Распорядок дня для детей от 3 до 6 лет — воспитание и игры

Режим дня ребенка с 1 до 3 лет

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания.  На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

  • Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует.
  • Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент.  
  • В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.
  • При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.
  • Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков,  опрятности.  

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

Особенности возрастного периода

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений.

Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется.

Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель.

Обратите внимание

Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время.

При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут.

В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

 В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон  немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления.

Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде.

После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться  ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Важно

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-360 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 10 и доводят до  240. Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой.

Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата.

Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление: 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование: 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон: первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка: после обеда и полдника.

Купание: 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет)  до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела.

Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка).

Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Совет

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон — 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа.

Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов.

Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое.

Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 10, от 35-370 и доводится до 24 – 280. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты.

Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление: 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование: 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон: 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка: после завтрака  и полдника.

Купание: 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого.

Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки.

Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Обратите внимание

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 — 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна.

Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 — 30 минут.

  Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление: 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование: 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон: 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.

Читайте также:  Какие поделки можно сделать из коробок от сока? - воспитание и игры

Обливания: после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание: перед ночным сном.

Источник: https://7gy.ru/rebenok/normy/519-rezhim-dnya-rebenka-ot-goda-do-3.html

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.Но это взрослые.

А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?Режим дня — это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток.

Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок — личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.

);2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет — подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Важно

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу.

Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного.

Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня.

Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается.

Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.
6.00 — Пробуждение после ночного сна и первое кормление6.00-7.00 — Бодрствование7.00-9.00 — Сон9.00 — Второе кормление9.00-10.00 – Бодрствование10.00-12.

00 – Сон (можно совместить с прогулкой)12.00 – Третье кормление12.00-13.00 – Бодрствование13.00-15.00 – Сон15.00 – Четвертое кормление15.00-16.00 – Бодрствование16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)18.00 – Пятое кормление18.00-19.00 – Бодрствование19.00-20.45 – Сон20.

45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)21.00 – Шестое кормление21.00-6.00 – Ночной сон

24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Совет

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

6.00 — Пробуждение после ночного сна и первое кормление6.00-7.30 — Бодрствование7.30-9.30 — Сон9.30 — Второе кормление9.30-11.00 – Бодрствование11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)13.00 – Третье кормление13.00-14.30 – Бодрствование14.30-16.30 – Сон16.30 – Четвертое кормление16.30-18.00 – Бодрствование18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)19.00 – Пятое кормление19.00-20.45 – Бодрствование20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)21.00-6.00 – Ночной сон

23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.
7:00 — пробуждение, утренний туалет, первое кормление7.00-9.00 – Бодрствование9.00 – 11.00 – Сон11.00 – Второе кормление11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)13.00 – 15.00 – Сон15.00 – Третье кормление15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)17.00-19.00 – Сон19.00 – Четвертое кормление19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)20.30 — Купание21.00-7.00 – Ночной сон

23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.
8:30 – пробуждение9:00 – завтрак9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика11:00-12:30 – прогулка12:30-13:00 – обед13:30-15:30 – дневной сон16:00 – полдник16:30-18:00 – прогулка19:00 – ужин21:00 – поздний ужин

21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.
7:30 — пробуждение, утренний туалет8:00 – завтрак8:30 — 9:30 – занятия, игры, гимнастика10:00 – второй завтрак10:30-12:30 – прогулка12:30 – обед13:00-15:00 – дневной сон15:30 – полдник16:00-16:30 – игры, занятия16:30-18:00 – прогулка18:30 – ужин19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия20:00 – подготовка ко сну, купание

20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции.

Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу8:00-12:00 – занятия в школе13:00 – обед, отдых, свободное время14:00-15:00 – выполнение домашнего задания15:30 – полдник16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций19:00 – ужин19:30-20:00 – игры, и свободное время20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры20:30-21:00 – чтение на ночь

21:00 – сон

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты — плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.5. Начните с себя — если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.
Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок — это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня — основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге — утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план.

Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать.

У нас свой «осознанный режим».

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 12.02.2015

Источник: https://materinstvo.ru/art/rejim-dnja-rebenka-v-raznom-vozraste

Дети с 3 до 6 лет. Развитие, воспитание и игры для детей

Возраст от трех до шести лет – особенный период. Начинается он с кризиса негативизма, когда вчерашние пай-мальчики и чудо-девочки вдруг становятся настоящими бунтарями.

А завершается, как порой кажется родителям, очень быстро: своенравный карапуз, устраивающий бурные истерики из-за некупленной шоколадки, вдруг превращается в серьезного сосредоточенного дошколенка.

При этом заботы остаются те же самые: развивающие занятия, правильное питание, детские недомогания и прививки.

Неудивительно, что именно этот первый «трудный» возраст особенно заботит родителей, ведь чаще всего они слышат от крохи «не хочу», «не буду», «оставь» и «я сам».

Как не сломать эту хрупкое «я» новой личности и как добиться послушания? Статьи этого раздела научат вас тактично противостоять детскому упрямству, помогут развить и воспитать у своего чада навыки аккуратности и самостоятельности, научить его одеваться и раздеваться, прибирать за собой вещи и убирать посуду.

Читайте также:  Новогодние украшения - воспитание и игры

А вы знаете, что должен уметь делать трехлетка? В каком возрасте ребенок начнет застегивать пуговицы, а в каком – завязывать шнурки? Когда он сможет определять время, посмотрев на часы? И не рано ли учить его считать? С помощью экспертов, которые приняли участие в написании текстов данного раздела, мы будем развивать у ребенка мелкую моторику, пытаться читать, осваивать основные навыки самообслуживания (прощаться с горшком, чистить зубы, орудовать вилкой и ножом и т. д.).

В возрасте от 4 до 6 лет современные малыши все чаще становятся «компьютерными гениями». Сколько времени в день можно проводить, уткнувшись в планшет, пятилетнему малышу? Какие приложения стоит закачать, а к каким – ограничить доступ? Когда нужно выключать телевизор (и нужно ли его вообще включать)? Поговорим и об этом.

Благодаря данному разделу вы также узнаете, чем статичность и гиподинамия опасны для подрастающего организма, сколько времени нужно гулять дошкольникам и что лучше всего есть на завтрак.

Обратите внимание

В статьях вы найдете ответы и на самые деликатные вопросы: интимные моменты – когда пора прекращать бегать голышом, проблема мокрых штанишек – что делать, если кроха продолжает мочиться в кровать и т. п.

Развитие – вот основной лейтмотив этого возрастного периода. Что и как читать ребенку от года до шести? В какие игры играть? Какие стихи учить? Стимулируем воображение и устанавливаем доверительный контакт с собственным чадом.

Пора задуматься и собрать в одну корзину все, что вы знаете о нем: экстраверт он или интроверт, какие книжки любит читать, с какими персонажами и героями себя идентифицирует? Отталкиваясь от этого, мы будем выбирать развивающие кружки и секции, а также подготовительные занятия: фигурное катание или рисование восковыми мелками, астрономия или цирковое искусство. В подразделах, посвященных здоровью ребенка от 3 до 6 лет, вы узнаете, каким должен быть суточный рацион дошкольника, и с помощью каких продуктов он обеспечивается; какие заболевания наиболее характерны для этого возраста, какие прививки необходимо сделать и как укрепить иммунитет в предшкольный год.

Польза контрастных цветов для младенца В первый месяц жизни кроха почти не способен фокусировать взгляд, и его зрение можно назвать скорее световосприятием. В этот период малышу надо помочь.

Все об аниме: секреты японских мультфильмов Ваш ребенок любит аниме? Оторваться не может от экрана? А там – необычные герои с огромными выразительными глазами, захватывающие сюжеты, отсутствие четкого деления на «черное и белое»… Это хорошие «завлекалочки». Родители нервничают и сомневаются, на пользу ли такие мультфильмы? И чему они учат? Разложим по полочкам все, что дает аниме.

Кубик на кубик: как выбрать конструктор ребенку Конструкторы развивают моторику, фантазию. Добавьте тренировку усидчивости, терпения и целеустремленности, и сразу станет понятно: лучшего подарка для подрастающего гения не найти. Но эксперты утверждают, что далеко не каждый конструктор приносит ребенку пользу. Попробуем разобраться в нюансах выбора.

Слабость после болезни — норма для детей? С этой проблемой сталкиваются многие родители — интернет-форумы и соцсети пестрят запросами: «Помогите, дети после болезни лежат тряпочкой», «Температура отступила, а ребенок по-прежнему вялый и ничего не хочет».

Почему так происходит и чем можно помочь малышам? Давайте разбираться!Зачем нужны потешки? Стремясь как можно раньше начать развивать своего малыша, изучая всевозможные методики, покупая дорогие пособия и игрушки, мы порой упускаем из виду самые простые и доступные вещи. Например, народные потешки и пестушки, которые просто необходимы крохе для полноценного развития….

Показать еще статьи

Источник: http://www.parents.ru/rebenok-3-6-let/

Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет

Возраст от 3-х до 6-ти  леточень интересный и важный период в жизни малыша.

Ведь именно сейчас ребенок переходит из состояния «малыш и мама одно целое» в состояние «я – отдельная независимая личность».

И хотя независимость трехлетнего малыша еще, конечно, понятие достаточно условное, но то, что кроха меняется и взрослеет, с этим мы спорить не станем.

Как же именно это происходит, что поможет родителям понять, что их любимый малыш уже встал на путь взросления?

Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша:

  • ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
  • строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она».  Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
  • осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом – для мальчиков.

Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3-х до 6-ти лет подробнее.

Социализация

Начиная с трех лет, ребёнок начинает процесс выхода за пределы своего семейного круга и в жизнь малыша входит активное общение со сверстниками. Ведь недаром когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие  родители задумываются о том, что ребенку пора посещать детский садик, записывают его на курсы раннего развития.

Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:

  • подчинять свои желания общим правилам игры;
  • сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
  • познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
  • стать более самостоятельным;
  • научиться новому.

В возрасте от 3-х до 6-ти  лет, благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать окружающий мир, людей,  адекватно воспринимать собственные действия.

С возрастом у ребенка меняются сюжеты для игр: если в возрасте 3-4 лет они были ограничены подражанием взрослым, семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия (кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5-6 лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более сложные моменты, например человеческие отношения.

Также игра становится более длительной по времени:

  • в 3-4 года малыш может увлеченно заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо переключиться на что-то другое;
  • в 4-5 лет одна игра может продолжаться 20-30 минут;
  • в 5-6 ребенок способен увлечься игрой на 30-40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.

Читай также: Игрушки для детей от 3 до 6 лет

Психологические особенности

В возрасте от 3-х до 4-х лет у малыша формируется понятие интонации произносимых слов: ребенок в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.

В этом возрасте ребенок, в основном, уже не путает единственное и множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день завтрашним и наоборот, перепутать понятия «обед» и «ужин». Также затруднения у малыша вызывает необходимость понимать время по часам.

Читай также: Как научить ребенка определять время: просто о сложном

Ребенок открыт новым знаниям, живо интересуется, для чего предназначен тот или иной  предмет и что из него  можно сделать. Благодаря именно этому интересу некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои игрушки, для того, чтобы понять, как они устроены внутри.

Самостоятельность и желание делать все именно так, как ему хочется – достаточно острая тема в возрасте 3-4 лет.

Родителям такого малыша необходимо набраться терпения и попытаться организовать ребенка с помощью постоянного ежедневного распорядка и слаженности своих действий, а также помнить, что несмотря на все протесты, если у малыша возникнут какие-то трудности или он почувствует себя усталым, маленький бунтарь, хотя бы на время, но обязательно вернется под родительскую опеку.

Читай также: Как пережить кризис 3 лет у ребенка: советы для родителей

Важно

У ребенка в возрасте от 5-х до 6-ти  лет достаточно развита память, он легко запоминает стихи, рассказы, слова песен.

В этом возрасте малыши легко осваивают иностранный язык, быстро схватывают новые слова, говорят достаточно бойко.

Также малыш постепенно учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».  

В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы (например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на работу» или «почему я сегодня грустный»),  повторяет услышанное и увиденное от других детей и взрослых.

Наша форумчанка Angel35 рассказывает: «Знаете, я не верила во все эти психологические скачки развития, но действительно, после пяти лет дочь стала гораздо лучше говорить, осознанно так, понимаете.

И предложения строит достаточно сложные правильно, и даже делает нам с мужем замечания по делу! Начала интересоваться книгами, полюбила читать. Пока я ей читаю, конечно, но и это для нас ого-го какое достижение, раньше бы ей только прыгать или ныть, что не во что играть.

В садике воспитательница тоже довольна, говорит: «Я вашей Юле просто не нарадуюсь, прям помощница моя стала, да и вообще детки в группе изменились, стали спокойнее, вдумчивее как-то». Неужели моя веселушка еще станет хоть чуточку внимательнее и усидчивее?»

Отношения с взрослыми у малыша в возрасте 5-6 лет уже не так конфликтны, как ранее: возникающие вопросы решаются с помощью возможности объяснить и договориться. У ребенка в этом возрасте растет интерес и желание общаться и играть с другими детьми, в игре присутствует элемент соревнования.

В возрасте от 5-ти до 6-ти  лет ребенок  уже начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести знакомые предметы и образы.

Совет

Конечно, фантазия в использовании цвета и формы играет более значительную роль, чем восприятие действительности, и иногда по рисунку крохи взрослому может быть сложно понять, что именно на нем изображено.

В этом возрасте деток уже можно отдавать в творческие студии или на подготовительные классы при художественных школах, где педагоги смогут научить ребенка основным принципам рисунка и композиции, научат правильно пользоваться кисточкой и лепить.

А еще маленький умник 5-6 лет с удовольствием выполнит небольшие поручения от взрослых, всячески гордясь своей самостоятельностью, хотя последний факт напрямую зависит от темперамента и особенностей воспитания в семье.

Психолог Наталья Карабута рассказывает:«Некоторые родители, отдав после трех лет ребенка в садик, думают, что теперь развитием малыша будут заниматься специалисты, а они, наконец-то, смогут отдохнуть. Опасное заблуждение, ведь сейчас в жизни малыша начинается новый важный этап – первый период взросления.

От того, насколько правильно в периоде от 3-х до 6-ти лет родители выстроят систему воспитания, напрямую зависит, насколько адекватной будет система ценностей малыша, когда он подрастет. В этом возрасте ребенок уже не верит взрослому на слово – он верит своим глазам, не подчиняется приказам, а требует от взрослого доверия, уважения и сотрудничества.

Родителям важно научиться строить взаимоотношения с ребенком, понимать друг друга, быть на одной волне». 

Читай также: Развитие мышления: какие этапы проходят дети

 Развитие речи

Ребенок в возрасте от 3 до 4-х  лет уже неплохо разговаривает, в его словаре около 1000 слов, он легко строит предложения, однако этого еще недостаточно.

Для гармоничного развития речи ребенка родителям следует активно разговаривать с крохой,  не забывать разучивать простые стишки и песенки, вместе читать книжки, обсуждать новую информацию, спрашивать мнение малыша по тому или иному поводу, помогая ему сформулировать мысль правильно.

В возрасте 3-х лет ребенок еще может не совсем правильно выговаривать некоторые звуки, менять местами буквы в словах. Обычно все эти проблемные речевые факторы исчезают к 4-5 годам жизни малыша, по мере созревания мозговых функций. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Инициатива общения исходит и от ребенка, именно в возрасте 3-4 лет малыш обязательно будет испытывать терпение родителей вопросами «Почему?», «Как?», «Отчего?» и «Зачем?». Старайтесь отвечать на все вопросы «почемучки» как можно полнее, рассказывайте ребенку про окружающий мир, пробуждая в нем интерес к познанию нового.

В возрасте 5-6 лет  малыш много думает и уже пытается высказать свои мысли более полно: находит легкие рифмы, создает слова, придумывает новые сказки, выдумывает события и приключения, любит сказки о животных и волшебные рассказы, в которых с помощью храброго главного персонажа добро обязательно должно побеждать зло.

Читайте также:  Развитие внимания - воспитание и игры

Читай также: Как развивается речь ребёнка

Физическое развитие

Ребенок в возрасте 3-6 летуверенно и хорошо бегает, редко падает, больше из-за невнимательности, а не из-за неумения управлять своим телом, хотя его чувство равновесия еще развито не до конца.

В зависимости от степени мышечного развития, ребенок в таком возрасте уже может совершать достаточно длительные пешие прогулки, особенно если перемежать хождение с отдыхом и возможностью покататься на велосипеде, самокате или роликах.

Читай также: Куда пойти с ребенком: 5 красивых парков Киева

Ребенок уже неплохо прыгает, может перепрыгнуть через невысокий предмет, а вот управляться со скакалкой ему еще удается не очень хорошо.

Детям в возрасте от 3-х до 6-ти лет родители, если есть такая возможность, устанавливают дома спортивные уголки, или так называемые «шведские стенки».

Обратите внимание

Занятия на таких домашних спортивных снарядах позволяют ребенку быстрее укрепить мышцы, сформировать умение хорошо лазать вверх и спускать вниз по лестнице, раскачиваться и крутиться на канате (влезть на него он пока еще вряд ли сможет), подтягиваться на кольцах, висеть на перекладине.

Развитие ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет сложный и важный процесс для малыша и его будущей жизни.

Ребенок в этом возрасте достаточно сознателен, умеет разумно мыслить, свободно двигается, умеет управлять своими действиями и понимает последствия и результаты поступков.

Период  «маленького ребенка» в его жизни завершается, уступая место новому, более серьезному периоду, подготовки к школьному обучению.

Желаем вам с легкостью преодолеть все трудности периода от 3-х до 6-ти и с радостью увидеть, как из вашего вчерашнего крохи вырос умный, добрый, уверенный в своих силах, самостоятельный человек.

Читай также: Как научить ребенка доброте

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-33925-psihologiya-detey-osobennosti-razvitiya-rebenka-3-6-let/

Развитие ребенка дошкольника — от 3 до 7 лет

Развитие ребенка дошкольника от 3 до 7 лет. С каждым днем вы замечаете, как ваш ребенок становится взрослее. Трехлетний человек много уже умеет делать сам: одевается, убирает свои игрушки. Он засыпает взрослых бесконечными «почему», очень впечатлителен и подвижен.

Иногда кажется, что он подвижен даже сверх меры. Но не стоит ограничивать потребность ребенка в движении фразами: «не бегай», «не прыгай», «сиди смирно» и т.п.

Постарайтесь направить подвижность ребенка в правильное русло: для формирования необходимых навыков, для укрепления здоровья, для воспитания.

Если до 3 лет жизни ребенок привык к правильному режиму, к закаливанию, то вам нужно продолжать начатое. Но в случае, если вы что-то упустили, не отчаивайтесь, все можно исправить.

Главное – не откладывать в «долгий ящик», ведь с каждым упущенным днем наносится урон здоровью и воспитанию ребенка.

Вашему сыну или дочке, внуку или внучке требуется не меньше забот, знаний и усердия, чем в первые годы жизни.

В дошкольном возрасте начинают формироваться привычки, черты характера, приобретаются и закрепляются необходимые навыки, закладывается фундамент здоровья и физического развития ребенка.

Дети от 3 до 7 лет быстро растут, теряют округлость и становятся как бы тоньше, чем в раннем возрасте. У них наблюдается недостаточная устойчивость тела, и несколько ограничены двигательные возможности.

Развитие ребенка дошкольника. Игры:

Дети дошкольники учатся жизненным навыкам в играх. Играя, они, прежде всего, вступают в сложные взаимоотношения со сверстниками, учатся оказывать помощь, уступать. В игре проявляются способности ребенка: смекалка, смелость и ловкость. Поэтому, к детским играм не нужно относиться, как к чему-то несерьезному. Подвижные игры нужно чередовать со спокойными.

Ребенок 4 лет и старше может уже осваивать элементарные спортивные навыки: плавать, кататься на коньках, ходить на лыжах. Существует мнение, что маленькие дети только готовятся к настоящей жизни. Но это неверно. Маленький человек живет насыщенно, с полной отдачей своих сил.

Важно

Чтобы у него остались яркие незабываемые впечатления детства, не лишайте его радости переживаний, которые дает физкультура.

Развитие ребенка дошкольника. Нервная система:

В дошкольном возрасте в головном мозге ребенка созревание нервных клеток заканчивается, и в 5-6 летнем возрасте его мозг по весу и внешнему виду приближается к головному мозгу взрослого человека. Однако нервная система детей ещё легко возбудимая, и требует осторожного отношения. От длительных и непосильных нагрузок у ребенка развивается чрезмерное утомление.

Жизненный опыт ребенка расширяется, он глубже интересуется окружающим, чаще задает вопросы и охотно слушает объяснения взрослых. Увеличивается словарный запас, и речь ребенка улучшается.

И хотя дети 3-7 лет очень восприимчивы, но полученные навыки не сразу закрепляются и легко нарушаются.

В дошкольном возрасте процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения – это нужно учитывать.

Развитие ребенка дошкольника. Костно-мышечная система:

Развитие костно-мышечной системы в этом возрастном периоде происходит неравномерно.

  • У детей 3-4 лет вес за год в среднем увеличивается на 1,5-2 кг, а рост на 4-6 см.
  • На 5 году вес увеличивается на 1-1,5 кг, а рост на 2-4 см, крепнет организм.
  • В течение 6 года жизни ребенок прибавляет вес на 3 кг, а рост – на 6-8 см. Пропорции тела заметно изменяются, выносливость организма повышается.

Приводятся средние данные роста, веса, окружности грудной клетки:

Мальчики:

3 года – рост — 92,7 см, вес – 14,6 кг, окружность грудной клетки – 52,6 см.

4 года – рост – 99,3 см, вес – 16,1 кг, окружность грудной клетки – 53,9 см.

5 лет – рост – 106,5 см, вес – 18,1 кг, окружность грудной клетки – 55,5 см.

6 лет – рост – 112,8 см, вес – 20,2 кг, окружность грудной клетки – 57,6 см.

Девочки:

3 года – рост – 91,6 см, вес – 14,1 кг, окружность грудной клетки – 52,0 см.

4 года – рост – 98,4 см, вес – 15,8 кг, окружность грудной клетки – 53,2 см.

5 лет – рост – 105,4 см, вес – 17,7 кг, окружность грудной клетки – 54,7 см.

6 лет – рост – 112,5 см, вес – 19,9 кг, окружность грудной клетки – 56,6 см.

Несмотря на то, что у детей до 7 лет кровоснабжение костей лучше, чем у взрослых, костно-образовательный процесс отличается незавершённостью в большинстве костей. Развитие скелета у дошкольников ещё не завершено, кости мягкие и податливые, в них преобладает хрящевая ткань, что способствует дальнейшему росту.

К 6-7 годам горизонтальное положение ребер постепенно сглаживается, что в маленьком возрасте ограничивало экскурсию грудной клетки.

Окостенение конечностей у детей до 7 лет происходит очень интенсивно, и только с 5-6 лет начинается сращивание костей таза.

Совет

Мышечная ткань растет за счет утолщения мышечных волокон – этому способствуют физические упражнения. В первую очередь развиваются мышцы ног и таза, а с 6-7 лет мышцы рук. Но нужно помнить, что из-за слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости мышц, дети до 7 лет не способны к длительному напряжению мышц.

Развитие ребенка дошкольника. Сердечно-сосудистая система:

Сердечно — сосудистая система дошкольников хорошо отвечает требованиям их растущего организма. В отличие от взрослых, у детей кровеносные сосуды значительно шире, кровь циркулирует по ним свободно, выше скорость кровообращения, что позволяет легко удовлетворять повышенную потребность в снабжении кровью тканей детского организма.

У детей от 3 до 7 лет среднее артериальное давление составляет 73-76 мм ртутного столба. Пульс зависит от возраста ребенка: чем меньше возраст, тем больше частота сердечных сокращений. В 3-4 года пульс равен 100-110 ударов в минуту, в 5-6 лет – 90-100 уд/мин.

При физической нагрузке сердечная мышца ребенка быстро утомляется и легко нарушается ритм его сокращений, но при смене деятельности сердце быстро успокаивается.

Развитие ребенка дошкольника. Дыхательная система:

У детей дошкольного возраста органы дыхания имеют физиологические особенности. До 7 лет легочная ткань еще не полностью развита. Легочные и носовые ходы узкие и это затрудняет поступление воздуха в легкие.

Высоко стоит диафрагма (грудобрюшная мышечная преграда) и во время дыхания она ограничивает колебания грудной клетки. У ребенка более поверхностное и учащенное дыхание, чем у взрослых. За счет частоты дыхания удовлетворяется высокая потребность в кислороде.

У младших дошкольников 26-28 дыханий в минуту, у старших дошкольников – 23-25 дыханий в минуту. Поверхностное дыхание ухудшает вентиляцию легких у детей и вызывает небольшой застой воздуха в них.

Поэтому, физическими упражнениями очень важно заниматься преимущественно на свежем воздухе и научить ребенка правильному дыханию. Во время бега и прыжков дыхание должно быть глубоким.

Развитие ребенка дошкольника. Обмен веществ:

Обратите внимание

Развивающемуся организму дошкольников требуется непрерывное восполнение энергетических затрат и поступление пластических веществ для построения органов и тканей. Процессы усвоения питательных веществ у детей превышают процессы их сгорания и распада. Большая часть энергии у ребенка расходуется на рост и отложение веществ, а не на работу мышц, как у взрослых.

Развитие ребенка дошкольника. Развитие движений у детей:

В 3-4 года движения детей значительно отличаются от движений в 5-6 лет.

При ходьбе и беге у младших дошкольников нет четкости движений, они теряют равновесие и часто падают, темп движений неравномерный, при беге – мелкий семенящий шаг.

Многие дети при беге опираются на всю ступню и плохо отталкиваются от земли. Такие дети еще не могут прыгать в высоту через препятствия, даже на 5-10 см от пола, и не могут прыгать на одной ноге.

Дети младшего дошкольного возраста играют с мячом охотно, но их глазомер развит слабо, движения недостаточно согласованы, поэтому им трудно попадать мячом в цель, ловить мяч и далеко его забрасывать.

От однообразных движений младшие дошкольники быстро устают, отвлекаются, их внимание неустойчиво.

Более координированными движения становятся к 4,5-5 годам – им доступны прыжки, они перепрыгивают через небольшие препятствия, лучше бросают и ловят мяч. Но им еще трудно бросать мяч на дальность и попадать в цель, т.к. глазомер и мышцы недостаточно развиты.

В 6 лет дети легко и ритмично бегают, прыгают в длину и высоту, на одной ноге.

Дальнейшее развитие движений у ребенка дошкольника происходит при систематических упражнениях.

Полезные статьи:

Подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Режим дня дошкольника.

Закаливание детей дошкольного возраста.

Как определить аппендицит у ребенка?

Типы нервной системы у детей — советы по воспитанию.

Разочарование после свадьбы – как спасти брак?

Развитие способностей у детей важно в раннем детстве.

Развитие ребенка первого года жизни.

Развитие ребенка от 1 года до 3 лет.

Воспитание детей в семье.

Капризный ребенок — как сказать ребенку «нет»?

Половое воспитание детей — как рассказать ребенку о сексе?

Орган слуха — нарушение слуха, как защитить и сохранить слух.

Цветовосприятие — нарушение цветового зрения.

Источник: http://zdorovejka.ru/zdorove-detej/razvitie-detej/razvitie-rebenka-doshkolnika-ot-3-do-7-let/

Ссылка на основную публикацию