Развитие памяти у ребенка — воспитание и игры

Методики развития памяти у детей разного возраста

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте.

Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно.

Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст.

Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию.

Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода.

Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее.

Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят.

Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной.

Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия.

Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей.

Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

Главные принципы:

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

  1. Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
  2. Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
  3. Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
  4. Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
  5. Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
  6. Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
  7. Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
  8. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

Заключение

Развивать память у своего ребенка – достаточно простая задача, если родители готовы приложить максимум усилий.

Дополнительными факторами, которые помогут добиться результата, являются: правильное питание, здоровый сон, хороший отдых, комфортная атмосфера, физическая активность, поддержка родителей.

Если сочетать выполнение упражнений, игры и обеспечить комфортные условия, то результат не заставит себя ждать и будет заметен уже через пару недель.

Методики развития памяти у детей разного возраста Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-pamyati-u-detej

Игры для детей развивающие память

Системно-векторная психология подчеркивает: психологические особенности заданы ребенку природой с рождения. Наличие разных векторов обуславливает разные психологические особенности ребенка.

Сколько бы ни было кожному ребенку лет, развитие его внимания и памяти в игре или другой форме все равно не будет таким, как у носителей анального вектора.

0 1594 23 Февраля 2018 в 01:25

В этой статье мы расскажем, от чего зависит развитие памяти ребенка, и предложим вам игры для детей, развивающие память, которые вы сможете использовать для малышей в дошкольном возрасте с учетом их индивидуальных психологических особенностей.

Обратите внимание

Выбирая игры на внимание и память, важно знать, что изначально дети от рождения могут обладать разными типами мышления.

От этого зависит все — особенности их памяти и реакций, как они видят одно и то же задание, от чего они получают удовольствие, что стоит развивать и каким способом подавать информацию, чтобы повысить ее усвоение.

Читайте также:  О профессиях детям. часть 2 - воспитание и игры

Способ мышления — это канал, через который ребенок легко воспринимает любую информацию. Если учитывать, логик ваш малыш или аналитик, образное у него мышление или абстрактное, вы подберете ключ к успешному обучению любого ребенка.

Разобраться в психологических особенностях ребенка поможет тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Итак, посмотрим, каким детям подойдут подвижные игры и упражнения для тренировки памяти, а какие малыши лучше воспримут обучающие карточки и книги, дидактические пособия или настольные игры на внимание и память и почему.

Дидактические пособия и настольные игры на развитие памяти

Усидчивость, внимание к деталям и феноменальная память — это потенциал, который можно развить у обладателей анального вектора. Это дети с аналитическим мышлением, их сильная сторона — способность к систематизации. Обучающие игры на систематизацию будут способствовать также развитию их памяти. Все это важно учитывать, выбирая для таких детей игры и упражнения для тренировки памяти.

Предложите им следующие игры для развития памяти:

  1. «Что добавилось?». В этой игре-упражнении для тренировки памяти перед ребенком раскладывают несколько карточек с изображениями различных предметов. Затем малыш отворачивается, и взрослый меняет местами карточки, добавляя 1-2 новых. Задача ребенка — найти и показать, каких изображений прежде не было.
  2. «Чего не хватает?». Это аналогичная дидактическая игра для тренировки памяти. Но в этом случае взрослый, наоборот, убирает 1-2 карточки, когда меняет их местами. Задача ребенка — вспомнить, какого изображения не хватает.
  3. Меморина «Парочки». Для этой игры на внимание и память требуется набор карточек, представляющих собой пары идентичных картинок. Обратная сторона («рубашка») у всех карточек одинаковая. Правила игры: карточки перемешиваются и выкладываются «рубашками» вверх. Ребенок открывает две из них. Если они одинаковые — малыш забирает их себе. Если разные — переворачивает обратно и ход переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто собрал больше карточек. Конечно, такую игру на развитие памяти намного интереснее проводить в группе. Например, в дошкольном учреждении или во время досуга школьников.
  4. «Запомни и расскажи». В этой игре на внимание и память можно использовать обычную детскую книгу с иллюстрациями. Ребенка просят назвать и запомнить все предметы, изображенные на картинке. Затем книгу закрывают, и малыш вспоминает, что он видел. Можно задавать уточняющие вопросы: «Какого цвета был стул? Был ли на полу мяч? Что лежало на столе?». Это упражнение-игра, тренирующее память, удобно тем, что его можно использовать в транспорте, на отдыхе, в любой удобный момент. Уровень сложности картинок для этой игры можно подбирать в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.
  5. «Вспомни и найди пару». Для этой обучающей игры на развитие памяти требуется набор карточек или картинок, представляющих собой пары. В каждой паре изображения логически связаны друг с другом. Например, мышка и сыр, окно и занавеска, санки и снег. Взрослый выкладывает логически связанные пары изображений перед ребенком. Малыш запоминает их, после чего у каждого изображения убирают пару. Удаленные карточки перемешиваются, а ребенок должен разложить их на подходящие места. Помимо внимания и памяти, такая игра помогает также развить и навык логического мышления.

Игры, развивающие память, которые проводят сидя за столом, больше всего будут по вкусу маленьким обладателям анального вектора. Главное в этом деле — не обрывать и не торопить ребенка, давать ему больше времени для решения задачи. Не требуйте от него высокой двигательной активности — такой малыш предпочитает спокойные игры и упражнения.

При соблюдении этих правил малыш с радостью будет вовлекаться в игры для детей, развивающие память и внимание. Его природное устремление учиться, накапливать знания, вникать в каждую деталь способно сделать его профессиональным аналитиком, педагогом, экспертом во взрослом возрасте.

Помните, что именно в случае с обладателем анального вектора игры на внимание и память — не просто забава, а развитие тех способностей, которые связаны с будущей профессиональной реализацией человека.

Подвижные игры на развитие памяти

А что делать, если у малыша плохая память? Если он вовсе не стремится учиться и что-то запоминать? Такие мысли часто тревожат родителей шустрого и проворного обладателя кожного вектора.

Дидактические игры, которые улучшают память, ему предлагать трудно — он просто не высидит долго без движения. На помощь приходят подвижные игры и упражнения, развивающие память детей.

Понимая особенности мышления такого малыша — а он мыслит логически, рационально, ориентирован на пользу-выгоду, и в этом его талант, — вы сможете гораздо эффективнее развивать такого ребенка:

  1. Часть дидактических игр для тренировки памяти можно модифицировать и превратить в подвижные. Например, игры «Что добавилось?» и «Чего не хватает?». Берем мешок с игрушками.

    Взрослый выбирает несколько и выкладывает из них ряд. Затем дети отворачиваются. В это время игрушки можно менять местами, убирать, добавлять новые.

    Малыши в форме активной игры ищут недостающие игрушки, меняют их местами или удаляют лишние.

  2. Дети с кожным вектором обожают тайнички и секретики. Это свойство можно учитывать в игре на внимание и память. Пусть целью игры будет заветный клад или тайник. Чтобы добраться до него, малышу нужно запомнить определенный маршрут и пройти его. Или запомнить и выполнить определенную последовательность действий. Такая игра подойдет и для дошкольной группы, и для младших школьников.

  3. Чувствительная, восприимчивая кожа дает детям с кожным вектором особый талант — тактильную память. Ее развитие в игре «Волшебный мешочек» доставит таким деткам большое удовольствие. Правила таковы: малыши ощупывают и передают по кругу разные предметы: кубик, мягкую игрушку, мячик. Затем ведущий складывает их в непрозрачный мешок. Задача малышей — наощупь вытащить из мешка нужный предмет.

  4. Сильная сторона ребенка с кожным вектором — логика, способность устанавливать причинно-следственные связи. С опорой на этой свойство можно модифицировать дидактическую игру для укрепления памяти «Вспомни и найди пару». В этом случае карточки не используются, за столом сидеть необязательно. Ведущий вслух зачитывает пары слов, связанных по смыслу, например:

  • часы — стрелки
  • дом — окно
  • рыба — река и т.д.

Когда дети запомнили, ведущий называет только первые слова из пары. А малыши с опорой на логику вспоминают парное слово.

Системно-векторная психология подчеркивает: психологические особенности заданы ребенку природой с рождения. Наличие разных векторов обуславливает разные психологические особенности ребенка.

Сколько бы ни было кожному ребенку лет, развитие его внимания и памяти в игре или другой форме все равно не будет таким, как у носителей анального вектора. Это не значит, что малыш плохой или непослушный.

Просто не пытайтесь добиться от кожного малыша «феноменальной» памяти. У него совсем другие природные таланты.

Развитие памяти для малышей с кожным вектором предполагается в объеме, необходимом и достаточном для улучшения способности усваивать школьный материал.

В остальном при воспитании и обучении такого малыша следует опираться на его сильные стороны: логическое мышление, ловкость и высокую двигательную активность, предприимчивость и находчивость, инженерный талант, организаторские и лидерские качества.

Игры на развитие слуховой памяти

Особенной слуховой памятью обладают только маленькие носители звукового вектора. Им особенно понравятся такие игры и упражнения для развития памяти:

  1. «Повтори порядок слов». Взрослый называет подряд 5-7 слов. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести словесный ряд.
  2. «Порядок цифр». Это аналогичная игра на развитие памяти, только в ней требуется запомнить и повторить порядок цифр.
  3. «Повтори ритм». Взрослый выстукивает определенный ритмический рисунок, а малыш повторяет. Наилучшим образом с такой задачей справятся малыши с кожно-звуковым сочетанием векторов.
  4. «Четвертый — лишний». В этой игре на развитие памяти взрослый называет 4 слова, 3 из которых относятся к одной категории (например, тарелка, кружка, блюдце) и одно — неподходящее слово (например, игрушка). Задача малыша — запомнить все слова и определить, какое из них лишнее.

Системно-векторная психология говорит, что маленьким звуковичкам задан не просто чувствительный, но часто и музыкальный слух. Поэтому игры на развитие музыкальной памяти они также усвоят легко и быстро.

Это будет дополнительно способствовать навыку сосредоточения и развитию интеллекта малыша. Ведь в потенциале звуковым детям задан самый мощный — абстрактный интеллект.

Зрительная память и ее развитие в форме игры

А есть детки с особо чувствительным от природы зрительным анализатором. Они могут различать намного больше нюансов формы и цвета, чем остальные малыши. Отличить их среди ровесников нетрудно — они очень эмоциональны, впечатлительны. Обладают богатым воображением и наблюдательностью.

У них особая, «фотографическая» память. Игры и упражнения подобрать им просто — можно выбрать любые из приведенных выше, где требуется именно зрительное сосредоточение.

Однако важно учитывать, насколько это подвижный малыш. Если помимо зрительного он наделен кожным вектором — ему больше подойдут подвижные игры и упражнения для тренировки памяти. Если помимо зрительного он обладает анальным вектором — ему будут больше по вкусу настольные спокойные игры или упражнения для развития памяти.

Кому подходят онлайн игры на развитие памяти

Современные онлайн игры для укрепления памяти почти в точности повторяют все известные дидактические игры.

В онлайн игру на развитие памяти с удовольствием будут играть малыши с анальным вектором. Любят дидактические игры для улучшения памяти и онлайн игры, развивающие память, и малыши со зрительным вектором. Отличая и запоминая нюансы формы, цвета, размера предметов, такой малыш тренирует свою зрительную память в онлайн игре.

Примите во внимание, что ребенок с анально-зрительным сочетанием векторов может долго и усидчиво наслаждаться онлайн игрой для тренировки памяти. А вот малыш с кожно-зрительной комбинацией векторов менее усидчив. Удерживать его слишком долго за онлайн игрой для улучшения памяти не стоит.

Цель игр, которые улучшают внимание и память

Основная цель игр и упражнений на развитие памяти — максимально подготовить ребенка к большому объему школьной информации и внешкольных интеллектуальных нагрузок. Стандартизированная система обучения предполагает прежде всего опору на зрение и слух.

Поэтому легче других ее усваивают малыши со зрительным и звуковым векторами. Однако если с ранних лет детям предлагать игры на развитие памяти, то и носители остальных векторов вполне будут способны усвоить учебный материал в своем объеме.

Позитивный эффект будут иметь также игры для детей, развивающие внимание. Ведь процесс запоминания предполагает сначала произвольное сосредоточение малыша на получаемой информации. По этой причине часто игры на внимание и память объединены вместе как помогающие освоить навык произвольного сосредоточения и запоминания.

Как обеспечить гармоничное развитие для малышей

Системно-векторная психология владеет всеми ключами к гармоничному и успешному воспитанию и обучению малышей.

С ее помощью вы сможете не только точно подобрать для детей игры, развивающие память, внимание, интеллект, или игры на эмоциональное развитие. Любые нюансы природного устройства психики малышей будут вам понятны.

Это приносит огромное счастье успешного родительства и небывалый рывок в педагогической или коррекционно-психологической работе.

Своими результатами после тренинга делятся родители:

Важно

Тайны детской психики начинают раскрываться уже на бесплатных онлайн-тренингах Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Присоединяйтесь!

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/igry-dlja-detej-razvivajushhie-pamjat

Как развить память у ребенка?

«В одно ухо влетело, в другое вылетело»- так часто говорят о детях, которые плохо запоминают новую информацию. И таких малышей — огромное количество.

Естественно, родители задаются вопросом, как улучшить память ребенка, ведь она очень поможет ему не только в детском саду, но и потом, во время обучения в школе.

На помощь мамам и папам придут простые способы и методики, которые помогут не только сделать процесс запоминания более легким, но и положительно скажутся на всем интеллектуальном развитии ребенка.

Память, как способность, дана всем живым существам, которые наделены высшей нервной деятельностью. Но дальше всех в способности запоминать образы, информацию, обучаться продвинулся человек.

Исследователи, которые изучали процессы памяти, признаются, что в этом вопросе еще много «белых» пятен, однако механизм запоминания с более ли менее высокой точностью им все-таки удалось воспроизвести:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение при узнавании;
  • Забывание.

Ребенок может запоминать информацию двумя способами — произвольно и непроизвольно. В первом случае идет речь о заучивании стихов, которые, к примеру, нужно будет прочитать на утреннике в детском саду. В произвольном запоминании огромную роль играет мотивация. Если она есть у малыша, то запоминание будет проходить быстрее и легче.

Непроизвольное запоминание — штука непредсказуемая. Ребенок запоминает все, что видит, слышит, с чем соприкасается. Однако одна информация остается в памяти надолго, другая быстро исчезает, как правило, за ненадобностью, если человек не обращается к этому фрагменту памяти, не пользуется им.

Читайте также:  Летние месяцы - июнь - воспитание и игры

Малыш может надолго запомнить человека, увиденного в автобусе, только потому, что он оказался похож на персонажа любимого мультфильма.

А ваши объяснения, как работает водопровод, которые последовали на вопрос «почему», он забудет достаточно быстро, если вопрос был задан «мимоходом» и информация чаду оказалась ненужной.

После запоминания происходит второй процесс — сохранение. Он может быть динамическим и статическим. В первом случае речь идет о кратковременной памяти (услышал-запомнил-забыл). Статическое сохранение — гарантия памяти долговременной (услышал-запомнил-сохранил-вернулся к сохраненному-переработал-запомнил -вернулся).

Этот механизм важен для процесса обучения, так как ребенок, первоначально запомнив что-то важное, потом может снова и снова возвращаться к этой информации, которую бережно хранят энграммы, и под воздействием новой поступающей информации «корректировать» данные, менять их, дополнять и расширять.

Именно это и будет являться механизмом усвоения материала, важного для успешного обучения чему-либо.

Третий важный этап работы памяти заключается в узнавании и воспроизведении сохраненных ранее фрагментов. Узнавать то, что уже есть в памяти, значительно проще. Ребенку показали иллюстрации к стишку, который он учил в садике, — малыш начинает вспоминать сам стишок.

Но если мама просто попросит его рассказать стихи, которые учились более полугода назад, воспроизвести информацию крохе будет не так-то просто. На помощь ему придет еще один «трюк» памяти — ассоциации, они сопровождают и запоминание, и сохранение.

Если ребенок сможет воспроизвести собственные ассоциации, он в большой вероятностью, вспомнит текст стихотворения.

Забывание — это процесс освобождения энграмм он ненужной информации, которая хранится и не используется. Этот процесс разрушения нейронных связей очень важен для психики ребенка, которая может оказаться слишком перегруженной, если малыш не будет забывать что-то. Ученые считают, что в процессе «стирания» информации участвует и кора головного мозга, «включая» торможение.

Память делится на несколько видов. По степени интенсивности психических процессов, она может быть эмоциональная, двигательная, образная (зрительная), словесно-логическая. По типу запоминания — произвольная и механическая (непроизвольная), по длительности хранения информации — кратковременная, долговременная, оперативная.

Первая память, которая начинает развиваться у новорожденного — двигательная. Моторное запоминание дает крохе возможность научиться сидеть, ходить, держать в руках игрушку, ложку. Эмоциональная память в самом начале жизни носит рефлекторный характер — мама рядом, малыш спокоен, мама далеко — малышу одиноко.

Лишь к 6 месяцам запоминание эмоций становится более осознанным, и малыш уже может расплакаться, если ему показать игрушку, которой накануне он очень больно ударил себя по лицу.

Совет

В этом возрасте кроха отлично знает членов своей семьи и эмоциональная память делает возможным это узнавание — он видит маму и улыбается, посторонним людям улыбаться он не станет.

Образная память формируется у детей ближе к 1 году. Это не только запоминание вкусового, осязательного, зрительного плана, но и создание ассоциаций, связанных с ним.

Ребенок именно через эту память формирует свои представления о мире. Словесно-логическая память даст возможность ребенку формулировать и воспроизводить свои мысли.

Это станет возможным, когда малыш научится говорить хотя бы 10-20 слов.

Кратковременная память у каждого отдельного ребенка имеет свой объем, поскольку это очень индивидуальная способность, данная природой, и сохраняющаяся на всю жизнь практически без изменений. Она позволяет воспринимать новую информацию, сразу сортировать ее и оставлять только нужно.

Далее дело за долговременной памятью. У детей долговременное запоминание развивается в возрасте около года, у кого-то — чуть позже.

Оперативная память нужна для хранения временной информации, как это происходит, когда мы складываем два числа в уме (промежуточный результат после сложения десятков, например, мы оставляем « в уме»).

У детей все виды памяти развиваются постепенно, и эта последовательность имеет огромное значение. Новорожденный на уровне моторной памяти прекрасно помнит, как нужно совершать сосательные движения.

К 5-6 месяцам «включается» эмоциональная память, а к году — образная. С года начинает формироваться долговременная память, и малыш уже сможет вспомнить, где они с мамой гуляли вчера. Высокой степени развития долговременная память достигнет к 2-2,5 годам.

Свои познания о мире малыш будет строить, непроизвольно получая информацию в процессе игры.

В 5-6 лет дети обычно уже владеют достаточно развитой произвольной памятью, и могут специально заучивать что-то, например, стихи или басни, если у них будет мотивация.

Есть и очень интересные особенности детской памяти:

  • Зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков.
  • Моторная память быстрее развивается у мальчиков.
  • Долговременная память раньше формируется у девочек, причем, преимущественно она носит эмоциональный характер.
  • Мальчики легче запоминают числа.

Развивать память ребенка можно с самого рождения. Сначала это будут движения, а затем — эмоции и слова. Непроизвольную память крохи ( ведь он не старается что-то запомнить, у него это получается само по себе) лучше тренировать в игровой форме, именно так увеличивается вероятность, что наибольшее количество информации будет проанализировано кратковременной памятью.

Улучшение памяти — не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.

Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:

  • Что ты делал? Возьмите за правило рассказывать ребенку, как прошел ваше день, описывайте все подробности, а потом просите чадо сделать то же самое.
  • Книга — лучший друг. Читайте ему книги каждый день, пусть даже в силу нехватки времени, это будет 1-2 страницы, но чтение должно стать ежедневной традицией.
  • Игра поможет. Каждый день играйте с ребенком в слова. Это можно делать дома, можно по дороге в детский сад. Назовите ему 10 слов, и попросите назвать те из них, которые он может видеть вокруг себя (улицы, фонарь, автобус, люди, магазин, собака, лужа). Зрительную память хорошо тренировать с помощью картинок. Положите несколько изображений, обсудите их, опишите, а потом уберите 2-3 картинки и попросите чадо сказать, чего или кого не хватает. Тренировать внимательность помогут задания с одинаковыми картинками, в которых нужно найти отличия, их для любого возраста можно найти в интернете.
  • Стройте ассоциации. Чтобы малыш лучше запоминал, помогите ему подобрать к слову или явлению понятную для него ассоциацию. Он довольно быстро начнет оперировать этим навыком.
  • Музыка и иностранные языки. Очень хорошо тренируют память занятия на музыкальных инструментах, пение, а также изучение иностранного языка.
  • Гаджетам — бой. Интернет, развитие компьютерных технологий уже сейчас отрицательно сказываются на памяти людей, она стремительно ухудшается, ведь нет необходимости запоминать информацию, если ее всегда можно найти в поисковой системе. Это не призыв отказаться от использования гаджетов, но родители, которые хотят тренировать память своего ребенка, должны как можно меньше давать ему общаться с планшетом и компьютером, и как можно больше общаться с ним лично.

В любом возрасте можно использовать различные игры и методики развития памяти. Их даже можно придумывать самостоятельно, опираясь на область интересов растущего малыша. Вот лишь некоторые игры, которые вполне могут стать основой для ваших, индивидуальных:

  • Для детей до 3 лет. В этом возрасте очень полезны игры, направленные на развитие двигательной памяти. Собирайте с ребенком цветные кубики и называйте цвета, пирамидки. Детям с 2 лет можно доверить поиск отличий в двух одинаковых на первых взгляд предметах или картинках. После 2 лет важно начать пересказывать прочитанные сказки и стихи, задавайте малышу как можно больше вопросов, это будет не только развивать память, но и речь малыша. В возрасте от 1,5 лет можно начинать играть в мини-прятки. Для этого покажите ему три игрушки, две оставьте, а одну уберите. Он должен назвать, какой игрушки не хватает.
  • Для детей 3-4 лет. В этом возрасте особое внимание нужно уделить развитию образной и словесно-логической памяти. Чаще просите описать словами картинку, охарактеризовать персонажа сказки или мультфильма, рассказать, что он делает, что с ним будет потом. Полезно учить ребенка фантазировать. Покажите ему картинки животных, а затем уберите их и попросите представить, что он идет по зоопарку. Называйте животных, которых малыш увидел на картинках до этого, но одного-двух «забудьте» назвать. Пусть малыш ответит на вопрос, кого не хватает в зоопарке. С каждым днем количество карточек-картинок с животными должно увеличиваться.

В этом возрасте ребенку также нужно развивать связь между разными видами памяти. Попросите его представить лимон. Пусть кроха расскажет, какого он цвета, каков он на вкус. Затем попросите описать яблоко, апельсин, грушу и т. д.

  • Для дошкольников. В этом возрасте важно практиковать игры, тренирующие кратковременную память. Для этого прекрасно подходят логические ряды. Покажите ребенку изображение нескольких предметов в ряд, а затем перемешайте изображения и попросите его вернуть картинки в исходное положение. Очень хорошо, если ваш дошкольник научится быстро собирать картинки по частям. Возьмите просто изображение и разрежьте на несколько частей, пусть чадо постарается как можно быстрее собрать эти «пазлы».
  • Для младших школьников. Для успешной учебы у ребенка в достаточной степени должна быть развита память, ведь объем информации, который каждый день обрушивается на него в школе, велик. Не стоит требовать от вчерашнего детсадовца заучивать все наизусть, так будет тренироваться его кратковременная память, но не долгосрочная. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, она по-прежнему остается для ребенка наиболее приемлемой. В этом возрасте уже можно поручать ребенку разгадывать ребусы и кроссворды, а также составлять слова в логические цепочки, например, лес-пенек-грибы-грибник-корзинка-пирожок с грибами.
  • Для детей старше 12 лет. В этом возрасте у ребенка максимально высокие способности к обучению. Он все еще довольно легко воспринимает новую информацию, но уже умеет выстраивать логические связи, создавать образы, закреплять их в памяти. Этим нужно воспользоваться, чтобы дать толчок к новому развитию подростка. Будет хорошо, если вечером он подробно расскажет, как он провел день в школе, с обязательным описанием своего класса (какого цвета шторы, что на них нарисовано, какие цветы растут на окнах. В описании людей, с которыми встречался ребенок, важно, чтобы родители расспрашивали как можно больше деталей о внешности и одежде, о чертах лица, о том, каков он, по мнению подростка, — добр или не очень (это развивает эмоционально-ассоциативную память).

Современная школа использует подходы, которые направлены на развитие кратковременной памяти-выучил-ответил-забыл. Правильно это или нет, решать не нам.

Задача родителей возместить пробелы, которые есть в этой школьной системе и помочь ребенку научиться запоминать и как можно дольше хранить информацию о выученном.

На помощь придут способы, которые давно известны нам, поскольку о них большинству из нас в свое время рассказывали наши бабушки:

  • Учим на ночь. Если есть необходимость быстро выучить стихотворение, лучше всего браться за него тогда, когда все остальные уроки уже выучены, а точнее, за 2-3 часа до отхода ко сну. Ученые выяснили, а мудрые прадеды и так знали, что максимально активно процессы запоминания в коре головного мозга протекают перед сном и утром, в течение 2-3 часов после пробуждения. Поэтому стих стоит поучить вечером, а потом повторить его за завтраком.
  • Учим по частям в последний момент. Если ребенок заблаговременно лишь несколько раз внимательно прочитает стихотворение, максимально представляя себе в виде внутренних образов все, о чем в нем идет речь, а за пару часов до урока или экзамена, на котором потребуется прочитать наизусть, перечитает и попробует запомнить, вероятность запомнить весь текст максимальна. В последний момент включается сильная мотивация, а потому процесс произвольного запоминания протекает в разы быстрее.
  • Учим на слух. Взрослые давно заметили, что ребенок гораздо быстрее запоминает тексты песен, чем тексты рассказов или стихов. Превратите стихотворение в трек, начитав его с выражением на диктофон, а потом давайте слушать ребенку пару раз в день — утром по дороге в школу и вечером перед сном. Обычно запоминание происходит непроизвольно, но довольно устойчиво, уже на 2-3 день. Если родители проявят максимум своих креативных способностей, то они смогут переложить стихи на любимую музыку чада. Так, «Бородино» может стать песней на мотив популярного рэп-хита, а «Парус» — красивой лирической песней.
  • Учим на бумаге. Можете продиктовать ребенку стихотворение, чтобы он записал его на слух на лист бумаги. Потом разбейте произведение на несколько частей, лучше по смыслу, и попросите ребенка запомнить первые слова каждой части, это поможет ему вовремя вспомнить, с чего начинается очередной «кусок» произведения. Этот способ, несмотря на самые длительные приготовления, считается одним из самых быстрых и эффективных способов запомнить не только стихи, но и прозу.
Читайте также:  Колики в животике. - воспитание и игры

Занятия лучше проводить не каждый день, так как это может наскучить ребенку. Оптимальной частотой психологи считают — 2 раза в неделю по 20-30 минут (в зависимости от возраста ребенка).

Не нужно ругать ребенка, если он что-то забыл, не может запомнить. Такая ситуация говорит о том, что какой-то из этапов процесса запоминания оказался нарушенным, следует вернуться к самому началу и попробовать еще раз.

У каждого ребенка преобладает какой-то один (максимум два) вида памяти. Один малыш легче запоминает картинки, другому сложно помнить образы, но у него отлично развита тактильная и вкусовая память, а также память на запахи.

Найдите эту способность, и процесс заучивания или «тренировки» памяти проводите через его основную способность — слова в стихотворении могут иметь «запах», цвет.

Если это помогает ребенку запоминать быстрее, почему бы и нет!

Чтобы ребенок как можно скорее достиг хорошего уровня владения долговременной памятью, спрашивайте его о выученном сначала раз в неделю, потом в раз в месяц.

Обратите внимание

Ваши занятия должны приносить удовольствие и взрослому, и ребенку. Ничего не нужно делать «из-под палки». Если ребенок не хочет заниматься в этот раз, не настаивайте. Когда чадо дает правильный ответ, обязательно поощряйте его, улыбайтесь, искреннее радуйтесь его успехам.

Как развивать память у ребенка, смотрие в видео ниже.

Оценить статью
можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

Источник: http://www.o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/kak-razvit-pamyat-u-rebenka/

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Целенаправленное развитие памяти у детей дошкольного возраста поможет быстрее усваивать материал… При этом игры и занятия должны быть яркими и…

[ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Любой родитель дошкольника мечтает, чтобы его чадо, переступив порог школы, приносило отличные отметки. Для этого дома малыша учат читать, писать, решать примеры и задачи, забивают детскую головку лишней информацией.

А ведь это работа учителей! Родители же должны позаботиться о развитии у детей основных познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

Систематическая и целенаправленная работа поможет им быстрее и надёжнее усваивать школьный материал.

Специфика детской памяти

В трех–четырехлетнем возрасте дети запоминают информацию механически. Чаще всего это любимые песенки, сказки, картинки – то, что вызвало интерес у ребёнка, по-настоящему его поразило. Называется такая память непроизвольной.

К пяти годам родителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо учить ребёнка произвольной памяти. Она требует логического осмысления материала, использования специальных приёмов запоминания.

Важно

Игры и занятия, подобранные для ее развития, должны быть яркими и увлекательными. Только интересное способно включить внимание и восприятие крошки. Эти познавательные процессы у дошкольника тоже пока «хромают». Дети чаще выделяют второстепенные признаки предмета, не замечая важных. Эта особенность восприятия приводит к обрывочному запоминанию.

Поэтому необходимо развивать и мышление. Оно позволяет обобщить и систематизировать образы и представления.

Немного теории

Память – это отражение прошлого. Она состоит из трёх процессов:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

Физиология второго этапа до сих пор непонятна. Но известно, что специфика развития памяти напрямую зависит от ряда обстоятельств.

  1. Упражнения. Природные задатки – далеко не залог хорошей памяти. Только регулярное совершенствование и тренировка её механизмов приводят к хорошему запоминанию.
  2. Возраст. По мере взросления улучшается не столько память малышей, сколько техника её применения. Если совсем маленькие дошколята запоминают, не прилагая усилий, то есть при помощи непосредственной памяти, то дети постарше умело оперируют различными приёмами запоминания: делая заметки, схемы, применяя ассоциации. В данном случае память становится опосредованной.
  3. Накопленные знания. Ребёнку проще запомнить то, что ему понятно. Вместе с расширенным кругом информации растут интеллект и возможности памяти.
  4. Степень развития умственных способностей. Чем больше ребенок размышляет, анализирует, тем быстрее и лучше он запоминает. 

По типу восприятия выделяют:

  • слуховую;
  • зрительную;
  • двигательную;
  • тактильную память.

Чаще всего преобладает тот или иной её вид, но развивать все нужно комплексно.

Также бывает кратковременная и долговременная память. От них зависит, какие элементы будут храниться в голове несколько минут, а какие останутся на долгие годы.

Тематический материал:

Тренировка быстрого запоминания

Программный материал в школе не всегда интересен для ребёнка. Чтобы его усвоить, ученику приходится зубрить. Ещё в дошкольном возрасте стоит познакомить малыша со способами произвольного запоминания.

  • Использование ассоциаций. Если необходимо запомнить что-то незнакомое или абстрактное, нужно найти связь со знакомыми образами. Также можно подбирать созвучные варианты (например, английское слово puddle переводится как «лужа», похоже на «падал», запоминаем «Я падал в лужу»).
  • Придумывание «напоминалок». Особенность приёма заключается в выделении и фиксировании главного. Например, «подбери пять слов или картинок, которые помогут запомнить текст».
  • Задействование других способов восприятия. При заучивании стихотворения предложите малышу представить себе картинку; при знакомстве с новой буквой нарисуйте её в воздухе или изобразите при помощи своего тела.

Упражнения для памяти

Развивать и совершенствовать произвольную память помогут занятия в игровой форме.

  1. «Попробуй на вкус облако». Называете ребёнку несколько знакомых слов: солнце, дом, повар, грусть, мечта. Малыш комментирует каждое по ряду признаков, которыми они, по его мнению, обладают: цвет, вкус, запах, форма. Родители записывают прилагательные к каждому слову. Спустя некоторое время ребёнок прослушивает свои ответы и вспоминает описанное слово. Чтобы усложнить упражнение, включайте в список незнакомые малышу слова.
  2. «Собери цепочку». Для игры понадобятся мелкие предметы типа пуговиц, крышек, игрушек и бумага, которую ребёнок сможет рвать. Родитель называет цепочку слов, а малыш выкладывает предметы, которые у него ассоциируются с ними. В результате ребенок должен вспомнить последовательность слов, глядя на свои образы.
  3. «Как выглядит электричество?» Это упражнение направлено на визуализацию сложных понятий. Предложите малышу пофантазировать, как выглядит и пахнет слово, каково оно на ощупь?

Читаем и обсуждаем!

Помимо создания благоприятных условий, способствующих произвольному запоминанию, помогать этому процессу будут специальные упражнения и игры. Начинать нужно как можно раньше. Как только кроха произносит первые слова, рассказывайте ему обо всём, что происходит: где гуляли, что видели, что ели. Совсем скоро малыш начнёт обсуждать это вместе с вами.

Читая книжки, заучивая стихотворения и песенки, разгадывая загадки и ребусы, вы не только работаете над общим развитием ребенка, но и улучшаете его память.

При чтении любого детского произведения малыши обычно заостряют внимание лишь на сюжете, пропуская мимо ушей подробности. Поэтому можно и нужно читать одно и то же много раз. После прочтения задавайте ребёнку вопросы о том, как выглядели герои, что делали и к чему это привело, что хорошо, а что плохо.

Такой метод развития памяти подойдёт даже крошкам с 1,5–2 лет. Они с удовольствием перечислят героев своих любимых сказок. Ближе к 4–5 годам задача усложняется пересказыванием произведения, формируются навыки произвольной памяти. Следите, чтобы малыш соблюдал последовательность и логичность.

Бывает, что трудности запоминания у ребёнка связаны с наличием каких-то проблем в области неврологии. Например, у детей с синдромом дефицита внимания. Они хотят запомнить, но не могут сосредоточиться на материале. В таких случаях поможет консультация невролога или психолога.

Не учим, а играем!

Вроде все просто, на деле же родители постоянно переходят эту тонкую грань и получают в ответ капризного и уставшего ребёнка. Как только даже самая полезная игра перестаёт увлекать малыша – откладываем её и меняем вид деятельности.

Когда речь идёт о формировании произвольной памяти человека, то нельзя упускать из виду её особенности, связанные со способом восприятия.

Совет

Люди, воспринимающие информацию на слух, именуются аудиалами, посредством зрения – визуалами, через ощущения – кинестетиками.

Ещё в дошкольный период родителям необходимо определить, к какому типу относится их ребёнок, и «поднажать» на развитие «отстающих» видов памяти.

Развитие зрительной памяти

Работу над ее развитием стоит вести каждый день, не прилагая усилий для создания специальных средств. Например, обратив ненавязчиво внимание ребёнка на какой-нибудь объект (рекламный щит, витрину магазина, дорожный знак) во время прогулки, расспросите у малыша об увиденном в подробностях.

Учите применять в запоминании принцип ассоциации. Разглядывая незнакомое изображение, пофантазируйте с ребёнком, на что это может быть похоже. Детское воображение безгранично. Эта особенность позволяет им находить самые неожиданные ассоциативные связи.

В свободное время можно подготовить несколько игр, которые помогут потренировать произвольную память дошколят.

  • «Домики». Склейте несколько одинаковых коробочек. Спрячьте в одну из них мелкий предмет – так, чтобы малыш видел. Затем, убрав конструкцию на 2-3 минуты, попросите ребенка найти нужный «домик». В зависимости от возраста и способностей малыша, игру усложняют. Для этого увеличивают число коробок или спрятанных предметов, убирают их на более продолжительное время (от 30 минут до суток и больше).
  • «Две картинки». По названию понятно, что понадобятся две одинаковые картинки. Подойдут календарики, открытки, изображения на картонных упаковках любимых хлопьев. Разрежьте одну из них на произвольные части. Предложите сложить картинку, глядя на образец. Потом уберите последний и попросите малыша собрать элементы по памяти.
  • «Что пропало?» Расположите на столе предметы или игрушки. После того как малыш внимательно их изучил, он должен отвернуться. Тем временем уберите одну из игрушек и предложите ребёнку её назвать. Это простейший вариант. Для усложнения игры можно увеличить число предметов, предложить восстановить их размещение и т. д.

При подготовке к этим играм учтите, что особенности памяти позволяют детям запомнить от 5 до 9 элементов.

Развитие слуховой памяти

В дошкольном возрасте, когда детки ещё не научились читать, она очень пригодится им при заучивании стишков и песенок.

Игры, направленные на развитие слуховой памяти, строятся по принципу «Слушай и запоминай».

Организовывая их, обратите особое внимание на то, чтобы ребёнок запоминал не механически, а осмысленно, при помощи ассоциаций. Это научит его мыслить целенаправленно, применяя произвольную память.

  • «Цепочки слов». Придумайте 10 пар слов так, чтобы они были объединены общим смыслом. Например, кружка – чай, дождь – зонтик. Прочитайте их дошкольнику 3 раза. Затем, называя первое слово пары, попросите ребёнка назвать второе.
  • «Сказка». Расскажите ребенку сказку, в которой главный герой находит волшебные предметы (от 5 до 9). Попросите его вспомнить, какие это были предметы и в какой последовательности появлялись.
  • «Что возьмём с собой?». К этой игре можно подключить несколько человек. Игроки по очереди продолжают фразу «Мы собираемся в путешествие и берём с собой…» своим вариантом. Важно запомнить и повторить ответы всех игроков.

Также отличным упражнением станет прослушивание и узнавание различных музыкальных инструментов. Можно воспользоваться записью или приобрести игрушечные копии для детей.

Тренировка тактильной памяти

Она развивается у детей при прикосновении к предметам различной формы и фактуры. Игры и упражнения, направленные на тренировку тактильной памяти, основаны на узнавании предметов на ощупь. Существует несколько вариаций подобных занятий.

  1. Самые маленькие нащупывают в мешочке знакомые предметы и называют их, характеризуя свойства и особенности. Дети двух лет заполняют мешочек сами, а тем, кто постарше, можно дать уже наполненный.
  2. Закрыв глаза ребёнка повязкой, положите ему в руку несколько предметов по очереди. Малыш должен узнать их и назвать, в какой последовательности они появлялись.
  3. Ближе к 5–6 годам папы способны помочь ребёнку освоить технику завязывания морских узлов. 

Такие игры отлично развивают мелкую моторику, которая способствует речевому развитию малыша.

Тренировка двигательной памяти

Дети быстро устают и теряют интерес к происходящему. Эти особенности необходимо учитывать, планируя занятие или игру. После непродолжительных умственных нагрузок обязательно следует активный отдых в виде зарядки. Её можно тоже превратить в весёлую и полезную для мозга игру.

«Запрещённый приём». Договоритесь с малышом об одном или нескольких движениях, которые делать нельзя. Теперь ведущий показывает разные элементы. Ребёнок должен быстро их повторить, но пропустить «запрещённые». Весело и задорно!

Наивысший скачок развития малыша происходит именно в дошкольном возрасте. От того, сколько усилий приложат родители для развития памяти и других познавательных процессов, зависят успехи малыша в школе.

Видео: игровые методы развития ребенка

Особенности развития памяти у дошкольников Ссылка на основную публикацию

Источник: http://RearChildren.ru/kachestva/razvitie-pamyati-u-doshkolnikov/

Ссылка на основную публикацию