Логические карточки для детей — воспитание и игры

Дидактическая игра «Логические карточки»

Карточки:

  •  Бабочки. Фото 1. (На карте — четыре букета с цветами: васильки, одуванчики, розы, ромашки. Вырезанные бабочки: красные (4 шт.), желтые (4 шт.), синие (4 шт.)
  •  Клумбы. Фото 2. (На карте — четыре зеленые клумбы. Вырезанные цветы: три разных цвета, по 4 шт.)
  •  Аквариум. Фото3. (На карте — четыре аквариума. Два вида рыб, медузы (можно, например, улитки) по 4 шт.)
  • Поезда. Фото 4. (На карте — четыре паровоза красный, синий, зеленый, желтый. Вагончики: красные, синие, желтые — по 4 шт.)
  • Гардероб. Фото 5. (На карте — четыре полочки (можно шкафчики) с тремя вешалками. Три вида одежды (например, платье, брюки, свитер), три цвета, — по 4 шт.)
  • Бутылочки. Фото 6. (На карте — четыре полки. Четыре разных по форме бутылочек, четыре цвета, по 4 шт.)

 Материал: картон белый и цветной, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

 Задачи:

 Развитие сенсорных навыков, зрительного и слухового восприятия, внимания, логического и образного мышления, пространственного представления, произвольного самоконтроля.

 Варианты заданий могут быть очень разными, все будет зависеть от возраста и уровня развития ребенка. Можно давать последовательные инструкции, например, на ромашку село пять бабочек, на одуванчик три бабочки разного (одного) цвета, сколько бабочек осталось? Подобные задания способствуют развитию математических навыков. Усложнять задания можно давая два или три условия сразу.

 Примеры заданий:

 Бабочки.

 Например, предложите ребенку расположить бабочек на букеты так, чтобы

 — бабочки были на букетах такого же цвета, как они сами. На какой цветок бабочки не прилетели? (ромашка). Фото 7.

 -на каждом букете сидело разное (одинаковое) количество бабочек;

 — на каждом букете было по три бабочки, но желтые бабочки на розы не садятся;

 — и т.д.

 Клумбы.

 Например, предложите ребенку рассадить цветы, так, чтобы

— все клумбы были разные, а цветов везде было поровну;

 — все клумбы были разные, но на второй клумбе растут только желтые цветы (добавим нумерацию). Фото 8.

 — и т.д.

 Аквариум.

 Например, предложите ребенку разложить обитателей аквариума, так, чтобы

 — в каждом аквариуме был разный состав обитателей, но в правом верхнем (нижнем левом) аквариуме живут только медузы (розовые рыбки);

 — и т.д.

 Поезда.

 Например, предложите ребенку расставить вагончики так, чтобы

 — каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза?

 — у каждого паровоза было одинаковое количество вагонов, но на первом (втором, третьем, четвертом) пути не должно быть желтых (синих, красных) вагонов;

 — и т.д.

 Гардероб.

 Например, предложите ребенку развешать одежду так, чтобы

 -в каждом шкафу был разный набор вещей;

 — в каждом шкафу был разный набор вещей, шкафы 2 и 3 для мальчиков (нет платьев), шкафы 1 и 4 для девочек. Фото 9.

 — и т.д.

 Бутылочки.

 Например, предложите ребенку расставить бутылочки по полочкам так, чтобы

 — на каждой полочке был разный набор бутылочек, но на 2 полке снизу (на третьей сверху, нижней и т.д.) зеленые бутылки не стоят;

 — на каждой полочке должны стоять разные по форме бутылочки;

 — на каждой полочке был разный набор бутылочек, но самые высокие бутылочки стоят на самой верхней полке;

 — и .д.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/didakticheskaya-igra-logicheskie-kartochki.html

Картотека на тему: Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего  дошкольного возраста.

Предлагаем лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подобраны по лексическим темам.

ГРИБЫ — ЯГОДЫ

Словесная игра «Назови и объясни».

Взяли мы с утра корзинки

И пошли в лесок.

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок. Какой? (Подосиновик)

А у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Отгадайте, малыши,

Какой гриб они нашли? (Масленок)

Самый яркий и красивый

И полезный для зверей.

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей! (Мухомор)

Вопросы. Что это за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

Словесная игра «Объяснялки»:

Обратите внимание

Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор (земляника, черника).

Логические задачи. На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три) Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек — маленькие, зеленые.

Кто больше соберет грибов? (Девочки) Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы) Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки) Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». — «Нет, это красная».

— «А почему она белая?». — «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

ОВОЩИ — ФРУКТЫ

Логические задачи. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три) Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее:

груша или персик? (Груша) На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты) На столе — четыре груши. Одну из них разрезали пополам.

Сколько груш на столе? (Четыре) В корзине три мандарина.

Как их разделить между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по одному мандарину и один мандарин остался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке).

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты». У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?». У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и тд.).

Небылицы. Дети находят несуразицы в тексте.

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Селдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

 Стал уже осыпаться спаржовник

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник

УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА

У меня на грядке

Крокодил растет!!!

А в Москве-реке

Огурец живет!

Я боюсь, ребятки,

Что за этот год

Вырастет на грядке

Страшный бегемот.

Осенью на грядке

Крокодил поспел!

Огурец в Москве-реке

Всех лягушек съел!

А в Москве-реке

Клюнет на крючок…

(Как вам это нравится?)

Страшный кабачок!

Ох! Когда ж на грядке

Будет все в порядке?!

ДЕРЕВЬЯ

Логические задачи. 

а груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.) 

На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут?) 

На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Важно

Игра «Посади дерево». Играют двое. У каждого игрока по десять деревьев (у одного — елочки, у другого — березки). Игровое поле — доска 16х16 клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача — образовать цепочку из трех деревьев. За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.

Словесная игра «Чересчур». Дети должны ответить на вопросы воспитателя.

Если съесть одну конфету — вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот..) Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть)                         

Хорошо, когда в лесу много сугробов, Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает — будет много воды. Деревъя смогут впитывать влагу и быстро расти)

А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть)

А если снега в лесу очень мало? (Деревьям будет холодно, они могут замерзнуть и погибнуть)

Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему придется вступить в борьбу? (С ветром).

Увлекательная история о там, как ветер уносит снег в свое царство-государство. 

Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран — ревет, завывает. А деревья по краю леса сгибаются до земли стволами.

Совет

Веточками цепляются друг за друга — непроходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает — устает. Никак ему пальчиками-сквознячками снежок в лесу не ухватить.

Выстоял лес, дождался солнышка красного.                          

Логические задачи. 

Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели) 

Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся) 

От чего плавают утки? (От берега) 

На одном берегу цыплята, на другом — утята. Посередине островок Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать) 

По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев? (Три воробья) 

Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре)

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

Два стрижа и пять свиней.

Сколько птиц? Ответь скорей!

(Пять)

Небылицы.

Взлетела сорока высоко,

Читайте также:  Знакомим ребенка с предлогами - воспитание и игры

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки живут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассветом,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

МЕБЕЛЬ

Логические задачи. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.) 

Чего больше в квартире: стульев или мебели? Что может быть как горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита.)

Небылицы.

ПУТАНИЦА

Это стул — на нем лежат.

Это стол — на нем сидят.

Вот кровать — на ней едят.

В шифоньере гости спят.

В холодильнике платья висят,

А на диване продукты лежат.

Словесная игра «Концовки». Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Обратите внимание

Если стол выше стула, значит, стул… (ниже стола). Если диван шире кресла, значит, кресло… Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол…

Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер… Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор… Если диван мягче кресла, значит, кресло… Если книжный шкаф дороже кровати, значит, кровать…

Если холодильник выше плиты, значит, плита…

Игра «Переставим мебель». Игровое поле разделено на шесть частей, пять из них заняты мебелью, шестая -свободна. Требуется поменять местами шкаф и диван так, чтобы при перестановке на каждой части находилось не более одного предмета.

ПОСУДА, ПИЩА

Хитрые вопросы. Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп) 

По чему повар ходит в белом халате? (По полу)

 Что никогда не поместится в любую кастрюлю? (Ее собственная крышка) 

Чего больше на кухне: кастрюль или посуды? (Посуды) 

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Словесная игра «Родственники». Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Сахарный песок — родственник Песка, потому что…. Река — родственница Песка, потому что… Ветер — родственник Песка, потому что…. Стекло — родственник Песка, потому что…. Дорога -родственница Песка, потому что…. Небылицы.

ПОВАР-НЕУМЕХА 

Повар сварил из картошки компот, От него у детей разболелся живот. Повар сварил очень сладкие щи, В щах апельсины и сливы ищи. На блюдо сложил мясные конфеты, Детей угостил шоколадной котлетой.

ОДЕЖДА — ОБУВЬ

Логические задачи. Однажды Степан собрался уходить, надел куртку без пуговиц и говорит бабушке: «Бабуля, я к Дениске сбегаю, а ты, пожалуйста, пришей пока пуговицы к этой куртке».

Важно

Сколько пуговиц сможет пришить бабушка? (Ни одной) Мальчик вышел гулять в разных ботинках: один — черный, а другой — желтый. Ребята посмеялись над ним, а он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка.

Не пойму, куда девались одинаковые?». Помогите мальчику.

КАКАЯ ОДЕЖДА?

Летом, в жаркие часы,

Только майка да трусы.

А зимою нам нужны

Свитер, теплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии,

Шапка и так далее.

Шапка… свитер…

Впрочем, я…

Я запутался, друзья! (Сандалии — летняя обувь)

ПОЧТА

Словесная игра «Цепочка ассоциаций». 

Первый игрок говорит любое слово, например «письмо»; следующий, услышав это слово, говорит «бумага»;

третий игрок, услышав слово «бумага», представляет газету (или журнал) и говорит это слово и т.д.

Игра-беседа «Чудо».

Мне во сне приснилось чудо:

На почте я купил верблюда.

А газеты поутру

Принесла мне кенгуру

И письмо в коробке,

Верьте — не верьте,

Ну, а фрукты принесли

В голубом конверте!

Вопросы. Может ли такое произойти на самом деле? Что продают на почте?

Кто приносит газеты? Может ли письмо быть в коробке? Что можно отправить в коробке?

Дидактическая игра «Посылки»,

Воспитатель показывает коробку, в которую заранее положил игрушку или картинку с изображением какого-либо предмета, например юлы. Обращается одному из играющих: «Представь, что тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?». Ребенок отвечает, например: «Съем с маслом». Тогда воспитатель достает из коробки игрушка (или картинку).                   |

Далее воспитатель, меняя картинки» в коробке, обращается поочередно к другим игрокам до тех пор, пока один из них не даст подходящего по смыслу ответа. Он и становится ведущим. Чем неожиданнее ответы, тем веселее получается игра.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/05/12/kartoteka-igr-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-dlya

Логические игры для детей

Всем известно, какое значение имеют логические игры для детей. Они не только развивают интеллект и мышление и учат детей мыслить верно, но и дают возможность малышам анализировать и доказывать свою точку зрения.

Кроме того, детские логические игры развивают память и внимательность, которые так пригодятся малышам в школьной жизни.

Поэтому родителям стоит уделить большое внимание именно логическим играм, примеры которых мы приведем ниже.

Содержание статьи:

В чем особенности логических игр?

В отличие от взрослых логических игр, детские игры на логику не запутывают малышей.

То есть детские игры направлены на то, чтобы дети учились соображать, сопоставлять и находить правильные ответы, а не использовать уже свои знания, что требуется от взрослых.

Ведь у детей еще нет запасов тех умений и навыков, которые есть у нас. Поэтому игры на логику для детей рассчитаны в первую очередь на усвоение.

На какой минимальный возраст рассчитаны детские логические игры?

В логические игры с детьми можно начинать играть с 1,5-летнего возраста. Важно только понимать, что все дети развиваются по-разному, как физически, так и умственно.

Один ребенок в чем-то сообразит сам, а другому, такого же возраста малышу придется объяснить это много раз. Но пройдет какой-то период, и второй ребенок, возможно, начнет соображать даже быстрее первого.

Поэтому не гоните ребенка, и если вы видите, что ему не интересны подобные игры, значит, его время еще не пришло, а придет через неделю или полгода, что вы обязательно поймете.

Логические игры для детей 1,5-3 лет

К играм с такими малышами нужно приготовиться заранее, чтобы не утомлять их ожиданием.

Имейте в виду, что усидчивости у маленьких деток практически нет, поэтому готовьте игры, рассчитывая на то, что часть из них придется перенести на следующий раз, так как в этом возрасте кризис трех лет у ребенка особенно ярко проявляется.

Логические игры для деток ясельного возраста (до трех лет) должны быть самыми интересными, яркими и легко воспринимаемыми. Предлагаем несколько вариантов игр, которые обязательно должны понравиться вашему чаду.

  • Рисовальные игры. 1. Вам понадобятся для них бумага и фломастеры, и чем ярче, тем лучше. Нарисуйте малышу его любимую зверушку, только не до конца. Например, не дорисуйте один глаз или одну руку. Спросите у ребенка, чего не хватает. 2. Нарисуйте два шарика разных цветов, например синего и красного. Попросите кроху показать не синий шарик, а затем не красный. 3. Изобразите несколько предметов, подходящих друг другу, и среди них нарисуйте то, что не подходит к ним логически. Пусть ребенок найдет лишнее.
  • Игры с предметами. 1. Возьмите две машинки (можно самолетики, автобусы и т.д.) и поставьте их так, чтобы они направлялись в разные стороны. Спросите у крохи, куда едут машинки. 2. Покажите малышу шарик и кубик, а потом поищите вместе с ним в доме похожие по форме предметы. 3. Дайте ребенку два разных по величине шарика и скажите ему, чтобы маленький шарик он дал вам, а большой положил на пол.
  • Устные игры – самые простые, которыми можно занять малыша в любое время дома и на улице. Поиграйте с ребенком в игру «Вопрос-ответ». Например, спросите у малыша, почему в доме светло? Если он ответит: «Потому что лампочка горит», спросите, почему она горит, и т.д. Малыша можно спрашивать о чем угодно: почему опали листья, что бывает круглое, а что квадратное, что бывает сладкое, а что кислое, что бывает живое, большое, колючее и т.д. Такие устные игры подойдут для малышей от 2 лет.

Если кроха не справляется ни с одним из заданий, то правильные ответы подскажите ему сами. Причем делайте это так, чтобы он понимал, почему это именно так, а не иначе. Если же малыш не желает заниматься, настаивать тоже не нужно, а лучше отложите занятия на некоторое время.

Игры на логику для детей 4-5 лет

В этом возрасте малыши уже соображают намного больше, а играть с ними становится только веселее. Главное, заинтересовать ребенка, и он будет с удовольствием играть с вами каждый день.

Логические игры для деток 4-5 лет направлены на развитие не только логики, но и абстрактного мышления, умения сопоставлять, анализировать. Это может показаться сложным, но многие детки просто «взрывают мозг» своим родителям быстрой сообразительностью.

Но это скорее исключение, чем норма, поэтому не сравнивайте своего малыша с вундеркиндами. Итак, во что же можно поиграть с ребенком 4-5 лет? Есть несколько интересных игр.

  • Игра на последовательность. Возьмите несколько фигурок разных по форме или цвету. Выставляйте их в ряд, чередуя цвета (формы). Пусть это попробует сделать малыш. Если у него все получится, в следующий раз усложните задачу – добавьте цвет или новую фигурку.
  • Игры на сопоставление. 1. Вырежьте несколько карточек, а на каждых двух из них нарисуйте животных одного вида. Например, на одной паре карточек изобразите лису и волка, на второй – тигра и барса и т.д. Дайте ребенку по одной карточке и попросите подобрать к ним подобных животных. 2. Предложите малышу самый простой пазл. Нарисуйте или распечатайте две одинаковые картинки и разрежьте одну из них на несколько частей. Смотря на вторую картинку, пусть малыш постарается собрать такую же. 3. Положите перед малышом две кучки предметов и попросите его сравнить, где больше или меньше. Не забудьте, что ребенок должен знать и понятие «поровну».
  • Игры на сравнение. 1. Самая простая игра – «Найди отличие». В интернете можно найти много разных картинок, которые вам будет необходимо просто распечатать. 2. Еще одна интересная игра «Найди лишнее». Нарисуйте малышу несколько предметов посуды и среди них, например, предмет мебели. Вариаций может быть сколько угодно, все зависит от вашей фантазии. Сравнивать можно не только предметы, но и явления природы, времена года, поэтому подобные игры могут быть и устными.
Читайте также:  Пентамино для детей - воспитание и игры

Логические игры для детей 6-7 лет

Они направлены на развитие способностей детей рассуждать, формировать свое мнение, отличать хорошее от плохого, правду от вымысла и т.д.

Дети, которым уже скоро в школу, необходимо умение находить связь не только между предметами, но и событиями, учиться ориентироваться в пространстве, находить общее и наоборот.

Предлагаем несколько самых не сложных, но эффективных логических игр для деток старшего дошкольного возраста.

  • Игры на обобщение. 1. Назовите ребенку несколько предметов мебели и спросите, как их вместе можно назвать одним словом. 2. Игра «Ассоциации» подойдет деткам от 5 лет. Назовите ребенку слово, а он пусть подберет к нему ряд ассоциативных слов. Например, вы говорите «зима», а детки должны будут сказать: «снег», «мороз», «елка» и т.д. Или, наоборот, назовите ребенку ассоциативный ряд сами, добавив в него лишнее слово, а детки должны буду его вычислить.
  • Логические ряды. 1. Нарисуйте табличку в несколько рядов. В верхнем из них изобразите несколько рисунков, например, две снежинки, две звездочки и два шарика. Во втором ряду нарисуйте их в другой последовательности. В третьем изобразите рисунки так: два шарика – звездочка – две снежинки – звездочка. Несколько рядов оставьте пустыми и теперь предложите ребенку дополнить их. Пусть он изобразит другие рисунки по подобию, например, того, как они изображены на втором ряду. 2. Игра «Дополнить ряд». Сделайте несколько рядов с карточками с изображением предметов, которые по какому-то признаку подходят друг к другу. В каждом ряду свой ассоциативный ряд. Уберите с каждого ряда по 1-2 карточки. Из них ребенок должен подобрать те, которые подходят тому или иному ряду, и дополнить их.
  • Игры на отличие правды ото лжи. Скажите ребенку фразу и попросите ребенка определить, правда это или нет. Например, «Зимой никогда не светит солнце» или «Сахар бывает кислым», «Снег бывает серым» и т.д. Пусть ребенок не только скажет, правда это или ложь, но и объяснит, почему он так думает.

Подобных игр на развитие логического мышления множество. А если вы располагаете свободным временем и фантазией, то можете придумывать их сами.

Помните, что познавать окружающий мир для ребенка легче с помощью игр, а не нудных занятий. Поэтому уделяйте малышу больше времени, играйте с ним дома и на улице, после обеда и перед сном.

Главное, всегда обращайте внимание на то, насколько ребенок готов внимать вам и учиться новому, и никогда не торопите события.

Источник: http://love-mother.ru/logicheskie-igry-dlja-detej.html

Логические игры для детей по возрастам: от 0-4 лет

Предлагаем вам список логических игр для детей, которые разбиты на блоки по возрастам. Это поможет сориентироваться вам, во что играть с ребенком, чтобы задания были ему по силам.

ИГРЫ НА ЛОГИКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0-1 ГОДА

Самых маленьких можно и нужно развивать уже в первые месяцы жизни, проговаривая стишки и показывая ребенку части тела, которые он на подсознательном уровне будет запоминать.

Регулярно повторяйте такие упражнения и малыш быстрее начнет говорить.

Начать можно со всем известного детского стишка «Сорока-белобока», читая ребенку и параллельно показывая на его ручке действия мамы-сороки, загибая пальчики (5 детей у сороки — 5 пальчиков на руке ребенка).

Совет

Также можно поискать вместе с ребенком части личика, поиграть в игру «Где носик?». Каждый раз спрашивайте малыша, где носик, ротик, брови, глаза, щеки и показывайте пальчиком на них, чтобы малыш улавливал причинно-следственные связи.

В пол года, когда ребенок уже хорошо сидит, можно поиграть с ним в пальчиковые игры: складывать ладони в виде круга, крыши и т.д.

В этом возрасте уже можно давать ребенку делать что-то самостоятельно, а не только наблюдать за процессом.

Также до года можно предложить крохе такие игры:

Игра «Пирамидка». Эта игра позволит малышу постигнуть понятия маленький и большой, которые являются основой многих логических игр. Не обязательно использовать готовые игрушки в виде пирамидки. Возьмите несколько печенек разного размера или пару пластиковых стаканчиков и показывайте ребенку эти понятия с помощью имеющихся подручных средств.

Сенсорная игра. Маме необходимо найти несколько предметов, которые отличаются по структуре: мягкий, твердый, гладкий, холодный, теплый. Затем нужно дать крохе в руку предмет и комментировать его свойства и фактуру материала, из которого он сделан.

Игра «Волшебный мешок». Насыпьте в мешочек/пакет игрушки и предметы разных форм и материалов и попросите малыша угадать любой предмет, который будет найден первым. Малыш должен выразить свои догадки, судя по тактильным ощущениям, а потом его достать.

ИГРЫ НА ЛОГИКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1-3 ЛЕТ

В возрасте после года занимаясь с ребенком можно преследовать уже более конкретные цели.

Например, среди логических игр на сравнение для этого возраста можно выделить :

  1. Музыкальные игрушки, которые воспроизводят различные звуки животных.
  2. Картинки с животными и их хвостами. Нужно подобрать хвост к животному правильно. Для детей постарше эту игру можно использовать с образами посложнее.
  3. Картинки с контуром предмета и самого предмета, которые ребенку нужно сопоставить.
  4. Простые загадки для гибкости ума. Например: «Как делает кошечка?».
  5. Игра «Что лишнее?», в которой перед малышом выкладывают карточки, при этом одна  из них отличается по какому-то признаку, и нужно отгадать, какая карта лишняя.
  6. Кубики, на которых изображен целый предмет и его часть. Например, яблоко и его половинка. Необходимо, чтобы таких кубиков было несколько пар, они смешиваются, а затем кроха ищет правильные пары.
  7. Лабиринт на бумаге, который ребенок должен пройти с помощью ручки.
  8. Игра в ассоциации, в которой ребенок должен подобрать правильную пару к предмету так, чтобы он его дополнял. Например, небо и солнышко, тарелка и ложка.

Для развивающих игр можно приобрести следующие игрушки:

  1. Готовые игрушки в виде пластиковых или деревянных домиков, внутри которых есть фигурки разных животных, овощей, фруктов и геометрических фигур.
  2. Лото с различными элементами, которые позволяют отсортировать комплект материалов по общему признаку: форме, цвету и т. п.
  3. Сортеры, бизиборды, рамки-вкладыши.
  4. Пазлы любого вида, как деревянные, так и классические.
  5. Мячики и кубики, с помощью которых можно изучать форму и свойства предметов.

ИГРЫ НА ЛОГИКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ЛЕТ

В этом возрасте ребенок уже способен сам рассуждать, поэтому его задачки на развитие логики можно усложнять. Например, спросите у него, почему яблоко и мячик похожи? Что у них общего?

Также очень занимательной и развивающей будет игра на сопоставление определенной профессии и комплектующих, которые в ней используются. Например, пожарнику нужен специальный костюм, повару — колпак, а врачу — халат и лекарства. Также нужно уточнять у ребенка, зачем именно этот предмет нужен человеку определенной специальности.

В 4 года ребенок уже начинает осваивать азы счета и может потихоньку оперировать числовыми понятиями. Для развивающих игр можно приобрести специальные счетные палочки или палочки Монтессори, также картинки с цифрами и количеством предметов на них, числовые сортеры.

Игры и игрушки, которые помогают развивать логику у малыша, бывают очень разными, а функции некоторых из них существенно отличаются. Но если использовать их в комплексе, можно добиться потрясающих результатов с первого года жизни ребенка.

Поддержи Как быть родителем?, поделись с друзьями!

Источник: http://kakbitroditelem.ru/logicheskie-igry-dlya-detej-po-vozrastam-ot-0-4-let/

Игры на развитие логики, внимания и памяти

Если мы хотим, чтобы обучение ребенка было успешным, надо уделять внимание тренировке внимания и памяти. Наверное все замечали, какая цепкая у малышей память — запоминают все с ходу, знают наизусть все книжки, которые им читали и помнят такие удивительные подробности, на которые мы, взрослые, и внимания не обратили.

Чтобы эта способность с возрастом не угасла, а только развивалась, нужно ее постоянно подпитывать. Для этого  мы с детьми периодически играли в игры на развитие внимания и памяти. Кроме того, эти игры отличный способ скоротать время в ожидании, в поездке, да и просто повод повеселиться всем вместе.

Вот материал, который я насобирала из разных источников и который использовала и использую в играх с детьми.

Игры на развитие внимания и памяти от 1 года:

С самого раннего возраста (еще до года) мы начали играть в такие простые игры как:

Прятки

Берется несколько мелких предметов (начинать надо с трех штук, по мере освоения увеличивая их количество) и выкладываются в ряд. Потом ребенка просят закрыть глаза, а мама в это время забирает какой-то из предметов.

Ребенку надо будет отгадать, кто спрятался. Совсем маленькому ребенку надо сначала показать игру в действии — спрятать кого-то, а потом самому и показать «Вот кто спрятался — котик спрятался!».

Наперстки

Игра повторяет известное мошенничество. Играть надо на гладкой поверхности — столе или полу. Берется три непрозрачных стакана, ставятся вверх дном в ряд. Под один из них прячется какой-либо мелкий предмет. После этого стаканы в произвольном порядке передвигают, меняя местами и приговаривают «Кручу, верчу, запутать хочу!».

Ребенок должен проследить, куда передвинулся стакан с фигуркой и показать на него. (Если ребенок совсем маленький, до года, играть надо попробовать сначала с прозрачными стаканами, и не передвигать их, просто прятать игрушку. Когда малыш поймет принцип игры, можно начать стаканы перемешивать, а только потом переходить к непрозрачным стаканам).

Игры для детей от 2х — 3х лет и до старости:)

Прятки-2

Это усложненный вариант пряток. Ребенок закрывает глаза, а мама меняет местами какие-либо предметы в ряду. После чего ребенок должен сказать, что же изменилось. Начинать надо с перемены места одной фигурки, и усложнять по мере освоения.

Принеси мне…

Игра, кроме тренировки памяти и внимания, имеет еще один положительный эффект — в нее можно играть, когда мама занята (варит обед, работает на компьютере).

Обратите внимание

Просим ребенка что-то сделать, например: «Принеси мне из твоей комнаты большого мишку и желтый мячик». Ребенок должен пойти, разыскать нужные предметы и принести их.

Количество предметов со временем можно увеличивать.

Читайте также:  Летние месяцы - июнь - воспитание и игры

Кисонька, лапонька 

Один из игроков поворачивает ладони вверх, второй кладет на них свои. Первый слегка их поглаживает и повторяет несколько раз: «Кисонька, лапонька». Потом неожиданно перестает гладить и хлопает по рукам второго игрока со словами: «Брысь под лавку!» Если второй игрок не успел вовремя среагировать и отдернуть руки, и по его ладошкам шлепнули, то игроки меняются ролями.

Зайцы-пальцы

Вытяните руку, развернув ее ладонью вверх. Пусть малыш поставит на нее указательные пальцы и «прыгает» ими под слова: “По полям скакали зайцы и кричали “Прячьте пальцы!”. На последнем слове сжимайте ладонь, стараясь поймать пальчик.

Мемори

Всем известная игра, она часто встречается в электронном виде, но ее просто сделать и своими руками (разные варианты «мемори» у меня здесь и здесь). Нужны карточки с одинаковыми изображениями. Для начала 3 пары (т.е. 6 штук), потом карточки можно добавлять чуть ли не до бесконечности. У нас их сейчас 15 пар. Карточки выкладываются в два ряда изнаночной стороной наверх. После этого по одной показывают карточку и снова кладут на место изнанкой наверх. Если такая карточка уже встречалась, то надо вспомнить, где она лежала, и «открыть» ее — повернуть лицом вверх как и ее пару. Игра идет до тех пор, пока не откроются все карточки.
Лото
Лото прекрасно тренирует внимание. Видов этой игры тоже очень много и ее нетрудно сделать своими руками (посмотреть можно здесь и здесь). Начинать надо с совсем простого варианта — картинок по 6 на карточке. А потом, со временем, можно играть и во взрослое лото — бочоночками с цифрами.

Игры серии «найди отличия», «найди пару»(как вариант — «I spy»)

Сейчас много таких компьютерных игр, в том числе и для совсем малышей. Но на бумаге играть все-таки лучше. Задания на эту тему часто печатаются в детских журналах и книжках на развитие логики и внимания.

Но их легко делать и самим на компьютере — создаешь копию картинки и в ней «стерочкой» вытираешь какие-нибудь подробности. Потом обе картинки распечатываются и даются малышу для сравнения.

Игры серии «пройди лабиринт», «соедини по точкам», «раскрась по цифрам», «чья тень» и т.п.

Эти задания можно встретить в любых развивающих пособиях, на детских сайтах, в детских журналах. А можно рисовать самим (как я делала для развивающей недельки «Моряк» или для игр на тему Древней Греции).

Игры с книгой

Для этой игры хорошо подходят подробно проиллюстрированные книжки. Открывается любая страница, малышу дается время разглядеть ее, а потом книгу закрывают и спрашивают какие-либо вопросы по картинке: «Сколько на поле коровок?», «Какого цвета рубашка у зайчика?», «Есть ли на картинке ежик?». Эта игра до сих пор нам с Катей дается труднее всего 🙂

Сундук моей бабушки

Начинаем так: «В сундуке моей бабушки я нашла…» и добавляется любое слово, например, «куклу». Второй игрок должен повторить все это и добавить свое слово «В сундуке моей бабушки я нашла куклу и…пирожок» . И так далее, выстраивая длинную цепочку. Кто первый забудет нужное слово или перепутает их порядок — проиграл.

Для взрослых вариант посложнее — добавлять не слово, а целое предложение, например «В сундуке моей бабушки я нашла синий шерстяной свитер с большими карманами». На этом примере можно обучать детей постарше навыкам запоминания — чтобы запомнить все эти разрозненные слова, лучше всего строить из них  ассоциативные цепочки.

Вам барыня прислала…

Важно

Заранее выбирается какие-либо  два «запрещенных» цвета. Например, мы выбрали белый и синий. Ведущий говорит: «Вам барыня прислала сто копеек, сто рублей. Что хотите, то купите, да и нет не говорите, синий с белым не берите. Вы поедете на бал?».

Второй игрок должен отвечать на разнообразные вопросы ведущего, избегая произносить «запрещенные слова». Примеры вопросов: «На бал поедешь в катере?», «Платье у тебя будет белое?» и т.п. Кто зазевался и сказал «да» или «нет» или назвал запрещенные цвета, тот проиграл.

Разнообразные головоломки.

Видов головоломок существует огромное множество. На все вкусы и возраста. Многие из них можно сделать своими руками. Например, спичечные головоломки, кубики-трансформеры, шнурковые головоломки, танграм

Корректор

Для этой игры хорошо подойдут старые газеты. Ребенок должен находить в выбранном тексте и вычеркивать какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву В, в кружок обводить букву С.

Таблицы Шульте.

Эта таблица представляет собой квадрат, в котором вперемешку написаны буквы или цифры. Надо найти все их по-порядку. Это упражнение развивает устойчивое внимание.Такую игру можно сделать не только на бумаге, но и, например, на воздушно-пузырьковой пленке.

Так, как у меня здесь:
Съедобное — несъедобное  Ведущий бросает мяч игроку, одновременно произнося любое слово. Игрок должен поймать мяч, если ведущий произнес «съедобное» слово, и отбросить мяч, если ведущий произнес «несъедобное» слово.

Птичка в клетке

На листе нарисован квадрат 3х3 клетки (потом размеры можно увеличивать), в центре птичка. Мама говорит: “вверх-вниз-вправо-влево”, малыш мысленно перемещают птичку и хлопает в ладоши, если она вылетела за границы квадрата.

Детские карточные игры

Игры с картами очень разнообразны — тут и сортировки карт по разным признакам, и отработка понятия «больше-меньше», и игры на внимание, и во многих играх нужно запоминать карты, которые уже вышли, — а это тренировка памяти.

Примеры простых карточных игр и пасьянсов я приводила тут.

Вот такой длинный получился перечень:)

Я писала и об играх на развитие других качеств, например, здесь можно посмотреть, в какие игры по развитию речи мы играли: «Упражнения для языка»,  «Развивающие игры и задания по картинке»  и «Игры по дороге в детский сад».

А тут я описывала наши игры на развитие мелкой моторики,  развивающие игры с бытовыми предметами, игры с рисованием проекций, плана и карты,  дыхательные игры и упражнения при бронхите и составляла списки: во что можно поиграть с детьми на улице летом и игры на улице осенью. 

Источник: http://www.tavika.ru/2012/06/blog-post_22.html

Планета Детства — Развитие логики у детей 1-2 лет

Формирование логического мышления — очень важный момент в жизни ребенка. В начале малышу очень трудно определять логические признаки предметов, но эти навыки необходимо развивать.

Начинать нужно с простых игр: когда учите цвета, попросите рассортировать игрушки по определенному цвету, при изучении геометрических фигур попросите отдельно сложить фигуры определенной формы, пусть малыш отдельно складываете вилочки и ложки, машинки и мягкие игрушки, карандаши и фломастеры, играя в такие игры, он закрепляет знание о том, что предметы можно разделять по каким-то признакам. Чем старше становится малыш, тем больше признаков классификации он узнает (он сможет отделять мягкие предметы от твердых, широкие от узких, большие от маленьких).      Самый первый уровень логических связей это разделение предметов по их признакам. Будем учить малыша понятию одинаковый (такой же) и разный (не такой, другой). В качестве признаков классификации взяты цвет и форма. Материал представлен в следующих форматах:1) Презентация 2) Умная тетрадка 3) Пазлы  

     Презентация — яркие красочные картинки и интерактивная форма обучения позволят легко освоить самые простые логические связи. Сначала малышу будет продемонстрированы примеры одинаковых картинок, затем — разные картинки, отличающиеся друг от друга по цвету и форме. После примеров ребенку предлагается самому найти одинаковые и разные картинки.

    Умная тетрадка — закрепление материала презентации в игровой форме. Выполняя задания по классификации предметов малыш еще лучше запоминает новые знания и учится применять их на практике.

     Пазл —  содержит рабочее поле (с четырьмя окошками) и 32 картинки (8 тематических блоков по 4 картинки в каждом блоке). Для начала ребенок должен выбрать картинки относящиеся к одной теме (4 машинки, 4 лягушки и т.д.

), сложить эти картинки в окошки, а затем найти картинку не похожую на другие и назвать признак по которому она отличается (цвет или размер). Для первого занятия возьмите 8 картинок (2 темы например, пчелок и машинки), разложите их и попросите малыша найти всех пчелок и сложить их в окошки.

Постепенно по мере освоения материала добавляйте новые картинки.

       

Как пользоваться материалом

     Начинать обучение нужно с презентации (скачайте ее по ссылке выше, формат avi, позволяет смотреть презентации по телевизору — просто скопируйте ее на диск и включайте на DVD). Пусть ребенок смотри ее несколько раз. Первый раз лучше всего смотреть вместе с мамой, вы будите видеть, что малышу понятно, пояснять если нужно, подбадривать, нажимать на паузу, чтобы малыш мог лучше рассмотреть и понять. Возможно после первого просмотра он  не выполнит задания из презентации, ничего страшного, пусть смотрит и запоминает.      Распечатайте пазлы и «Умную тетрадку» скачав их по ссылкам выше. Начните играть с пазлами, сначала ищите картинки вместе с ребенком, одну он, одну вы. Постепенно он сам научится выбирать картинки определенной группы по вашей просьбе.      «Умная тетрадка» — используется для проверки закрепления материала, малыш отвечает на вопросы и выполняете задания. Но, если вам удобно, то и ее можно использовать как обучающие материал, тогда вы не выполняете задания, а просто показываете малышу картинки и сами рассказываете ему о новых понятиях.

     Если малыш хорошо справляется с заданием, то поощрите его выдав какой-нибудь сладкий приз, например один из тех, что производит объединение Москондитер  (http://mosconditer.ru)

           Удачи вам! Программа развития ребенка 1-2 лет:

1) Детское творчество

2) Общее развитие

3) Математика

Вернуться на страницу «Развитие ребенка 1-2 года»

     Возможно вам будет интересен топ пяти самых популярных развивалок нашего сайта:

Совет

1) Коллекция «Умных тетрадок» — осваиваем новые понятия и развиваем полезные навыки.

2) Обучающие карточки — для игры и обучения, большая коллекция.

3) Развивающие шнуровки — развиваем мелкую моторику и получаем новые знания.

4) Аппликации — наши аппликации это не только творчество, но и развитие.

5) Прописи — разработаны специально для малышей, очень яркие и красочные.

Источник: http://www.razvitierebenka.net/index/razvitie_logiki_u_detej_1_2_let/0-190

Ссылка на основную публикацию