Карточки по математике. — воспитание и игры

Дидактические игры по развитию количественных представлений у детей средней группы

Игра «Парочки»

Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание.

Ход игры: детям раздают по 6 карточек с разным количеством предметов. Жетоны лежат картинкой вниз. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество предметов на жетоне со своей карточкой.

Если у ребенка совпало количество определенных предметов с жетоном, то он оставляет жетон себе, закрывает им карточку. При этом ребенок объясняет, почему он оставляет жетон себе.

Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.

Игра «Половинка к половинке»

Цель:закреплять счетные умения, продолжать учить соотносить два множества по количеству предметов.

Обратите внимание

Ход игры: рассмотреть карточки, разрезанные на 2 части, посчитать количество предметов на них. Предложить детям соединить части карточки так, чтобы слева и справа было одинаковое количество предметов, объяснить свой выбор.

Игра «Угости белочек грибами»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли белочки. Давайте угостим их грибками. Каждой белочке надо дать по грибочку. Белочек раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки.

Всем белочкам хватило грибочков? Сколько белочек? Сколько грибочков? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? Предлагаю уравнять двумя способами: путем добавления и убавления.

Поровну ли белочек и грибочков? Как еще можно сказать? Белочкам очень понравилось с вами играть.

Игра «Морковки для зайчат»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли зайчики. Давайте угостим их морковками. Каждому зайчику надо дать по морковке. Зайчиков раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем зайчикам хватило морковок? Сколько зайчиков? Сколько морковок? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? По сколько зайчиков и морковок?

Игра «Бабочки и цветы»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Важно

Ход игры: Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек.

Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек.

Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать?

Игра «Жучки на листиках»

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры: Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик.

Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик.

Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть.

Игра «Найди пару»

Цель: формировать умение сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Совет

Ход игры:Воспитатель говорит: посмотрите, у нас есть карточки с разным количеством игрушек. Но они все перепутались. Их надо сложить так, чтобы, на двух карточках было одинаковое количество предметов. Эти карточки я вам раздам, и вы будете искать себе пару. Почему вы стали вместе? Сколько яблок? Сколько груш?

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/5464-didakticheskie-igry-po-razvitiyu-kolichestvennykh-predstavlenij-u-detej-srednej-gruppy.html

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Математика для малышей — это прежде всего знакомство с основными математическими понятиями и формирование элементарных математических представлений. К поступлению в школу мальчишки и девчонки должны уметь считать в пределах 10, уметь сравнивать объекты по различным признакам, знать основные геометрические фигуры и свободно оперировать пространственными понятиями.

Нет лучшего инструмента для развития математических способностей дошколят, чем увлекательные дидактические игры, материалы для которых вы можете изготовить своими руками.

Игра 1. «Цветочный счёт»

Польза игры:

  • тренировка количественного счёта до 10;
  • повторение/изучение цифр;
  • повторение/изучение цветов;
  • формирование навыка соответствия количества цифре;
  • развитие произвольности.

Дидактический материал:

Из плотного картона вырежьте 7 разноцветных кружков. Пронумеруйте их цифрами от «3» до «10».

Для каждого круга надо вырезать лепестки того же цвета. Количество лепестков должно совпадать с цифрой в серединке.

Как играть:

Ребёнок получает серединки от цветков. Рассматривает их и выполняет задания взрослого:

  1. Какие фигурки ты получил?
  2. Сколько у тебя кружочков?
  3. Что написано в каждом кружочке?
  4. Разложи кружки по возрастанию указанных в них чисел.
  5. Собери цветочек вокруг каждой серединки. Цвета лепестков и серединки должны совпадать. Количество лепестков указано в кружочке.

Вы можете варьировать количество кругов. Можете по-разному формулировать вопросы и задания, адаптируя игру под возраст и знания вашего малыша.

Игра 2. «Математический поезд»

Польза игры:

  • закрепление порядкового счёта;
  • повторение места числа в числовом ряду;
  • отработка понятий «больше» — «меньше»;
  • повторение понятий «слева», «справа», «в центре»;
  • повторение цифр.

Дидактический материал:

Вам понадобятся карточки с цифрами (несколько комплектов) и большие карточки с пустыми ячейками.

Как играть:

  1. Положите перед ребёнком несколько пустых карточек.
  2. Закройте карточками с цифрами по две или по одной ячейке в пустых карточках.
  3. Малышу надо заполнить пустые клеточки, выбрав нужные циферки.

В игре используйте такие фразы:

  1. В твоей карточке заполнены правая и левая ячейки (покажите их или попросите показать ребёнка).
  2. Тебе надо найти число, которое на единицу больше одного и на единицу меньше трёх.
  3. Какое число стоит между единицей и тройкой?
  4. Какое число стоит в числовом ряду слева от двойки?
  5. Какое число на единицу больше двух?

Игра 3. «Спрячь цифру»

Польза игры:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие быстроты реакции;
  • тренировка устного счёта.

Дидактический материал:

Приготовьте карточку с числами от «1» до «10» и фишку, которой можно будет закрывать ячейку с нужным числом.

Как играть:

Вы задаёте ребёнку вопрос (пример), а он, не произнося ответ вслух, закрывает правильное число фишкой. Сложность заданий должна соответствовать возрасту и знаниям малыша.

  1. Первое число в числовом ряду.
  2. Самое маленькое двузначное число.
  3. Самое большое двузначное число.
  4. Левый сосед тройки.
  5. Число, на два больше трёх.

Игра 4. «Матрёшки»

Польза игры:

  • закрепление понятий: «больше», «меньше», «короче», «длиннее», «далеко», «близко»;
  • сравнение предметов по величине;
  • сортировка предметов по возрастанию (убыванию);
  • стимулирование познавательного интереса;
  • развитие речи.

Дидактический материал:

Отлично, если у вас есть набор матрёшек. Не беда, если его нет, ведь всегда можно распечатать на картоне красочные изображения, аккуратно вырезать их и использовать как дидактический материал для развивающих игр.

Кроме матрёшек, вам потребуются нитки или ленточки разной длины по количеству матрёшек.

Как играть:

Начните игру с рифмованной загадки:

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются… (матрёшки).

Расскажите немного про историю матрёшки, обсудите, из какого материала сделана эта игрушка и что она изображает.

Попросите малыша ответить на ваши вопросы и выполнить ваши задания:

  1. Сколько матрёшек ты видишь перед собой? Чем они отличаются?
  2. Расставь матрёшек по порядку так, чтобы слева стояла самая маленькая, а справа — самая большая.
  3. Поменяй матрёшек местами так, чтобы самая большая оказалась слева, а самая маленькая — справа.
  4. Посчитай, сколько у нас дорожек. Их 5 — столько же, сколько и матрёшек!
  5. Выложи для каждой матрёшки свою дорожку. Для самой большой матрёшки — самая длинная дорожка, а для самой маленькой тогда какую дорожку надо положить?
  6. Если матрёшка пройдёт по длинной дорожке, она уйдёт далеко или близко?
  7. Проведи всех матрёшек по дорожкам. Какая матрёшка ближе всего к старту? А какая ушла дальше всего?

Игра 5. «Рисуем палочками»

Польза игры:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственного мышления;
  • воспитание усидчивости и самостоятельности;
  • отработка навыков счёта;
  • развитие речи.

Дидактический материал:

Подготовьте карточки такого вида:

Как играть:

  1. Малыши 2–3 лет выкладывают счётные палочки поверх схемы в левой части рисунка.
  2. Дети 3–5 лет должны выложить рисунок по образцу.
  3. Ребятам старшего дошкольного возраста позвольте посмотреть на карточку полминуты, после чего попросите их изобразить схему по памяти.

Игра 6. «Математические пазлы»

Пользы игры:

  • развитие внимания и зрительной памяти;
  • повышение усидчивости;
  • стимуляция мышления;
  • систематизация знаний чисел в пределах 5;
  • формирование навыков самостоятельной работы.

Дидактические материалы:

Распечатайте любые предметные картинки. Аккуратно разрежьте их на полоски и пронумеруйте полоски по порядку.

*Совет: чтобы карточки прослужили дольше, наклейте лист бумаги на плотный картон и обклейте скотчем (эффект ламинации).

Как играть:

  1. Ребёнку надо выложить полоски по порядку и правильно назвать предмет, изображённый на картинке.
  2. Вы можете распечатать картинки на цветной бумаге, чтобы полоски от разных карточек не путались между собой.
  3. Периодически добавляйте к игре новые разрезные картинки, чтобы освежить интерес малыша к этому заданию.

Чем старше ребёнок, тем больше фрагментов может содержать самодельный пазл.

Советы «Эврики»:

  1. Чтобы быстро и легко научить ребёнка порядковому счёту, считайте ступеньки на лестнице, пуговки на кофте, фонарные столбы по дороге из детского сада.
  2. Освоить количественный счёт и научиться решать простые примеры помогут задачки с наглядным материалом. Складывайте и делите конфетки из новогоднего подарка, бельевые прищепки, тарелки и ложки.

  3. Дома, на прогулке, в поездке сравнивайте всё, что поддаётся сравнению: размеры и цвет букв на рекламных растяжках, деревья, машины, книжки, игрушки.

Чтобы расти сильным и выносливым, надо тренировать мышцы, а чтобы расти смышлёным — смекалку. И в спорте, и в интеллектуальных занятиях большое значение имеет регулярность.

Читайте также:  Открытка аппликация к 9 мая - воспитание и игры

Постоянно напрягайте мозг ребёнка — пусть он работает, крепнет, развивается.

Мы желаем вам быть счастливыми родителями сообразительного карапуза.

Источник: http://nii-evrika.ru/didakticheskie-igry-dlya-formirovaniya-elementarnyx-matematicheskix-predstavlenij-u-doshkolnikov/

Задания по математике в картинках для детей

Здесь вы можете скачать задания в картинках для детей «Считаем до 10», в которых малышу нужно будет выполнить две математические задачи. Первая — «Соседи чисел», где ребенок должен найти и вписать в домиках соседей указанных чисел, во второй обвести число, соответствующее количеству предметов на картинке.

Задания по математике для дошкольников будут интересны нашим маленьким посетителям, ведь, как известно, малышей особо привлекают задания с яркими картинками, они располагают детей к более легкому и непринужденному обучению. В первом задании необходимо решить пример, написанный на школьной доске и сказать, кто из детей сделал девочке правильную подсказку. Во втором: сосчитать и записать количество определенных предметов в таблицу.

Задания по математике для устного счета детям дошкольного и младших классов можно скачать во вложениях внизу страницы.

В первом задании ребенок должен вставить в лепестки цветочков недостающие числа, чтобы ответы заданных примеров соответствовали цифре, указанной внутри цветочка.

Во втором необходимо нарисовать на веточках столько ягод, сколько указывает цифра в кружочке, а также сосчитать, сколько ягод не хватает на веточках.

Для занятий с ребенком по математике картинки с примерами окажутся вам, как нельзя кстати. В первой задаче малыш должен к каждой цифре подобрать подходящую картинку, предварительно посчитав предметы, расположенные на ней. После выполнения этого задания ребенок узнает, какие цифры оказались лишними в задании.

Математические примеры будут интересны детям дошкольного возраста и ученикам начальных классов. В первом задании ребенок должен вписать ответы в квадрат таким образом, чтобы примеры, пересекаясь друг с другом, были все решены верно. Во втором ответы вписываются по принципу чайнворда: последняя цифра примера является первой цифрой следующего примера.

Соседи числа «Домики» — это задания по математике для деток, которые обучаются счету. В первом задании ребенок должен будет разложить числа, указанные на крышах домиков, на два числа, причем, первые числа уже написаны в левой части домиков, а во втором ему необходимо вписать в пустые клеточки домиков соседей указанных в задании чисел.

«Помогите решить пример мишке» — это одновременно и задания для малышей и раскраски. В первой задаче ребенок должен найти самолетик с правильным ответом, а во второй поймать бабочку с верным решением. Чтобы максимально использовать данные задания, попросите малыша найти на каждой картинке сначала самое наименьшее число, а затем самое большое.

Обратите внимание

Обведи по точкам картинки, реши примеры и раскрась рисунки таким образом, как указано в заданиях. Такие задания по математике понравятся ребятам, которые учатся счету до 20 и любят раскрашивать. Ребенок должен будет обвести картинки по точкам и раскрасить их с помощью приведенных примеров. Каждый ответ соответствует определенному цвету, которые находятся справа от картинок.

Решаем примеры для дошкольников на сложение и вычитание в картинках, которые подойдут детям дошкольного возраста, а также ученикам первых — вторых классов.

В первом задании ребенку необходимо решить предложенные нами примеры, чтобы узнать: кто живет в каком домике, а также кто находится дома, а кто в гостях.

Во втором: малыш сможет определить, кто из героев едет в поезде без билета, опять же, решив заданные примеры.

Веселые задания по математике «Прибавь и отними» включают в себя два задания для малышей младших классов. В первом задании ребенок должен посчитать, сколько всего детей в третьей группе садика, а во втором — сколько друзей осталось в джунглях.

Математические задания для детей на счет до 10 могут сделать обучение ребенка счету веселым и приятным занятием, ведь ни для кого далеко не секрет, что яркие и красочные картинки привлекают внимание малышей и они более охотно приступают к решению подобных заданий.

Математические задачи для дошкольников «Пасхальные кролики» подойдут малышам, осваивающим счет до 20, а также тем, которые изучают таблицу умножения. Пусть эти симпатичные пасхальные кролики доставят вам радость не только в обучении, но и в праздновании Светлого Воскресения Христова!

Математические задачи на логику «Сколько было?» окажут положительное влияние на сообразительность ребенка и будут хорошим материалом для обучения малыша счету до 10. В задании, изначально, необходимо не посчитать то, что нарисовано на картинке, а подумать, сколько чего было.

Важно

Задания для детей 5 лет по математике «Подумай и раздели» хороши тем, что они тренируют не только математические способности ребенка, но и его логическое мышление. Постарайтесь не подсказывать малышу, очень важно, чтобы он самостоятельно пришел к определенному выводу, но не забудьте попросить его пояснить, почему он так решил.

«Разделить поровну» — Задания по математике в картинках будут интересны не только малышам, которые учатся считать, но и детям постарше, изучающим таблицу умножения. На примере таких задачек ребенок сможет намного быстрее понять, как разделить на равные части определенное количество предметов.

Картинки по точкам с цифрами будут не только интересной игрой для вашего ребенка, в которой он должен соединить по определенному порядку точки с цифрами, чтобы узнать ответ на заданные вопросы в задачах, но и станут ему отличной тренировкой в счете.

Если ваш малыш еще не освоил счет от 1 до 100 — вы можете сами нарисовать на бумаге ему подобные задачки, в которых количество точек сначала не будет превышать число 10, постепенно увеличивая их число, либо дожидайтесь новых задач от нашего портала.

Найди пару — Картинка с заданиями по математике подойдет малышам, которые только начали осваивать счет до 10. В этих заданиях ребенок научится самостоятельно группировать пары и закрепит свои знания счета до 3-х.

Если малыш уже умеет считать до 10 — попросите его посчитать, сколько всего детей на одной картинке, а сколько на другой.

Проверьте, понимает ли он, что такое общий признак предмета: например — это дети, это — игрушки, это -мальчики и т. д.

Найди пару — Картинки для детей по математике подойдут не только для обучения малыша счету, они способствуют развитию мышления ребенка. К тому же задания послужат отличным материалом в проверке знаний ребенком цветов и его способностей в изобразительном искусстве.

Математические задачи для детей 6-7 лет «Магазин» позволят ребенку хорошо усвоить счет в пределах 20, более того, они направлены на развитие логического мышления малыша, ведь в условии задач вопросы поставлены таким образом, чтобы перед, как посчитать, ребенок сначала подумал, что необходимо посчитать.

Источник: https://chudo-udo.info/zadaniya-po-matematike

Дидактические игры на уроках математики

Средняя общеобразовательная школа № 15

1 – Ш ступеней

Сборник дидактических игр

Разработала:

учитель

начальных классов

Вернер Л. В.

2011 год

Вступление

В брошюре раскрываются психолого – педагогические особенности использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

Любое импровизационное учебное занятие в начальной школе включает дидактические игры, которые являются средствами обучения, обеспечивающими полноту реализации возможностей проживаемого ребёнком возраста и формированию у младшего школьника учебной деятельности.

Брошюра содержит игровой материал для учащихся 1 – 4 классов, задачи для развития логического мышления, ребусы, игры, загадки, шарады…

Совет

Основная цель данного пособия – разнообразить деятельность учащихся на уроках математики, вызвать интерес к предмету, помочь детям лучше понять, запомнить и полюбить математику.

Содержание.

Глава 1

Дидактическая игра – как средство развития познавательной деятельности.

Глава 2

Дидактические игры на уроках

математики.

Глава 3

Конспект урока математики

Глава 4

Внеклассная работа

Глава 1.

Дидактическая игра – как средство

развития познавательной активности.

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию и по структуре, формируется у ребёнка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник приобрёл умение учиться. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми её компонентами в равной мере.

Структурными элементами учебной деятельности являются:

— учебные мотивы

— учебные задачи

— учебные действия

— контроль

— оценка

Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.

Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Выделяют четыре принципа игровой деятельности:

  1. эмоциональной комфортности;

  2. активности;

  3. открытости;

  4. индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно – значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу», получает возможность максимально реализовать себя и продемонстрировать свой успех в деятельности)

Дидактические игры направлены на:

— формирование познавательной активности и интереса учащихся;

— желание сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь освоить социальные роли;

-развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Основными условиями проведения дидактической игры являются:

  1. методическая подготовка учителя по использованию дидактической игры в учебном процессе;

  2. выразительность проведения игры;

  3. включенность педагога в дидактическую игру. Он является и участником, и руководителем игры.

  4. оптимальное сочетание занимательности и обучения, при этом наглядность, используемая в дидактической игре должна быть простой, красочной, ёмкой;

  5. между учителями и детьми должна быть атмосфера доверия, сопереживания и взаимопонимания.

Педагогам необходимо соблюдать ряд требований к проведению дидактической игры.

— подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи;

Читайте также:  Развивающая книга своими руками - воспитание и игры

— доступно изложить сюжет, распределить роли;

— поставить перед детьми познавательную задачу;

— участвовать должны все дети;

— характер дидактической игры зависит от этапа урока, на котором он проводится;

— итоги игры должны быть всегда положительные: отмечаются не только достижения учащихся, но и над чем следует ещё поработать.

По характеру познавательной деятельности выделяют:

а)игры, направленные на формирование исполнительской позиции в деятельности;

б)игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность;

в)игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;

г)игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;

д)игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Важно продумать поэтапное распределение дидактической игры на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала. В конце урока игра должна носить поисковый и творческий характер.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для детей. Для учителя – это эффективный способ обучения, воспитания и развития.

Дидактическая игра помогает традиционное обучение приблизить к инновационному, развивающему.

Дидактическая игра создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует познавательные процессы детей (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально — пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям.

Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. Она даёт возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.

Глава 2.

Дидактические игры на уроках математики.

Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.

Содержание игры: учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа)

  1. Игра «Опусти рыбку в море».

Оборудование: На плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.

Содержание игры. Нептун: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море.» Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.

  1. Игра «Незнайка математик».

Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.

Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом.

«А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет.

А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.

Обратите внимание

Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.

Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве прикрепляются рисунки яблок, на другом – груш. На обратной стороне рисунков различные примеры на сложение и вычитание.

Содержание игры: Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики – «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.

  1. «Детский сад» (игра в парах)

В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки.

Например, в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок.

В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.)

Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).

  1. «Лучший считающий в классе»

Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.

Каждый ряд получает карточку с примерами. (Сколько учеников, столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.

  1. Игра «Математическая рыбалка».

Оборудование: на 3-х альбомных листах нарисован плакат с рыбками – примерами.

Источник: https://multiurok.ru/files/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6.html

Игры по математике для детей средней группы

«Забавные котята»

Цель: закрепление порядкового счёта в пределах 10; развитие памяти, глазомера.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски); рисунок с изображением котёнка или его условное изображение.

Вариант 1.

Игровые действия: педагог предлагает составить «лесенку». Затем сообщает, что к ним в группу прибежали котята, которые решили посчитать, сколько ступенек на лесенке, но всё перепутали и просят помощи.

Педагог ставит на любую «ступеньку» «котёнка» и спрашивает: «На какой по счёту ступеньке находится котёнок?» (Для каждого ребёнка местонахождение «котёнка» меняется.

) Педагог предлагает взять «котёнка» и «пройтись» с ним по всем «ступенькам» по порядку (считая вслух), чтобы «котёнок» больше ничего не путал.

Вариант 2.

Игровые действия: педагог предлагает каждому ребёнку поставить «котёнка» на разные ступеньки (четвёртую, седьмую и т.д.) и «прогуляться» с ним вверх, считая ступеньки по порядку, например: вниз; от четвёртой до восьмой; от девятой до пятой и т.д.

«Едем на поезде»

Цель: закрепление порядкового счёта и понятия, которое обозначает синтаксическая конструкция «который, по счету…»; развитие внимания, глазомера, речи.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Для этого необходимо составить поезд из палочек-«вагонов» от самой короткой до самой длинной, цепляя каждый «вагон» слева направо.

Затем предлагает сосчитать «вагоны» по порядку. Уточняет какой по счёту красный «вагон» (чёрный, фиолетовый и т.д.); «вагон» какого цвета стоит шестым (вторым, седьмым и т.д.

); какой по счёту «вагон» стоит между розовым и красным? и т.д.

Раздел математики «Величина»

«Мосты через реку»

Цель: развитие представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинный, короткий), умения сравнивать предметы этим признакам; выполнять задания согласно правилам; развитие глазомера; воспитание самостоятельности.

Материал: палочки голубого, красного, жёлтого цветов; схематическое изображение извилистой реки.

Вариант 1.

Игровые действия: педагог показывает детям схематическое изображение извилистой реки и совместно с ними определяет самое узкое место и самое широкое.

Затем просит «построить» мосты через реку: длинные и широкие, короткие и узкие. Ребята «строят» соответствующие мосты, самостоятельно подбирая палочки нужного цвета и размера. После выполнения задания педагог предлагает детям показать и рассказать, какие мосты они «построили», чем они отличаются.

Вариант 2.

Игровые действия: педагог предлагает «построить» короткие и широкие мосты, подлиннее и поуже, длинные и узкие.

«Коврики для котят»

Цель: развитие у детей представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинны», короткий), умения сравнивать предметы по двум признакам: ширине и длине; глазомера; воспитание самостоятельности.

Материал: палочки голубого, красного и жёлтого цветов.

Вариант 1.

Игровые действия. Педагог предлагает сложить коврики для котят, разные по ширине и длине: самый узкий и короткий, широкий и длинный, самый широкий и длинный.

После выполнения задания предлагает показать и рассказать, какие коврики были сложены и чем они отличаются.

Раздел математики «Форма»

«Поймай тройку»

Цель: формирование умения сравнивать; развитие внимания.

Материал: логические блоки Дьенеша.

Игровые действия: педагог перемешивает фигуры и складывает их, затем снимает две верхние фигуры и кладёт на стол. Первый участник берёт из стопки фигуру, прикладывает её к паре, лежащей на столе, и ищет, что общего у этих фигур.

Если находит подобие, забирает все три фигуры, как выигрыш, если сходство не обнаружено, то выбранную фигуру кладут вниз стопки. Следующий игрок берёт из стопки очередную фигуру, ищет признаки сходства с двумя имеющимися фигурами.

Выигрывает тот, кто соберёт больше фигур.

«Угощение для медвежат»

Цель: развитие умения сравнивать предметы по двум-трём признакам, формировать представления о понятий слов «разные», «одинаковые».

Материал: логические блоки; игрушки «медвежата», подносы.

Вариант 1.

Игровые действия: Педагог обращает внимание детей, что в гости к ним пришли медвежата и предлагает разложить на подносы «печенье» — блоки (блоки отличаются формой и цветом или цветом и размером, или формой и размером) и угостить им медвежат.

Вариант 2.

Игровые действия: угостить медвежат «печеньем», отличающимся по трём свойствам.

Раздел математики «Пространство»

«Составь узор»

Цель: развитие умения определять положение предметов относительно других объектов, выполнять задание по инструкции воспитателя, внимания.

Материал: геометрические фигуры, лист бумаги.

Игровые действия: педагог предлагает составить узор из геометрических фигур. Дети работают по инструкции:

  1. Возьми круг и положи его посередине листа.
  2. Над кругом положи треугольник.
  3. Справа от треугольника положи квадрат.
  4. Слева от круга положи прямоугольник.
  5. Под прямоугольником положи овал, и т.д.

«Поезд»

Цель: формирование пространственных представлений: «справа», «слева», «между»; развитие умения определять положение одних предметов относительно других, развитие внимания.

Читайте также:  Математические задания для развития памяти - воспитание и игры

Материал: цветные палочки (полоски): розовая, белая, красная, жёлтая, голубая.

Игровые действия: педагог предлагает положить красную палочку слева от жёлтой. Справа от жёлтой — голубую, а слева от красной – белую. Слева от белой палочки добавьте розовую палочку.

Педагог уточняет: Какой «вагон» находится справа от жёлтого? Слева от розового «вагона» и справа от красного? Между красным и голубым? Слева от красного «вагона», но не белый? Какие «вагоны» находятся справа от розового и слева от голубого? И т.д.

Источник: https://vscolu.ru/matematika/igrovye-uprazhneniya-po-matematike-dlya-detej-srednej-gruppy.html

Задания по математике для дошкольников

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой науке еще до преподавания ее в школе.

В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.

Развивающие задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы.

Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.

Правила организации занятий

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации:

Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл. Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций.

Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению:

  • Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.
  • Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут. Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше.
  • Исходить из интересов ребенка.
  • Не злоупотреблять подсказками.
  • Если чадо не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения.Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку.Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
  • Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал.
  • Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.
  • Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.
  • Исходить из постепенного усложнения заданий.
  • Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.
  • Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.
  • Поощрять самостоятельность.

Виды заданий по математике

К занимательным математическим заданиям относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.

Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший, то и задания должны подбираться с учетом степени сложности. Младший дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-7 лет. Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от темпов развития отпрыска, именно на них и надо ориентироваться.

Математические игры

К математическим играм принадлежат задания, которые базируются на анализе логических отношений и закономерностей.

Чтобы найти ответ, необходимо проанализировать условия задачи, ознакомиться с ее содержанием и понять, что требуется делать.

Поиски решения заключаются в применении мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Игры для младших дошкольников

Игра «Составь последовательность чисел». Ребенку даются перемешанные карточки с цифрами от 1 до 5 или 10, а он должен разложить их в правильной последовательности.

Задание «Сосчитай предметы». Ребенок получает бланк с картинками, возле которых есть цифры. Надо сосчитать предметы на картинке и обвести соответствующую цифру.

Задание «Божьи коровки». Надо на тельце насекомого нарисовать указанное количество точек.

Игры для старших дошкольников

Игра «Сравни число». Взрослый предлагает ребенку назвать число, учитывая условия: оно должно быть больше 5, меньше 8. За каждый правильный ответ можно давать солнышко или флажок.

Задание «Найди соответствие примерам». На специальном бланке слева расположены серии картинок, а справа — примеры. Необходимо подобрать к картинке подходящий пример.

Математические задачи на смекалку

Головоломки рекомендуют предлагать детям старшего дошкольного возраста. Самыми распространенными являются геометрические задачи со счетными палочками. Их называют геометрическими, потому что в основе задания — составление, трансформация различных фигур. Для выполнения задания надо подготовить счетные палочки и таблицы-схемы с изображениями фигур.

Нужно стараться выбирать задачи с разными условиями и способами решений, чтобы стимулировать поисковую активность малыша.

Задачи для дошкольников

«Составление предметов по картинкам». Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка, . Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

«Преобразование фигуры». Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.

«Геометрические примеры». Ребенку надо проанализировать представленные геометрические фигуры, представив, как будет выглядеть конечный результат и выбрать ответ.

«Сосчитай фигуры». Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов, животных очень полезны для развития аналитического мышления, сенсорных умений. Для проведения занятий необходимо запастись набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник или квадрат.

Игры для младших дошкольников

«Составь картинку». Ребенку дается стандартный набор фигур и простенькие картинки с изображением разных предметов. Ориентируясь на образец, ребенок должен сложить картинки.

Игры для старших дошкольников:

«Составь силуэт животного или насекомого». Для игры берется круг, который разделен линиями на более мелкие и неоднородные детали, разрезается. Затем из полученных частей круга дети пробуют составить картинку, причем конкретные инструкции им не даются — они должны действовать по своему замыслу.

«Предметы из кубиков». Глядя на изображение предмета, дошкольник из кубиков строит такой же.

Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы

Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных.

Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику.

Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение. В качестве отдыха и переключения внимания задания можно использовать в середине занятия.

Важно

Математические загадки — это замысловатые вопросы или описания какого-то предмета, явления, которые ребенок должен отгадать. Поскольку загадки математические, то в них обязательно будут фигурировать цифры, надо будет производить вычислительные действия.

Шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора.

По ним рекомендуют заниматься со старшего дошкольного возраста. Содержание задач необычное, так как наряду с главными признаками они включают второстепенные.

Получается, что поиски ответа как бы замаскированы другими условиями.

Примеры шуточных задач

  • 2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль?
  • Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг. Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах?
  • Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты?

Занимательные вопросы

Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то.

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?

Игры, математические развлечения

Игры и математические развлечения — отличный способ разнообразить формы работы. Если выбрать игру с двумя участниками, то интерес ребенка возрастет за счет духа соревнования.

Игры для младших дошкольников

«Закончи рисунок». Ребенку дается лист бумаги с изображенными на нем геометрическими фигурами. Задача — нарисовать небольшой рисунок, в основе которого нужная геометрическая фигура. Например, из круга можно нарисовать снеговика или часы, из квадрата — телевизор, портфель.

Пример игры для старших дошкольников

«Домики». Для этой игры понадобится 20 изображений домиков с 10 окошками. По наличию штор на окошках можно судить о квартирах. Суть игры состоит в том, чтобы сравнивать домики между собой: сколько надо вселить жителей, чтобы все квартиры полностью были заняты, сколько надо убрать из домика жителей, чтобы в нем было занято столько же квартир, как в пятом доме.

Универсальные игры

«Нарисуй картинку по цифрам». Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть.

Книги по математике для дошкольников

  1. А. Болошистая «Математика вокруг тебя». Рабочая тетрадь включает задания на формирование математического мышления. Предназначена детям 4-5 лет.
  2. К.В. Шевелев «Математика для дошкольников». Рабочая тетрадь состоит из развивающих заданий, адресованных детям 6-7 лет. Занятия рассчитаны на подготовку к школе.
  3. Л.Г. Петерсон «Раз — ступенька, два — ступенька». Серия пособий призвана формировать математический образ мышления, воображение, способность к анализу.
  4. М. Дружинина «Большая книга досуга». В книгу входят ребусы, загадки, головоломки. Задания призваны развивать аналитическое мышление, расширять кругозор, активизировать воображение.
  5. О. Жукова «Математика для дошкольников». В книжке-раскраске собраны игровые упражнения, которые научат ребенка счету до 10, помогут развить восприятие и логику.

Источник: http://ProfyMama.com/razvivalochka/matematika/dlya-doshkolyat.html

Ссылка на основную публикацию