Окружающий нас мир — воспитание и игры

Игра И Психология Ребенка

В детские годы игра является основным видом деятельности человека. С ее помощью дети познают мир. Без игры им жить скучно, неинтересно. Детские психологи утверждают: в игре у ребенка возникают желания фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то прекрасному. Почему же ребенку так важно играть?

Издавна народная воспитательная мудрость предусматривала решение важных задач формирования личности ребенка с помощью игры. Через игру ребенку предоставлялась возможность заявить окружающим о своем положительном потенциале.

Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, инициативы. Положительные эмоции могут побудить ребенка к высокой степени активности и к творческому подходу в решении тех или иных игровых задач.

Обратите внимание

Игра дарит поминутную радость, а еще — устремлена в будущее, потому что во время игры у детей формируются или закрепляются свойства, умения, способности, необходимые им для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций в будущем. Игра только кажется легкой.

А на самом деле она требует, чтобы ребенок отдавал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра постоянно становится напряженным трудом и через усилие ведет к удовлетворению.

Игры творчества

Часто игру называют творческой деятельностью. Это объясняется тем, что игра, во-первых, — это отражение жизни. Все происходит в искусственно созданной условной обстановке. Но действия игроков реальные, их чувства и переживания — настоящие. Во-вторых, подражания в игре связано с работой воображения.

Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. В-третьих, детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Поэтому игра — всегда импровизация, как бы тщательно она не была подготовлена.

Игра требует от маленького человека воображения, умение быстро находить правильное решение. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, развивается внимание, память, жажда знаний.

Удовлетворяя свою естественную неустанный потребность в деятельности, в процессе игры ребенок «достраивает» понарошку все, что недоступно ей в окружающей действительности, в восторге не замечает, что учится — познает новое, запоминает, ориентируется в различных ситуациях, углубляет ранее приобретенный опыт , сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию. Игра помогает удовлетворить детскую любознательность, привлечь их к активному познанию окружающего мира, овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Воспитательная сторона

Через игру проявляються личные качества человека, которий играет, — изобретательность, настойчивость, коммуникабельность и даже честность. Каким бы ни было сильно желание победить, человек не должен играть не по правилам. Для ребенка ето особо важно.

Ведь правила определяют не только содержание ситуации, ограниченной игрой, но и формируют поведение человека. Нарушение правил часто приводит к изъятию из игры.

Важно

Дети оценивают попытку сыграть не по правилам как несоблюдение хороших межличностных взаимоотношений.

Игра как введение в социум

Игра по своей сути многофункциональная, она способствует выполнению гармонично развитой личности. Например, игры на местности воспитывают физические качества, расширяют кругозор есть игры, которые помогают развивать любознательность детей, тренируют память, внимание, логическое мышление.

Недаром их называют гимнастикой ума. Немало есть игры с техническим направлением — они помогают овладевать различными трудовыми навыками, умением пользоваться приборами и инструментами.

Игры-шутки, игры-забавы не только способствуют веселому и непринужденному проведению отдыха, но и воспитывают чувство юмора, приучают к умелого общения с товарищами, тренируют коммуникабельность.

Игра дает возможность проявить творческую активность, направить усилия на достижение цели, приучает к согласованным действиям, к ответственности перед ее участниками.

В игре воспитывается много волевых качеств: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе — все то, без чего не может быть успеха. Ведь наличие всех этих условий составляет основу всякой плодотворной работы. Игры, которые проводятся на воздухе, способствуют укреплению здоровья детей; познавательные игры расширяют кругозор, развивают остроумие, пробуждают интерес к различным отраслям науки, техники, искусства.

Таким образом, игра — крайне необходимое явление в жизни ребенка. Она является проявлением естественной потребности в деятельности, в которой ребенок познает и преобразует окружающую действительность, мир вещей, людей, самого себя, одновременно развивая свои способности.

Источник: https://okruchenie.blogspot.com/2012/11/blog-post_29.html

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников

Сабирянова Ю. Ю. Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 121-124. — URL https://moluch.ru/th/7/archive/26/1171/ (дата обращения: 14.03.2019).



The article is devoted to the problems of ecological education of preschool children, the conditions and means of the organization of the process based on the use of gaming technology, including computer games.

Keywords: environmental education, ecological culture, game, computer game

For correspondence: sabiryanova@zel.ieml.ru

Среди множества педагогических проблем, решение которых начинается с раннего детства, — формирование конструктивного взаимодействия ребенка с природой. Решение данной проблемы предполагает целостность педагогических действий в организации экологического образования и экологического воспитания дошкольника.

Знакомство ребенка с объектами природы, овладение простейшими умениями во взаимодействии с ними является составной частью познавательного развития человека на этапе дошкольного детства.

Совет

Познавательное развитие — образовательная область Программы дошкольного образования, его содержание предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего ребенка мира [1].

Экологическое воспитание — относительно новое направление педагогики, основные идеи его были сформулированы в последние годы прошлого тысячелетия, что повлекло за собой и смену традиционного содержания программ дошкольного образования по ознакомлению дошкольников с природой.

Актуальность экологического воспитания была обусловлена экологическими проблемами, с которым сталкивается общество. Нарастание экологических проблем связано с неразумным отношением человека к природным богатствам.

Разные аспекты экологических проблем получили развитие в научных исследованиях [2–4]. Их результаты определенным образом отражаются на содержании экологического образования дошкольников.

Преодоление безрассудности, потребительского отношения к природе может быть приостановлено при условии раннего, системного экологического воспитания.

Экологическое воспитание предусматривает развитие у дошкольников знаний и представлений об окружающем мире живой и неживой природы; понимание взаимосвязи между природой и обществом; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; воспитание эмоционально-положительного отношения к природе. Реализация экологического воспитания осуществляется с учетов возрастных особенностей ребенка. Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Современные подходы к ее организации предполагают использование компьютера и компьютерных технологий.

Формирование у ребенка позитивного отношения к природе — актуальная задача работы педагога. Она вытекает из необходимости развивать экологическую культуру, на основе которой вырабатывается отношение человека к природе, основанное на понимании неразрывной связи человека с ней.

Экологическое образование — единый целостный процесс экологического воспитания и экологического обучения. Их реализация должна быть направлена на формирование экологической культуры ребенка. По мнению С. Н.

Обратите внимание

Николаевой, формирование экологической культуры есть процесс становления «осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности» [5].

Экологическая культура личности предполагает наличие определенных знаний и убеждений, сформированную готовность к деятельности. Элементом экологической культуры является овладение практическими действиями, которые должны быть согласованы с требованиями к разумному, бережному отношению к природе.

Экологическое воспитание уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, Л. П. Печко, В. А.

Сухомлинского и др. В работах данных авторов просматриваются различные аспекты экологического воспитания и образования детей. Среди поднимаемых в педагогических исследованиях проблем — организация общественно-полезной деятельности детей по охране природы.

(Например, изготовление кормушек для птиц в зимнее время года.)

Одним из эффективных и наиболее интересных для дошкольников средств экологического развития являются игры. Игры приносят детям много радости, и способствуют их всестороннему развитию.

В процессе экологических игр вырабатываются знания о природе, развиваются познавательные интересы, любовь к окружающему миру, бережное и заботливое отношение к природе, а также эколого-целесообразное поведение в природе.

Игра является действенным средством развития личности детей дошкольного возраста, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность влияния на мир. Советский педагог В. А.

Сухомлинский отмечал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [6].

Важно

Ведущую роль игры в развитии психики детей отмечали различные педагоги и психологи, среди них К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. М. Горький, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Играя в игры, направленные на экологическое воспитание, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов окружающего мира, усваивают способы установления этих свойств.

Экологические игры способствуют формированию у дошкольников наблюдательности и любознательности, пытливости, порождают у них интерес к объектам природы.

Игры — более эффективное средство, способствующие более полному и успешному решению задач экологического развития дошкольников. В ходе игры формируются главные новообразования детского возраста, такие как творческое воображение, образное мышление, самосознание.

В ней формируются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Через игру дошкольник познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, познает предшествующий социальный опыт.

Усвоение знаний о природе с помощью игры, вызывающей переживания, не может не оказать воздействия на развитие у детей бережного и заботливого отношения к объектам растительного и животного мира. В игре ребенок проявляет свою инициативу, активность действий. В самоорганизованной игре ребенок использует природные объекты (прячется за дерево, строит песочные замки и т. п.).

Читайте также:  Стихи для детей- экскурсия по городу - воспитание и игры

Таким образом, происходит его познание природы ребенком, взаимодействие с ней. В игре имеет место практическая деятельность детей (строительство из веток шалаша). В народных играх используются образы животных («Гуси-гуси», «кошки-мышки» и т. д.). В игровом поле происходит знакомство с образами животных.

Познание природы игровым способом — один из вариантов экологического образования дошкольников.

Совет

Очень важно, чтобы игры были не только эмоционально привлекательными, но и содержательными. К сожалению, даже беглый анализ практики показывает, что не всегда детские игры, говоря словами Л. В. Занкова, «ведут за собой развитие».

Современное человечество живет в век информации. Мы становимся свидетелями того, что информационные технологии быстро проникают в дома, детские сады, школы.

Теперь грамотным считается человек, который умеет пользоваться компьютерными и программными средствами.

Компьютер обладает огромными возможностями в решении задач воспитания, обучения и развитии ребенка. Появление компьютерных игр внесло большие перемены не только в игровую деятельность ребенка, но и в организацию образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Они позволяют существенным образом изменить и организацию экологического образования. Компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе конкретную ситуацию и получить обобщенное представление обо всех предметах и объектах окружающего мира.

Благодаря этому у ребенка начинают развиваться основные операции мышления, такие как обобщение и классификация. В рамках экологического образования объектами, на которые направлено мышление ребенка, выступают объекты мира живой и неживой природы.

У ребенка развивается понимание того, что окружающий нас мир — это не только реальные объекты природы, но и их отражение в форме картин, схем, слов и т. д.

Знакомство с миром компьютерных игр происходит в раннем дошкольном возрасте со знакомства с самыми простыми играми. Познавательная деятельность в процессе игры на компьютере развивает познавательные процессы, такие, как мышление, память, внимание, воображение. Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой.

Развивающее значение компьютерных игр для развития ребенка очень велико. Применение компьютерных игр создают эмоциональный настрой, положительно сказывается на развитии ребенка. У ребенка игры вызывают интерес к новому материалу, повышают внимание и закрепляют ранее известный материал.

В последнее время появилось новое поколение компьютерных игр, в том числе ориентированных на экологическое воспитания, разрабатываемых совместно программистами, педагогами и психологами, учитывающими возрастные особенности детей, закономерности их развития, воспитания и обучения.Существует несколько типов компьютерных программ, которые знакомят детей с окружающей их природой, среди них: «Мир вокруг нас», «Космос», «Климат», «Урожай», «Ферма», «Карта» и «Лото растений». В этих играх все явления и события, происходящие на экране, взаимосвязаны и моделируют взаимозависимость природных процессов. Понимание сути такой взаимосвязи, умение управлять ситуацией в зависимости от сочетания различных факторов способствуют экологическому воспитанию и образованию детей, начиная уже с дошкольного возраста.

Обратите внимание

Существует много обучающих программ, которые используются при экологическом воспитании детей в детском саду. Обучающие программы имеют единственно правильное решение, другие варианты воспринимают как ошибку и подсказывают правильный ответ.

Наградой в таких играх становится микромультфильм, который дети видят после каждого правильного ответа. Они рассчитаны, в основном, на детей 4–6 лет и помогают закрепить знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Среди таких игр можно выделить «Климат», «Одень по сезону» и т. д.

Моделирующие программы не имеют единственного решения. Они предполагают множество правильных решений и имеют определённую реакцию на неправильные. Наличие нескольких вариантов правильных и неправильных ответов позволяет ребёнку экспериментировать в процессе игры, моделировать ситуацию, в которой могут оказаться герои игры.

Такая программа предоставляет ребенку уникальную возможность увидеть реальные последствия непродуманного использования природы человеком, познакомиться с природными явлениями, их причинами и последствиями, со взаимосвязью неживой, живой природы и человека. Такими компьютерными играми являются: «Урожай», «Построй город» и т. д.

Особое место в экологическом воспитании дошкольников занимают режиссерские программы. Они создают такие условия игры, при которых творчество и воображение детейничем не ограничивается. В таких играх ребенок сам творец, сам режиссер, сам зритель.

Программа лишь обозначает место действия и множество героев, полностью созданного ребенком.

Если местом действия выбран природный ландшафт, а героями становятся его обитатели или человек, то ребенок получает возможность творческиосмысливатьнакопленные об окружающем мире знания.

Существующие сегодня многочисленные варианты применения компьютерных игр образовательной практике позволяют превратить любые занятия по экологическому воспитанию дошкольников в увлекательнейшее занятие.

Важно

Наглядность игры, возможность смоделировать ту или иную ситуацию позволяют привлечь внимание ребенка, пробудить у него интерес к познанию окружающего мира.

Игра способна заставить ребенка задуматься о влиянии природы на человека и человека на природу.

Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Оно помогает сформировать у дошкольников основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, педагог эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.

Литература:

  1. ФГОС ДО // Дошкольное воспитание.2014. N2. С21–27.
  2. Мансуров Р. Е. Эколого-экономические аспекты реформ на ТЭЦ //Тезисы докладов Всероссийской школы-семинара молодых ученых и специалистов под руководством академика РАН В. Е. Алемасова «Проблемы тепломассообмена и гидродинамики в энергомашиностроении». — Казань: КГЭУ, 2002. — С. 75–78.
  3. Мансуров Р. Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала// Изд-во «БХВ-Петербург», СПб.: 2011г. 210 с.
  4. Болтаевский А. А., Набиев С. М. и др. Перспективы развития зеленых городов в рамках построения биоэкономики. Исторические вызовы // Биоэкономика и экобиополитика, 1(1), 2015. C. 113–115.
  5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 336с.
  6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издательство «Радяньска школа», 1985

Основные термины (генерируются автоматически): игра, экологическое воспитание, окружающий мир, природа, ребенок, экологическое образование, экологическая культура, развитие ребенка, дошкольное образование, дошкольный возраст.

игра, экологическое воспитание, окружающий мир, природа, ребенок, экологическое образование, экологическая культура, развитие ребенка, дошкольное образование, дошкольный возраст.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда…

Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется образовательной областью «Познание» и на сегодняшний момент становится одним из приоритетных направлений педагогических изысканий, так как дошкольный возраст

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда…

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность…

ребенок, природа, дошкольный возраст, экологическое воспитание, экологическая культура личности, окружающая среда, окружающий мир, экологическая культура, дошкольное воспитание, экологическое

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда, заботливое…

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание как способ развития психических…

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа

Источник: https://moluch.ru/th/7/archive/26/1171/

Дидактические игры в воспитание интереса к природе и окружающему миру детей младшего возраста

Воспитатель  МДОУ «Детский сад №3 «Колосок» с. Айша ЗМР РТ

Анисимова Н.В. 2 кв. категория 17 февраля 2012 год

«Дидактические игры в воспитание интереса  к природе и окружающему миру детей младшего возраста «

Дошкольное детство – это период игры.

Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выгодский назвал её ведущей деятельностью дошкольного детства.

     Основные виды игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

Мы используем такие Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет, как

Кукла Катя проснулась.

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

Кукла Катя обедает.

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

 Что изменилось? (Игра с матрешками).

Дидактическая задача. 

Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Совет

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, бумаги и др.)

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной.

Игры с природным материалом

(семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др.

Читайте также:  Распорядок дня для детей от 3 до 6 лет - воспитание и игры

Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой.

В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. 

Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, лисья и плоды»

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. 

Обратите внимание

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды» дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.

А в игре «Детеныши животных» дети закрепляет название животных: курица-цыпленок, корова-теленок, и т.д.

 В игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки.

 В игре «Живая природа» ребенок должен объединить картинки по видам: деревья, цветы, звери, рыбы, птицы, насекомые, люди.

В ирге «Времена года» дети подбирают карточки с подходящими по смыслу картинками. Где закрепляют знания о временах года и сезонных изменениях.

Составление разрезных картинок и кубиков.

 Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: растение, животное и др.

Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок или иллюстрация с природным фоном. Мы используем такие игры как: «Вершки и корешки», разрезные картинки «Птицы», «Садовые цветы», «Комнатные растения», «Листья и плоды»

Для любознательных. Родина пазлов – Англия, год рождения 1763 г. Автор – английский гравер Д. Спилсбари, который изготовил из красного дерева географическую карту, разрезанную по границам стран. Карта использовалась в качестве дидактического пособия в школе.

Во второй половине 19 века пазлы появились в Европе и  Америке. Их начинают делать из картона. Революционным открытием стало изобретение особой техники пазлов, а именно отдельные элементы скреплялись друг с другом и составляли компактный рисунок, чем пазлы отличаются от мозаики.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений.

Важно

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и слух, воображение и творчество.

Часто ребенок для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Если в игре «Кто как кричит» дети по издаваемым звукам должны определить животное.

то в игре «Отгадай кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.)

Словесные игры.

 Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.

В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Вот некоторые из игр.

«Когда это бывает?»— взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает. Например: -идет снег …зимой; — радуга на небе… летом и т.д.

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит.д.).

«Что бывает Желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»— взрослый называет растение или животное, ребенок- общую группу, к которой они относятся. Например: -воробей…птица , -мухомор…гриб.

«Назови, одним словом»

-кошка, собака, корова…домашние животные, звери.

-волк, заяц, лиса…дикие , лесные животные, звери.

«Что третье?» — взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:

-Ворона, воробей…сорока

-крыжовник, земляника….малина

«Так бывает или нет?» правилами игры требуется: заметить в стихотворении Л. Станчева «Это правда или нет?» все небылицы:

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей Га-га-га пел соловей. Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Во время игры, что бы она ни сводилась к упражнениям, должны действовать правила, которые побуждают ребенка к правильным и быстрым ответам. Например, взрослый считает до з-х – время, за которое надо ответить или за неправильный ответ – штраф в виде фанта, штрафное очко.

Также целесообразно совмещать игры с движениями.

— я сосчитаю до трех и назову дерево, А ты поскорее беги к нему, да смотри не перепутай: раз, два, три к березе беги (ребенок бежит). Раз, два, три под елку беги.

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Источник: https://edu.tatar.ru/z_dol/page87133.htm/page815948.htm

Интерактивная игра «Любители природы»

ВВБ

Валентина Викторовна, спасибо за интересный материал! Творческих успехов!

valya-panowa

Валентина Васильевна, спасибо за отзыв о моей работе!!!

Cerg68

Валентина Викторовна, спасибо за интересную познавательную игру!

valya-panowa

Ирина Евгеньевна!! Спасибо за отзыв о моей работе!!!

anzheliknik

Валентина Викторовна, спасибо за познавательный ресурс!

valya-panowa

Анжелика Владимировна!!! Спасибо вам за отзыв о моей работе, я очень рада!!

Тасюшка

Замечательная познавательная игра с прекрасным оформлением. Валентина Викторовна, спасибо за ресурс!

valya-panowa

Наталья Юрьевна очень рада, прекрасный отзыв!! Спасибо!!

DAN64

Валентина Викторовна, спасибо Вам за замечательный ресурс. Молодец!

valya-panowa

Надежда Георгиевна!!! Спасибо вам огромное за приятный отзыв!!!

user14398

Спасибо, Валентина Викторовна, за красивую познавательную игру! Детям будет интересно!

valya-panowa

Ольга Ивановна!! Спасибо вам за тёплые слова!!!

tanyakurova_

Валентина Викторовна! Спасибо за интересный и познавательный ресурс!

valya-panowa

Татьяна Владимировна!! Спасибо за отзыв о моей работе!!

g
grigli73

Спасибо за интересную работу. Мои ученики очень любят такие игры.

valya-panowa

Заходите ко мне в портфолио или на сайт,там много таких игр.

Источник: https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/igry/ljubiteli_prirody_interaktivnaja_igra/330-1-0-41167

Дидактические игры и тесты на уроках окружающего мира

Тест №1

По теме «Неживая и живая природа».

1.Что такое природа?

— всё, что окружает человека

— всё, что создаёт человек

— всё, что окружает человека и не создано им

2.Что не относится к неживой природе?

— Камень

— Вода

— Машина

3.Найди правильное высказывание.

— звёзды, воздух, Луна, ракета – неживая природа.

— Солнце, воздух, вода, камни – неживая природа.

— Лёд, Земля, вода, лодка – неживая природа.

4.Какая бывает природа?

— живая и мёртвая

— живая и неживая

— живая и сделанная человеком

5.Найди правильное высказывание.

— Растения, грибы, звери, человек – живая природа.

— птицы, звери, звёзды, насекомые – живая природа.

— растения, рыбы, вода, птицы- живая природа.

6.найди группу, где все предметы относятся к неживой природе.

-подберёзовик, воздух, известняк, звезда, вода.

— планета, вода, камень, небо, град

— солнце, море, дом, дождь, Земля

7.найди группу, где указаны правильные признаки живых существ.

— дышат, питаются, двигаются

— растут, приносят потомство, умирают

— дышат, растут, общаются друг с другом

тест №2

По теме «Что такое погода?»

1. закончи определение: «Погода – это…»

-то, что сообщают по радио и телевидению

— то, что мы видим на улице

— сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра

2.Как называется прибор для измерения давления?

— термометр

-барометр

-градусник

3.какой учёный наблюдает за погодой?

— синоптик

— метеоролог

— наблюдатель

4.Как надо правильно прикрепить термометр, чтобы правильно определять температуру воздуха?

— ниже уровня глаз

-на уровне глаз

— выше уровня глаз

5.Что мы описываем словами «тепло», «холодно», «жарко».

-погоду

-облачность

-температуру

6.Какого явления природы не бывает летом?

-снег

-град

-дождь

7.Как называется термометр, который используется для определения температуры воздуха?

-медицинский

-водный

-уличный

8.Человек какой профессии обязательно должен знать прогноз погоды?

-учитель

— художник

-лётчик

Тест №3

По теме «Про воздух»

1.От чего воздушная оболочка защищает Землю?

-лучей Солнца

-Дождей

-града

2.Чего больше в составе воздуха?

-азота

Кислорода

-углекислого газа

3.Что человек вздыхает?

-азот

— кислород

— углекислый газ

4.Что человек выдыхает?

-азот

— кислород

— углекислый газ

5.Что растения вдыхают?

-азот

-кислород

-углекислый газ

6.Что растения выдыхают?

-азот

-кислород

-углекислый газ

7.найди неверное высказывание.

-В помещении надо делать влажную уборку

— Нельзя открывать окна, чтобы в помещение не попала пыль

-пылесос помогает собирать в помещении пыль

8.Найди верное высказывание.

-Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу сажу и углекислый газ.

— Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу кислород

-Заводы и фабрики своими выбросами не портят воздух

Тест №4

Читайте также:  Математические примеры для дошкольников. - воспитание и игры

По теме «Про воду»

1.Что такое пар?

— вода в твёрдом состоянии

— вода в жидком состоянии

— вода в газообразном состоянии

2.Какого цвета вода?

— без цвета

— голубого цвета

— белого цвета

3.Что не помогает естественному очищению водоёмов?

— моллюски

— растения

— люди

3.Где чаще всего образуются источники?

— на вершинах холмов и гор

— на ровной поверхности

— на склонах гор и холмов

4.Что такое лёд?

— вода в твёрдом состоянии

— вода в жидком состоянии

— вода в газообразном состоянии

5.Что в природе не пропускает воду?

— почва

— глина

— песок

6.Найди верное высказывание.

— безопасно пить воду из реки

— безопасно пить кипячёную воду

— безопасно пить воду из-под крана

Тест №5

По теме: «Какие бывают растения?»

1.Как называют растения, которые растут в дикой природе?

— дикие

— уличные

— дикорастущие

2.Найди группу, в которой перечислены только деревья.

— сосна, орешник, дуб, клён

— берёза, осина, ясень, ель

— сирень, лиственница, рябина, липа

3.Найди группу, в которой перечислены травы.

— тополь, каштан, осина, липа

— орешник, калина, сирень, смородина

— одуванчик, репейник, крапива, подорожник

4.Какое растение не относится к кустарникам?

— Сирень

— Калина

— Тысячелистник

5.каким растениям в лесу необходимо меньше всего света?

— Деревьям

— Кустарникам

— Травам

6.Что составляет верхний этаж леса?

— кустарники

— деревья

— травы

7.Какое хвойное дерево сбрасывает листья на зиму?

— лиственница

— сосна

— ель

8.Закончи определение: «Хвоя – это…»

— иголки на сосне и ели

— иголки на хвойных растениях

— узкие, в виде иглы, листья хвойных растений

9.Найди правильное высказывание.

— надо сажать растения и ухаживать за ними.

— надо собирать букеты полевых цветов

— надо сжигать в лесу сухие растения

Тест №6

По теме «Какие бывают животные?»

1.Закончи определение: «Животные, у которых шесть ног, называются…»

— насекомые

— птицы

— звери

2. Закончи определение: «Животные, у которых тело покрыто перьями, называются…»

— насекомые

— птицы

— звери

3. Закончи определение: «Животные, у которых тело покрыто шерстью, называются…»

— насекомые

— птицы

— звери

4.К какой группе относятся лягушки?

— рыб

— земноводных

— пресмыкающихся

5.К какой группе относятся черепахи и крокодилы?

— зверей

— земноводных

— пресмыкающихся

6.За что пресмыкающиеся получили своё название?

— за то, что они бегают

— за то, что они прыгают

— за то, что они ползают

7.Чем покрыто тело у земноводных?

— кожей

— шерстью

— чешуёй

Источник: https://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/didakticheskie-igri-i-testi-na-urokah-okruzhayuschego-mira.html

Игра как средство формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников

Россия, Ростовская область, г. Зерноград
ГБОУ СПО РО «Зерноградский педагогический колледж»
Студентка 4-го курса
Молчанова Татьяна

Куратор

Глобина О.А.

«Все  хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивится, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них окружающий мир стал

Не наукой, а частью души!

Процесс становления детских представлений об окружающем мире давно интересовал ученых-психологов.

Вместе с тем, с точки зрения «объектной» составляющей картины мира представления детей об окружающем специально в детской психологии не рассматривались.

Совет

Исследователи, говоря о картине мира ребенка, делают акцент преимущественно на втором компоненте — субъективном отношении к миру. Но можно предполагать, что и это отношение зависит от деятельности познания. [2,C20]

При научном употреблении термин «представление» наполняется иным содержанием, но с философских и психологических позиций смысл этого термина понимается по-разному. Для философов представление есть «предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто воспринимаемое». [10,C600]

Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности. У них проявляются познавательный интерес и отношение к окружающему миру

Содержание экологического развития детей в младшей группе можно представить в виде нескольких крупных тем, в рамках которых планируется организация образовательных ситуаций, игр, обсуждений, совместных дел, чтения.

«Овощи», «Фрукты», «Животные и их дете­ныши», «Первое знакомство» (обитатели уголка природы), «Маленькие—большие», «Много—мало», «Какой мир вокруг нас?» (Цвет, настроение, особенности сезона), «Течет, течет водичка», «Ласковое солнышко», «Дует ветерок», «Кто во что одет?» (в разные времена года).

Итак, в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким – желание сделать для них что-нибудь хорошей.

Игра— самая любимая и естественная деятельность младших до­школьников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. [20,C40]

 Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест. [8,C120]

На основе теоретического материала я создала набор дидактических игр, которые могли бы сделать занимательным и интересным мир ребенка.

Игра «Рисуй с движением». В этой игре предлагается детям раскрасить бабочек и исполнить полет по кругу (можно использовать дополнение к игре выбрав подходящую музыку)

 Игра «Чудо-Ёлочка». Для этой игры понадобится елочка сделанная из цветной бумаги.

Обратите внимание

Ни одна елочка не обходится без игрушек, поэтому нужно также заготовить из цветной бумаги круги разных цветов.

На кружках с детьми наклейте разные картинки, которые относятся к природе.

Игра «Аквариум»

Многим детям сложно нарисовать круг, это поможет исправить любой предмет круглой формой в данном случае блюдце. На листе бумаги голубого цвета делаем круг, а после украшаем получившийся круг морскими жителями. После выполненной работы детям можно предложить поплавать как рыбкам на дне океана.

Игра «Дикие и домашние»В этой игре дети сидят в кругу, а воспитатель передает мяч ребятам по кругу и называет животных диких и домашних, а дети отгадывают кто из животных дикий, а кто домашний.

Игра «Бабочки-цветочки». Когда воспитатель говорит «Бабочки» дети кружатся, летают как бабочки, а когда говорит цветочки дети должны сесть и не двигаться. Затем ведущий игры может поиграть над словами и немножко запутать ребят, назвать к примеру 2 раза бабочки.

Итак, дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира.

Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляются познавательный интерес, отношение к окружающим. «Детство — каждодневное открытие мира.

Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества», — писал В.А. Сухомлинский.

Список литературы

  1. Васильева М.А. Программа: Воспитание и обучение детей в детском саду.    — М., 2009. 
    2.Николаева Н. Чудо-книга: Универсальная энциклопедия для детей, т.1. — М.: 2002. — 630с.

3.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.-СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. — 528с.

4.Кишко С.В. Интеллектуальные игры природоведческого характера. — М., 2004. — 48с.

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/4345-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-predstavleniy-ob-okruzhayuschem-mire-u-mladshih-doshkolnikov.html

Интерактивные игры по окружающему миру — Начальные классы — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

Дидактическая игра танграм «Птицы»

Дидактическая игра танграм «Птицы» создана для учащихся 1-4 класса для внеурочной деятельности. В архиве две презентации с разными шаблонами. они созданы для корректной работы в разных офисах. Нужно включить макросы. Выбираем «Включить это содержимое» и «ОК».

Важно: после завершения работы изменения не сохранять. Цель: учить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

Задачи: развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность; воспитывать терпение и усидчивость.

Дидактический материал «Азбука растений», часть 1

Важно

Разработка ориентирована на использование на предметных уроках по окружающему миру и внеурочной деятельности для учащихся 1-4 класса. Педагоги смогут демонстрировать материал для проведения тематических классных часов.

Любому школьнику, интересующемуся растениями будет полезен просмотр материала на домашнем компьютере. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Ресурс выполнен в программе MS Office PowerPoint 2010.

Дидактический материал «Азбука растений», часть 2

Важно

Разработка ориентирована на использование на предметных уроках по окружающему миру и внеурочной деятельности для учащихся 1-4 класса. Педагоги смогут демонстрировать материал для проведения тематических классных часов.

Любому школьнику, интересующемуся растениями будет полезен просмотр материала на домашнем компьютере. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Ресурс выполнен в программе MS Office PowerPoint 2010.

Интерактивная игра-тренажёр «Зона арктических пустынь»

Интерактивная игра-тренажёр «Зона арктических пустынь» создана для учащихся 4 класса по предмету окружающий мир. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. На этапе закрепления и повторения. Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам.

Игра нетрудная, но если ребята неверно отвечают на вопрос, то игру нужно будет начать с самого начала. Цель: систематизация знаний обучающихся о зоне арктических пустынь.

Задачи: способствовать развитию у них познавательного интереса; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к окружающему миру.

1-30 31-53

Источник: http://pedsovet.su/load/1181

Ссылка на основную публикацию