Наглядно дидактическое пособие-насекомые — воспитание и игры

Книга Расскажите детям о насекомых. Содержание — Annotation Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о насекомых» предназначено для группо..

Annotation

Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о насекомых» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома.

Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.

Э. Л. Емельянова

МУХА

КОМАР

СТРЕКОЗА

БОЖЬЯ КОРОВКА

БАБОЧКА

МУРАВЕЙ

ПЧЕЛА

ТАРАКАН

ОСА

МАЙСКИЙ ЖУК

КУЗНЕЧИК

ЖУК-ОЛЕНЬ

Э. Л. Емельянова

Расскажите детям о насекомых

МУХА

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку,

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали».

Т. Шорыгина

Вы, конечно, не раз видели муху. Очень часто мухи прилетают к нам в гости без приглашения. У них два больших глаза, которые состоят из множества мелких глазков-фасеток. Каждый большой глаз состоит из четырех тысяч фасеток. Каждый такой глазок дает собственное маленькое изображение. У мухи хорошее обоняние благодаря ее коротким, но пушистым усикам.

Обратите внимание

Мухи бывают черные, иногда рыжие с синим или зеленым блеском. Всего насчитывается около пяти тысяч видов мух. Обычно мы встречаемся с комнатной мухой. Она очень опасна и переносит очень много разных инфекций: кишечные, яйца глистов, брюшной тиф, холеру и туберкулез. Одна муха несет на себе до 6 миллионов микробов.

В сутки муха съедает столько, сколько она весит – это примерно 20 миллиграммов. Интересно, что мухи некоторых видов могут сообщать другим мухам о том, что обнаружена пища. Муха, найдя какой-либо предмет, сначала пробует его ногой и определяет, съедобно оно или нет. Если предмет годится в пищу, муха улетает и с помощью специального вещества передает эту информацию другим мухам.

Ползать по гладким поверхностям мухе помогают специальные подушечки на лапах. Живет муха всего 30–45 дней.

Мухи откладывают личинки весной, в каких-нибудь отбросах, например, на свалке или в навозе. За один раз муха откладывает около 120 яиц. Из них выводятся личинки.

Выживают не все, некоторые становятся жертвами различных животных, например, лягушек.

Ученые подсчитали: если бы потомство одной мухи полностью выживало, то за год оно бы могло покрыть всю землю слоем в полтора метра! К счастью, этого не происходит, потому что у мух в природе много врагов.ЗАГАДКИ

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают

Прыгают, жужжат над ухом.

Как они зовутся? – … (муха)

Как жужжу я жарким днем,

Слышало любое ухо.

Я влетаю в каждый дом,

Знают все меня! Я – … (муха)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 Муха на хвосте лошади тысячу верст одолеет.

 Зима страшна волками, а лето – мухами и комарами.  Где сладкий сок, там и муха скок.

КОМАР

Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. Голову самцов украшают перистые усики, самок усики гладкие. На нашей планете обитает более двух тысяч видов комаров.

На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером.

Важно

Людей кусают только самки-комары, самцы же пьют сладкий цветочный нектар и сок растений. Хоботок у них слишком тонкий, им нельзя проткнуть кожу. Кровь нужна самкам для развития яиц.

За один раз самка выпивает столько крови, сколько превышает ее массу в 5–6 раз. Насытившись, самка летит откладывать яйца. Комары очень быстро размножаются. За раз комариха может отложить около 350 яиц.

Через две недели из них появляются личинки.

Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом. Обыкновенный комар делает около 500 взмахов крылышек в секунду.

Люди сложили про комаров множество легенд. У североамериканских индейцев есть предание, что комаров послал в наш мир великий дух Ваконда. Так он наказал всех людей за то, что одна женщина была очень ленива и любила сплетничать.

Многие комары, кусая людей, переносят очень опасные болезни. Малярийные комары названы так потому, что переносят возбудителей малярии.

Людям в борьбе с комарами помогают животные. Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы. Не прочь закусить комариком и птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.ЗАГАДКА

Летит – пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит.

(Комар) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 Комары запищали – запасайся плащами.

 За семь верст комара искали, а комар на носу.

 Комар поет тонко, да звонко. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

 Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.  Если много комаров – готовь короб для ягод.

СТРЕКОЗА

Стрекоза, стрекоза,

Любопытные глаза,

То летит она вперед,

То висит, как вертолет,

Над водой голубой,

Над травой луговой,

Над поляной лесной…

М. Шаповалов

Стрекозы – одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные… В Японии стрекозы считались признаком победы, о них слагали стихи и изображали на картинах.

У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное словно руль тело направляет ее в полете. Скорость полета стрекозы – 96–144 километров в час. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Они занимают почти всю голову и состоят из 28 тысяч мелких глазков.

Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками. За час стрекоза может съесть 40 мух.

Стрекозы активны все лето, а осенью впадают в спячку. Эти насекомые могут даже предсказывать погоду.

Совет

Если она не портится, они ведут себя спокойно, а перед непогодой собираются в стайки и начинают издавать громкие звуки, трепеща крыльями. Самая большая стрекоза, которая водится в нашей стране, – коромысло.

Обычно она коричнево-красного цвета, но встречаются и синие стрекозы. Размах крыльев стрекозы коромысло составляет 10, а длина их тела 8 сантиметров.

Все ты видишь, стрекоза,

Телевизоры-глаза!

Твой стрекочущий полет,

Будто в небе вертолет,

А при «экстренной» посадке

Выставляешь смело лапки.

Е. Корюкин

Личинки стрекоз – их еще называют наяды – очень много едят. С помощью сильно вытянутой вниз губы они хватают мальков, головастиков и маленьких жуков. За сутки личинка может съесть до 50 мальков. Через год из неказистой личинки вылетит глазастая красавица. Она пока еще слабая, мягкие крылья и покров тела, но через два часа она уже может прекрасно летать.ЗАГАДКА

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза,

Зовут – … (стрекоза)

БОЖЬЯ КОРОВКА

Источник: https://www.booklot.org/genre/detskie/detskaya-proza/book/rasskajite-detyam-o-nasekomyih/content/3667766-annotation-naglyadnodidakticheskoe-posobie-rasskajite-detyam-o-nasekomyih-prednaznacheno-dlya-gruppo/

Файлы (pdf и др.) — Бесплатные учебники

Городские птицы (Маленький гений) — 2008 djvu

Животные Австралии (Маленький гений) — 2009 djvu

Животные Азии (Маленький гений) — 2009 djvu

Животные Арктики и Антарктики (Маленький гений) — 2009 djvu

Животные Африки (Маленький гений) — 2009 djvu

Животные Северной Америки (Маленький гений) — 2009 djvu

Животные Южной Америки (Маленький гений) — 2009 djvu

Насекомые (Маленький гений) — 2008 djvu

Посуда (Маленький гений) — 2010 djvu

Правила дорожного движения (Маленький гений) — 2010 djvu

Речные рыбы (Маленький гений) — 2010 djvu

Электробытовые приборы (Маленький гений) — 2009 pdf

Расскажите детям о деревьях. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf

Расскажите детям о космосе. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf

Расскажите детям о музеях и выставках Москвы. pdf

Расскажите детям о музыкальных инструментах. pdf

Расскажите детям о фруктах. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf

Агранович З. Е. — Времена года. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf

12 месяцев. Демонстрационный материал (Беседы по рисункам) — 2010 pdf

Уроки Ушинского. Демонстрационный материал (Беседы по рисункам) — 2010 pdf

Я и другие. Демонстрационный материал (Беседы по рисункам) — 2010 pdf

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. — Развитие речи детей 4-5 лет. Весна-лето (Беседы по картинкам)-2010 pdf

Мирошниченко И.В. — Уроки вежливости (Беседы по картинкам) — 2007 pdf

Фесюкова Л. Б. — В мире мудрых пословиц (Беседы по картинкам) — 2007 doc

Фесюкова Л. Б. — Моя семья (Беседы по картинкам)-2010 pdf

Фесюкова Л. Б. — Права у ребенка (Беседы по картинкам) -2007 pdf

Фесюкова Л. Б. — Я и мое поведение (Беседы по картинкам) — 2007 pdf

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. -Осень-2004 doc Приложение pdf

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. — Грибы (Грамматика в играх и картинках) — 2004 doc

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. — Зима, зимние забавы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А.  — Ягоды (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Демисезонная одежда (Грамматика в играх и картинках) — 2006 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — День защитника Отечества (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Деревья и кустарники (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Читайте также:  Аппликация ёлочка - воспитание и игры

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Домашние птицы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Животные жарких стран (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Обратите внимание

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Животные наших лесов (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Животные холодных стран. Грамматика в играх и картинках — 2005 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — КЕМ БЫТЬ (Грамматика в играх и картинках) — 2006 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Мамин день (Грамматика в играх и картинках) — 2006 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Мебель(Грамматика в играх и картинках) — 2006 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Насекомые (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Новогодний праздник (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Овощи (Грамматика в играх и картинках) — 2004 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Перелетные и зимующие птицы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Посуда (Грамматика в играх и картинках) — 2004 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Предметы быта (Грамматика в играх и картинках) — 2006 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Скоро в школу (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Цветы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Вохринцева С. В. — Съедобные грибы -2008 pdf 

Вохринцева С. В. — Хищные птицы-2008 pdf

Вохринцева С. В. -Пресмыкающиеся и земноводные — 2008 pdf

Вохринцева С.В. —  Животный мир Африки-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Бытовая техника — 2008 pdf

Вохринцева С.В. — Весна -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Дикие животные-2008 pdf

Вохринцева С.В. — Домашние птицы-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Животный мир Австралии-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Зима -2008 pdf 

Вохринцева С.В. — Комнатные растения -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Лето -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Моя Москва — 2008 pdf

Вохринцева С.В. — Музыкальные инструменты-2008 pdf

Вохринцева С.В. — Народное творчество -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Насекомые -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Наш дом -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Обитатели Арктики и Антарктики-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Овощи-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Осень -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Полевые цветы -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Посуда-2008 pdf

Вохринцева С.В. — Птицы-2008 djvu 

Вохринцева С.В. — Садовые цветы -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Фрукты-2008 pdf

Мир в картинках. Наглядно-дидактические пособия. 9 книг — 2009-2010

Бытовая техника. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Высоко в горах. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2010 pdf

Домашние животные.  Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2010 pdf

Морские обитатели. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Музыкальные инструменты Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Насекомые. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Птицы ср. полосы. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Рептилии и амфибии. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Ягоды лесные. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Животные разных широт  28 предметных рисунков — 2009 pdf

Животные России 28 предметных рисунков — 2009 pdf

Плакаты по пожарной безопасности pdf

Грамматика в картинках — Многозначные слова.

Наглядно-дидактическое пособие -2010 pdf

Грамматика в картинках — Ударение.

Наглядно-дидактическое пособие -2010 pdf

Антонимы-иллюстрации. Выпуск 1 и 2. Демонстрационный материал

для фронтальных занятий. Алифанова, Махова, Раевич. — М.: Книголюб, 2000

Выпуск 1 pdf      Выпуск 2 rar

Сюжетные картинки.

Пономаренко А.С. rar (pdf)

 Обучающие карточки. Уроки для самых маленьких

Источник: http://ne-proza.ru/naglyadnye-materialy/files/

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Насекомые»

Уважаемые коллеги!

Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей.

1.Игра «О чем сегодня будем говорить?»

Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.

(Выставляется картинка луга.)

Посмотри на летний луг,

Приглядись внимательно,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

Очень занимательна.

И зеленая картинка

Сразу оживает:

Сел кузнечик на травинку,

Бабочка порхает,

Полосатый шмель гудит

Радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит,

Здесь совсем не скучно.

Назови одним словом тех , кто изображен на картинке. (Это насекомые.) Перечисли известных тебе насекомых. Знаешь ли ты, где они живут? ( Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т.д.)

Логопед: Но что- то я не вижу насекомых. Они появятся, когда вы их отгадаете.

2.Загадки о насекомых.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настает,

Тогда перестает.

(Муха)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(Пчела)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит-стрекочет.

(Стрекоза)

Не зверь, не птица,

Нос как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.

(Комар)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

(Муравьи)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.

(Оса)

Целый день он спать не прочь.

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать …

(Сверчок)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда ползу

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь.

(Жук)

Какая коровка, скажите, пока

Еще никому не дала молока?

(Божья коровка)

-О ком были загадки?

3.Игра «Угадай кто?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Проводится с помощью выставленного картинного материала.

Порхает (кто?) — …. (Бабочка)

Прыгает (кто?) — … (Кузнечик)

Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так , как будто их много.

4.Игра « Один — много»

Цель: образование существительных в форме множественного числа.

Бабочка, а много … (Бабочек)

Кузнечик, а много … (Кузнечиков)

Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка.

Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.

5.Игра: « Что делает, что делают?»

Цель: образование формы множественного числа глаголов .
Бабочка порхает , а бабочки … (Порхают.)

Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)

Оса жалит, а осы … (Жалят.)

Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)

Комар звенит, а комары… (Звенят.)

Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)

Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)

Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)

Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)

Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)

6.Игра «Подбери признак»

Важно

Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.

Бабочка (какая?)- красивая, разноцветная, полезная, большая.

Комар (какой?) – кровососущий, вредный.

Муравьи (какие?)- полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая?) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая? ) – полезная, трудолюбивая, медоносная ( мед носит ).

7.Игра « Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

https://www.youtube.com/watch?v=w664D4Cvk7k

Комар — комарик, стрекоза – стрекозка ,пчела – пчелка , жук – жучок , муравей – муравьишко.

и т. д.

8.Игра « На полянке»

Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи ( использование предлогов в , на , по , с , под , над ) .

Выставляется большая картинка с изображением колокольчика и паутинки и шесть предметных картинок ( жук , муравей , паучок , бабочка , стрекоза , гусеница ). Для того чтобы дети использовали разные предлоги , рекомендуется приклеить «липучки» над колокольчиком , в чашечке , колокольчика , на стебель колокольчика , под листок , на паутинку.

Логопед просит детей сказать, где находятся насекомые.

— Жук на колокольчике.

-Бабочка над колокольчиком.

-Паучок под листочком.

— Муравей бежит по травинке.

-Стрекоза в чашечке колокольчика.

-Гусеница на стебле колокольчика.

А теперь поиграем в игры:

9. « Кого не стало?», « Что изменилось?», «Кто появился?»

Цель: развитие зрительного внимания.

(С использованием этой же наглядности).

10.Игра «На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Логопед сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:Бабочки в небе …. (летают),Крыльями… (машут),Нас забавляют.Я по небу не … (летаю),На скакалке я … (скачу)В классики… (играю)Если только захочу,Как кузнечик… (поскачу)В траве сидит… (кузнечик)Зеленый огуречикТолько ветер зашумелНаш кузнечик … (улетел)Прыгает и … (скачет)

Никогда не … (плачет)

11.Игра «Бывает — не бывает»

Цель: понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

Читайте также:  Карточки электробытовые приборы - воспитание и игры

12.Игра: «Кто как передвигается?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка …

Гусеница ползает, а кузнечик …

Жук ползает, а стрекоза…

Оса летает, а гусеница …

Паук ползает, а пчела …

Кузнечик прыгает , а комар …

Таракан ползает, а стрекоза …

Бабочка порхает, а муха …

13.Игра « Насекомые-великаны»

Цель: употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.

Это не жук, а жучище.

Это не муравей, а муравьище.

Это не комар, а комарище.

Это не шмель, а шмелище.

Это не таракан, а тараканище.

14.Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

15. Физминутка Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза — очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

16. Игра « Сколько насекомых на цветке»

Цель: согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья.»

17. Игра « Мой рассказ о насекомом»

Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.

Инструкция: «Посмотри внимательно на схему» Ответь на вопросы:

1.Кто это?

2. Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?

3. Какие части тела у него есть?

4. Где живет?

5. Как называется его дом?

6. Как развивается?

7. Какую роль играет в окружающем мире?

На примере насекомого: пчела.

18. Игра «Кто улетел с полянки?»

Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.

Совет

Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки. (С лесной полянки улетела пчела и т. д.)

Источник: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/pedagogika-korrekcionnaya/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po-formirovaniyu-leksiko-grammaticheskih-kategoriy-po-teme-laquo-nasekomye-raquo-1230460

Наглядно-дидактическое пособие «Чудеса в лесу»

Автор:

Шаламова Татьяна Евгеньевна

воспитатель

1 квалификационная категория

МАДОУ  д/с №158 города Тюмени

Наглядно-дидактическое пособие (авторское) «Чудеса в лесу» предназначено для детей 4 -7 лет. (по ознакомлению детей с природой)

Пособие состоит из плоскостной лесной поляны (связанной из х-б ниток); объёмные грибы: мухомор, подосиновики (связанные из ниток «ирис»); плоскостные цветы; объёмные фигуры : медведь, заяц, ёлки (связанные из шерстяных ниток; внутри фигур для устойчивости находится каркас-конус из картона ); объёмный Лесовичок (основа-большая шишка, остальные части связаны из ниток «ирис»).

Обвязанная корзина из ниток «ирис» (внутри каркас –небольшой цветочный горшок). В корзине находятся 27 предметных картинок – объектов живой и неживой природы.

Альбом с кратким описанием способов использования пособия, подборка загадок об явлениях живой и неживой природы, о животных, растениях, птицах, насекомых.<\p>

Данное пособие знакомит детей с природой (живой и неживой); расширяет представления  детей об условиях, необходимых для жизни животных и растениях.

Формирует умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Учит бережному отношению к природе, её обитателям.

Наглядно-дидактическое пособие «Чудеса в лесу» многофункционально и вариативно.

Дети очень любят отгадывать загадки, предлагается игра «Отгадай загадку и найди отгадку».

Обратите внимание

В этой игре закрепляется умение детей отгадывать загадки с помощью описания признаков; уточняются знания о природных явлениях, о живой и неживой природе, развивается наблюдательность, речь, мышление.

Детям предлагается игра «Лесная поляна»

Эта игра учит детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица. Например, предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь.

Вариант рассказа «Вечнозелёная ёлка»:

«Я –ёлочка. Живу много лет. Мне нравится любое время года, потому что я всегда зелёная. На мои веточки садятся лесные птицы и своим пением зовут всех лесных жителей на полянку. Я рада приютить рядом с собой всех обитателей леса.

С помощью этой игры развивается речь, воображение, логическое мышление, творчество.

В игре «Путешествие Лесовичка»  Ребёнок вместе с Лесовичком путешествует по лесу, встречает лесных обитателей и рассказывает кого повстречал на своём пути. Игра учит детей, рассматривая объекты живой и неживой природы, обращать внимание на особенности животного или растения составлять описательный рассказ.

В сенсорной игре «Помоги Лесовичку» Ребёнок раскладывает из корзинки шишки: сосновые, еловые в отдельные подносы (помогает Лесовичку).

В игре совершенствуется восприятие детей путём активного использования органов чувств (осязание, зрение, слух).

Поддерживаются попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать и классифицировать.

Данное пособие формирует у детей умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Игра-рассуждение «Что было бы, если бы из леса исчезли (насекомые, птицы, зайцы и т.п.)

«Что было бы, если бы не было лесов, деревьев».

Рассказ Лесовичка о лесе. Лес – это замечательное природное богатство.

Упражнение «Разговор с лесом»

Когда мы гуляем по лесу и крикнем «Ау!», эхо подхватит и повторит «Ау!». Оно повторит любое ваше слово.

Спросите у кукушки сколько мне лет. «Ку-ку» она ответит много-много раз.

Игра «Нравится – не нравится».

(Дети делятся на 2 группы и называют, что им в лесу нравится, а что нет, аргументируя свои высказывания).

Обсуждение ситуаций: «Что будет, если отдыхающие в лесу, не потушат костёр»;

«Что будет, если в лесу люди будут вырывать с корнем растения…»

Игра «Опиши цветок».

С помощью пособия «Чудеса в лесу» и подобранной художественной литературы расширяются представления детей о природе и бережном отношении ко всему живому:

1. Стихотворение Н.Саконской «В лесу»

Важно

2. Рассказы Е.Чарушина «Ёж», «Белка», «Заяц», «Волчишка», «Медведица и медвежата», «Лиса», «Воробей».

3. И.Токмакова «Разговор лютика и жучка».

4. А Барто «Солнышко», «Скачет шустрая синица…»

5. А.Дэви «Дожди».

6. Н.Найдёнова «Листья падают, летят…»

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada/avtorskie-posobiya/news6215.html

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» в работе педагога-психолога по познавательно-речевому развитию в ДОУ

Жирнова О. С. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» в работе педагога-психолога по познавательно-речевому развитию в ДОУ [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 48-54. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12076/ (дата обращения: 14.03.2019).



Приоритетным направлением работы нашего детского сада являться коррекция и развитие речи. В настоящее время количество дошкольников с речевыми нарушениями растет. И в нашем детском саду «Радуга» таких детей почти 30 %.

Поэтому возникла потребность в создании многофункционального дидактического пособия «Путешествие по сказкам» для работы с детьми с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» является авторской разработкой, целью которого является содействие гармоничному познавательно-речевому и сенсорно-моторному развитию ребёнка раннего и старшего дошкольного возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=qJhO2xEWsCA

За основу я взяла направление познавательно-речевое развитие. Это направление в своей работе я выбрала не случайно. Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном объеме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей.

Познавательно — речевое развитие включает в себя несколько областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы.

Содержание работы по направлению «Познавательно-речевое развитие» включает: сенсорное развитие, развитие познавательно — исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Работать с эти пособием можно с детьми с 1,5 до 7 лет.

Методы и приемы, используемые в работе с пособием «Путешествие по сказкам»:

− наглядные: наблюдения, рассматривание картинок, использование различного дидактического материала из пособия «Путешествие по сказкам» демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

− практические: упражнения, игры, моделирование, проектная деятельность, поисково-исследовательская деятельность.

− словестные: рассказ, чтение, сочинение сказок, вопросы, беседы, викторины, использование художественного слова.

Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения;

Методы и приёмы развития зрительного восприятия: наглядные пособия, панно, магнитная доска, дидактические игры.

Методы и приёмы развития крупной и мелкой моторики: упражнения на координацию речи с движением по лексическим темам, пальчиковые игры — гимнастики, дидактические пособия на развитие мелкой моторики.

Методы и приёмы развития речи: артикуляционная гимнастика, стихи, потешки, сказки.

Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт

Совет

Для работы с детьми в нашем детском саду «Радуга» я решила взять за основу хорошо всем известные еще с детства сказки.

Сказки являются средствами познавательно — речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение.

В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми.

Эффективным средством решения таких проблем в моей педагогической деятельности всегда было использование сказок в разных образовательных областях и видах деятельности детей.

Познавательно-речевое развитие рассматриваю как владение речью, средством общения и культуры; развитие связной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство детской литературой и устным творчеством, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование предпосылок обучения грамоте.

Актуальность использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников в моей работе состоит в том, что сказка является эффективным средством развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Использование сказок в познавательно — речевом развитии строится на интегративном подходе в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Хочется отметить, что цель использования сказок в познавательно-речевом развитии, заключается в том, что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

В процессе познавательно — речевого развития с использованием сказок формируются высшие психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению, а так же создаются необходимые условия для развития различных форм деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Обратите внимание

А для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной, педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО и интеграции образовательных областей, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с введением культурных и региональных компонентов.

Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых различных видов человеческого мышления и интегрируется во всех пяти областях воспитательно-образовательного процесса, а также в работе с родителями и в формировании предметно-развивающей среды. Хочется отметить, что технология использование мною в работе сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников дает положительные результаты и в достаточном его изучении он с успехом применяется во всех разделах дошкольного воспитания.

В моем пособии я использую не только сказки, но и сенсорные и моторные игры. Знакомство с сенсорными эталонами проводим в увлекательной игровой форме. Дети учатся играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, размер.

Большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной активности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.

При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Игры, используемые в пособии, позволяют обеспечить у детей совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Далее ознакомимся с содержанием многофункционального дидактического пособия «Путешествие по сказкам».

Само пособие представляет собой папку 40*40см (40*80см) с кармашками, в которых находятся различные игры на основе фланелеграфа, магнитной доски и настольные игры.

Рис. 1. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам»

Рис. 2. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам»

В комплект пособия входят:

− Сказки (театр на плоскости) «Колобок», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Три медведя», «Теремок», «Колобок»;

− Викторины, загадки по сказкам;

− Игра «Расскажи по картинкам» («Колобок», «Репка»);

− Игра-пазлы «Собери правильно», «Откуда фрагмент»;

− Игра «Веселые матрёшки»;

− Игры на логическое мышление, внимание, память «Матрешки», «4й лишний», «Ассоциации», «Чего не хватает»;

− Сенсорно-моторные игры (цвета, фигуры, лабиринты);

− «Сказочное лото», «Цветное лото» и другие.

Сказки можно не только рассказывать, но и проигрывать, а также сочинять. Вопросы по сказке помогают уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.

Важно

Игра «Эмоции» позволяет снять психоэмоциональное напряжение детей, развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого лица. Игры-пазлы развивают образное мышление. Небольшие размеры игр в пособии служит подспорьем в развитии мелкой моторики пальцев рук.

Игры с геометрическими фигурами, а также картинками разных цветов способствуют развитию сенсорных эталонов и умению различать и называть цвета. Игры из серии «Чего не хватает», «Кто лишний» и т. д. благоприятствуют развитию памяти, внимания, мышления.

Игра в лото развивает речь, моторику, знакомит ребенка с окружающим миром, а также в легкой игровой форме обучает математике и логике.

Пособие «Путешествие по сказкам» можно постоянно обновлять: менять сказки, дополнять новыми играми и атрибутами.

Преимущества данного пособия:

  1. Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (1,5 до 7 лет), как с нормальным речевым развитием, так и для детей с речевыми расстройствами.
  2. Возможно использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Прост в изготовлении, удобен в использовании, легко перемещается из кабинета в кабинет и из группы в группу
  4. Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое и сенсорно-моторное развитие.
  5. Обогащает активный словарь дошкольников, способствует развитию всех сторон речи.
  6. Способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение, восприятие.
  7. Развивает познавательный интерес и познавательную активность.

Прогнозируемый результат.

В процессе действий с предметами, у детей накопится определенный опыт, словарный запас, понимание обращенной к нему речи. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начнет активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения сформируется восприятие.

На развивающих занятиях, действуя с предметами, дети начнут обнаруживать их отдельные свойства и разнообразие свойств в предмете, разовьется их способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

В связи с чем, у дошкольников повысится уровень развития психических процессов в целом, а также уровень развития восприятия и его свойств. В результате занятий с использованием пособия «Путешествие по сказкам»:

  1. У детей эмоционально — положительное настроение, без эмоционального и мышечного напряжения;
  2. Дети умеют объединить свойства предметов в целостный образ предмета, узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства; применяют на практике перцептивные (обследовательские) действия, знают основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  3. У детей развиты восприятие формы, цвета, величины, пространства, чувства ритма, общая и мелкая моторика, координация движений
  4. Сформирована познавательную активность, любознательность и расширен кругозор детей
  5. У детей развиваются все стороны речи.

Игры и упражнения, имеющиеся в пособие «Путешествие по сказкам» и реализуемые на занятиях, могут быть использованы психологами, педагогами при организации развивающих занятий с детьми, начиная с раннего до старшего школьного возраста, с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, а также родителями.

«Учите — играя, а воспитывайте детей любя!».

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. – 69 с.
  3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. / Е. С. Евдокимова //Волгоград. «Перемена» 2001 — с. 18
  4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии» / Т. Д. Зинкевич — Евстегнеева, СПб, ООО Из. «Речь», 2008 г.
  5. Калунина Е. Воспитание сказкой. / Е. Калунина // Ребенок в детском саду. — 2002. — № 5. — с. 73.
  6. Сухин И. Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников. / И. Г. Сухин. М.: «Новая школа», 1998. – 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, игра, многофункциональное дидактическое пособие, речевое развитие, прием развития, детский сад, использование сказок, мелкая моторика, познавательная активность.

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по…» В процессе познавательноречевого развития с использованием сказок формируются высшие психические процессы: внимание.

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет…

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

Такие авторы, как В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей.

Одним из наиболее эффективных способов развития речи детей является дидактическая игра.

терапевтический эффект: развивается мелкая моторика, снимается повышенная возбужденность.

игра, дидактическая игра, мелкая моторика рук, ребенок, игровая деятельность, психическое развитие, сама игра, действие, развитие, аномальный ребенок.

моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка. Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

Совет

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к.

развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12076/

Ссылка на основную публикацию