Знакомим ребенка с геометрическими формами — воспитание и игры

Игры для ознакомления дошкольников с геометрической формой

В основе всех предметов лежит та или иная геометрическая форма, которая является одним из существенных характерных признаков.

<\p>

С помощью этих признаков ребенок распознает окружающий его предметный мир во всем многообразии и изменчивости форм.

Умение вычленять в предмете геометрическую форму дает возможность ему более точно воспроизводить предметный мир в творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).

Обратите внимание

Ученые считают обязательным последовательное усвоение детьми простейших знаний геометрических форм, чтобы поднять малыша на более высокий уровень узнавания, обобщения и группировки предметов.

Геометрические формы дают возможность пользоваться ими как мерками (эталонами) для соотнесения предметов и их частей.

И это помогает ребенку перейти от уподобления одного предмета другому, к сравнению форм предметов с геометрическими формами.

Математические игры для детей 4-х лет

Им наиболее доступно выделение и воспроизведение в предметах округлых форм. С этого и надо начинать, учите обводить пальчиком круглые предметы (пуговицы, колесики и т. п.

), обратите внимание на то, что пальчик нигде не задерживается, что все круглое катится и в круглое отверстие в коробке круг входит любой стороной.

Упражняйте в умении группировать предметы круглой формы, запоминать их.

Разложив шарики, мячи, кружочки, кубики, картонные треугольники, карточки с изображением предметов округлой и угольной форм, предложите малышу найти и назвать все предметы круглой формы, а затем — все предметы угольной формы.

Это развивает мыслительные процессы — ведь для того, чтоб из множества предметов выделить круглые, нужно анализировать, сравнивать с другими формами. Знакомьте его также с прямоугольными предметами: квадратом, прямоугольником и т. д.

, основной признак которых — наличие прямых углов.

Математические игры для детей 5-6 лет

В этом возрасте учите ребенка определять и называть предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы, а также цилиндрической. Упражнение должно осуществляться осязательно-двигательным и зрительным путем. В играх уточняйте представление, что формы могут быть разных размеров (большой круг — маленький круг, большой куб — маленький куб и т. д.).

Математические игры для детей 6-7 лет

Развивайте сообразительность ребенка: видоизменяйте геометрические фигуры, составляя, например, из нескольких треугольников — четырехугольник, пятиугольник, из частей круга полный круг и т. д.

Учите находить в жизненных предметах геометрические формы — круг, овал, прямоугольник, квадрат, шар, куб, цилиндр.

С помощью различных игр развивайте у малышей любознательность, вырабатывайте навыки сопоставлять предметы, узнавать и называть их по форме, цвету, величине.

Чье это место?

Заготовьте коробку с прорезанными в ней разного размера отверстиями геометрических форм — круга, квадрата, а также предметы соответствующей формы для этих отверстий. Ребенок должен неоднократно практически «примерить» геометрическую форму к отверстию в коробке, чтобы убедиться, что круг и квадрат проходят только в соответствующие вырезы и любой стороной.

Найди форму своего предмета

Подберите картинки с изображением предметов различной формы. Круглые: мяч, колечко, глобус, шарик, печенье, яблоко, апельсин, помидор. Овальные: яйцо, огурец, лимон, слива, батон. Четырехугольные: конверт, портфель, окно, книга, аквариум, шкаф. Треугольные: крыша, колпак, сачок, флажок.

Лучше наклеить подобранные картинки на карточки соответствующего размера — ими удобнее пользоваться и в таком виде они дольше сохраняют опрятный вид.

В игру можно подключить и других детей. Раздайте всем карточки с изображением предметов. На стулья положите карточки с изображением геометрической формы: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. По сигналу «В свой домик» ребенок должен подбежать к стулу с карточкой соответствующего предмета, изображенного на его карточке. Карточками дети потом меняются.

Узнай форму предмета (геометрическое лото)

Сделайте карточки побольше размером с изображением двух, трех (а для старшего ребенка и больше) геометрических форм. В игре могут принять участие несколько человек — это повысит интерес к ней. Для ведущего игру сделайте те же изображения геометрических форм, но меньшего размера, и только по одному.

Ведущий показывает маленькую карточку, например, с изображением треугольника, спрашивает, у кого на карте есть треугольник. Если такая фигура есть у кого-то из детей на карте, ребенок говорит об этом и закрывает маленькой карточкой нужную клетку на большой карте.

(Геометрические формы могут повторяться как на больших, так и на маленьких карточках).

Игра заканчивается, когда у одного из играющих будут закрыты все клетки на карте. В игру можно внести усложнение: взять геометрические формы разного цвета. Тогда дети будут называть не только форму, но и ее цвет.

Очень важно закрепить знание детей о форме и упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Приготовьте карточки с изображением геометрических форм (квадрата, овала, круга, треугольника), небольшой мешочек из любой ткани с предметами разной формы (как на карточках). Карточки с изображением геометрических форм разложите на столе.

По команде ребенок вынимает из мешочка по одному предмету, называет его, соотносит с геометрической формой на карточке. Например: «Это флажок, он четырех угольной формы»,— и кладет этот предмет рядом с карточкой, на которой изображен квадрат.

Игра проводится до тех пор, пока все предметы из мешочка не будут разложены на столе рядом с геометрическими формами.

Конечно же, игра не должна утомлять ребенка. Ее следует проводить не более 10—15 минут, как и все другие.

Источник: https://vscolu.ru/matematika/oznakomlenie-doshkolnikov-s-geometricheskoj-formoj.html

Знакомим малыша с математическими понятиями

Знакомить малыша с простейшими математическими понятиями можно чуть ли не с рождения. Ведь математика  – это мир вокруг: геометрические фигуры, пространственные отношения, количество… Играя с крохой, можно создать все предпосылки для успешного изучения математики в школе. Что же мы можем ему предложить?

Развитие ребенка и его обучение должно строиться по принципу от простого к сложному. Не нужно сразу пытаться научить малыша цифрам.

У детей до 4 лет плохо развито абстрактное мышление, которое нужно для восприятия знаков и символов.

Важно

Но вы можете познакомить ребенка со свойствами предметов (их формой, размером, цветом), научить сравнивать и классифицировать их, помочь понять простейшую логику и даже называть количество предметов, пересчитывать их.

Сначала…

Есть методики, позволяющие учить ребенка с первых месяцев жизни. Глен Доман, например, предлагает показывать малышам карточки, на которых изображены красные кружки, и называть их количество. На первой карточке один кружок, на второй этот и еще один, на третьей − эти два и еще один и т. д.

Ребенок действительно с первых месяцев жизни способен увидеть разницу между карточкой с двумя точками и карточкой с одной. Используя способности и интерес младенца, с раннего возраста можно обращать его внимание на форму предметов (вешать над кроваткой контрастные треугольники, квадраты, круги, ромбы…

); на количество (вот много/мало игрушек) или − во время гимнастики или массажа − на пространственные отношения (вперед, назад, влево, вправо).

Поощряйте интерес ребенка к изучению форм, цветов, коли­чества пред­метов. Математика – совсем не скучная наука.Донесите эту мысль до крохи в раннем детстве – и в школе не будет проблем.

Читайте также:  Стеноз гортани или ложный круп - воспитание и игры

Будущие успехи ребенка зависят от от того, насколько заинтересует его этот предмет. Пример родителей, их отношение к этой науке очень важен.

Если мама, начиная занятие, вздыхает: «Ох уж эта математика! Кошмар!» или при первой ошибке или задумчивости крохи качает головой: «И у него будут проблемы с алгеброй, как у меня!», то малыш может решить, что математика − это плохо и скучно. Попытайтесь превратить изучение математики в увлекательную игру.

Цвет

Чтобы познакомить ребенка с понятием «цвет», нужны любые предметы, одинаковые по форме и размеру, но отличающиеся по цвету: кубики, карандаши, кружочки из бумаги и т. п.

Показывая ребенку один из предметов, вы можете назвать его цвет, хотя на данном этапе это будет «зоной ближайшего развития», то есть то, что ребенок усвоит чуть позже. Пока же учите находить предметы одинакового цвета.

Совет

Покажите, как положить синий кружок на синий кубик, как загрузить машинку только красными карандашами.

Для усвоения понятия «цвет» можно использовать настольные игры-ходилки, но те, где вместо точек и цифр на кубике − разноцветные грани и идентичные кружочки.

Форма

Если показать полуторагодовалому малышу шарик, он сможет на ощупь отыскать его в мешочке. С этого возраста можно приступать к изучению формы предметов.

Знакомство с формой происходит по тому же принципу, что и с цветом. Пробуйте вместе отыскивать все круглые предметы в доме а также все прямоугольные, треугольные. Можно сделать картонным фигуркам мордашки и играть с ними, заодно знакомя ребенка с эмоциями.

Грозный, сердитый прямоугольник, удивленный круг, грустный треугольник (хотя, впрочем, очень веселый с обратной стороны). Складывайте из фигурок домики, человечка, елочки, машинки… Постепенно подводите ребенка к классификации предметов, выделению общих свойств.

Уже можно отбирать предметы одного цвета или одной формы. Позже добавится и понятие «размер».

Размер

Понятие размера лучше дать с одинаковыми по форме и цвету предметами. Можно использовать пластилин и скатать два красных шарика − большой и маленький.

Занимаясь по этой теме, интересно поиграть в семью шариков из фольги. Скатайте большие и маленькие шарики из конфетных оберток, сложите их в спичечный коробок – домик – и затейте обычную постановочную игру. Большие шарики − взрослые, а маленькие − дети.

Теперь хорошо бы объяснить ребенку, что для большого предмета нужна и коробка большая, а для маленького подойдет и маленькая. Можно использовать готовые рамки и вкладыши Монтессори. Они дают возможность поупражняться и с формой, и с размером.

Пространственные отношения

Чтобы объяснить ребенку числовую последовательность, ему надо показать, что значат слова «впереди», «за», «после», «слева», «справа». Если вы спросите малыша, какое число идет после 5, он не сможет ответить, даже если заучит, как считалку, числа от 1 до 10.

Обратите внимание

Начните работу с игры. Расставьте мягкие игрушки и попросите дать вам зайку, который стоит за щенком, затем игрушку справа от мишки и так далее. Старайтесь использовать подобные слова как можно чаще.

Собираясь с ребенком на улицу, проговаривайте: «Надеваем носочек на левую ногу, теперь на правую…

» А дожидаясь своей очереди, скажите, что вы идете за этим человеком, что он впереди вас, а вот за вами та женщина с девочкой…

Сравнение

Для начала уточните понятия «разные», «одинаковые», а после выясните, одинаковые ли предметы по форме, по цвету, по размеру. Говоря о размере, мы можем использовать слова «больше» и «меньше».

Какое кольцо самое большое? Какая матрешка самая маленькая? Или лучше так: «Самая маленькая матрешка плачет − пожалей ее». В игре расставляйте фигурки по размеру, от маленькой до большой и наоборот.

Вроде с этим все понятно. Однако не так все просто. Попробуйте сравнить с ребенком количество воды в одинаковых банках. Если вода на одном уровне, малыш скажет: «Одинаково». Но стоит перелить воду из одной банки в узкую бутылку − и в глазах малыша ее тут же станет больше.

Изменение величин

Чтобы ребенок понимал, как изменяется размер предмета, продолжим опыты с водой, а еще воспользуемся пластилином и каким-нибудь сыпучим веществом и покажем, что, для того чтобы стало больше, нужно долить, прилепить, прибавить, добавить. А если отливать, отсыпать, отнимать − станет меньше. Если же просто переложить предмет на другое место, его размер не увеличится и не уменьшится.

Количество и счет

Знакомство с счетом начинается обычно в 2−3 года с понятия «один − много». Поиграем в «Жадину»! Жадина забирает себе много игрушек и еле-еле отдает только одну. Жадина забирает много яблок и делится только одним. Мы просим: «Дай нам одно яблочко! У тебя же их много!»

Найдите то, чего в комнате много, и то, что только одно. Потренируйтесь рисовать много цветочков и один. Обратите внимание ребенка на то, что у него один носик, а волос много. Постепенно перейдите к новому числу − два. Две руки, две ноги, два глаза, два уха.

Важно

Уже можно начать сравнивать предметы по количеству, но обязательно показывать, что сравнение вы проводите не по размеру. Пусть слон большой, а мышки маленькие, но он один, а мышек – две.

Каждый раз, вводя новое число, подчеркивайте, что оно на один больше предыдущего. Не спешите учить счет до 10. Ребенок действительно может быстро его запомнить, но это будет выучено, словно стихотворение.

Не давайте ребенку заучивать считалку типа «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». Дети так заучивают порядок чисел до 10, что, когда их просишь посчитать до 8, они не могут остановиться и считают снова до 10.

Нам же нужно осознанное запоминание и понимание того, что пять не просто следует за четверкой, а обозначает количество.

Поиграйте с малышом в домино (не со зверюшками или ягодами, а именно с точками). Это отличная игра для понимания состава числа и сравнения количества.

Пересчитывайте все, что попадет вам под руку: пельмени, котлеты, карандаши. Поднимаясь по ступенькам, посчитайте и их, и почтовые ящики в подъезде. Но помните: каждое новое число − результат прибавления к предыдущему единицы.

Учите ребенка находить столько же предметов, сколько у вас. Берете пять ложек и просите малыша дать вам столько же вилок и т. п.

Теперь можно взять и обычную настольную игру с фишками! Сравнивать же количество предметов удобнее всего, поставив их парами. Если одной чашечке не хватило блюдца − блюдец меньше. Понятие «нуля» интереснее всего давать, задавая смешные вопросы.

Совет

Сесиль Лупан подсказала нам некоторые из них: «Сколько коров у тебя в кармане?» или «Сколько крокодилов у нас в ванной?».

Логика

Сесиль Лупан утверждает, что ребенок с рождения упражняется в логике, ведь передача базовых знаний происходит через поведение родителей, которые поступают последовательно, сохраняя определенный логичный порядок вещей.

Читайте также:  Куклы для кукольного театра - красная шапочка - воспитание и игры

В 1,5−3 года ребенок не решит логические задачи, пока его можно познакомить только с логико-причинными связями. Используйте в речи конструкции «потому что» и «поэтому» и играйте с малышом. Нужно чтобы ребенок понял, что у всего есть причина и следствие.

Можно поиграть и в фантастическую игру − попытаться придумать, «что было бы, если…». К 4 годам кроха сможет делать выводы и предсказывать результат своих действий.

Если его книжка лежит под словарем, а на словаре еще стоит шкатулка, он понимает что нужно убрать шкатулку, чтобы поднять словарь и взять книжку!

Чтобы малыш успешно овладевал математикой, побуждайте его мыслить. Если вы предлагаете ребенку определить, «какой предмет лишний», подчеркните, что для ответа на этот вопрос нужно ответить на другой: «Что общего у большинства предметов?»

Задачки

Чтобы подготовить ребенка к решению задач, можно рассказывать ему истории − задачки с ответами. Например, так: «Гномик Вася нес дедушке 5 пирожков – 2 с вишней и 3 с яблоками. Пирожков с яблоками было больше, потому что дедушка их больше любил».Также предложите малышу «наглядные примеры».

Обратите внимание

Возьмите три кубика, попросите ребенка их сосчитать. Затем уберите их под платок, достаньте только один и спросите, сколько кубиков там лежит. Чтобы ответить на вопрос, малыш должен не просто посчитать два кубика, а именно отнять от трех один.

Игра заинтересовывает в математике, заставляет думать и объясняет принципы действий.

Читать на эту тему:

  • Все мы можем посчитать
  • Учим ребенка различать цвета
  • Учим петь с рождения!

Источник: http://www.parents.ru/article/znakomim-malysha-smatematicheskimi-ponyatiyami/

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.

Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др.

Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи… выложи, начерти, составь узор» и другие.

Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»…

Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов.

Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы.

Обучая счету, педагог попутно закрепляет представление детей о фигурах. Он предлагает детям обвести контур модели, ощупать ее, отобрать модели указанной формы (выбрать, скажем, все квадраты).

Важно

Дети сравнивают количество фигур разного вида или одного вида, но разного цвета или размера. («Чего больше: квадратов или треугольников? Больших треугольников или маленьких?» и т. п.).

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая модели с уже знакомыми, или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром.

Сначала их сравнивают попарно, а затем сопоставляют группы фигур, например квадраты с треугольниками и тому подобное. Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенном порядке: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?»

Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве). Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы.

Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур.

Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры: «Посмотрите, как палец побежит!» Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности. Действуя с моделями, дети пробуют их катать, ставить в разные положения и выявляют их устойчивость или неустойчивость.

Взаимное наложение одной фигуры на другую — круга и квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника — позволяет четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

Большую пользу приносят упражнения в группировке фигур по форме и другим свойствам, в раскладывании фигур в порядке возрастания и убывания размера. В средней группе для упражнений детей в различении фигур вне занятий широко используются игровые упражнения и дидактические игры «Чего не стало?» или «Что изменилось?». Дети говорят, какую фигуру спрятали или заменили.

Совет

Игра «Чудесный мешочек» проводится в разных вариантах. Дети узнают фигуры, находят их на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу или, напротив, зрительно находят фигуры по осязательно воспринимаемому образцу. Игры «Найди свой домик», «Самолеты» позволяют развивать константность (устойчивость) в восприятии формы.

Домиками, аэродромами в этих играх служат выложенные из шнуров квадраты, треугольники и др.

Н. А. Сакулина предложила методическую модель обучения детей обследования предметов, определяя форму как их основной признак, в ней выделяют:

          Целостное восприятие предмета;

          Анализ предмета — вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется…), уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме;

          Двигательно-осязательное ощущение формы — обводящие движения с одновременным проговариванием, т. е. обследование предмета;

          Построение модели из заданных форм или частей.

На основании этой схемы обучения детей была разработана конкретная методика — последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3.Е.Лебедева, Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, В. В. Колечко, Р. Л. Непомнящая):

          Демонстрация геометрической фигуры и название ее.

          Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.

          Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине.

          Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.

          Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.

          Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.).

          Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.

Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов. Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру).

Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине.

После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Дошкольников следует научить правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и так далее). При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла.

Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны. Показывая стороны, ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка — от одной вершины угла до другой.

Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами — большим и указательным. В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания.

В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.

Обратите внимание

Так, во второй младшей группе дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат, пользуясь приемом попарного сравнения: шар и куб, куб и брусок — кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру.

Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры. Дети разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах).

Читайте также:  Геометрические фигуры. развиваем память. - воспитание и игры

Обращаясь с вопросом к детям воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?» По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой — большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется.

В процессе таких игр дети уточняют особенности шара — он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

Аналогично уточняются и обобщаются знания детей о кубе. Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани), он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой.

Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования.

Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.

Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения.

Важно

Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др. В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу.

На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая, стоит на столе, и показывает ее.

Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру) (можно и левой рукой помогать). Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей.

Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).

В свободное от занятий время дети данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом.

Постоянно используют приемы осязательно-двигательного обследования предметов. Дети обводят контур предметов, ощупывают их.

Можно задать, например, такие вопросы: «Как вы догадались, что косынка треугольная, а тарелка круглая? Чем похожи предметы?» Дети делают обобщение по признаку формы.

В конце года им предлагают описать форму предметов, состоящих из 2–5 частей (неваляшка, машина и другие).

Совет

Основными приемами могут быть: практические действия с предметами (катают, ставят); накладывание и прикладывание; обведение по контуру, ощупывание; упражнения в группировке и упорядочивании — дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур; сопоставление форм предметов с геометрическими образцами; анализ сложной формы. От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2–4 частей: неваляшка, машина и т. д.).

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности: сначала выделяют общие контуры и основную часть, потом определяют форму, пространственное положение, относительный размер других частей.

Следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.

Литература:

  1.      Венгер Л. А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л. А. Венгер. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с;
  2.      Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2007. — 416 с;
  3.      Коррекционно-развивающие программы Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / ред. О. А. Денисова, Н. В. Афанасьева. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. — 256 с;
  4.      Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. — М.: Просвещение, 1974.- 368 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/104/24354/

№ 2044 Консультация для родителей «Дидактические игры на усвоение геометрических игр» — Воспитателю.ру — сайт для воспитателей ДОУ

Маковкина Гульнара Фанилевна

МБДОУ «Золотая рыбка»,

г. Ноябрьск, ЯНАО

Воспитатель

Дидактические  игры на усвоение геометрических форм.

Большое значение в развитии способностей ребенка раннего возраста имеет игра.

Почти бессознательно играя, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова.

Вступая в контакт с окружающим миром, он реагирует, координирует движения, наблюдает и запоминает, пополняя свой кругозор.      Главное предназначение игр — это развитие ребенка.

«Вкладыши с геометрическими фигурами»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материал:Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход игры:

Достать  фигурки из углублений и предложить ребёнку поиграть с ними:  «Вот  разноцветные фигуры. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить». Затем предложить ребёнку найти фигурам свои  «домики».

 «Паровозик»

Цель: Познакомить с  геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником. Развивать внимание, речь, мышление.

Материал:Картинки с изображением  паровозиков и вагончиков в каждом паровозике и вагончике определённая геометрическая фигура —  квадрат, круг, треугольник.

Ход игры:

1 Вариант. Разложить  карточки с паровозиками, затем показать ребёнку поочередно карточки с вагончиками, которые везут различные геометрические фигуры.  Ребёнок  подбирает по форме к фигуре, которая нарисована на паровозике.

2  Вариант. Разложите перед ребёнком несколько разных картинок,  предложите запомнить, затем попросите ребенка отвернуться, уберите 1-2 картинки, добавьте 1-2 новые, поменяйте местами, спросите, что изменилось.

«Баночка с  геометрическими телами».

Цель: Познакомить с  геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником. Развивать внимание, речь, мышление.

Материал:Банка с крупой, геометрические тела ( шар, куб, треугольная призма).

Ход игры:

1 Вариант. Показать детям банку с крупой и предложить, засунув руку в банку найти  предмет. Ребёнок достаёт предмет и называет его.

2 Вариант. Предложить ребёнку найти на ощупь в банке, например, шар. Ребёнок на ощупь находит предмет, достав, называет его.

«Игра с губкой».

Цель:  Учить  распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Закреплять умение различать цвета (красный, жёлтый, зелёный) и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материал:Вырезанные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) из губки основных цветов (красный, жёлтый, зелёный); разноцветные стаканчики (красный, жёлтый, зелёный).

Ход игры:

Взять губку  3– основных цветов(красный, жёлтый, зелёный), вырезаем из них геометрические фигуры, например, круг – жёлтого цвета, квадрат – красного цвета, треугольник- зелёного цвета.

Предложить ребёнку разложить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) в стаканчики  соответствующего цвета, называя их.

«Геометрические фигуры».

Цель: Учить  названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), а также развить память, речь, мышление.

Материал:Карточки с изображением геометрических фигур и карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Ход игры:

Обратите внимание

 Положите одну карточку на стол перед ребенком. Ребенок должен положить свои фигуры, в такой же последовательности как  изображено на карточке.

Источник: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/fevral/no-2044-konsultaciya-dlya-roditeley-didakticheskie-igry-na-usvoenie-geometricheskih-igr/

Ссылка на основную публикацию