Уроки рисования для детей. часть 2 — воспитание и игры

Рисование с ребенком 1,5-2 лет

Начинать рисовать с маленькими детьми лучше всего восковыми мелками, гуашевыми красками. Начните с мелков. Они оставляют на бумаге яркий след, легко смываются с рук, правда быстро ломаются, но это не страшно.

При знакомстве с красками покажите, как держать кисточку, как прополаскивать ее в воде. Маленькие дети очень любят рисовать пальчиками, также с удовольствием рисуют ляпушкой. Ляпушки сделать не составит большого труда- намотайте на палочку или карандаш кусочек поролона, закрепите поролон ниткой. Также можно рисовать губкой, штампиками, с помощью трафаретов.

В 1,5 -2 года учим малыша рисовать горизонтальные и вертикальные линии, в 2 года-круги, раскрашивание силуэтов красками. Занятия следует проводить в игровой форме, обязательно используя наглядный материал, художественное слово.

Занятия по рисованию с детьми 1,5-2 лет

Что это

Цель. Учить ребенка держать правильно карандаш, учить видеть изображение предмета в нарисованных линиях, развивать воображение, интерес к рисованию.

Приготовьте лист бумаги желательно формата А4, восковые мелки или карандаши. Пусть малыш рисует, что хочет. Когда ребенок закончит рисовать, спросите его, что он нарисовал. Если он затрудняется с ответом, помогите ему увидеть изображение в линиях, дорисуйте детали, чтобы получилась рыбка, птичка, цветок. Полюбуйтесь рисунком вместе с малышом, похвалите его.

Спрячь мышонка ( котенка, зайчонка)

Цель: Учить держать карандаш, заштриховывать изображения горизонтальными и вертикальными штрихами.

Обратите внимание

Это занятие можно провести несколько раз с разными персонажами. Заранее приготовьте бумаги с нарисованным (контуром) мышонка или другого персонажа. Спросите малыша, кто это, как пищит? Предложите малышу помочь спрятать мышонка от кошки. Покажите, как заштриховать мышонка, сделайте несколько штрихов держа его ручку в своей. Похвалите малыша.

Дождик

Цель: Учить рисовать наклонные вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте тучки в верхней части листа. А внизу изобразите травку, цветы, грибочки. Как дождик капает? Проведите сплошную вертикальную линию-сильный дождь, и пунктирную линию -слабый дождик. Попросите малыша нарисовать, как дождь поливает травку, цветы, грибы. Спросите, какой дождь он нарисовал: сильный или слабый?

Не забудьте похвалить малыша.

Железная дорога

Цель: Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

Приготовьте игрушечный паровозик или трамвай, можно нарисовать и вырезать из бумаги. Рассмотрите с малышом паровозик, придумайте куда он поедет, может быть повезет кого-то(игрушек, зверушек, маму). На листе бумаги заранее нарисуйте две горизонтальные линии на расстоянии 5-6 см. друг от друга.

Расскажите, что строители забыли достроить железную дорогу и паровозик теперь не сможет по ней проехать, предложите малышу нарисовать(достроить) вертикальные линии, покажите как.

В конце занятия скажите, что все, кто поедет на паровозике очень рады новой железной дороге и благодарны малышу за помощь.

Заборчик

Цель: Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте домик. Придумайте для малыша историю о том, кто живет в домике: дедушка с бабушкой, зайчик, девочка- на ваше усмотрение. Предложите нарисовать возле дома заборчик.

Нарисуйте рядом с домом две горизонтальные линии на расстоянии друг от друга 5-6 см, а ребенку предложите нарисовать вертикальные палочки-досочки. От имени жителей дома поблагодарите малыша за помощь.

Цветы на полянке

Цель: Учить рисовать вертикальные линии.

Заранее приготовьте лист бумаги с заштрихованной внизу полосой шириной 5-6 см-это полянка. Еще на расстоянии 7-8 см нарисуйте головки разных цветов. Рассмотрите с малышом цветы, расскажите, как они называются, определите, какого они цвета. Предложите дорисовать к ним стебельки — прямые линии от цветов до полянки.

Аналогично проводятся занятия по рисованию воздушных шариков, лопаток, травы.

Важно

Также темы для рисования  прямых и округлых линий можно посмотреть в статье «Рисование с ребенком 2-3 лет»

Рисование красками

Для начала приготовьте краску одного цвета, ведь малыш еще не умеет пользоваться красками, прополаскивать кисточку. Удобнее использовать гуашевые краски. Рисовать можно кисточкой, ляпушкой (примотанный к палочке или карандашу кусочек поролона), пальчиками.

Покажите, как мокрая кисточка оставляет след на бумаге, затем полюбуйтесь какой след оставляет кисточка с краской. Пусть ребенок рисует, как хочет, его пока интересует сам процесс. Посмотрите, какой след оставит ляпушка, пальчик.

Дорисуйте эти отпечатки до определенного образа: до цветка, колобка, птички, рыбки. Полюбуйтесь вместе рисунком.

Темы для рисования:

Дождик. Рисовать можно кисточкой- струи дождя, ляпушкой и пальчиком-капли дождя.

Снегопад — пальчиком и ляпушкой на синей бумаге.

Листья на заранее нарисованном дереве -пальчиком и ляпушкой.

Яблоки на заранее нарисованном силуэте яблони -пальчиком и ляпушкой.

Цветы -пальчиком, стебельки -кисточкой.

Бабочку -раскрашивая пальчиком или ляпушкой заранее вырезанный силуэт .

Ближе к 2 годам учимся рисовать круг кисточкой. Ставим точку и рисуем клубочек, как бы наматывая нитку на клубок.

Темы для рисования:

Разноцветные клубочки.

Воздушные шарики.

Колобок.

Цыпленок.

Неваляшка.

Снеговик.

Яблоко.

Рисование трафаретом

Заранее приготовьте трафарет. Внутри листа вырежьте не сложный силуэт -гриб, елка, зайчик, яблоко. Пусть малыш закрашивает его кисточкой, пальчиком, ляпушкой. Чтобы трафарет был долговечен, вырежьте его из куска линолеума. Можно купить и готовые трафареты.

Рисование манкой

Насыпьте манку в крышку от коробки, чтобы бортики крышки были не слишком высокие. Ребенок может рисовать по манке пальчиком или процарапать рисунок палочкой.

Каждое занятие можно проводить несколько раз. Чаще давайте малышу возможность порисовать самостоятельно, то что он хочет. Пусть придумывает, пробует, творит.

Такое рисование поможет развитию воображения и фантазии.

Важно развить у маленького человечка любовь к рисованию, для этого восхищайтесь его каракулями, хвалите его, не ругайте за испачканные вещи, наберитесь терпения и у вас вырастет настоящий художник.

Польза рисования для детей

Источник: http://stotysyhc.ru/risovanie-s-rebenkom-1-5-2-let/

Уроки рисования для малышей: рисование для детей 2-3 лет

Занятия рисованием являются одним из самых необходимых элементов воспитания малыша.

Они способствуют развитию воображения, разработки мелкой моторики и первым знакомством с различными цветовыми оттенками и формами.

Если ребенку всего от силы несколько годиков, это отличный период для творческих начинаний. Единственное, что стоит обязательно помнить – постоянный контроль и наблюдение за своим непоседой.

Совет

Стоит ненадолго отвлечься из-за какой-нибудь мелочи, и ваша кроха успеет начудить много дел: попробует вкусовые качества красок или же разрисует все стены и обои в квартире. Творческие занятия не стоит начинать с применения карандашей и цветных фломастеров по причине возможности сломать стержень, либо вдавить вовнутрь грифель.

Следует запастись лишними клеенками и покрывальцами, которых не будет жалко для разрисовывания. Ведь, как известно, маленькому ребенку очень сложно уместить свои творческие идеи на простой альбомный лист.

После того, как запасы красок-кистей были пополнены и стол максимально защищен клеенчатой пленкой, юному художнику дается зеленый свет на выплеск своих фантазий.

Но как вызвать интерес малыша к тому, чего так много и красочного лежит за столом. Демонстрируйте: ребенок в таком возрасте как впитывающая информацию губка. Он способен уловить и запомнить все ваши действия вместе с жестикуляцией.

Играйтесь вместе с ним, ведь процесс рисования – это тоже своего рода игра.

Вот вам полезный совет: не следует твердить малышу, что желтых и зеленых собак в природе не существует. Не стоит в один момент сразу же губить творческие навыки своими скептически настроенными суждениями. Ведь в сказках возможны любые действия и события!

Уроки рисования для малышей

Перечеркивание и штриховка

Для начала требуется нарисовать любого животного. Попросите своего малыша “укрыть” его от злобного волчонка или лисички, то есть зарисовать злого зверька. По мере зарисовки не забывайте давать подсказки, например, лапки еще виднеются – лисичка может заметить и т.п.

Линии и точки

Приниматься к рисованию нужно с самого простого. Сперва нарисуйте с ребенком морскую гладь (прямые линии), далее над водой появляется ветер…, и море начинает волноваться (волнистые линии). Можно рисовать все что угодно. Мама рисует человечка, ребенок дорисовывает ножки и ручки, мама – тучки, малыш – дождик.

Кроме прямых линий попробуйте потренироваться с точечками. Пускай мама нарисует лесную полянку, а ребенок поставит много течек, что будет являться грибочками или цветочками. Если ваше дитя немного взрослее, данным методом можно зарисовывать всевозможные фрукты.

Таким “точечным” способом пользовались некоторые известные художники!

Печатки

Для данного способа отлично подойдут заранее купленные заготовки, или самостоятельно сделанные печати из груши, картошки, морковки, резинки. Как итог, постарайтесь сделать отпечаток ваших ручек или ножек на бумажном листе. Полученные шедевры можно аккуратно разместить в рамочку и преподнести в виде подарка своей любимой бабушке или дедушке.

Волшебные ледяные кубики

Рисование с применением кубиков льда завлечет даже взрослых. Это весьма интересный и забавный процесс. Для начала потребуется изготовить рабочий инструмент – замороженные кубики льда.

После удачной заморозки нанесите на альбомный лист несколько пятен из различных красок замороженным кубиком, крепко удерживая палочки как кисточку.

Плавно перемещайте лед от одного пятна к следующему – пускай они красиво переливаются!

Рисование щеткой для чистки зубов

Если в вашем распоряжении нашлась ненужная старая зубная щетка, тогда вам смело можно приступать к этому забавному методу рисования. Представьте, что щетка это кисточка. Рисовать можно абсолютно на любой поверхности, для начала окунув при этом щетку в краску. В качестве результата получаются красивые, снежны пейзажи.

Бусинки

Потребуется воспользоваться картоном, подносом или формой для запекания. Положите кусочек картона на поднос и капните на него пару капелек краски. В то время, пока краска не затвердела, посыпайте поверх пятен крупные бусинки. После данных манипуляций раскатайте с малышом бусинки по рисунку и посмотрите, что из этого получиться.

Мыльные пузыри

Крайне интересная и необычная техника. Для этого маме потребуется развести мыльный раствор с небольшим количеством красок.

Разложите на любой поверхности бумагу, предварительно подложив под нее клеенку, и приступайте к раздуванию красочных мыльных пузырей.

Гарантируем, что полученный результат не оставит равнодушным никого из присутствующих. Пузыри опускаются на бумагу, создавая тем самым воздушные и необыкновенные узоры.

Выдувание пластиковой трубочкой

Для этого метода просто поставьте на бумаге парочку больших, красочных клякс и дайте ребенку инструмент для работы – трубочку для коктейлей. Пускай маленький художник попробует раздуть из кляксы необычный узор.

Полученный результат будет выглядеть довольно самобытно и при этом очень оригинально. Будьте крайне осторожны во время описанного варианта рисования.

Следите, чтобы ребенок ни в коем случае не вдыхал через трубочку краску!

Зеркальные изображения

Согните альбомный лист на две части и нарисуйте на одной стороне какой-нибудь простой рисунок или же, на крайней случай, забрызгайте краской. Далее просто зажмите вторую половину листа для получения отпечатка. Вуаля, произведение готово!

Кляксографика

Все что вам понадобиться для освоения данного метода – забрызгать краской бумажный лист. В ходе проделанной работы получаются замечательные салюты и взрывные вспышки. Ребенку наверняка придется по душе такой подход к творчеству! В качестве инструмента отлично подойдет обыкновенная зубная щетка.

Губка

Для того, чтобы вашему маленькому творческому мастеру не пресытилась кисточка, попробуйте дать ему простую, кухонную губку. Зафиксируйте ее на любой палочке или на прищепке для сушки белья.

Поролон легко отстирывается в отличие от ватной губки, что в конечном итоге будет являться удачным выбором при рисовании крон деревьев или животной шерсти. Пускай мама нарисует на бумаге какого-нибудь лесного зверька и попросит своего малыша приодеть его в зимнюю шубку.

Зверек получится пушистым и маленькому творцу непременно захочется его пощупать! Пускай малыш попробует изображать чьи-либо “следы”, например лапки зайчика или лисички.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) - воспитание и игры

Обязательно помните, что пользоваться можно абсолютно любыми средствами, которые встретятся у вас под рукой, будь то бумажные салфетки, тканевые полотенца, чайные пакетики, кофейные зерна, и даже ягодные семена. Разукрашивать можно все что угодно, начиная со старых жестяных банок и заканчивая картонными коробками. Создавайте вместе, прививайте для вашего малыша любовь к творческим делам и красоте.

(Visited 152 times, 2 visits today)

Источник: https://mamahunter.ru/obzory/razvivashki-dlya-detej/uroki-risovaniya-dlya-malyshej/

Рисование для детей от 1-2 лет

Теги: Рисование от 1 годика, от 1-ого года

Автор: Художник Наталья

От 1 до 2 лет для ребенка очень нежный возраст. Ребенок только — только научился ходить. Его интересует всё, что можно уронить, просыпать, пролить, попробовать на вкус. Его привлекает еда, не только из-за того что её можно съесть , а потому что ее можно размазать по столику, по себе и по вам. И ребенок будет это делать с большим удовольствием.

Стоит ли начинать рисовать в таком, совсем маленьком, возрасте? Конечно, стоит! Раньше одного года может и не имеет смысла, так как малыш только осваивает окружающий мир и развозить кашу по столику вполне достаточно.  Не раз было замечено, что чем больше ребенок совершает манипуляций руками, тем он сообразительней. Развивая мелкую моторику рук, развивается мозг малыша.

Занятия рисованием — это еще один способ установить доверительные отношения с ребенком, потому что занятия будут проходить с мамой. И хоть с возрастом он будет набираться опыта и будет со многими заданиями справляться самостоятельно, ему всегда будет приятно делать всё вместе с мамой или хотя бы в ее присутствии.

Для такого маленького возраста можно использовать пальчиковые краски, нам подойдет плотная бумага любого цвета,  листы большого формата (что бы у малыша был простор для действий), печатки (для них мы будем использовать все, что находится у нас под рукой), всевозможные губки, тряпочки, мятые салфетки, восковые мелки. Но в основном будем рисовать пальчиками. Кисть возьмем в руки только тогда, когда наберемся опыта. Так же можно использовать готовые изображения, напечатайте их на принтере. Только вместо обычного, тонкого листа используйте более плотный, альбомный.

Обратите внимание

По времени, занятие может длиться от нескольких минут до пару часов, все будет зависеть от юного художника. Заканчивайте занятия, если малыш завершил работу и рисовать больше не хочет. Все занятия должны проходить добровольно, без принуждений. Это важно! Иначе малыш будет сопротивляться, и  делать многие действия наперекор вам.

В самом начале все ваши шедевры будут напоминать каляки — маляки. Наберитесь терпения!  Не торопись поправлять малыша, тем более в таком возрасте. Дайте ему волю, и возможность повозится с краской. Покалякать в своё удовольствие.

Используйте старые обои в рулонах, которые наверняка пылятся у вас в каморке после ремонта. Если таких у вас не нашлось, то всегда можно приобрести в магазине рулон самых дешевых обоев.

Встречается, что альбомы для рисования стоят дороже, чем целый рулон самых простых обоев.

Сначала малыш будет просто пробовать разные пишущие принадлежности. Выбирать будет то, чем легко рисовать. Скорей всего это будут фломастеры, которые однозначно нужно выбирать на водной основе. Но учитывая возраст малыша, лучше фломастеры отложить на более поздний период развития. А вместо них предложить ему восковые мелки.

Как уже говорила не стоит малыша ограничивать в калякании. Когда интерес к ним утихнет, он начнет сам обращать внимание на линии, цвета и формы. Но это все потом. А начнём мы с малого!

Первое занятие — рисуем пальчиками

Сложность:(1 из 5).

Возраст: с одного года.

Направим интерес малыша  к размазыванию каши по всему и по всем во круг себя, в творческое русло.

Для этого вам понадобится очень много терпения! Потому что творческий беспорядок ни кто не отменял. Неожиданности в виде клякс по всей комнате не избежать. Если вы собрались с духом, то вперёд!

Начните своё знакомство с пальчиковых красок. Какой фирмы покупать выбирать вам, но лучше покупать специализированную краску для малышей. Почему знакомиться лучше не с карандашей или других красок? Все просто! Карандаши будут у малыша использоваться как барабанные палочки, которую можно погрызть, или ткнуть куда-то (что может быть чревато).

Важно

Для такого возраста карандаши трудноваты тем, что нужно прилагать достаточно усилий, что бы оставить хоть какой — то след на бумаге. Да и линии, на первом этапе, будут получаться тусклыми и не вызовут у вашего крохи восторга. С другими красками, тоже не очень, так как нужно использовать кисть.

И уж поверьте, краска с кисти летит куда дальше и более непредсказуемо.

Значит, остановились на пальчиковых красках. Они самые приспособленные для самых маленьких крох. Не токсичны, но даже если они безопасны, ложками их есть не надо.  Для малыша от 1 -2 не нужно огромное количество цветов, достаточно самых основных.

Первое занятие

Для первого своего занятия попробуйте выбрать ванную комнату и саму ванну. Оденьте ребенка и себя в одежду, которую не жалко. И дайте волю своему малышу. Белые стенки ванной послужат белыми листами. Кроха получит массу удовольствия. А Вам остается расслабиться, и присоединится к своему сокровищу. Рисуйте, смейтесь, радуйтесь и не забудьте запечатлеть все на камеру. 

Отмывать ванную комнату куда проще, чем ковры, стены и потолки в комнате. Одеждой займется стиральная машина.

Удачи вам в первом начинании!

Второе занятие — рисуем ладошками

Сложность:(1 из 5).

Возраст: с одного года.

Источник: https://jliza.ru/risovanie-dlya-detej-ot-1-2-let.html

Рисование с ребенком 2—3 лет

Детские «каляки-маляки» — не что иное как действенный способ развить мелкую моторику и художественный вкус ребенка. При рисовании фантазия ребенка хватается за образы и трансформирует их в черточки/точки/кляксы. В общем, нельзя недооценивать всю пользу от этого нехитрого, но очень увлекательного занятия.

Начинать рисовать с ребенком можно с 8-9 месяцев: сначала пальчиковыми красками, потом добавляя другие инструменты. К 2-3 годам ребенок уже ясно представляет, что это за процесс, понимает значение цвета, формы.

Если ваш ребенок сидит дома или ходит в ясли, то преподавателем художественного мастерства придется выступать вам (как правило, в яслях с малышами рисуют «абы как» — слишком «хлопотное» занятие).

Что понадобится для рисования?

Чем можно рисовать малышу?

Не бойтесь экспериментировать с разными инструментами. Все, что оставляет след, может быть использовано для ваших занятий.

Стандартные средства:

  • Пальчиковые краски. Цена — от 250 рублей. В сети можно найти много рецептов, как сделать подобные краски самостоятельно.
  • Восковые карандаши и мелки.
  • Обыкновенные мелки. Рисуйте на асфальте, грифельной доске, камешках и т.д..
  • Грифельные карандаши.
  • Краски: акварель, гуашь.
  • Маркеры и фломастеры.

Некоторые мамы говорят, что карандаши и тонкие фломастеры в 2 года ребенку давать рано, так как из-за «неслабого детского нажима» грифель будет ломаться, а стержни вдавливаться. Но аргумент «за» — это предоставление выбора, разнообразия, ассортимента. Не жалейте фломастеров и карандашей (и не покупайте самые дешевые, которые реально плохо рисуют).

В магазинах типа «Fix Price» иногда можно купить какие-нибудь необычные средства для рисования. Пусть это будет занятие «на раз», но разнообразие (повторюсь) очень важно. Например, комплект для рисования блеском по бархатной бумаге. Или фломастеры, в которые надо дуть.

На чем рисовать?

Чаще всего детям предлагают листы формата А4. Это достаточно бюджетный вариант, с учетом того, что малыш может провести кисточкой одну линию через весь лист и потребовать чистый, для нового «сюжета».

Но будет замечательно, если урок рисования пройдет на большом листе ватмана, разложенном на полу. «Масштабное рисование» очень полезно для ребенка. Он еще только осваивает окружающий мир и «способы воздействия» на него. Вполне возможно, что он захочет разрисовать себя.

Или походить разукрашенными ножками по полу, испытывая при этом необыкновенный восторг.

Кроме бумаги вам придется запастись: стаканчиками-непроливайками (иногда можно выставлять посуду с водой покрупнее), палитрой для смешивания красок. Очень хорошо, если в доме появится двусторонняя доска (с одной стороны можно рисовать мелом, с другой маркерами).

Что и как рисовать с ребенком в 2-3 года?

Двухлетний малыш способен повторять простые визуальные формы: линии, точки, круги, треугольники, многоугольники. Если вы изучаете алфавит, то и буквы (этой теме будет посвящен отдельный материал).

В этом возрасте дети уже понимают, что можно изобразить на бумаге окружающий мир. Часто просят взрослых нарисовать что-то конкретное, начинают предпринимать попытки это сделать самостоятельно.

— Ребенок может закрашивать нарисованные взрослым формы. Закрашивание (штрихование) — хороший способ быстрее овладеть инструментом и развить зрительно-моторную координацию рук. И пусть сначала штриховка «вылазит» за границы, со временем у малыша будет получаться все лучше и лучше.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно придумывать игры и сюжеты. Нарисуйте мышку и кошку. «Ой, кошка сейчас поймает мышку! Давай поможем ей спрятаться!»

Проведение линий. Играть в дорожки-проводилки тоже очень интересно. Нарисуйте у одного края листа животных, у другого — еду, которую они едят. Например: мышь, белка, заяц и сыр, орех, морковка. Предложите нарисовать дорожки, по которым каждый зверек сможет дойти до своего обеда.

Рисование точек. Дождик, зернышки для курочки, песок на пляже, семечки в спелом арбузе — эти и другие сюжеты можно обыграть, чтобы научить ребенка ставить точки. Параллельно обращайте внимание на нажим, рассказывайте малышу, какой будет результат, если нажимать на карандаш сильнее/слабее.

Штампирование. В магазинах FixPrice или в канцелярских отделах можно купить простые штампики с фигурками животных, листиками, каплями. Научите малыша ими пользоваться, а потом «нарисуйте» свою историю. Кроме отпечатков история может «содержать» в себе персонажи-наклейки.

Совет

Можно сделать штампы самостоятельно. Вырежьте из фасовочной подложки ПВХ фигурку (на таких подложках продают в магазинах зелень, расфасованные кондитерские изделия). Наклейте на кусочек пенопласта, используя горячий клей-пистолет. Пенопласт должен быть такой формы и размера, чтобы ребенку удобно было его держать. Пропитайте губку окрашенной водой или чернилами, чтобы окрашивать штамп.

Использование стирательной резинки. Покажите, как пользоваться ластиком. «Вот дорожка (рисуете простым карандашом). Пришла зима, подул сильный ветер, он замел дорожку снегом и ее не стало видно». Можно придумать и другие истории.

Еще одно замечательное упражнение на стирание: рисуете мелом на грифельной доске, даете сыну/дочке кисточку и стаканчик с водой. Задача — стереть нарисованные линии мокрой кисточкой. Если подобное кажется пока сложноватым, то уж стирание обычной тряпкой подойдет обязательно!

Рисование по трафарету, обведение фигур. Сам ребенок сможет рисовать по трафарету уже ближе к 3 годам и старше.

Но в 2 начать знакомить его с этим способом изображения предметов — ничуть не рано! Начните обводить ручки, ножки… может, малыш полностью ляжет на ватман и вы его обведете — это так увлекательно! Показывайте, как обводить трафареты снаружи и внутри (сами вырежьте фигуры из плотного картона, края можно обклеить скотчем, чтобы прослужили дольше).

Альтернативный способ работы с трафаретом — использование валика. Обмакните валик (небольшого размера) в краску и проведите по поверхности бумаги внутри трафарета. Пусть малыш повторит. Не беда, что сильно будет выезжать за границы, рисунок все равно получится хороший.

Самое главное — не ограничивайтесь приведенными уроками! Применяйте фантазию, играйте с малышом, помогайте развиваться его чувству прекрасного и переносить задуманное на бумагу. Вот еще несколько способов порисовать.

Читайте также:  Развитие мышления у детей - воспитание и игры

Примеры нестандартного рисования

Способы можно адаптировать для детей младшего и старшего возраста.

Рисование на песке/манке пальцем/палочкой.

Способ нравится всем малышам. Он развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Если есть возможность, соорудите что-то вроде лайт-куба — коробку с прозрачной крышкой, внутри которой горит лампочка. Рисовать на тонком слое песка на такой коробке очень занимательно.

Раскрашивание поделок из соленого теста.

После занятий лепкой у вас могут появиться различные фигурки, которые ребенок с удовольствием раскрасит. Если он еще плохо понимает, что, смешивая все цвета подряд, получим только «грязь», выдавайте ему по одной баночке с краской. Потом, когда его рисунок на фигурке подсохнет, достанете следующий цвет.

Рисование мелками на камнях.

Если вы летом поехали на море, на каменистый пляж, обязательно возьмите с собой коробочку с мелками. Пока вы будете загорать, у малыша найдется занятие — разукрашивать камешки-леденчики.

Рисование цветным льдом.

Обратите внимание

Занятие особенно актуально для летних жарких дней. Заморозьте кубики льда, добавив в воду разноцветные краски (подойдет обычная акварель). Посадите чадо на лист ватмана и дайте ему контейнер с цветным льдом. Справившись с задачей извлечения холодных кубиков, он будет возить их по бумаге, пока те не растают.

Использование подручных материалов.

Рисуйте всем, что попадется под руку! (Ну, или почти всем…) Изучайте результат, комментируйте, обсуждайте с ребенком. Можно обмакнуть в краску стеклянные шарики и покатать их внутри коробки: пусть ребенок сам наклоняет коробку в стороны и следит за разноцветной трассировкой. Можно использовать вилку для рисования гривы льва, лап ели или иголок ежика. И так далее!

Если ваш сынок увлечен машинками, обмакните колеса в краску и пускай «возит» свой транспорт по листу ватмана. А вы помогите ему нарисовать дорогу, деревья вдоль дороги, светофор и пешеходный переход.

Рисование как часть игры.

Комбинируйте рисование с другими занятиями: аппликацией, поделками из бумаги, из природных материалов. Может быть, у вас есть дома краски для ткани? Купите белую футболку и позвольте ребенку самому нанести на нее рисунок! Можете отпечатать на футболке его ладошки — будет не только занятие рисования, но и останется память на долгие годы.

Самое важное правило рисования с малышом!

Имейте достаточно терпения и не раздражайтесь во время занятий рисованием со своим двухлетним крохой! Пусть даже он, изъявив желание порисовать, заставил вас открутить 8 крышечек от гуаши, а потом через минуту переключился на другое занятие. Просто закройте баночки и уберите до следующего раза, но ни в коем случает не упрекайте ребенка и не заставляйте его рисовать через силу. Поверьте, только в этом случае от занятий будет реальная польза!

Добавляйте свои способы рисования в комментариях. Давайте поможем нашим детишкам вырасти умными и с развитым художественным вкусом!

Хочу показать наши рисунки в яслях. Их немного (так как адаптация к садику проходила с «частыми соплями»), но видно, что предлагают малышам в детском саду. Кому интересно, посмотрите примеры рисования в яслях.

Дополнительная литература о рисовании с детьми

Я не специалист, но мне интересен вопрос развития творческого начала в моем ребенке. Если вы тоже хотите глубже изучить тему рисования с малышом, могу порекомендовать книги, которые читала:

Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года». Методическое пособие, издавалось в 2010 году издательством «Мозаика-Синтез».

Вы найдете описание и примеры занятий (книга рассчитана на воспитателей детского сада и таких мам, как я :)) ).

Если старое пособие не найдете, можно взять эту же переизданную книгу (она стала в 2,5 раза больше, к ней прилагается диск). Купить книгу в Лабиринте, на Озоне.

Марина Озерова «О детском рисовании» — в свое время очень понравилась книга (читала в электронном варианте). В ней рассказывается о детском рисовании, стадиях, которые проходит детский рисунок. Там вы найдете практические советы для развития и поддержания творческого потенциала ребенка без навязывания шаблонов. Купить книгу в Озоне.

Анжелика Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (в Озоне, в Лабиринте).

Что касается нетрадиционных техник рисования в детском саду, то, пожалуй, полнее и интереснее будет такая книжка Давыдовой Г.Н. в двух частях (ссылок не даю, ее в продаже тоже нет, старенькая).

Дарья Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет» (не читала, пока стоит в очереди на прочтение). Купить в Озоне. В библиотеках можно найти старое издание, книга переиздана в 2015 году (и стоит дороже).

Еще очень хочу порекомендовать книгу замечательной мамы, блоггера и рукодельницы Костиковой Натальи «Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет» (в Лабиринте, на Озоне).

Это большая энциклопедия, собранный кладезь знаний и мастер-классов, переработанных, красиво сфотографированных и оформленных. Наталья выкладывала на своем блоге достаточно описаний с занятиями, но книгой, на мой взгляд, пользоваться удобнее.

Желаю, чтобы у всех занятых мам на столе появилась такая книга 🙂

Источник: http://kirovmama.ru/exelent-mother/preschooler/risovanie-s-rebenkom-2-3-let.html

«Веселые рисунки, не отрывая руки»

Цикл статей: уроки рисования для детей

Рисование одним росчерком, при котором художник не отрывает карандаша от поверхности листа —  это не только увлекательная игра, но и невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также мелкой моторики ребенка. Почти ничего для себя не требуя — оно способствует очень важному делу — развитию одаренности, именно в том виде, в котором мы сегодня Вам предложим. А кроме этого, ручки у детей прекрасно готовятся к безотрывному письму, что важно для подготовки к школе.

Взрослым тоже не стоит пренебрегать таким занятием, ведь оно не только прекрасно расслабляет, но и синхронизирует работу правого и левого полушарий головного мозга, активизирует Ваше творческое начало, а ведь согласитесь — оно неплохо помогает в жизни.

В общем — пора устроить веселый конкурс на лучшие «Рисунки-Не-Отрывая-Руки»! На старт, внимание, Марш!

Урок рисования: Веселые рисунки, не отрывая руки

Нам потребуется:

— листы,

— ручка или фломастер, или карандаш.

Ход работы:

Вообще-то это очень творческое занятие, а творчество должно быть индивидуальным и уникальным.  Поэтому диктовать  «как делать» нет смысла, просто посмотрите, как это может выглядеть.

Например, ниже Вы видите забавных животных в стиле «рисунок, не отрывая руки»:
А вот — целая ферма, нарисованная одним росчерком!

Впрочем — это не предел, ведь в ней можно еще было дорисовать корову с лошадью, и даже целый трактор!

А на что способна Ваша фантазия?

Повысьте эффективность занятий рисованием «не отрывая руки»:

Совет по наилучшему применению этой техники для развития способностей головного мозга: 

  • Нужно рисовать поочередно как правой, так и левой рукой;
  • Великолепный результат дает рисование и правой и левой рукой одновременно — как два отдельных одинаковых рисунка, так и один симметричный общий, когда левая рука рисует левую его часть, а правая — правую.
  • Закройте глаза, представьте образ предмета, который Вы хотите нарисовать и покажите «фокус» — рисуйте его не открывая глаз! И, конечно же, не отрывая руки! Пусть Ваш малыш удивится и попробует тоже! Не забывайте чередовать руки!
  • А теперь самое главное — выполняйте эти занятия систематически и регулярно.

Ниже несколько картинок, попробуйте нарисовать их не отрывая руки от листа, а также не проводя дважды по одной и той же линии (на примере конверта):

А вот орнаменты поинтерснее. Подсказка: начинайте рисунок там, откуда ведет стрелочка.

Желаю Вам приятного творческого времяпрепровождения!

Источник: http://rom.ucoz.es/load/razvivashki_dlja_detej_i_roditelej/uroki_risovanija_dlja_detej/veselye_risunki_ne_otryvaja_ruki/26-1-0-54

Рисование для детей 2-3 лет

Рисование для детей 2-3 лет – занятие еще не освоенное, но интересное и притягательное. А если малышам показывать разные приемы и техники рисования, их интерес к этому занятию заметно возрастает.

Что уроки приносили больше радости, чем хлопот, заранее оборудуйте удобное место для их проведения.

Рисование для детей 2-3 лет

В первую очередь, потребуется стол, подходящий по росту ребенку, и устойчивый стульчик. Ребенка перед занятиями лучше одевать в немаркую и хорошо отстирывающуюся одежду. Чтобы поддерживать чистоту его ручек, нужно заранее запастись влажными салфетками. Потребность в салфетках увеличивается, если возможности помыть испачкавшегося малыша у вас нет.

Важно

Для занятий с красками нужно будет приготовить стаканчик-непроливайку. Для занятий с цветными карандашами – точилку, которой сможет воспользоваться малыш. Бумагу лучше использовать достаточно плотную, не рвущуюся и медленно промокающую.

Первым шагом для будущих художников может обычно становится работа с раскрасками. Используем картинки с широкими контурами, учим малыша заштриховывать их, не выходя за границы. Такая техника называется «штриховки по раскраскам».

Штриховка по раскраскам

Второй способ работы с раскраской – закрашивание красками рисунка внутри границ. Эта техника называется «закраска».

Закрашиваем рисунок

Интересный вариант закраски – работа с ниточкой. А одноразовой тарелочке нитью от вязальной ряжи выкладываем произвольный узор, закрашиваем пространство, ограниченное нитью.

Выкладываем узор из ниточки

Эта работа интересна тем, что, если малыша касается нити, она смещается в сторону, и узор нарушается. Поэтому приходится проявлять особую аккуратность.

Раскрашиваем получившиеся узоры

Научившись обращаться с кистью, малыш может приступать к созданию первых рисунков – линий. Линии могут быть прямыми и волнистыми, узкими и широкими, однотонными или разноцветными. В процессе работа обращаем внимание деток на то, что, чем шире используемая кисть, тем толще получается линия.

Волнистые линии разной толщины

Рисовать линии можно любыми подручными предметами – например, игрушечным транспортом. Это занятие обычно приводит малышей в восторг.

Рисунки игрушечным транспортом

Научившись выводить линии, можно учиться ставить точки. Используем для этого кисть или ватную палочку, совершая ими отрывистые, прыгающие, движения.

Ватные палочки для рисования

Рисунок точками

Подпитывая интерес малышей, показываем им разные свойства и способы работы с красками.

Экспериментируем с цветами, делая кляксы: наносим толстым слоем краски разных оттенков на участок бумаги, а затем складываем его пополам. Разворачиваем.

Наносим краску и разворачиваем

У нас получается неповторимый узор!

Клякса — узор

Совет

Узнаем свойства разных материалов: наносим рисунок восковыми мелками, после чего покрываем лист слоем акварели. Мелок не закрашивается.

Поверх рисунка мелками наносим акварель

Мелок не закрашивается

Ставим штампы фабричными приспособлениями или подручными средствами – например, сырой картошкой или цветком.

Делаем штамп из картошки

Заяц техникой штампования

Цыпленок техникой штампования

Овечка техникой штампования

Сочетаем наши рисунки с другими техниками – например, аппликацией.

Ствол рисуем красками

Листву выполняем в технике «аппликация»

Используем свои ручки как средство для нанесения красок. Ставим отпечатки ладошек и выкладываем ими разные изображения.

Наносим краску на ладошку

Рисуем цветок ладошками

Рисуем серединку

Наносим точки — семечки коричневой краской

Рисунок ладошками и пальчиками «Подсолнух»

Рисуем цветными мыльными пузырями. Добавляем немого краски в раствор для пускания пузырей и стараемся выдувать их так, чтобы  пузыри приземлялись на листок бумаге.

Цветная мыльная вода

Когда они лопаются, остается интересный яркий отпечаток.

Цветные отпечатки

И, конечно же, пробуем создать совместную, объемную, работу, дружным детским коллективом. Рисуем картину или плакат на большом листе ватмана, стараясь внести в него что-то свое.

Совместная работа на большом листе

Принимая участие в столь важном занятии, ребенок обязательно проявит все свои способности!

Источник: http://montessoriself.ru/risovanie-dlya-detey-2-3-let/

Рисование с детьми до 3 лет: не обучение, а самовыражение

25 05 2015      Н.Лейкина       Пока нет комментариев

Я получаю много вопросов о том, когда же уже пора учить детей рисовать, показывать им как рисуется домик, солнышко, рассказывать, что травка зеленая, а небо синее.  Учить детей рисовать до 8-9 лет не нужно! А что же надо делать, вы узнаете из этой статьи.

Читайте также:  Стихи про подсолнух - воспитание и игры

Как правило, мы, взрослые, не особо обращаем внимание на детские каля-маля и пытаемся подтолкнуть ребенка к изображению реальных предметов.

Взрослым хочется, чтобы дети как можно быстрей начали изображать что-то реальное: круг, квадрат, треугольник, тучу, домики, травку.

Обратите внимание

Мы и не подозреваем, что такими желаниями и советами блокируем развитие у детей способности говорить на изобразительном языке, способности рисовать.

Итак, прежде, чем мы с вам пустимся в путешествие в мир первых детских рисунков, я хочу подчеркнуть существенные различия между рисунками взрослых и детей.

В своих рисунках взрослые изображают реальность, реальный предмет. Дети до 7-8 лет передают свои ощущения от предмета, выражают свой психический мир во вне. Похожесть не интересна ребёнку, он рисует свое впечатление от предмета. Обычно, это тактильные, двигательные и  зрительные впечатления.

Длинная сабля у рыцаря, так ее воспринимает ребенок 3,5 лет.

Кошка: длинное тело и хвост, которые ребенок часто гладит. 3 года. Тактильное ощущение.

Давайте внимательно рассмотрим первые детские рисунки каля-маля. Надо отметить, что это очень важный период! И часто именно на этом этапе происходит блокировка рисования у наших детей. И тогда из них, как правило, вырастают взрослые, которые не умеют рисовать или рисуют шаблонно (солнышко, цветочки, домик, травка).

У периода каля-маля или каракульного рисования есть свои названия: хаотические каракули, циркулярные каракули, развитые каракули.

 

1. Хаотические каракули

Первое освоение изобразительного языка начинается до года, когда малыш берет в руки карандаш и начинает тыкать им в листочек, радуясь, что оставляет следы. Это первые каракульные рисунки.

В этот момент ребенок может смотреть по сторонам, на маму и продолжать тыкать. У него получаются хаотические каракули.

И возникают они тогда, когда ребенок делает для себя открытие: он может оставлять следы в этом мире!

Важно

Если в этот период дать ребенку листок и карандаш, то он с интересом будет проводить карандашом по листку, не соблюдая границы. На этом этапе у него еще не сформирована зрительно-моторная координация (глаз-рука): глаза не следят за тем, что делает рука, а рука действует так, как получается.

В это время мама может дать 1 листок и 1 инструмент для рисования: мягкий карандаш или фломастер, пальчиковые краски, а если ваш ребенок все еще активно изучает мир через рот, то натуральный краситель, например, морковный или свекольный сок. Достаточно дать всего по одному экземпляру, а не россыпь карандашей и фломастеров и целый альбом. Это поможет ребенку сосредоточиться на оставлении следов, а не на том, чтобы попробовать все на вкус.

И важно, чтобы мама давала обратную связь: «Ого, как здорово!», «Как много и красиво ты нарисовал!» — чтобы ребенок получил опыт положительной реакции на свои действия. Особенно на оставление следов.

Надо заметить, что любое размазывание чего-либо в этот период (часто это каша по столу, овощи, макароны) – часть опыта оставления следов. Поэтому мы аккуратно реагируем на такие действия, без критики и негативных эмоциональных реакций. Просто помогаем ребенку доесть свою пищу и пойти заниматься другими делами, чтобы обед или ужин не превратился в развивающие занятия.

Итак, на этом этапе ребенок приобретает опыт, что оставлять следы — это очень и очень хорошо! Как организовать рисование, чтобы было хорошо и вам и ребенку, читайте здесь.

Хаотические каракули — довольно короткий период, дети уже совсем скоро переходят на следующий этап: циркулярные каракули.

1 год

 

2. Циркулярные каракули

Ребенок тыкал, тыкал в листок, потом он делает важно открытие: «Я могу управлять своим движением! Куда захочу, туда и поведу!». Это второе открытие в рисовании тесно связано с психическим развитием. Марина Озерова пишет, что циркулярные каракули примерно совпадают с тем временем, когда ребёнок начинает кружиться.

Ребенок  очень рад, что может САМ рисовать. И тут же изобретает несколько движений: крючки, прямые, круги, разные линии. И начинает их активно отрабатывать. В это время ребенок еще мало где может проявлять свою власть, мы его кормим, одеваем, за него решаем.

А здесь он — хозяин движения! И уже имеется зрительно-моторная координация.

Чем выше психическое развитие ребенка, тем больше линий он изобретает! У деток, у которых есть неврологические проблемы, на этом этапе будут очень заметны изменения, поскольку зрительно-моторная координация у них развивается позже.

Совет

И именно на этом этапе у родителей появляется соблазн начать обучать ребенка как правильно рисовать квадрат-круг, солнышко-домики. Так можно надолго заблокировать процесс развития этой деятельности.

Во-первых, показ готовых шаблонов приводит к блокировке развития образного мышления, а в будущем — к шаблонному рисованию.

Во-вторых, дети считывают мамину обратную связь, как: «Ты не умеешь, я знаю, как правильно, у тебя неправильно».

В детском рисовании нет ничего хуже, чем оценка.  Некоторые родители снисходительно принимают такие каля-маля своих детей, но все же переживают, что нет изобразительного, похожего на реальный предмет рисования.

Когда у меня на занятиях дети боятся рисовать (уже в  4-5 лет они могут отказаться это делать, так как боятся, что у них не получится), мы возвращаемся на стадию каракульного рисования, где дети заново открывают для себя возможность оставлять следы и управлять своими движениями на бумаге, без страха оценки и страха того, что не получится, так как тетя Наташа дала задания нарисовать каля-маля.

Мая рисует музыкальные каля-маля

Каля-маля, 5 лет

1,3 года

1,3 года

1 год 9 месяцев

На этом этапе мама опять дает по одному листу и всего два фломастера, карандаша, баночки с краской. Напомню, это важно, чтобы ребенок смог сосредоточиться на самом акте овладения своими движениями на листе.

Здесь важно восхищаться разными линиями: «О, какой кружочек, какая завитушка, какая толстая линия!» и т.д. Не даем своих ассоциаций: «Это зайчик, медведь, машинка и прочее?». Не показываем шаблона и не обучаем. После того, как ребенок вам показал свои каля-маля, можно сказать «Нарисуй еще!».

А что делать, если ребёнок просто просит: «мама, нарисуй?» Читайте в статье «Рисуем под сказку«.

3. Развитые каракули

На 3-ю стадию каракульного рисования ребенок выходит от 2-х до 3-х лет. Это благословленное время. «Лист мне тоже подчиняется! Я имею власть над пространством!» В этот период ребенок много бегает, он осваивает пространство.

Фломастеры бегают по листочку. Ребенок осваивает пространство-лист, чувствует его край и учитывает это в своих графических действиях. «То, что я делаю, я делаю хорошо.

Я знаю, как надо!» У ребенка формируется важное композиционное чутье.

Период развитых каракулей — сенситивный период для выстраивания композиции расположения предметов на листе. Развитые каракули — это свобода! Рисование тесно связано с телом, с физическим движением. Давайте ребенку возможность много двигаться.

Обратите внимание

Развитые каракули – это стадия интерпретаций своих рисунков, это переход к изобразительному рисованию. Ребенок в бесформенных изображениях начинает видеть смысл. В 2,5-3 года, по словам Марии Осориной, совершается революция.

Ребенок обнаруживает, что его линии, точки, кружочки на что-то похожи. Они могут быть чем-то и что-то значить именно для него. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования.

Все эти кружочки, пятна становятся элементами графического языка, при помощи которых ребенок начинает изображать человека, животных и даже абстрактные идеи.

Подчеркнём, что несовершенство графических форм не мешает ему говорить на графическом, изобразительном языке. На этом этапе ребенку важно нарисовать все, что он хочет. Это как магический акт: «встань передо мной, как лист перед травой!». И здесь он проделывает огромную интеллектуальную работу, он учится видеть необходимые и достаточные признаки персонажа: человека, животного, предмета.

Многие специалисты отмечают, что застенчивость взрослых людей, такая как страх выразить себя, начинается именно здесь. Ребенок уже подрос. Взрослые еще больше хотят, чтобы что-то уже конкретное появлялось в его рисунках, и часто взрослые дают оценку рисунку, а для ребенка это оценка его самого.

У ребенка уже закладывается самооценка, он ее формирует из обратной связи значимых взрослых. Детские рисунки хорошо бы принимать также, как мы принимаем ребенка — безусловно.

Рисование для него должно быть радостью! И даже каракули нужно вешать на стену, любоваться ими и показывать с гордостью друзьям и знакомым.

Паутина,где ползает паук. 3 года

Солдаты, которые победили паука. 3 года

На этом этапе мама может дать несколько ручек, карандашей, мелков и листы разной формы: круглые, маленькие, большие, треугольные, овальные. Мы знакомим ребенка с кистью и красками: гуашью, акварелью. И именно на этой стадии ребенок приносит вам рисунок и говорит: «Смотри — это машина едет, дождь идет, комары летают и т.д.».

Важно

На этой стадии важно не давать своих ассоциаций: «Это волк, ежик, заяц?». Оценки также не даем: «Как похоже, молодец!». Можно сказать:»Как мне нравится твой заяц!»

Что еще важно? В период хаотических и циркулярных каракуль дать ребенку вволю наиграться с материалами: трогать, размазывать, хлопать, рисовать на своем теле.

Знакомство с красками, 2 года

Итак, ребенок примерно с 1 года до 3 лет проходит несколько стадий доизобразительного рисования:

  • Следы
  • Власть над движением
  • Поиск смысла в нарисованном рисунке
  • Желание изобразить что-то

Марина Озерова в своей книге напоминает, что ребёнок рисует ощущение и отношение к предмету. На создание изображения влияет двигательный канал восприятия. Ребенок рисует, опираясь не на зрительный образ, а на тактильные и двигательные  впечатления. В процессе развития образного мышления важно давать ребенку самому создавать свои рисунки.

Если мы даём готовые шаблоны, изображения, предметы, то мышление у дошкольника не генерирует свои образы, мы помогаем ребенку формировать шаблонное мышление.

Рисование — это не просто популярный вид деятельности. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств.

У ребенка до 6-7 лет речь развита не настолько хорошо, чтобы он смог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует.

Рисование дает детям шанс выразить состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.

Рисование связано с психическими функциями ребенка: с воображением, восприятием, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку упорядочить представления о мире.

Надо помнить, что в рисовании ребенок использует опыт, приобретенный в другой деятельности.

Совет

Чем лучше ребёнок играет, активно познает окружающий его мир — тем лучше он рисует (не значит, что правильно изображает предметы, создает их похожими, а значит, что проходит качественно стадии развития детского рисунка, осваивает изобразительный язык).

Желаю вашим деткам рисовать с удовольствием!

Приглашаем вас на тренинг «Секреты детских рисунков»
УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ!

Статья написана по материалам Марии Осориной, Марины Озеревой, Елены Макаровой, личных наблюдений меня и моего супруга, прекрасного художника-педагога, Михаила Лейкина.

Книги, которые вдохновляют на творчество с детьми:

1. Марина Озерова «О детском рисовании»

2. Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»

3. Елена Макарова «Как вылепить отфыркивание»

Хотите получить в подарок запись вебинара «От каля-маля до шедевров!» и стать экспертом по сопровождению детского рисования? Заполните форму, и через несколько минут он придёт к вам на почту!

Источник: http://risuem-i-igraem.ru/kak-risovat-ot-1-goda-do-3

Ссылка на основную публикацию