Проверяем знания дошкольника. часть 3 — воспитание и игры

Воспитание детей дошкольного возраста

       Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет и условно его можно разделить на несколько периодов:

  • ·        Младший дошкольный возраст (3 – 4 года);
  • ·        Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет);
  • ·        Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).

Начинается дошкольный возраст с кризиса трёх лет, по-другому его называют «Я сам!». Кризис 3 лет– один из самых ярких кризисных периодов нашей жизни. Он характеризуется всплеском повышенной самостоятельности ребёнка.

В связи с этим возникает внутренний психологический конфликт между потребностями ребёнка быть самостоятельным, делать всё самому и его физическими возможностями (точнее невозможностями). Кроме того, с этого возраста повышаются и требования к ребёнку со стороны взрослых.

Ему говорят «Ты уже большой», «Посмотри на своё поведение», «Ты должен» и т.д.

Разрешается этот кризис благодаря тому, что взрослый раскрывает для ребёнка новые виды деятельности, благодаря которым ребёнок может проявить свою самостоятельность и инициативу, выразить себя.

Обратите внимание

За период дошкольного детства ребёнок достаточно быстро развивается физически. К дошкольному возрасту ребёнок становится физически крепче, улучшается координация движений, дети умеют не только ходить и бегать, к трём годам они уже могут прыгать, лазать по лестнице, ползать и т.д. Укрепляются мышцы и костная система. В дальнейшем все эти движения совершенствуются.

В этом возрасте очень важно физическое воспитание детей . Оно заключается в том, что ребёнка необходимо научить заботиться о своём здоровье, получать удовольствие от физических упражнений. Одним из самых эффективных методов воспитания дошкольников будет Ваш личный пример поведения.

О каком физическом воспитании может идти речь, если мама с папой весь выходной лежат на диване и смотрят телевизор?! Или проводят время сидя за компьютером?! Если ребёнок посещает детский сад, то в будние дни там он будет делать утреннюю гимнастику. В выходной – Вы должны показывать личный пример.

Посудите сами: если в детском саду говорят, что зарядку делать необходимо, что это полезно для здоровья, ребёнок видит там, как все приобщаются к этой полезной привычке, а дома? Родители совсем не хотят этого делать и… не делают! У ребёнка возникает противоречие: «А как правильно? Кто-то обманывает? Надо проверить!». И… проверяет… детскими шалостями, за которые несёт незаслуженное наказание! Поэтому постарайтесь придерживаться привычного режима дня для ребёнка, делайте зарядку вместе с ним, хотя бы 5 минут. И ребёнку будет хорошо, и для Вас польза. Придумайте ваш собственный комплекс утренней гимнастики.

Хорошие средства для физического воспитания детей в этом возрасте – общение с природой, знакомство с различными видами спорта, активный семейный отдых, подвижные игры.

Физическое развитие ребенка дошкольника напрямую связано с умственным. Благодаря своей физической активности, развитыми движениями, координацией дети способны лучше проявлять свою любознательность, познавать мир, наблюдать, изучать, экспериментировать и т.д.

В этом и проявляется  умственное воспитание и развитие дошкольников . Возраст от 4 лет по праву называют «возрастом почемучек». Ребёнок постоянно задаёт взрослым различные вопросы. По характеру вопросов можно судить на каком уровне развития находится Ваш ребёнок.

Первые вопросы дошкольника обозначают окружающий его мир («что это?», «кто это?», «как это называется?» и т.д.).

Далее появляются вопросы, которые помогают установить причинные и причинно-следственные связи, ключевое слово в них «КАК?» и «ПОЧЕМУ?» («как это сделано?», «как это устроено?», «почему ветер дует?», «почему бабочка летает?» и т.д.).

Важно

Осуществляя умственное воспитание ребенка дошкольника, взрослый должен отвечать на все вопросы ребёнка, как бы он от них не устал. Если Вы будете всё время отмахиваться от вопросов вашего ребёнка, произойдёт снижение познавательного интереса, который в дальнейшем сменится безразличием.

Конечно, взрослому для этого нужно очень сильно «постараться», т.к. любознательность у дошкольников носит достаточно устойчивый характер, но некоторым это удаётся.

Если же Вы будете удовлетворять потребность к познанию, то познавательный интерес дошкольника будет на достаточно высоком уровне, что в дальнейшем поможет при подготовке ребёнка к школе.

Кроме окружающего мира дошкольников начинает интересовать его внутренний мир, т.е. дети дошкольного возраста начинают проявлять познавательный интерес к самим себе, к своему организму, к своим чувствам и переживаниям – это называется развитие самосознания дошкольников.

Развитие самосознания детей проходит ряд этапов: сначала дети отделяют себя от окружающего мира; затем начинают осознавать своё имя; далее у них формируется самооценка, которая в дошкольном возрасте зависит целиком и полностью от оценки взрослого; к трём годам дети осознают свой пол и пытаются вести себя в соответствии со своим полом; к 5  годам дети осознают себя во времени, например, могут сказать «когда я был совсем маленький, мама давала мне молочко из бутылочки»; и к 7 годам начинают осознавать свои права и обязанности, что очень важно для подготовки детей к школе

Также развитое самосознание дошкольников помогает проявлению произвольности поведения, т.е. ребёнок к 7 годам уже умеет управлять своим поведением, чувствами, эмоциями, что также является показателем готовности ребёнка к обучению в школе.

С умственным воспитанием тесным образом связано развитие воображения дошкольников. Развитию воображения в дошкольном возрасте способствует накопленный запас знаний об окружающем мире, именно благодаря ему, дошкольники строят новые образы в своём воображении. Об уровне развития воображения дошкольников можно судить по их игре.

Если ребёнок придумывает разнообразные интересные сюжеты, придумывает новые образы (персонажи или роли), использует предметы-заместители, то можно говорить о хорошо развитом воображении. Иногда кажется, что фантазиям дошкольников нет предела, они постоянно находятся в мире привлекающих их образов.

Совет

Можно также определить, откуда ребёнок черпает эти образы для игр или художественного творчества: из фильмов, мультфильмов, книжных иллюстраций, сказок, рассказов и т.д. Некоторые взрослые ошибаются, думая, что воображение детей развито лучше, чем у взрослых. Это не так. Воображение дошкольника значительно беднее воображения взрослого.

Для развивающейся личности – это основа, фундамент для развития интеллекта и эмоциональной сферы детей.

С умственным и физическим развитием дошкольников тесно связано важнейшее достижение дошкольного возраста – развитие разных видов деятельности дошкольников: игровой, трудовой и художественной. Отсюда можно рассматривать виды воспитания – трудовое, эстетическое и нравственное.

Трудовое воспитание дошкольников заключается в приобщении детей к самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, общественному и умственному. Трудовое воспитание дошкольников начинается с приобщения ребёнка к самообслуживанию. К трём годам ребёнок старается всё делать сам: сам одевается, сам ест, сам причёсывается и т.д.

И именно эти стремления должны перерасти в желание трудиться. Главное средство трудового воспитание дошкольников – это отношение взрослых к проявлению самостоятельности детей. Взрослые не должны подавлять самостоятельность дошкольников, а важно создать для ребёнка «ситуацию успеха», поощрять стремление ребёнка к самостоятельности.

Например, если ребёнок ещё не умеет завязывать шнурки, следует обувать ему ботинки на липучках. Ребёнок будет чувствовать радость, а не огорчение, когда он сможет не только самостоятельно обуться, но и справиться с застёжкой. С двух лет дети способны есть самостоятельно, но это не всегда получается.

Мелкая моторика и координация движений малышей ещё несовершенны и поэтому не всегда у них получается попасть ложкой в рот. Наберитесь терпения, не ругайте ребёнка за испачканную кофточку или стол. Когда у малыша всё получается, он радуется и стремится сделать ещё лучше. Создавайте условия для проявления самостоятельности.

Давайте ребёнку одежду, которую он может одеть самостоятельно (штаны, колготки, тапки, носки и т.д.), подбадривайте своего малыша, говорите ему, что всё получится, что он уже взрослый, а все взрослые одеваются и кушают сами и т.д.

Не раздражайтесь и не ругайте ребёнка, если у него чего-нибудь не получилось, наоборот, скажите, что «сейчас не получилось, не расстраивайся, получится завтра».

Читайте также:  Ёлочка из шишки своими руками - воспитание и игры

С 3 лет дети обожают помогать взрослым – поливать цветы, протирать пыль, мыть посуду, стирать, гладить и т.д. И здесь, также главное не подавить это стремления. Не ругайте ребёнка, если он вырывает у вас из рук веник и просит подмести пол. Пускай он это сделает. Переделаете потом, НО, когда малыш не увидит.

Обратите внимание

Во время стирки поставьте ему отдельный тазик с носовыми платочками – разрешите помочь вам постирать. Или дайте постирать кукольную одежду, поверьте, ваш ребёнок будет на седьмом небе от счастья, что ему такое разрешили. А когда Вы моете посуду, а малыш просит помочь Вам, что Вы говорите?! «Отойди, а то всё перебьёшь!» или что-нибудь в этом роде.

Позвольте вашему малышу помочь Вам, дайте ему полотенчик, пусть вытирает вымытую Вами посуду. А когда ребёнок подрастёт, и Вы разрешите помыть посуду самостоятельно под краном – это будет для него великой честью, а в дальнейшем перейдёт в почётную обязанность. К 7 годам можно завести какого-нибудь домашнего любимца, чтобы ребёнок ощущал всю ответственность трудовых действий.

Но при условии, что Вы с ребёнком распределите обязанности по уходу за животным. И, конечно же, обязательно следует изучить условия содержания питомца.

Эстетическое воспитание дошкольников также связано в первую очередь с развитием разных видов деятельности детей. Главные средства эстетического воспитания дошкольников – это, во-первых, окружающая среда (научное название – развивающая среда).

Все вещи должны лежать на своём месте, а значит, у каждой вещи должно быть место. Следует организовать развивающую среду таким образом, чтобы игрушки лежали в доступном для детей месте, а ещё очень важно, чтобы ребёнок мог также с лёгкость убрать эти игрушки на свои места.

Не разрешайте брать малышу игрушку, пока он не убрал ту, в которую только что играл.

Во-вторых – личный пример поведения. Ребёнок должен видеть опрятных родителей: причёсанных, в чистой одежде, одетых со вкусом и т.д.

В-третьих – художественная деятельность дошкольников, а точнее приобщение к ней. Для этого взрослые должны сами проявлять интерес к творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации вместе с детьми. Сейчас достаточно много новых направлений в художественном творчестве.

В-четвёртых – гигиенические навыки ребёнка. Приобщение малыша к опрятности, аккуратности, воспитание чувства вкуса.

Важно

В дошкольном возрасте активно усваиваются нравственные нормы поведения. В связи с этим осуществляется нравственное воспитание дошкольников. Наиболее действенным средством нравственного воспитания дошкольников будет подражание.

Ребёнок подражает взрослым во всём: и внешнем виде, и в поведении, и даже эталоны оценки окружающего. Родители ежедневно обсуждают ситуации, которые произошли за день, применяя определённые оценочные слова: «хорошо», «плохо», «не прав», «уважает» и т.д.

Дети должны видеть вокруг себя доброту, нежность, щедрость и другие нравственные качества. Кроме этого очень важно хвалить и поощрять детей за собственную доброту и щедрость. Тогда эти качества будут развиваться.

В нравственном воспитании дошкольников очень важно научить ребёнка ставить себя на место другого человека.

Следует также отметить развитие отношений дошкольников со сверстниками. Дети дошкольного возраста начинают ценить общество друг друга.

Начинают делиться чувствами, мыслями, пересказывают увиденные фильмы, мультфильмы, события из жизни. Возникает дружба.

В этом возрасте нужно поддерживать дружеские и доброжелательные отношения с другими детьми – это очень важно для социального развития детей.

В заключении хотелось бы рассмотреть механизм воспитания:

Знания – чувства – мотивы – убеждения – поступки – привычки – поведение – результат (качество личности).

Источник: http://nashidetci.ru/vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Игра как средство воспитания дошкольников

5258 (30 за неделю) / 03.01.17 09:00 / Комментарии

Игра является далеко не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал развития и воспитания.

Но эти свои качества она может проявить, только когда используется в рамках управляемого педагогического процесса. Педагог, руководствуясь положениями программы детсадовского воспитания, отбирает содержание программы, планирует его. Дети должны усвоить это содержание в процессе игр.

Педагог также чётко определяет игровые и дидактические задачи, правила, действия и ожидаемый результат, он словно проектирует процесс игры, не нарушая её самодеятельного характера и своеобразия.

Включая в педагогический процесс игру, преподаватель учит дошкольников играть, как выражался А. С. Макаренко – «создавать хорошую игру». Подобная игра должна обладать такими качествами:

  • содержание должно иметь воспитательно-познавательную ценность, отражать представления правильно и полно;
  • игровые действия должны иметь творческий, организованный, активный и целесообразный характер;
  • подчинённость правилам игры, необходимость руководствоваться в игре этими правилами с учётом интересов всех игроков и каждого в отдельности;
  • целенаправленное пользование игровыми материалами и игрушками;
  • радостный настрой детей и доброжелательность отношений.

Роль воспитателя в процессе игры дошкольников

Воспитатель в процессе управления игрой влияет на личность ребёнка всесторонне: на его волю, сознание, поведение, чувства. Он использует игру для умственного, физического, эстетического и нравственного воспитания. Представления и знания детей в процессе игры углубляются и уточняются.

Чтобы сыграть определённую игрой роль, ребёнку придётся свои представления преобразовать в игровые действия.
Обычно детские представления и знания о людских профессиях, об их конкретных взаимоотношениях и действиях являются недостаточными, тогда появляется необходимость дополнить их.

Потребность в новых знаниях проявляется через детские вопросы, отвечая на которые, воспитатель во время игры прислушивается к разговорам и помогает игрокам достичь договорённости и взаимопонимания.

Поэтому с помощью игры можно не только закрепить у детей уже имеющиеся у них представления и знания, но её также можно отнести к активной форме познавательной деятельности, в ходе которой дети под управлением старшего приобщаются к новым знаниям.

Содержание игр используется преподавателем для выработки у ребят любви к своему народу, Родине, прививает им правила общественного поведения, в игре он помогает их закрепить и проверяет, как они усвоились. Через игру воспитатель может развить у детей многие положительные качества: честность, смелость, выдержку, инициативу.

Игру можно назвать школой, где творчески и активно детьми усваиваются нормы и правила поведения, взаимоотношения между людьми, вырабатывается отношение к труду и к разным видам собственности.

Это такая форма деятельности, которая имеет весомое значение в формировании у детей общественного поведения, их отношений друг к другу и к жизни. Организуя и руководя игрой, преподаватель воздействует на детский коллектив в целом и на каждого малыша в отдельности. Становясь игроком, малыш встаёт перед необходимостью согласования собственных действий и намерений с другими игроками, подчинения принятым в игре правилам.

Но без педагогического руководства в играх может проявляться и отрицательное влияние. Ведь есть игры, содержащие элементы грубости, жестокости, национальной розни, дурно влияющие на нервную систему, вызывающие тщеславие и азарт. Их следует отделять от игр с большим воспитательным воздействием в плане воли, чувства справедливости, желания помочь в беде и т. д.

Классификация игр по возрасту

Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности, через которую он учится общаться с ровесниками, манипулировать предметами, двигаться. Придумано очень много подобных занятий, в связи с чем стала необходима классификация игр дошкольников. Так, в любых детских играх должны проявляться следующие качества:

  • Игра является активной формой отражения малышом жизни окружающего его общества.
  • Отличает игру и характер деятельности ребёнка в её процессе – здесь применяются не отдельные движения, как при письме, рисовании или в труде, а комплексные действия.
  • Как и большинство видов человеческой деятельности, игра обладает общественным характером, поэтому с изменением условий жизни она также меняется.
  • С помощью игры ребёнок может творчески отразить действительность, внося в неё свои фантазии, выдумки, что-то комбинируя.
  • В игре приходится пользоваться знаниями, здесь их можно уточнять и дополнять, что позволяет развивать нравственные и познавательные способности ребёнка.
  • Игра, как правило, основана на коллективной деятельности, где все участники вступают в отношения сотрудничества.
  • Игра не только разносторонне развивает детей, но и сама развивается и меняется при систематическом управлении воспитателя.
Читайте также:  Раскраски к празднику пасхи - воспитание и игры

Игры для младшего возраста (3-4 года):

  • игры-эксперименты – контакт со специальными игрушками или общение с людьми;
  • самодеятельные и сюжетные – сюжетно-ролевые, отобразительные;
  • тренинговые – адаптивные и сенсомоторные;
  • компьютерные;
  • обрядовые (народные, уходящие корнями в исторические традиции) – забавляющие, развлекающие, тихие.

Игры для детей среднего возраста (4-5 лет):

  • игры для экспериментирования с людьми и животными, природными объектами, для общения с людьми или специальными игрушками;
  • самодеятельные сюжетные режиссёрские и театрализованные игры;
  • обучающие – сюжетно-дидактические, предметные автодидактические, учебно-предметные дидактические, музыкальные, подвижные;
  • досуговые – интеллектуальные, развлечения, тихие, забавы, компьютерные, празднично-карнавальные, театральные;
  • тренинговые – сенсомоторные, адаптивные интеллектуальные;
  • обрядовые – сезонные, семейные.

Игры для детей старшего возраста (5-7 лет):

  • игры по экспериментированию с людьми и животными, природными объектами, для общения с людьми или специальными игрушками;
  • игры-эксперименты – контакт со специальными игрушками или общение с людьми;
  • самодеятельные сюжетные театрализованные игры;
  • обучающие – сюжетно-дидактические и предметные автодидактические (до 7 лет), дидактические, учебно-предметные, музыкальные подвижные;
  • досуговые – интеллектуальные, развлечения, тихие, забавы, компьютерные, празднично-карнавальные, театральные.

Разновидности игр

Сюжетно-ролевые игры

Для дошкольников это основной вид игр, в процессе которых они испробуют на себе разные социальные роли, становятся в социальные ситуации, наблюдаемые ими в жизни взрослых.

Классическими сюжетно-ролевыми являются такие игры, как больница, магазин, дочки-матери, автобус, парикмахерская и т. п. То есть, через них идёт знакомство с разными профессиями.

Структура ролевой игры состоит из следующих компонентов:

  • ролей, исполняемых в процессе игры детьми;
  • игровых действий, посредством которых эти роли реализуются;
  • игровое использование предметов, замена игровыми предметами реальных;
  • замечания и реплики, которые выражают между детьми отношения и регулируют ход игры.

Театрализованные игры

С их помощью дети глубже понимают и чувствуют произведения литературы, они развивают творческие способности и детскую речь. С помощью театрализованных игр разыгрываются сюжеты литературных произведений с применением выразительных приёмов (мимики, интонации, жестов) для выражения образов.

Дидактические игры

Эти игры очень важны для малышей, начинающих познание мира, поскольку они уточняют представления об окружающем мире, о важнейших свойствах предметов (форме, величине, цвете). С помощью дидактических игр развиваются память и мышление. К ним относятся игры «Поиск предметов одного цвета», «Чей это домик?», «Из чего это сделано?», «Найди пару» и пр.

Настольно-печатные игры

Это спокойные игры, рассчитанные не на физическое развитие, а на тренировку воображения, памяти, мышления. Подобных привлекательных, красочных игр создано великое множество, например, «Мозаика», «Лото», «Домино».

Строительно-конструктивные игры

В этом виде творческих игр дошкольники могут отображать окружающий их мир предметов, сами выстраивают сооружения и пытаются сохранить их. Здесь используются следующие виды строительных элементов:

  • крупные элементы для строительства сооружений на полу (параллелепипед, куб, цилиндр и прочие);
  • средние элементы для строительства на столе (элементы с теми же формами, но меньшего размера);
  • полуфабрикаты (наборы фронтонов, арок, планок и т. д.);
  • конструкторы (более сложные строительные элементы).

Творческие игры

Эти игры содержат в себе образы, отражающие условное превращение окружающего:

  • отображающие отношения, связанные с ролью, с точки зрения собственного опыта ребёнка, а если тот был негативным, то ребёнок от нежелательного действия уклоняется;
  • связанные с трудом ребёнка, где могут быть объединены конструктивная, изобразительная и прочие виды деятельности. Принимая в игре активное участие, дети воспитывают в себе интерес к труду;
  • умственное воспитание с укреплением важнейших психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, речи);
  • умственная активность, обусловленная работой воображения, требующая выбрать роль, представить действия объекта подражания, его речь и поведение. Благодаря такой игре мышление может подняться на новый уровень;
  • систематическое воспитание, способствующее проявлению художественных интересов, способностей к танцам и музыке;
  • двигательная активность быстрее развивается при занятиях в паре, расценивается как пролог школьных физических упражнений;
  • переживания, влияющие на характер игры.

Подвижные игры

Поскольку дети активны и непоседливы, то особенно важны для них подвижные игры, в которых они могут сполна удовлетворить потребность в движении, сделать более совершенными двигательные навыки и умения, развить важнейшие физические качества организма – силу, ловкость, быстроту. Проводить такие игры полезней всего на открытом воздухе.

Роль игрушек в детских играх

В процессе обучения и воспитания ребёнка формируется и игра, как самостоятельная его деятельность, помогающая ему освоить опыт деятельности взрослых. На долю игрушки здесь выпадает роль своеобразного эталона таких предметов, которые ребёнку надлежит узнать, усвоить их назначение и возможные действия с ними.

Поэтому, помимо купленных в магазине игрушек, в игре часто используются те, что сделаны самими детьми, их родителями или воспитателями. Они могут быть самыми разными, но в любом случае отвечающими некоторым художественно-эстетическим и педагогическим требованиям.

Для каждого возраста требуются свои игрушки, различающиеся назначением и тематикой:

  • сюжетные (посуда, мебель, фигурки животных, куклы);
  • технические (конструкторы, средства транспорта и т. д.);
  • орудия труда (игрушечные отвёртки, молотки, грабли, щётки, лопатки, то есть то, чем на глазах у детей обычно пользуются взрослые);
  • игрушки для забавы (музыкальные театральные).

Игрушки для разных ситуаций:

  • Большие игрушки (детские автомобили, самокаты, велосипеды, легко трансформирующиеся крупные строительные конструкторы) помогают ребёнку избавиться от гиподинамии, научиться двигаться и ориентироваться в пространстве.
  • Если ребёнок играет за столом, то ему удобнее будет играть небольшими игрушками, которые проще разглядеть со всех сторон.
  • Для игры на полу потребуются более крупные игрушки, в которые ему удобно будет играть стоя или сидя.
  • Для игры во дворе пригодными будут только крупные игрушки.

Подбор игрушек должен преследовать цели нравственного и эстетического воспитания, стремление к коллективной игре, где игрушкой будут пользоваться все дети.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/igra-kak-sredstvo-vospitaniya-doshkolnikov

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции. [5. с.8]

Она занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Для младших дошкольников игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

Игра — это очень серьезно. Дети с ее помощью познают мир, учатся проявлять самостоятельность, развивают фантазию, обзаводятся опытом побед и поражений. От того, во что они играли в детстве, часто зависит выбор его жизненного сценария.          

В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В игре дети выполняют собственную задачу.

Цель игры имеет 2 аспекта:

—        Познавательный — то чему должны научить детей, какие способы действия с предметами хотим им передать;

—        Воспитательный — способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Совет

Игра у младших дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Она выявляет индивидуальные способности детей, позволяет определить уровень его знаний и представлений. [5. с.11]

В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, дружба, товарищество. Так, наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игр, педагоги могут выявить индивидуальные особенности и обозначить наиболее действенные пути воздействия на личность дошкольника.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества дошкольников, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. [4. с.115]

Читайте также:  Детям о грибах - воспитание и игры

Важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно педагог должен подготовить необходимый игровой материал, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Мысленно представить весь ход игры, как заинтересовать, как объяснить правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — один из видов человеческой деятельности.

Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы:

1.                  Подвижные игры: всевозможные забавы с мячом, со скакалкой, прятки, салки и т. д. Подвижные игры — не только прекрасное средство физического воспитания детей, постепенно они прививают навыки поведения в коллективе: дети учатся подчиняться правилам (а правила, порой довольно сложные, есть почти в любой такой игре).

2.                  Игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д.

Обратите внимание

У каждой такой игры своя образовательная задача, они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают наблюдательность, восприятие, память, мышление.

Имея большое значение, прежде всего, для умственного развития дошкольников, такие игры уже сами по себе готовят ребенка к школе, способствуют формированию мотивации к обучению, познавательного интереса.

Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.

3.         Сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд людей взрослых, причем, играя, они относятся к своему воображаемому труду, игрушкам, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу окружающие их взрослые. [3. с.79]

Значимое место для младших дошкольников занимают подвижные, хороводные, пальчиковые, игры с правилами дорожного движения и т. д. Во время игр происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети приобретают навыки общения.

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого дошкольники развертывают самостоятельную игру.

Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным — «понарошку» продавцом, врачом, мамой.

В 3 года дети становятся способными овладеть ролью — более сложным смысловым и структурным «узлом» игры. [3. с.81]

Важно

Главное внимание в игре уделяется содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети, и тем более развита игра. Младшие дошкольники должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», «врача».

Детям нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера чтобы полноценно овладеть игровой ролью, им необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, но и уметь говорить с партнером как носителем другой игровой роли, т. е. уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

Значимым является научить детей принимать на себя роль в игре.

С этой целью многократно с детьми организовывается игровая среда, создается такая игровая ситуация, в процессе которой учат реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров. Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли. [1. с.42]

К четырем годам детям достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Если ребенок играет самостоятельно, то обычно берет на себя более привлекательную основную роль, а действия его пока направлены на партнера-игрушку.

Игра для детей младшего дошкольного возраста является важной составляющей развития. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Воспитателям следует не только акцентировать внимание на организацию и проведение игр в детском саду, но и проводить разъяснительную работу среди родителей о необходимости их участия в детских играх.

Колоссальную роль педагоги уделяют играм на семейные темы: разыгрывают разные сюжеты из жизни семьи с использованием наборов игрушек — мебели, транспорта, городских построек (семья празднует день рождения, семья отправляется в путешествие, семья в зоопарке).

Совет

Игры с родителями являются неотъемлемой частью развития дошкольников. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей.

В играх должны создаваться такие условия, при которых семья имеет возможность:

—          рассказывать, читать о культуре общения, правилах поведения (на улице, дома, в гостях и т. д.);

—          Обыгрывать знакомые детям ситуации, создавать новые игровые сюжеты и принимать в них участие;

—          Совместно сочинять словестные игры, придумывать истории со знакомыми и незнакомыми героями;

—          Способствовать тому, чтобы дети поддерживали и развивали игровую идею других детей и сами предлагали сюжет;

—          Использовать праздники, дни рождения детей для проведения игр;

—          Бережно относиться к игровым замыслам детей, созданным в процессе игры;

—          Поощрять стремление находить и привлекать партнеров для игр;

—          Не критикуя, понимать и принимать игровое поведение детей;

—          Сочинять сказки, волшебные истории про самих себя.

Для дошкольника «игра — единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого — «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым». [2. с.18]

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка.

Другие видят в ней одно из средств отвлечения ребенка от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, они ценят её, как одно из значимых средств воспитания.

Для младших дошкольников игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Дети в возрасте 2–4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Как правило бесцельно возят взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, быстро ее бросают, требуют новую игрушку.

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь детей в игре.

Обратите внимание

Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно — значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры детей, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка — центр игры, материальная опора. Она наталкивает на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. [2. с.21]

Они очень рады минутам, подаренным им родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для детей. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких им людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

В заключении можно сделать вывод о том, что в младшем дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Литература:

1.                  Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. — М.: Педагогика, 2006. — 250 с.

2.                  Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 128 с.

3.                  Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 128 с.

4.                  Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989. — 286 с.

Важно

5.                  Игра дошкольника / Сост. е. В. Зворыгина. — М.: Просвещение 1999. — 286 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/76/12995/

Ссылка на основную публикацию