Знакомимся с понятиями: справа, слева, сверху, снизу — воспитание и игры

План-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

ТЕМА: «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СЛЕВА, СПРАВА»

ЦЕЛЬ:

Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева.

ЗАДАЧИ:

1)Формирование  мыслительных операций (анализа, сравнения, аналогии).

2) Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

        3) Повторить геометрические фигуры.

4) Повторить цвета.

        5) Закрепить словообразование (образование прилагательных).

Материалы к занятию:

Демонстрационный – картинки: ёлка, рябина, заяц, белка, лиса, волк, медведь, ёжик.

Раздаточный – геометрические фигуры: красный круг, синий треугольник (пластмассовые), зеленый квадрат, желтый овал (бумажные).

Ход занятия:

         I.Математическая разминка.

Веселый счет.

В группу к нам вошла Маринка,

За нею – Иринка,

А потом вошел – Игнат.

Сколько было всех ребят?

— В каком порядке они входили в группу?

— Сколько девочек, мальчиков?

II. Формирование пространственных отношений.

1) Пространственные отношения: правый, левый.

— Поднимите вашу «главную» руку, которой вы держите ложку, рисуете, вышиваете. Назовите её.

        При обсуждении этого задания воспитатель помогает каждому ребенку уточнить для себя, какая рука у него правая, а какая – левая. (Для левши «главная рука – левая.)

— Оглянитесь вокруг себя. Что находится справа от вас, слева от вас?

Обратите внимание

        Один ребенок выходит к доске, поворачивается к группе спиной и по команде воспитателя поднимает правую руку, затем левую руку. Остальные дети, сидя на своих местах, выполняют  те же команды.

Ведущий поворачивается лицом к группе, и все выполняют те же команды.

— Что вы заметили? (получилось как бы зеркальное изображение)

        2) Игра «Динамические картинки»

— Какое сейчас время года? (Зима). Сейчас мы с вами превратимся в художников и нарисуем картинку про зимний лес. Но сначала нужно отгадать загадки.

-Что медведь и ёжик делают зимой?

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                                  (Ёлка)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью одевала

Красные кораллы.

                 (Рябина)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

                                 (Волк)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

                    (Медведь)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

                                   (Белка)

Хирая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

Как зовут её?

                                 (Лиса)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.        

Иголок очень много,

А нитки – ни одной.

(Ёж)

 Вот и все готово для нашей картины.

        Посередине лесной опушки растет ёлка. Справа от ёлки растет рябина. Заяц сидит слева от ёлки. Норка ежа между ёлкой и рябиной. Белка сидит на ёлке. Лиса идет к ёлке, а волк идет от ёлки. Берлога медведя за ёлкой.

        III. Физкультминутка.

— Мишка, мишка — косолапый

Покажи дорогу нам.

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Хлопай правою рукой,

Хлопай левою рукой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

        IV. Пространственные отношения: слева, справа (закрепление)

1)Игра:  «Геометрическое лото»

        У каждого ребенка на столе геометрические фигуры – красный круг, синий треугольник, зеленый квадрат, желтый овал.

— Рассмотрите фигуры, которые лежат на столе. Назовите их.

— Из чего сделаны круг и треугольник? (Из пластмассы). Значит они какие? (Пластмассовые). А квадрат и овал…(Бумажные)

        — Положите перед собой желтый овал, справа от него – синий треугольник, а слева от овала – зеленый квадрат.

— Какая фигура осталась? Выберите для нее место и назовите, где она лежит.

Дети выполняют все действия самостоятельно. В это время можно оценить уровень усвоения каждым из них пространственных отношений левый, правый.

2)Работа в тетради.

№1 стр.18

Дети объясняют, какой шарик в какой лапке у зайчика. Затем они наблюдают какие изменения произойдут, если зайка повернется к ним лицом, раскрашивают шарики.

V.Итог занятия.

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте научим Зайку песенке-танцу «Буги – вуги», что бы он запомнил, где право, а где лево.

Зайка благодарен вам за помощь. Он знает что вы любите рисовать, и предлагает вам закончить узоры внизу страницы.

МДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 47»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Область —  познание (ФЭМП)

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СПРАВА, СЛЕВА

Подготовила и провела

воспитатель  Салапанова

Татьяна Геннадьевна

08.12.2011г.

г. Электросталь

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/10/14/prostranstvennye-otnosheniya-sprava-sleva

Конспект занятия по математике для детей 6 лет Тема: «Ориентировка в пространстве: справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу»

Конспект занятия по математике для детей 6 лет

Тема: «Ориентировка в пространстве: справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу».

Цель: Сформировать умения детей правильно ориентироваться в пространстве,

правильно воспринимать такие характеристики пространства, как:

справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.

Структура занятия

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученного материала:

а) Игра «Кто внимательный»

б) Игра «Динамические картинки»

в) Игра «Муха»

г) Работа с карточками.

3 Физкультминутка: Минутка для отдыха

4 Основная часть

а) Задачки – шутки.

б) Работа с карточками.

в) Игра «Найди двух одинаковых божьих коровок».

г) Игра «Сколько?»

5. Итог занятия

Материалы к занятию:

Демонстрационный: Динамические картинки Раздаточный: У каждого на столе таблица и фишка («муха»), индивидуальные карточки для каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог:

— Здравствуйте, дети.

2. Повторение ранее изученного материала.

а). Игра « Кто внимательный?»

Педагог:

— Дети, а вы знаете, где правая рука, где левая? (ответы детей). — Где правая сторона, где — левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды.

— Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку — вниз.

С левой стороны находится сердце. Послушайте, как оно стучит. Вот видите, как просто: где сердце, там и левая сторона.

— Молодцы, никто из вас не ошибся.

б). Игра «Динамические картинки»

Педагог:

— Наши друзья, зверята, вышли на полянку и решили отдохнуть. Расположились, осмотрелись и увидели ёлочку.

(педагог выставляет на доске ёлочку.)

— А сейчас вы попробуйте расположить на картинке лисичку, зайчика, белый гриб, цветок, солнышко, облачко.

(Дети сами располагают картинки относительно ёлочки так, как они это «видят») Расположение картинок они проговаривают вслух, используя слова: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

в). Игра «Муха»

У каждого ребёнка на столе лежит фишка «муха», детипередвигаютфишку по клеточкам по команде педагога.)

Педагог:

— «Муха» в левом нижнем углу, затем она переместилась на клеточку вверх, на клеточку вправо и т. д.

г). Работа с карточками.

Педагог:

— А теперь посмотрите на карточку и раскрасьте стрелки, показывающие вверх — красным карандашом, вниз — синим, налево — желтым, направо — зелёным. Каких стрелок получилось больше, каких — меньше? (ответы детей)

— Молодцы, не ошиблись.

3. Физкультминутка: Минутка для отдыха.

Педагог:

— Возьмите правой рукой за нос. А левой — за правое ухо.

— А теперь хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

— А теперь левой рукой возьмитесь за нос, а правой — за левое ухо.

— Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

— А теперь все движения повторяйте в быстром темпе с самого начала.

4. Основная часть

а). Задачки – шутки.

Педагог:

Послушайтезадачки – шутки.

  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько

птиц? Ответь скорей. (Дети отвечают)

  • Сколько стоит пятирублёвая булочка? (Дети отвечают)
  • У палки два конца. Один конец отпилили. Сколько концов у двух палок? (Дети

отвечают)

  • Бревно распилили на шесть частей. Сколько надо сделать распилов? (Дети отвечают)

б). Работа с карточками.

Педагог:

Сейчас я вам раздам карточки, а вы внимательно послушайте задание.

Катина игрушка нарисована в левом нижнем углу листа. Костина – в правом верхнем, Машина — в левом верхнем, а Ромина — в правом нижнем. Найди и покажи стрелками, где чья игрушка.

— Умницы, все справились правильно.

в). Игра «Найди двух одинаковых божьих коровок».

Педагог:

А сейчас мы узнаем, кто у нас самый внимательный.

На карточке надо найти двух одинаковых божьих коровок.

(дети отыскивают одинаковых божьих коровок.)

— Молодцы, все справились с заданием.

г). Игра «Сколько?»

Педагог:

— Посмотрите, все божьи коровки кажутся одинаковыми, но на самом деле среди них есть и непохожие на других. Найдите их и сосчитайте. (Дети выполняют задание).

— А теперь следующее задание: котёнку снятся чудесные сны. Сосчитайте и запишите в табличку, сколько всего хвостов у рыбок, сколько лап у щенков. Сколько крыльев у птичек и сколько ушек у мышек. (Дети выполняют задание).

— Правильно все сосчитали. Молодцы.

5. Итог занятия.

Педагог:

— Ребята, какое задание вам понравилось?

— Что вызвало затруднение?

Источник: https://multiurok.ru/files/konspekt-zaniatiia-po-matematike-dlia-detei-6-le-1.html

Пространственные представления. Вверху. Внизу. Слева. Справа

— Любик, привет. А давай мы с тобой в интересную игру поиграем.

— В игры играть я люблю. Ну, рассказывай, что надо делать.

— У меня есть много разных картинок. И если их разложить в нужных местах, то получится одна большая картина. Вот тебе лист бумаги и картинки. Я тебе буду называть, в каком порядке надо их раскладывать, а ты внимательно слушай и выполняй то, что я говорю.

— Итак. Солнышко положить вверху слева, а облака вверху справа. Большую елку слева, а маленькую справа. Грибы снизу, справа. Пень посередине внизу, а гусеницу посадить на пень.

— Белочка, какая-то странная картинка получилась. Ты мне что-то не правильно сказала.

— Я тебе все правильно говорила, это ты не совсем знаешь, что значит «сверху», «снизу», «справа» и «слева». Да… Надо все переделывать.

— Белочка, я сам хочу все переделать. Только научи меня как.

— Хорошо. Сейчас мы с тобой будем учить где верх, низ, право и лево. Итак, начнем. Смотри вот у меня три кубика: красный, синий и зелёный. Какой кубик находится посередине или в центре?

— Синий.

— Правильно. А по бокам от синего кубика находятся красный и зеленый кубики. В математике и других науках придумали, все, что находится с одной стороны от центра называть «слева», а все что находится с другой стороны называть «справа».

— Любик, а теперь скажи, пожалуйста, с какой стороны от синего кубика находятся красный и зеленый кубики.

— Красный кубик находится слева от синего, а зеленый кубик находится справа от синего.

— Правильно. А чтобы легче было запомнить, где лево, а где право ты должен знать, что у большинства людей правая рука выполняет главную работу и работает больше, а левая рука ей помогает. Если человек стоит или сидит к нам спиной, то правая рука у него будет вот здесь.

Читайте также:  Буква в - воспитание и игры

А если человек повернется к нам лицом, то правую руку мы уже видим с другой стороны.

Многие люди правой рукой здороваются, едят, пробуют щи, делают укол, пишут. Но есть люди, которые все это делают левой рукой или и той и другой одинаково. Но таких людей несколько меньше чем тех, кому удобнее все делать правой рукой.

— Ну вот Любик, мы с тобой узнали где лево, а где право. А теперь я тебе расскажу, где верх и низ. Построй-ка ты мне из кубиков башню.

— О, это легко. Вот.

— Скажи, пожалуйста, какой кубик находится внизу?

— Синий.

— Правильно. А какой кубик находится вверху?

— Зеленый.

— Опять правильно. Видишь, ты сам все знаешь. Так вот, чтобы легче запомнить, где верх и низ ты должен помнить, что когда мы смотрим вверх то глаза или голову тоже поднимаем вверх, а когда смотрим вниз, то глаза или голову тоже опускаем вниз.

— Ой, это же так легко. Теперь я точно запомню, где право и лево, верх и низ.

— А я сейчас проверю. Вот тебе листок в клеточку, выполни моё задание. Поставь точку в верхнем левом углу, потом в нижнем левом углу, и в правом нижнем углу. Соедини эти точки, раскрась фигуру сверху вниз и назови что получилось.

— У меня получился треугольник. Вот.

— Молодец. Видишь, как все просто оказывается. Ну, теперь давай исправим нашу картину.

— Давай.

— Солнышко положи вверху слева. Большую елку слева, а маленькую справа. Грибы снизу, справа. Пень посередине внизу, а гусеницу посади на пень. Вот какая у нас красивая картинка получилась. Надо всем в лесу показать.

А ты зайчик должен запомнить, что понятия: слева, справа, вверху и внизу очень нужные и важные. Они помогают нам играть, водить машину, правильно ориентироваться, любоваться природой и даже переходить дорогу.

— Ну вот сколько мы с тобой сегодня интересного узнали. Надеюсь, ты больше не будешь путать, где право и лево, верх и низ.

— Не буду. Обещаю. А если забуду, то вспомню, что правая рука у меня работает больше, а левая ей помогает. А чтобы посмотреть вверх, надо поднять голову или глаза, а вниз наоборот опустить. Ну что ж Белочка, побегу всем расскажу, о том, что я узнал.

Источник: https://videouroki.net/video/2-prostranstviennyie-priedstavlieniia-vvierkhu-vnizu-slieva-sprava.html

Дидактическая игра на сравнение — 7. «Вверху-внизу, слева-справа»

natamarch

Ольга Ивановна, жду следующую работу на сравнение.

user14398

Наталья Александровна, начала новую, но времени не хватает доделать!

DAN64

Ольга Ивановна, всё повторила: верх, низ, лево, право. Спасибо Вам за очередную игру. Удачного учебного года.

user14398

Надежда Георгиевна, а я повторила анимированную сорбонку!

DAN64

Я это увидела. Молодец!!!

user14398

Цель — повторить всё изученное за прошедший год!

Linda

Ольга Ивановна! Большое спасибо за развивающий ресурс и продолжение серии. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.

user14398

Лидия Петровна, идеи появляются, а вреиени всё меньше становится для их воплощения!

Linda

Это точно, Ольга Ивановна.

user14398

Только вечером добралась до компьютера, по Вашим бабочкам повторила «Лупу». Хочу в новой игре применить.

Linda

Будем ждать новую игру, с новым ТП.

user14398

Я его ещё не использовала и на МК в прошлом году не попала.

Ясенька

Ольга Ивановна, спасибо за работу! Для подготовительного периода очень пригодится Ваша презентация!

user14398

Наталья Геннадьевна, для подготовишек и затеяла эту тему. Спасибо за внимание к работе!

tanyakurova_

Ольга Ивановна! Спасибо за полезный и нужный ресурс, который пригодится в работе!

user14398

Татьяна Владимировна, буду рада, если работа будет востребована в работе с детьми!

OlgaSch

Ольга Ивановна!
Чудесная идея, замечательное воплощение! Очень понравилась Ваша серия дидактических игр на сравнение! Огромное спасибо Вам и вдохновения и еще раз вдохновения, чтобы вновь удивить новыми работами!

user14398

Ольга Владимировна, рада видеть Вас на своей странице и читать позитивный отзыв! Не знаю, удивлю или нет, но новое сравнение сделала!

kommunar

Ольга Ивановна, спасибо Вам за интересную, занимательную и познавательную игру. Творческих Вам идей и вдохновения!

user14398

Светлана Викторовна, спасибо за пожелания и внимание к игре!

дети

Ольга Ивановна, Вы и Ваши работы для меня сейчас, палочка- выручалочка. Спасибо!

user14398

Галина Анатольевна, пусть мои работы принесут Вам пользу в работе с детьми! Всего хорошего Вам и Вашим ученикам!

Kulakova26

Ольга Ивановна, спасибо за развивающую игру. Сегодня с большим удовольствием поиграли с моими первоклашками.

user14398

Наталья Ивановна, рада, что игра востребована и нравится детям!

Источник: https://easyen.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/zanjatija/didakticheskaja_igra_na_sravnenie_7_vverkhu_vnizu_sleva_sprava/361-1-0-44259

Умение ориентироваться в пространстве

Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве — одна из задач развития у них математических представлений. Выделяются несколько этапов развития пространственных представлений у детей.

На первом этапе малыш не выделяет пространство, а ориентируется на себе, изучая схему своего тела, определяя его границы. Постепенно малыш учится осознавать, что у пространства есть верх и низ, предметы могут находиться далеко и близко, слева и справа от него.

И наконец, ребенок расширяет ориентацию на листе бумаги, и это уже важный шаг для дальнейшего обучения в школе.

Эти пространственные понятия начинают развиваться уже с 2-3 летнего возраста и должны сформироваться к 5-6 годам. Помните, чем раньше вы начнете знакомить малыша с понятиями пространства, тем легче он усвоит эти непростые знания.

Умение ориентироваться в пространстве очень крепко связано с развитием речи и мышления, пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка.

А осваивать их мы будем конечно с помощью игр и игровых упражнений.

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве

Начните с понятий лево-право. Если ребенок правша, то это можно легко сделать, акцентируя внимания крохи на нахождение в правой руке ложки, карандаша или иного предмета, которым он действует. Если же ребенок-левша, то для определения правой руки используйте браслетик, цветную ниточку или наклейку.

Когда кроха освоит, где у него правая и левая рука, объясните, что с этой же стороны находится и правая (левая) нога, плечо, ухо, глаз, бровь. Почаще играйте в простую игру «Лево-право»: топни левой ножкой, дай правую руку, моргни правым глазом, возьмись левой рукой за правую ногу.

В этой веселой игре малыш не только освоит право-левые понятия, но и разовьет внимание, память, мышление, реакцию.

Важно

Аналогично осваиваем понятие «верх-низ» сначала на себе: шапка вверху, ботинки -внизу; голова вверху, ноги внизу; присели-вниз, подпрыгнули-вверх. Качая малыша на качели, приговаривайте: вниз-вверх, или вперед-назад; влево-вправо. Гуляя по улице, комментируйте куда вы идете: пойдем вперед, а теперь повернем направо.

«Далеко-близко». Развить представление о понятии далеко-близко можно на прогулке: машина далеко, песочница-близко, самолет -далеко, дерево-близко. Играя с малышом дома в игрушки также работайте с этими понятиями: где кукла, далеко или близко, кубик близко, а мячик далеко. «Впереди-сзади».

В эту игру хорошо играть с группой детей, но можно и в кругу семьи и игрушек. Кто стоит впереди тебя, а кто сзади. Кто слева, а кто справа? «Найди игрушку».

Взрослый прячет в комнате игрушку, так, чтобы ребенок не видел куда, а затем задает ориентиры: вперед иди -мячик (флажок, куклу, машинку) найди; назад иди — Петрушку найди и т. д. «Кто (что) где».

Расставьте перед малышом его любимые игрушки и попросите рассказать вам, а лучше какому-нибудь персонажу, который вас навестил, например Мишке, , Незнайке, новой кукле — что стоит слева от машинки, какая игрушка находится справа от машинки; перед машинкой; за машинкой.

Малыши любят рассматривать различные картинки, воспользуйтесь этим, чтобы закрепить у них такие понятия, как «на», «под», «за», «перед».

Где сидит бабочка?

Где находится жучок?

Какой листик лежит на грибке? Какой под грибком?

Какой гриб выше, какой ниже?

Кто сидит на елочке? Кто под елочкой? Кто около елочки?

Что растет на елке? Кто летает над елкой? Кто летает над Мишкой?

Бабочка вверху или внизу? А где Зайка?

Кто стоит около речки? Кто выглядывает из речки?

Кто плывет по реке? Кто летит над водой?

Какой камыш выше, какой ниже?

Покажи большие листья на воде, маленькие листья.

Где лежит Мишка? На чем стоят тапочки? Где стоит бочка с медом?

Что висит на стене? Что ты видишь вверху картинки, а что внизу?

Где сидит серый кот? Где рыжий?

Кто вверху, а кто внизу?

Кто сидит на заборе? Кто за забором?

Кто перед забором?

Кто сидит на пеньке? Сколько цыплят справа от пенька, сколько слева?

Кто летает над Зайкой? Кто справа от Зайки, кто слева?

Что лежит в коробке? Какая игрушка находится за коробкой, а какая перед ней? Что лежит справа от коробки?

Учим ребенка ориентироваться на плоскости

Для обучения в школе необходимо в дошкольном возрасте научить ребенка ориентироваться на плоскости. Начинать такие занятия можно и нужно с 3-4 лет. Начните с доски для игры в шахматы. Приготовьте мелкие игрушки для себя и для ребенка.

Задайте малышу словесную команду сколько шагов и в какую сторону он должен сделать своей игрушкой, затем шагайте своей, комментируя собственные действия. В итоге ваши игрушки должны встретиться. Расчертите лист ватмана на 12-16 квадратиков. Играть лучше на полу.

Поставьте маленькую машинку или другую игрушку в определенной точке листа, лучше внизу. Она будет двигаться также по вашим словесным ориентирам: машинка едет две клеточки вверх, три клетки вправо.

Совет

Таким образом машинка должна доехать до какого-то определенного объекта: до гаража, магазина, дома. Количество клеток на плоскости следует увеличивать для усложнения заданий.

Когда малыш научиться легко ориентироваться на такой плоскости предложите ему усложненный графический диктант в специальной тетради. Такие диктанты рекомендуется проводить с детьми 5-7 лет. Они научат ребенка ориентироваться на листе бумаги. Благодаря им прекрасно развиваются мышление, внимание, а также это способствует подготовке руки ребенка к письму.

Источник: http://stotysyhc.ru/umenie-orientirovatsya-v-prostranstve/

Конспект занятия по формированию ЭМП. Тема: «Пространственные отношения: слева, справа»

Автор: Лукиянова Лаура Генриховна Должность: воспитатель Место работы: МДОУ «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик» Месторасположение: г. Чебоксары, Россия

Образовательная программа «Детский сад 2100»
Старшая группа.

Программное содержание:

— развивать пространственные представления: уточнить отношения: справа, слева, за, под, перед, к, от, на;

— закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат);

— закреплять представления о числовом ряде, количественный счет, счет до 10, цифры от 1 до 9;

— упражнять в самостоятельном выполнении заданий с последующей взаимопроверкой в парах и самопроверкой по образцу;

— закреплять смысл действия сложения;

— развивать интерес к использованию оригами в игровой деятельности;

— развивать представления о карте, как средстве ориентировки в окружающей обстановке.

Демонстрационный материал: письмо, карта, цифры (от 1 до 9), ширма с изображением осеннего леса, фигурки: елочка, березка, куст, гриб, мухомор, заяц, лиса, волк, ворона, озеро, лебеди, утки (в технике оригами).

Раздаточный материал: билеты, листы с заданиями, выполненные задания (образцы), браслеты (оригами), цветные карандаши, лягушки — оригами, цветные листы.

Предшествующая работа: создание поделок в стиле «оригами», заучивание стихотворения «Ладошки», чтение произведения Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино», составление простейших карт ориентировки.

Ход занятия:

Читайте также:  Игры с карточками - воспитание и игры

Занятие проводится в групповой комнате, группа разделена на 5 рабочих зон.

Ребята, вам пришло письмо от дяди Федора. Помните, мы побывали в Простоквашино на осеннем празднике (Да!..ответы детей). Что же он нам пишет? (вскрывает конверт, читает).

«Здравствуйте, ребята! Большое спасибо вам за помощь Шарику и Матроскину. Вы знаете, что я учусь в школе, в 1 классе. В школе очень интересно, мне нравится математика. Я приглашаю вас побывать в стране математики, посетить её города.

Вы узнаете много нового и интересного, а в конце путешествия вас ждёт сюрприз. Посылаю вам билеты на поезд и карту. Счастливого пути! (Достаёт билеты и карту). Действительно, вот билеты (показывает) и карта (показывает).

На карте цифрами обозначены города, а стрелками — направление движения.

Едем? (Да…). А вот и наш поезд (показывает на стульчики, поставленные друг за другом, на спинках наклеены цифры). Внимательно, посмотрите на свой билет (раздаёт), подумайте и найдите свои места (дети рассаживаются).

Наш поезд отправляется (включает соответствующее музыкальное сопровождение). А пока едем — поиграем! Вы пассажиры, я контролер. «Товарищи пассажиры, предъявите билеты для проверки» Ваш билет. Правильно Соня, на каком месте ты сидишь, почему? (объяснение).

А ваше какое место, товарищ пассажир? Вот мы и приехали, выходим!

Куда же нам идти? Как узнать? (посмотреть на карту…, смотрят). Кирилл, куда показывает стрелка? (цифру два). Где это цифра (дети находят её в группе, показывают. Все подходят к столу с карточкой 2 )

Мы с вами в городе загадок.

Отгадайте, загадку:

«Умывают, одевают ,и рисуют, и стирают.

Пишут, держат ложку ,ласково гладят кошку.

Они не знают скуки. Это наши ?..(руки)

Поднимите вашу „главную“ руку, которой вы держите ложку, рисуете. Кирилл, какая рука у тебя главная? Левая или правая? А у тебя Даша? У тебя Соня? Да, есть люди у которых „главная“ рука — левая и чтобы хорошо запомнить правую и левую руки поиграем в игру. Оденьте вот эти браслеты на правую руку, чтобы не запутаться.

Выберем ведущего (считалка: 1,2,3,4,5 — начинаем мы играть). Ведущий поворачивается к детям спиной и по команде воспитателя поднимает правую (левую) руку, дети выполняют те же команды. Игра повторяется, ведущий стоит лицом к детям. Что вы заметили? (объяснение детей) Я думаю, что можно снять браслеты, теперь вы твёрдо знаете, где у вас правая рука, а где левая.

А теперь попробуем поиграть без браслетиков.

Идём дальше. Посмотрим карту. Катя, куда нам дальше идти? От цифры 2 стрелочка ведёт к какой цифре? (3). Где она (дети показывают). Все подходят к столу с карточкой 3.). Это город волшебников (раскрывает ширму). Мы с вами очутились в осеннем лесу. Стоит последний месяц осени. Какой? Ноябрь.

Обратите внимание

Почти все листья с деревьев облетели. Лишь ёлочка по-прежнему зелена, стоит одна в центре поляны, немного грустно ей. Сейчас каждый из вас станет волшебником, и мы вместе создадим картину » На лесной поляне«. Помогут нам в этом оригамские фигурки (дети разбирают их из коробки).

Чтобы картина получилась надо внимательно слушать и выполнять задания:

Берёза стоит справа от ёлки,

Куст слева от ёлки,

Мухомор слева от куста,

Подосиновик слева от ёлки.

Заяц за кустом,

Лиса идёт к ёлке,

Ворона на ёлке. (взаимопроверка)

Вот наша поляна и ожила. Сколько новых фигурок мы добавили? (считают) Молодцы! Вы настоящие волшебники.

Нас ждёт следующий город. Какой? ( Рассматривают карту). Алёша, куда показывает стрелка? (5 )Подходят к следующему «городу». Это город цветных карандашей. Давайте сядем за стол и посмотрим на картинки, они не цветные. Нам нужно помочь зайчику. У зайчика шарики.

В какой лапке у него зелёный шарик? А жёлтый? Зайчик повернулся к нам. Как теперь надо раскрасить шарики? Подумайте и раскрасьте (раскрашивают). А теперь проверьте друг друга (меняются картинками, проверяют). У зайчика заняты обе лапки.

Поможем ему раскрасить геометрические фигуры? Правило такое: жёлтым цветом надо раскрасить круги справа от линии, а зелёным квадраты — слева (выполняют).

Закончили, проверьте себя. Всё ли правильно вы сделали? (раздаёт образцы). Кирилл, у тебя всё правильно? Ошибаться могут все, но очень важно заметить ошибку и исправить её. Как у тебя Соня? Ты всё сделала так как на образце? Молодцы! Картинки действительно стали цветными.

А нам пора! Посмотрим карту. Определим следующий город. Куда мы идём Юля? Где цифра 6? Это город весёлых игр. Мы с вами рисовали, наши руки немного устали, давайте отдохнём. Поиграем в игру «Хлоп — ладошка» (проводится физкультминутка). Дети стоят в парах лицом друг к другу, декламируют стихотворение и одновременно выполняют движения:

Вот у нас игра, какая:

Хлоп, ладошка

Хлоп, другая.

Правой правую ладошку

Мы пошлёпаем немножко.

А потом ладошкой левой,

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом

Левой правую побьём.

Отдохнули? Пора в путь. А какой город идём? (смотрят карту). Цифра 8. (подходят к столу, садятся на стульчики). Это город умных задач. На озере плавало 4 лебедя, потом прилетели 2 утки. Сколько птиц стало на озере? Как вы узнали? Мы сложили. Показывает на планшете, используя знаки + и =. Сейчас мы с вами решим еще задачки, а на помощь нам придет умная машина компьютер.

Важно

Она проверит ваши знания (решают 2-3 задачки). Молодцы! Все задачи решены. Посмотрим на карту: на пути последний город (№ 9). (Подходят к столу). Садитесь ребята. Это город забавных оригамских игрушек. Эти лягушки -попрыгушки для вас, ребята. Чтобы было интересно с ними играть, сделаем для них «болотце»: совместно с воспитателем складывают квадратный лист пополам 2 раза.

Наша лягушка — путешественница. Посадите её в левый нижний квадрат, теперь она прыгнула в верхний правый квадрат, затем верхний левый, потом в нижний левый. Наша лягушка вернулась, проверьте, у всех ли лягушка вернулась обратно? А ещё она замечательно умеет кувыркаться. Давайте поиграем. Чья лягушка выше всех прыгнет (играют).

А чья лягушка может перепрыгнуть из одного болота в другое.

Лягушек можете взять с собой, как вы уже догадались, это сюрприз от дяди Федора. Всем понравилось в стране математики? (Да). Страна математики большая. В других городах мы побываем в следующий раз. Вы встретитесь с математикой и в школе. А нам пора возвращаться. Сейчас подъедет поезд. Все сели, поехали!

Источник: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-po-formirovaniyu-emp-tema-prostranstvennye-otnosheniya-sleva-sprava/

Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве: инструкция от педагога

Педагог и психолог Светлана Пятницкая — о том, как тренировать одно из основных качеств для гармоничного развития ребёнка — умение ориентироваться в пространстве.

«Летидор» уже рассказывал, как правильно объяснять ребёнку, что такое времена года, времена суток и время. Теперь важно научить малыша ориентироваться в пространстве. И вот как это сделать.

3–4 года — самое время постепенно знакомить малыша с такими пространственными понятиями, как «справа», «слева», «впереди», «сзади», «слева», «вверху», «внизу».

Взрослому это проще всего сделать во время рутинных дел. Обращайте внимание, в какой руке вы держите кисточку для рисования и в какой руке держит кисточку малыш.

Когда собираетесь на прогулку, скажите: «Обуваем на правую ножку один ботинок, на левую — другой». Во время еды: «Ложку держим в правой руке, а хлеб — в левой». В ванной: «Вымоем щёчки, вымоем носик» и так далее.

Важно, чтобы сначала ребёнок научился ориентироваться в пространстве «на себе» (то есть знал, где у него какая рука, нога и так далее), а потом уже можно его учить ориентироваться «от себя» (на окружающих предметах).

В** игре «Воробушки»** показывайте и называйте движения: «Поднимаем ручки вверх, помашем ручками-крылышками, как машут воробушки. Птички летали, крылышками махали, устали. Сядем вниз, поклюём зёрнышки».

Дети очень любят игры с тряпочками и платочками. Пляшите с платочками, показывая движения:

Возьми платочек в правую (левую) руку, подними его вверх, опусти вниз.

В 4–5 лет важно уметь определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд-назад, направо-налево), обозначать положение предмета по отношению к себе («Передо мной шкаф», «Справа от меня окно», «Слева от меня стол»).

Познакомьте малыша с пространственными отношениями: далеко-близко. Гуляя с ребёнком, обращайте внимание на расстояние до разных объектов, играя в игру «Далеко и близко, высоко и низко» : что находится ближе к нам, а что дальше от нас? Какие деревья растут около дома, а какие далеко от него?

В 5–6 лет закрепляйте и расширяйте пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.

Обучая пятилетку с помощью рисования, предложите ему игру «Будь внимательным!». Ребёнок выполняет вашу инструкцию: ставит на верхнюю часть листа кошку, а на нижнюю — рыбку. Вверху другого листа рисует прямоугольник, а внизу — ромб.

Закрепляйте понимание отношений: слева-справа, налево-направо, вверху-внизу, впереди-сзади. Учите детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому предмету:

Совет

Справа от мишки сидит лиса, слева от мишки стоит слон, позади мишки стоит жираф, а впереди мишки стоит зебра.

Учите ребёнка двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии с указателями простейших маршрутов (указатель: стрелка налево, стрелка направо); уточняйте местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между мамой и папой, позади дедушки, за бабушкой, около меня стоит сестрёнка».

Начинайте знакомить малыша с правилами дорожного движения. Показывайте места переходов и их указатели. Упражняйтесь в том, когда и как можно переходить улицу.

Помните, что в основе ориентировок светофора лежит чёткая дифференциация правого и левого направлений.

С 6–7 лет учите ребёнка ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до), выполняя графические диктанты.

В этом возрасте важно научить составлять графическое изображение пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана и схемы.

Для этого предложите игру «Комната малыша». Возьмите лист бумаги и схематично (пользуясь условными обозначениями в виде геометрических фигур) нарисуйте обстановку вашей любимой комнаты. После этого попросите ребёнка показать, где что вы расположили.

Для того чтобы свободно разбирать план-схему, малышу необходимо тщательно её анализировать, соотносить реальную обстановку с её схематическим изображением, а значит, для этого нужны повторения и упражнения, поддержка и терпение со стороны взрослого.

В игре «Если правильно пойдёшь, то игрушку ты найдёшь!» взрослый заранее прячет её со словами: «Сейчас я тебе буду говорить, в каком направлении идти и сколько шагов надо сделать, чтобы найти игрушку.

Если ты будешь внимательно и точно выполнять команды, то игрушку найдёшь быстро». И говорите, например: «Сделай три шага вперёд. Повернись направо. Сделай четыре шага прямо. Повернись налево. Сделай шаг прямо. Повернись направо и нагнись.

Ты увидишь то, что искал».

Обратите внимание

Семилетка может придумать такой же маршрут самостоятельно и «продиктовать» его взрослому.

Обращайте внимание, как ребёнок обозначает маршрут и замечает ли он, если вы ошибаетесь?

Большой популярностью на прогулке пользуются игры в «Кладоискателей», «Путешественников», «Пиратов», «Разведчиков».

Возьмите лист бумаги и «состарьте» его, нанесите план местности, отметив кусты, деревья, холмы в качестве ориентиров, и такая игра надолго увлечёт непосед во время вылазки на природу.

Никогда не забуду, сколько счастья было у моих воспитанников, когда на прогулке они передвигались от объекта к объекту, выполняя различные задания от морской свинки (у нас было наблюдение живого объекта на занятии), а уже в группе нашли пакет с морковью. Детям особенно нравится, когда в конце игры их ждёт что-нибудь вкусное.

Читайте также:  Карточки с буквами английского алфавита - воспитание и игры

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/kak-nauchit-rebyonka-orientirovatsya-v-prostranstve-instrukciya-ot-pedagoga.htm

Как научить ребенка различать лево и право?

Многие скажут, что у маленького ребенка большой необходимости в применении понятий «верх-низ» и «право-лево» до выхода в «большой мир» нет. И будут совсем не правы.

Оказывается, пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы — мышление, письмо, чтение, счет.

И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с малышом еще и небольшую познавательную нагрузку.

Посему, знакомя кроху с понятиями «верх — низ — право — лево», мамы и папы ненавязчиво создают очень полезную «зону ближайшего развития», на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки.

Для того чтобы помочь маленькому человечку узнать пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать особенности его восприятия и мышления. До трех лет малыш воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно.

При этом внимание непоседы неустойчиво, переключение с объекта на объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и тому же.

Результат «исследований» окружающего пространства его интересует мало: то, что необходимо, ему и так дадут.

Ориентируемся. Знакомимся с окружающим миром.

Важно

У ребенка отсутствует мотивация достижения конкретных целей. Карапузу гораздо более интересен сам процесс знакомства с окружающим миром. Поэтому, как минимум, бесполезно ругать малыша за бесцельное, на ваш взгляд, околачивание возле знакомых объектов во время ежедневных прогулок. Ибо кроха нарабатывает банк чувственных образов, который позже послужит базой для освоения мышления и речи.

Память детей до двух лет ассоциативна, то есть возможность что-либо вспомнить основана на способности узнать объект, вызвавший яркую эмоциональную реакцию. И только к трем годам начинает формироваться конкретная память, дающая способность описать словами события, заново их переживая. Выводы из вышеперечисленного таковы:

познаем пространство играя, постоянно вовлекая карапуза в процесс познания (при этом не рекомендуется начинать игру в месте незнакомом малышу);

во время игры провоцируем у крохи появление положительных эмоций и сразу же пресекаем игровые занятия, как только они начинают утомлять;

многократно вводим незамысловатые пространственные обозначения в ежедневные ритуалы (умывание, принятие пищи, прогулки и так далее).

Узнаем и знаем

Первая ось, существование которой становится понятным малышу, как только он начал ходить, — вертикальная. Если Ваш карапуз уверенно может пересечь комнату, не опускаясь на четвереньки , значит «верх» и «низ» для него уже практически освоены.

Теперь осталось только ввести эти понятия в его речь: «Смотри, солнышко, ножки внизу, а головушка вверху» или «Вставай на ножки, поднимайся вверх. Садись, потихонечку опускайся вниз». К полутора годам малыш начинает покорять диваны и стулья, самостоятельно пытаясь на них забраться.

Вот Вам и повод для произнесение слов «вверх» и «вниз».

Не обязательно искусственно создавать обучающую ситуацию — для начала достаточно включения взрослого в спонтанные действия ребенка. Например, маленький верхолаз пытается спуститься со стула, держась ручками за спинку стула, а ножкой нащупывая пол.

Совет

Обязательно озвучьте инструктаж: «Ручкой возьмись ниже — тогда ножка достанет до пола». Аналогично можно использовать обратную ситуацию, когда малыш пытается взобраться на диван или стул: «Подними ручки вверх, еще выше, теперь подними вверх ножку».

Не забывайте, что все виды лестниц и ступенек также «поработают» в освоении тренажерами для подъема вверх и спуска вниз (естественно, под бдительным присмотром родителей — телохранителей).

«Лево — право» игра

Ближе к двум годам карапуз уверенно осваивает такой важный инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки «правая» и «левая».

С этого ориентационного «приручения» и начинается телесное осознание где лево, где право, которое позже перекочует в мышление и будет работать на логические процессы анализа, синтеза и сравнения.

Как малышу легче запомнить «имена» своих ручек? Конечно, самый лучший вариант — посредством игр.

Повяжите на левую руку крохи лоскуток ткани, а на правую — тесемочку (при этом несколько раз поясните, какая отметка на какой ручке разместилась). Затем поиграйте в игру «Покажи нужную руку»: попросите кроху поднять вверх то правую, то левую руку. Через какое-то время поменяйтесь ролями.

Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.

Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды. Кстати, это будет очень потешно, особенно, если к «двуручному» рисованию подключится и мама.

Обратите внимание

Дайте малышу мячик и попросите бросить его Вам правой или левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой собираетесь бросить крохе. Ножки нужно начинать называть позже, когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой — к левой.

Надевание одежды и обуви — это еще одна ежедневная практика определения где лево и право. Как только малыш начинает предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно подсказывать, например: «Правую ручку — в правый рукавчик, а левую ручку — в левый. Готово?»

Следует помнить, что понятия «спереди» и «сзади» усваиваются последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс одевания сыграет важную роль.

Первые уроки

Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков, солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто сзади. Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по ориентированию в пространстве.

Сопровождайте бегалки словами: «Я бегу за тобой, а ты — впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты — сзади!» Малыши с большим удовольствием помогают сервировать стол.

Не упускайте такую возможность потренироваться — отмечайте, что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик кладете справа и слева.

Учеба с настроением

Склонность детей к подражанию — ваш помощник в их развитии и воспитании. Уборка в квартире, прогулка в парке — всюду, где вы вместе, используйте возможность назвать и показать, что Вы делаете и какой рукой. Что Вы перемещаете вверх, вниз, вправо, влево. При этом помните, что ребенок развивается «во все стороны», в каждой игре включаются все его чувства и способности.

Ближе к трем годам уже можно организовывать ориентационные игры в виде веселых уроков.

Важно

Поставьте два стула, на каждый положите три-четыре одинаковых предмета и один-два разных. Попросите ребенка найти и указать отличия, называя при этом стулья: правый стул и левый стул.

Пусть малыш, стоя посреди комнаты с закрытыми глазами попробует определить с какой стороны находится диван, а с какой — стол, где расположено окно.

Предложите крохе рассказать игрушке маршрут ее возвращения в импровизированный домик, подсказывая направления передвижения.

Есть возможность привлечь в игре еще одного — двух участников — пусть походят паровозиком по квартире или по двору, попутно рассказывая, что находится справа, слева, поворачивая паровоз по команде машиниста, роль которого с удовольствием исполнит ваш малыш.

Показывая рисунки в книжках, объясняйте, что где расположено, где лево, где право. Например: «Видишь зайка — в левом нижнем углу под кустом сидит, а с правой стороны — мишка».

Позже переходите к раскрашиванию симметричных картинок. Предложите крохе зарисовать одежду клоуна, мячик, листочки. В общем не важно, что именно, главное — чтобы малыш каждую половинку раскрашивал в нужный цвет.

Чем бы Вы не занимались с ребенком, делайте это в игровой веселой форме.

Источник:  http://rebenok16.ru/

Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-nauchit-rebenka-razlichat-levo-i-pravo

Тема: «Знакомство с понятием «вверху», «внизу»

МАТЕМАТИКА
Цель: Развивать мыслительные операции, внимание; формировать пространственные отношения «вверху», «внизу». Закрепить счет до четырех. Находить признаки сходства и различия предметов.

Материал: Снеговик, числовые карточки с геометрическими фигурами, схемы пути на каждого ребенка, «светофоры», карандаши.

Словарь: вверху, внизу, круглый шар, «столько же, сколько», вездеход, широкий, узкий.

Ход:

Игра «Снеговичок» Раз – рука, два – рука, Лепим мы снеговика. Мы скатали снежный ком – Вот такой! А потом поменьше ком – Вот такой! А на вверх поставим мы Маленький комочек! Вот и вышел снеговик – Снеговичок. Снег, ведро, морковка, Да уменье, да сноровка! И готов Снеговичок – Очень милый толстячок!

(Появляется Снеговичок, сделанный из ваты, с грустным выражением лица)

— Посмотрите на Снеговичка. Из чего он состоит? (Из трех шаров разной величины: большой, поменьше, маленький)

— Где находится маленький шар? (Он находится вверху)

— А большой где находится? (Он находится внизу)

— Ребята, вы посмотрите, какое настроение у Снеговичка? (Оно у него грустное)

— Спросите, почему он грустный? — Я в лесу катался с горки и потерял широкий шарфик. Искал, искал – не нашел. Не можете ли вы мне его найти? — Ребята, поможем Снеговичку?

— На чем мы отправимся в лес? (Мы поедим на автобусе, машине)

— На автобусе удобно ездить по лесу? Почему? (Можно застрять в снегу)

— Значит, поедим на вездеходе. — Приобретите билеты. Занимайте свои места соответственно купленным билетам. Отправляемся. А я, как контролер проверю ваши билеты.

— Почему ты сел на это место? (На моем билете столько красных квадратов, сколько на моем месте)

— Хорошо умеете считать. Но нам нужно знать путь, по которому мы отправимся. Проложим дорогу от точки к точки того места, где был Снеговичок. Возьмите карандаш и поставьте его на верхнюю красную точку. Спускаемся вниз до синей точки. Затем идем вправо до зеленой точки. Теперь спускаемся вниз до желтой точки. Идем вправо до оранжевой. Остановили карандаш.

— Вот таким путем мы поедим на вездеходе. Поехали. (Дети цепляются друг за другом , как вагончики, и едут)

— Ой, почему это наш вездеход остановился. А понятно – светофор.

— Какой цвет у светофора верхний? (Красный)

— А зеленый свет, где находится? — Посредине какой? — Ребята, посмотрите, светофор нам подмигивает глазками, хочет с нами поиграть. Представьте, что вы водители. Зеленый свет – водители едут по всей группе. Красный – стоп. Желтый – готовятся, включают моторы.

(Проводится игра «Мы водители». Я во время игры убираю круги светофора)

— Ребята, какая жалость, светофор сломался. Что может произойти с транспортом на дорогах без светофора.

^

— Давайте мы с вами отремонтируем светофор. — Сколько огоньков у светофора? — Какой огонек вверху? — Какой огонек внизу? — А посредине? — Молодцы отремонтировали. Безопасно будет ездить машинам. А вы хорошо научились различать вверх и низ.

— Поехали дальше. Вот подъехали к горе. (Руки подняли вверх)

— Скатимся вниз. У- у – ух! — Давайте поищем, где же шарфики могут быть.

На столе стоят елочки, под которыми лежат шарфики.

— Как ты определил, что это шарфик Снеговика? (Я приложил шарфик к шарфику и узнал, какой широкий)

— Подари свой шарфик Снеговику. Ребята, посмотрите, какое настроение стало у Снеговика? Почему? Что мы для этого сделали?

— Пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь со Снеговиком.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1229106.html

Ссылка на основную публикацию