Детские настенные часы — воспитание и игры

Изучаем часы и время с детьми

Мы сделаем свои собственные часы и будем учиться определять время! Мы выучим интересные игры со временем, а так же сможем скачать полезные материалы! Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов.

Хотя электронные часы значительно упрощают эту задачу, именно циферблат делает временное пространство более наглядным.

Изучаем часы и время с детьми

Посмотрите обучающее видео «как научиться определять время»:

При этом очень важно постоянно помнить о том, что, когда мы учим время по часам, для детей понятие «минута», «секунда» и «час» являются очень абстрактными, так как они не могут сопоставить их с реальными временными промежутками. Этому моменту нужно будет уделить особое внимание.

Как сделать часы с ребенком своими руками?

Достаточно просто. Для этого понадобятся:

  • циркуль (или готовая окружность);
  • плотный картон;
  • маркер;
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • ножницы;
  • канцелярская кнопка с головкой.

Рисуем на картоне окружность, расставляем по ее краю цифры, обозначающие часы. Линейкой отмеряем расстояние от центра круга до цифр, изготавливаем такой длины минутную, более узкую, стрелку. А часовую делаем пошире и покороче. Фиксируем стрелки в центре при помощи канцелярской кнопки. Готово!

Делаем часы своими руками

Часы из картона готовы

Ребенок может играть и изучать время

Можно использовать для изготовления более сложный готовый шаблон – например, распечатать часы с двигающимися стрелками на плотной бумаге для принтера и наклеить их на картонную основу.

макет часов для изучения времени распечатать

  • Как научиться определять время?

Используя простой самодельный муляж, мы изучаем часы с ребенком по простой схеме:

  1. Объясняем, что маленькая стрелка показывает час, а длинная и узкая – минуту. Это объяснение выглядит более логичным, если обратить внимание на то, что часов у нас очень мало (поэтому и стрелка маленькая), но они долго длятся (поэтому стрелка такая широкая). А минут очень много (поэтому стрелка более длинная), но они быстро проходят (поэтому она такая узкая). Перемешиваем стрелки и просим малыша показать: какая стрелка показывает часы, а какая минуты? Упражняемся до тех пор, пока малыш не научится различать стрелки безошибочно.
  2. Учимся смотреть, сколько часов показала часовая стрелка. Обычно детки путаются, когда она ставится в промежуточное положение между двумя цифрами, поэтому нужно отработать этот момент.
  3. Объясняем, что в промежутке между двумя часами умещается пять минут. Для наглядности лучше использовать циферблат, где минуты прописаны отдельно. (Об этом пойдет речь в отельном пункте нашей статьи). Тренируемся: называем цифру и просим ребенка сказать, сколько это минут. После такой тренировки освоить минутную стрелку не составит труда.
  4. Переходим к заключительному этапу: ставим стрелки в определенное положение и предлагаем ребенку определить, сколько времени показывают в данный момент часики. Передвигаем стрелки, определяем время снова и т.д.

Затем просим малыша поставить самому стрелки в нужное положение (например, на 5:30, 6:40 и т.д.).

Обязательно отрабатываем наши навыки на настоящих часах. При каждой возможности, пока у ребенка еще не угас интерес, спрашивайте его, который час.

Зачем нужно знать, сколько времени? Время и распорядок дня.

Нередко ребенок, хорошо научившийся определять время, не понимает, для чего ему это нужно. Поэтому, когда мы изучаем время с ребенком, обязательно делаем занятия прикладными.

Обратите внимание

Так, используя специальные карточки, легко связать время с реальным распорядком дня малыша – ему будет интересно узнать, когда он просыпается, играет, убирает игрушки, идет в детский сад, смотрит мультфильмы, начинает занятия в спортивной секции. На этом этапе мы плавно переходим к пониманию длительности временного промежутка, учимся сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Образец карточек «распорядок дня школьника 1 класса в картинках»

распорядок дня ребенка в картинках

распорядок дня ребенка в картинках 2

распорядок дня ребенка в картинках 3

распорядок дня ребенка в картинках 4

распорядок дня ребенка в картинках 5

распорядок дня ребенка в картинках 6

распорядок дня ребенка в картинках 7

распорядок дня ребенка в картинках 8

распорядок дня ребенка в картинках 9

распорядок дня ребенка в картинках 10

Как наглядно показать ребенку 5 минут? Как наглядно показать ребенку 60 минут?

Как уже говорилось, ребятишки очень часто затрудняются в определении минут. Для того, чтобы этот навык был отработан до безукоризненности, можно использовать специальные циферблаты – например, циферблат с откидным краем. На верхней его части пишутся часы, каждый промежуток между соседними часами делится на 5 частей, которые прорисовываются ярким маркером.

Учимся определять минуты с ребенком

Это помогает запомнить, что за один шаг стрелки от цифры к цифре пройдет 5 минут, а не одна. Под основным циферблатом крепим дополнительный, на котором прописаны все минуты (5, 10, 15 и т.д.). В процессе занятия пытаемся определить время и сравниваем, сколько минут навал ребенок, с обозначением на нижнем циферблате.

Можно сделать дополнительный циферблат с обозначением минут по внешнему краю от основного – зрительная память поможет ребенку усвоить эту информацию.

Сколько в часе минут наглядно

Наглядное изучение времени с конструктором

Для наглядности можно использовать обычный конструктор Лего, как мы его использовали для обучения наглядной математике. Циферблат рисуется на большом листе бумаги, по внутреннему краю – часы, по внешнему – минуты. Контуры его выкладываем блоками конструктора, такие же блоки используем, как стрелку. Перемещаем стрелку и определяем, сколько времени она показала.

Циферблат из Лего 1

Циферблат из Лего 2

Что можно сделать за 1 секунду? Что можно сделать за 1 минуту?

Для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал длительность каждого временного промежутка, после того, как он научится работать с настоящими часами, проводим небольшие эксперименты – узнаем, сколько времени уходит на то или иное действие, что можно успеть сделать за обозначенный промежуток времени. Это можно делать в виде отдельной игры, а можно совмещать с обычными будничными делами – к примеру, попробуйте определить, сколько времени уходит у ребенка на завтрак, на умывание, на одевание. Так он понемногу научится рассчитывать свое время.

Для деток, которые уверено могут определять время мы предлагаем потренировать умение записывать правильное время числами.

Напиши правильное время

Изучение времени для дошкольников можно завершить простым упражнением, которое часто используется в школе: на циферблате рисуется определенное положение стрелок, а в окошечках под ним нужно написать, сколько времени показывает циферблат. Это задание применяется во многих тестированиях при поступлении в статусные школы.

Распечатать задание по теме Время

Загадки про часы и время

И конечно же, любой ребенок с удовольствием отгадает пару загадок или выучит простой стишок про часы. Например, такие:

И день, и ночь они идут,

А с места не сойдут. (часы)

Бегает, как белка,

В циферблате … (стрелка)

Сделает последний свой шажок – и прошел еще один часок. (минутная стрелка)

Хожу без ног,

Говорю без рта.

Всем указываю,

Всем подсказываю. (часы)

Без лишних фраз,

Без лишних слов,

Подскажет тиканье часов,

Когда поспать,

Когда поиграть,

Когда на улицу бежать.

Источник: http://montessoriself.ru/izuchaem-chasyi-i-vremya-s-detmi/

Дидактическая игра «Волшебные часы»

Автор:

Тушнолобова Ольга Валентиновна, воспитатель, высшая категория;

Крышина Светлана Владимировна, воспитатель, высшая категория;

Алексеева Анна Владимировна, воспитатель, первая категория.

МАДОУ д/с № 21 города Ишима

Дидактическая игра  «Волшебные часы» является:

1. формой обучения детей,

2. самостоятельной игровой деятельностью,

3. средством всестороннего воспитания ребенка.

  Дидактическая  игра «Волшебные часы»  способствует:

 — развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний,      их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных, мебели;

-развитию памяти, внимания, наблюдательности;

— развитию умения  высказывать свои суждения, делать умозаключения;

— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, выполнению звуковых заданий;

 — социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы.

   Проведение дидактической  игры «Волшебные часы»  включает этапы:   

 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала: показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей.  

 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.    

  3.Показ игровых действий. 

  4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия  играющих советом, вопросом, напоминанием).  

  5.Подведение итогов игры.

(По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.  Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними).

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Задача: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.
Игровые действия: большой стрелочкой показать  представителей различных профессий, маленькой- изображение объекта их деятельности

Ход игры: перед игрой провести беседу о профессиях, уточняя понимание детьми слов: профессия, действия.

Дидактическая игра «Из чего они сделаны?»

Задача:  Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровые действия:   большой  и маленькой стрелочкой показать предметы — из чего они сделаны

Ход игры: перед игрой провести беседу о том, что есть различные материалы, из которых делают предметы, вспомнить какие дети  знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Дидактическая игра «Умные машины»

Задача: Закреплять знания детей о том, что в работе людям помогают разные машины, учить группировать машины по одному признаку: по их назначению, упражнять в правильном названии машин.

Игровые действия: большой стрелочкой показать специализированную машину, назвать ее,  маленькой — для чего нужна машина.

Ход игры: перед игрой провести беседу о том, что есть различные машины,  которые  помогают человеку строить дома, подвозить продукты в магазины и т.д.

Дидактическая игра  «Что кому»

Задача: Закреплять знания детей о зимних и летних  видах спорта, воспитывать желание заниматься спортом.

Игровые действия:большой стрелочкой показать спортсмена, назвать данный вид спорта, маленькой- показать все необходимое спортсмену для игры.

Ход игры: перед игрой провести беседу о том, что есть различные виды спорта: зимние и летние.

По аналогии можно провести игры: «Назови профессию», «Подбери орудие труда»,«Чья одежда?»

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Задача: Учить понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном подборе слов.

Игровые действия: большой стрелочкой показать вид одежды, маленькой- какому времени года она соответствует.

Ход игры: Наступила зима, и все надели…

            Наступило лето, и все надели….<\p>

По аналогии можно провести игру: «Назови время суток», «Когда это бывает?»

Дидактическая игра «Где это можно купить? (продуктовые магазины)»

Задача: Учить различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать  родителям  делать несложные покупки.

Игровые действия: большой стрелочкой показать товары, маленькой- магазин по назначению.

Ход игры:  Провести беседу о том, что бывают разные продуктовые магазины: «Фрукты-овощи», «Булочная», «Молоко»

По аналогии можно провести игру: «Одежда», «Обувь», «Детский мир», «Спортивный магазин»

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества «Грант» по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada-2015/news7418.html

Конспект игрового занятия «Часы» в 1-й младшей группе

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Познакомить детей с назначением часов, разными видами часов. Учить детей наблюдать за предметами. Обогатить словарь детей по данной теме. Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3», умение считать и обозначать цифрой результат счета.

Формировать устойчивые представления о величине (длинный-короткий, широкий-узкий. большой-маленький), количестве, цвете, геометрических фигурах. Упражнять в конструировании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками.

Развивать умение повторять движения за воспитателем.

Развивать моторику, зрительное сосредоточение, координацию движений.

Оборудование:

Часы настенные, наручные, песочные. Будильник. Картинка с изображением геометрических фигур, циферблаты часов в виде этих геометрических фигур. Картинка-схема с изображением часов с гирями в воде геометрических фигур, вырезанные из цветного картона геометрические фигуры.  Строительный материал (кирпичики, арки, цилиндры, треугольные призмы).

Цветное силуэтное изображение часов из плотного картона, гири в виде шишки и гриба, прикрепленные на общую веревочку. Пластилин, горошины, палочки. Песок, воронки, прозрачные бутылочки. Картинка-фон с изображением основания песочных часов разного цвета, силуэтные изображения колб с песком разного цвета.

Пуговицы разного цвета, двух размеров, изображение наручных часов с кругами того же цвета и размера. Вырезанные из бумаги круги, циферблаты, ремешки; клей, скрепки. Часы и ремешки к ним: широкий, средний, узкий. Цифры. Картинки с изображением наручных часов с разным количеством дырочек в ремешках.

Важно

Пальчиковые краски, картинка фон с пустыми кругами возле цифр на циферблате и пустой рамкой-окружностью часов. Цветные прищепки, часы, вырезанные из плотного картона.

Аудиозапись: «Часы! Бом!», Е. Железнова.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Что в сундуке?

— В сундуке находится какой-то предмет. Послушайте про него загадку и постарайтесь отгадать — тогда узнаете, что в сундуке.

Время-времечко бежит, Деткам подрастать велит. Этот предмет звучит вот так:

Тик-так, тик-так!

Наблюдение за настенными часами

Дидактическая игра «Подбери циферблаты к часам»

— Подберите циферблаты к часам подходящие по форме. На какую геометрическую фигуру похожи эти часы? (Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

Конструирование «Собери часы»

— Выложите изображение часов из разных геометрических фигур.

Изобразительная деятельность «Часы»

Дети наклеивают, а затем делают стрелки из пластилина.

Конструирование «Часы на башне»

— В основание башни поставим кирпичик, на кирпичик сверху поставим арку, затем цилиндр с часами и сверху — призму-крышу.

Упражнение «Длинная и короткая»

— Вытяните из часов гирю-шишку — сделайте ее веревочку длинной. А какой стала веревочка с гирей-грибком? Короткой. А как сделать, чтобы веревочка с грибом стала длинной? Вытянуть ее. Какой теперь стала веревочка с шишкой

Лепка «Часы»

Дети лепят лепешку-часы ( круговое раскатывание, сплющивание). Из горошин выкладывают и вдавливают по окружности цифры, из двух палочек делают стрелки, накладывая их и вдавливая.

Читайте также:  Английский алфавит в стихах для детей - воспитание и игры

Игра с прищепками «Часы»

— Прикрепите прищепки возле каждой цифры.

Динамическая пауза «Часы»

Тик-так, тик-так —  Все часы идут вот так.

(Наклоны головы то к левому, то к правому плечу)

Смотри скорей, который час: Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачивание туловища, с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)

Налево — раз, направо — раз, Мы тоже можем так. Тик-так, тик-так, тик-так.

(Руки на поясе, наклоны влево-вправо)

Наблюдение за песочными часами

Упражнение «Насыпь песок через воронку»

Дети вставляют воронку в горлышко прозрачной бутылочки и насыпают в нее песок.

Дидактическое упражнение «Песочные часы»

— Разложите песочные часы на подставке. Какого цвета песок в часах, такого цвета должна быть подставка.

Наблюдение за наручными часами

Игра с пуговицами «Укрась часы»

— Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера

Аппликация «Наручные часы»

— Приклейте циферблат на круг, затем круг с циферблатом приклейте к ремешку. А теперь взрослые с помощью скрепок соединят концы ремешка.

Дидактическая игра «Подбери ремешки к часам»

— Вот ремешки для часов. Они одинаковые или разные? Разные. Вот самый широкий, вот самый узкий. Подберите ремешки к часам по размеру.

Дидактическое упражнение «Сколько дырочек в ремешке?»

Сосчитайте, сколько дырочек в ремешке самых больших часов? Три. Обозначьте цифрой.

— А сколько дырочек в ремешке средних(маленьких) часов? Две (одна). Обозначьте цифрой.

Наблюдение за будильником

Пальчиковое рисование «Красивый будильник»

Дети оставляют отпечатки-точки в пустых кругах возле цифр на часах, раскрашивают, обводя рамку часов пальчиком с краской.

Подвижная игра «Ночь-утро»

— Пока будильник молчит, дети лежат на ковре — спят, когда будильник зазвонит — встают на ноги и делают зарядку — повторяют движения за воспитателем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Часы! Бом!»

Дети слегка постукивают палочками по барабану, на слова «Бом» бьют сильно и громко.

https://www.youtube.com/watch?v=gKA4AxbPtKA

Скачать конспект игрового занятия для детей третьего года жизни, тема: «Часы»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ranniy-vozrast/chasy-3god.html

Часы настенные детские как правильно выбрать видео

Все мы привыкли жить по часам. Утром на работу встаем по будильнику. Ходим в кино и назначаем деловые встречи, посещаем спортклуб и поликлинику, тоже сверяясь с часами.

Вот и у маленького человечка наступает в жизни час, когда ему пора учиться понимать, что показывают неутомимые стрелки. С каких же часов начать?<\p>

Пожалуй, наручные часы приобретать рановато.

А вот часы настенные детские с симпатичными картинками – то, что нужно.

Какие часы нужны малышу

Когда взрослые решат, что девочка или мальчик уже достаточно выросли, чтобы учиться самостоятельно узнавать время, встает вопрос, какие для этого нужны часы. Преимуществом настенных часов является достаточно крупный размер. Сняв их со стены и используя в качестве наглядного пособия, можно провести первое занятие.

Современные детские модели изготавливают из нетоксичных материалов с соблюдением стандартов безопасности товаров для детей. Стрелки у настенных часов крупные.

Кроме того, большие часы обычно хорошо видны из разных концов комнаты, что помогает ребенку запомнить преподанный родителями урок. Для маленького ребенка стоит выбрать светлый циферблат с контрастными стрелками и обязательно большими арабскими цифрами.

Малыш еще не очень хорошо помнит цифры, поэтому замена их на точки или другие символы поставит его в тупик.

Чтобы интерес к распознаванию времени не пропал, хорошо подобрать модель с любимыми героями мультфильмов на циферблате.

Другой удачный вариант – симпатичные зверушки или сказочные персонажи, на которых ребенок будет смотреть, лежа в кроватке.

Совет

Темные циферблаты, пугающие фигуры, отрицательные персонажи вызовут у малыша отрицательные эмоции и могут привести к проблемам с засыпанием и ночным страхам.

Другим важным моментом является звук. Прежде чем повесить часы в детской, следует убедиться, что они тикают не слишком громко. Иначе их стук будет мешать ребенку. А если малыш живет в одной комнате со взрослыми, стук механизма будет мешать и им.

Модели для умелых рук

Интересные модели настенных часов для детей можно собрать своими руками. Чаще всего такие модели имеют простой механизм, состоящий из крупных деталей. В отличие от кварцевых, их придется заводить. Самыми привлекательными из этой серии являются ходики с гирьками. Есть модели, вес гирек в которых регулируется. Чем гирька тяжелее, тем на большее время хватит завода.

Собирать такую модель своими руками вместе с папой или мамой – само по себе большое удовольствие. Ходики будут не только показывать время, они станут предметом гордости для ребенка.

Как правило, такие модели имеют фигурный циферблат, изображающий домик, сову или другой сказочный персонаж. Они не только подскажут, который час, но и приучат малыша ежедневно заводить механизм, чтобы ход стрелок не остановился.

Для детей постарше

Школьнику можно приобрести часы, являющиеся украшением интерьера. Для большого ребенка уже не так важны крупные арабские цифры, он способен различать время и по циферблату с римскими цифрами. Возможен вариант, когда вместо цифр используются точки, фигурки, человечки.

Ребенок уже не нуждается в учебном пособии, часы для него – источник информации о времени. Поэтому для школьника предпочтительнее модели с кварцевым механизмом. Они обладают высокой точностью и не требуют ежедневного завода.

Часы ручные и настенные детские – важнейший атрибут социализации ребенка, приучения его к дисциплине, выработки чувства ответственности.

Ведь именно они, а не родители, подскажут, когда пора идти в школу, садиться за уроки, обедать или ужинать, ложиться спать.

Подрастающий человечек должен научиться делать все это без напоминания, сам отвечать за свои поступки и использование собственного времени.

Часы в интерьере

Любые стационарные часы, в том числе настенные детские, не только указывают время, они являются частью интерьера той комнаты, в которой висят.

Стена детской комнаты может быть украшена специальными детскими обоями, тогда выбор циферблата должен соответствовать расцветке и тематике оформления детской комнаты. Если ребенок живет вместе со взрослыми, то детские часы не должны выбиваться из общего стиля комнаты, противоречить обстановке.

Обратите внимание

Конечно, лучше создать для ребенка отдельный уголок, где будут стоять его кроватка и стол, лежать игрушки, храниться книжки. В этом углу расположатся все его вещи, включая часы.

Модель можно подобрать не только к обоям. Она может гармонировать с мебелью. Особенно это актуально в общей комнате, где ребенок живет вместе с родителями.

Модели

Много симпатичных моделей для детей производится в нашей стране и за рубежом. В первую очередь это настенные часы для детей со стеклянными циферблатами, на которых изображены симпатичные зверушки, герои мультфильмов, цветы. Мальчику интереснее смотреть на циферблат с изображением машин или самолетов.

Если ребенок очень подвижный или просто маленький, не стоит помещать на стену стекло. Лучше остановить свой выбор на модели, выполненной из другого материала. Тем более, что кроме пластика, такие часы могут быть изготовлены из дерева, металла, даже кожи.

Очень декоративны и одновременно интересны настенные часы для детей с кукушкой. Как правило, они снабжены классическими гирями, но механизм у них кварцевый. Такая модель сочетает точность хода современного механизма с традиционным дизайном, подходит по цвету и фактуре к деревянной мебели.

Модель имитирует классические ходики. Отдельное удовольствие доставит ребенку прячущаяся в домик птичка. Современные модели часто оснащаются светочувствительным механизмом, который в темноте переводит кукушку в ночной режим. Ночью птичка не появляется, поэтому сну такой механизм не мешает.

Подведем итог

Детские настенные часы – первые в жизни маленького человечка. Стоит постараться и подобрать такую модель, чтобы она радовала малыша, запомнилась ему надолго. Сделанные своими руками или купленные в магазине, они научат ребенка бережно обращаться с собственным временем.

Источник: https://ChasyInfo.ru/nastennye/chasy-detskie.html

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры для детей второй младшей группы (ориентировка во времени)

«Детский сад»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

Мы делаем зарядку…

Мы занимаемся…

Аналогично можно проводить игру о временах года.

«Какой день недели»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.

Много разных дней недели

Птицы нам про них пропели

В понедельник соловей

Пел, что нет прекрасней дней

А во вторник пела птица-

Желтобокая синица

Ворон каркнул, что всегда

Лучшим днем была среда

Воробей чирикать стал

Что в четверг он в лес летал

Две голубки ворковали

Воскресенье обсуждали

Птички дни недели знают

Нам запомнить помогают

Дидактическиеигрыдлядетейподготовительнойкшколегруппы (ориентировкавовремени)

Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Дидактическая игра «Тик-так

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Я трещу

— Вставать пора!   (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас.   (настенные часы с кукушкой)

Дидактическиеигрыдлядетейподготовительнойкшколегруппы (ориентировкав пространстве)

Поможем Элли вернуться домой

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

3                 4

         5

1                 2

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Важно

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

Дидактическая игра «Составь неделю»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

Дидактическиеигрыдлядетейподготовительнойкшколегруппы (количество и счет)

«На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/6416-didakticheskie-igry-dlya-detej.html

Как научить ребенка определять время по часам со стрелками? Как объяснить ребенку времена года?

Научить ребенка понимать по часам — непростая задача, но и с ней можно справиться легко. Необходимо лишь знать верные методы и правила этого кропотливого процесса, которые изложены в этой статье.

Подрастая, ребенок начинает активно интересоваться многими вопросами. Порой родители попадают в ступор, когда необходимо объяснить ребенку что такое 5 минут, когда пройдет час и чем сегодня отличается от завтра.

Очень просто будет сказать, что минута это мера времени, но любознательный ребенок попросит уточнить и это новое для него слово. Как объяснить малышу, что такое время и как правильно его считать разбираем подробно в этой статье.

Как объяснить ребенку время как научить ребенка понимать по часам?

Маленьким детям сложно понимать абстрактные понятия, то есть они любят все пощупать, потрогать, укусить. Чтобы малышу для начала было понятно, как же измеряется время нужно познакомить его с часами.

Изучение часов должно быть постепенным и обязательно наглядным

Этот процесс ознакомления условно разделим на несколько этапов:

  • Возьмите все возможные часы, которые найдете в доме – это могут быть ручные, настольные и большие настенные часы – для начала рассмотрите разницу, найдите отличия. Хорошо будет, если у Вас найдутся электронные и песочные часы, чтобы ребенок наглядно видел их разнообразие
  • После того, как ребенок немного разобрался с внешним видом, обратите его внимание на технические нюансы – покажите, что есть большая стрелка, маленькая и секундная. Попытайтесь объяснить: какая стрелка за что отвечает и понаблюдайте как они двигаются
  • Можно рассмотреть картинки часов в журналах и книгах. Найдите веселые стишки о часиках, и, читая их, можете параллельно рассматривать имеющиеся дома часы
  • Пройдите с ребенком по магазинам, где продаются часы, покажите их разнообразие. Особенно привлечь внимание ребенка могут часы с кукушкой или старинные часы с громким звуком «бом»
Читайте также:  Карточки геометрические фигуры для детей - воспитание и игры

Покажите ребенку какими разнообразными бывают часы и как они функционируют

Когда Вы объясните малышу о самом устройстве, можно переходить к запоминанию времени. Для этого можно использовать такие варианты:

  • Расскажите ребенку, во сколько Вы встаете, при этом говорите: «Сегодня мы встаем в семь утра» и показывайте на часах заранее переведенное время, когда большая стрелка стоит на двенадцати, а маленькая на семи
  • Покажите ребенку во сколько часов он кушает, сколько времени вы провели на прогулке, когда приходит с работы папа. Малышу будет интересно переводить стрелки самому и показывать различное время — для этого Вы можете приобрести игрушечные часы или интерактивную доску
  • Когда собираетесь на прогулку или идете пить чай, акцентируйте внимание ребенка на том, сколько времени. После того, как придете, считайте по минуткам, сколько времени прошло
  • Засекайте время на таймере и постарайтесь сделать какое-то дело – попрыгать, выпить воды или посмотреть любимый клип. После того, как таймер отсчитал время, разбирайте с ребенком, успели ли Вы сделать задуманное за определенный промежуток времени

Позвольте ребенку изучить часы и дайте ответы на все возникшие вопросы

  • Возьмите песочные, электронные и часы со стрелками – включите любимую музыку и наблюдайте за всеми изменениями в этих часах. Сравните, одинаково ли прошли на них 1, 2, 5, 10 минут
  • Первое время старайтесь все делать по часам – чистить зубы 3 минуты, одеваться 5-10 минут. Так ребенок не только научится понимать по часам, но и будет более организованным
  • Если Вы увидите, что ребенок не хочет изучать часы и не проявляет к ним никакого интереса — не стоит настаивать. Лучше подождать или избрать веселую игровую форму обучения.

Ребенок обязательно должен научиться понимать по часам и пусть в первое время обучение будет даваться тяжело — со временем малыш обязательно овладеет необходимыми навыками и будет успешно применять их на практике.

Видео: Ребенок и часы

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?

Будьте готовы к тому, что на первых порах ребенку будет довольно тяжело постигнуть особенности отсчета времени. Чем проще и доступней Вы сумеете объяснить ребенку принципы этого абстрактного процесса, тем быстрее и эффективнее он усвоит новые знания.

Перед непосредственным изучением времени, необходимо актуализировать знания ребенка о числах:

  • Выучите числовой счет – если ребенок не умеет считать до 60, то ему очень тяжело будет понимать по часам
  • Умножение на 5 – для того чтобы ребенок разбирался в минутах, не считая их по минутным отметкам, желательно, чтобы он умел плюсовать и умножать. Эти знания помогут понимать, что прошло 5, 10, 15 минут и так далее. К тому же, в повседневной жизни мы редко используем такой счет, как 7, 13 минут и т.д., а стараемся округлять

Дети очень тяжело воспринимают абстрактные понятия — иллюстрируйте свои рассказы как можно красочнее

После того, как ребенок научился считать, можно переходить к непосредственному изучению времени. Для этого:

  • Лучше учить ребенка на больших часах, циферблат которых не имеет стеклянное покрытие – так ребенку будет более наглядно видно время поминутно, а отсутствие стекла, исключает возможность травматизма, а также позволяет ребенку пальчиками переводить время
  • Подробно объясните ребенку различие между большой и маленькой стрелкой – сначала изучайте время вместе, потом скажите, пусть малыш сам называет время, а Вы будете медленно переводить стрелки до нужных часов и минут
  • Изучите минутную стрелку – очень подробно по минутам смотрите за передвижением стрелки, также обратите внимание, что, когда минутная стрелка пройдет круг, часовая – перейдет на одну цифру вперед. Обязательно обращайте внимание малыша на эти нюансы, при необходимости повторяйте сказанное несколько раз, задавайте вопросы, которые позволят проверить понимание ребенка
  • Рисуйте часы – в альбоме или тетради нарисуйте много круглых, квадратных, треугольных часов и пусть ребенок их разрисует. После этого говорите ребенку время, а он пусть рисует стрелки на своих часах – это веселое занятие не оставить ребенка равнодушным
  • Хорошей идеей будет писать цифровое время возле нарисованных часов. Так ребенок будет изучать все и сразу – не только часы, но и повторять числа

Пусть ребенок нарисует часы, а Вы дадите задание изобразить какое-либо время

Старайтесь не нагружать ребенка слишком большим количеством информации сразу. Дозировано и в игровой форме малыш быстро запомнить, где какая стрелка, и что каждая из них значит.

Научить ребенка времени: игра

Игра – один из любимых видов деятельности детей, который выполняет важную функцию – позволяет познавать мир. В игровой форме можно интересно учить время вместе с ребенком – это поможет ему быстро и весело узнать, как работают часы.

Существует много вариантов интерактивных игр для различных гаджетов, которые помогают в изучении времени – это и программы для самых маленьких с разными заданиями, игровые тренажеры и даже познавательные мультфильмы

Учите ребенка понимать по часам в игровой форме, а если видите что пока сильного интереса к часам нет — временно отложите обучение

В качестве интересной игровой формы изучения времени можно составить с ребенком распорядок его дня по времени:

  1. Используйте большой плакат и цветные фломастеры или карандаши
  2. Нарисуйте большие часы, а Возле стрелок цифрами укажите время
  3. В промежутках между часами нарисуйте обязательные занятия ребенка
  4. Например, нужно будет нарисовать такие обязательные пункты, как утреннее пробуждение, завтрак, дневной сон, обед, ужин и ночной сон
  5. Разместите плакат в детской комнате

Между этими обязательными пунктами, которые ребенок выполняет каждый день, добавляйте произвольные варианты проведенного дня: прогулка, просмотр мультиков, поход к бабушке, в магазин и встречу с друзьями. Обязательно расскажите ребенку, что надо следить, чтобы везде успеть иначе бабушкины пироги остынуть, а друзья расстроятся, если Вы опоздаете.

Купите плакат с часами, стрелки которых можно переводить — такая игра быстро научит ребенка определять правильное время

  • В игровой форме моно научить ребенка контролировать время: давайте ребенку задания, засекайте время и смотрите за их выполнением
  • Желательно, чтобы время на выполнение игрового задания было немного больше, чем требуется, чтобы ребенок всегда радовался, что выполняет задания раньше намеченного часа
  • Онлайн игр для изучения часов придумано масса, главное контролируйте, чтобы ребенок не проводил слишком много времени у планшета или компьютера, так как это вредит зрению

Читайте стихи и сказки о часах

  • Найдите книгу с веселыми стихами о часах и читая ребенку строки, просите, чтобы он искал время, о котором говорится в стихах. Это веселое занятие имеет, как образовательный штрих, так и хорошо скрасит проведенное время
  • Занимайтесь со своим ребенком и как можно больше времени проводите вместе – в ранние годы закладываются основы всех элементарных знаний об окружающем мире
  • И именно мама и папа, как самые родные и близкие люди для крохи, должны помочь ребенку познать неизведанные ранее вещи и процессы

Как научить ребенка времени по часам: тренажер?

В разнообразии игр для изучения часов необходимо выбрать оптимальный для своего ребенка вариант. Большую пользу несет онлайн игра на внимательность, которая помогает изучить часы — тренажер времени.

Наиболее простой тренажер поможет тренировать память и изучать часы. Принцип выполнения задания очень прост: в одном углу экрана изображены часы, на которых, с помощью мышки необходимо установить правильное время, которое указано на часах в противоположном углу. За каждый правильный ответ дается определенное количество баллов.

Тренажеры хорошо помогут обучить ребенка часам, но время перед компьютером должно быть строго дозировано

  • Чем больше выполненных заданий позади, тем более сложными становятся уровни игры. На последних уровнях часы с заданием начинают исчезать – сначала возникают часы с установленным временем, потом они пропадают и на экране высвечиваются часы, которые ребенку нужно будет «завести» самому. Таким образом, ребенок, который уже немного ориентируется во времени, научится еще и запоминать его
  • Интересным вариантом онлайн тренажеров являются игры с использованием любимых мультяшных героев. Для этого придумана игра, в которой герои спешат, по каким-то делам и сверху изображено окошко с часами. Так ребенок понимает, что его любимая кукла или человек-паук тоже все делают по часам
  • Вы и сами можете тренировать малыша, без использования компьютерных игр. Например, можно говорить, что завтра в какое-то определенное время Вы пойдете на игровую площадку, при этом покажите ему время на часах. Пусть ребенок отсчитывает в разные периоды дня сколько же часов осталось до этого ожидаемого события

Лучше приобрести для ребенка детские часы — это безопасно, а их изучение намного интереснее для малыша

Таким образом, есть масса вариантов для того, чтобы ознакомить время с ребенком – используйте интересные игровые методы, и Ваш малыш обязательно запомнит все минуты и часы.

Как научить ребенка временам года?

  • Следующим шагом в познании ребенком мира будет изучение времен года. Когда Вы уже хорошо изучили счет и время по часам, можно переходить к этому этапу. Не торопитесь в изучении всего и сразу
  • Иначе у малыша образуется каша в голове от избытка информации, и он досконально не запомнит ни основы функционирования часов, ни времена года
  • Если ребенок уже изучил часы, то он знает, что в часе имеется 60 минут, а в сутках — 24 часа. Теперь придется ему запомнить еще одно числовое значение – в месяце 30 или 31 день, а в году 12 месяцев
  • Очень хорошо для начала выйти с ребенком на улицу и объяснить ему, какое время сейчас. Посмотрите вокруг, объясните ему, когда трава зеленая, когда идет снег, а когда желтеют листья на деревьях

Времена года

  • Расскажите ребенку чем примечательна каждая пора. Донесите до него мысль о том, что каждое время года по своему прекрасно и неповторимо. Пусть малыш сам попытается рассказать о том, чем занимаются люди в каждый из периодов
  • Объяснить о временах года помогут перекидные календари. Обязательно на них должно быть изображено время года, чтобы ребенок не только слушал Ваш рассказ, но и видел особенности той или иной поры визуально
  • Каждый день Вы будете отрывать с ребенком лист календаря и смотреть на картинку, где увидите природу – по ней объясняйте ребенку, какое сейчас время года и зачеркните еще один день на календаре – так малыш поймет, когда закончится месяц

Иллюстрируйте свой рассказ о временах году

Придумайте для ребенка важные даты, чтобы он учился сам ориентироваться в календаре и временах года. Говорите, что через месяц у него день рождения (Новый год, женский день, Пасха) и ему подарят много подарков или летом Вы поедете на море. Так малыш будет считать, когда же наступят обещанные дни.

Учите с ребенком не только сезоны, но и название месяцев. Расскажите ему, что в одном сезоне три месяца, а всего таких сезонов четыре. Постепенно давайте ему всю информацию, а не рассказывайте все в один день.

Вместе с ребенком нарисуйте времена года

  • При прогулке в игровой форме спрашивайте у ребенка, какой сегодня день, месяц и сезон. И если Вы видите, что новую информацию ребенок усвоил, то начинайте учить с ним следующее
  • Если Вы не будете стараться рассказать ребенку обо всем и сразу, то со временем при регулярном повторении, Ваш малыш уже вовсю будет понимать не только по часам, но и расскажет Вам название всех дней недели и месяцев
  • Главное понимать, что мозг ребенка – это не компьютер, не стоит торопиться с изучением чего-либо перегружая малыша информацией — все необходимо делать постепенно и вовремя, закрепляя и повторяя изученный материал

Видео: Учим время по часам с Лунтиком

Источник: https://heaclub.ru/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam-so-strelkami-kak-obyasnit-rebenku-vremena-goda

История часов. Какие бывают часы

История часов для детей. Можно просто прочитать малышу книжку про историю часов. Можно дать посмотреть видеофильм.

А мы будем изучать историю часов в занимательных историях, картинках и  экспериментах! Ведь  для успешного развития умственных способностей дошкольника лучше всего дать ему возможность самому открыть для себя новое знание, научиться решать познавательные проблемные задачи, пытаться задавать вопросы и отвечать на них. Это ему очень пригодится и в школе, и в жизни! Приглашаю в путешествие в прошлое и будущее часов!

Наша история часов очень не похожа на сухой текст учебника истории.

Она живая и удивительно интересная, вдохновляющая и пробуждающая новые идеи!  История часов для дошкольников построена как диалог с ребенком, как совместный поиск взрослым и малышом ответов на вопросы.

Эта история рассчитана не на один день. Ее  можно использовать на прогулке и дома, в детском саду и в гостях. Желаю Вам творческого общения с Вашим малышом!

Зачем нужны часы?

Зачем нам нужны часы? Как ты думаешь, что было бы, если бы часов ни у кого не было?  Если ребенку трудно ответить на вопрос, начните рассуждать вслух сами – пофантазируйте (Вот что могут ответить дети: «Папа бы не знал, когда идти на работу», «Мы бы пошли на день рождения к Мише, а времени бы не знали. Пришли – а там уже никого нет. И мы бы расстроились», «Пошли бы в магазин  игрушек – а он закрыт», «Везде бы опаздывали», «Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет»)

Как ты думаешь, как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время? (Дайте возможность ребенку поразмышлять, поразмышляйте сами. Ведь было же такое время, когда часов не было. Как же без них обходились люди?)

Оказывается, часы были и раньше , но в те давние времена они были другие —  … живые!!! Догадайся, что такое «живые часы»? Какие они могли быть? После вопроса всегда делайте паузу для размышления и для ответа.

Если малыш стесняется или затрудняется, начните сами рассуждать вслух и самой себе задавать вопросы. Ребенок будет исподволь Вас слушать и рассуждать вместе с Вами. А потом и присоединится к обсуждению и выскажет свое мнение.

Читайте также:  Цифры прописью - воспитание и игры

  Пусть малыш выскажет самые фантастические предположения, поощрите его за них – он думает и он высказывает СВОЕ МНЕНИЕ, и это ОЧЕНЬ ЦЕННО! Пересказывать чужое мнение  ребенку дошкольного возраста намного легче, чем иметь свое и его выразить словом.

А в нашей современной жизни умение сформулировать свою точку зрения – это основа успеха во многих делах. После того, как малыш пофантазирует, расскажите ему о настоящих живых часах.

Какие бывают часы?

Живые часы — первая страница истории часов.

Ты, наверное, удивишься, но такие живые часы ты уже видел и их хорошо знаешь. Вспомни, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!

А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как ты думаешь, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Правильно, они поют утром. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок.

В пять утра – зяблик. А  как ты думаешь, когда начинает петь – чирикать воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит,  и нам скоро пора вставать в садик, в школу, на работу.

Мы с тобой просыпаемся в… (назовите время – в 7 часов, например).

Совет

Знали люди и другие живые часы – это растения. Попробуй догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как? Выслушайте предположения малыша.

Подтолкните его к правильному ответу, рассуждая вслух: «Что есть у цветов? Корни, стебель, листочки, цветочки (если ребенок этого не знает, покажите ему эти части цветка на примере любого домашнего растения). Чем же они нам сообщают время? Корнем? Нет, он в земле, мы его не видим.

Стеблем? Как ты думаешь — стебель одинаковый у цветочков и утром и вечером? Тогда чем же?» Так вот чем! Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера.

Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а  закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.

Как ты думаешь, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны? Вместе с малышом сосчитайте все плюсы и минусы. Такое задание показывает ребенку, что в жизни нет «только хорошего» или «только плохого», во всем есть свои плюсы и минусы. И такое представление о жизни очень пригодится в дальнейшем ребенку!

  • Плюсы – живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине), они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д.
  • Минусы – живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет (петухи не живут в городе) и т.д.

Солнечные часы — вторая страница истории часов.

Люди стали придумывать другие часы. Сначала они придумали солнечные часы. На прогулке сделайте с ребенком солнечные часы и проведите занимательный эксперимент с ними.

Как сделать солнечные часы для малышей. Для этого нарисуйте на земле круг. В центр круга поставьте длинную палочку. Положите камушек на то место окружности, на которое падает тень (или как-то другим образом отметьте, куда падает тень от палочки). Поставьте там нужную цифру (например, 10 – если сейчас 10 утра).

Можно вместе с ребенком написать цифры по кругу такого самодельного циферблата. Обратите внимание – в солнечных часах не 12 цифр, а 24!!! Поэтому по кругу надо написать цифры от 1 до 24. В конце прогулки снова подойдите к часам и посмотрите, где будет «стрелка» т.е. тень от палочки.

Главное, что нужно увидеть – это то, что наша «тень – стрелка» передвигается по кругу. На следующий день повторите наблюдения на прогулке – несколько раз подойдите и посмотрите на «стрелку»-тень от палочки.

Детям обычно очень нравится наблюдать за такими солнечными часами, это вызывает у многих просто восторг – сходный, наверное, с восторгом ученого, делающего выдающееся открытие века!

Понаблюдав за солнечными часами утром и вечером сделайте еще один вывод – когда тень палочки длиннее —  утром или вечером? (Утром, когда встает солнце)

Задайте малышу вопрос – чем удобны такие часы, чем они ему нравятся. И чем неудобны (в пасмурную или дождливую  погоду  солнечные часы ничего не показывают. Их нельзя взять с собой в квартиру. Время они показывают не точно)

Песочные и водяные часы-третья страница истории часов.

 История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы. Они их сделали из песка. И назвали их – какие? (Пусть малыш придумает слово) Песочные часы! Ты видел такие часы? И еще сделали часы с водой. И назвали их как…? Дайте возможность ребенку придумать слово! Словотворчество, т.е.

придумывание слов – это лучшая умственная зарядка для дошкольника! В такой зарядке ему приходится проанализировать все известные ему слова, выделить механизм их образования и создать свое слово…водяные часы. А еще их можно было бы назвать водные. Давай и мы сделаем с тобой песочные и водяные часы.

Как сделать песочные часы с малышами и для малышей.

Материал: Возьмите две пластиковых бутылки, в которых продается вода. Объем — 1,5 литра. Из одной мы сделаем водяные часы, из другой – песочные. Также Вам понадобится песок и вода. И еще перманентный маркер для рисования (можно его заменить другим имеющимся в доме материалом)

Изготовление часов.

  • Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» — резервуар для песка или воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку высыпался песок или выливалась вода. (Из моего опыта – я делала отверстие гвоздем, которые предварительно надо нагреть в пламени свечи. Так получается маленькое ровное отверстие. При другом способе крышка трескается.)
  • Переверните верхнюю часть горлышком вниз. И вставьте ее в нижнюю часть. Песок будет высыпаться в нижнюю часть бутылки как в мисочку.
  • Насыпьте в верхнюю часть песок (или залейте воду, если это часы водяные). По часам засеките время. Через одну минуту на нижней части нарисуйте линию. Затем через 2 минуты нарисуйте линию и т.д. Если сыпется медленно (Вы сделали очень маленькое отверстие), то можно отмечать 5 или 10 минут. Если выливается или высыпается быстро – то можно отметить полминуты, минуту и т.д.

Как играть с песочными или водяными часами.  Изготовление таких часов – это целое событие для ребенка! А их применение в жизни – это просто восторг.

Причем я видела этот восторг как у самых маленьких ребят, так и у «солидных» учащихся младших классов.

В этих играх и упражнениях мы учим малыша ориентироваться во времени!  Спросите ребенка (или группу детей), за сколько минут они могут что-то сделать. Например:

  • для малышей – за сколько минут ты можешь одеться на прогулку? За сколько секунд ты наденешь колготки? За сколько минут разложишь ложки и вилки на стол? За сколько минут уберешь игрушки? За сколько минут нарисуешь солнышко?
  • для школьников – за сколько минут ты прочитаешь этот текст? За сколько минут ты успеешь выучить наизусть скороговорку? За сколько минут выполнишь упражнение?

Затем ставим наши песочные или водяные часы, ребенок начинает действовать. А мы следим за временем. Когда песок или вода дойдут до линии, то говорим: «Стоп».

Тут бывают неожиданности. Например, ребенок думал, что ему на это надо две минуты, а сделал… за полминуты!!! Вот это да!!!! Вот это молодец!!! (Кстати, когда речь идет о выполнении задания на скорость по самодельным часам – дети одеваются, наверное, быстрее пожарных!!!) А бывает наоборот – ребенок думал, что ему нужна минута, а оказалось что целых три!!!

Если ребенку задание понравилось, то можно вызвать момент соревнования. Но – правило такое. Соревнуемся мы не друг с другом, а с самим собой – нужно сделать быстрее и лучше чем в предыдущий раз. «Сделал за две минуты.

Обратите внимание

А за минуту с половиной сможешь? Попробуем?» Этот момент интриги, соревнования очень раззадоривает.

И дети обычно выполняют! А как радуются тому, что у них получилось так быстро!!! Особенно радуются те, кто не верил в свой успех и считал, что у него никогда не получится.

Замерьте такими часами и другие дела свои и ребенка. – Сколько времени надо маме, чтобы нарезать хлеб к ужину? Сколько времени надо, чтобы помыть чашки или вымыть фрукты на завтрак? Длительность везде берем небольшую – полминуты, 1,2,3 минуты.  Умение ориентироваться во времени, чувствовать его  – очень важное умение человека.

В заключении спросите малыша, понравились ли ему такие часы? Удобны ли они были бы для нас в нашей жизни? Почему?

Есть такая пословица «Сколько воды утекло». Что она означает? (прошло много времени)

Современные  часы — четвертая страница истории часов.

Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

  • Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
  • А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).
  • Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
  • Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
  • Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». Дайте малышу послушать куранты. Напомните, как Вы в Новый год слушали куранты.
  • Раньше были даже каретные часы. Они были где? (В карете)
  • Карманные часы носят в… (кармане).
  • Каминные часы ставят на.. (камин). Объясните малышу, что такое камин.
  • А еще уже давно есть часы, которые называют «скелетоны». Знаешь, почему? Их корпус прозрачный и через него видно, что происходит внутри часов. Видно, какие детали двигаются, а какие неподвижные.
  • Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.
  • Какие часы есть у нас дома? У бабушки? У папы?

Как ты думаешь, кто делает сейчас часы? Откуда они берутся в магазинах? Как называется эта профессия? На подъемном кране работает крановЩИК, а часы делает — … (пусть малыш попробует по аналогии образовать новое слово – часовЩИК).

Чем отличаются часовой и часовщик? Объясните малышу, что часовой – это военный, который «стоит на часах», то есть охраняет. А часовщик делает часы или ремонтирует их.

Часы делают на заводе. Сначала дизайнеры придумывают и рисуют модели часов – какой у них будет циферблат, какого цвета цифры. А потом часовщики  собирают часы из деталей. А если часы сломались, то кто нам поможет?  Нам поможет мастер-часовщик, который работает в мастерской. Он разбирает часы на детали, определяет, почему они сломались, ремонтирует и снова собирает часы.

Посмотри мультик «Крот-часовщик» и скажи, можно ли назвать крота часовщиком? Почему — он ведь ремонтировал часы?

Объясните малышу, что и папа может ремонтировать часы, но это не его профессия. Мама варит суп, но она не повар. Чтобы быть часовщиком, надо учиться, хорошо знать устройство часов, их детали, уметь исправить любую поломку в механизме часов.

Как бы ты назвал мультик? Из названия должно быть понятно, о чем он (» Как крот ремонтировал часы», «Ой, часы сломались», «Как помочь часам» — примерные варианты названий, которые могут придумать дети.

Важно

Что в этом мультике правда (часы могут сломаться, внутри их есть разные детали — пружины, гайки, винтики и т.д. )? А чего не могло быть на самом деле (например, кукушка не может вылететь из своих часов)?

 Если бы ты был дизайнером и придумывал новые модели часов, какие бы часы ты придумал? Отвечая на этот вопрос, ребенок тренируется в двух очень важных умениях:

1) умение использовать в речи сослагательное наклонение «Я бы сделал их большими. Я бы нарисовал на циферблате… Я бы раскрасил цифры в … цвет» и т.д.

 2) умение описывать воображаемый предмет (воображаемый предмет сложнее описать чем реальный).

В случае затруднений помогите ребенку вопросами: «Какой формы будут часы – круглые, овальные, прямоугольные, квадратные? Какой будет циферблат? Что на нем будет нарисовано? Какого он цвета? Какие бы ты сделал цифры? Какими были бы стрелки на твоих часах?

Если малыш любит рисовать, то можно дать ему вырезанные из бумаги круги, квадраты, прямоугольники, овалы и предложить  поиграть в дизайнеров – придумать и нарисовать свои авторские часы: циферблат, стрелки, цифры.

 Речевое упражнение «часы».

Что означает «часы идут». Кто может идти? (Мама, бабушка, я, кошка, собака и т.д.). Что может идти? (Дождик идет на улице, снег идет зимой, град идет, автобус идет, машина идет, гроза идет и т.д.)

Как собирают часы на настоящем часовом заводе и как люди придумали часы Вы увидите из этого интересного видеоролика! Веселая история часов для малышей!

Часы будущего — пятая страница истории часов

Какие будут часы в будущем? Давай придумаем вместе.  Придумывая часы будущего, можно использовать один из приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – соединить функцию показа времени с функцией любого другого предмета. Например:

  • Часы – фонарик. Они показывают время и в темноте работают как фонарик, если нажмешь на кнопочку.
  • Часы – книга. Они показывают время, а еще могут прочитать аудиокнигу.
  • Часы – глобус.
  • Часы – телефон.
  • Часы — ручка. Ручкой пишут, а в нее встроен экран часов.

Это часы настоящего. Дети придумают еще много подобных интересных часов будущего, о которых мы, взрослые даже не догадываемся!

Вот и закончилось наша история часов. Надеюсь, что дальше она продолжится в Вашем творчестве! Интересны ли Вам путешествия в прошлое и будущее предметов?

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/istoriya-chasov/

Ссылка на основную публикацию