Детский церебральный паралич (дцп) — воспитание и игры

Детский церебральный паралич: 7 ранних признаков, 4 линии терапии

Детский церебральный паралич — это один из самых тяжелых итогов перинатального поражения нервной системы.

Что такое ДЦП?

Детский церебральный паралич — это результат повреждения головного мозга, полученного во время беременности, родов и в течение первых 28 дней жизни малыша. Болезнь проявляется двигательными нарушениями, расстройством речи, психики и восприятия окружающего мира, которые не прогрессируют, но поддаются коррекции и восстановлению лишь частично.

Для современной медицины детский церебральный паралич — это сложное, трудно поддающееся лечению заболевание, несмотря на ее научные и практические достижения.

Проявления детского церебрального паралича известны уже давно, еще с 1843 года, когда их впервые описал Литтл. В те времена он назывался болезнью Литтля. Современное название предложил Зигмунд Фрейд, и оно довольно точно характеризует проявления болезни.

Воздействие на организм плода в период беременности:

  • наличие у матери тяжелых заболеваний, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие будущего ребенка;
  • осложнения течения беременности;
  • гипоксия, инфекции, токсины и другие факторы, которые могут стать причиной неправильного развития ребенка.

Факторы, оказывающие воздействие на малыша в момент родов:

  • асфиксия, возникшая в родах;
  • родовая травма.

Воздействие на ребенка в периоде новорожденности:

  • различные травмы;
  • отравление организма;
  • инфекции;
  • недостаток кислорода в организме ребенка.

Виды ДЦП

Формы ДЦП по клиническим проявлениям:

  1. Двойная гемиплегия.
  2. Спастическая диплегия, которую еще называют синдромом Литтля.
  3. Гемипаретическая или спастическая гемиплегия.
  4. Гиперкинетическая.
  5. Атонически-астатическая.

По течению болезни:

  1. Ранняя стадия. Развивается в первые четыре месяца жизни. Характеризуется тяжелым общим состоянием малыша, нарушением работы внутренних органов, вызванных сбоем нервной регуляции (подачи сигналов к действию от нервной системы к органам), повышением внутричерепного давления, нистагмом (непроизвольным движением глаз), судорогами и двигательными нарушениями.
  2. Начальная стадия (хронически резидуальная). Начинается с 5 месяцев и длится до 4-летнего возраста. Она протекает на фоне остаточных явлений после перенесенной патологии с формированием стойких неврологических нарушений.
  3. Поздняя резидуальная стадия (конечная). Стадия, когда окончательно сформировались неправильные двигательные стереотипы с контрактурами и деформациями.

По степени тяжести процесса

  1. Легкая степень. При этой степени возможно самостоятельное передвижение и наличие навыков самообслуживание.
  2. Средняя степень. Детям требуется частичная помощь при передвижении и при самообслуживании.
  3. Тяжелая. Дети полностью зависят от окружающих их людей.

Существует еще одна классификация для оценки двигательных нарушений, возникающих при ДЦП.

Это международная классификация моторных (двигательных) функций, мировой стандарт, которым пользуются во всем мире, чтобы оценить уровень двигательных нарушений у детей, учитывая их возможности и потребности в устройствах, помогающих передвигаться.

Эта классификация включает 5 уровней:

  1. Ребенок передвигается без помощи и не имеет никаких ограничений.
  2. Может передвигаться без помощи в пределах помещения.
  3. Ребенок передвигается, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли).
  4. Передвигается на коляске. Самостоятельные движения ограничены.
  5. Передвижение сильно ограничено.

Детки и подростки второго уровня не могут бегать и прыгать, как дети первого уровня. Им нужны специальные приспособления, помогающие передвигаться, когда они проходят большой путь, выходя на улицу (коляска, перила для спуска или подъема по лестнице).

Детям третьего уровня необходимы специальные приспособления как для передвижения по дому, так и для передвижения по улице и в общественных местах.

Дети четвертого уровня могут сидеть, если их поддерживать, передвигаются они в коляске с электронным управлением.

Обратите внимание

Дети пятого уровня не могут сидеть и передвигаться без помощи или специальной технологии.

Кроме двигательных нарушений, у детей с ДЦП в 90% случаев имеются изменения в структуре мозга.

Различают две группы изменений.

  1. Гибель и разрушение клеток мозга.
  2. Нарушение, неправильное развитие мозга.

Для прогноза и составления реабилитационной программы особенно важно раннее выявление болезни. У большинства детей с ДЦП диагноз можно установить уже в первый год жизни.

Ранние проявления ДЦП

Первые признаки, позволяющие заподозрить развитие у ребенка ДЦП, можно заметить еще на первом году жизни.

  1. Замедленное развитие двигательной сферы, речи и психики малыша.
  2. Задержка или полное отсутствие угасания врожденных рефлексов.
  3. Задержка развития или полное отсутствие рефлексов, которые должны сформироваться совместно с двигательным развитием малыша первого года жизни.
  4. Нарушенный тонус мышц.
  5. Усиленные сухожильные рефлексы.
  6. Появление ненужных непроизвольных движений и мышечных сокращений (синкинезий).
  7. Формирование неправильных положений конечностей.

Для того, чтобы как можно раньше поставить диагноз, врач педиатр и врач невролог четко должны знать последовательность и уметь грамотно оценить нервно-психическое развитие малыша первого года жизни.

Двигательное развитие ребенка идет в определенной последовательности, при этом угасают врожденные рефлексы и формируются выпрямляющие рефлексы, ребенок учится держать равновесие. Именно нарушение своевременной последовательности развития является одним из самых ранних признаков ДЦП.

При оценке развития также нужно учесть, что темпы развития недоношенных детей на несколько месяцев отстают (в зависимости от степени недоношенности) от темпов развития доношенных.

Еще один ранний признак ДЦП — это нарушение тонуса мышц. Мышцы здорового новорожденного находятся в физиологическом гипертонусе (повышенный тонус), поэтому ручки и ножки у малыша всегда согнуты, а кулачки сжаты и их довольно трудно разогнуть и разжать. Это состояние сохраняется до 3 — 4 месяцев.

Если повышенный мышечный тонус сохраняется после 4 месяцев, это говорит о перинатальном поражении ЦНС (с 28 недели беременности до первой недели жизни) и угрозе развития ДЦП. Снижение мышечного тонуса у новорожденного также является признаком перинатального поражения ЦНС, однако у недоношенных детей она может считаться нормой первые несколько месяцев жизни.

Ранняя диагностика ДЦП возможна и должна проводиться для того, чтобы максимально раньше начать комплекс восстановительного лечения и предотвратить развитие тяжелых форм ДЦП, значительно уменьшить риск развития осложнений и инвалидизации.

Как проявляется детский церебральный паралич?

Клинические проявления ДЦП зависят от его формы.

Спастическая диплегия

Эта форма считается самой частой разновидностью ДЦП, она составляет 60 — 65 % среди всех случаев заболевания. Причем 70% детей страдающих спастической диплегией, родились недоношенными, а у более 70% имеется изменение в головном мозге в области желудочков (перивентрикулярные изменения).

Основные проявления спастической диплегии:

  1. Тетрапарез. В переводе с греческого значит «ослабление». Это частичный паралич обеих рук и ног, при этой форме ноги страдают больше, чем руки.
  2. Резко усилен мышечный тонус рук и ног, всего тела и языка.
  3. Нет врожденных двигательных рефлексов, или они есть, но очень слабые. Повышены рефлексы, которые отвечают за положение тела (тонические), из-за чего нарушается развитие рефлексов, приводящих тело в нормальное положение из неестественного (установочные).
  4. Повышены сухожильные рефлексы, спонтанные, судорожные движения (клонусы), присутствуют рефлексы, которых в норме быть не должно (патологические). Например, рефлекс Бабинского, вызываемый у здорового малыша до четырехмесячного возраста.
  5. Нарушенная походка, при которой ноги перекрещиваются одна с другой. Такая походка называется спастической. При этом 50% больных могут ходить сами, 30% передвигаются, опираясь на специальные приспособления, например костыли, остальные передвигаются в коляске.
  6. При попытке поставить больного в вертикальное положение появляется так называемый симптом ножниц — разогнутые и скрещенные ноги.
  7. Неправильное положение и искривление стоп. Опора на носочки, ребенок ходит на носочках, происходит искривление стоп внутрь или наружу.
  8. Ограниченное движение в суставах рук и ног, так называемая контрактура.
  9. Нарушение речи, произношения.
  10. У 70% детей с ДЦП имеются различные проблемы со зрением.

Гемипаретическая форма

Эта форма составляет 15 — 18% из всех случаев ДЦП.

Частой причиной развития служит родовая травма. Гемипаретическая форма чаще развивается у доношенных и переношенных детей.

Основные проявления гемипаретической формы ДЦП приведены ниже.

  1. Неравномерно расширенные боковые желудочки, атрофия клеток полушарий головного мозга.
  2. Спастический гемипарез. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы усилены только с одной стороны.
  3. Рука страдает больше, чем нога.
  4. Рука и нога на стороне поражения короче и худее (тоньше), чем здоровые.
  5. Нарушение походки, при которой нога на стороне поражения при передвижении на шаг будто описывает полукруг, в это время больная рука согнута в локте и прижата к телу. Такая походка называется гемипаретической или походкой Вернике-Манна.
  6. Искривление стоп и контрактуры на стороне поражения.
  7. У 35% больных из-за поражения головного мозга развивается эпилепсия (судорожные приступы).

Гиперкинетическая форма

Это форма чаще развивается в результате поражения головного мозга избыточным билирубином, который часто образуется при резус-конфликте крови матери и плода (у мамы отрицательный резус, а у плода положительный). У доношенных мозг поражается, когда уровень билирубина в крови достигает 428 мкмоль/л и выше, у недоношенных — 171 мкмоль/л и выше.

Также причиной развития этой формы может стать гипоксия (длительная нехватка кислорода у плода) как результат ишемии (нарушение кровообращения мозга).

Основные проявления гиперкинетической формы ДЦП сводятся к следующему.

  1. Гиперкинезы или непроизвольные движения и положения тела. Нарушение тонуса мышц: повышенный или пониженный тонус во всех мышцах, или дистония (различный тонус в разных группах мышц).
  2. Поначалу гиперкинезы возникают в языке в возрасте 2 — 3 месяцев, потом появляются на лице в 6 — 8 месяцев, а после двух лет они уже хорошо выражены. У таких детей наблюдается хорея (создается впечатление, что ребенок гримасничает и строит рожицы) и атетоз или медленная судорога. Все эти проявления усиливаются, когда ребенок волнуется, и исчезают во время сна.
  3. Наличие патологических и высоких сухожильных рефлексов.
  4. Нарушение вегетативной системы, что проявляется вегетативными кризами (непонятные, необоснованные приступы паники и страха), повышением температуры.
  5. Речь нарушена у 90% пациентов. Она невнятная, неразборчивая, невыразительная.
  6. Проблемы со слухом в виде нейросенсорной тугоухости наблюдаются у 30 — 80% пациентов.

Атонически-астатическая форма

В раннем возрасте составляет 10 — 12%, в старшем встречается у 0,5 — 2%.

При этой форме поражаются лобные доли, мозжечок.

Основные проявления атонически-астатической формы ДЦП выражаются в обозначенных ниже симптомах.

  1. Снижение мышечного тонуса. Характерна распространенная мышечная гипотония с самого рождения.
  2. Нарушенная координация движений (атаксия), неспособность определить амплитуду движений (гиперметрия), дрожание конечностей или тремор.
  3. Нарушенное равновесие.
  4. Парезы.
  5. Объем движений в суставах увеличен, характерно переразгибание.
  6. Сухожильные рефлексы повышены.
  7. Нарушение речи наблюдается у 65 — 70% пациентов.

Двойная гемиплегия

Эта форма является самым тяжелым вариантом ДЦП с неблагоприятным прогнозом. При ней изменения мозга ярко выражены, как и основные проявления.

  1. Выраженный тетрапарез: поражены обе руки и ноги, причем руки поражены больше.
  2. Тяжелые, грубые двигательные нарушения. Ребенок не в состоянии держать голову, фиксировать взгляд, переворачиваться, сидеть, руки и ноги практически не двигаются.

Источник: https://kroha.info/health/disease/prichini-dcp-u-detej

Детский церебральный паралич

Прежде чем принимать меры к социальной адаптации малыша, страдающего ДЦП, важно ознакомиться с природой возникшей у него патологии, а также с основными трудностями, которые ему предстоит преодолевать.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. Основные причины ДЦП связаны с гипоксией, то есть с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом. Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач — невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Родителям больного малыша надо быть готовыми к тому, что самыми первыми проблемами, с которыми столкнется их ребенок, будут:

  1. выраженные нарушения в двигательной сфере.
  2. недостаточное речевое развитие, а в некоторых случаях и полное отсутствие речи.
  3. маленький запас знаний о явлениях окружающего мира.
Читайте также:  Пазлы для детей на долгое время - воспитание и игры

Конечно, в одиночку семье будет очень трудно справиться с выпавшим на ее долю испытанием, и успех реабилитации во многом будет зависеть от слаженности и согласованной работы разных специалистов. Однако они занимают позицию консультантов и помощников, а ведущая роль этом трудоемком и продолжительном процессе все же отводится самым близким и родным для малыша людям.

Я сам!

К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого «немощного сосуда». А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от «губительных» воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни.

В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы.

Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим (а они вряд ли бросятся на помощь по первому зову). Вот почему очень важно, чтобы у крохи всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам.

Важно

К примеру, во время уборки он может вытирать пыль, а если мама моет посуду, — пристроиться рядом и помыть кукольный сервиз. Дома есть аквариум? Тогда малыш может кормить рыбок. А возможно, будет с удовольствием поливать цветы на подоконнике.

Главное, чтобы родители не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства — даже если следы «бурной деятельности» маленького хозяина придется устранять несколько часов. Это тот самый случай, когда терпение и определенная самоотверженность взрослых идет на пользу ребенку.

Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, даже позволяет обогатить активный словарный запас. Вначале пусть кроха оденет на прогулку куклу или плюшевого мишку и при этом объяснит маме, что и как он делает.

Задача взрослого -поощрять ребенка говорить не только одно- двухсложными предложениями, но и полными развернутыми фразами. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от родителей. Впоследствии малышу можно доверить самостоятельно надеть свою шапочку или застегнуть «липучки» на ботинках.

Идем гулять

Прогулка — очень важное мероприятие, и она требует предварительной подготовки. Для начала можно познакомить ребенка с местностью, уточнить расположение различных сооружений на детской площадке, понаблюдать со стороны, как играют другие дети. Не стоит сразу включать кроху в коллективную игру.

Некоторое время он может просто побыть рядом с играющими, чтобы привыкнуть к незнакомым людям, адаптироваться к новой ситуации. Затем малыш может предложить свою помощь детям, которые младше его.

Например, если у соседской девочки никак не получается куличик из песка, а он уже давно научился делать замечательные куличики. К сожалению, попытка познакомиться с детьми во дворе далеко не всегда заканчивается успешно.

При неудаче малыш замыкается в себе, теряет уверенность и отказывается от каких-либо действий вообще. Подобное положение можно исправить, «проиграв» травмирующие ситуации в спокойной обстановке. Например, с помощью домашнего кукольного театра.

Инсценировка позволяет поэкспериментировать с различными реакциями в ответ на травмирующие моменты и выбрать наиболее рациональный тип поведения. Но если такие попытки вызывают протест со стороны малыша, не нужно настаивать. Лучше отложить игру на некоторое время и вернуться к ней, когда ребенок сам будет готов к этому.

Общение в гостях

Недостаток в контактах со сверстниками можно восполнить посещением знакомых и друзей. Для визитов лучше всего подобрать утренние часы или время после обеденного сна, когда малыш достаточно бодр и не успел устать от активной деятельности.

Однако, если кроха, едва переступив порог чужого дома, вдруг залился безудержным плачем, огорчаться не стоит. Как и обольщаться, что удастся отвлечь его яркими игрушками или веселыми играми с другими детьми. Вряд ли, имея столь сильный очаг перевозбуждения, малыш сможет моментально переключиться на другой вид деятельности.

А его негативное восприятие окружающей обстановки говорит лишь о том, что в данное время ребенок еще не готов принять изменившиеся условия как безопасное обстоятельство.

Совет

В таком случае родителям стоит время от времени самим приглашать приятелей к себе в дом, чтобы малышу было легче привыкнуть к новым людям и включить их в круг своих близких знакомых. Как правило, дети с заболеваниями ЦНС хорошо чувствуют доброе отношение к себе, и сами тянутся к искренним, открытым людям.

Имея высокую чувствительность нервной системы, они легко перенимают эмоциональный фон окружающей ситуации и реагируют соответствующим образом. В первую очередь, такие малыши замечают тембр и интонацию голоса, а уж в последнюю — прислушиваются к информационной части сказанного.

Я не одинок

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней), и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад.

Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

В крупных городах существуют центры, где обучаются дошколята с ДЦП. Это могут быть отдельные группы для детей с нарушениями в развитии в массовых детских садах, куда принимают малышей не только с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой психического развития или с интеллектуальной недостаточностью.

Однако подобные учреждения не специализируются на социальной адаптации детей-инвалидов, и малыши с ДЦП не всегда получают там должную помощь. Гораздо эффективнее работают в этом направлении специализированные реабилитационные центры.

Здесь дошколятам с церебральным параличом помогают решить проблему одиночества и страха перед окружающими, учат пониманию того, что, несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов, а общаться можно не только с помощью слов. По желанию родителей, малыши могут находиться в центре либо только днем, либо круглосуточно.

Круглосуточный вариант подойдет тем детям, транспортировка которых вызывает особую сложность из-за тяжелых двигательных нарушений. В других случаях гораздо полезнее посещать группы дневного пребывания.

Ведь находясь в центре сутками, ребенок ограничен во взаимодействии с окружающим миром, а это не лучшим образом отражается на его способности к социальной адаптации. И еще один важный момент: занимаясь в центре, кроха должен понимать, что находится вне домашнего очага только потому, что учится — общаться и играть, самостоятельно решать определенные задачи. Родители обязаны уделить особое внимание этому аспекту.

Получение образования

К сожалению, далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются и дети — инвалиды, все-таки существуют.

В основном они встречаются в частных школах, где количество учеников намного меньше, чем в массовых, и где педагогу легче подобрать программу обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Если же двигательные нарушения малыша настолько выражены, что не позволяют ему самостоятельно передвигаться и овладеть навыками самообслуживания, стоит подумать об обучении на дому или в школе — интернате.

Учимся дома

Обучение в домашних условиях имеет и достоинства, и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обстановке ребенок ощущает уверенность и защищенность. А индивидуальная работа педагога с малышом позволяет уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала.

Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги. Обучение один на один с преподавателем лишает больного ребенка необходимого общения со сверстниками.

При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными.

Обучение в интернате

Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию.

Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает малыша к встрече с окружающим миром. Хочется привести в пример слова одного из выпускников такого интерната. В настоящее время это талантливый программист, директор преуспевающей рекламной фирмы.

Обратите внимание

Как-то в беседе он сказал: «Я очень благодарен родителям за то, что они поместили меня в интернат. Именно там я научился самостоятельности. Если бы они этого не сделали, я не имел бы того, что имею сейчас». Однако родителям не стоит настраиваться на то, что научить их малыша всем премудростям жизни смогут только опытные педагоги.

Чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем легче будет проходить процесс адаптации к окружающей действительности. А элементарные навыки самообслуживания надо постараться привить ребенку еще до наступления школьного возраста.

Обойдемся без профессионалов?

Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с ДЦП дома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при условии совместной работы разных специалистов.

Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же — ежедневный медицинский контроль.

Работа и карьера

Люди с легкой формой ДЦП могут овладеть многими специальностями.

Это, прежде всего профессии умственного труда: экономисты, младший медицинский персонал, педагоги (но не преподаватели младших классов, где требуется каллиграфический почерк).

Для людей со средней степенью ДЦП больше подойдут специальности, позволяющие работать на дому — это программисты, журналисты — фрилансеры и даже (при сохранности движений рук) швеи. В тяжелых случаях трудоустройство невозможно.

Законы успеха

Если мама и папа хотят воспитать своего малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, им нужно усвоить два золотых правила эффективной работы:

  1. У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.
  2. Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха — это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.
Читайте также:  Дидактические игры по математике. цветные счётные палочки - воспитание и игры

Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, — то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным.

А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Мамы и папы всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым.

И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ:

Наталья Таланова

«Помогая другим, забываешь о собственных бедах»

Я — инвалид детства по ДЦП. Но, несмотря на диагноз, мне удалось окончить массовую школу — дело в том, что поражена была только правая рука, а ходить я могла самостоятельно (у меня гиперкинетическая форма). Издевательств, как со стороны детей, так и от педагогов, пришлось перетерпеть немало.

Но перевести в специализированную школу меня не смогли, так как с успеваемостью проблем не было. По прогнозам врачей, мне грозила жизнь под опекой родителей. Однако такая перспектива меня не устраивала. Окончив 9 классов, я решила поступить в педагогическое училище.

Но при прохождении медицинской комиссии мне категорически запретили поступать в какое-либо учебное заведение. Слова врача я, наверное, буду помнить всю жизнь: «Запомни! Ты никогда не будешь находиться среди людей и должна всячески избегать любых контактов. Я могу разрешить тебе учиться на профессию, где нет никаких отношений с людьми».

Думаю, не стоит описывать мое состояние после того разговора (мне было тогда 16 лет). Через месяц состояние стресса прошло, и возникло желание доказать всем и, главное, себе, что я смогу преодолеть болезнь. В училище я все же поступила — вместо меня медкомиссию прошла другая девушка.

Затем я уехала учиться в другой город, убедив родителей в том, что для моего будущего это необходимо. В институт прошла уже без проблем. Тему по ДЦП я выбрала на втором курсе.

Когда я была ребенком, моим родителям и мне часто говорили, что из-за болезни я не смогу получить образование, так как по мере нарастания нагрузок мое состояние (в том числе, и интеллектуальные способности) будет ухудшаться.

Поэтому первым желанием было просто узнать свои реальные возможности и понять дальнейшую перспективу. И по мере накопления теоретических знаний появилась возможность применять их на практике.

Мне кажется, что я как психолог должна давать информацию, которая поможет людям, столкнувшимся с этой проблемой, адаптироваться к жизни, а не испытывать чувство отчаяния и безысходности. В 22 года я перенесла частичный паралич ног и уже приготовилась к тому, что прогнозы врачей все-таки сбудутся.

Важно

Однако неожиданно я приняла решение, которое, наверное, не дало мне смириться со своим положением. Продолжая учиться (однокурсники помогали мне передвигаться), я решила попробовать заниматься практикой, чтобы меньше думать о новой «травме», и устроилась внештатным психологом в детский реабилитационный центр.

На его базе была открыта школа для родителей, где я давала рекомендации по уходу, воспитанию и обучению детей, страдающих ДЦП. А, занимаясь с детьми, разрабатывала свою развивающую программу с применением арттерапии.

В процессе работы пришла к выводу, что занятие творчеством для таких ребят просто необходимо, и дает великолепные результаты. Ведь продукт творчества является способом общения для «безречевых» малышей, дает им возможность связи с окружающим миром.

Помогая детям, я забыла о собственных трудностях и через два года смогла свободно ходить. Много раз мне хотелось бросить все, вернуться домой к родителям, где мне бы обеспечили постоянный уход и заботу, где не пришлось бы переносить трудности иногороднего студента.

Но сейчас я понимаю, что если бы поддалась тому состоянию, не имела бы то, что имею сейчас. Так мой личный интерес превратился в профессиональную увлеченность. Появились наработки, а затем первые пробные статьи. Наверное, мне легче этим заниматься, чем многим другим.

Ведь я знаю о проблеме ДЦП «изнутри», а не по книгам.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/zdorove-rebenka/322/detskiy-cerebralnyy-paralich

Детский церебральный паралич (дцп) у новорожденных и постарше: признаки, лечение

Все проблемы развития человека в раннем возрасте пока не в силах полностью решить даже самая продвинутая медицина. Детский церебральный паралич — одна из этих проблем. Он представляет собой такое поражение нервной системы, которое ведёт к различного рода нарушениям в организме. К счастью, последствия ДЦП можно не только минимизировать, но и предотвратить, если начать лечение вовремя.

Особенности

  1. В середине XIX века врач в Британии впервые диагностировал детский церебральный паралич. По имени доктора его стали называть заболеванием Литтля. По мнению этого врача, ДЦП у детей развивался из-за сильной гипоксии в результате патологии родов.

  2. Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. Название болезни было утверждено в Оксфорде в 1958 году. Фрейд также составил первую таблицу разновидностей ДЦП.

    Он установил, что проблемы центральной нервной системы ребёнка во время нахождения в утробе матери играют самую значимую роль.

  3. В 1983 году известный невролог Л. Бадалян предложил называть разные формы паралича дизонтогенетическими постуральными дискинезиями.

    Он отмечал, что дети с ДЦП не имеют реальных проблем с формированием организма, а лишь испытывают задержки в развитии.

Факторы появления

До сих пор медики всего мира выясняют, почему рождаются малыши с синдромом ДЦП. В основе, действительно, лежат нарушения развития плода внутри утробы. Самая частая причина клинической картины паралича — это гипоксия.

Недостаток кислорода наступает и в результате обвития пуповиной, и из-за отхода плаценты раньше времени. Изучая, почему рождаются малыши с ДЦП, важно понимать, что в основе лежат ненаследственные нарушения.

Но тогда в чём причины возникновения такой патологии?

  • Детский церебральный паралич может быть вызван нарушениями в процессе родов. Т.е. когда рождение малыша бывает преждевременным или слишком долгим. Также возможны неправильное положение плода и родовые травмы.
  • Ещё одна причина, почему появляется ДЦП, связана с самим течением беременности. Здесь стоит отметить инфекции, слишком поздний токсикоз, возникновение конфликта между резус-факторами матери и ребёнка.
  • Болезни самой матери и образ её жизни оказывают не меньшее влияние на развитие малыша. К факторам риска относят эндокринные и соматические заболевания, вредные привычки, сильные стрессы.
  • ДЦП у новорождённых в первые месяцы жизни может быть вызван менингитом, энцефалитом, а также арахноидитами. Болезни у малыша до года иногда протекают в тяжёлой форме с высокой температурой.

Симптоматика

Чем раньше доктор диагностирует детский церебральный паралич, тем быстрее курс лечения и терапии сможет минимизировать его последствия. Поэтому так важно вовремя заметить первые признаки болезни.

Однако паралич не всегда легко установить.

Почему у одних малышей проблема даёт о себе знать сразу же, а у других ДЦП определяют лишь через пару месяцев? Всё зависит от степени развития мозга и тяжести поражения нервных структур.

  • У ребёнка можно заметить первые признаки болезни на ранней стадии, до 5 месяцев жизни. Это ограниченность движений и поз, отсутствие хватательного рефлекса. ДЦП у новорождённых проявляется низкой активностью, плохим удержанием головы, судорогами. Мышечный тонус повышается, отчего часто возникают непроизвольные движения и подёргивания. У малышей могут быть приступы эпилепсии. Наблюдается деформация скелета и контрактура суставов. Когда грудничка пытаются поставить на ножки, он опирается лишь на носки.
  • Также симптомы серьёзного детского церебрального паралича проявляются в нарушениях работы желудка и эндокринных патологиях. Это ожирение, дистрофия, гипотиреоз, замедленное половое созревание.
  • Ребёнок может заниматься одним видом деятельности лишь короткий промежуток времени, усваивает гораздо меньше информации. Паралич часто не позволяет детям осваивать математические действия.
  • Возникают при ДЦП и нарушения в системе восприятия и ощущений. Признаки болезни после года проявляются в косоглазии, трудностях с приёмом пищи. ДЦП у новорождённых не позволяет сосать бутылочку или грудь, контроль над слюноотделением отсутствует. Встречаются потеря слуха и нарушение речи. У больных возникают проблемы с дыханием, непроизвольные выделения кала и мочи.

Разновидности

Выделяют следующие виды детского церебрального паралича:

  1. Спастическая тетраплегия. Основана на повреждении мозговых структур из-за недостатка кислорода во время беременности или родов. У малышей бывает эпилепсия и псевдобульбарный синдром, т.е. нарушение речи и глотания. Задержка развития вызывает микроцефалию — уменьшенные параметры черепной коробки.
  2. Спастическая диплегия, или болезнь Литтля. Связана с поражением мышц конечностей, в первую очередь это парез ног. Происходит изменение формы позвоночника и разрушение структуры суставов. Такие люди более обучаемые и вполне способны к самообслуживанию и адаптации в социуме. Наблюдается задержка в речи, но ребёнка можно научить писать.
  3. Детская гемиплегия. Характеризуется активностью мышц конечностей только с одной стороны. Главные причины — кровоизлияния и инфаркты в области головного мозга. Малыши с этой болезнью обучаются разным движениям, но мышечные навыки развиваются медленнее. Умственные способности не страдают. Особенностью являются нестандартные походка и позы.
  4. Дискинетический церебральный паралич. Возникает у детей после гемолитической болезни, когда страдают подкорковые структуры головного мозга. Мышечные движения непроизвольные, бывают судороги. Парезы мышц затрудняют речь, но интеллектуальное развитие проходит нормально.
  5. Атактическая форма паралича. Проявляется в виде пониженного тонуса мышц, сухожильных рефлексов, потери равновесия. Основная причина — травмы лобных долей мозга, мозжечка и гипоксия при родах. Нарушения речи и произвольные движения встречаются очень часто.

Способы избавления от недуга

  • Лечение медикаментами состоит из приёма антиоксидантов, витаминов, метаболитов для мозга и сосудистых препаратов. Уколы можно делать внутривенно и внутримышечно, в рамках курса назначают также таблетки и сиропы. Комплекс для снятия многих симптомов включает обезболивающее, антидепрессанты и транквилизаторы.
  • Лечебная физическая культура, или ЛФК — это полноценная ежедневная гимнастика. Сюда входят занятия на спортивных тренажёрах, ходунках и лесенках. Самые основные упражнения для детей с ДЦП: растяжка, укрепление двигательных мышц, повышение выносливости, постановка правильной ходьбы и тренировка равновесия. Сегодня среди разработок отмечают также специальные костюмы «Спирали», которые положительно влияют на работу мышц. Комплекс занятий можно проводить в домашних условиях.
  • Социализация детей с ДЦП — важная часть реабилитации. Адаптивная физкультура включает в себя групповые занятия и игровые формы восстановления. Только после достижения результатов в гимнастике можно начинать работу над чтением малыша, его навыками речи и письма. В этом участвуют детские специалисты, в том числе психологи и логопеды.
  • Новый способ терапии ДЦП в рамках ЛФК — общение с животными. Анималотерапия имеет много разновидностей и методик. Сегодня инструкторы и психотерапевты рекомендуют для малышей дельфинов или лошадей. Иппотерапия для детей с ДЦП, т.е. общение с лошадьми, не только помогает стимулировать мозговые структуры, но и реально восстанавливает мышечные функции.
  • Массаж является частью реабилитационного лечения ребёнка. Для нормализации тонуса мышц проводят курсы расслабляющего или тонизирующего массажа, как правило, линейного. Также делают сегментарный, точечный массаж и даже с жидким азотом. Специалист может выполнять комплекс процедур детям старше полутора месяцев.
  • Физиотерапевтические методы воздействия на мышцы и нервные окончания представляют собой электрофорез, диспорт или ботокс, а также микротоковую рефлексотерапию. Различного рода ванны, плавание и массаж в воде входят в систему бальнеотерапии, а лазерный душ с бассейном нередко сочетают с климатической квант-камерой. Такие методы ЛФК разрешаются только после консультации с врачом.

Особенности лечебной физкультуры

  • Главные принципы ЛФК заключаются в регулярности и непрерывности. Большую роль играют индивидуальный подход и постепенное увеличение нагрузок.
  • Артикуляционная гимнастика направлена на развитие лицевых мышц. В качестве упражнений ребёнок растягивает губы, складывает их в трубочку, опускает нижнюю губу, вытягивает язык, двигает челюстями. Отдельно нужно уделить внимание обучению правильному выдоху. Можно надувать игрушки и шары, произносить длинные гласные звуки.
  • Для развития вестибулярного аппарата упражнения для детей с ДЦП выглядят следующим образом. Во-первых, это наклоны головы и туловища лежа на спине или животе. Во-вторых, ходьба с закрытыми глазами, поднятием рук и поворотами головы.
  • Физкультура для маленьких детей с ДЦП подразумевает растягивание мышц и так называемые укладки с мешочками песка, которые фиксируют позу. Ребёнок должен удерживать конечность в одном положении не менее 5-8 секунд, а потом разминать мышцы до полного расслабления. Важно также принимать те позы, которые не приводят к повышению мышечного тонуса.
  • Навыки движения в рамках ЛФК тренируются разными способами. Сгибание колен в положении лёжа на спине помогает улучшить работу суставов. Ребёнку с ДЦП нужно учиться приседать, стоять на одной ножке, а родители в это время его страхуют.
  • Комплекс по расслаблению включает упражнения, связанные со снижением тонуса мышц. Хорошо помогают занятия на большом мяче. Ребёнок может лежать на животе и поднимать руки, а также покачиваться, периодически переворачиваясь на спину или бок. Дополняет упражнение классический массаж.
  • Развитие мускулатуры живота возможно со следующими занятиями. Для начала ребёнок может пробовать наклоняться вперёд в сидячем положении. В позиции лёжа на спине можно переворачиваться на живот без помощи рук. Помогают также упражнения с глубокими вдохами и выдохами, а также попытки дотронуться до пальцев ног, не сгибая при этом коленей.
  • Адаптивная физкультура включает упражнения по рисованию и овладению письмом, также малышей учат держать столовые приборы и ухаживать за собой. Большую роль играют тренировки в ходьбе по гладкой поверхности и ступенькам. Важно вырабатывать у ребёнка умение стоять в ограниченном пространстве и преодолевать при ходьбе препятствия.

Виды массажа

  1. Точечное воздействие на организм улучшает работу мышечной системы. В большинстве случаев места для массажа расположены на поверхности конечностей. В таких точках пальцы массажиста чувствуют углубления, а у пациента во время массажа возможны чувство онемения, болевой синдром и жжение. Лучше всего процедуру организовывать после принятия ребёнком тёплой ванны.

    Принято выделять два метода работы с точками на теле во время массажа. Во-первых, тормозной способ, когда палец медленно вращается, постепенно наращивая, а затем ослабляя давление. Воздействие таким методом уже через 2-4 минуты расслабляет мышцы. Во-вторых, существует возбуждающий способ, когда палец надавливает недолго, но глубоко растирает кожу, а затем резко убирается.

    Такой способ создает рефлекторное мышечное сокращение.

  2. Логопедический массаж помогает нормализовать работу мышц лица и привести в порядок артикуляционный тонус. Методика предполагает последовательное разглаживание лба, щёк, носа и губ. Затем нужно начать массировать точку в подчелюстной ямке, расслабляя тем самым язык.

    Потом мягкий массаж возвращается к мышцам лба, щёк, шеи и носогубных складок.

  3. Сегментарный массаж при ДЦП позволяет воздействовать на плечевую и тазовую области, конечности. Мышцы расслабляются при помощи лёгких вибраций и сверления, когда круговые движения, напоминающие работу винта, будто перемещают кожу к позвоночнику.

    Также с помощью покачивания и толчков ладонями двигаются ещё и мышечные ткани. Сегментарный массаж обычно проводят по спине снизу вверх, начиная от крестца и постепенно подходя к лопаткам и надплечьям. При массаже чаще всего задействованы большие пальцы, а также указательные.

  4. Криомассаж связан с воздействием низких температур на ткани организма.

    Применяется метод для мышц рук и ног. Обычно аппликатором с жидким азотом производят вращательные движения по коже. Ощущается лёгкое покалывание и холод.

Подводим итог

  • В большинстве случаев условия для ДЦП формируются ещё внутриутробно или при родах, но не всегда признаки проявляются сразу: у грудного малыша выраженность болезни может быть сначала слабой. Детский церебральный паралич не передаётся по наследству.
  • Симптомы болезни зависят от формы паралича. В целом все виды ДЦП характеризуются различными нарушениями работы мышц. От этого возникают негативные последствия в виде проблем со слухом, зрением и речью.
  • Лечить ДЦП следует с помощью особой системы занятий, массажей, методик адаптивной физкультуры. Ребёнку в любом случае полезно общаться со сверстниками для адаптации к обществу, а также с животными, чтобы стимулировать некоторые зоны мозга.

Рекомендации эксперта

  • Предельный возраст малыша с синдромом ДЦП, когда еще не поздно начинать реальное эффективное лечение — три года. После этого паралич вызывает множественные последствия, поэтому можно лишь снимать общие симптомы болезни. Адаптивная физкультура должна быть начата как можно раньше, чтобы обеспечить социализацию человека.
  • Курсы терапии, назначенные доктором, гимнастика, массаж и санаторное лечение приносят пользу в любом случае. Ведь главная цель — научить человека приспосабливаться к своим особенностям.
  • Если вы хотите научить писать своего малыша с ДЦП, нужно преодолеть гипертонус мышц руки. Развивайте зрительно-пространственную ориентацию и мелкую моторику пальцев. Проводите занятия постоянно, но без спешки. Без чего точно не обойтись, так это без терпения.

Церебральный паралич у детей (ДЦП) Ссылка на основную публикацию

Источник: https://LechimKrohu.ru/oda/detskij-cerebralnyj-paralich.html

Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич (ДЦП) – общий медицинский термин, который используют для обозначения группы двигательных нарушений, прогрессирующих у грудничка вследствие травматизации различных зон мозга в околородовом периоде. Первые симптомы ДЦП иногда можно выявить уже после рождения ребёнка. Но обычно признаки недуга проявляются у младенцев в грудном возрасте (до 1 года).

Этиология

Детский церебральный паралич у ребёнка прогрессирует из-за того, что определённые участки его ЦНС были повреждены непосредственно во внутриутробном периоде развития, во время процесса рождения либо же в первые месяцы его жизни (обычно до 1 года). На самом деле причины ДЦП довольно разнообразны. Но все они приводят к одному – некоторые зоны мозга начинают неполноценно функционировать или же полностью погибают.

Причины возникновения ДЦП у ребёнка во внутриутробном периоде:

  • токсикоз;
  • несвоевременная отслойка «детского места» (плаценты);
  • угроза выкидыша;
  • нефропатия беременных;
  • травматизация во время вынашивания ребёнка;
  • гипоксия плода;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • наличие соматических недугов у матери ребёнка;
  • резус-конфликт. Данное патологическое состояние развивается из-за того, что у матери и ребёнка различные резус-факторы, поэтому её организм отторгает плод;
  • недуги инфекционной природы, которые перенесла будущая мать во время вынашивания плода. К самым потенциально опасным патологиям относят токсоплазмоз, краснуху, сифилис;
  • гипоксия плода.

Причины, провоцирующие ДЦП в процессе родовой деятельности:

  • узкий таз (травма головы ребёнка во время прохождения его по родовым путям матери);
  • родовая травма;
  • нарушение родовой активности;
  • роды ранее установленного срока;
  • большой вес новорождённого;
  • стремительные роды – представляют наибольшую опасность для младенца;
  • ягодичное предлежание ребёнка.

Причины прогрессирования недуга в первые месяцы жизни новорождённого:

  • дефекты развития элементов дыхательной системы;
  • асфиксия новорождённых;
  • аспирация околоплодными водами;
  • гемолитическая болезнь.

Разновидности

Формы ДЦП

Выделяют 5 форм ДЦП, которые различаются между собой зоной поражения мозга:

  • спастическая диплегия. Эта форма ДЦП диагностируется у новорождённых чаще остальных. Основная причина её прогрессирования – травматизация зон мозга, которые являются «ответственными» за двигательную активность конечностей. Характерный признак развития недуга у ребёнка до года – частичный или полный паралич ног и рук;
  • атонически-астатическая форма ДЦП. В этом случае наблюдается поражение мозжечка. Признаки ДЦП этого типа – больной не может держать равновесие, координация нарушена, мышечная атония. Все эти симптомы проявляются у малыша в возрасте до года;
  • гемипаретическая форма. Участки-«мишени» мозга – подкорковые и корковые структуры одного из полушарий, отвечающие за двигательную активность;
  • двойная гемиплегия. В этом случае поражаются сразу два полушария. Данная форма церебрального паралича является самой тяжёлой;
  • гиперкинетическая форма ДЦП. В большей части клинических ситуаций она сочетается со спастической диплегией. Развивается из-за поражения подкорковых центров. Характерный симптом гиперкинетической формы ДЦП – совершение непроизвольных и неконтролируемых движений. Примечательно то, что такая патологическая активность может возрастать, если ребёнок до года или старше волнуется или устал.

Классификация, основывающаяся на возрасте ребёнка:

  • ранняя форма. В этом случае симптомы ДЦП отмечаются у новорождённого в период от рождения до полугода;
  • начальная остаточная форма. Период её проявления – от 6 месяцев и до 2 лет;
  • поздняя остаточная – от 24 месяцев.

Симптоматика

Детский церебральный паралич имеет множество проявлений. Симптомы недуга напрямую зависят от степени поражения структур мозга, а также от места локализации очага в данном органе. Заметить прогрессирование церебрального паралича можно заметить уже после рождения, но чаще его выявляют через пару месяцев, когда становится явно видно, что новорождённый отстаёт в развитии.

Признаки детского церебрального паралича у новорождённого:

  • малыша совершенно не интересуют игрушки;
  • новорождённый долгое время не переворачивается самостоятельно и не держит голову;
  • если попробовать поставить малыша, то он будет становиться не на стопу, а только на носочки;
  • движения конечностями носят хаотичный характер.

Симптомы ДЦП:

  • парезы. Обычно только половина тела, но иногда они распространяются на ноги и руки. Поражённые конечности изменяются – они укорачиваются и становятся тоньше. Характерные деформации скелета при детском церебральном параличе – сколиоз, деформация грудины;
  • нарушение тонуса мышечных структур. У больного ребёнка наблюдается либо спастическое напряжение, либо же полная гипотония. Если имеет место гипертонус, то конечности принимают неестественное для них положение. При гипотонии ребёнок слабый, наблюдается тремор, он может часто падать, так как мышечные структуры ног не поддерживают его тело;
  • выраженный болевой синдром. При детском церебральном параличе он развивается вследствие различных деформаций костей. Боль имеет чёткую локализацию. Чаще он возникает в плечах, спине и шее;
  • нарушение физиологического процесса глотания еды. Этот признак детского церебрального паралича можно выявить сразу после рождения. Младенцы не могут полноценно сосать материнскую грудь, а груднички не пьют из бутылочки. Этот симптом возникает из-за пареза мышечных структур глотки. Также из-за этого возникает слюнотечение;

Источник: https://SimptoMer.ru/bolezni/detskie-zabolevaniya/1463-detskiy-tserebralnyy-paralich-simptomy

Ссылка на основную публикацию