Знакомим ребенка с предлогами — воспитание и игры

Консультация «Игры для ознакомления детей с пространственным значением предлогов»

В своем учебном пособии А. А.

Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося».

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.

При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Обратите внимание

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации.

Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Варианты игр для ознакомления детей

с пространственным значением предлогов

Дидактическая игра «Солнечный зайчик».

(Закрепить умение детей использовать в речи предлог «на», учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы).

Педагог достаёт маленькое зеркальце и говорит, что в гости к ребятам пришёл солнечный зайчик, и сейчас он будет прыгать на разные предметы, а дети должны сказать на какие предметы прыгнул «солнечный зайчик».

Игра с мячом.

(Учить детей составлять словосочетания с предлогом «на»).

Дети встают полукругом. Логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит название предмета, а ребёнок придумывает с этим словом такое словосочетание, чтобы в нём встречался предлог «на» (чайник на плите, тарелка на столе, кошка на кровати, воробей на ветке, гриб на полянке,  яблоко на дереве и т. д.).

Дидактическая игра «Кто, где живёт».

(Закрепить умение детей использовать в речи предлоги «в», «из» давать полные ответы на поставленный вопрос).

Педагог просит детей закончить предложение. Дети вспоминают, какое животное живёт в каком домике. Логопед начинает предложение, а дети его заканчивают.

    В дупле живёт…                                      В дуплах живут…

    В медвежьей берлоге спит…                   В берлогах живут…

    В лисьей  норе спряталась…                   В норах спрятались…

    В собачьей конуре сидит…                     В конурах сидят…

    В скворечнике живёт…                            В скворечниках живут…

Детям предлагается разместить животных и птиц в их жилищах.

Игра «Где был щенок Бимка?».

(Закрепить пространственное соотношение предлога «из-за».)

Педагог рассказывает историю о щенке Бимке, который жил в доме девочке Маши и везде лазил, постоянно шалил. Детям предлагается угадать и назвать, где был щенок, если он вылез из-за кресла, из-за шкафа, из-за двери, из-за стиральной машины и т.

Важно

п. (дети отвечают на предложение полными предложениями, выделяя предлог из-за). Если дети отвечают без ошибок, можно изменить задание и спросить: Откуда вылез щенок Бимка, если он был за деревом? (за кустом, за сараем, за сараем, за конурой?).

Сказка об одиноком волке.

(Закрепить пространственное соотношение предлога «из-за».)

Педагог рассказывает детям сказку, выставляя и передвигая на доске соответствующие картинки (понятие плут, плутище, одиночество уточняется до начала рассказа).

Жил-был в одном лесу Волчище Серый Плутище. И не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волчище на полянку — звери тут же прячутся: зайка — за куст, белка — за ветку, мышка — за холмик, бабочка и та улетела за дерево.

Один раз Волчище решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за ёлку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, даже бабочка прилетела из-за дерева. Все стали радоваться, играть.

Поныл тогда Волчище, кто виноват в его одиночестве.

После выяснения морали сказки логопед спрашивает: Куда спрятался каждый герой сказки? Откуда он вышел? Кто ещё в лесу мог спрятаться от волка? За, что он мог спрятаться? Откуда он мог потом выйти?

Составление рассказа о котёнке Тишке.

(Учить детей составлять  рассказ  с использованием предлога «под», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных).

Логопед показывает детям изображение забавного котёнка Тишки и рассказывает, что котёнок этот – большой шалун. Всё лето Тишка жил на даче и залезал всюду в доме, на участке. Перед детьми выставляется картинка с изображением участка. Затем логопед предлагает детям подумать и сказать: под чем может спрятаться котёнок Тишка.

 Дети предлагают свои варианты ответа. Ответы должны быть полными.

Источник: https://sad19brest.schools.by/pages/konsultatsija-igry-dlja-oznakomlenija-detej-s-prostranstvennym-znacheniem-predlogov

Игра «Предлоги» для дошкольников. Первое знакомство с предлогами

Здравствуйте, друзья! Сегодня я приготовила для наших малышей обучающую игру, которая познакомит Вашего ребенка с предлогами,  с их значением и научит правильно употреблять их в речи.

Когда ребенок маленький, то его речь умиляет, неумение строить речевые конструкции и не до конца понятое значение слова смешит.

Мы пересказываем родственникам, другим мамам-подругам  эти умильные выражения и высказывания.

Но с возрастом, ребенок увереннее оперирует словом, справляется с пониманием его значения употребляет его в нужной форме и по назначению.

Большую роль в составлении правильной конструкции высказывания играют предлоги. Они помогают наблюдать за изменением формы слова.

Соединение предлога и слова дает понимание происходящего процесса, ориентиры для точного употребления при построении фразы.

Мы, взрослые, не задумываемся над тем, какой предлог использовать в той или иной фразе. Мы уже четко знаем значение каждого из них.

Совет

А ребенок еще не знает. Поэтому и получается: «Поехали в на дачу», «Мухи летают под цветами» и т.д.

Предлагаемая игра познакомит ребенка с предлогами, которые часто встречаются, и их значением. Начните с этого. Их всего-то в игре 5: с, у, из, за, над.

Знакомство со значением предлогов лучше начинать с помощью игрушек.

Предлог У отвечает за нахождение одного предмета рядом с другим предметом. Предложите ребенку поставить машинку у кубика или домика.

А теперь попросите его поставить машинку за домиком. Вот ребенок понял значение предлога ЗА, отвечающего за нахождение предмета позади другого.

Возьмите зайку и посадите на кубик. Попросите малыша показать, как зайка прыгает с кубика. Это движение игрушки вниз закрепляет понимание значения предлога С.

Возьмите самолетик и попросите показать ребенка, как он летит над кубиком или домиком. Вот и со значением  предлога НАД познакомились, когда предмет находится вверху над другим предметом.

Ну, и остался еще один предлог ИЗ, отвечающий за извлекающие движения предмета из чего-либо. Посадите зайку в коробку и попросите вытащить его из нее.

Когда Вы или ребенок совершаете действия с предметами, просите малыша озвучивать действия, объяснять, что он делает.

Обратите внимание

Так, манипулируя с предметами, рассказывая о своих действиях, ребенок осознает и начинает различать значение того или иного предлога.

Ну, а теперь об игре. Перед Вами игровой набор. В нем восемь листов:

Лист 1 — схемы предлогов. В них наглядно показаны действие, соответствующее использованию того или иного предлога и схематичное изображение этого действия. Этот лист Вам пригодится для обучения и систематизации знаний ребенка.

Листы 2-6 — это карты лото, игровое поле для заполнения его маленькими карточками.

Листы 7-8 — сами маленькие карточки, которые перед игрой нужно разрезать.

 Как играть?

Материал игры дает возможность разнообразить ее различными вариантами. Вы сами сможете придумывать свои игры на основе уже имеющихся вариантов. Ваша фантазия Вам многое подскажет.

 Какие идеи предложены в игре?

Положите перед ребенком карту лото. Рассмотрите вместе с ним картинки на маленьких карточках. Предложите малышу найти те карточки, которые подходят к схемам, изображенным на игровом поле.

По мере отбора подходящих карточек ребенок заполняет все пустые клетки. Помогите ребенку, если он ошибся.

Уточните у него содержание маленькой карточки и укажите на то, что она не соответствует схеме, которую он заполнил.

Перед игроками карты лото. У ведущего маленькие карточки. Показывая карточку игрокам, ведущий задает вопрос в такой форме, чтобы ответ мог предполагать присутствие в нем нужного предлога.

Например, «У чего стоит цыпленок?», «С чего падает яблоко?» Добивайтесь полного ответа на вопрос: «Цыпленок стоит у лужи», «Яблоко падает с ветки». Если ответ составлен правильно, то игрок забирает карточку и закрывает ею соответствующее поле.

Победитель оценивается не только по заполненным полям, но точным ответам.

Игровым материалом являются только маленькие карточки. Взрослый создает несколько групп карточек. Их можно заготовить заранее, перед игрой. В одну группу входят три карточки с одним предлогом, а четвертая — с другим. Раскладываете перед ребенком карточки одной группы. Предлагаете ему найти лишнюю и объяснить свой выбор.

Взрослый выкладывает перед ребенком три маленькие карточки на разные предлоги. И предлагает подобрать к схеме подходящую карточку.

Количество участников игры — 2-3 человека. У них по одной большой карте. Перед игроками лежат все маленькие карточки. Задача — отобрать все карточки в соответствии со своей схемой.  По сигналу дети начинают заполнять клетки игрового поля маленькими карточками. Кто быстрее всех справится с заданием, побеждает.

Важно

а) Отберите карточки с одним предлогом. Предложите ребенку описать действия на картинке. Не забывайте, что ребенок должен составить полное предложение с использованием предлога.

б) Задание то же. Только для описания картинок используйте карточки с любыми предлогами.

Скачивайте игру ЗДЕСЬ.

Еще много вариантов игры можно придумать. Фантазия на Вашей стороне.

Главное — детям должно быть интересно, не скучно, радостно.

Успехов Вам в изучении предлогов!

Источник: https://mishutkina-shkola.ru/igra-predlogi-dlya-doshkolnikov/

Знакомство дошкольников с предлогами

По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи.

Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – метоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги.

Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».

На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с».

В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о».

Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово.

И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова.

Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении

Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

Читайте также:  Как научить ребенка буквам русского языка - воспитание и игры

ИГРА С ПРЕДЛОГАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ. «КОТЯТА».

Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)

Прочитайте ребенку стихотворение и попросите его спрятать котяток (куда котята спрятались, малыш узнает из стиха). Затем спросите, откуда выбежал Снежок? (из сапожка) А Мурзик откуда выпрыгнул? (Из корзинки). Матрешка откуда спрыгнула? А Василинка? А откуда выбежал Гришка ? (Из шкафа).

Совет

Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать и называть, где они находятся. Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

Стихотворение к игре с предлогами «Котята»

Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки:
Первый прыгнул в сапожок — Котик маленький Снежок.

Мурзик спрятался вкорзинке,

А под столик Василинка. С синим бантиком Матрёшка

Притаилась у окошка.

Ну, а самый шустрый Гришка В шкаф забрался, шалунишка! Вот как малые котятки Поиграть решили в прятки. Очень долго их искали, Только где они, не знали, Лишь потом, к молочной миске Прибежали быстро киски. Раз, два, три, четыре, пять —

Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

Игры с предлогами всегда очень интересны и занимательны! Желаю Вам и Вашим малышам успехов в овладении родным языком!

Источник: https://b39.tvoysadik.ru/site/pub?id=98

Система игр на закрепление предлогов

Автор: Учитель — логопед  Паршакова Надежда Владимировна

Город Нижний Новгород МБДОУ № 2 «Берёзка»

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.

«Чудо день»

Цели:

  1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
  2. Использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в.

Оборудование: настенное панно – дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.

Воспитатель предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречения.

Вопросы:

  • Сколько гусениц с левой стороны дерева, сколько с правой?
  • Сколько гусениц ползёт вверх, а сколько вниз?
  • Где находятся облако, цветок по отношению к дереву?
  • Усложнение. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.

«Теремок»

Цели:

  1. Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
  2. Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование: картинка с домиком; в окошках домика — жильцы.

Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под белочкой?»

«Заселите домики»

Цели:

  1. Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Воспитатель предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.

«Маленькие слова в гостях у Мухомора»

Цели:

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Воспитатель предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.

«Прятки»

Цели:

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.

Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети отыскивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

  • Кто спрятался выше всех?
  • Кто ближе к нам?

    «Зашифрованное письмо»

Цель:

Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений.

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Воспитатель предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка- схема предлога из-за – шкаф); ребёнок составляет предложение: «Мышка выглядывает из-за шкафа». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

Ещё по данной теме: 

Источник: http://logopeddoma.ru/publ/metodicheskie_razrabotki/igry_dlja_razvitija_rechi/sistema_igr_na_zakreplenie_predlogov/22-1-0-189

Ориентировка в пространстве: предлоги

Рейтинг:  5 / 5

 Лето – удобное время поработать над ориентировкой в пространстве. Ориентировка в пространстве – навык, базовый (подчёркиваю!) для любого обучения. Это значит: чему бы ребёнок не учился, навык ориентировки в пространстве будет ему помогать.

Именно поэтому он заслуживает большого и особого внимания.

Содержание

Пространственная ориентировка у дошкольников

Последовательность формирования ориентировки в дошкольном возрасте следующая.

  1. малыш осваивает собственное тело (схему тела);
  2. потом переходит к окружающим предметам – учится выделять их различные стороны: переднюю, тыльную, верхнюю, нижнюю, боковые;
  3. далее учится определять пространственное расположение предметов относительно себя;
  4. к школе осваивает ориентировку на плоскости, проще говоря, тетрадный листок.

Все эти навыки обязательно должны сопровождаться появлением и применением в речи словесных определений пространственных отношений: вперед–назад, вверх–вниз, направо–налево и прочее.

Полезно, чтобы к началу школьного обучения в речи детей появились и правильно применялись ещё 2 группы слов, обозначающих ориентировку в пространстве:

Предлоги в картинках

Обучение дошкольника (да и младших школьников) должно быть наглядным. Существует много разных вариантов графического изображения пространственных отношений. Они изображаются в виде карточек-схем.

Предлогов в русском языке много.

Не все они доступны дошкольникам. К школе полезно усвоить две группы.

  1. Предлоги, отражающие многообразные статические пространственные отношения предметов (в том числе и человека).
  2. Предлоги, передающие направление движения либо указывающие местонахождение предмета во время движения.

Предлоги в русском языке первой группы (статические)

Предлоги в русском языке второй группы (на движение)

Работая с предлогами, полезно соотносить карточки-схемы с картинками.

Игры на закрепление предлогов

Наиболее эффективно умение ориентироваться развивается в игре.

Подбери пару

Распечатать предложенные или составить свои наборы. Рассмотреть. Выяснить, что происходит на картинках, почему рядом с картинкой нарисована именно такая карточка-схема. Разрезать, перемешать. Предложить ребёнку выложить карточки-схемы в столбик (мало кто знает как это) и подобрать к каждой из них карточку с сюжетом.

Действие – карточка схема

Возьмите книжку и ручку. Выполняйте следующие манипуляции, а ребёнок называет действие и подбирает карточку-схему. Каждый раз задаём вопросы: «где находится ручка?» и (если уместно) «откуда ручку достанем?»

  1. Ручка на книжке
  2. Ручка под книжкой
  3. Ручка в книжке
  4. Ручка за книжкой (книжку ставим вертикально)
  5. Ручка над книжкой
  6. Ручка справа от книжки. Перемещаем через книжку на левую сторону.
  7. Ручка между книжками

Игра «Сделай по команде»

Взрослый даёт команду, ребёнок выполняет: руки за спиной (откуда руки достанем?), на голове, над головой, за головой (откуда руки достанем?), под подбородком, перед грудью. Голова между ладонями. Достань ухо через голову.

Будет здорово, если дети сами нарисуют простенькие сюжеты на заданный предлог.

Малышам будет интересно посмотреть на видео

Этого слова пугаются все, кроме логопедов, потому что никто не помнит, что это такое есть. А на самом деле всё очень просто.

Наречия, которые полезно ввести в словарь подготовишек, – это слова, отвечающие на вопросы:

«Пространственная» терминология окружает нас повсюду. Поэтому не требуется искать какой-то особый материал для занятий с детьми. Важно только учить детей использовать предлоги и наречия до тех пор, пока они не станут применять их в спонтанной речи. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/podgotovka-k-shkole/orientirovka-v-prostranstve-predlogi

Игры на знакомство для детей

Что такое игры на знакомство? Их цели и задачи

Какие бывают игры на знакомство для детей?

Игры на знакомство для дошкольников

Игры для знакомства детей младшего школьного возраста

Игры на знакомство для подростков

Необычная игра на знакомство (видео)

Одна из задач родителей и педагогов научить детей знакомиться, налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Ребенок, не умеющий знакомиться, не сможет быстро адаптироваться в новых коллективах, рискуя стать одиноким или даже изгоем, взрастить чувство неуверенности в себе и своих силах.

В первый раз придя в группу детского сада, в новый класс, приехав в детский лагерь, ребенку очень важно наладить контакты, обзавестись друзьями. От того, насколько успешно он вольется в новый коллектив, зависит не только его психологическое благополучие, но и темп физического и интеллектуального развития.

Помочь детям не бояться новых знакомств, воспитать у них стремление обзаводиться новыми друзьями, призваны специальные детские игры на знакомство.

Что такое игры на знакомство? Их цели и задачи

Это вид игровой деятельности, направленный на создание благоприятной обстановки в группе детей, которые не знают друг друга.

Пригодятся игры на знакомство:

  • в летнем лагере;
  • в школьных классах или группах детского сада, сформированных недавно;
  • в детском организованном коллективе, где ребята еще не знакомы друг с другом.

Они необходимы, если группе детей предстоит продолжительная совместная работа или общее проживание.

Игры на знакомства способны оказать помощь в решении следующих задач:

  • создать атмосферу благоприятствующую общению детей, узнаванию нового друг о друге, сближению;
  • сформировать чувство общности, атмосферу сотрудничества и поддержки (это особенно важно для тех детей, которые бояться проявить себя, некоторые не могут даже просто поднять руку, чтобы дать ответ учителю);
  • снять стресс, напряжение, скованность, сопровождающие в той или иной степени каждого члена нового коллектива.

Какие бывают игры на знакомство для детей?

Игры на первичное знакомство проводятся в первый день объединения детей. Их задача – дать ребятам представление о товарищах, способствовать тому, чтобы незнакомые сверстники стали для ребенка не чужими.

Такие игры учат запоминать имена и внешность участников группы. Кроме того, они помогают отметить активистов, которые неизменно проявляют себя юмором и общительностью.

Ведущий выделяет и застенчивых детей, чтобы найти к ним индивидуальный подход и помочь начать общение.

Игры на вторичное знакомство нужны для углубленного изучения личности товарищей. Они формируют взаимосвязи между детьми. В таких упражнениях используются приемы, которые помогают узнать об увлечениях, любимых занятиях ребят. Они проводятся после того, как участники уже немного освоились в коллективе и привыкли к новой обстановке.

Читайте также:  Английский алфавит в стихах для детей - воспитание и игры

Игры на знакомство для дошкольников

Для дошкольников взрослый – безоговорочный авторитет, и если педагог доброжелательный и эмоциональный, малыши примут участие во всех мероприятиях, какие он предложит. Игры на знакомство для детей дошкольного возраста должны быть короткими, цикличными и динамичными.

«Дошкольный» тип мышления – наглядно-действенный. Поэтому работая с детьми этого возраста, в играх нужно использовать наглядный материал – игрушки, картинки и веселую музыку.

При соблюдении этих условий игры на знакомство в детском саду могут использоваться для детей любого возраста, даже в том случае, если они еще не умеют говорить. 

Игры для знакомства детей младшего школьного возраста

В возрасте 7-10 лет дети по-прежнему очень любят всевозможные коллективные игры и игровые задания. У младших школьников, хорошо развито воображение, поэтому они меньше малышей нуждаются в наглядных материалах, а больше – в творческих и словесных видах игр. Помните об этом, организуя игры — знакомства для детей начальных классов.

Игры на знакомство для подростков

Педагог, работая с подростками, должен помнить об их ранимости и быть максимально доброжелательным. Нужно учитывать и то, что в этом возрасте важно тактильное взаимодействие и гендерное общение. Если вы будете проводить знакомство с детьми в игровой форме с учетом этих факторов, успех мероприятия гарантирован.

Момент, когда дети оказываются в незнакомом коллективе, для них является очень сложным. Чтобы оказать ребятам поддержку, педагоги и проводят игры на знакомство.

Обратите внимание

Детям, которые переживают период адаптации к новому коллективу, такие игры помогут наладить дружеские отношения в короткий срок. Здесь мы собрали самые интересные игры на знакомство для детей всех возрастов.

Надеемся, что они помогут вам превратить знакомство детей в легкий и интересный процесс.

Необычная игра на знакомство

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8494-igry-na-znakomstvo-dlya-detej.html

«Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением зрения на логопедических занятиях»

Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре, и затрагивают речь как целостную систему.

Как известно, 80% окружающего мира познается путем зрительного восприятия, поэтому формирование речи детей с амблиопией и косоглазием протекает на патологической основе восприятия окружающего мира и общения с окружающей средой.

При поступлении в наш детский сад 100% детей имеют патологию зрения; 90-95% детей страдают недоразвитием речи, проявляющихся в самых разнообразных формах: дизартрия, заикание, общее недоразвитие речи, ФФН, нарушение звукопроизношения и другие.

Нарушение зрения тормозит развитие речи дошкольника. Недостаточность чувственного опыта у детей может проявляться своеобразием речевого развития: отсутствием необходимого запаса слов; вербализмом; эхолалией; ранним недоразвитием речи; отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.

Дети обладают малым запасом предметных и пространственных представлений, неумением обозначать в речи, воспринимаемые пространственные признаки и направления пространства. У детей отмечается ограничение возможностей познавательной деятельности.

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения.

Дети с нарушением зрения недостаточно владеют схемой тела; не имеют достаточно четкого словаря, отражающего направления движения, и ясных представлений о направлении движений; наблюдается неустойчивость, неточность, фрагментарность, малая обобщенность пространственных представлений.

Вследствие нарушений пространственной ориентировки у детей формируется своеобразное представление об окружающей среде, не отражающее реальных пространственных связей между предметами.

Важно

Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с пространственным значением с падежными формами.

Семантическая система предлогов отражает сложную область отвлеченных отношений, содержит понимание связей между предметами, признаками, действиями.

Из-за нарушения зрительного восприятия употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с нарушениями речи и зрения. Специфичность выражается как на уровне понимания, так и употребления.

Экспрессивный аграмматизм проявляется нарушениями предложно-падежных форм существительных с пространственным значением.

Дети допускают ошибки при употреблении предлогов: замены, искажения предлогов и окончаний существительных в устной речи, пропуски предлогов и падежных форм, неправильный выбор падежных окончаний, слитное написание предлога с последующим словом на письме; ошибки в понимании пространственных предлогов-антонимов: «из-за – из-пол», «над – под», «от – к», «за – перед»; отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения; не замечают ошибочно употребленных предложно-падежных форм; наблюдается несформированность грамматической категории падежа.

Проблема компенсации нарушений речи и зрительного восприятия или трудностей, обусловленных ими в развитии речи ребенка, формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением зрения и речи является одной из важных сторон коррекционно-логопедической работы.

Основной целью работы детского сада является – подготовка детей к успешному обучению в школе.

Цель коррекционно-логопедической работы: формирование активной речи детей; формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании и предложении.

Задачи:

1. Развитие речи: развитие и совершенствование лексико-грамматических категорий, фонематического слуха и связной речи, формирование правильного звукопроизношения.

2. Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения:

Совет

а) наблюдения над смысловым значением предлогов, уточнение представления детей о предлоге как отдельном слове;

б) ознакомление с синтаксической ролью предлога.

3. Развитие зрительного и слухового восприятия, активизация и совершенствование зрительных функций.

Для оптимизации обучения, используются такие формы и приемы работы, которые помогут задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов. Выполняя функцию компенсирующих, они вызывают живой интерес у детей, помогают осуществить плавный переход от игры к учению.

Мною была сделана выборка дидактических игр и упражнений, направленных на формирование предложно-падежных конструкций, предлагаемых различными авторами: В.И Селиверстов, А.К. Бондаренко, Г.С. Швайко, В.В. Волина, Е.А. Левчук, Н.В. Серебрякова, О.С. Яцель и др.

Каждая игра, упражнение должны нести коррекционную направленность: реализовать не только основную задачу (формирование предложно-падежных конструкций и пространственных представлений), но и помогать развивать речь, зрительные функции и другие задачи, которые ставятся на логопедических занятиях.

Работа по формированию предложно-падежных конструкций пространственного значения включается на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия.

На лексико-грамматическом занятии дошкольники познают лексическое и грамматическое значение предлогов. На занятии по обучению грамоте дети учатся печатать эти предлоги. На занятиях по развитию связной речи предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.

Чтобы детям было легче усвоить значения предлогов, в работе используются графические схемы. Дети не только запоминают предлог, его значение, но и соотносят со схемой, опираясь на зрительный образ.

Обратите внимание

 Работа над предлогами проводится поэтапно и имеет различные направления. Поэтому игры я постаралась разделить по группам, в соответствии с целями и задачами которые ставятся на данном этапе работы:

— игры, направленные на понимание предлогов и определение пространственного расположения предметов;

— игры на использование пространственных предлогов в словосочетаниях и фразах;

— игры на закрепление предложно-падежных конструкций в предложении;

— игры на закрепление предложно-падежных конструкций в связной речи.

Работу по формированию у детей предложно-падежных конструкций начинаем с игр и заданий, направленных на определение пространственного расположения предметов выраженных предлогами пространственного значения. На занятиях мы играли в игры: «Стройся», «Умей найти своеместо», «Вокруг стула», «Стройка».

Эти веселые игры помогают уточнить и закрепить понимание детьми пространственных предлогов. Помогают ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи.

Затем детям предлагаются задания на понимание обобщенного значения предлогов. «Книга лежит на столе, а где еще она может лежать? (на стуле, на окне…) Мяч упал под стол. Куда еще он может укатиться? (под шкаф, под диван…) Играем в игры: «Куда закатился мячик», «Солнечный зайчик», «Куда приземлился самолет?», «На какойлисточек села божья коровка?» и др.

Для развития пространственных представлений, развития внимания, памяти и мышления на занятиях часто используем ребусы со скрытыми предлогами.

В работу обязательно включаю упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций. С детьми учимся составлять предложения по демонстрации или по аналогии. При этом использую подстановочные упражнения, вставить пропущенный предлог; игры направленные на нахождение и исправление ошибок; употребление предлогов с противоположным значением.

Продуктивными, в работе по освоению ориентировки в пространстве между объектами и развитию предложно-падежных конструкций пространственного значения показали себя игры по нахождению предмета (буквы) в таблице. Дети называют расположение предмета по отношению к другому: под, над, между и т.п. Играем в игры «Магазин», «Расставь пальчики», «Веселая азбука».

Цель этих игр, чтобы показать детям, что предмет имеет различное пространственное положение по отношению к другим предметам, об одном и том же предмете можно сказать, используя различные предложно-падежные формы.

Важно

Некоторые игры, такие как, «Где что растет?», «Куда закатился мячик?», «Солнечный зайчик», «Где я увидел животное» и др., проводятся с опорой на зрительный анализатор.

Например, в игре «Где я увидел животное» упражняем детей в правильном употреблении предлога «в», закрепляем названия животных в контурномизображении, развиваем сенсорные эталоны, ориентировку в малом пространстве, развиваем зрительные функции формо и цветоразличительную. Эта игра позволяет решать различные коррекционные задачи.

Основная масса игр носит вербальный характер, что наиболее актуально на логопедических занятиях. Игры: «Скажи наоборот», «Незнайкины ошибки», «Где мы были, что видали», «Поймай предлог», «Представлялки» и др. проводятся в устной форме с опорой на слуховой и речедвигательный анализаторы.

Очень важно, чтобы в ходе занятия, игры ребенок был активно действующим лицом, поэтому в занятия я включаю различные виды практических работ, что позволяет задействовать наибольшее количество сохранных анализаторов в работе по формированию ориентировки в пространстве и использованию в речи предлогов.

Игра «Лото»: на карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под другим предметом и т.д.  Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают ее соответствующей схемой предлога, называя расположение мяча (мяч под стулом).

Наиболее сложными, но в то же время самыми любимыми детьми являются игры с использованием различных планов-схем: «Юный архитектор», «Ехали мы, ехали», «Поиск сокровищ» и др.

Эти игры помогают совершенствовать ориентировку в малом пространстве, закрепить использование предложно-падежных конструкций в речи детей, позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их речевого развития (для каждого ребенка подбирается свой план-схема, с учетом трудности задания).

Важно, чтобы все действия детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений и положений сопровождались их словесными обозначениями. Только в этом случае – на основе полисенсорного восприятия пространства, закрепленного в слове, у детей создается обобщенный образ пространства.

Дети в процессе обучения совершенствуют ориентировку в большом и малом пространстве, выражение пространственных отношений в речи. Занятия и игры способствуют созданию у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства и его вербализованности.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/3062-formirovanie-predlozhno-padezhnykh-konstruktsij-prostranstvennogo-znacheniya-u-detej-s-narusheniem-zreniya-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.html

Игры с предлогами. Грамматические игры с детьми 3-6 лет

Игры с предлогами. Грамматические игры с детьми 3-6 лет

Откуда и куда

Эту игру отлично использовать на улице и опять же в дороге. Скажите своему ребенку, что вы хотите поиграть во внимательного наблюдателя и фантазера одновременно.

Цель игры: учимся употреблять существительные с предлогами В и ИЗ, НА и С

Предлагаем ребенку обращать внимание на все, что окружает его вокруг. Вы задаете малышу вопрос, а он должен либо выдумать ответ, то есть ответить предположением, либо ответить на вопрос тем, что видит.

Пример: Куда идет мальчик?  Наверно, в гости, в кино, и прочее.

Откуда возвращается мальчик? Из школы, из магазина и так далее

Откуда спрыгнула  кошка? С дерева.

Откуда выехала машина? Из гаража…

И все в таком же духе. Старайтесь подбирать вопросы таким образом, чтобы задействовать все предлоги: В, ИЗ, На, С

Читайте также:  Игра - все профессии - воспитание и игры

Кто с кем? Кто с чем?

Теперь потренируемся соединять слова предлогом С, смысл такой же, как в предыдущей игре. Гуляя обращайте внимание на окружающих вас людей и предметы и задавайте малышу вопросы.

Цель: учимся употреблять существительные с предлогом С.

Пример: С кем идет мама? С дочкой

С чем в руках идет дядя? С сумкой

С кем играет в песочнице мальчик? С девочкой и так далее

Что внизу?

Цель:  учимся употреблять предлоги ПОД и ИЗ-ПОД.

Именно этой игрой можно показать ребенку разницу между этими двумя предлогами. Поиграв немного, малыш быстро начнет ориентироваться, когда употреблять предлог ПОД, а когда ИЗ-ПОД. Если вам сложно найти примеры на улице, возьмите любимую игрушку ребенка и поиграйте с ней. Игрушка будет с вашей помощью перемещаться в пространстве, а ребенок будет комментировать ваши действия.

Пример: Куда залез мишка? Под коробку

 Откуда вылез мишка? Из-под стула. И так далее

Скажи, кто где

Цель:  учимся употреблять предлоги НА, В, ПОД

Если в предыдущей игре «Откуда и куда» мы использовали предлоги, связанные с направлением движения предметов, то сейчас обозначаем месторасположение предметов. В этой игре можно задавать вопросы, как на улице, так и дома. Отличие лишь в том, что дома вы можете обыграть один предмет в разных местах, а на улице вы ограничены фактической действительностью.

Источник: http://sertolovo-detki.ru/igri/igri-so-slovami/igryi-s-predlogami-grammaticheskie-igryi-s-detmi-3-6-let

Формирование навыка правильного употребления предлогов у дошкольников Подготовила учитель – логопед Сятчихина М.Г. г. Пермь 2015. — презентация

1 Формирование навыка правильного употребления предлогов у дошкольников Подготовила учитель – логопед Сятчихина М.Г. г. Пермь 2015<\p>

2 Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев, у старших дошкольников, при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматического строя языка может отличаться от нормы. У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях, без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.<\p>

3 При определении этапов работы над предложно- падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и др.<\p>

Совет

4 При этом надо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:<\p>

5<\p>

6<\p>

7<\p>

8<\p>

9<\p>

10<\p>

11<\p>

12 Таким образом, к косвенным падежам относятся следующие предлоги:<\p>

13 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ. Работа над предлогами проводится поэтапно: 1. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами. Например: Даем детям «усеченное» задание: — Положи кружок… стол, а грибок… стул. И спрашивает: -Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушай ещё раз: «Положи кружок на стол, а грибок под стул. — Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются? На данном этапе, мы учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.<\p>

14 Следует отрабатывать такие пары предлогов – антонимов: в — из, на — с, под — из- под, за — из-за; дифференциация предлогов на — над, по — под, над — под<\p>

15 Кто сидит на стуле, а кто под стулом?<\p>

16 Кто находится под деревьями, а кто на деревьях? Кто из животных находится выше, а кто ниже?<\p>

17 Кто находится выше зайчика, а кто ниже?<\p>

18 Кто находится в реке, а кто у реки? Кто находится на левом, а кто на правом берегу реки?<\p>

19 Кто сидит на пеньке, а кто около забора?<\p>

20 Какой предмет лежит в коробке, а какой около?<\p>

21 Что лежит в тарелке, а что около?<\p>

22 Покажи кошку в доме и собаку около дома<\p>

23 Какой утенок плавает в озере, а какой гуляет около озера? Какая лягушка сидит на листочке, а какая сидит около озера?<\p>

24 Что находится в коробке? Что около коробки? Что за коробкой? Что перед коробкой?<\p>

25 Кто на заборе? Кто за забором? Кто перед забором?<\p>

26 Играем в загадки, например:<\p>

27 Какая игрушка стоит рядом с курочкой, какая рядом с юлой?<\p>

28 2. Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить Например, слова ПОД или НА — Услышав их, в ряду предлогов: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши. -Можно попросить ребенка найти определенный предлог в текстах сказок. Например: «ДОГОНЯЛКА» Скачет белка по лесу, грибы на зиму собирает, а навстречу ей лиса бежит: Белка, белка, что ж ты от меня не убегаешь, я ведь могу тебя схватить! Нет, лисонька, не догонишь! Я ОТ тебя С полянки НА горку, С горки К кустикам, ОТ кустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К дереву и НА дерево, С дерева НА дерево и В дупло! Ой ли, белка, догоню! не верит лиса. Лови, кумушка! только и мелькнул беличий хвост: С полянки НА горку, С горки К кустикам, ОТ кустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К дереву и НА дерево, С дерева НА дерево и сидит уж белка У своего дупла НА ветке. НА лису сверху смотрит и смеётся: Что ж не догоняешь? Или забыла, что лисы ПО деревьям не лазают, С ветки НА ветку не скачут?! Ничего лиса не ответила, пушистым хвостом махнула и убежала. Т. Шуйская На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.<\p>

Обратите внимание

29 3. Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов Например: НА, ПОД — Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? ( На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.). (При этом взрослому следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом). Данные игры и упражнения помогут Вашему ребенку правильно использовать предлоги в своей речи!<\p>

30 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1044146/

Знакомство первоклассников с предлогами и союзами на уроках обучения грамоте (статья)

Знакомство первоклассников с предлогами и союзами на уроках обучения грамоте

Учитывая уникальную способность и повышенную восприимчивость детей раннего возраста к усвоению норм языка, я пришла к выводу: с некоторыми языковыми явлениями нужно знакомить малышей в доступной форме как можно раньше.

В период обучения грамоте, знакомя ребят с буквами »у», »с», «в», помогая подбирать слова, начинающиеся с этой буквы, я говорю детям, что в русском языке есть маленькие слова –крошки: «у», «в», «с».

Для лучшего понимания можно использовать наглядность (рисунки с буквой «с».(рис.12,3 и предложить детям составить предложения. Ответы детей: « Я люблю чай с конфетами».

«Девочка с мальчиком сажают деревцо». « Кошка играет с собакой». При этом голосом выделяли предлог «с». На другом уроке показала учащимся ещё одну модель с предлогом «с».

(рис.4, 5).Дети составили предложения: «Подушка упала с кровати». «Кошка спрыгнула со стула».

Первоклассники заметили, что наряду с предлогом «с» употребляется предлог «со»: со стола, со стула.

Я сообщила детям, что «с» и «со» дружно уживаются в одной модели, но при разных словах и предложила им заменять предоги: «со» на «с», а «с» на «со». Ребята приняли моё предложение как игру.

При изучении буквы «в» учащиеся параллельно познакомились с предлогом «в». На доске я прикрепила рисунки школы, кинотеатра, цирка. Детям предложила закончить предложения: «Ребята пошли в (школу)». « Маша любит бывать в (цирке)».

Затем ученики составляли предложения по модели, которая дана на рис. 6 ,7. В дальнейшем они определили, что если после предлога следует слово со стечением согласных в начале слова, то удобнее произносить «во»: «во дворе».

Важно

На последующих уроках дети встретились со знакомыми и незнакомыми предлогами, где я попросила желающих доказать, почему предлоги пишутся раздельно. Ответы детей: «Пишу «под берёзой» раздельно, потому что могу заменить второе слово: «под сосной, под елью».

Для ознакомления учащихся с одиночным союзом «и» между однородными членами также использовала модель, представленную на рис. 8, 9, 10, и вводила на первом же уроке, на котором изучалась буква «и».

В правописании слов с предлогами и слов с одиночным союзом «и» ученики моего класса ошибок практически не допускают. И в этом большую помощь оказывает систематическая работа по опережению изучаемого материала в период обучения грамоте.

На уроках русского языка первого года обучения я вновь возвращаюсь к изучению предлогов. И эта тема уже не воспринимается детьми как что-то им неизвестное. Они рады, что могут активно участвовать в игре-уроке. Интересна для этого возраста игра «Угадайка».

В данном случае учащиеся угадывают, есть ли в предложении слово-крошка. Учитель читает короткий текст, а ученики хлопают в ладоши, если в предложении встретился предлог. Можно попросить детей устно дома составить небольшой рассказ о своей семье, в котором будут употреблены предлоги. «У меня большая семья.

Есть братья и сёстры. Мы часто играем в подвижные игры».

Также можно использовать материалы из детской периодической печати, так как в них часто приводятся яркие, красочные иллюстрации. Например потешка из журнала «Весёлые картинки»:

«-Как зовут тебя?-

Спросили у кота.

-Зовут Василий.

-А фамилия?-

Спросили у кота.

Молчит Василий.

-Почему молчишь, Василий?

У кота ответ готов:

-Нет фамилии.

Фамилий не бывает у котов». Дети смеются. На вопрос, какая строчка понравилась, цитируют последнюю фразу. Её и записываем, объясняя правописание предлогов «у котов».

Приведу загадки, отгадки которых нужно непременно писать с предлогом.

«-У кого одна нога,

Да и та без башмака»?

(У гриба).

«-Где вода стоит столбом»?

(В колодце).

Отгадки дети записывают полным ответом: « У гриба одна нога, да и та без башмака». «Вода столбом стоит в колодце». Объясняем написание предлогов.

Совет

Очень нравится первоклассникам составлять предложения со словарными словами не сразу, а постепенно; сначала записали три слова, потом активно добавляли ещё новые слова. Например: В портфеле лежит пенал, тетрадь, линейка, карандаши . На тему «Овощи» получилось следующее предложение: « В огороде растёт картофель, морковь, капуста, помидоры, огурцы.»

Привлекла первоклассников и такая самостоятельная работа, как конструирование пред-

ложений по заданной схеме на определённую тему. Здесь я должна оговориться: все незнакомые слова дети спрашивали у меня. К этому нужно приучать детей с первых дней

во избежание ошибок в тетрадях.

Я предложила учащимся составить предложения о книге:

В ———-должна быть ————.

У ————красивая и яркая————.

На ———— ———— ————-.

По ———- ————- ————-.

В этой работе ярко проявился уровень развития речи учащихся. Если в первом предложении дети ежинодушно вставили слова «книге» и «закладка», а во втором – «книги», «обложка», то в двух последних предложениях были более зрелые суждения

« На книге нельзя рисовать». « По книге узнают ученика».

Вот так мы ищем, находим, радуемся своим достижениям.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/znakomstvo-pervoklassnikov-s-predlogami-i-soyuzami-na-urokakh-obucheniya-gramote-statya.html

Ссылка на основную публикацию