Математические примеры для дошкольников. — воспитание и игры

Математика для дошкольников: примеры, лучшие задания

Рейтинг: 5/5 (1)

Начинать познавать основы математики дома – это залог дальнейшей удачной учебы ребенка. Прейдя в первый класс, он или она уже будут знакомы с основами и с легкостью освоят более глубокие знания. Сегодня мы поговорим о том, какие задания по математике подойдут для дошкольников, и как родителям правильно организовать это познавательное время.

Как организовать занятие

Почему необходима такая подготовка? Родителям важно подготовить познавательный процесс таким образом, чтобы у ребенка появился интерес к новым знаниям, и в дальнейшем этот интерес мог бы развиваться и возрастать. Ведь так часто бывает, что малыш загорелся чем-то в начале, а постепенно интерес к игре или какому-нибудь процессу пропадает. Итак, как же нужно подготовиться?

  • Каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно учитывать, на каком этапе развития он находится, и подбирать соответствующие упражнения.
  • Помните о том, что удержать внимание на протяжении 50 минут многим ребятам трудно, поэтому подбирая программу, учитывайте этот фактор. Также не нужно заставлять ребенка продолжать обучение, если он устал, иначе у него может пропасть интерес к дальнейшим занятиям.
  • Обязательно подбирайте программу обучения с учетом интересов вашего малыша.
  • Очень важно дать дошкольнику подумать, а не сразу давать правильный ответ. Если вы будете злоупотреблять подсказками, ребенок не будет стремиться мыслить. Предложите ему или ей посмотреть на задачу с разных сторон, предложить варианты решений. Ребенок не должен бояться ошибиться, поэтому не ругайте его за неправильные ответы, а поощряйте и предлагайте еще раз хорошо подумать.
  • Старайтесь каждое занятие разнообразить чем-то интересным, используйте различные игры по математике для дошкольников, это очень нравится детям. Еще можно применять картинки, интересные и развивающие видео и другие различные наглядные средства информации.
  • Если вы видите, что малыш уже достаточно хорошо знает определенный уровень, усложняйте задания, должно происходить постепенное развитие.
  • Не разрывайте знания и жизнь, малыш должен понять, что все, что вы ему предлагаете, пригодится ему, ведь этими знаниями мы пользуемся каждый день. Можно даже выбирать соответствующие задачи и упражнения.
  • Прививайте своему крохе такое качество как самостоятельность. Пусть он попробует сам разобраться с условием и возможным решением.
  • Поддерживайте и хвалите. Это так необходимо, ведь каждому приятно, когда его хвалят, особенно детям.

Сегодня можно найти огромное разнообразие занятий, которые помогут ребенку освоить такую интересную и нужную науку. Это задачи для дошкольников по математике, различные игры, веселые головоломки, упражнения с фигурами и счетом. Все это должно способствовать:

  • Pазвитию быстрой реакции;
  • Aормированию логического мышления;
  • Aормированию у ребенка нестандартных решений и находчивости;
  • Pазвитию воображения.

И конечно, не стоит забывать, что подбирать упражнения нужно, исходя из уровня развития вашего малыша.

Математические игры

Математические игры должны быть составлены таким образом, чтобы дошкольник мог учиться анализировать то, что ему предложено в условии, и логически мыслить.
Предлагаем вашему вниманию примеры нескольких очень простых, но действенных упражнений по математике для дошкольников.

  • «Определить последовательность чисел». Для этого понадобятся небольшие карточки с цифрами от 1 до 10. Их просто нужно перемешать, разложить и предложить ребенку, чтобы он по порядку сложил предложенные числа.
  • «Сосчитать предметы». Малышу предлагаются карточки, на которых изображены животные и другие предметы в разном количестве и рядом предложены несколько цифр. Ему или ей необходимо сосчитать, сколько чего нарисовано, и обвести правильную цифру. Такие задания развивают еще и внимание
  • Есть еще одна очень интересная игра. Ребенку предлагаются картинки, на которых нарисованы «божьи коровки», которые потеряли свои пятнышки. Рядом с каждой картинкой написано число, это количество пятнышек, которые необходимо дорисовать на спинке насекомого. Малышу можно предложить разноцветные карандаши, ручки или фломастеры и познание основ математики превратится в очень интересное занятие. Вместо «божьих коровок» можно использовать другие картинки, которые необходимо дополнить какими-то элементами.

Для дошкольников постарше можно использовать следующие варианты заданий.

  • «Сравнения». Будущему первокласснику предлагаются два числа, и он должен их сравнить (что больше, а что меньше).
  • «Примеры». Ребенку выдаются бланки, на которых нарисованы различные предметы и соответствующие примеры. Он должен найти правильный пример к каждой картинке.

Задания на смекалку

Такие упражнения предлагают детям старшего дошкольного возраста и наиболее распространенными считаются задачи с геометрическими фигурами. Ребенку предлагаются фигуры, сложенные из специальных палочек и он должен преобразовать их в другие геометрические формы.

Можно использовать следующие задачи

  • «Складывание предметов по картинке». Дошкольнику выдаются палочки и специальные бланки, на которых нарисованы различные предметы, например дом, флаг, звезда и др. Ориентируясь по этим картинкам, он должен собрать из палочек соответствующие фигуры.
  • «Преобразования». Такая задачка заключается в том, чтобы предложить ребенку определенную фигуру из палочек, и он должен из нее получить другую фигуру или предмет, путем удаления палочек или перемены их мест.
  • «Сосчитать фигуры». Дошкольнику предлагается изображение со сложными фигурами и ему необходимо определить, сколько на картинке треугольников, кругов или других форм, из которых состоит предложенный вариант.

Развлекательные упражнения

  • Занятия такого рода отлично подойдут для разминки, т.е. перед началом занятия. Такая умственная гимнастика подготавливает ребенка к предстоящей работе и заинтересовывает. Можно использовать математические загадки, задачи-шутки или интересные и веселые вопросы.
  • Подбирайте красочный и необычный материал, который бы заинтересовал внимание вашего крохи.
  • Поощряйте своих крох за правильные ответы и не ругайте за неправильные. Без ошибок не бывает крупных побед.
  • Старайтесь, чтобы ребенок сам попытался найти ответ, он должен научиться мыслить.
  • Активно участвуйте вместе с ним в этом увлекательном процессе познания, обговаривайте каждый пройденный урок и будьте внимательны к тому, что вашему гению наиболее интересно.

Предлагаем вашему вниманию интересное видео, в котором представлены задания по математике для дошкольников, в возрасте 5, 6, 7 лет.

Такие задания помогут не только научиться счету, но ребенок также сможет познакомиться с основными фигурами и цветами.

Существует огромное количество различных программ, благодаря которым малыш может с легкостью научиться считать и логически мыслить.

  • Ментальная математика считается прогрессирующей методикой обучения, с которой знакомы уже достаточно много детей, поэтому мы предлагаем вам также ознакомиться с такой интересной информацией.
  • Любознательные родители могут также узнать о том, что должен уметь ребенок в 5-6 лет и проанализировать, что получается у вашего крохи, а чему нужно уделить больше внимания.

А как у вашего малыша обстоят дела с математикой? Какие методики изучения вы использовали. Делитесь своими историями в комментариях и пишите советы, которые могли бы помочь другим мамам правильно организовать процесс познания своему ребенку. И обязательно оставляйте ваши отзывы о полученной информации.

Источник: https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/tri-shest/razvitie/matematike-dlya-doshkolnikov.html

Математические игры для дошколят в домашнем воспитании

«Ваш ребенок готов к школе?» Как часто мамы и папы будущих первоклассников слышат этот вопрос! Действительно, каждый родитель стремится перед школой «напичкать» свое чадо большим объемом знаний.

Особое внимание родители уделяют развитию умения считать и решать элементарные задачки, так как школьные программы предполагают наличие у первоклассника базовых математических знаний.

Чтобы правильно организовать домашние занятия по математике, которые способны успешно дополнять стандартную программу подготовительных групп, мамам и папам не помешает знать, что означает математика для дошкольников.

Что нужно знать и уметь будущему первокласснику

Математика для детей — одновременно трудное и увлекательное занятие. Чтобы осмысленно оперировать математическими понятиями, дошколенок должен обладать определенными знаниями, а именно:

  • знание цифр от 0 до 9;
  • умение считать от 1 до 10 и обратно;
  • решение примеров в пределах первого десятка;
  • управление категориями формы, размера;
  • создание логических цепочек, вывод закономерностей.

Важно! Некоторые родители сводят знакомство детей с многогранным миром математики только к одному ее разделу — арифметике. Подвижным дошколятам однотипные занятия счетом быстро надоедают, изучение математики начинает казаться скучным делом. Что делать родителям, чтобы привить интерес к знаниям.

Математическая игра – компромисс между необходимостью выполнения стандартных заданий и желанием весело провести время. Для детей важна наглядность, монотонно складывать и вычитать числа неинтересно.

А вот сосчитать, сколько бочонков меда съела семья медведей, – другое дело! Специалистами придумана занимательная математика для дошкольников, способная увлечь ребятишек в мир чисел.

Играючи учимся математике!

Ребятам нравятся задания, привлекающие сказочных персонажей, животных. Можно использовать изображения фруктов, овощей, растений. Карточки в математических играх для детей легко приобрести или сделать самостоятельно. Интереснее пройдет процесс игры, если будут включены элементы рисования. Это дает дополнительный результат – подготовку руки к письму.

Читайте также:  Развивающие игры с прищепками - воспитание и игры

Игровые материалы по математике отличаются заданиями и содержанием в зависимости от возраста ребятишек. Например, дети 4-5 лет начинают активное знакомство с миром чисел, запоминают правила написания цифр, учатся счету. В этом помогут дидактические (развивающие и обучающие) игры.

Следующий этап включает активную подготовку к 1 классу. Дошколятам 6 лет нужно научиться уверенно считать, решать примеры и логические задачи. Детская математика предполагает широкое использование логических игр.

Обратите внимание

Материал для логических игр сейчас найти легко и просто. Главное — родители должны учитывать возможности и психологические особенности своего малыша.

Предлагаем некоторые математические игры для детей, наиболее доступные в домашнем использовании, которые можно использовать при подготовке к школе.

Развивающие игры для детей 4-5 лет

Математические игры детей 4-5 лет предполагают активное знакомство с арифметикой, так как ребятки должны научиться бегло считать, хорошо знать количественный (посчитать) и порядковый (узнать место в ряду) счет.

Запоминаем цифры

Парные карточки с изображением цифр выкладываются произвольно картинкой вниз. Задача игроков – поочередно открывать 2 картинки, стараясь собрать максимальное количество пар. Открывая цифру, ее следует назвать и запомнить. Игра способствует развитию внимания и памяти.

Соединение точек

Суть игры – соединение пронумерованных точек для получения цельной картинки. Выбирается рисунок, интересующий маленького художника: динозавр, космическая ракета, лошадка, бабочка. Можно взять готовые картинки или изготовить материалы самостоятельно.

Мама и папа одновременно с ребенком могут создавать собственное изображение. Результаты сравниваются и обсуждаются. Задания должны быть несложными, первоначально включая числа первого десятка. Постепенно рисунки усложняются. Между точками могут присутствовать графические элементы – узоры, зубчики, линии.

Благодаря таким рисункам запоминается написание числового ряда.

Расстановка картинок по порядку

Картинки представляют собой эпизоды одной истории. Это звенья логической цепочки, расставленные хаотично. Ребенку предстоит вписать порядковый номер каждого эпизода. Должен получиться связный интересный рассказ.

Родители могут подключиться на этапе соединения элементов сюжетной линии, проверяя результат. Допущенную ошибку можно мягко обыграть, добавив забавные детали. Кроме изучения порядка чисел ребенок учится логически мыслить.

Игра развивает речь и расширяет словарный запас.

Раскраска с решением

Понадобится четкое изображение, включающее достаточное количество элементов. Каждая часть рисунка помечается цифрой, обозначающей цвет (пример: 1 – красный, 2 – желтый).

В дальнейшем задачу можно усложнять, проставляя на элементах несложные примеры. Тогда для выбора цвета придется производить вычисления. Важно, чтобы рисунок нравился ребенку, тогда задание будет легко выполняться. Игра помогает освоить счет.

Сюжеты с персонажами

Необходимо несколько карточек с изображениями животных (сказочных персонажей). Герои должны отличаться размерами (пример: медведь, лиса, заяц и мышка). Размер персонажа определяет размер принадлежащих ему предметов.

Сюжет игры рисует фантазия родителей. Количество предлагаемых заданий не ограничивается. Возможные варианты:

  • Каждый герой построил отдельный домик. В доме медведя 4 окошка, рядом растут 2 березы. Лисица выстроила дом с 2 окнами, посадив 3 ели. Аналогично описывается дом каждого зверя. Домики можно нарисовать заранее и предложить ребенку определить его принадлежность персонажу.
  • Второй вариант предполагает составление домиков из вырезанных картонных элементов. Звери собираются есть пирожки. Каждому зверю нужно выдать его тарелку. Необходимо оценить размер посуды, пронумеровав в сторону увеличения или уменьшения. Звери съедят точное количество пирожков, которые нужно разложить.
  • Каждый герой любит определенную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ребенку предлагаются изображения посуды, одежды, мебели, включающие соответствующую форму (рисунок). Нужно выбрать предметы, подходящие каждому персонажу.

Сюжетные игры развивают воображение, внимание, помогают разобраться с понятиями «форма» и «размер».

Карточки будут отличаться от обычного домино наличием в них математических примеров на сложение и вычитание. Задания должны быть несложными, чтобы игра не затягивалась.

Такие задачи учат детей быстро производить вычисления в уме. Ребенка не нужно торопить, можно помочь ему сосчитать.

Числовые домики

Домик помогает изучить состав числа. На бумаге изображается прямоугольник с треугольной крышей. На крыше указывается число «жильцов». Прямоугольник делится на клетки, представляющие собой «квартиры». В клетках размещаются карточки с числами, сумма которых соответствует написанному на крыше числу (пример: домик 4. 4=1+1, 4=2+2, 4=3+1, 4=1+3). Представляются все варианты.

Можно вместо картинок с цифрами использовать изображения предметов. Знания о составе числа пригодятся для решения математических примеров.

Установление закономерностей

Понадобятся изображения геометрических фигур, схожих и отличающихся формой, цветом и размером. Можно взять карточки или рисовать на бумаге с участием сказочного персонажа. Варианты игры:

  • Найти лишний предмет. Выстраивается ряд фигур, одна из которых – лишняя, она отличается формой, размером или цветом.
  • Какой предмет будет следующим? Фигуры выстраивают логически (например, три квадрата перемежаются одним кругом), учитывая их характеристики. Игра может усложняться, включая большее количество признаков.

Исчезнувшие значки

Примеры на сложение и вычитание можно усложнить. Новой задачей станет нахождение пропущенного знака (+ или -), слагаемого, уменьшаемого или вычитаемого, знака суммы (=).

Графический диктант

Задание выполняется на листах в клетку. Задается исходная точка. Руководствуясь пояснениями взрослого, ребенок проводит черты указанной длины в нужном направлении. Результатом становится цельное изображение. Такие логические игры легко найти на образовательных сайтах.

Развивается пространственное мышление и внимание.

Важно! Компьютерные развивающие игры

Математика для детей в современном мире предполагает, что заниматься математикой можно с помощью компьютера. Для современных дошколят такой вид обучения очень привлекателен. Математические игры выделяются в особый раздел соответствующего сайта. Использование компьютера имеет преимущества и недостатки.

Плюсы:

  • наглядность (яркие картинки, веселые персонажи);
  • быстрая оценка действий (экран отображает результат);
  • разнообразие заданий.

Минусы:

  • привыкание к одному способу действий;
  • необходимость ограничения времени игры со стороны родителей.

Несмотря на достоинства компьютерных обучающих программ, ими нельзя полностью заменять обычные развивающие игры. Школьное обучение предполагает работу с текстами учебников, иллюстрациями. Задания выполняются письменно. Будущий первоклассник должен привыкнуть к учебным пособиям, дидактическому материалу, рисованию и письму.

Но! В школах повсевместно вводятся уроки компьютерной грамотности, поэтому современная математика для детей предполагает и такие задания. Хорошо зарекомендовали себя типовые компьютерные математические игры:

  • Изучение цифр. Цифра составляется из мозаики, рисуется, раскрашивается. Игра для малышей от 4 лет.
  • Счет предметов. На экране изображены предметы. Нужно сосчитать количество, отмечая правильный вариант (4-5 лет).
  • Расстановка чисел путем увеличения (уменьшения). Предлагаются интересные вариации заданий: выстраивание числовых дорожек, построение лесенок (5-6 лет).
  • Поиск заданного количества предметов одной категории (5-6 лет).
  • Изучение геометрических фигур. Выбираются объекты указанных размера, цвета, формы (5-6 лет).
  • Решение примеров методами сложения, вычитания, сравнения (5-6 лет).
  • Доверяя развитие ребенка компьютеру, взрослые должны контролировать ход занятия, отмечая случаи затруднений.

Советы родителям

  • Домашние занятия по математике для детей должны быть систематическими. Время следует выделить, учитывая режим дня ребенка. Голод и усталость – плохие помощники, для занятий, необходимо хорошее самочувствие.
  • Продолжительность игры определяется настроем малыша. Затянутый урок способен утомить, вызывая протест.
  • Действия ребенка оцениваются позитивно. Недопустимы жесткая критика, раздражение, упреки. Первая цель родителей – передавать знания. Вторая – создавать уверенность ребенка в себе. Детям дороги одобрение и поддержка родителей.
  • Цели могут быть неожиданными. Фантазия взрослого способна сделать скучные стандартные задания увлекательным процессом. Смена ролей добавляет занятию остроты.
  • Достоинство игровых методик – возможность полноценного общения всех членов семьи.

Источник: https://myintelligentkids.com/matematicheskie-igry-dlya-doshkolyat-v-domashnem-vospitanii

Примеры по математике для дошкольников

ПодробностиАвтор: ГалинаКатегория: Подготовка к школе

Рейтинг:  2 / 5

Школа на пороге. Каким образом быстро активизировать желание заниматься. Проще всего заняться математикой. Детям нравится чёткость и красота математических действий.

У родителей и воспитателей популярны примеры по математике для дошкольников. Дети устали от летнего безделья и с удовольствием решают примеры, придумывают задачки, с удовольствием выполняют поисковые задания. Поставим задачу-минимум.

К школе полезно

  1. научиться выполнять инструкцию;
  2. уметь сравнивать числа, понимать БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
  3. научиться придумывать задачи;
  4. решать примеры в пределах десятка.

Вспомним цифры

Предложите ребёнку обвести круглый предмет на картоне так, чтобы получилось десять кружков. Пусть вырежет их.

Напишите в каждом цифры от 0 до 9. Сделайте это сами, потому что не все дети знают цифры, часто пишут их зеркально. Сложите в коробочку, чтобы не потерялись. Добавьте к цифрам знаки: плюс, минус, равно, больше (меньше). Этот набор вам пригодится.

Читайте также:  Новогодние украшения - воспитание и игры

Учимся выполнять инструкцию

Возможно, придётся объяснить: рисовать можно в ряд (строчку) или в столбик. Наши задания рассчитаны на рисование предметов в ряд. Работайте в тетрадке в крупную клетку. Поначалу это удобнее.

Варианты заданий

три груши и два яблока; четыре вишни: первая и последняя из них с листочками; шесть листочков: три красных, остальные жёлтые; восемь цветочков: второй, четвёртый и седьмой – синие, остальные – жёлтые; семь кружков, разных по размеру; раскрась самый большой в синий цвет;

шесть мячиков, чередуя большой и маленький.

  1. Обведи девять клеток. Раскрась их так, чтобы было по три одинаковых.
  2. Нарисуй в уголках листа восемь грибов, чтобы в каждом уголке было поровну.
  3. Нарисуй число (называете любое число) кружками (квадратами, треугольниками, цветочками, домиками, флажками, яблоками, наклонными палочками и прочее). Подбери к нарисованному количеству предметов соответствующую цифру.
  4. Найди цифру 7 (или любую другую). Нарисуй такое же количество предметов. Например, ребёнок нарисовал семь кружков. Спросите: «А если я нарисую вместо кружков столько же груш, это будет правильно?»

Сравнение множеств

Не все дети самостоятельно доходят до умения сравнивать числа. Проверьте своего будущего школьника.

Тест

Счётные палочки цветов А и В положите на столе двумя группами по 5 штук. В одной группе палочки должны лежать близко друг к другу, в другой – на небольшом расстоянии.  Спросите у ребёнка, каких палочек больше.

Если он покажет группу палочек, лежащих на расстоянии, знайте – сравнивать множества он не умеет. Это для будущего школьника плохо. Если скажет правильно, попросите рассказать, а как догадался.

Я обычно говорю детям: докажи.

Учимся сравнивать

Можно показать приём выкладывания парами.

Те же палочки двух цветов, пуговицы и прочее выкладываем друг под другом. Тогда ребёнок чётко видит соответствие: чего больше (меньше) и на сколько. Легко сообразить, как сделать поровну. 

Предметы надо выкладывать четко друг под другом. Позже от выкладывания переходим к рисованию. Если не получилось нарисовать чёткими парами, пары надо создать, соединяя линиями нарисованные предметы

Придумывание задач

Обычно ребята, посещавшие детский сад, имеют представление о структуре задачи. Но видят сходство (похожесть) задач не все из них. Важно это вот почему. В школе на уроке ученики решают типовые задачи. Домой учитель задаёт похожую.

Ребёнок, умеющий сравнивать, рассуждает: «Ага, мы такую задачку в школе решали. Только там было так и так, а здесь эдак». Задачка решается как знакомая. В противном случае она воспринимается как новая.

Какую задачку проще решить: известную или новую?

Пример придумывания задачи

У нас есть выражение

3 + 4 = ?

Придумай по нему задачку. Можете дать образец, если не уверены, что чадо понимает, чего вы от него хотите.

Образец.

Условие. Мама дала 3 конфеты дочке и 4 конфеты сыну.

Вопрос. Сколько конфет было у мамы?

Важно

А теперь по этому же выражению ребёнок придумывает свою задачку. Меняйте только конфеты на игрушки, тарелки, печенье, зайцев, ёлки ….

Единственное запрещённое действие: нельзя складывать лампочки с апельсинами.

Надоело сложение, переходите к вычитанию. Маму с детьми на что-нибудь другое замените для разнообразия.

Решение примеров

Большинство детей любят играть такую школу. Усаживаем расшалившихся ребят и даём тетрадный листок в клетку со столбиком примеров. Пишем цифры крупно, высотой в две клетки.  Детям остаётся только ответ написать. Понаблюдайте, каким способом выполняется задание. Решение на пальцах допустимо. Со временем ребёнок от него откажется.

Варианты предъявления примеров

  1. К заданному числу прибавлять все числа до 10 по порядку (первый ряд).
  2. Меняем слагаемые местами (второй ряд)
  3. Примеры из первого ряда предъявляем вразнобой (ряды 3-5).
  4. Чередуем примеры на сложение и примеры на вычитание. Часто дети, решая примеры на сложение, следующий пример на вычитание тоже решают, как на сложение. Это называется стереотипность внимания. Избавиться от неё многим ребятам сложно. Чередование примеров помогает преодолевать стереотипность внимания.

Сперва математические действия с двойкой, потом с тройкой и так далее.

А потом пишем нашему ученику любые примеры в пределах первого десятка, двух десятков. Покажите приём присчитывания (отсчитывания) по одному. Так легче перейти через десяток.

Сайт Нестандартные дети желает успехов в школе. 

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/podgotovka-k-shkole/primery-po-matematike-dlya-doshkolnikov

Развитие ☀ математических способностей детей ☀ через игровую деятельность, ☀ ценные методики

Одним из наиболее значимых видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. Причем ребенок начинает не только принимать участие в действиях, но и подчиняться определенным алгоритмам, правилам и т.д. Это позволяет со временем усложнять условия, добавляя все новые и новые практические задачи.

Обучение цифрам в игровой форме можно начинать с 2-3 лет

Обучение математике в игре

Развивающие игры, проводимые родителем с целью развития познавательной активности ребенка, позволяют ему в простой и ненавязчивой форме усвоить новые знания, приобрести навыки нужные ему.

Они отлично развивают фантазию и воображение, помогают ребенку запоминать и успешно применять на практике формы поведения.

Таким образом, умственное развитие ребенка выходит на качественно новый уровень.

Игра для ребенка дошкольного возраста (особенно, когда речь идет о развивающих играх) – это не просто развлечение. Это и трудовая, и творческая деятельность одновременно. Ее роль в становлении ребенка как формирующейся личности невозможно переоценить.

Направляя и организуя игру, родитель также может включить ее в педагогический процесс, контролируя все аспекты социального развития ребенка.

Правильно организованная игра отличается тем, что в ней всегда присутствует конкретная цель, а также средства, необходимые для ее достижения.

Роль игры в обучении дошкольников

Освоение математических представлений должно осуществляться строго поэтапно.

Переходить к изучению нового материала нужно только после того, как усвоенный ранее материал окончательно закрепился.

Кроме того, развитие математических способностей и навыков у детей дошкольного возраста должны подчиняться строгому принципу природосообразности (каждому возрасту своя нагрузка).

Принципы организации игровой деятельности для дошкольников

  1. Игра для дошкольника должна базироваться на общепринятых нормах морали и нравственности, уважительного отношения к личности ребенка.
  2. Игровые действия ни в коем случае не должны каким-либо образом унижать достоинство участников (в том числе проигравших).

  3. Дидактическая игра должна помочь ребенку максимально глубоко постичь окружающий мир, усваивая закономерности, которым он подчиняется.

Игровое занятие по математике с детском саду

В частности, целью дидактических игр может быть развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.

Через игровую деятельность сделать это будет значительно проще.

Как использовать дидактические игры для обучения ребенка основам счету

Современная педагогика развивается стремительными темпами. И все больше школ начинает использовать в процессе обучения развивающие технологии с применением компьютерной техники, набирать экспериментальные классы. И то же самое можно смело сказать и о семейном воспитании.

Дидактические игры помогают развивать математические способности

Раннее приобщение ребенка к высоким технологиям неслучайно: компьютерная и информационная грамотность является требованием современного ритма жизни. Именно поэтому уже в дошкольном периоде необходимо уделить максимум внимания формированию математических представлений и основам информатики. Все эти навыки обязательно пригодятся ребенку в школе.

Что должен знать ребенок к моменту поступления в первый класс?

Несмотря на то, что математика является одним из базовых школьных предметов, а также основой многих наук, которые ребенок начнет изучать в будущем, именно эта дисциплина во многих случаях вызывает у детей немалые трудности. Во многом это связано с тем, что математический склад ума, значительно облегчающий восприятие ребенком информации такого типа, присущ далеко не всем детям.

  1. Способность считать от нуля до десяти как в прямом, так и в убывающем порядке
  2. Развитый навык узнавания чисел в ряду (даже если они помещены вразбивку)
  3. Сформированные представления о количественных и порядковых числительных
  4. Сформированные представления о «предыдущем» и «последующем» числе в пределах десятка
  5. Знание основных геометрических фигур и навык их узнавания (понимание признаков, отличающих треугольник, круг, квадрат и т.д.)
  6. Наличие представление о целом и о долях; способность разделить предмет на 2 и 4 равные части.
  7. Способность использовать палочки, веревки и некоторые другие измерительные приспособления для оценки таких параметров фигуры, как длина, ширина и высота
  8. Способность сопоставлять предметы по категориям «больше-меньше», «выше-ниже», «шире – уже».

Игра на знание категорий

Читайте также:  Учимся читать играя. часть вторая. - воспитание и игры

Нужна ли дошкольнику информатика?

Несмотря на то, что на сегодняшний день информатика представляет собой факультативную дисциплину, не входящую в категорию обязательных для изучения предметов, некоторые представления об информатике должны быть сформированы у ребенка уже к этому времени. Например:

  • Знание об алгоритмах.
  • Начальное представление о вычислительных машинах.
  • Понимание того, что такое программа, используемая для управления вычислением.
  • Базовый навык использования алгоритмов и логических операций с использованием команд «И», «Или», «Не».

Начальное знакомство с компьютерами у дошкольников

Основы математических представлений в дошкольном возрасте

Усвоение математических знаний невозможно без понимания ребёнком таких основ науки, как количество, число и т.д. Однако учитывая то, что для ребенка они в течение длительного времени остаются абстрактными, понимание даже самых простых, на первый взгляд категорий, может быть существенно затруднено.

В этих случаях и можно осуществлять развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Простые дидактические игры дают ребенку возможность понять то, что такое «цифра» и «число», формируют адекватные пространственно-временные представления. Для того, чтобы игры имели максимальный эффект, необходимо строить их на основе следующих закономерностей.

Для эффективного усвоения ребенком навыков, приобретаемых в ходе игр, необходимо чтобы на занятиях применялся наглядный материал: яркие картинки, игрушки, кубики и т.д.

Это объясняется тем, что произвольное внимание дошкольников развито еще недостаточно хорошо. И для его активизации необходимо, чтобы предмет отличали такие качества, как яркость, новизна и контрастность.

Кроме того, любимые игрушки, используемые в процессе занятий, сделают их еще интереснее и увлекательнее.

Геометрические карточки развивают пространственное представление

К примеру, если ребенок испытывает некоторые трудности при счете, можно положить перед ним несколько геометрических фигур, окрашенных в разные цвета и последовательно сосчитать предметы в каждом из них. Для того, чтобы ребенок не привязывался к конкретным вещам и мог переносить полученные знания на разные предметы, очень желательно использовать в процессе обучения новые игрушки, дополняя уже имеющийся запас новыми.

Совет

После того, как ребенок научиться считать, родители смогут существенно расширить запас его бытовых знаний, объясняя назначение определенных предметов. Например, благодаря навыкам счета, ребёнку не составит труда объяснить, для чего человеку нужны часы или термометр. А впоследствии – понимать по часам, в любой момент, называя время или измерять температуру.

К школе практически все дети умеют считать

Незаменимым средством для формирования у ребенка математических представлений также играет сказка.

Использовать элементы занятий можно в ненавязчивой форме, включая их в процесс: например, читая сказку, можно спросить ребенка о том, сколько действующих лиц он насчитал в ней; сколько зверей, птиц, деревьев изображено на картинке иллюстрированной книжки.

Полезно также предлагать ребенку сравнивать персонажей, указывая на их сходства и различия; обозначая, кто их них больше или меньше, выше или ниже и т.д. Операции с числительными могут производиться в пределах первого десятка.

Немалую роль в формировании навыков сложения и вычитания в будущем сыграет способность ребенка к делению целого предмета на части.

Для того, чтобы ребенок эффективно усваивал представление о количестве, а также «предыдущем» и «последующем» числе можно поиграть с ним в например, предложив ему угадать число, заключенное в определенных пределах и давая ему подсказки словами «больше» либо «меньше». Это позволит ребенку лучше ориентироваться в числах и составлять в уме целостные числовые ряды.

Дети любят играть со счетными палочками

Вот лишь некоторые примеры дидактических игр с использованием этих предметов:

  1. Разложить перед ребенком счетные палочки и предложить ему сначала выбрать любые две, а затем распределить их по двум сторонам. после этого ребенок должен сказать, сколько палочек находится с каждой стороны.
  2. Со временем условия игры можно немного усложнить, предложив ребенку разделить на две части уже четыре палочки. А затем – предложить еще способы разделить четыре палочки на две группы. Впоследствии количество палочек можно будет довести уже до 10. Увеличение числа палочек даст ребенку больший простор для воображения, предлагая все новые и новые способы деления.
  3. Из палочек можно составлять простейшие геометрические формы, тем самым объясняя ребенку, что такое «треугольник», «прямоугольник», «квадрат». После того, как у ребенка появится представление об углах, можно объяснять различия между фигурами более детально. А также предлагать ему самостоятельно складывать их из палочек.
  4. Со временем занятия по формированию простейших геометрических представлений можно усложнить, предлагая ребенку сложить, например, прямоугольник со стороной в 3 или 4 палочки. Либо составить из одинакового количества палочек разные фигуры.
  5. Полезно также предлагать ребенку фиксированное количество палочек, из которого он мог бы собрать две фигуры, либо фигуры, имеющие одну общую сторону.
  6. Счетные палочки отлично подходят также для составления простейших цифр и букв. Использование этого метода также хорошо готовит ребёнка к работе с разлинованной поверхностью тетради.

Подготовка руки к письму. Работа с тетрадями

Прежде чем приступать к обучению ребёнка написанию цифр, необходимо провести с ним существенную предварительную подготовку. В частности он должен четко понимать что такое клетка тетради, что представляют собой ее границы, находить углы, середину и стороны.

Подготовка к письму включает различные упражнения

Каким бы сильным не было желание родителя как можно быстрее научить ребенка письму и подготовить его руку к написанию цифры, очень желательно, чтобы за одно занятие он усваивал не больше одного либо двух узоров. Польза таких занятий заключается не только в том, что ребенок готовится к написанию более сложных элементов, но и прекрасно развивает мелкую моторику.

Логические игры в дошкольном возрасте

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность  невозможно без использования логических игр. Помимо всего прочего, логические игры стимулируют ребенка искать нестандартные и необычные решения, развивают в нем творческое мышление, поддерживают в нем желание продолжать обучение.

Логическая игра для дошкольников

Занимательные задачи ценны тем, что они ненавязчиво приводят ребенка к выводу о том, что для выполнения интересного для него задания, необходимо сосредоточение, концентрация.

Это дает возможность не только развивать мышление, но и шлифовать произвольное внимание. Это даст ребенку возможность воспринимать условия задачи, искать в ней возможный подвох.

Таким образом, развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность осуществляется максимально ненавязчиво и корректно.

Читать задачи нужно вслух, медленно и четко для того, чтобы ребенок мог сделать выводы из каждого предложения и правильно понять его. Очень нежелательно давать ребенку слишком много пояснений: он должен самостоятельно усваивать ход мыслей. Это значительно усилит радость открытия.

Игры на усвоение основ информатики

Несмотря на то, что информатика все еще не является предметом, обязательным для изучения в младшем школьном возрасте, изучение ее основ в значительной степени способствует развитию форм абстрактного мышления.

А также помогает усвоить такие действия как классификация предметов по определенным признакам, ранжирование, выделение основного и второстепенного.

Ребенок начинает учиться усваивать установленные правила и строго им придерживаться.

Для овладения элементарными представлениями об информатике можно использовать настольные игры, которые сегодня продаются во всех детских магазинах.

Компьютерные игры для дошкольников развивают способности

Смысл большинства настольных игр для детей достаточно прост: при помощи фишек и кубика ребенок осуществляет перемещения по игровому полю.

Обратите внимание

Благодаря этому происходит формирование пространственно-временных отношений, способность следовать заданным инструкциям, осуществлять последовательные действия. Ребенок усваивает простейшие условия и алгоритмы.

Желательно, чтобы настольные игры были дополнены интересным для ребенка сюжетом, продуманным дизайном и интересной графикой.

Заключение

Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума и изучение науки может представлять для него трудности даже на начальных этапах, специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить его. А заодно – превратить его в интересную и увлекательную игру.

Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению.

Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т.д.

Ребенок готовит руку к письму, учиться ориентироваться в пространстве.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-matematicheskih-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию