Необходимо добавить недостающий предмет. — воспитание и игры

Статья на тему: «Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей» из опыта работы

Инновационный педагогический опыт воспитателя  Ерошкиной Веры Андреевны

 по теме «Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей»

Дидактическая игра – это средство  обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее  их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются  полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а так же формируется социально значимые черты личности.

Эта тема меня заинтересовала, и целью данного исследования является изучение и анализ психолого -педагогической литературы. Именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом  обучения и воспитания детей, в частности  и формировании у них познавательных интересов.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение.

Обратите внимание

Концептуальной основой работы по использованию дидактической игры, как средства обучения детей в дошкольный период, определяется ряд причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Теоретическая база: 

Известный педагог А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же  значение, какое у взрослого имеет деятельность- работа, служба. Каков ребенок в игре, таким вор многом он будет в работе…» Играя, ребенок учится, и ,наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.

В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов:

Важно

1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической;

2) игры, организованные педагогом, игры с правилами.

         Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Е.И.Тихеева рекомендовала развивать и все виды образовательных игр.

Особая заслуга принадлежит Е.И.Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И.Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

Данный анализ позволил мне  констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности.

        Педагогическая идея:

Значение дидактических игр я считаю чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным  осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки.

Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.

Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение всех дошкольников.

Совет

Эта задача решается в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсценировках, загадках).

        Оптимальность и эффективность:

         Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.

        Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

        Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

        Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

        Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

        Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

         Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.

Игровое  действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, т. д.

Обратите внимание

        Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры.

Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

        Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

        Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

        Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.

        В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила  воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста.

Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.

Важно

Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

         По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:

        —  сенсорные (для закрепления представлений о цвете величине форме);

        —  речевые (для ознакомления со словом и предложением формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря);

        — математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении количества предметов);

        —   для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами с профессиями людей и т.п.);

        —   музыкальные (для развития чувства ритма);

        В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

        -игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;

        -настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

        -словесные.

        Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами).

К  народным  дидактическим игрушкам  относят:  деревянные конусы  из  одноцветных и разноцветных  колец,  бочонки, шары, матрешки, грибки  и  др.

Основные  игровые действия  с  ними: нанизывание, вкладывание,  катание,  собирание  целого  из частей и т. д.  Эти игры развивают  у  детей восприятие цвета, величины, формы.

        Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

        Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

        1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

        2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

Совет

        3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

        4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

        5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

        Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных

Читайте также:  Цветной календарь на 2015 год - воспитание и игры

         игр:  «Краски»,  «Молчок»,  «Черное и белое»  и  др.   Игры  развивают внимание,  сообразительность,  быстроту реакции, связную речь.

        В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:

        -игры-путешествия;

        -игры-предположения;

        -игры-поручения;

        -игры-загадки;

        -игры-беседы.

        В основу классификации дидактических игр, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

        -интеллектуальные  (игры-головоломки,  словесные игры, игры-предположения,  игры-загадки,  ребусы,   шарады,  шашки, шахматы, логические игры);

        -эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы);

        -регулятивные (игры с прятаньем и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по корректировке речи);

        -творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игра-труд, театрализованные, игры в фанты);

        -социальные  (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия)

        Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:

        — мотивационный: потребности, мотивы, интересы ,определяющие желания детей принимать участие в игре ;

        — ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

        — исполнительный:  действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

        — контрольно-оценочный:  коррекция и стимулирование активности  игровой деятельности.

        Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста.

Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

Обратите внимание

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает  саморегуляцию,  укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

        Формы работы с родителями:

        Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте.Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.

        Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько  рекомендаций по использованию дидактических игр.

        В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

        1. Родительские собрания;

        2. Вечера вопросов и ответов;

        3. Анкетирование и тестирование родителей;

        4. Индивидуальные консультации;

        5. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки — передвижки, выставки детских работ, дидактические         игры, литературы).

        6. Визиты домой;

        7. Индивидуальная работа с детьми дома;

        8. Помощь родителей детскому саду.

        Результаты проводимой работы:

         Результаты  практической   деятельности, на основе диагностики детей, можно сказать, что проводимая мною работа в этом  направлении  свидетельствует о том, что в течении каждого учебного года происходят качественные изменения в уровне всестороннего развития детей.

        Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая систематическая работа развивает всестороннее развитие детей, повышается уровень воображения, подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.

        Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

        — научить детей различать основные цвета;

        — познакомить детей с величиной и формой предметов;

        — сформировать навыки самостоятельной деятельности;

        — повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

        — развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;

        — сплотить детский коллектив.

        Успех проведения игры зависит во многом от настроения воспитателя. Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку. Ведь дидактическая игра-средство не только обучения, но и воспитания. Желательно использовать игровые мотивы, неожиданные повороты, самим придумывать варианты — это помогает  сохранить интерес детей к игре при ее повторении.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/04/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-obucheniya-i-vospitaniya-detey-iz

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления дошкольников — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике.

Главное для ее решения — рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д.

), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организованный тренинг.

Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:

—        Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.).

—        Высокий уровень активности, рискованности и плюралистического мышления, проявляющийся в продуцировании количества различных гипотез в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой.

—        Высокий уровень организации и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними.

Предлагаемый мной комплекс интеллектуальных игр направлен, прежде всего, на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность.

Важно

Занятия проводятся с группой из 5–10 старших дошкольников. Длительность одного занятия от 15 до 30 минут. Периодичность проведения занятий 1–2 раза в неделю.

Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения.

Каждая игра «прокручивается» по несколько раз на различном материале в течение нескольких занятий. [1]

На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.

Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

Общие рекомендации к предлагаемым играм.

Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую они являются наиболее ярким проявление нестандартного мышления.

Педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой — прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения. [2]

Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных решений и развернутое обоснование, почему какое-то решение им понравилось, а какое-то нет.

Игра № 1

Составление предложений.

Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами: создавать новые образы из отдельных предметов.

Игровое задание.

Составить как можно больше предложений, обязательно использовать названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях можно использовать и другие слова.

Ответы могут быть:

—        Стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»).

—        Сложными. С выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»).

—        Творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Игра № 2

Поиск общего.

Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов, дать представление о степени существенности признаков.

Игровое задание.

Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).

Совет

Ответы могут быть стандартными («Эти вещи сделаны человеком», «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. [4]

Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами для того, чтобы дети четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки.

Игра № 3

Исключение лишнего слова.

Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.

Игровое задание.

Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо составить два слова, обозначающие предметы, в чем–либо схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющие предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.

Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить слово «собака», так как «помидор» и «солнце» круглые) и кончая самыми неожиданными.

Игра № 4

Поиск аналогов.

Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, развивать способность классифицировать явления по их признакам.

Игровое задание.

Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным аналогом (например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой исходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка — все они летают, автобус, поезд — транспортные средства).

Игра № 5

Поиск «противоположных» предметов.

Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами, сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное. [5]

Игровое задание.

Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному аналогу (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрыто в первом случае и открыто — во втором).

Игра № 6

Поиск предметов по заданным признакам.

Цель. Формировать способность быстро находить аналоги между различными, не похожими друг на друга предметами, оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков, переключаться с одного предмета на другой.

Игровое задание.

Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два-три названных педагогом предмета. Например, «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции. Например, дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».

Игра № 7

Поиск соединительных звеньев

Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.

Игровое задание.

Называются два предмета, например, лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого слова ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор — копает землю как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль.

В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соединениями, соседними звеньями цепочки.

Игра № 8

Способы использования предмета.

Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

Читайте также:  Цифры прописью - воспитание и игры

Игровое задание.

Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например, книга. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (книга может послужить основой для беседы о нравственных критериях предмета).

Игра № 9

Формулирование определений.

Цель. Формировать четкость мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.

Игровое задание.

Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления (например, дырки), которое обязательно включало бы в себя все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него попадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.

Игра № 10

Перечислить возможные причины.

Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого-то явления все возможные причины, чтобы можно было приработать самые различные версии и только после этого принять решение.

Игровое задание.

Педагог описывает какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь…». Дети должны быстро назвать как можно больше причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных — «забыл закрыть дверь», и кончая нетривиальными — «марсиане прилетели»).

Игра № 11

Сократить рассказ.

Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая второстепенное.

Игровое задание.

Переделать содержание рассказа максимально кратко — в двух-трех предложениях, сохранить основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

Литература:

1.                 Тимофеева, Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»: Кн. Для воспитателей детского сада. 2-е изд., испр. и доп. / Е. А. Тимофеева. — М.: Просвещение, 1986. — 159с.

2.                 Доронова, Т.И. «Радуга». Программа и методическое руководство по воспитанию, обучению и развитию детей 5–6 лет в детском саду / Т.И Доронова., В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Л.Д Гусарова, Е. В. Соловьева, Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова, С. Г. Якобсон. — Москва. 1994., часть 1–193с., часть 2–158с.

3.                 Лазарев, М. А. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей ДОУ / М. А. Лазарев. — М.: Академия здоровья, 1997, — 376

4.                 Дмитриенко, Т.И. «Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста» / Т. И. Дмитриенко. — Рад.школа, 1983, — 112с.

5.                 Шишкина, В.А. «Движение +». Кн. для воспитателя детского сада / В. А. Шишкина. — М.: Просвещение, 1992. — 96с.

Основные термины (генерируются автоматически): игровое задание, предмет, игра, признак, способность, друг, задача педагога, лишнее слово, мыслительный процесс, Поиск предметов.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6455/

статья Развивающие игры

Использование развивающих игр и игровых упражнений в формировании математических представлений у детей с ОНР.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 4 компенсирующего вида»

г. Гатчина

Писарева Татьяна Николаевна

Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности. Очень важно в дошкольном возрасте научить ребёнка думать, развивать любознательность, обогащать его жизненный опыт, расширять знания, учить анализировать, и значит развивать – мышление.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и научиться последовательно мыслить, быть находчивым, сообразительным, обладать быстротой реакции и умело пользоваться логическими операциями. Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений.

Рассуждать – значит сверять между собой разные знания, для того, чтобы в итоге решить мыслительную задачу. Особенностью логического мышления является умение устанавливать связи между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира.

Но не все дети обладают такими способностями.

Обратите внимание

У детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, у воспитанников нашего дошкольного учреждения, имеющих тяжёлые нарушения речи, наблюдаются трудности в развитии мышления. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с ОНР отстают в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Отмечается дефицитность образов-представлений, неполное привлечение и применение наглядно-образных средств решения задачи.

Во многом это зависит от недостаточности развития у детей внутренней речи как средства мышления. При овладении речевым мышлением медленно формируется обратимость связей между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями. Анализ и синтез действия по аналогии страдают в первую очередь. При сравнении предметов по представлению трудности увеличиваются.

Для детей с ОНР характерна склонность к привычным, стереотипным способам решения наглядно-действенных задач без учета изменившихся условий. Поэтому без специального обучения дети с нарушениями речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Трудности возникают и при овладении логическими связями и причинно-следственными отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Нередко смешивается причина с действием, целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями, часто происходит отождествление причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Всё это влияет на сужение возможностей для развития у детей деятельности экспериментирования. Недостаточность восприятия и опыта предметно-практической деятельности, наглядного и логического мышления отрицательно сказывается на умении детей формулировать гипотезы, строить суждения и умозаключения, а также осложняется трудностями в программировании высказывания.

Зная положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности, непременным спутником жизни дошкольника, я решила осуществлять развитие мышления наиболее доступными и эффективными средствами: занимательными играми и упражнениями.

В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности.

Важно

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Процесс игры условно делится на 3 стадии:

Заинтересованость ребёнка, желание ребёнка играть.

Ребёнок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

Ребёнок знаком с правилами игры, проявляет творчество и самостоятельные действия.

Работая много лет в дошкольном учреждении компенсирующего вида, я заметила, что для успешного усвоения детьми с речевыми нарушениями программного материала особое внимание надо уделять развитию логического мышления.

Занятие остаётся одной из ведущих форм работы с детьми, при условии максимального использования игровых форм в рамках организованной образовательной деятельности педагога с детьми.

С этой целью мною был разработан перспективный план развивающих игр и игровых упражнений с учётом лексических тем, рассчитанный на старшую и подготовительную группы.

Особое внимание было уделено оказанию помощи детям в преодолении трудностей освоения программного материала, найти к каждому индивидуальный подход, построить обучение таким образом, чтобы развить чувство уверенности в собственных силах, снять эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему и восстановить психофизические силы ребенка с ОНР.

Перспективное планирование развивающих игр и игровых упражнений в рамках совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими речевые нарушения, по ФЭМП

(старшая группа):

месяц лексическая тема название игры
сентябрь Обследование детей
Наш город.Праздник города. Составь картинку из деталей:разрезанные картинки, с видами города;пазлы 25-30 деталейКубики 9-12 штук
октябрь Деревья в лесу (ягоды, грибы) Продолжи ряд«Что лишнее?» (4 карточки)
Овощи. Огород. Исключение лишнего«Строем заборчик из палочек разного цвета»По заданному количеству и величине
Фрукты. Сад. «Четвёртый лишний»«Классификация». Картинки: овощи – фрукты
Осень. Осенние признаки. Выложи предметы по возрастанию и убываниюНанизывание бус
ноябрь Части тела и лица Выложи эмоцию из геометрических фигур по образцу
Одежда. Обувь. Подбери заплатку на одежду, Залатай коврикСложи узор
Продукты питания. Посуда. «Ниткография». Составляют рисунки по образцамНайди по контуру предмет
Поздняя осень Решение простых логических цепочекЧтение коротких рассказов со скрытым смыслом
декабрь Домашние животные. Детёныши. Кубики «Животные»«Притворщики». Выкладывание по образцамЗаборчик из цветных палочек по заданному количеству и величине
Дикие животные. Детёныши «Домино» с картинками животныхЗагадки, ребусы
Зима. Зимние признаки. Выложи снежинку из палочек по образцу, по заданному количествуИгра «Снежный комок»
Новый год. Ёлочные игрушки. Наряди ёлку: геометрические фигурыОпредели на ощупь: осязаниеМатрёшка
январь Зимние забавы «Послушные липучки» (на ковролине). Делают предметы по образцам«Эксперименты». Сохранение количества.Вес, форма, температура, сила звука
Зимующие птицы Чудо крестики – птицыЧем отличаются? Находят 5 отличий
февраль Транспорт: грузовой, пассажирский. Профессии на транспорте Лабиринты – лёгкиеЛогическая мозаика: выполняют по образцам
Наш город. Правила дорожного движения. Улица, на которой я живу Сочинялки – составляют предложения, небольшие рассказы, используя кубики.Строят улицы города.
День защитника Отечества. Профессии военных Игра «Найди нужный предмет»Резиновый конструктор «Геоконт» по образцам
Семья Угадай предмет по описаниюИгра «Часть и целое»
март Мамин праздник. Профессии мам. Бусы для мамы (цвет, форма, величина)Дорисуй недостающий предмет
Мебель Невербальные аналогииУкрась мебель
Бытовые приборы. Помощники человека Игры-головоломкиЗнакомство с простыми головоломками
Весна. Признакивесны. Радужная паутинка(квадрат, круг, треугольник)ПирамидкаОтгадывание загадок
апрель Перелётные птицы Знакомство с простыми ребусамиРисование бусами
Космос Игра «Космодром» (ориентировка в пространстве)
Комнатные растения Дорисуй цветок
Весна. Первоцветы Составление рассказа по серии сюжетных картинок
май День победы Игры с конструктором
Насекомые Игра «Считай – делай»
Весна. Начало лета. Мониторинг уровня развития, интереса детей к развивающим играм

Перспективное планирование развивающих игр и игровых упражнений в рамках совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими речевые нарушения, по ФЭМП

(подготовительная группа):

месяц лексическая тема название игры
сентябрь Обследование детей
Овощи «Составь картинку из деталей»«Овощные загадки». Узнай овощ по описанию1 вариант: Анализ: от предмета к его частям2 вариант: Синтез: от части к целому3 вариант: «Самый внимательный»
Фрукты Пазлы 30 и более деталей«Мозаика». Более сложные узоры, придумывание своих узоров
октябрь Золотая осень. Грибы. Деревья «Что лишнее?» (6 карточек)«Числовой ряд» до 10
Продукты питания. Откуда хлеб пришёл? Игра «Я купил в магазине…»
Посуда. Собери разбитый предмет
Сезонная одежда. Обувь Игра «Маленький дизайнер»
ноябрь Домашние животные. Детёныши. Путаница«Отгадай, кто это?»
Дикие животные. Детёныши «Домино»«Переставь палочку»«Динозаврики». Зверь или птица?
Поздняя осень «Числовой ряд» до 20Кубики 12 и более штук«Весёлая логика»1 вариант: «Опиши предмет»2 вариант: «Подбери составные части»
Как животные готовятся к зиме «Сложи узор» (кубики)Зоопарк, цифры, буквы
декабрь Животные севера и жарких стран «Чудо крестики»: звериКубики «Зоопарк»
Домашние птицы, птенцы Узнай зашумлённые предметыСоставление задач
Зима Счёт по порядкуРазложи предметы по определённым признакам
Новый год Придумывать самостоятельно узоры, предметы, картинкиИгра «Угадай, что спрятано?»
январь Зимующие птицы. Помощь птицам зимой «Послушные липучки» (на ковролине)Работа с палочками Кюизенера
Наш город Игра «Маленький архитектор»«Узнай предметы по контуру» оптические пробы (игры на развитие зрительного гнозиса)
Транспорт «Чем отличаются?»Находит более 5 отличий
«Классификация»Картинки с транспортом
февраль Профессии на транспорте «Лабиринты» более сложные
«Логическая мозаика»Придумывают и фантазируют самостоятельно
Стройка. Профессии на стройке

Страницы: 1 | 2 | Весь текст

Источник: https://sundekor.ru/uchebnyj-material/3-kurs/statia-razvivaiushchie-igry/

Значение дидактических игр для воспитания ребенка

Автор: Маркова Надежда Григорьевна

Читайте также:  Знакомим ребенка с предлогами - воспитание и игры

https://www.youtube.com/watch?v=N0DW7fMPe_0

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. Например, в потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками, все это привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам.    

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Совет

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем.

С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие.

В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре, дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры — показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Обратите внимание

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.                    

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний.

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения.

Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Важно

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те, же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Например, дидактическая задача «Научить детей различать кольца по величине» реализуется через игровое задание «Собери башенку правильно». У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило.

Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно.

Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие — проверить правильность собирания башенки — предлагает детям самим это сделать.

Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка.

Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с  целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков.

На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.    

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.

Совет

К наглядности относятся: 1)  предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2)  картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнения игровых правил.

Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки — всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры.

Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату.

Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно,  более замедленный.

Обратите внимание

В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил.

Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются.

Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.    

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями.

Умение удержать игру в пределах установленного времени — большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений.

Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые — полезные и увлекательные. 

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.

Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия.

Важно

Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.              

Источник: https://open-lesson.net/1442/

Ссылка на основную публикацию