Ориентируемся в пространстве. направо и налево — воспитание и игры

Развитие пространственной ориентировки

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки детей.

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения пространственных отношений.

Нарушение глазодвигательных функций вызывают ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства. 

Как научить ребенка ориентироваться в пространстве?

Для закрепления понятий слева, справа, направо, налево ребенок должен научиться:

— Различать правую и левую руку

— Раскладывать предметы правой рукой слева на право (для правшей)

— Определять направления от себя: направо (справа) — налево (слева)

— Двигаться в заданном направлении (влево-вправо)

Обратите внимание

К пятилетнему возрасту ребенок должен свободно ориентироваться в перечисленных выше понятиях. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Задания на закрепление понятий Направо, Налево, Справа, Слева

Данные занимательные развивающие задания предназначены для детей от 3-х лет. Занимаясь по этим заданиям ребенок сможет закрепить навыки ориентирования в пространстве, освоить такие пространственные понятия, как: направо, налево, справа, слева.

Просите ребенка, чтобы он отвечал на вопросы полными предложениями. Пространственные понятия: слева, справа, направо, налево необходимы для изучения и запоминания малышом. Поэтому данные знания необходимо закреплять в повседневной жизни.

Рабочие тетради дошкольника. Солнечные ступеньки. «Пройди лабиринты». Задания на развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, мелкой моторики и координации движений руки.Скачать книгу
Земцова О.Н. Умные книжки 3-4. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. Занимаясь по этой книжке, малыши 3-4 лет смогут закрепить навыки ориентирования в пространстве, освоить такие пространственные понятия, как «направо», «налево», «справа», «слева», «выше», «ниже», «внутри», «снаружи», «далеко», «близко», а также потренироваться в правильном употреблении предлогов «в», «на», «над», «под», «около», «перед» и т.д.Скачать книгу
Земцова О.Н. Умные книжки 5-6. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. Перед вами книжка для детей 5-6 лет, занимаясь по которой, малыши смогут закрепить навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, повторить пространственные понятия «направо», «налево», «вверх», «вниз», «далеко», «близко», а также потренироваться в правильном употреблении предлогов «в», «на», «над», «под», «около», «перед» и т.д.Скачать книгу
Земцова О.Н. Умные книжки 5-6. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. Вправо — влево, вверх — вниз. Для детей 5-6 лет. Перед вами книжка для детей 5-6 лет, занимаясь по которой, малыши смогут закрепить навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, повторить пространственные понятия «направо», «налево», «вверх», «вниз», «далеко», «близко», а также потренироваться в правильном употреблении предлогов «в», «на», «над», «под», «около», «перед» и т.д.Скачать книгу
Дидактическая игра «Где светит солнышко»Игра учит детей ориентироваться в пространстве, тренирует внимание. Взрослый раздает детям карточки с координатами: по вертикали цифры, по горизонтали буквы, «солнышко» раздает каждому участнику. Стартует «солнышко», какие координаты называет взрослый. Ребенок передвигает «солнышко» по клеточкам: «влево», «вправо», «вниз», «вверх». Взрослый останавливает игру, и ребенок называет координаты, где светит «солнышко». Игра усложняется. Взрослый называет координаты, ребенок уже не руками передвигает «солнышко» по клеточкам, а глазами образно ведет свое «солнышко». Взрослый на своем рисунке передвигает «солнышко». Выигрывает тот ребенок, у которого совпадут координаты с координатами взрослого.

Источник: http://tiflopedagogu.blogspot.com/p/blog-page_20.html

Консультация для педагогов. Подвижные игры для развития «Пространственной ориентировки в пространстве»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №356 г. Челябинска»

Консультация для родителей

«Развитие ориентировки в пространстве» образовательная область

«Физическое развитие».

Выполнил:

В.Б. Подольский

Воспитатель

Челябинск 2017

Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность. Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно. Вначале он следит за горизонтально движущимся предметом, затем вертикально и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости.

Затем начинает осваивать глубину пространства. Вертикальное положение при ходьбе позволяет быстрее всего освоить направления вверх – вниз. При этом ребенок осваивает систему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центром системы координат.

Различая горизонтальные оси вперед – назад, налево – направо, ребенок постепенно разбивает пространство на координатные углы: переднюю левостороннюю и другие зоны. Разница между ними исчезает, когда ребенок осваивает глубину пространства.

Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенок использует систему с фиксированной точкой отсчета (на себе) и переходит к использованию системы со свободно перемещаемой точкой отсчета (на другие объекты).

Этапы пространственной ориентации – на себе, от себя, от объекта – не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения

Самые элементарные формы ориентировки в пространстве формируются уже в младенческом возрасте, они основываются на сложных оптико-вестибулярных и кинестетических связях первой сигнальной системы Уже в работах Г.И.

Челпанова отмечается, что представление о положении, форме вещей человек получает «благодаря представлению положения органа, движения органа, направления движения»] И.М.

Сеченов, указывая на особую роль в процессе восприятия пространства двигательных и зрительных ощущений, писал, что при рассматривании предмета «мы бываем вынуждены поворачивать в его сторону глаза и голову», вследствие чего «к зрительному чувствованию присоединяется мышечная реакция» Прослеживая формирование восприятия пространства в процессе развития ребёнка, И.М.Сеченов обращал внимание на большую роль в этом двигательной активности ребёнка, возможности перемещаться в пространстве и действовать с различно расположенными предметами.

Важно

Исследования Б.Г.Ананьева и его сотрудников подтвердили, что «восприятие пространства есть сложная интермодальная ассоциация», которая образуется «из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого организма»] и возникает в результате не созерцательного, а «действенного отношения к миру»

Но восприятия предметов, движения и связанного с ним «мышечного чувства» (имеющих место в процессе практического овладения предметами), которые являются первыми необходимыми условиями познания пространства, ещё не достаточно, чтобы ребёнок знал, что такое «далеко», «рядом», «справа» и т.д.

В дошкольном возрасте на новый, более высокий уровень восприятие пространства поднимает «включение сигналов второй системы во всю отражательную деятельность ребёнка» Именно слово, которое наполняется конкретным содержанием, становится раздражителем, «замыкающим временные связи между первой и второй сигнальными системами» С этого момента развитие пространственной ориентации ребёнка происходит в неразрывной связи с формированием его мышления и речи. В результате взаимодействия взрослого и ребёнка, последний постепенно переходит от неточных общих словесных обозначений пространства («там», «тут», «здесь» и т.п.) к освоению специальных слов, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаиморасположение с другими («слева», «выше» и т.п.). Эти понятия становятся орудием для дальнейшего, более глубокого анализа пространственных представлений, обозначенный словом признак предмета вычленяется и превращается в самостоятельный объект познания [2, 9, 14, 15, 18, 21, 22]. С течением времени подобные слова приобретают оттенок относительности, и ребёнок уже самостоятельно определяет отношения между 2-3 предметами, используя выражения «слева от», «справа от» и т.д. [14, 3]. Это осуществляется благодаря тому, что при определении пространственных отношений между объектами ребенок переносит «схему своего тела», являющуюся для него основой освоения «словесной системы отсчёта» при определении пространственных направлений, на тот объект, который в тот момент служит для него фК сожалению, и наш опыт работы показывает, что в результате исследования пространственных представлений первоклассников, выявляются дети, имеющие трудности с различением правой и левой сторон у себя и у собеседника, пониманием предлогов и слов, обозначающих пространственные взаимоотношения. Так в 2006-2007 учебном году 35% первоклассников общеобразовательной школы испытывали затруднения в подборе предлогов при описании местоположения по горизонтальной и/или вертикальной оси предметов, изображённых на картинке, а 19% детей не были уверены при выборе левого и правого направлений. В текущем учебном году детей, испытывающих подобные трудности, 17% и 25% соответственно.иксированной точкой отсчёта [16].

Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышления, память.

А.ВСеменович выделяет следующие уровни ориентировки в пространстве.

Ориентировка в пространстве — это очень емкое понятие оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве. Начальный этап ориентировки в ограниченном или малом пространстве это:

— ориентировка на собственном теле значение частей собственного тела, знание о пространственном расположении частей тела, обозначение расположение частей своего тела, соответствующими пространственными терминами, сравнение реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале.

— на плоскости располагать предметы на поверхности стола слева направо и в названых направлениях, определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов.

— на листе бумаги правая и левая, верхняя и нижняя стороны листа, середина.

— овладение квазипространственными представлениями (количественными пространственно-временными понятиями и их соотношениями, а также собственно лингвистическими представлениями).

М. Леушина писала что: «Психолого-педагогические исследования

показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета.

В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный).

Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам». 

Совет

Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление.

Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: «Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит, она правая».

Определить положение других частей тела в качестве правых или левых ребенку удается только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает ее, отводит в сторону и т.п.) и только после этого указывает на глаз.

«Правое» и «левое» кажутся ребенку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева.

Позднее ребенок выделяет преимущественно две зоны: или правую и левую, или переднюю и заднюю.

В каждой из них выделяется еще два участка (или две стороны): в передней, например, зоне участок, расположенный впереди справа и впереди слева; в задней расположенный сзади справа и сзади слева.

Если выделены правая и левая зоны, то участками в них будут: участок, расположенный справа впереди и справа сзади; тоже слева впереди и слева сзади. Промежуточные точки пространства теперь четко обозначаются ребенком: это впереди справа и впереди слева и т. д

Исходя из анализа литературы, мы полагаем, что важными приемами работы по развитию пространственных представлений являются:

  • опора на наглядность ситуации;
  • практическая деятельность с конкретными предметами;
  • использование в развивающей работе дидактических игр;
  • создание игровых ситуаций (ведь именно игровая форма работы вызывает в этом возрасте неподдельный интерес ребёнка);
  • активное употребление детьми в своей речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов (например, когда один из участников развивающего занятия предлагает другим свой вариант задания);
  • введение упражнений на различение направления в условиях поворота (сначала реального, затем мысленного) на 90°, 180° в горизонтальной плоскости.

Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.

II младшая группа. Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди – сзади (позади), вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево). Различать правую и левую руки.

Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).

Обратите внимание

Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Старшая группа. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина». Ориентировка на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).

Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.

Читайте также:  Время года весна - воспитание и игры

); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Развиваемся играючи.

Вот несколько несложных игр с малышом на развитие пространственных навыков.

1) Во время массажа на гимнастическом мяче проговариваете вслух– «вперед» , «назад», «влево», «вправо».

2) В самом раннем возрасте – показываете малышу игрушку пододвигая и отодвигая ее от лица ребенка – проговаривая – «мишка далеко», «мишка близко»

Важно

3) Когда малыш научится пользоваться ручками покатайте с ним мячик по полу – малыш катит мяч вперед, вы катите мяч назад. А теперь от правой ручки к левой ручке – мяч катиться справа на лево, и обратно – слева на право. Опять же — говорите о том, куда катится мяч.

4) Для запоминания названий частей тела, можно «искупать» куклу – «сейчас помоем личико, теперь помоем спинку»… Сначала Вы можете ребенку говорить, что нужно помыть, потом пусть ребенок расскажет – какие части тела уже «вымыты», и что он собирается «помыть» потом.

5) На распутье. Возьмите четыре игрушки. Определите исходную позицию, расставьте игрушки по четырем сторонам и расскажите ребенку

Направо пойдешь – машину найдешь

Налево пойдешь – куклу найдешь

Вперед пойдешь – мячик найдешь

Назад вернешься – зайчика встретишь.

Затем спросите малыша: «Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?». Ребенок отвечает: «Я хочу пойти налево и найти куклу». Малыш идет за нужной ему игрушкой, затем игра повторяется. Можно совершенствовать и усложнять ее по мере достижений ребенка.

6) Очень веселая игра для малышей 3-4-х летнего возраста – дотрагиваться по команде до разных частей тела. Например, вы просите дотронуться малыша правой ручкой до своей левой щечки, а потом левой ручкой до Вашего левого уха. И весело и познавательно. И пространственные навыки, и координация, и закрепление понятий.

7) Возьмите непрозрачные стаканчики разного цвета (например, от пирамидки), спрячьте под одним из них игрушку, шарик, сюрприз для малыша. И попросите ребенка найти его, руководствуясь указаниям.

Например, шарик спрятан под правым стаканчиком, или шарик находится справа от синего стаканчика, шарик находится между оранжевым и белым стаканчиком. На стаканчики можно наклеить также цифры или геометрические фигуры – и ввести в подсказки новые ориентиры.

Шарик между тройкой и пятеркой, по диагонали вниз вправо от прямоугольника.

8) Также для деток постарше можно устраивать настоящие поиски сокровищ. Вы прячете игрушку или какое-то другое «сокровище» на улице или в доме. Определяете исходную позиции для ребенка и отдаете указания – например, два шага вперед, один шаг направо, три шага назад…

9) Сигнальные флажки. Для игры нужно сделать два флажка разного цвета. Вы отдаете команды – красный флажок вверх, синий вниз; правую руку вперед, синий флажок – вправо. Команды и варианты Вы, конечно, можете придумывать на ходу. Для ребенка 6-7 лет будет интересно выучить русскую семафорную азбуку — и отправлять сообщение со «своего коробля».

И главное – не забывайте предлагать ребенку быть Ведущим. Иногда ошибайтесь, выполняя поручения – малышу будет приятно поправить Вас и объяснить, как нужно было сделать.

Совет

Конечно, это только примеры, Вы можете придумать массу всевозможных игр и занятий. Нам просто хотелось продемонстрировать – что достаточно сложные понятия и навыки можно преподнести легко и весело.

Ну и на последок несколько веселых стишков и песенок. Вы можете выучить их с ребенком и показывать рассказывая.

Ручку правую вперед,

А потом ее назад

И опять ее вперед

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

Поворачиваемся по кругу!..

Дальше слова меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т.д. Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.

Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу!Топай правою ногой,Топай левою ногой,Снова — правою ногой,Снова — левою ногой,После — правою ногой,После — левою ногой.Вот тогда придешь домой!

(И. Токмакова)

Стоял ученик

На развилке дорог.

Где право, где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!» — раздался

Ликующий крик,

Где лево, где право,

Узнал ученик. (Берестов В.)

Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ -Где ЛЕВО, где ПРАВО?Легко вам отвечу,Подумавши здраво.Это ПРАВАЯ рука,Она послушна и крепка.ПРАВОЙ — я ложку держу,Пса на поводке вожу,ПРАВАЯ -мячик кидает,

А ЛЕВАЯ — ей помогает.

Источник: https://multiurok.ru/files/konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-podvizhnyie-ighry.html

Как научить ребенка различать правую и левую стороны

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания. Поэтому способность ориентироваться у малыша развивается постепенно, по мере обогащения его чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире.

Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко.

С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь крохе разобраться что к чему. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи.

Если кроха не понимает, где у него правая ножка, а где левая, ему будет тяжело не только на занятиях танцами или гимнастикой. Плохо или неточно сформированные пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка.

У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы в овладении счетом и письмом, что, в свою очередь, будет мешать успешному обучению в школе. Не будем забывать, что так же, как и в случае с цветом, малыш сначала начинает РАЗЛИЧАТЬ право и лево, а называть все своими именами он будет гораздо позже.

Итак, чем раньше мы начнем знакомить малыша с пространственными понятиями, тем легче и быстрее он сможет освоить эту непростую науку. И тем меньше проблем у него будет в будущем. А помогут нам в этом веселые игры и упражнения.

Ни дня без тренировки!

У малышей до 3 лет преобладает конкретное мышление. Это значит, что они воспринимают конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. А вот такое абстрактное понятие, как пространство, для них пока непостижимо. Интересно, что в царской армии большинство солдат были неграмотными и не различали право и лево.

И вот один изобретательный офицер, тщетно пытавшийся обучить солдат командам «налево» и «направо», вместо абстрактных понятий «лево» и «право» стал употреблять конкретные «сено – солома». И строй стал поворачиваться в нужную командиру сторону. Похожая ситуация происходит и с малышами.

Поэтому, объясняя сыну или дочурке, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ему вещам, создавайте стойкие ассоциации. И начать, конечно, нужно с себя любимого. Просто объясните крохе, что правая ручка – это та, которой он кушает. Можно придумать и другой заметный ориентир.

Обратите внимание

Например, родинка на правой руке. А другая рука, соответственно, левая. На этапе обучения напоминайте об этом почаще, иначе малыш может забыть ваши пояснения. Когда с руками все будет более-менее понятно, попросите кроху опустить правую ручку вниз и взяться за ногу. Объясните, что эта ножка – тоже правая.

И все, что находится с этой стороны (глаз, ухо, плечо, локоть и т.п.) – правое. И только тогда, когда свои собственные части тела будут четко дифференцироваться на правые и левые, на этой основе начинаем изучать более абстрактные понятия. Попробуйте на первых порах пользоваться все тем же методом «сено-солома».

Например, наклейте на правую ручку малыша наклейку с солнышком, а на левую – с цыпленком. Где солнышко – правая ручка, где цыпленок – левая. С той же целью можно надеть на правую руку ребенка браслетик. Многие вещи малыш постигает в повседневной жизни как бы между прочим. Именно так обычно и происходит с ориентированием в пространстве.

Почаще обращайте внимание крохи на такие понятия, как право, лево, верх, низ: «Сейчас мы откроем левую дверку шкафа. Давай повесим полотенце на правый крючок.

Где на полке лежат твои футболки? Справа! Подай мне вон ту книжку, которая стоит на книжной полке слева!» Во время одевания тоже не теряйте времени зря: «Давай наденем варежку (носочек, ботинок) на правую ручку, а теперь – на левую!».

Рассматривая картинки в книжке, спрашивайте у крохи, кто находится вверху, а кто внизу, кто слева, а кто справа, что нарисовано в левом верхнем и в правом нижнем углу, где у собачки правый глазик, а где левое ушко и т.п. Много полезных фраз попадается в детских стишках и песенках.

Например, моя Маша в 2,5 года уже хорошо знала, где у нее правый глаз, потому что очень любила показывать, как «акула-каракула правым глазом подмигнула». Обратите внимание малыша, что когда взрослые люди здороваются, они протягивают друг другу правую руку. Поиграйте с малышом в «приветствие»: протягивайте ему правую руку, и пусть он в ответ пожмет ее нужной рукой. Малыш может поздороваться за руку с пришедшим с работы папой, приехавшей в гости бабушкой и т.д. Одним словом, используйте любую подходящую ситуацию, чтобы лишний раз потренироваться. Ведь в нашем деле важна именно тренировка, тренировка и еще раз тренировка.

Зарядка страны Левоправии

Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки.

Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую – вперед» и т.п. Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!» Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: «Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо!» А теперь пришло время расслабиться.

Укладывайтесь вместе с крохой на пол и продолжайте упражнения: «Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!» Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде.

Важно

Можно предложить крохе поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой и называя при этом руку. Если у вас есть гимнастический мяч, то, качая на нем малыша, приговаривайте всевремя: «Вперед, назад, влево, вправо». Постоянное повторение рано или поздно принесет свои плоды.

Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист: Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу! Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова — правою ногой, Снова — левою ногой, После — правою ногой, После — левою ногой. Вот тогда придешь домой! (И.

Токмакова) А можно и веселый танец буги-вуги станцевать: Ручку правую вперед, А потом ее назад И опять ее вперед И немножко потрясем. Мы танцуем буги-вуги

По-во-ра-чи-ва-ем-ся! Дальше слова меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т.д. Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.

Упражнения на прогулке

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам, командуйте: «Левой-правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка».

Обычно малыши показывают рукой на то, что их заинтересовало: «Вон поехал мотоцикл!» А вы прокомментируйте его слова: «Мотоцикл проехал слева от нас». Спрашивайте у крохи, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил.

Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь – налево». Во время ежедневного похода в детский сад попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть.

Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!» Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Обычно мальчишки интересуются всевозможными дорожными знаками, но, почти наверняка, это будет интересно и девочкам.

Рассматривайте те из них, где нарисованы стрелки, и пусть ребенок расскажет вам, куда можно ехать машине согласно этому знаку: прямо и направо или прямо и налево. Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.

Умные игрушки

Игрушки – благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые вещи. Важно, чтобы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог определить право и лево относительно любого предмета.

Читайте также:  Шапочка санта клауса - воспитание и игры

Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят левее мишки, а какие правее. Кто в ряду находится левее: кукла или собачка? А кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Сколько зверушек сидит справа от кошечки, а сколько слева.

Перечисли все игрушки справа налево, а теперь – слева направо… Теперь посадите одну игрушку (например, собачку) в центре, а остальные распределите вокруг нее на некотором расстоянии. Пусть собачка идет вправо и называет те игрушки, которые встретились у нее на пути. А теперь пусть отправится влево.

Совет

Затем возьмем машинку, усядемся на пол и будем возить ее по ковру, выполняя мамины команды: «Вперед! Налево! Направо! Назад!» Можно нарисовать на большом листе бумаги дорогу со множеством поворотов и катать по ней маленькую машинку из киндер-сюрприза, рассказывая, где в какую сторону нужно повернуть.

Попросите малыша показать, где у машинки правое переднее колесо, а где левое заднее. Все малыши любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: «Два шага налево, один прямо, один направо…» А еще можно поиграть так.

Сядьте с малышом на пол и попросите его положить, например, впереди машинку, сзади – куклу, справа – зайку, слева – мишку. Теперь расскажите ему такую присказку: Вперед пойдешь — машину найдешь. Направо пойдешь – зайку найдешь. Налево пойдешь — мишку найдешь.

Назад пойдешь – куклу найдешь. Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? Малыш говорит, например: «Я хочу пойти направо и найти зайку». Затем игра повторяется снова.

Рисуем и учимся

Графический диктант — очень полезное упражнение как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. Для трех-четырехлетних малышей используйте упрощенный вариант.

Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов), поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть малыш поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка.

Для этих целей можно использовать и шахматную доску. А когда малыш немного подрастет, приступайте к настоящему диктанту. Для этой цели купите тетрадь с крупными клетками, дайте малышу хорошо заточенный мягкий карандаш и диктуйте. Пусть кроха отсчитывает определенное количество клеток в нужную сторону и проводит линии.

Для того чтобы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик и диктуйте уже по готовому рисунку. Не забывайте, что такая работа очень утомительна для крохи, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.

Научите малыша различать отпечатки правой и левой руки. Для этого обведите ладошки на листе бумаги и спросите у крохи, где какая. Если он затрудняется с ответом, пусть приложит свои ручки к отпечаткам. Вот теперь все ясно. Предложите малышу выполнить такие задания: «Нарисуй на правой ручке браслет. Раскрась ноготок указательного пальца на левой руке.

Нарисуй на среднем пальце правой руки колечко». А теперь обведите на листе несколько правых и левых ладошек в разных положениях (чтобы пальчики смотрели и вверх, и вниз, и в стороны).

Сможет ли малыш дорисовать на всех левых руках часы, а на всех правых – браслеты? Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: «Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него – собачку, а справа – кошечку». Или: «Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку?» А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Свет мой, зеркальце…

С этой проблемой сталкиваются практически все родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Сообщите малышу, что сейчас покажете ему фокус.

Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку «лицом» к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали.

Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, чтобы разобраться в этом фокусе. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, чтобы малыш понял, что правая рука так и осталась правой.

Обратите внимание

А путаница произошла из-за того, что предмет изменил свое положение в пространстве. Возможно, малыш не сразу осознает, что расположение предмета относительно и зависит от того, каким образом расположены мы сами по отношению к этому предмету. Но постепенно он осилит и это. И здесь тоже на помощь придут игры.

Предложите малышу завязать всем своим игрушкам и куклам ленточки на правые (или левые) лапки. Или красные ленточки – на правые, а синие – на левые. Как альтернатива ленточкам – обычные резинки для волос. Если маме будет не лень, можно нарисовать картинку-загадку для малыша. Изобразите на ней (можно схематически) пару десятков зайчиков (или человечков).

Пусть они стоят и передом, и задом, и боком. Часть фигурок будет держать флажки в правых лапках, часть – в левых. Пусть малыш обведет, например, синим карандашом тех, у кого флажок в правой лапе, а зеленым – у кого в левой. Поиграйте с крохой в мячик.

Вы бросаете ему мяч и называете какой-нибудь предмет в комнате, а малыш бросает мяч обратно и говорит, слева, справа, спереди или сзади от него этот предмет находится. Усложненный вариант – называть пространственное расположение предмета относительно того, кто бросает мяч и называет предмет (в данном случае, мамы). Время от времени меняйтесь с малышом ролями.

Попробуйте допустить ошибку. Заметит ли ее ребенок? Станьте вместе с ребенком посреди комнаты и попросите, чтобы он расположился так, чтобы вы очутились слева от него, затем справа, спереди, сзади.

Предложите малышу ответить на такие вопросы: «Что нужно сделать, чтобы «право» и «лево» поменялись местами? А чтобы поменялись местами «спереди» и «сзади»?
Можно ли «справа» изменить на «спереди»? Что произойдет, если сделать полный оборот?» В первом и втором случае нужно повернуться на пол-оборота, в третьем случае – на четверть. А вот если сделать полный оборот, ничего не произойдет. Не спешите подсказывать малышу. Пусть он сам повертится на месте и поймет что к чему.

Налево равняйся!

С детишками, у которых ведущей рукой является правая, все ясно. А как быть маленьким левшам, от какой руки отталкиваться им? Действительно, леворукие малыши сталкиваются с определенными сложностями. Часто они плохо ориентируются в пространстве, путают право и лево, верх и низ. Связано это с особенностями строения головного мозга.

У левшей, в отличие от большинства праворуких людей, ведущим является правое полушарие. Крохе сложно охватить целиком всю картинку, он выделяет лишь отдельные детали. В будущем у малыша могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. И чтобы помочь маленькому левше, нужно уделить максимум внимания именно пространственной ориентации.

Оденьте крохе на левую ручку браслет или часы. Для него это будет своего рода маркировкой, ориентиром в определении левой руки. Очень полезно для маленьких левшей выкладывать узоры из мозаики и кубиков. Но стремитесь, чтобы ребенок выкладывал узоры слева направо, т.е.

Важно

начинал ряд у левого верхнего угла поля, а заканчивал у правого верхнего. Затем опускаемся на ряд ниже и снова: слева направо. При этом научите малыша пользоваться важным ориентиром – маркированной рукой. Это поможет малышу легче освоить правильное направление при чтении и письме.

И помните, что маленькие левши осваивают пространство позже своих праворуких сверстников. Так что будьте терпеливы и снисходительны к крохе, и все у вас получится.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/833/raz-dva-levoy-orientiruemsya-v-prostranstve

Учимся ориентироваться в пространстве

rodnaya-tropinka.ru стихи и задания
 Понимание, где находится право и лево, верх и низ, впереди и сзади; правый нижний или левый верхний угол – это и есть ориентировка в пространстве.

Спросите, зачем это нужно ребёнку? Затем, чтобы в период школьного обучения он правильно писал буквы и цифры (дети с недостаточно развитым пространственным восприятием часто пишут их в зеркальном отображении). Затем, чтобы обойтись без трудностей  при изучении геометрии и черчения в средних классах.

Затем, чтобы во взрослой жизни с лёгкостью научиться водить автомобиль и не попадать в аварии.
 odnamama.net игры для развития пространственного мышления
Ориентируемся в пространстве для детей 5-6 лет
 Задания на развитие пространственного мышления у детей 4-5 лет.
 Пособие Гаврина С. и др.

«Развиваем пространственное мышление»  с заданиями, вводящими в графические диктанты по клеткам
графические диктанты для детей  5-7 лет- очень важные упражнения  для начала письма цифр в одну клетку, в  частности.

лабиринты 
 таинственные лабиринты , детям от 5 лет
развиващая игра-лото «Направо, налево»
 игра -лото «Вокруг да около»
развивающая игра «Маленькие слова( предлоги)»
 дидактический материал в картинках 
Рабочая тетрадь  с заданиями на закрепление понятий  слева и справа, налево и направо
 рабочая тетрадь «Подбери нужный предлог»
раскраска
Книжка- игра. На каждой страничке малыш должен найти и показать на большой картинке предметы, изображенные внизу странички в рамочках. При этом, показывая этот предмет, ребенок должен сказать, где он находится употребляя слова «под», «над», «за», «перед», «в», «на», «между», «около»

Физкульт минутка «Богатыри»

Дружно встали
Образуют круг.

Раз, два, три!
Руки – вверх, к плечам, в стороны.

Мы теперь – богатыри.
«Силовое движение» – согнутыми в локтях руками.

Мы ладонь к глазам приставим
Ладонь правой руки ко лбу, левая рука на поясе.

Ноги крепкие расставим.
Ноги – на ширине плеч.

Поворачиваясь вправо,
Повернуть корпус вправо – взор вдаль.

Оглядимся величаво.И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошекЛадонь левой руки ко лбу ,правая рука – на поясе.

Поворачивают корпус влево – взор вдаль.

И направо, и ещеЛадонь правой руки ко лбу, левая рука на поясе.

Поворот корпуса вправо.

Через левое плечо!Руки на поясе. Поворачивают голову налево —

смотрят назад, через левое плечо.

Ученик

Стоял ученик на развилке дорог.

Стоят, руки на поясе, ноги вместе.

Где право, где лево?

Повороты туловища вправо- влево.

Понять он не мог.

Пожать плечами, руки вдоль тела.

Вдруг, ученик в голове почесал,

Почесать правой рукой голову.

Той самой рукою,

Показывают правую руку.

Которой писал.

Имитация письма в воздухе.

И мячик кидал,

Имитация бросания мяча перед собой то правой, то левой рукой.

И страницу листал,

Имитация перелистывания страниц указательным

пальцем правой руки.

И ложку держал,

Имитация удерживания ложки в правой руке.

И полы подметал.

Имитация подметания полов веником.

Победа! Раздался

Ликующий крик.

Поднимают правую руку вверх.

Где право, где лево

Указывают правой рукой направо, левой — налево.

Узнал ученик.

Показывают обеими руками на себя.

Источник: https://bernudarzniece.blogspot.com/2014/07/blog-post_16.html

Как научить ребенка ориентироваться в пространстве? — МБОУ ЦДиК № 9

Учитель-дефектолог Штефанова Е.С.

Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились в школе. Успех во многом зависит от того, как сложится учеба в первом классе, насколько посильными для первоклассника окажутся учебные задания на первом этапе учебы.

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного развития.

К моменту поступления в школу дети уже должны свободно ориентироваться в пространстве, на плоскости и в составе слова (какой звук слышим первым — какую букву пишем, какой звук в конце слова, в середине слова т.д.).

Если не развивать у ребенка пространственные представления, то в школьном возрасте он может столкнуть с рядом проблем, а именно возникнут трудности при изучении таких наук как математика, письмо, в старших классах физика и геометрия, так как для освоения данных предметов требуется хорошо развитое пространственное мышление.

Многих родителей волнует вопрос: как научить ребенка ориентироваться в пространстве и когда это следует начинать. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом.

В три-четыре года необходимо учить малыша различать пространственные представления, связанные со своим телом, а также помогать осваивать навыки ориентации в пространстве (справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз). Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

В четыре – пять лет у детей продолжается развиваться умение ориентироваться в пространстве. Ребёнок учиться определять расположение одной – двух игрушек. Помните, что основным источником познания дошкольника является чувственный опыт. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е.

по сторонам собственного тела. Он практически соотносит предметы с частями тела: вверху — где голова, внизу — где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.

Эти навыки можно закрепить с помощью простейших игр с детьми.

«Далеко — близко»

Такая игра с детьми подойдет как для дома, так и для прогулки. Попросите ребенка рассмотреть окружающие его предметы. Задавайте вопросы, что находится впереди, сзади, справа слева, что находится далеко, а что близко? Затем попросите малыша повернуться (на 90 градусов), и спросите, что изменилось?

«Весёлая зарядка»

Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые.

Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую — вперед» и т.п.

Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!» Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: «Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо!» А теперь пришло время расслабиться.

Укладывайтесь вместе с ребёнком на пол и продолжайте упражнения: «Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!» и т.д.

Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде.

Можно предложить ребёнку поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой и называя при этом руку.

Обратите внимание

Если у вас есть гимнастический мяч, то, качая на нем малыша, приговаривайте все время: «Вперед, назад, влево, вправо».

«Весёлый стих»

Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой.

«Упражнения на прогулке»

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам, командуйте: «Левой-правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка».

Обычно дети показывают рукой на то, что их заинтересовало: «Вон поехал мотоцикл!» А вы прокомментируйте его слова: «Мотоцикл проехал слева от нас». Спрашивайте у ребёнка, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил.

Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь — налево». Во время ежедневного похода в детский сад или в магазин попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть.

Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!» Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Обычно мальчишки интересуются всевозможными дорожными знаками, но, почти наверняка, это будет интересно и девочкам.

Рассматривайте те из них, где нарисованы стрелки, и пусть ребенок расскажет вам, куда можно ехать машине согласно этому знаку: прямо и направо или прямо и налево.

Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.

«Умные игрушки»

Важно

Игрушки — благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые вещи. Важно, чтобы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог определить право и лево относительно любого предмета.

Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят левее мишки, а какие правее. Кто в ряду находится левее: кукла или собачка? А кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Сколько зверушек сидит справа от кошечки, а сколько слева.

Перечисли все игрушки справа налево, а теперь — слева направо… Теперь посадите одну игрушку (например, собачку) в центре, а остальные распределите вокруг нее на некотором расстоянии. Пусть собачка идет вправо и называет те игрушки, которые встретились у нее на пути. А теперь пусть отправится влево.

Затем возьмем машинку, усядемся на пол и будем возить ее по ковру, выполняя мамины команды: «Вперед! Налево! Направо! Назад!»

Можно нарисовать на большом листе бумаги дорогу со множеством поворотов и катать по ней маленькую машинку из киндер-сюрприза, рассказывая, где в какую сторону нужно повернуть. Попросите малыша показать, где у машинки правое переднее колесо, а где левое заднее.

Все дети любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: «Два шага налево, один прямо, один направо…»

А еще можно поиграть так. Сядьте с ребёнком на пол и попросите его положить, например, впереди машинку, сзади — куклу, справа — зайку, слева — мишку. Теперь расскажите ему такую присказку:

Вперед пойдешь — машину найдешь.

Направо пойдешь — зайку найдешь.

Налево пойдешь — мишку найдешь.

Назад пойдешь — куклу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?

Малыш говорит, например: «Я хочу пойти направо и найти зайку». Затем игра повторяется снова.

«Где игрушки?»

Совет

Расставьте пять стульев таким образом, чтобы один был в центре, а четыре других стояли по кругу (спереди от стула, сзади, справа и слева). На стул, стоящий в центре посадите малыша, а на остальные четыре посадите игрушки. Далее вы называете игрушку, а малыш должен ответить, где она находится (спереди, сзади, справа и слева). Потом Вы меняете расположение игрушек и продолжаете игру.

В возрасте пяти-шести лет ребенок продолжает учиться определять местонахождение одних предметов относительно других.

Закрепить знания можно с помощью следующих игр:

«Регулировщик»

Пусть ребёнок будет регулировщиком, а Вы автомобилистом. Смастерите малышу жезл, а сами возьмите руль. Пусть ребёнок встанет посередине комнаты, и будет показывать Вам жезлом направление движения, а также он должен произносить команды: направо, налево, вперед, назад. Затем можно поменяться ролями.

«Робот»

Предложите ребёнку  поиграть в робота. Вы будите давать малышу команды, а он исполнять. Например, иди вперед, поверни направо, подними левую руку, повернись налево. Потом можно поменяться ролями.

«Свет мой, зеркальце…»

С этой проблемой сталкиваются практически все родители. Даже если ребёнок прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть…

Сообщите ребёнку, что сейчас покажете ему фокус. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку «лицом» к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали.

Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, чтобы разобраться в этом фокусе. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, чтобы малыш понял, что правая рука так и осталась правой.

А путаница произошла из-за того, что предмет изменил свое положение в пространстве.

Обратите внимание

Возможно, ребёнок не сразу осознает, что расположение предмета относительно и зависит от того, каким образом расположены мы сами по отношению к этому предмету. Но постепенно он осилит и это. И здесь тоже на помощь придут игры.

«Зеркало»

Поставьте два стула друг напротив друга. На один стул сядьте сами на второй посадите малыша.

Объясните ребёнку, что то, что вы будите делать правой или левой рукой, малыш должен будет повторять за Вами той же рукой.

Прикоснитесь рукой по очереди к правому, а затем к левому плечу, правой рукой к левому уху, левой рукой к правому колену, правой рукой к правому уху и т.д. Попросите ребёнка повторить то же самое действие.

«Весёлые картинки»

Мама может нарисовать картинку-загадку для ребёнка. Изобразите на ней (можно схематически) пару десятков зайчиков (или человечков). Пусть они стоят и передом, и задом, и боком. Часть фигурок будет держать флажки в правых лапках, часть — в левых. Пусть ребёнок обведет, например, синим карандашом тех, у кого флажок в правой лапе, а зеленым — у кого в левой.

«Скажи, где находится»

Ребёнку нужно называть пространственное расположение предмета относительно того, кто бросает мяч и называет предмет (в данном случае, мамы). Время от времени меняйтесь с малышом ролями. Попробуйте допустить ошибку. Заметит ли ее ребенок?

Станьте вместе с ребенком посреди комнаты и попросите, чтобы он расположился так, чтобы вы очутились слева от него, затем справа, спереди, сзади. Предложите ребёнку ответить на такие вопросы: «Что нужно сделать, чтобы «право» и «лево» поменялись местами? А чтобы поменялись местами «спереди» и «сзади»?

Можно ли «справа» изменить на «спереди»? Что произойдет, если сделать полный оборот?» В первом и втором случае нужно повернуться на пол-оборота, в третьем случае — на четверть. А вот если сделать полный оборот, ничего не произойдет. Не спешите подсказывать малышу. Пусть он сам повертится на месте и поймет что к чему.

«Где звенит?»

Важно

Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик (или другой звучащий предмет), держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

«Угадай, кого загадали».

Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц.

Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Родитель загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит справа  от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем предложите  поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок.

С детьми б-7 лет большое внимание необходимо уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к дому окружении используются игры и упражнения: «Как пройти в магазин (в аптеку и пр.)». Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути». Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д.

Для того, чтобы научить ребёнка пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, можно поиграть в игры: «Наоборот», «Дополни предложение». Например, родитель начинает предложение: «Сережа подбросил мяч… (вверх);  папа поставил кружку… (справа), а мама поставила тарелку… (слева).

Важно ребёнка 6-7 лет научить ориентироваться на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.д.)

Предложите ребёнку найти середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги.

Предложите взять 5 красных кружков и положить в правый верхний угол, а 3 синих — в нижний левый угол. Важно, чтобы, выполнив задание, ребёнок рассказал о месте расположения тех или иных предметов.

Совет

Большую пользу приносят зрительные диктанты. Графический диктант — очень полезное упражнение как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания.

Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов), поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть ребёнок поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Для этих целей можно использовать и шахматную доску.

Купите тетрадь с крупными клетками,

дайте ребёнку хорошо заточенный мягкий карандаш и диктуйте. Пусть ребёнок отсчитывает определенное количество клеток в нужную сторону и проводит линии. Для того чтобы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик и т.д. и диктуйте уже по готовому рисунку.

Не забывайте, что такая работа очень утомительна для ребёнка, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.

Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: «Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него — собачку, а справа — кошечку». Или: «Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку?» А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута.

Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения.

С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны и т.д.  Например:

Обратите внимание

Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью взрослого моделируют собственные планы маршрутов.

Придумывайте новые занятия с детьми, играйте с малышом, получайте новые знания, тогда очень скоро Вы увидите результаты и вместе с ребёнком порадуйтесь новым успехам.

Желаем удачи!

Источник: http://dou24.ru/centr9/2011-07-14-05-03-551/2011-07-19-06-12-511/44-razvitie-i-vospitanie/doshkolnik/204-kak-nauchit-rebenka-orientirovatsya-v-prostranstve-3

Ссылка на основную публикацию