла

Игры в куклы, сделанные своими руками, развивают у ребенка фантазию и образное мышление, способствуют концентрации внимания, снимают эмоциональное напряжение. Выступая от имени разных персонажей, ребенок сначала копирует отношения в семье, а потом самостоятельно создает сюжеты.

Такая тренировка воображения положительно сказывается на дальнейшем умственном развитии ребенка.

Во время игр с куклами, сделанными своими руками, полезно прислушиваться к тому, что говорит ребенок: разыгрывая диалоги, в разговоре он может выплеснуть свои страхи, отражая проблемы, существующие в семье.

Внимательное отношение к играм с куклами, сделанными своими руками, поможет вовремя предотвратить назревающий конфликт и снять стресс.

Начиная с трех лет у малыша появляется сознание собственного «Я». Вступая в диалоги с помощью кукол, он развивает свое «Я», учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Не все куклы одинаково полезны

Не стоит баловать ребенка обилием готовых игрушек. Требования маркетинга заставляют концерны выпускать исключительно «узкоспециализированные» куклы («Барби-стюардесса», «Панда-Кунг-фу», «Человек-паук»).

Во время игры с такими персонажами ребенку ничего не остается делать, как стараться соответствовать сюжету мультфильма или комикса. Эти искусственные рамки сильно ограничивают творческий потенциал малыша.

Куклы, сделанные своими руками, гораздо полезней для развития воображения. Так, в отсутствие нужных по сюжету игры копья, его заменяет карандаш. В дальнейшем способность находить нестандартное применение обычным вещам пригодится ребенку во взрослой жизни. Если количество игрушек ограничено, то стремление к новизне побудит малыша к творческой деятельности.

Куклу своими руками сделать не заставишь? Вызываем интерес к творчеству!

Маленькие дети активны и неусидчивы. Поэтому, чтобы побудить ребенка сделать куклу своими руками, нужно запастись терпением. Это важная часть всех методик раннего развития. Очень важно «не спугнуть» интерес ребенка к творчеству.

Для этого нужно придерживаться нескольких правил:

  • не критиковать и не оценивать результаты творческой деятельности ребенка при изготовлении кукол своими руками;
  • поощрять высказывание идей;
  • отвечать на все вопросы ребенка;
  • использовать личный пример во всех начинаниях;
  • хвалить куклу, сделанную своими руками, не акцентируя внимания на ее недостатках.

Если ребенок не решается браться за работу, или игнорирует ее, можно подойти с другой стороны, предложив сначала поиграть.

Возбуждение интереса к созданию куклы иногда можно начать с рассматривания книжки с картинками, рисования. А потом предложить сделать своими руками дубликат нарисованного, или куклу, «как в книжке».

Ребенок воспринимает такие «поделки» как общение, и постепенно втягивается в процесс.

Однако четырех — пятилетний малыш обычно не склонен делать то, что у него плохо получается. Он быстро раздражается и устает, не может долго усидеть на одном месте.

Если ребенок склонен к повышенной активности, следует дополнительно заинтересовать его материалом для творчества (цветная глина, яркий пластилин, приятные на ощупь ткани) или поставить для него дополнительную цель: к примеру, готовую куклу, сделанную своими руками, можно преподнести в подарок маме.

Простые куклы своими руками. «Рецепты для мамы»

Самые простые куклы, которые можно сделать своими руками – театральные куклы и игрушки из подручных «взрослых» материалов.
Например, из рукавицы-прихватки можно сделать голову дракона, лошади или змеи. Для этого нужно взять рукавицу, распороть ее верхнюю часть до середины.

Под размеры получившегося зева вырезать овал, обклеить его тканью и согнуть пополам. Готовый «рот» пришить вдоль распоротых краев. В рот вклеить язык, наверх рукавицы пришить пуговицы-глаза, волосы, гриву из вязальных ниток – по желанию.

Ребенку в этом процессе можно доверить выбор ткани для рта, пуговиц для глаз и других украшений, вместе с малышом можно вырезать и наклеить язык приклеить волосы.

Совет

Совсем простой куклой, которую может сделать ребенок своими руками, является лошадка (она же может стать собачкой или кошечкой) на прищепках. Для нее нужны – кусок плотной бумаги, 3 прищепки, фломастер, карандаши.

Из кусочка бумаги, сложенного пополам, вырезаем туловище так, чтобы «спина» туловища оказалась по линии сгиба. По обеим сторонам цепляем 2 прищепки, это будут «ноги». На третьей прищепке дорисовываем глаз и рот, цепляем ее к верхней части туловища.

По желанию можно раскрасить туловище, дорисовать или доклеить из цветной бумаги хвост и гриву.

Источник: https://zdravoe.com/126/p1171/index/

Куклы для детей. Как играть в куклы

Если у вас спросят, что больше всего любят делать дети, вы, несомненно, ответите – дети любят играть.  Этот маленький человечек наблюдает за окружающим его миром и людьми, живущими в нем, ему тоже хочется стать частью этих событий. Но, в силу своего возраста, он не может делать этого, как взрослый. Тогда на помощь приходят игры, здесь ребенок может делать все.

Игра позволяет ему побыть мамой или папой, командиром или капитаном корабля, учителем или доктором.

Во время игры полностью работает воображение малыша, его речь и память развиваются, улучшается мышление, к тому же, именно в игре дитя первый раз начинает строить отношения с партнерами по игре, то есть приучается к социальной жизни, ему приходится решать какие-либо проблемы, что также немаловажно!

Каждый ребенок с неподдельным интересом будет играть с камушками, палочками и всем тем, что они смогут найти под рукой. Но, все же, самой любимой игрушкой, как для девочек, так и для мальчиков остается кукла.

Кукла – уменьшенная копия человека, игрушка для детей. На сегодняшний день выбор кукол для детей просто огромен. Для девочек – красиво одетые принцессы, разные пупсы, милые, мягкие, домашние и мягкие самодельные куклы, которых так приятно обнимать и прижимать к себе.

У отважных мальчиков тоже есть куклы, только не такие как у девочек. И, кстати, мальчикам в голову не приходит, что это у них куклы. Все солдатики, человечки от различных конструкторов, и все остальные мужского пола – куклы.

Но сегодня тема будет посвящена куклам для девочек.

 «Кукольная» история

Каждый ребенок играет в куклы. Даже сотни лет назад дети играли в кукол, и сейчас играют и будут играть. Ведь это интересно!

Естественно, глупо полагать, что вид кукол остался неизменным.

Давным-давно это были просто куклы, сделанные из дерева, или глиняные вылепленные фигурки человека. Постепенно начали появляться куклы из разных материалов.

Обратите внимание

Кукла для ребенка была членом семьи. Любящие родители делали куклы своими руками для своих малышей, потом эти куклы передавались следующим поколениям.

Совсем недавно, а именно двести лет назад, изготовлением кукол начали заниматься специально обученные мастера. Очень интересно, что кукла, изготовленная мастером, пользовалась успехом только у детей из богатых семей. Обыкновенные дети из простых семей довольно продолжительное время еще играли с самодельными куколками.

Сегодня в любом магазине игрушек вы сможете найти куклу на свой вкус и по приемлемой цене. Теперь они все сделаны из разных материалов, и одеты по-разному. Какая-то кукла может быть одета просто, а другая в роскошное платье.

Только некоторые родители, которые делали своими руками куклу для своего ребенка сами понимают, что именно самодельные тряпочные куклы по душе их дитя,  таких кукол особенно любят самые маленькие. Такую куколку хочется обнять, положить рядом с собой в кровать. Она мягче, живее, и даже теплее, чем обычная пластмассовая кукла-красавица.

 Как играть в куклы

Дети, как известно, все чувствуют. Игра в куклы с взрослым не исключение. Они чувствуют ваше отношение к игре: ребенок не будет играть с вами, если поймет, что вам неинтересно. Поэтому, каждый родитель должен научиться на время превращаться в маленького ребенка, которому также интересно играть в кукол.

Конечно, время для игры с ребенком нужно выбирать правильно. Будет не очень хорошо, если параллельно с игрой с ребенком у вас будут такие дела, как приготовление обеда или ожидание важного звонка. Ребенок почувствует, что вы чем-то напряжены, и будет думать, что вы делаете ему одолжение, играя с ним.

Когда ваше дитя еще совсем маленькое (2-3 годика), то инициатива играть должна быть у взрослого. Сам взрослый же и начинает сюжет игры. Например, взрослый говорит: «Это будет мама, это папа, это их доченька, здесь они живут, здесь кушают» и все в этом духе.

Во время игры, взрослый, который играет за нескольких персонажей, должен постоянно обращаться с вопросами или просто общаться с персонажами, в которых играет ребенок. Таким образом, взрослый будет как бы вести ход игры.

Важно

При этом родителю не стоит забывать и о ребенке, который также может предложить внести что-нибудь новое и интересное в игру.

Когда персонажи «говорят», лучше менять голос, это делает игру интересной, развивающей и понятной. Если взрослый обращается к ребенку с инициативой изменить что-либо в игре, то он должен говорить это уже своим голосом. Взрослый здесь выступает как автор, обращающийся к своему соавтору, а не к зрителю.

Инвентарем для игры могут стать готовые, купленные в магазине игрушки-вещи, показывающие «кукольную реальность». Например, кровать для кукол, дом для кукол.

Самым лучшим решением будет то, если вы в качестве атрибутов игры будете брать предметы, которые находятся под рукой и делать из них то, что нужно вашей игре. Это поможет развить воображение ребенка.

К примеру, отличным заменителем кукольной кроватки может послужить любая небольшая коробка, бельем для постели – кусочки любой ткани (проследите, чтобы ткань была чистая и аккуратно разрезанная), посудой для кукол могут послужить различные формочки, части пластиковых бутылок, старые солонки. Одежду для кукол вы можете также сделать сами, например, обмотать ткань веревочкой и получится хорошее платье, можете сами сшить одежду.

Едой для кукол можно выбрать разные детали конструкторов, какие-нибудь бусинки, камушки, шишки, кубики. Помните, прежде чем давать что-нибудь из природного материала ребенку, следует тщательно вымыть и высушить.

Детки более старшего возраста (4-7 лет), обыкновенно, сами строят сюжет и ход игры. Ребенок сам выбирает реквизит для игры, сам раздает игры родителям. Здесь взрослый перестает быть ведущим.

От взрослого требуется непосредственное участие и выполнение тех или иных действий, требуемых от него. Но не нужно становиться пассивным участником. Теперь вы с ребенком должны играть на равных позициях.

Можете выдвинуть свои варианты развития хода игры.

Совет

Детям такого возраста будет мало просто кроватки из коробки, белья из тряпочек. Теперь им хочется все «по-настоящему». Но, даже если у вас есть возможность купить все необходимое своему ребенку, будет лучше, если вы предложите ему сделать все самостоятельно. Это, естественно, будет способствовать его общему развитию.

Вполне возможно, что сшить хорошую красивую куклу у маленькой девочки сразу не получится, поэтому кукол можно брать готовыми или сшитыми мамой. А вот с одеждой девочка должна справиться.

Дом для куклы тоже можно сделать самим из большой картонной коробки. Вырезать окно, раскрасить стены, сделать дверь не так уж и сложно.

Чтобы дом приобрел готовый вид, поставьте туда самодельную мебель, сделайте шторки для окон, на пол постелите ковер, нарисуйте картину на стене. Все это поможет развитию вашего ребенка, развитию его фантазии.

Конечно, красивые купленные куклы и дома для них хороши, но будет гораздо интереснее вместе со своим ребенком трудиться над самодельным домом и куклами!

Источник: http://Sarapulmama.ru/kuklyi-dlya-detey-kak-igrat-v-kuklyi/

Ссылка на основную публикацию