Закрепляем счет в пределах 20 — воспитание и игры

План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме: Количество и счет. Счет в пределах 20

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №32 «БУСИНКА»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

«Количество и счет. Счет в пределах 20»

Провела воспитатель Окружнова Лариса Алексеевна

___________МАДОУ №32 «Бусинка»_____

(название образовательного учреждения)

г.о. Химки

2017 год

   Реализация содержания программы в образовательных областях :

 «Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие».

    Цели: упражнять в устном счете в пределах 20; закрепить знания об особенностях образования двузначных чисел в пределах 20, формировать навыки устного счета.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о последовательности дней недели.
  • Закрепить умение проводить сравнительный анализ понятия:»больше», «меньше», «столько же».
  • Продолжать учить детей счету в пределах 20.
  • Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Развивающие:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, индивидуальные занятия.

Предварительная работа воспитателя:

  • Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
  • Приготовить письма.

Методические приёмы:

  • Игровые (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала).
  • Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Демонстрационный материал: «письмо», конверты с геометрическими фигурами, игрушка «Буратино».

Раздаточный материал: счетные палочки, простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка), математические наборы «Учись считать».

Структура занятия:

1. Сюрпризный момент – 1 мин.

2. Разминка – 3 мин.

3. Работа со счетными палочками – 4 мин.

4. Физ.минутка – 2 мин.

5. Решение арифметических задач – 5 мин.

6. Зрительная гимнастика – 2 мин.

7. Работа с математическим набором — 10 мин.

8. Пальчиковая гимнастика – 1 мин.

9. Итог занятия – 2 мин.

Ход занятия

Воспитатель: — Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам  Буратино. Вот оно. Хотите узнать, что в нём?

Дети: Да!

Чтение письма

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте под номером 1».

Воспитатель: — Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Дети: Да!

Воспитатель:  обращается к детям с просьбой, принести конверт под номером 1.

(Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).

Задание №1 Оно называется «Не зевай, на вопросы отвечай!»

1. Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола).

2. Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги)

3. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки)

4. Если верёвка толще нитки, то нитка? (Тоньше верёвки).

5. Если сестра старше брата, то брат? (Младше сестры).

6. Какой сегодня день недели?

7. Какой день недели был вчера?

8. Какой день недели будет завтра?

9. Сколько всего дней в неделе?

10. Какой день идёт после четверга?

11. Как называется пятый день недели?

12. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

13. Как называются «выходные» дни недели?

14. Какой день недели между понедельником и средой?

Обратите внимание

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, а вот и подсказка для следующего задания: 2-ое задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…).

Что же это за геометрическая фигура? Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли в конверте с геометрической фигурой – круг. Варя, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – круг.

 (Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).

«Вы идёте правильной дорогой. Послушайте внимательно следующее задание»

Задание № 2 Оно называется «Посчитай»

Работа со счетными палочками. Воспитатель просит детей отсчитать десять палочек.

— Сколько палочек вы отсчитали? (Десять). А как можно сказать по-другому? (Один десяток). – Отсчитайте еще десять палочек. – Сколько палочек вы сейчас отсчитали? (Десять). – Или еще один десяток. – Сколько получилось десятков? (Два). – Два десятка или двадцать палочек. – Давайте проверим и посчитаем количество всех палочек. (Счет до 20).

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием. А вот и следующая подсказка: «Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?»

Дети: 3 угла у треугольника. (Ребёнок приносит конверт).

Воспитатель: Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён треугольник, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?

Дети: Гимнастика.

Воспитатель: — Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.

https://www.youtube.com/watch?v=Os22o9h3BXA

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться в исходное положение)

Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд. Выпрямиться)

Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)

Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)

Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)

Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки перед собой)

И руками помахать (махи руками).

Важно

Воспитатель:- А теперь откроем конверт, на котом изображён треугольник. (Воспитатель открывает конверт, достаёт задание).

Задание № 3. «Веселые задачки»

Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи.

Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?

Дети: Два.

Воспитатель: Назовите их.

Дети:

1 – условие.

2 – вопрос.

Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на мои вопросы. «На ветке сидели 2 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?»

Воспитатель: 1-й вопрос. Есть ли в этой задаче условие? (Да). Назовите его.

2-й вопрос. Есть ли в этой задаче вопрос? (Да). Назовите его.

Воспитатель: А теперь решите эту задачу, и скажите ответ.

Задача № 2 «На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)

Задача № 3

«На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

2 матрёшки, Буратино,

И весёлый Чиполлино.

Помогите-ка Танюшке

Сосчитать скорей игрушки. (4)

Задача № 4 «Во дворе гулял павлин,

Подошёл ещё один,

2 павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами!» (4)

Воспитатель: — Вы запомнили ответ последней задачи?

Дети: (4)

Воспитатель: — Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой все стороны равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?

Дети: У квадрата.

Воспитатель: Руслан, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – квадрат. (Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).

Задание № 4 «Волшебная тетрадь»

Воспитатель: А теперь поработаем в наших тетрадках. Но сначала сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Ах, как долго мы считали,

Глазки у ребят устали

(поморгать глазками),

Посмотрите все в окно

(Посмотреть влево-вправо),

Ах, как солнце высоко

(посмотреть вверх).

Мы глаза сейчас закроем

(Закрыть глаза ладошками),

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

вправо, влево повернем

(посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево),

А потом скатимся вниз,

(посмотреть вниз),

Жмурься сильно, но держись

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

 Воспитатель: А теперь откройте, пожалуйста, свои математические наборы, из геометрических фигур постройте на столе кукольный театр, в котором будет выступать Буратино и все его друзья. Затем посчитайте, сколько вам потребовалось прямоугольников, треугольников и т. д. Каких геометрических фигур меньше 10, каких больше10?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень старались, и помогли Буратино. Кот Базилио и лиса Алиса отпустили его.

Совет

Буратино (игрушка): «Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина. И постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь. До свидания! Спешу на урок!»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Какое задание было самым трудным, а какое самым интересным? Наше занятие закончено, всем спасибо!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/09/02/kolichestvo-i-schet-schet-v-predelah-20

Дидактические игры по математике в первом классе

Через игру ребенок получает возможность переключиться, перейти от напряженной работы к расслаблению. Кроме того, игра является блестящим средством обучения первоклассников, так как они еще слабо приучены к труду, не обладают усидчивостью, быстро утомляются от монотонных занятий, начинают скучать, отвлекаться. Вот тут-то и нужна игра.

Проведение дидактической игры с детьми требует от учителя мастерства. Предварительно он должен в доступной форме рассказать о сюжете, поставить познавательную задачу, а затем умело руководить ходом игры, следя за соблюдением правил. Участвовать должен каждый ученик. Если часть ребят работает у доски, то остальные должны быть судьями.

Учителю следует продумать все детали занятия, не только характер игровой деятельности детей, но и характер управления игрой, использовать средства обратной связи: сигнальные карточки с цифрами и другими знаками.

Ниже приведены описания нескольких игр и методические рекомендации к их проведению.

Помогите числам занять свои места по порядку

Дидактическая цель: закрепление представления о порядковом значении числа.

Средства обучения: Карточки с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Содержание игры.

I вариант: Учитель расставляет на планке карточки с цифрами, обозначающие числа от 0 до 9, в беспорядке и обращается к детям: «Числа заблудились. Помогите им занять свои места». Дети расставляют числа первого десятка по порядку: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Учитель спрашивает, сколько понадобилось цифр для обозначения числа 10.

II вариант: Учитель раздает детям карточки с числами первого десятка.

По сигналу «Числа стройтесь по порядку!» дети строятся по порядку, начиная с меньшего числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Составим поезд

Дидактическая цель: Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.

Содержание игры: Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга — кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще 1 вагон (мальчик) и еще 1 (девочка).

Учитель записывает пример вида:

5 + 2 = 7

5 + 1 + 1

Дети проговаривают прием прибавления 2.

Читайте также:  Развивающие математические задания для дошкольника - воспитание и игры

Затем отцепляют 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2:

5 — 2= 3

5 — 1 — 1

Аналогично показывают приемы прибавления и вычитания 4 и 3. Например, к доске вызываются 6 мальчиков, они образуют поезд из 6 вагонов. К ним прицепляют 3 вагона по одному (девочка, мальчик и девочка). Этот способ образования поезда записывается на доске и проговаривается учениками:

6 + 3 = 9

6 + 1 + 1 + 1

Затем иллюстрируется другой способ составления поезда: к 6 вагонам (мальчикам) прицепляют еще 2 вагона (2 девочки), а затем еще 1 вагон (мальчик). Этот способ составления поезда записывается на доске и проговаривается учащимися в беседе с учителем:

6 + 3 = 9

6 + 2 + 1

Аналогично рассматриваются другие приемы прибавления и вычитания 3 и 4.

Маятник

Дидактическая цель: Обучение детей приему прибавления и вычитания по одному.

Содержание игры: Перед началом игры учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником? Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.

Учитель пишет на доске примеры на прибавление и вычитание чисел вида: 5 + 2 =, 7 — 3 =, 6 + 4 =, 9 — 3 = и т.д. Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считают, решают пример. Ученики, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1 = 6, прибавили 1», наклоняясь вправо, продолжают: «6 да 1 = 7, прибавили 2». Учитель спрашивает: «Сколько всего единиц прибавили?» (2). И т.д.

Учитель задает ритм наклонов взмахом руки.

Игру «Маятник» можно также проводить и при счете парами.

День и ночь

Дидактическая цель: Воспроизведение приемов прибавления и вычитания по представлению числового ряда.

Содержание игры: Учитель записывает числовой ряд на доске:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Предлагает детям примеры. При слове «ночь» они закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо, если пример на сложение, или влево, если пример на вычитание. При слове «день» они открывают глаза, проверяют себя по числовому ряду и по указанию учителя отвечают. Например: «Ночь! Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Найти сумму. День!» (6).

Математический футбол

Дидактическая цель: Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.

Средства обучения: рисунки 10 мячей.

Содержание игры: на магнитной доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых — карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча.

Обратите внимание

Ученики должны ударить по мячу (решить правильно пример) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота.

Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок.

Распредели числа по квартирам

Дидактическая цель: закрепление знаний о составе числа.

Содержание игры: Учитель записывает на доске числовой ряд:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рисует на доске числовой домик, каждый этаж которого состоит из двух клеточек. На крыше дома записан его номер. Учащиеся должны распределить числа в клеточки так, чтобы их сумма была равна номеру дома. Чтобы не забыть, какие числа распределили в соседние квартиры, надо соединить их стрелками.

Один ученик у доски распределяет числа в клеточки, другие показывают их учителю на карточках. После расселения чисел учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при распределении чисел в соседние клеточки?» (В соседних клеточках находятся числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду):

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Лучший следопыт

Дидактическая цель: Систематизирование и обобщение знаний.

Средства обучения: Схема расположения деревьев на доске.

Содержание игры: Учитель сообщает детям условия игры: «Мальчик отправился по лесу в разведку. (Учитель на доске изображает схему расположения деревьев). По его пути должны отправиться взрослые. В менее опасных местах он оставлял следы — около деревьев писал палочкой пример, обозначающий номер полянки, где он останавливался». Учитель на доске около деревьев пишет мелом примеры вида:

Дуб

16 — 10 =

сосна

17 — 10 =

береза

18 — 10 =

ель

13 — 10 =

дуб

14 — 10 =

сосна

15 — 10 =

береза

12 — 10 =

ель

10 — 9 =

«Мы с вами следопыты. Мы должны расшифровать номера полянок и пройти по следам разведчика, показать путь его движения и рассказать, в каком направлении он двигался».

Учащиеся под руководством учителя намечают план своих действий:

1. Расшифровать номера полянок (решают примеры).

2. Показать мелом путь движения разведчика.

3. Рассказать и показать, в каком направлении двигался разведчик, употребляя слова «слева направо», «справа налево», «между», «слева от сосны» и т.д.

Примечание. Слова, которые нужно употреблять в рассказе, учитель пишет на доске до проведения игры и предлагает детям прочитать их.

Если следопыт показывает путь движения разведчика неправильно, то остальные следопыты подают сигнал тревоги (показывают красный круг). Выигрывает тот следопыт, который не допустил ошибок. Направление движения разведчика можно изменять многократно, записывая другие примеры под деревьями.

Веселый счет

Дидактическая цель: Закрепление последовательности чисел до 20, их запись и чтение.

Содержание игры: Дети на доске должны найти и перечислить в порядке возрастания (убывания) все записанные числа от 1 до 20. Побеждает тот, кто быстрее всех и без ошибок справится с этим заданием.

Дополни до 20

Дидактическая цель: Усвоение приемов сложения до 20, состава чисел до 20.

Содержание игры: На доске записаны столбиком числа 12, 17, 15, 19, 13. Вызванный к доске ученик должен рядом написать такое число, чтобы в сумме стало 20. Остальные дети — контролеры; по желанию один из них объясняет правильность подбора дополнения, например, «дано число 12, это 10 и 2; чтобы получить 20, надо дополнить 2 до 10, т.к. 20 — это 2 раза по 10; не хватает 8».

Арифметическое лото

Дидактическая цель: Отработка навыков табличного сложения в пределах 20.

Содержание игры:

I вариант. Детям раздаются листы, на которых написаны числа второго десятка (каждое число по нескольку раз). Учитель быстро называет случаи из таблицы сложения до 20, дети зачеркивают ответы, если они у них есть на листе. Побеждает тот, у кого по окончании игры максимальное количество чисел зачеркнуто.

II вариант. У детей на листах записаны числа первого десятка. Учитель быстро называет двузначное число, меньше 20, а дети зачеркивают два числа, которые в сумме дают это число. Побеждает опять тот, у кого больше чисел зачеркнуто.

Собери примеры

Дидактическая цель: Отработка навыков табличного сложения в пределах 20.

Содержание игры: Детям предлагается записать только те примеры, в результате которых получается 12. Учитель диктует различные случаи сложения однозначных чисел, среди которых есть и с ответом 12. Затем проверяется, кто самый точный и внимательный, не ошибся и не пропустил ни одного примера.

Отгадай число

Дидактическая цель: Усвоение разрядного состава чисел до 100.

Содержание игры: На доске прикреплена таблица разрядов. Учитель ставит в одно из окошек цифру, дети объясняют, что она обозначает в этом числе, а затем учитель задает задачу по поиску второй цифры, типа: «Она меньше (больше) на 2».

Вызванный ученик выходит и ставит ту цифру, которую он нашел, объясняет ход своих рассуждений, а затем объясняет, что она обозначает в этом числе, и называет все число.

После этого все ученики записывают полученное число и представляют его как сумму разрядных слагаемых.

Помоги Красной Шапочке

Дидактическая цель: Усвоение разрядного состава чисел до 100.

Содержание игры: Учитель сообщает детям, что Красная Шапочка попала в беду, ей надо помочь, для этого надо отгадать, какое число задумал Волк. Далее сообщается условие задачи типа: «В первом разряде у меня цифра 4, а во втором — результат суммы чисел 6 и 3».

Важно

Дети решают предложенную задачу, называют число, его разрядный состав, затем выясняют его соседей в натуральном ряду. Можно предложить переставить найденные цифры в разрядах и проанализировать новое полученное число.

Если все сделано верно, то Волк вынужден пропустить Красную Шапочку к Бабушке.

Расшифруй пословицу

Дидактическая цель: Закрепление знаний последовательности чисел до ста.

Содержание игры: На доске открывается запись:

22, 71, 80, 51, 46, 38, 71, 53, 99, 94, 69, 27, 71, 60, 71, 79, 35, 42.

Детям надо расшифровать записанную пословицу, для этого надо вместо чисел подставить соответствующую букву. Каждому выдается листок с кодом (см. таблицу 1).

Выигрывает тот, кто быстрее получит запись: «Делу — время, потехе — час».

Ряды чисел

Дидактическая цель: Отработка навыков устных вычислений в пределах 100.

Содержание игры: На доске записаны ряды чисел, которые нужно продолжить двумя числами, выяснить условие следования чисел в ряду:

28, 38, 48, 58, … (больше на 10)

39, 41, 43, 45, … (больше на 2)

26, 37, 48, 59, … (больше на 11)

23, 25, 28, 32, 37, … (больше на 2, 3, 4, 5, …)

22, 20, 23, 21, 24, 22, 25, 23, … (меньше на 2, следующее при счете)

40, 43, 50, 53, 60, 63, 70, … (больше на 3, больше на 10) и т.д.

Дети самостоятельно выясняют признак следования в ряду и приписывают 2 числа. Затем один ученик объясняет у доски свою догадку, все остальные контролируют, исправляют или корректируют ответ одноклассника.

Тамерлан Точиев

Источник: http://www.ug.ru/method_article/447

Конспект открытого занятие «Счет в пределах 20»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

МО Тимашевский район

Конспект открытого занятия

Тема « Счёт в пределах 20»

Объединение «Радуга»

Год обучения: второй.

Программа: «Удивительная математика»

Дата проведения: 22.02.2014г.

Педагог дополнительного образования: Р.Г.Тихонова

Тимашевск

2014

Цели: проверить

— умение сравнивать числа второго десятка; — умение располагать числа в порядке увеличения; — умение ориентироваться в натуральном ряду чисел.

Обучающие задачи:

• Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. • Закрепить знания детей о геометрических фигурах. • Закрепить знания о последовательности дней недели. • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. • Развивать смекалку, зрительную память, воображение. • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Читайте также:  Ориентируемся в пространстве. до и после - воспитание и игры

Воспитательные задачи: • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов). • Наглядный (использование иллюстрации). • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). • Анализ занятия.

Оборудование: цифры, картина «Зимние забавы».

Раздаточный материал: карточки с заданиями, тетради, карандаши.

Ход занятия:

1.Подготовительная часть.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре — руки выше,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

-Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

-Что проходит сейчас в г. Сочи?

Дети: Олимпийские Игры.

-По каким видам спорта идут соревнования?

Дети: Лыжный, конькобежный, санный, кёрлинг, сноуборд.

2.Основная часть.

-Мы сегодня тоже отправимся в путешествие к числам от1до 20. А чтобы узнать, на чём мы будем передвигаться, вам надо проложить маршрут от числа 1 в порядке возрастания до числа20.Считать будем вместе. И так: на старт! Марш! (Дети называют числа и соединяют точки – получилась модель санок).

Игра «Цифры подружились».

-Под каким номером вы будете выступать? (Дети выходят, берут цифры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9.Образуя пару – читают получившийся новый номер: 12, 45,..)

Физразминка : счёт двойками до 20 с хлопками.

-Впереди у нас непонятные знаки. (На доске начерчены линии: параллельные прямые горизонтальные, параллельные кривые, вертикальные, наклонные . Луч, отрезок, замкнутая кривая)

-По какому следу поедем? ( Дети выбирают путь, аргументируя свой выбор)

-А у нас опять преграда: чтобы проехать, надо правильно расставить знаки «больше», «меньше», «равно».

(Дети сравнивают числа на доске и в тетради)

12*13 16*16 19*17 10*11 20*10 14*14

-Вот мы и приехали во двор, где играют дети. (На доске картина «Зимние забавы»)

— К какой команде присоединимся? Для этого нам надо решить задачи:

-Как-то четверо ребят с горки покатились. Двое в саночках сидят. Сколько в снег свалились?

-Ну-ка, сколько здесь ребят на горе катается? Трое в саночках сидят, один дожидается? (На доске: 4 – 2 = 2 4 + 2 = 6 3 + 1 = 4

Дети выбирают решение задачи и записывают в тетрадь. К «лишнему» решению сами составляют условие задачи)

Игра на внимание.

В снег упал Серёжа, Зина и Антоша, А за ними Лена, Катенька и Гена,

А потом ещё Игнат. Сколько на снегу ребят?

Дети: 7

-Но пора домой. Наши санки имеют пульт управления. Я даю команды, а вы, если выполните их верно, успешно «возвращаетесь» домой.

(В тетрадях у детей ряд чисел от 1 до10)

Запишите самое большое число -(10)

Запишите самое маленькое число- (1)

Запишите цифру пять и её соседей –(4, 5, 6)

Запишите цифру, которая стоит после 1, перед 10.(2,9)

-Какие «кнопки» вы не трогали?

Дети: 3,7,8

-Молодцы!

3.Заключительная часть.

Рефлексия.

Закрасьте смайлик красным цветом, если вам понравилось занятие, зелёным цветом – если что-то было не понятно, синим цветом – если было трудно и вам нужна помощь.

Подвижная игра:

В понедельник я купался, а во вторник – рисовал,

В среду долго умывался, а в четверг – в футбол играл.

В пятницу я бегал, прыгал, очень долго танцевал.

А в субботу, в воскресенье, целый день я отдыхал.

Спасибо за занятия, приятных выходных!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt_otkrytogho_zaniatiie_schiet_v_priedielakh_20

Считаем до 20 и учим цифры до 20 — задания скачать – Развитие ребенка

Научить ребенка считать до 20 легко, если подойти к решению этого задания с долей фантазии и понимания детской психологии и процесса обучения дошкольника.

Освоить счет до 20 для детей будет намного проще, если сам процесс будет отличаться от скучных школьных заданий и проводиться в наочной форме.

Важно объяснить ученику, как применять знания в быту, пробудить интерес к математике и осваивать арифметические операции постепенно, оценивая каждый шаг и объясняя ребенку алгоритм действий, если возникают вопросы.

Учим цифры и считаем до 20

Когда мы с ребенком учимся считать до 20, в первую очередь, нужно подобрать метод, с которым ребенку будет проще всего научиться этой арифметической операции. Большинству детей больше всего помогает визуализированные методики, применяемые во время того, как мы с ним учим цифры до 20.

Для успешного изучения начальных этапов счета с ребенком, еще в его игровой комнате выберите 20 любимых игрушек малыша, разложите на ровной поверхности и попросите ребенка посчитать, сначала первый десяток, а потом второй. Этот способ и поможет ребенку понять общее количество игрушек и освоить основной принцип того, как мы считаем до 20.

После того, как малыш выучит счет до десяти, можно переходить на следующий этап и применить в обучении числа второго десятка.

Учим счет до 20 легко и правильно

Проблема того, как научить ребенка считать до 20 абстрактно, то есть без применения игрушек, пальцев, а оперировать только цифрами, заключается в его непонимании самого процесса счета.

Для того, чтобы облегчить то, как мы учим счет до 20 с малышом, стоит для начала освоить написание и название цифр; по нескольку раз прописать с юным учеником числа первого и второго десятка.

Таким образом, ребенок получит дополнительное предметное подтверждение операции и будет более охотно считать предметы по просьбе.

Хорошим вариантом обучения дошкольника или младшего школьника счету до 20 являются математические игры во время прогулки или обеда (посчитать 20 деревьев, 20 макаронин в тарелке, слепить 20 пельменей и т.д.). Эти игры отвлекут ребенка от атмосферы обучения и покажут полезность математических действий в реальной жизни.

Практические задания на счет в пределах 20

Процесс восприятия обучения ребенком младшего возраста значительно отличается от восприятия старшего ребенка и тем более, взрослого. Поэтому важно чтобы во время того как мы учим числа от десяти до двадцати задания были понятны ребенку и доступны ему для исполнения.

В этом помогут практические задания на счет в пределах 20 скачать бесплатно, разработанные педагогами и психологами центром раннего развития. Подобные задания на счет до 20, представленные на нашем сайте отличаются от другой обучающей литературы на эту тему своей доступностью для самых младших учеников, интересной формой подачи и простотой объяснения.

С помощью практических примеров сайта Childdevelop родители помогут своим детям освоить счет до 20 и радовать учителей и родных своими математическими успехами.

Источник: https://childdevelop.ru/worksheets/tag-counting20-math/

Как научить ребенка решать и считать примеры в пределах 20: алгоритм обучения и советы педагогов

Родители часто спрашивают, как научить ребёнка считать в пределах 20. Иногда маленький ученик успешно проводит вычисления до 10, но не до конца понимает, как складывать/вычитать большие величины.

https://www.youtube.com/watch?v=rvWQ5_ND1Is

Материал содержит примеры упражнений, анализ основных ошибок, которые часто допускают родители во время занятий.<\p>

Вычисления часто даются маленьким ученикам сложнее, чем чтение. Чтобы ребёнок полюбил математику, родителям важно знать основные правила и приёмы обучения. «А как же школа, учителя?» – спросят многие.

Совет

Конечно, основная нагрузка ложится на педагогов, но при выполнении домашних заданий родители должны правильно объяснять определенные правила, находить ошибки. Когда взрослые понимают, как привить любовь к математике, занятия проходят намного проще.

Уделять внимание обучению счёту всё равно придётся. Таков родительский труд, от совместных занятий с ребёнком никуда не деться. Даже при посещении репетитора (детского развивающего центра) домашние задания нужно выполнять. Если родители будут знать основные приёмы, современные методы обучения, будет намного проще взрослому и ребёнку.

Как научить считать в пределах 20

Педагоги, родители дают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик поймёт, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда проверяйте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение уйдёт не 2–3 дня, а неделя.

С чего начать

Алгоритм:

  • выучите названия чисел второго десятка;
  • понадобится два набора кубиков. Предметы должны быть одинаковые;
  • ребёнок должен выложить в ряд 10 вещей, обязательно слева направо;
  • скажите, что 10 – это десяток, он называется «дцать»;
  • на первый ряд кубиков положите ещё один. Получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
  • положите два, затем три, четыре кубика на «дцать». Получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так далее;
  • пусть маленький ученик сам ставит кубики, прибавляет знакомую цифру к десятку;
  • ребёнок чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? Переходите к следующему этапу.

Как образуется сотня

Алгоритм:

  • большинство деток, хорошо усвоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
  • начало упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
  • рядом поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. Название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
  • 40 (сорок) и 90 (девяносто) оставьте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. Покажите, что у десятка всегда «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так далее;
  • 50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. Спросите, сколько десятков в числе 50. Правильно, пять. Пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – получится ПЯТЬДЕСЯТ. Когда ученик понял принцип, спросите: «Сколько десятков ты нашёл в 60, 70 и 80?» Конечно, шесть, семь, восемь. Так получатся новые названия: ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.

Счёт до 20 без перехода через десяток

Алгоритм:

  • вновь достаньте те же кубики;
  • пусть ребёнок построит ряд из десяти штук;
  • поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. Получилось 12;
  • рядом по тому же принципу постройте число 15;
  • объясните маленькому ученику, как быстро сложить 12 и 15. Прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или ДВАДЦАТЬ;
  • прибавьте единицы: 2 + 5 = 7. Теперь есть ДВАДЦАТЬ и СЕМЬ, вместе – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ;
  • подкрепите объяснение кубиками. Пусть ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
  • закрепите урок, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не поймёт принцип;
  • сложение освоено? Приступайте к вычитанию: принцип тот же;
  • через десяток переходите только после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.

Совет! К началу обучения ребёнок должен чётко понимать, где десятки, а где – единицы в двузначном числе, чётко знать понятия «лево – право».

Читайте также:  Пищевая аллергия у грудничков - воспитание и игры

Правила счёта с переходом через десяток

Используйте таблицу, в которой показан состав числа. Детки должны понимать, как получить цифры разными способами. Например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. Без навыков быстрого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.

Задача родителей: объяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем прибавить остаток. Правило легко понять на примере.

Смотрите:

  • задача: найти, сколько будет 18 + 6;
  • 18 – это 10 и 8;
  • запишите по-новому (10 + 8) + 6;
  • спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы прибавить к 8;
  • правильно, 2 (пригодится таблица «Состав числа);
  • теперь запишите 6 как 2 и 4. Получилось: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Два десятка плюс четыре единицы равно ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ;
  • когда ребёнок запомнит сложение, так же объясните вычитание;
  • всегда держите под рукой таблицу «Состав числа». Детки будут меньше теряться, проще ориентироваться.

Постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. Проговаривайте чаще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «На столе слева стоит 3 тарелки, я ставлю справа ещё 3 тарелки. Сколько всего предметов? Правильно, 6». Покажите другой способ: «Я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь получилось 6 тарелок» и так далее (1 + 5).

Детки проще поймут, как считать, решать примеры любой сложности при соблюдении нескольких правил:

  • проводите занятия в игровой форме. Дошкольники и младшие школьники остро реагируют на скучные задания, «серые», невыразительные картинки;
  • приводите простые примеры, ищите персонажей для счёта, понятных по возрасту. Маленький ученик должен легко узнавать предметы, животных, которых нужно сосчитать. Например, кот – подходит, дикобраз – нет (многие малыши думают, что это ёжик с длинными колючками, не сразу узнают и называют зверька). Апельсин – подходит, киви – нет (экзотический фрукт чем-то напоминает картошку, можно ошибиться) и так далее;
  • математические игры – отличный вариант для развивающих занятий. Подойдёт домино, лото, лабиринт, по которому можно путешествовать при помощи фишек, кубики с крупным изображением. Купите игры, изготовьте карточки из картона самостоятельно;
  • заинтересуйте ребёнка, расскажите, как важен счёт в повседневных делах. Считайте ступеньки в подъезде, стулья около стола, окна в магазине, синие или белые машины на дороге. При покупках в супермаркете просите ребёнка подать с полки 1 пакет молока, 2 бублика, 3 пачки творожка и так далее. Скажите: «В корзинке 4 банана, я положу ещё 1, получится 5 бананов». Проговаривайте все числительные чётко. Такие разговоры часто «напрягают» родителей, нередко кажутся скучными, пустыми, но сложно переоценить пользу от занятий для детей;
  • тренировка между делом. Этот приём наглядно демонстрирует, что для людей значат цифры и вычисления. Ненавязчиво приучайте малыша к миру математики. При сервировке стола к ужину или обеду говорите: «Я ставлю 5 тарелок, я кладу 5 вилок». Постепенно маленький человечек поймёт, что каждый раз количество столовых приборов, посуды бывает разным. Поставьте одну тарелку, озвучьте, добавьте ещё одну – вновь назовите число и так далее;
  • регулярность, настойчивость – одно из главных правил. Проводите тренировку между делом, придумывайте сказки с математическим уклоном об окружающих предметах (одушевлённых/неодушевлённых).

Ещё несколько рекомендаций:

  • просите помощи у «юного математика», пусть подскажет, сколько кошек сидит около подъезда. Покрошите хлеб, попросите посчитать голубей, прилетевших за едой. Часто слетается 10, 20 и более птиц. Вот хороший повод показать, что «ты досчитал до 10, а есть числа больше, например, 11, 15, 20 и так далее, чтобы сосчитать всех птиц»;
  • игра в кафе/магазин. Многие родители и опытные педагоги советуют простой приём для обучения счёту, особенно, для сложения, вычитания чисел через десяток. Добавляя к 10 рублям ещё 1, 2 или 5 рублей, ребёнок поймёт, что такое число 15 = 10 + 5, 20 = 10 + 10. Изготовьте бумажные деньги из плотного материала. Понадобятся «монеты» и «купюры» всех номиналов, даже таких, которых нет в реальном обращении. Нарисуйте 3,4,7,8 рублей: вы получите любое число при добавлении к 10. Какой размер «денежки» выбрать? Чтобы чётко был виден номинал;
  • школа. Ещё одна полезная игра. Детки любят быть учителями. Предоставьте им эту возможность, решайте примеры, иногда с ошибками, чтобы «учитель» мог поправить вас, проверить свои знания. Если маленький педагог сам ошибся, мягко подскажите, не смейтесь. Проверьте правильность решения на кубиках, яблоках, счётных палочках, вместе подумайте, кто прав. Похвалите за знания, пообещайте исправить оценку, подтянуть математику;
  • для сложения чисел в пределах 20 используйте наглядные пособия, счётные палочки, кубики. Изучать числа от 0 до 100 поможет обычный мягкий метр, который применяется при шитье. «Юный математик» увидит все числа, поймёт, какое находится левее, какое – правее. Удобно объяснить, что 12 меньше 17, потому что оно находится левее. Можно отмерить 12 и 17 см ткани, отрезать, сравнить куски, подтвердить правоту;
  • понятия «плюс» и «минус» вводите позже, когда усвоены правила сложения/вычитания до 10;
  • всегда объясняйте каждое слово в задаче. Пока ученик не поймёт, что означает условие, он вряд ли решит задачу. На первых порах сами придумывайте примеры, ищите хорошие учебники с интересными, понятными заданиями;
  • при сложностях не стесняйтесь просить совета у репетитора, педагога детского центра или учителя. Главное: найти человека, понимающего не только математику, но и детскую психологию. Задача достаточно сложная, но разрешимая;
  • психологический контакт с маленьким учеником – обязательное условие для успешного обучения. Крики, унижение, постоянное напоминание о неудачах отбивают охоту к учёбе, провоцируют неуверенность в своих силах, тяжёлые комплексы.

Вооружитесь советами педагогов, родителей, попытайтесь научить деток правильно считать в пределах до 20. В одних случаях материал усваивается легко, в других требуется настойчивость, терпение, долгие разъяснения. Не отчаивайтесь, не ругайте «юного математика», консультируйтесь с педагогами, психологами. Только регулярные занятия, поощрение малейших достижений принесут результат.

https://www.youtube.com/watch?v=KvV1ovT0SIA

Далее видео. Развивающий детский мультфильм для обучения счёту до 20:

Источник: http://razvitie-malysha.com/vospitanie/obrazovanie/schitaem-do-20.html

Интерактивная игра «Сложение в пределах 20»

наТека

Лидия Петровна, спасибо Вам за прекрасный пример работы с этим приемом. Как раз кстати Ваша работа — начала его изучать.

Linda

Наталья Николаевна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв. У Вас обязательно всё получится. С благодарностью, Лидия Петровна.

наТека

Спасибо, Лидия Петровна!

Katerina

Лидия Петровна, благодарю Вас за продолжение серии интерактивной игры «Сложение в пределах 20» для первоклассников. Настал черёд спасения поросят! Спешим с классом на помощь и ждём новых приключений. Творческого вдохновения и удачи!

Linda

Екатерина Петровна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв. Приятно, что ресурс востребован. С благодарностью, Лидия Петровна.

DAN64

Лидия Петровна, благодарю Вас за отличное продолжение серии. Интересно! Дальнейших Вам успехов и новых идей!

Linda

Надежда Георгиевна! Большое спасибо за внимание к работе, отзыв и пожелания.  С благодарностью, Лидия Петровна.

stella_buren

Лидия Петровна, спасибо за полезный и актуальный материал! Вы — большая умница!

Linda

Стелла Ивановна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда. С благодарностью, Лидия Петровна.

Galina1952

Благодарю, Лидия Петровна, за красивую разработку!

Linda

Галина Васильевна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв. С благодарностью, Лидия Петровна.

Марина Николаевна

Лидия Петровна! Спасибо за Ваш труд!

Linda

Марина Николаевна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв. С благодарностью, Лидия Петровна.

Источник: https://easyen.ru/load/m/1_klass/interaktivnaja_igra_slozhenie_v_predelakh_20/375-1-0-52713

Примеры на сложение и вычитание в пределах 10 и 20 (математический тренажер для 1 класса)

 Самые первые примеры, с которыми знакомится ребенок еще до школы — это сложение и вычитание. Не так уж сложно посчитать животных на картинке и, зачеркнув лишних, посчитать оставшихся. Или перекладывать счетные палочки, а потом считать их.

Но для ребенка несколько труднее оперировать с голыми цифрами. Именно поэтому нужна практика и еще раз практика.

Не бросайте заниматься с ребенком и летом, поскольку за лето школьная программа из маленькой головки просто выветривается и долго приходится наверстывать потерянные знания. 

Если ваш ребенок первоклашка или только идет в первый класс — начните с повторения состава числа по домикам. А теперь можно браться и за примеры. Фактически сложение и вычитание в пределах десяти — это и есть первое практическое применение ребенком знания состава числа.

Кликайте по картинкам и открывайте тренажер в максимальном увеличении, далее можно скачать изображение себе на компьютер и распечатать в хорошем качестве.

Есть возможность разрезать А4 пополам и получить 2 листа с заданиями , если хотите уменьшить нагрузку на ребенка, или давать решать по столбику в день, если решили позаниматься летом.

Сложение и вычитание в пределах 10

А теперь вразброс!

И с пропусками (окошками):

Примеры на сложение и вычитание в пределах 20

К моменту, когда ребенок приступит к изучению этой темы математики, он должен очень хорошо, на зубок знать состав чисел первого десятка. Если ребенок состав чисел не освоил, ему сложно придется в дальнейших вычислениях. Поэтому постоянно возвращайтесь к теме состава чисел в пределах 10, пока первоклассник не освоит его до автоматизма.

 Также первоклассник должен знать, что значит десятичный (разрядный) состав чисел. На уроках математики учитель рассказывает, что 10 — это, по-другому, 1 десяток, поэтому число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц. При сложении единицы складываются с единицами.

Именно на знании десятичного состава чисел основываются приемы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток.

Примеры для печати без перехода через десяток вперемешку:

Обратите внимание

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток основаны на приемах добавления до 10 или убавления до 10 соответственно, то есть на теме «состав числа 10», поэтому ответственно подойдите к изучению с ребенком этой темы.

Примеры с переходом через десяток (половина листа сложение, половина вычитание, лист также можно распечатать в формате А4 и разрезать пополам на 2 задания):

Мы надеемся, наши весёлые картинки с примерами воодушевят ребятишек на их решение с удовольствием 🙂

А еще у нас есть отличный онлайн тренажер по математике! Родителям не нужно ничего распечатывать и проверять, все это за вас совершенно бесплатно сделаем мы! Выбирайте режим и вперед >>

Рейтинг:  5 / 5

Источник: https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1064-primery-na-slozhenie-i-vychitanie-v-predelakh-10-20.html

Ссылка на основную публикацию