Игры с карточками — воспитание и игры

5 игр с развивающими карточками для малышей

Лиана Хазиахметова

Игры с развивающими карточками просты для родителей и интересны для детей. Набор «Смотри!» помогает развить у ребенка визуальное мышление и речь.

Занимательные варианты игр с этими карточками предложила Людмила Соколова, доктор биологических наук, профессор кафедры высшей нервной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета.

Людмила Владимировна также рассказала, почему важно развивать детей прежде всего зрительно.

Целостное развитие ребенка

Большую часть информации мы получаем благодаря зрению. Но восприятие мира как целого — заслуга интегративной деятельности мозга. Это свойство каждый мог ощутить на себе. К примеру, вы смотрите на камень и знаете, что он тяжелый. Но ведь этого свойства камня нельзя увидеть.

Просто когда-то вы видели подобный камень, трогали, поднимали его, ваш мозг запечатлел и соединил информацию, идущую от совершенно разных сенсорных каналов — спаял в единый интегральный образ. Памятный след этого взаимодействия в последующем позволит увидеть вам больше, чем «говорят» глаза.

Более того, если мы произнесем слово «камень», перед нами в памяти непременно всплывет и его зрительный образ, и те или иные эмоциональные реакции, которые когда-то сопровождали процесс восприятия.

Обратите внимание

Стало быть, зрение — это некая доминанта, вокруг которой консолидируются практически все высшие психические функции —восприятие, внимание, память, эмоции, речь, воображение, мышление.

Развивая зрение ребенка, мы развиваем его целостно.

В этом и есть отличительная черта развивающих карточек «Смотри!». Вот несколько вариантов игры для детей от трех месяцев и старше.

Игра «Домики»

По вашей просьбе ребенок должен разложить по кучкам-«домикам» карточки с изображением предметов, имеющих тот или иной общий признак.

Например, отобрать карточки, где изображено что-либо «круглое» или «красное», «синее» или «в полоску»; что издает звуки, а что нет; что относится к фигурам и линиям, а что к животным или к машинам. Вначале дети учатся раскладывать карточки по цвету или по форме.

В возрасте около двух лет выделение предметов может осуществляться уже на основе совокупности этих признаков (цвет + размер).

Дети с удовольствием играют с карточками без помощи взрослых

Для того чтобы повысить эффективность развивающей игры, необходимо сделать ребенка ее активным участником. Так, он может разместить в «домике» не только карточки, но и реальные предметы или игрушки, которые ему нравятся или обладают необходимым признаком. Ребенку постарше можно предложить придумать рассказ о каждом «домике» и его обитателях.

Это будет способствовать развитию у ребенка такой важной интеллектуальной функции, как воображение.

Возможности развивающей игры «Смотри!» неисчерпаемы. Она незаменима не только для развития зрительного восприятия, но также речи и мышления ребенка.

Всегда сопровождайте показ карточек речью: четко произносите названия и назначение изображенных на них предметов и явлений.

Важно

Повторите те же слова, когда доведется показать ему реальные аналоги того, что изображено, например Луну в окне или вечер — время, когда вы будете вместе укладывать спать его игрушки.

Есть одна важная закономерность речевого развития: понимание речи опережает ее воспроизведение.

Ребенок учится соотносить реальный предмет или явление не только с его символическим изображением, но и со звуковым наименованием. Уже в 6-6,5 месяцев ребенок начинает связывать воспринимаемый объект с его именем.

В 7-8 месяцев он уже способен выполнять простые движения по словесной инструкции, например, выбирать одну карточку из двух-трех находящихся в его поле зрения. С 8–9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу — вступает в силу подражание.

К 18 месяцам вы увидите результат ваших совместных стараний: ребенок начнет повторять за вами слова: бутылочка, дом, дерево…

А затем и сам станет называть то, что видит на карточке или вокруг себя.

Под влиянием восприятия и речи происходит развитие мышления. Игра с карточками поможет ребенку овладеть достаточно сложными для него понятиями. Например, карточка «Солнце — Луна» демонстрирует не только конкретные небесные светила, но и отражает разные стороны проявления дня и ночи.

Пример карточки Солнце — Месяц

При всем различии эти изображения имеют объединяющую основу — одинаковый фон (силуэты домов). И этим достигается важное: ребенок начинает понимать более обобщенный смысл конкретного изображения, у него формируются отвлеченные понятия (день-ночь, светло-темно).

Если вы к этой карточке присоедините карточку с двумя изображениями ребенка, то ваш малыш увидит разницу между картинками (белый-темный фон, открытые-полузакрытые глаза) и сформирует еще один ассоциативный ряд: днем — не спят, бодрствуют, играют, а ночью — засыпают.

Игра на сходство и различие

Карточки обучают выявлять сходство и различие в увиденных объектах, опираясь на сенсорные эталоны.

Например, на карточках «Дерево — Треугольник», «Улитка — Спираль», «Мяч — Круг» или «Кубики — Квадрат» некоторые детали имеют общую форму и цвет, что позволяет ребенку формировать обобщенные сенсорные эталоны этих категорий.

Кроме того, на карточке «Кубики — Квадрат» число кружков на кубиках и их размер позволяют сформировать у ребенка представление о порядковом строе и понятии «больше — меньше».

Знакомство с карточками начинайте с простых изображений

Карточки «Слон — Мышь» и «Рыбка — Кит» знакомит ребенка с понятием «большой — маленький» уже относительно величины живых объектов. В совокупности с карточкой «Кот — Собака» это может дополнить категорию «Животные».

Кроме того, карточка «Рыбка — Кит» поможет ребенку освоить значение таких предлогов, как «под» (водой) и «над» (водой), понять разницу между «пузырьками» и «брызгами» (взяв стакан воды и трубочку, взрослый и сам может показать ребенку, как это выглядит).

Совет

Карточка «Кукла — Робот», на которой изображения имеют общие цвета и детали, внесет свою лепту в формирование у ребенка категории «Игрушки».

Знакомство малыша с предлогами и наречиями может быть продолжено при игре с карточками «Яйцо — Цыпленок» и «Яблоко — Яблоко (в разрезе)», где ребенок осваивает значение слов «внутри» и «из», а также учится понимать, что некоторые детали объекта (например, семечки внутри яблока) могут быть скрыты от внешнего наблюдения.

Игра «Расскажи сказку»

Работая с карточками, нужно смело включать фантазию — придумывать различные варианты игр.

Например, детям двух-трех лет вы можете предложить игру «Расскажи сказку» (в это время у ребенка уже возникает понимание речи-рассказа). Разложите перед ребенком на столе различные карточки и попытайтесь придумать какую-то веселую, забавную историю с их персонажами. Потом попросите своего малыша сделать то же самое. Интересно, что он выберет?

Подбор карточек, а тем более сочиненная история могут приоткрыть для вас внутренний мир малыша.

Можно затеять и групповую игру — «Жили-были…». Положите в коробку несколько карточек и предложите маленьким участникам, каждому по очереди, не глядя вытаскивать из коробки одну карточку и называть, что он на ней видит. Первый игрок должен начать свой рассказ словами «Жил-был».

Второй игрок, вытащив очередную карточку, должен положить ее рядом с первой и не только назвать, что на ней изображено, но и определенным образом связать это с предыдущим персонажем, придумывая продолжение истории. И так далее до тех пор, пока в коробке не закончатся карточки.

Тот игрок, который возьмет последнюю карточку, должен завершить совместное сочинение.

И еще одно. Не надо забывать, что эффективность игрового обучения во многом зависит от эмоционального настроя. Взаимная и заинтересованная включенность взрослых и детей в совместную игру обеспечит полноценное общение и развитие вашего ребенка.

По мотивам набора карточек «Смотри!»

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/01/04/5-igr-s-razvivayushhimi-kartochkami-dlya-malyshej/

Игры с карточками для детей

Мир детства – это время весёлых игр. В игровой форме ребёнок знакомится с окружением и познаёт новый для себя мир. Игра облегчает понимание и помогает развитию крохи. Каким бы ни было обучающее занятие, в раннем детском возрасте оно должно проходить в форме игры.

Чем полезны игры?

С самого рождения младенцу необходимо помогать развиваться. Когда он первый раз берёт в руки погремушку, то начинает познавать себя и свои возможности, учится контролировать движение ручек и пальчиков.

Учёные доказали, что во время работы пальцами при развитии мелкой моторики происходит и развитие мозга. Это способствует лучшему усвоению новых знаний. После года малыши, как правило, активны и неусидчивы.

Но именно в этом возрасте их ум способен запоминать максимальное количество информации и усваивать новые навыки. Как же обучить непоседу? С помощью игры.

Обратите внимание

Играя с посудкой, девочка учится помогать маме на кухне. Проявляя интерес к бытовым приборам, мальчик, играя, готовится в будущем разбираться в технике. Заботясь о плюшевом мишке, дети учатся доброте и сопереживанию. Проектируя ежедневные действия родителей на свои игрушки, они учатся обращению с повседневными предметами: телефоном, ножницами, ручкой, кисточками, ложкой, веником и т.д.

Сейчас придумано много специальных развивающих игр для малышей, и родители могу подобрать то, что лучше всего подходит именно их крошке. Одна из таких замечательных игр – игры с карточками для детей по методике Гленна Домана.

Игры с карточками для ребёнка до трёх лет

Гленн Доман – американский физиотерапевт. По его утверждению, обучающие занятия с применением иллюстрированных карточек можно проводить с рождения. Благодаря этим занятиям детей реально научить читать, писать и считать. Главное – усердие.

Карточки представляют собой картонные квадраты или прямоугольники с изображениями предметов разнообразных категорий: овощей, фруктов, транспорта, животных и т.д. С одной стороны изображены рисунки и написаны их названия. Если цель обучения направлена на изучение иностранного языка, то с обратной стороны указывается, как называется та или иная вещь на изучаемом иностранном языке.

Изучая окружающий мир подобным образом, малыш учится не только запоминать названия и визуализировать их, но и развивает образное мышление.

Как только карапуз начинает различать предметы, а это примерно в 3 месяца, можно начинать использовать обучение с помощью этой методики.

Отключить отвлекающую технику: телевизор, компьютер и бытовые приборы.

Для начала необходимо отобрать 7–10 карточек одной тематики. Их необходимо показывать малышу друг за другом не более 2–3 секунд каждую. Во время демонстрации чётко и громко озвучивать то, что изображено на картинке.

Так повторять несколько раз, но (!) не дожидаясь, пока маленькому ученику надоест этот процесс. Через неделю можно добавить еще несколько изображений взамен тех, которые ребёнок запомнил. Рекомендуется записывать, какие иллюстрации были показаны и сколько раз.

После 30 показов одного и того же рисунка его можно убрать.

После года детей уже обучают чтению по этой же методике: показывают карточки с картинками и соответствующими им названиями, напечатанными большими буквами, обязательно красного цвета на белом фоне (например, картинка лисички и под ней надпись большими красными буквами «лиса»). Начинать необходимо с 5 карточек. Заниматься таким способом можно в течение всего дня с небольшими перерывами. Основная идея заключается в том, что ребёнка учат воспринимать всё слово целиком, а не складывать из букв и слогов.

Вариации игр с карточками для деток постарше

По такой методике, можно проводить разнообразные игры. Всё зависит от фантазии родителей.

К двум-трём годам можно разнообразить игру:

  • Не только показывать нужную картинку, но и составлять короткие рассказы про то, что изображено на ней. Это формирует речь и образное мышление.
  • Можно смешать несколько различных иллюстраций и попросить малыша разложить их по группам. Таким образом он учится различать живое и неживое, овощи и фрукты, насекомых и птиц и т.д.
  • Следует разложить карточки в несколько рядов. Затем перевернуть их. Назвать картинку, а кроха должен вспомнить, где она лежала. Если с обратной стороны подписан перевод, то так можно закрепить полученные знания. Уже к трём годам ребёнок сможет понимать и повторять стандартные иностранные фразы.
  • Интересный способ «угадай, что пропало». Выбрать 10 рисунков разной тематики. Дать время, чтобы малыш посмотрел на них и запомнил. Незаметно убрать одну или несколько из них. Ребёнок должен угадать, что пропало и где оно лежало.
  • Можно попросить дать характеристику изображению, описать форму, цвет, к чему относится (к живому или неживому), посчитать количество лап, если на картинке изображено животное.

Каждая игра несет в себе определенную задачу, поэтому можно усложнять задание по мере освоения навыков.

Они помогают не только развитию памяти, но и воображения, моторики, мышления, моделированию реальных ситуаций.

Источник: http://bestkroha.ru/razvivayushchie-igry/221-igry-s-kartochkami-dlya-detej

Десять игр с карточками

Игры с карточками – это кладезь для педагогов и мам, которые занимаются развитием детей в детском саду или дома самостоятельно. Ниже мы рассмотрим игры, составленные на основе набора «Лото-запоминалка. Игра для развития памяти и внимания.

36 карточек», издательство «Питер», 2014 г. Автор – Елена Бурак. Набор состоит из набора с изображениями диких и домашних животных в двойном экземпляре.

Для игры вы можете взять любые другие карточки, к примеру, на тему «Овощи и фрукты», «Игрушки», «Рыбы», «Растения» и т.п.

Для развития речи сначала необходимо выбрать от трёх до пяти карточек в зависимости от возраста.

Для самых маленьких детей их можно развесить по всему дому или на специальный стенд, к которому мама может подходить с ребёнком на руках, показывать ему на карточку и называть животное.

Важно

С детьми постарше можно просто поочерёдно демонстрировать карточку за карточкой в быстром темпе. Это позволяет создать эффект, используемый в рекламе, когда быстрое чередование образов хорошо удерживает внимание человеке на предмете.

Таким образом, мы пополняем пассивный словарь ребёнка (те слова, которые он знает, но ещё может не говорить).

Читайте также:  Карточки - на какую букву начинается слово - воспитание и игры

Следующий этап изучения новых понятий должен включать множество игр, в том числе подвижных, в которых присутствуют карточки или игрушки, заменяющие изучаемые понятия.

С детьми от трёх лет вы можете загадывать загадки про животных, причём не в обычном варианте, например, «Кто родится с усами?», а в более простом варианте – когда перечисляются признаки предмета.

Допустим, кошку мы описываем таким образом: ходит на четырёх лапах, любит есть рыбу, ловит мышей, умеет мурлыкать и мурчать, покрыта шерстью. Если ребёнок правильно назвал животное, мы переворачиваем карточку с отгадкой, подтверждая правильность его ответа.

Следующая игра поможет одновременно разделять слово на слоги (что понадобится в дальнейшем при учёбе в школе) и запомнить название животного. Поворачиваем карточку рубашкой к ребёнку и начинаем медленно по слогам произносить название животного: «кош-…», «со-ба-…». Ребёнок заканчивает слово.

Игра «Прохлопай слово», описанная ниже, также выполняет второстепенную задачу по обучению ребёнка разбиению слова на слоги. Мы выкладываем изучаемые карточки перед ребёнком и предлагаем прохлопать названия животных.

В этой игре мы включаем в действие несколько каналов восприятия: зрительный (ребёнок видит животное на карточке), слуховой (слышит, как мы вместе с ним произносим название), двигательный/кинестетический (хлопаем в ладоши).

В следующей серии по изучению животных их названия можно протопать, протопать, прошлёпать по коленям ладошками, простучать палочкой по барабану. Данная игра развивает речь ребёнка.

Игру «Такой же» мы предлагаем для того, чтобы ребёнок развивал свою внимательность и кратковременную память. Педагог или родитель демонстрирует карточку, к примеру, с носорогом, а ребёнок должен найти такую же карточку.

Игра «Прятки». Родитель/педагог предлагает ребёнку закрыть глаза ладошками со словами «Раз-два-три, не смотри!». Пока он не видит, мы раскладываем карточки вокруг него по комнате.

После этого предлагаем ребёнку открыть глаза и восклицаем: «Ой! Животные все разбежались! Давай найдём их!» Затем взрослый говорит: «Давай найдём собаку!» Самых маленьких можно взять за руку и помочь им искать нужную карточку.

Если ребёнок пытается взять неправильную карточку, мы говорим:  «Это овечка.

Пойдём искать собаку!» Наша задача – как можно чаще проговорить понятие, поэтому, когда ребёнок находит нужную карточку, мы произносим: «Да, вот собака! Неси собаку на место!» В этой игре происходит закрепление взаимосвязи между понятием (в нашем случае это «собака») и его зрительным образом.

Для игры «Домик» в картонной коробке мы делаем горизонтальную или вертикальную прорезь, в которую мы просовываем карточки, одновременно называя изображённого на ней животного.

Данная игра одновременно подходит для закрепления нужных понятий и развития моторики.

Если у вас есть набор мягких или маленьких игрушек-животных, то можно для каждой из них найти свой домик.

Игра «Найди домик» очень проста, и почти сразу даже ребёнок 1,5-2 лет понимает её правило: поставить игрушку на карточку с изображением этого животного. Таким образом, мы развиваем у малыша зрительное восприятие, наблюдательность и речь.

Игра «Мемори» (пер. с англ. «memory» – «память) подходит для игры с трёхлетнего возраста. Она направлена на развитие зрительной памяти. Для этой игры понадобится два набора одинаковых карточек.

Для начала можно взять 2-3 пары карточек, которые взрослый с ребёнком переворачивают рубашкой вверх. Затем открываются две карточки. Если они разные, то закрываются обратно. Если карточки одинаковые, то игрок продолжает искать пару.

Совет

Пока один игрок ищет пару, второй смотрит и запоминает где располагаются карточки.

На последнем этапе изучения темы «Животные» подойдёт игра, в которой мы предлагаем ребёнку разделить на две кучки карточки: в одной – домашние животные, в другой – дикие. Данная игра развивает логическое мышление у ребёнка.

Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/10431-kartochki.html

Игры с карточками

Этот пост будет постоянно пополняться играми с карточками, которые способствуют развитию памяти, логического, образного мышления, фантазии, внимания, моторики и др.

1. Знакомство с предметом

Покажите карточку малышу, расскажите кто или что на ней изображено. Опишите предмет, чем он особенный, возможно вы найдете это прямо дома или на улице.

Всегда обращайте внимание малыша на различные предметы и явления.

Здесь мы расширяем его кругозор, показываем, что еще есть в мире очень интересного, может быть зеленого или пушистого, а может быть мокрого или твердого 🙂 Обсуждая карточки с ребёнком, мы учимся общаться.

2. Поиск нужной карточки

Разложите несколько карточек перед малышом, посадите рядом любимую игрушку, например, мишку и попросите, от лица мишки, показать или принести ту или иную карточку. Возможно это будет долька апельсина или кусочек торта на завтрак, или зубная щетка и зубная паста, чтобы почистить зубки.

3. Поиск пары

Для этой игры нужно распечатать два набора таких карточек. Выложите перед малышом некоторое количество карточек, пусть он рассмотрит их. Затем выдавайте по одной карточке, такой, которая уже перед ним есть. Пусть попробует найти точно такую же.

Рекомендация: не используйте сразу все карточки, особенно если малыш маленький. От такого изобилия карточек, у него может не получиться сконцентрировать внимание

4. Поиск предметов

Попробуйте найти у вас дома предметы, изображенные на карточках. Выложите перед малышом карточки и эти предметы, попросите найти соответствие.

Детки постарше пусть попробуют сами найти в доме предметы на карточках 🙂

5. Группировка предметов

Здесь можно придумать огромное количество игр на группировку предметов по тому или иному признаку. Например, разложить карточки по цветам, или в одну коробочку сложить овощи, а в другую фрукты. Или попросите показать предметы, которые нужны для рисования, например, карандаш, линейка, палитра, блокнот. Или изучите, кто летает, ползает, ходит, плавает. И так далее.

6. Игра «Живое-неживое»

Поготовьте заранее нужные карточки с одушевленными и неодушевленными предметами. Например, обезьянка-пальма, белка-желудь, ежик-яблоко и т.д. Когда карточки ассоциируются между собой, малышу будет легче понять, что значит живой предмет, а что значит — неживой. Поиграйте с этими карточками, может быть придумайте какую-нибудь забавную историю.

7. Ассоциации

Выложите перед малышом карточки (начинать можно с 4-5 шт), некоторые из них должны иметь что-то общее. Выберите одну карточку и предложите найти предметы, которые ассоциируются с ней. Или начинаются с одной буквы, или предметы одного цвета, формы, группы (животные, фрукты, посуда) и т.д.

Желательно с самого начала обозначить один тип задания.

8. Противоположности

Подготовьте заранее карточки с противоположными предметами. Например, холодное мороженое-гарячий чай или веселый олень-грусный енот и т.д. Расскажите, чем отличаются эти картинки, возможно вы найдете дома предметы или явления с такими же свойствами.

9. Найди лишнее

Выложите перед малышом ряд предметов, относящийся к одной группе (напрмер, фрукты) и один предметой иной (например, овощ или ягоду). И попросите найти лишний предмет. 

10. Логическая цепочка

Выложите перед малышом цепочку карточек, в которой они расположены так, чтобы можно было продолжить последовательность, логически догадаться, какой предмет будет следующим.

Например, виноград, цветок, вишня, виноград, цветок, …

11. Логические задания

Выложите перед малышом несколько карточек (начинать можно с 3х). И озвучьте ему одно из логических заданий, например:

— Выложено три карточки: енот, еж и лиса. Задание: покажи не енота и не лису или не ежа и не енота.

— Выложено три и более карточек. Задание: покажи красный, острый на вкус овощ

— … зеленый фрукт и зеленый овощ (одного цвета)

— … предметы, напоминающие круг (овал, квадрат, треугольник)

— … то, на чем можно ездить

— … длинный и узкий предмет

и т.д.

12. Геометрические формы

Подготовьте заранее карточки с предметами разных геометрических форм. Например, диск, леденец, штурвал, линейка, кровать, пирамида и т.д. И разложите перед малышом нужные геометрические фигуры (скачать их можно ЗДЕСЬ). Затем поочередно выдавайте карточки. Пусть малыш попробует показать или сказать на какую фигуру похож предмет на картинке.

13. Математика

Здесь можно подготовить карточки по различным направлениям, например,

— большой/маленький (мышь, муха, стрекоза — маленькие; слон, тигр, носорог — большие). Пусть малыш покажет, где большой зверь на карточках, а где маленький. Можно в одну коробочку сложить всех малышей, а в другую — большие животные или предметы.

— много/мало — на один лист положите много предметов или животных (или приклейте на стену, на двусторонний скотч), а на другой — несколько. Пусть малыш покажет, где много, а где мало. Посчитайте их, потом сделайте поровну и т.д.

14. Буквы и чтение

Отберите несколько уже полюбившихся карточек малышу и соотнесите их с буквами алфавита (например, с ЭТИМИ). Например, М-медведь, Ю-юла и т.д. Или составляйте целые слова.

Аналогично можно играть с английскими буквами (скачать их можно тоже ЗДЕСЬ)

15. Интуиция

Подготовьте две или более коробочек (или квадратиков картона). Спрячьте любимую карточку под одну из коробочек, чтобы малыш не видел. Пусть он попробует угадать, куда спряталась его любимая карточка. Когда у ребенка будет получаться, постепенно увеличивайте количество коробочек.

16. Игры на развитие памяти

 — «Вспомни»

Разложите перед малышом некоторое количество карточек (начинать можно с 2-3 шт), буквально на несколько секунд, только для того, чтобы он окинул их взглядом. Затем соберите и разложите их же, но на одну меньше. И попросите угадать, какой карточки нет, «кто спрятался?» или «кого не хватает?».

Или аналогично разложите карточки на несколько секунд. Затем соберите и разложите их же, но уже на одну больше. И попросите угадать, какая новая карточка появилась, «кто пришел в гости?».

— «Фотопамять»

Выберите две подобные по виду карточки (например, две планеты или тыква и апельсин). Буквально на долю секунды покажите малышу одну из двух карточек, только для того, чтобы он бросил взгляд на нее. А затем уберите и покажите сразу две. Пусть ребенок скажет или покажет какую карточку он видел только что.

— «Сетка памяти»

Для начала можно играть так: выложить перед малышом на несколько секунд 2-3 карточки (постепенно увеличивая их количество), и обязательно озвучивать их. Затем перевернуть, и попросить показать, где одна из картинок. Когда эта игра будет освоена, можно переходить к оригиналу игры – сетке памяти.

Правила оригинальной игры: покажите ребенку сетку с четырьмя картинками на несколько секунд, а затем дайте пустую сетку на четыре карточки и четыре карточки с картинками.

 Попросите малыша положить картинки на пустую сетку в том же порядке, в котором они были расположены на изначальной сетке.

 Когда все будет сделано, раскройте свою сетку и проверьте, находятся ли картинки в правильном порядке.

Обратите внимание

Как только это упражнение будет получаться, увеличивайте размеры сетки 3×3, 4×4, 5×5, и т.д.

Для упрощения работы по созданию карточек используйте меньшее количество фотографий. Например, вы могли бы сделать сетку 3×2, где два квадрата остаются пустыми, другие четыре заполнены картинками, размещенными в случайных позициях.

Эта деятельность тренирует правое полушарие и помогает развивать фотографическую память.

— «Цепочка памяти»

Это игра на запоминание цепочки картинок.

Вам понадобятся карточки с разными картинками. Начните с 3х карточек – придумайте какую-нибудь абсурдную историю. Например, «однажды котенок увидел слона, который летал на воздушном шаре». Затем перемешайте карточки и предложите ребенку восстановить цепочку событий.

То есть нужно первой положить карточку с изображением котенка, вторую — с изображением слона, третью – с воздушным шаром. Постепенно вы можете увеличить количество карточек до 50 и более.

В этот момент ребенок сможет запоминать последовательность как единый образ – с первого взгляда, без слов.

Для деток постарше в этой игре, после вашей абсурдной истории, карточки можно просто перемешать. И ребенок сам их разложит и восстановит цепочку событий.

— «Идеальная память»

Важно

Подготовьте заранее большую карточку с изображением нескольких предметов и маленькие карточки с отдельными иллюстрациями соответствующими ей +парочку других.

Покажите малышу большую карточку, буквально на несколько секунд, для того, чтобы он просто окинул ее взглядом, затем уберите и разложите перед ним маленькие карточки с отдельными предметами. Пусть попробует показать, какие предметы он только что видел.

Читайте также:  Сделай развивающую книжку своими руками - воспитание и игры

Так же можно играть вдвоем и втроем. Кто быстрее вспомнит, что было на картинке — тот забирает себе эту карточку и так далее. Кто соберет больше карточек — тот и победил.

А малышам помладше можно предложить искать пару предметам, изображенным на большой карточке.

17. Сюжетно-ролевые игры

Например,

— Готовим еду. Подготавливаем карточки, связанные с приготовление пищи. Возможно, у вас получится набор на борщ или вы сделаете вкусный торт, перемешивая все ингридиенты в кастрюле. И т.д.

— Идем в магазин. Игра продавец-покупатель. Выбираем направленность магазина: продукты, техника, бытовая химия или др. Выставлем товар-карточки на полку и отправляемся за покупками 🙂

— Аналогичные игры: идем в зоопарк, ресторан, музей и т.д.

— Кормим животных. Это из серии игр на соответствие и поиск предметов «Кто что ест».

18. Помощь в тематических занятиях

Карточки могут послужить отличным материалом для проведения тематических занятий. Проводите аналогию, используйте их в своих рассказах и чтении книг.

19. Угадай-ка

Выберите для игры определенную тему, например, «транспорт», «домашние животные», «овощи» и др. (Или разложите 10-20 любых карточек перед малышом). Задумайте одну карточку. И говорите наводящие фразы, которые описывают предмет и помогут ребенку угадать, что вы загадали.

Например, «яблоко»:

— это фрукт,

— растет на дереве,

— он круглый,

— твердый,

— на вкус может быть и сладким и кислым,

— бывает и желтым, и зеленым, и красным,

— тоненькая гладкая кожура,

— внутри есть маленькие семена

и т.д.

Карточки вы можете скачать в разделе «Материалы для занятий»

Играйте с удовольствием!

Источник: https://rightbrain.training/instructions/igry-s-kartochkami

Играем и развиваемся

Фев 09

Большинство родителей слышали про методику развития ребенка по Доману. Она сама по себе уникальна. В методике применяются карточки для обучения, они получили названия карточек Домана.

Однако в процессе работы с карточками, некоторым деткам они быстро надоедают и они не хотят обращать на них внимание. Или есть детки, которые совершенно не хотят играть с карточками.

<\p>

В помощь родителям мы предлагаем использовать карточки Домана в следующих играх:

«Дорожка» — предложите ребенку наступать на слова, называйте их. Можно прыгать по ним.

«Сюрприз» — накрыть слова чем-либо. Предложите малышу отправиться на поиски сюрприза. Открывайте слова с ребенком и удивляйтесь вашим находкам.

«Волшебный мешочек» — сложите слова в мешочек. Доставайте по одному, называйте ребенку и удивляйтесь, как это могло поместиться в нашем мешке!

«Стирка» — предложите крохе поиграть в стирку. «Стирайте» слова в игрушечной ванночке, затем прищепками вешайте сушиться карточки на веревку. Можно продолжить играть в глажку, гладя игрушечным утюгом картинки.

«Пираты» — скажите ребенку, что пираты спрятали клады-слова в вашем доме. Находите карточки до квартире в разных местах, радуйтесь находкам, называйте слова ребенку.

«Мемори» — несколько карточек переворачиваем лицом вниз. Попросите малыша найти определенное слово. Если он угадал, оставляем ее открытой, если нет, опять переворачиваем.

«Паровозик» — возьмите игрушечный паровозик, а за ним разложите несколько вагончиков-карточек. Говорим, кого везет наш поезд, выгружаем на остановках.

«Музыкальный круг» — на полу разложите несколько карточек в виде круга. Под музыку ребенок бегает вокруг них. Когда музыка останавливается, малыш берет одну карточку и называет (либо мама называет). После этого карточка откладывается в сторону и кроха продолжает игру.

«Загадка» — описываете ребенку картинку, а он должен угадать, что это и показать нужную картинку. Например, большая, с рогами, дает молоко.

«Болото» — прыгаем по кочкам, словно лягушки.

«Ходим на руках» — ходим по карточкам на руках, мама держит ребенка за ножки. Называем карточки.

«Машинки» — машинка ездит по карточкам-домикам, автобус привозит пассажиров на карточки остановки.

«Горячая картошка» — передавать карточку друг другу быстро, словно горячая картошка.

«Картины» — развесьте карточки на стенах квартиры, ходите с малышом, озвучивайте и называйте.

«Коробочка» — сделайте в коробке прорезь. Предложите ребенку просовывать карточку в отверстие, называйте ее.

«Прятки» — показывайте карточку ребенку, называйте, затем убирайте за спину. Где карточка? Ку-ку. Опять показываете ее малышу. В такие прятки можно играть и по-другому: прячьте карточки в комнате, находите их в необычных местах — стиральный машине, шкафу, под пледом и т. д. Можно сложить карточки в разные кастрюли, закрыть крышками, открывайте и радуйтесь находкам.

«Сюрприз в книге» — положите между страниц книги несколько карточек. Рассматривайте книгу с ребенком и удивляйтесь находкам, называйте слово.

«Записка» — расскажите крохе историю о том, что приходил волшебник и оставил записку, где искать его подарок. Ребенок читает слово (например, стул), бежит к нему и находит сюрприз.

«Самолет» — игрушечный самолет летит над карточками и называем, что мы пролетаем.

«Пистолет» — расставить карточки и стрелять по ним, словно по мишеням. Лучше использовать липучки стрелы или то, что не повредит карточки.

«Барабан» — разложить карточки на полу, взять барабанные палочки и играть по ним, как на барабане, пропевая слова.

«Почта» — играем в почтальона, он приносит письма, достаем из почтового ящика и разносим письма-карточки игрушкам.

«Горка» — сделать горку из подручных материалов, скатывайте слова с горки, проговаривая: «Кто теперь будет кататься на горке? Машина».

«Теремок» — если у вас есть домик-палатка, то предложите крохе забраться в нее. Слова-карточки стучатся в дверь. «Кто там? — Это я мишка, пусти меня в теремок».

«Фонарик» — возьмите фонарик и светите на каждое слово, называйте его. В эту игру лучше играть вечером, когда уже не так светло.

«Прячемся от дождика» — карточка гуляет по комнате, вдруг пошел дождик. Предложите ребенку спрятать ее под зонтик.

«Катим мяч» — разложить карточки на полу, ребенок катит мяч по направлению к ним. «К кому в гости пришел мячик? К лисичке, правильно».

«Целься» — на стене прикрепить несколько карточек. Ребенок бросает в них мяч.

«Боулинг» — попробуйте сбивать кегли, возле которых стоят карточки.

«Стройка» — слова можно грузить в машину и везти на стройку. Разгружаем. Здесь удобно использовать кубики. Из кубиков стройте дом, гараж, башню. Карточки можно поставить на вершине, слева, справа от дома.

«Дорога для машин» — из листов бумаги сделайте дороги для машин с перекрестками. В конце каждой дороги находится карточка. Машина приезжает в гости к карточке.

«Школа» — карточки может показывать кукла-учитель и что-либо спрашивать у малыша.

«Догонялка» — мама берет карточку и догоняет ребенка. «Кто тебя сейчас догонит? Бульдозер». Можно брать другую карточку и спросить ребенка, кто будет его ловить.

«Магазин» — продаем карточки-товары. Можно разделить их тематически, сделав магазин игрушек, мебельный магазин и т. д.

«В лес» — предложите крохе пойти в лес за ягодами и грибами. Собирайте карточки в корзину и называйте их.

«Что лишнее» — разложите 4 карточки перед малышом, где одна из них будет тематически или по цвету отличаться от других. Что лишнее?

«Что исчезло» — ребенок смотрит на карточки, закрывает глаза. Мама убирает одну из карточек. Что пропало?

«Космос» — изучая космос с ребенком, летайте на другие планеты-карточки. Встречайте инопланетян, которые будут учить кроху новым названиям.

«Сказка» — разложите разные карточки. Расскажите сказку, связав в единую историю разные картинки. Можно рассказать уже знакомую историю про каждую карточку.

«Рыбалка» — к каждой карточке прикрепите скрепку. Удочкой ловите рыбки-карточки и называйте их.

Используя эти игры с карточками Домана, вы замечательно проведете время с ребенком и он получит массу впечатлений и знаний. Ведь карточки — это отличный материал для развития и обучения ребенка.

Источник: http://nattik.ru/metodiki-razvitija/igry-s-kartochkami-domana.html

Дидактические игры экономического содержания

Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Игра «Потребности».

Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.

Игра: «Что можно купить, что нельзя»

Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам

1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;

2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.

Игра «Профессии»

Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

Игра «Супермаркет»

1–й вариант. Детям предлагается придумать текст рекламы к картинке с Цель: учить детей сопровождать показ речевым текстом; формировать радостное настроение изображением товара.

2–й вариант. Детям предлагается сделать рекламу любого предмета, который находится в группе.

3–й вариант. Детям выдаются купюры разного достоинства, и даётся задание купить какой – то товар, на эту сумму.

Игра «Товарный поезд»

Цель: формировать представления о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитывать уважение к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.

1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.

2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.

Игра «Товары – услуги»

Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к людям разных профессий.

1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.

2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.

Игра «На необитаемом острове»

Участникам игры предлагается следующее задание: «Предположим, что вы состоите в команде корабля, который терпит караблекрушение, и вы оказались на необитаемом острове. У вас осталось время, чтобы посетить корабль, который еще не затонул, и взять самые необходимые вещи (они изображены на карточках) и предметы.

Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. В случае группового проведения игры участники разделяются на команды и на основе группового обсуждения (в течение 5 минут) решают, что нужно взять с корабля. Выигрывает тот участник или та команда, которая отберет более рациональные вещи.

Игра «Прием гостей»

Это коллективная игра, цель которой обучение детей умению принимать гостей и определять, что необходимо заготовить и закупить для такого приема.

Вначале организатор игры предлагает участникам разделиться на группы по 4—5 человек, условно образующие семью. Затем он выдает группам следующее игровое задание: «Предположим, что ваша семья отмечает день рождения одного из детей, сына или дочери.

На дне рождения будет присутствовать вся ваша семья и, конечно, приглашенные друзья того, чей день рождения отмечается. Если вы отмечаете день рождения сына, то придется пригласить семь мальчиков и три девочки, а если отмечается день рождения дочери, то наоборот.

Читайте также:  Знакомимся с понятиями: справа, слева, сверху, снизу - воспитание и игры

Исходя из этих условий, установите, что и в каком количестве вам придется закупить для угощения гостей и участников торжества и сколько примерно денег понадобится для этого.

Следует обратить внимание участников игры на то, что в предлагаемое меню для угощения достаточно включить 5—6 блюд, а стоимость определять приблизительно.

После того, как все группы составят список необходимых закупок, организатор игры предлагает выслушать детей и обсудить предложенные варианты.

При выступлении представителей группы следует дать им возможность высказаться, обосновывая необходимость покупок, целесообразность предлагаемого угощения, его доступность по стоимости.

Побеждает та группа, чей список будет признан лучшим.

Источник: https://vscolu.ru/ekonomicheskoe-vospitanie/didakticheskie-igry-ekonomicheskogo-soderzhaniya.html

Настольно-печатные игры в подготовительной, старшей, средней, перовой и второй младшей группе детского сада, картотека с целями

Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени.

А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры.

Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.

Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры — важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.

Наглядный материал

Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре.

Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой — тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные.

Совет

Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла

https://youtube.com/watch?v=_2eZD4IqXOg

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Картотека настольно-печатных игр в детском саду

Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.

Первая младшая группа

Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.

Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей

Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента.

Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента.

Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.

Задачи:

  • познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей;
    развивать навык складывания элементов в единый сюжет;
  • повышать познавательную мотивацию.

Инструкция:

  1. «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
  2. «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
  3. Вместе с детьми называем получившееся животное.

Мозаика, геометрические фигуры

Задачи:

  • закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
  • помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать настойчивость в работе.

Инструкция:

  1. Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
  2. «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом

Вторая младшая группа

Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.

Домино «Животные»

Задачи:

  • закрепить знания детей о домашних или диких животных;
  • научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Инструкция:

  1. Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
  2. Воспитатель кладёт первую кость.
  3. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.

Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

Задачи:

  • научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 3 картинки.
  2. «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
  3. «Какой элемент и почему лишний?»

Средняя группа

В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.

«Какое время года?»

Задачи:

  • закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
  • развивать речь, логическое мышление.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
  2. «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
  3. Кто угадал, называет время года.
  4. Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.

Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка

«Парные картинки»

Задачи:

  • тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
  • воспитывать умение выполнять правила игры.

Инструкция:

  1. Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
  2. Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.

В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков

Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.

Старшая группа

Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.

«Цифры»

Задачи:

  • обучить порядковому счёту от 1 до 10;
  • научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
  • тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
  2. Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.

Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание

Подготовительная группа

Для этой возрастной категории важно выбирать игры, где сюжет нуждается в комментировании.

«Что нужно врачу?»

Задачи:

  • обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
  • развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.

Инструкция:

  1. На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
  2. Дети собирают целые эпизоды.
  3. Объясняют предназначение полученных изображений.

«Когда это бывает?»

Задачи:

  • закрепить представления детей о временах суток;
  • воспитывать терпение и внимание.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
  2. Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).

Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

  1. Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  2. Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  3. Подведение итогов — 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга.

Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила.

Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/nastolno-pechatnyie-igryi-v-podgotovitelnoy-gruppe-kartoteka.html

Ссылка на основную публикацию