Гласная плюс согласная слоги — воспитание и игры

Игры с гласными и согласными буквами

На что похожи гласные буквы

А — «плач» Алёнушки; её рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А — ааа.

О — у ребёнка «болят зубы», он «стонет»: ооо; его губы

по форме напоминают букву О.

У — гудок паровоза; дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулёчек).

И — две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт; дети подражают крику жеребёнка: иии.

Э — лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык — у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина; Э — отдалённое эхо.

Ы — опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот ещё шире, чтобы внутри был виден закруглённый конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличие от И, внизу есть тоже закругление — овал; Ы — звукоподражание улетающему самолету.

Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы)

1. «Изобразим и споём».

По заданию обучающего ребёнок, глядя в зеркало, придаёт губам форму гласных букв, а затем поёт их: А — открывает широко рот; И — губы в улыбке, рот открыт на палец и др.

2. «Что я хочу спеть?»

Дети отгадывают буквы по немой артикуляции.

3. «Что надо сделать?»

Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка; на Ы рот откроем пошире, чем при И, и улыбнёмся, во рту тоже виден язык.

4. «Сравни и найди букву».

Обучающий говорит, например: «Алёнушка плачет», — ребёнок произносит звук ааа, затем находит букву А.

5. «Назови и покажи».

Обратите внимание

Один ребёнок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О — «зубки болят» (поёт звук и находит букву).

6. «Назови части букв».

В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?

7. «Отгадай по описанию».

Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине — перекладина — это буква А; овал, бублик — О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая — У; полуовал, открытый слева, в середине — волнистая перекладина — Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй — И; две палочки, на первой справа внизу — овал — Ы.

8. «А что иначе?»

Маленькая буква «а» пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху — ещё закругление, а внизу — овал.

9. «Опиши букву».

Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна.

10. «Сравни буквы».

Пример сравнения написания букв О, Э: О — полный овал; Э — половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.

На что похожи согласные буквы

Б — внизу — круглый барабан, наверху палочка, сейчас она «опустится» вниз: БАМ-БАМ-БАМ.

В — Вова поджал губки.

Г — гусь вытянул длинную шею с клювом, а сам спрятался.

Д — домик на курьих ножках,, где живет, наверное, Баба-яга.

Ж — жук, в центре — его тело, а по бокам — лапки.

З — зайчик делает большие прыжки, взбираясь на горку.

К — кукла подняла руку и выставила с той же стороны ногу, давайте и мы изобразим эту букву.

Л — ложка (слева) висит на подставке, ею наливаем суп.

М — наверху был мостик, а потом сломался.

Н — двое (палочки) несут носилки, чтобы положить больного.

П — папа; малыш начал рисовать папу, пока нарисовал две ноги, а вы дома дорисуете до конца.

Р — руль в машине, покрутим его — ррр (дети руками «крутят руль»).

С — санки хорошо катятся с горы.

Т — трубка лежит на телефоне.

Ф — фонарик на ёлке, таких игрушек разного цвета бывает много на новогоднем празднике.

X — хлеб (толстая палочка), его режут ножом (другой палочкой).

Ц — цыплёнок, у него очень короткий хвостик, как у буквы Ц.

Ч — чайник спрятался, видна только его часть с носиком.

Важно

Ш — шумят, качаются деревья от сильного ветра в лесу (палочки), слышится шорох листьев — шшш (все поднимают руки и качают ими).

Щ — щётка зубная получится, если продолжить внизу перекладину; или щука с хвостиком (но дети часто забывают название и произносят общее слово — рыба).

Игры с согласными звуками и буквами

1. «От предмета к букве».

Называются похожие на буквы предметы, а дети называют буквы (в начале слова): зайчик бежит на горку — З, домик на курьих ножках — Д.

2. «От буквы к предмету».

К названной букве дети подбирают похожий предмет: Т — трубка на телефоне, Р — руль в машине, С — санки.

3. «Назови предмет и букву».

Дети отвечают на вопрос, называя предмет и букву, и по возможно­сти показывают её на наборном полотне. Примерные вопросы:

— Какой музыкальный инструмент похож на букву?

— Барабан — на букву Б (для краткости далее пишем только названия предметов и буквы). —

— У какой птицы длинная шея?

— Гусь, Г.

— Кто прыгает на горку?

— Зайчик, З.

— Кто поджал губки?

— Вова, В.

— Что построили на курьих ножках?

— Домик, Д.

— Какое насекомое похоже на букву?

— Жук, Ж.

— Кто выставил ручку и ножку?

— Кукла, К.

— Что из посуды похоже на букву?

— Ложка, Л.

— Произошла авария, машина в реку упала. Что случилось?

— Мост сломался, М.

— Что нужно для управления машиной?

— Руль, Р.

— На чём больного несут к машине «Скорая помощь»?

— Носилки, Н.

— Кого рисует малыш? Правильно ли он начал?

— Папа, П.

— Рисовать надо начинать с головы.

— Что нужно, чтобы прокатиться с горы?

— Санки, С.

— Как мы можем говорить с родными, живущими в другом городе?

— Телефон, Т.

— На новогодней ёлке висят разноцветные…

— Фонарики, Ф.

— Что всегда на столе во время обеда?

— Хлеб, X.

— У кого маленький хвостик?

— Цыплёнок, Ц.

— Что нужно, чтобы почистить зубы?

— Щётка зубная, Щ.

— Мы кипятим воду в посуде с носиком, что это?

— Чайник, Ч.

— Что бывает слышно в лесу?

— Шум деревьев, шорох листьев, Ш.

4. «Отгадай по описанию».

Б — палочка, справа внизу овал, а сверху — перекладина.

В — палочка, справа два овала, вверху и внизу. Г — палочка, справа сверху — перекладина.

Д — почти прямоугольник, под ним — перекладина на коротких ножках.

Ж — в середине — палочка, по бокам — лапки.

З — два полуовала друг над другом, открытые слева.

К — палочка, справа — две подставки, направленные вверх и вниз.

Л — две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху — перекладина.

М — две палочки, наверху — сломанная перекладина.

Н — две палочки, в середине — перекладина.

П — две палочки, наверху — перекладина.

Р — палочка, справа наверху — овал.

С — полуовал, открытый справа.

Т — палочка, наверху по центру — перекладина.

Ф — палочка, в середине по бокам — полуовалы.

X — косой крест.

Ц — две палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.

Ч — палочка, слева сверху — крючок, носик.

Щ — три палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.

Ш — три палочки, внизу — перекладина (хвостика нет).

5. «Опиши букву».

Детям называют букву, они дают её описание, находят на наборном полотне а, показывая всем, говорят: «Это буква…».

6. «Чем различаются?»

Чем различаются буквы Н и П; Б и Г; Ш и Щ; Щ и Ц; другие пары.

7. «Найди в кассе букв».

Мелкие буквы искать труднее, чем крупные — на наборном полотне; поможет этому лишь одинаковое расположение букв. Крупные буквы можно нарисовать самим.

Гласные буквы во втором ряду

Совет

Я — стоя перед детьми, изобразить букву Я: поставить правую руку в бок, а правую ногу — в сторону — получится буква Я. «Изобразим все вместе» (дети делают то же самое).

— Кто так сделал? — Я…Я…

— Правильно, это буква Я.

Ё — ёлка, точки над буквой — как игрушки на новогодней ёлке; это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё.

Ю —юла, у юлы большой животик, как и у буквы Ю, и начинается слово юла с буквы Ю.

Е — ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык; в слове ем первая буква — Е.

И — с этой буквой знакомились раньше.

Игры со всеми гласными буквами

1. «Обозначь мягкость».

— Я буду называть буквы, стоящие после твёрдых согласных, а вы — после мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И.

2. «Назови парный звук».

— Я назову букву, а вы — её пару: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др.

3. «Догадайся и назови пару».

По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в улыбке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне.

4. «Назови слог с парным звуком».

а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.;

б) чередование слогов с мягкими и твёрдыми согласными нарушается: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ.

5. «Что напишем?»

— Я назову слог, а вы — звуки. Найдите соответствующие буквы: MA — М, А (ребёнок находит буквы, все читают);

МЯ — М, Я (пишут и читают).

— Почему написали букву Я?

— Потому что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я.

6. «Что получится?»

— Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — ЛЯ и др. Выводы:

а) если согласные звуки произносятся мягко, то после них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И;

б) если же при чтении эти буквы стоят после согласных, то последние читаются мягко;

в) после твёрдых согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы ), мы слышим твёрдые звуки и произносим их так же.

Читайте также:  Шапочка санта клауса - воспитание и игры

7. «Прочитай правильно».

Обратите внимание

Берётся любая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго рядов, а дети читают: ЗА — ЗЯ, ЗО — ЗЁ, ЗУ — ЗЮ, ЗЭ — ЗЕ, ЗЫ — ЗИ.

Буквы можно подставлять, не соблюдая порядка.

8. «Подставь и прочитай».

Игра аналогична предыдущей, но теперь всё делает ребёнок.

9. «Напиши слог».

Вызываются двое детей, один пишет слог с твёрдым согласным, другой — с парным мягким.

10. «Читай правильно».

Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они читают.

11. «Какую букву напишешь?»

— Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз — Ё, ряд — Я, рад — к, лоб— О, клюв — Ю и т. д.

12. «Замени букву».

Ребёнок составляет из букв слово, например лук, потом заменяет гласную букву парной и читает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и твёрдые согласные»).

Последними детям дают буквы Й и Ь.

Й — в отличие от И при чтении нельзя петь, так как этот звук не образует слога, потому и называется И краткий, т. е. короткий, непоющий звук.

Ь — это не звук, только буква, она пишется лишь для обозначения мягкости согласных в конце слов и слогов: соль, мальчик.

В школе дети нередко путают буквы И — Й, поэтому следует обратить особое внимание на сравнение этих звуков и букв.

Сначала дети отвечают на вопрос, на что похож знак над буквой Й; после многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрнутую трубку на телефонном аппарате.

— А будет ли тогда работать телефон?

— Нет.

— Вот и звук Й нельзя петь, ведь в букве Й есть такой знак; если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его можно петь.

Затем обучающий подходит к ребёнку и спрашивает:

— Чьи это буквы? — Мои [май].

— Сколько слогов в этом слове?

— МА-И, два слога.

— Какие гласные мы слышим? -А, И.

— А теперь вспомним последний месяц весны.

— Май.

— Сколько слогов в этом слове?

— Один слог, гласный А.

— Чем различаются слова на слух: мои [май] и май ? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы.)

Примерный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных Ы, Й; в конце слова стоит Й (краткий), этот звук не образует слога».

Игры на закрепление И и Ь

1. «Один — много».

Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, герой, бой.

2. «Узнай звук И в словах».

Мой, доить, дойка, мойка, лей, герои, майка, читай, бои, рисуй…

3. «Что получится?»

Если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Можно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы).

4. «Напиши и сравни».

Дети составляют из букв слова: бой — бои, герой — герои и другие, затем слова сравниваются, анализируются.

5. «Где мягкий знак?»

Важно

Дети показывают зелёную фишку или мягкую игрушку, как только услышат мягкий согласный в конце слова: нос, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.)

6. «Найди разницу».

Дети составляют слова из букв, затем сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, мол — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др.

7. «Отбери и напиши».

Дети отбирают картинки, названия которых пишутся с Ь на конце, и «пишут» их из букв.

8. «Раздели «соседей».

Цель: правильно делить на слоги слова, в которых первый слог заканчивается на Ь: галь-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, боль-но…

9. «Ь потерялся».

— Напишем галька без мягкого знака, что получится?

— Галка.

— Чем различаются эти слова? Почему?

10. «Что в конце слова?»

Различение на слух и правильное написание в конце слов букв Й, И, Ь. Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, день, лань, дай…

11. «Придумай слово».

Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце или середине слова; со звуком И в конце слова.

6

Источник: https://multiurok.ru/files/ighry-s-ghlasnymi-i-soghlasnymi-bukvami.html

Как объяснить ребенку гласные и согласные буквы и звуки? Видео

Проблема понимания гласных и согласных букв у детей

Довольно часто родители детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с проблемой понимания и соответственно заучивания гласных и согласных букв у их чад.

В чём корень данной проблемы?

Во-первых, в отсутствии системы обучения. Во-вторых, в подборе методики, которая не подходит ребёнку. И, в-третьих, в отсутствии понимания родителями сложностей, связанных с научением их дитя: отчего то, что кажется столь очевидным и простым взрослому человеку, на деле оказывается сложным для ребёнка?

Самое важное в деле обучения гласным и согласным буквам заключается в обнаружении самим ребёнком разницы между этими понятиями. После её обнаружения родителям необходимо создать условия не только для понимания этой разницы на уровне разума, но и на уровне чувств.  

Совет

Очень хорошо если Вы нашли время для пальчиковых игр и других замечательных упражнений для развития речи.

 

В таком случае у ребёнка появляется возможность более прочного «ментального закрепления» изучаемых понятий.

Несколько правил обучения гласным и согласным буквам

  1. Правило первое: начинать учить буквы необходимо с гласных, так как они легче «даются» детям.
  2. Правило второе: после того, как ребёнок выучит гласные, вы можете переходить к обучению согласным буквам.

  3. Правило третье: используйте в обучении различные игровые приёмы, это поможет ребёнку закрепить в памяти графические образы букв.

    Вы можете выложить изученные буквы из тыквенных семечек, круп, фасоли, спичек, счётных палочек и тому подобное.

    Вспомните своё обучение в школе, когда учитель сравнивал изучаемые буквы со знакомыми вам в обыденной жизни предметами. Возьмите этот приём на заметку.

Основа обучения гласным и согласным буквам

Как уже говорилось выше, начать обучение необходимо с объяснения разницы между гласными и согласными звуками.

Затем покажите на своём примере, что при проговаривании гласных звуков ваш язык спокойно лежит во рту, и не мешает воздуху выходить из него. При произнесении же согласных — воздух будто бы цепляется за что-то, обтекает то ваши губы, то зубы, то язык, а иногда и вовсе не выходит изо рта, потому что «выпрыгивает» из носа, например, при произнесении звука «М».

Поместите перед ребёнком зеркало и попросите его произносить гласные и согласные звуки, следя за своим ротиком. Ребёнок увидит, что губы и язык при произнесении разных звуков ведут себя по-разному.

После этого можно приступить к тренировке, которая всегда должна осуществляться только в игровой форме: игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Покажите ребёнку яркие и красочные картинки с зайчиком, колобком, солнышком и так далее. Совместно с ребёнком выделите первые звуки в этих словах. Например, в слове котёнок. Для того, чтобы выделить звук, его нужно протянуть. Теперь попросите ребёнка не протянуть, а пропеть первый звук в этом слове.

Естественно, из этого ничего не получится. Далее предложите ребёнку карточку, например, с осьминогом.

Выделите первый звук, попросите протянуть, а затем пропеть. Первый звук в данном слове пропеть у ребёнка, конечно же, получится. Продолжайте игру до тех пор, пока ребёнок проявляет к ней интерес. На следующий день повторите снова.

Игры для детей, помогающие им в изучении гласных и согласных букв

Детям всегда легче понять и принять на веру даже самый нереальный сказочный сюжет, нежели сухие правила, поэтому обучение гласным и согласным буквам необходимо производить через сказку.

  • Игра «Собери слово».Расскажите ребёнку историю о Чебурашке, который так торопился в гости к Крокодилу Гене, что рассыпал все гласные и согласные буквы. Ребёнок должен будет собрать буквы при помощи разноцветных квадратиков из картона и разложить их по двум кучкам. На красных квадратах будут изображены гласные буквы, на синих — согласные.
  • Игра «Домики».На листе бумаги нарисуйте небольшие клеточки синего и красного цвета — домики для букв. Попросите ребёнка поселить в красные клеточки — гласные буквы, а в синие — согласные.
  • Игра «Подарок».Положите перед ребёнком набор карточек с гласными и согласными буквами и вручите колокольчик и маленький мячик.Схема такова: вы называете согласную букву, ребёнок кладёт рядом с карточкой с её графическим изображением колокольчик, если же — гласную, ребёнок помещает рядом с ней мячик.

Многократное повторение, мягкость с вашей стороны и игровая подача материала помогут вам объяснить ребёнку разницу между гласными и согласными буквами. Удачи и хорошего настроения!

Источник: http://mamavod.ru/vospitanie-detey/kak-obyasnit-rebenku-glasnyie-i-soglasnyie-bukvyi-i-zvuki-video.html

Как научить ребенка различать твердые и мягкие согласные звуки (1 класс)

Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки.

Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит.

Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.

В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.

Разделение на гласные и согласные звуки

В первую очередь ребенок должен узнать, что все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки.

Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что звуки делятся на гласные и согласные.

Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки

Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что существуют согласные твердые и мягкие.

Читайте также:  Ориентируемся в пространстве. направо и налево - воспитание и игры

Начать следует с исключений, рассказав историю о 6 упертых буквах: эти буквы ни за что на свете не хотят меняться. Например, существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые согласные звуки, которые не хотят становиться мягче.

Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменно мягкие и твёрдые согласные звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

Мягкие и твёрдые согласные звуки (таблица)

[Ч’], [Щ’], [Й’] [Ц], [Ж], [Ш]

Далее следует рассказать, что мягкие согласные в русском языке образуются:

  • если за ним следует мягкий знак, например, ЛЬВЯТА ([л’]);
  • в случаях, когда после согласного (кроме всегда твердых) идут такие гласные, как Е, Ё, И, Ю, Я, к примеру, СНЕГИРЬ ([н’], [г’]), МЁД ([м’]), ЛЮДИ ([л’]), МЯЧ ([м’]).

Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:

  1. как определить мягкость или твердость по гласной,
  2. какие звуки всегда мягкие,
  3. только звук, а не буква, бывает мягким или твердым.

Дальше малышу следует больше узнать про твердые согласные звуки и, что они таковыми становятся, когда находятся перед:

  • твердым знаком, к примеру, ПОДЪЕЗД ([д]);
  • гласными А, О, У, Ы, Э: КУКЛА ([к], [л]), ДЫМ ([д]), ДОМ ([д]);
  • согласным звуком: ТОРТ ([р]);
  • а также в конце слова, если звук не относится к тем, что всегда мягкие: ШАР ([р]).

Для лучшего восприятия необходимо проговорить с ребенком вслух пары слов, в одном из которых будет мягкий согласный звук, а в другом — твердый:

[б] — [б’] бал – белка
[в] — [в’] волк – вилка
[г] — [г’] год – гиря
[д] — [д’] дом – детки
[з] — [з’] зонт – зима
[к] — [к’] кот – кит
[л] — [л’] лото – лето
[м] — [м’] мука – миска
[н] — [н’] нос – низ
[п] — [п’] пыль – пёс
[р] — [р’] род – ряд
[с] — [с’] сыпь – сеть
[т] — [т’] таз – тир
[ф] — [ф’] фон – филин
[х] — [х’] ход – хит

Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознать мягкие и твердые согласные по положению губ.

Если, произнося слоги, ребенок улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такие слоги содержат в себе мягкие согласные звуки. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то на пути малыша встретился твердый согласный. Так учить мягкие и твердые звуки станет проще и веселее.

Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?

  1. Записав пары слов, включающих в себя мягкие и твердые согласные, можно попросить ребенка выделить определенные звуки следующими цветами:
  • гласные – красным;
  • твердые согласные – синим цветом;
  • мягкие звуки – зеленым.
  1. Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их на слух определить твёрдые и мягкие согласные звуки в них. Для первых попыток следует подбирать слова из трех букв, начинающиеся с согласного.

    По мере улучшения у ребенка навыков определения мягких и твердых звуков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.

  1. Можно модифицировать предыдущую игру, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя.

    Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого согласного Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ОБЕРТКА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).

  1. Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации согласных звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету звук в слове мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове.

    Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

  1. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать твердый или мягкий знак.

Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

  • Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее слово. Таким образом, схема: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ» соответствует слову «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
  • Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета — десять. Согласные мягкие и твердые в сумме составляют 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
  • Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
  1. Для детишек, только начинающих свой путь в фонетике русского языка, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый.

    В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков.

    Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

  1. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей.

    В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый игрок называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает это слово, называя степень каждого согласного звука (мягкий он или твердый). Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу.

    Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.

  1. Как только станет понятно, что с основами разбора согласных звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой.

    Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по типу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.

Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет различать твердые и мягкие согласные звуки в 1 классе не хуже своих одноклассников.

Твёрдые и мягкие согласные — Шишкина школа

Источник: http://www.rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html

Учим гласные и согласные звуки

Перед тем как научиться читать ребенок должен научиться складывать звуки в слоги. Чтобы легче преодолеть барьер слогообразования необходимо научить ребенка различать гласные и согласные звуки.

А после закрепить это умение в играх и упражнениях. Такие знания, несмотря ни на что, доступны уже малышам 3-4 лет.

А чтобы малышу было легче усвоить эти понятия мы будем обучать его этому в игровой форме.

Для начала расскажем крохе забавную сказку: «Жили были звуки. А жили они не где-нибудь, а в домике. Хочешь узнать, что это был за домик? А домик этот был такой же, как твой ротик. Был в нем и пол: покажи язычком, где пол (нижнее небо), и потолок (верхнее небо), были и двери -зубы. Покажи, как открываются и закрываются двери, а перед дверьми были еще и ворота (губы).

Жили звуки хорошо, дружно, пока не поселился в домике Змей-Горыныч.  Да не просто поселился, а начал чинить всякие препятствия на пути  у звуков.

 Причем одни звуки он пропускал проходить свободно в двери и ворота,  такие как «А», «О», «У», «И»-эти звуки носили красные рубашки.

Обратите внимание

А на пути других ставил преграды, не давал им проходить свободно, то двери закрывал (З), то ворота (Б), то  прижмет звук (Д), то заставляет звуки свистеть (С), то шипеть (Ш)- и  носили эти звуки  синие рубашки.»

Заранее приготовьте две карточки: синего и красного цвета. Они могут быть в виде рубашек, платьиц или просто квадратов.

Потренируйтесь различать гласные и согласные с помощью онлайн-игры.

А теперь давай поиграем в игру «Одень звук». Взрослый называет звук,  ребенок повторяет звук за взрослым, определяя свободно или нет проходит звук, и показывает рубашку, которую надо надеть на тот или иной звук.

«Думали звуки, думали и придумали, как обхитрить Змея Горыныча. А придумали они вот что — ходить парами, чтобы Змей Горыныч не заметил и пропустил их. Для этого звукам надо было познакомиться друг с другом.  Давай попробуем произносить по два звука, один будет в синей рубашке, а другой в красной.»

Можете сначала  знакомить различные звуки со звуком «А», составляя таким образом слоги «ма», «па», «ра», «да», «ва» и т.д; а также со звуками «о», «у», «ы», «э»- то есть с теми, которые в связке образуют твердый согласный звук.

Следующим этапом будет знакомство с таким гласными: «е», «ё», «и», «ю», «я».  Когда мы будем «знакомить» их с согласными получим слоги «ме», «ми», «мя» и т.д.

Сравните слоги «ма» и «мя», спросите одинаково ли звучит согласный звук, объясните, что в первом случае звук твердый и носит синюю рубашку, а в другом случае звук мягкий и носит зеленую рубашку.

Теперь взрослый называет различные слоги, а малыш показывает в какие рубашки они одеты: синюю и красную или зеленую и красную. Не переживайте, если малыш ошибается, будьте терпеливы.

После того как ребенок овладеет умением обозначать такими схемами слоги, можете переходить  к схематичному обозначению простых слов, состоящих из трех букв.

Источник: http://stotysyhc.ru/uchim-glasnye-i-soglasnye-zvuki/

Шпаргалочка 1 класс

В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим. Гласных звуков – 10, согласных звуков -21.

Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е. Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков. Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит буква а.

                   мял —  [м`] мягкий звук, так как после него стоит буква я.
Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

  • стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласной буквы А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
  • стоят в начале слова, например: ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
  • стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как перед ним стоит Ь.  

Буква Е обозначает звуки [Й] [Э]. Буква Ё обозначает звуки [Й] [О]. Буква Ю обозначает звуки [Й] [У]. Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Всегда твёрдые – [Ц]  [Ж]  [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`]   [Щ`]   [Й`]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2. Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары: Б          В         Г          Д         Ж        З    —   ЗВОНКИЕ П         Ф         К         Т          Ш        С    —   ГЛУХИЕК шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.
— Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать.
— Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-езд, ко-лье.        
— Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.
— В словах  с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится,
например: касс-са, ван-на.
Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.    
Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказ-ка,над-пись.
Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции. В сильной позиции находятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции находятся звонкие согласные и согласные, которые произносятся чётко, остальные – в слабой позиции. Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.                         С большой буквы всегда пишутся:

  • Имена, отчества, фамилии людей, Иван Иванович Иванов.
  • Географические названия (сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень) например: страна Россия, город Орёл, Балтийское море, река Нева, озеро Байкал, деревня Вишенка.
  • Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.

Все перечисленные группы слов относятся к именам собственным (собст.), остальные слова являются нарицательными (нариц.).
Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.
Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого знака: точка, печник, перчик, конторщик, женщина, венчик.

Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е, Ё, Ю, Я,

Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э, например: контрагент, разодетый, разудалый.


14. МЯГКИЙ ЗНАК ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ.

В конце существительных после шипящих женского рода пишется Ь, не пишется у существительных мужского рода, например: речь, гуашь, но: ландыш, меч.


Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная находилась бы в сильной позиции (под ударением).

 

Безударные гласные в корне, которые нельзя проверить ударением, нужно ЗАПОМНИТЬ (или пользоваться словарём. Например: инженер, собака.

  

Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или непарный звонкий согласный.

Важно

В некоторых словах согласные звуки обозначаются удвоенными буквами. Если удвоенные согласные находятся в корне, то их правописание нужно запомнить. 

Источник: https://druzya-i-my.blogspot.com/p/blog-page_50.html

Составление слогов согласный – гласный тип. Открытые слоги заканчиваются буквами гласных звуков

Приступайте к составлению слогов:

I –ый ряд II -ой ряд
А О У Ы Э Е Ё И Ю Я
М МА МО МУ МЫ МЭ МЕ МЁ МИ МЮ МЯ

Согласный звук [М] твердый Согласный звук [М`] мягкий

Для этого протяжно озвучиваем звук [М], произносим гласный звук [А], получается слияние звуков в слог «МА» и т.д.

Научить ребенка тянуть длительно звук (или слияние звуков) без остановки, без перерыва, пока он не сольётся со следующим звуком, образуя слог.

Читает ребенок согласно – гласные слоги

Читаем слоги многократно слева – направо, выборочно!

МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ, МЕ, МЁ, МЮ, МЯ.

Родителям! Проявите терпение, спокойствие, внимание и чуткость к ребенку. Ему нелегко!

Не проявляйте нервозности, раздражительности, не убейте в ребенке желания учиться!

Ваш ребенок осилит и перешагнет трудности составления слогов уже после изучения нескольких согласных звуков. Используется метод динамического стереотипа.

Буква «Ё» обозначает один звук [`О]: МЁ – звук [`О] II ряда

Буква «Е» обозначает один звук [`Э]: МЕ – звук [`Э] II ряда

Буква «Ю» обозначает один звук [`У]: МЮ – звук [`У] II ряда

Буква «Я» обозначает один звук [`А]: МЯ – звук [`А] II ряда

Открытые слоги оканчиваются на гласный звук.

Закрытые слоги оканчиваются на согласный звук.

Гласные звуки могут быть слогом, кроме гласного звука [Ы]

Пример МЯ-У

В слове мяу два открытых слога.

Пример. Звукобуквенный анализ слога МЯ:

Буква М – звук [М `] – согласный, мягкий;

Буква Я – звук [`А] – гласный звук II ряда.

Занятие №12 (б)

Буква «М» (эм) – обозначает непарный звонкий или сонорный, твердый согласный звук [М] в гласно-согласных слогах.

Цель занятия: а) составление слогов гласно-согласных (г-с), закрытых слогов.

б) закрепление знаний – чтение слогов.

в) чтение ребенком гласно-согласных слогов (г-с).

1) Повторяем, что буквой «М» (эм) называется

Звук [М] звучит, как в словах: дом, ком, лом, сом.

Составляем слоги типа гласный – согласный. Закрытые слоги.

А О У Э И Е Ё Ю Я
АМ ОМ УМ ЭМ ИМ ЕМ ЁМ ЮМ ЯМ

Читает ребёнок гласно – согласные слоги

АМ, ОМ, УМ, ЭМ, ИМ, ЕМ, ЁМ, ЮМ, ЯМ.

Для этого произносим звук [А], произносим звук [М], получаем в слог «АМ» и т.д.

Читайте слоги слева направо, выборочно.

3) Повторяем чтение слогов задания № 12(а)

В гласно-согласных (г-с) слогах и в словах, в начале которых стоят буквы Ё, Е, Ю, Я:

Буква «Ё» обозначает два звука [Й`О], из низ звук [`О] гласный II ряда

Буква «Е» обозначает два звука [Й`Э], из низ звук [`Э] гласный II ряда

Буква «Ю» обозначает два звука [Й`У], из них звук [`У] гласный II ряда

Буква «Я» обозначает два звука [Й`А], из них звук [`А] гласный II ряда

Звукобуквенный анализ слова МО-Я:

Буква М – звук [М] – согласный, твердый, звонкий;

Буква О – гласный звук [О] I ряда;

Буква Я – два звука [Й`А], из них звук [`А] гласный II ряда.

Итого: в слове МО-Я 3 (три) буквы и 4 (четыре) звука.

Занятие №12 (в)

Буква «М» (эм) – обозначает непарные звонкие твердый и мягкий согласные звуки [М] и [М`] в согласно-гласных слогах и звук [М] согласный, твердый в гласно-согласных слогах.

Звуки [М] и [М`] образуют пару по твердости-мягкости звуков.

Цель занятия: Учим читать слова по слогам и читать предложения.

Из звуков составляем слоги, которые слышим. С помощью букв мы слоги пишем, а записи слогов видим глазами.

Из звуков составляем слоги, из слогов составляем слова и предложения.

БУКВЫ =>СЛОГИ =>СЛОВА =>ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Читаем слова по слогам:

МА-МА, МО-Я, МЯ-У, Я-МА, УМ.

Читаем предложения:

Мо-я ма-ма.

Ма-ма мо-я.

Предложения начинают писать с большой буквы.

Ма-ма мо-я у я-мы.

Я и мо-я ма-ма.

Совет

Прочтите ребенку сказку. Например, сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане». Напоминаем, что чтение сказок познавательно, поучительно. Вы ребенка чтением сказок после занятий увлекайте самим процессом чтения. Он будет стараться учиться читать с большим желанием.


Занятие №12 (г)

Буква «М» (эм) – обозначает непарные звонкие согласные звуки [М] и [М`], образующие пару по твердости-мягкости звуков.

Цель занятия: а) Повторение и расширение понятия о слоге.

б) закрепление знаний – чтение слогов и предложений.

1) Назовем слова, которые начинаются с буквы «М» (эм), поделим на слоги и поставим ударение над буквой гласного звука:



Источник: https://infopedia.su/13x1c06.html

Ссылка на основную публикацию