Методы обследования нервной системы у детей — воспитание и игры

Нервная система

Функции всех органов человека регулируются и координируются между собой центральной нервной системой.

Нарушения в работе каждого отдельного органа в большей или меньшей мере отражаются на функциях центральной нервной системы, а через нее и на работе других органов.

Без правильной оценки этих кортико-висцеральных взаимоотношений трудно и в большинстве случаев даже невозможно понять патогенез любого заболевания.

Обратите внимание

При изложении семиотики важнейших уклонений от нормы со стороны различных систем органов мы уже неоднократно указывали на целый ряд симптомов, которые должны заставить врача подумать о поражении центральной или периферической нервной системы.

Из сказанного ясно, как велико значение правильной оценки состояния функций нервной системы. Каждый детский врач должен уметь правильна исследовать и правильно оценивать состояние нервной системы у здорового и больного ребенка.

В каждой «истории развития» здорового ребенка и в каждой «истории болезни» больного ребенка наблюдающим врачом должна быть дана оценка состояния нервной системы ребенка и динамика изменений ее в зависимости от возраста ребенка, изменившихся условий окружающей среды и течения патологического процесса.

Мы не будем повторять сказанного выше о значении правильного анализа данных хорошо и подробно собранного анамнеза для оценки индивидуальных особенностей нервной системы и высшей нервной деятельности детей, подчеркнем лишь основные моменты, характеризующие состояние нервной системы, на которые и надо обращать внимание при изучении здоровых и больных детей, и кратко остановимся на важнейших методах исследования у них нервной системы.

Обследование ребенка и оценка получаемых при этом данных несколько меняются в зависимости от его возраста.

При исследовании детей всех возрастов отмечается реакция ребенка на все окружающее, на отношение его к близким и посторонним для него лицам, на помещение в ясли, детский сад, больницу и т. д.; всегда учитывается эмоциональная настроенность ребенка, состояние сознания, наличие расстройств со стороны речи, расстройств двигательного характера и т. д.

При изучении детей первого года жизни надо обращать особое внимание на состояние физиологичных для детей того или другого возраста рефлексов (сосательный, глотательный, рефлексы положения, ползание по Бауэру, симптомы Кернига, Бакинского, Робинсона и т. д.); оценивается состояние двигательных умений ребенка (см. гл. 3), особенностей развития речи и других проявлений высшей нервной деятельности, отмечается наличие или отсутствие у ребенка тех или других навыков.

На дальнейшую дифференцировку всех этих показателей обращается внимание и при изучении детей следующих лет жизни.

Важно

При изучении детей всех возрастов надо обращать внимание на положение ребенка в постели, на состояние зрачков, положение и движение глазных яблок, на сухожильные рефлексы верхних и нижних конечностей, на брюшные рефлексы, симптомы Кернига и Брудзинского, ригидность затылочных мышц, координацию движений и т. д.

Для оценки невротических состояний надо учитывать рефлексы со слизистых оболочек глаза и глотки, дермографизм и механическую возбудимость мышц. Окраска кожи конечностей (акроцианоз), игра вазомоторов, потливость, возбудимость сердечной деятельности характеризуют различные вегетативные расстройства.

Необходимо оценивать состояние чувствительности тактильной, болевой, температурной и мышечного чувства.

Все эти методы исследования подробно изучаются в клинике нервных болезней детей и взрослых, и здесь мы ограничимся лишь наиболее существенным.

Исследование чувствительности. Осязательная чувствительность исследуется прикосновением к различным участкам кожи мягкой кисточкой или кусочком ваты. Ребенок закрывает глаза и на каждое прикосновение отвечает каким-либо словом, например «да».

Болевая чувствительность исследуется осторожным прикосновением к различным участкам кожи острием и головкой булавки. Ребенок остается с закрытыми глазами; на каждое прикосновение отвечает «остро» или «тупо». При утрате или ослаблении или, наоборот, усилении болевой чувствительности (гиперестезии) ребенок дает неправильные ответы.

Температурная чувствительность исследуется попеременным прикосновением двух пробирок, из которых в одну налита холодная, а в другую теплая вода. На каждое прикосновение ребенок должен ответить «тепло» или «холодно».

Мышечно-суставное чувство исследуется путем пассивного подошвенного или тыльного сгибания большого или других пальцев стопы; аналогичные движения проделывают и с пальцами рук. Ребенок не должен смотреть на пальцы, но должен правильно назвать направление движения пальца.

Совет

Координация движений легко оценивается, если, например, предложить ребенку, закрыв глаза, коснуться пальцем правой или левой руки кончика носа или пяткой одной ноги дотронуться до колена другой и затем провести этой пяткой вдоль всей голени.

Все эти методы исследования чувствительности дают надежные результаты только у старших детей.

Исследование рефлексов. Роговичный, или корнеальный, рефлекс — смыкание века при легком дотрагивании кусочком ваты или мягкой бумаги к роговой оболочке глаз. Этот рефлекс отличается большим постоянством.

Конъюнктивальный рефлекс — смыкание века при дотрагивании кусочком ваты или бумаги к слизистой оболочке глазного яблока. Этот рефлекс не отличается постоянством и часто отсутствует у детей-невропатов.

Глоточный рефлекс — рвотное движение при дотрагивании полоской бумаги к мягкому нёбу или к задней стенке глотки. Часто отсутствует при истерии, невропатии.

Брюшные рефлексы — сокращение мышц брюшной стенки при проведении по коже живота рукояткой перкуторного молоточка. У детей с вялыми брюшными стенками, а также при обильном отложении подкожного жирового слоя брюшные рефлексы могут отсутствовать и при ненарушенной рефлекторной дуге.

Подошвенный рефлекс — подошвенное сгибание всех пальцев при раздражении кожи подошвы штриховым движением рукоятки перкуторного молоточка, пальцем, спичкой и т. д. (рис. 78 а).

При поражении пирамидного пучка такое раздражение кожи подошвы вызывает положительный симптом Бабинского — тыльное сгибание большого пальца и подошвенное сгибание всех остальных пальцев, которые при этом иногда расходятся несколько веерообразно (рис. 78 б).

У детей раннего возраста положительный симптом Бабинского — явление физиологическое.

Рис. 78. Подошвенный рефлекс: а — нормальный; б — рефлекс Бабинского.

Рис. 79. Исследование коленного рефлекса.

Обратите внимание

Исследующий подводит левую руку под исследуемую конечность, мышцы которой должны быть расслаблены (рис. 79); желательно, по возможности, отвлекать внимание ребенка разговорами.

Коленный рефлекс — толчкообразное разгибание ноги в коленном суставе при ударе молоточком по lig. patellare. Удобнее всего исследовать этот рефлекс при лежачем положении ребенка на спине с перекидыванием одной ноги через другую.

Ахиллов рефлекс состоит в подошвенном сгибании стопы при ударе молоточком  по ахиллову сухожилию. Лучше всего исследовать ребенка на кровати или стуле в положении на коленях со свободно свешивающимися стопами (рис. 80).

Рис. 80. Исследование ахиллова рефлекса.

Усиление сухожильных рефлексов чаще всего указывает на поражение пирамидного пути. Отсутствие сухожильных рефлексов говорит о нарушении рефлекторной дуги.

Реакция зрачка на свет определяется при внезапном освещении глаз больного ярким светом; больному предварительно предлагается смотреть вдаль. При нормальной реакции зрачок суживается, при нарушении рефлекторной дуги не суживается, суживается вяло или сразу же вслед за сужением снова быстро расширяется (осцилляция зрачка).

Патологические рефлексы и реактивные боли. Болезненное напряжение и ригидность затылочных мышц. При пассивном и активном сгибании головы кпереди больной испытывает боль в области затылка, рефлекторное напряжение затылочных мышц делает невозможным или затрудняет это движение. Характерно для воспаления мозговых оболочек.

Симптом Кернига. Ребенок лежит на спине. Ногу сгибают под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах;
затем довольно быстрым движением ему пытаются выпрямить ногу в коленном суставе, что вызывает у ребенка боль в спине, а рефлекторное сокращение сгибателей голени делает выпрямление ноги невозможным (рис. 81).

Рис. 81. Симптом Кернига.
Рис. 82. Симптом Брудзинского.

Симптом Брудзинского. При пассивном сгибании кпереди головы ребенка, лежащего на спине с вытянутыми ногами, наблюдается рефлекторное сгибание нижних конечностей в тазобедренном и коленном суставах (рис. 82). Часто одновременно рефлекторно сгибаются и верхние конечности. Оба последних симптома патогномоничны для воспаления и раздражения мозговых оболочек.

Важно

Такое же значение имеют и два других симптома Брудзинского: при сильном пассивном сгибании в тазобедренном и коленном суставах одной ноги наступает сгибание другой ноги, а при надавливании в области лобка рефлекторно сгибаются нижние конечности в тазобедренных и коленных суставах.

Симптом Хвостека, или лицевой феномен. Легкий удар перкуссионным молоточком по скуловой дуге или fossa canina (по стволу лицевого нерва) вызывает сокращение мышц века, а иногда и верхней губы. Симптом Люста — удар молоточком по п.

peroneus в области голени позади головки малой берцовой кости вызывает сокращение перонеальных мышц, что и заметно по отведению стопы. Положительные симптомы Хвостека и Люста указывают на повышенную механическую возбудимость нервов.

Чаще всего наблюдаются у детей при спазмофилии.

Для изучения высшей нервной деятельности детей используется метод условных рефлексов, который был предложен и детально разработан И. П. Павловым при изучении нервной деятельности животных. Н. И. Красногорским, А. Г. Ивановым-Смоленским, Н. М. Щеловановым и Н. И. Касаткиным разработаны специальные методики изучения условных рефлексов у детей.

Исследованиями названных авторов и их сотрудников установлено много ценных данных, характеризующих высшую нервную деятельность здоровых детей различного возраста и при некоторых патологических состояниях.

Этими основными методами далеко не исчерпывается объективное исследование нервной системы, но в большинстве случаев результаты этого исследования дают возможность правильно ориентироваться в индивидуальных особенностях и в основных отклонениях от нормы со стороны нервной системы обследуемого ребенка.

При оценке полученных данных, особенно характеризующих высшую нервную деятельность ребенка — развитие речи, поведение, одаренность, различные культурные навыки и т. д., всегда необходимо учитывать условия окружающей среды, особенности воспитания и другие социальные факторы, влияющие на все развитие ребенка и, в частности, на индивидуальные особенности его нервной деятельности.

Источник: http://www.medical-enc.ru/detskie-bolezni/nervnaja-sistema.shtml

Методы обследования нервной системы у детей | Авва

Достаточно часто возникают ситуации, когда родители, побывав на приеме у невролога, получают рекомендации и направления на различные виды обследования нервной системы ребенка. Трудно выполнять назначенные исследования, не зная, для чего они предназначены.

Возникают вопросы: неопасно ли обследование для здоровья ребенка, какую информацию дает обследование, насколько оно необходимо?
Родители ребенка должны ориентироваться в методах обследования нервной системы детей, существующих в настоящее время.

Эти методы используются для достижения нескольких целей: для уточнения и подтверждения диагноза, для выбора оптимального вида лечения, они дают возможность проследить течение
болезненного процесса, оценить эффективность лечения.

Вопрос о необходимости проведения дополнительного обследования и его объем решается только после тщательного неврологического осмотра и изучения истории возникновения заболевания.

Совет

Начнем с люмбалыюй пункции, иначе, наверное, можно сказать — с поясничного прокола. Метод старый, но до настоящего времени не утратил своего значения для диагностики многих заболеваний нервной системы.
Существуют болезни, при которых сложно установить диагноз без проведения люмбальной пункции.

Эти заболевания нередко сопровождаются тяжелыми нарушениями сознания, признаками грубого поражения нервной системы, имеют тяжелое прогрессирующее течение.

Порой, несмотря на своевременное и правильное лечение, после острого периода возникают серьезные последствия: парезы, параличи, задержка психического развития ребенка, или же болезнь приобретает хронический характер.

Широко распространено ошибочное мнение, что не болезнь, а пункция приводит к этим последствиям и что ребенок стал инвалидом из-за проведения этого прокола.
Возможно, такой неоправданный страх, суеверие порождены названием прокола — спинномозговая пункция.

Такой синоним люмбальной пункции употреблялся ранее, да и сейчас врачи нередко пользуются им.
Однако при люмбальной пункции спинной мозг никогда не пунктируется — его прокол вообще не предусматривается. Люмбаль-ная пункция проводится для получения цереброспинальной жидкости — ликвора.

Рассматривая строение спинного мозга, мы говорили, что он оканчивается на уровне первого поясничного позвонка, и только лишь у новорожденных и детей первых лет жизни спинной мозг может достигать второго или третьего поясничного позвонка.

Читайте также:  Головная боль у кормящей мамы - воспитание и игры

Люмбальная пункция производится у детей между отростками третьего и четвертого или же четвертого и пятого поясничных позвонков, то есть гораздо ниже окончания спинного мозга. Это значит, что при люмбальной пункции спинной мозг никак не может пострадать.

В цереброспинальной жидкости на уровне прокола плавают корешки спинного мозга, но они легко уклоняются от иглы.
Как же проводится люмбальная пункция? Место пункции обезболивается новокаином.

Пункционная игла вводится между отростками позвонков — у детей на глубину до 3 см.
Для исследования собирается 3-5-10 мл жидкости (ликвора).
Если давление нормальное, ликвор капает капельками, при повышенном давлении он может вытекать струей.

Во время пункции врач измеряет давление жидкости в миллиметрах водяного столба. Пункция делается в положении лежа, на боку.
После пункции ребенка отвозят в палату: ему необходимо несколько часов лежать на животе без подушек. На 1-2 дня назначается постельный режим.

После пункции иногда появляется головная боль, но она быстро проходит.

Источник: http://svavva.ru/razvitie-rebenka/zdorove-detej/metody-obsledovaniya-nervnoj-sistemy-u-detej.html

Нервная система дошкольника

В раннем детстве нервная система еще очень незрелая, нейронные связи ограничены (в микроскопе нейрон ребенка имеет веретенообразную форму, в то время как у взрослого выглядит как звездочка).

Вследствие этого дети быстро устают, не способны длительное время выполнять деятельность, непоседливые, чувствительны к неблагоприятным воздействиям.

Обратите внимание

Поведение ребенка чрезмерно реактивное, и это свойство еще более усиливается вследствие высокой зависимости показателей психических функций ребенка от окружающей ситуации.

Даже незначительное повышение голоса мамы уже может вызвать слезы и обиды малыша. Он очень легко отвлекается и очень трудно потом возвращается к работе.

Обратите особое внимание

Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее он устает.

Малыш особенно быстро устает, если переживает интенсивные эмоции, воспринимает много новых раздражителей, общается с большим количеством людей, глубоко погружается в работу.

Признаками усталости является снижение у ребенка интереса к работе, ухудшение показателей внимания, восприятия, памяти, речи, снижение управляемости, ухудшение координации движений и т.д.

 Особенности нервной системы ребенка

Так, дошкольник может вдруг стать неузнаваемым: нарушает правила поведения, хотя давно их усвоил; не может сложить пирамидку, хотя хорошо умеет это делать.

Если у взрослого человека усталость вызывает уменьшение количества движений, их амплитуду и силу, то у малыша бывает наоборот: он громко плачет, швыряет игрушки, бегает по комнате, не желая ложиться спать.

Нервная система дошкольника созревает очень быстро и после поступления в школу имеет почти такие же показатели, как у взрослого человека.

Такие реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением. Ребенку трудно долго усидеть на месте, не двигаясь; выполняя работу, включает несколько последовательных этапов, может возвращаться к продолжению того, что начал вчера.

Негативно влияет на малыша изменение привычных условий жизни: он капризничает, теряет усвоенные до этого навыки и умения, будто возвращается в своем поведении на несколько шагов в прошлое. Трудно ребенку сдерживать свои эмоции, особенно в ситуациях, вызывающих страх и тревогу: например, разлука с матерью, посещения врача и т.д..

Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения, обеспечить спокойный и стабильный режим дня, согласие в родственных отношениях.

Заключение

  • — Динамические свойства психики проявляются в приспособительных реакциях детей сразу после рождения;
  • — Отдельные свойства темперамента могут при жизни меняться, но тип темперамента остается постоянным;
  • — Становление типа темперамента зависит от созревания нервной системы, эндокринного аппарата и специфических для каждого типа темперамента закономерностей;
  • — Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее он устает;
  • — Реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением;
  • — Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения.

Источник: https://travuscka.ru/semia-deti/nervnaya-sistema-doshkolnika

Как укрепить нервную систему ребенка

Нервная система у ребенка, в особенности младше 5 лет, еще слишком слабая. Поэтому не стоит удивляться, если малыш начинает капризничать без видимой на то причины, вздрагивать от появления любого источника шума, у него трясется подбородок. Причем успокоить его оказывается очень нелегко. С чем может быть связана подобная реакция? Как лечить и  укрепить нервную систему ребенка?

У детей и взрослых особенности нервной и сердечно-сосудистой системы совершенно разные.

Регуляция нервных путей до 3-5 лет  еще незрелая, слабая и несовершенна, но является анатомо-физиологической особенностью его организма, объясняющей, почему им быстро надоедает даже любимое занятие, игра, им крайне сложно усидеть на одном месте во время одних и тех же монотонных занятий. Так отличается нервно-психическое развитие детей.

Примерно с 6 месяцев ребенок уже становится личностью, до того дети в основном еще отождествляют себя с мамой. Общаясь с малышом и воспитывая его, родители обязаны учитывать особенности и тип нервной системы маленького человека и, конечно же, анатомо-физиологические особенности своего ребенка.

Дети-сангвиники всегда находятся в движении, они полны сил и энергии, веселые и без труда переключаются с любого занятия, которым в данный момент занимались на другое.

Флегматики отличаются работоспособностью и спокойствием, однако они чересчур медлительны. Холерики энергичны, но им сложно себя контролировать. Также их непросто успокоить.

Меланхоличные дети – застенчивые и скромные, обижаются даже на малейшую критику со стороны.

Развитие нервной системы у детей разного возраста

Нервная система ребенка всегда начинает свое развитие еще задолго до его рождения. Еще на 5 месяце его внутриутробной жизни происходит ее укрепление вследствие обволакивания нервного волокна миелином (другое название — миелинизация).

Миелинизация нервных волокон разных отделов мозга происходит в разные периоды в закономерном порядке и служит показателем начала функционирования нервного волокна.

В момент рождения миелинизация волокон еще не является законченной, ведь не все разделы мозга могут еще полноценно функционировать. Постепенно процесс развития происходит абсолютно в каждом отделе, благодаря чему устанавливаются связи между разными центрами.

Важно

Подобным образом идет формирование и регуляция детского интеллекта. Малыш начинает распознавать окружающие его лица и предметы, понимает их назначение, хотя незрелость системы все еще хорошо заметна.

Миелинезация волокон системы полушарий считается законченной еще на 8 месяце внутриутробного развития плода, после чего она в течение многих лет происходит в отдельных волокнах.

Потому не только миелинизация нервных волокон, но и регуляция и процесс развития психического состояния и анатомо-физиологические особенности ребенка и его нервной системы проходят в процессе его жизнедеятельности.

Заболевания

Врачи утверждают, что нельзя назвать ни одного детского заболевания с отсутствием физиологических особенностей и изменений в работе сердца либо  ЦНС. Подобное утверждение в особенности  касается детей до 5 лет, и  чем ребенок младше, тем своеобразнее проявление реакций со стороны сосудов и ЦНС.

К подобным  реакциям относятся  нарушения дыхания и кровообращения, амимия лицевых мышц, кожный зуд, трясется подбородок,  другие физиологические симптомы, свидетельствующие о поражении мозговых тканей.

Заболевания ЦНС бывают самые разные, и каждая отличается своими признаками. Лечить ее незрелость, соответственно, их тоже нужно по-разному.

И помните: заниматься самолечением ни в коем случае нельзя!

  • Полиомиелит – возникает под действием фильтрующего вируса, который попадает в организм перорально. Среди источников заражения выступают сточные воды и продукты питания, среди которых и молоко. Антибиотиками лечить полиомиелит не получится, они на него не действуют. Данному заболеванию свойственна повышенная температура тела, разнообразное наличие признаков интоксикации и различных вегетативных расстройств — зуда, дермографизма кожного покрова и повышенной потливости. Прежде всего, данный вирус негативно влияет на кровообращение и дыхание.
  • Менингококковый менингит, возбудителем которого выступает менингококк, обычно встречается у детей младше 1 года – 2 лет. Вирус является неустойчивым и поэтому обычно во внешней среде под воздействием различных факторов довольно быстро погибает. В организм возбудитель попадает через носоглотку и крайне быстро распространяется на весь  организм. С началом заболевания происходит резкий скачок температуры, появляются геморрагические высыпания, вызывающие зуд кожи, который не удается успокоить.
  • Гнойный вторичный менингит – встречается наиболее часто у детей младше 5 лет. Развивается данное заболевание после среднего гнойного отита  стремительно, с резким подъемом температуры тела больного, беспокойством у детей, головной болью, возможен зуд. Опасно оно вероятностью проникновения вируса в оболочки головного мозга.
  • Острый серозный лимфоцитарный менингит отличается мгновенным развитием своих симптомов. Температура тела буквально за минуты поднимается  до показателей в 39-40 градусов. Больной ощущает сильную головную боль, которую не удается успокоить даже таблетками, возникает рвота и кратковременная потеря сознания ребенка. Но внутренние органы болезнь не затрагивает.
  • Острый энцефалит – появляется у ребенка в случае развития соответствующей инфекции. Вирус оказывает негативное влияние на стенки сосудов, вызывая нарушения в работе сердца и другие физиологические нарушения. Заболевание протекает достаточно тяжело. Одновременно у больного поднимается температура тела, наблюдается потеря сознания, появляется рвота, кожный зуд, а также судороги, бред и другие симптомы психического характера.

Любое подозрение на какое-либо из вышеописанных заболеваний — повод срочно вызвать врача, предварительно успокоив ребенка.

Поражение системы до рождения и после

Кроме вирусных заболеваний, сравнительно часто ставится  диагноз «поражение центральной нервной системы у новорожденных». Обнаружить его возможно в любой момент: и во время внутриутробного развития плода, и в момент родов.

Основными ее причинами принято считать родовую травму, гипоксию, внутриутробные инфекции, пороки развития, хромосомные патологии и наследственность.

Первая оценка зрелости  системы,  психического состояния и анатомо-физиологических особенностей ставится сразу после рождения малыша.

Такой ребенок легко возбудим, часто беспричинно плачет, когда нервничает, у него трясется подбородок, иногда мучает кожный зуд, наблюдается косоглазие, запрокидывание головы, тонус мышц и другие физиологические симптомы психического расстройства. Во время истерик ребенка практически невозможно успокоить.

Укрепляем нервы

Существует целый комплекс способов укрепления. Он представляет собой долгий, но достаточно эффективный процесс, направленный и на успокоение малыша, и на общее улучшение его эмоционального, психического и нервного состояния. И прежде всего старайтесь окружать ребенка спокойными и уравновешенными людьми, готовыми моментально  прийти ему на помощь.

Вызываем положительные эмоции

Первое, с чего следует начать – учиться контролировать и регулировать детские эмоции и его анатомо-физиологическое и нервное состояние. Есть целый ряд упражнений, которые развивают мышцы ребенка и успокаивают его.

К примеру, младенцу помогает катание на мяче. Желательно, чтобы во время выполнения упражнений рядом с малышом находились оба родителя.

Именно совместные действия родителей придают их малышу уверенности в своих силах, в дальнейшем лишь положительно скажется на определении его места в обществе.

Расслабляющий массаж

Следующий пункт комплекса – массаж с использованием различных  масел, препятствующих зуду кожи. Сеанс массажа допустимо проводить лишь высококвалифицированным специалистом,хорошо знакомым со способами влияния на анатомо-психологическое состояние и физиологические процессы в организме  человека.

Благотворное влияние на детскую психику оказывает тихая и спокойная музыка, в особенности произведения Моцарта. Продолжительность одного подобного сеанса массажа должна составлять около 30 минут.  В зависимости от психического состояния, нервной и сосудистой системой, ребенку назначают в разных случаях от 10 до 15 сеансов массажа.

Оценка его  психического состояния  ставится доктором индивидуально.

Правильное питание

Правильное питание детей, особенно младше 5 лет, — один из основных способов укрепления нервной и сосудистой  систем ребенка.

 Важно исключить из рациона малыша сладкие и газированные напитки, ароматизаторы и красители, полуфабрикаты, чье качество зачастую оставляет желать лучшего.

Зато обязательно употребление яиц, жирных сортов рыбы, сливочного масла, овсянки, фасоли, ягод, молочных и кисломолочных продуктов, нежирной говядины.

Прием витаминов и микроэлементов

Укреплению нервной, сосудистой и других систем и нормальному анатомо-физиологическому и психическому  состоянию организма очень способствует прием витаминов.

Особенно витаминизация актуальна в сезон простудных заболеваний, когда физиологические силы организма находятся на пределе.  От недостатка витаминов в организме ухудшается память, настроение, общее состояние организма.

К примеру, дефицит кальция негативно отражается на общем состоянии. У ребенка наблюдается гиперреактивность, возможны нервные тики, судороги, кожный зуд.

Физическая активность

Регуляция работы сердечно-сосудистой и нервной системы, миелинизация нервных волокон связаны с физическими упражнениями.

Они приводят организм в тонус и способствуют улучшению настроения, общего и анатомо-физиологического развития головного мозга, чем существенно уменьшают риск развития различных недугов нервной и сердечно-сосудистой систем. Лучше всего подходят плавание и йога — детям старшего возраста.

Режим дня

Еще с детства нам твердили о важности соблюдения режима дня — и не напрасно. Режим крайне важен детям.

Позаботьтесь о полноценном сне ребенка, который оказывает значительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему. Ложиться спать и просыпаться надо ежедневно в одно и то же время.

Также насыщению организма кислородом, необходимым в анатомо-физиологическом развитии, способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Совет

Каждый родитель должен осознавать, что нервно-психическое развитие ребенка во многом зависит от него.

Источник: https://LechimKrohu.ru/nevrologiya/kak-ukrepit-nervnuyu-sistemu.html

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО

Лукьянова С. Е., Земцова Е. В., Панина Т. Е. Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1613/ (дата обращения: 14.03.2019).



С каждым годом растёт количество детей с проблемами развития,имеющими отставание (искажение) психического развития вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, речевого, слухового, двигательного) или обусловленного органическим поражением центральной нервной системы.

Среди них отмечается большое число детей с последствиями органического поражения ЦНС, которые рано выявляются врачами-неврологами и нуждаются в комплексном психолого-медико-педагогическом воздействии.

Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы.

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и т. д.

Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации.

Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью.

У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, аллергодерматозы, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и дисграфии.

Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а «набор» дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален.

Необходимо сразу же заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

Обратите внимание

Диагностическое обследование в начале учебного года дает возможность выявить уровень и особенности развития познавательной деятельности, эмоционально-личностной зрелости, уровень общего развития, потенциальных возможностей ребёнка, а также характер и причины отклонений в развитии.

Результаты диагностики позволяют определить “зону ближайшего развития” ребенка, и на основе рекомендаций психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк), разработать индивидуальную программу реабилитации и сопровождения для каждого воспитанника, определить для него ведущего специалиста.

ПМПк два раза в год осуществляет мониторинг развития детей и собирается по мере необходимости или запросу родителей и воспитателей.

В течение года каждый ребенок получает 3–4 курса массажа. Применение массажа создает благоприятный фон для занятий физическими упражнениями.

Регулярно проводятся занятия ЛФК, которые улучшают общее физическое и психическое состояние детей, общую моторику, совершенствуют жизненно необходимые двигательные навыки.

Занятия ЛФК проводятся малыми группами, а с особо тяжелыми детьми индивидуально. Важную роль в лечении последствий перинатальной патологии ЦНС играютфизиотерапевтические процедуры.

В ДОУ создана такаякоррекционная предметно-развивающая среда, которая соответствует “зоне актуального развития” самого слабого и “зоне ближайшего развития” самого сильного ребенка.

Предметно-развивающая среда групп и кабинетов узких специалистов богата по содержанию, обеспечивает вариативность коррекционной помощи и систему разнообразных видов деятельности.

Важно

Также администрация детского сада создает все условия для комплексной коррекции последствий перинатального поражения ЦНС; создает условия для творческой деятельности работников, повышения их профессионального мастерства; организует руководство и контроль по выполнению коррекционных программ развития ребёнка.

Все участники коррекционно-образовательного процесса для полноценного взаимодействия ставят перед собой ряд общих и частных задач.

Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с речевыми нарушениями: диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи наиболее специфичны для каждого из участников.

Бесспорно, что ключевые позиции в организации коррекционной работы в группах для детей с речевыми нарушениями принадлежит логопеду.

Логопедическая коррекция ведётся по разным направлениям, в соответствии с индивидуальной программой, составленной на каждого ребенка по итогам диагностики и в соответствии с рекомендациями врачей.

Работа строится на полном взаимодействии и преемственности действий всех специалистов и родителей дошкольников.

Все усилия педагогов направлены на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их гармоничного развития.

Каждое утро в группах начинается с артикуляционной и пальчиковой гимнастики в игровой или сказочной форме, с использованием игрушек или забавных картинок. До четырёх раз в неделю, в зависимости от возраста детей, учителями-логопедами проводятся занятия по развитию речи с использованием различных коррекционных методик и творческих находок педагогов.

Совет

Физическое воспитание в нашем детском саду своеобразно тем, что специфические особенности моторики детей с патологией ЦНС требуют разработки особых методов и приемов физического воспитания.

Двигательные нарушения, в большинстве случаев имеющиеся у наших детей, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности.

Поэтому развитие движений составляет основу физического воспитания детей с патологией ЦНС, сочетающее в себе коррекцию их психического развития, лечение и обучение, способствует адаптации их в обществе и предупреждению тяжелой инвалидности.

В комплексную систему физического воспитания в ДОУ входит;

‒ утренняя гимнастика,

‒ физкультурные занятия,

‒ ЛФК

‒ гимнастика после сна

‒ подвижные игры,

‒ спортивные упражнения на прогулках,

‒ малые формы физического воспитания,

‒ физкультурные праздники и вечера развлечений.

Музыкальный руководитель не просто сопровождает физкультурное занятие, а благодаря творческому подходу создает в начале занятия соответствующий ассоциативный фон, дети организуются, повышается их внимание, сосредоточенность, стимулируется их двигательная и эмоциональная активность.

На занятиях используются элементы логоритмики, психогимнастика, релаксационные паузы, артикуляционная гимнастика, слушание музыки с опорой на образно-игровое погружение, разнохарактерное звукоизвлечение в пении и передача образа в движении. Разработанные совместно с узкими специалистами коррекционные занятия, способствуют развитию мышечного тонуса, пальцевой моторики, вокально-слуховой координации, развитию психомоторных функций.

Широко используются средства русского народного фольклора, в детском саду создан мини-музей “Русская изба”, который стал центром изучения традиций, культуры русского народа.Дети активно участвуют в театрализованных фольклорных праздниках, театральных постановках и театрализованных представлениях.

Для осуществления театрально-игровой деятельности в каждой группе имеются разнообразные виды театров: пальчиковый, теневой, кукольный, настольный, необходимые костюмы и атрибуты для игр и драматизаций.

В учреждении постоянно работает психологическая служба.

Вся работа с детьми строится педагогом-психологм на основе диагностики, выводов МПК, запросов родителей и воспитателей. Регулярно проводятся индивидуальные занятия с детьми по развитию психических процессов, консультации с родителями (по их запросу), заседания “Школы молодого родителя”, заочные консультации, индивидуальные собеседования с родителями.

Коллектив нашего учреждения продолжает творчески, на высоком профессиональном уровне осуществлять и совершенствовать свою работу, направленную на всестороннее развитие личности ребенка и сохранение его физического и психического здоровья, что в конечном итоге имеет значение для здоровья населения России.

Литература:

  1. Ю. И. Барашнев “Перинатальная неврология”, Москва,2005, “Триада-Х”
  2. Брязгунов И. П., Знаменская Е. И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. — № 4. — 1980. — 87 с.
  3. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М., 1982. — 101 с.
  4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1985. — 32 с.
  5. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, — 1980. — 50 с.
  6. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», — 2005. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

Причинами перинатальных поражений нервной системы, а в дальнейшем и нарушения нервнопсихического развития, являются не только патология беременности и родов, которые обуславливают как острую, так и хроническую гипоксию плода и новорожденного…

Нервнопсихическое развитие детей с перинатальными поражениями ЦНС легкой и средней степени тяжести. /

У 18 детей морфологическим субстратом поражения центральной нервной системы были…

Соматическое, физическое и нервнопсихическое развитие

ребенок, детский сад, родовая травма, самый ребенок, самое дело, последнее время, поздний токсикоз, перинатальная энцефалопатия, мозговое кровообращение, задержка развития речи.

К патологии второго периода — эмбриогенеза, относят врожденные пороки развития, которые охватывают систему или системы органов.

Нервнопсихические заболевания у 80 % детей обусловлены или связаны с перинатальной гипоксией.

изобразительная деятельность, ребенок, работа, занятие, окружающий мир, Программа воспитания, психомоторное развитие детей, психическое развитие, Высокая эффективность, детский сад. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее…

В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам.

Обратите внимание

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, детский сад, дошкольное

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом…

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1613/

Развитие нервной системы у детей и подростков

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Головной мозг у детей

У новорождённых относительная величина головного мозга больше, чем у взрослых: его масса составляет около 1/8 массы тела (в среднем 400 г), в то время как у взрослых — 1/40 массы тела. Крупные извилины и борозды уже хорошо выражены, хотя и имеют меньшую глубину и высоту.

Мелких борозд и извилин (третичных) мало, они постепенно формируются в течение первых лет жизни. Клетки серого вещества, проводящие системы (пирамидный путь и др.) полностью не сформированы, дендриты короткие, малоразветвлённые.

По мере развития борозд и извилин (увеличивается их количество, изменяется форма и топография) происходит и становление миело и цитоархитектоники разных отделов головного мозга. Особенно интенсивно этот процесс происходит в первые 6 лет жизни.

Анатомически мозговые структуры созревают до уровня взрослых лишь к 20 годам.

Считают, что количество нервных клеток больших полушарий после рождения не увеличивается, а идут лишь их дифференцировка и увеличение размеров и объёма. Созревание клеток продолговатого мозга заканчивается в основном к 7 годам. Позднее всего, в период полового созревания, заканчивается дифференцировка клеточных элементов серого вещества гипоталамической области.

Подкорковые образования двигательного анализатора, интегрирующие деятельность экстрапирамидной системы, формируются уже к рождению. Однако движения новорождённого хаотичны, нецеленаправленны, имеют атетозоподобный характер, преобладает тонус мышцсгибателей. Этот уровень организации движений называют пирамидностриарным.

Читайте также:  Азбука для детей в виде карточек - воспитание и игры

Мозжечок и неостриатум ещё недостаточно развиты. Координация движений начинает постепенно развиваться уже после рождения. Вначале это касается глазных мышц, что проявляется у ребёнка на 2-3й неделе жизни фиксацией взора на ярком предмете.

Затем ребёнок начинает следить за движущейся игрушкой, поворачивая голову, что свидетельствует о начальной координации движений шейных мышц.

Важно

Твёрдая мозговая оболочка у новорождённых относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на значительном протяжении. Мягкая, богатая сосудами и клетками, и паутинная оболочки мозга очень тонкие. Субарахноидальное пространство, образованное этими листками, имеет незначительный объём.

Спинной мозг у детей

Спинной мозг у новорождённых по сравнению с головным морфологически представляет собой более зрелое образование. Это определяет его более совершенные функции и наличие спинальных автоматизмов к моменту рождения.

К 2-3 годам заканчивается миелинизация спинного мозга и корешков спинного мозга, образующих «конский хвост». Спинной мозг растёт в длину медленнее позвоночника. У новорождённого он оканчивается на уровне Lm. в то время как у взрослого — у верхнего края L».

Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночника устанавливается к 5-6 годам.

Миелинизация нервных волокон у детей

Важный показатель созревания нервных структур — миелинизация нервных волокон. Она развивается в центробежном направлении от клетки к периферии. Фило и онтогенетически более старые системы миелинизируются раньше.

Так, миелинизация в спинном мозге начинается на 4м месяце внутриутробного развития, и у новорождённого она практически заканчивается. При этом вначале миелинизируются двигательные волокна, а затем — чувствительные. В разных отделах нервной системы миелинизация происходит неодновременно.

Сначала миелинизируются волокна, осуществляющие жизненно важные функции (сосания, глотания, дыхания и т.д.). Черепные нервы миелинизируются более активно в течение первых 3-4 мес жизни. Их миелинизация завершается приблизительно к году жизни, за исключением блуждающего нерва.

Аксоны пирамидного пути покрываются миелином в основном к 5-6 мес жизни, окончательно — к 4 годам, что приводит к постепенному увеличению объёма движений и их точности.

Развитие условнорефлекторной деятельности у детей

Один из основных критериев нормального развития мозга новорождённого — состояние основных безусловных рефлексов, так как на их базе формируются условные рефлексы. Кора головного мозга даже у новорождённого подготовлена для формирования условных рефлексов. Вначале они формируются медленно.

На 23й неделе жизни вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью и покачивание в люльке. Затем идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов и подкрепляющихся пищевой доминантой.

Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мигательного) движения век образуется к концу 1го месяца жизни, а пищевой рефлекс на звуковой раздражитель — на 2м. В это же время формируется и условный рефлекс на свет.

Совет

В целом уже на самых ранних этапах развития созревание нервной системы осуществляется по принципу системогенеза с формированием в первую очередь отделов, обеспечивающих жизненно необходимые реакции, отвечающие за первичную адаптацию ребёнка после рождения (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные).

Методика исследования нервной системы у детей

При оценке развития и состояния нервной системы учитывают жалобы, результаты расспроса матери, а в старшем возрасте — и ребёнка. Обращают внимание также на крик, двигательную активность, мышечный тонус, безусловные рефлексы, патологические неврологические знаки, психомоторное развитие.

Осмотр

При осмотре новорождённого обращают внимание на стигмы дизэмбриогенеза (малые аномалии развития), окружность и форму головы, состояние черепных швов и родничков, наличие кефалогематом, родовой опухоли, кровоизлияний в склеры глаз. У более старших детей оценивают поведение и реакцию на окружающее (безразличие, сонливость, апатия, страх, возбуждение, эйфория), а также настроение, выражение лица, мимику, жесты и т.д.

Крик

Начало осмотра нередко сопровождается громким криком. Длительность крика здорового ребёнка адекватна действию раздражителя (голод, тактильные или болевые воздействия, мокрые пелёнки и др.). Вскоре после устранения дискомфорта крик прекращается.

Нервная система и нервнопсихическое развитие

Нервная система у детей участвует во взаимодействии организма с окружающей средой, регулирует все его внутренние процессы и их постоянство [температуру тела, биохимические реакции, артериальное давление (АД), питание тканей, обеспечение их кислородом и т.д.], т.е. гомеостаз.

Особенности нервной системы у детей

Мы все время куда-то спешим, что-то делаем на автомате, улыбаемся, говорим, и не задумываемся, что всеми нашими действиями управляет своеобразный компьютер – центральная нервная система.

Об особенностях нервной системы у детей в самом начале жизненного пути и пойдет речь в этой статье.

Особенности нервной системы у детей, или с чего все начинается

Формирование нервной системы происходит еще внутриутробно, на 5 неделе беременности закрывается нервная трубка, и образуются зачатки мозга.

На 2-3 месяце перенатального развития плод уже совершает локальные движения, а на 3-4 месяце становятся заметны двигательные реакции в конечностях и спине на посторонние раздражители. Это закладка базы под безусловные рефлексы (реакции, которые предусмотрены природой для сохранения жизни).

Обратите внимание

Все они заканчивают свое формирование к моменту рождения и остаются до 1,5-5 месяцев. Среди них такие важные сосательный, хватательный, защитный рефлексы. Позже они сменяются условными рефлексами (реакции на условия).

Ученые выделяют следующие своеобразные особенности развития нервной системы детей первого года жизни:

  • Закрепление условных рефлексов требует длительного повторения, без которого могут быстро исчезнуть
  • Нервная система малышей очень легко возбудима, что не может не отразится на поведении
  • Маленькие дети не ощущают времени, они активны и непоседливы
  • Слабая концентрация внимания. Ребенок следит или слушает всего несколько минут, только к младшему дошкольному возрасту дети становятся способны концентрировать внимание на 10-15 минут.
  • За правильностью развития нервной системы у детей следит детский врач – педиатр. Также первый год обязательны визиты к невропатологу. Врачи оценивают двигательные навыки, безусловные и условные рефлексы, умения малыша и следят, чтобы развитие ребенка оставалось в пределах нормы.

    На что же обращает внимание врач?

  • На пятой неделе ребенок должен уметь фокусировать взгляд. В это же время зарождаются положительные эмоции (реакция на маму).
  • Приблизительно в это же время появляются первые попытки улыбаться, следить за предметами
  • Со стороны слуха малыш должен реагировать на мамин голос и на другие звуки
  • Ребенок должен реагировать также на вкус. Сладкое должно вызывать сосательный рефлекс, а все остальное (горькое, кислое) – выплевывание, гримасы, плач.
  • К середине второго месяца кроха должна пытаться держать голову лежа на животе
  • В 3 месяца реакцией ребенка на обращение должны быть беспорядочные движения конечностей, а при появлении желанного предмета – попытки тянуться и достать его
  • К пяти месяцам ребенок должен уверенно переворачиваться с живота на спину и наоборот
  • В 6 месяцев основная масса крох начинает первые самостоятельные передвижения – ползанье.
  • К 7 месяцам малыш должен стоять с поддержкой за обе ручки, активно ползает, перебирает предметы из руки в руку, стучит ими по столу, кроватке, стенам.
  • В 8 месяцев дети уже должны самостоятельно сидеть, давать ручку по просьбе, самостоятельно ложиться, придерживаясь за кроватки или стенку.
  • Приблизительно к году кроха может ходить при поддержке за ручку или посторонние предметы
  • Подробнее о способностях ребенка читайте в статье — ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК ПО МЕСЯЦАМ, ТАБЛИЦА

    Если у вашего ребенка что-то не получается, то это совсем не значит, что отклонения критичны. Знать особенности развития нервной системы у детей должна каждая мама, это ей поможет вовремя заострить свое внимание на возникших проблемах. Каждый организм индивидуален, но вы обязательно должны обсудить с доктором возможные причины отставания.

    Много интересного вы сможете найти в разделе — РАЗВИТИЕ ПО МЕСЯЦАМ

    Реферат: Развитие нервной системы у ребенка

    Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка.

    Развитие нервной системы

    Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.

    Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией.

    Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов.

    Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

    Возникновение центральной нервной системы.

    У самых низко организованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему.

    Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии.

    Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище.

    У многоклеточных организмов в процессе приспособительной эволюции возникает специализация различных частей тела. Появляются клетки, а затем и органы, приспособленные для восприятия раздражений, для движения и для функции связи и координации.

    Важно

    Появление нервных клеток не только позволило передавать сигналы на большее расстояние, но и явилось морфологической основой для зачатков координации элементарных реакций, что приводит к образованию целостного двигательного акта.

    В дальнейшем по мере эволюции животного мира происходит развитие и усовершенствование аппаратов рецепции, движения и координации. Возникают разнообразные органы чувств, приспособленные для восприятия механических, химических, температурных, световых и иных раздражителей.

    Появляется сложно устроенный двигательный аппарат, приспособленный, в зависимости от образа жизни животного, к плаванию, ползанию, ходьбе, прыжкам, полету и т. д. В результате сосредоточения, или централизации, разбросанных нервных клеток в компактные органы возникают центральная нервная система и периферические нервные пути.

    По одним из этих путей нервные импульсы передаются от рецепторов в центральную нервную систему, по другим — из центров к эффекторам.

    Общая схема строения организма человека.

    Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из фундаментальных понятий в биологии.

    Под терминов рост в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е.

    в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.

    Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

    Совет

    Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч. ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

    Пренатальный

    Постнатальный

    Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

    Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.

    Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.

    В постнатальном развитии выделяют три таких критических периода или возрастного кризиса.

    Источники:
    , ,

    Следующие статьи:

    • Рвота фонтаном у ребенка 6 месяцев
    • Как вылечить чесотку у детей

    Источник: http://vrachikliniki.ru/kak-izbavit-ot-bolezni/razvitie-nervnoj-sistemy-u-detej-i-podrostkov.html

    Ссылка на основную публикацию