Буква в — воспитание и игры

Учим азбуку, играя, Занимательные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте, Гайдина Л.И., Кочергина А.В., 2007

Книги и учебники → Книги по педагогике

СкачатьЕще скачатьСмотретьКупить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Учим азбуку, играя, Занимательные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте, Гайдина Л.И., Кочергина А.В., 2007.

Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, родителей первоклассников, воспитателей детских садов и групп продленного дня для создания увлекательного процесса изучения азбуки.

Книга содержит загадки, игры, стихи, скороговорки и чистоговорки, кроссворды, ребусы, занимательные упражнения и интересные вопросы. В основу пособия лег личный опыт учителей.

Обратите внимание

Материалы данной книги могут быть использованы педагогами, как на уроке, так и во внеурочное время, родителями для дополнительных занятий с детьми, воспитателями для организации подготовки детей к школе.

ОТКУДА ВЫ, БУКВЫ?

Что рассказывают буквы.В азбуке у НадиТочно на параде -Гласные, согласные -Стояли буквы разные.Но не вместе, в строчке,А поодиночке.Говорить они пытались:И жужжали, и шептались.Но о чем — пойми, попробуй: Буква «м» мычит коровой.

Буква «а» сказала: «А!»- Что ты хочешь, буква «а»?Но в ответ мне буква «а»Тоже спрашивает: «А?»Вот еще досада!Что нм, буквам, надо?Но когда в тетради Встретились у Нади Буква «а» и буква «м»,Все понятно стало всем.Буквы рядом.

Ровно, прямо Встали, честь по чести,И сказали дружно: «Ма-ма!»Вот что значит вместе!И теперь у нашей Нади Разговор идет в тетради:В каждом слове — там и тут Буквы дружные живут.С. Погореловский

СОДЕРЖАНИЕ

ВведениеОТКУДА ВЫ, БУКВЫ?ОТКРЫВАЙ НАМ, АЗБУКА, ДВЕРЬ!ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ЗАГАДОК И СТИХОВИГРЫ И ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯИгры к теме «Ударение»Игры к теме «Заглавная буква в именах собственных»Игры к теме «Написание сочетаний чк, чн»Игры к теме «Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу» ..

Игры к теме «Алфавит»Игры к теме «Мягкий знак»Игры к теме «Деление слов на слоги»Игры к теме «Звуки и буквы»ОРФОСТИХИ И ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Учим азбуку, играя, Занимательные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте, Гайдина Л.И., Кочергина А.В.

, 2007 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 — pdf

Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать — djvu — Яндекс.Диск.

Скачать — pdf — Яндекс.Диск.

Источник: https://nashol.com/2017012192731/uchim-azbuku-igraya-zanimatelnie-igri-zadaniya-zagadki-i-stihi-dlya-obucheniya-gramote-gaidina-l-i-kochergina-a-v-2007.html

Как научить ребенка буквам правильно и быстро (часть 2)

админ 15 — Январь — 2015

Заботливым родителям, которые стараются дать своему малышу все самое лучшее, постоянно приходится искать ответы на массу вопросов. Как правильно вводить прикорм, когда начинать приучать кроху к горшку, как укреплять иммунитет, что делать, если он плохо ест и сколько покупать игрушек, как научить ребенка буквам и когда начинать?

Знакомство ребенка с буквами: когда начинать?

По вопросу о том, когда лучше начинать знакомить ребенка с буквами у педагогов и психологов мнения до сих пор расходятся. Есть специалисты, которые считают, что раннее развитие позволяет ребенку «взять ранний старт», дает ему больше шансов максимально развить природные способности и задатки и стать в будущем более успешным, чем его сверстники.

Другие же уверены, что форсировать развитие ребенка не только бессмысленно, но и вредно для детской психики. Малыш учится и осваивает мир постепенно, и обучать его тем или иным умениям следует лишь тогда, когда ребенок к этому будет психологически готов.

Сторонники этого подхода говорят о том, что мир знает немало детей-вундеркиндов, которые благодаря усилиям взрослых демонстрировали потрясающие для их возраста результаты в той или иной области. Вот только потом об этих вундеркиндах ничего становится не слышно, они не достигают невероятных успехов, повзрослев.

Важно

А вот неврозы у ребятишек, которых с ранних лет обучали музыке, шахматам, иностранным языкам и еще Бог знает чему, специалисты наблюдают очень часто.

В детской психологии существует понятие «синзитивный период». Так называется возрастной период в развитии ребенка, когда он наилучшим образом готов к восприятию тех или иных знаний, умений и навыков. Для обучения грамоте синзетивным считается время с 5,5 до 7,5 лет.

К 5,5 годам здоровый ребенок хорошо говорит, чисто произносит звуки речи и у него достаточно развит фонематический слух. В это время у детей обычно просыпается и интерес к овладению чтением. Поэтому большинство методик обучения детей чтению рассчитаны на ребятишек начиная с 4,5 – 5 лет. Однако начинать знакомить малыша с буквами можно и раньше.

Вот здесь-то как раз и возникает вопрос: «Как научить ребенка буквам?». Не усаживать же двух-трехлетнего карапуза за букварь!

Как учатся малыши

Для того, чтобы понять, как научить ребенка буквам, нужно разобраться в том, а как вообще учатся маленькие дети. Детская психика отличается от психики взрослого человека и целенаправленно учиться малыши не могут.

Все обучение у ребятишек до семилетнего возраста происходить должно в игре. Ведь именно игра и есть в этом возрасте самое главное детское дело, через игру ребенок учится и осваивает мир вокруг себя.

Поэтому ответ на вопрос : «Как научить ребенка буквам?», — будет прост – учите играя.

Еще одна особенность маленьких детей состоит в том, что они познают окружающий мир всеми органами чувств и чем больше каналов восприятия задействовано при обучении, тем оно будет успешнее.

Ребенок должен не только видеть или слышать познаваемое, ему нужно объект и потрогать, и попробовать на вкус, и понюхать.

Как научить ребенка буквам? Задействуйте для этой цели все органы чувств: рассматривайте буквы, пропевайте их, трогайте, рисуйте и лепите, и играйте, играйте, играйте.

Как научить ребенка буквам

Первую встречу с буквами можно организовать и для годовалого карапуза. Только не нужно ожидать, что к полутора он выучит алфавит, а в два уже будет читать. Вам это и не нужно.

А вот показать малышу несколько гласных букв, которые он сам уже хорошо произносит – это вполне возможно.

Развесьте по комнате в разных местах несколько листов альбомного формата с изображенными на них буквами и по нескольку раз в течении дня подходите к ним с крохой на руках и на разные лады пропевайте звук.

Для двухлеток можно сделать карточки с буквами и показывать их малышу, четко и с определенной интонацией произнося звук.

Осваиваемую букву можно рисовать пальчиковыми красками на бумаге или на кафеле в ванной во время мытья папиной пеной для бритья, в которую добавлено немного пищевого красителя, палочкой на снегу зимой или пальчиком на песке летом.

Буквы нужно показывать постепенно, начиная с двух-трех гласных и добавляя по букве по мере освоения малышом предыдущих. Обязательно следуем правилу: сначала произносим звук, затем одно-два слова, которые с этого звука начинаются, а заниматься нужно не более трех-пяти минут.

Как научить ребенка буквам в три года

Заботливые родители начинают читать своим крохам еще тогда, когда они лежат в колыбели: сначала коротенькие потешки, потом маленькие сказки, стихи и рассказы. К трем годам у детей, которым много читают, есть уже свои любимые произведения и сформированный интерес к чтению.

Осваивать с ними алфавит легко и весело, да и дети занимаются с желанием, понимая, что это позволит им потом самим читать любимые сказки. Трехлеткам, помимо игр с карточками, уже можно включать мультфильмы про буквы, можно использовать «Музыкальный букварь» Железновой, лепить буквы из теста и пластилина.

Можно играть в лото, или в прятки.

Для игры в прятки вам понадобится карточки с буквой или буковки из магнитной азбуки. Называете малышу букву и просите походить по дому и поискать, где эта буква спряталась. Предварительно разложите в разных местах в квартире несколько букв, изображенных на карточках, вырезанных из картона или взятых из магнитной азбуки.

Совет

Чуть позже давайте малышу листы с напечатанным крупными буквами текстом и попросите найти и обвести ту или иную букву.

Читайте также:  Карточки - на какую букву начинается слово - воспитание и игры

Текст можно напечатать самостоятельно на компьютере и распечатать, содержание текста не имеет значения, лишь бы в нем было достаточно букв, которые вам нужны.

Если малыш уже освоил несколько букв алфавита, то можно попросить сначала найти одну какую-то букву и обвести красным фломастером, затем – другую, и обвести ее синим, потом третью – обводите ее зеленым. Так вы заодно еще и внимание потренируете, и основные цвета повторите.

Буквы добавляйте постепенно, по одной. Занятия должны проходить только в позитивном настроении, в игре. Хвалите малыша за удачи, помогайте при необходимости и старайтесь завершить занятие до того, как он устанет и потеряет интерес к игре.

Как научить ребенка буквам в четыре года

Принципы занятий с четырехлетками те же, что и с детьми трех лет: заниматься нужно по чуть-чуть, но каждый день, все обучение строится на позитивных эмоциях и в игровой форме, буквы добавляем постепенно.

После того, как малыш освоит несколько букв алфавита, можно купить ему настенный электронный говорящий плакат с буквами. Плакат должен произносить звук (именно звук, а не букву) и называть предмет, изображенный рядом с буквой. Актуальными остаются прорисовывание букв, выкладывание из мозаики, камешков, пуговиц и лепка.

С четырехлетками можно поиграть в «Волшебный мешочек». После того, как малыш выучит несколько букв, возьмите полотняный мешочек и положите туда буквы из магнитной азбуки, и буквы разного размера, вырезанные из плотного картона.

Ребенок опускает ручку в мешочек, берет букву и на ощупь определяет, что за буква у него в руке, затем вынимает ее из мешочка и проверяет правильность догадки. Еще одна полезная игра: «Найди картинки». Для игры вам понадобится изготовить комплект картинок, названия предметов на которых начинаются на разные буквы алфавита.

Перед малышом выкладываются несколько картинок и буква. Ребенку нужно найти изображения предметов, которые начинаются на предложенную букву. В обе игры играть гораздо интереснее, если есть возможность собрать дома двух-трех ребятишек одного возраста.

Как научить ребенка буквам в пять лет

Если ребенок в пять лет начинает проявлять интерес к буквам и чтению – то интерес этот уже вполне осознанный. Пятилетка знает, что буквы волшебным образом складываются в слова, а слова – в те самые занимательные и захватывающие истории, которые читают ему по вечерам мама и папа.

У пятилеток уже достаточно возможностей для творчества, поэтому осваивать с ними алфавит – одно удовольствие. Ведь они могут уже и раскрашивать, и лепить сами, и выкладывать буквы из мозаики или просто мелкими камушками.

Обратите внимание

Пятилеткам можно уже покупать всевозможные электронные буквари, с которыми они и сами будут с удовольствием заниматься. Только букварь покупайте правильный: буква в электронном букваре должна произносится не так как она называется, а как звук, который она обозначает.

То есть не «эм», а «м», не «пэ», а «п». Это позволит в дальнейшем избежать проблем со складыванием из букв слогов и слов.

Обратите внимание на то, что детям в пять лет важнее не буквы выучить, а научиться грамотно и связно говорить. Поэтому параллельно с чтением на ночь и освоением алфавита, поощряйте ребенка рассказывать: о том как прошел день, о разных событиях, о том, что он видит на картинке, а также пересказывать содержание небольших рассказов и сказок.

Как научить ребенка буквам в шесть лет

Некоторые родители сильно переживают, что их ребенку уже шесть, а он еще алфавит до сих пор не выучил. На самом деле в этом нет ничего страшного. Более того, ваш шестилетка в самом что ни на есть подходящем возрасте, чтобы быстро выучить буквы и начать читать.

Если у трехлетки на освоение алфавита может и год уйти, то шестилетний ребенок вполне способен освоить его недели за три. Более того, осмысленно читать дети все равно обычно начинают не раньше шестилетнего возраста. То есть, складывать слоги и читать словами малыш может научиться и раньше, но вот читать так, чтобы понимать и запоминать прочитанное – это только годам к шести.

Так что покупайте букварь, плакат с буквами, магнитную азбуку и прописи по возрасту, и начинайте заниматься.

Основной материал для занятий расположен по урокам в букваре. Так построены большинство букварей, имеющихся в продаже. Дополнительно можно смотреть обучающие мультфильмы, играть с буквенными карточками и заниматься с прописями. Шестилетних детей уже лучше сразу учить читать, параллельно с изучением алфавита. Делать это не сложно, достаточно лишь последовательно заниматься по букварю.

Любой родитель может научить своего ребенка буквам, если запасется терпением. Помните только, что для успешной учебы в будущем важнее не выучить с малышом алфавит, и даже не научить его читать до школы, важнее привить ему любовь к чтению и научить хорошо и связно говорить.

А после того, как ваш малыш выучит буквы, можно приступать к чтению по новейшим методикам.

Источник: https://bebiklad.ru/14-shkola/kak-nauchit-rebenka-bukvam-2

Буква А для детей дошкольного возраста

Цель занятия: изучаем букву А, формирование навыка чтения, основ элементарного графического навыка, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой А, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву А по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

АстраАистАрбузАвтобус

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?

Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори: ААА.

Мешают ли язык, зубы или губы свободно выходить воздуху изо рта? Обратите внимание, как широко открывается рот когда мы говорим А.

Напиши букву А один раз на листе бумаги без клеточек.

Вспомни и назови слова, которые начинаются с А — животные, предметы или имена.

Задание: печатная буква А для дошкольников

Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом или шариковой ручкой; нарисуй — палочки аккуратно по клеточкам.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.

Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Распечатать Скачать файл

Стихи про букву А

Вот два столба наискосок, А между ними — поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А.

(С. Маршак)

Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, А начинает АЛФАВИТ.

(Е. Тарлапан)

Азбука пусть Начинается с АИСТА — Он, как и азбука, С А начинается!

(В. Заходер)

Всем известно, Буква А — буква очень славная. Да к тому же буква А В алфавите главная. Обожают этот звук И Андрей, и Аллочка, Палка так и палка так, И в середине палочка.

(Э. Успенский)

Сказка про букву А

Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

— Долой самозванку А — кричали гласные буквы. — Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха). — Что же это делается, а? — шипели шипящие. — Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

— Все правильно,— молча думали согласные буквы,— ведь недаром самые вкусные вещи — арбуз, апельсин, абрикос, ананас — начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

— Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?! — А потому,— сказала молчавшая до сих пор А,— что самое первое слово каждого малыша начинается на А. — Это какое же такое слово? — не унималась Я. — Агу,— сказала А. — И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

Читайте также:  Музей для детей - воспитание и игры

— Так! — сказал твердый знак.

(Г. Юдин)

Пословицы и поговорки на букву А

Азбука — к мудрости ступенька.. Аккуратность человека красит. Не надобен клад, коли в семье лад. Не та дружба сильна, что в словах заключена. Под лежачий камень и вода не течет. Без букв и грамматики не учатся и математике. Без труда нет и плода. Мал да удал.

https://www.youtube.com/watch?v=cRQyYjlDzwU

Сам погибай, а товарища выручай.

Загадки для детей на букву А

Листья клена пожелтели, В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, Подскажи!

(Август)

Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька.

(машина, автобус)

День и ночь стоит на крыше Этот чудо-постовой: Все увидит, все услышит, Всем поделится со мной!

(Антенна)

К нам приехали с бахчи Полосатые мячи.

(Арбузы)

Важно

На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

Посмотрите, дом стоит, До краев водой налит, Без окошек, но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы — Все умелые пловцы.

(Аквариум)

В таком порту бывал мой друг, Где вовсе нет воды вокруг. Но в этот порт все время шли С людьми и грузом корабли.

(Аэропорт)

Стою на крыше — Всех труб выше.

(Антенна)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
  4. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.

Буква А для детей дошкольного возраста Ссылка на основную публикацию

Источник: https://doshkolnik.net/podgotovka-k-shkole/obuchenie-gramote/bukva-a-zvuk-a.html

Как научить ребенка читать по слогам легко и быстро — по букварю Жуковой

Как научить ребенка читать по слогам без педагогического образования? Чтобы поставить образовательные задачи, нужно узнать уровень подготовки дошкольника.

[ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

В советские времена обучение чтению было заботой учителей. Сегодня первоклассники, переступившие порог школы, умеют читать, писать печатными буквами и начинают постигать иностранные языки.

И хоть такой внушительный багаж умений и навыков не является обязательным требованием к будущему ученику, многие родители с раннего возраста занимаются образованием отпрыска, чтобы он не отставал от сверстников, легко и быстро усваивал сложную школьную программу.

Как научить ребенка читать по слогам без педагогического образования и специальных знаний? Превращаемся в учителей!

Определяем уровень подготовки

Чтобы правильно поставить образовательные задачи, надо сначала определить уровень подготовки малыша и вовремя устранить «пробелы». Не начинайте обучение чтению, если:

  • речь дошколёнка ещё не сформировалась, он не может правильно составить предложение, не в состоянии воспроизвести небольшой рассказ;
  • присутствуют проблемы логопедического характера (малыш должен не только правильно произносить звуки, но и соблюдать в своей речи ритм и мелодику);
  • ребенок путает пространственные понятия (право/лево, вверх/вниз);
  • плохо развит фонематический слух (умение определять звуки в слове, их позицию);
  • концентрируется на одном объекте менее 10 минут.

«Освежаем» материал в своей голове

Родители могли позабыть последовательность букв в алфавите, как они правильно называются. Поэтому открываем учебник и вспоминаем.

Разберитесь изначально сами, чем буква отличается от звука. Для тех, кто не помнит: буквы мы видим, звуки – произносим. Букв 33, звуки, которые они обозначают, бывают согласными и гласными. Первые ещё делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Пока этого достаточно, остальное повторите, когда ребенок станет первоклассником!

Настройтесь психологически на процесс:

  1. не ждите скорых результатов, чтобы они появились, потребуются систематические и последовательные занятия;
  2. будьте готовы к многократному разъяснению одного и того же;
  3. находитесь в постоянном поиске новых способов и средств обучения.

Разбираемся в методиках

Буквально недавно детей учили читать по одной системе, основанной на фонетическом методе – изучение звука и лишь потом его графического обозначения – буквы.

Авторские методики: 1) Зайцева, 2) Домана, 3) Монтессори

Сегодня доступно огромное количество методик, предполагающих различные подходы к обучению.

Например:

  • Кубики Зайцева учат слоговому чтению — малыш заучивает буквосочетания, а затем составляет из них слова.
  • Методика Домана — предлагает запоминать написание целых слов.
  • Шершавые буквы Монтессори помогают изучить алфавит через сенсорные способности.

Любую методику сложно назвать безупречной, ведь и у них есть недостатки. Поэтому лучше обратиться к старому доброму звуко-буквенному методу, а Монтессори, Доман, Зайцев и другие новаторы, помогут разнообразить занятия.

С чего начать

Теперь определимся с пособием, по которому будем проводить обучение. Хорошо себя зарекомендовал «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором классические методы перекликаются с логопедическим наполнением и уникальными авторскими разработками.

Н.С. Жукова, на вопрос: «Как быстро научить подрастающего ребенка читать?» отвечает — слитно, при этом необязательно знать все буквы. Достаточно нескольких гласных и согласных, из которых можно составить буквосочетания.

Вначале изучаем открытые гласные: «А», «У», «О», «Ы», «Э». Потом сонорные согласные – «М», «Н».

На данном этапе по букварю Жуковой приступаем к объяснению, как из букв получаются слоги. В красочных иллюстрациях показано, как одна буква торопится к другой, сливаясь с ней в слог.

Например, «М» спешит к «O», произносим слитно «М-м-м-о-о».

Совет

Ребёнку главное понять механизм их слияния, с новыми буквами у него будет получаться всё механически. Все изученные слоги нужно часто и регулярно повторять, чтобы их чтение было доведено до автоматизма.

Читайте не только простые открытые буквосочетания, в которых гласный идет за согласным («МА»), но и сложные «гласный-согласный» («АМ»), слияния трех звуков («АРО», «ПРА»).

Возьмём для примера с.18 из букваря.

— Назови первую букву – просит родитель.
— «Х»,- отвечает малыш.
— К какой букве бежит «Х»?
— К букве «А».
— Выходит: «Х-х-х-А». Пока буква «Х» бежит к «А» остановки делать нельзя – они звучат слитно.

Выучив всего несколько таких примеров, дошколёнок поймёт принцип построения слогов и сможет применить его на остальных звуках.

Что ещё поможет складывать слоги

Отличным способом научиться слитно произносить слоги является пение звуков. Этому часто учат воспитатели в детских садах. Произношение нараспев помогает многим деткам. Некоторые, увлекаясь, могут пропеть слитно целое предложение и даже абзац.

Тематический материал:

Надо постоянно напоминать дошколенку о паузах между словами и предложениями. Пропел слово – остановился, пропел следующее, снова пауза. Не переживайте, постепенно паузы будут сокращаться, пока чтение не станет осмысленным и выразительным.

Легче всего дети обучаются в игре. Запомнить новую букву поможет азбука в картинках (к изучаемой букве прилагаются изображения предметов, в которых она встречается), объемные буквы (вылепленные из глины, деревянные и т.д.), шершавые буквы Монтессори, кубики. Изучили букву, изготовили для нее пособие и складываем слоги.

Что советуют логопеды

Если ребенку около 3-4 лет, и процесс обучения затянулся (более 6 месяцев) — не торопитесь, отложите занятия до 5 лет. В этом возрасте интерес к чтению появится самостоятельно, и малыш осилит науку за 1-2 месяца.

Читая малютке книжки, постоянно акцентируйте его внимание на том, как хорошо уметь читать.

Вначале желательно знакомить со слогами, где две гласные («АУ»), потом — где звонкая согласная с гласной («БА», «РО», «МЫ»), напоследок остаются шипящие и глухие («ТА», «ХЕ», «ШИ») и пары гласная-согласная («АМ», «ЕР», «УН»).

Освоив слоги, переходите к чтению простейших слов: МА-МА, МЫ-ЛО, РА-МА. Всегда начинайте занятия с повторения и закрепления пройденного материала. Следите, чтобы будущий ученик не забывал делать паузы между словами, проверяйте усвоение прочитанного.

Возьмём пример из вышеупомянутого букваря (с. 58).

Читайте также:  Звуковая модель слова - воспитание и игры

На фото текст «На лугу». Произносим слоги нараспев: «Вот (пауза) лу-жок (пауза). Тут (пауза) бро-дит (пауза) со-ба-ка (пауза) Дру-жок.» и т. д. После чтения спрашиваем ребёнка: «О чём текст? Где бродит собака? Как её зовут?». Если ребёнку сложно сразу ответить, позволяем ему найти ответ в тексте.

Дети 5-7 лет быстро утомляются, поэтому постоянно меняйте вид деятельности: почитали – порисуйте или напечатайте буквы. Желательно использовать раскраски с изображением, так дошкольник отдохнёт и моторику потренирует.

Интерактивные технологии

В качестве вспомогательного (не основного!) средства стоит использовать онлайн игры и приложения. Большинство подобных программ бесплатны для пользователей и доступны на устройствах на базе Андроид. Например, программа «Azbuka Рro».

Некоторые сайты предлагают выполнение упражнений в режиме онлайн. Например, «Весёлый паровозик» или «Бериляка учится читать». Если онлайн обучение вам неудобно, можно бесплатно скачать специальные диски с готовыми уроками или развивающие видео.

Конечно такие занятия очень по нраву современным деткам, которые обожают высокотехнологичные устройства.

Но не забывайте, что чрезмерное увлечение ребенка даже полезными онлайн-играми и видео может сказаться на зрении и эмоционально-психическом здоровье.

Поэтому подобные средства обучения лучше использовать для закрепления знаний или во время отдыха между кроплением над книгой.

10 полезных игр

Никогда не заставляйте ребенка насильно выучивать буквы. А чтобы домашние уроки не превратились в скучные и монотонные занятия, разнообразьте их играми.

  1. На развитие зоркости. Напишите 10 букв, попросите малыша отыскать среди них ту, которая обозначает согласный звук. Подберите пары слов, отличающихся одной буквой (рок-рог). Предложите ребенку объяснить различия.
  2. Для беглого чтения. Когда дитя научится быстро читать, поиграйте в такую игру. Вы называете слово, он ищет это слово в тексте.
  3. Дыхательное упражнение. Дитя набирает побольше воздуха и на выдохе читает ряд согласных звуков (около 15). Вначале это будет не легко, но после нескольких тренировок, ребенок осилит упражнение.
  4. Слоговые таблицы. Данное пособие широко используется на уроках чтения в первом классе. Вначале взрослый чётко читает буквосочетания, а ученик следит и повторяет. Потом организовывается чтение на время. В игре родитель называет слог, а ребенок быстро его находит. Или взрослый произносит начало слова, а ребенок отыскивает его окончание в таблице и произносит слово слитно.  
  5. На постановку ударения. Следите, чтобы при чтении дошколёнок правильно произносил слова. Это чёткое звучание букв и верно проставленное ударение. Поможет такая игра: взрослый подбирает слова из нескольких слогов и произносит их так, чтобы ударение падало на разные гласные. Малыш внимательно слушает и говорит, как поставить ударение правильно.
  6. Развитие внимание. Ученик быстро читает текст, родитель резко останавливает его и просит оторваться от книги и немного отдохнуть. Затем по команде дошкольник должен быстро найти место, на котором остановился.
  7. Чтение по ролям. Многие родители ошибочно пренебрегают выразительностью чтения. Между тем без этого многие дети читают текст «на автомате», не задумываясь над прочитанным. Возьмите любую сказку с диалогами (например, «Теремок») и предложите игру — озвучивать животных на разный лад.
  8. Развитие мышления. Приготовьте для игры мешок, в который положите деревянные или глиняные буквы. Цель игры: ребенок с завязанными глазами нащупывает буквы, угадывает и составляет коротенькое слово.
  9. Фонематический слух. Правила аналогичны игре «Города». Дитя слышит первый или последний звук слова и придумывает новое на определённую тематику. Либо вы называете слово, а ученик хлопает в ладошки, услышав заранее оговоренный звук, и говорит, в какой части он находится.
  10. Звуковая дорожка. Главным требованием к первокласснику, как говорилось выше, является вовсе не умение читать, а распознавание и классификация звуков. Для этого используйте звуковые дорожки. Обозначая каждый звук определенным цветом (гласный – красным, твердый согласный – синим, мягкий – зеленым), составляйте схемы слова. Их можно просто рисовать или выкладывать цветными фишками. Например, схема слова «ночь» будет состоять из трех звуков: синий, красный и зеленый.

При правильном подходе выучить ребенка читать по слогам достаточно просто. Гораздо важнее привить интерес к чтению, сделать его вдумчивым и регулярным. Ведь, как подтвердит любой педагог, грамотность человека и красота его речи зависит от количества прочитанного.

От слогового чтения — к беглому

Если дошкольник уже научился читать по слогам, освоить беглое чтение совсем несложно в домашних условиях.

Прочитайте предложение и попросите ребенка его повторить. Затем увеличьте количество предложений до 3 и более.

Также можно подобрать текст, где вместо некоторых слов картинки. Следующий этап — исключить картинки из текста, а недостающие слова вставлять, ориентируясь на смысл предложения.

Обратите внимание

Обучить ребенка легко, когда он занимается с удовольствием, поэтому старайтесь преподносить материал так, чтобы было интересно. И не важно, какими методиками вы пользуетесь. Проявите фантазию и откройте собственный способ обучения. Ведь только вы знаете интересы своего дошколенка.

Источник: http://RearChildren.ru/rech/kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam/

Учим буквы играя, игры с буквами

Всем очевидно, что детей нужно заранее готовить к школе, и поэтому почти каждый первоклассник, идя в школу, уже умеет читать или хотя бы знает буквы. Обучение можно смело начинать с 5 лет, но изучать буквы алфавита для детей младшего дошкольного возраста (2-4 лет) вовсе не обязательно виду определенных возрастных особенностей психики ребенка.

Существует много методик обучения чтению, но, как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, поэтому с дошколятами изучаем буквы в игровой форме.

Советы по изучению букв с дошкольниками 

Вне зависимости от того, по какой методике учим буквы играя, необходимо соблюдать определенные принципы обучения:

  • Каждое занятие должно проходить в игровой форме и иметь непринужденный характер. Вместо фразы «Пойдем, почитаем!» лучше скажите: «Пойдем играть!».
  • Залог успеха любого занятия (даже домашнего) – смена видов деятельности.

    Это означает, что после длительного сидения перед букварем желательно организовать физкультминутку и подвигаться. Изучение букв чередуйте также с рисованием, лепкой, конструированием или другим видом деятельности.

  • Надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

    Не перегружайте! Ребята старшего дошкольного возраста могут заниматься на протяжении 20 минут, в то время как малыши 3-4 лет с трудом высиживают 10 минут игры для изучения букв. Кроме возрастных следует учитывать и индивидуальные особенности детей.

    Если ваш ребенок слишком подвижен, то с ним учим буквы играя в подвижные игры. Существуют и другие особенности, такие, например, как плохая память или неустойчивое внимание, их тоже важно учитывать! Для многих детишек достаточно и 5 минут занятия.

  • Бывает, что ребенок знает буквы, но не может научиться читать.

    Как правильно учить ребенка буквам?

  • Не берите для изучения более 2 букв в день.
  • Соблюдайте последовательность изучения букв. Ее можно подсмотреть в любом букваре. Как правило, начинают с гласных.

  • Если ваш ребенок плохо говорит и, например, пока не выговаривает звук Р, то букву Р пока желательно пропустить. Это лучше, нежели закреплять неправильное произношение букв.
  • Хвалите ребенка за любые даже маленькие успехи и не критикуйте, иначе интерес к занятиям потеряется.

Учим буквы — игры для изучения букв

Чтобы ознакомить детей с буквами и помочь им их запомнить, следует систематически проводить небольшие занятия в виде игры.

Игры для изучения букв могут быть разными: предметные, сюжетно-ролевые, творческие, подвижные, дидактические, компьютерные.

Наиболее часто при обучении чтению используют дидактические (развивающие) игры с буквами. Вот примерные варианты возможных игр с детьми для изучения букв.

                Помимо перечисленных, существует множество других игр и игрушек, с которыми легко освоить алфавит. Так, в доме не будет лишним красочный плакат-алфавит, кубики с буквами, обучающий планшет и другие предметы. Можно придумать множество игр с буквами, достаточно лишь подключить свою фантазию.

                Учим буквы – видео

                Учим буквы играя

                9 способов: учим буквы играя | Как выучить буквы с ребенком

                Учим звуки и буквы. Учимся читать. Игра 1 (А, Б, В, Г, Д, Е)

                Главное в изучении букв, чтобы ребенок был заинтересован и проявлял любопытство к буквам, тогда ему на помощь как бы невзначай приходит взрослый и в процессе обычной повседневной деятельности ненавязчиво знакомит малыша с русским алфавитом.

                Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/8558-uchim-bukvy-igraya-igry-s-bukvami.html

                Ссылка на основную публикацию