Логические головоломки красноухова — воспитание и игры

Красноухов Владимир Иванович

Красноухов Владимир Иванович родился 14.08.1944г. в г.Курск. По окончании Курской средней школы № 47, поступил и в 1967 окончил Тульский политехнический институт по специальности – инженер-конструктор летательных аппаратов. По распределению был направлен в г.

Климовск Московской области в Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения. Здесь на протяжении многих лет он занимался математическим моделированием сложных систем.

В 1977 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Обратите внимание

Владимир Иванович автор более 100 головоломок и имеет более 40 патентов на изобретения. Головоломки Красноухова выпускают по его лицензиям в США, Японии, Испании, Нидерландах, и используются в процессе обучения детей в школах этих стран.

В.И.Красноухов – непременный участник международных чемпионатов и мировых форумов изобретателей головоломок. Член Нидерландского клуба головоломок, победитель всесоюзного «Конкурса мирной игрушки» в Ленинграде (1989), призёр Международного конкурса «Мирной игрушки» в Варшаве.

Победитель Всероссийского конкурса «Инновационная игрушка» (2010), лауреат Всероссийского фестиваля «Мир игры» в номинации «Педагог играющий» (2010). Почётный член Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Член Экспертного Совета МОО «Экспертиза для детей». Каждый год проводит в г.

Курске областной конкурс головоломок среди школьников в Центре технического творчества учащейся молодёжи. Регулярно печатается в журналах «Наука и жизнь», «Смекалка», «Левша» и др. Награждён орденом Почёта и Почётным знаком Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

Среди его друзей есть такие  специалисты с мировым именем в области головоломок,  как  Джерри Слокум из США, Вил Страйбос из Нидерландов, наш соотечественник Анатолий Калинин.

Владимир Иванович не просто придумывает головоломки. Он старается приобщить к их разгадыванию как можно большее количество людей.  Ведь во многих странах мира любят решать  задачи на сообразительность.

Досадно, что  в России, стране, по мнению Владимира Ивановича,  самых сообразительных людей, это занятие не столь популярно. А ведь разгадывание головоломок  улучшает память, способствует развитию аналитического мышления,  моторики рук.

В конце концов,  головоломка – это наглядная демонстрация  законов физики.

В  коллекции изобретателя около четырёх тысяч головоломок, более сотни из них он придумал сам.  Причём, у каждой  есть своя история или повод для создания. Так головоломку «Кладезь мудрости» он придумал специально для съезда головоломщиков, который состоялся в Сан-Франциско в 1997 году.

Важно

На её  лицевой стороне изображён разворот книги. В полосках-окошках находятся части русских пословиц: с одной стороны — начало, с другой – продолжение. Нужно составить правильный текст пословицы.

При этом в процессе решения образуется ещё множество вариантов высказываний типа: «Близок локоток – гуляй смело», «Куй железо – людей насмешишь».

Такую головоломку Владимир Иванович сделал и на английском языке с использованием местного колорита, что привело в восторг американских участников встречи.

Механическую головоломку «Петля Ориона» он придумал ещё в 1982 году вместе со своим сыном Денисом.

Тогда  космонавты Валентин Лебедев и Анатолий Березовой отправились в  рекордный по длительности (211 суток)  полёт на космической станции «Салют-7». В газете «Пионерская правда» были опубликованы условия конкурса на лучший сувенир для покорителей Космоса. Сын В.

Красноухова Денис предложил отцу придумать для космонавтов занимательную головоломку. Так на свет появилась «Петля Ориона». В ЦУПе занимательную механическую задачку признали лучшим подарком и на транспортном корабле «Прогресс» отправили её на борт станции.

Уже после окончания полёта космонавт №2 Герой Советского Союза Герман Степанович Титов в торжественной обстановке вручил Денису Красноухову Почётную грамоту.

Однажды, за две недели до выборов президента РФ Антонина Цицулина подарила В.В.Путину головоломку В.И. Красноухова:

— Это российское изобретение, изготовленное, к сожалению, в Китае. Вы сможете ее разгадать, там очень красивое решение!

— Только вашей головоломки мне и не хватало, — ответил премьер-министр.

— Головоломки этого человека находятся во многих музеях мира, — расхваливала Красноухова Цицулина.

— Вы хотите, чтобы я совсем с ума сошел? — пошутил Владимир Владимирович.

Совет

Во всех инструкциях к своим задачкам Владимир Иванович непременно пишет: «Для детей от 6 до 99 лет». Он вполне искренне полагает, что решение головоломок является увлекательнейшим  занятием, как для малышей, так и для взрослых.

Ему самому любовь к головоломкам привили в детстве родители. Отец был столяром по профессии и сам мастерил своим детям деревянные игрушки, которые представляли из себя самые настоящие головоломки, а мама называла их «мороками». По вечерам большая, дружная семья (у В.И.Красноухова три брата и три сестры) собиралась вместе, чтобы разгадать очередную «мороку».

Недавно в городском историко-краеведческом музее прошла выставка головоломок Владимира Ивановича.

Выступая на её открытии, он  признался  посетителям экспозиции в том, что для него  «мучительное счастье» придумывать свои задачки: когда после долгих раздумий,  точных расчётов, сложных манипуляций и работы с инструментом на свет появляется очередная головоломка, которая принесёт людям, взявшимся за её разгадывание, немало  увлекательных минут.

Ниже представлены некоторые головоломки этого мастера:

Арена

Акибахара

Астра

Башмаки

Бермудский треугольник

Чёрный квадрат-2

Буридан

Сыр в мышеловке

Декарт

Курочка ряба

Хворост в мешке

Красный круг

Нелёгкие манёвры

Невозможное возможно

Пентапарадокс-21

Прокруст

Пятый лишний

Упрямоугольник-8

Шестигранник

Птица в гнезде

Недетские кубики

Брусочки

Бутылочка

Курский кубик

Яйцо

Морской конёк

Пума

Замок

Теремок

Трёхцветные кони

Супер-Тройка

Упрямые черепашки

Женихи и невесты

Звёздочка

Белоснежка и семь гномов

Циферблат

Ни то ни сё

Домино отшельника

Кошки мышки

Фоторобот

Рыболов

Морское путешествие

Протон-М

Чижики

Медвежонок

Художник

Тик-Так

Счастливая семёрка

Ёжик в клетке

Разбитое сердце

Молекула

Проволочные головоломки

Источник: http://puzzlepedia.ru/krasnoukhov.html

Логические головоломки

В закрытой комнате на чердаке висят три лампочки. Три выключателя к трём лампочкам – внизу, на первом этаже. Можно щёлкать выключателями сколько угодно, и можно оставить их в любом положении. Но после этого разрешён только один поход наверх, чтобы определить, каким из выключателей включается каждая лампочка.

Ваш последний мячик для настольного тенниса закатился в трубу, вертикально заделанную в цементный пол на 30 см в глубину. Труба лишь чуть шире, чем мячик. В вашем распоряжении имеются только ракетка для настольного тенниса, шнурки от ботинок и пластиковая бутылка с питьевой водой (бутылка шире отверстия в трубе).
Как достать теннисный шарик, не повредив его?

Каждое утро один человек спускается на лифте с десятого этажа, где находится его квартира, и идёт на работу. Когда он возвращается с работы в дождливые дни, или если в лифте с ним находятся другие люди, он едет на свой 10-й этаж.

Во всех остальных случаях он поднимается на лифте только до 7-го этажа и оставшийся путь идёт по лестнице пешком.
Пожалуй, это одна из самых популярных и любимых загадок, требующих нестандартного мышления – настоящая классика.

Существует множество возможных объяснений странному поведению человека в лифте. Однако только один ответ по-настоящему удовлетворителен.

Вы бросили мяч, и он прилетел к Вам назад, ни обо что не ударившись на своём пути и не попав к кому-либо в руки.
Как вам это удалось?

Эта задачка позаимствованна из рубрики занимательных задач, опубликованных Мартином Гарднером в журнале «Сайнтифик американ» (“Scientific American”). В комнате нет никаких железных предметов, кроме двух металлических стержней, один из которых – магнит.

Как определить, который из стержней — магнит?

Подвесьте железные стержни на веревочке и посмотрите, который из них развернется и сориентируется на север (ну или подвесьте стержни по отдельности). Гарднет предлагает ещё один вариант решения: возьмите один из стержней и дотроньтесь его концом до середины второго стержня. Если они притягиваются, то у Вас в руке магнит.

Обратите внимание

У настоящего магнита полюса будут расположены на концах, а не посередине. Именно поэтому если взять железный стержень и дотронуться его концом до середины магнита, они притягиваться не будут. Этот вариант работает при условии, что полюса магнита расположены на его концах.

Если же полюса магнита расположены по всей его длине, данный способ решения несколько затруднителен тем, что в таком случае один железный стержень следует вращать вокруг своей оси и в то же время удерживать один из концов второго стержня у середины первого. Если вращающийся стержень – магнит, сила притяжения будет меняться по мере его вращения.

Если же вращающийся стержень не является магнитом, сила притяжения постоянна (если, конечно, Вы сумеете аккуратно удерживать их в постоянном положении относительно друг друга).

На квадратном острове стоит квадратный замок, окружённый по всему квадратному периметру глубоким рвом шириной в десять метров.

Из-за досадного просчёта, в распоряжении у армии, пришедшей штурмовать замок, имеются перекидные мосты длиной всего лишь девять с половиной метров каждый.
Как же решить проблему перехода через ров?

В пробирку посадили микроб ровно в 12 часов дня. Каждую минуту микроб делится на два таких же микроба, те, в свою очередь, через минуту тоже делятся, и т.д..
В 12:43 после полудня пробирка была наполовину заполнена. Когда пробирка будет заполнена целиком?

Шейх приказал своим двум сыновьям оседлать верблюдов и гнать на них через пустыню в один удалённый город. Чей верблюд прийдёт к финишу последним, тот и будет приемником шейха и получит всё его наследство.

Два дня сыновья бродили по городу, не зная, что делать. Наконец, они обратились к мудрецу, который дал им совет. После этого молодые люди вскочили на верблюдов и изо всех сил погнали через пустыню.

Что посоветовал мудрец?

А вот старинная логическая задачка. Один рассеянный древний философ забыл завести единственные в его доме часы. Когда часы остановились, философу не от куда было узнать время.

Важно

У него не было ни радио, ни телевизора, ни телефона, ни интернета… Тогда философ отправился пешком к другу, который жил всего в нескольких километрах от него. Там он и заночевал.

А на следующий день философ вернулся домой и установил на часах правильное время.

Каким образом он определил время?

Три магистра заспорили, кто из них умнее. Чтобы разрешить спор, пришлось позвать главного магистра, который предложил следующий тест: «Пусть все завяжут глаза, а я нарисую каждому на лбу либо красную, либо синюю точку. Когда я сниму ваши повязки с глаз, каждый, кто видит хоть одну красную точку, должен поднять руку.

После этого вы должны угадать, какого цвета точка у вас на лбу. Кто первый угадает – тот и умнее!» Магистры послушно завязали глаза, и главный магистр нарисовал каждому на лбу пятно красной кисточкой. Сняв повязку, все три конкурента подняли руку, как им и было предписанно. После этого они задумались.

Читайте также:  Математика для дошкольников. вычитание и сложение. - воспитание и игры

Наконец один сказал: «У меня на лбу красная точка.»

Как он угадал?

Выигравший магистр, должно быть, рассуждал следующим образом: руки подняли все трое из нас, и я вижу две красные точки, таким образом на мне либо синяя, либо красная точка. Если бы на мне была синяя точка, то два других магистра видели бы одну красную и одну синюю точку.

Тогда если какой-либо из них видит мою синюю точку, и каждый из них поднимает руку, то они видят красные пятна на друг друге, но они продолжают молчать и руки не поднимают (а им, не забываем, ума не занимать), а это значит, что предположение о синем пятне на моем лбу неверно – у меня краное пятно.

Иными словами, каждый из нас (назовем нас буквами A, B, C(С-это я)) поднял руку, что означает, что каждый из нас видит хотя бы одно красное пятно на лбу другого.

Если у С на лбу синее пятно, то А и В видят, во-первых, что у всех руки подняты, во-вторых, видят одно красное пятно (иначе бы они руку не поднимали), и в-третьих, видят одно синее пятно (на лбу у С, то есть у меня).

Следовательно, А и В будут оба рассуждать следующим образом: если у двух других магистров руки подняты, а я вижу одну красную и одну синюю точку, тогда магистр с красной точкой на лбу поднял руку, потому что он где-то видит красную точку, а это может только означать, что он видит красную точку на мне, то есть у меня на лбу красная точка. Но ни А, ни В ничего не говорят, а значит они не уверены так, как если бы они были уверены в правильности своих предположений, если бы они увидели на моем лбу синюю точку. Если они не видят на моем лбу синюю точку, значит они должны видеть там красную точку.

Следовательно, у меня на лбу красная точка.

Два магистра, проигравшие соревнование с пятнами на лбу, пожаловались, что победитель замешкался с поднятием руки и, таким образом, сбил их с толку. Уязвлённый главный магистр пообещал придумать такое новое испытание, чтобы никто не мог пожаловаться на неравные шансы. Он показал троим конкурентам 5 колпаков – 2 белых и 3 чёрных.

После этого он выключил в комнате свет, надел на голову каждому магистру по колпаку и спрятал два оставшихся. Однако прежде, чем он успел включить свет, один из конкурентов закричал: «Я знаю, какой на мне колпак!» И назвал свой колпак правильно. Так получилось, что это оказался тот же магистр, который выиграл и первый турнир.

Как он угадал?

Важным моментом в этой задачке является тот факт, что у всех магистров были одинаковые шансы на выигрыш.

Совет

Если бы одному из них одели черный колпак, а двум другим по белому колпаку, то магистр в черном колпаке моментально догадался бы о том, какого цвета на нем колпак (в то время как другие два магистра еще бы долго ломали голову). Поэтому один черный и два белых колпака не дают магистрам равных шансов.

Если же задействовать два черных и один белый колпак, то у магистров в черных колпаках будет преимущество.

Увидев один черный и один белый колпак на головах двух сидящих напротив магистров и предположив, что на нём самом сейчас белый колпак, магистр будет ожидать моментальной реакции от того, кто в черном колпаке, следуя логике предыдущей задачки.

Но если оба магистра в черных колпаках молчат – значит они, каждый сам по себе, постепенно догадаются, что на них черный колпак. В то время как магистр в белом колпаке будет обречен на вечные раздумья, видя перед собой обоих магистров в черных колпаках. Поэтому такой расклад также не дает магистрам равных шансов.

Получается, что единственный способ предоставить всем трём равные шансы – это одеть на них одинаковые черные колпаки. Надеюсь, это понятно.

Эта головоломка немного сложнее. Главный магистр показал 3-м своим ученикам A, B и С 8 разноцветных марок – 4 зелёных и 4 красных. После этого он наклеил каждому на лоб по две так, чтобы ученик знал, какие марки у других, но не свои.

Оставшиеся 2 марки главный магистр спрятал в карман, и никто не видел, какие именно марки он спрятал.

После этого главный магистр задавал A, B и С по очереди один и тот же вопрос: «Знаешь ли ты цвет своих марок?» И он получил следующие ответы: А: «Нет» В: «Нет» С: «Нет» А: «Нет» В: «Да»

Какого цвета были марки у В и у двух других магистров?

Магистр В рассуждал следующим образом: «Допустим, у меня красная-красная. Тогда на втором круге магистр А подумал бы: «Я вижу на магистре В красную-красную. Если у меня тоже красная-красная, то все красные марки бы на этом закончились, и магистр С сразу бы понял, что на нем зелёная-зелёная. Но магистр С ничего не сказал, а значит у меня не красная-красная. Положим, у меня зелёная-зелёная.

Обратите внимание

В таком случае магистр С сразу бы понял, что если на нем красная-красная, то я бы увидел четыре красных и сразу бы ответил еще на первом круге, что на мне зелёная-зелёная. С другой стороны, если на магистре С тоже зелёная-зелёная [Предполагается, что магистры А и С могут видеть друг друга. Ну так, на всякий случай напомню…

], тогда магистр В увидел бы четыре зеленых и на первом же круге сразу бы ответил, что на нём красная-красная. Следовательно, магистр С понял бы, что если на мне (магистре А) зелёная-зелёная, а на магистре В красная-красная, и ни магистр А, ни магистр В не смогли ответить на вопрос на первом круге, то на магистре С зелёная-красная.

Но магистр С к такому выводу не пришел, поэтому вариант зелёная-зелёная на моём лбу отпадает. А если у меня не может быть ни красная-красная, ни зелёная-зелёная, значит у меня остается только вариант зелёная-красная.»» Магистр В продолжил свои рассуждения: «Но магистр А не ответил, что у него на лбу красная-зелёная, так что моё предположение о том, что у меня на лбу красная-красная, неверно.

На этом же основании я могу сделать вывод о том, что на мне не зелёная-зелёная. Тогда остается только одно – на мне красная-зелёная.» Таким образом, на магистре В были красная и зелёная марки. О том, какие марки были у других магистров, мы точно сказать не можем.

(На самом деле при решении этой задачки можно пойти с конца и догадаться,что у того магистра, который ответил, что знает, какие на нём марки, должно было созреть такое решение, которое сработает, если сочетание марок будет смешанным, то есть красная-зелёная.)

Воинствующее индейское племя взяло в плен трёх бледнолицых. По старинному обычаю, пленным был предложен тест. Вождь показал им 5 головных повязок – 3 белых и 2 красных. Пленным завязали глаза, надели на головы повязки, выстроили их друг за другом, затылок в затылок, и развязали глаза.

Поледний в строю видит повязки на двух стоящих впереди него товарищах, второй – повязку первого, а первый не видит никого. По правилам, пленникам даётся только одна попытка угадать цвет своей повязки.

Эту догадку может озвучить любой из них, и, если он угадает цвет своей повязки, то всех троих отпустят на свободу. К счастью, все трое оказались студентами академии логических наук, и им не составило труда с достоинством выдержать этот тест.

Через несколько минут тишины стоящий спереди сказал: «Я знаю, какого цвета на мне повязка. Она …»
Какого цвета была его повязка, и как он догадался?

Стоящий спереди (тот, который не мог видеть головные повязки стоящих за ним товарищей) размышлял следующим образом: стоящий последним молчит, что означает, что он затрудняется дать ответ – следовательно, он видит как минимум одну повязку белого цвета.

Важно

Тот, что стоит посередине, тоже молчит, прекрасно понимая то, что видит перед собой последний (судя по молчанию последнего). «Если бы на моей голове была красная повязка, то тот, кто стоит позади меня, точно бы знал, что на его голове белая повязка. Но все молчат. А следовательно, у меня на голове не красная повязка, а белая.

«

На ёлке среди других игрушек висят четыре ангелочка A, B, C и D с нимбом над головой. Анелочки знают, что два из них имеют золотой нимб и два – голубой. Каждый из них может видеть только то, что находится внизу, и не видит даже свой собственный нимб.

А сидит на самом верху, под ним висит В, ниже С, а D в самом низу скрыт ото всех других густыми ветвями ёлки так, что другие ангелочки его даже не видят.
Кто из ангелочков может первым угадать и произнести во всеуслышанье цвет своего нимба?

Логические Загадки >>

Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем. Альберт Эйнштейн

Источник: http://brainden.com/golovolomki/logic-puzzles.htm

Логические игры для детей 4-5 лет

Сложно найти родителей, которые не озадачены поиском подходящих игр для своего ребёнка. Хорошо, когда они принимают во внимание  особенности развития детской психики на определённом этапе.

Правильно подобранные логические игры для детей 4-5 лет помогут развить именно те стороны интеллекта, которые на данный момент наиболее нуждаются в стимуляции.

Игровой материал для развития логики должен быть разнообразным. Это не только обязательные домино и лото, существует масса интереснейших игр, которые без труда увлекут малыша. А главное, такие занятия принесут не только радость, но и неоценимую пользу. То, что будет заложено в ребёнка в раннем возрасте, обязательно вернётся успехами в будущем.

Особенности развития мышления детей 4-5 лет

В возрасте четырёх-пяти лет начинается усиленное развитие правого полушария. Это полушарие отвечает за синтез информации, умение анализировать и сопоставлять данные.

Именно в этом возрасте закладываются предпосылки для успешного освоения математики, письма, чтения.Начинается этап понимания и принятия окружающей действительности.

Важно обеспечить ребёнку максимально полное сенсорное развитие.

Это игры с задействованием как можно большего количества разнообразного материала – как для тактильного развития, так и для обонятельного, вкусового и визуального опыта.

Читайте также:  Летние месяцы - август - воспитание и игры

Особенности развития логики детей 4-5 лет

Логика в этом возрасте претерпевает бурное развитие. Благодаря усиленному восприятию внешнего мира через органы чувств, ребёнок начинает сравнивать, анализировать, сопоставлять увиденное, услышанное, то, что он трогал, ощущал.

Основные операции, доступные логике ребёнка (4-5 лет):

  • сравнение – умение находить схожесть и отличие у окружающих объектов;
  • анализ – позволяет выделять из объекта определённые части, объединять предметы в группы;
  • синтез – способность воссоздавать объект из его частей;
  • классификация – способность разделять предметы по определённым характеристикам, объединять их в группы

Виды игр, развивающих логику для детей 4-5 лет

Игры, развивающие логику, условно можно разделить на несколько групп. Это:

  • Дидактические игры. Другими словами, это настольно-печатные игры. Они включают в себя задания на поиск соответствия, пары, группировки предметов по общему признаку. Сюда можно отнести и пазлы, наборы для составления последовательностей, графические игры.
  • Развивающие игры. Те игры, которые усложняются со временем, т. е. после усвоения ребёнком первых уровней.
  • Речевые игры. Влияют развитие речи, логического построения предложений, рассказов, историй.

Деление на группы игр очень условно, потому как многие свойства перекликаются между собой. Так, способность синтезировать информацию одинаково хорошо тренируется и при создании домика из картонных деталей, так и при сборке пазла.

В первую очередь такие игры направлены на развитие логики у ребёнка, кроме того, большинство из них подготавливает руку к письму. Привлекательны эти задания тем, что выполнены они без лишних деталей и красок, это не отвлекает от игры.

Существует масса разновидностей графических игр:

  • лабиринты  – задача провести линию от пункта А в пункт Б, от белочки к орешкам, от крота к норке и т. д.;
  • обведи по линии – нужно провести карандашом по линии, в результате чего получится картинка, фигура;
  • заданияна нахождение отличий между предметами, картинками;
  • «дорисуй» – где нужно дорисовать недостающие части;
  • другие задания, выполненные в несложной графической форме.

Предлагаем вам несколько графических игр. Распечатайте игры, и предложите ребёнку. Возможно, какие-то из заданий покажутся сложными – тогда их лучше отложить. Помните – не нужно торопить ребёнка, всё должно идти своим чередом.

Речевые игры на развитие логики

Речевые игры на логику, это своего рода загадки. Даётся информация, с которой ребёнок уже хорошо знаком, на её основе он должен сделать выводы и дать ответ. Такие игры помогают тренироваться в нахождении решений, учат анализировать, вычленять важную информацию. Особое влияние оказывают такие задачи на развитие речи.

Составить речевую загадку не так сложно, если за основу взять хорошо известную ребёнку книгу. Это может быть «Колобок», или «Мешок яблок» В. Сутеева или «Путаница» Чуковского.

Главное, чтобы сюжет был знаком и интересен. Остаётся только применить фантазию. Лучше, если в самом начале вопросы будут наводящими, подталкивающими к ответу.

Далее задачи можно усложнять, задавать вопросы, ответа на которые в произведении нет.

Не стоит забывать и о таких играх как «Съедобное-несъедобное». Примечательна такая игра тем, что в неё можно играть и во время прогулки, или поездки на машине. Родитель называет какой-то объект, а ребёнок должен сказать, можно это есть или нет.

Обычные загадки являются отличным тренажером для развития логики. Возможно, поначалу потребуется помощь родителя. Но стоит только понять суть, как дети начинают щёлкать их одну за другой. Но стоит всё же помнить о том, что предмет игры должен быть знаком.

Настольные логические игры

Блоки Дьенеша

Игра состоит из 48 фигур, отличающихся по цвету, форме и размерам. Игры с блоками – это начальная подготовка к освоению математики. В процессе осваиваются такие навыки, как составление целого, сравнение, классификация и многое другое. Тренируется внимательность, память, фантазия. Развивается логика и мышление.

Удобно использование блоков тем, что к ним создано несколько альбомов различного уровня сложности, это помогает родителям правильно использовать игру.

Палочки Кюизенера

Одна из самых универсальных настольных игр. Это и счётный материал, и развитие абстрактного мышления, и логика, и синтез, и анализ и многое другое. Такого рода материал позволяет адаптировать понятия для более простого понимания их детьми.

Доступно более 50 игр с использованием палочек Кюизенера. Самое простое, это раскладывать палочки по удлинению, цвету. По мере усложнения заданий, можно предложить ребёнку составить из палочек домик, поезд. Предложить ребёнку запомнить расположение палочек, затем убрать одну из них и спросить какая исчезла.

Как играть с палочками Кюизенера. Видео

Пазлы. Лото. Домино

Не стоит забывать о всевозможных пазлах, которые отлично тренируют логику. В возрасте 4-5 лет можно смело предлагать наборы от 20 деталей и больше, в зависимости от степени знакомства ребёнка с этим видом игр. Лото и домино набирают актуальность к этому возрасту. Выбор тематики зависит от предпочтений ребёнка.

Игры-головоломки

К такому роду игр относится танграм. Это китайская игрушка, созданная очень давно, но неизменно пользующаяся популярностью из года в год. Состоит она всего из семи деталей, из которых можно составить сотни картинок! Можно фантазировать и придумывать образ самостоятельно.

Танграм развивает внимание, мышление, логику. Что бы выполнить задание придётся запустить механизмы анализа, синтеза, сопоставления. Такой тренажёр для мозга в виде логической игры можно отнести к разряду обязательных.

Книги с играми для развития логики

«Ребусы, игры, головоломки: Задания на развитие логики. 4-5 лет» из серии «Папка дошкольника». В книге присутствует огромное количество заданий, направленных на развитие логики. Кроме всего прочего, с помощью этой книги малыш научится разгадывать ребусы.

«Логика. Лабиринты и схемы»Книга, по сути, является рабочей тетрадью, по которой ребёнок занимается вместе с родителями. Внутри множество всевозможных заданий: лабиринты, дорисуй картинку, найди отличия, скажи, что дальше и многое другое.

Пониматика от Елены Ардашировой. Пособие для подготовки освоения математики. Книга учит сортировать объекты, группировать их. Искать повторяющиеся части рисунков, продолжать узоры – это далеко не все игры, которые ждут на страницах тетради.

Логика: Задания на развитие логического мышления. С книгой вы получаете полтора десятка листов, с размещёнными на них заданиями. Задания включают в себя все необходимые варианты для гармоничного развития логической составляющей.

Онлайн игры на развитие логики

Современный мир немыслим без наличия в нём компьютеров. Познакомить ребёнка с ним можно с помощью увлекательных логических игр. Такое общение не принесёт вреда, а малыш удовлетворит своё желание поработать за машиной.

Обучающая игра «Чьи следы». В игре требуется определить какое животное оставило след. Выбирать нужно из предложенных вариантов.

Паровозик помогает Зайцу. Учим цвета и фигуры. Очень красочная игра для изучения и закрепления основных цветов и фигур.

Лишние предметы. Простая игра на классификацию, выделение предмета, отличающегося по свойствам. Отличный тренажёр для логического обобщения и выделения.

Заплатки. В игре предлагается подобрать части картинки и подставить их в пустующие места. Задание усложняется тем, что «заплатки» предложены в нескольких вариантах и схожи между собой.

Собери картинку — это вариант электронного пазла. Учит анализировать, синтезировать.

«Меньше-больше». В игре нужно разложить карточки с изображениями от маленького к большему.

Найди отличия. Он-лайн игра, в которой требуется найти отличия между картинками. При успешном выполнении программа обязательно похвалит смышлёного малыша.

Компьютерные игры для развития логики

Чтобы поиграть в развивающую логику игру на компьютере необязательно иметь постоянный доступ в интернет. Некоторые игры можно скачать и установить на жёсткий диск.

Всезнайка: обучающая система. Кроме основ чтения и счёта, игра предлагает логические задания, которые так весело решать вместе с Зайкой Всезнайкой и его другом Львёнком Сэмом. Выполняя задания, дети учатся учиться и играть самостоятельно.

Маша и медведь. Развивающие задания для малышей. В сборнике представлено несколько десятков мини-игр с любимыми героями. Небольшие логические задания увлекают с первой минуты. А сюжет заключается в том, что неугомонная Маша требует развлечений, а благодушный Мишка старается ей угодить.

Обучающие игры Том 5.  Сборник не только научит думать, анализировать, мыслить логически, но и подготовит ребёнка к детскому саду, покажет азы рисования, познакомит с английским языком. Качественная анимация и яркие краски сделают обучение увлекательным.

Игры для гаджетов (смартфонов, планшетов)

Он-лайн магазины, в которых можно скачать приложения для смартфонов и планшетов на базе Android, или Apple предлагают огромный выбор игр на для детей. Рассмотрим некоторые из них.

Развить логику можно совместно с полюбившейся многим Свинкой Пеппой. Игра предназначена для установки на андроид и включает в себя череду увлекательных заданий. Нужно подбирать тени под героев мультфильма. Искать пропавших цыплят, собирать зёрнышки, проходить лабиринты и многое другое.

Первые пазлы  предлагает Андроид Маркет. Тематики хорошо знакомы детям: ферма, аквариум, сад. Нужно подбирать «вырезанные» кусочки картинки и вставлять их на свои места, составлять картинку из разрезанных кусков.

Обладатели айфонов могут порадовать своих детей Сборником головоломок. Яркие качественные картинки очень нравятся детям. В основе – пазлы, для выполнения задания придётся задействовать сопоставление.

Современный мир предлагает огромное количество игр на развитие логики у детей 4-5 лет. Мы рассмотрели лишь некоторые частные примеры, которые помогут понять, на что ориентироваться при выборе занятий для ребёнка. Дети так быстро растут и так много всего нужно успеть, чтобы они смогли вырасти сообразительными, умными, способными быстро принимать решения.

Совет

Игра для ребёнка – вся жизнь. Именно через игру формируются базовые навыки понимания мира, общения, мышления. Давайте играть в хорошие игры!

Источник: http://ProfyMama.com/razvivalochka/logika/logicheskie-igry-dlya-detej-4-5.html

Изобретатель Владимир Красноухов: «Головоломки учат решать проблемы»

Изобретатель развивающих игр и кандидат технических наук Владимир Красноухов провел лекцию в Музее занимательных наук «Экспериментаниум», на которой раскрыл секреты самых увлекательных и сложных механических головоломок. Сетевое издание M24.ru провело онлайн-трансляцию занятия.

Владимир Красноухов (р. 14 августа 1944 г.) — инженер-конструктор, кандидат технических наук, почетный член Российского общества изобретателей, награжден орденом Почета.

Родился в Курске, после школы поступил в Тульский политехнический институт, по окончании которого в 1967 году был направлен по распределению в Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения в городе Климовске Московской области. В НИИ занимался математическим моделированием сложных систем.

На сегодня Владимир Красноухов более известен как изобретатель игр-головоломок, в арсенале автора уже более 40 патентов.

По лицензии они выпускаются в США, Японии, Испании, Нидерландах, где используются для обучения детей в школах.

Головоломка «Петля Ориона», изобретенная Красноуховым, побывала на орбитальной космической станции «Салют-7», где космонавты Лебедев и Березовой использовали ее для психологической разгрузки.

Владимир Красноухов является членом Нидерландского клуба головоломок, победителем всесоюзного «Конкурса мирной игрушки» в Ленинграде (1989), призером Международного конкурса «Мирной игрушки» в Варшаве.

Обратите внимание

Ежегодно проводит областной конкурс головоломок среди школьников в Курске, в молодежном Центре технического творчества. Печатается в журналах «Наука и жизнь», «Смекалка», «Левша» и других.

Также Владимир Красноухов – владелец коллекции головоломок из разных стран мира, которая насчитывает около 4 тысяч образцов.

«Экспериментаниум» — музей занимательных наук, где посетители могут принять непосредственное участие во всевозможных опытах и экспериментах. Музей был открыт в 2011 году для увлекательного изучения законов точных наук и явлений природы.

Читайте также:  Учимся читать играя. часть вторая. - воспитание и игры

Более 250 интерактивных экспонатов музея рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируют оптические иллюзии, головоломки и другие научные открытия и изобретения.

Коллекция экспонатов музея постоянно пополняется, разрабатываются новые образовательные и развлекательные программы.

Имена и определения, упоминавшиеся в выступлении

Ирина Новичкова — индивидуальный предприниматель, руководитель компании «Планета Головоломок». Фирма производит логические игры-головоломки из дерева и пластмассы, в основном это авторские разработки Владимира Красноухова, Ирины Новичковой и других изобретателей.

В ассортименте около 100 наименований головоломок, в том числе из древесины твердых пород: дуба, бука, ясеня. Ряд разработок используется педагогами Испании, США, Нидерландов, а некоторые были опробованы в ходе Чемпионатов России и Чемпионата мира по пазлспорту, региональных соревнований, международных интеллектуальных фестивалей.

Нидерландский клуб головоломок (The Nederlandse Kubus Club) основан в 1981 году. Объединение энтузиастов — любителей головоломок — началось с изобретением кубика Рубика в начале 1980-х. Членами клуба являются поклонники логических игр со всего мира.

Раз в год, в первую субботу октября, они встречаются на Нидерландском Дне головоломок, где проходят лекции и мастер-классы по решению головоломок. Также все участники объединения регулярно получают рассылку бюллетеня с новостями в мировой индустрии головоломок.

Условием вступления в клуб является ежегодный денежный взнос.

Евклид (ок. 300 г. до н. э.) — древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения об Евклиде крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в III в. до н. э.

Евклид был первым математиком Александрийской школы. Его главная работа «Начала» содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвел итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент ее дальнейшего развития.

Также Евклид — автор работ по астрономии, оптике, музыке.

Флексагон (от лат. flectere — складываться, гнуться) — головоломка, сложенная из бумаги, обладает занимательными математическими свойствами. Создана в 1939 году математиком Стоуном.

Важно

При складывании флексагона становятся видны поверхности, которые ранее были скрыты в конструкции флексагона, а прежде видимые поверхности уходят внутрь. Головоломки этого вида обычно имеют квадратную (тетрафлексагоны) или шестиугольную (гексафлексагоны) форму.

Для различения плоскостей на секторы флексагона наносят цифры, буквы, элементы изображения или просто окрашивают в определенный цвет.

Планиметрия (от лат. planum — «плоскость», др.-греч. μετρεω — «измеряю») — раздел евклидовой геометрии, изучающий двумерные (одноплоскостные) фигуры, то есть фигуры, которые можно расположить в пределах одной плоскости. Первое систематическое изложение планиметрии дал Евклид в своем труде «Начала».

Кинематика (от греч. κινειν — «двигаться») в физике — раздел механики, изучающий математическое описание (средствами геометрии, алгебры, математического анализа…) движения идеализированных тел (материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальная жидкость), без рассмотрения причин движения (массы, сил и т. д.). Исходными понятиями кинематики являются пространство и время.

Сергей Петрович Капица (1928-2012) — советский и российский ученый-физик, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН. С 1973 года бессменно вел научно-популярную телепрограмму «Очевидное — невероятное». Сын лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы.

Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Декартова система координат — система координат на плоскости или в пространстве, обычно с взаимно перпендикулярными осями и одинаковыми масштабами по осям.

Игорь Лаговский (1922-2013) — советский и российский журналист, писатель, член Союза журналистов России. Главный редактор журнала «Наука и жизнь» (1980-2008).

Совет

Кубик Рубика (разговорный вариант Кубик-рубик; первоначально был известен как «Магический кубик») — механическая головоломка, изобретенная в 1974 году венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрне Рубиком. Представляет собой пластмассовый куб, видимые элементы которого снаружи выглядят как составляющие его 27 кубиков, способные вращаться вокруг трех внутренних осей куба.

Каждая грань состоит из девяти квадратов и окрашена в один из шести цветов, в одном из распространенных вариантов окраски расположенных парами друг напротив друга: красный — оранжевый, белый — желтый, синий — зеленый; но в различных вариантах Кубика Рубика грани окрашиваются в разные цвета совершенно различным образом. Повороты граней позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством различных способов. Задача игрока заключается в том, чтобы «собрать кубик Рубика»: поворачивая грани куба, вернуть его в первоначальное состояние, когда каждая из граней состоит из квадратов одного цвета.

Екатерина Левина

Сюжет:

Источник: https://www.m24.ru/articles/Ehksperimentanium/30012014/36100

Логические игры для детей младшего возраста

Логические игры для детей младшего возраста предназначены для развития логического мышления младших дошкольников. Здесь детям нужно будет уметь определять времена года и подходящую для них одежду, найти домик для каждого животного и дать им нужную еду, помочь повару сварить различные блюда и напитки, подбирая правильные ингредиенты, найти горячее и холодное, и много чего другого…

Все игры развивают логическое мышление самых маленьких детей, приучают их к анализу и обработке полученной информации, учат малышей концентрироваться на конкретной задаче определенное количество времени (чего очень не хватает маленьким непоседам), ну и, конечно, подобные игры замечательно подготавливают детей к школьной поре, когда им очень понадобится и усидчивость, и умение логически мыслить.

Логические игры для детей обязательно должны учить ребенка тому, что он привык видеть в окружающей его среде.

Онлайн-игра «Твердое — мягкое» потренирует умение ребенка различать текстуру окружающих предметов, вспоминая по памяти, какие они на ощупь — с твердой или мягкой поверхностью.

В игре ребенок должен с помощью мыши правильно выбрать, какой из двух предметов является твердым (или мягким, в зависимости от задания).

Логическая игра для детей «Что из чего сделано?» составлена для малышей дошкольного возраста. Здесь ребенок должен правильно определить из какого материала сделаны различные предметы, отвечая на вопросы в игре. Например, «Что сделано из пластика?», «Что сделано из стекла?», «Что сделано из дерева?» и т.д., выбирая при этом правильный ответ из двух предложенных вариантов.

Развивающая игра «Что перепутал художник?» предназначена для детей от 3-х лет. Здесь малыш должен правильно подобрать заднюю часть тела животного к его передней части. На каждую картинку дается несколько вариантов половинок.

Обратите внимание

Если ребенок правильно подберет половинку, то перейдет к следующей картинке. Чтобы листать варианты половинок — просто нажимайте мышкой по второй половинке картинки и она будет меняться.

Эта игра поможет вашим детям не только потренировать свое логическое мышление, но и вдоволь насмеяться, ведь подбирая неправильные части животных, они будут выглядеть очень смешно!

Развивающая онлайн игра для детей «Горячее — Холодное» несомненно понравится вашим детишкам! Здесь ребенок должен сначала выбрать все горячие предметы, а затем все холодные, нажимая на них левой кнопкой мыши.

Чтобы выполнить задание ребенок должен хорошо подумать — к какому предмету ему дотронуться горячо, а к какому — холодно.

Такие логические игры для детей хорошо развивают мышление ребенка, приучая его анализировать и систематизировать информацию.

Онлайн игра «Что тяжелее?» потренирует вашего малыша в умении различать вес предметов. В этой игре ребенок должен выбрать из двух предметов или объектов тот, который тяжелее.

Прежде, чем начать игру, объясните ребенку, что если объект тяжелее, то он не обязательно должен быть изображен в меньшем размере, чем другой.

Например, изображения корабля и кубиков одинаковы по размеру (так как это рисунки), но понять, что тяжелее — ребенок должен логическим путем (как и в других логических играх для детей), вспоминая характеристики этих объектов в реальной жизни.

Логические игры для детей всегда представляют собой определенные задачи на мышление, в которых ребенок тренирует свое умение выстраивать логические цепочки и находить закономерности между различными объектами. Данная игра составлена для малышей с целью закрепления понятий о четырех временах года и их признаках.

Важно

Вначале ребенок должен найти на зимней картинке все объекты, которые не относятся к зиме. А затем ему предстоит пройти небольшой тест: определить по картинке, на которой изображен какой-либо объект или природное явление, о каком времени года идет речь.

После этого нажать на соответствующую кнопку: лето, зима, осень, весна.

Логическая игра «Времена года» предназначена для малышей от 2-3-х лет. В игре вас ждут 2 логических задания для детей.

В первом задании ребенок должен правильно распределить одежду: в желтый квадратик с солнышком сложить все летние вещи, а в голубой квадратик со снежинкой сложить все зимние вещи.

Во втором задании малыш должен правильно распределить картинки на летние и зимние, и сложить их по такому же принципу в соответствующие квадратики (как и в предыдущем задании). Если ребенок с этим справится, то также увидит появившиеся солнышко и снежинку над квадратиками.

Невероятно интересная и красочная логическая игра для детей «Кто где живет и что ест?» подготовлена детским порталом «Чудо-Юдо» специально для малышей от 2-х лет. В этой игре всего 2 логических задания.

В первом задании ребенок должен выполнить логическую задачку на тему «Кто где живет?» и посадить каждого животного в его домик. После того, как животное попадет в свой домик, малыш услышит звук этого животного. Во втором задании малыш должен правильно подобрать каждому животному еду.

Также, как и в первом задании, после каждого правильного ответа, малыш услышит звук конкретного животного.

Эта игра предназначена для развития логики у малышей. В игре ребенку нужно решить 3 логические задачки для детей раннего возраста.

Совет

В первой — помочь мальчику собрать нужные предметы в поход, во второй — помочь Маше выбрать ингредиенты для борща, а в третьей задачке — помочь школьникам подготовиться к школе. Логические игры для детей — это очень важный этап в развитии дошкольника.

Если с самых ранних лет приучать ребенка к мыслительной деятельности в процессе развивающих логических игр, то в последствии школьные задачки не будут представлять для него никакой сложности.

Логическая игра для малышей от 2 до 4 лет «Колобок» — замечательная игра для самых маленьких. Если ребенок ответит на все вопросы правильно, то Колобок сможет пройти всю дорогу из сказки. Очень красивая и полезная игра… Усаживайтесь поудобнее и погружайтесь в знакомую сказку. Успехов!

Источник: https://chudo-udo.info/ot-2-do-4-let/logika-dlya-malyshej

Ссылка на основную публикацию