Ориентируемся в пространстве. до и после — воспитание и игры

Ориентировка в пространстве с помощью игр

Рейтинг:  5 / 5

Как подготовить малыша к школе без перегрузки для него? Для дошкольника самый благодатный материал — игра: дидактическая, ролевая, подвижная с правилами.

Например, как тренируется такая важная для человека способность, как ориентировка в пространстве?

Содержание

Обратите внимание

Что для вас скорость реакции, умение быстро ориентироваться в окружающем? Для меня — это качества, обеспечивающие успешность обучения. Пространственная ориентация — основа пространственного мышления (звуковой анализ слова, математика, химия, физика как минимум), а если посмотреть шире — основа способности выживать и адаптироваться.

У части людей быстрая скорость реакции и ориентировка в пространстве — врождённые качества. Но и развивать их тоже можно в широких границах. Особенно эффективно это важное качество может быть развито в детстве.

Виды пространственной ориентировки

  1. в схеме тела,
  2. в пространстве,
  3. на плоскости.

Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простой приём — «покажи глазки, ушки» и так далее — уже в раннем возрасте.

В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое — «вверху-внизу», «впереди-позади»и, менее очевидное, «справа-слева».

Четырёх-пятилетний дошкольник осваивает умение ориентироваться, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху — где голова, внизу — где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с малышом правую и левую стороны тела.

Если воспитаннику трудно запомнить это, то надо создать какие-то «якоря».

Якоря для ориентации в пространстве

Часто таким «якорем» становится ведущая рука. Дошкольнику (или ученику) говорят: «Ты держишь ложку (карандаш, ножницы), допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая».

Такой способ срабатывает не у всех. Среди моих воспитанников был мальчик, прекрасно знавший, что он левша. Но при этом путал правое и левое. Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка.

 Мальчик носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил «справа и слева». Девочке вместо нитки можно надеть браслетик. Девчонки обожают разные «фенечки». Только надо следить, чтобы браслет не снимался.

Ещё одним «якорем» для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: «Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним все левое: рука, сторона тела»

«Далеко — близко»

Можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше задачу усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

«Дотронься до…»

Популярное у многих логопедов упражнение на ориентировку в схеме тела. Упражнение малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт задания:

  1. дотянись правой рукой через голову до уха слева,
  2. почеши левой рукой ногу слева,
  3. надуй щёку справа и т.д.

Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но тренировка полезна, так как развивается не только пространственная ориентация, но и разные стороны внимания

«Весёлая зарядка»

Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой пространственной ориентации. Занимаемся под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде «Правая рука в сторону (вверх, вперёд) и т. д.

» Далее следуют прыжки: «Прыжок назад, два прыжка вперёд, прыжок вправо, четыре прыжка влево». Прыжки заменим шагами. Кроме пространственной ориентации воспитанники учатся чётко выполнять команды.

А если играть с группой, то они научатся синхронизировать свои действия.

«Куда змея ползёт»

Играющим надо стать «змейкой». Ведущий даёт команды, а «змейка ползёт» в указанном направлении. Поменяйте «змейку» на другой движущийся предмет, и для дошкольников это будет новая игра. Малыши, например, любят «ездить в автомобиле».

«Найди клад»

Тоже классное упражнение для развития навыка. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для играющего или просто конфеты (если игра на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите КЛАД и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется.

Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: «Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала.

Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад».

«Поставь игрушки, как я скажу»

Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: «Поставь игрушки так, как я тебе скажу». Примеры заданий.

  1. Поставь на столе перед собой собачку.
  2. Справа от собачки поставь мишку.
  3. Позади мишки поставь машинку и т.д.

Частое явление, когда пространственная ориентация вроде уже крепко усвоена, но в зеркальном отражении дошкольник (или ученик) продолжает путаться. Как это преодолеть? Об этом далее. 

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/podgotovka-k-shkole/orientirovka-v-prostranstve-s-pomoshhyu-igr

Сайт воспитателя Кресс Натальи Яковлевны — Игры по ориентировке в пространстве

Статистика
Онлайн всего: 1Гостей: 1Пользователей:

Игры по ориентировке в пространстве

Игра «Как пройти к зайке?» с детьми 5- 7 года жизни.
Цель:  учить ориентироваться в пространстве по схеме; словом обозначать направление движения (вверх-вниз, вправо-влево).

Игровой материал: большие карты с изображением дорожек, разными ориентирами (ёлочки, деревья, грибы, цветы), на оборотной стороне нескольких изображений нарисованы животные (зайка, лиса, волк, медведь), у нижнего конца дорожки нарисованы полоски (начало поиска). Набор маленьких карточек-схем.

 
Ход игры. Дети подходят к большой карте. Воспитатель говорит, что в лесу спрятался зайка (медведь, волк, лиса). Он нарисовал дорожку, по которой его можно найти. Показать детям маленькую карточку-схему с изображением пути. Один из детей ищет зайку, проговаривает направления движения.

Например, иду вверх до ромашки, поворачиваю налево и иду до дерева, потом вверх до цветочка, вправо до ёлочки, зайчик под ёлочкой. Затем дети разыскивают других зверей.
Литература: игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.

А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.- С.64.

Игра «Украсим платок» для детей 4-6 лет.
Цель: упражнять в ориентировке на плоскости.
Игровой материал: квадратные листы бумаги, разноцветные листья из бумаги.
Ход игры.

Организовать игру можно отдельно с каждой возрастной подгруппой или объединить подгруппы. Например, собрать вместе детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Воспитатель предлагает украсить платки листочками, говорит: «Верхний край платка украсим желтыми листочками, а  зелеными листочками украсим нижний край» или «Правую сторону украсьте красными листочками, а левую – желтыми».

Можно предложить детям украсить все стороны платка по-своему и рассказать об этом.
Интернет-источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/10/08/didakticheskie-igry-dlya-detey-2-mladshey-gruppy

Игра «Кто где?» с детьми 3-6 лет.
Цель:  учить детей различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал: игрушки.
Ход игры. Расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д.

Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.

Игра «Муха» для детей 5- 7 года жизни.
Цель:  учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять пространственные отношения «вверх-вниз», «вправо-влево».

Игровой материал: карточка, разделенные на девять клеточек, фишки.
Ход игры.  Каждый ребёнок получает карточку и фишку. Воспитатель предлагает положить фишку в определенную клеточку, например, в правую нижнюю клеточку.

Затем произносит задания, а дети передвигают фишки в заданном направлении.

Игра «Внизу — вверху» для детей 4- 7 лет.
Цель:  закреплять знания о пространственных представлениях «вверху», «внизу».
Игровой материал: картинки с изображением зверей, птиц, насекомых.
Ход игры.

Воспитатель показывает картинки с животными, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, дети говорят: «Вверху».
Литература: Перова М. Н. Дидактические и игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.- С. 99.

Игра «Полевые цветы» для детей 4-7 лет.
Цель:  закреплять у детей пространственные представления «вверху», «внизу».

Игровой материал: карточки с изображением цветов, контурные изображения бутонов опущены вниз и подняты вверх; силуэты цветочков двух цветов.
Ход игры. Каждый ребёнок получает карточку и набор цветочков.

Важно

Воспитатель предлагает «посадить» цветочки так, чтобы красные смотрели вверх, а синие – вниз.

Игра «Расскажи про свой узор» для детей 5-7 года жизни.
Цель:  закреплять умение ориентироваться на плоскости.
Игровой материал: картинки с узором из геометрических фигур.
Ход игры. Каждый ребёнок получает по одной картинке.

Дети рассказывают, как располагаются элементы узора. Например, в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу – квадрат, в левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – треугольник.
Литература. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н.

Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – С.79.

Игра «Что изменилось?»  для детей 5-7 года жизни.
Цель:  закреплять знание пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади».
Игровой материал: игрушки.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть расположение игрушек на столе по отношению друг к другу.

Затем меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от неё.
Литература. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.

: Просвещение, 1992. – С.79.

Игра «Спрячем и найдем» с детьми 3-4 года жизни.
Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.
Игровой материал: разные игрушки.
Ход игры.

Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку.

А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай как я». Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке». В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны.

Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка. 2-й вариант. Игрушку прячут дети, а находит ее педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны освоить последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве.

Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется и предметы, встречающиеся у него на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх — наверху нет, посмотрю вниз — внизу нет. Пойду дальше» и т. п. 3-й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педагога, а ищет кто-либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не видит, как прячут игрушку.

Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату.

Интернет-источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/10/08/didakticheskie-igry-dlya-detey-2-mladshey-gruppy

Источник: http://kress-nat.ucoz.ru/index/igry_po_orientirovke_v_prostranstve/0-165

Предлагаем игры для детей и родителей на ориентировку в пространстве. Ориентируйтесь в пространстве уверенно!

На страничку приглашает воспитатель Ирина Михайловна Маслова.

Для успешного освоения программы предлагаем игры на ориентировку в пространстве. Игра – это радость и удовольствие для детей. С ее помощью можно приобрести новые знания для дальнейшей жизни.

Дидактические игры на формирование умения ориентироваться в пространстве создают условия, при которых ребенок получает возможность самостоятельно  действовать в определенной ситуации, приобретая свой жизненный опыт.

Количество играющих: 1 — 3 человека.

Инвентарь: бумага, краски, скотч, сюрприз.

Пока ребенок спит или занят другим делом, подготовьтесь к игре. Оформите сюрприз — игрушку или что — то съедобное заверните в красивую упаковку и спрячьте по всему дому; начните с первого броского знака где — нибудь поблизости, чтобы не заметить его было невозможно.

Читайте также:  Новогодние украшения - воспитание и игры

Нужно, чтобы знак привел ребенка ко второму указателю и так далее, пока малыш не доберется до спрятанного «сокровища».

Можно сопровождать указатели заданиями. Например, прыгнуть четыре раза на одной ноге вправо. Пробежать два раза вокруг стула и т.д.

Совет

Только не забывайте, что спрятанное «сокровище» должно принести ребенку истинную радость, иначе он не оценит игру по достоинству.

Количество играющих: 1 — 6 человек.

Инвентарь: мяч.

Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови! Мяч бросаю вправо, Саше. Саша, лови.

Количество играющих: 1 — 6 человек.

Дети стоят лицом к взрослому на расстоянии шага друг от друга.

По просьбе взрослого дети закрывают глаза и выполняют его команды: повернись направо, налево, кругом, сделай шаг назад, шаг влево.

Количество играющих: 1 — 5 человек.

Дети сидят на коврике. Взрослый отходит в какую — нибудь сторону и звенит в колокольчик. Тот, кто отгадал, становиться ведущим.

Взрослый договаривается с ребенком, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному.

Например, два шага вперед, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперед.

При усложнении игры должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определенной цели.

  1. «Твой путь в детский сад»

Ребенку предлагается рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в парк).

В процессе рассказа взрослый уточняет у ребенка, что находиться справа, от дороги, слева, впереди…

Источник: http://detsad166.ru/medvezhonok/predlagaem-igry-dlya-detey-i-roditeley-na-orientirovku-v-prostranstve-orientiruytes-v

Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1512»

Дошкольные группы по адресу ул. Молдагуловой дом 20

Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве

 Материал подготовили учителя-дефектологи 

 Н.И. Сувирова, И.А. Чернобурова, Е.В. Зыкова

Игры с предметами

Игры с одеждой и её моделями

— Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.

Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

«Глубокая – мелкая»

– Где глубокая яма? Где неглубокая? Где большая яма? Где маленькая ямка?

– Где лужа глубокая? А где мелкая? Почему ты так решил?

– Какая формочка мелкая? Какая глубокая? Принеси воду (снег, песок) в глубокой формочке. Принеси воду в мелкой формочке. В какой посуде удобнее нести воду?

Игра «Магазин»

Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Обратите внимание

Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.

Игры со звуковыми ориентирами

«С какой стороны звук?»

Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос), назвать направление.

«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты), которые их издают, указать направление источника звука.

«Жмурки»

Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).

Игры по словесной инструкции

Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

«Пары предметов»

Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы.

– У тебя две руки: одна левая, а другая правая. Обведи свои ладошки карандашом на альбомном листе (песке, асфальте, снегу). Раскрась их в разный цвет.

– У тебя две руки – правая и левая, а ещё две ноги – правая и…(левая). На две руки надевают варежки – это пара. Два ботинка – это тоже пара. И два носка – это … (пара). Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т.д.)

«Лицом друг к другу»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

Игры «Куда я спрятался»

Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.

Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй родитель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например: «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребёнок сам проговаривает места поиска объекта.

Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие)

Игра с мячом. Взрослый говорит:

– Над окном.

Ребенок:

– Под окном.

К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – …

Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т.д.

Игра «Транспорт»

Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т.д.

Игры с использование схем

Упражнение «Найди спрятанную игрушку по схеме»

Цель. Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Важно

Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

Игра «Где спрятан клад?»

Цель. Развивать пространственно ориентировочные реакции.

Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз.

На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д. Инструкция: — Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти.

На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад.

Какой – узнаем, когда его найдём».

Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

Источник: http://www.glazkisad1125.ru/art/75

Умение ориентироваться в пространстве

Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве — одна из задач развития у них математических представлений. Выделяются несколько этапов развития пространственных представлений у детей.

На первом этапе малыш не выделяет пространство, а ориентируется на себе, изучая схему своего тела, определяя его границы. Постепенно малыш учится осознавать, что у пространства есть верх и низ, предметы могут находиться далеко и близко, слева и справа от него.

И наконец, ребенок расширяет ориентацию на листе бумаги, и это уже важный шаг для дальнейшего обучения в школе.

Совет

Эти пространственные понятия начинают развиваться уже с 2-3 летнего возраста и должны сформироваться к 5-6 годам. Помните, чем раньше вы начнете знакомить малыша с понятиями пространства, тем легче он усвоит эти непростые знания.

Умение ориентироваться в пространстве очень крепко связано с развитием речи и мышления, пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка.

А осваивать их мы будем конечно с помощью игр и игровых упражнений.

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве

Начните с понятий лево-право. Если ребенок правша, то это можно легко сделать, акцентируя внимания крохи на нахождение в правой руке ложки, карандаша или иного предмета, которым он действует. Если же ребенок-левша, то для определения правой руки используйте браслетик, цветную ниточку или наклейку.

Когда кроха освоит, где у него правая и левая рука, объясните, что с этой же стороны находится и правая (левая) нога, плечо, ухо, глаз, бровь. Почаще играйте в простую игру «Лево-право»: топни левой ножкой, дай правую руку, моргни правым глазом, возьмись левой рукой за правую ногу.

В этой веселой игре малыш не только освоит право-левые понятия, но и разовьет внимание, память, мышление, реакцию.

Аналогично осваиваем понятие «верх-низ» сначала на себе: шапка вверху, ботинки -внизу; голова вверху, ноги внизу; присели-вниз, подпрыгнули-вверх. Качая малыша на качели, приговаривайте: вниз-вверх, или вперед-назад; влево-вправо. Гуляя по улице, комментируйте куда вы идете: пойдем вперед, а теперь повернем направо.

«Далеко-близко». Развить представление о понятии далеко-близко можно на прогулке: машина далеко, песочница-близко, самолет -далеко, дерево-близко. Играя с малышом дома в игрушки также работайте с этими понятиями: где кукла, далеко или близко, кубик близко, а мячик далеко. «Впереди-сзади».

В эту игру хорошо играть с группой детей, но можно и в кругу семьи и игрушек. Кто стоит впереди тебя, а кто сзади. Кто слева, а кто справа? «Найди игрушку».

Взрослый прячет в комнате игрушку, так, чтобы ребенок не видел куда, а затем задает ориентиры: вперед иди -мячик (флажок, куклу, машинку) найди; назад иди — Петрушку найди и т. д. «Кто (что) где».

Расставьте перед малышом его любимые игрушки и попросите рассказать вам, а лучше какому-нибудь персонажу, который вас навестил, например Мишке, , Незнайке, новой кукле — что стоит слева от машинки, какая игрушка находится справа от машинки; перед машинкой; за машинкой.

Малыши любят рассматривать различные картинки, воспользуйтесь этим, чтобы закрепить у них такие понятия, как «на», «под», «за», «перед».

Где сидит бабочка?

Где находится жучок?

Какой листик лежит на грибке? Какой под грибком?

Какой гриб выше, какой ниже?

Кто сидит на елочке? Кто под елочкой? Кто около елочки?

Что растет на елке? Кто летает над елкой? Кто летает над Мишкой?

Бабочка вверху или внизу? А где Зайка?

Кто стоит около речки? Кто выглядывает из речки?

Кто плывет по реке? Кто летит над водой?

Какой камыш выше, какой ниже?

Покажи большие листья на воде, маленькие листья.

Где лежит Мишка? На чем стоят тапочки? Где стоит бочка с медом?

Что висит на стене? Что ты видишь вверху картинки, а что внизу?

Где сидит серый кот? Где рыжий?

Кто вверху, а кто внизу?

Читайте также:  Азбука для детей. первый алфавит для ребенка - воспитание и игры

Кто сидит на заборе? Кто за забором?

Кто перед забором?

Кто сидит на пеньке? Сколько цыплят справа от пенька, сколько слева?

Кто летает над Зайкой? Кто справа от Зайки, кто слева?

Что лежит в коробке? Какая игрушка находится за коробкой, а какая перед ней? Что лежит справа от коробки?

Учим ребенка ориентироваться на плоскости

Для обучения в школе необходимо в дошкольном возрасте научить ребенка ориентироваться на плоскости. Начинать такие занятия можно и нужно с 3-4 лет. Начните с доски для игры в шахматы. Приготовьте мелкие игрушки для себя и для ребенка.

Задайте малышу словесную команду сколько шагов и в какую сторону он должен сделать своей игрушкой, затем шагайте своей, комментируя собственные действия. В итоге ваши игрушки должны встретиться. Расчертите лист ватмана на 12-16 квадратиков. Играть лучше на полу.

Поставьте маленькую машинку или другую игрушку в определенной точке листа, лучше внизу. Она будет двигаться также по вашим словесным ориентирам: машинка едет две клеточки вверх, три клетки вправо.

Обратите внимание

Таким образом машинка должна доехать до какого-то определенного объекта: до гаража, магазина, дома. Количество клеток на плоскости следует увеличивать для усложнения заданий.

Когда малыш научиться легко ориентироваться на такой плоскости предложите ему усложненный графический диктант в специальной тетради. Такие диктанты рекомендуется проводить с детьми 5-7 лет. Они научат ребенка ориентироваться на листе бумаги. Благодаря им прекрасно развиваются мышление, внимание, а также это способствует подготовке руки ребенка к письму.

Источник: http://stotysyhc.ru/umenie-orientirovatsya-v-prostranstve/

Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве

Цель:

  • Закрепить умение ориентироваться «на самом себе», знать части тела, различать правую и левую руку; сформировать пространственные направления «от себя»: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
  • Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.
  • Развивать внимание, память, умение анализировать, действовать по алгоритму.

«Зеркало»

Дети стоят свободно пред воспитателем, который предлагает им стать «зеркалом» и повторять все его движения. Дети отображают движения воспитателя. Вначале даются несложные движения, а затем их можно усложнить.

«Куда спряталась мышка?»

Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).

Далее воспитатель говорит, что к нам в гости прибежала мышка, она хочет с нами поиграть. Предлагает детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза ищут мышку, найдя ее ребята должны описать где она находилась, используя слова: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.

«Угадай, что загадали»

Вариант 1.

Игрушки необходимо разложить вокруг (впереди, сзади, слева, справа) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из игрушек и надо отгадать какую. Для этого воспитатель предлагает определения: она перед тобой (за тобой, впереди, …) Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении (при повторном проведении игрушки можно поменять местами или заменить другими).

Вариант 2.

Игрушки раскладываются вокруг воспитателя. Теперь загадывать игрушку будет ребенок.

«Куда пойдешь, то и найдешь»

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: иди вперед, остановись, направо, … Ребенок показывает названное направление, идет в этом направлении и берет игрушку.

«В какой руке игрушка?»

Игрушки лежат перед детьми на столе. По сигналу воспитателя «раз, два, три левой (правой) рукой бери!» Ребенок должен взять игрушку в правую или левую руку. Потом можно предложить детям посчитать, а воспитатель должен взять игрушку в правую или левую руку. Можно допустить ошибку, чтобы дети ее исправили.

«Что изменилось?»

Важно

Перед детьми на столе лежат игрушки не более 5. воспитатель предлагает рассмотреть что и как лежит. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет положение игрушки, открыв глаза, дети определяют, что изменилось.

«Скажи, куда мы положили»

Вариант 1.

Один из детей закрывает глаза, остальные прячут игрушку. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку, найдя ее, он объясняет, где она находилась.

Вариант 2.

Играющие подсказывают ребенку, куда положили предмет. Ребенок должен искать в направлении, указанном детьми.

«Дорожки»

(Д/и «День рождения»)

Воспитатель предлагает ребенку карточку-поле, разбитое на 9 квадратов и изображение любого животного и кладет его в начале средней дорожки.

Воспитатель показывает как идти по клеткам (1 шаг – 1 клетка), дальше просит ребенка самостоятельно добраться до дупла с пчелами, собрать землянику и т.п. Затем можно разложить карточки с персонажами по карточке-полю.

Попросить ребенка рассказать, как они расположены относительно друг друга, кто ближе всех к цветку, дальше всех от мостика …

«Я полез на крышу»

(Д/и «Строим дом»)

Воспитатель складывает карточки в готовый дом. На карточке — лестнице стоит человек. Задача ребенка – провести человека от лестницы до карточки – крыши. Причем наступать можно только на изображение тех предметов, на которые действительно можно залезать. Во время путешествия ребенок должен считать шаги: 1 шаг влево, 2 шага вниз и т.п. Задача играющих найти самый короткий путь.

«Магазин»

На доске игровой щит «магазин». Дети подходят к витрине. Игрушки стоят на верхней, средней, нижней полках. Купить игрушку можно только тем, кто не называя ее скажет правильно, где она стоит.

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/5646-didakticheskie-igry-po-formirovaniyu-u-detej-umeniya-orientirovatsya-v-prostranstve.html

Ориентация в пространстве

Ориентация в пространстве по разному усваивается детьми. Расположение предметов я объясняла ребенку с раннего детства. Когда Александр был совсем крошкой, я всегда одевая его комментировала свои действия: одеваем носочек на левую ножку, а теперь на правую. И так во всем.

И нужно отдать должное, мой сын знает лево и право как “Отче наш”. Когда мы гуляем по парку, там все стараются держать своих детей за руку, так как едут велосипедисты или люди на роликах. Мой ребенок всегда бежит впереди, мне достаточно крикнуть: “Вправо”, и он сбегает на обочину.

Но не так все радужно, когда мы играем и я прошу Александра принести мне мячик, который закатился ПОД стол или поднять фломастер, который лежит ОКОЛО стены. Несколько раз я наблюдала, что он хочет сделать то о чем просит мама и начинает крутиться, смотреть по сторонам, но не может сориентироваться в пространстве.

Совет

Источник фото: Синий Трактор

Я проштудировала мою любимую энциклопедию развития ребенка Л.Н. Павловой.

Александру сейчас 2 года 4 месяца, значит пора бы ориентироваться? Собралась с мыслями и у нас получилась тематическая неделька.

Содержание занятий по теме “Ориентация в пространстве для дошкольников”

Игра на ориентацию в пространстве “Сказка о маленьком самолетике”

Первый день мы начинаем со сказки о маленьком самолетике, который решил сам посмотреть лес и заблудился. Сначала я прочла эту сказку ребенку (она есть в материалах для скачивания в конце поста). Затем показала Александру сделанный папой самолет и сообщила, что маленьким самолетиком будет никто иной как он сам!

Теперь я рассказчик, а ребенок главный герой. Самолетик выезжает из ангара (под большим столом), разгоняется по взлетной полосе (доске) и взлетает (на террасу). И тут самолетик начинает издавать странные звуки.

Что случилось? Заканчивается топливо, нужно срочно лететь на заправку самолетиков, которая находится ОКОЛО дивана: “Полетели искать!” Самолетик заправил полный бак, теперь он может летать по всей террасе :cool:.

И вот мы пролетаем над лесом (палисадником). Но что же это? У пожарной машины отвалилась лестница и она просит у самолетика помощи, чтобы смочь поехать и потушить пожар – берлога медведя горит! Пожарная машина сообщает самолетику, что инструменты находятся НА обеденном столе. Самолетик быстро летит, достает инструменты и чинит пожарную машинку.

Медвежонок благодарит самолетика, за то, что пожар смогли потушить вовремя. Прощаясь медвежонок просит, чтобы самолетик доставил письмо его другу Зебре. Но где же живет Зебра? Она живет ЗА большой маминой кроватью. Самолетик летит к Зебре и та просит Александра прочитать ей письмо, потому что она не умеет читать.

“Здравствуй мой друг Зебра. Я очень скучаю за тобой и хочу, чтобы ты приехала ко мне погостить. Ты сможешь доехать на большом грузовике, который тебя ждет ПЕРЕД кухонной плитой. Самолетик покажет дорогу к моей берлоге. Жду тебя. Мишка” .

Самолетик помогает Зебре найти грузовичок и они вместе отправляются в гости к Мишке. Мишка и Зебра радуются встрече, Самолетик вместе с ними. И вдруг они замечают, что цветы начинают вянуть, Мишка и Зебра просят самолетик принести водички для цветов, сообщая о том, что лейка находится В шкафу ПОД раковиной.

Самолетик нашел леечку, полил цветочки (самолетик пришлось снять, чтобы он совсем не размок) :ekk: .

Обратите внимание

Тут заиграла музыка “Полет шмеля” , залетали бабочки, пчелки и самолетик вместе с ними. Интересно, что Александру очень понравилась эта композиция, он махал ручками “летал” по террасе и кричал: “Шмель летит, шмель” . А под конец то ли устал, то ли услышал какие-то тревожные нотки в музыке, стал как вкопанный, обнял своего мишку и слушал молча.За два дня просил меня поставить “Шмеля” раз 10!

Пора прощаться, самолетику нужно лететь на свой аэродром и он пробегает по взлетной полосе (доске) в ангар (под стол).

Вот и конец нашей сказки, во время которой ребенок учился ориентироваться в пространстве в игре.

Лирическое отступление

А Александр попросил продолжить полив цветов и, чтобы они совсем не захлебнулись, мне пришлось быстренько надуть бассейн. Вот уж накупался мой моржонок, примерно час сидел в воде. Пожарная машина была разобрана по винтикам, а на ее сборы Александр позвал помогать маму. Через час Александр изрек: “Мама, пора выходить” . Ну вот и время тихого часа наступило.

Во второй половине дня, все наши планы изменились, когда папа проявил желание пойти с нами в парк.

И все же перед выходом мы успели просмотреть подготовленные картинки по ориентации в пространстве, где Александр сам прочитывал надпись, например “КНИГА ЛЕЖИТ НА СТОЛЕ” и обсуждали вместе увиденную картинку.

На следующий день мы наглядно обыграли большинство из этих картинок, то есть Александр сам положил книгу на стол, поставил цветы в вазу и так далее.

Игра на ориентацию в пространстве “Запуск бумажных самолетиков”

В парк же мы с собой взяли бумажные самолетики, которые я делала при Александре прослушивая в очередной раз “Полет шмеля” . И когда у меня было ощущение, что если еще раз я его услышу, то взлечу сама, я решила поставить “Потому что мы пилоты, небо наш родимый дом, первым делом самолеты, ну а девушки потом” .

Я думала, что она будет не совсем понятна ребенку. Но толи из-за веселого мотива, толи из-за того, что я сама ее подпевала, Александр увлекся и начал повторять: “Девушки потом” , я объяснила ему, что девушки это девочки, которые выросли. То есть сначала девочка, потом девушка и еще не успела договорить, а потом женщина, как мой ребенок сделал умозаключение:

Пришлось согласиться и все же продолжить мысль, что мама уже женщина.

Наваяв самолетиков, мы пошли в парк. Там мы их запускали в разных направлениях, весело констатируя где приземлился самолетик каждого: ОКОЛО дерева, НА кусте, РЯДОМ с папой и так далее.

Но больше всего на Александра произвело впечатление, когда около Луны он увидел воздушного змея.

Луна в тот вечер и правда была обворожительна, на что все мы обратили внимание как только пришли в парк, а вот на примере воздушного змея мы обсудили наглядно ОКОЛО, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ПОД, НАД.

Читайте также:  Игры с детьми с сдвг на развитие воображения - воспитание и игры

Вернувшись домой по плану мы должны были сделать раскраску с элементами аппликации, но так как следующий день был понедельник и посещение садика, нам удалось только покрасить наше небо и раскрасить самолетик.

Второй день тематического занятия

Игра на ориентацию в пространстве “Утренняя зарядка”

Каждое утро мы начинаем с утренней зарядки. На этот раз мы изменили немного наши упражнения. Так например веревку мы всегда только переступали, в этот день еще и пролазили под ней. Итого получилось НАД веревочкой, ПОД веревочкой.

Прыжки у нас одно из любимых упражнений, прыгаем мы уже без поддержки мамы высоко и далеко, приземляемся двумя ногами. В это утро мы поднимались произнося “ВВЕРХ!” и прыгали крича “ВНИЗ!” .

После тематического занятия “Игрушки” мишка так и остался нашим любимцем, теперь он спит с Александром. А в это утро мишка пошел делать с нами зарядку. Мишка ходил ПЕРЕД Александром, ЗА Александром, делал РЯДОМ с Александром все упражнения на коврике.

Важно

После тихого часа, мы обычно что-нибудь читаем. Александр просыпается и примерно полчаса находится в состоянии “малыша” . Мама должна взять на ручки, поносить, Александр любит посидеть у меня на коленях уткнувшись в мою грудь.

На самом деле это идеальное время для чтения, чем мы всегда и занимаемся. На этот раз мы прочли книжку, скан которой мне прислала одна из моих читательниц, за что ей огромное спасибо.

Названия книжки к сожалению не знает ни она, ни я (она есть в материалах, которые даны в конце для скачивания).

Игра на ориентацию в пространстве “Спасение машинок от урагана”

И когда Александр окончательно проснулся, началась сказка. Она была написана мной предварительно вечером, мы ее сразу разыгрывали в действии:

Жили-были 3 старенькие машинки (на самом деле машинки новые): сливовый Форд, медный Ягуар и изумрудный GMC (Джи Эм Си). Гараж у них был тоже старенький, но нашим машинкам жилось в нем уютно.

И вот медный Ягуар услышал по своему радио, что скоро будет ураган и нужно всем укреплять свои жилища. Начали машинки между собой разговаривать как же им лучше это сделать.

Сливовый форд, который за свою жизнь много поездил и повидал, предложил поехать в деревню и купить деревянных стройматериалов.

GMC и Ягуар с ним согласились, но где же находится деревня и где в этой деревне магазин стройматериалов, а самое главное как их довезти до гаража машинок, ведь у них нет большого кузова?

Медный Ягуар вспомнил, что давным-давно он ездил к гости к грузовичку, который мог бы помочь довезти стройматериалы. Сливовый Форд и изумрудный GMC обрадовались и все договорились выехать рано утром.

Но утром медный Ягуар заболел, у него шел черный дым из выхлопной трубы, нужно было ехать за лекарствами, чтобы его вылечить и ураган ведь уже близко! Что же делать? Ягуар рассказал Форду и GMC, что грузовичок живет ЗА самым высоким растением на террасе ОКОЛО металлической двери.

Ну что же нужно помогать нашим машинкам.

Сначала поедем к грузовичку. Грузовичок согласился помочь и рассказал, что магазин со стройматериалами расположен В кабинете, ЗА диваном. Нашли! Скорее повезли их к гаражу! “Стойте, стойте. Нужно купить лекарство для Ягуара.

А где же аптека?” Тут мимо проезжала алая Митсубиси, машинки спросили у нее где находится аптека. Митсубиси ответила, что точно знает, что аптека находится ЗА дверью маминой спальни. Когда машинки въехали в спальню, им встретился черный Корвет.

Фармацевтом работает мальчик Коля, он сообщил, что даст лекарство для Ягуара, но чтобы оно было правильным, нужно знать в какой стране сделали Ягуар и выбрать флаг этой страны. Здесь я писала как мы учили эмблемы автомобилей, там же можно скачать карточки с ними. Также вам может быть интересно как выучить с ребенком флаги всех стран мира.

Совет

Машинки выбирают флаг и спешат домой. Дома, они заливают своему другу лекарство, после которого тот сразу же выздоравливает. Александра просят помочь им построить новый прочный гараж, чтобы успеть до прихода урагана.

Инструкции Александру дает сливовый Форд: положить 4 маленьких кирпичика, положить НА них еще 4. Сколько получилось? Нет этого не достаточно, нужно ВВЕРХУ еще 4, а теперь сколько? НА кирпичи поставь 8 кубов.

Вот теперь будет прочно! СПРАВА положи 2 маленьких кирпичика, а НА них поставь 4 цилиндра – вот и готовы 2 стены. СЛЕВА выложи 2 кирпичика, а НА них поставь 3 четырехугольные призмы.

Ну вот осталось только положить крышу.

Ой, ой, начинается сильный ветер, это ураган совсем рядом, прячьтесь все в гараж! Мы кружимся вместе с ураганом, а машинки благополучно остались отдыхать в прочном гараже.

Ориентируемся во времени и пространстве

Именно так называется раздел книги “Большая книга тестов для развития интеллекта малыша”, расположившийся на 20 страницах.

Тут меня ждал еще один сюрприз. Александр замечательно знает где верх, а где низ.

Если задать ему такой вопрос он ответит, что вверху небо, а внизу земля или вверху потолок, а внизу пол, поднимет или опустит ручки.

В книге нужно было рассказать что видишь вверху картинки, внизу, слева и справа. Александр начал показывать пальчиком во все предметы нарисованные на картинке, полная дезориентация…

Тогда я взяла совершенно другую книгу и показала на примере что находится внизу, что вверху, в середине и что по каждую сторону картинки. С горем пополам ребенок смог выполнить свое задание.

Ну вот как угадать какой материал усвоен, а над каким нужно еще поработать? С оставшимися двумя картинками было полегче, но “середина страницы” для Александра так и осталась каким-то расплывчатым понятием.

Уже перед купанием мы закончили нашу творческую работу под названием “Александр пилот”. Собрали нашу аппликацию вместе и конечно же побежали показывать папе.

Какие выводы я сделала из этого тематического занятия. Нужно рассматривать картинки не просто по сюжету, а еще употребляя в повествовании где именно расположен объект (ВВЕРХУ нарисована собачка, которая сидит В будке).

Обратите внимание

Материалов из интернета было использовано не много, практически все было придумано мною. Тем не менее, если кто-то планирует заниматься с детками по этой теме, то вам сможет пригодиться всё чем мы пользовались с Александром. Скачивайте материалы.

Расположение предметов в пространстве будет отработано нами до автоматизма, или другими словами, пока тема не уяснится ребенком четко. Продолжаем работать в этом направлении.

Вам также будет интересно:

Оттачиваем произношение 2-3 года

Источник: https://www.millionairekids.ru/orientaciya-v-prostranstve/

Использование жизненных ситуаций для развития ориентировки в пространстве

Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными упражнениями широко используются разнообразные жизненные ситуации. Ориентировка в пространственных направленияхнепременный компонент любого практического действия.

Большие возможности для соответствующих упражнений предоставляют физкультурные и музыкальные занятия, утренняя гимнастика и подвижные игры. Четкая ориентировка в пространстве обусловливает правильное выполнение двигательных упражнений. Педагог постоянно указывает направление движения (действия): «Повернитесь налево (направо), поднимите руки вверх!» И т. п.

Не следует подменять слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных ориентиров («Повернитесь к окну» и т. п.).

У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе:вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п.

Их можно проводить как на занятиях по математике, так и в играх.

Как и в средней группе, дети упражняются в различении противоположных направлений, но задания усложняют.

Выражается это в том, что увеличивают количество предметов (от 2 до 6), местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами.

Дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.

Важно

Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

Развитие умения передвигаться в указанном направлении.

В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?».

В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики».

Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи).

Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.

Вначале, проводя эти игры, педагог дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д.

Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка.

Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения.

Совет

Если вначале дети определяют лишь парные направления: вперед — назад, направо — налево, то позднее направления указывают в любом порядке: вперед — направо, направо — назад и т. д.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, рекомендуют игры «Правильно улицу пройдешь — в новый дом придешь, ошибешься — в старом останешься», «Правильно пройдешь — другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, — направо.

Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю.

Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

При ориентировке в пространстве у детей развивают быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал (игры «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?»). Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений.

С этой целью рекомендуют игры «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку» (в измененном варианте). Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай 2 шага вперед, повернись налево, сделай 3 шага» и т. д.

Количество заданий вначале ограничивают 2-3, а позднее их число можно увеличить до 4-5.

Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий, требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/43034.html

Ссылка на основную публикацию