Буква р — воспитание и игры

Как научить ребенка говорить букву Р

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос».

Обратите внимание

Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой.

В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

https://www.youtube.com/watch?v=V7D3NrndShE

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед.

Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх.

Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере.

Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат.

Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

– У коровы рога.

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Называется “пескарь”.

На дворе горка,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

P.S. Также советуем вам ознакомиться с другими полезными материалами из рубрики “Обучение и развитие детей“

Источник: https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-govorit-bukvu-r/

Игры звук Р

Подвижные развивающие  игры со звуком Р можно проводить после артикуляционной гимнастики или отдельно от наших речевых занятий по звуку Р или на прогулке, в дороге и т.д. Они помогут малышу научиться отличать на слух звуки Р и Л (это называется «дифференциация звука Р и Л»), которые дети часто путают, и закрепить правильную артикуляцию звука Р.

Игры по звуку Р интересны ребенку, не надоедают ему. Это позволяет многократно повторять звук Р. Так незаметно для ребенка происходит закрепление правильного произношения звука Р.

https://www.youtube.com/watch?v=7g6S003XcDI

Вот несколько игр по звуку Р из моей игровой копилки.

 Игра 1. Речевая подвижная игра «Самолет и тигр» (звуки Л и Р)

Объясните ребенку, что тигр рычит «РРРРР» —  громко, раскатисто, сердито.  Самолет летит высоко в облаках, мы его плохо слышим и гудит по-другому «ЛЛЛЛ».

Первый вариант игры: Встаньте за дверь (или за ширму), чтобы ребенок Вас не видел. Если Вы не хотите выходить за дверь, то можно просто закрыть лицо листом бумаги или газетой. Предложите ребенку внимательно послушать звук и догадаться, что это – тигр «рррр» или самолет «лллл».

Вы поочередно произносите звуки, чередуя их,  например, «ррррр – лллл – лллл – ррррр и т.д».

Важно

Если это «тигр», то ребенок изображает тигра (договоритесь как), если это «самолет» — ребенок изображает самолет, вытянув стороны руки или  любым другим способом, о котором Вы заранее с ним договоритесь.

Второй вариант игры: Если в первом варианте малыш безошибочно определяет звук, то можно игру усложнить и произносить не звуки, а слова с этими звуками.

Попросите ребенка определить, какие звуки живут в этих словах: «рррррррак,  лллллошадь, аррррррбуз,  ёлллллка, ллллложка, морррррковка, белллллка, корррррова». Обязательно тяните нужные звуки в слове, чтобы малышу было легче на слух их выделить из Вашей речи.

Если ребенок слышит «лллл», он показывает самолет жестом или бегает по комнате, изображая самолет. Если  в слове ребенок услышит звук «рррр», то он изображает тигра.

Эта игра очень поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет учиться писать. Многие дети, которые вместо «р» говорили звук «л» в дальнейшем путаются при написании слов. В игре со звуками Л и Р малыши научатся различать их, что предотвратит ошибки.

Игра 2. Речевая подвижная игра «Буря»

Играть в эту игру по звуку Р можно как вдвоем, так и втроем и даже с группой. Один человек – ведущий. Он изображает ветер. Нужно, чтобы ребенок в этом время сидел на стуле (это позволит избежать ненужных отвлечений) и изображал ветер. Ветер можно изображать двумя вариантами:

  • «заводить моторчик – дрррр» (звук Р с вибрацией). РРРРР – началась буря.
  • рот открыт, широкий язык за верхними зубами на альвеолах. Ребенок дует на язык – получается глухой звук, который называют «проторным р».

Все другие играющие – деревья.  Когда дует ветер, деревья раскачиваются в стороны (поднять руки вверх и раскачивать туловище). Как только ветер дуть перестал, деревья должны мгновенно остановиться и замереть. Кто не успел остановиться – становится ветром. Если все внимательны и вовремя останавливаются, то нужно через 3-4 повторения игры поменяться ролями.

Игра 3. Речевая игра со звуком Р «Вороны»

Взрослый выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:

«Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались.

Вот собака прибегает,

И вороны улетают!»

Ребенок, изображая собаку, громко рычит «ррррр» и пытается догнать ворону. Ворона  улетает в своё гнездо (заранее обговорите, где будет это место в комнате). Если собака поймала ворону, то они меняются местами. Ворона может убегать только после звука РРРР и не раньше!!! При произнесении звука р можно помогать пальчиком добиваться вибрации языка.

В игру можно играть всей семьей и с друзьями ребенка.

Когда ребенок научится говорить звук Р в словах и фразах, то он сможет и произносить текст стишка. Пока же это делает взрослый.

Игра 4. Речевая музыкальная игра со слогами с Р «Трубачи»

Взрослый предлагает ребенку поиграть в трубачей. Ребенок изображает как он играет на трубе руками и одновременно говорит: ррра-ра-ра, ру-ру-ру, ро-ро-ро, ры-ры-ры. Можно поиграть на большой трубе, которая звучит низко, сурово. И на маленькой трубе, которая звучит высоко, нежно, мягко.

Дальше вместе с ребенком попробуйте пропеть на слог «ра – ра — ра» любую простую мелодию деткой песни («сыграть ее на трубе»). «Сыграйте на трубе» (т.е. спойте на слог «ра-ра-ра») Вашу любимую песню.

Поиграйте в «Угадай мелодию». Один игрок загадывает песню, «играя ее на -трубе» т.е. пропевая мелодию без слов на слог ра-ра-ра. Другой игрок – угадывает, что это за песня. Потом поменяйтесь ролями. В «Угадай мелодию» хорошо играть в дороге.

Игра 5. Подвижная речевая игра «Волк»

Для игры нужно заранее обговорить, где будет «логово волка», а где «наш дом». Водящий – волк – садится в своё логово. Другие игроки выходят из «дома» и подходят к «логову волка». Они начинают дразнить волка:

Волк – волчок

Серый бочок!

Не лежи на печи!

Дай ты нам калачи!

«РРР», — рассерженно рычит волк. По этому сигналу игроки убегают в свой «дом», а волк их догоняет. Если волк задел игрока, он становится волком.

Игра 6. Подвижная речевая игра со слогами с Р «Кони»

Положите посередине комнаты ленточку или веревку (или нарисуйте черту на земле, если Вы играете на улице). Ленточкой или чертой мы делим пространство комнаты на две половины. Встаньте с ребенком лицом друг к другу так, чтобы Вы находились в одной половине, а ребенок – в другой.

Один партнер по игре выполняет роль коня, другой – водящего.

Вы начинаете говорить фразу, а ребенок подговаривает последний слог. Речь ребенка дана в скобках.

«Та-ра-(ра),

Та-ра-(ра).

Ушли кони со дво(ра).

А ребята их (поймали)

И покрепче (привязали)».

На эти слова конь убегает (цокая языком при этом). А водящий – ловит и кричит «тпру». Если коня поймали, то играющие меняются ролями.

Все игры со звуком Р, перечисленные в этой статье, проводятся после первого этапа работы со звуком  — артикуляционная гимнастика и постановка звука Р.

Как автоматизировать звук Р, включая его в слова и фразы, Вы узнаете из статьи «Автоматизация звука Р», в которой Вы найдете игры, картинки, стихи, скороговорки .

В этой статье я рассказала о шести играх по звуку Р. Но таких игр гораздо больше. Игры для звука Р можно придумывать и самому. Наверняка у Вас с ребенком появятся свои любимые игры. Звук Р теперь для малыша не так уж страшен Р!

Совет

Еще о развитии речи детей Вы можете найти интересную и полезную информацию в статьях:

Как научить ребенка говорить С и другие свистящие звуки: артикуляционная гимнастика, видео, способы постановки звука, песенки со звуком С.

Игры и упражнения для автоматизации звуков С и СЬ, скороговорки,  чистоговорки-шутки, занимательные  речевые задания.

Развитие речи ребенка 3-4 лет.

Мир вокруг нас: развивающие задания, речевые игры, рассказы и стихи в картинках для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/igri-zvuk-r/

Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р

Большинство отечественных логопедов сходятся во мнении, что научиться правильно и бегло произносить звук Р — одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных логопедических упражнений на постановку звука Р.

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» — иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом — научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно — то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа.

Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет — и способен разрешить специалист-логопед.

Мамы, папы, не волнуйтесь — современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько…

гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха.

НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования.

Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Обратите внимание

Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки — в том числе и звук Р — определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Логопедическим упражнениям — самое время

Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы…

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать.

Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой.

Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

  • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
  • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
  • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.
Читайте также:  Веселая математика для детей - воспитание и игры

В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному.

К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша.

И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда — огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

Упражнения для разминки

Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

Упражнение «Маятник». Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

«Чистим зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.

Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука Р

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

  • 1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
  • 2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» — таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
  • 3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
  • 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…

Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом. Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить…

Вы и есть — «учитель года»!

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки.

Важно

Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение.

И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении… Если вы сознательный и любящий родитель — остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае — либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.

Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/92108/

Как научить ребенка говорить букву «р». Логопедические упражнения для буквы «р» :

Часто молодые родители задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р». Нередко они сталкиваются с плохой и невнятной речью малыша. А из всех проблемных звуков чаще всего ребенок не говорит букву «р». Однако эта проблема не стоит стольких волнений, сколько испытывают родители на ее счет.

Введение в проблему

Обычно дети начинают пытаться выговаривать эту букву по-своему примерно в три–четыре года. Думать о том, как научить ребенка говорить букву «р» в этом возрасте, не стоит. Большинство детей уже к пяти–шести годам могут, хоть и с трудом, осилить эту букву, правда, надо помнить, что эти рамки довольно индивидуальны.

Если ребенок уже достиг соответствующего возраста, а некоторые буквы все еще «проглатывает», не стоит бояться и бежать к логопеду, ругать отпрыска и пытаться быстро найти способ, как научить ребенка говорить букву «р». Нужно набраться терпения, начать усердно заниматься с малышом и трудиться над произношением самого трудного звука. Необходимо использовать логопедические упражнения для буквы «р».

Основные ошибки в произношении

  1. Скомканное окончание.
  2. Замена звука «р» на звук «л».
  3. Гортанное произношение буквы «р».

Причины неправильного произношения

  1. Возможно, мышцы губ, языка и неба развиты недостаточно для произношения столь сложного звука.
  2. Ребенок неправильно дышит во время речи. Дыхание должно быть не прерывистым, а плавным, ровным.

  3. Ребенок редко слышит слова с содержанием затруднительной для него буквы, возможно, родители сами «проглатывают» сложные звуки или говорят сокращениями.
  4. Родители редко разговаривают с ребенком лицом к лицу, что очень важно, ведь малыш должен хорошо видеть все движения губ взрослых.

  5. У ребенка слишком короткая уздечка языка – это врожденный порок, из-за которого подвижность языка ограничена, исправить эту неприятность можно только хирургическим путем.
  6. В редких случаях расстройство речи связано с нарушением работы коры головного мозга, при этом необходимо обратиться к специалистам.

  7. Малыш может просто-напросто подражать тем, кто не выговаривает «р».
  8. У детей часто бывают нарушения речи, связанные с неблагоприятной обстановкой в семье.

Проверка произношения буквы «р»

Попросите ребенка повторить несколько раз «Ррр-р-р-р», пусть малыш попытается произнести этот сложный звук в словах: рука, рак, ворона, жар, пар и др.

После проведенных домашних исследований можно определить, насколько развито произношение буквы «р» ребенком и стоит ли прибегать к спасательным мерам.

Для проверки подвижности органов речи нужно сесть перед зеркалом. Упражнения выполняются родителями вместе с малышом:

  • попросите ребенка открывать и закрывать рот, при этом «шлепать» губами;
  • пусть ребенок высунет язык как можно дальше, а потом резко спрячет его;
  • малыш должен попытаться сделать «широкий» язычок и двигать им влево–вправо, а потом вверх и вниз;
  • попросите ребенка на некоторое время открыть рот и высунуть «широкий» язычок на нижнюю губу, в этом положении язык надо зафиксировать на десять секунд;
  • нужно поочередно вытягивать губы трубочкой, а затем превращать в широкую улыбку;
  • пусть малыш поочередно закрывает то правый, то левый глаз.

Если родители замечают, что во время некоторых упражнений движения ребенка получаются неточные или не получаются вообще, то следует обратить внимание на улучшение развития подвижности рта и языка.

Общие рекомендации

Родители должны разговаривать с ребенком как можно больше: на прогулке, в очереди и т. д. Речь должна быть размеренной, а все трудные слова четко произноситься.

Начинать разговаривать с малышом нужно как можно раньше. Не зря говорят, что еще в животике у мамы ребенок слышит голоса, различает интонации и тембры голоса, привыкает к ним.

Существует мнение, что в младенческом возрасте «сюсюканье» родителей по отношению к малышу вредит его дальнейшему восприятию речи. Поэтому члены семьи должны следить за правильностью своей речи при разговорах с ребенком и между собой.

Всем известно, что очень важно читать ребенку много детских книжек: по утрам, за завтраком, на ночь, просто для развлечения.

Родителям будет полезно обзавестись профессиональной литературой на эту тему: «Буква «р»», «Как выговаривать ребенку» и др.

Читайте также:  Занимательные задания по математике - воспитание и игры

Когда ребенок только учится говорить, но у него не получается – нельзя его перебивать.

Следует терпеливо дослушать все, что он пытается сказать, а потом повторить за ним, исправить ошибки, четко проговорить трудно дающиеся ему слова.

Или как альтернативный вариант можно попробовать сделать вид, что родитель не понимает ребенка. Тем временем малыш будет медленно, четко и звонко проговаривать слова, запоминая, как говорить правильно, а как нет.

Как научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно

При помощи приведенных ниже упражнений можно без труда научить ребенка выговаривать «р». Их следует проводить ежедневно в форме игр по несколько раз. Рекомендуется сидеть перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть, как работают его губы.

Лучше всего сначала показывать все на своем примере. Занятия должны проходить в дружелюбной атмосфере, а если у ребенка не получается – на него ни в коем случае нельзя кричать. Так можно лишь усугубить ситуацию.

Только терпение и попытки одна за другой, только так можно помочь ребенку отточить произношение буквы «р».

Упражнения для начинающих

Упражнение 1

Для этой игры нужно попросить ребенка положить большой пальчик под язык, а затем попытаться совершать язычком движения от одной щеки к другой, пытаться при этом «рычать».

Упражнение 2

Требуется попросить ребенка улыбнуться очень широко и зафиксировать челюсти в этом положении. Затем пусть малыш попытается пересчитать верхние зубки, водя по ним языком с внутренней стороны. Существует второе похожее задание – ребенок должен в этом же положении покусывать кончик языка, это возбуждает мышцы, заставляет их работать.

Упражнение 3

Детки очень любят лошадей, они часто имитируют звуки их копыт. Пусть ребенок поцокает языком, можно это сделать вместе с мамой или другими членами семьи.

Упражнение 4

Совет

Учимся выговаривать букву «р» дальше. Для этого упражнения ребенку требуется высунуть язычок наружу и болтать им вверх и вниз, одновременно пытаться рычать. Лучше пробовать вместе с родителями, так получается веселее.

Упражнение 5

Выполняя это упражнение, ребенок будет пытаться дотянуться кончиком языка по очереди сначала до носика, потом до подбородка, а между этим аккуратно прикусывать кончик языка. Это упражнение помогает учиться задействовать при речи нужные мышцы.

Упражнение 6

Ребенок должен широко открыть рот и, высунув язык, с силой стукнуть им по передним зубам, одновременно пытаясь произнести звук «д».

Упражнения для усовершенствования произношения

Упражнение 1

Пусть ребенок попробует имитировать различные звуки, например, едет трактор – «др-др-дррр», мурлыкает котик — «муррррр-мр-мр», рычит лев — «рррррр» и другие. Это упражнение можно проводить в виде игры.

Упражнение 2

Родители подбирают для произношения несложные слова, в которых встречается буква «р»: трактор, трава, дрова и др.

Упражнение 3

Наиболее распространенными помощниками в делах произношения являются скороговорки. Требуется найти как можно больше подобных скороговорок с буквой «р» или стихотворений и песенок со словами «гриб», «трактор», «грабли» и с частым употребление буквы «р».

Упражнение 4

Требуется сесть перед зеркалом и открыть рот. Нужно коснуться кончиком языка нёба и зафиксировать положение на несколько секунд. Упражнение повторяется не менее пяти раз, это поможет ребенку растянуть уздечку языка и научиться говорить правильно.

Как работает логопед

Если родители все-таки решают обратиться к логопеду, то они могут быть уверены, что специалист сможет решить проблему с речью их ребенка буквально за 1-2 месяца. После посещения логопеда вопрос, как научить ребенка говорить букву «р», больше не будет беспокоить.

Для начала, на первом занятии, логопед проведет специальное обследование, при помощи которого определит уровень развития речи. У всех врачей разные подходы к лечению дефектов речи, суть их в одном.

Обратите внимание

В основном тактика лечения врачей основывается на раздражении языка специальными инструментами (палочкой, зондом). Это помогает разработать тонкую моторику и, соответственно, научиться выговаривать буквы.

Кроме того, логопед может дать парочку полезных советов о том, как научить ребенка выговаривать букву «р», например, выполнять различные упражнения по графику.

https://www.youtube.com/watch?v=DD4UwAu9fC0

Успешность работы с ребенком во многом определяется его индивидуальными особенностями. Не стоит отчаиваться, если не получается все сразу. Нужно быть терпеливым и хвалить ребенка даже за небольшие достижения.

Источник: https://www.syl.ru/article/151273/new_kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r-logopedicheskie-uprajneniya-dlya-bukvyi-r

Как научить ребенка выговаривать букву «Р» в домашних условиях

Как научить ребенка произносить букву «Р»: советы, примеры, упражнения. Чтобы отучить картавить, обратите внимание на произношение легких звуков.

[ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

С рождением малыша у взрослых начинается совершенно другая жизнь, где главную роль играет «орущий комочек», требующий много времени, сил и безраздельного внимания. Некоторые родители уже с момента рождения задумываются о том, как научить ребенка правильно говорить букву «Р», особенно если в семье были с этим проблемы.

Но давайте разбираться со всеми нюансами по порядку. Здесь важна каждая мелочь.

Фундамент формирования речи

Речевая активность ребенка начинается с гуления. Произносимые гласные звуки развивают речевой аппарат, закладывают фундамент правильной и красивой речи.

Поэтому родителям в этот период следует как можно чаще разговаривать с ребенком, стараясь добавлять больше «слов», состоящих из гласных звуков, чередуя их в разном порядке.

Ваши труды не пропадут даром: очень быстро малыш начнет издавать самостоятельно заученные «гласные слова».

Кроме того, каждый предмет получит схематическое название на его особом языке — это первый шаг к правильному произношению более сложных слов.

Важность грамотной речи родителя

До 3 лет каждый малыш (за редким исключением) начинает разговаривать предложениями. У некоторых детей они односложные и простые, требующие немедленного ответа. Другие могут самостоятельно строить сложные речевые конструкции, непонятные взрослым.

Похожий материал:

Разговаривая с ребенком, как с равным, вы решаете несколько задач:

  1. Воспитываете чувство собственного достоинства, ведь такое обращение поднимает детей в своих глазах и в среде ровесников. Не думайте, что в силу возраста дети не идентифицируют себя в этом мире. Такой простой прием помогает проще входить во взрослую окружающую среду.
  2. Показываете его значимость и важность, как члена семьи, хоть и маленького. Рекомендуется спрашивать мнение ребенка по пустяковым поводам, провоцируя выговаривать как можно больше слов с буквами, которые даются хуже остальных.
  3. Важен постоянный личный пример. Ведь в таком возрасте дети наследуют речь взрослого, причем даже до самых мелочей. Ни в коем случае не употребляйте слов-паразитов: они лучше запоминаются в силу синтаксической легкости и наибольшей распространенности. Помогайте в изучении новых слов. Если вместе с ребенком произносить их по нескольку раз в игровой форме, вы добьетесь значительных результатов.

Это общие рекомендации по развитию речевой активности детей до 5 лет.

Буква «Р» – сам себе логопед

Для начала разберемся в причинах проблемы. Возможно, в какой-то из них вы узнаете себя:

  • родители или другие члены семьи картавят (наследственная причина, которая трудно, а порой и вообще не поддается коррекции);
  • нечеткая речь взрослых, произношение слов с дефектами;
  • проблемы со слухом у малыша: он попросту не слышит, как правильно произносить буквы. В таком случае сложности могут возникнуть не только с «Р»;
  • физиологические причины – врожденные дефекты речевого аппарата.

Прежде чем приступать к самостоятельному решению проблемы, посетите логопеда и выясните, все ли в порядке в соматическом плане. Если да – советы специалиста помогут справиться с ситуацией, и малыш перестанет картавить. Но если вы обратились к логопеду ближе к 12 годам – быстрых результатов не ждите.

Смотрите видео уроки

Как поставить звук «Р»?

Логопедия – горловой (увулярный) звук «Р»

Стих про Рака

Анализ речи ребенка и упражнения по её развитию

Нужно иметь хорошо сформированный речевой аппарат, чтобы правильно и красиво говорить. Это дело наживное, и чем раньше начнете занятия по его развитию, тем лучше получите результат.

Хорошего показателя произношения буквы «Р» можно добиться, выполняя упражнения с ребенком в возрасте 5-6 лет. В 12 уже сложнее: понадобится профессиональная помощь логопеда, но занятия дома всегда приветствуются.

Затем переходите к «Л». Ее нужно выговаривать твердо. От твердой «Л» легче всего перейти к «Р», так как язык в нёбе размещается практически одинаково. Только буква «Р» требует вибрации кончика языка.

Отучить картавить поможет упражнение по растяжке подъязычной «уздечки».

Занятия дома – учимся вместе

Придумайте увлекательную игру для детей, которая станет не только тренировкой речи, но и возможностью близкого и приятного общения с мамой или папой. Отлично, если такие упражнения вы будете делать всей семьей, что создаст благоприятный психологический посыл и ускорит результат.

Картотека картинок

Береза, тарелка, вертолет, зебра, черепаха, аквариум, виноград, кормушка, орехи, орел, морковь, страус, ящерица, сирень, трамвай, грабли.

Общие советы родителям:

  • подготовьте тематические картинки с изображением животных, птиц, овощей, фруктов, предметов обихода, знакомых ребенку, и используйте их во время занятий;
  • постепенно подключайте картинки с более сложными словами, а затем и с незнакомыми – так вы будете учить правильно говорить и поможете познавать окружающий мир в форме увлекательной игры;
  • произносите слова спокойным и ровным голосом, не раздражайтесь из-за неудачи. Недовольством вы спровоцируете у ребенка страх и нежелание продолжать упражнения;
  • место для занятий должно быть светлым, уютным и комфортным для всех занимающихся;
  • запаситесь необходимым количеством зеркал или разместитесь возле одного большого так, чтобы не мешать друг другу;
  • и главное – четко произносите все звуки, чтобы также поставить их детям.

Психологическая подготовка к занятиям и место проведения играют очень важную роль для достижения конечного результата.

Упражнения для развития речевого аппарата

Для того, чтобы правильно говорить любую букву, а не только «Р», речевой аппарат должен быть хорошо развитым. Есть комплекс упражнений, который можно выполнять в домашних условиях, превратив его в увлекательную игру. Опытный логопед подскажет, с чего лучше начать.

Тематический материал:

Садимся перед зеркалом и начинаем «обезьянничать».

  1. Вытягиваем губы трубочкой, стараясь коснуться кончика носа. На первых порах можно помогать себе пальчиками, пригибая носик к губкам.
  2. Втягиваем губы внутрь, стараясь сделать полосочку.
  3. Открываем рот и изображаем губами «рожицы», кривляя их в разные стороны.
  4. Вытягиваем язык как можно дальше. Ставим перед собой ладошку и стараемся лизнуть ее кончиком языка.
  5. Затем втягиваем язык в ротик и скручиваем его в поперечную трубочку, потом в продольную.
  6. Вытягиваем язык и стараемся дотянуться до кончика носа.

Все упражнения повторяем от 10 до 12 раз. В течение занятия их можно делать по нескольку раз, в зависимости от желания крохи, но давить не следует.

Если же вашему ребенку уже 12 лет, он сам поймет важность занятий — главное, не забывайте хвалить за успехи.

Непосредственно буква «Р»

Картавить малыша можно отучить, равно как и взрослого (что значительно сложнее), с помощью простых упражнений, согласно советам опытного логопеда.

Вначале пусть именно специалист покажет, что нужно делать, а потом вы сами сможете поставить букву «Р» дома.

  1. По картинкам проговаривайте слова, в которых «Л» (мягкая, а затем твердая) в любом месте.
  2. После переходите к словам с «Л» в начале.
  3. Далее только с твердой «Л». Она выговаривается практически так же, как и «Р», но для «Р» нужна характерная вибрация языка.
  4. Выдувайте с силой воздух при произношении твердой буквы «Л», чтобы кончик языка завибрировал.
  5. Когда вы добьетесь результата, переходите к словам с «Р» в начале. Получаться будет не сразу, но не отчаивайтесь.

Еще одно упражнение, которое стоит попробовать. Во время произношения твердой «Л» маленькой ложкой или пальцем попробуйте легонько и быстро провести по подъязычной «уздечке». Получится вибрация. Покажите этот прием ребенку, и он сам поможет себе (со временем отпадет необходимость в такой помощи). Это простое упражнение посоветует каждый логопед, даже если вашему чаду 12 лет и более.

Дети – это маленькие люди, нуждающиеся в нашей помощи, чтобы полноценно адаптироваться в современном, таком сложном и жестоком мире. Давайте им помогать и любить за то, что они есть.

Как научить ребенка говорить букву «Р» — эффективные упражнения Ссылка на основную публикацию

Источник: http://RearChildren.ru/rech/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r/

Ссылка на основную публикацию