Твердые и мягкие согласные звуки — воспитание и игры

Твердые и мягкие согласные звуки

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».

В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Звонкие и глухие согласные звуки

Источник: http://kinderinfo.ru/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.

Обратите внимание

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

[б] [б’]
[в] [в’]
[г] [г’]
[д] [д’]
[з] [з’]
[к] [к’]
[л] [л’]
[м] [м’]
[н] [н’]
[п] [п’]
[р] [р’]
[с] [с’]
[т] [т’]
[ф] [ф’]
[х] [х’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц];

Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].  

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.

Как надо действовать во время письма слов:

— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в

Источник: https://reallanguage.club/tvyordye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].

Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:

Группы согласных Парные Непарные
Твёрдые [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] [ж], [ш], [ц]
Мягкие [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] [й’], [ч’], [щ’]

На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) — парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].

Мягкость согласных звуков на письме обозначается:

  • мягким знаком ь — мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
  • гласными буквами е, ё, и, ю, я — пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].

Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными — з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’]. 

Например: песня [п’эс’н’а], если[й’эс’л’и], хвостик[хвос’т’ик] и другие.

Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].

Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).

Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.

Например:

[ж] — жара [жара], жёлтый [жолтый’]

[ш] — шар [шар], шью [шй’у]

[ц] — цапля [цапл’а], цирк [цырк]

Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.

Например:

[й’] — йогурт [й’огурт], мой [мой’]

[ч’] — час [ч’ас], чек [ч’эк]

[щ’] — щука [щ’ука], щель [щ’эл’]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Глухие и звонкие согласные

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 5, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 166, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 1, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 13, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 160, Полякова, Учебник

Упражнение 23, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 26, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 195, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 196, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 198, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 123, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 75, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 79, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 94, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 51, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 113, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 134, Полякова, Учебник, 1 часть

3 класс

Упражнение 124, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 52, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 39, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 43, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 54, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 174, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 279, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 280, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Важно

Упражнение 312, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

7 класс

Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/98

Занятие для детей с недоразвитием речи “Мягкие и твердые согласные“

Занятие для детей с недоразвитием речи “Мягкие и твердые согласные“

Тема. Мягкие и твердые согласные

Задачи:

  • Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах
  • (гласных и согласных, твердых и мягких согласных).
  • Продолжать учить детей различать твердые и мягкие согласные.
  • Закрепить основные способы выражения мягкости согласных.
  • Упражнять детей в чтении и печатании слов с мягкими согласными.
  • Развивать внимание и память.

Материал: сундучок с картинками, медали с буквами на каждого ребенка, домики для букв трех цветов (синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие, красный – гласные звуки и буквы), слоговая таблица для чтения, ребус, кроссворд, наборное полотно, разрезная азбука.

Содержание организованной деятельности

1. Организационный момент.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну “Азбуковедения”. А вы знаете, кто там живет?

— Правильно, буквы. Вот этот сказочный сундучок поможет нам туда попасть. Нужно лишь открыть его. Но ключа у меня нет. Помогите мне найти ключ в этой азбуке.

— Как вы думаете, какая буква поможет нам открыть замок?

Всем известно без подсказки, Буква Ф, как ключ от сказки. Никогда её у нас

Не отнимет Карабас!

2. Основная часть.

Читайте также:  Ребусы для детей. часть 2 - воспитание и игры

Дидактическая игра “Назови последний звук”

— Давайте посмотрим, что лежит в этом сундучке?

В сундуке предметные картинки и медали с буквами. Дети берут по одной картинке, определяют последний звук в ее названии, находят соответствующую букву на медали и вешают медаль себе на шею.

Дидактическая игра “Найди домик буквы”

— Вот мы очутились в волшебной стране “Азбуковедения”, вы превратились в буквы. Можно и игру начинать.

Я слышала, что в стране “Азбуковедения” живут разные звуки. Одни могут петь веселые песни. Другие — песен не поют. Им мешают губы, язык. Как они называются? (Гласные и согласные.)

— В каком домике живут гласные? (В красном.)

— В каком домике живут согласные? (В синем.)

— Давайте поиграем в игру! Каждая буква должна правильно найти свой домик. Ну-ка, буквы, по домам!

Дети бегут каждый к своему домику. Логопед проверяет правильность выполнения задания.

— Но иногда согласные могут превращаться и переселяться в зеленые домики. Когда это бывает? (Когда они становятся мягкими.)

— Какие гласные могут делать согласные мягкими? (И, Е Ё, Я, Ю.)

— Давайте прочитаем вот эти волшебные слова и проверим, в каком случае согласная Л подобреет, станет мягкой.

Дети читают слоговую таблицу и определяют, когда согласная звучит мягко, а когда — твердо.

ЛА – ЛЯЛО – ЛЁЛУ – ЛЮЛЫ – ЛИЛЭ – ЛЕ

Игра “Живые буквы”

— Это очень хорошо, что буквы есть на свете, Их должны на память знать и взрослые и дети. Дружат с буквами не зря девчонки и мальчишки. Букв не зная не прочтешь

и самой тонкой книжки.

Буквы могут в слова превращаться, если с ними уметь обращаться. Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

Я — командир! Вы — мой отряд!

Дети снимают “медали”, ставят их на наборное полотно и составляют из букв, нарисованных на медалях слова. (Буквы: К, С, О, И, Т, Л. Слова: КОТ, КИТ, СОК, СИТО, ТОК, ЛИСТ.)

— Молодцы!

Наш закончился парад!
Выступать был каждый рад!

Появляется Карабас:

-Я слышу чьи-то голоса! А-а-а! Да тут идет игра! Это всем давно известно

Без игры не интересно!

Трудно!

— Кто ты и зачем пришел?

-Я Карабас-Барабас. Какие хорошие буквы! Я беру их себе.

— А как же нам быть без них? Кто будет жить в волшебной стране Азбуковедения?

-Учат вас в саду всему, Учат счету и письму. Слабый сильным может стать,

Лишь научится читать.

Выполните мои задания, верну ваши буквы! (Вручает конверт с заданиями и уходит).

Игра “Подпиши картинку”. Дети получают карточки с картинками, подписывают их и находят в своих словах мягкие согласные.

Ребус

Совет

Без хвоста и головы перед тобою слово. На помощь ты приди скорей Хвост и голову пришей: Пошел ты в школу в первый раз

Принес его ты в первый класс.

— Какой звук слышится в конце этого слова?

— Твердый он или мягкий?

-Какая буква делает его мягким?

Кроссворд

Дети отгадывают загадки, слова-отгадки вписывают в клеточки кроссворда, находят мягкие согласные:

Занятие для детей с недоразвитием речи “Мягкие и твердые согласные“

Если хочешь ты читать, То меня ты должен знать. А когда меня не знаешь, Ничего не прочитаешь.

(буква)

Новый дом несу в руке Двери дома на замке А живут в доме том Книги, ручка и альбом.

(портфель)

Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.

(книга)

Отгадай, что за вещица: Острый клювик, а не птица. Этим клювиком она Сеет, сеет семена. Не на поле, не на грядке – На листах твоей тетрадки.

(ручка)

Если ты его отточишь Нарисуешь, все что хочешь! Солнце, горы, море, пляж, Что же это?

(карандаш)

-Молодцы, ребята, выполнили все задания Карабаса.

3. Итог. Опять входит Карабас:

-Чтоб выучиться чтению Хватило вам терпения. И вот урок отлично, весело прошел. За то, что вы внимательны, Послушны и старательны, Даю я вам по букве Учитесь хорошо!

Угощает детей печеньем в виде букв.

Литература:

  • Отгадай! Загадки, пословицы, поговорки и скороговорки в детском саду. Сост.: Л.В. Гураш, Г.Г. Клюева, А.М. Богуш. – К.: Радянська школа, 1981.
  • Обучение грамоте в детском саду. Под ред. А.И. Воскресенской. – Москва, 1963. Жужма А.Н.,учитель-дефектолог МБДОУ детский сад №18 города Крымска

Источник: https://mei-sonnen.ru/zanyatie-dlya-detey-s-nedorazvitiem-rechi-myagkie-i-tverdyie-soglasnyie.html

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

О том, что в нашей речи есть твёрдые и мягкие звуки знают все.

Но как познакомить с этими знаниями малышей?

Ведь часто мы наблюдаем и нарушения в произношении твёрдых звуков (смягчение) или наоборот-мягкие звуки никак не получается произнести и вместо МЯЧ, получаем МАЧ.

  • Если наблюдается смягчение, значит надо устранять напряжение спинки языка механическим путём (зонд, массаж, нажиманием на точку посредине языка) или артикуляционными упражнениями. Возможно, вам поможет сначала постановка звука «Ы», который вы будете автоматизировать с согласными.
  • Если вместо мягкого твёрдый звук, то наоборот делаем упражнения на поднятие спинки языка. Можно пробовать при произнесении звука Т, опускать язык шпателем за нижние зубы, тем самым поднимая спинку. Смягчение часто получается по подражанию при повторении слогов Ма-Мя, Ла-Ля…
  • Но самое главное, чтобы ребёнок различал на слух эти звуки в словах и мог определить, например в словах ЛУК-ЛЮК. То есть занимаемся развитием фонематического слуха. Поэтому играем в игры на дифференциацию этих согласных в словах.

Принято обозначать звуки так: твёрдые звуки-синие, мягкие-зеленые, гласные — красные.

Не забываем также, что есть звуки парные (один и тот же звук может быть мягким и твердым в зависимости от соседних звуков), а есть звуки, которые только мягкие (й, ч, щ) и только твёрдые (ш, ж, ц).

Анализ звуков фонетический

Кроме цвета можно использовать твердые синие камешки и зелёные мягкие предметы для анализа звуков в слове.

Последовательность анализа: сначала слушаем просто звуки, потом слоги, потом первые звуки в словах и звуки в середине и конце слова.

  • Для звуков можно показывать ребёнку карточку с синей или зеленой буквой, называя при этом твёрдый и мягкий звуки, а малыш на эту карточку кладёт камешек или пёрышко. Называем звуки, а малыш заполняет все ячейки червячка, гусеницы, кирпичики башни. Продолжаем называть, пока не заполнит всё.
  • Точно так же можно анализировать слоги уже чёрного цвета, но раскладывая их в зеленые и синие домики, вагоны, тарелки.
  • Все то же делаем и со словами, только вместо написанных слов, картинки, чтобы убрать подсказку визуальную по буквам. Единственное — вы все таки должны назвать это слово, поскольку не всегда можно изобразить на картинке нужное слово. Ребёнок определяет на слух. Помогаем разделить предметы Лоле и Лиле, Бому и Биму, Даше и Дине.

Шаблоны домиков и карточек с картинками, гусеницы есть в нашем магазине:

«Игра и карточки для дифференциации твердых и мягких согласных»

Игра Твердые и мягкие звукиИгра Твердые и мягкие звуки0

Источник: http://igromama.com/logoped/differenciaciya-tverdyx-i-myagkix-zvukov.html

Согласные мягкие и твердые

Упражнение 1. 1.Рассмотри картинки и прочитай под-ипод каждой парой картинок.

Мышка Пальцы лук воз

Мишка Пяльцы люк вёз

2. Назови первую букву в каждой паре слов. Одинаковые ли буквы в словах пары?

3. Произнеси первый звук в каждой паре слов. Одинаковые ли звуки в словах пары? В каких словах эти звукитвёрдые, а в каких — мягкие?

4. Скажи, какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких.

5. Запиши слова парами и подчеркни по образцу:

Упражнение 2. 1. Спиши пары слов. Объясни их значение.

Были — били. Нос — нёс.

Рад — ряд. Суда — сюда.

2. Произнеси выделенные согласные по образцу: б — бь.
В каких словах они твёрдые, а в каких — мягкие? Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие — двумя.

3. Какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких?

Упражнение 3. Спиши предложения. Вставь по смыслу ва из упражнения 2.

1) Мы . на площади. 2) Мы слушали, как . часы.3) В порт вошли . . 4) Мы придём . вечером. 5) Миша . что получился ровный .

Упражнение 4. 1. Спиши слова. Объясни их значение.
Дым — Дима. Тук — тюк.

Сад — сядь. Ров — рёв.

2. Произнеси выделенные твёрдые согласные, потом —мягкие.

3. Какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких?

Упражнение 5. Спиши предложения. Вставь по смыслу слова из упражнения 4.

Обратите внимание

1) . развёл костёр. 2) Кругом был . . 3) У дома фруктовый . . 4) Пожалуйста, . . 5) Игорь поднял тяжёлый . . 6) Дятел носом . да . .

Упражнение 6. 1. Прочитай слова в рамке. Произнеси их по слогам. Произнеси твёрдые и мягкие согласные. .

2. Запиши по образцу. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами.

Мебель для школышкольная мебель.

Полка для посуды — . полка.

Щётка для одежды — . щётка.

3. Назови слова-родственники в каждой строчке. Чем
они похожи?

Упражнение 7. 1. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы.

1) Наш М. ша трус. 2) Он боится маленькой М. ШКИ. 3) Дятел долбит дерево кл. вом. 4) Еж свернулся в кл. бок.

2. Подчеркни мягкие согласные в первом и третьем предложениях. Произнеси их.

Упражнение 8. 1. Прочитай слово в рамке. Раздели его на слоги. Произнеси твёрдые и мягкие согласные.

2. Спиши предложения. Составь к ним схемы.

В сервизе шесть глубоких тарелок.

Эти тарелки для супа.

Упражнение 9. 1. Рассмотри картинки и напиши названия предметов.

2. Подчеркни мягкие согласные. Произнеси их. Какие согласные буквы написаны после мягких согласных?

3. Какие три группы предметов нарисованы здесь?

Упражнение 10. 1. Подбери картинки-отгадки к каждой загадке.

Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу.

Не птица, а с дерева на дерево летает.

Стукнешь о стенку — я отскочу,

бросишь на землю — я подскочу.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

2. Запиши отгадки в порядке загадок. Подчеркни твёрже согласные одной чертой, мягкие — двумя.

Упражнение 11. 1. Прочитай рассказ и запиши его. Вставь пропущенные буквы.

У нас был п. с Р. кс. Он был учёный. Раз я бро-л палку и кр. кнул: «Эй, Р. кс, принеси!» П. с ин. с палку. Он ум. л прыгать через барьер, давать лапу.

2. Скажи, какие буквы пропущены. Какие согласные, кягкие или твёрдые, стоят перед этими буквами?

Упражнение 12.1. Прочитай.

Лес — это наряд земли. Где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. В лесу — грибные поляны. Около пней душистая вкусная земляника.

2. Запиши ответы на вопросы.

Что украшает землю? Какой воздух в лесу? Для кого лес — это дом? Что растёт в лесу?

двумя.

Упражнение 13. 1.Прочитай.

Мы с ним работали в поле. Оба устали. Я снял

с Орлика уздечку. Он заржал и убежал в луга.

Я вёл Орлика домой. Усталость у него прошла.

2. Из двух последних предложений выбери начало рас
сказа и его конец.

3. Запиши заглавие и все предложения в нужном по рядке. В последнем предложении подчеркни мягкие со

гласные.

Упражнение 14.1. Рассмотри картинки и прочитай подписи.

КАК НАДО УБИРАТЬ КЛАСС.

С чего начать? Сначала сотру пыль. Теперь полью цветы.

Упражнение 1. 1. Рассмотри картинки и прочитай под- и под каждой парой картинок. Мышка Пальцы лук воз Мишка Пяльцы люк вёз 2. Назови первую букву в каждой паре

Твердые согласные звуки (таблица)

Твердые согласные звуки (таблица). Буквы, обозначающие твердые согласные звуки

Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам.

Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий.

Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении.

В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том».

Совет

В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах.

В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно.

Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом.

Когда после буквы стоит а, о, у, ы, то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и, согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет.

Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц. Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится.

Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь.

Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й, которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт.

Обратите внимание

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову.

Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными.

Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде.

Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше.

Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться.

Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки.

Важно

Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые.

Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком.

Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы.

Совет

А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики. Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные.

И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править – воля – лом (выписываются пр, в, л).
  2. Томат – роль – топь (выписываются т, р, т).
  3. Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н).

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы).

Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных.

И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем.

Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук.

Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.

Как сделать процесс изучения темы "Мягкие и твёрдые согласные" интересным для ребёнка? С помощью игр, конечно! Но перед этим обязательно нужно познакомиться со всей необходимой теорией.

Источник: http://mamaznaetvse.ru/soglasnye-myagkie-i-tverdye/

Как определить мягкие согласные

В русском языке твердость/мягкость согласных звуков является важным словоразличительным фактором. Если в устной речи это усваивается на подражательном уровне, то на письме необходимо знать и употреблять определенные правила.

Инструкция

Твердые и мягкие согласные артикуляционно образуются по-разному. Понаблюдайте: произнося мягкий согласный, вы все тело языка продвигаете вперед, приподнимая среднюю часть спинки к твердому нёбу. Произнося же твердые согласные, вы сдвигаете тело языка назад.

Носители языков, в которых твердость/мягкость согласных не является смыслоразличительным признаком, сталкиваются с определенными трудностями, осваивая русский язык. В том числе и с упомянутыми выше – артикуляционными. Помните в известном анекдоте: «Шмэл — это болшой мух, а мол – это мух в шкафу!».

На письме мягкость согласных определяется их положением в слове и окружением.В середине слова согласные смягчаются в положении перед так называемыми йотовыми гласными или дифтонгами. Это буквы, которые обозначают два звука: е (йэ), ё (йо), ю (йу), я (йа).

При этом в данном случае йотовые е, ё, ю, я передают только звуки , , , соответственно. Например: серый, тёрка, любит, тянет. Как и в таких словах, как: сэр, затор, лубок, Таня. А употребление вместо букв э, о, у, а йотовых как раз призвано указать на необходимость смягчения предыдущего согласного.

Читайте также:  Азбука для детей. первый алфавит для ребенка - воспитание и игры

На твердость/мягкость согласного оказывает влияние также выбор гласных букв и/ы. Перед буквой И согласный обязательно смягчается (пишет), перед Ы согласный произносим твердо (пышет).Позиция на конце слова по твердости/мягкости согласного также является сильной. Мягкость концевого согласного передается на письме с помощью буквы Ь.

Сравните: кон – конь, мол – моль.Буква «Ь» употребляется для указания мягкости предыдущего согласного перед последующим и в середине слова. Например: коньки – конки, пенька – пенка.

Обратите внимание

Обратите внимание

Различается еще позиционная мягкость согласных, которая на письме никак не обозначается (мостик, песня). Это, естественно, создает определенные трудности в овладении русской письменной речью.

Полезный совет

Следует помнить о том, что в русском языке также есть непарные только мягкие согласные. Для правильного написания слов с буквами ч, щ существуют специальные графические правила. («ча, ща пиши с буквой а», «чк, чн, нч, нщ – пиши без мягкого знака»).

Источники:

  • согласные мягкие
  • Какие звуки всегда мягкие в русском языке?

Распечатать<\p>

Как определить мягкие согласные

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-68059-kak-opredelit-myagkie-soglasnye

Твёрдые и мягкие. Как помочь ребёнку разобраться со звуковым анализом слова?

И всё-таки я глубоко убеждена, что русский язык — слишком живое творение человека, формировавшееся столь долго и замысловато, чтобы так поверхностно к нему относиться.

Хотя и практичного подхода к изучению грамоты не заменить. Моих детей часто выручала простая тетрадка в клетку, куда я вклеиваю собранные из разных источников правила, понятные, наглядные.

И всё же попытаться почувствовать язык стоит даже рьяному врагу лириков.

Мы уже говорили о том, что грамота сродни таланту музыканта или художника. Есть те, кто чувствует язык и, не зная правил, пишет грамотно. И наоборот — знающие теорию, но не способные её применить. Чего не хватает последним? Чутья.

У деток такое чутьё априори спит. Слишком уж предметное у них мышление на данном жизненном этапе. Они не обращают внимания на такие вещи. Букву ведь не пнуть, как мячик, не попробовать на вкус, как конфетку. Изучать звуковой анализ не так захватывающе, как ковырять дырку в носке.

Но акцентировать их внимание на родном языке можно, и это не скучно. Понемногу, но это даст шанс пробудить в ребёнке «нюх» к языку, что в жизни не бывает лишним.

Разбирая правила русского языка, очень важно задействовать слух, чтобы не просто слышать свой голос, а прислушиваться к нему.

К сожалению, в школе это невозможно. И тем не менее, только слушая и слыша, можно заметить, что речь сама подсказывает нам, как правильно писать. Одна маленькая девочка сказала мне: «Я не буду вписывать в это слово букву „И“, она здесь некрасиво звучит. Здесь должна быть „Е“. Она сюда напрашивается!»

Так вот, прежде чем приступить к сложному звуковому анализу (а с ним первоклашки сталкиваются уже в сентябре), хорошо бы поиграть с ребёнком. Классическая игра «в города», весёлая игра в «образуй одно животное из названий двух животных». Можно придумывать слова с определённым слогом в слове.

Важно

Подойдут абсолютно любые устные игры с языком. Пусть пять минут перед сном или по дороге в садик. Это даже хорошо, если ребёнок при этом будет чем-то параллельно занят. Мы же не замираем как истуканы, когда ведём беседу. Думать на ходу — полезное умение.

Игр на бумаге тоже много. Самые известные — образование множества слов из одного, игра по принципу «Поля Чудес». Дети во все времена любили такие игры.

Потом уже можно познакомить малыша с теорией, с наличием мягких и твёрдых, глухих и звонких звуков. Буквы для ребёнка, несмотря на то что дошколёнок уже знаком с ними, всё равно что для нас азбука обитателей Альфа Центавры. Задача — сделать их более понятными для него.

Чтобы дело пошло в гору, я придумала стишок, который можно распечатать, приправив картинками из общего доступа:

Буквы бывают разные

Буквы бывают поющие — гласные.
Буквы бывают со всеми согласные!
Звук у согласных глухой или звонкий,
Могут звучать они мягко и твёрдо.

Лишь два молчуна: твёрдый знак, мягкий знак
Не могут звучать никогда и никак.

Ирина Литновская, личный архивИрина Литновская, личный архив

Необязательно воспроизводить стишок в точности, пусть малыш своими словами перескажет его. Важно правильно отразить суть. Пусть лучше додумается, а не вспомнит.

Изучая мягкость и твёрдость, не заставляйте малыша зубрить правила из учебника, где говорится, что буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И» всегда смягчают впереди стоящую согласную. Например, в слове «купЕ» «Е» ничего не смягчает, и я назову ещё с десяток слов, чтобы доказать вам, что это правило из школьного учебника — чушь. Не говоря уже о смягчении несмягчаемых.

Поиграйте с малышом сперва в слоги, а затем в слова.

Выбирайте слоги с одинаковой согласной, проговорите их:

ЛА ЛИ ЛЕ ЛУ ЛЫ Постройте противоположности:

ЛЫ-ЛИ
ЛУ-ЛЮ

…и так далее.

Пусть малыш на слух найдёт мягкие и твёрдые. Переходя к словам, не стоит бояться играть с языком:

— В слове «мама» первый слог твёрдый или мягкий? — Мягкий.

— Тогда зови меня «мяма»!

Это полезно и весело. Но здесь, в отличие от игр в слова, нужна концентрация на том, что ты делаешь. Распознавать звуки и одновременно выковыривать червяка из лужи не получится.

Совет

Стоит избегать примеров со всегда мягкими и всегда твёрдыми. Лучше обратиться к ним попозже, когда малыш начнёт улавливать хотя бы те буквы, чей звук меняется.

Что касается всегда мягких и твёрдых, их и взрослому бы запомнить! Я сама какое-то время причисляла «Ф» к буквам, что всегда звучат твёрдо…

Поэтому я придумала две фразы, которые помогут догадаться, что к чему. Слова во фразе можно переставлять местами, необязательно их заучивать. Вы можете придумать свои варианты таких фраз. Главное, чтобы они несли смысловую нагрузку, понятную малышу.

У Цыплёнка Жёлтая Шубка.

Правило: «Ц», «Ж», «Ш» всегда звучат твёрдо.

Очень Часто Щиплет Йод.

Правило: «Ч», «Щ», «Й» всегда звучат мягко.

Интересно, почему так и тянет написать «ЖИ» и «ШИ» с «Ы»? Может быть, потому что Ж и Ш настолько тверды, что превращают И в Ы? Похожим, но смягчающим свойством, обладают Ч и Щ в традиционных «ЧУ» / «ЩУ» и «ЧА» / «ЩА». В любом случае, история правописания этих слогов древняя и запутанная.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/77069/

Твердые и мягкие согласные звуки

Тема занятия: Твердые и мягкие согласные звуки.

Цель: совершенствование знаний детей о согласных звуках и буквах, их твердости и мягкости.

Задачи: учить выделять согласные, определять их твердость – мягкость;

обогащать словарный запас детей;

учить выделять мягкие согласные в слогах и словах;

развивать фонематический слух.

Оборудование: рисунок-таблица «Согласные, парные по твердости-мягкости», рисунок «Одиночные согласные», замочки и облачка по количеству учащихся.

Ход занятия.

-Здравствуйте, ребята. Сейчас на свое место сядет тот, кто назовет слово, начинающееся на согласный звук.

2. Рассказ:

Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие. Чем они отличаются друг от друга? Можно ли на ощупь определить, твердый или мягкий согласный перед нами? Конечно, нет, потому что названия эти условные.

Мягким звуком называется тот, при образовании которого спинка языка дополнительно (по сравнению с образованием твердого) приподнимается к нёбу, к его передней части. Проход, по которому идет воздух, сужается, и получается звучание, названное мягким.

Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары. Их 15: Б-Б′, В-В′, М-М′ и др. (На доску выставляется рисунок-таблица). Но встречаются и звуки – одиночки, которые не имеют пары. (На доску выставляется соответствующий рисунок). Согласные Ч', Щ', Й' всегда мягкие, а звуки Ж, Ш, Ц всегда твердые.

3. Сказка «Два короля».

Жили были два короля. Один король правил государством твердых звуков, а другой – королевством мягких звуков. Первый король любил все твердое, а второй – мягкое. У каждого короля есть свой дворец. Выберите вещи, подходящие каждому королю. Не забудьте, что твердый король любит слова с твердыми звуками, а мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий звук.

Диван, шкаф, стол, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, книги, лампа, ложка, вилка.

Наши короли любят охотиться на зверей. Но мягкий король охотится только на животных, в названиях которых есть хотя бы один мягкий звук, а твердый – на зверей, имеющих в своем названии только твердые звуки.

Барс, гепард, волк, лось, кабан, олень, рысь, тигр, носорог, медведь, крот, выдра.

4. Есть ли разница: твердый звук в слове или мягкий? Попробуйте сравнить слова:

ров – рёв, ел – ель, банка – банька, Булька – булка, угол – уголь. Замена твердого звука мягким изменяет смысл слова.

5.- Будьте внимательны. Сейчас я буду произносить слоги. Если вы услышите слог с мягким согласным звуком, то вы поднимите облачко; если с твердым – замок.

ПА, ПИ, ПЮ, ПЫ; ТУ, ТЕ, ТО, ТЁ; МЭ, МЯ, МИ, МЕ, МА.

6. Соревнование: запишите напротив данного слова слово с мягкой согласной.

Образец: мал – мял.

Мал – были — лук –; ров — рад — вол — ;

мыл — ток — воз — ; тук — нос — лыс — .

7. Послушайте слова. Запишите их. Обведите гласные красным карандашом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.

Катя, мята, вилы, река, сито, ноги, кино, Витя. (Корзина, минута, кубики, сапоги, лимоны, медведь.)

Обратите внимание

8. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова из данных (1 строчка из упр.6). Запишите предложения.

Коля еще очень… Вова … кусок глины. Митя обошел открытый…

Володя … козу. Ученик … хорошей оценке. Выкопали глубокий …

Дети … в театре. Зеленый … очень полезен. … — это домашнее животное.

Петя посадил …кустов. Из сарая слышен … коровы. Яичко … и не разбили.

9. Итог занятия: похвала, поощрение.

Твердые и мягкие согласные звуки:

Парные согласные:

твердые

Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х

мягкие

Б′ В′ Г′ Д′ З′ К′ Л′ М′ Н′ П′ Р′ С′ Т′ Ф′ Х′

Звуки-одиночки (непарные):

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/tvierdyie-i-miaghkiie-soghlasnyie-zvuki.html

Ссылка на основную публикацию