Развиваем логическое мышление у детей — воспитание и игры

Формирование логического мышления у детей через развивающие игры

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Подготовила воспитатель I-категории Махмутова О.Ю. Формирование логического мышления у детей через развивающие игры и упражнения

2 слайд Описание слайда:

Актуальность     Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.

Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве

3 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода  следующему этапу.

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

4 слайд Описание слайда:

Учим цифры

5 слайд Описание слайда:

Настольные игры

6 слайд 7 слайд Описание слайда:

Юные экспериментаторы

8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд Описание слайда:

Используемая литература З.А.Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Никитина Б.П. «Развивающие игры», Шмакова С.А. «Игры шутки, игры-минутки», «Логические блоки» Дьенеша Палочки Кюизенера «Элементы игр развивающих игр Воскобовича»

12 слайд Описание слайда:

Предметно-развивающая среда ◊ Уголок «Заниматика» ◊ Уголок экспериментальной деятельности ◊ Пополнение, изготовление, приобретение дидактических игр и пособий ◊ Приобретение игр и атрибутов способствующих развитию абстрактного, логического мышления

13 слайд Описание слайда:

Предметно-развивающая среда

14 слайд Описание слайда:

Развитие логического мышления через различные виды детской деятельности Самостоятельная, игровая, экспериментальные виды деятельность

15 слайд Описание слайда:

Развитие логического мышления через различные виды детской деятельности в совместной деятельности с педагогом, НОД, режимных моментах

16 слайд Описание слайда:

Работа с родителями

17 слайд Описание слайда:

Родительские собрания, консультации, мастер-классы, открытые мероприятия, оформление уголка для родителей

18 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/formirovanie-logicheskogo-mishleniya-u-detey-cherez-razvivayuschie-igri-1163061.html

Как развивать логическое мышление у дошкольников

Логическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды.

Именно в таком порядке этапы развития мышления у детей соответствуют особенностям их психического развития: вначале маленький ребенок действует с предметами, познавая окружающий мир.

Затем у него формируются образы предметов, и только после этого дошколенок начинает вникать в абстрактные понятия, которые составляют основу логики.

Важно

Важно: родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.

Чтобы развитие логического мышления у детей дошкольного возраста достигло необходимого уровня к началу школьного периода, педагоги и родители должны приложить к этому определенные усилия. Для решения вопроса, как развить логическое мышление, родителям нужно познакомиться с современными техниками и приемами.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения.

Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика — это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Правила развития логики у дошкольников

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.

  2. Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.

  3. Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект.

    Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.

  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы.

    Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу.

Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия.

Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок, Очень вежливый ребенок. Мама учит малыша

Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки Все похожи друг на дружку. И девочки, и мальчики,

Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок! Он бодает всех с пеленок. Что же делать нам, когда

Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи. Кто скажет, кто знает,

когда это бывает?

Долгожданная пора! Детвора кричит: Ура! Что ж за радость это?

Наступило (лето).

Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте.

Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом.

Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей — картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы.

К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения.

Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки.

Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов.

Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

«Играем в ассоциации»

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива – фрукты, помидор, огурец, перец – овощи, кресло, диван, шкаф – мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» — ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» — ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд – две куклы, два мишки, два мяча, 2 ряд – кукла, мишка, мяч и т.д., 3 ряд – две куклы, мяч, два мишки, мяч.

Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах.

Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые расскажут о геометрических фигурах, научат манипулировать с ними; волшебными мешочками — помогут сформировать понятия; мозаиками — разовьют логическое воображение.

С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

«Конструктор»

Самая популярная игрушка для семейного досуга. Разработаны разного вида конструкторы: из металла, дерева, магнитов, пластмассы. Главное, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка, давала возможность действовать с ней самостоятельно.

Родители вместе с ребенком рассматривают детали, учат правильно закрепить их. Хорошо организовать соревнование, кто быстрее и интереснее сделает поделку.

Игрушка тренирует логическое мышление, воображение, обогащает словарный запас, развивает моторику.

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-razvivat-logicheskoe-myshlenie-u-doshkolnikov

Как развить логику у ребенка: советы, игры, задания

В упрощенном понимании логика – синоним ума, то есть это умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво. Этим и объясняется интерес к вопросу «Как развить логику у ребенка?»

Важность раннего развития и обучения

Человек, обладающий развитой логикой, выгодно выделяется из «серой массы» здравым смыслом и рационализмом, и как правило, добивается в жизни успеха.

Развить логику у ребенка– значит, во-первых, обеспечить понимание им причинно-следственных связей между явлениями, процессами и действиями, а во-вторых, сформировать в нем способность к анализу окружающей действительности.

Поскольку логика – это не конкретный навык или умение, а мышление, образ мыслей в целом, то для того, чтобы развить ее у ребенка, необходимо с самого раннего возраста приучить его к «интеллектуальному образу жизни». Всячески стимулируйте любознательность малыша: покупайте ему развивающие детские игрушки, конструкторы, пазлы; практикуйте упражнения для развития пытливости детского ума.

Совет

Как считают японцы (и с ними трудно не согласиться), дети до 3-х лет более склонны к восприятию информации, поскольку не наделены теми принципами, комплексами и условностями, которыми мы сами их награждаем впоследствии. А с 3-х лет влияние внешних установок начинает сказываться…

Поэтому очень важно много разговаривать с младенцем уже с первых месяцев его жизни. Рассказывайте ему об окружающей его обстановке, предметах, обсуждайте с ним свои текущие дела – не считайте, что кроха все равно ничего не понимает. Очень скоро вы не только увидите с его стороны осознанный взгляд, но и услышите меняющий интонации лепет, который вскоре сменят первые слова и предложения.

Не сюсюкайтесь с малышом, не используйте в своей речи уменьшительные, грамматически неправильные или несуществующие слова (типа «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла» или «топ-топ» вместо «пошел»). Старайтесь, по возможности, общаться с чадом на равных, и тогда его умственное взросление наступит раньше общепринятой возрастной нормы.

Детям от природы свойственно любопытство. Они пытливы и неугомонны в своих вечных вопросах. Даже если вы устали и у вас нет настроения, постарайтесь все же скрыть раздражение и терпеливо ответить на все детские вопросы. Не злитесь, не нервничайте и отвечайте с улыбкой. Только с вашей помощью кроха сможет создать себе в уме реальную картину окружающего мира.

Логические игры для дошкольников

Самый эффективный способ развить логику ребенка — проведение с ним игр. Ведь только то, что интересно и весело, запоминается лучше всего. Логические игры развивают память, расширяют кругозор, учат самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, исключать, выявлять аналогии и анализировать.

Возьмите несколько разноцветных и разного размера мячиков и кубиков. Попросите малыша ответить, чем отличается, например, синий мячик от синего кубика, и что у них общего. По аналогии сравните синий мячик и красный мячик и т. д.

Положите несколько игрушек в коробок (или непрозрачный пакет). Пусть ребенок, не вытягивая игрушки, взяв ее в руки, назовет, что это за игрушка и какой она формы.

Логика тесно связана с математикой. Чем раньше вы начнете развивать в ребенке математические способности, тем проще и легче ему будет учиться в будущем. Начинайте учить малыша счету уже с 1,5-2-х лет.

Прекрасно развивает логику пособие геометрические фигуры на магнитах, предназначенное для детей от 3-х лет. С ним можно проводить такие игры:

  1. «Отыщи фигурку». Выложите перед дошкольником геометрические фигуры. Дайте задание найти только многоугольники. Попросите сосчитать, сколько углов и сторон у каждого из них. Пусть ребенок назовет оставшиеся геометрические фигуры.
  2. «Сложи по группам». Разложите перед малышом геометрические фигуры и предложите найти и сложить по группам все круги, все овалы, все квадраты и т. д.
  3. «Найди лишний предмет», или «Четвертый лишний». Разложите перед малышом разноцветные геометрические фигуры одной формы и одну фигуру другой формы. Попросите найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.
  4. «Что у нас общего». Предложите малышу найти фигуры, одинаковые по цвету, но разные по форме. Пусть назовет эти фигуры, сравнит, что у них общего.
  5. «Геометрические узоры». Предложите дошкольнику составить из разных геометрических фигур узор. Спросите, из каких фигурок состоит узор? Какую фигуру он образовал? Попросите дать название новым фигурам.
  6. «Фигурки-строители». Выложите перед малышом контурное изображение предмета, составленное из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Попросите ребенка выложить такое же изображение.
  7. «Запомни и опиши». Показывайте малышу геометрические фигурки в течение 1-2 минут. Он должен запомнить изображения и описать увиденное устно.

Очень интересна игра на ассоциации, развивающая наблюдательность, внимание, воображение. Вы рисуете геометрические фигуры, а ребенок должен сказать, с какими предметами у него ассоциируется та или иная фигура.

 Затем объединяйте разные фигуры в общий рисунок, и пусть малыш назовет изображенный объект.

Например, добавив в прямоугольнике окошки, получим домик, а соединив вертикальными линиями два горизонтальных овала, получим стакан.

Нарисуйте равносторонний треугольник, а рядом с ним – горизонтальный овал, у которого больший диаметр равен стороне треугольника. Спросите ребенка, какой, по его мнению, получится предмет, если объединить эти два рисунка (колпак). Сообщите, что такая объемная геометрическая фигура называется конусом. Такая игра отлично стимулирует пространственное восприятие и воображение.

Можно рисовать геометрические фигуры на спинах друг друга пальцем: один рисует — другой отгадывает.

Логические игры хороши тем, что многие из них не требуют особых временных затрат или определенного места. Играть можно во время поездки в общественном транспорте, в очереди в поликлинике или просто идя по улице во время прогулки.

Для самых маленьких деток подойдет игра на противоположности. Вы начинаете предложение, а кроха заканчивает. Например, слон большой, а мышь -…, летом тепло, а зимой — …, лед твердый, а снег — … .

Обратите внимание

Интересна также игра «Отгадай загаданное» по наводящим вопросам, требующим однозначного ответа «да» или «нет». Например: — Это живое? – Да. — Зверь? – Нет. — Птица? – Да. — Чирикает? – Нет.

— Голубь? – Да.

Источник: http://wellness.co.ua/article/kak-razvit-logiku-u-rebenka-sovety-igry-zadaniya/

Развитие логического мышления у детей играми

Опубликовано 12 Сен 2016 09:07 © Женская доля

Здравствуйте, дорогие мамочки!

Огромное множество детских развивающих игр предлагает сегодняшнее время. Это и понятно, ведь современная система образования «заточена» на развитие математической логики у детей.

Вот только справиться с этой задачей под силу не всякой школе, и, в большинстве случаев, программы обучения становятся непосильно трудными для детей. Задумываться об этих предстоящих возможных трудностях следует как можно раньше — до школьного обучения.

Начиная с 3-х летнего возраста, малыш может постепенно знакомиться с играми, которые помогут развить логическое мышление.

Логические игры для развития детей

История этой игры восходит к периоду древних китайских императоров. По легенде, один император имел нерадивого сына, который был ужасно ленив и отказывался изучать любые науки.

Тогда император позвал к себе мудреца и попросил того придумать такую игру для своего сына, которая сможет его обучать и развивать одновременно.
И тогда мудрец создал «Танграм», головоломку, состоящую из пяти прямоугольных треугольников (2 маленьких, 2 больших, 1 средний), одного квадрата и одного параллелограмма.

Часто танграм называют головоломкой из картона или «геометрическим конструктором». Все эти фигуры вырезаются из разноцветного картона, а затем складывают из них различные очертания животных, птиц и других предметов.

Главное чтобы в одном изображении были использованы все фигуры сразу и, при этом, не накладывались одна на другую. В интернете можно найти танграм для маленьких детей, и при желании сделать эту головоломку самим.

В версии игры для малышей фигурки сначала нужно складывать из 2 — 3-х деталей, а по мере развития ребенка, в игру нужно ввести все карточки. Игра очень занимательна, развивает логику и пространственное мышление малыша, а так же обучает его цветам и знакомит ребенка с геометрическими фигурами. Помимо этого, игра воспитывает внимание и понимание величины и формы.

По себе скажу, что ребенку очень нравилось заниматься этой головоломкой, а я наблюдая за ним, заметила быстрые улучшения в развитии.

Он очень скоро запомнил геометрические название всех фигур, стал хорошо ориентироваться в величине предметов и научился лихо складывать различные картинки из фигурок.

По правде сказать, я и сама получала огромное удовольствие от этой игрушки, пока обучала сына.

Далее скажу об игре, появившейся не так давно в магазинах страны, —

Крестики и нолики 3D

Игра представляет собой игровой куб с тремя секциями, на которых имеются лузы для шариков. Шарики двух цветов.

В процессе игры нужно закрыть в различных направлениях линии не только на каждой полочке отдельно, но и сквозь этажи. Побеждает тот, у кого полей закрыто больше. Очень развивает внимание и пространственное мышление.

Уверена, что эта игра доставит радость всей вашей семье, к тому же она доступна по цене, что тоже является большим плюсом.

Шашки

Начиная с 5 лет, можно начинать изучать игру шашки,  используя ее как переходный этап к «королю» настольных игр – шахматам. Игра в шашки хорошо подготовит ребенка к анализу игровой ситуации, продумыванию ходов вперед, оценки положения противника. Она легче чем шахматы, но в то же время поможет «включить» мозг ребенка в направлении логического анализа.

Шахматы

История шахмат ведет свое начало с 5 — 6 веке н.э. Родиной игры является Индия. Первоначально игра носила название «Чатуранга». Попав к арабам, игра видоизменилась и стала называться «шатрандж», позднее таджикское название «шахматы» закрепилось за этой игрой.

В детском возрасте шахматы учат детей умению концентрироваться и сосредотачиваться на решении задачи, а это одно из необходимых умений для успешного обучения в любом учебном заведении — от школы до вуза. Так же шахматы учат самостоятельности в мышлении, ответственности за сделанный ход, не говоря уже об огромной аналитической работе, которую нужно проделать для принятия единственно верного решения.

В свое время шахматы вырастили огромное количество ученых, профессоров, кандидатов наук, политических деятелей, дипломатов. О подобном влиянии шахмат на развитие интеллекта детей широко известно.

Важно

Не зря поэтому в некоторых университетах США абитуриентам, занимающимся шахматами, сразу при поступлении выделяют гранты, а в некоторых штатах обучение таковых студентов оплачивается за счет государства.

В Армении же, с пятого класса шахматы введены в обязательную программу обучения.

Следует заметить, что шахматы это игра не для «избранных», как это может казаться на первый взгляд, она раскрывает потенциал любого ребенка.

Известен случай, когда из ребенка с проблемами в развитии, шахматы вырастили кандидата наук! Психологами доказан еще и тот факт, что дети занимающиеся шахматами не подвержены каким либо зависимостям, в особенности наркотической.

Шахматы и наркотики не совместимы! Конечно, отдавая детей обучаться в шахматные школы, клубы и кружки, мы, родители, должны понимать, что не все из них вырастут Карповыми и Каспаровыми, но положительное влияние от этой игры и навыки полученные в процессе ее, принесут огромную пользу для будущей жизни наших детей.

Источник: https://zhenskayadolya.ru/razvitie-logicheskogo-myshleniya-u-detej-igrami/

Логическое мышление у детей

«Я мыслю, значит – существую!» — сказал когда-то великий философ и ученый Декарт, и с ним нельзя не согласиться. Ведь небольшого труда стоит объяснить ребенку, как писать и считать, складывать и вычитать. А вот научить мыслить – задача намного более сложная. Родителям важно понять, что их малыши нуждаются не только во вкусной пище, ласке и внимании.

Необходимо также «подкармливать» мозг ребенка, ведь чем раньше начать развивать логическое мышление у детей, тем больше шансов вырастить их успешными. К сведению, подавляющее большинство добившихся признания людей стали таковыми не столько из-за хорошего образования или выгодных связей, сколько благодаря полезной привычке работать головой и нестандартно думать.

Логическое мышление у детей дошкольного возраста

Способность отделять значимое от несущественного, находить общее и приходить к определенным выводам, уметь доказывать и опровергать, быть вдумчивым и основательным – вот что значит логическое мышление.

На протяжении жизни человек не единожды пользуется этим качеством, тем не менее большинство людей в наше время думают шаблонно и не стремятся развивать логику. А ведь ее нужно тренировать, причем делать это следует с самого раннего возраста.

Важно только знать, по каким правилам осуществляется развитие логического мышления у детей, а также понимать принцип действия этих правил.

Совсем маленькие детки еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками».

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни.

Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит.

Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем.

Начинать заниматься развитием логического мышления у детей можно уже с двухлетнего возраста. Обычно в этот период малыш уже делает первые попытки в понимании простейших причинно-следственных связей. Главное, что следует при этом помнить: действовать нужно совершенно необременительно для ребенка, используя игры и разговоры.

Понятно, что ведущая роль в беседе будет поначалу принадлежать взрослому: «Почему так светло в комнате? Правильно! Солнышко светит в окно!», «А кто это у нас во дворе кукарекает? Точно, петушок».

Если кроха начнет добавлять что-то свое и делиться собственным мнением, это будет означать, что он принял правила игры и с удовольствием включился в нее.

Совет

С 3-4-летним малышом, который уже знает основные цвета и геометрические фигуры, можно попробовать поиграть в «угадайку». Причем загадывать можно не только свойства предметов, но и их признаки (например, огурец может быть длинным, зеленым, свежим и т. д.).

В этом возрасте детям огромную радость доставляет решение задачек по сортировке чего-либо, сходного по одному признаку (размер, форма, цвет). Также можно начинать обучать малыша сравнению вещей. Вначале проще определить, чем они между собой отличаются, а потом уже искать что-то общее.

В этот период для детей очень важны игры с конструкторами и мозаикой. При создании объемных построек или картинок у них формируется способность к обобщению.

Для развития логического мышления у детей дошкольного возраста задания все более усложняются. Например, можно заняться разгадыванием загадок, собиранием пазлов, анализом пословиц и поговорок.

Во время объяснения чего-либо желательно обращать внимание малыша на конкретные слова, определения и понятия; учить подбирать для них синонимы и антонимы (предварительно, конечно, рассказав о значениях этих терминов).

Все это благотворно сказывается на мыслительных процессах и развитии логики.

Наряду с упражнениями в пределах математических понятий (больше-меньше, классификация по возрастанию-убыванию, убрать лишнее), полезными будут занятия по усовершенствованию речи.

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен постигать достаточно сложные причинно-следственные связи.

К примеру, можно вместе обсудить прочитанную книгу или что-нибудь увиденное, давая возможность малышу самостоятельно сделать выводы.

Всему свое время

Все приведенные выше методики, несомненно, очень полезны для развития логического мышления у детей. Естественно, для их реализации необходимо приложить немалые усилия. Но ведь любая, даже самая трудная задача, если к ее решению подойти творчески, легко выполнима. Главное – понимать ключевые законы логического мышления:

  • Развивать логику можно всегда, и будучи совсем крохой, и уже имея за плечами немалый жизненный опыт;
  • Для каждого уровня мыслительной деятельности существуют определенные упражнения, не нужно перепрыгивать через ступени, какими бы примитивными и банальными эти задачки ни казались. Не стоит, к примеру, от маленького карапуза с его наглядным мышлением требовать каких-то сложных умозаключений;
  • Ни в коем случае не нужно разделять логику и творчество. Ведь гармоничное развитие мыслительных способностей невозможно без фантазии и воображения. Только комплексные занятия сформируют полноценную интеллектуальную силу человека.

Подводя итог, хочется сказать: чтобы добиться успеха в воспитании ребенка разносторонней личностью с развитым логическим мышлением, стоит выбирать те игры и занятия, которые ему нравится. Вряд ли скучные упражнения принесут много пользы, да и смысла в этом нет — можно же приобретать новые знания и при этом получать удовольствие. Удачи!

Источник: https://lady7.net/logicheskoe-myshlenie-u-detej.html

Логическое мышление. Развиваем у ребёнка

Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством задач, решение которых требует от нас включения логического мышления. Важно уметь правильно совершать мыслительные операции и последовательно приходить к умозаключениям. Однако многим родителям кажется, что логическое мышление у ребёнка развивается само собой, в процессе взросления.

Это не совсем так: все программы дошкольных учреждений включают в себя задания и игры на развитие логики именно потому, что её необходимо развивать. Без тренировки ума с помощью логических задачек ребёнок не научится пользоваться логикой  быстро и эффективно.

К тому же развитие этого вида мышления способствует общему развитию ребёнка, является важной частью его познания мира.

Как развивают логику в детском саду

Обратите внимание

О том, как развивают логику у малышей в государственных дошкольных учреждениях, рассказала воспитательница детского сада Наталия Рейслер:

– Логическое мышление начинает формироваться у детей в среднем дошкольном возрасте, а то и раньше. Его можно развивать посредством игр и занятий в игровой форме. Во второй младшей группе я использую игру «Жидики. Твёрдики. Газики».

Называю, к примеру, слово «стул». И чего сделан? Из дерева. Дерево твёрдое – берутся за руки крепко. Или, например, слово «компот». Он какой? Жидкий. «Жидики» выполняют плавательные движения. Здесь нужно учитывать возрастные особенности.

Но я со своими детьми пробую разные игры, и  им нравится.

В дошкольных учреждениях дети получают всестороннее развитие. Хотя, конечно, от воспитателя зависит, будет ли он в свободное от занятий время акцентировать внимание на развитии логического мышления. У каждого педагога есть своя дополнительная тема, это называется вариативный компонент.

У меня тема – «Развитие мелкой моторики рук с применением нетрадиционных технологий». Во время проведения своего кружка «Умелые ручки» я предлагаю детям всевозможные игры, в том числе и на логическое мышление.

Среди них: «Где мы были, что мы видели», игры на развитие ориентировки в пространстве «Назови ласково», «Кто где живёт», «Из чего сделано», «Закончи предложение», «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Угадай на слух», настольные развивающие игры «Подбери дом для животного», «Радуга» (нужно правильно расположить цвета), «Горячо – холодно» (к снежинке – холодные цвета, к солнышку – тёплые) и многие другие.

Развиваем логику дома: мнение блогера

Ольга Баженова по образованию строитель, но по призванию – мама, мечтающая вырастить своих деток всесторонне развитыми личностями. Она ведёт собственный блог, девизом которого являются слова «Вместе играем, вместе развиваем». Вот что Ольга думает по поводу развития логики у дошкольников:

– Я не согласна с распространённым утверждением, что логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Благодаря своему опыту, я знаю, что ребёнок старше двух лет уже способен отлично справляться с логическими задачами, если они соответствуют его уровню развития и интеллекта.

Таким образом, играя с ребёнком (именно играя, а не обучая) в несложные логические игры, мы постепенно формируем у него логическое мышление, благодаря чему способности ребёнка мыслить логически не потухнут к старшему дошкольному возрасту, а будут как раз-таки развиваться в нужном направлении, и малыш научится справляться с более сложными заданиями.

От того, как будут преподнесены задачи, напрямую зависит и итог игры. Важно настроиться не на результат, а на эмоциональное и психологическое состояние ребёнка.

Необходимо следить, получает ли он удовольствие и эмоциональное удовлетворение от занятий на развитие логики, – только в этом случае можно ждать и результата.

Если же малышу не хочется заниматься, и он всячески уклоняется от ваших вопросов и заданий, значит, или методы выбраны не подходящие для конкретного ребёнка, или задачи определены слишком сложные или неинтересные. А, может быть, просто не получается преподнести все эти методы в правильном ключе.

Задача родителей состоит не в том, чтобы максимально возможно напичкать детей знаниями, пытаясь сделать из них самых умных и самых развитых уже в раннем возрасте, а, прежде всего, в том, чтобы создать условия для их полноценного развития и раскрытия возможностей и способностей. В наших силах создать для ребёнка развивающую среду, включая различные игры и повседневную деятельность, общение со сверстниками и взрослыми.

Проблема многих (не всех, конечно) частных детских дошкольных учреждений состоит в том, что они нацелены как раз-таки на результат, а не на гармоничное последовательное развитие детей дошкольного возраста.

Многие детские центры ставят перед собой задачу подготовить ребёнка к школе, не уделяя при этом достаточно внимания развитию в нём важных способностей, таких как логическое мышление. Обычно дети изучают чтение, письмо, математику, немного окружающий мир, и на этом всё.

При этом программа обучения дошкольников максимально приближена к программе первого класса. Однако это проблема не только дошкольных учреждений, но и родителей, поскольку именно спрос рождает предложение.

Про муниципальные детские учреждение сказать что-то определённое не могу. Моя дочь не ходила в детский сад, поэтому опыта обучения в этих учреждениях у меня нет. Однако я много общалась с детсадовскими детьми, и у меня сложилось впечатление, что в детских садах ситуация с этим обстоит ещё хуже, чем в частных учреждениях.

Занятия по развитию логического мышления у малышей дошкольного возраста  нужны обязательно. И тем дети, которые посещают различные дошкольные учреждения, и тем ребятам, которые занимаются постижением окружающего мира преимущественно в домашних условиях. Ведь использовать игры, способствующие формированию логики, можно буквально на ходу. Так что – всё логично.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

Что лишнее на рисунке?

Помоги пройти путь до цели

Соедини пары

Что забыл нарисовать художник?

Что в пустой клетке?

Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях: 

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Источник: https://lucky-child.com/blog/17-zadaniy-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-u-rebyenka/

Логическое мышление – игры и упражнения на его развитие

Человек обладает мышлением, которое он развивает в процессе всей своей жизни. У мышления есть множество форм своего проявления, среди которых одним из популярных является логическая. Человек должен думать логически, в чем ему помогают игры для развития логического мышления. Однако чтобы достичь успехов, нужно понимать, что именно подразумевает под собой логическое мышление.

Рассматривая вопрос на сайте психологической помощи psymedcare.ru, что такое логическое мышление, человек сталкивается с фактическими составляющими.

Важно

При логическом мышлении человек оперирует знаниями, ранее полученным опытом, анализирует ситуацию в объективном ее проявлении, пользуется четкими и ясными понятиями.

Логическое мышление предполагает наличие объективных и существующих связей между причиной и следствием, отделение реального от выдуманного, анализ и делание выводов.

Логическое мышление предполагает размышление без эмоций, когда человек пользуется лишь сухими фактами, данными, цифрами, терминами и пр. Эмоции для логического рассуждения не нужны. Более того, они даже мешают, поскольку при включении эмоций в процесс думания человек начинает фантазировать, додумывать, добавлять то, чего на самом деле не было.

Логическое мышление базируется на опыте и знаниях, исключая эмоции. Это позволяет объективно смотреть на ситуацию, а не вовлекать в процесс свое отношение, переживания и прочие эмоции. При логическом мышлении человек оперирует «данностями», которые легко доказываются, имеют связи, их легко проверить и пр.

Выделяют три вида логического мышления:

  1. Образно-логическое – когда человек в уме проигрывает определенную ситуацию, используя образы предметов или их особенности.
  2. Абстрактное – при решении какого-то вопроса человек использует понятия или явления, которых не существует.
  3. Словесное – когда человек выражает свои мысли словами и передает свои размышления окружающим.

Человек во все времена пытался достичь понимания сути происходящего. Логика основывается на объективных фактах и происходящих событиях, на взаимосвязи реального положения вещей между собой. Здесь нет места теории, предположениям, эмоциям и пр. Еще Аристотель рассматривал понятие логического мышления, пытаясь раскрыть, как оно происходит.

Современный человек должен обладать логическим мышлением. Это важно в любой сфере жизни. Зачастую логическое мышление прослеживается в точных науках и областях: математика, физика, химия и т. д. Здесь все, что доказано, является истинным. А все домысли и предположения являются лишь теориями, которые пока могут не включаться в объяснение причин и делание выводов.

Логическое мышление помогает человеку:

  • Быстро и точно делать выводы в любых ситуациях.
  • Не вводить себя в заблуждение, не обманывать себя.
  • Ясно и емко излагать свои выводы, доказывая их.
  • Исправлять свои ошибки, видеть оплошности и исправлять их у других людей.
  • Переубеждать окружающих, находя верные аргументы.

Логическое мышление является исключительно приобретенным навыков. Вот почему его важно развивать. Лучше этим заниматься с самого детства, когда у ребенка начинают появляться первые наклонности и базовые задатки. Уже к полутора годам, когда малыш начинает анализировать окружающий мир, отделять его от себя, тогда он приучается разделять первостепенное от второстепенного.

На данном этапе присутствует эмпирический метод мышления, когда человек обращается к уже имеющемуся опыту. Однако следует родителям здесь не прививать детям шаблоны, иначе теряется критическое мышление – когда ребенок рассуждает, думает, а не просто накладывает шаблон на все, что более-менее похоже.

В данном возрасте можно играть в придумывание слов и фраз, составление рифм к различным словам. Это способствует развитию логики.

Логическое мышление можно развивать в любом возрасте. Просто детям это намного легче делать, поскольку они еще лишены шаблонности и стереотипности в мышлении. Родителям следует постоянно различными способами тренировать мышление ребенка в различных направлениях, чтобы он становился гибким в своих подходах.

Если же взрослый человек желает развить свое логическое мышление, тогда это тоже возможно. Здесь главное – победить свою лень, уделить время тренировкам. Упражнения могут быть такие же, как у детей, и даже посложнее. Хорошо подойдет решение кроссвордов, игры  в парах, например, в шахматы или стратегии, кубик Рубика и пр.

перейти наверх

Словено-логическое мышление

В формировании и развитии логического мышления участвует процесс развития речи. Когда человек начинает понимать и сам произносить слова, тогда он тоже задействует логику. Это чисто социальное явление, которое прививается окружающими каждому индивиду.

Само мышление оперирует образами. Однако у каждого образа есть свое название. Чтобы выразить свою мысль, которую человек представляет, он использует слова. Здесь важно использовать те слова, которые понятны окружающим, самим понимать их значение либо уметь объяснять значение слова, если оно является новым. Некоторые мысли не имеют образов, а носят словесный характер.

Речь формирует логическое мышление в непосредственной взаимосвязи. Вот почему важно, чтобы каждый человек обучался своей речи, понимал значения тех или иных слов, умел их произносить, понимать и использовать при составлении предложений. Также на логику влияет то, как именно человек составляет предложения, насколько разнообразен язык индивида.

перейти наверх

К логическим формам мышления можно отнести:

  1. Анализ. Это мыслительный процесс, когда сложное явление разделяется на несколько простых, отдельных компонентов. Они потом познаются и делаются определенные выводы.
  2. Синтез. Это мыслительный процесс, который обратен анализу – когда человек из простых элементов составляет единое целое, общее представление.
  3. Абстрагирование. Здесь человек выделяет существенные характеристики отдельных предметов, игнорируя несущественные, малозначительные.
  4. Сравнение. Во время сравнения человек берет несколько объектов и пытается найти схожее и различное между ними. Это позволяет делать классификацию, находить взаимосвязи, делать теоретические познания.
  5. Обобщение. Здесь человек объединяет события или явления между собой по имеющимся у них общим характеристикам.

Другими формами логического мышления являются:

  • Умозаключения. Эти элементы являются своеобразными выводами, которые делает человек в своей голове. Дедуктивными они становятся, когда на основании нескольких суждений делается единый вывод. Индуктивными они становятся, когда на основании единичных случаев делается вывод в отношении всего, что имеет подобные характеристики. Когда вывод делается на основании частичной схожести без детального рассмотрения остальных характеристик, он называется умозаключением по аналогии.
  • Понятия. Эти элементы являются социально-историческими, когда каждому явлению, предмету, взаимосвязи и даже действию приписывается определенный термин со своим значением. Затем последующие поколения лишь запоминают слова и их определения, чтобы наиболее быстро передавать свои мысли окружающим. Понятия могут вмещать в себя целую группу предметов или явлений, они могут демонстрировать определенные признаки предмета. Благодаря одному слову человек передает многообразие его значения, которое известно всем.
  • Суждения. Эти элементы являются взаимосвязями между предметами или явлениями, которые отрицают или что-то подтверждают. Суждения могут формироваться непосредственно (когда человек наблюдает тот феномен, на основе которого делает свои выводы) и опосредованно (когда человек просто рассуждает или делает умозаключение). Суждения бывают:
  1. Истинными – когда они имеют доказательства и факты свершения.
  2. Ложными – когда человек не может доказать то, о чем говорить.
  3. Общими – когда человек начинает однозначно говорить о явлениях, которые схожи по определенному признаку.
  4. Частными – когда суждение идет о некоторых предметах со схожими характеристиками.
  5. Единичными – когда человек рассуждает по поводу конкретного предмета или явления.

перейти наверх

Как развить логическое мышление?

Логическое мышление развивается, с ним не рождаются. Поэтому родители и сами взрослые должны постоянно заниматься своим развитием, в чем помогут такие игры:

  1. Шахматы.
  2. Шашки.
  3. Игра «Реверси».
  4. Игра «Эрудит».
  5. Нахождение лишнего слова среди прочих.
  6. Расшифровка анаграмм.
  7. Поиск аналогий.
  8. Расшифровка загадок.
  9. Разгадывание кроссвордов.

Очень хорошо развивают логику различные ролевые игры, в которых дети оказываются в различных ситуациях, требующих своего решения. Также можно воспользоваться компьютерными играми, которые тоже требуют разработки стратегии, соблюдения правил, делание выводов, как действовать лучше.

перейти наверх

Итог

Самым лучшим учителем является жизнь. С самого детства родителям предлагается постепенно включать ребенка в свою повседневную жизнь, которая достаточно часто полна различных трудностей и проблем.

Самым элементарным способом развития логики является делание выбора. Предложите ребенку сделать выбор между несколькими вариантами, предварительно их обсудив с ним, подумать над возможным развитием событий и пр.

Также обязательно с ребенком вместе делать выводы после того, как выбор бы сделан и был достигнут конкретный результат.

Не помешает в развитии логики воображение, когда вместе с ребенком можно учиться прогнозировать, какое развитие событий будет происходить на основании имеющихся обстоятельств.

Совет

Конечно, логическое мышление базируется на знаниях, опыте, которое уже человеком было получено, и прочей информации. Вот почему важно позволять ребенку сталкиваться с различными ситуациями, не мешать рассуждать, а даже участвовать в процессе, читать книги, обсуждать поведение других людей и пр.

Можно сказать, что логическое мышление развивается лишь тогда, когда человек живет реальной жизнью.

Он решает жизненные задачки, сталкивается с реальными проблемами, достигает настоящих результатов и пытается устранить ошибки.

Развитие логического мышления происходит постоянно, что позволяет взрослым людям тоже тренировать свою мыслительную деятельность, которая неразрывно связана с памятью, воображением, рассуждением.

Источник: http://PsyMedCare.ru/logicheskoe-myshlenie-igry-ego-razvitie

Ссылка на основную публикацию