Слоги.составляем слова из слогов — воспитание и игры

Как научить ребенка делить слова на слоги и складывать из слогов слова: игровые методики

Выделение слогов в словах – важный этап обучения чтению.

Чтобы научить ребенка правильно делить слова на слоги, а затем из различных слогов складывать целые слова, необходимо найти верный подход и правильно подобрать комплекс упражнений.

Существуют методики, позволяющие знакомить дошкольников с чтением и слогоделением в домашних условиях. Начав занятия с раннего возраста, вы существенно облегчите труд своего ребенка в дальнейшем, когда придет пора идти в школу.

Этапы обучения чтению

Чтобы освоение материала проходило легко и эффективно, стоит знать основные этапы обучения чтению. Торопливость и несвоевременность в этом вопросе не приведут к быстрым результатам, а скорее надолго отобьют желание учиться у ребенка. Также важно знать, какое место в обучении чтению занимает слогоделение.

Рассмотрите следующие этапы:

  1. звуковой (приобретение навыков выделять в слове звуки и называть их);
  2. буквенный (изучение букв);
  3. слогоделение (деление слов на слоги, определение слогов на слух, сложение их в слова);
  4. чтение слов по отдельности, в словосочетаниях и предложениях.
  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Методики обучения чтению

С какого возраста начать учить ребенка читать, зависит от выбранной вами методики. Есть методики раннего развития – у них нет четких возрастных границ. Для классических, традиционных благоприятный возраст – 4-5 лет.

Существует пять популярных методик.

  1. Звукобуквенная, или метод Эльконина. Это достаточно сложная система, ориентированная на возраст 6-7 лет, поэтому не подходит для дошкольников.
  2. Традиционно-логопедическая. По этой системе составлен букварь Н. С. Жуковой. Сочетание классических и современных технологий обучения популярно в школах. К такому методу стоит подводить детей постепенно к 6 годам, чтобы упростить обучение в школе.
  3. Метод Домана. Гленн Доман – ученый-нейрофизиолог. Он разработал систему обучения чтению умственно-отсталых детей. На данный момент по этой системе занимаются и со здоровыми детьми на ранних этапах развития. Метод заключается в том, чтоб показывать ребенку слова, написанные яркими красными буквами, и повторять их по несколько раз в день. Таким образом развивается зрительная память, запоминаются буквы и слова.
  4. Метод Зайцева. Основывается на сложении готовых слогов, прописанных на кубиках. Подходит для дошкольников. Метод популярен, но официально не применяется в школах.
  5. Система Монтессори. Дети сначала учатся писать буквы, используя рамки и специальные вкладыши, а потом изучают сами буквы и соответствующие звуки.

Комплекс игр и упражнений

Учитывая существующие этапы и методики обучения чтению, вы формируете весь учебный процесс. После того как ребенок выучил буквы и звуки, можно начинать учить ребенка читать по слогам. Лучше всего проводить занятия в игровой форме – так дошкольнику будет комфортнее, к тому же, это повысит интерес к чтению в целом.

Итак, какие игры можно использовать в процессе обучения?

  1. Игра «Сколько слогов – столько шагов!». Для начала стоит научить ребенка слышать слоги в словах и произносить их. Нужно объяснить ему, что в слове число слогов равняется количеству гласных (вы можете напомнить ему, что гласные – это звуки, «которые умеют петь», и пропеть эти звуки с ним вместе). Данную игру начинайте с простых слов с одной или двумя гласными, желательно повторяющимися: мама, папа, Саша, зал, сад; стол, двор, молоко и т. п. Когда повторите все гласные по отдельности, постепенно усложняйте игру, включая слова с разными звуками: лето, Вова, небеса, Лунтик и т. п.
  2. «Бродилки». Детям 5 лет бессмысленно объяснять правила крепления сонорных звуков к слогам, а также переносы согласных букв к другим согласным, как в слове но-ски. Используйте игры с запоминанием конкретных слогов. Нарисуйте плакат с картой вымышленного города. На каждой станции в рамке ярким фломастером нарисуйте слоги, начните с простых: на станции 1 – МИ, на станции 2 – ША, на станции 3 – ДЕ, на станции 4 – ДА. Дайте ребенку машинку и путешествуйте по городу вместе с ним. Попросите его называть слоги, за каждый правильный ответ вручайте фишку. Награждайте за прохождение всей игры медалью. Сделайте несколько таких плакатов с разными станциями и слогами.
  3. «Магнитики». Эффективная игра, если вы задались целью научить ребенка делить на слоги не только простые, но и сложные слова. Приобретите магниты-буквы, прикрепите их к холодильнику или магнитной доске. Вместе с ребенком составляйте ежедневно несколько слов по слогам из магнитов. Это может быть какой-то код, чтобы получить дополнительные 10 минут просмотра мультфильма. Или хитрость «раздели на слоги слово БА-НАН и получишь банан». Составьте сложное слово, например фамилию – АЛЕКСЕЕВЫ. И попросите ребенка разделить ее на слоги. Помогите, если у него не будет получаться.
  4. «Домик-человек-овощ». Вырежьте несколько домиков и приклейте к ватману. Каждый домик будет иметь название, например МА или ТО. Вырежьте человечков и дайте каждому имя, начинающееся с того слога, которыми названы дома (Маша и Тома). Попросите ребенка правильно соединить человека и домик по первому слогу. Потом Маша и Тома пойдут в магазин и купят там фрукты или овощи, начинающиеся на слоги «ма» и «то» (мандарины, томаты). Вырежьте или нарисуйте магазин с различными продуктами.
  5. «Напиши на песке». Учимся писать буквы на разноцветной манке. Детям нравится рисовать на песке, можно приобрести разноцветный песок в магазине, либо раскрасить манную крупу, выложить на поднос и показывать ребенку написание различных букв и слогов. Это развивает мелкую моторику и творчество.
  6. «Соедини слоги в слова». Можно постепенно переходить к более сложным упражнениям. На карточках написать слоги и попросить составить слово. Предлагать сначала короткие слова, а затем длинные. Составьте из слов пирамиду: вверху самое короткое слово, а внизу самое длинное.
  7. «Иду по следу». На листах А4 напишите слова, распределите листы по всей квартире, а на финише поставьте приз (игрушку, билет на аттракционы), попросите ребенка идти по следам. Наступая на каждый, ему нужно назвать слово по слогам. Так же можно написать отдельные слоги, чтобы с каждым шагом у ребенка получалось новое слово. Выполняя это простое, но интересное упражнение, ребенок научится соединять слоги.
  8. «Найди в слове еще одно слово». ПООБЕДАЛ (обед, дал), ОГОРОД (город, род) и т. п.
  9. Тексты для чтения дошкольникам. Небольшие тексты, по которым ребенок может начинать читать слоги в словах. Используйте рифмованные тексты и чистоговорки («Мама мыла раму», «На селе нам весело»). Сначала ребенок должен запомнить фразу целиком, а затем делить ее на слоги.

Помните: игра – это необязательное действие, поэтому не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, а лучше мотивируйте его или перенесите занятие на другое время. Чем красочнее будет оформлена игра, тем дольше будет занят ею дошкольник, и тем лучше будут результаты.

Источник: https://Razvivashka.online/chtenie/delit-slova-na-slogi

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

Под понятием «слоговая структура слова» принято понимать взаиморасположение и связь слогов в слове. Не секрет, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников большую трудность.

А ведь усвоение слоговой структуры слова является одной из главных предпосылок для овладения грамотой.

Несформированность навыков слогового анализа и синтеза влечет за собой проявление в период обучения в школе дислексии и дисграфии.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.

Известно, что использование в коррекционной работе игровых приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Слова «учить играя» остаются актуальными и сегодня.

Читайте также:  Стихи с днём рождения папы - воспитание и игры

А дидактическая игра — это и метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Обратите внимание

Представляю вашему вниманию дидактические игры, целью которых является формирование слоговой структуры слова у дошкольников.

«Слово ты произнеси, сколько в нем слогов скажи»

На первой линейке изображены цифры от одного до четырех. На второй линейке картинки, в названии которых разное количество слогов.

Вариант 1.

Ребенок выбирает картинку, определяет количество слогов в ее названии. Затем подбирает соответствующую цифру.

Вариант 2.

Ребенок двигает первую линейку так, чтобы в окошке появилась цифра. Затем ищет слово с соответствующим количеством слогов.

«Построй башню»

Современные детские конструкторы — это безграничный просторn фантазии не только для ребенка, но и для педагога.

Ребятам предлагаются предметные картинки со словами разной слоговой структуры. По количеству слогов в слове дети строят башню из деталей конструктора. Затем сравнивают башни и определяют, какое слово самое большое, какое самое маленькое.

«Лесенка»

По лесенке-чудесенке Сейчас я поднимусь. Все слоги сосчитаю я,

Всех выше заберусь.

Логопед: «Помоги человечкам подняться на свои ступеньки».

Дети по картинкам определяют количество слогов в слове. Пальчиками шагают по ступенькам, называя слоги слова, ставят человечка на ступеньку последнего слога, определяют количество слогов в слове.

«Наряди елку»

Дети наряжают елку. Самые большие нижние ветки украшают игрушками с картинками, в названии которых три слога.

Важно

Ветки поменьше — двусложными словами. Самые маленькие верхние ветки — односложными словами.

«Помоги Слоговичку»

Отправляемся с ребятами в гости к Слоговичку и помогаем ему собрать двусложные слова — названия игрушек из половинок яиц Киндер Сюрприза.

Каждую игрушку кладем в яйцо с его названием.

«Снеговики»

Лепит с самого утра Детвора снеговика. Снежные шары катает

И, смеясь, соединяет.

Логопед предлагает детям слепить снеговиков так, чтобы на них можно было прочитать слова.

«Помоги клоуну собрать слова»

На циферблате часов вместо чисел изображены шары со слогами.

Логопед: «Клоун жонглировал шарами и перепутал все слова. Помогите клоуну собрать слова».

Дети передвигают стрелки часов, соединяя слоги, составляя двусложные слова.

Рябова А.М.,
учитель-логопед

(10 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/statya-14377/.html

Учимся читать по слогам: игры и интересные методики

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом.

Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи.

В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные.

Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА).

Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках 

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку».

Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно.

На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу.

Совет

Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым.

Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать.

Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается).

На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы.

Обратите внимание

Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком.

Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

3. Игры с буквами, которые дружат

(, «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве.

 Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся.

Читайте также:  Ребенок идет в школу в 1 класс - воспитание и игры

 Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

Далее мы переходим к закреплению этого навыка и чтению простых слов. Закрепить навык сложения букв в слоги вам помогут различные игры со слогами, такие как:

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие  — в этой серии есть еще несколько пособий
  • Игра
  • Подобные упражнения есть в книге

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

— Альбомы со слогами

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог.

Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики.

 Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

— Дорожки из слогов

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки.

Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Далее пробуем читать слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: ЛАПА, ДАЧА, ФАТА, КАША, ГИРИ, КИВИ, потом с разными (КОТЫ ШАГИ, ЛИСЫ, ЧАСЫ).

Важно

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/uchimsya-chitat-po-slogam.html

Дидактические игры со звуками, слогами, предложениями «Играем по дороге к Азбуке» — «Дошколёнок.ру»

Цель: закреплять знания о графическом изображении букв. Упражнять в умении соотносить звуки в словах с буквами. Развивать фонематический слух.

«Длинные и короткие слова»                      

Цель: закреплять умения детей определять длинные и короткие слова. Развивать интерес к звучащей речи, закреплять умение делить слова на слоги с помощью прошагивания и прохлопывания.

«Собери слово»

Цель: закреплять умения детей составлять целое из частей. Упражнять детей в умении делить слова на слоги, читать слоги и слова. Закреплять акустические характеристики звука. Развивать внимание, интерес к чтению, грамоте.

«Собери букву»

Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение букв.

«Превращения слов»

 

Цель: упражнять детей в умении изменять слова путём замены или перестановки звуков, слогов в слове; развивать фонематический слух, мышление.

«Ребусы»

Цель: закреплять умение детей отгадывать слово по первым звукам в названии картинок, разгадывать ребусы.

Развивать вариативность мышления, память, речь.

«Давайте познакомимся»

Цель: упражнять детей в чтении, умении ориентироваться в тексте. Развивать внимание, связную речь (составить предложение с заданным словом, составить описательный рассказ). Развивать грамматический строй речи.

«Одень слово»

Цель: закрепить знания детей акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.

«Первая буква»

Цель: закрепить умение детей определять первую букву в слове, первый звук в слове, закрепить графическое изображение буквы. Развивать фонематический слух.

«Найди одинаковые слоги»

Цель: упражнять детей в умении анализировать слоговый состав слова, находить на слух одинаковые слоги. Развивать фонематический слух.

«На какую букву похоже?»

Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Закрепить умение соотносить букву с картинкой.

«Напиши букву правильно»

Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в написании печатных букв.

Прививать интерес к грамоте.

«Звучащий поезд»

 

Цель: закреплять умение детей выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове. Развивать фонематический слух.

«Прочитай словечко»

Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в чтении слов. Развивать интерес к грамоте.

«Давайте познакомимся»

Цель: упражнять детей в умении чётко произносить звуки в слогах, словах, словосочетаниях. Развивать внимание, связную речь (составить предложение с заданным словом, составить описательный рассказ).

Развивать грамматический строй речи.

«Звучащие упражнения»

Цель: упражнять детей в дифференциации звуков [ч] [ш] [щ], умении находить предметы, в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух, внимание.

«Что изменилось»

Цель: развивать фонематический слух детей; закреплять умение детей делать звукобуквенный анализ слова, мышление, внимание; упражнять в чтении слов по слогам.

«Азбука»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Упражнять в произношении слов разной слоговой структуры. Упражнять в умении составлять предложения с заданным словом. Воспитывать интерес к чтению.

«Зашифрованное слово»

Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в чтении слов. Развивать интерес к грамоте.

«Отгадай какая буква спряталась?»

Цель: закреплять умение детей определять название буквы при помощи обследования карточек пальчиками. (карточку с буквой прячут в мешочек).  

Источник: https://dohcolonoc.ru/utrennici/1533-didakticheskie-igry-so-zvukami-slogami-predlozheniyami-igraem-po-doroge-k-azbuke.html

Как объяснить ребенку что такое слоги? Учимся читать по слогам видео уроки для детей

С чего начать обучение?

Несомненно, все родители радуются новым достижениям своих детей. Одни хотят, чтобы их ребёнок быстрее научился ходить, другие жаждут скорейшего освоения разговорной речи, а третьи желают, чтобы ребёнок успешно освоил азбуку и научился читать по слогам.

Читайте также:  Тройные пазлы "изучаем цифры и счет". - воспитание и игры

Итак, c гласными и согласными мы познакомились. Также не забыли про пальчиковую гимнастику и другие полезные упражнения для развития речи.

Как же объяснить ребёнку, что из себя представляют слоги? Нужно ли детям приступать к изучению всего алфавита, прежде чем переходить к освоению и чтению слога?

Нет, это не необходимо. Для того, чтобы начать освоение слогов, ребёнку нужно лишь знать все гласные буквы и несколько согласных.

Как правило, изучение букв и звуков не вызывает особых сложностей у детей, которые готовы к этому процессу интеллектуально.

Другое дело — слоги.

Умение складывать из букв и звуков слог появляется после длительных занятий. Запаситесь терпением. Рано или поздно всё получится.

Освоение слогов

Итак, ваш ребёнок знаком с некоторыми буквами и хорошо ориентируется в звуках.

Пора приступать к освоению слогов. Если вы занимаетесь с ребёнком дошкольного возраста, то обучение целесообразнее всего проводить в игровой форме. На начальном этапе длительность занятий должна составлять не более десяти минут в день, позже вы сможете увеличить продолжительность до тридцати минут в день.

Слоги бывают открытыми — заканчиваются на гласный звук, и закрытыми — заканчиваются на согласный звук. Кроме того, вы должны сформировать у ребёнка понимание того, что если перед гласным звуком стоит согласный, то слог обязательно начинается с согласного звука.

Покажите ребёнку, что в любом слоге есть гласный звук. Для того, чтобы понять, сколько слогов в слове, нужно просто посчитать количество гласных. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Но вы должны понимать, что не всем детям понятна и доступна такая схема освоения слогов, поэтому в случае возникновения трудностей вы можете пойти по другому пути.

Для наглядности деления слов на слоги вы можете предложить ребёнку одно очень простое, но от этого не менее эффективное упражнение под названием «Ладошка под подбородком». После этого упражнения дети довольно быстро научаются определению количества слогов.

Принцип упражнения заключается в том, что вы должны предложить ребёнку положить его ладошку под подбородок, и в таком положении произнести какое-либо слово.

Например, машина.

Таким, образом, ваш ребёнок сможет на практике почувствовать, сколько раз его подбородок опустился вниз при проговаривании слова, столько и слогов в слове.

Игры для изучения слогов:

  • Игра «Друзья».Расскажите ребёнку, что буквы «М» и «А» ожили и стали друзьями. Они мчатся друг к другу и очень хотят обняться. Вместе с ребёнком произнесите звуки «М» и «А». И вот буквы встретились и обнялись, теперь произнесите получившийся протяжный слог «МА».
  • Игра «Найди соседа».Обращайте внимание ребёнка на афиши, вывески в магазинах, рекламные объявления. Просите найти буквы, которые дружат, то есть находятся рядом. За правильно найденные слоги, обязательно хвалите.
  • Игра «Наездники».
  • Используйте для игры буквы-магниты. В ряд выстройте согласные буквы, а между ними гласные.Образуются слоги. Затем проделайте то же самое, только теперь сначала постройте в шеренгу гласные буквы, а между ними поместите согласные. Получатся иные слоги.Обязательно объясните ребёнку эту разницу.

Видео уроки:

Чем быстрее ваш ребёнок освоит слоги, тем быстрее он научится чтению. Но всегда помните о том, что все дети индивидуальны, поэтому только ваше тёплое отношение и персональный подход к обучению способны принести реальные плоды.

Не забывайте читать хорошие книжки.

Источник: http://mamavod.ru/vospitanie-detey/kak-obyasnit-rebenku-chto-takoe-slogi-uchimsya-chitat-po-slogam-video-uroki-dlya-detey.html

Игра «Буквы, слоги и слова» лото с проверкой

Автор: Аникушина А. А.

Художник: Двинина Л. В.

Консультант: Свободина Н. Г. логопед высшей квалификационной категории, практический психолог, член оргкомитета Российской ассоциации дислексии, почетный работник общего образования РФ

Цель игры:

— формирование навыков звуко-буквенного анализа слова;

— обогащение словарного запаса;

— развитие логического и образного мышления;

— развитие внимания, памяти;

Темы игры: антонимы, рифмы, мягкие/твердые согласные, задания со слогами и буквами, составление рассказа по картинке, задания на развитие логики и внимания;

Ход игры:

Принцип игры для всех 12 карточек общий, но задание для каждой карточки свое.

Участникам игры раздается по одному игровому полю и по 8 маленьких карточек к нему схожего цвета.

Ведущий объясняет каждому участнику задание, в соответствии с ним и раскладываются маленькие карточки. Затем все маленькие карточки переворачиваются каждая на своем месте. При правильном выполнении задания, из перевернутых карточек складывается картинка.

Каждую из 12 собранных картинок можно использовать для составления рассказа по картинке, обращая внимание на отличительные признаки того времени года, что на ней изображено.

Если картинка не сложилась, значит, где-то возникла ошибка!

Совет

Ведущий приходит на помощь, помогая участнику наводящими вопросами, найти правильное решение.

Задания к карточкам и картинкам:

Карточка № 1.

Задание: найти такой же слог, независимо от штриховки.

Задание к картинке:

— найти ребенка, отличного от остальных;

— найти 7 отличий у снеговиков.

Карточка № 2.

Задание: подобрать антонимы.

Задание к картинке:

— найти животное, отличное от остальных;

— найти все отличия у четырех зонтиков.

Карточка № 3.

Задание: на маленьких карточках узнать по 3 буквы

Задание к картинке:

— найти животное, отличное от остальных;

— найти на картинке семь грибочков.

Карточка № 4.

Задание: подобрать рифму.

Задание к картинке:

— найти сказочного героя, отличного от остальных;

— найти одинаковые игрушки на елке.

В виде дополнительного задания можно предложить перечислить сказочных героев и назвать названия этих сказок.

Карточка № 5.

Задание: составить новое слово по первым буквам нарисованных слов;

Задание к картинке:

— найти дерево, отличное от остальных;

— найти пары птиц и определить, кто остался без пары.

Карточка № 6.

Задание: восстанови слово.

Задание к картинке:

— найти животное, отличное от остальных;

— найти елки с одинаковым количеством шишек.

Карточка № 7.

Задание: подбери пары слов с одинаковым первым слогом по твердости/мягкости.

Задание к картинке:

— найти животное, отличное от остальных;

— найти семь насекомых на картинке.

В виде дополнительного задания можно предложить сравнить запасы белочек на деревьях.

Карточка № 8.

Задание: замени одну букву, чтобы получить новое слово.

Задание к картинке:

— найти грядку, отличную от остальных;

— найти семь отличий у огородных пугал;

Карточка № 9.

Задание: переставь слоги и получи новое слово.

Задание к картинке:

— найди ребенка, отличного от остальных;

— найди в комнате все предметы треугольной формы.

Карточка № 10.

Задание: найди лишние буквы и из оставшихся четырех составь данное слово.

(Внимание! Из букв на маленькой карточке можно отдельно, в виде дополнительного задания, составить и другие слова)

Задание к карточке:

— найди ребенка, отличного от остальных;

— найди все отличия у корабликов.

Карточка № 11.

Задание: добавь к картинке на маленькой карточке один – два слога и получи новые слова.

Задание к картинке:

— найди ребенка, отличного от остальных;

— найди семь совочков на картинке.

В виде дополнительного задания можно предложить назвать все головные уборы у детей (косынка, панама, бейсболка, шляпа)

Карточка № 12.

Задание: найди лишний слог, из остальных слогов составь слово.

(Внимание! Из слогов на маленькой карточке можно отдельно, в виде дополнительного задания, составить и другие слова. Это задание можно выполнять как устно, так и письменно.)

Задание к картинке:

— найди подарок, отличный от остальных. ( лимонное дерево с плодом);

— найди 7 ошибок художника ( буква «р» в слове «марта», часы без второй стрелки, чайник с двумя носиками, кружка с двумя ручками, хвост у кота, обувь у мамы, спортивная обувь у одного из сыновей).

Источник: http://www.dvoykam.net/product/bukvy-slogi-i-slova/

Ссылка на основную публикацию