Звуковая модель слова — воспитание и игры

Игры для овладения звуковым составом слова

Игры и упражнения для развития речи.

Подготовка детей к школе.

Начало обучения в школе — очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

Ребенок шести — семи лет очень активен, он, как правило, стремится к познанию окружающего его мира.

Разрозненные в очень конкретные представления об окружающей действительности у него начинают складываться в единую картину, представления становятся более четкими и определенными, появляется первое осмысление реальности. В этом возрасте его привлекают задачи и упражнения, в которых надо «подумать».

Обратите внимание

Играя с ребенком, следует особенное внимание обращать на то, каким образом он выполняет игровые задания. Использование неправильных способов действий может привести к неверно сформированным навыкам. В последующем это может стать серьезным препятствием в учебе. Ведь учить всегда легче, чем переучивать.

Чтобы ребенку было интересно выполнять задания, а также для получения максимального эффекта занятия с ребенком следует выстраивать комплексно.

Например, начинать с игр со словами, затем делать пальчиковую гимнастику (естественно, не всю, а осваивая предлагаемые упражнения постепенно, переходя к следующим заданиям по мере достижения успеха с предыдущими) или выполнять упражнения на развитие графического навыка.

Овладение звуковым составом слова.

Особенное значение в этом возрасте приобретает развитие фонематического слуха: способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, К шести годам на основании формирования звуковых образов отдельных звуков и слов ребенок осваивает нормы правильного произношения. Если же в речи ребенка все же встречаются дефекты, то следует обеспечить его занятия с логопедом — в противном случае неправильное произношение приведет к сложностям в овладении грамотой.

Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача — освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух». Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

Понимание грамматического строя.

Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу, развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача — если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных понятий.

Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6-7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий — они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова.

Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы.

Важно

Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов.

Поэтому специалистами в области обучения грамоте рекомендуется использовать игры и упражнения, в которых особое внимание обращается на само слово — это позволяет познакомить младшего школьника с речью как с языковой действительностью, со словом как с единицей речи и сформировать у него правильные представления о предложении, слове, слогах и буквах.

Развитие словарного запаса.

Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи — используются глаголы, связанные с движением и деятельностью.

Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%). Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка — обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов.

Такое обучение обеспечивает расширение возможностей ребенка в построении сложных предложений.

Если не уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы:

Недостаточность развития фонематического слуха:

• неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

• неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

Недостаточный словарный запас.

Неумение выстроить сложную и развернутую фразу.

В возрасте шести-семи лет ребенок обладает повышенной чуткостью к языковым явлениям, которая проявляется в способности понимать и употреблять новые слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями. Очень важно вовремя использовать и развивать эти возможности ребенка — без должного развития «чувство языка» с возрастом «притупляется».

Игры для овладения звуковым составом слова

«Длиннее-короче»

Ребенку предлагают сравнивать слова. Ему говорят: «Я буду называть по два слова, а ты должен сравнить, какое из них длиннее». Особое внимание ребенка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не вещи, которые они изображают. Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усы — усики, собака — собачка, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок и т.д.

«Чудесный мешочек»

Совет

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенка просят отчетливо произнести их названия, при этом в первый раз он произносит слово так, чтобы наиболее отчетливо прозвучал первый звук (ммашина), а во второй — выделяет голосом последний звук каждого слова (машинаа).

Затем все игрушки помешают в мешочек, в который ребенок опускает руку, ощупывает игрушку, называя, определяя первый и последний звук в слове-названии. После того как ребенок назвал игрушку, ее достают из мешочка. Если название угадано верно, ее кладут на левую сторону стола.

Если ребенок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещают на правый край стола. В конце игры подсчитывают количество правильных ответов.

«Подбери слово»

Ребенку предлагают подобрать слова, соответствующие определенным условиям:

1. Подбери слово, чтобы первый звук был р (рама, рак…), аи т.д.

2. Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний ш.

3. Какое слово получится, если к но прибавить один звук (нож, нос…)?

4. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у(бумага, луковица, дудочка…).

5. Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг» и т.д.

6. Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.

Обратите внимание

7. Назови все звуки по порядку в словах «небо», «туча», «крыша» и т.д. Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим?

«Назови слово»

Ребенка просят назвать как можно больше слов, которые:

• начинаются на звук «А» («Т», «О», «Р», «К» и т.д.);

• заканчиваются на звук «П» («И», «О», «С», «Л» и т.д.)

• в середине которых есть звук «Л» («Н», «Э», «Г», «Б», «Ф» и т.д.).

«Хлоп-хлоп»

Ребенку дают задание:

1-й вариант. Ребенка просят: «Как только услышишь слово, которое начинается со звука с(в, о, г, д и т.д.), сразу хлопай в ладоши». Варианты слов: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.

2-й вариант. «Как только услышишь слово, в котором есть звук к, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук г — хлопни 2 раза». Варианты слов: корова, кисель, гора, нора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

«Придумай новое слово»

Ребенку дают задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: «дом» — «дым». Примеры слов: сон, сок, мел, пил.

https://www.youtube.com/watch?v=lS1LE4TurSA

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет; изменение последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

«Закончи слово»

Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога. Например: «ру», «лу», «ба», «го», «ми», «ве», «те» и т.д.

«Кто сильнее?»

Играют несколько человек. Всем участникам раздают равное количество карточек с изображениями букв. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой «А».

Он кладет ее перед участником, сидящим слева, и произносит: «А», арбуз, что сильнее?» Этот игрок достает любую из своих карточек, например, карточку с буквой «Х», и отвечает: «Х», холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз». Игрок слева забирает себе карточки, у него очко. Затем берет любую из своих карточек и продолжает игру по часовой стрелке.

Если же он не может подобрать подходящий ответ, то карточку оставляет у себя первый игрок. Он и получает очко. Так играют до тех пор, пока не кончатся карточки. Если у игрока карточки с буквами «Й», «Ъ», «Ь», «Ы», то он пропускает ход.

«Буквы вокруг меня»

Ребенка просят назвать все предметы, которые окружают его, подбирая их так, чтобы название соответствовало определенным буквам алфавита. Например: Б — букет, В — ваза, Г — гардероб, Д — диван и т.д. Буквы в алфавитном порядке называются взрослым.

«Найди по букве»

Подбирают несколько картинок, которые нравятся ребенку. Ребенка просят найти на изображении все предметы, начинающиеся на определенную букву. Затем предлагают другую букву.

Важно

Вариант игры назвать все находящиеся в комнате предметы, которые начинаются на определенную букву.

«Найди слово с буквой…»Ребенку предлагают следующие задания.

Назови цветы, в названии которых есть звук «р». Назови музыкальные инструменты, которые кончаются на «н». Назови животных, в названии которых есть буква «о» и т.д.

«Цепочка слов». Называется первое слово, например, «лук». Следующий участник игры должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например «кран». Слова, которые уже были названы, не должны повторяться.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s43434t7.html

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Школа — это новый и важный этап в жизни вчерашнего дошкольника и его родителей. В современной школе требования к первоклассникам очень высоки. Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе — умение читать. Но это неправильное мнение.

На самом деле, обучением чтению нужно заканчивать работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Многие дети воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии» Д. Б. Эльконин.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять слоги и звуки в слове, определять последовательность звуков в слове, членить предложение на слова.

На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К. Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти представления в общие понятия, находить между ними сходные и различные признаки, сливать их в одно общее суждение» (Ушинский К. Д.

 Избранные педагогические сочинения).

Как сделать, чтобы занятие было интересным, чтобы детям не было скучно, как приковать неустойчивое внимание к занятию и сделать обучение увлекательным, занимательным, интересным? Ведь интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Для этого с детьми надо на занятиях играть.

Игра — один из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Читайте также:  Необходимо добавить недостающий предмет. - воспитание и игры

Интерес к обучению в значительной степени повышает прочность знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, памяти и других процессов.

Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Дети должны быть подготовлены к игре.

Игра должна быть доступной, условия понятные, простые, не многоступенчатые.

Педагог направляет и корректирует игру на всем ее протяжении. Эмоциональность воспитателя, заинтересованность его в результатах игры, определяют эффективность проведения игры.

Во время игры, педагог может подбирать более сложный и более легкий материал для слабых и сильных детей, осуществляя индивидуальный подход.

Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой, с тем, чтобы дети чувствовали равноценность своего участия.

Совет

По мере усвоения той или иной игры, ее можно многократно повторять, увеличивая количество заданий, меняя словарный материал или вводя новые правила.

Так, например, про проведении игры «Разноцветные домики», дети сначала дифференцируют гласные и согласные звуки, позже — твердые и мягкие согласные, затем глухие и звонкие согласные.

При проведении игры «Магазин» меняются чеки-схемы (от простых к более сложным).

Большую роль играет дух соперничества. Можно предложить более сильным детям помочь более слабым. И, как обязательное условие, выявление победителей, подведение итогов, награждение команды победителя.

Предлагаемые игры построены с постепенным усложнением игровых и учебных задач. Обучение звуковому анализу и синтезу строится в определённой последовательности:

‒          Определение наличия или отсутствия звука в слове

‒          Определение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

‒          Определение последнего звука в слове

‒          Определение любой позиции звука в слове

‒          Определение количества звуков в слове, их последовательность

‒          Определение количества слогов в слове.

‒          Синтез звуков и слогов в слове

‒          Полный звуко-слоговой анализ слов.

Ниже я приведу примеры игр по разным разделам.

Звуки.

Цель игры: дифференциация понятий «звук-слово»

Ход игры. Дети строятся и изображают движение поезда. Если ведущий произносит слово — дети останавливаются, если звук — продолжают двигаться.

Цель игры: закрепить понятие «звуковой ряд».

Оборудование: шапочки героев сказки «Репка».

Ход игры. Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Репка». Дети в шапочках встают друг за другом, следую содержанию сказки. Логопед объясняет, что звуки в слове стоят строго друг за другом, в определенной последовательности.

  1. Игра «Разноцветные домики».

Цель игры: закрепление знаний о гласных и согласных звуках (в дальнейшем — твердых и мягких согласных звуках, звонких и глухих звуках).

Оборудование:шапочки с изображением красного, синего и зеленого домиков.

Ход игры. Выбираются дети, которые надевают шапочки с домиками.

  1.       Ведущий предлагает детям произнести свое имя, выделить первый звук, определить гласный он или согласный, после чего спрятаться в домике (встать за мальчиком или девочкой в той или иной шапочке)
  2.     У каждого ребенка на столе лежит карточка. Ребенок называет ее, выделяет первый звук, определяет какой он, прячется в соответствующий домик.

Звуковой анализ исинтез.

Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, в составлении слов из выделенных звуков.

Ход игры. Дети выделяют первый или последний звуки в слове, составляют получившееся слово/ либо обозначают звук соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Цель игры: учить детей определять количество звуков в слове.

Ход игры. На доске схемы слов (по количеству звуков) и предметные картинки. Детям предлагается подобрать картинки к схемам.

  1.      Игра «Какое слово я задумала?»

Цель игры: учить детей определять гласный звук в середине слова и соотносить с артикуляцией гласных звуков.

Оборудование: рисунки девочек, предметные картинки.

Ход игры. На доске рисунки девочек, у которых положение губ соответствует артикуляции гласных звуков: а, о, у, и, и предметные картинки (мак, дом, волк, кот, лук и т. д.). Дети должны подобрать картинку в соответствии с произносимым гласным звуком.

Цель: Закрепить у детей определять первый, последний, второй и третий звуки в словах. А также составлять из них имена.

Аналогичная игра: «Прочитай по первым буквам» (настольная печатная игра), игра «От буквы к слову» (Е. Д. Наумова «Игротека речевых игр»).

  1. Игра «Подбери слово ксхеме».

Оборудование: Большая карта с тремя маленькими картинками и одной схемой слова.

Ход игры: ребёнок должен проанализировать и соотнести схему слова к одной из картинок.

Цель игры: закрепление звуко-слогового анализа.

Оборудование: игрушки, чеки схемы.

Ход игры. Ведущий раскладывает игрушки, предметы и предлагает ребятам поиграть в магазин. Но купить игрушку вы сможете тогда, когда правильно за нее заплатите чеком-схемой, которая соответствует названию игрушки. Контролер (ведущий, ребенок) проверяет, правильно ли сделана покупка.

Цель: Упражнять детей в звуковом анализе и синтезе.

Ход игры: Логопед даёт картинку ребёнку. Ребёнок, не показывая картинки должен по звукам продиктовать ее название. Другой ребёнок принимает «радиограмму» и должен составит слово из звуков (другой вариант- записать буквы и прочитать получившееся слово).

  1. Игра «Сколько точек— столько звуков»

Цель игры: развитие умения подбирать слова по заданному количеству звуков, проводить звуковой анализ.

Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество звуков соответствует количеству точек на верхней грани кубика.

Слоговой анализ исинтез.

Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры. Ведущий дает задание:

‒          сделай 1 шаг вперед!

‒          сделай 2 шага вперед!

‒          сделай 3 шага вперед!

Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько сделал шагов.

Цель игры: закрепление звуко-слогового анализа.

Ход игры. Дети ходят по группе. Ведущий стучит карандашом несколько раз по столу. Дети должны показать тот предмет, игрушку название которых состоит из такого же количества звуков, слогов.

Цель игры: развитие умения определять количество слогов в слове.

Обратите внимание

Ход игры. Детям раздают игрушки. Выбираются именинницы (именинники). Например: Маша, Наташа (Саша, Антон). Дети должны вручить Маше подарки, название которых состоят из двух слогов, а Наташе — подарки названия которых состоят из трех слогов.

  1. Игра «Делим слово на слоги»

Цель игры: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: карточка с изображением трех предметов и графическим изображением слогового состава одного слова.

Ход игры. Ребенок должен определить, какая картинка подходит к данной схеме.

Цель игры: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: большие карточки лото, разделены на четыре квадрата, в каждом, графическое изображение слогового состава слова (один, два, три, четыре слога), предметные картинки.

Ход игры. Ведущий показывает детям карточки. Дети выбирают себе карточку и кладут на соответствующий квадрат, если она подходит к данной схеме. Или, детям предлагаются индивидуальные конверты с карточками. Нужно закрыть все квадраты игрового поля.

Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Оборудование: три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слова (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога), карточки с изображением животных.

Ход игры. В зоопарке сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей, в какую клетку посадить. По количеству слогов они находят клетку для выбранного животного.

БУКВЫ

1.Игра «Изобрази букву»

Цель игры: закрепление графического изображения букв.

Оборудование: книга Шибаева «Взялись за руки друзья».

Ход игры. Дети водят хоровод. Ведущий указывает на какого- либо ребенка. Ребенок встает в круг и один или с помощью друга изображает ту или иную букву. Дети должны ее назвать.

2.Игра «Угадай букву»

Цель игры: определение буквы, написанной на спине. Ход игры. Дети встают в круг. Ведущий говорит:

Мы немножко поиграем,

Вспомним буквы, отгадаем.

А ты (Витя) не зевай,

Быстро букву отгадай!

Водящему на спине пальцем медленно проводится контур буквы. Он должен назвать эту букву.

3.Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры: определение буквы на ощупь по картонному контуру.

Оборудование: мешочек из пестрой ткани и вырезанные картонные буквы.

Ход игры. Дети по порядку подходят к логопеду. Логопед говорит: в мешочке спрятались буквы, смотреть на них нельзя. Надо узнать букву, ощупав ее руками. Достать букву можно тогда, когда придумаешь 2–3 слова, начинающихся с этого звука.

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ

1.Игра «Пишущая машинка»'.

Цель игры: развитие внимания, закрепление звуко-буквенного анализа.

Ход игры. Каждому играющему присваивается название буквы. (Вешается на грудь круг с изображением буквы «А», «У»). Затем придумывается слово. По сигналу дети начинают печатать: первая буква хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.

2.Игра «Разведчики».

Цель игры: развитие умения определять последовательность букв в слове.

Ход игры. Детей делят на несколько команд. Для каждой группы логопед называет первую букву слова. Первый ребенок записывает ее дописывает еще одну и передает товарищу. Тот дописывает еще одну букву и т. д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та группа, которая первая написала слово.

В результате проведения таких игр, дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными, разной активностью одинаково, живо и с интересом включаются в игры со звуками, слогами, словами, буквами.

К концу обучения дети на занятиях показывают высокий уровень подготовки к школе.

И в дальнейшем, при обучении чтению и письму, ребёнок «не потеряет» ни одной буквы, так как он умеет выделять все звуки в слове от первого до последнего, определять их количество и последовательность, делить слова на слоги.

Литература:

  1.      Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М. Просвещение,1971
  2.      Филичева Т. Б Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» М. Просвещение, 2009
  3.      Волина В. В. «Занимательное Азбуковедение» М. Просвещение, 1991
  4.      Иваненко С. Ф. «Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения» М. Просвещение, 1984
  5.      Кобзарева Л. Г.,Резунова М. П., Юшина Г. Н. «Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения» Т. Ц. Учитель, 2001
  6.      Гадасина Л. Я., Ивановская О. Т. «Звуки на все руки. 50 логопедических игр». С-П Детство-Пресс,2008
  7.      Козырева Л. М. «Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв, слогов» Академия Развития, 2006
  8.      Наумова Э. Д. «Игротека речевых игр «Гном и Д, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, слово, звук, слог, буква, развитие умения, звуковой анализ, картинка.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1003/

Дидактические игры для развития фонематического слуха, слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза

Фонематическое восприятие— это способность воспринимать и различать звуки речи(фонемы).

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического слуха и восприятия.

Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов? При задержке или нарушении фонематического восприятия это приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка- это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Важно

Родители обычно не понимают всей серьёзности подобной ситуации и не могут предвидеть всех её негативных последствий. Поэтому в лучшем случае они беспокоятся лишь о коррекции у ребёнка звукопроизношения, чем дело чаще всего и заканчивается.

Однако при таком поверхностном способе решения этой непростой проблемы ребёнок, овладевший правильным произношением всех звуков, по-прежнему продолжает отставать в фонематическом развитии, поскольку фонематические нарушения часто оказываются более стойкими, чем произносительные.

А это значит, что звуковой анализ слов для ребёнка всё так же затруднён и в процессе обучения грамоте это обязательно скажется в виде появления у него дисграфии.

Принципы работы над ФФП.

  1. Обучение проводить в игровой форме с многократным повторением.

  2. После формирования начального уровня фонематического слуха работу осуществлять «снизу вверх», то есть от простых упражнений к более сложным.

  3. Фонематический слух сам по себе не развивается, это знания и умения, которые усваиваются только в процессе обучения на занятиях под руководством взрослых.

  4. Систематическое использование на занятиях разнообразных эстетически оформленных игр, заданий, упражнений, пособий способствует значительному развитию и формированию фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Предлагаю некоторые дидактические игры, речевые задания и упражнения, способствующие развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха, языкового чутья. Предлагаемые игры помогут воспитателям сформировать фонематические представления, познакомить детей со звуковой стороной слова через дидактические игры и упражнения.

Читайте также:  Игры с карточками - воспитание и игры

Эти игры направлены на развитие речевых функций и подготовку детей к обучению грамоте, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфия, дислексия.

Все они способствуют выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов слова и звуке, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков в слове, осознанию звуков и слогов как отдельных элементов слова. Данный речевой материал способствует также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.

Процесс по формированию фонематического восприятия требует индивидуального подхода к каждому ребёнку и рассчитан на длительный период обучения.

УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. Развивать фонематических слух.

Количество круп от 2 до 5.

Упражнение «Помоги Незнайки узнать, какой предмет звучит?»

Игра «Полянка»

Цель: учить узнавать ритмический рисунок. Развивать фонематических слух.

Ход игры.

-На полянку соберутся дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц- 1 раз, медвежонок- 2 раза, белка- 3 раза, ёжик- 3 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА.

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и

от громкого к тихому.

-Замели метели и затянули свои монотонные песни: то тихие, то громкие.

Отыщи метели в снежном вихре. Не размыкая губ, спой их песни.

Упражнение «Что звучит громко, тихо, звонко?»

(Тихо: мышка, шишки, кошка, мишка; звонко: зонт, козы, звезда, знамя; громко: барабан, тигр, рыба, трамвай).

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Упражнение «Помоги зайчишке назвать картинки(слова-друзья),похожие по звучанию.

(Мяч- грач, розы-козы, машина- корзина, мишка-шишка, бочка-дочка, маски-краски, мышка-мишка, лук-сук, мак-рак).

Упражнение «Подскажи Незнайке последнее слово»

-Незнайка хотел почитать стихи вам, но пока шёл в детский сад, по дороге потерял последние слова. Дети, поможем Незнайке, подскажем нужные слова.

Голосок твой так хорош- Скачут побегайчики-

Очень сладко ты … (поёшь). Солнечные зайчики.

Телефон опять звонит, Где же зайчики?- Ушли.

От него в ушах … (звенит). Вы нигде их … (не нашли).

Упражнение «Доскажи словечко»

А рядом бегемотики Не послушал зайка папу-

Схватились за … (животики). Отдавили зайке … (лапу).

*** ***

А возле этой ёлки Стала жаба важно квакать:

Бродили злые … (волки). Ква – ква- ква, не надо … (плакать).

Упражнение «Найди ошибку в заячьих стихах»

Любопытные мартышки Стужа. Снег. Метут метели.

Собирают с ёлок фишки. Тёмной ночью бродят двери.

*** ***

Сшил себе котёнок тапки, Здесь хорошее местечко-

Чтоб зимой не мёрзли шапки. Протекает мимо печка.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.

Игра «Разноцветные вагончики»

Цель: формировать умения детей делить слова на слоги, определять количество

слогов в слове, учить выделять первые звуки в словах, соотносить цвет

вагончика с первым звуком слова.

Оборудование: вагончики красного, синего и зелёного цвета. На одной стороне

вагончика картинка с изображением какого-либо предмета, на

обратной стороне- слоговая схема данного слова.

Ход игры.

Дети выбирают по одному вагончику определённого цвета и рассматривают картинку.

-Сколько слогов в твоём слове?

-Назови первый слог, второй, третий, четвёртый. Поверни вагончик и узнай, правильно ли ты ответил.<\p>

-Почему твой вагончик красного цвета?

-Потому что моё слово начинается с гласного звука- облако.

-А почему у тебя вагончик синего цвета?

-Потому что у меня слово начинается на твёрдый согласный звук- нора.

-А почему у тебя вагончик зелёного цвета?

-Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук- белочка.

Игра «Пирамида»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата для трёхсложных слов, выше- два квадрата для двухсложных слов и наверху- один квадрат для односложных слов. Под каждым рядом квадратов находятся кармашки(предметные картинки).

Ход игры.

Логопед объясняет:

-Сегодня мы будет строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трёх частей, например: мА-ли-на; во второй ряд- картинки их двух частей: ры-ба; в верхний ряд- картинки, название которых не делится на части, например: гусь.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ ПО ТВЁРДОСТИ-МЯГКОСТИ, ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ.

Игра «Найди место для своей картинки»

Цель: активизировать словарный запас, учить дифференцировать звуки в словах.

Оборудование: картинки для дифференциации звуков.

Ход игры.

Дети сидят за столами, воспитатель показывает картинки: жираф и шапка. Затем произносит слово: жилет.

-Эту картинку я положу с левой стороны.

Затем показывает картинку, где нарисованы шорты и произносит: ш-ш-шорты.

-Эту картинку я ставлю с правой стороны. Выложите на верхней полосе наборного полотна картинки со звуком /ж/, а на нижней полосе картинки со звуком /ш/.

Этот вариант игры проводится для других пар дифференцируемых звуков.

Упражнение «Помоги лосю найти зверей со звуком /л/, а лисе- со звуком /ль/.

Со звуком /л/: белка, слон.

Со звуком /ЛЬ/: косуля, тюлень, олень, верблюд.

Упражнение «Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук/з/, а в портфель- предметы со звуком /с/.

В чемодан: заяц, коза, зонт, замок, звезда.

В портфель: собака, стол, сова, маска.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Игра «Построим пирамиду».

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Оборудование: аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для выкладывания картинок. В основании пирамиды- 5 квадратов, выше- 4, потом 3 и 2 квадрата. Предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков.

Ход игры.

Логопед демонстрирует пирамиду, поясняет:

-Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего их двух звуков. А в основании пирамиды помещены картинки с названиями из пяти звуков.

Игра «Собери слово».

Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.

Оборудование: большие раздаточные карточки с изображением картинки, маленькие карточки с картинками.

Ход игры.

Детям раздаются по одной большой карточки и несколько маленьких.

Логопед даёт задание:

-Выложите слово «машина», выделяя первые звуки из картинок на маленьких.

Игра «Отгадай словечко»

Цель: формировать умения производить звуковой анализ слов. Упражнять в выделении первых звуков из слов-картинок и составлять новое слово.

Оборудование: двухсторонние карточки: с одной стороны наклеены картинки для выделения первых звуков и названия получившегося слова, а на другой стороне наклеена картинка-отгадка.

Ход игры.

Детям раздаются карточки с наклеенными на них картинками.

-Дети, выделите, первые звуки из картинок, составьте и назовите слово. Переверните карточку, если вы правильно составили слово, то увидите отгадку-картинку.

<\p>

Применение данных дидактических игр и упражнений способствуют быстрому формированию фонематического слуха, слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза.

Занятия становятся боле интересными и увлекательными и занимательными.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/logopediya/planirovanie/didaktichieskiie-ighry-dlia-razvitiia-foniematichieskogho-slukha-sloghovoi-struktury-slova-zvukovogho-analiza-i-sintieza

Советы учителя

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем, обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б']. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://ya-umni4ka.ru/?p=1742 )

Совет

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п'] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с'] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

[п'ис'мо]

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю  стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч'], [щ'], [й'].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

Детство закладывает фундамент для будущего Вашего ребенка, именно сейчас самый подходящий момент для родителей повлиять на успеваемость ребенка в школе. Ниже Вы найдете несколько способов помочь своему малышу добиться успеха в школе.

Воспитайте в ребенке позитивное отношение к школе

Неприязнь к школе и школьной атмосфере в некоторой степени заложена в человеческой природе.

Если человеку нравится то, что он делает, и он делает то, что ему нравится, тогда работа, по сути, прекращает быть работой, а становится любимым занятием, приносящим удовольствие.

Обратите внимание

Никогда не говорите, что получение образования – это очень трудно, или что учителя никуда не годятся, постарайтесь сделать процесс обучения веселым.

Взаимодействуйте с ребенком 

Нормальное здоровое общение ребенка со своими родителями помогает ему стать более открытым и более охотно делиться своими мыслями и трудностями и вместе искать решения. Вы можете рассказывать друг другу интересные истории и делиться своими мыслями по поводу того или иного предмета.

Донесите до ребенка идею о ценности образования

Прежде, чем помогать ребенку выполнять домашнее задание или заниматься вместе чем-то еще, связанным с учебой, можно в непринужденной обстановке обсудить с ребенком его будущее.

Вам нужно рассказать ребенку о тех перспективах развития карьеры, которые Вы считаете наиболее благоприятными для него, и послушать, что он думает об этом.

Если у ребенка уже сформировались определенные цели, помогите ему осознать значимость получения хорошего образования при достижении этих целей.

Делитесь мыслями и читайте ребенку вслух 

Помните, что для того, чтобы помочь своему ребенку, Вам нужно не делать все уроки за него, а тщательно обсудить с ним все моменты, прежде, чем он самостоятельно зафиксирует все это на бумаге.

Это явится своего рода повторением пройденного и поможет ребенку лучше усвоить новый материал. Еще одним полезным приемом является чтение для ребенка.

Помимо чтения книг на заданную тему, очень важно читать для развития общего кругозора и эрудиции ребенка, что поможет ему с легкостью ориентироваться в любой ситуации.

Избегайте сравнений с другими детьми

У каждого ребенка есть его собственные навыки и умения, в соответствии с которыми он выполняет работу. Заставляя ребенка быть похожим на других, Вы лишь демотивируете и расстраиваете его. Подобная практика может привести к тому, что ребенок окончательно потеряет интерес к учебе и не будет учиться на собственных ошибках.

Читайте также:  Пентамино для детей - воспитание и игры

Установите правила для надлежащего обучения 

Важно

Хотя рекомендуется обращаться с ребенком как можно мягче, необходимо установить определенные правила, которые должны достаточно строго выполняться, в особенности в том, что касается времени, отведенного для домашних заданий.

Составьте расписание, которое равномерно распределяло бы время между учебой, играми и внеклассными занятиями.

Ставьте перед ребенком небольшие цели, такие, например, как выполнение домашнего задания за определенное время, и придумайте награду за достижение этой цели (но не финансовую).

Общение родителей и учителей

Учитель может с наибольшей точностью указать Вам, в каких предметах Ваш ребенок безупречен, и какие ему необходимо подтянуть. Поскольку со временем методы преподавания изменились, многие родители не совсем представляют себе, что конкретно происходит в школе, и не могут помочь ребенку выполнить то или иное задание.

Эта проблема может быть решена только путем общения родителей и учителя.

Это лишь несколько эффективных способов помочь своему ребенку добиться успехов в учебе. Вы можете сделать для ребенка гораздо больше, но для начала этого будет достаточно.

Протяните руку помощи ребенку, даже если он не так силен в учебе, и дайте ему возможность сделать свое будущее ярким.

Представление о Числе, Счете, действиях Сложения и Вычитания, сознательное усвоение Ряда Чисел (ребенок должен усвоить, как образуется каждое следующее число в ряду) — это основа всего дальнейшего обучения ребенка вычислительным навыкам.

Хорошо усвоив последовательность чисел 1-го десятка (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), дети уже умеют решать примеры на добавление и вычитание единицы (7+1=8, потому что после числа 7 при счете идет 8; 6-1=5, потому что числу 6 предшествует 5 и т.д.), для них теперь не представляет трудности и счет в пределах 20, 100 — и в дальнейшем легко и правильно будут считать десятками (10, 20, 30, 40, …90, 100).

Хорошо зная наизусть табличку:

2 — это 1 и 1 3 — это 2 и 13 — это 1 и 2 4 — это 3 и 14 — это 2 и 24 — это 1 и 3 7 — это 6 и 17 — это 5 и 27 — это 4 и 37 — это 3 и 47 — это 2 и 57 — это 1 и 6 … или 9=8+19=7+29=6+39=5+49=4+59=3+69=2+79=1+8

С практики известно, что табличка умножения дается ученикам в свое время намного легче, чем табличка сложения первоклассникам. Причина — вторую табличку дети заучивают, имея уже твердое представление о числах.

  • сначала упражнения на счет предметов и порядок чисел при счете
  • потом учимся распознавать 2, 3, 4 предмета
  • дальше работаем с числами 5, 6, 7
  • затем cостав чисел 8 и 9 — их учим с помощью нескольких упражнений, так как примеров уже больше.

дети, как мы уже говорили, легко выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 10, а в дальнейшем — сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток (23+45=68, потому что 2дес.+4дес=6дес. и 3ед.+5ед.=8ед.), а также сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток ( 8+6 = 8+2+4 = 10+4 = 14 ).

Кроме того, понятно всем, что знание состава чисел первого десятка необходимо ребенку и для решения задач и уравнений.

Осознавая всю важность темы «Числа первого десятка», мы создали группу упражнений, направленных на усвоение последовательности чисел 1 — 10 и запоминания таблички сложения в пределах 10.

Если родители думают, что табличку сложения с детьми можно заучить без наглядных пособий, так же, как табличку умножения, то они глубоко заблуждаются.

Выполнять упражнения следует по порядку:

Овладевайте разными способами вычислений в пределах десяти: присчитывание, образное запоминание количества, счет по линейке, запоминание состава чисел. Пусть каждый ребенок найдет полезное для себя. Успешное усвоение этой темы поможет вашим детям хорошо учиться в дальнейшем.

Совет

Вы знаете о том, что самые большие фантазеры — это математики?  Строгие цифровые выкладки и буйная фантазия, мало того, что нисколько не исключают друг друга, но и тесно взаимосвязаны. 

 Посмотрите, сколько среди математиков талантливых рассказчиков: Льюис Кэрролл, Айзек Азимов, Александр Солженицин.  Способности талантливого рассказчика и  математическая одаренность дружно идут рука об руку.

Для изучения этого феномена канадские ученые провели следующий эксперимент: малышам-дошкольникам  раздали серию картинок и предложили сочинить историю. Можно было придумывать все, что душе угодно.

 Через несколько лет этим же ребятам, но уже школьникам, предложили пройти тестирование по математике. Победителями математического тестирования вышли лучшие рассказчики!

Умение абстрактно мыслить на уровне математических понятий и мышление на языке художественных вымышленных образов – все это функции одной и той же области нашего мозга. 

 Поэтому важный практический вывод – дайте выговорится своим ребятам-первоклассникам, пусть они сочиняют и рассказывают всем свои небылицы и придуманные истории. Не ищите в них зерно реального смысла, дайте ребенку возможность активировать свое абстрактное мышление.

Ведь математика сродни литературному труду — она не описывает реальных свойств вещей, а действует в абстрактом мире с абстрактными персонажами. 

 Как утверждают некоторые физики, которые исследуют реальный мир, что математика – это не наука, а пародия на нее, поскольку изучает не свойства объекта, а свойства свойств.

Обратите внимание

 Так какая же литература не обходится без хорошей пародии? Даже один из наших самых известных литературных пародистов Александр Иванов по образованию  был учителем геометрии.

Математика – это самая отважная и восхитительная авантюра, которая позволяет броситься вперед очертя голову.  Математик докапывается до самых глубин мира, что роднит его с великими писателями.

Многие родители говорят, что снова чувствуют себя школьниками, когда их дети идут в первый, второй, третий класс. Только теперь ответственности в несколько раз больше. Они должны сами вспоминать весь школьный материал, да еще и малышам помогать справляться с заданием, если оно никак не поддается. Родители не имеют права показать детям, что чего-то не знают.

Это подорвет их авторитет. Ребенок сразу задумается: «Если мама не знает таблицу умножения, то почему я должен ее учить?» Есть много случаев, когда родители звонят преподавателю втайне от детей и просят объяснить, как решается тот или иной пример. В этом нет ничего плохого. Мамам и папам полагается быть мудрыми и где-то хитрыми.

Однако их проблемы на помощи в проверке домашнего задания не заканчиваются.

Задача родителей проследить за адаптацией ребенка в школьном коллективе. Порой это сложнее самых серьезных уравнений. Малыш может обладать какой-то особенностью характера, которая не понравится одноклассникам.

Это может быть драчливость, ябедничество, высокомерность, жадность, скромность. Все это провоцирует разные конфликты, может не со всем коллективом, но с отдельными учениками точно.

Родители должны научить ребенка достойно выходить из сложных ситуаций и помочь наладить отношения по возможности с каждым школьником.

Известно, что в школьном возрасте дети начинают понимать свою исключительность. Они сравнивают себя с другими, что может способствовать развитию комплекса неполноценности или наоборот повышенной самооценки.

Важно

В школе впервые дети начинают различать друг друга по половому признаку. Появляются симпатии, переживания, ссоры, что может отразиться на учебе и на отношениях в коллективе.

Родители опять же должны выступать в качестве «регулировщиков».

Источник: http://roditelymnazametku.blogspot.com/p/1_30.html

Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие звукового восприятия дошкольников

Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие звукового восприятия дошкольников

Дидактические игры играют огромную роль в развитии фонематического восприятия у детей-дошкольников, развивают умение вслушиваться в слово и понимать его, дифференцировать отдельные звуки, выделять звуки схожие по звучанию и по произношению.

Также дети ближе узнают русский язык, словоформы. Постепенно расширяют свой словарный запас.

Дети учатся видеть слова в схемах, то есть обозначать определенные звуки определенными символами, что способствует их подготовки к чтению и письму в школе.

В системе игр и приемов по развитию звукового восприятия выделяют два основных этапа:

  1. Подготовительный этап (включает в себя развитие умения у детей дифференцировать звуки по способу восприятия, темпу, ритму, силе звучания, тембру, интонации, высоте, и развитие фонематического внимания);
  2. Основной этап (включает в себя развитие умения у детей дифференцировать слова, близкие по звучанию, слоги, звуки, звуковые символы).

Оба этапа последовательно, выполняя свои функции для определенного возраста, направляют ребенка к достижению цели: развития правильной речи.

I. Подготовительный этап

Целью является формирование основы для дальнейшего развития фонематического слуха. Здесь важную роль играет использование картинок, игрушек и их действий.

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Целью игры является формирование слухового восприятия, дифференциации звуков.

Оборудование: емкости (пустая и наполненная водой), емкости с сыпучими крупами, фольга, ложки (металлические и деревянные) и ширма.

Описание игры: взрослый демонстрирует предметы, дает им название и произносит их звучание. Он производит все звуки за ширмой (льет воду из одного стакана в другой, сыпет крупу и др.). Дети по звукам определяют, какие звуки они слышат. Эта игра может играть роль организационного момента.

Игра «Найди пару»

Совет

Целью игры является формирование слухового внимания, умения дифференцировать неречевые звуки.

Оборудование: шесть маленьких одинаковых емкостей с разным наполнением (2 с горохом, 2 с гречкой, 2 с манкой).

Описание игры: логопед сначала с ребенком вместе играет с коробочками, звенит и сортирует из на три группы по звучанию. Далее предлагает ребенку сделать сортировку самостоятельно.

Игра «Поставь по порядку»

Целью игры является развитие памяти, слухового внимания, умения различать звуки.

Оборудование: ширма, несколько музыкальных инструментов, их изображения.

Описание игры: логопед начинает игру на музыкальных инструментах на глазах у ребенка, и просит выбрать картинку с изображением того или иного инструмента.

Постепенно логопед усложняет правила игры: ребенку предлагается расположить картинки в ряд поочередно после каждого прослушанного звука.

Если ребенок справляется, можно предложить более сложную игру: ребенок будет выкладывать картинки после прослушивания всех звуков.

Игра «Встречайте гостей»

Целью игры является формирование слухового восприятия, дифференциации звукоподражаний.

Оборудование: несколько шапочек с ушками различных животных.

Описание игры: выбираются несколько ребят и одеваются им на голову шапочки. Это гости, которые пришли к детям. За ширмой они издают поочередно соответствующие этим животным звуки. Остальные дети отгадывают животное. «Отгаданный» ребенок выходит. Когда собираются все гости, они танцуют как умеют. Далее выбираются другие гости.

Игра «Угадай, кто идёт»

Обратите внимание

Целью игры является формирование слухового восприятия, дифференциации звуков по темпу (скорости) произношения.

Оборудование: изображения воробья и цапли, бубен.

Описание игры: логопед демонстрирует изображения и рассказывает о том, что воробей прыгает очень быстро, а цапля передвигается большими медленными шагами . Далее он стучит в бубен медленно, и дети ходят важно, будто они цапли. При быстром постукивании в бубен, дети прыгают как воробьи.

Игра «Тихо — громко!»

Целью игры является развитие слухового восприятия, дифференциации звуков по силе произношения.

Оборудование: различные музыкальные инструменты.

Взрослый играет на музыкальном инструменте сначала тихо, потом громко.

Дети бегают, если услышат, что инструмент звучит громко. И идут спокойно при тихом звучании.

Игра «Найди игрушку»

Целью игры является формирование слухового внимания, дифференциации звуков по силе произношения.

Оборудование: маленькая игрушка.

Описание игры: вначале один ребёнок из комнаты выходит, а другой прячет в комнате игрушку. Далее ребенок возвращается и ищет игрушку. Другие дети помогают ему: при приближении к игрушке они начинают громко хлопать в ладоши, при удалении от нее — тише.

Игра «Угадай, чей голос?»

Целью игры является формирование речевого слуха, дифференциации звуков по тембру.

Описание игры: начинается игра так: один ребёнок поворачивается к другим детям спиной. Логопед дотрагивается рукой до какого-нибудь ребенка в толпе. Последний называет имя ведущего. Ребенок определяет зовущего по голосу.

Игра «Бум»

Источник: http://LogoPortal.ru/statya-15525/.html

Ссылка на основную публикацию