Развитие мышления у детей — воспитание и игры

Развитие логического мышления дошкольников

Дошкольный возраст — период, когда создается база, фундамент для полноценного психического развития ребенка в старшем возрасте. Чтобы малыш испытывал интерес к познанию нового, не боялся трудностей, умел их преодолевать, необходимо позаботиться о всестороннем развитии дошкольника. Особенно следует внимательно отнестись к развитию логического мышления ребенка.

Развитие логического мышления

Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.

Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания. Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению.

Обратите внимание

Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.

Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число «4»).

Виды мышления

Развитие мышления у ребенка зависит от возрастных особенностей. Это значит, что с взрослением непоседы усложняются психические процессы, происходящие в его головном мозге. Мышление бывает:

  • Наглядно — действенное характерно для детей до 2 лет. Они стремятся к получению желаемого результата;
  • Наглядно — образное свойственно дошкольникам до 7 лет. Усложняется процесс восприятия, появляется предвосхищение результатом;
  • Словесно — логическое появляется в 6-6,5 лет в виде зачатков, которые требуют развития. Дошкольники способны найти ответ в решении сложной задачи в виде преобразования объекта (известные задания на перестановку одной палочки, чтобы в результате получилось нечто не похожее на исходный объект), определить последовательность взаимодействия предметов (например, при решении задачи на логику про козу, волка и капусту, которых необходимо на одной лодке переправить с одного берега на другой при определенных условиях).

Логические операции

В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:

  • Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких — либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
  • Анализ — психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
  • Синтез — логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;
  • Абстрагирование — мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно — логического мышления;
  • Обобщение — операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
  • Классификация — операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
  • Конкретизация — логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.

Читайте еще:  Игры по развитию речи в старшей группе детского сада

Диагностика логического мышления

Логическое мышление — это один из основных показателей качества мышления личности.

Умение дошкольника самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов, действий и явлений, систематизировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения и выводы, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность возникает и формируется в ходе его интеллектуального развития.

Подробнее о проведении диагностики мышления дошкольников мы писали ранее.

Упражнения для диагностики

Родителям для развития логического мышления ребенка

Дошкольник, который умеет пользоваться логическими операциями, обречен на успешное обучение, отсутствие проблем в познавательной сфере, так как интеллектуальный уровень поможет справиться с трудностями.

Если вы хотите помочь ребенку быть благополучным, советуем воспользоваться следующими развивающими заданиями. Они превратят ваше общение в веселую и полезную игру.

Чтобы начать занятия с ребенком, не обязательно иметь педагогическое образование.

Устные игры

Игры со словами — простые, доступные, не требующие особой подготовки, могут проводиться в любом удобном месте. Такие задания развивают кругозор, уточняют, обогащают словарный запас. Выбирайте те, которые учат находить аналогии, обобщать, классифицировать предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Придумать новую концовку для известной сказки;
  • Сочинить историю, стихи сообща, то есть один начинает, другой по смыслу продолжает;
  • Поиграть в «разгадалки»: родитель загадывает предмет, объект или явление и предлагает ребёнку отгадать его, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
  • Поиграть в «верю — не верю». Вы произносите утверждение, например, «Все собаки породистые» или «Груша — это дерево». Ребенок отвечает, верное ли данное предложение. Если ответы и решения спорные, тем лучше, есть возможность поразмыслить и прийти к ответу, рассуждая логически.

Игра «Ассоциации» (развиваем словесно — логическое мышление)

Задание: подобрать подходящее слово к указанному по определенному признаку, соответствующему тому, который присутствует в предыдущей паре, объяснить свой выбор.

Читайте еще:  Связная речь дошкольников

Например, птица — гнездо, человек — ?. Птица живет в гнезде, значит, к слову «человек» подберем слово, обозначающее жилье, — «дом».

  • Глухой — песня, слепой — … (картина);
  • Самолет — летчик, автобус — … (водитель);
  • Лето — кепка, зима — … (шапка);
  • Половник — кастрюля, ложка — … (бокал, стакан);
  • Ложка — суп, вилка — … (салат, картофель, мясо, вермишель) и др.

Игра «Назови одним словом» (развиваем логические операции классификации, обобщения)

Задание: представленную группу слов необходимо назвать одним обобщающим словом, объяснить свое решение.

  • Кисель, компот, чай, морс (напитки);
  • Микроволновая печь, пылесос, фен, хлебопечка;
  • Гнездо, дупло, нора, муравейник;
  • Велосипед, самокат, самолет, мотоцикл;
  • Пекарь, экскурсовод, швея, продавец и др.

Игры с использованием карточек, бумаги, ручки

Дошкольникам нравятся игры с использованием ярких картинок. Необходимо этим воспользоваться, применив не только карточки, но и ручку с бумагой. Предложенные идеи можно дополнить своими, усложнив или упростив по своему усмотрению.

  • Используйте игры на сравнение и группировку предметов;
  • Применяйте готовые головоломки со спичками;
  • Составляйте связные рассказы по сюжетным картинкам. Полезно будет в начале предложить их ребенку в неправильной последовательности;
  • Проходите лабиринты, спасая героев, разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге.

Настольные игры

Красочные коробки с наборами рисунков, правилами, фигурками привлекают не только дошкольников, но и их родителей. Вечер, проведенный в тесном семейном кругу, полезен как для общения с домашними, так и для развития маленького непоседы. Лото, морской бой, шахматы — классические игры, проверенные временем.

Это занятия, которые всегда будут актуальными, подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Рассмотрим несколько способов.

  • Предлагайте дошкольнику узнать предметы с закрытыми глазами, на ощупь;
  • Располагайте предметы по определенному алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру, форме;
  • Изучайте с помощью домино и тримино счёт, сложение и вычитание.

Заключение

Развивать и тренировать логическое мышление в дошкольном возрасте можно и нужно разными способами. Важно, чтобы развитие познавательных способностей осуществлялось не спонтанно, а целенаправленно.

Основная задача родителей — отыскивать и предлагать ребёнку интересные дидактические игры, развивающие задания или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/logicheskoe-myshlenie

Развитие мышления у детей: особенности игр в формировании логических навыков

Дошкольный возраст — время, когда у детей происходит активное развитие мышления и постепенное формирование навыков, полезных для дальнейшей жизни.

Мышление — сложный психический процесс, предназначенный для решения поставленных задач.

В последнее время возрастает актуальность раннего развития детей, поэтому родителям стоит не только водить ребенка в садик и развлекать его, но и постоянно обучать дома.

Логическое мышление у дошкольников

Как мы знаем, результат мыслительной деятельности — это мысль. Люди выражают свои мысли словами. Исходя из этого, очевидно, что мышление плотно взаимосвязано с речью. Именно посредством продуктивного мышления человек получает знания, повышая тем самым свой уровень развития. Чрезвычайно важно развивать мышление с рождения. Различают ряд типов мыслительной деятельности, опишем их.

Наглядно-действенное мышление детей

Особенности наглядно-действенного детского мышления состоят в том, что в его рамках человек мыслит посредством манипуляций с предметами, а также в том, что именно данный вид мозговой деятельности является ведущим в раннем возрасте.

Наглядно-образное мышление детей

При помощи наглядно-образного мышления, которое используют большей частью дошкольники, человек мыслит образами на основе предметов и явлений.

У человека в дошкольном возрасте доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное типы мышления. Когда активно идет обучение с ранних лет, личность ребенка становится гармоничной. Он становится максимально успешным во всех сферах жизни. Так происходит оттого, что вкупе работают все виды мышления.

Словесно-логическое мышление детей

Применяя словесно-логическое мышление, подразумевающее мыслительный процесс в уме при помощи слов, понятий и рассуждений, учатся обрабатывать информацию старшие школьники.

Абстрактно-логическое мышление детей

Более сложный вид умственной деятельности — абстрактно-логическое мышление.

Когда у школьника недостаточно развита эта сфера, ему сложно выполнять задания ввиду несовершенного владения абстрактными понятиями, которые не поддаются восприятию посредством органов чувств, к таковым относят площадь, уравнение и другие школьные понятия.

Этот тип мышления работает на основе понятий, отражающих сущность предметов и выражающихся законами или словами. Замечено, что такой способ мыслить формируется в младшем школьном возрасте. Учащиеся осваивают школьную программу и выполняют немало заданий, используя знания из абстрактно-логической сферы.

Творческое мышление детей

Также можно обозначить способность детей к творчеству. Здесь подразумевается создание нестандартных новых идей и решений в быту и учебе.

Фундамент для активации творческих наклонностей личности — это желание и умение родителей правильно воспитывать ребенка и всесторонне развивать его именно в этом направлении. Данный тип отличается от других типов мышления, так как не связан с факторами интеллекта и взросления.

Творческое начало, способность к воображению и фантазированию — аспекты, свойственные любому ребенку, на базе которых и формируется творческий процесс.

От родителей зависит многое, они должны растить ребенка таким образом, чтобы обстановка, в которой он пребывает, располагала его к творчеству. В жизни семьи должны присутствовать самообразование, музыка, хореография, изобразительное искусство, литература.

К счастью, ученые утверждают, что абсолютно все дети настроены на творчество, то есть способны нестандартно мыслить и выдавать оригинальные решения. Дети с проблемами в развитии — не исключение, порой у них более ярко проявляются таланты.

Посещайте специалистов, которых вам порекомендует педиатр, так как раннее выявление задержки развития и психических отклонений позволяет провести эффективную коррекцию. Консультация у врача с богатым опытом поможет родителями найти лучшие средства для уравновешивания психики ребенка.

Мышление у детей: развивается лучше, если взрослые с ними играют в логические игры

Средства для развития логического мышления детей

Игрушки для логического мышления

Учитывая то, что именно игра является ведущей формой деятельности ребенка, можно трансформировать ее таким образом, что посредством игр будет закладываться способность выстраивать логические цепочки, начнут интенсивно тренироваться личностные качества. Итак, логику развивают эти игрушки:

  • цветные или деревянные кубики, с ними можно играть бесконечно, строя башни и дома, изучая формы и цвета, развивая моторику;
  • игрушки-сортеры — дают ребенку понимание больших и маленьких предметов, знакомят со свойствами и сопоставимостью геометрических фигур (сортеры изготавливаются в виде домика, кубика с отверстиями и набором фигурок);
  • игрушки-шнуровки — бывают разных форм, размеров и сложности, развивают мелкую моторику детских рук, помогают укрепить логические связи;
  • детский конструктор — отличный тренажер для логики, он обеспечивает всестороннее развитие интеллектуальной сферы;
  • головоломки — помогают разнообразить процесс обучения, заинтересовать ребенка;
  • лабиринты — превосходный инструмент для улучшения логического мышления;
  • пазлы по возрасту — помогают освоению логических понятий части и целого.

Кроме игрушек, не забывайте приобретать детям книги по возрасту и интересные раскраски.

Бытовые методы развития логики у детей

Успеха достигают те родители, которые применяют хитрые обучающие приемы непрерывно, даже в простых повседневных делах. Приведем примеры такого воздействия на интеллект ребенка:

  • находясь в магазине, можно выбирать товары вместе, интересоваться у ребенка что стоит дороже, что дешевле, задавая вопросы и подталкивая его к рассуждению о том, почему небольшая по размеру продукция может быть дорогой, а крупногабаритная дешевой, в чем разница между товаром в закрытой упаковке и весовой продукцией;
  • придя в поликлинику, можно также порассуждать с ребенком, выстраивая логические цепочки о том, как связаны микробы и болезни, о способах заражения различными заболеваниями (в этом могут помочь плакаты в больнице);
  • прогуливаясь, стоит вести беседу о днях недели и погоде;
  • при походе на почту, можно говорит о доставке писем и посылок, индексах, заполнении бланков, вместе отправить открытку любимым людям;
  • ребенку следует прививать такие понятия как вчера-сегодня, как было и как стало, а также иные временные рамки, сопряженные с логикой;
  • если вы вынуждены находиться в очереди или чего-то ожидать вместе с ребенком, то можно потратить это время с пользой, загадывая загадки или рассказывая интересные истории;
  • существует много компьютерных игр, предназначенных специально для развития элементов логики детей;
  • в любые моменты общения играйте в синонимы и антонимы слов;
  • используйте загадки из книг или придумывайте собственные.
Читайте также:  Что лучше свободное вскармливание или кормление по часам? - воспитание и игры

Соблюдайте последовательность и регулярность занятий — это два ключевых рычага для достижения гармонии в развитии логического мышления ребенка. При правильном подходе к развитию, можно сформировать творческого, неординарного, позитивного и высокоинтеллектуального человека.

Мышление у детей: бывает нескольких типов (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое и творческое)

Познавательные и дидактические игры для детей от 2 лет

Чтобы расширить представление ребенка об окружающем мире, рекомендуем дидактические игры.

Они обостряют внимательность, тренируют память, учат устанавливать элементарные взаимосвязи и выделять признаки предметов (формы, цвета, величины и другие характеристики).

Существуют настольно-печатные и словесные упражнения, игры с предметами и игрушками. Для удобства используем книги, карточки, яркие игрушки. Предлагаем веселые и эффективные задачки.

Что делают помощники?

Действующее лицо кукла, определяем, что делают ее “помощники”. Указываем на ноги, ребенок должен сказать, что это такое (ноги) и что именно они делают. Например, ходят, танцуют, бегают. Аналогично проделываем с руками (они рисуют, берут). Глазки — смотрят, моргают и так далее (методика основана на глаголах во множественном числе).

Кто что делает?

Чтобы научиться образовывать глаголы настоящего времени, пробуем игру в почтальона, перебирая открытки, разбирая кто на них изображен, что он делает, также надо придумать, кому именно она адресована, затем перемешать открытки и дети вспомнят адресат каждой из них.

Назови предмет

Чтобы научить детей правильно называть предметы, достаем из интересного мешочка или коробочки предметы и проговариваем их названия.

Звукоподражание

Для звукоподражания животным и транспорту бросаем кубик с рисунками — какая картинка окажется вверху, такой звук ребенок произносит.

Большое и маленькое

В игре большой-маленький нужно предложить ребенку соотнести большое животное и большой предмет для него, например, большая тарелка для большого медведя, маленькая кроватка для маленькой мышки.

Характеристики животных и птиц

Для обучения выделению характерных особенностей птиц и животных, определяем вместе, у кого шубка перьевая, у кого из меха и так далее.

Повторение звуков

Чтобы сыграть в «эхо», произносим гласные звуки громко, а ребенок повторяет тихо, например, можно произносить “а”, “ау”. Озвучиваем паровоз — “у-у-у”. Зовем лошадку звуком — “и-и-и”. И так далее в этом духе.

Найди пару

Особенно дети любят играть с карточками таким образом, чтобы разбирать их по парам по заданным признакам или находить одинаковые рисунки.

Сборка целой картинки из частей

Кубики и разрезные картинки — из 4 и более частей составляйте единую композицию.

Поиск похожего предмета

Попросите ребенка найти в поле зрения такой же предмет, который изображен на картинке.

ПДД

Дети обожают играть в дидактическую игру «ПДД», где приходится запоминать знаки, следовать правилам, ездить на транспорте, работать регулировщиком, учиться правильно переходить проезжую часть, различать виды транспортных средств, правильно вести себя в общественном транспорте — все необходимое можно изготовить из подручных материалов или приобрести в магазине игрушек.

Изучение цветов

Понадобится несколько разноцветных стаканов и столько же соответствующих по цвету шариков, ребенок берет шары ложкой и кладет в подходящую тару, обязательно называя цвета.

Дерево с фигурами

Наклейте на чудо-дерево геометрические фигуры, дайте ребенку много фигур вперемешку, он должен распределить формы строго по их местам на дереве (на каждой фигуре можно разместить цифру, сколько нужно положить фигур сверху).

Культура и одежда народов мира

При помощи иллюстраций с людьми разной национальности и кукол в национальных костюмах изучаем народные орнаменты и стили одежды, культуру народов.

Пристегни на пуговицы

Изготовьте (сшейте) тканевую аппликацию со съемными элементами, которые ребенок должен пристегнуть на пуговицы или прикрепить на липучках в нужных местах — это полезное развивающее занятие.

Чья тень?

Внедрите в домашний план развития хорошую игру “тени”, где следует соотнести картинку с животным и похожее на нее изображение-силуэт.

Домино

Существует детское домино — его можно собирать всей семьей. На фишках вместо точек рисунки.

Дикие и домашние животные

Изготовьте круг с животными и вставьте вращающуюся стрелку посередине, также рядом положите картинки дома и леса — задача ребенка, сказать, домашним или диким является случайно выпавшее после вращения стрелки животное, указав на домик или лес.

Транспорт

Детям интересно играть в то, какие виды транспорта бывают — учите определять, какой именно транспорт перед ними (наземный, водный, воздушный).

Что из чего сделано?

При помощи карточек интересно думать над тем, из чего приготовлены продукты питания или из каких материалов изготовлены предметы быта.

Сезоны года

В игре “сезоны” существует 4 варианта времени года, ребенок должен найти по 4 карточки, подходящие к каждому времени года (например, цветы летом, санки зимой).

Животные и их дети

Еще одна распространенная игра — подобрать мам к детям животных и наоборот.

Что где растет?

Сделайте дома ребусы с изображениями фруктов, ягод, овощей и другой растительности, задавая ребенку вопрос, что где растет (в поле, в огороде, в лесу, на каком дереве и так далее).

Сборы в школу

Домашние уроки дополните тем, что соберите воображаемый, нарисованный или игрушечный портфель, ребенок должен определить, что в него нужно положить, чтобы учиться в школе.

Кто что ест?

Поиграйте в “кто что ест”, предлагая покормить животных подходящий пищей.

Съедобное-несъедобное

Многие дети любят играть в “съедобное-несъедобное”, классифицируя предметы по принципу возможности или невозможности употребления в пищу.

Изучение часов

Купите детские часы и изучайте время вместе, это также тренирует умственные способности.

Чей домик?

Легко и увлекательно играть в “чей домик”, для этого потребуются изображения животных и их домиков отдельно (например, рыбка живет в аквариуме, собачка в конуре), при этом важно, чтобы ребенок проговаривал свой выбор.

Части тела

Часто играйте в части тела (людей можно рисовать, лепить из пластилина, делать аппликации из бумаги), пусть ребенок покажет все основные части тела на себе, родителях, сверстниках.

Месяцы года, дни недели и профессии

Полезно играть во времена и месяцы года, дни недели, профессии. Для этих игр можно найти в продаже огромное количество карточек и развивающих игр.

Бывает-не бывает

Бросайте мяч — ребенок его ловит в том случае если сказанное вами предложение верно, и игнорирует мяч если утверждение неверно (чтобы сыграть в “бывает-не бывает”, используйте простые ситуации, например, папа пришел с работы, машина едет по небу, стол пошел на прогулку, почтальон доставил письмо, собака кушает из миски).

Отгадай по описанию

Ребенок с удовольствием будет угадывать объект по вашему подробному описанию (говоря о загадочном предмете, расскажите о его свойствах, подводя ребенка к правильном ответу, пусть он сам назовет отгадку, похвалите его), также в этой технике можно использовать несколько разных карточек, чтобы ребенок выбирал нужную.

Что лишнее?

Поиграйте в “что лишнее”, разложив на столе несколько карточек (три предмета могут быть из одной сферы, а четвертый к ним не имеет отношения, например, ботинки, кроссовки, туфли и тарелка).

В воспитании ребенка важное место занимает дошкольное учреждение. Существуют разные детские сады, в каждом подход к образованию может отличаться.

Если у ребенка все в порядке с мышлением, то ему подойдут пособия и тесты на логику из массового детского сада.

Важно

В случае отклонений, малышу сложно обучаться по общей программе и есть необходимость развития в специальном ДОУ, где педагоги усиленно тренируют мышление и работают по особым технологиям, корректируют поведение и исправляют речь.

Источник: https://mixfacts.ru/articles/razvitie-myshleniya-u-detej-osobennosti-igr-v-formirovanii-logicheskih-navykov

Развитие логического мышления у детей: основные принципы

Каждый родитель старается воспитать в своем ребенке достойного и образованного человека, поэтому совсем неудивительно, что развитие логического мышления является неотъемлемой частью благополучного обучения ребенка.

Дети нашего времени с ранних лет изучают методы сравнения, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей и прочих операций, которые влияют на умственное развитие.

Очень важно заботиться о развитии логического мышления ребенка с дошкольного возраста, а также продолжать занятия на протяжении всего периода обучения. Для достижения максимального эффекта родители должны владеть информацией о принципах и методах, стимулирующих логическое развитие.

В этой статье вы найдете полезную информацию, позволяющую проводить интенсивные занятия с ребенком с нацеленностью на высокие результаты.

Логическое мышление делится на три важных этапа:

Предметно-действенное. Это первый и очень важный этап, который заключается в познании окружающего мира при помощи прямого воздействия на предметы. Ребенок всячески манипулирует объектами, чтобы узнать их целевое назначение и свойства.

Наглядно-образное мышление формируется у детей старше трех лет. В этот период ребенок способен развивать свои творческие качества и фантазию. Это самая значимая стадия интеллектуального развития ребенка, когда его способность мыслить проявляется в действии независимо от обстоятельств окружающей среды.

Абстрактное или словесно-логическое. На этом этапе ребенок понимает, осознает и использует термины, рассуждения и понятия, которые невозможно воссоздать при помощи прямого воздействия на предметы. Стоит отметить, что данный этап начинает свое развитие в старшем дошкольном возрасте, после полного формирования первых двух этапов.

Каждый этап развития логического мышления относится к определенному возрасту и навыкам ребенка. Основываясь на этих показателях родитель или педагог подбирают необходимые упражнения и задачи для тренировки логики.

Для детей дошкольного возраста лучшим развивающим средством является подача информации в игровой форме, а также спокойная и непринужденная обстановка. Цель родителя и педагога — создать комфортные условия, подобрать качественный дидактический материал и упражнения, способствующие развитию логического мышления.

Взрослый не выступает в качестве надзирателя, а лишь помогает ребенку, предоставляя ему информацию для раздумий.

Совет

Такой подход к развитию обеспечит ребенка важными навыками: рассуждению, сравнению, анализу, классификации, аргументированию, развитию нестандартного мышления.

В процессе игрового обучения важно позаботиться о заинтересованности ребенка, ему должно нравиться то, что он делает. Только в таком случае ребенок сможет закрепить полученные знания, приобрести новые навыки, развить умственные способности.

Плюсы развития логического мышления в игровой форме:

формирование основных личных качеств и характера;
развитие самостоятельности и находчивости;
умение выполнять задачи, развивающие мыслительные операции (анализ, синтез предметов и явлений);
совершенствование и приобретение конструктивных навыков;
тренировка усидчивости и умения сосредотачиваться;
происходит становление чувства ответственности;
воспитание внимания, восприятия;
улучшение общей активности ребенка.

Важным элементом результативного обучения детей является подбор качественного обучающего материала.

В период раннего развития используйте игры и задания различного рода направленности: настольные, речевые, развивающие.

Для детей старшего дошкольного возраста подойдут графические и математические игры. Графические закрепят знания чтения и письма, а математические улучшат умения устного счета.

Специфика развития логики ребенка в возрасте 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет ребенок становится эмоционально активен, родителям стоит приготовиться к неожиданным детским вопросам, которые потребуют немедленного, точного и интересного ответа. Помните, что все зависит от того, как и кто подает информацию. Ребенок же просто впитывает ее и делает определенные выводы, исходя из собственных наблюдений.

Читайте также:  Развитие ребёнка - воспитание и игры

Развивать логическое мышление у особо активных детей не составляет большого труда, достаточно лишь добавить к развивающей игре элементы физической активности. Например, предложите ребенку расставить дидактический материал по категориям и особенностям в разные участки комнаты.

Варианты развития логического мышления в игровой форме:

Классификация предметов по их особенностям (цвет, форма, назначение)

Нахождение похожих предметов

Исключение и дорисовка предметов, элементов

Сбор пазлов и раскрашивание раскрасок

Чтение книг и разбор иллюстраций

В завершение предлагаем вашему вниманию задания для тренировки логического мышления детей дошкольного возраста.

Игры и задачки на развитие логики и мышления

Разбиваем слово на слова

В данном упражнении вы выбираете одно длинное слово, и вместе с ребенком из букв этого слова составляете другие слова. Если буква в длинном слове встречается только один раз, тогда использовать ее дважды в коротком нельзя.

В результате у нас должен получится список из слов:

Игра Логика

В детстве мне очень нравилась эта игра, хотя я и до сих пор иногда в нее играю. По правилам игры, вы должны выбрать фишечки определенных цветов и выставить их в определенном порядке. Можно использовать различные комбинации цветов, их порядок и повторение цвета.

В игре есть определенное количество попыток, за которые ребенок должен отгадать выбранные вами цвета в нужном порядке. Делая любую из попыток, ребенок на поле для игры выставляет фишки по цветам и порядку, если одна из фишек совпадает с вами задуманной, данная фишка достается и вставляется в область отгаданных, чтобы можно было видеть ход игры.

Таким образом к середине игры, играющий уже начинает размышлять, какие же могли быть использованы цвета, и в каком порядке, подключается логическое мышление. А при многократной игре даже просчитывание соперника.

Ребусы

Думаю каждый не раз разгадывал такой ребус. Но если не помните принцип, сейчас постараюсь объяснить. Возьмем для примера первую картинку с ребусами на которой изображены буквы БА и БОЧКА. Это самый простой вариант БА + БОЧКА = БАБОЧКА.

Ребус на третей картинке где нарисован раз уже сложнее. РАК, а=у, это значит что в слове РАК мы должны заменить букву А на У, получается РУК, и добавить букву А = РУКА.

Ребус с КУЛАКОМ, на данном ребусе есть символ запятой, который означает, что от слова кулак нужно отнять последнюю букву. Выходит слово начинается с А + КУЛА = АКУЛА.

Обратите внимание

Ребус с котом. Перевернутого кота нужно применить как кот, прочитав наоборот (ток). Со слова Пила убираем букву И, ПЛА + ТОК = ПЛАТОК.

Теперь попробуйте решить с ребенком остальные ребусы самостоятельно. Вашими вариантами делитесь в комментариях.

Правила разгадывания ребусов:

  • Запятая — количество букв, которые нужно отнять в зависимости от того где стоит запятая сначала изображения или после.
  • Перевернутое изображение должно читаться с заду на перед.
  • Буквенные ребусы, где одна буква или цифра внутри другой должны начинаться с предлога В. Как например в ребусе АТР, где буква О внутри Т. Таким образом разгадываем как А + ВТО + Р = АВТОР.
  • Если буква или символы расположены один под другим как через дробь, тогда расшифровывается с прибавлением «на», «над» или «под», подбирается по смыслу.
  • Если за буквой или предметом (картинкой) расположена другая буква (картинка), тогда расшифровывается с прибавлением «за».
  • Если одна буква лежит возле другой или прислоняется к ней, тогда расшифровываем с прибавлением «у» или «к».

Логические загадки

Легкий уровень

Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?

Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?

«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

Повышенной сложности

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

Источник: https://xn--c1aejes9h.xn--p1acf/razvitie-detej/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detey/

Как развить интеллект ребенка? Упражнения и игры на развитие эмоционального, социального и интеллекта мышления у детей

  • Ответственные родители всегда беспокоятся о том, какие существуют способы развития детского интеллекта еще в раннем возрасте? Познавательность поможет малышу развивать способность, узнавать окружающий его мир и стремиться к множественным открытиям
  • Развитие интеллекта ребенка зависит от нескольких важных факторов. не маловажной является и наследственность, а так же среда в которой он живет, воспитывается и общается
  • Кроме того, огромное значение имеет то насколько родители стимулируют ребенка к познавательной деятельности, как повлияли они на формирование его характера и какими способами помогают развивать детский интеллект
  • Важное значение имеет заинтересованность ребенка в любом деле, ведь если интерес отсутствует — стимула и желания к познанию нет

развитие интеллекта у детей

Существует несколько основных видов интеллекта у детей:

  • Вербальный — тот который отвечает за коммуникативные способности ребенка, позволяющий находить ему контакт с другими людьми, детьми, читать и писать в более старшем возрасте, задавать вопросы, формировать диалоги и вести дискуссию
  • Пространственный — тот, который формируется путем наблюдения за предметами, именно благодаря ему создается визуальное восприятие разных образов и способность их видоизменять
  • Логический — позволяющий глубоко погружаться в мышления и решать задачи, вычислять и что-то рассчитывать
  • Физический — способность четко координировать свои движения и владеть моторикой тела
  • Эмоциональный — способность контролировать свои чувства, анализировать их и приходить к выводам, касательно своих впечатлений
  • Социальный — возможность находить контакт с людьми и строить отношения с обществом
  • Духовный — умение рассуждать о своей внутренней составляющей и руководить ею
  • Творческий — способность мыслить творчески, упорядочивать и реализовать свои идеи

виды детского интеллекта

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного и школьного возраста

Интеллектуальное развитие является наиважнейшим моментом формирование личности вашего малыша.

К сожалению, не каждый родитель имеет определенные знания, которые дают ему понять то как это следует делать.

Чаще всего подсказать способы смогут профессионалы своего дела: детские психологи, воспитатели или педагоги. Однако, формирование интеллекта обычно разбивается на несколько важных этапов.

Первый этап — развитие ребенка трехлетнего возраста и младше:

  • Необходимо знать, что в этом маленьком возрасте ребенок полностью зависим и подвластен своим органам чувств. Это влияет на то, как он воспримет мир и поймет его еще с раннего возраста
  • По этой причине малышу в таком возрасте регулярно рекомендуется давать в руки различные предметы разнообразной текстуры. Это развивает его осязание и помогает узнать о том, что все на свете отличается на ощупь
  • Хороша будет тренировка на различение всяких вкусов и ароматов, что благоприятно повлияет на сознание малыша
  • Огромное значение для детей трехлетнего возраста имеют сказки, именно через них малыш способен развивать все виды своего интеллекта, а так же совершенствовать психику

развитие дошкольников

Второй этап — развитие ребенка от трехлетнего, до четырехлетнего возраста:

  • Каждому родителю необходимо знать, что в данном возрасте ребенок частично уже осознает себя как полноценную личность
  • У ребенка появляется желание делать самостоятельные действия и принимать решения самостоятельно, поэтому совершенно не стоит этому препятствовать и наоборот, нужно всякими способами стараться его не ограничивать
  • Следует всяческими способами поощрять ту инициативу малыша, которая изредка возникает, чтобы она становилась частой
  • Поручайте ребенку «важные» и ответственные задания: накормить кота, понести сумку, положить салфетки на стал и т.д.
  • Отношение к ребенку со всей серьезностью и ответственностью позволит ему приобрести важные жизненные навыки
  • Прививайте ребенку любовь к творческим заданиям
  • Покажите насколько сильно вы уважаете малыша и с каким понимаем относитесь к его проблемам
  • Не давите на ребенка, не заставляйте выполнять его нежелательную работу, договаривайтесь на словах, не поднимая на него руку и не давая понять ему о том, что у вас есть превосходство
  • Попробуйте пообщаться с малышом «на равных», это позволит ему не бояться общаться с другими людьми и становиться коммуникабельным человеком
  • Прививайте ребенку любовь к природе, наблюдайте вместе за птицами и животными, выращивайте цветы, фрукты и овощи

развитие интеллектуальных навыков малыша

Третий этап — развитие интеллекта шестилетнего ребенка (первоклассника)

  • В возрасте пяти-шести лет ребенок уже начинает активно готовиться к школе, а значит родители уже должны ознакомить его с тем, что такое буквы и цифры
  • Однако, важно понять, что заставлять насильно ребенка читать или даже писать — не стоит
  • Гораздо важнее в этом возрасте научить ребенка общаться с людьми и не бояться их, а так же быть самостоятельным в своих поступках
  • Развитие коммуникативных навыков в этом возрасте позволит ребенку быстро завести друзей, с удовольствием брать участие в творческих заданиях и конкурсах, создавать что-то своими руками и совершать обдуманные взрослые поступки
  • Не стоит наказывать своего ребенка за то, что он что-то делает неправильно или не хочет что-то делать вовсе, его нужно всяческими образами поощрять и хвалить даже за самые маленькие и незначительные достижения
  • Этот возраст очень часто отпечатывает воспоминания на всю жизнь, поэтому каждому родителю важно оставить в детской голове и душе только приятные впечатления и эмоции

интеллектуальное развитие школьника

Развитие интеллекта и мышления у ребенка: упражнения, игры

Развить мышление у детей любого возраста помогут игры и специальные упражнения:

Игра «Поиски заветного клада». Эта игра способна развивать в ребенке такие навыки, как:

  • ориентирование в пространстве
  • ориентирование в незнакомой (знакомой) местности
  • возможность пользоваться помощью

Игра предполагает нарисовать заранее вместе с ребенком план вашего жилья: дома или квартиры. Ребенку следует чет-ко объяснить, что данный рисунок — это вид сверху и эта своеобразная «карта» на которой красным крестиком изображено место, где спрятано что-то. Эта карта поможет отыскать клад. Клад в данном случае — это игрушка, которую прячут родители.

Игра на развитие мышления у малыша «Помести котенка»

Игра благоприятствует развитию важнейших детских навыков:

  • она развивает воображение
  • совершенствует речь
  • улучшает память
  • учит сопоставлять между собой предметы

Для того, что бы поиграть в это игру, необходимо попросить ребенка визуально представить котенка и показать его руками, на сколько он мал или велик. После этого задайте ему ряд вопросов:

  • Поместится ли котенок в ящик?
  • Поместится ли котенок в кошелек?
  • Поместиться ли котенок в шифоньер?

развитие детского мышления

Игра на развитие мышления » Дерево, плод, лист»

Для такой игры понадобится некоторая атрибутика:

  • картинки с изображениями разных деревьев
  • картинки с изображениями разных плодов деревьев
  • картинки с изображениями разных листьев деревьев

Для игры стоит использовать только понятные и знакомые ребенку изображения. Суть игры заключается в том, что мама предлагает малышу правильно распределить картинки, в соответствии с деревом. Так, на яблоню малыш должен прикрепить картинку яблоки и его листик, а на дуб — желудь.

Развитие социального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие социального интеллекта помогают ребенку обрести определенные социально-коммуникативные навыки и научиться активно вести себя в обществе: не бояться общения, тактильного контакта, не стесняться.

Читайте также:  Развивающая игра - что для чего? - воспитание и игры

Игра на развитие социального интеллекта «Сонный паровозик»

Эта игра позволяет каждому ребенку окунуться в мир своих ощущений, довериться другому человеку. Смысл игры — добраться из точки «А» в точку «Б» с завязанными глазами ,полностью доверившись тому, кто вас поведет. Для этого несколько детей выстраиваются в ряд и каждому завязываются глаза, кроме первого.

Лучше всего такую игру проводить на детской площадке, где существуют некоторые препятствия. Поводырь (первый паровозик) говорит что делать следующему: нагнуться, поднять ногу, подпрыгнуть, а тот — сообщает следующему. Каждый паровозик повторяет действия предыдущего и старательно одолевает препятствия ,двигаясь вперед и держа своего товарища за плечи.

Игра на развитие социального интеллекта «Волшебный букетик»

Данная игра поможет научить детей проявлять интерес и внимание ко всему, что их окружает. Кроме того, она благоприятствует тому, чтобы дети устанавливали доброжелательные дружные отношения и имели только положительные эмоции от общения. Делается это очень просто — с помощью комплиментов и приятных слов.

Для игры потребуется обязательная атрибутика и спокойная обстановка:

  • большой зеленый лист бумаги (размер ватмана) или зеленой ткани — она послужит поляной
  • разноцветная бумага и ножницы — для создания лепестков

Ведущий предлагает детям заполнить поляну красочными цветами ,но для того, чтобы это сделать необходимо будет каждый лепесточек кому-то посвятить. Каждый прикрепленный лепесток — это приятный комплимент любому из присутствующих.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие эмоционального интеллекта у детей любого возраста необычайно просты, но одновременно глубоки. Они позволяют детям прочувствовать все, что происходит внутри них и сделать определенные выводы: хорошо им или плохо.

Игра на развитие эмоционального интеллекта «Моя радость»:

  • Целью игры служит расширение познаний детей о том, что такое радость и как она проявляется в реальной жизни
  • Ведущий игры должен сконцентрировать внимание малышей на том, как они себя чувствуют в данный момент и попросить их объяснить, что такое радость для них
  • Кроме того, игра формирует у детей положительные эмоции и приятные впечатления
  • В качестве атрибута можно использовать любую смешную или радостную игрушку. Эту игрушку дети передают друг другу, отвечая на один важный вопрос: «Радость это…»
  • В ходе игры каждый ребенок окунается в свои личные мысли и старается найти внутри себя ответ, от планирует его и подсознательно готовится к нему, ожидая своей очереди

Игра на развитие эмоционального интеллекта «За стеклом»:

  • Данная игра позволяет ребенку развить умение общаться с детьми и уметь выражать правильно свои эмоции, то есть так, чтобы его понимали окружающие
  • Дети должны четко угадывать по выражению лица то, что пытается до них донести один ребенок
  • Это учит ребенка координировать свои движения, вырабатывать терпимость и умение совладать своими чувствами
  • Дети делятся на две команды. Задание — представить, что их разделает звуконепроницаемое стекло. Каждый участник должен изобразить противоположной команде какое либо состояние или желание
  •  В это время противоположная команда отгадывает то, что хочет сказать ему товарищ

Видео: «Как развивать интеллект ребёнка? Воспитание детей. Мамина школа»

Источник: https://heaclub.ru/kak-razvit-intellekt-rebenka-uprazhneniya-i-igry-na-razvitie-emocionalnogo-socialnogo-i-intellekta-myshleniya-u-detej

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию.

Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста сделает общение родителей и маленького ребёнка более продуктивным и приятным.

Мышление дошкольников: этапы и особенности

Наглядно-действенное мышление

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.  То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Способы развития наглядно — действенного мышления

На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя  опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка  —  сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы  малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

Наглядно-образный тип мышления

На следующем этапе, с  трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет.

  Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов.

Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты  (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления  —  словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет:  «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе».

Важно

Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот —  это животное, которое ловит мышей и любит молоко».

Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления  у детей дошкольного возраста.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип  не обусловлен факторами  роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника.  Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.

Мыслительные операции  и их роль в развитии мышления у дошкольников

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется  развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Сравнение

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

Анализ

Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки.

Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и  текст.

Классификация

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

«Что лишнее?»

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку.

При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с  4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает.

В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

«Подбери пару»  (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано.

Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок.

Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых  предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие  дошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/razvitie-myshlenija.html

Ссылка на основную публикацию