Прочитай зашифрованное послание — воспитание и игры

Летопись и письменность для детей

Рассмотрим развитие летописи на Руси. Что такое узелковые письма и руны? Славянская азбука для детей.

Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью.

И словно драгоценные венцы,

Евангелия старинные сияли.

В обителях послушники-писцы

Старательно умелою рукой

Строку вели усердно за строкой.

Письма славянского узорчатая вязь

Орнаментом цветочным оплелась.

А силуэты лесных зверей и птиц

Цветами, травами и стеблями вились.

Летопись для детей

Мы, конечно, можем сразу рассказать нашему юному историку, что около девятисот лет тому назад, во второй половине XI – начале XII века, в Киеве один ученый-монах начал писать историю своего Отечества. Звали этого монаха-историка — Нестор.

Но тогда наш малыш ничего не поймет. Поэтому давайте начнем с простого. Возьмем ваш альбом с фотографиями и начнем его смотреть (хорошо, если вы заранее выстроите фотографии таким образом, чтобы они вели все дальше и дальше в вашу родословную). У меня, например, сохранились фотографии начала XX века, а может даже и более ранние.

Рассматривайте ваш альбом, уходя все дальше и дальше вглубь веков. Рассказывайте попутно о чем-то интересном, что было в вашей семье. Хорошо, если вы подключите самых знающих родственников, бабушек, а может и прабабушек.

Обратите внимание

В конце вашего просмотра-беседы скажите ребенку, что если бы вы записывали все, что сейчас рассказывали, то получилась бы летопись, летопись вашей семьи.

А вот теперь можно упомянуть, что когда-то очень давно жил один мужчина, которого звали Нестор. Нестор год за годом он записывал в свою книгу то, что слышал от старых людей, то, что находил в книгах, и то, что видел своими глазами. Год в Древней Руси назывался «летом», поэтому его труд получил наименование «летопись».

Итак, летопись — это запись событий по годам. На протяжении нескольких веков другие летописцы переписывали летопись Нестора, продолжая его труд — описывая события последующих лет. Кроме того, летописи сохранили для нас и многочисленные устные предания тех времен, когда на Руси еще не было письменности.

Именно в летописях запечатлелись древние народные сказания, былины и легенды русского народа.

А как вам спустя время будет интересно почитать свою «летопись»! Да и ребенок, когда вырастет, скажет вам большое спасибо!

Но ведь писать то люди научились не сразу! Ребенок тоже учится писать только в определенный момент. Так и древний народ сначала этого не умел. А как же передавали они послания?

Узелковые письма

Расскажите малышу об узелковых письмах из Древней Руси.

Завяжи, говорят, узелок на память. Узелок на нитке – слово. Сматываются слова в клубок-рассказ. Тяни за ниточку, читай, да на ус мотай.

Каждому слову-символу соответствовал определенным образом завязанный узелок нити, а сплетенный из этой нити клубочек был древней книгой. В славянской мифологии хранительницей таких книг-клубочков (древним библиотекарем) была Баба-Яга – хранительница мудрости.

Она давала герою сказки не просто путеводный клубочек, а книгу, в узелках которой содержится информация о том, как добраться до цели, справиться с трудностями.

О священном узелковом письме есть упоминание и в карело-финском эпосе «Калевала»:

«Наносил мне песен дождик.

Мне навеял песен ветер.

Принесли морские волны…

Я в один клубок смотал их,

И в одну связал я связку…

И в амбаре под стропила

В медном ларчике их спрятал»

Руны для детей

После узелкового письма появились, так называемые, руны. Рунами – буквами-значками в давние времена на Руси писали. Древние Руны это не буквы и не иероглифы в нашем современном понимании, а своего рода тайные образы, передающие огромный объем Древних Знаний. Знаки обозначают и цифры, и буквы, и отдельные предметы или явления либо часто используемые, либо очень важные.

Славянская азбука для детей

И только спустя много лет два монаха Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку. Она была совсем не такой, какой мы знаем ее сейчас. И в честь одного из монахов эту азбуку назвали Кириллицей.

Прочитаем Послание, содержащееся в праславянской Азбуке. Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.

  • Азъ – «я».
  • Буки (букы) – «буквы, письмена».
  • Веди (веде) — «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» — знать, ведать.
  • Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде: Я ЗНАЮ БУКВЫ.

    Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:

  • Глаголъ – «слово», причем не только изреченное, но и написанное.
  • Добро — «достояние, нажитое богатство».
  • Есть (есте) — 3-е л. ед. ч. от глагола «быть».
  • Глаголъ добро есте: СЛОВО — ЭТО ДОСТОЯНИЕ.

    Азбучное послание:

  • Азъ буки веде: Я ЗНАЮ БУКВЫ.
  • Глаголъ добро есте. ПИСЬМО — ЭТО ДОСТОЯНИЕ.
  • Живите зело, земля, ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ.
  • И, иже како люди, КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ.
  • Мыслите нашъ онъ покои. ПОСТИГАЙТЕ МИРОЗДАНИЕ!
  • Рцы слово твердо — НЕСИТЕ СЛОВО УБЕЖДЕННО.
  • Укъ фъретъ херъ. ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ.
  • Цы, черве, шта ДЕРЗАЙТЕ, ВНИКАЙТЕ, ЧТОБЫ.
  • Ъра юсъ яти! СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ.
  • Интересно? А хотите получить более наглядное представление о том, что представляла собой письменность наших славянских предков (насколько это возможно)?

    Попробуем восстановить смысл словосочетания «ОБРАЗ ЖИЗНИ».

    Спросите ребенка. А что сейчас требуется для письма? Попробуйте отгадывать загадки.

    Черный Ивашка,

    Деревянная рубашка,

    Где носом проводит,

    Там заметку кладет. (Карандаш)

    Без языка,

    Без голоса,

    А все расскажет. (Книга)

    Тридцать три сестрички –

    Ростом невелички,

    Если знаешь наш секрет,

    Мы покажем целый свет. (Алфавит)

    Оно так часто просит пить,

    Но понемногу пьет.

    А если будешь торопить,

    И целиком его топить

    Наделает хлопот. (Перо)

    То я в клетку, то в линейку.

    Написать по ним сумей-ка!

    Можешь и нарисовать,

    Что такое Я? (тетрадь)

    Говорит она беззвучно,

    А понятно и нескучно,

    Ты беседуй чаще с ней,

    Станешь впятеро умней. (Книга)

    Источник: https://babyla.ru/page/letopisy

    Игры-шифровки

    Когда-то мы со старшей Настей запоем играли в сыщиков и детективов, придумывали свои шифры, методы расследования. Потом это увлечение прошло и вот вернулось снова.

    У Насти появился жених Димка, который с упоением играет в разведчиков. Его увлечение разделила и моя дочь. Как известно, для того, чтобы передавать друг другу важные сведения, разведчикам нужен шифр.

    С помощью этих игр вы тоже узнаете, как зашифровать слово или даже целый текст!

    Любой текст даже без шифра может превратиться в трудночитаемую абракадабру, если между буквами и словами неправильно расставить пробелы.

    Важно

    Например, вот во что превращается простое и понятное предложение «Встречаемся на берегу озера»«В стре чаем с Янабер егуоз ера».

    Даже внимательный человек не сразу заметит подвох. Но опытный разведчик Димка говорит, что это самый простой вид шифровки.

    Либо можно воспользоваться таким методом – писать текст без гласных букв.

    Для примера привожу такое предложение: «Записка лежит в дупле дуба, который стоит на опушке леса». Шифрованный текст выглядит так: «Зпска лжт в дпл дб, ктр стт н пшке лс».

    Тут потребуется и смекалка, и усидчивость, и, возможно, помощь взрослых (которым тоже иногда не вредно потренировать память и вспомнить детство).

    Эта шифровка объединяет в себе сразу два метода. Текст нужно читать справа налево (то есть наоборот), причем пробелы между словами могут быть расставлены наобум.

    Вот, прочтите и расшифруйте: «Нелета минвь дуб, маноро тсоп иртомс».

    Либо каждую букву алфавита можно обозначить следующей за ней буквой. То есть вместо «а» мы пишем «б», вместо «б» напишем «в», вместо «в» — «г» и так далее.

    Опираясь на этот принцип можно составить необычный шифр. Мы, чтобы не запутаться, сделали для всех участников игры мини-шпаргалки. С ними намного удобнее пользоваться этим методом.

    Совет

    Разгадайте, что за фразу мы для вас зашифровали: «Тьъйлб г тжсйбмж фиобуэ мждлп – по ожлпдеб ож тойнбжу щмарф».

    По такому же принципу, как и предыдущий шифр, используется метод «Замена». Я читала, что его использовали для шифровки священных иудейских текстов.

    Вместо первой буквы алфавита мы пишем последнюю, вместо второй – предпоследнюю и так далее. То есть вместо А – Я, вместо Б – Ю, вместо В – Э…

    Чтобы было легче расшифровать текст, нужно иметь под рукой алфавит и листочек с ручкой. Смотришь соответствие буквы и записываешь. Прикинуть на глазок и расшифровать ребенку будет трудно.

    Можно зашифровать текст, предварительно записав его в таблицу. Только заранее нужно договориться, какой буквой вы будете отмечать пробелы между словами.

    Небольшая подсказка — это должна быть распространенная буква (типа р, к, л, о), потому что за редко встречающиеся в словах буквы сразу цепляется взгляд и из-за этого текст легко расшифровывается. Также нужно обговорить, какой по величине будет таблица и каким образом вы будете вписывать слова (слева направо или сверху вниз).

    Давайте вместе зашифруем фразу с помощью таблицы: Ночью идем ловить карасей.

    Пробел будем обозначать буквой «р», слова пишем сверху вниз. Таблица 3 на 3 (рисуем в клеточках обычного тетрадного листа).

    Вот что у нас получается: Н Ь И М О Т К А Й О Ю Д Р В Ь А С Р

    Ч Р Е Л И Р Р Е .

    Источник: https://letidor.ru/psihologiya/igry-shifrovki.htm

    14 шифров для квеста

    Моих воспоминаний с детских лет + воображения хватило ровно на один квест: десяток заданий, которые не дублируются.
    Но детям забава понравилась, они просили еще квесты и пришлось лезть в инет.
    В этой статье не будет описания сценария, легенд, оформления. Но будет 13 шифров, чтобы закодировать задания к квесту.

    Рисунок или фото, которое напрямую указывает место, где спрятана следующая подсказка, или намек на него: веник +розетка = пылесос
    Усложнение: сделайте паззл, разрезав фото на несколько частей.

    Поменяйте в слове буквы местами: ДИВАН = НИДАВ

    Закодируйте послание буквами греческого алфавита, а детям выдайте ключ:

    Пишете задание задом наперед:

    • каждое слово:Етищи далк доп йонсос
    • или все предложение, или даже абзац:етсем морком момас в — акзаксдоп яащюуделС. итуп монрев ан ыВ

    Шифр 5. Зеркально

    Чтобы прочитать текст — к нему нужно приставить зеркало. (чтобы написать, мне тоже зеркало нужно 🙂 иначе трудно сообразить, какую букву куда завернуть)

    (когда я делала квест своим детям, то в самом начале выдала им «волшебный мешочек»: там был ключ к «греческому алфавиту», зеркало, «окошки», ручки и листы бумаги, и еще всякая ненужная всячина для запутывания. Находя очередную загадку, они должны были сами сообразить, что из мешочка поможет найти отгадку)

    Слово кодируется в картинках:

    Пишем слово, заменяя все буквы в нем на следующие по алфавиту (тогда Я заменяется на А , по кругу). Или предыдущие, или следующие через 5 букв :).

    ШКАФ = ЩЛБХ

    Берем книгу, в ней страницу. Далее каждая буква в слове-загадке кодируется как № строки № буквы в строке. 

    Обратите внимание

    Здесь есть где разгуляться и для продвинутых квестеров можно дополнительно зашифровать название книги.

    Я брала стихотворение (и говорила детям, какое именно) и шифр из 2х цифр: № строки № буквы в строке.

    Пример:

    Пушкин «Зимний вечер»

    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.

    21 44 36 32 82      82 44      33 12 23 82 28

    прочитали, где подсказка? 🙂

    В решетку 3х3 вписываете буквы:

    Тогда слово ОКНО шифруется так:

    В оригинале (подсмотрено здесь ) веревка натягивалась между деревьев. Отлично подходит также турник (опробовано), шведская стенка и даже ножки стола. 

    Моим детям такой шифр пришелся по душе, он непохож на остальные, потому что не столько для мозгов, сколько на внимание.

    Итак: 

    на длинную нитку/веревку цепляете буквы по порядку, как они идут в слове. Затем веревку растягиваете , закручиваете и всячески запутываете между опорами (деревьями, ножками итд). Пройдя по нитке, как по лабиринту, от 1й буквы до последней, дети узнают слово-подсказку.

    А представьте, если обмотать таким образом одного из взрослых гостей!
    Дети читают — Следующая подсказка на дяде Васе.
    И бегут ощупывать дядю Васю. Эх, если он еще и щекотки боится, то весело будет всем!

    Восковой свечкой пишете слово. Если закрасить лист акварелью, то его можно будет прочитать. 
    (есть и другие невидимые чернила.. молоко, лимон, еще что-то..

    Но у меня в доме оказалась только свечка :)) 

    Гласные буквы остаются без изменений, а согласные меняются , согласно ключу.
    например:
    ОВЕКЬ ЩОМОЗКО
    читается как — ОЧЕНЬ ХОЛОДНО, если знать ключ:
    Д  Л  Х   Н  Ч
    З  М  Щ  К  В

    Детям понравилось неимоверно! Они потом этими окошками весь день друг другу послания шифровали.

    Итак: на одном листе вырезаем окошки, столько, сколько букв в слове. Это трафарет, его прикладываем к чистому листу и «в окошках» пишем слово-подсказку. Затем трафарет убираем и на оставшемся чистом месте листа пишем много разных других ненужных букв. Прочитать шифр можно, если приложить трафарет с окошками.

    Дети сначала впали в ступор, когда нашли лист, испещренный буквами. Потом крутили туда-сюда трафарет, его же нужно еще правильной стороной приложить!

    Нарисуйте карту и отметьте (Х) место с кладом.

     
    Когда я делала своим квест первый раз, то решила что карта — это им очень просто, поэтому нужно ее сделать загадочней (потом выяснилось, что детям хватило бы и просто карты, чтобы запутаться и бежать в противоположном направлении)… 

    Это схема нашей улицы. Подсказки здесь — номера домов (чтоб понять, что это вообще наша улица) и хаски.

    Важно

    Такая собака живет у соседа напротив.
    Дети не сразу узнали местность, задавали мне наводящие вопросы..
    Тогда в квесте участвовало 14 детей, поэтому я их обьединила в 3 команды. У них было 3 варианта этой карты и на каждом помечено свое место. В итоге, каждая команда нашла по одному слову: 
    «ПОКАЖИТЕ»   «СКАЗКУ»   «РЕПКА»
    Это было следующее задание :).

    После него остались уморительные фото!
    На 9ти летие сына не было времени выдумывать квест и я его купила на сайте MasterFuns.. На свой страх и риск, потому что описание там не очень.

    Но нам с детьми понравилось , потому что:

    1. недорого (аналог где-то 4х долларов за комплект)
    2. быстро (заплатила — скачала-распечатала — на все про все минут 15-20)
    3. заданий много, с запасом.

      Ихотя мне не все загадки понравились, но там было из чего выбрать, и можно было вписать свое задание

    4. все оформлено в одном , монстерском, стиле и это придает празднику эффект. Помимо самих заданий к квесту, в комплект входят: открытка, флажки, украшения для стола, приглашения гостям. И все -в монстрах ! 🙂
    5. помимо 9ти летнего именинника и его друзей, у меня есть еще 5тилетняя дочка. Задания ей не по силам, но для нее и подружки тоже нашлось развлечение — 2 игры с монстрами, которые тоже были в наборе. Фух, в итоге — все довольны!

    Заказать постовой на блоге

    Интересная статья? Добавьте в закладки:

    Источник: http://vo-podarok.blogspot.com/2016/09/13-shifrov-dlya-kvesta.html

    SOS: ЗАШИФРОВАННОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ СЫНА — Мои родители

    Представьте себе картину: ваш ребенок-подросток отправились гулять с друзьями. Естественно, как и полагается заботливому родителю, вы звоните сыну или дочери, чтобы узнать, все ли у них хорошо.

    Они, немного нервничая, конечно, скажут вам “да”. Но это “да” не значит, что через время вы узнаете, что они первый раз пробовали алкоголь или чего похуже.

    Американский пастор Берт Фалкс понимал эту психологическую особенность подростков и хотел избежать подобных ситуаций со своим младшим сыном Дэнни. Сам, будучи сыном пастора, он понимал, как трудно бывает со сверстниками.

    Несмотря на то, что Фалкс привык доверять сыну, он хотел знать, что и у сына хватит доверия прийти к отцу за помощью, когда это будет нужно. Отец разработал маленький секретный шифр, который должен был бы стать своего рода сигналом S.O.S.

    Используя этот сигнал, Дэн мог не бояться упасть лицом в грязь перед друзьями, как это часто случается в подростковом возрасте.

    Гениальная идея пришла к пастору после посещения наркологических клиник для подростков. В разговорах с ребятами он часто задавал один и тот же вопрос: “Скольким из вас приходилось оказываться в ситуации, когда в компании начинали делать что-то, что вам не нравилось, пугало, смущало, но вы следовали примеру других, боясь быть осмеянными, и не видели выхода”

    Руки поднимали все как один. Вот что впоследствии написал об этом пастор:

    “Как-то мой младший, Дэнни, собирался на вечеринку.

    Я сказал, что если что-то пойдет не так, если он почувствует себя не в своей тарелке, пусть отправит букву “Х” любому из членов семьи (мне, маме, старшему брату или сестре).

    Совет

    Тот, кто получает этот шифр, должен следовать простой инструкции — через пару минут позвонить на телефон Дэна. Когда он ответит, произойдет примерно следующий разговор:

    — Алло!

    – Дэнни, кое-что случилось, и мне нужно забрать тебя прямо сейчас.

    – Что такое

    – Расскажу на месте. Будь готов через пять минут. Я приеду.

    После этого Дэн со спокойной совестью говорит друзьям, что дома что-то произошло и ему нужно срочно уйти. Все. Дэн уходит. В глазах друзей он не сбежал, а пошел “по делу”. В итоге подросток доверяет родителям и уже спокойнее реагирует на компанию.

    Самое главное — не бросать ребенка в беде ни при каких условиях. Упустить подростка — проще простого, а вот выстроить доверительные отношения, в которых ребенок научится сам делать выбор между добром и злом в пользу первого, дорогого стоит!

    Источник: https://moiroditely.ru/detskie-igry/38838-sos_zashifrovannoe_poslanie_ot_syina_.html

    Головоломки для детей или основы криптографии для маленьких

    Хотела в сегодняшнем посте написать об очень интересной книге — великолепных сказках Дж.Родари, но думаю, оставлю эту тему на потом, после ночного инцидента. А ночью у нас оторвалась книжная полка — не выдержала тонны книг, стоявших на ней.

    Слава богу, Глеб спал на нижнем этаже кровати, Марк с нами, а полка упала на верхний и никто не пострадал. Но писать пост об очередной книге расхотелось ))   А напишу о шифрах, криптографии, всевозможных знаках, символах и головоломках для детей. И самое главное, как такие игры связаны с развитием ребенка.

    Развитие математических способностей напрямую связано с развитием логики, памяти и абстрактного мышления. Кроме того в математике особое значение уделяется символами и знакам.

    Прекрасно помню, что в начальных классах у многих детей был ступор в решении уравнений, потому что они не могли понять, как число можно заменить буквой. А уж решать задачи в общем виде и подавно не умеют даже многие выпускники.

    Хотя на самом деле — здесь нет ничего сложного, а практиковаться можно начать уже с 4-5 лет.   Головоломки для детей в виде различных тайных записей, шифров, загадок — удачны еще и тем, что пробуждают у ребенка живой интерес, любознательность, жажду игры, желание думать и разгадывать!  

    А вот и вам загадка: как можно использовать графы в шифровании?

     

    Головоломки для детей: шифры и криптограммы

     
    — шифрование с помощью замены — отличные головоломки для детей. В этом типе шифрования каждая буква заменяется на другую, например, буква «О» на букву «Ш», буква «К» на букву «Р» , буква «Т» на букву «Ц». Таким образом, слово КОТ будет выглядеть как РШЦ.  

    Детям постарше можно предложить разгадывать шифрограммы самостоятельно. Например, написав фразу «мой кот бегемот», вот таким образом «ешу ршц юздзешц» и сказав, что: е-м; у-й, р-к, ю-б. Скорее всего для детей 7-8 лет этой информации будет уже достаточно. Детям помладше нужно расписать каждую букву: для них даже обычная замена одних символов на другие может оказаться сложной задачей.

     

    — шифрование картинками или ребусами. Здесь все просто: каждому слову или букве придумываем картинку. А потом пытаемся таким образом писать письма.

     

    — шифрование узелками. На длинную веревку привязываем другие веревочки. У веревочки есть цвет и количество узелков и каждая комбинацией цвет+узелки что-то значит.

    Например, белая и 1 узелок — прыгать, красная и 2 узелка означает бежать, синяя и 3 узелка — лечь. Таким образом, можно передавать послания и даже писать письма.

    Обозначения можно записать, а можно полагаться на память.

     

    — шифровая табличка

    Чтобы сделать такую табличку, вам понадобятся небольшой кусочек картона, в котором надо будет прорезать квадратные дырочки. Теперь наложите картон на обычный лист бумаги. В каждом отверстии напишите букву, так чтобы в итоге получилось слово или предложение.

    Обратите внимание

    Теперь снимите картон, и остальное место заполните любыми случайными буквами. Прочитать такой шифр можно, только если под рукой есть шифрограмма. 

    — чтение наоборот. Это даже не шифрование, потому что, догадавшись один раз о способе шифровки — уже точно знаешь, как разгадать все остальные.

    Но детям обычно нравится такие незамысловатые коды.

     

    Внимание! Если ребенок только научился читать и путает с какой стороны надо читать — справа или слева — не используйте пока эту игру. Это может еще больше его запутать.

    С другой стороны, если ребенок наоборот хорошо читает, то можно играть устно, например, на прогулке — игра очень хорошо развивает логику и память.  

    — писать молоком, свечкой. Здесь тоже все просто — узнав один раз, что надо подержать над огнем (кстати, только вместе с родителями) или закрасить краской, шифр легко разгадывается. Но ощущение чуда все равно остается ))

     

    — шифрование с помощью клавиатуры. Если ребенок знаком с клавиатурой, то можно писать шифры, например английскими буквами. Ребенок будет находить эту букву на клавиатуре, и смотреть, какая русская буква написана на той же клавише. Собственно, это почти то же самое, что шифрование заменой, только замена английскими буквами и ее уже сделали за нас ))

     

    А вообще в разделе знаковая система можно найти много других полезных игр. А чтобы перестать искать игры в интернете, а начать играть и заниматься с детьми, нажмите сюда и игры будут приходить к вам сами на почтовый ящик!

    Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.ИП Несютина Ксения Николаевна ОГРНИП 315504000000736Московская область, Раменский район, п.Кратово, ул. Осенняя, д.33Служба поддержки: ksenia_nesyutina@ideas4parents.ru

    Источник: http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/matematika/znakovaya-sistema/golovolomki-dlya-detey.html

    Криптография: шифры для детей

    Человек – социальное существо. Мы учимся взаимодействовать с другими, наблюдая за их реакцией на наши действия с первых дней жизни. При любом взаимодействии мы используем то, что искусствоведы называют «культурными кодами».

    А ведь культурные коды – самые сложные в дешифровке, здесь нет специальной программы, которая подскажет, что может значить приподнятая бровь или беспричинные, казалось бы, слёзы; нет однозначного ответа; более того, даже сам «кодирующий» может не знать, что он имел в виду под своим действием! Наука понимать окружающих – это то, что мы постигаем всю жизнь, и чем лучше развито это умение, тем, как правило, гармоничнее складывается общение с окружающими и любая деятельность, в которой нужны согласованные действия.

    Изучение криптографии в обеих её ипостасях (шифровка и дешифровка) позволяет научиться находить связь между шифрованным, запутанным, непонятным посланием и смыслом, который в нём таится.

    Проходя исторический путь от шифра Юлия Цезаря до RSA-ключей, от розеттского камня до эсперанто, мы учимся воспринимать информацию в непривычном нам виде, разгадываем загадки, привыкаем к многовариантности.

    И главное – учимся понимать: как разных, непохожих на нас людей, так и математико-лингвистические механизмы, которые лежат в основе каждого, абсолютно каждого послания.

    Итак, приключенческий рассказ о криптографии для детей, для всех, у кого есть дети, и для всех, кто когда-нибудь был ребёнком.

    Трепещут на ветру флаги, ржут разгорячённые кони, бряцают доспехи: это Римская империя обнаружила, что в мире ещё есть кто–то, кого они не завоевали. Под командованием Гая Юлия Цезаря находится огромная армия, которой надо быстро и точно управлять.

    Шпионы не дремлют, враги готовятся перехватить посланников императора, чтобы узнать все его блестящие планы. Каждый кусок пергамента, попадающий не в те руки – это вероятность проиграть сражение.

    Важно

    Но вот захвачен посланник, злоумышленник разворачивает записку… и ничего не понимает! «Наверное, – чешет он в затылке, – это на каком–то неизвестном языке…». Рим торжествует, его планы в безопасности.

    Что же такое шифр Цезаря? Самый простой его вариант – это когда мы вместо каждой буквы ставим следующую по алфавиту: вместо «а» – «б», вместо «е» – «ж», а вместо «я» – «а». Тогда, например, «Я люблю играть» станет «А мявмя йдсбуэ». Давайте посмотрим на табличку, сверху в ней будет буква, которую шифруем, а снизу – на которую заменяем.

    Алфавит как бы «сдвинут» на одну букву, правда? Поэтому этот шифр ещё называют «шифром сдвига» и говорят «используем шифр Цезаря со сдвигом 10» или «со сдвигом 18». Это значит, что надо «сдвинуть» нижний алфавит не на 1, как у нас, а, например, на 10 – тогда у нас вместо «а» будет «й», а вместо «у» – «э».

    Сам Цезарь использовал этот шифр со сдвигом 3, то есть его таблица шифрования выглядела вот так:

    Точнее, она бы так выглядела, если бы Цезарь жил в России. В его случае алфавит был латинский.

    Такой шифр достаточно легко взломать, если вы профессиональный шпион или Шерлок Холмс. Но он до сих пор подходит для того, чтобы хранить свои маленькие секреты от посторонних глаз.

    Вы и сами можете устроить свой маленький домашний заговор. Договоритесь о своём числе сдвига, и вы сможете оставлять друг другу шифрованные записки на холодильнике о сюрпризе на чей-нибудь день рождения, отправлять шифрованные сообщения и, может быть, если случится длинная разлука, даже писать друг другу тайные, кодированные письма!

    Но вся история криптографии – это история борьбы между искусством зашифровывать послания и искусством их расшифровывать. Когда появляется новый способ закодировать сообщение, находятся те, кто пытаются этот код взломать.

    Совет

    Что такое «взломать код»? Это значит – придумать способ его разгадать, не зная ключа и смысла шифра. Шифр Цезаря тоже когда-то был взломан – так называемым «методом частотного анализа». Посмотрите на любой текст – гласных в нём гораздо больше, чем согласных, а «о» гораздо больше, чем, например, «я».

    Для каждого языка можно назвать самые часто и редко используемые буквы. Надо только найти, какой буквы больше всего в зашифрованном тексте. И скорее всего это будет зашифрованная «о», «е», «и» или «а» – самые часто встречающиеся буквы в русских словах.

    А как только ты знаешь, какой буквой обозначили, например, «а», ты знаешь, и на сколько «сдвинут» шифрованный алфавит, а значит, можешь расшифровать весь текст.

    Когда разгадку кода Цезаря узнал весь мир, криптографам пришлось придумать что-нибудь помощнее. Но, как часто бывает, люди не стали изобретать что–то совсем новое, а усложнили уже имеющееся. Вместо того, чтобы шифровать все буквы по одному и тому же сдвинутому алфавиту, в тайных посланиях их стали использовать несколько.

    Например, первую букву шифруем по алфавиту со сдвигом 3, вторую – со сдвигом 5, третью – со сдвигом 20, четвертую – снова со сдвигом 3, пятую – со сдвигом 5, шестую – со сдвигом 20 и так далее, по кругу. Такой шифр называют полиалфавитным (то есть многоалфавитным).

    Попробуйте, так ваш шифр уже может разгадать только тот, кто посвящён в тайны криптографии!

    Казалось бы, злоумышленники должны были запутаться и тайны должны были навсегда остаться тайнами. Но если шифр один раз был взломан, то и любые более сложные его варианты тоже будут однажды взломаны.

    Давайте представим, что кто–то зашифровал послание двумя алфавитами. Первая буква – со сдвигом 5, вторая – со сдвигом 3, третья – снова 5, четвертая снова 3 – как на табличке ниже.

    Обратите внимание

    Мы можем разделить все зашифрованные буквы на две группы: буквы, зашифрованные со сдвигом 5 (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19) и буквы, зашифрованные со сдвигом 3 (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20). И внутри каждой группы искать, какие буквы встретились нам чаще остальных – так же, как в шифре Цезаря, только мороки побольше.

    Если шифровщик использовал три алфавита, то мы разделим буквы на три группы, если пять – то на пять. А дальше снова идет в ход тот же самый частотный анализ.

    Можно задать вопрос – откуда дешифраторы знали, что алфавитов три, а не, например, пять? На самом деле они не знали. И перебирали все возможные варианты. Поэтому дешифровка занимала гораздо больше времени, но все же была возможной.

    В криптографии сообщение, которое надо передать, называется «открытым текстом», а зашифрованное сообщение – «шифрованным текстом». И правило, по которому текст зашифрован, называется «ключом шифра».

    Незаметно подкрался XX век. Человечество всё больше надеется на машины: поезда заменяют повозки, радио появляется почти в каждом доме, и уже встали на крыло первые самолеты. И шифровку тайных планов в конце концов тоже передают машинам.

    Во время Второй мировой войны было изобретено очень много машин для шифрования сообщений, но все они опирались на идею того, что полиалфавитный шифр можно ещё больше запутать.

    Запутать настолько, что, хотя по идее его и можно будет разгадать, на практике это ни у кого не получится. Запутать настолько, насколько это способна сделать машина, но не способен человек.

    Самая известная из таких шифровальных машин – «Энигма», использовавшаяся Германией.

    theromanroad.files.wordpress.com

    Важно

    Но, пока самой главной тайной Германии была конструкция «Энигмы», самой главной тайной её противников было то, что к середине войны все страны уже «Энигму» разгадали.

    Если бы об этом стало известно в самой Германии, они бы начали придумывать что-то новое, но до конца войны они верили в идеальность своей шифровальной машины, а Франция, Англия, Польша, Россия читали тайные немецкие сообщения как открытую книгу.

    Всё дело в том, что польский ученый Мариан Реевский однажды подумал о том, что раз придумали машину для шифровки сообщений, то можно придумать и машину для расшифровки, и первый свой образец называл «Бомба». Не из-за «взрывного» эффекта, как можно было бы подумать, а в честь вкусного, круглого пирожного.

    Потом математик Алан Тьюринг построил на его основе машину, которая полностью расшифровывала код «Энигмы», и которую, между прочим, можно считать первым прародителем наших современных компьютеров.

    Самый сложный код за всю Вторую мировую придумали американцы. На каждый боевой корабль США был откомандирован… индеец. Их язык был настолько непонятен и малоизучен, звучал так странно, что дешифровщики не знали, как и подступиться, и флот США безбоязненно передавал информацию на языке индейского племени чокта.

    Вообще, криптография – это же не только о том, как загадать загадку, но и о том, как её разгадать. Не всегда такие загадки специально придумывают люди – иногда их подбрасывает сама история. И одной из главных загадок для криптографов долгое время была загадка древнеегипетского языка.

    Никто не знал, что же значат все эти иероглифы. Что египтяне имели в виду, рисуя птиц и скарабеев. Но в один счастливый день французская армия обнаружила в Египте «Розеттский камень».

    На этом камне была надпись – одна и та же, на древнегреческом, египетском буквенном (демотический текст) и египетском иероглифическом. Историки того времени хорошо знали древнегреческий, поэтому что же написано на камне они узнали быстро.

    Совет

    Но главное, что, зная перевод, они смогли раскрыть тайны древнего египетского языка.

    Демотический текст был расшифрован достаточно быстро, а вот над иероглифами историки, лингвисты, математики, криптографы ломали голову долгие годы, но в конце концов всё-таки разгадали.

    И это была большая победа криптографов – победа над самим временем, которое надеялось спрятать от людей их историю.

    Но среди всех этих разгаданных шифров есть три особенных. Один – это метод Диффи – Хеллмана. Если маленькое сообщение зашифровать этим методом, то, чтобы его расшифровать, надо взять все компьютеры в мире и занять их этим на много-много лет. Именно он используется сегодня в Интернете.

    Второй – это квантовое шифрование. Оно, правда, ещё не совсем придумано, зато, если люди сделают квантовые компьютеры такими, как о них мечтают, то такой шифр будет знать, когда его пытаются расшифровывать.

    А третий особенный шифр – это «книжный шифр». Его удивительность в том, что им просто что-то зашифровать и непросто – расшифровать.

    Два человека выбирают одну и ту же книгу, и каждое слово из своего письма в ней ищут и заменяют тремя цифрами: номер страницы, номер строки и номер слова в строке.

    Это очень просто сделать, правда? А разгадать совсем не просто: откуда шпиону знать, какую книгу вы выбрали? И самое главное, компьютеры в этом деле тоже особо не помогут. Конечно, если подключить очень много умных людей и очень много мощных компьютеров, такой шифр не устоит.

    Обратите внимание

    Но есть главное правило безопасности. Её, этой безопасности, должно быть столько, чтобы зашифрованное послание не стоило тех огромных усилий, которые надо потратить на её расшифровку.

    То есть чтобы злодею – шпиону пришлось потратить столько сил, чтобы разгадать ваш код, сколько он не готов тратить на то, чтобы узнать ваше сообщение.

    И это правило работает всегда и везде, как в дружеских школьных переписках, так и в мире настоящих шпионских игр.

    Криптография – это искусство загадывать и разгадывать загадки. Искусство сохранить тайны, и искусство их раскрывать. С криптографией мы учимся понимать друг друга и придумываем, как сохранить что-то важное для себя в безопасности. А чем лучше мы умеем и то и другое, тем спокойнее и деятельнее может быть наша жизнь.

    Источник: https://mchildren.ru/kriptografiya-shpionskie-igry/

    Есть идея: зашифрованное послание от ребенка

    Представьте себе картинку: ваш сын или дочь-подросток отправились гулять с друзьями. Естественно, как и полагается заботливому родителю, вы звоните сыну или дочери, чтобы узнать всё ли у них хорошо. Они, немного нервничая, конечно, скажут вам “Да”. Но это “Да” не отменяет того факта, что через время вы узнаете, что они первый раз пробовали алкоголь или чего похуже.

    Пастор по имени Берт Фалкс прекрасно понимал эту психологическую особенность подростков и хотел избежать подобных ситуаций с младшим сыном Дэнни. Сам будучи сыном пастора он понимал, как трудно бывает со сверстниками.

    Несмотря на то, что Фалкс привык доверять сыну, он хотел знать, что и у сына хватит доверия прийти к отцу за помощью, когда это будет нужно. Папа разработал маленький секретный шифр, который должен был бы стать своего рода сигналом S.O.S.

    Используя этот сигнал Дэн мог не бояться упасть лицом в грязь перед друзьями, как это часто случается в подростковом возрасте.

    Гениальная идея пришла к пастору после посещения наркологических клиник для подростков. В разговорах с ребятами он часто задавал один и тот же вопрос: “Скольким из вас приходилось оказываться в ситуации, когда в компании начинали делать что-то, что вам не нравилось, пугало, смущало, но вы следовали примеру других, боясь быть осмеянными, и не видели выхода?”

    Руки поднимали все, как один.

    Вот что впоследствии написал об этом пастор:

    “Как-то мой младший, Дэнни, собирался на вечеринку.

    Я сказал, что если что-то пойдет не так, если он почувствует себя неловко или не в своей тарелке, пусть отправит букву “Х” любому из членов семьи (мне, маме, старшему брату или сестре).

    Совет

    Тот, кто получает этот шифр, должен следовать простой инструкции — через пару минут позвонить на телефон Дэна. Когда он ответит, произойдет примерно следующий разговор:

    — Алло, да!

    – Дэнни, кое-что случилось и мне нужно забрать тебя прямо сейчас.

    – Что такое?

    – Расскажу на месте. Будь готов через 5 минут. Я приеду.

    Важно

    После этого Дэн со спокойной совестью говорит друзьям, что дома что-то произошло и ему нужно срочно уйти”.

    Все. Дэн уходит. В глазах друзей он не сбежал, а пошел “по делу”. В итоге подросток доверяет родителю и уже спокойнее реагирует на компанию.

    Самое главное — не бросать своего ребенка в беде ни при каких условиях. Упустить подростка — проще простого, а вот выстроить доверительные отношения, в которых ребенок научится сам делать выбор между добром и злом в пользу первого, дорогого стоит.

    Источник: http://hardnews.info/est-ideya-zashifrovannoe-poslanie-ot-rebenka/

    Источник: https://malyavok.net/2017/03/est-ideya-zashifrovannoe-poslanie-ot-r/

    Игра в «шпионов»: руководство по шифрованию

    Представьте себе окружающий мир, в котором нет ни одной тайны, ни одной неразгаданной загадки. Как в нем было бы скучно! Кто обожает все таинственное и секретное больше всех на свете? Конечно, дети! Их пытливый ум стремится изведать неизведанное, подобрать ключик ко всем секретам.

    С другой стороны, у ребенка, как и у всякого другого человека, есть свои собственные секреты: как же иначе он смог бы почувствовать себя личностью и сохранить свое «я» перед окружающими людьми, в том числе перед взрослыми.

    Давайте вспомним себя в детстве: сочиняя записку школьному приятелю, разве мы писали ее с помощью 33 букв алфавита? Скорее всего, нет: этим целям служил особый тайный алфавит.

    У каждой дружеской компании он был свой, но, так или иначе, помогал держать в секрете то, что мы не хотели говорить всем и каждому.

    Такая игра в «шпионов» и «детективов» понравится практически каждому.

    Как здорово вообразить себя агентом 007 или персонажем любимой детективной истории! Кроме того, тайнопись отлично развивает мышление: ведь преобразовать одни знаки в другие, непонятные, – это только полдела, нужно суметь еще и быстро прочитать зашифрованные послания товарищей. А это уже самая настоящая логическая задачка, не меньше! Ее выполнение требует от юного дешифровщика сосредоточенности, внимания и хорошего чувства ритма.

    Правда, интересно? Запаситесь терпением и дочитайте эту статью до конца. В ней вы найдете подробнейшие советы по созданию тайного шифра, а также узнаете, где его можно применить, и познакомитесь с краткой историей криптографии – науки о шифровании.

    Где человек – там и тайна, или Несколько интересных фактов из истории шифрования

    • У каждого есть свои секреты, поэтому справедливо будет сказать: «Где человек – там и тайна». Еще во II тысячелетие до н.э. в Древнем Египте существовала письменность под названием энигма, а Греками в V-IV вв. до н.э. был изобретен один из первых шифровальных приборов – «Скитала». Кстати, греки же придумали переводить буквы в цифры (знали бы они, что в будущем их задумка превратится в так называемый «школьный шифр», о нем – ниже).
    • В Древней Индии тайнопись считалась одним из 64 искусств, которым должны овладеть и женщины.
    • Первая книга о шифровании вышла на арабском языке в 855 г. и называлась «Книга о большом стремлении человека разгадать загадки древней письменности».
    • На Руси с XII-XIII вв. использовалась литорея – особый буквенный шифр, когда гласные в словах оставались на месте, а согласные менялись местами.
    • И детям, и взрослым хорошо знаком детективный рассказ Артура Конана Дойля «Пляшущие человечки». Но немногие знают, что человекообразные значки были изобретены еще в VIII в. императором Карлом Великим.
    • А вот писатель (и по совместительству математик) Люьис Кэрролл изобрел свой собственный способ шифрования, причем в очень необычных обстоятельствах. Одним холодным зимним вечером (впрочем, как и всегда) в голове у него крутилось много гениальных мыслей. Но вылезать из-под теплого одеяла, чтобы зажечь свечу, совсем не хотелось, и Кэрролл придумал никтограф – специальный трафарет, с помощью которого можно писать в темноте!

    Каким бывает тайный шифр? Инструкция для юного детектива

    1. Замена одних знаков другими

    Таких шифров существует великое множество. Во всемирной сети есть даже целые криптографические «библиотеки», где все эти коды собраны, расшифрованы и удобно оформлены. Менять можно одни буквы на другие, буквы – на цифры, реальные знаки – на выдуманные.

    Ярким примером является упомянутый выше «школьный шифр» – наверно, самый простой и самый быстрый способ шифрования.

    Его принцип состоит в том, чтобы запомнить номера букв в алфавите и заменить буквы цифрами, написанными через запятую. Например, слово «мама» будет выглядеть как «14, 1, 14, 1».

    Совет

    Для пущей секретности номера можно сместить – например, с интервалом +3: буква А превратится в 4, а М – в 17.

    Аналог «школьного шифра» можно создать, гладя на обыкновенную компьютерную клавиатуру: просто заменяйте русские буквы соответствующими латинскими символами. Это, кстати, поможет улучшить и навыки скоропечатания.

    Сюда же относятся и «пляшущие человечки», и никтография Л. Кэрролла. Придумайте и свой оригинальный шифр: это можно сделать не только с друзьями-сверстниками, но и вместе со всей семьей, а потом по утрам находить на кухне зашифрованные записки. Отличная зарядка для ума!

    Примеры: будильник — 4, 23, 7, 12, 15, 32, 17, 12, 14 (ключ — номер буквы +2) конфета — rjyatnf («клавиатурный» шифр)

    магазин — низгагам, игрушка — акшгруи, ботинок — контиоб (попробуйте угадать ключ к этому шифру самостоятельно!)

    2. Полусловица

    Этим способом шифрования пользовались еще в Древней Руси для засекречивания тайных посланий и документов. Знаки полусловицы отдаленно напоминают настоящие буквы, но недописанные. Можно поступить и наоборот – дополнить всем известные буквы новыми элементами, чтобы они изменились практически до неузнаваемости.

    3. Вставка лишних звуков

    В каждом классе есть такие «полиглоты», которые периодически начинают разговаривать друг с другом на непонятном языке. Слушаешь-слушаешь – и не можешь разобрать: английский это, немецкий или вообще какая-то тарабарщина! Последнее предположение ближе всего к правде.

    Так называемый «тарабарский язык» состоит из слов вашего родного языка, в которые после каждого слога вставляются лишние звуки. Допустим, мы хотим произнести слово «школа», чтобы его поняла только наша узкая дружеская компания. Нет ничего проще: добавляем в него какой-нибудь слог, например, «ро», и вместо «школа» получаем загадочное «шкороларо».

    А если вставить «ро» перед слогами, известное слово точно никто не расслышит!

    Кстати, если предыдущий способ шифрования подходит исключительно для письменных переговоров, то этот просто идеален для устных.

    Примеры: подарок — покудакурокку закладка — замекладмекаме

    университет — узонизоверзосизотетзо

    4. Письмо наоборот.

    Обратите внимание

    Тут все предельно просто и понятно: все слова пишем задом наперед. А может, кому-то удастся и разговаривать на таком зашифрованном языке! В любом случае, логика станет просто железной.

    Примеры: рюкзак — казкюр паровоз — зоворап компьютер — ретюьпмок информационный — йынноицамрофни

    электроэнергия — яигренэорткелэ

    5. Креативная криптография.

    Кто сказал, что буквы и слова нужно заменять именно похожими закорючками? Ведь тайный алфавит можно создать и из альтернативных символов. Существует же 3D алфавит-трубопровод, где буквы – это по-разному изогнутые трубы.

    А экспериментатор Джон Регсдейл совсем недавно, в 2006 году, придумал Puzzle Code, где части послания представляют собой части сложного пазла.

    Если у вас все в порядке с фантазией (а это наверняка так), придумайте свой уникальный шифр и расскажите о нем всем!

    Где может пригодиться искусство тайнописи?

    – Для секретной переписки с друзьями. Но на уроках этим лучше все-таки не заниматься, а слушать учителя и мотать на ус новую информацию, потом обязательно пригодится!

    – Для собственных заметок, которые не предназначены для чужих глаз.

    – Для умной и захватывающей игры. Это развлечение пойдет на ура на любой вечеринке, а особенно тематической, где вы предложите гостям побыть немного великими сыщиками или крутыми тайными агентами.

    – Отправляясь в дальнюю дорогу, мы всегда запасаемся хорошими книжками и веселыми играми. Почему бы вместо кроссворда не разгадать какой-нибудь зашифрованный рассказ? Это можно делать и на скорость, вместе с друзьями!

    – На уроках по языку – иностранному или родному. Это отличная альтернатива упражнениям из учебника: расшифровка известного стихотворения или крылатой фразы наверняка привлечет интерес к изучаемому предмету и позволит в увлекательной форме освоить правописание.

    Попробуйте себя в роли гениального шифровальщика – и испытайте возможности своего ума!

    Цыплакова Светлана
    Специально для www.inteltoys.ru

    Источник: https://inteltoys.ru/articles/cat4/article449.html

    Самые загадочные письмена и зашифрованные послания

    ?Время от времени в руки историков попадают такие находки, которые являются настолько необычными, что ставят учёных в тупик. Нужно либо признать существующую академическую науку ошибочной, либо находку — фальшивкой. Понятно, что обычно печальная участь ждёт находку, а не науку.

    Да, иногда «уникальный артефакт» или «ранее неизвестный текст» оказываются и впрямь подделкой. Но вопросы возникают в отношении тех текстов, о фальсификации которых кричат долго и безуспешно. Поневоле задумаешься — если и в самом деле обман столь очевиден, то зачем в этом так долго убеждать?

    Ачинский жезл.

    Древнейший календарь на земле

    На территории современной России, в Сибири при раскопке Ачинского палеолитического поселения был найден самый древний календарь в мире. Его возраст 18 000 лет.

    Оказывается еще 18 000 лет назад люди не только проживали на территории современной Сибири, но еще задолго до образования шумерской, египетской, индусской, китайской цивилизаций имели совершенный лунно-солнечный календарь.Что является еще одним неоспоримым подтверждением существования высокоразвитой культуры на территории современной России.

    Тогда как официальная историография утверждает, что в тот период Русская равнина и Сибирь была покрыта многокилометровым ледником.Во второй половине ХХ века на территории Ачинского района Красноярского края, ученным — археологом Георгием Александровичем Авраменко была обнаружена древняя стоянка человека, датируемая периодом 28-20 тыс.лет до н.э.

    , известная ныне как Ачинское поселение.Это древнее поселение получило широкую известность благодаря удивительной находке.

    В 1972 году при раскопке Ачинского поселения доктор исторических наук, археолог Виталий Епифанович Ларичев обнаружил загадочный предмет, который уже непросто озадачил ученный мир, а изменил общепринятые представления о эпохи верхнего палеолита и древних жителях Сибири.Данная находка представляет собой миниатюрный жезл, вырезанный из бивня мамонта.

    На его поверхность мастер эпохи верхнего палеолита с ювелирной точностью и изяществом нанёс спиральный узор,составленный из 1065 различных по очертанию лунок. Дальнейший анализ показал, что количество лунок в спиралях, их форма и глубина подчинены определённой закономерности. Эта находка получила название Ачинский жезл.

    На первый взгляд найденный предмет может показаться рядовым образцом культуры каменного века, но это только на первый взгляд.Ученные, тщательно изучив его, сделали сенсационные выводы: возраст Ачинского жезла, по самым скромным оценкам, насчитывает более 17 000 лет.

    Важно

    А многократная независимая экспертиза установила, что Ачинский жезл представляет собой один из древнейших, обнаруженных к настоящему времени, календарей, в котором основой счисления является положение Солнца и Луны.

    Также, на основании глубокого анализа находки учёными был сделан вывод о том, что проживавшие уже 18000 лет назад на территории современной Сибири наши предки, ещё задолго до образования шумерской, египетской, индусской и китайской цивилизаций имели совершенный лунно-солнечный календарь!Таким образом, всё это указывает на то, что древние жители Сибири уже в каменном веке не только владели знаниями по астрономии, математике и другим смежным наукам, но и обладали для этого уникальным инструментарием.И если принять во внимание позицию официальной историографии, то согласитесь, довольно странное занятие для полудиких людей эпохи верхнего палеолита, к тому же проживающих на территории, которую в то время покрывал ледник.

    Фестский диск: античная загадка или умелая подделка?

    Важнейшим зашифрованным посланием древней культуры острова Крит стал Фестский диск — изделие из глины, найденный в городе Фест в 1903 году. Обе его стороны покрыты знаками, нанесенные по спирали. Диск не имел идеально правильной формы, диа­метр его 15,8—16,5 сантиметра, толщина колеблется от 1,6 до 2,1 сантиметра.

    Сформован он без помощи гончар­ного круга и с обеих сторон покрыт рисуночными зна­ками, следующими друг за другом по спирали и объеди­ненными в группы замкнутыми ячейками, а датируется приблизительно среднеминойским периодом III, то есть между 1700 и 1550 годами до н. э. Знаки (по крайней мере, большая часть их) были оттиснуты специальными штемпелями, всего их сорок пять.

    Они представляют со­бой отчетливые фигуры человека и животных, их голов. рыбы и птиц, растений, зданий, корабля и орудий труда. Ничего похожего на Крите никогда не находили (по­этому и появилась версия о том, что это подделка). Не успели диск отчистить от грязи, как ученые всего мира начали спорить о его происхождении, дешифровке и назначении.

    Большинство исследователей склоняются к мнению, что Фестский диск не является артефактом критского происхождения. В качестве доказательств они приводят факты, которые невозможно не принять во внимание. Ученые утверждают, что сорт глины, из которой изготовлен Фестский диск, на Крите не встречается.

    Еще одним доводом в пользу этой теории послужил внешний вид знаков, которые, по мнению исследователей, не сходны ни с одной письменностью, в те времена распространенной на Крите. Изображения на диске также показались ученым нетипичными для критской традиции.

    Попыток расшифровать смысл текста, тоже было немало, но, к сожалению, ни одна из них не является официально принятой в научном мире.Как бы там ни было на самом деле, но сегодня загадочный памятник письма хранится в музее города Ираклион и по-прежнему ждет того, кто сможет разгадать его тайну.

    Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы

    “Ура-Линда” была обнаружена в начале XIX века и представляла собой якобы древнейшую историю германцев (фризов), уходящую вглубь веков на много тысячелетий. Написана она была особым руническим шрифтом и содержала сюжеты дохристианской мифологии и священной истории германцев.Многие ученые сразу же расценили “Ура-Линду” как откровенную подделку, восходящую к эпохе голландского ренессанса, когда какой-то энциклопедист перенес мифологические и географические знания своей эпохи на далекие времена и воссоздал псевдомифологическую картину. Сторонники же аутентичности “Ура-Линды” были признанны маргиналами, шарлатанами и подвергались насмешкам. Однако, сторонники подлинности книги склонны были считать, что мы имеем дело с очень древней версии мифологического дохристианского предания, обработанной и стилизованной гораздо позднее. Герман Вирт, знаток сотни древних и современных языков, археолог, лингвист и историк, проделал колоссальный труд по анализу этого памятника и отделил в нем разновременные пласты — самые древние, более поздние и совсем поздние. Результатом его реконструкции явилась публикация “Ура-Линды” с подробнейшими комментариями. Она-то и сделала Вирта изгоем в среде официальных историков, которые считали, что само сомнение в полной фальшивости “Ура-Линды” автоматически дискредитирует автора. По этой причине другие и самые основные труды Германа Вирта, — “Происхождение человечества” и “Священный праязык человечества”, — где содержится его рунологическая теория и об “Ура-Линде” вообще не упоминается, остались без внимания широкой научной общественностью.В своё время загадке «Ура Линда» много внимания посвятил Гитлер. Хотя, впрочем, подлинность манускрипта для фюрера была вне сомнений. Сам текст, переводы и комментарии к нему в рейхе издавали огромными тиражами. А как же! Свидетельство глубокой древности германской расы !.. Но именно этот интерес нацистов к спорной рукописи сыграл с ней впоследствии злую шутку так, что сейчас всерьёз к ней мало кто относится.

    Загадка «Велесовой книги»

    «Влесовой книгой», называют тексты, записанные на 35 березовых дощечках и отражающие историю Руси на протяжении полутора тысячелетий, начиная примерно с 650 года» до н. э. Нашел ее в 1919 году полковник Изенбек в имении князей Куракиных под Орлом. Дощечки, сильно разрушенные временем и червями, в беспорядке валялись на полу библиотеки. Многие были раздавлены солдатскими сапогами. Изенбек, интересовавшийся археологией, собрал дощечки и больше с ними не расставался. После окончания гражданской войны дощечки оказались в Брюсселе. Узнавший о них писатедь Ю. Миролюбив обнаружил, что текст летописи написан на совершенно неизвестном древнеславянском языке. На переписывание и расшифровку ушло 15 лет. После смерти Изенбека в 1943 году дощечки исчезли. Остались только их фотографические копии.Некоторые ученые считают «Влесову книгу» фальшивкой, в то время как-такие известные знатоки древнерусской истории, как А. Арциховский, считают вполне вероятным, что «Влесова книга» отражает подлинное прошлое славян.Сведения «Влесовой книги» о древних странствованиях наших предков по просторам Евразии позволяют понять многие упоминания о таинственных русах из ближневосточных и античных источников. Если считать наших предков исконно степным народом, то надо признать многовековое участие русов во всех решающих событиях тех времен. Когда мы читаем в древних источниках о великих походах таинственных киммерийцев, а затем скифов на Ближний Восток, в Африку, в Южную, Центральную и Западную Европу, а Скандинавию, то можем надеяться найти среди этих «киммерийцев» и «скифов» наших прямых предков.Оригинальна ранее неизвестная система мифологии, раскрывшаяся во «Влесовой книге». Вселенная, по мнению древних русов, разделялась на три части: Явь – это мир видимый, реальный. Навь – мир потусторонний, нереальный, посмертный, и Правь – мир законов, управляющих всем в мире…Каково же было назначение «Влесовой книги»? Это не летопись, не хроника в нашем понимании, а сборник языческих проповедей, которые читались народу, очевидно, во время богослужений. Их слушали и запоминали наизусть, ибо почитание предков было частью религиозного культа. Деяния предков, то есть история, становились таким образом всеобщим, всенародным достоянием, традицией, передававшейся из поколения в поколение.Язык «Влесовой книги» понятен не до конца, встречаются и некоторые слова и обороты, совершенно неизвестные, что, конечно, затрудняет работу исследователей. Мешает также и то, что местами текст дощечек был изрядно попорчен. Но в целом «Влесова книга» дает довольно неожиданную картину русского язычества. Изучение материала, в ней содержащегося, даст нам более четкие представления об истории Древней Руси дорюриковского периода.Так что такое «Велесова книга» — древнерусская языческая Библия, шедевр тысячелетней дохристианской культуры или искусно сделанная подделка?Спор продолжается…Также существует ряд текстов, которые остаются загадкой даже для ученых. Некоторые — в силу намеренного их запутывания авторами, а некоторые — из-за того, что написаны на «мертвых» языках, которые уже непонятны современникам. Именно о них пойдёт речь ниже.

    Письмена острова Пасхи

    Совет

    Ронго-ронго — так называют деревянные дощечки с иероглифическими письменами жителей острова Пасхи. На блестящей поверхности дерева торомиро вырезаны иероглифы с фигурками лягушек, звезд, спиралей, черепах, ящериц, крылатого человека. Всего на табличках обнаружено 14 тысяч иероглифов. Количество изображений на них везде разное, от 2 до 2300.

    На одной табличке предположительно вырезан календарь.Большинство дощечек таинственным образом исчезли после 1864 года.Письменами острова Пасхи интересовался знаменитый путешественник Николай Миклухо-Маклай. Ему удалось найти две таблицы, которые ныне находятся в Музее антропологии и этнографии РАН. На сегодня в музеях мира сохранилось всего 25 дощечек.

    Считая с 1868 года, когда таитянский епископ Тепано Яуссен, первым заинтересовавшийся чтением таблиц, получил обломок одной из них, прошло уже почти 140 лет. А ученые мира так и не могут прочесть того, что написано на «таинственных кусках дерева».В Сантьяго в Музее естественной истории лежит Сантьягский жезл, который раньше был у вождя острова Пасхи до 1870 года.

    На жезле тоже имеются иероглифы и значки. Жезл похож на деревянный скипетр с вырезанными 2300 иероглифами, толщиной 6,5 см и длиной 126 сантиметров.Весь текст на жезле разделен вертикальными линиями на неравные секции. Справой стороны вырезан фаллосообразный знак, который назвали суффиксом.

    Есть предположение, что на скипетре написано о сотворении мира с мужским и женским началом.

    Кипу – загадочное узелковое письмо инков

    Кипу – это до сих пор одна из самых таинственных и неразгаданных древних письменностей, о которой до сих пор спорят ученые многих стран мира. Кипу состояла из более полутора тысяч знаков. Представляла собой сложные веревочные сплетения и узелки, изготовленные из верблюжьей шерсти либо из хлопка. Каждый узелок определенного цвета означал слово, число или, возможно, ноту.

    Но мы так и не знаем до конца их настоящее предназначение, блуждая в догадках. До наших дней дошло высказывание одного из Великих инков, Пачакутека – «Тот, кто не умея считать узлы, мнит, что может сосчитать звезды, достоин осмеяния».Эти знания всегда были тайными — о времена империи инков кипу читали и писали специальные люди, мастера, которых называли кипукамайоки.

    Узелки переводились ими в свою систему счета, давая тем самым основу для прославленной инкской статистики, жизненно необходимой для централизованного распределения продуктов и одежды на всей необъятной территории империи.

    Обратите внимание

    Мастера-кипумайоки, по свидетельству испанцев, могли читать эти «записки» практически мгновенно, их пальцы, подобно автоматам, беззвучно скользили по узелкам, рождая цифры и сообщения.Но кипу наверняка были многофункциональны — кроме статистики, кипу могли хранить и какие-то исторические сведения о инках.

    Было ли кипу универсальным? Что могло быть записано при помощи кипу? Так уже в наше время в одном из храмов было найден кипу, весившее шесть (!!!) килограмм. Если это условно перевести на обычную бумажную систему хранения информации, то это будет огромные многотомные энциклопедии.Но возникает вопрос – почему эта удобная система не имела аналогов мире.

    Нечто подобно европейцы нашли лишь на некоторых островах Полинезии, но и туда она была завезена из-за океана, вполне возможно, что из того же Перу, столетия назад.

    Непонятно и загадочное исчезновение мастеров – ведь многие родственники Великого инки и их потомки, являвшиеся частью двора испанского вице-короля Перу, оставили подробные описания о многих предметах быта и мифологии империи, но не подробную информацию о кипу. Словно это было табу.Что же такое кипу – статистика, энциклопедия, зашифрованные тайны или все вместе взятое? Что еще могут скрывать эти таинственные узелки?Существовали ли кипу до инков и кто их придумал?

    Манускрипт Войнича

    Есть и ещё одна занимательная группа недешифрованных алфавитов, которые не имеют отношения к глубокой древности, а представляют собой более поздние мистификации. Самым известным считается манускрипт, в 1912 году приобретённый литовским собирателем старины Вилфридом Войничем у иезуитов.

    Состоящая из 240 страниц пергаментная рукопись содержит многочисленные иллюстрации и текст, записанный с помощью алфавита, который не использовался более нигде и никогда. Предположив, что имеет дело с обычным средневековым шифром, Войнич разослал копии лучшим криптологам.

    Минул век, но с уверенностью установить удалось только одно: текст манускрипта вообще не зашифрован. Он просто написан на неизвестном языке.Современная графология, статистический анализ и радиоизотопные методы датировки позволили узнать очень многое.

    Было доказано, что манускрипт не является подделкой, что появился он в XV веке в Северной Италии, что книга от начала и до конца вышла из-под пера одного человека, в совершенстве владевшего языком, на котором она написана.

    Важно

    Было определено даже, что язык этот по своей структуре не европейский — во многом он подобен восточно азиатским языкам (китайскому, тибетскому, маньчжурскому), но при этом имеет особенности, присущие семитской семье. Удивителен и алфавит, не обнаруживающий родства ни с каким другим. В тексте нет цифр и чего-либо похожего на цифры, нет знаков препинания.

    Всего используется свыше сотни букв, из которых 30 встречаются постоянно и, очевидно, передают звуки, а ещё несколько десятков попадаются по два-три раза во всей рукописи, но применяются в составе слов так же, как и прочие. Не существует языка, в котором было бы тридцать распространённых звуков и втрое больше очень редких.

    Не прибавляют ясности и иллюстрации. По первому впечатлению манускрипт представляет собой обычный для XV века «настольный справочник» травника, врача, астролога и алхимика. Его страницы покрыты изображениями растений и созвездий, чертежами, схемами, графиками.

    Но лишь некоторые из растений с трудом удалось идентифицировать, большинство же рисунков поставили ботаников в тупик.Эти растения или выдуманные, или «составные» (например, цветок взят от одного растения, стебель от другого, а листья от третьего). Да и многие созвездия, изображённые в манускрипте, нельзя увидеть на нашем небе.

    Единственные узнаваемые символы в манускрипте (не считая рисунков обнажённых женщин) — знаки Зодиака, в точности такие, какими их изображали в Европе XV-XVI веков. Только вот год, по мнению автора, продолжается 360, а не 365 суток. О какой астрологии может идти речь, если используется другой календарь?Рационального объяснения рукопись Войнича не имеет.

    Можно предположить, что некий выходец из Азии, принадлежавший к племени, не имевшему письменности и не сохранившемуся до наших дней (поэтому его язык не значится ни в числе живых, ни в числе мёртвых), попал в Европу и много лет спустя написал справочник с помощью специально для этой цели изобретённого алфавита. Но почему он не воспользовался латиницей? Почему рисовал несуществующие растения и созвездия? Зачем вообще писал, зная, что его тщательно оформленный труд никто не сможет прочитать? Нет ответа.

    «Кодекс Серафини» — самая странная книга в мире

    Источник: https://sofyapremudraya.livejournal.com/882092.html

    Ссылка на основную публикацию