Игры с геометрическими фигурами — воспитание и игры

Игры с геометрическими фигурами для малышей

Игры с геометрическими фигурам для малышей: занимательные  геометрические игры «Норки» и «Домики» для детей 2-4 лет.

В этой статье Вы познакомитесь с двумя играми в их разных вариантах. Это игра «Норки» и придуманная на ее основе игра «Домики». Обе игры любимы детьми и при этом очень просты! Одну из них изготовила Татьяна Барчан — автор нашей Мастерской развивающих игр, а другую на основе ее идей — читательница «Родной тропинки» для своего сына.

С удовольствием представляю рассказ об игре участницы конкурса «Растем с Родной тропинкой» Ольги Загорац и ее сына Даниэла из Венгрии (г. Печ). В этом конкурсе мы делимся друг с другом своим опытом использования материалов сайта «Родная тропинка» и Творческой Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!», своими идеями и вдохновляем друг друга.

Ольга пишет: «Мы с моим 2,5-летним сыном Данькой решили принять участие в конкурсе «Растем с Родной тропинкой». Уже больше года я нашла ваш сайт и не перестаю радоваться этой «случайности». Замечательные ваши материалы нам очень помогают в каждодневной жизни — как и чем играть, развивать речь и т.д.

Обратите внимание

Кстати, развитие речи сына для меня вдвойне актуально, поскольку живем мы в Венгрии, и я являюсь единственным носителем родного языка. Хотелось бы поделиться математической игрой, сделанной и вдохновленной вебинаром с участием Татьяны Барчан (Четвертая Интернет-Мастерская развивающих игр 2016 года).

Игра «Домики» стала одной из любимых у моего 2-летнего сына Дани».

Игра «Домики» выполнена по мотивам игры с геометрическими фигурами «Норки — домики» Татьяны Барчан

Прослушав вебинар с участием Татьяны Барчан на Мастерской игр я загорелась идеей создания математических игр для своего малыша. Хочу представить вам мою версию «Домиков».

Игра 1. Игра  с геометрическими фигурами «Норки — домики»: игра Татьяны Барчан

Сначала об авторской исходной версии этой игры — она называется «Норки».

Татьяна Барчан — наш постоянный автор Интернет-Мастерской развивающих игр  «Через игру — к успеху!» и спонсор конкурсов «Родной тропинки». Она ведет в Мастерской игр тему логико-математических игр с детьми.

А также на Родной тропинке есть статья от речевых играх Татьяны — «Игры для развития речи».

  Татьяна Барчан — директор Центра образования и творческого развития «Ребус», педагог высшей категории, лауреат конкурса «Профессиональное призвание» в номинации «Лучший педагог дошкольного образования»,  автор  десятков пособий и игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста  из серии «Игротека Ребуса. Игры Татьяны Барчан», Татьяна создает увлекательные обучающие игры для детей  уже более 25 лет. Ее игры награждены медалями многочисленных выставок, а также получили премию «Игрушка года — детские психологи рекомендуют».

Норки — это игра в лото для самых маленьких детей от 2 лет и старше.  Она знакомит малышей с геометрическими фигурами, цветом, формой, размером, учит считать до трех. Ее легко можно сделать своими руками.

Нам понадобятся для игры:

  • большие карты — горки разных цветов, в которых аккуратно вырезаны норки — отверстия разной формы и размера,
  • окошки для норок (геометрические фигуры), одна их сторона цветная и совпадает с цветом горки, на другую сторону наклеен персонаж,  окошко плотно закрывает норку и совпадает с ней по цвету, форме и размеру,
  • рядом с каждой горкой на большую карту наклеивается герой для создания сюжета игры, ведь малышам нужна живая математика.

Персонажи на обратной стороне окошек к норкам должны быть 3- 4 видов. Например, в игре Татьяны Барчан — это мышки, черепашки, бабочки и улиточки. В каждой горке могут жить  от 1 до 3 одинаковых персонажей. Например, одна улитка, три мышки и одна бабочка. Или одна улитка, две мышки, две черепашки.

Как играть в игру с геометрическими фигурками «Норки»:

  • Раздаем большие карты игрокам. А маленькие карточки отдаем ведущему игры — взрослому.
  • Взрослый показывает окошко и называет его, например так: «Большой красный круг» (называется форма + цвет + размер геометрической фигуры)
  • Если у малыша есть такая норка, он забирает окошко себе и закрывает им норку в своей горке. Окошко должно совпасть с норкой и по цвету, и по размеру.
  • Когда все окошки закрыты, дети переворачивают окошки и видят, кто живет в их горке. И считают их, например: в норках живут две улитки, одна бабочка, две мышки.

А вот как сделала эту игру Ольга для своего сына.

Игра с геометрическими фигурами «Домики»: игра Ольги Загорац

Использованные материалы

цветной картон, наклейки зверюшек, ножницы, резак, клей, прозрачный скотч.

Как сделана игра

Для каждого домика я вырезала фантазийной формы корпус и крышу, затем из них уже вырезала окошки разных форм. Домики зафиксировала на листе картона. На вырезанные окошки с обратной стороны приклеила зверюшек, затем для прочности заламинировала их скотчем. Всё, игра готова!

Для пробы я смастерила четыре домика. Поскольку игра уже больше года остается актуальной и одной из любимых, на настоящий момент домиков у нас стало уже больше 10. Один набор у нас дома, другой — у бабушки.

Как мы играем с сыном в эту игру с геометрическими фигурами

Вариант игры 1. Лото

Домики (по 2-3 большие карты) раздаются игрокам. Ведущий по очереди достает окошки из коробки. Называя размер, цвет, форму нужно найти место для окошка.

В последнее время все лучше получается работать на слух — еще не видя окошка,  по характеристикам (описанию формы, цвета, размера) ребенок ищет  место окошка в домике.

Когда задание выполнено наступает долгожданный момент – смотрим,  «кто в теремочке живет». Переворачиваем окошки и считаем жильцов!

Вариант игры 2.  Классификация

Разобрать все окошки по определенным признакам (все маленькие, все треугольные и т.п.). В этом варианте используются только карточки — окошки. Картонки с домиками не участвуют.

Вариант игры 3. Магазины

Этот вариант игры — «коммерческий». Картонки с домиками – это магазины. Маленькие карточки с наклеенными картинками — – это деньги (окно с 2 картинками — собачками приравнивается к двум рублям). Дальше идет классическая игра в магазин с продажей-покупкой мячиков, фруктов, конфеток за один, два или три рубля.

Ольге спасибо, что она поделилась своей игрой, маленькому Даниэлу спасибо за вдохновение! Я уверена, что его пример вдохновит многих мам малышей тоже взяться за изготовление этой игры с геометрическими фигурами своими руками.

Готовые игры с геометрическими фигурами для дошкольников

Не всегда нужно делать игру своими руками. Сейчас издаются замечательные качественные очень увлекательные и красивые логико-математические игры для маленьких детей.

Все читатели «Родной тропинки» могут познакомиться с полным перечнем  игр с геометрическими фигурами Татьяны Барчан на ее сайте [urlspan]«Игротека Ребус.

Важно

Игры Татьяны Барчан»[/urlspan] и заказать их прямо из рук автора без  наценок посредников. Для этого введите при заказе слово «Родная тропинка».

В игротеке Ребуса очень много замечательных игр с геометрическими фигурами  для дошкольников. Это:

  • «Геометрия на веревочке»,
  • «Где мышонок»,
  • «Другие формы»
  • «Логическое геометрическое»
  • «Третий лишний»
  • «Шоколадные дольки».

В каждой игре решается не только задача знакомства с геометрическими фигурами, но и логическое мышление детей, внимание и восприятие, идет ознакомление с цветом, размером предметов, их частями и расположением в пространстве.

А еще мы организовали уже 5 встреч — игротек с автором. И будем обязательно их продолжать.

Желаем интересного путешествия в страну геометрических фигур! И творческого вдохновения в играх с детьми.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/igry-s-geometricheskimi-figurami-dlya-maly-shej/

Дидактические игры по математике для дошкольников

Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником.

 

Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи

Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.

Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:

  1. Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.

Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:

  • совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
  • воспитанию внимательности, памяти, мышления;
  • освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.
  1. Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.
  1. Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.
  1. Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.
  1. Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.

Это важно знать

Дидактические игры своими руками для дошкольников

С целью роста познавательного интереса воспитываемых педагоги должны стараться разнообразить ход учения. Для этого многие вырабатывают и производят собственные обучающие тренинги. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безвредность для воспитанников детского сада.

Материалы для создания дидактических игр могут быть следующими:

  • подручные материалы – ткань, пряжа, пуговицы;
  • природное сырье – листья, цветы, трава, шишки;
  • канцелярия – клей, гуашь, цветная бумага, картон;
  • воображение – самая главная составляющая.

Дидактические игры по математике своими руками в картинках

Сделать дидактические игры своими руками совсем не сложно. Вот примеры таких математических игр.

Картотека дидактических игр по математике для дошкольников

«Опиши узор»

Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование коммуникативных навыков.

Ход игры. У каждого дошкольника рисунок с изображением ковра. Воспитанникам требуется описать положение частей узора на рисунке: с левой стороны, с правой, вверху или внизу.

«Реши пример»

Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.

«Найди ошибку»

Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.

Ход игры. Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.

«Покажи»

Цель: совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру по заданному критерию.

Ход игры. Перед дошкольником разложены в случайном порядке несколько фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Педагог предлагает определить фигуру по названному критерию: маленький квадрат, большой красный круг и т.д.

Читайте также:  Карточки части тела человека - воспитание и игры

«Одно свойство»

Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.

Ход игры: играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них.

Совет

Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от выложенной предыдущим игроком только одним каким-либо признаком.

Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то следующей можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино.

«Кто соседи»

Цель: совершенствование умения называть соседей числа.

Ход игры. Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.

«Соберем урожай»

Цель: тренировка навыка сравнения предметов по размеру.

Ход игры. Педагог советует детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие.

«Магазин и геометрия»

Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.

Ход игры. На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.

Дидактические игры по математике

Презентация дидактических игр по математике

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8545-didakticheskie-igry-po-matematike-dlya-doshkolnikov.html

Игры с геометрическими фигурами

Игры с геометрическими фигурами.

Отрабаева Галина Толеутаевна   — старший воспитатель БДОУ г.Омска «Детский сад №127».

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра зажигающая огонек   пытливости и любознательности».

                                                                                         В.А. Сухомлинский.

                              Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме» (по типу лото).

 Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т.д.

 В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности.  Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли.

               Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности.

Обратите внимание

Например: ·Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образц.  · Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)  · Работа по собственному замыслу (просто человека).   Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур.

Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

                       Игры – путешествие во времени.

Эта группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели.     Познакомив детей с днями недели, через игру «Сказочные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели.

Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

    Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки гномика с разноцветными колпачками, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.

 Например, первый ребенок с красным гномиком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник, второй — с белым гномиком и т.д.   Затем игра усложнялась, дети играли в «Неправильную недельку», где все дни недели  смешались. Им очень нравится эта игра, они с удовольствием выстраивают гномиков по порядку. Можно использовать для этой игры и другие сподручные материалы.

В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

                     Игры на ориентирование в пространстве

 Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными  представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

 Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально  созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.  Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Катя, а сзади — Артём.

Важно

При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома — кукла и т.д.

  Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, проводила игры с появлением какого-либо сказочного героя.

Например, игра «Найди клад» — отправляемся на поиски сокровищ на пиратском корабле. Для этого использую музыкальное сопровождение, ориентировки, схемы. Например, распечатываю конверт, найденный в рубке у капитана, читаю: «Надо встать перед входной дверью в группу, пройти 3 шага вперёд, повернуть направо и пройти ещё 5 шагов вперёд и т.д. ”.

Дети выполняют задание, находят клад. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей «Путешествие по комнате», «Путешествие матрёшек», «Путешествие зайчика». Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе.

                                     Игры на логическое мышление

 В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры «Предметные парочки», «Ассоциации», и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей.

Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся  выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.      Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку.

Совет

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

  В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.  Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

   Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается.

Усвоить способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.

               Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности). 1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек. 2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. 3.

Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры. В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям.

Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Самые простые задачи первой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

Обратите внимание

Головоломки первой группы детям предлагают в определенной последовательности.  Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». Она еще называется «Головоломкой из картона».

На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации.

По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений. Еще одной занимательной игрой является «Коломбо яйцо».

Читайте также:  Новогодние сани для деда мороза - воспитание и игры

После рассмотрении и назывании частей, определении формы и размера ребятам предлагаю найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных.

Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам.  Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур.

Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.

 В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры. Взаимодействую в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/igri_s_geometricheskimi_figurami_130744.html

Учим с ребенком геометрические фигуры: развивающие игры с картинками и шаблоны для детей от 3 до 6 лет

Геометрия для малышей – предмет неоднозначный, ведь фигур так много, а способов их изучения еще больше. Какие из них следует взять для работы в первую очередь и как заставить кроху интересоваться ими? Обсудим подходы, которые можно использовать для обучения новому материалу.

Для начала нужно изучить с детьми простые фигуры, которые будут понятными для них

Более сложные понятия, такие как трапеция или ромб, лучше отложить на попозже.

Сначала крохе нужно усвоить простейшие фигуры: круг, треугольник и квадрат. Осилив эту нехитрую науку, вы сможете приступать освоению новых горизонтов.

Психологи и педагоги утверждают, что круг дается детям для запоминания проще всего.

Время для изучения фигур

Первые попытки знакомства с фигурами можно начинать чуть ли не с рождения. Игровая подача материала всегда будет уместна. Показываете ли вы малышу картинку с мячиком или кубик, всегда можно в дополнение сказать и об их форме. Такая легкая подача будет восприниматься ребенком положительно.

2-летний карапуз уже должен различать:

  1. треугольник;
  2. круг;
  3. квадрат.

3-летний кроха дополнительно знает:

Следом за ними можно начинать знакомить ребенка с трапецией, эллипсом и т.д. Не забывайте о включении в ваши занятия с детьми игр и занимательных моментов.

Чтобы занятия были интересными, следует подбирать увлекательные дидактические материалы

Принцип освоения фигур

Геометрические фигуры для детей в разном периоде усваиваются неодинаково. Зная возрастные особенности, вам будет проще подобрать подходящую методику и научить новым понятиям.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие развивающие кружки для детей от 3 лет

Объемные фигуры будут вполне уместны при изучении форм. Так у ребенка будет задействован еще один сенсорный орган.

Кроха всегда сможет потрогать предмет, сделать с ним некоторые манипуляции: построить башню, бросить, убрать в коробку.

Такой многогранный способ ознакомления с новым понятием будет очень эффективным, потому что дети в этом возрасте познают окружающий мир через наглядно-действенное мышление.

Цвет и размер для начала желательно выбрать один и тот же. Пусть все изучаемые понятия будут, к примеру, красными, тогда у ребенка не возникнет проблем с восприятием нового, он не будет отвлекаться на цветовые и размерные различия.

Очень интересно, когда фигуры не просто нарисованы на бумаге, а живые и объемные

Особенности обучения

Перечислим особенности детского развития, а в частности восприятия фигур:

  • В 1-2 года кроха сравнивает их зрительно, учится производить сортировку (рекомендуем прочитать: рейтинг развивающих игрушек для детей от 1 года до 2 лет). Ребенок начинает выбирать из имеющихся фигурок нужную и вставлять ее в соответствующее отверстие.
  • Подросший 2-летний ребенок в состоянии выбрать называемую форму из целого ряда представленных фигурок.
  • Развитие 3-летки позволяет ему уже называть некоторые фигуры самостоятельно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: список лучших занятий для детей с 1 года

Играя и разговаривая, всегда уделяйте внимание окружающим предметам и сравнивайте их с уже знакомыми геометрическими фигурами. Гуляя по парку, вы также можете обратить внимание карапуза на появление треугольников и кругов, даже вне дома. Постоянно обращаясь к этой теме, вы легко выясните, что еще требует проработки, а что малыш уже хорошо усвоил.

Изучение продолжается в следующем ключе:

  • сопоставление плоских и объемных фигур с указанными образцами;
  • поиск объемного тела по имеющемуся плоскому изображению;
  • воссоздание геометрических тел (лепка, рисование, вырезание);
  • анализ картинки со сложносоставным предметом, идентификация его составных частей.

Гуляя и играя с ребенком, нужно обращать его внимание на вещи разных форм

Обучаемся

Ищем геометрию вокруг

Развитие детей не представляется без освоения геометрических фигур, но проводить ознакомление нужно постепенно. Для начала выберите только одну фигуру. Закончив ее освоение и закрепление, переходите к следующей. Советуем начинать с круга, как максимально легкой и запоминающейся фигуры.

Распечатайте формы с помощью принтера или нарисуйте от руки на листе формата А4. Повторимся, все фигуры должны быть одноцветные и одноразмерные. Отведите несколько дней на знакомство с кругом. В первый день покажите крохе круг и расскажите, какие у него есть особенности.

На второй день начните поиск предметов, которые напоминают круг. Видя, что ребенок не справляется в силу возраста, помогите ему. Отыскав нужный предмет, пусть карапуз проведет сам по его краю, чтобы запомнить и закрепить такую форму. Последующие формы вводятся аналогично.

Важно

Для примера проведения такого урока посмотрите видео в Интернете.

Думая, что ребенок еще слишком мал для запоминания названий, все равно не переставайте заниматься. Ваши труды в итоге увенчаются победой, ведь все занятия откладываются в детской головке. Еще до достижения карапузом годовалого возраста можно показывать и называть основные понятия геометрии, а именно квадрат, круг и треугольник. Для этого следует использовать специальные видеоуроки.

Игры на различение фигур

Для игры понадобится небольшой мешочек, в который нужно положить уже известные формы. Продемонстрируйте ребенку, например, треугольник, а затем попросите отыскать в мешочке такой же.

Немного позже, осознав соотношения плоских и объемных тел, показывайте плоские изображения, прося найти соответствующее объемное тело, к примеру, шар – это круг, кубик – квадрат.

Освоив и это упражнение, ребенок со временем научится показывать уже не фигуры, а настоящие предметы.

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка определять время по часам со стрелками?

Лото — уникальная игра, которая позволяет изучить все, что угодно. Фигуры мы также легко учим с помощью лото.

Для игры изготовьте карточки с изображениями изучаемых понятий (для карапузов стоит начать с 3-4 форм) в двух экземплярах. Один из них разрезаем на отдельные картинки-карточки.

Для начала изготовьте лото с фигурками одного цвета и размера, а по мере взросления карапуза разнообразие величин и цветов будет увеличиваться. Цветные различающиеся картинки искать сложнее.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие развивающие игры для детей с 3 месяцев

Базовые фигуры на карточках:

Метод сортировки

Игрушка сортер станет отличным помощником в деле изучения геометрии. Ближе к году кроха, играя с данной игрушкой, обнаруживает, что для каждой детали есть свое уникальное отверстие. Помогайте малышу подсказками: «Ты нашел квадрат, а это отверстие круглое. Сюда не подходит. Давай поищем квадратное отверстие?» Сделать простейший сортер можно самостоятельно.

Возьмите две коробки, в одной сделайте круглое отверстие, в другой – квадратное. Предложите ребенку отсортировать кубики и мячики по коробкам. Сопровождайте действия карапуза комментариями и называнием правильной фигуры. Таким нехитрым способом малыш одолеет все понятия. Существуют сортеры с перегородками, которые не позволяют деталям смешиваться внутри куба.

Такие сортеры отлично подойдут для деток, плохо различающих фигуры.

Для интересного активного изучения фигур прекрасно подходит сортер

Рамки-вкладыши бывают самых разных направлений, в том числе и с геометрией. Рамки с основными формами требуют вкладывания в нужный отсек подходящей детали. Игра-упражнение напоминает сортер. Видеопримеры широко представлены в интернете.

Сортировка по признакам: ребенок должен усвоить различия в манипуляциях с фигурами, к примеру, один предмет катится, а другой – нет, или с помощью некоторых можно сделать башню, а другие для этого не годятся и т.д.

Совет

К возрасту 5 лет ребенок будет в состоянии отсортировать предметы по двум признакам: можно катить и нельзя построить башню (шар), нельзя катить, но можно поставить друг на друга (цилиндр), нельзя катить (куб).

В дошкольном возрасте 6-7 лет будущий первоклассник должен в совершенстве овладеть начальными примитивными знаниями по геометрии.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: полезные занятия для детей 2-3 лет

Аппликации

Выполнение аппликаций будет помогать усваиваться новым понятиям. Используйте различные геометрические тела, чтобы спланировать будущую аппликацию. Первые пробы следует сделать максимально простыми, к примеру, на треугольный лист клеятся только треугольники, на квадратный – только квадраты. Позвольте крохе самому определить, какую фигурку куда приклеить.

Покупные или самодельные аппликации прекрасно помогают разобраться с геометрией

Будущие детали аппликации можно вырезать из различных материалов: фетр, картон, бархатная бумага и т.д.

Приблизительно к полутора годам малыш освоит процесс наклеивания деталей на необходимые места по шаблону и будет готов к новому этапу. Теперь можно приступить к выполнению самой примитивной композиционной аппликации.

Основу для упражнений можно взять из следующих пособий:

  • Серия «Школа семи гномов 1+».
  • Развивающие наклейки для малышей.
  • Чудесные наклейки. Веселая геометрия.

Тактильное творчество

Тактильная работа с геометрическими телами позволяет быстрее их запомнить. Любая творческая деятельность (рисование, лепка, вырезание) станет сподручником в деле освоения новых понятий.

На листе формата А4 распечатайте или нарисуйте крупные фигуры. Покажите малышу, как нарисовать некоторые из них карандашами, фломастерами или красками. Рисуйте рука в руке, чтобы ребенок понял принцип.

Со временем он начнет справляться без вашей помощи. Чаще деткам проще всего дается для рисования круг.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь рисовать маленький ребенок в 2 года?

Не ограничивайте творчество маленьких детей одним рисованием.

Фигуры можно выкладывать из ниток, складывать из зубочисток, концы которых можно скрепить пластилином для фиксации, лепить из теста и пластилина, создавать из мозаики и т.п.

Уличные игры также совмещайте с обучением: рисуйте формы на асфальте мелками, палочками на земле, собирайте желуди и камушки, а затем выкладывайте квадраты и круги. Вдохновиться можно с помощью большого количества фото и видео занятий, представленных в сети.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие игры в домашних условиях для детей с 6 месяцевТренироваться можно даже на асфальте, используя цветные мелки

Использование карточек Домана

Многие обосновано считают методику Домана наиболее эффективной в деле изучения геометрических фигур. При минимуме усилий ребенок осваивает новые понятия в кратчайшие сроки. Уточним один момент: когда мы изучаем с ребенком новые понятия, эти знания требуют закрепления. Оно возможно посредством разнообразных игр-упражнений, о которых мы говорили выше.

Читайте также:  Весенние месяцы - май - воспитание и игры

Незакрепленные знания очень быстро забудутся, почти так же быстро, как и были приобретены. Чаще всего можно услышать рекомендации о том, что начало занятий по карточкам Домана лучше отложить на возраст 1 года. В этот период ребенок уже охотно занимается и сортерами, и аппликациями, и рамками-вкладышами. Данный метод нередко используется в детских садах.

Активные игры

Детям с потребностью познания окружающего мира через движения будет полезно предложить игры, в которых двигаться нужно по определенной траектории. Игровая трасса или путь имитирует ту или иную фигуру. Такое упражнение позволит кинестетикам дошкольного возраста быстрее усвоить новые понятия. Также помогают игровые комплексы и городки.

Включить элементы знакомства с геометрией можно в любую активную игру

Игра-упражнение «Обойди фигуру» будет уместна для детей от года до двух. Кроха, хорошо освоивший ходьбу, уже готов к участию в игре.

С помощь мела или веревки обозначьте форму, отметьте старт и финиш, являющиеся одной точкой. Для фона включите веселые песенки. В качестве задания предложите деткам обойти изображение шагом, прыжками, ползком и т.д.

По мере взросления малыша задания усложняются: можно попросить обойти, подбрасывая мяч или неся в руке ложку с шариком.

Неплохая игра для трехлеток – догонялки с использованием домиков-фигур. Обозначьте на полу или земле домики. Это могут быть предварительно вырезанные большие фигуры, а могут быть и просто нарисованные мелом или сложенные из палочек домики. В такие домики (круги, квадраты и треугольники) ребенок может спрятаться от водящего, только если назовет правильно форму.

Обратите внимание

Когда мы учим азы геометрии, можно воспользоваться современными средствами. Будут полезны развивающие видеоматериалы и мультфильмы, рассказывающие о различных геометрических фигурах. Обратите внимание на такие мультики как: «Малышарики» и «Паровозик Чух-Чух».

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/geometricheskie-figury-dlya-detej.html

Сайт воспитателя Кресс Натальи Яковлевны — Игры с геометрическими фигурами

Статистика
Онлайн всего: 1Гостей: 1Пользователей:

 Игры с геометрическими фигурами

Игра «Дом для геометрических фигур» для детей 5-6 года жизни.
Цель:  закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.

Игровой материал: таблицы, геометрические фигуры.
Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть модели домов для геометрических фигур, сосчитать количество этажей, называть фигуры, живущие на первом, втором и других этажах.

Дети узнают, сколько квартир на каждом этаже, какие фигуры в них живут. Затем дети расселяют геометрические фигуры по квартирам, ориентируясь на форму и цвет фигур.
Литература: Петерсон П.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка.

Практический курс для дошкольников. – М.: Баласс, 2004. – С. 142.

Игра «Опиши фигуру» для детей 5-6 года жизни.

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их свойствах.
Игровой материал: геометрические фигуры, карточки со специальным кодом, графически изображающие признаки фигур (форму, цвет, величину).
Ход игры.

Кодовые карточки можно расположить перед ребёнком рядами: 1 ряд – карточки, обозначающие форму, 2 ряд – цвет, 3 ряд – величину. Ребёнок получает геометрическую фигуру, подбирает к ней  кодовые карточки. Например, у ребёнка большой красный круг.

Он называет фигуру, рядом кладет карточку с    изображением круга (форма фигуры), карточку с цветовым красным пятном (цвет фигуры), карточку с большим домиком (размер фигуры).

Литература: Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер.

с польск. О. А. Павлович. – М.: Просвещение, 1981. – С. 76.

Игра «Помоги фигурам попасть в домик» для детей 5-6 года жизни.

Цель игры: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.

Игровой материал: картонная коробка, в которой прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной, прямоугольной и овальной формы; наборы геометрических фигур (для детей 5-го года жизни педагог готовит подносы с набором фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник (при условии, что дети уже познакомились с данными фигурами), а для детей 6-7 лет включить в набор овал).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть. Он показывает детям коробку с отверстиями и говорит: «Посмотрите, какой интересный домик. Как вы думаете, кто здесь живёт. Правильно, в этом домике живут геометрические фигуры. Каждая фигура может зайти только в свою дверь, похожую по форме на фигуру. Давайте поможем фигуркам попасть в домик». Дети получают по одной геометрической фигуре, называют их и по очереди опускают в прорези (двери) соответствующей формы. Воспитатель уточняет: «Какую фигуру ты опустил в домик? Какой формы была дверь?»
Литература: Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992.

Дидактическая игра «Подбери фигуры для зверят» для детей 4-6 года жизни.

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Игровой материал: — набор геометрических фигур для детей 3-4 лет: круг, квадрат, треугольник; — набор геометрических фигур для детей 4-5 лет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; — набор геометрических фигур для детей 5-7 лет: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; — карточки с изображением зверят, рядом с которыми нарисованы контуры геометрических фигур, совпадающих по форме с фигурами из наборов.

Ход игры.

Дети сидят за столами, перед каждым ребёнком лежит карточка с изображением зверька, рядом с которым нарисованы контуры геометрических фигур, и подносик с геометрическими фигурами. Воспитатель показывает детям фигуры, дети их называют. Дает задание: «Дети, с вами хотят поиграть зверята. Расскажите, кто пришел к вам в гости». Каждый ребёнок называет своего животного (бельчонок, мишка, лисичка, слоненок и т.д.) Воспитатель продолжает: «Рядом со зверятами нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат на подносиках. Помоги зверятам разложить все фигуры так, чтобы они подошли друг к другу по форме». Дети берут фигуры с подносов и накладывают их на контуры фигур. В конце игры спросить детей: «Какие фигуры подобрали для мишки (лисички, зайчонка и т.д.)?»

 Далее

Источник: http://kress-nat.ucoz.ru/index/igry_s_geometricheskimi_figurami/0-160

Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предмета

Цель:

  • Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по форме, развивать умение находить и на ощупь определять форму предмета.

«Спрячь от дождика»

Ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Под зонтик кладется геометрическая фигура и предлагается ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.

«Разложи правильно»

На столе все фигуры одного цвета. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображена форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.

«Какой фигуры не стало?»

Воспитатель выбирает 4 геом. фигуры разной формы и кладет на стол. Водящий выбирает одну фигуру, а остальные дети должны угадать, какой фигуры не стало (игра усложняется за счет подбора фигур разного цвета, размера).

«Подбери по форме»

Ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблицу.

«Геометрическое лото»

Воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть их на карточке.

«Жил – был кружочек»

Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.

«На что похоже?»

Дети рассматривают геом. фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предмет окружающего мира похожа данная фигура.

«Пикник для фигур»

(Д/и «Веселый поезд»)

Важно

Воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры — паровозик. Дети из геом. фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.

«Один пассажир»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель в паровозик кладет карточку – ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон.

«Друзья»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

«Вкусный груз»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета…) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геом. фигурой.

«Игра с обручем»

Для игры используются 4-5 сюж. Игрушек: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушке: цвет, форма, размер. И кладут в обруч те геом. фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.

«Закрой окошко в домике»

Воспитатель раздает детям геом. фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.

«Зашей комбинезон»

Воспитатель раздает детям разноцветные комбинезоны с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить комбинезон, правильно подобрав заплатки.

«Открой замок»

Воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.

«Найди стеклышко»

Совет

На столах лежат вазы. Воспитатель говорит, что от вазы откололось стеклышко и предлагает детям найти стеклышко соответствующей формы и цвета.

«Чудесный мешочек»

Воспитатель приносит «чудесный» мешочек.

Я чудесненький мешочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть?

Воспитатель загадывает загадки: «Если отгадаете, то узнаете, что в мешочке».

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем — прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его… (Квадрат)

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (Треугольник)

Дети рассматривают, что в ме­шочке. Доставая фигуру, определяют ее форму, цвет. Затем закры­вают глаза, а взрослый прячет фигуру в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называет ее.

Дидактические игры с блоками Дьенеша:

  • Найди все фигуры как эта (по форме);
  • Найди не такую фигуру как эта (по форме).

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д. Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/5645-didakticheskie-igry-po-formirovaniyu-u-detej-predstavlenij-o-forme-predmeta.html

Ссылка на основную публикацию