Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) — воспитание и игры

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности: симптомы и лечение СДВГ у детей и взрослых

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является минимальной мозговой дисфункцией. Это клинический синдром, проявляющийся импульсивностью, чрезмерной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания.

Существует 3 типа диагноза СДВГ: в одном из них преобладает гиперактивность, во втором присутствует лишь дефицит внимания, третий тип объединяет оба показателя.

Обратите внимание

Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание на чем-либо, они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня.

Они слишком подвижные, болтливые, суетливые, стремятся везде быть лидерами, часто драчливы, очень эмоциональные, нетерпеливые, любят фантазировать. Им тяжело усвоить правила и нормы поведения, они отвлекаются на любые звуки, в школе у таких детей часто отсутствует мотивация к учебе. В диалоге часто перебивают собеседника, навязывают свою тему, которая их интересует в данный момент.

Для какого возраста характерно заболевание

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания начинает проявляться с началом развития ребенка, но особо ярко он становится заметен у детей к 4-5 годам. Но диагноз официально ставится лишь к 7-8 годам, несмотря на то, что симптомы заболевания проявляются намного раньше.

Согласно проведенным исследованиям, в большинстве случаев недуг присущ мальчикам, чем девочкам, причем соотношение между пострадавшими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляет 4:1 в пользу первых. В младшем школьном возрасте недугом страдают около 30% учащихся, т.е. в каждом классе начальной школы 1-2 ученика – дети с СДВГ. Проходят какое-либо лечение всего лишь 20-25% больных.

Причины и факторы риска

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания может быть вызван следующими причинами:

  • патология развития лобных долей мозга и нарушение работы его подкорковых структур;
  • генетический фактор, — дети, чьи родственники имеют в анамнезе СДВГ, в 5 раз чаще страдают подобным нарушением;
  • перинатальная энцефалопатия – расстройство ЦНС у новорожденных, возникшее в результате поражения головного мозга внутриутробно или в период родовой деятельности матери;
  • недоношенность;
  • проблемная беременность (обвитие пуповиной, гипоксия мозга у плода, угроза выкидыша, стрессы, инфекции, прием запрещенных медикаментов, курение, алкоголизм);
  • стремительные, длительные, преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.

Частые конфликты в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку, физические наказания – факторы, способные завести механизм развития СДВГ.

Особенности СДВГ у взрослых

Для взрослых людей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, характерны такие симптомы и проявления:

  1. Несобранность, невнимательность. Жизнь людей с СДВГ напоминает хаос, они не могут справиться с делами и проблемами, им тяжело решить возникшие вопросы. Им трудно выполнять профессиональные обязанности, вовремя приходить на работу, они не способны оценить важность того или иного дела, не могут правильно расставить приоритеты. Часто такие пациенты имеют образование не выше среднего и небольшой заработок.
  2. Забывчивость. Это качество становится постоянным спутником жизни человека с синдром СДВГ. Люди забывают имена, номера телефонов, адреса, даты предстоящих событий, местонахождение в доме личных вещей, Им не следует доверять выполнение важных заданий, потому что велика вероятность, что человек что-либо забудет или сделает все по-своему.
  3. Импульсивность. Часто выражается неадекватным поведением. Люди с СДВГ перебивают собеседников, в сложных ситуациях часто поступают необдуманно, редко задумываются о последствиях своих действий. Их решения зачастую скоропалительны, потому что возникают под воздействием эмоций и сиюминутных желаний. Больные не редко становятся жертвами несчастных случаев.
  4. Частая смена настроения. У больных наблюдается резкий переход от горьких слез к безудержному хохоту, от бурной истерики к полному спокойствию. Возможна необоснованная ярость, сильный гнев, лютая злость.
  5. Заниженная самооценка, повышенная самокритичность. Взрослые представители с СДВГ не уверенны в себе, их часто мучают угрызения совести и сомнения. Часто у них неудачно складывается личная жизнь, отсутствуют профессиональные успехи.
  6. Отсутствие мотивации. Взрослые пациенты категорически отказываются совершать те или иные действия из-за того, что они искренне не понимают их надобности. Люди не желают ходить на работу, заботиться о чистоте жилища, опрятности своего внешнего вида.
  7. Излишнее беспокойство. Гиперактивные люди находятся в постоянном движении, всегда что-то делают, но их усилия безрезультатны, потому что, хватаясь за все, они не успевают сделать ничего.

Большой процент людей с диагнозом СДВГ становится наркоманами и алкоголиками, они ведут асоциальный образ жизни и часто становятся на преступный путь.

Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста

Первые признаки синдрома гиперактивности начинаются проявляться с грудничкового возраста в виде следующих симптомов:

  • частые движения руками и ногами;
  • хаотичность движений;
  • задержка развития речи;
  • неуклюжесть;
  • расторможенность, бесконтрольность в поведении;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • невозможность удерживать внимание на предмете;
  • частая смена настроения;
  • постоянная торопливость;
  • трудность в общении и налаживании контактов со сверстниками;
  • отсутствие страха.

Обучение в школе ребенка с СДВГ становится для него тяжелым бременем. В силу своей физиологии ученик не может спокойно сидеть на месте, на уроке отвлекается сам и мешает другим, не может концентрировать свое внимание, его мало интересуют школьные предметы, во время урока он может ходить по классу или отпрашивается под видом «выйти в туалет», а сам гуляет по школьным просторам.

Диагностика заболевания

Основным диагностическим методом для ребенка-дошкольника с целью выявления СДВГ является наблюдение за его поведением в привычной для него среде: в группе детсада, на прогулке, при общении с друзьями, воспитателями, родителями.

Для постановки диагноза СДВГ производится оценка внимания, активности, мышления и прочих процессов, для чего у детей старше 6 лет применяется оценочная поведенческая шкала.

Проблемой должен заниматься детский психиатр. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей и анамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога, внутрисемейную обстановку. У ребенка на протяжении полугода должны проявляться минимум 6 симптомов из нижеперечисленных:

  • ошибается по невнимательности;
  • не слушает и не слышит собеседника;
  • избегает задач, требующих умственных усилий;
  • теряет личные вещи;
  • отвлекается на любые шумы;
  • беспокойно играет;
  • перебивает разговаривающих с ним;
  • слишком много говорит;
  • ерзает и раскачивается на стуле;
  • встает тогда, когда это запрещено;
  • устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
  • хочет быть первым во всем;
  • совершает бездумные поступки;
  • не может дождаться своей очереди.

При диагностике СДВГ у взрослых врач-невролог собирает данные о возможной симптоматике заболевания и назначает исследования: психологическое и образовательное тестирование, МРТ, электрокардиографию, компьютерную томографию. Необходим сбор симптомов заболевания.

Лечение и необходимый комплекс мер для коррекции

Не стоит ожидать полного избавления от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но существует множество средств и методов, способных снизить тяжелую симптоматику. Лечение СДВГ включает в себя медикаментозное лечение, диету, психотерапию, коррекцию поведения и прочие методы.

Препараты, обладающие воздействием на концентрацию внимания и снижающие импульсивность и гиперактивность при СДВГ: Метилфенидат, Кортексин, Пантогам, Церебролизин, Пирацетам, Фенибут, Декседрин. Время их воздействия составляет до 10 часов.

Детям до 6 лет принимать эти препараты следует с особой осторожностью, потому что в раннем возрасте высок риск развития аллергореакций, бессонницы, тахикардии, снижения аппетита, формирования зависимости от лекарств.

Рекомендуется использовать специальную диету с ограничением приема некоторых продуктов. Диета разрабатывается врачом индивидуально для каждого пациента.

Огромную пользу принесет массаж головы и шейно-воротниковой зоны, физиопроцедуры, психотерапия, лечебная физкультура, употребление настоев лекарственных трав (кора сосны, мята, женьшень, зверобой).

Родителям детей с СДВГ рекомендуется следующие методики коррекции и улучшения состояния своего чада:

  1. Развивать у любимого чада самоконтроль и ответственность. Необходимо поручить ребенку выполнять не сложныедомашние обязанности: выносить мусор, ходить в магазин за хлебом, мыть обувь, поливать цветы. В специальном дневничке можно отмечать детские успехи за день и назначать за них соответствующее вознаграждение.
  2. Строго соблюдать распорядок дня. Необходимо приучать ребенка вставать, гулять, кушать, заниматься делами и ложиться спать в одно и то же время. Запрещено долго находиться перед телевизионным и компьютерным экранами, это усиливает перевозбуждение.
  3. Установить рамки поведения. Ребенок должен раз и навсегда усвоить, что можно делать, а что нельзя. Дети с СВДГ должны научиться самостоятельно справляться с проблемами и трудностями, присущими их возрасту. Причем требования к таким детям не должны быть ниже, чем к здоровым сверстникам. Ни в коем случае нельзя относиться к ребенку как к больному.
  4. Развивать интерес к занятиям. Ребенку важно ощущать себя успешным и умелым, уверенным в себе. Если любимому чаду с трудом даются школьные знания, то не следует требовать от него высокой успеваемости по всем предметам. Лучше, чтоб хорошие оценки ребенок получал лишь по основным из них.
  5. Необходимо дать возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию. В помощь детям длительные прогулки и физические упражнения, плавание и активные игры на свежем воздухе.

Коррекционный процесс в семье

Семья должна участвовать в коррекционном процессе при симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания:

  • ребенка необходимо хвалить при любом удобном случае, ему важно быть успешным;
  • в семье должна присутствовать система вознаграждений за каждый хороший поступок;
  • требования к ребенку должны быть посильными для его возраста;
  • исключить родительскую придирчивость;
  • важно совместное семейное времяпровождение;
  • скопление людей способствует вспышкам гиперактивности у ребенка;
  • недопустимо переутомление ребенка, унижение, злость и грубость в его адрес;
  • не оставлять без внимания детские просьбы;
  • запрещено сравнивать малыша с ровесниками, выделяя его недостатки;
  • необходимо четко соблюдать рекомендации лечащего врача.

Превентивные меры

Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!

Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделирование успешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.

Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройти курс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать как можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.

Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.

Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/sdvg.html

Синдром дефицита внимания: Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность (СДВГ)

Симптомы Гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.

Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

Важно

СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Немного истории

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

Причины развития СДВГ

Неблагоприятные факторы течения беременности: Гипоксия плода. Угроза прерывания беременности. Стрессы во время беременности. Неправильное питание во время беременности. Курение, даже пассивное. Алкоголь.

Неблагоприятные факторы в родах:

Затяжные роды. Стремительные роды. Стимуляция родовой деятельности. Недоношенность (роды до 38 недель беременности).

Иные факторы:

Наличие у ребенка неврологических заболеваний. Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями. Излишняя строгость в отношении ребенка.

Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка. Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания: Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Как проявляется гиперактивность

Читайте также:  Игра для развития речи - воспитание и игры

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года.

В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен.

Совет

В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться.

В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны.

Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости» (в норме дети «моторную неловкость» перерастают к 3-4 годам).

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

Обратите внимание

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам.

Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями.

Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности: Беспокойные движения руками и ногами. Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится. В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит. Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно. Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься. Постоянно находится в движении. Чересчур болтлив. Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца. Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом. Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор. Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности. Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания. При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.

Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка. Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность. Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание. Ребенок часто теряет свои вещи.

Легко отвлекается на внешние раздражители. Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях. Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание.

Важно

Дифференцировку диагноза проводит только врач. До 4 лет ребёнка наблюдает Невролог — ставится предварительный диагноз СДВГ. В 3 года Невролог направляет ребёнка на ЭлектроЭнцефалограмму Головного мозга (ЭЭГ), по результату которого ставится (или опровергается) уже окончательный диагноз СДВГ. С 4 лет дополнительно ребёнка наблюдает Психиатр.

Лечение СДВГ

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать.

Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом.

Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

Релаксация

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Поведенческая коррекция

Совет

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ.

Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей.

Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Медикаментозная терапия

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

Рекомендации для родителей

Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».

Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).

Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.

Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.

Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.

Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.

Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.

Обратите внимание

Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!

Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.

Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.

Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.

Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.

Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.

Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.

Ограничите потребление ребёнком рафинированного сахара и сахар содержащих продуктов, а лучше уберите рафинированный сахар вовсе, — рафинированный сахар усиливает перевозбуждение у гиперактивного ребёнка, а при не дополучении сахара, из-за привыкания, вызывает ломку схожую с наркотической. Замените сахар мёдом, но ограниченно, 1-2 ч. л. в сутки. Сладости можно заменить сухофруктами и сладкими свежими фруктами.

Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.

Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.

Рекомендации для педагогов

Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.

Важно

Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.

Расписание занятий должно быть постоянным.

В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.

К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.

Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.

Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.

Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.

Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.

Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.

Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.

Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.

Источник: http: //zdravotvet.ru/simptomy-giperaktivnosti-u-rebenka-korrekciya-rekomendacii-dlya-vzroslyx/

По теме:

http://www.baby.ru/blogs/post/89229772-32216313/

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/519759023-32216313/

Гиперактивный ребенок: укрощение строптивого

В современной медицине для многих явлений уже придуманы соответствующие диагнозы. Формальное определение есть и у тех ребятишек, чья суетливость, неусидчивость, невнимательность и чрезмерная эмоцинальность никому не дают покоя.

Читайте также:  Гусеница из цветного картона - воспитание и игры

А именно — подобных непосед называют детьми с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). А в простой речи — гиперактивными детьми.

Совет

Каков он — гиперактивный ребенок? И как именно влияет гиперактивность на его жизнь и здоровье?

По статистике около 7% детей во всем мире «страдают» от дефицита внимания и гиперактивности. Хотя, кто при этом страдает сильнее — сами дети или их родители — еще большой вопрос…

Взрослые доказали: СДВГ у детей — это диагноз

Долгое время синдром дефицита внимания и гиперактивность (сокращенно СДВиГ, но чаще всего — СДВГ) не считались медицинскими диагнозами, а рассматривались исключительно как поведенческая особенность некоторых детей, корректировать которую можно исключительно педагогическими методами.

С середины 1970-х годов подход к СДВГ изменился — многочисленные исследования показали, что в природе возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребятишек лежат генетические и физиологические причины — а значит, и сам синдром имеет прямое отношение не только к педагогике и психологии, но и к медицине в целом.

Среди основных причин возникновения СДВГ у детей особенно выделяют следующие обстоятельства:

  • Нехватка в организме ребенка определенных гормонов;
  • Перенесенные травмы и инфекционные заболевания;
  • Хронические заболевания матери во время беременности;
  • Любые заболевания у младенца, сопровождающиеся высокой температурой и нарушением работы мозга и/или нервной системы.

В среднем около 3-7% всех детей во всем мире живут с синдромом дефицита внимания и диагнозом гиперактивность. Причем мальчиков среди них в 2-4 раза больше, чем девочек.

Несмотря на то, что в наше время существуют уже не только психолого-педагогические методы воздействия на СДВГ, но и медико-фармакологические, до сих пор детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, поддающимся лишь некоторой коррекции в старшем возрасте.

Среди взрослых существует немало людей, вполне соответствующих описанию больных СДВГ, однако в силу относительной «юности» этого недуга, редко кого из этих взрослых называют гиперактивными. Чаще всего их причисляют к «породе» резких, взбалмошных, эксцентричных, импульсивных людей «со странностями»…

Симптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей

Поскольку детская гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ) является официально признанным заболеванием, стало быть для его определения существуют и некие конкретные симптомы. Среди них:

  • Ребенок не может усидеть на месте и нескольких минут, проявляя постоянную бесцельную двигательную активность;
  • Время от времени ребенок ведет себя неадекватно (например: может встать во время урока и начать расхаживать по классу, может неожиданно закричать или громко засмеяться и т.п.);
  • Ребенок постоянно задает сотни вопросов, но почти никогда не дожидается ответов и никогда не запоминает их;
  • Ребенок почти не способен сосредоточиться на каком-либо деле или занятии;
  • Однако если малыш чем-то увлекся и чем-то занят — его крайне трудно отвлечь от этого занятия;
  • Ребенок очень импульсивен (то есть все свои действия совершает не раздумывая);
  • Ребенок плохо воспринимает обращенную у нему речь;
  • В повседневных делах малыш проявляет крайнюю забывчивость и рассеянность;
  • Ребенок «любит» ломать предметы (и при этом часто делает вид, что не он это сделал);
  • Малыш очень беспокойно ведет себя во время сна — ворочается, сбрасывает одеяло, постоянно меняет позы;
  • Ребенок не слушает собеседника, но сам при этом болтает без умолку;
  • Ребенок не способен ждать (своей очереди в игре, или ответа на свой вопрос, или начала какого-то действия и т.п.).

По большому счету, наиболее важные и главные симптомы СДВГ — их всего три — как раз «зашиты» в само название диагноза:

  • 1 Дефицит внимания (ребенок не способен сосредоточиться на выполнении даже простых задач);
  • 2 Гиперактивность (малыш не просто непоседа, а буквально «шило в одном месте»);
  • 3 Импульсивность (ребенок почти всегда поступает необдуманно и никогда не способен объяснить, почему он совершил тот или иной поступок).

Чаще всего симптомы гиперактивности проявляются у детей в возрасте уже 2-3 лет. И считается, что если до 3-3,5 лет ребенок не проявил никаких признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности, то уже и не проявит в будущем.

Однако наиболее ярко и очевидно симптомы СДВГ проявляются в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Поэтому в большинстве стран синдром дефицита внимания и гиперактивность как официальный медицинский диагноз не ставится детям младше 6 лет.

Сдвг или просто дерзкий норов? как отличить непоседливость и взрывной характер от реальной болезни

Даже если ребенок обладает несносным, неусидчивым и взрывным характером (он эмоциональный, неуправляемый, непослушный, драчливый и т.

п), но это не мешает ему развиваться в рамках нормы и становиться полноценным членом общества (то есть он способен общаться со сверстниками, вступать в дружеские отношения и т.п.

), то эта гиперактивность не имеет никакого отношения к медицинскому диагнозу СДВГ.

По-житейски строптивых и неусидчивых детей вокруг немало, но только лишь единицы из них реально являются гиперактивными детьми с медицинской точки зрения.

Даже если ваш ребенок из категории, про которых говорят «у него шило в одном месте» — это еще не повод приписывать ему диагноз «гиперактивность». Если он общительный и контактный, если даже худо-бедно, но общается с другими ребятами — он однозначно далек от медицинского недуга СДВГ. Он просто шумный, шустрый и «сложный» ребенок — но не более того.

В тех же случаях, когда гиперактивность действительно является болезнью ребенка, то без постоянной помощи со стороны родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.

), малыш попросту не может быть членом коллектива — он неадекватно реагирует на попытки общения с ним, он не понимает просьб и требований, он зачастую не просто конфликтен, но и агрессивен по отношению к сверстникам, он не способен учиться и т.д.

Однако даже при супер-подробном наблюдении за гиперактивным ребенком, не специалист вряд ли сможет точно определить — этот малыш просто с «крутым» характером, или он действительно болен СДВГ.

Более-менее однозначный «вердикт» о наличии гиперактивности в праве выносить только детские психиатры или детские психологи. И только детям старше 6 лет.

Самый простой способ отличить гиперактивность как диагноз и заболевание от «гиперактивности натуры» — проанализировать, как себя ведет ребенок в разных ситуациях.

Крайне часто дети ведут себя дома так, словно «гиперактивность — их второе имя»: слишком активны и эмоциональны, непослушны и истеричны. И даже демонстрируют все признаки СДВГ. Но по оценкам, например, воспитателей детского сада или няни — ребенок просто золотой.

Обратите внимание

Такая разница поведения — это своего рода сигнал для вас: возможно, вам следует немного скорректировать свое собственное поведение в отношении этого ребенка. Дело в том, что гиперактивность — если речь идет именно о заболевании — не может проявляться где-то в одном месте и в одно время, и при этом не проявляться в других.

Если гиперактивность ребенка является не просто отражением его личности и характера, а именно признаком болезни — он будет в любых условиях вести себя одинаково: в любом месте, в любой компании, при любых обстоятельствах малыш будет демонстрировать симптомы СДВГ. 

Но если поведение ребенка кардинально разнится в зависимости от тех или иных обстоятельств — ни о каком диагнозе речи быть не может. Он просто — взбалмошный непоседа, который точно знает, кому именно из взрослых он может «сесть на голову».

Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей

К настоящему моменту медицина «перепробовала» и активно практикует довольно широкий спектр методов лечения СДВГ у детей. Пожалуй, самый радикальный и спорный из них — медикаментозный, с применением психостимуляторов (такой метод лечения наиболее распространен в США) или ноотропных препаратов и антидепрессантов (этот способ практикуется в странах СНГ).

Однако, в последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:

  • Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
  • Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
  • Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
  • Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).

Некоторые рекомендации в рамках семейной терапии: правила воспитания гиперактивного ребенка

  • 1 В доме, где живет гиперактивный ребенок, порядок и безопасность должны поддерживаться почти фанатически. И обычные-то детки время от времени что-то ломают в доме, обо что-то постоянно ударяются, умудряются проглотить всевозможные несъедобные вещи, хватаются за опасные и острые предметы и т.п. А дети с СДВГ делают все то же самое, но втрое чаще. Поэтому элементарные правила безопасности должны соблюдаться неукоснительно — не оставляйте в одной комнате включенный утюг и гиперактивного ребенка, убирайте ножи и вилки со столов после обеда, закрывайте окна и балкон, если оставляете малыша в комнате одного на время и т.п.

Один гиперактивный ребенок создает вокруг себя столько же суеты и шума, сколько десяток более-менее обычных ребят… Поэтому вопрос безопасности стоит перед родителями детей с СДВГ наиболее остро.

  • 2 При любом обращении к гиперактивному ребенку прежде всего установите с ним контакт. Мало малыша просто окликнуть и поставить перед ним какую-либо задачу, важно удостовериться, что ребенок вас слышит и понимает. Позовите его по имени, дотроньтесь, поверните к себе лицом и посмотрите ему в глаза (но всегда — без агрессии и недовольства!). Уберите из поля его внимания лишние отвлекающие объекты — игрушки, телевизор, других собеседников и т.д. И только после того, как вы убедитесь, что ребенок (пусть на короткое время) переключил свое внимание на вас — говорите ему то, что собирались.
  • 3 Любые правила поведения должны быть постоянными и не иметь исключений. Например, если в доме заведено убирать за собой посуду в раковину после еды — это нужно делать всегда, независимо от того, торопитесь ли вы или ребенок отказался доедать. Так или иначе — если вы просите его выполнять какие-то простые регулярные задачи, вы должны строго контролировать, чтобы они выполнялись не от случая к случаю, а постоянно. Любые, даже самые пустяковые, правила, установленные в вашей семье, должны выполняться ребенком всегда: и сегодня, и завтра и через год. Осознать эту необходимость гиперактивный ребенок, увы, не может, но своим контролем вы просто можете добиться от него своего рода привычки выполнения этих правил.

Особенно неукоснительно и строго следите за соблюдением запретов: если малышу говорят, что нельзя трогать электрические розетки, он должен понимать — что и сейчас нельзя, и через день нельзя, и вообще всегда — нельзя. 

Ребенок с СДВГ излишне импульсивен, чтобы внять вашим правилам с первого раза, вы должны день изо дня мягко, но настойчиво вырабатывать в нем привычку следовать определенным правилам. И не потому, что это облегчит жизнь вам, а потому, что это упорядочит его собственное существование.

  • 4 Семья с гиперактивным ребенком должна жить по режиму. Причем исполняться этот режим должен всеми и независимо от того — будни это, выходные или время летних каникул. Если вы приучаете ребенка вставать в школу по утрам строго не позднее 7 часов — делайте это каждый день! Обеды, прогулки, занятия, игры и т.п. — максимально вписывайте жизнь ребенка в график. Возможно, это правило вам покажется чрезмерно строгим, но в будущем именно привычка жить по режиму очень эффективно помогает гиперактивным детям нормально учиться и адаптироваться в обществе.
  • 5 Каждый раз, когда ваш гиперактивный «сложный» ребенок делает что-то правильно — щедро хвалите его. Дайте ему понять, что вы всегда рады и горды его даже самым пустяковым успехам и т.д. Гиперактивные дети очень чувствительны к эмоциям, направленным в их адрес — ваша задача состоит в том, чтобы поток этих эмоций был в основном положительный. Любой результат, достигнутый вашим ребенком, должен получить с вашей стороны максимальную поддержку и одобрение.
  • 6 Гиперактивный ребенок — это практически «вечный двигатель» в действии: не сидит ни минутки, демонстрируя постоянный переизбыток энергии. Утихомирить этот ураган невозможно, единственное, что вам по плечу — создать ребенку такие условия, при которых он мог бы активно тратить свою энергию: побольше гуляйте с ним перед сном, занимайтесь с ребенком энергичными играми и спортом и т.п.
Читайте также:  Игра на развитие памяти и внимания - воспитание и игры

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор.

И при достаточном терпении, участии и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни.

И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители, в тот период, пока ваши гиперактивные детки еще только стартуют во взрослую жизнь…

Источник: http://www.woman.ru/kids/healthy/article/149876/

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — миф или болезнь

Услышав от врача фразу — «У вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности», большинство родителей впадают в панику и срочно начинают искать опытных специалистов, которые избавили бы их чадо от неприятного недуга.

Но многие взрослые вообще считают, что такого заболевания не существует и поэтому не стоит тратить время на походы по врачам и выполнение рекомендаций.

Чья же позиция является верной? Насколько серьезным является поставленный диагноз и можно ли научиться с ним жить? Попробуем разобраться с эти списком сложных и актуальных вопросов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — что это такое?

В последние годы в мировой детской психологии становится все более популярным упоминать СДВГ при любых отклонениях в поведении ребенка.

Часто даже сами родители, не посетив специалистов, ставят диагноз своему непоседливому крохе и списывают на него все проблемы в воспитании ребенка. А потом такие малыши приходят в первый класс и впервые сталкиваются  со строгостью и требовательностью со стороны педагогов.

Естественной реакцией становится возмущение, причем родители тоже активно возмущаются и доказывают, что их ребенок болен и требует к себе особого отношения. К сожалению, такие случаи в образовательных учреждениях встречаются все чаще.

Со стороны складывается впечатление, что родители следуют некоторой моде на заболевания и даже не пытаются разобраться с самой проблемой неправильного поведения ребенка.

Подобная тенденция поставила само существования СДВГ под большой вопрос. К данному заболеванию многие врачи и психотерапевты относятся с большой долей скепсиса. Но на самом деле синдром дефицита внимания и гиперактивности существует. Вот только страдают им около 3-7% всех младших школьников.

Из этих цифр можно сделать вывод, что большинство родителей, которые обращаются к специалистам с поведенческими отклонениями детей, имеют просто невоспитанных и излишне избалованных отпрысков, не желающих усваивать правила поведения в социуме.

Эта проблема решаема, а вот СДВГ требует пристального внимания.

Важно

С медицинской точки зрения синдром дефицита внимания и гиперактивности является расстройством работы центральной нервной системы, а именно лобной коры головного мозга. Именно она отвечает за концентрацию внимания, память и умение контролировать свои эмоции.

Хотелось бы уточнить, что СДВГ — это не приговор. При своевременном лечении и терапии вы можете обеспечить своему ребенку практически нормальную и счастливую жизнь. Главное, вовремя диагностировать заболевание и начать лечение. Но давайте обо всем по порядку.

Классификация синдрома дефицита внимания

В медицине выявлено несколько видов данного заболевания, между собой они имеют незначительные различия в симптоматике. Но при лечении такие мелочи играют существенную и значимую роль. Чаще всего встречаются следующие виды:

  1. Синдром дефицита внимания

Данное заболевание характеризуется рассеянностью и невнимательностью. Ребенку сложно сосредоточиться, запомнить текст или правила поведения в коллективе. Такие дети, к примеру, плохо ориентируются в квартире и даже в школьном возрасте испытывают трудности с ориентацией на местности.

Данный тип заболевания не сопровождается неусидчивостью и излишней активностью.

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это наиболее часто встречающийся вид заболевания. Первыми на него обратили внимание американские ученые, в восьмидесятые годы они начали изучать непоседливых детей и сумели выявить симптоматику СДВГ. Сейчас их исследования берутся за основу всеми остальными специалистами в области психиатрии и детской психологии.

  1. Синдром гиперактивности без дефицита внимания

При данном виде заболевания ребенок непоседлив и неусидчив, он и минуты не может провести спокойно на одном месте. Но параллельно с этим он не испытывает проблем с обучением и запоминанием. Это самый редкий вид поведенческого расстройства данного типа.

Так как чаще всего встречается второй вид из вышеописанных синдромов расстройства центральной нервной системы, мы будем говорить именно о нем.

Симптомы дефицита внимания и гиперактивности

Родителям необходимо знать, что до 5-6 лет им не стоит беспокоиться о проявлениях СДВГ. До этого возраста дети являются крайне активными и подвижными, им трудно усидеть на месте и долго заниматься одним делом.

Подобное поведение вполне нормально для любознательных малышей. Даже, если ребенок и страдает СДВГ, это не будет заметно до начала обучения. Вот с этого мгновения родителям стоит быть очень внимательными, чтобы заметить симптоматику поведенческого расстройства.

Ее можно представить следующим образом:

  • ребенок постоянно крутится и отвлекается на абсолютно все раздражители (его надолго может вывести из рабочего настроя пролетающая мимо муха);
  • никак не может сосредоточиться на чем-либо более пяти минут;
  • не запоминает последовательность выполнения заданий;
  • не может менять вид деятельности (его это раздражает и ставит в тупик);
  • малыш не запоминает правила этикета и нормы поведения в обществе;
  • он постоянно забывает, где оставил свои вещи;
  • ребенок передвигается практически бегом, он не сидит на стуле более пяти минут;
  • дети с СДВГ импульсивны и е могут совладать со своими эмоциями — если они чего-то хотят, то будут добиваться получения желаемого немедленно истериками и криками в том числе;
  • детишки с синдромом дефицита внимания и гиперактивности много и громко говорят, они перебивают собеседника и никогда не дослушивают фразы до конца;
  • дети, страдающие СДВГ, не приобретают опыт и не учатся на своих собственных ошибках;
  • в последние годы психологи заметили, что симптомы СДВГ проявляются в зеркальном отображении букв (хотя это свойственно еще левшам и амбидекстерам);
  • ребенок забывает только что прочитанный текст и не может найти строчку, если его отвлекли от написания букв;
  • малыш часто витает в своих мыслях, он будто перемещается куда-то и полностью отключается от текущих дел;
  • страдает провалами в памяти, может забыть даже то, что делал несколько часов назад.

В подростковом возрасте к этому добавляется излишняя раздражительность и обидчивость. Но в случае, когда лечение начинается в младшем школьном возрасте, к подростковому периоду ребенок становится более внимательным и аккуратным. Симптоматика становится менее яркой, и он может вполне успешно закончить учебное заведение.

Не стоит беспокоиться, если вы определили у своего ребенка два или три симптома из вышеперечисленных, но вот пять совпадений уже являются поводом для обращения к специалистам.

Причины возникновения СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности не является следствием неправильного родительского воспитания. Родителям необходимо понять, что их малыш болен и выяснить причину возникновения данного заболевания. Медики выделяют из общей массы причин, которые могут вызвать СДВГ, несколько основных групп. Их мы сейчас и рассмотрим:

Родители должны знать, что дети весьма чувствительны и замечают все, что происходит в семье. Поэтому, если ребенок пережил развод родителей или другие серьезные эмоциональные потрясения, это может послужить толчком к развитию СДВГ.

В некоторых случаях причиной нарушения работы центральной нервной системы является прием сильнодействующих препаратов в раннем возрасте. До года дети очень чувствительны к различным химическим компонентам и инфекционным заболеваниям, они могут спровоцировать возникновение СДВГ.

Травмы или ушибы головы вызывают серьезные сбои в работе головного мозга и являются причиной СДВГ.

  1. Воздействие на ребенка вредных химических веществ

За последние годы выросло количество некачественных детских игрушек, в них прослеживается повышенная концентрация свинца и формальдегидов. При частом контакте с такими игрушками малыш накапливает эти отравляющие вещества в организме, которые в свою очередь наносят его здоровью непоправимый вред.

Не стоит кормить ребенка острыми блюдами или пищей с большим содержанием усилителей вкуса и добавок. Они по мере накопления вмешиваются в работу мозга и вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Совет

Данный фактор играет существенную роль в развитии СДВГ. Медики доказали, что 15%  от всех страдающих заболеванием детей получили его от родителей в наследство. Поэтому стоит оберегать своего ребенка от излишних тревог и волнений, если еще кто-то из членов семьи страдает СДВГ.

Имейте в виду, что не каждый из малышей, имеющих предрасположенность к заболеванию, будет им страдать. Во многих случаях решающую роль играет именно совокупность внешних факторов, воздействующих на нервную систему ребенка.

Лечение СДВГ

Учтите, что полностью вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности невозможно. Но родители должны свести к минимуму все проявления заболевания, чтобы ребенок смог в дальнейшем успешно выстраивать свою взрослую и самостоятельную жизнь.

Медики считают, что скорректировать СДВГ можно только путем комплексных мер. Вам придется совмещать два вида лечения:

В первую очередь медики должны купировать рассеянность и невнимательность, поэтому они назначают ребенку психостимуляторы. Они одновременно успокаивают малыша и помогают активировать работу мозга. В итоге у ребенка улучшается память, он становится более усидчивым, что сразу же в положительную сторону сказывается на успеваемости в школе (если мы говорим о школьнике).

Параллельно врач может назначить ребенку ноотропы, они способствуют нормализации поведения. Ребенку становится легче сдерживать свои эмоции, он лучше чувствует себя в социуме и становится более уверенным в общении со сверстниками.

В качестве дополнения стоит давать ребенку поливитаминные комплексы, которые будут стимулировать иммунную систему и препятствовать развитию СДВГ. Учтите, что с момента постановки диагноза вам придется постоянно наблюдаться у врача, ведь в момент взросления симптомы могут вновь проявиться и вам нужно будет возвратиться к медикаментозному лечению.

Помимо лечения препаратами ребенка нужно показать профессиональному психологу, который уже работал с данным заболеванием. Он должен скорректировать поведение вашего чада и помочь вам рекомендациями.

Обычно психолог работает и с детьми и со взрослыми. В процессе занятий дети готовятся воспринимать себя как абсолютно нормальных людей и учатся контактировать с окружающим миром.

Обратите внимание

Постепенно специалист доносит до них самые важные нюансы успешного общения, и вводит детей в коллектив сверстников.

В итоге малыш должен быстро адаптироваться и, наконец, перестанет ощущать себя плохим и неправильным.

Родителям тоже приходится нелегко с детишками, страдающими СДВГ. Им нужно ежедневно преодолевать усталость, раздражение и справляться с чувством вины. Ведь большинство родителей все же винят себя в проблемах ребенка.

Психолог направляет мысли и чувства взрослых в нужное русло и учит общаться со своим необычным чадом.

Хотелось бы заметить, что без помощи специалиста невозможно успешно скорректировать синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Рекомендации родителям детей, страдающих СДВГ

Психологи советуют родителям как можно чаще хвалить своих детишек. Ведь большинство взрослых акцентируют внимание на неудачах своего ребенка, а ему необходима похвала. Постарайтесь замечать каждый положительный сдвиг в поведении малыша, хвалите и поощряйте его. А вот плохие поступки и неудачи упоминайте вскользь, ободряя и вдохновляя ребенка на будущие победы над собой.

Если у вашего ребенка обнаружен синдром дефицита внимания и гиперактивности, то необходимо соблюдать строгий распорядок дня. Это позволит малышу постоянно сверять свои действия с распорядком и быстро перестраиваться на новое дело.

К тому же данная привычка пригодится ребенку в будущем, когда он сам будет планировать свое время. Вещи в комнате ребенка должны всегда лежать на своих местах. Это связано с симптоматикой СДВГ.

Малыши постоянно все забывают, поэтому беспорядок существенно осложняет им жизнь.

Важно

Для взаимодействия с ребенком установите систему поощрений и наказаний. Ребенок должен четко понимать, что последует за его непослушанием.

Самым приемлемым наказанием для подобных детей является нахождение в комнате в одиночестве. Но не стоит оставлять ребенка в таком состоянии дольше двадцати минут. Это может вызвать панику и истерику.

А вы ведь добиваетесь совсем другого результата, не так ли?

Не стоит водить ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в места большого скопления людей. Здесь вашему ребенку будет неуютно, и он может начать капризничать и плакать.

Дети с СДВГ не лучше и не хуже остальных ребятишек. Они просто особенные, поэтому и требуют к себе повышенного внимания. Но если вы сумеете подобрать подход к своему ребенку, то со временем научитесь жить и справляться с симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Автор Ольга Пашута

Читайте на нашем сайте «Как развивать память ребенку дошкольнику»

В этом видео: Советы детского психолога родителям гиперактивных детей

Источник: https://maminsayt.ru/detskaya-psihologiya/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-mif-ili-bolezn.html

Ссылка на основную публикацию