Профессии карточки. часть 2 — воспитание и игры

Задания на тему «Профессии» для детей дошкольного возраста

админ 4 — Апрель — 2018

Перед школой ребёнок должен иметь представления о профессиях, уметь составлять предложения и строить ассоциативные связи, которые сможет обосновать. Помимо этого, у дошкольника должны уже иметься представления о буквах, он может читать по слогам и понимать прочитанное.

Задания направлены на закрепление имеющихся знаний у дошкольников, а также отработку новых понятий и подготовку к занятиям в школе.

Задание 1. Назови профессию на букву

Цель: отработать знания букв в алфавите; расширить словарный запас.

Материалы: карточки с написанными на них буквами.

Задание желательно выполнять в группе детей. Дошкольник вытягивает карточку, называет букву и профессию, начинающую с неё. Гарантируется, что на каждую букву существует такое слово, однако если у него не получается вспомнить, можно использовать слово, в котором буква стоит второй, третьей и так далее.

Задание 2. Кого я загадал?

Цель: научить использовать словарный запас; развить образное мышление.

Задание имеет более сильный эффект при работе в группе. По очереди каждый человек загадывает про себя профессию и представляет себя в её роли. Задача остальных: по описаниям ведущего отгадать, что именно он загадал. Ведущий постоянно меняется.

Задание 3. Он, она

Цель: познакомить с понятием рода; закрепить навыки словообразования.

Взрослый начинает фразу по типу «Он…» и называет профессию в мужском роде. Специальность должна быть подобрана таким образом, чтобы без смысловой ошибки можно было составить женский аналог.

Иногда для проверки внимательности дошкольника можно включать слова, которые можно отнести к обоим родам: врач, фотограф, пекарь, композитор.

Или те, которые можно употребить только в одном роде: художник, художница; медсестра, медбрат; официант, официантка; учитель, учительница.

Задание 4. Если бы не было…

Цель: воспитывать осознание важности каждого ремесла.

Разговор подводится к тому, что было бы, если бы не имелось определённом ремесле. Дошкольник должен наиболее полностью выразить собственные мысли, одновременно с этим задействовав оба полушария мозга. Предложение начинается с фразы «если бы не было строителей…».

Далее поочерёдно называются разнообразные профессии: строитель, учитель, дворник, директор, президент, военный, уборщик, повар.

Задание 5. Я хочу быть!.

Цель: развить представления у дошкольников о том, какие действия потребуются для получения ремесла.

Ребенок рассказывает о том, кем бы он хотел стать. Можно также выдавать карточки с нарисованными на них специальностями. Потом взрослый задаёт наводящие вопросы, на которые дошкольник должен дать развёрнутый ответ.

  1. Что ты будешь делать, когда станешь…? (Учить детей, лечить людей, строить дома).
  2. Чему ты будешь учиться? (Педагогике, медицине, строительству).
  3. Какие инструменты тебе понадобятся? (Учебник, градусник, молоток).
  4. Почему именно твоя профессия важна? (Иначе бы люди не умели считать, писать и читать; иначе бы люди болели; иначе бы негде было жить, играть, учиться).
  5. Для кого предназначена твоя профессия? (Для младенцев, для больных, для всех людей).
  6. С какими ещё профессиями связана твоя? (С воспитательницей в детском саду, директором; с хирургом, стоматологом; с проектировщиком, архитектором).

Задание 6. Один — много

Цель: совершенствовать словообразовательные процессы (в частности, образование множественного числа).

Взрослый приводит название профессии в единственном числе, задача дошкольника — согласовать слово во множественном числе.

Один врач — много… (врачей).

Один доктор — много… (докторов).

Одна няня — много… (нянь).

Один водитель — много… (водителей).

Загадки по теме

Источник: https://bebiklad.ru/loqicheskie-zadachi/zadaniya-na-temu-professii-dlya-doshkolnikov

Профориентационные игры

    Игры Н.В.Пряжникова, представленные на странице, помогут разнообразить занятия по профориентации, сделают их более содержательными  и продуктивными.

Профориентационная игра «Автопортрет»
Профориентационная игра «Аукцион ценностей»
Профориентационная игра «Двойки-пятерки»
Профориентационная игра «Кто есть кто?»
Профориентационная игра «Ловушки-капканчики»
Профориентационная игра «Пришельцы»
Профориентационная игра «Сотворение мира»
Профориентационная игра «Собеседование с работодателем»
Профориентационная игра «Детективы»
Профориентационная игра «Призвание»
Профориентационная игра «Профессия на букву…»
Профориентационная игра «20 000 дней»
Деловая игра «Кадровый вопрос»
Профориентационная игра «5 шагов»
Профориентационная игра «А вот и Я»
Профориентационная игра «Один день из жизни»
Профориентационная игра «Путь профессионала»
Профориентационная игра «Профессия — специальность»
Профориентационная игра «Самая — самая»
Профориентационная игра «Советчик»
Профориентационная игра «Сотворение мира»
Профориентационная игра «Спящий город»
Профориентационная игра «Суд над безработным»
Профориентационная игра «Три судьбы»
Профориентационная игра «Угадай профессию»
Профориентационная игра «Человек — профессия»
Профориентационная игра «Ассоциативный эксперимент»
Профориентационная игра «Горизонт событий»
Профориентационная игра «Минус — плюс»
Профориентационная игра «Персонажи и профессии»
Процедура «Творческие успехи»
Упражнение «Подарок с намёком»

Профориентационная игра «Автопортрет»

Цель игры – в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Игровое упражнение проводится в круге (число участников от 7 – 10 до 15 человек).

Время – от 20 минут.

Процедура методики:

1. Все участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.

2. Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы «на одном дыхании». Подписывать листок не надо».

Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, что рисунок любого человека, особенно ребенка или подростка – гениален (так говорят великие художники…).

Если кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких окажется много (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить…

Обратите внимание

3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован.

4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.

5. Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован.

На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое.

Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию… Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».

6. Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии соответствующие данному автопортрету.

Опыт показывает, что упражнение проходит достаточно весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно.Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно.

Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.

Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе со школьниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским.

Важно

Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но ведь известно, что во многих шутках часто заложен очень даже глубокий смысл.

Например, в данной игре каждый рисунок – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала

Профориентационная игра «Аукцион ценностей»

Цель: работа с ценностными ориентациями молодежи, влияние на процесс становления ценностных ориентаций.

Правила проведения игры: Участниками игры становятся 4-8 человек. Слишком большое количество участников снижает динамичность игры.

Сюжет игры «Аукцион ценностей» соответствует названию: объявляется аукцион, на котором распродаются жизненные ценности. Задача участника – приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него наибольшее значение.

В начале игры ведущий раздает бланки со списками жизненных ценностей. Участники должны оценить каждый пункт списка по следующей шкале:

«+» – положительное отношение,

«0» – безразличное отношение,

«–» – отрицательное отношение к данной ценности.

Затем ведущий собирает бланки и подсчитывает количество и стартовую стоимость каждой ценности, которая будет выставлена на аукционе.

Правила подсчета составляются таким образом, что ценность, которая привлекательна для большего числа игроков, имеет большую игровую «стоимость» и, соответственно, представлена в меньшем количестве игровых «лотов».
Далее объясняется, что «валютой», за которую можно будет приобретать ценности, является количество очков, набранное в упражнении на ловкость (сбивание кеглей, метание мячей, дротиков и т.п.).

На всю игру участникам дается ограниченное количество попыток для выполнения упражнения. Перед началом аукциона участник выбирает пять наиболее важных ценностей, за которые он собирается бороться. Этот выбор фиксируется в «плане аукциона».

При этом после первоначального составления плана, участники могут внести в него необходимые изменения, после того, как ведущий объявит стартовую цену каждого «лота». Ведущий ориентирует участников на необходимость максимального выполнения составленного «плана». Затем начинается процесс аукциона. Ведущий объявляет игровой «лот»: наименование и стоимость ценности.

Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену «лота». Участник, получивший право на покупку, выполняет упражнение. Он может при этом использовать любое количество имеющихся в его распоряжении попыток. При этом все набранные очки можно не использовать на приобретение данного «лота».

Читайте также:  Как научить ребенка читать по слогам? - воспитание и игры

В том случае, если игрок отказался от приобретения заявленной ценности или набранных им очков недостаточно, «лот» снова выставляется на продажу. Аукцион прекращается, когда все ценности были «проданы» или все игроки израсходовали отведенные им попытки.

Затем составляется список «достижений», в который входят все приобретенные участником ценности. При этом вместо «плановой» ценности, которую игрок не смог приобрести, в список вносится ее «противоположность», например, вместо ценности «Счастливая семейная жизнь» – «Неудачная семейная жизнь» и т.п.

На следующем этапе игры участники представляют свои списки «достижений», сопоставляя их с типичным жизненным путем представителя той или иной профессии. Формальным итогом игры может стать вручение «дипломов приверженца профессии».

В обсуждении важно обратить внимание участников на то, как менялось отношение к тем или иным ценностям по мере изменения их «цены», достижений игроков в процессе выполнения упражнения на ловкость.

Совет

Ведущий также может проинформировать участников о результатах опроса, проведенного в начале игры. В ходе обсуждения ведущий может предложить каждому участнику назвать ту ценность, которую он считает основной, определяющей жизнь человека.

Также может быть затронут вопрос о том, как конкретная профессия влияет на характер ценностных ориентаций.

Сложности проведения данной игры связаны с поддержанием динамики игрового действия, а именно переходов от выполнения упражнения на ловкость к аукциону, фиксацией достижений участников, а также с оформлением игровой «документации», поэтому желательно, чтобы ведущему помогал ассистент

Профориентационная игра «Двойки-пятерки»

Цель: рефлексия школьного обучения как этапа профессиональной жизни, анализа вариантов успешности протекания этого этапа.

Возраст: старшеклассники, студенты. Не рекомендуется проводить игру с подростками, так как она способствует усилению реакции эмансипации, обесцениванию роли взрослого как носителя общественно-полезных норм.

Правила проведения игры:

 В игре предусмотрено две основных роли – «учеников» и «учителей». Желательно, чтобы каждый из участников одновременно выполнял обе эти роли. Когда участники являются «учениками», они «посещают уроки», на которых демонстрируют свои «знания». В качестве уровня их «учебных достижений» выступают результаты в упражнении на ловкость (например, сбивании кеглей). Игроки получают «ведомости», в которых указаны посещаемые им «уроки». Когда участник играет роль «учителя-предметника», он получает «диплом учителя». В «дипломе» указано название предмета и результат, за который «ученику» ставится оценка «пять». «Уроки» проходят по заранее объявляемому расписанию.

Основные правила игры сводятся к следующему: запрещается показывать остальным участникам «диплом учителя», «пропускать» свои уроки; «учитель» обязан ставить оценки в строгом соответствии с требованиями, указанными в его дипломе. «Учитель» ставит оценки следующим образом: если результат «ученика» меньше, чем указанный в «дипломе», выставляется оценка «два»; во всех других случаях ставится оценка «пять».

После того, как ведущий объявляет сюжет игры, раздаются «ведомости учеников» и «дипломы учителей», вывешивается расписание, проводится тур «начальной школы».

По окончании всех уроков проводится «педсовет», на котором «учителя» должны составить рейтинг успешности обучения учеников. Аналогичным образом проводятся туры «средней» и «старшей» школы. Игра завершается обсуждением.

Система «дипломов» учителей и «ведомостей» учеников 

построена таким образом, что в игре присутствуют три типа учеников: первые попадают на «уроки» к строгим «учителям», которые ставят «пять» только за очень высокий результат (например, за 8 сбитых кеглей из 10); вторые попадают на «уроки» к нестрогим «учителям», которые ставят «пять» за предельно низкий результат (например, за 1 сбитую кеглю из 10); третьи попадают на уроки к разным «учителям».

При анализе игры ведущий может раскрыть эти роли. Обычно уже в процессе игры сами участники обращают внимание на то, что за один и тот же результат разные «учителя» ставят разные оценки. Часто это служит отправной точкой дискуссии по поводу содержания игры, и даже системы образования в целом. Игра особенно полезна для студентов педвузов, так как позволяет коснуться проблем, связанных с педагогической оценкой. Использование игры в профориентационных целях предполагает содержательное обсуждение того, каким образом школьная жизнь влияет на выбор той или иной профессии. Кроме того, ведущему необходимо сделать предметом обсуждения реакции участников, которые попадали к «строгим» учителям.

Профориентационная игра «Кто есть кто?»

Цель упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек.

Время на первое проигрывание – 5 – 7 минут.

Процедура игрового упражнения следующая:

 Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.

Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».

Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.

Обратите внимание

Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей об раз, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков.

Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

Цель игры  — повысить уровень осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников – от 6 – 8 до 12 – 15.

Время: 20 – 30 минут.

Процедура включает следующие этапы:

1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего…).

2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя…). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!

3. Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели.

Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают…

Важно

Желательно определить даже две-три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их.

Главному игроку также дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

Источник: http://proforientacia123.blogspot.com/p/blog-page_74.html

Настольно-печатные игры в подготовительной, старшей, средней, перовой и второй младшей группе детского сада, картотека с целями

Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени.

А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры.

Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.

Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры — важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Читайте также:  Диета кормящей мамы - воспитание и игры

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.

Наглядный материал

Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре.

Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой — тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные.

Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла

https://youtube.com/watch?v=_2eZD4IqXOg

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Картотека настольно-печатных игр в детском саду

Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.

Первая младшая группа

Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.

Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей

Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента.

Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента.

Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.

Задачи:

  • познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей;развивать навык складывания элементов в единый сюжет;
  • повышать познавательную мотивацию.

Инструкция:

  1. «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
  2. «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
  3. Вместе с детьми называем получившееся животное.

Мозаика, геометрические фигуры

Задачи:

  • закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
  • помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать настойчивость в работе.

Инструкция:

  1. Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
  2. «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом

Вторая младшая группа

Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.

Домино «Животные»

Задачи:

  • закрепить знания детей о домашних или диких животных;
  • научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Инструкция:

  1. Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
  2. Воспитатель кладёт первую кость.
  3. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.

Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

Задачи:

  • научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 3 картинки.
  2. «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
  3. «Какой элемент и почему лишний?»

Средняя группа

В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.

«Какое время года?»

Задачи:

  • закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
  • развивать речь, логическое мышление.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
  2. «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
  3. Кто угадал, называет время года.
  4. Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.

Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка

«Парные картинки»

Задачи:

  • тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
  • воспитывать умение выполнять правила игры.

Инструкция:

  1. Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
  2. Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.

В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков

Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.

Старшая группа

Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.

«Цифры»

Задачи:

  • обучить порядковому счёту от 1 до 10;
  • научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
  • тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
  2. Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.

Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание

Подготовительная группа

Для этой возрастной категории важно выбирать игры, где сюжет нуждается в комментировании.

«Что нужно врачу?»

Задачи:

  • обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
  • развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.

Инструкция:

  1. На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
  2. Дети собирают целые эпизоды.
  3. Объясняют предназначение полученных изображений.

«Когда это бывает?»

Задачи:

  • закрепить представления детей о временах суток;
  • воспитывать терпение и внимание.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
  2. Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).

Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

  1. Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  2. Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  3. Подведение итогов — 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).
Читайте также:  Ваш малыш заболел.когда необходимо вызывать «скорую помощь» - воспитание и игры

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга.

Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила.

Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/nastolno-pechatnyie-igryi-v-podgotovitelnoy-gruppe-kartoteka.html

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 лет

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Обратите внимание

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Обратите внимание

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо): — Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы.

— Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

Совет

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Обратите внимание

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Обратите внимание

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая: Будем дружно подрастать И работу выбирать. В космонавты мы пойдем И ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.) В капитаны мы пойдем, Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.

) В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.) Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия. А мы в летчики пойдем, Самолеты поведем. Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу. В комбайнеры мы пойдем И комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

И пожар тушить начнем.



Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Обратите внимание

Ход игры:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие. — Зачем нужно растение? (Лейка.) — Почему нужно кормить? (Птичка.) — Что нужно мыть? (Тарелка.) — Что нужно чистить? (Ковер.) — Что нужно стирать? (Платье.) — Что нужно гладить? (Рубашка.) — Что нужно печь? (Пирожки.

) — Что нужно менять? (Постельное белье.) — Кого нужно купать? (Ребенок.) Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее. — Зачем засевать поля? (Зерно.) — Зачем сажать? (Картофель.) — Зачем опрыскивать? (Яблоня.

) — Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)? — Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку? — Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

— Зачем ухаживать за своим телом?

Игры для детей 5-7 лет

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Обратите внимание

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят: Что ты делаешь — не знаем, Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками.

Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.

Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Обратите внимание

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

  • Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
  • Мытье горшка.
  • Укладывание камушков на дно горшка.
  • Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
  • Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
  • Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
  • Срезание загнивших корней.
  • Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
  • Уплотнение земли.
  • Установка горшка с растением на поддон.
  • Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Обратите внимание

Ход игры:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют. Трактор — тракторист. Машина — шофер. Экскаватор — экскаваторщик.

Комбайн — комбайнер. Подъемный кран — крановщик. Поезд — машинист. Корабль — капитан. Самолет —летчик (пилот). Космический корабль — космонавт. Пожарная машина —пожарный. Бульдозер — бульдозерист.

Гоночная машина —гонщик (пилот).

И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель. Расширять представления детей о профессиях.

Обратите внимание

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Кролик — кроликовод. Теленок — телятница. Овца — овцевод. Олень — оленевод. Виноград — виноградарь. Чай — чаевод. Хлеб — хлебороб. Сад — садовод. Цветы — цветовод. Пчела — пчеловод.

Поле — полевод. Гаечный ключ — слесарь. Ведро и швабра—уборщица. Билет — кондуктор. Касса — кассир. Рубанок — столяр. Краска и кисть —маляр. Мастерок — штукатур. Кульман — инженер. Молот и наковальня — кузнец. Огнетушитель — пожарный. Шприц — медсестра. Электропила — лесоруб. Рыбацкая сеть —рыбак. Зубоврачебное кресло — стоматолог.

Доильный аппарат —доярка.

И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Обратите внимание

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Автор материала: Подгорная Ирина Николаевна

Источник: http://logoped18.ru/logopedist/didakticheskie-igry-po-trudovomu-vospitaniyu-detyei-3-5-let.php

Ссылка на основную публикацию