Изучаем гласные буквы — воспитание и игры

Игровая методика изучения десяти гласных за пять уроков

(полное изложение с включением пяти видеозаписей)

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто «гласными»).

Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е, то ли Ё, то ли Ю.

Обратите внимание

Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не «спотыкался» на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются:

А – Я, О – Ё, У – Ю, Ы – И, Э – Е.

Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

Цель занятий по этой методике – за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: «Он у нас с двух лет все буквы знает».

Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю, не знает Э, Ы, иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву.

Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.

От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение ( А – арбуз, И – индюк или О – как бублик, Ю – Юлина буква, Я – похожа на телеграфный столб и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

Эта методика входит составной частью и в уроки ПЕРВОЙ СТУПЕНЬКИ ОБУЧЕНИЯ. Но ввиду того, что она имеет самостоятельное значение и может быть использована и до начала обучения чтению, я выделил ее из этих пяти уроков в отдельный раздел электронной книги.

Общая часть

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки могут проводиться как преподавателем, так и родителями ребенка два раза в неделю. В остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока. На это у них уходит от двух до семи минут в день.

Урок №1

Напечатайте прилагаемые карточки гласных на белой бумаге, желательно плотной настолько, насколько позволяет ваш принтер (см. Приложение), и вырежьте первые четыре буквы. Если же вы будете делать карточки самостоятельно, буквы А, О напишите крупным шрифтом красным фломастером на карточках размером 12х10см, а Я, Ё шрифтом чуть поменьше синим фломастером на карточках размером 9х10см.

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Показ первых двух пар гласных (А – Я, О – Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на рисунке, оборотной стороной к себе. (Видео-фрагмент 1 )

Важно

Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой) и покажите ее ребенку. Скажите: «Это – А». Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: «Это – Я»; потом – «Это – О»; а потом – «Это – Ё». Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры.

Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их.

Ваша задача – быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

«Это – А» «Это – Я» «Это – О»

«Это – Ё»

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, тем более этот легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день.

Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки.

Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него.

Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею следующую букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их.

Постепенно паузу после слова «Это…» нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить «это А» или «буква А».

Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок №2

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

1-я игра. «Ветер».

Совет

Объясните ребёнку, что красные буквы – это большие братья, а синие – маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А – рядом Я, О – рядом Ё (поначалу с вашей помощью). (Видео-фрагмент 3)

2-я игра. «Прятки».

Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!»

3-я игра. «Перепрятки».

Играете так же, но на этот раз наоборот – большие братья прячутся под маленькими. (Видео-фрагмент 4)

4-я игра. «Ворона».

Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела».

Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву.

Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. «Карты».

Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: «Что это?» Назвал правильно – выиграл и забрал карточку, ошибся – забирает другой ученик, а дома – мама.

Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О, за ней Ё, А – Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

(Видео-фрагмент 5)

Обратите внимание

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем».

Показ трех пар гласных (А – Я, О – Ё, У – Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, вырежьте следующую распечатанную вами пару карточек У – Ю, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке №1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке №1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

«Это – А» «Это – Я» «Это – О» «Это – Ё» «Это – У»

«Это – Ю»

(Видео-фрагмент 2)

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока №2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А – Я, О – Ё) один раз в день.

Урок №3

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

«Это – А» «Это – Я» «Это – О» «Это – Ё» «Это – У»

«Это – Ю»

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю.

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке №2.

Показ трех пар гласных (О – Ё, У – Ю, Ы – И).

Уберите куда-нибудь подальше первую пару карточек А – Я, вырежьте следующую распечатанную вами пару Ы – И, надпишите карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку.

Начиная с этого урока, мы, каждый раз добавляя новую пару гласных, убираем первую пару, чтобы общее количество показываемых букв не превышало шести. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках.

Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Важно

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А – Я. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А – Я, О – Ё, У – Ю (пока без Ы,– И).

Читайте также:  Английский алфавит в стихах для детей - воспитание и игры

Урок №4

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А – Я, О – Ё, У – Ю, Ы – И, а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.

Закрепляющие игры.

Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем – с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке №2.

Показ трех пар гласных (У – Ю, Ы – И, Э – Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А – Я и О – Ё, а вырезаете последнюю распечатанную вами пару Э – Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку.

Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания.

Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла». Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках.

Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме).

Совет

Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А – Я и О – Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А – Я, О – Ё, У – Ю, Ы – И (пока без Э, Е).

Урок №5

К началу пятого урока дети знают все десять гласных, осталось лишь закрепить знание двух последних выученных ими гласных Э и Е.

Закрепляющие игры.

На этом уроке в пять игр нужно сыграть уже со всеми десятью гласными.

Разложите на столе перед ребенком десять карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке №2.

Теперь вы можете подарить маме ребенка все десять изготовленных вами букв с тем, чтобы она продолжала играть с ним в закрепляющие игры один раз в день, пока ребенок не начнет справляться с ними легко и безошибочно. Потом из всех игр нужно оставить только последнюю – «Карты».

С помощью этой игры необходимо добиться того, чтобы ребенок узнавал каждую букву мгновенно. Для этого буквы при показе надо прикрывать ладонью, приоткрывая их лишь на миг.

Эта игра длится всего несколько секунд, и в процессе обучения чтению в нее стоит продолжать играть, пока ребенок не начнет читать.

Заключение

Если вы строго придерживались этого плана занятий, то после урока №5 ваш ребенок знает все десять гласных так, как знаете их вы: называет их не задумываясь и не ошибаясь. Бывает все же, что ребенок запинается, прежде чем назвать какую-нибудь букву, а иногда и путает какие-нибудь две между собой.

Я заметил, что это происходит в двух случаях. Во-первых, если ребенка уже учили раньше бессистемно, и ошибка «засела» у него в голове. Во-вторых, если родители занимаются самодеятельностью, «забегают» вперед и показывают дома ребенку те гласные, которые вы пока на уроке не давали.

Напоминайте родителям, что этого делать не следует, даже если ребенок какие-то буквы уже знал раньше.

Обратите внимание

Если все же по какой-то из этих причин ребенок допускает ошибки или называет какую-то букву неуверенно, просто продолжайте играть с ним еще какое-то время в «Карты». При этом, если ребенок плохо помнит какую-нибудь букву, например, Ё, бросайте эту карточку в паре с О: сначала О, за ней Ё.

Потом бросайте их парой, но в обратном порядке, и лишь со временем начинайте бросать вразброс. Но никогда не пытайтесь помочь ребенку запомнить букву по внешним признакам или ассоциациям: «Это мамина буква, а это Юлина буква, это Ё с точками, а это Е без точек».

Это его окончательно запутает: он будет помнить, что какая-то из них с точками, но не будет знать – какая, и будет стараться угадать. А прочитать что-нибудь несложное, вроде «любимый котёнок», ему и вовсе будет не под силу.

Ведь придется не только с «Ё с точками» разобраться, но еще и вспомнить подружку Юлю, тетю Иру и маму Олю. Так что не поддавайтесь искушению научить ребенка буквам поскорее как-нибудь, а с помощью этой методики заложите в него с самого начала прочный фундамент знания гласных.

Тем более, что запоминание систематически показываемых букв в виде стишков из трех строчек не требует от ребенка никаких усилий, а закрепляющие игры нравятся и детям, и родителям.

Методика изучения остальных 23 букв алфавита дана в уроках ПЕРВОЙ СТУПЕНЬКИ ОБУЧЕНИЯ. Пособия для занятий по этой методике даны в Приложении к этому разделу.

Источник: http://7steps-to-book.com/methods/reading/gamemethodic/

Игры с гласными и согласными буквами

На что похожи гласные буквы

А — «плач» Алёнушки; её рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А — ааа.

О — у ребёнка «болят зубы», он «стонет»: ооо; его губы

по форме напоминают букву О.

У — гудок паровоза; дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулёчек).

И — две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт; дети подражают крику жеребёнка: иии.

Э — лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык — у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина; Э — отдалённое эхо.

Ы — опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот ещё шире, чтобы внутри был виден закруглённый конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличие от И, внизу есть тоже закругление — овал; Ы — звукоподражание улетающему самолету.

Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы)

1. «Изобразим и споём».

По заданию обучающего ребёнок, глядя в зеркало, придаёт губам форму гласных букв, а затем поёт их: А — открывает широко рот; И — губы в улыбке, рот открыт на палец и др.

2. «Что я хочу спеть?»

Дети отгадывают буквы по немой артикуляции.

3. «Что надо сделать?»

Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка; на Ы рот откроем пошире, чем при И, и улыбнёмся, во рту тоже виден язык.

4. «Сравни и найди букву».

Обучающий говорит, например: «Алёнушка плачет», — ребёнок произносит звук ааа, затем находит букву А.

5. «Назови и покажи».

Важно

Один ребёнок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О — «зубки болят» (поёт звук и находит букву).

6. «Назови части букв».

В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?

7. «Отгадай по описанию».

Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине — перекладина — это буква А; овал, бублик — О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая — У; полуовал, открытый слева, в середине — волнистая перекладина — Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй — И; две палочки, на первой справа внизу — овал — Ы.

8. «А что иначе?»

Маленькая буква «а» пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху — ещё закругление, а внизу — овал.

9. «Опиши букву».

Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна.

10. «Сравни буквы».

Пример сравнения написания букв О, Э: О — полный овал; Э — половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.

На что похожи согласные буквы

Б — внизу — круглый барабан, наверху палочка, сейчас она «опустится» вниз: БАМ-БАМ-БАМ.

В — Вова поджал губки.

Г — гусь вытянул длинную шею с клювом, а сам спрятался.

Д — домик на курьих ножках,, где живет, наверное, Баба-яга.

Ж — жук, в центре — его тело, а по бокам — лапки.

З — зайчик делает большие прыжки, взбираясь на горку.

К — кукла подняла руку и выставила с той же стороны ногу, давайте и мы изобразим эту букву.

Л — ложка (слева) висит на подставке, ею наливаем суп.

М — наверху был мостик, а потом сломался.

Н — двое (палочки) несут носилки, чтобы положить больного.

П — папа; малыш начал рисовать папу, пока нарисовал две ноги, а вы дома дорисуете до конца.

Р — руль в машине, покрутим его — ррр (дети руками «крутят руль»).

С — санки хорошо катятся с горы.

Т — трубка лежит на телефоне.

Ф — фонарик на ёлке, таких игрушек разного цвета бывает много на новогоднем празднике.

X — хлеб (толстая палочка), его режут ножом (другой палочкой).

Ц — цыплёнок, у него очень короткий хвостик, как у буквы Ц.

Ч — чайник спрятался, видна только его часть с носиком.

Совет

Ш — шумят, качаются деревья от сильного ветра в лесу (палочки), слышится шорох листьев — шшш (все поднимают руки и качают ими).

Щ — щётка зубная получится, если продолжить внизу перекладину; или щука с хвостиком (но дети часто забывают название и произносят общее слово — рыба).

Игры с согласными звуками и буквами

1. «От предмета к букве».

Называются похожие на буквы предметы, а дети называют буквы (в начале слова): зайчик бежит на горку — З, домик на курьих ножках — Д.

2. «От буквы к предмету».

К названной букве дети подбирают похожий предмет: Т — трубка на телефоне, Р — руль в машине, С — санки.

3. «Назови предмет и букву».

Дети отвечают на вопрос, называя предмет и букву, и по возможно­сти показывают её на наборном полотне. Примерные вопросы:

— Какой музыкальный инструмент похож на букву?

— Барабан — на букву Б (для краткости далее пишем только названия предметов и буквы). —

— У какой птицы длинная шея?

— Гусь, Г.

— Кто прыгает на горку?

— Зайчик, З.

— Кто поджал губки?

— Вова, В.

— Что построили на курьих ножках?

— Домик, Д.

— Какое насекомое похоже на букву?

— Жук, Ж.

— Кто выставил ручку и ножку?

— Кукла, К.

— Что из посуды похоже на букву?

— Ложка, Л.

— Произошла авария, машина в реку упала. Что случилось?

— Мост сломался, М.

— Что нужно для управления машиной?

— Руль, Р.

Читайте также:  Как сделать кокошник на утренник - воспитание и игры

— На чём больного несут к машине «Скорая помощь»?

— Носилки, Н.

— Кого рисует малыш? Правильно ли он начал?

— Папа, П.

— Рисовать надо начинать с головы.

— Что нужно, чтобы прокатиться с горы?

— Санки, С.

— Как мы можем говорить с родными, живущими в другом городе?

— Телефон, Т.

— На новогодней ёлке висят разноцветные…

— Фонарики, Ф.

— Что всегда на столе во время обеда?

— Хлеб, X.

— У кого маленький хвостик?

— Цыплёнок, Ц.

— Что нужно, чтобы почистить зубы?

— Щётка зубная, Щ.

— Мы кипятим воду в посуде с носиком, что это?

— Чайник, Ч.

— Что бывает слышно в лесу?

— Шум деревьев, шорох листьев, Ш.

4. «Отгадай по описанию».

Б — палочка, справа внизу овал, а сверху — перекладина.

В — палочка, справа два овала, вверху и внизу. Г — палочка, справа сверху — перекладина.

Д — почти прямоугольник, под ним — перекладина на коротких ножках.

Ж — в середине — палочка, по бокам — лапки.

З — два полуовала друг над другом, открытые слева.

К — палочка, справа — две подставки, направленные вверх и вниз.

Л — две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху — перекладина.

М — две палочки, наверху — сломанная перекладина.

Н — две палочки, в середине — перекладина.

П — две палочки, наверху — перекладина.

Р — палочка, справа наверху — овал.

С — полуовал, открытый справа.

Т — палочка, наверху по центру — перекладина.

Ф — палочка, в середине по бокам — полуовалы.

X — косой крест.

Ц — две палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.

Ч — палочка, слева сверху — крючок, носик.

Щ — три палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.

Ш — три палочки, внизу — перекладина (хвостика нет).

5. «Опиши букву».

Детям называют букву, они дают её описание, находят на наборном полотне а, показывая всем, говорят: «Это буква…».

6. «Чем различаются?»

Чем различаются буквы Н и П; Б и Г; Ш и Щ; Щ и Ц; другие пары.

7. «Найди в кассе букв».

Мелкие буквы искать труднее, чем крупные — на наборном полотне; поможет этому лишь одинаковое расположение букв. Крупные буквы можно нарисовать самим.

Гласные буквы во втором ряду

Обратите внимание

Я — стоя перед детьми, изобразить букву Я: поставить правую руку в бок, а правую ногу — в сторону — получится буква Я. «Изобразим все вместе» (дети делают то же самое).

— Кто так сделал? — Я…Я…

— Правильно, это буква Я.

Ё — ёлка, точки над буквой — как игрушки на новогодней ёлке; это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё.

Ю —юла, у юлы большой животик, как и у буквы Ю, и начинается слово юла с буквы Ю.

Е — ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык; в слове ем первая буква — Е.

И — с этой буквой знакомились раньше.

Игры со всеми гласными буквами

1. «Обозначь мягкость».

— Я буду называть буквы, стоящие после твёрдых согласных, а вы — после мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И.

2. «Назови парный звук».

— Я назову букву, а вы — её пару: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др.

3. «Догадайся и назови пару».

По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в улыбке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне.

4. «Назови слог с парным звуком».

а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.;

б) чередование слогов с мягкими и твёрдыми согласными нарушается: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ.

5. «Что напишем?»

— Я назову слог, а вы — звуки. Найдите соответствующие буквы: MA — М, А (ребёнок находит буквы, все читают);

МЯ — М, Я (пишут и читают).

— Почему написали букву Я?

— Потому что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я.

6. «Что получится?»

— Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — ЛЯ и др. Выводы:

а) если согласные звуки произносятся мягко, то после них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И;

б) если же при чтении эти буквы стоят после согласных, то последние читаются мягко;

в) после твёрдых согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы ), мы слышим твёрдые звуки и произносим их так же.

7. «Прочитай правильно».

Важно

Берётся любая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго рядов, а дети читают: ЗА — ЗЯ, ЗО — ЗЁ, ЗУ — ЗЮ, ЗЭ — ЗЕ, ЗЫ — ЗИ.

Буквы можно подставлять, не соблюдая порядка.

8. «Подставь и прочитай».

Игра аналогична предыдущей, но теперь всё делает ребёнок.

9. «Напиши слог».

Вызываются двое детей, один пишет слог с твёрдым согласным, другой — с парным мягким.

10. «Читай правильно».

Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они читают.

11. «Какую букву напишешь?»

— Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз — Ё, ряд — Я, рад — к, лоб— О, клюв — Ю и т. д.

12. «Замени букву».

Ребёнок составляет из букв слово, например лук, потом заменяет гласную букву парной и читает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и твёрдые согласные»).

Последними детям дают буквы Й и Ь.

Й — в отличие от И при чтении нельзя петь, так как этот звук не образует слога, потому и называется И краткий, т. е. короткий, непоющий звук.

Ь — это не звук, только буква, она пишется лишь для обозначения мягкости согласных в конце слов и слогов: соль, мальчик.

В школе дети нередко путают буквы И — Й, поэтому следует обратить особое внимание на сравнение этих звуков и букв.

Сначала дети отвечают на вопрос, на что похож знак над буквой Й; после многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрнутую трубку на телефонном аппарате.

— А будет ли тогда работать телефон?

— Нет.

— Вот и звук Й нельзя петь, ведь в букве Й есть такой знак; если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его можно петь.

Затем обучающий подходит к ребёнку и спрашивает:

— Чьи это буквы? — Мои [май].

— Сколько слогов в этом слове?

— МА-И, два слога.

— Какие гласные мы слышим? -А, И.

— А теперь вспомним последний месяц весны.

— Май.

— Сколько слогов в этом слове?

— Один слог, гласный А.

— Чем различаются слова на слух: мои [май] и май ? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы.)

Примерный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных Ы, Й; в конце слова стоит Й (краткий), этот звук не образует слога».

Игры на закрепление И и Ь

1. «Один — много».

Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, герой, бой.

2. «Узнай звук И в словах».

Мой, доить, дойка, мойка, лей, герои, майка, читай, бои, рисуй…

3. «Что получится?»

Если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Можно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы).

4. «Напиши и сравни».

Дети составляют из букв слова: бой — бои, герой — герои и другие, затем слова сравниваются, анализируются.

5. «Где мягкий знак?»

Совет

Дети показывают зелёную фишку или мягкую игрушку, как только услышат мягкий согласный в конце слова: нос, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.)

6. «Найди разницу».

Дети составляют слова из букв, затем сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, мол — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др.

7. «Отбери и напиши».

Дети отбирают картинки, названия которых пишутся с Ь на конце, и «пишут» их из букв.

8. «Раздели «соседей».

Цель: правильно делить на слоги слова, в которых первый слог заканчивается на Ь: галь-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, боль-но…

9. «Ь потерялся».

— Напишем галька без мягкого знака, что получится?

— Галка.

— Чем различаются эти слова? Почему?

10. «Что в конце слова?»

Различение на слух и правильное написание в конце слов букв Й, И, Ь. Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, день, лань, дай…

11. «Придумай слово».

Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце или середине слова; со звуком И в конце слова.

6

Источник: https://multiurok.ru/files/ighry-s-ghlasnymi-i-soghlasnymi-bukvami.html

Как объяснить ребенку гласные и согласные буквы и звуки? Видео

Проблема понимания гласных и согласных букв у детей

Довольно часто родители детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с проблемой понимания и соответственно заучивания гласных и согласных букв у их чад.

В чём корень данной проблемы?

Во-первых, в отсутствии системы обучения. Во-вторых, в подборе методики, которая не подходит ребёнку. И, в-третьих, в отсутствии понимания родителями сложностей, связанных с научением их дитя: отчего то, что кажется столь очевидным и простым взрослому человеку, на деле оказывается сложным для ребёнка?

Самое важное в деле обучения гласным и согласным буквам заключается в обнаружении самим ребёнком разницы между этими понятиями. После её обнаружения родителям необходимо создать условия не только для понимания этой разницы на уровне разума, но и на уровне чувств.  

Обратите внимание

Очень хорошо если Вы нашли время для пальчиковых игр и других замечательных упражнений для развития речи.

 

В таком случае у ребёнка появляется возможность более прочного «ментального закрепления» изучаемых понятий.

Несколько правил обучения гласным и согласным буквам

  1. Правило первое: начинать учить буквы необходимо с гласных, так как они легче «даются» детям.
  2. Правило второе: после того, как ребёнок выучит гласные, вы можете переходить к обучению согласным буквам.

  3. Правило третье: используйте в обучении различные игровые приёмы, это поможет ребёнку закрепить в памяти графические образы букв.

    Вы можете выложить изученные буквы из тыквенных семечек, круп, фасоли, спичек, счётных палочек и тому подобное.

    Вспомните своё обучение в школе, когда учитель сравнивал изучаемые буквы со знакомыми вам в обыденной жизни предметами. Возьмите этот приём на заметку.

Основа обучения гласным и согласным буквам

Как уже говорилось выше, начать обучение необходимо с объяснения разницы между гласными и согласными звуками.

Затем покажите на своём примере, что при проговаривании гласных звуков ваш язык спокойно лежит во рту, и не мешает воздуху выходить из него. При произнесении же согласных — воздух будто бы цепляется за что-то, обтекает то ваши губы, то зубы, то язык, а иногда и вовсе не выходит изо рта, потому что «выпрыгивает» из носа, например, при произнесении звука «М».

Поместите перед ребёнком зеркало и попросите его произносить гласные и согласные звуки, следя за своим ротиком. Ребёнок увидит, что губы и язык при произнесении разных звуков ведут себя по-разному.

После этого можно приступить к тренировке, которая всегда должна осуществляться только в игровой форме: игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Читайте также:  Логические карточки для детей - воспитание и игры

Покажите ребёнку яркие и красочные картинки с зайчиком, колобком, солнышком и так далее. Совместно с ребёнком выделите первые звуки в этих словах. Например, в слове котёнок. Для того, чтобы выделить звук, его нужно протянуть. Теперь попросите ребёнка не протянуть, а пропеть первый звук в этом слове.

Естественно, из этого ничего не получится. Далее предложите ребёнку карточку, например, с осьминогом.

Выделите первый звук, попросите протянуть, а затем пропеть. Первый звук в данном слове пропеть у ребёнка, конечно же, получится. Продолжайте игру до тех пор, пока ребёнок проявляет к ней интерес. На следующий день повторите снова.

Игры для детей, помогающие им в изучении гласных и согласных букв

Детям всегда легче понять и принять на веру даже самый нереальный сказочный сюжет, нежели сухие правила, поэтому обучение гласным и согласным буквам необходимо производить через сказку.

  • Игра «Собери слово».Расскажите ребёнку историю о Чебурашке, который так торопился в гости к Крокодилу Гене, что рассыпал все гласные и согласные буквы. Ребёнок должен будет собрать буквы при помощи разноцветных квадратиков из картона и разложить их по двум кучкам. На красных квадратах будут изображены гласные буквы, на синих — согласные.
  • Игра «Домики».На листе бумаги нарисуйте небольшие клеточки синего и красного цвета — домики для букв. Попросите ребёнка поселить в красные клеточки — гласные буквы, а в синие — согласные.
  • Игра «Подарок».Положите перед ребёнком набор карточек с гласными и согласными буквами и вручите колокольчик и маленький мячик.Схема такова: вы называете согласную букву, ребёнок кладёт рядом с карточкой с её графическим изображением колокольчик, если же — гласную, ребёнок помещает рядом с ней мячик.

Многократное повторение, мягкость с вашей стороны и игровая подача материала помогут вам объяснить ребёнку разницу между гласными и согласными буквами. Удачи и хорошего настроения!

Источник: http://mamavod.ru/vospitanie-detey/kak-obyasnit-rebenku-glasnyie-i-soglasnyie-bukvyi-i-zvuki-video.html

Как с ребенком выучить буквы? Изучаем алфавит

   Обучая ребенка буквам и цифрам, вы увидите, какое это интересное занятие.  Многие молодые родители не считают нужным заниматься изучением алфавита с ребенком.

Ведь его научат в детском саду и школе.  Многие психологи рекомендуют начать изучение алфавита лет с трех.

Для того чтобы достичь положительного результата, в процессе обучения нужно следовать определенным правилам.

Главная задача – превратить изучение азбуки в увлекательную игру, так как в дошкольном возрасте малыши не могут сосредоточиться и продолжительное время акцентировать внимание.

Важно

Знакомство с окружающим миром происходит с помощью чувств (они слушают и смотрят). Вот и предоставьте ребенку возможность заниматься с интересом, купите кубики с буквами, магниты на холодильник.

Обратите внимание, чтобы они были не пестрыми, но яркими, а книжка-азбука не содержала множество картинок, которые будут отвлекать внимание малыша. Буквы в книжке должны быть крупными. Если вы решили изучать азбуку с малышом, то процесс должен быть непрерывный.

Старайтесь везде повторять буквы с малышом, а дома выкладывать их из пуговиц, палочек. И занимайтесь в первой половине дня, когда у ребенка высокая продуктивность.

Начните изучение с гласных букв. Изучая буквы, показывайте малышу предметы, начинающиеся на эту букву и саму букву, вырезанную из картона, например.

  После того как гласные изучены, можно приступить к согласным, «М» или «Н» например. С этими буквами уже можно составлять слоги и слова. Не усложняйте малышу задачу изучением фонетики.

От вас требуется просто научить кроху распознавать буквы и звуки, соответствующие им.

Еще одним правилом является регулярность занятий. Так как малыши очень быстро забывают, все что выучили, поэтому повторяйте пройденный материал.

Делайте это в игровой форме, предложив малышу собрать слово из кубиков. Не расстраивайтесь, если сразу у малыша не получиться, помогите ему, незаметно подвигая буквы.

Постепенно ребенок запомнит последовательность букв, и он поймет, что из букв можно составлять слова.

Совет

Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка. Маленькие дети не смогут надолго сконцентрироваться на одном предмете и занятие должно быть продолжительностью 10-15 минут. С ребенком 5-7 лет можно заниматься около 30 минут, так как в таком возрасте дети более усидчивые и собранные.

Но, несмотря на все эти правила, не забывайте: что ребенка нужно заинтересовать. Только если вы вызовите интерес, обучение пойдет на пользу и принесет удовольствие малышу и вам.

Ребенку от 4-5 лет будет интересно изучать буквы при помощи онлайн игры «На какую букву начинается слово?». 

Правила простые. Нужно помочь Дедушке Морозу и Снегурочке украсить елочку и разложить подарки. Для этого ребенок должен подобрать буквы к картинкам, на которые начинаются их названия.
Игра направлена на изучение алфавита и предназначена для успешной подготовки к школе.

Источник: http://Sarapulmama.ru/kak-s-rebenkom-vyiuchit-bukvyi-izuchaem-alfavit/

Интерактивный тренажер «Учим гласные звуки и буквы. Часть 1 (а, у, о)»; для детей 5-8 лет

Главная → Файлы для скачивания → Логопеду → Для занятий
Предназначение – для индивидуальной и групповой работы на этапе обучения грамоте. Оборудование – мультимедиапроектор, экран (или интерактивная доска), компьютер.

Форма использования – на компьютерах в компьютерном  классе (или дома) – для индивидуальной работы; на интерактивной доске или на экране – для групповой работы. Программные средства – Microsoft Office Power Point 2003 – 2010. Минимальные требования к программным ресурсам. Возможность воспроизводить документы ПП, звук, видео. Краткое описание ресурса.

Многофункциональный тренажер, позволяющий отрабатывать правильное произношение гласных звуков, знакомить детей с соответствующими буквами, формировать начальные навыки слитного слогового чтения.

Параллельно осуществляется коррекция ритмико-слоговой структуры слов, формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, ведется работа по коррекции высших психических функций и процессов (внимание, память, мышление), обогащению и активизации словаря. 30 слайдов. Цель ресурса. Формирование, развитие и совершенствование фонематических процессов.

Профилактика нарушений чтения и письма у детей с общим недоразвитием речи различного генеза. Актуальность и значимость ресурса. Недоразвитие процессов фонемного анализа и синтеза способствуют возникновению стойких специфических нарушений письменной речи. Коррекция данного вида нарушений требует значительных временных затрат.

Тренажер позволит в занимательной и непринужденной форме компенсировать указанные недостатки.

Тренажер может быть использован дошкольными и школьными логопедами, родителями в профилактической и коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи,  а также учителями начальных классов в работе по формированию фонематических процессов у учащихся, при изучении раздела «Фонетика». Практическое применение: индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи; домашние самостоятельные занятия; групповые коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно игры «по очереди»)

Полный текст материала Интерактивный тренажер «Учим гласные звуки и буквы. Часть 1 (а, у, о)»; для детей 5-8 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Скачать материал с Pedsovet.su

Оставьте отзыв к материалу:

Всего: 8

Источник: http://pedsovet.su/load/287-1-0-13400

Учим буквы в игровой форме

Рано или поздно наступает время, когда родителям необходимо подумать о том, как научить ребенка буквам и чтению. Родители части задаются вопросом, с чего лучше начать этот процесс.

Следует заметить, что на сегодняшний день существует множество методик, помогающих провести обучение буквам в игровой форме, но адекватный и быстрый результат можно получить, только если их комбинировать и адаптировать под каждого конкретного ребенка, что обусловлено уникальностью и неповторимостью каждого малыша и его индивидуальной реакцией на любой процесс обучения.

Учить буквы для самых маленьких и складывать их в слоги достаточно сложно, поскольку это всегда связано с большими усилиями и тренировкой памяти.

Основная цель всех методик, направленных на то, как научить ребенка буквам, — не только эффективное обучение, но и максимальное облегчение процесса.

Учим буквы и звуки, используя разные методики

На настоящее время существует шесть методик обучения буквам.

  1. Фонетическая методика основана на запоминании алфавита (сначала ребенок запоминает буквы и соответствующие им звуки, потом складывает буквы в слоги, постепенно увеличивая количество слогов в слове, потом слова в словосочетания, словосочетания в предложения, предложения в тексты). Эта методика активно и очень успешно применялась в СССР.
  2. Лингвистическая методика учит читать ребенка уже знакомые ему слова, так как к школе он уже имеет довольно богатый словарный запас.
  3. Методика целых слов учит детей распознавать слова визуально. При этом им не объясняется значение слогов и отдельных букв и принцип их соединения.
  4. Методика whole language основана на том, что при чтении занимательной истории ребенок читает знакомые слова, но рано или поздно сталкивается с незнакомым словом и должен догадаться с помощью иллюстраций или контекста о значении незнакомого слова. При этом он не должен произносить значение этого слова вслух.
  5. Согласно методике Зайцева согласные и гласные составляют между собой в паре склады, а склады – слова. Автор методики разработал специальные кубики с изображением складов. Они отличались по звуку, размеру и цвету. Ребенок складывает слова с помощью этих кубиков. Таким способом автор методики предлагает свой вариант, как научить ребенка буквам.
  6. В основе методики Мура лежит интерактивная среда, где есть специальная машина. На ее клавиатуре есть алфавит. При нажатии на клавишу с буквой, машина вслух произносит соответствующий этой букве звук. Так ребенок учит буквы и соответствующие им звуки. После этого на специальном экране ребенок видит слоги. Их он набирает на машине и произносит вслух. Потом на экране показываются слова из слогов – от простых к более сложным. Ребенок печатает их на экране и произносит вслух.

Оптимальный возраст для начала обучения

Нельзя дать точный ответ на вопрос, когда лучше начинать учить ребенка буквам, так как к этой проблеме надо походить индивидуально с учетом уровня развития конкретного ребенка.

В общем, согласно мнению психологов, это надо делать не ранее 4 лет. Но авторы методик раннего развития (Доман, Зайцев, Лупан) предлагают методики, как научить ребенка буквам с 2 лет.

Обратите внимание

Но в этом возрасте уж точно нельзя думать о том, как заставить ребенка учить буквы.

Оптимально начинать обучение, когда ребенок сам проявляет интерес к буквам. Нужно как можно раньше начинать читать детям сказки. В процессе обучения главное – это поддержание постоянного интереса и регулярное закрепление пройденного материала.

Обучение ребенка буквам

Для начала достаточно выделить 10-15 минут в день, чтобы учить буквы в игровой форме. Начинать лучше с гласных, так как они легче произносятся и их меньше чем согласных. Лучше сразу учить звук, обозначающий букву, а не то, как она произносится в алфавите. В будущем это позволит избежать проблем при чтении по слогам.

После того, как ребенок выучит весь алфавит, можно начинать слоговое чтение. Обучение идет с одного слога, так как легче учить буквы с помощью коротких слов. При этом желательно сразу объяснять ребенку, что обозначает прочтенное короткое слово или показывать ему соответствующий предмет. Сначала составляются короткие слова длиной не более трех букв, постепенно добавляя по одной букве.

Большую помощь ребенку при изучении букв может оказать различный наглядный материал. Можно использовать кубики с буквами на гранях, карточки с изображением слов и обозначаемых ими предметов, магнитную азбуку, букварь, лото, алфавитную ленту. Одновременно можно писать изучаемые буквы на доске или листке бумаги, чтобы сразу обучать ребенка написанию букв.

Чтобы ребенок не потерял интерес к процессу обучения, обязательно нужно проводить обучение буквам в игровой форме.

Так, можно заменить ручку и бумагу на доску и соль (высыпать солью изучаемые буквы). Также можно лепить буквы из пластилина или теста, складывать их из спичек, пуговиц, крупы.

Такие интересные занятия помогут не только выучить буквы, но и параллельно развить мелкую моторику пальчиков ребенка.

Во время занятий нужно, прежде всего, сделать обучение ребенка буквам максимально ярким, веселым и комфортным и никогда не принуждать малыша, и тогда результаты приятно поразят всех участников образовательного процесса.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/8008-uchim-bukvy-v-igrovoj-forme.html

Ссылка на основную публикацию