Буквы ш-щ — воспитание и игры

Как научить ребенка говорить букву «Ш» без привлечения специалистов

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) Чем полезно грудное молоко, из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, читайте тут.

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Ранее мы рассматривали, как научить ребенка говорить букву «Р». Если в этом вы достигли успеха, то можно использовать и этот звук. Часто ребенок отлично выговаривает звук «Р», но затрудняется с «Ш». Поэтому попросите его прошептать «Р». Результат вас удивит.

Обратите внимание

Также постановку «Ш» можно осуществлять на основании звука «С». Попросите ребенка произнести его, приподнимая край языка ложечкой до тех пор, пока между языком и небом не образуется необходимая щель.

Если вы добились желаемого результата, то пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно. При этом напоминайте, чтобы язык был немного приподнят. Если не получилось, то возвращайтесь к фокусу с ложкой.

Как только изолированный звук закреплен можно дальше переходить к словам и предложениям с «Ш» в различных позициях. Для этого подойдут различные скороговорки на букву «Ш» или различные логопедические слова. Важно закреплять результаты. Простейшим способом является внедрение «Ш» в обыденную речь как можно чаще.

1) Стоит ли употреблять изюм при беременности? Подробно разбираем все нюансы этого вопроса.
2) Чем опасны глисты во время беременности и как от них избавиться, мы рассказываем в этой статье.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Источник: http://LovingMother.ru/uxod-za-rebenkom/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh.html

Буква Ш для детей дошкольного возраста

Цель занятия: изучаем букву Ш, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Ш, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ш по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

ШарыШмельШишкиШахматы

В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран — воды нет, только воздух шипит: ш-ш-ш…

  1. Как шипит воздух в кране?
  2. Как звали девочку?
  3. Какой первый звук в слове ШУРА?
  4. Какой звук есть и в слове ШАПКА, и в слове МЫШКА, и в слове ДУШ?
  5. В начале, в конце или в середине слова звук [ш] в слове ШЛЯПКА? — ДУШ? — МЫШКА? — ШУБА? — КОШКА?
  • Гласный или согласный звук [ш]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Ш для дошкольников

Рассмотри букву Ш. Нашили букву Ш в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.

Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Распечатать Скачать файл

Продолжи фразу

Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… (шишек).

Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему … (штанишки).

Сегодня все ликует! В руках у детворы От радости танцуют

Воздушные … (шары).

Слышит мишка краем уха, Как жужжит над ухом муха. Мишка лапой муху хвать! Мухи слыхом не слыхать! Но понять не может мишка,

Отчего над ухом … (шишка).

Сказка про букву Ш

Как Мыша шалил

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

— Мыша! Где мои вещи?! — грозно спрашивает папа. — Я их съел… Нечаянно… — Как съел? Ах ты шалопай! — Ну что ты шумишь? — заступается мама. — Он же пошутил.

— А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

— Кошка!!! — визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

— Змея…— шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок. — Это не жизнь, а кошмар!— возмущается папа.

— Мы в свое время так не шалили.

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Ш

Наша тетушка игла Строчку по полю вела. Строчка в строчку, Строчка в строчку. Будет платье вашей дочке.

(Швейная машина)

Твой хвостик я в руке держал, Ты полетел, я побежал.

(Шарик воздушный)

На квадратиках доски Короли свели полки. Нет для боя у полков Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы)

Пословицы и поговорки на букву Ш

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Знай больше, а говори меньше. В гостях хорошо, а дома лучше. Кошке игрушки, а мышке слезки. На мышку и кошка зверь. Шила в мешке не утаишь. Если не видишь — взойди на гору, если не понимаешь — спроси у старшего. Ошибся, что ушибся,— вперед наука. Поспешишь — людей насмешишь. С кем поведешься, от того и наберешься.

Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш? Это шишка шлепнулась, шурша. Шмель и шершень шумно шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки. Что еще в лесу на букву Ш? Шум и шорох возле шалаша.

Читайте также:  Методы обследования нервной системы у детей - воспитание и игры

(М. Яснов)

Шавка очень громко лает. Шавка очень твердо знает: Тот, кто громче скажет «гав», Тот всегда и будет прав!

(Б. Заходер)

Шар воздушный, Шаловливый, Непослушный, Вместе с ветром убежал, А куда? И не сказал.

(Ф. Бобылев)

Важно

Шарик свернутый лежал, Чтоб в окно не убежал. А теперь его надую, С ним на улицу пойду я.

(Г. Сатир)

Шарфик Шел я лесом и боялся… Чей-то шарфик мне попался. Сразу лес не страшным стал. — Эй, кто шарфик потерял?

(Г. Виеру)

Шила шубку — Сшила юбку, Шила шапку — Сшила тапку! Хороша швея Наташа!

(Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные. Шары такие непослушные! Шары шуршат и в небо рвутся, А шелковинки-нитки рвутся.

(Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее, Шмель ужасный шум затеял. Сколько дел он натворил — Даже шершня разбудил.

(А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил, Пять шпаг бесстрашно проглотил. Эй, шалуны! Прибавьте шагу! Несите мне шестую шпагу.

(В. Берестов)

Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш. И дождь шуршит. И мышь, шурша, В нору спешит. А там тихонечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат. Но все вокруг возмущены: — Как расшуршались шалуны!

(А. Усачев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Буква Ш для детей дошкольного возраста Ссылка на основную публикацию

Источник: https://doshkolnik.net/podgotovka-k-shkole/obuchenie-gramote/bukva-sh.html

Подготовка к школе ч.13

Подготовка ребенка к школьной программе дома. Задания: обучение чтению, звуки буквы, графический диктант, задачи по математике на сложение, счет до 20, понятие «право» и «лево», логические задания.

Обучение чтению. Звук и буква «Щ»

Цель: знакомство с буквой и звуком Щ, развитие графо-моторных навыков.

Материал: рабочий лист, пластилин. Карточка с буквой Щ.

Педагог показывает детям карточку с буквой Щ.

Буква «Щ» на «Ш» похожа, —

Все у них одно и то же.

Только справа на бочок

Прицепился к «Щ» крючок!

Дети обводят букву пальчиком по контуру, «запоминают букву».

Затем педагог обращает внимание детей на рабочий лист.

Обучение чтению. Звук «Щ»

Цель: развитие фонематического слуха.

Материал: рабочий лист.

Я буду сейчас называть слова. Если в них есть звук Щ, то хлопните в ладошки.

ЩЕКОТКА, ЦЫПЛЕНОК, ЧУДО, ЩЕКА, ЩЕНОК, ШУБА, КАТУШКА, ЩУКА, КАЧАТЬСЯ, КАША, ПЕЩЕРА.

Затем педагог предлагает раскрасить только те предметы на рабочих листах, в которых есть звук Щ.

— Сколько предметов вы раскрасили?

Обучение чтению. Чтение слов с буквой «Щ»

Цель: формирование навыка чтения.

Материал: рабочий лист.

Педагог просит детей по очереди прочитать слова построчно и столбиками.

Диктант. Слоги с буквой «Щ»

Цель: формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал: рабочий лист.

— Напишите под диктовку следующие слоги:

ЩЕ, ЩЕ, ЩА, ЩИ, ЩУ .

— Как написали слоги ЩА и ЩУ? Какое правило надо помнить?

Математика. Придумываем задачи

Цель: продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание по числовому примеру.

Материалы: нет

Педагог на доске пишет:

10-1 =

Дети придумывают задачи.

Выбираем интересную задачу и решаем ее на доске (один ребенок).

Педагог предлагает детям еще раз повторить задачу, а затем разбирает с детьми структуру задачи, т.е. один ребенок называет условие, другой – вопрос задачи.

На доске педагог записывает следующий пример:

7+1=

Работа строится аналогично (обращаем внимание на знак «плюс», который показывает, что число увеличилось, чего-либо стало больше).

Графический диктант

Цель: развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

Материалы: рабочий лист.

Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

Педагог диктует:

Математика. Решение задач. Детская площадка

Цель: формирование умения решать арифметические задачи.

Материал: рабочий лист.

На самом деле, приведены два правильных решения. Скорее всего, дети выберут и то, и другое.

Подчеркните оба этих решения. Они верные.

Отработка понятий «лево», «право». Игра «Робот»

Цель: отработка понятий «лево», «право», счет в пределах 5-и, развитие моторики и координации, а также умения соотносить свои движения со словесной командой.

Материал: любая маленькая игрушка.

Когда игрушка спрятана, «робот» выходит на середину комнаты, остальные дети наблюдают и контролируют его движения. Взрослый делает вид, что заводит робота, потом дает ему команды, например: «Сделай три шага вперед. Повернись налево. Сделай еще четыре шага вперед. Повернись направо. Сделай шаг назад. Повернись налево. Сделай три шага вперед. Наклонись и поищи куклу».

Важно, чтобы робот в точности выполнял команды. Желательно, чтобы и двигался он подобно роботу.

Совет

Давая команды, помните, что шагов может быть сделано за раз не более пяти. Если ребенок путает право и лево, привяжите к его правой руке ленточку-напоминалку.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли робота и закрепил на практике свои знания.

Математика. Второй десяток

Цель: формирование навыка счета в пределах 20.

Материалы: мяч, рабочий лист.

Дети выстраиваются в круг. Педагог бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок называет последующие 2-3 числа и возвращает мяч.

Обязательно также отрабатываем и обратный счет от 20.

Затем педагог обращает внимание детей на рабочий лист.

Логическая задача. Концы у палочек

Если дети не дают правильного объяснения, то педагог им помогает.

Сначала выдаем детям спички и, не разламывая их, просим все же ответить на вопрос задачи. Потом можно дать поломать одну спичку пополам:

— Если у одной палки 2 конца, то у двух палок 2 + 2 = 4 конца (два раза по два).

— Две с половиной палки — это три палки, но одна из них короче. У короткой палки тоже два конца.

Следовательно, у двух с половиной палок — 2 + 2 + 2 = 6 концов (три раза по два).

Домашнее задание

Педагог задает домашнее задание детям.

Источник: https://babyla.ru/page/podgotovka-school13

Логопедические упражнения на звук «ш»

Подготовительный этап

Занятие 1

Пространственная ориентировкаПерекрестная ориентировка.— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

Упражнение для выработки продолжительного выдоха«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.Упражнение для губ«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].Упражнения для языка«Язычок ищет щелочку в заборе».

Просовывать широкий язык в зазор между зубами.«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.Координация дыхания, артикуляции и фонацииИгровые задания«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляци-онным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Занятие 2

Упражнение для выработки продолжительного выдоха«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утри-рованной артикуляцией.Упражнения для губ«Широкая трубочка».

Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.Упражнения для языка«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.«Язычок идет в гости к носику».

Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка«Разговор Кукушки и Совушки».

Обратите внимание

Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

Занятие 3

Упражнение для выработки продолжительного выдохаЗакрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.Упражнение для губЧередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

Упражнения для языка«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.Развитие фонематического восприятияОпределение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш].

(Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик.)

Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш.

Занятие 4

Упражнение для выработки продолжительного выдоха«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

Упражнение для губ«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.Упражнения для языка«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем ото-рвать его.«Чашечка».

Читайте также:  Карточки фрукты и ягоды на английском языке (fruit and berries) - воспитание и игры

— Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?— Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.

Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

Развитие фонематического восприятияНайти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.

Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии ко-торых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.

Занятие 5

Упражнение для выработки продолжительного выдоха«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопа-той») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».Упражнение для губ«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

Упражнения для языкаПовторение упражнений предыдущих занятий.«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта.

Сле-дить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка«Разговор Бегемотиков».

Важно

Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, кре-пыш, коротыш, глупыш, голыш.

Занятие 6

Источник: https://7gy.ru/rebenok/razvitie-rechi/630-logopedicheskie-uprazhnenija-na-zvuk-sh.html

Дифференциация букв ш и щ

Отрошко Г.В., учитель-логопед смешанного детского дома № 1, г. Ярославль

Смешение букв ш и щ в письменных работах детей и при чтении встречается очень часто. Во-первых, его можно отнести к группе фонематических, так как звуки [ш] и [щ] сходны по акустическим признакам, или артикуляторных – артикулемы этих звуков также сходны.

Во-вторых, это смешение можно квалифицировать как оптическое, поскольку графемы ш и щ также сходны (как рукописные, так и печатные варианты). В-третьих, такое смешение может рассматриваться как кинетическое.

У детей с задержкой психического развития отмечаются не только несформированность фонематического восприятия, но и дефицитарность зрительного гнозиса, тонких дифференцировок движений руки. Детей затрудняет правильное прочтение слогов ше, ши, шё, которые часто читаются как ще, щи, щё.

Поэтому, работая над дифференциацией букв ш и щ, необходимо учесть все проблемы ребенка и подходить к данной проблеме комплексно. Комплексная работа по дифференциации смешения ш-щ позволяет получить устойчивые результаты, уменьшить количество ошибок, допускаемых детьми с задержкой психического развития на письме и при чтении.

Используемые задания способствуют развитию фонематических процессов, зрительного гнозиса, моторных компонентов. Задания и упражнения Уточнение произношения звуков ш и щ Произношение уточняется сначала по отдельности, затем дифференцированно. Внимание детей обращается на акустические признаки звуков и артикуляционные уклады. Формирование представления о фонемах [ш] и [щ]

Дети рассматривают картинки, называют, придумывают слова, предложения и истории из слов с каждым из этих звуков, работают на уровнях фразы и текста. Интересна для детей работа с контурными картинками. Полезны упражнения на раскрашивание, так как они помогают задействовать моторику руки (рис. 1, 2).

  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Раскрасьте только предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [щ].
  • Раскрастье только предметы, в названиях которых есть звук [щ].

Дифференцирование фонем [ш] и [щ]Дети на уровне изолированного произношения слогов, слов, фраз, текста учатся различать звуки на слух. Проводится работа с контурными картинками (рис. 3, 4).

  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [ш].
  • Соедините картинки с буквой ш (буква пишется вверху картинки).
  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [щ].
  • Соедините картинки с буквой ш и щ.
  • Вырежьте и наклейте картинки с буквами на два подноса (на две полки, в два круга и т.д.). Придумайте предложение, в котором были бы 2-3 названия предметов с картинки и т.п.

Рассматривание букв ш и щ Дети рассматривают буквы сначала по отдельности, затем дифференцированно. Уточняют поэлементное строение каждой буквы, их сходство и различие. Соотносят букву с образами, рас крашивают их двумя цветами (рис. 5).

Также дети лепят буквы из пластилина, изготавливают из проволоки, соотносят печатную и письменную буквы, ищут букву на ощупь в «Чудесном мешочке», упражняются в поиске букв ш и щ на сюжетной картинке (рис. 6).

  • Найдите буквы и раскрасьте их соответствующими карандашами.

ифференцированный поиск букв ш и щ

  • Отметьте разными цветами буквы ш и щ, установите закономерности их расположения.

ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш щ ш ш ш щ ш щ ш ш ш щ щ ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш ш ш щ щ ш ш щ щ ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ ш щ щ

https://www.youtube.com/watch?v=g6Qe40RlIEA

ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ щ щ ш ш ш щ щ щ щ ш ш ш ш ш щ щ щ ш ш ш ш щ

  • Отметьте разными карандашами буквы ш, щ, ч, ц.

ц ч у ч н н п ч н л у ч ц ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш щ ш н п и щ ш щ ш ц ч щ ц л щ ш и ш л ц л щ и м ц л ч щ и ы м ц л ч п и ч ш м л щ п ц ш и ш ц ч и л л л к ч ц и п ц л м ш ц щ м и ц м щ л ч щ ш у и щ м л ц ц ч щ ч ц ч ц щ ц ц у у ч щ и ч ш ч ц у щ у ч п к м ш щ ч ц ц ц ч и г ц ш ч ш щ ц щ ш ч ц п ц и ч ш щ ч ч ц ч м ц п щ ш ч ш ц ч ц щ ц ч Дифференцированное написание

букв ш и щ

  • Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).
  • Пропишите ряды букв и найдите закономерности их расположения.
  • Продолжите строчки карандашами соответствующих цветов.

ш ш щ щ ш ш щ щ ш щ щ ш щ щ ш щ ш ш щ щ

Чтение слогов с буквами ш, щ

  • Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що шу-щу аш-ащ ош-ощ уш-ущ ши-щи ше-ще шё-щё иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ

Чтение и письмо букв ш и щ в словах

  • Прочитайте слова парами, столбиками, столбиками попарно, строчками.
  • Найдите слова в рядах, выделяя буквы ш и щ разными карандашами.

щеткашовхорошопищалкащука тащитьпушистыйрощицавершинакамышимышка вещицатощийгущакрушиначерем шазащитащупальцамешочекпрошит кашащегол щегольброшкакартошказащитная

всполошилисьнакрошилщитокхрящ

  • Напишите «буквенные диктанты», вписывая в схемы прочитанных слов буквы ш и щ, с обозначением их позиции по отношению к началу, середине, концу слова.
  • Запишите слова с ш и щ в два столбика.

..ука ..елчок кув..ин пры..ик бро..ка кро..ит ..орох ..епка ..епотка пи..ит ка..а пла.. горо..ина гру..у вра..ать ..ёлк за..итник вер..ина

Преобразование слов, выбор части слова из двух предлагаемых

  • Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – … шляпа – … шалаш – … штора – … шайба – … карандаш – … швабра – … плащ – …

клещ – …

  • В данных словах первую букву замените буквой ш или щ. Какие слова получатся?

тапка – … чашка – … тётка – … майка – … споры – … жаль – … фланг – … спала – … детина – … венок – … мишка – … виток – … мель – … тик – … река – …

рука – …

  • Добавьте в слова слоги ше или ще. Напишите слова в два столбика.

Чудови.., луч.., учили.., полотни.., ти.., голоси.., кра.., вы.., сокрови.., хранили.. .

  • Добавьте в слова слоги шик или щик. Напишите слова в два столбика.

Танцов.., зимов.., каранда.., набор.., шала.., кладов…, чистиль.., за- крой.., часов.. .

Работа с предложением

  • Составьте предложения. Запишите их.

ищет, вещи, сыщик, Тощий, наши, пропавшие. тщательно, Пищу, хорошо, и, пережевывать, надо. роще, в, Лучший, щавель, нашей.

пищит, Крошечный, ящике, в, щенок, Шарик.

  • Впишите пропущенные слова и слоги ши или щи.

Мы ели … . Кислые … чудо как хоро.. ! В я..ке пи..т пу..стый щенок. У на..х за..тников крепкие ..ты и хоро..е мечи.

абота с коротким текстом

  • Распутайте загадки букв ш и щ.

Все словечки поменялись, Буквы перепутались. Мы слова с тобой читали, Ш и щ распутали. Лес густой за речкой – … (чаша). Ваза есть в музее – … (чаща). Услыхали громко – … (шелк)! Это разорвался… (щелк). В речке плещется… (Шуренок). Шуру мать зовет… (щуренок). Я прощения… (прощу)

И сама тебя… (прошу).

  • Впишите пропущенные слоги ши или щи.

Ти..на! Не Шур..те, мы..! Не пле.. те ле.. и ер..! Не тре..те в ти..не лесной ча.. стрекотуньи – сороки. Слы.. те, запели в ло..не около ро..цы малы.. – соловушки!

  • Впишите пропущенные буквы ш и щ. Выучите, напишите по памяти.
Читайте также:  Осенние месяцы - ноябрь - воспитание и игры

Мы..онок Пу..ок Ста..ил поро..ок, Зубную ..етку, П..ена ..епотку, ..ей пло..ку, Ча..ку горо..ку, Из ..етки ..етинку, С пла..а пылинку. Та..ит в ..елку не спе..а С ми..ки плю..евого ..арф, Та..ит перы..ко ..егла, Та..ит ..епку из угла. Всё накрыл засох..ей коркой —

Обеспеченная норка!

Источник: http://logoped-sfera.ru/differenciaciya-bukv-sh-i-shh

Тема №39. Звуки [Ш] — [Щ]. Буквы Ш — Щ

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление родовых окончаний прилагательных.

2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Щ] — [Ш].

3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

4. Учить ребенка анализировать простые предложения с предлогом, составлять схемы.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Правильно ли это?».

Взрослый читает ребенку предложения, а ребенок внимательно слушает и говорит, правильно это или нет.

https://www.youtube.com/watch?v=kbg2aNKnRgo

Дорогой друг. Родной дочь. Дорогая друг. Родная дочь. Высокое небо. Золотой кольцо. Высокий небо. Голубая небо. Большой город. Золотая кольцо. Большая город. Большое город.

Задание 2. Дифференциация звуков [Ш] — [Щ].

Дидактическое упражнение «Составь слово (взрослый произносит слова по слогам), назови первый звук в слове»: шах, ма, тист; щу, паль, цы.

Сравнить артикуляцию звуков [III] и [Щ] (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков [Ш] и [Щ], обозначение.

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:

ш, щ, щ…; ша, ща…; ащ, аш…; шапка, щенок, щегол, машина…

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-ща, шу-…; ащ-аш, ощ-… Повторить за взрослым серию слогов:

ша-ша-ща, ща-ша-ша, ща-ша-ща, ша-ща-ша, ша-ща-ща, ща-ща-ша.

Закончить слово нужным звуком ([Ш] — [Щ]): каранда…, ле…, ово…, ду…

Совет

Задание 4. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ш], и предметы, в названии которых есть звук [Щ].

Вспомнить как можно больше слов со звуками [Ш] и [Щ], разделить слова на слоги, придумать с каждым словом предложение.

Заменить звук [Ш] на звук [Щ] в словах. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложение:

чаша — чаща, шелк —    пишу —    пиши —    прошу — …

Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Ш] и [Щ] (см. темы № 30,37).

Задание 5. Дифференциация букв Ш — Щ.

Вспомнить буквы, которыми обозначаются на письме звуки [Ш] и [Щ].

найти в них общее и различие.

Конструирование и реконструкция букв с помощью счетных палочек. Игры с буквами.

Задание 6. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

чаша — чаща; пиши — пищи, пишу — пищу.

Анализ предложения (напомнить ребенку, что имена всегда пишутся с прописной буквы).

Источник: http://xn——5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/load/logoped/logopedicheskie_domashnie_zadanija/tema_39_zvuki_sh_shh_bukvy_sh_shh/50-1-0-197

План-конспект группового логопедического занятия по теме «Дифференциация букв И-Ш»

Тема: «Дифференциация букв И-Ш»

Цели:

  • учить детей дифференцировать зрительные образы букв, в частности И – Ш;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку;
  • развивать навык звукового анализа и синтеза;
  • развивать активный и пассивный словарь;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает детям отгадать загадки. И выделить первый звук в отгадках.
А) Ждёт меня подружка – На макушке – ушко. Если танцевать пойдёт,

Всё заштопает, зашьёт. (Иголка)

Б) Ушастая волнуется, А выйдет на улицу. Завяжет ушки,

Сидит на макушке. (Шапка)

Логопед формулирует тему занятия: «Буквы И-Ш»

II. Основной этап

Логопед предлагает детям рассмотреть образы букв, сравнить их написание, найти схожие черты (состоят из одинаковых элементов) и различия (число элементов разное).

Логопед формулирует вывод. В букве Ш три вертикальных черты, а в букве И – две.

А) Дифференциация на буквенном уровне.

Логопед выставляет на доску карточку и предлагает детям самостоятельно заменить зашифрованные буквы на настоящие. Задание выполняется сначала устно, дети обосновывают свой выбор. Затем, логопед предлагает детям выполнить задание письменно, в тетради. После выполнения упражнения осуществляется проверка. Один ребенок читает, другие проверяют.



Б) Дифференциация на уровне слога.

Логопед выставляет на доску карточку со схематичным изображением слогов и просит детей прочесть. Логопед просит назвать только те слоги, в которых есть буква Ш, только те слоги, в которых есть буква И, те слоги в которых есть обе буквы.

После прочтения, детям предлагается переписать слоги в тетрадь.

(ит, шу, им, ши, ис, ош, ги, ил, зи, юш, шо, шу, иб, ич)

В) Дифференциация на уровне слова.

Далее логопед предлагает расшифровать слова. Сначала работа осуществляется устно, затем письменно.
Первоначально логопед предлагает детям слова, где надо заменить одну букву в слове.

(жизнь, карандаш, шесть, каштаны, книга, вешалка)

После успешного выполнения первой части задания, логопед предлагает детям расшифровать слова с двумя искаженными буквами.

(кушетки, уши, вешалки, шины, кошки, мышки)

В качестве проверки логопед предлагает детям поменяться тетрадями и поискать в работе другого ученика.

Обратите внимание

В следующем задании логопед заменяет условные обозначения букв занятия. Буква Ш обозначается большой змеей. И обозначается маленькой, короткой змейкой. Логопед предлагает детям заменить картинки буквами и получить новые слова.

(шланг, Ирина, шарф, игра, шина, игла, шпага, испуг, шарик)

Далее логопед раздает детям карточки и ножницы. Инструкция для детей: «В словах потерялись все пробелы, необходимо взять ножницы и разделить слова»

(кисти, шипы, лужи, лист, шуба, игра, шапки, шаги)

Дети работают самостоятельно. После выполнения упражнения, осуществляется проверка.

III. Итог занятия
Логопед просит детей самостоятельно придумать по три слова с каждой буквой и назвать их.

Автор материала: Медведева Оксана Владимировна

Также по теме:

Карточки для домашнего задания «Дифференциация звуков С — Ш»

Источник: http://logoped18.ru/logopedist/plan-konspekt-logopeda-differentsiatsiya-bukv-i-sh.php

Звук и буква ш. Прямые и обратные слоги, слова со звуком ш и буквой Ш

Учитель -олигофренопедагог

ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа№25 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья Э.М.Юсупова

Конспект урока чтения и развития речи.

Тема: Звук и буква ш. Прямые и обратные слоги, слова со звуком ш и буквой Шш.

Цель: Познакомить с новым звуком [ш], буквой ш, научить выделять звук в словах, различать в звуковом потоке, читать слоги с изученной буквой.

Задачи:

1. * Совершенствование умения правильно произносить звук [ш], слышать его в слове.

* Совершенствование умения отличать звук [ш] от других речевых звуков

(по характеристике).

* Совершенствование зрительного образа буквы Ш, ш, как письменное

обозначение согласного звука [ш].

* Совершенствование умения отличать по образу букву Ш, ш от других букв.

* Формирование умения читать слоги с данной буквой.

2. * Развитие фонематического слуха.

* Развитие звуковой, произносительной стороны речи, техники чтения слогов с буквой Ш.

* Развитие экспрессивной речи.

3. Воспитание учебных навыков и умений:

* слушать учителя,

* выполнять задания по одно, двухступенчатой инструкции.

Воспитание интереса к чтению, как к способу узнать новое интересное.

Оборудование:

предметные картинки, индивидуальные магнитные доски, карточки с дифференцированными заданиями, для индивидуальной работы, Демонстрационные слоги с буквой Ш, ш (аш, ош, уш, ша, шо, шу, Ша, ШО, ШУ). , презентация из слайдов, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки тетрадки?

Молодцы, ребятки!

Какой у нас сейчас будет урок?

На уроке чтения что мы учимся делать?

А какие буквы мы уже изучили?

Игра задание: «Найди букву».

На доске вывешиваются в случайном порядке карточки с буквами А, О, У, С, Х, М, Ш. дети по очереди должны подойти к доске и снимая карточку назвать каждую букву и определить ее характеристику (гласная, согласная…).

2. Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите осталась на доске одна буква которую мы не знаем.

Что-же это за буква? Давайте отгадаем. На слайде 1 показаны изображения вещей:

шапка, шарф, шкаф, шарик, шишка, мышка.

Какой звук повторяется в этих словах? — Какой звук выделили? ([Ш])

Произнесем его вместе.

3. Артикуляционная гимнастика:

На что похоже это звучание?

Как шипит кошка? Как шипит гусь? (слайд 2, 3)

Как шуршит бумага?

(на столах у детей лежат листочки бумаги, дети вместе с учителем произносят звук Ш и при этом шуршат бумагой).

Давайте вместе произнесем чистоговорки:

шу-шу-шу- Маша кушает лапшу

Ши-ши-ши- кашу ешьте, малыши

Ше-ше-ше- шепчет Паша в шалаше

Шо-шо-шо- Шура пишет хорошо.

4. Работа по теме урока. Знакомство с новой буквой.

Звук [ш] обозначается буквой ш.

  • показ печатной и письменной буквы ш. (слайд 4)

Что напоминает вам эта буква?

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша. (слайд 5)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене он забыл. (слайд 6)

Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш. (слайд 7)

5. Физминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок,

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише. Высоко

Прыгай на носках легко.

Нам нужно узнать, какой этот звук Ш. Согласный или гласный? В какой домик мы его посадим в синий или красный? Почему? (как вариант – закрасить нарисованную на доске букву мелом нужного цвета).

Давайте произнесем звук ш еще раз.

6. Работа на индивидуальных карточках:

— Обведите в кружок букву Ш.

— Сосчитайте сколько букв Ш вы обвели.

Автоматизация звука [ш] в словах.

Игра «Поезд»: дети выбирают слова-«пассажиры» со звуком [ш] и провожают их в вагончики, ориентируясь на схемы места звука в слове.

— Почему на вокзале остались пассажиры без билетов? (В этих словах нет звука [ш].)

Разминка для глаз

  • «Моргания» — ускорение и замедление моргания.

  • «Вижу палец» — указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.

  • «Художник» — глазами нарисуйте 6 восьмерок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.

  • «Часики» — двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.

7. Первичное закрепление. Чтение слогов.

— Сейчас будем учиться читать слоги с буквой Ш

— положите на своей магнитной доске букву Ш перед буквой А, О, У (чтение вслух слогов Ша, Шо, Шу).

— положите на своей магнитной доске букву Ш после буквой А, О, У (чтение получившихся слогов Аш, Ош, Уш).

Чтение слогов на плакате хором Ша, Шо, Шу — Аш, Ош, Уш (1 раз громко, 2 раз тихо, 3 раз вопросительно)

8. Итог урока

Ребята, наш урок подходит к концу.

— Скажите, что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

Какую букву изучили?

Какие слова начинаются на букву Ш?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/corect/presentacii/zvuk_i_bukva_sh_priamyie_i_obratnyie_sloghi_slova_so_zvukom_sh_i_bukvoi_sh

Ссылка на основную публикацию