Развитие ребёнка — воспитание и игры

Как развивать и воспитывать детей в игре?

Категория: Как развивать и воспитывать детей в игре

Для этого прежде всего необходима правильная организация театрализованных игр. Основными ее требованиями являются:

  • содержательность и разнообразие тематики;
  • постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
  • максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  • сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему.

Самостоятельность детской игры в большой мере зависит от того, знают ли они содержание сказки, сценария. Авторский текст очень важно сохранить полностью на стадии прослушивания его детьми. Ни в коем случае не искажайте его.

Но учить текст с ребятами до начала игры не стоит. Такая подготовка отняла бы время, предназначенное для других, не менее важных дел и занятий. К тому же в результате получится спектакль, а не игра.

Обратите внимание

Мы предлагаем разработки игр, которые не требуют длительной кропотливой подготовки воспитателя и детей.

Могут возникнуть вопросы: как и когда знакомить ребят с содержанием сценария? Насколько самостоятельной и творческой будет игра, если дети хорошо знают текст произведения? Может быть, лучше предлагать им незнакомый текст? Известная и, в общем-то, вполне оправданная рекомендация — чтение произведения до начала игры — требует обсуждения и уточнения. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью лучше всего показывать «живые» картинки на фланелеграфе или на столе, а можно использовать и театр игрушек или кукол бибабо. Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.

Вначале воспитателю-ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения.

Если» необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять  авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре.

Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.

Воспитателю трудно выучить множество стихов, текстов разных театрализованных игр. Можно записать их на магнитную ленту. Магнитофонная запись позволяет сохранить средства художественной выразительности текста, образные выражения автора.

Но не полагайтесь полностью на запись. Сколько сможете, учите тексты сами. Ведь чтение произведения должно сочетаться с мимикой. Кроме того, стихи вы сможете использовать ежедневно при общении с детьми.

Например, во время мытья игрушек — «Долго, долго умывала и ласкала их она».

Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем предоставьте детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Важно

Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников, почти никто не знает. Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, а следовательно, снижению эмоционального воздействия ее на детей.

Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей — животных); в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства — интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку); в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы ли вы сами к этому. Например, с каким количеством разных интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушайте» и др.

? Попробуйте несколько раз изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на ином ее слове): «Вот моя кукла», «Дай мне мяч». Ну а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря то за Красную Шапочку, то за волка, вы, безусловно, умеете.

Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу 1 и во время чтения стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит» или любого другого. Испытайте себя, прежде чем выступить I перед детьми. Не забудьте, что интонации вашего голоса — образцы для них.

От того, насколько гибко и сознательно вы подчеркиваете интонацией смь!сл произведения, даете характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха, рассказа, и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, и выразительность их высказываний.

Итак, ваша речь в повседневном общении, чтение, декламация, театрализованные игры, которые вы вначале ведете сами, служат первыми образцами для подражания.

Далее — небольшие упражнения с детьми. Начинать их надо с младшей группой. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как вы водили персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить им поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей.

Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Желающих высказываться и слушать, как правило, немало. Усложните упражнение — пусть по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они же — за волка. Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Позвольте это сделать всем.

Но прежде объявите конкурс — кто лучше? Победителю — аплодисменты.

Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обратите их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешите попробовать самим.

Совет

Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекайте внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость.

Кроме того, будут сформированы необходимые умения.

В следующий раз предложите воспитанникам разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Это упражнение в интонировании диалога. Примером могут служить просьбы зверей пустить их в рукавичку и ответы тех, кто поселился в ней.

Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как обращаются к месяцам падчерица и мачехина дочка; как разговаривают три медведя. Упражнение можно провести так. Назовите сказку. А дети пусть угадывают, за какую девочку или за какого медведя вы говорили. Далее они сами с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки.

Полезно использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «здравствуйте» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «до свидания» (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую , встречу); «дай» (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просяще); «возьми» (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием! порадовать) и т. д.

Выберите четверостишие и прочтите его детям с разными интонациями. Попросите их повторить, а может, и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Произнесите фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове.

Например: «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др. Обратите внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.

Обязательно продолжайте упражнять их на фрагментах из театрализованных игр, например «Посадил дед репку», «И стала Федора добрей» и т. д.

В кругу детей посадите перед собой ребенка, дайте ему в руки персонаж, себе возьмите другой. Ведите диалог, вовлекая в него своего партнера, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др. Например, возьмите себе кубик, ребенку дайте мячик.

Воспитатель:

—  Что у тебя?

—  Да нет, посмотри внимательно.

—   Нет, не мячик, а кубик.

—  Да, кубик, кубик!

—   В самом деле? А что же?

—   Неужели мячик?

Ребенок:

—  Мячик.

—  Вижу: мячик.

—   Кубик?

—   Нет, не кубик, не кубик!

—  Мячик, мячик…

—  Да вот же, мячик!

Поменяйте игрушки на сказочные персонажи и пригласите других детей поспорить.

Обратите внимание

Подобные упражнения развивают и пантомимические средства выразительности. Например, можно спросить детей: «Кто прошел по тропинке (по мостику)?» Предложите им выбрать персонаж (волк, лиса, заяц, мышонок). Не называя его, надо загадать о нем загадку путем имитации его движений. Дети угадывают, кто же прошел по тропинке.

Или другое упражнение: все желающие выбирают роль любого известного персонажа, но держат свой замысел в секрете.

Они изображают его в разных заданиях, которые вы придумаете, скажем, продемонстрировать прогулку, поиск пищи, встречу гостей, просьбу пустить в дом, бег на соревновании, умение незаметно подкрасться, ловлю птичек, букашек, увертывание от преследователей и др.

Наблюдая с детьми исполнителей, учите ребят подмечать различия в характеристике образов. Хорошо, если вы дадите возможность каждому изобразить по-своему.

Передать характер персонажа помогает музыка. Например, на музыкальных занятиях можно мелодией побуждать детей к имитации движений различных персонажей. Например, после слушания песни «Петушок» В. Витлина изобразить, как поет петушок, когда он заболел и когда выздоровел.

Ребенок, ритмично ударяя в бубен, показывает, как идет медведь, прыгают зайцы. Другие дети угадывают, какие движения соответствуют движениям медведя и зайцев. Вместе с музыкальным сопровождением можно имитировать движения резвящейся или усталой лошадки.

А вот музыкальные загадки: «Покажи, как прыгает зайка» (В. Агафонников. «Маленький, беленький»); «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка» (В. Агафонников. «Вся мохнатенькая»); «Покажи, как ходит петушок» (В. Агафонников. «Не ездок, а со шпорами»).

Пока дети будут выполнять задание, вы вместе с остальными ребятами внимательно смотрите и отмечаете особенности игры каждого «актера», привлекаете ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем обязательно включайте такого рода фрагменты в театрализованные игры, чтобы найти им практическое применение.

Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок. Поэтому многие методические приемы мы непосредственно включили в описание сюжетов игр. Ваша задача — найти новые, более интересные и совершенные.

Важно

Различное оформление кукол: лебедь — из платка, надетого на руку; кот — из плотной ткани или бумаги.

Источник: https://medn.ru/semiy/kak-razvivat-i-vospityivat-detey-v-igre/kak-razvivat-i-vospityivat-detey-v-igre.html

Важность игры для развития ребенка

Каждый ребенок рождается талантливым, а окружающий мир он начинает познавать через пробы и подражание действиям и поступкам взрослых.

Именно через игру малыш постигает явления и узнает о назначении предметов, поэтому родителям так важно создавать все необходимые условия для игр, которые способствуют эмоциональному, интеллектуальному, социальному и, конечно же, физическому развитию ребенка. Важность игры для развития ребенка трудно недооценить.

Игра помогает детям узнавать себя и других, учит общаться и решать проблемы, возникающие на еще таком коротком жизненном пути, различать эмоции и чувства других людей.

С полным правом можно сказать, что игра – это неотъемлемая часть развития и обучения, ведь в раннем возрасте именно посредством игр ребенок получает знания, узнает о ценностях мира, причем игровые методики основаны на любопытстве, а сама игра приносит детям удовольствие.

Творческие, социальные, а также речевые навыки ребенка в возрасте 18 – 36 месяцев лучше всего формируются во время игры. Многие знания, полученные во время игр, помогают подготовить ребенка к школе. Умение слушать и рассуждать также формируется во время игр со сверстниками и взрослыми.

Роль игры в развитии ребенка:

Читайте также:  Время года осень - воспитание и игры

1. Борьба с ожирением

В современном мире ожирение является одной из самых распространенных проблем среди детей. Они так зависимы от телевизора и компьютера, что подчас совсем редко выходят на улицу и практически не занимаются активной физической деятельностью.

Кроме того, пристрастие детей к нездоровой пище, фастфуду, также способствует развитию проблем со здоровьем.

Именно в аспекте этой современной проблемы игры на открытом воздухе, физические упражнения так важны для ребенка, во время игр он не только развивается физически, не только минимизирует вероятность ожирения, но и становится активнее, что положительно влияет и на умственную деятельность;

2. Стимулирование работы мозга

Пользование мобильным телефоном, компьютерные игры не помогут физическому развитию ребенка, а работа мозга напрямую зависит от физической активности.

Поэтому так важно играть в подвижные игры, в ролевые игры с друзьями.

Живое общение во время игры учит ребенка работать в группе, он узнает о моральных ценностях, психологических особенностях других людей, игры заставляют мыслить, рассуждать;

3. Формирование сенсорных и моторных навыков

Бесспорно, игра учит ребенка координировать свои движения, мультисенсорная деятельность во время игр, прежде всего, подвижных, развивает осязание, слух, зрение;

4. Обучение речи

Пение, сопровождающееся различными движениями, игры с применением рифмованных строчек развивают словарный запас ребенка, формируют речевой аппарат. Эксперты полагают, что именно в первые годы жизни ребенка очень важно много говорить с ним, петь, читать вместе. Все это способствует в последующем успешному обучению чтению и письму;

5. Создание баланса

Во взрослой жизни человека окружает множество дел и забот. Поэтому каждому родителю просто необходимо помнить о том, что детство на то и детство, чтобы веселиться.

Игры должны быть обязательной составляющей детского распорядка дня, ведь они доставляют радость.

Запуск воздушного змея, классики, прятки, рисование, спортивные игры – все это должно присутствовать в жизни ребенка наряду с обучением;

6. Социализация

Игры с другими детьми очень важны, так как именно совместная деятельность является не только хорошим, но и полезным времяпровождением. Дети после 3 лет – существа уже социальные, нуждающиеся в общении с другими, поэтому игры на улице, в гостях со сверстниками очень важны для социального развития ребенка;

7. Формирование математических навыков

Обучение счету – процесс не из легких, поэтому чем раньше родители начнут знакомить малыша с цифрами, числами, тем проще ему в дальнейшем будет справляться с математическими заданиями. Обучение понятиям «короткий – длинный», «маленький – большой», самые простейшие подсчеты во время игр способствуют развитию математических навыков;

8. Поддержание активности

Во время игры дети не только учатся, но и готовят себя к вызовам взрослой жизни.

Ваш ребенок будет спокойным, расслабленным и уверенным в себе, если он любит играть, ведь во время игры он сможет выплеснуть накопившиеся эмоции, сбросить напряжение.

Внимание и уровень концентрации также существенно улучшаются в процессе игры. Поиграв, малыш будет готов к тому, чтобы узнавать что-то новое, исследовать, экспериментировать.

На родителей и дошкольных педагогов возложена важная обязанность — формировать умы нашего будущего поколения, используя игру как способ привить нравственные ценности и другие основы детям с самого раннего возраста.

Через игру дети не только приобретают много новых навыков, но и развивают чувство собственного достоинства.

Важно  отметить, что родители должны научиться уважать интересы своих детей, и пусть именно детям будет позволительно брать на себя инициативу во время игры.

Совет

Совместные игры помогает развитию здоровых и долгосрочных отношений между ребенком и его родителями. Также игры помогают родителям получить представление о мыслительном процессе и интересах своего ребенка. Дайте ребенку почувствовать себя ребенком

Источник: https://myunikum.ru/razvitie/igry-dlya-razvitiya-rebyonka/

Правильное воспитание ребенка от 3 до 7 лет через игру. Психология игр с ребенком

Что такое правильное воспитание? Правильное воспитание это не указания ребенку, что он должен делать, а чего не должен, это не наказание! Правильное воспитание это помощь родителя своему ребенку развиться, узнать что-то новое и получить поддержку от него.

Самое главное, что необходимо знать родителю о  воспитании своего ребенке, это то, что ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. И так же нужно знать, что характер игры меняется вместе с развитием ребенка и воспитание играет здесь не последнюю роль. Игра тоже проходит этапы своего развития.

Прежде чем рассказывать о правильном воспитании, необходимо учесть, что до трех лет игра у ребенка представляет собой манипуляцию предметами, именно она является ведущей деятельностью в этом периоде развития. Поэтому младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время и воспитание заключается в том, чтобы взрослый тоже почувствовал в его игре.

С помощью игрушек он знакомиться с цветом, формой, звуком, поэтому важно, чтобы у ребенка было много игрушек, с помощью них ребенок исследует действительность, это необходимый момент в воспитании. Игра заключается в том, что ребенок бросает, сжимает игрушки и наблюдает за реакцией. Ни в коем случае не ругайте ребенка, за это, он исследует мир и его реакцию на жизнь самого ребенка в нем.

Ваша реакция положительная или отрицательная так же интересна ребенку (она же и является воспитательной), но посудите сами, Вам нравится в жизни, чтобы Вас поощряли к действиям или ограничивали? Так же в процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Так что, можно сделать вывод, что игра возникает именно в три года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами (символами реальных предметов, явлений, действий).

Далее появляется сюжетная игра. Она начинает представлять собой действия и поведения взрослых.

Обратите внимание

Воспитание здесь выражается в том, чтобы  быть внимательными к своему поведению, ведь ребенок проигрывает его на себе, как бы примеряя. Вы скорее не хотите, чтобы ребенок копировал, как Вы курите, или ссоритесь с кем-либо.

И опять же  воспитательный совет: покупайте игрушки, потому что именно они являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые.

В пять, шесть лет ведущей у ребенка становится сюжетная игра. Ребенок в процессе ее  воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача,  а действия,  имитирующие действия врача.   Такие игры позволяют ему осваивать различные модели поведения.

И чем их больше, тем легче ребенок будет чувствовать себя в общении с другими детьми в будущем. К правилам  ребенок еще не чувствителен.

Воспитание мобильности поведения становится необходимым, поэтому   больше гуляйте с ребенком, рассказывая о профессиях, а лучше показывая о том, какие функции несет в себе та или иная профессия.

Можно водить ребенка на экскурсии, где наглядно показывалось бы, что делает тот или иной человек в своей профессии.  Этот же тип игры является подготовительным для следующего этапа развития этой ведущей деятельности.

С шести, семи лет ведущая игровая деятельность переключается на ролевую игру. Самое главное для ребенка в этом периоде развития – ролевая идентификация, а сюжет отходит на задний план. Какое воспитание требуется от Вас? Необходимо объяснить роли ребенку.

Так Вы позволите ребенку прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. При таком воспитании необходимо объяснить ребенку, что у каждой роли есть свои обязанности или правила, так Вы увеличите привлекательность роли, и они станут чисто игровыми.

Важно

Вообще игра это критерий нормальности ребенка и для Вас целесообразно воспитывать и поощрять у ребенка эту деятельность. Вы тем самым воспитываете еще и эмоциональное развитие ребенка. Через игру Вы помогаете избавиться от страхов (см. «Психологическая помощь детям от 1-3 лет. Детские страхи.

»), порожденными травмирующими ситуациями (это могут быть ночные кошмары, страшные истории, долгое пребывание в больнице без родителя).

Поощряйте в ребенке возможность взятия на себя роли! Ведь главное, что в процессе такого воспитания ребенок получает в игре, -возможность взять на себя роль. Потому что в ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, разрешайте ему играть.

Источник: https://vashe-soznanie.ru/detskaya-psihologiya/pravilnoe-vospitanie-rebenka-ot-3-do-7-let-cherez-igru-psihologiya-igr-s-rebenkom.html

как развивается ребенок в игре

         Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, т.е. именно в игре ребёнок развивается всесторонне: осуществляется такое развитие как умственное, физическое, нравственное. Следовательно, организуя игру, мы способствуем разностороннему развитию и воспитанию своих детей.

         Игра – это особый вид деятельности, который расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Как именно развивается ребёнок в игре? Через игру дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, развивающие игры способствуют формированию и последующему развитию памяти, внимания, речи, мышления, воображения, также в играх дети осваивают элементарные, а затем и сложные движения.

Подвижные игры способствуют развитию координации движений, ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости, некоторые игры даже тренируют усидчивость. Кроме этого, ребёнок в игре проявляет весь свой жизненный потенциал, он выплёскивает всю свою энергию, применяет полученные знания на практике.

Через игру проще убедить ребёнка что-то сделать, например, сделать то, чего просто так ребёнок бы не выполнил. Например, дети, играя в школу, могут часами вырисовывать палочки и крючочки, если же посадить ребёнка просто, дав ему карандаш и заставив это делать, максимум его усидчивости хватит на несколько минут.

Или, другой пример, мы хотим научить ребёнка считать до пяти: можно тупо учить счёт, перекладывая предметы (на сколько хватит внимания вашего малыша?), а можно рассказать, что у любимой куклы сегодня день рождения, и она пригласила гостей, ну и дальше – сосчитать гостей (5), сосчитать, сколько для них нужно тарелок, сколько нужно ложек, вилок, чашек, блюдец и т.д. И так, зная хорошо своего ребёнка и его интересы, можно придумать и организовать любую игру.

         Игр существует громадное множество, и чтобы было легче разбираться в них, учёные придумали различные классификации, т.е. объединили их в определённые группы. Например, Ф.

Фребель все детские игры разделил на 3 группы: умственные игры (для развития памяти, внимания, мышления речи, воображения), сенсорные игры (для развития восприятия цвета, формы, размера и т.д.

) и, моторные игры (подвижные игры, для развития крупной и мелкой моторики, ориентации в пространстве, ловкости, быстроты, координации и т.д.).

         Мне ближе всего классификация детских игр, которую выделила Н.К.

Совет

Крупская, она все детские игры разделила на две большие группы:творческие игры и игры с правилами,к творческим играм она отнесла режиссерские игры, сюжетно-ролевые, театрализованные и строительные.

К играм с правилами — дидактические игры , которые в свою очередь делятся по содержанию и по материалу; подвижные игры, которые также как и дидактические делятся  по степени подвижности, по движениям, по предметам.

Каждый вид игры, его характеристику, примеры игр для каждого возрастного периода мы рассмотрим далее…

Источник: http://nashidetci.ru/vospitanie-rebenka-v-igre/

Как влияет игра на развитие ребенка?

Большую часть своего времени дети дошкольного и младшего школьного возраста проводят за различными играми. Родителям и другим взрослым может казаться, что игра не несет никакой смысловой нагрузки, а только развлекает детей. На самом деле эта часть жизни малышей нужна для правильного развития и оказывает существенное влияние на маленького человека.

Участие взрослых в детских играх

При воспитании детей очень важно оставить время для занятий, которые помогут ребенку в формировании творческих навыков, речи, улучшат его умственные и физические показатели. Чем младше ребенок, тем больше в развлечениях требуется участие мамы и папы. Они не только следят за игровым процессом, но и направляют малыша в нужное русло.

Родители становятся первыми партнерами малыша по играм. По мере взросления ребенка они все меньше принимают участие в его забавах, но могут оставаться сторонними наблюдателями, помогать и подсказывать по мере необходимости. Именно взрослые открывают малышу волшебный мир, благодаря которому он не только играет, но и развивается.

Читайте также:  Буква ч - воспитание и игры

Сферы влияния игр на развитие детей

Во время игры происходит психологическое, физическое и личностное развитие человека. Именно поэтому нельзя недооценивать значение игры в жизни ребенка.

Основные области, на которые оказывается влияние игрового процесса:

  • Сфера познания окружающего мира

Игра помогает малышу лучше ориентироваться в окружающем мире, узнать о назначении предметов и их свойствах. Еще не умея ходить, малыш знакомится с предметами – кидает мячик, трясет погремушкой, дергает за веревочку и прочее. Каждое новое знание об окружающем мире улучшает память, мышление и внимание.

Подвижные занятия помогают малышам освоить разные движения, благодаря которым они улучшают свои двигательные навыки. В результате активных занятий ребенок учится владеть телом, становится гибче и сильнее.

  • Улучшение коммуникации и речи

Играя в одиночку, малышу приходится исполнять несколько ролей одновременно и проговаривать свои действия. И если развитие речи в этом случае неоспоримо, то улучшение коммуникативных навыков возможно только в командной игре.

Во время соревнования с несколькими участниками каждый учится соблюдать определенные правила и вести диалог с другими детьми.

Взрослым порой трудно включиться в игру чада, так как во время развлечения оно наделяет предметы необычными свойствами, расширяет воображаемое пространство и смотрит на мир с детской непосредственностью.

И несмотря на то, что ребенок знает, что игра ведется не по-настоящему, он с увлечением лепит пирожки из мокрого песка, а потом кормит ими куклу.

  • Проявление эмоций и развитие моральных качеств

Благодаря игровым сюжетам малыш учится быть доброжелательным и сочувствующим, проявлять смелость и решительность, становится честнее. В игровой форме родители и ребенок могут дать выход эмоциям, беспокоящим малыша (страх, тревога) и вместе решить сложные проблемы.

Виды игр для развития

Педагоги советуют несколько видов занятий для развития речи, коммуникации, физического состояния ребенка:

  • сюжетно-ролевые;
  • разгадывание загадок и головоломок;
  • соревнования;
  • конструкторы;
  • драматизации.

Все вышеперечисленные виды игр влияют на формирование личностных качеств человека. Благодаря игровой активности родители видят, какие способности преобладают у дошкольника и могут принять решение о том, какой талант следует ему развивать.

Развитие положительных качеств помогут ребенку в дальнейшей жизни и раскроют его потенциал. Также не стоит забывать о том, что посредством игры взрослые остаются в мире ребенка и могут общаться с ним на равных.

Источник: https://mamaipapa.org/psihologiyaj/znachenie-igryi.html

Значение игры в воспитании и развитии ребенка

В этой статье:

  • Виды игр и их значение
  • Советы родителям

Все мы когда-то были детьми и с упоением носились по улице, играя в догонялки, прятки или казаки-разбойники, строили магазины и обустраивали дома, распределив роли дочек и матерей. Чудесное время без всяких хлопот, кредитов, ипотечных взносов, безработицы и прочих неприятных моментов взрослой жизни.

Но пришла пора, мы сами стали родителями и теперь, наблюдая за играми своего ребенка (или детей), можем задаться вопросом: насколько такая простая вещь, как игра, влияет на ребенка и какое место она занимает в его развитии?

Давайте вместе порассуждаем на эту тему, а конкретнее о том, каким образом развиваются наши дети во время игры, причем подробно остановимся на ребятах дошкольного возраста.

Обратите внимание

В наше время границы семьи и дома раздвигаются до самых широких пределов. Огромный поток информации льется на нас и наших детей отовсюду: средства массовой информации, различные образовательные учреждения, литература, искусство, развлечения, наука.

Нынешние дети разбираются в таких вещах, о которых еще 10-20 лет назад их сверстники и подумать не могли. Мы можем дать своим детям очень многое: от развивающих игрушек дома до поездок за границу в дальние страны.

Все это соответствующим образом влияет на кругозор ребенка, формирование его мировоззрения и, безусловно, сказывается на его развитии.

Имея возможность заниматься самой разной деятельностью, наблюдая за жизнью взрослых, ребенок вольно или невольно копирует их и примеряет на себя впитанные им знания и впечатления.

Виды игр и их значение

В дошкольном возрасте роль игр является первостепенной в развитии ребенка, поэтому их должно быть много. Те игры, что уже известны, дети дошкольного возраста с легкостью меняют, подстраивая правила под себя: усложняют или упрощают, привносят что-то своё, придумывают дополнения.

Игры бывают подвижные,дидактические, ролевые, конструктивные  (строительные), и все они направлены на развитие творческих способностей ребенка, физическое совершенствование, обучение общаться с окружающими и действовать сообща в коллективе, а также на формирование познавательных процессов и нравственное развитие. Сюда же можно отнести игры с музыкальными инструментами и игрушками, а также игры, имитирующие театр.

Ролевые игры начинаются в раннем возрасте и копируют нас с вами, взрослых людей. Известные педагоги, занимающиеся исследованием игровой деятельности ребенка, считают, что ролевые игры занимают главное место в деятельности ребенка дошкольного возраста. Дети наблюдают, повторяют за взрослыми поведение в семье, быту, на работе и в целом во взаимодействии с окружающей средой.

Таким образом дети готовят себя к будущей взрослой жизни. Сюжетов для ролевых игр вокруг полным-полно: детский сад (воспитатель и воспитанники), больница (врач и пациент), дочки-матери (родитель и ребенок) и так далее.

Подвижные игры сказываются прежде всего на физическом развитии ребенка.  Укрепляют здоровье, способствуют развитию координации движений, ловкости.

Такие игры любимы практически всеми малышами, у которых, как известно, внутри моторчик, требующий постоянного движения, беготни, прыжков и танцев.

Роль подвижных игр сложно переоценить – без них невозможно представить полноценное счастливое детство любого ребенка.

Дидактические игры развивают память, внимание, самым положительным образом сказываются на развитии наблюдательности и мышления ребенка дошкольного возраста. Сюда относятся лото, красочные карточки с картинками и буквами, детское домино, пазлы.

Строительные игры: пирамидки, кубики, конструкторы – направлены на развитие конструктивных способностей малыша. Они готовят детей к освоению ими трудовых навыков, развивают пространственное воображение и анализ-синтез (через умение собирать-разбирать).

Важно

Замечательно, если ваш ребенок будет проводить время, играя с музыкальными игрушками. Это могут быть металлофоны, колокольчики, детское пианино или гитара. Музыкальных предметов для детской игры огромное количество, и все они помогают малышу в развитии речи и слуха.

Играя в театр, который может быть пальчиковым, кукольным, настольным, дети получают возможность развить воображение, пополняют словарный запас, учатся взаимодействовать с окружающими и просто получают удовольствие от игры.

Советы родителям

Разумеется, при выборе игрушек родители должны руководствоваться определенными требованиями. В последние годы российский рынок заполонили дешевые игрушки китайского производства, на которые, как говорится, без слез не взглянешь.

Никаким эстетическим требованиям зеленые зайцы с кривыми носами и страшненькими глазами не соответствуют, а ведь это очень важно для формирования этетической личности ребенка. Кроме того, игрушка должна помогать в развитии и обязательно быть безопасной для здоровья.

К этим вопросам нужно отнестись очень ответственно.

Помимо того, что можно просто купить игрушку в магазине детских товаров, можно также приложить немного фантазии и сыграть свою роль в развитии ребенка.

Самое простое – поиграть на кухне. Пока мама готовит ужин для семьи, можно замечательно увлечь ребенка тем, что есть под рукой. К примеру, банальная яичная скорлупа (предварительно тщательно промытая) крошится на мелкие кусочки, а ребенок наклеивает их на пластилин или тонкий слой теста на бумаге, выкладывая узор, который потом можно раскрасить.

Кстати, о тесте. Лепить фигурки из него – сплошное удовольствие, а если приготовить соленое тесто и слепить из него фигурки, а затем высушить их в духовке – получатся прелестные статуэтки или панно.

Кроме того, крупы – это отличный материал для игр, как и сухие макароны. Изготовление браслетов, рисование по мелким крупам, создание красивых и необычных аппликаций – отличный способ развить мелкую моторику ребенка, а также его творческие способности и воображение.

Для детей дошкольного возраста очень важными являются подвижные игры, как уже упоминалось выше. Запаситесь мячами, скакалками, сбивайте кегли, поиграйте на улице в городки – можно позвать в игру и других детей. Устройте веселое соревнование по прыжкам. При этом обязательно нужно следить за безопасностью детей.

Совет

Нередки случаи, когда дети разбивают коленки или лицо, потому что слишком быстро бежали, или наносят друг другу травмы игрушками, мячом или палкой. Организуйте подвижные игры так, чтобы дети веселились, двигались, но не испытывали стресса, и чтобы игра не обернулась конфликтом.

Для ребенка дошкольного возраста очень важно, чтобы он умел играть разными игрушками. Не стоит категорично делить игрушки на «мальчуковые» и «девчачьи». Мальчик вполне может иметь дома пушистого мягкого зайца или забавного мишку, а девочка с удовольствием посадит своих кукол в грузовик и покатает их по комнате.

Таким образом, роль игры для ребенка дошкольного возраста имеет основополагающее значение. В процессе игры дети общаются, снимают стресс, учатся добиваться поставленных целей, взаимодействовать с коллективом и получают общее необходимое психическое и физическое развитие.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvivayushhij-dosug/igry/znachenie-igry-v-vospitanii-i-razvitii-rebenka.html

Игра развитии воспитании ребенка

Развитие ребенка

Влияние фантазии, игры, воспитания, обучения, общения на всестороннее развитие ребенка.

Варианты развития детей (перед школой) Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития. требующие большей или меньшей коррекционной работы.

Влияние конфликтов на развитие ребенка Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка.

Влияние образования на формирование личности Основная цель образования — передавать ценности господствующей культуры. Влияние семьи на становление личности Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Влияние фантазии на развитие детей и взрослых Фабула в игре составляет не случайный момент, а является душой игры, ее психическим средоточением.

Воспитание и потребность достижения У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Детская ложь В работе детского психоаналитика часто приходится работать с ложью ребёнка, определять в каких случаях он фантазирует, придумывает, а в каких — именно врёт. До и после трех Дошкольное, раннее развитие ребенка.

Хорошая подборка развивающих занятий, разбитых по направленности: ДУМАЕМ, ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, РЕЧЬ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ДВИГАЕМСЯ, ИЗО. Закаливание Закаливание не только тренирует теплоадаптационные системы организма ребенка, но и активизирует деятельность иммунной системы.

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка Игра полезна, если сформирована психологическая основа игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Игрушки Манеж — очень практичная и полезная вещь, особенно для занятой матери. Как помочь ребенку разговаривать Говорите ребенку, что вы делаете, когда ухаживаете за ним.

Раздевая его, называйте одежду, которую вы с него сняли, части тела. Когда купаете его, говорите, что вы намыливаете его или какой предмет хотите взять. Когда кормите ребенка, расскажите ему, из чего приготовлено блюдо, что он получит еще.

Коммуникативные факторы личностного развития ребенка Эмоциональные контакты со взрослым могут оказывать стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как говорит взрослый. Лепет ребенка Взрослея, ребенок обязательно издает звуки все большей и большей фонетической сложности.

Некоторые особенности развития речи ребенка из многодетной семьи Чем больше детей в семье, чем выше порядковый номер рождения малыша, чем меньше интервал между появлениями детей на свет, тем, как правило, ниже интеллект ребенка.

Овладение произвольной регуляцией речевой деятельности До самого дошкольного возраста сохраняется угнетение речи при виде нового человека, что обнаруживается в обеднении ее содержания. Освоение детьми принципов русской орфографии Понимание природы орфографии, ее свойств раскрывается через ее принципы, т. е. через основные положения ее теории.

Читайте также:  Признаки и свойства предметов - воспитание и игры

Первые преднамеренные звуки Примерно к полутора месяцам ребенок начинает реагировать, если вы улыбнетесь ему и заговорите с ним: он улыбнется, начнет сучить руками и ногами, будет в довольном настроении.

Построение воспитывающего диалога Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Развитие речи ребенка Развитие речи у детей в течение первых лет жизни проходит в несколько этапов.

Развитие речи у ребенка Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов. Ребенок обнаруживает, что у него есть руки Двухмесячный ребенок уже умеет управлять своими руками довольно свободно, лежа на спине он рано или поздно начнёт задевать погремушку, висящую поперёк.

Ребенок узнает вас В первые дни жизни ваш ребенок будет внимательно изучать любое лицо, любой предмет или даже рисунок, на котором изображено лицо. Правда, ребенок очень скоро начинает отличать настоящие лица от нарисованных. Ребенок учится управлять движениями рук Взять что-либо — очень сложная процедура.

Роль родителей в развитии ребенка Основные механизмы влияния родительской деятельности на становление личности ребенка. Сенсорные способности ребенка (до рождения) Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос.

Темпы адаптации Скорость адаптивных реакций у новорожденных чрезвычайно высока. Теория конвергенции В. Штерна Психическое развитие определяется конвергенцией (взаимодействием) внутреннего и внешнего фактора, однако при доминирующей роли фактора наследственности.

Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Умственное воспитание детей в игре В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Функции фантазии в игре детей Мы не потому играем, что мы дети, но для того дано нам детство, чтобы мы играли. Цели воспитания Создание положительных интересов и угашение нежелательных. Воспитание призвано формировать тех, кто будет творчески изменять и преобразовывать существующее наличное бытие. Поэтому воспитание в своих целях не может просто следовать тенденциям наличного бытия. Вместе с тем оно не может и не следовать им, поскольку они в основном определяют ближайшее будущее, в котором должны жить воспитуемые. Эмоциональное развитие детей в игре Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Этапы развития речи ребенка Подготовительный этап, этап возникновения, этап развития. Этапы формирования игровой деятельности детей По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, познавательная игра представляет собой предметно-игровую деятельность.

См. также

Игры детей

Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»

Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее.

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?

Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее.

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее.

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса

Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее. Читать далее.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли. Читать далее.

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Читать далее.

Если приснился плохой сон

Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Читать далее.

Популярные статьи из раздела «Праздники и подарки»

Популярные статьи сайта из раздела «Лечение за границей»

Операция по увеличению груди

Многие женщины предпочитают делать пластическую операцию по увеличению груди за рубежом. Мотивация понятна – оснащенность и профессионализм зарубежных хирургов значительно выше, а значит, и результат операции, как правило, оказывается более впечатляющим. читать полностью

Коррекция фигуры в зарубежных клиниках

Во все времена человек стремился выглядеть красиво. Современный мир предлагает могущественное средство в борьбе за эстетику и красоту тела – пластическую хирургию. Данное направление медицины получило особенно широкое развитие за рубежом. читать полностью

Лечение рака за рубежом

Утратив веру в современную медицину, с каждым годом все больше наших соотечественников выезжают для лечения рака за рубеж. Из стран СНГ каждый год для диагностики и лечения рака примерно 30 тыс. человек выезжают в Израиль, 20 тыс. – в Германию и примерно 10 тыс. – в Швейцарию. читать полностью

Пластические операции за рубежом

Услуги пластических хирургов в зарубежных клиниках не обязательно баснословно дорогие. Во многих случаях стоимость пластической хирургии за рубежом сопоставима с «отечественными» ценами; иногда цены в российских частных клиниках даже превышают зарубежные. читать полностью

Помощь в организации лечения за границей

Вы можете обратиться за бесплатной консультацией по всем вопросам, связанным с организацией лечения или родов в ведущих зарубежных клиниках.

Опытные специалисты помогут вам:

Организовать лечение за рубежом

Организовать роды за границей

Подобрать подходящую клинику

Рассчитать стоимость лечения

Получить медицинскую визу и т. д.

Итак, малышу исполнился годик, целый год, полный счастья, радостей и забот – позади.

Порой даже не верится, что еще недавно принесенный из роддома «теплый комочек», еле слышно кряхтящий, когда берешь его на руки – так вырос, так изменился и даже обрел свое мнение по поводу многих вещей.

Ранний возраст – это самое удивительное время, время открытий, роста, и окрыляющее быстрого развития малыша, наиболее сильной привязанности его – к маме, близким взрослым.

Обратите внимание

Психологи считают, что личность человека, базирующаяся на подсознании, формируется в первые три года его жизни. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет развитие основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы каркаса, на котором в более позднем возрасте будет нанизано все остальное.

Поэтому как никогда важно в этом возрасте осознать свою ответственность за жизнь и будущую судьбу маленького человечка, и постараться понять все своеобразие и особенности детства, научиться правильно воспитывать и общаться с малышом.

Ребенок — другой

Многие трудности и ошибки в воспитании детей идут из того, что многие родители не могут понять своего ребенка. Они считают, что ребенок – такой же как они, всего-навсего лишь маленький и несовершенный «взрослый».

То есть, просто он многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями, не знает грамоты, чтения, счета Они стремятся подстроить ребенка под «требования современности», нагнать недостающие знания, ни вооружаются разнообразными методиками обучения.

Сажая кроху перед телевизором или компьютером, они считают, что он осознает и понимает все происходящие на экране события. Но это – самообман.

Поскольку ребенок способен имитировать окружающих и общаться, имеет удивительную память на детали, родители также приходят к ложному заключению, будто он способен логически мыслить.

Самое важное в воспитании — любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь — самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
Джон Грэй.

В конце XIX века несколько гениальных психологов – Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский – открыли качественное своеобразие детства и принципиальные различия мировосприятия ребенка и взрослого.

Они вывели: у ребенка – совершенно другое мышление, качественно другое восприятие всего окружающего его. У него абсолютно отсутствуют сложившиеся стереотипы, представления – процесс их приобретения только зарождается.

Ребенок поглощен текущим моментом, он живет в настоящем времени, «здесь и сейчас».

Важно

Его эмоции – ситуативны: он может горько заплакать от того, что у него на виду лопнул воздушный шарик, и так же молниеносно успокоиться и засмеяться, если ему предложат другой. Он полноценно проживает каждый момент своей жизни, он погружен в него, и получает от этого удовольствие.

Ребенок от года до двух-трех лет — открыт ко всему новому. Его предпочтения быстро меняются, он не может долго заниматься каким либо одним делом.

Сознание крохи не направленно на будущее – он ничего не придвидит, и не опирается на опыт прошлого – даже на свой собственный опыт.

И мыслить для малыша – не значит – думать и вспоминать – а значит действовать здесь и сейчас. с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками.

Никакие абстрактные буквы и цифры ему не интересны и просто не нужны. Ребенок учится преимущественно и через подражание взрослому.

Источник развития малыша

Все новое входит в жизнь крохи постепенно, мелкими шажками. И конечно, главной опорой для малыша в его развитии – являемся мы, взрослые. А главным источником развития – предметная, игровая деятельность.


А еще игра – это универсальный способ обучения и воспитания ребенка.

Если Вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь, воображать – играйте с ним как можно больше! Игры приносят в мир ребенка – радость, интерес, уверенность в себе и своих силах.

Этот раздел нашего сайта посвящен развитию ребенка от 1 года до 3 лет — в игровой форме. Мы подскажем Вам как правильно подбирать материалы и игрушки для развития ребенка, как интересно выстроить развивающую игру, как развивать ребенка физически и что нужно знать о его здоровье, ведь без здоровья нет развития.

Итак в этом разделе Развитие ребенка от года до трех лет мы предлагаем:

1. Методику комплексного развития ребенка от 1 года до 3 лет:

2. Лучшие развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет

3. Лучшие развивающие игрушки для детей от 1 года до 3 лет

4. Развитие речи ребенка 1-3 лет

Источники: http://azps.ru/articles/kid/indexrz.html, http://www.detskiysad.ru/igra.html, http://u-sovenka.ru/Razvitie-1-3-goda/Razdel-o-razvitii-rebenka-s-1-do-3-let/1-3-176.html

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/igry-dlja-detej/igra-razvitii-vospitanii-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию