Разнообразие бумажных кукол — воспитание и игры

Роль куклы в воспитании дошкольников

Опубликовано: 15:04:11 22-11-2015

«Роль куклы в воспитании дошкольников»

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что «дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам. Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого и т.д. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра, а любая игра немыслима без игрушки».

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Она больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Игровая кукла – это часть культурного наследия России. Куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. В древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями.

Обратите внимание

В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгонит от него злую силу.

Куклу «Стригушку» использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат.

Кукол, сделанных своими руками, бережно хранили, передавали из поколения в поколение. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде.

Кукла также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым ребенок может «уединиться вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте — символа детства, любви, привязанности. Кукла не уходит из нашей жизни и потом, становясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды.

Постоянство ребенка по отношению к самой близкой и родной кукле, состарившейся, потерявшей блеск и красоту, является одной из самых привлекательных характеристик детской души.

Анализируя выбор куклы ребенком и различные действия с ней, можно с уверенностью сказать, что игра в куклы одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, а значит, и способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой.

Именно в игре раскрывается динамика образа куклы, ее смысл. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

Важно

Далеко не каждая из кукол является средством игры нравственного содержания и способна направить игровую деятельность ребенка на развитие положительных взаимоотношений с окружающими. Так, кукла – монстр будит в ребенке агрессивность, кукла-воин – желание убивать, супермен может рождать вседозволенность и т. д.

То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.) Игра с монстрами — это, как правило, погоня, битва, пожирание.

Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.

Существует мнение, что кукла Барби для ребенка вообще вредна и для игры в «дочки-матери» не подходит. Кукла социального успеха, взрослая, обеспеченная, ничем не занимающаяся и не увлекающаяся молодая женщина, не  развивает воображение ребёнка.

У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени возникнет интерес к собственному телу. И только кукла-младенец вызывает у ребенка естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, помогает отразить реальную жизненную ситуацию.

Оживляя куклу, ребенок, наделяет ее с собственным лицом, характером в зависимости от собственного поведения и опыта, ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание.

В дошкольной педагогике широко применяется метод — Куклотерапия (метод воспитания, развития и коррекции поведения с помощью кукол). Кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

В заключение хочу сказать, что кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре.

Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что ребёнок — существо социальное и многому обучается по подражанию.

Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка и поможет обогатить духовный мир ребенка, через чувства сопереживания, сочувствия, радости, через познавательный интерес, дает малышу возможность «воспитывать» самого себя.

Источник: http://a2b2.ru/methods/12849_rol_kukly_v_vospitanii_doshkolnikov/

Роль куклы в развитии детей

Детские игрушки бывают самыми разнообразными, однако центральное место в жизни любого малыша всегда занимает кукла. И, как говорят психологи, не зря. Ведь с ее помощью карапуз овладевает основными навыкам самообслуживания, воспроизводит поступки окружающих людей, развивает речь и моторику. А чему еще может научить вашего ребенка эта обычная игрушка?

Многие родители почему-то уверены, что игра с пупсами – это исключительно девчачье развлечение. Спешим успокоить шокированных пап, чьи двухлетние сыновья с удовольствием катают детские коляски.

Здесь нет ничего настораживающего и, тем более, предосудительного. Каждый малыш нуждается в усвоении норм и правил человеческих отношений, так что не лишайте мальчишек игр с пупсиками.

А об их пользе мы расскажем далее.

Чему может научить кукла?

  1. В раннем возрасте она заменяет сверстников и готовит вашего отпрыска к будущим контактам с ними. В детском саду он постепенно переходит от единоличного взаимодействия с пупсом к полноценным сюжетно-ролевым играм с одногруппниками.
  2. Одевание и раздевание игрушки представляется особенно интересным для детей.

    Они запоминают, в какой очередности нужно надевать трусики, колготки, носки, верхнюю одежду. Также они учатся застегивать пуговицы, прижимать заклепки, взаимодействовать с застежкой «молнией». Все эти умения они затем применяют в реальной жизни.

  3. Она помогает вашему карапузу пополнить словарный запас новыми словами.

    Тот запоминает названия различных частей тела (руки, ноги, животик) и лица (глаза, нос, рот и уши). С помощью куколки демонстрируются самые разные действия: купаться, бегать, прыгать, лежать, чтобы ребятишки поняли значение глаголов.

  4. Полуторагодовалое чадо, играя с резиновой красавицей, учится правильно держать и использовать такие предметы, как бутылочки, ложки, тарелки, кружки и вилки. Он также обучается первым гигиеническим навыкам: расчесыванию волос, мытью ручек, пользованию зубной щеткой, взаимодействию с горшком.

  5. Девочка, пеленая своего пупса и напевая ему колыбельные, примеряет главную женскую роль – мамы. Только с куклой можно поиграть в психологически важное занятие «Дочки-матери», которое формирует опыт семейных взаимоотношений, развивает ответственность, заботу и доброту.

  6. Через манипуляции с пупсиком некоторые родители подготавливают свою дочку или сына к появлению в их жизни младшего брата или сестренки. Ведь куколку можно кормить, переодевать и укачивать, тем более что сегодня для этого есть и специальные подгузники, и крошечная одежда, и множество других вещей.

  7. Дополнительные кукольные аксессуары позволяют детям лучше ориентироваться во взрослом мире. Игрушечные кухни помогают девочкам стать еще более похожими на свои мам, а «кипящий» чайник и кастрюля «с супом» безопасны, в отличие от настоящих.
  8. Любимой Катьке или Машке малышка может рассказать о своем настроении, поделиться с ней неудачами и радостями, проиграть тревожащие ситуации, окончив их на положительной ноте. Это помогает детям уйти от беспокойства и негативных эмоций.

Выбираем куклу – необходимые параметры

Возле полок с детскими товарами не только у ребятишек, но и у родителей порой разбегаются глаза. Приобретая пластиковую красавицу, нужно помнить, что неправильный выбор может навредить вашему чаду.

Основные требования к кукле (для малыша до 5 лет):

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

  • детская (без намеков на сексуальность) внешность, правильные пропорции тела;
  • материалы, из которых сделана игрушка, обязательно должны быть натуральными, безопасными для крохи;
  • отсутствие острых углов, мелких отсоединяющихся деталей;
  • прочные волосы, которые не выпадут после действий маленьких парикмахеров;
  • мимика не должна быть чересчур яркой, чтобы малыш сам смог додумать различные чувства;
  • легкость смены гардероба.

Совершенно невозможно представить счастливое детство без кукол – они придуманы для того чтобы помочь малышам взрослеть. Помните, что ребенку абсолютно не важно, дешевая у него игрушка или дорогая. Самое главное, чтобы она была интересной, приятной на вид и безопасной. Правильно выбранная кукла непременно станет лучшей подружкой для девочки, ее постоянным партнером по играм.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Самые популярные куклы для девочек в 2015 году

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет.

Источник: http://razvitie-krohi.ru/igryi-dlya-detey/igrushki/rol-kuklyi-v-razvitii-detey.html

Самодельные игрушки: бумажные куклы с нарядами

Дети без конца просят покупать новые игрушки, но стоят они дорого и захламляют жилище. Что же делать? Давайте мастерить игрушки своими руками! Это экономно, полезно и увлекательно. А надоевшую игрушку не жалко будет выбросить. Хотя некоторые куклы, которые предлагает ниже портал Материнство, достойны полки коллекционера!

Раньше бумажные куклы с комплектами одежды свободно продавались в магазинах, но теперь найти их не так-то просто. Не беда, распечатайте понравившиеся шаблоны, выдайте дочкам ножницы – и они надолго будут заняты полезным развивающим занятием. Давайте учить детей мыслить и трудиться, а не только потреблять китайскую пластмассу!

Кстати, это творческое занятие поможет занять гостей на детском празднике, а его плоды станут необычными подарками для всех присутствующих.

Первые бумажные куклы появились у модисток в XVIII веке. Ими не играли, скорее они исполняли роль маленьких манекенов для демонстрации новых моделей платьев и шляпок.

В начале XIX века бумажные куклы стали игрушками. Уже в 1830-х годах в Америке начинают промышленный выпуск бумажных кукол. Стоили они всего несколько центов и поэтому  были доступны даже беднякам.

В советском союзе такие куклы тоже пользовались популярностью благодаря своей доступности (в те годы большинство родителей не могли себе позволить покупать много кукол, а разнообразной кукольной одежды попросту не было в продаже). По сохранившимся шаблонам бумажных кукол можно проследить историю моды прошлого столетия.

Очень интересна коллекция найциональных костюмов для бумажной куклы

Особенно приятно наряжать бумажных кукол-малышей с готовыми комплектами одежды.

Объемные куклы из бумаги

Из бумаги достаточно легко изготовить и объемных кукол, которые будут стоять на столе или на полке за счет конической юбки. С такими куклами играть еще удобнее, но им сложнее переодевать наряды, чем плоским куколкам.

По этим простым шаблонам можно изготовить крошечных бумажных ангелов. Просто распечатайте их на плотной бумаге, разрежьте по голубым линиям (не отрезайте голову!), вставьте в прорези и соедините точки А и В — и ангел готов!

Какую девочку отсавят равнодушной диснеевские принцессы? Соберите всю коллекцию!

1 марта в Болгарии празднуется «Баба Марта» — праздник начала весны. К этому дню женщины и девушки изготавливают куколок из красных и белых ниток, которых прикрепляют на одежду и развешивают или расставляют по дому. Мы тоже можем изготовить бумажных кукол в ярких цветах мартеницы:

Бумажные куколки могут послужить оригинальными закладками для книг:

А вот бумажный робот будет интересен не только девочкам, но и мальчикам:

Совет

Фигурки лего-человечков тоже можно изготовить из бумаги, дав полный простор своей фантазии!

Дата публикации 01.03.2017

Источник: https://materinstvo.ru/art/12901

Первый этап – знакомство с бумажными куклами

Поиск Лекций

На этом этапе детям читались отдельные главы из книги М. Левиной «365 кукол со всего света», статьи Т. Петрова “Где куклы так похожи на людей” (журнал “Трамвай” №10, 1991 г.

), рассматривали иллюстрации в детских журналах, знакомились с разными куклами ( занятие «Какие бывают куклы»), выполняли домашнее задание: вместе с родителями рисовали бумажных кукол или печатали из интернета, беседовали с родителями о куклах из их детства, рассматривали старых кукол.

Второй этапсоздание первых коллекций.

После знакомства со сказкой о злой колдунье, которая сожгла всю одежду бумажных кукол, дети решают помочь им. Прикладывая своих плоскостных бумажных кукол к листу бумаги , дети учились рисовать одежду, не забывая нарисовать планки-держатели.

Дети учились рисовать и вырезать бумажную одежду, создавая первую коллекцию повседневной одежды, рисуя цветными карандашами.

На этом этапе бумажная кукла не просто является развлечением для ребенка, но и отлично способствует развитию мелкой моторики его рук и пальцев, ведь одежду нужно аккуратно вырезать, а потом не менее аккуратно загнуть уголки и так же аккуратно одеть. Появляются первые игры с бумажными куклами.

А когда король бумажной страны из сказки обьявил бал, а потом спортивные соревнования, — рождаются коллекции праздничной и спортивной одежды, которые выполняется красками и фломастерами по желанию самих детей.

На этом этапе появляется и обучение новой технике создания одежды, выполненной способом простой и обьёмной аппликации с использованием цветной бумаги, фантиков и салфеток. На этом этапе развивается навык комбинировать различные фасоны одежды и подбирать различные аксессуары и даже прически бумажным куклам. Каждый ребёнок смог проявить себя и как художник-модельер, и как конструктор-дизайнер.

Куклы есть, красивые наряды созданы. Почему бы не устроить модный бумажный показ? Пусть дети почувствуют себя настоящими модельерами, творцами модной одежды. Их манекенщицами будут бумажные куклы. Каждый ребёнок смог проявить себя и как художник-модельер, и как конструктор-дизайнер. Совместно с детьми принимаем решение – устроить показ модной одежды – открыть салон кукольной моды.

Третий этапсоздание Салона кукольной моды, игры с бумажными куклами, составление рассказов.

Обратите внимание

Бумажные куклы очень красивые, изящные и легкие, их очень удобно хранить, достаточно положить их в отдельную папку, для них можно рисовать отдельные машины, дома и др. Единственный их минус, это то, что они не долговечны, самым маленьким с ней сложно играть – нет, например, возможности посадить ее.

В данной работе были использованы следующие методы и приемы: одномоментности, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки.

Результаты работы:

-Повышение уровня творческого развития детей;

— повышение уровня речевого развития детей;

-увеличение количества детей, проявляющих интерес к познавательной деятельности и раскрытию творческих способностей;

ЗНАЧЕНИЕ ВАЖНОСТЬ.

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребёнку. Работая с куклой, говоря за неё, ребёнок по-иному относится к своей собственной речи.

Наблюдательные родители, знают, что «возня» малыша с куклами – это серьезная работа. Куклам маленький человечек раскрывает душу, делясь самым сокровенным. «Зеркальное» свойство игрушек легло в основу отдельного психологического направления – куклотерапии.

В период дошкольного детства (4-6 лет) у ребенка закладываются основы личностной позиции, возникает интеллектуальная и нравственная саморегуляция.

В дошкольный период ребенок продолжает развивать речь, увеличивать словарный запас, формирует собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми, развивает воображение.

Очень важно, чтобы сам ребенок не придавал «трагичного» значения своим особенностям, чтобы он имел твердую, позицию в отношениях с людьми, был эмоционально устойчив. Всё это необходимо ребенку для благоприятного его прохождения в следующий возрастной период – школьный.

Но развитие, чаще всего, идет в индивидуальном направлении, и, не все дети имеют возможность делать «как надо», делать «как все». Обучение дошкольника происходит в игре. Сделать игру наиболее интересной помогает кукла.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s459t2.html

Бумажные куклы с одеждой для вырезания

Бумажные куклы с одеждой для вырезания остаются все также популярны как и у меня в детстве. Я хочу вам сегодня рассказать как появилась эта игра, как сделать бумажную куклы у с одеждой. Сейчас стало гораздо проще найти такие игрушки, не нужно бежать в магазин и искать новых персонажей для а. Достаточно просто распечатать понравившуюся куклу с бумажной одеждой и игрушка готова. 

Также можно распечатать бумажных кукол для вырезания без цветной основы. Тогда маленьким модницам придется проявить свою фантазию и раскрасить наряды для своей куклы.

Бумажная кукла — забавная и поучительна игрушка. Поменять одежду для такой модницы — всего пара секунд! Игра тренирует мелкую моторику ребенка — попробуйте как вырезать столько много мелких деталей и украшений к бумажной одежде!

Важно

Кроме этого для любимой куклы можно сделать новые одежки — достаточно взять листок, обвести контур куколки и проявить свою фантазию. Может быть ваш ребенок с помощью этой игрушки разовьет в себе талант модельера дизайнера.

Почему бумажные куклы так популярны?

Бумажные куклы с одежками, которые нужно вырезать, были почти у каждой девочки в нашем дворе. Мы ходили с целыми папками пестрых нарядов и картонными куколками. Купить дорогую куклу в магазине могла себе позволить не каждая мама, а вот картонные красавицы с одеждой для вырезания были доступны.

Кроме того, мы сами делали новую одежду для бумажных кукол. Используя глянцевые журналы и саму куколку как шаблон, мы делали красивые наряды для наших кукол.

Эта незамысловатая игрушка была как у маленьких девчонок, так и у старшеклассниц, которые с радостью помогали малышам нарисовать новые наряды.

Из истории бумажной куклы

История бумажной куклы довольно интересна. В 1791 году в Англии появилось новое изобретение-игрушка под названием «Английская кукла». Это была фигурка куклы высотой 20 см и набор одежды к ней. У куколки было нижнее белье, корсет, платья и, конечно же, шляпки.

Можно предположить, что первые бумажные куклы с одеждой — были наглядными пособиями модисток 18 века и лишь через столетие кукла с бумажными одежками вышла в продажу как развивающая игрушка для девочек. Первая отпечатанная кукла с одеждой вышла в 1810 году и называлась Малышка Фанни («Little Funny»).

А уже через 20 лет игрушки в виде кукол с одеждой были доступны по цене широкому кругу покупателей. Куклы мальчики и девочки, пупсы с одеждой, знатные дамы и принцессы с нарядами для вырезания, животные с одежками — широкий ассортимент таких игрушек прочно вошел в жизнь детей.

В 1912-13 годах появились трехмерные бумажные куклы с одежкой. Шло время, изменялась мода и менялась одежда для бумажных кукол.

Была даже создана гильдия художников по бумажным куклам (The Original Paper Doll Artists Guild, сокращенно OPDAG), которая успешно работает и по сей день выпускает для поклонников бумажных кукол, плюс собственный журнал под названием Paper Doll Studio Magazine.

Бумажные куклы в шикарных коробках, наборы открыток с куклами, альбомы с одеждой для бумажных красавиц. Периодические издания не отставали от фабрик. В каждом журнале можно было найти куклы с бумажными одежками к ней.

Варианты бумажных кукол

Среди разнообразия бумажных кукол можно выделить несколько видов:

  • КоллекционныеЧаще всего это знаменитости, актеры, члены королевских семей.
  • ПринцессыРазнообразные принцессы с шикарными нарядами.Бумажные пупсыМалыши в пеленках и распашонках, которым также можно менять одежки и конвертики.
  • Куклы девочкиЧаще всего это куклы девочки (бывают и мальчики) с наборами одежды.
  • Мульгерои (Русалочка, Белоснежка, Winx и т.д.)Мультипликационные герои с бумажной одежкой в своем амплуа.
  • Бумажные куклы по мотивам сказокКуклы с одежками, представленные в виде героев известных сказок (Красная шапочка и др)
  • Куклы животныеПрикольные кролики, котики, собачки с одежками из бумаги, которые легко менять.

Как играть с бумажной куклой

Сам процесс игры в бумажные куклы всегда состоит из 2 основных частей.

1 — это вырезание самой куклы и ее одежды. Как правило, куколка печатается на плотном картоне и бывает цветной с двух сторон. Одежда для бумажной красотки имеет только 1 цветную сторону и маленькие белые клапаны, с помощью которых она фиксируется на кукле.

2 часть — собственно сама игра. Ребенок переодевает куклу под свой вкус и роль. В одном наборе может быть одежда для нескольких разных сезонов года, а может состоять и только из нарядных платьев (как в наборах с принцессами).

Наборы с бумажными куклами нравятся многим детям. Однако, родители должны понимать, что даже большой набор одежды для бумажной куклы скоро надоедает и ребенок может просить купить новую куклу.

В этом плане современным детям очень повезло. Сейчас есть интернет, в котором можно найти тысячи разнообразных вариантов бумажных кукол с одеждой для вырезания. Нужно только сохранить понравившуюся картинку и распечатать нужный листок.

К тому же, можно скачать и распечатать бумажную мебель для кукол. Это тоже весьма увлекательное занятие для детей.

Надеемся, что бумажные куклы с одеждой понравятся и вашему ребенку!

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

Источник: http://gamejulia.ru/bumazhnye-kukly-s-odezhdoj-dlya-vyrezaniya.html

Сообщение из опыта работы на тему: «Народная кукла в игре современных детей» — «Дошколёнок.ру»

Кукла— первая из игрушек известная с древности. Сначала люди создавали скульптуры богов, потом лепили из глины фигурки людей и животных, чтобы разыграть сцены охоты.

Куклы не раз спасали человеку жизнь, заменив его в обрядах жертвоприношения. Наверное, это и были одни из самых первых кукол.

Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился, ни один праздник.

Кукла сопровождала человека с рождения до самой смерти.

Совет

На изготовление шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из травы, из веток деревьев.

От древнего Египта до нас дошли куклы из дерева и ткани, из Китая из глины, в Афинах были распространены деревянные куклы. На территории России было много тряпичных кукол.

Дома в русских семьях кукол насчитывалось и хранилось десятками.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому куколки довольно часто носились как талисман.

Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая.

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется с «душой», и, конечно в единственном экземпляре. В дело шли подручные материалы (кусочки ткани, нитки, солома, мочало, трава, ветки и др.). Изготовляли их без ножниц, иголок.

То , что кукла была «безликой», позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать её настроение и характер. Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Люди замечали, что , если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда.

Обратите внимание

В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые, обрядовые.

Куклы – обереги.

Кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали—оберег или берегиня. Делали их из природных материалов, которые приносили из леса: дерево, лоза, трава, солома.

И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья.

Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Кукольные платья украшали не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен присутствовать красный цвет—цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным.

Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор», обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольные платья, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки- знаки солнца; женские фигурки и оленей—символы плодородия и др.

Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. В подарок на именины дарили куклу «Ангелочка». Пеленашка оберегала ребенка до крещения. Не только детские куколки были оберегами, кукла «Домовой» — берегиня домашнего очага. И до сих пор люди стараются приобрести её. Кукла «Пугало» — оберегает огородные посевы от птиц и скота.

Куклы- обереги: Пеленашка, Берестушка, Ангелочек, Бессоница и др.

Обрядовые куклы.

Важно

Наши предки жили довольно весело — тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай. Так же были обрядовые куклы: «Покосница», «Десятиручка», «Купавка» и др.

Куклу «Масленница» используем и сейчас при праздновании масленицы.

Были и лечебные куклы, их изготавливали из лечебных трав. («Козьма и Демьян») Они приносили благо и здоровье в дом.

Игровые куклы.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

К игровым куклам относятся куклы закрутки, «кукла-полено», малышок-голышок, «девка-баба» и др.

В семье, когда ребенок подрастал, мама делала ему маленькую куколку «зайчика». Надевала на пальчик, чтоб в ладошку спрятался. И с этих пор у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым можно поиграть и доверить ему самое сокровенное.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей.

Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.

Бумажные куклы рвутся, фарфоровые могут разбиться, деревянные треснуть, поэтому играть с ними нужно осторожно.

Совет

А вот тряпичную куклу можно сделать без иглы и ножниц. Ткань можно не резать, а рвать. Куклу из растительных материалов можно изготовить, гуляя с ребенком на улице. Настроение кукле можно придумать то, какое хочет в этот момент ребенок, т.к. кукла «безлика».

Знакомство в группе начали с куклы «пеленашки» (примерный план знакомства представлен ниже).

Создавая куклу, дети не просто повторяли и копировали то, с чем их знакомила, но и вносили свое — выбирали способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения.

Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в театре. Дети с удовольствием берут их в сюжетно-ролевую игру «семья».

Также мы учились делать кукол из природных материалов. Помогала ребятам связать веточки, а потом они сами делали своим куклам наряды.

Дети испытывали чувство радости от игрового общения с куклой, легко вступали в диалогическое общение друг с другом.

Куклы, сделанные своими руками, можно использовать в сюжетно-ролевых играх, на праздниках «Масленница», «Рождество», в театрализованных сценках.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоем, втроем ( можно и больше). Главное — придумать занимательный сюжет.

Обратите внимание

Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения.

Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять её в разных игровых ситуациях. Многообразие материалов, используемых при изготовлении, способствует развитию креативности ребенка.

На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Примерный план знакомства с народной куклой с детьми 4-5 лет.

Беседа «Моя любимая игрушка». Цель: развивать связную речь детей.

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка».

Беседа «Русская народная игрушка». Цель: познакомить с историей происхождения, видами народных кукол.

Беседа «По одежке встречают». Цель: объяснить значение наряда, прически куклы и её статуса в игре.

Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию».

Продуктивная деятельность: изготовление куклы «пеленашки».

Беседа «Русские традиции. Связь русского народа с природой». Цель: расширять представления о значении природы и её явлений для наших предков (представление игрушек — зверей и птиц, изготовленных старинным способом).

Продуктивная деятельность: изготовление игрушки «зайчик» (узелковый способ).

Проговаривание поговорок о домашних животных и птицах.

Сюжетно-ролевая игра «Семья в деревне».

Театрализованное представление «у бабушки в деревне».

Литература:

1. http://www.rukula.ru/

2. Котова И.Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла».

3. Журнал «Дошкольное образование» №4 , 2012

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/1659-soobshchenie-iz-opyta-raboty-na-temu-narodnaya-kukla-v-igre-sovremennykh-detej.html

Бумажная кукла — полезная игрушка своими руками

Мне кажется, игрушки советского детства несли в себе больший развивающий потенциал, нежели современные. Многое собиралось, украшалось и видоизменялось своими руками. Например, плоские картонные куколки в бумажной одежке на застежках.

Мы рисовали, раскрашивали и вырезали сами такие удивительные наряды! Приложишь куколку к бумаге, обведешь силуэт и фантазируешь, фантазируешь. У девочек были целые коробочки-гардеробные.

Были, конечно, и готовые куртки, платья, но куда интересней создавать уникальные костюмы, на свой вкус, похожие на свою настоящую одежду.

Сегодня бумажные куклы тоже в ходу, но куда менее популярны. Они продаются в комплектах, вырезаются из журналов, распечатываются из интернета, но мало кто из мам садится рисовать и вырезать наряды вместе с детками.

А между тем бумажная кукла может быть как девочкой, так и мальчиком. Это копеечная игрушка, которая занимает минимум места и может храниться в коробке от конфет.

Важно

С ее помощью очень интересно разыгрывать многочисленные сюжеты, раскрывая детям все новые стороны нашего необъятного мира.

Рисуя (срисовывая) разные костюмы, используя в игре кукол-взрослых и кукол-детей обоих полов, мы можем раскрыть интереснейшие темы:

  • национальная одежда разных стран;
  • спецодежда у людей разных профессий;
  • экскурс в историю моды;
  • современный модный показ (можно скопировать все, что понравилось на реальном видео);
  • дресс-код для различных мероприятий;
  • школьная форма в странах мира;
  • сезонный гардероб;
  • многообразие обуви и аксессуаров.

Если идея куклы с одежками вам приглянулась для подарка, можно поискать не только бумажный вариант, но и деревянный. Это дороже, платьица крепятся к кукле при помощи скрытых магнитов, но творческие родители могут разнообразить гардероб предметами из картона, цветной бумаги, клеенки, обоев, любых других материалов.

Раскрашивать и декорировать одежду можно всем, что понравится ребенку: яркими маркерами, блестками, карандашами. Гарантированный способ заинтересовать – использовать образы героев из любимых мультиков, среди которых феи Винкс, Барби, и даже Минни Маус.

А если захочется целый бумажный мир? Наряжайте заек, лошадок, щенков!

Чтобы в коробке не смешивалась одежда разных персонажей, удобно складывать ее в прозрачные файлы формата А5.

На нашем сайте уже была статья о том, чем хороша кукла для мальчика. Пусть у сынишки появится хотя бы одна, например, мужчина, который работает пожарным или служит на флоте. Соответственно, рисуется форма, домашняя одежда, одежда для отдыха.

Игры с бумажными куклами тренируют мелкую моторику, обогащают речь, развивают воображение и творческие навыки ребенка. Кому не лень – делают для бумажных героев кукольные дома, кровати, многочисленные игровые фоны, от спортплощадки до леса. Это очень увлекательно и здорово, попробуйте в ближайший выходной!

Есть еще один чудесный вариант – японская бумажная кукла своими руками. Подробности – в видеоролике.

 

Источник: https://mamere.ru/article/bumazhnaya-kukla-poleznaya-igrushka-svoimi-rukami

Игры, в которые мы играли: бумажные куклы

?Categories:

  • общество
  • семья
  • дети

Все девочки любят играть в куклы. Почему-то некоторые считают, что в бумажные куклы любили играть те, у кого не было обычных.

Обычные куклы у меня, конечно, были — и пара немецких младенчиков, и советские пупсы, «Красная шапочка» и прочие, серия «КакбыБарби» потом…Но бумажных куколок я любила всегда.

Помните их? На листе нарисована фигурка в купальничке, а рядом набор одежды — гардеробчик на все случаи жизни или какие-нибудь тематические одежки, типа нарядов разных республик.

Во времена глубокого детства они попадались редко: в «Веселых картинках» и «Мурзилке» печатали маленьких девочек, намного реже — парочку «девочка-мальчик» с набором бумажных одежек. Иногда такие куколки встречались в бабушкиных «Работнице» и «Крестьянке».

Бумажные куклы из «Веселых картинок» и из «Работницы»:

Мне больше нравились почему-то односторонние куколки — те, у которых было изображение только на лицевой стороне, и одежка крепилась на бумажные клапанчики. Реже встречались двусторонние куколки — и сама кукла, и одежда были нарисованы с двух сторон (вид спереди, вид сзади). Нужно было вырезать две половинки куклы и склеить их, желательно наклеив на картонную основу. Одежки таких кукол одевались практически как у настоящих — через голову, и кукла была полностью одетая. Мне такие куклы почему-то нравились меньше, хотя теоретически они были красивее. Скорее всего, меня раздражало, что их надо было склеить и подождать, пока клей подсохнет. А может, дело было в постоянно отсутствующем клее. Помнится, я как-то одну из таких двусторонних кукол превратила в одностороннюю, просто вырезав её одежки только на лицевую сторону вместе с самодельными клапанчиками для крепления. В общем, в журналах их печатали редко на мой взгляд — мне бы хотелось, чтобы их печатали в каждом номере! Конечно, продавались и отдельными книжками для разрезания — но почему-то помню только один такой готовый наборчик, с двумя довольно большими фигурками девочек лет 5. Картинку только такую нашла, но думаю, их многие вспомнят:Как бы там ни было, какими бы не были эти куколки — из журнала ли, из готового набора, но это всегда было таким удовольствием! Я, буквально дрожа от нетерпения, брала ножницы и без спроса утаскивала маникюрные — для самых тонких и ответственных работ. Без спроса — потому как с ножницами тогда тоже было напряжно, а эти от бумаги достаточно быстро тупились. В общем, не разрешали мне их брать. Утаскивала я к себе инструменты и начинала вырезаааааааать… Начинала всегда с самой куколки, вырезала её, придумывала имя. Поздоровавшись с новоприбывшей, вырезала ей гардеробчик, начиная с самого неказистого, оставляя самые красивые и роскошные наряды «на сладкое». Конечно, примеркой всего гардероба дело не ограничивалось. Несмотря на абсолютное отсутствие даже зачатков рисовательных способностей, бумажным куколкам рисовалась одежда — фломастерами, реже карандашами. Очень просто делалось — фигурка куклы обводилась на белом листе, и по этим контурам было очень удобно рисовать новый наряд. Куколок надо было приклеивать на картон — они быстро «заигрывались», шея и руки были самыми слабыми местами. Так что самые любимые куклы узнавались сразу — они были самыми потрепанными и чинеными-перечинеными.Потом был какой-то период, когда этих кукол нигде не было — ни в журналах они не попадались, ни в магазинах, а играть бумажными куклами хотелось. Да, куклу можно было нарисовать самой — но рисовать я не умела. Куклы у меня получались некрасивыми=(. Из положения вышла просто — из стопок бабушкиных журналов мод, приложений типа «Хозяюшка» вырезались фигурки женщин, мужчин и детей. Если попадались картинки с красивой мебелью — вырезались и они. Так было даже интереснее, чем со стандартными «paper dolls» — тогда было невозможно найти целую семью, только парочку малышей «мальчик-девочка», и то, если повезет. А тут можно было создавать огромные семьи, с кучей детей, тетей-дядей и прочих родственников. Помнится, как-то в «Хозяюшке» 90х годов был новогодний выпуск со схемами вязания свитеров-кофт для всей семьи, где были нарисованы и папа с мамой, и бабушка с дедушкой, и сын с дочкой. Конечно, я их тогда сразу вырезала — это была необыкновенно удачная находка, все члены семьи были одного роста и в одном стиле. Играла я ими долго, несмотря на совершенно отвратную тончайшую бумагу. Тем более, что эти фигурки были — о счастье! — нарисованы в полный рост!Да, с этим была проблема. В журналах мод тогда чаще всего модель рисовали обрезая ноги — ну, вот модель в платье, и парой штрихов ноги — не до конца. Очень, знаете, неудобно было — ну что это за кукла-инвалид?! Поэтому приходилось искать моделей в длинных в пол в платьях. В общем, много я таким образом повырезала кукол, изничтожив целую кучу журналов.

Вот, к примеру: несколько красивых тетечек, но у двоих не видно ног, у второй платье загорожено…В итоге их всех них для вырезания годится лишь крайняя справа, на роль бабушки

Зато удовольствия было — выше крыши. Придумать семью, найти, всласть налиставшись журналов, персонажей, вырезать их… Потом стопками книг на кровати выкладывали с подружкой «квартиры» — с комнатами, кухней, длинными коридорами, расселяли жильцов и начинали играть. Домики еще и рисовались, конечно же. Брался альбом — или тетрадка, как повезет. На первой страничке рисовалась входная дверь(она потом частично вырезалась так, чтобы ее можно было открывать и закрывать), потом коридор, кухня, и дальше-дальше-дальше, пока не кончится тетрадь. Квартирка, конечно, получалась сумасшедшей планировки — комнаты все, кроме последней, были проходными, но это не смущало. Рисовались шкафчики с отрывающимися дверками (сзади подклеивался рисунок с содержимым шкафчика), красивая мебель… Плюс самодельных куколок из журналов мод был как раз в том, что их можно было точно подобрать по размеру домика. Еще мне как-то подруга подарила — специально для домика — целую семью — фигурки были чудно нарисованы карандашом на каком-то очень плотном, как фанера, белом картоне. мама в длинном платье и с узлом волос, бабушка с ниткой жемчуга… Викторианские немножко, мне они дико нравились и я ими долго играла. В начале 90х я переехала к маме в Ангарск. Там, в киосках «Союзпечати» мне попались совершенно другие куклы — не те привычные малыши, а настоящие секси-дивы с роскошными фигурами и умопомрачительными нарядами! Тогда мечтой всех девчонок была американская красавица Барби. Эти бумажные куколки были красивые — как Барби, да! Серия называлась, как я сейчас узнала, «Линда и компания». Имен девочек я не помню, но помню, что одну из них я звала Стефани Харпер в честь героини гремевшего тогда «Возвращения в Эдем». В компании к ним как-то попался еще и мальчик Аладдин — восторга вообще выше крыши. Вот посмотрите на наряды Аладдина — там был один типа костюма ниндзя, с закрытым лицом. Ах, какие приключения переживали эти девочки — то Аладдин был коварным похитителем какой-нибудь златоволосой красотки (чаще всего это была Стефани), то, наоборот, отважно спасал красавицу из рук злодеев… С учетом, что в то время я страшно увлекалась книжками про Анжелику, Марианну, Катрин и прочими любовными романами, так что приключения мои красотки переживали ух какие!

Совет

Еще примерно в то же время в детском журнале «А почему?» печаталась серия бумажных куколок. Раз в месяц на последней странице изображали пару «мужчина-женщина» в костюмах разных эпох. началось всё с египтянина и египтянки. Египтянка была изображена с обнаженной грудью (да-да!), и меня это страшно смущало.

Потом древние греки, римляне, Византия… У куколок этих было не очень много нарядов, но их я любила тоже безумно. С их помощью разыгрывались серьезные исторические драмы. Я их очень сильно искала в инете — но безуспешно. Видимо, не сохранились. А жаль — с удовольствием бы распечатала и вырезала.

*шепотом* и поиграла бы немножко совсем, пока никто не видит…

Еще тогда же, в Ангарске, в магазине был куплен «Домик для Даши и Маши». Бумажный домик с садом, деревьями, комнатками и мебелью, и фигурками двумя девочек, которые жили в домике. У девочек была еще коллекция нарядов -восторг, чистый восторг! Я долго и любовно его вырезала, клеила, сушила приклеенное утюгом — до сих пор помню как пахла бумага, нагревающаяся под утюгом…

А потом домик куда-то пропал.=(. Кажется, потерялся во время переезда. До сих пор страшно жалею. Наверное, если бы я его доклеила и доделала, наигралась, то выкинула бы потом сама и не вспомнила. А тут недоделанное свербит, зудит и хочется найти этот домик, склеить его и полюбоваться! Многие его помнят, многие ищут. Видимо, тоже недоклеили и жалеют=):…

Сейчас в инете гуляю — каких только бумажных куколок нету, какая богатая история у них! Какие коллекции люди собирают! Прямо вот жалко, что в детстве таких не было. На любой вкус — хочешь, в старинных пышных нарядах? Хочешь — в коллекции самых известных платьев от Шанель или Диор?

Хочешь — известная кинодива с узнаваемыми нарядами. Хочешь — английский джентльмен.

выразительно косится одним глазом в сторону hardcandy

А про костюмы разных веков и народов и говорить не стоит — любых времен, люых народов. Вот,к примеру, костюмы разных китайских эпох.

На работе мы даже несколько куколок из скаченных файлов распечатали и повырезали. Собственно, я бумажных кукол сейчас собираю — на винте. Вот подрастет Ксения Игоревна, будем печатать, раскрашивать и вырезаааать…

Источник: https://eto-yana.livejournal.com/129931.html

Клуб любителей английского языка

Многие девочки любят играть бумажными куклами. Вот и моя дочка начала проявлять к ним значительный интерес: она может долго сидеть, переодевая фигурки и бормоча что-то себе под нос то на русском, то на английском языке. Поэтому мне захотелось её порадовать и мы вместе отправились в плавание по интернету в поисках новых персонажей для игр.

Вскоре наши поиски увенчались успехом — да ещё каким! Честно говоря, я совершенно не ожидала открыть для себя сайт, полностью посвящённый куклам и одежде из бумаги — да ещё и в шикарном качестве. А между тем, такой сайт существует.

Мы сохранили для себя несколько комплектов и потихоньку начали их распечатывать. Сами фигурки я решила ламинировать, а одежду и другие аксессуары — обклеивать клейкой бумагой. Первыми по просьбе Даши у нас материализовались четыре сестры, бабушка и бумажная мебель для игры «The Ginghams Visit Grandma»:

Обратите внимание

Все леди из данного комплекта — большие модницы. Здесь они в своей самой красивой, с точки зрения дочки, одежде:

А это другие платья и шляпки из их гардероба:

Сразу видно, что эти куколки сделаны с душой: каждая из них расположена на подставочке со своим именем и точкой определённого цвета, по которому всегда можно определить, какая одежда принадлежит ей. Так что их приятно держать в руках. Играть с ними тоже интересно: комплект позволяет придумать массу ролевых игр с различными сюжетами.

У нас девочки пришли к бабушке в гости. Прежде чем открыть дверь, старушка постаралась принарядиться, а потом долго восклицала:

Бабушка показала девочкам свои обновки: стол и стул (a table and a chair), швейную машинку (a sewing machine), кресло-качалку (a rocking chair) и часы с кукушкой (a cuckoo clock). Кроме того, их ждали подарки: именные ножницы для каждой из них. Девочки тоже пришли не с пустыми руками: они принесли бабушке в подарок платье.

По предложению бабушки наши леди уселись за машинку и сшили себе по платью любимого цвета. Потом они отправились на кухню, чтобы помочь бабушке накрыть на стол к чаю (to lay the table for tea).

Попив чаю, они решили прогуляться. Во время прогулки самая младшая девочка отстала. Остальные долго искали её, а потом обратились в полицию (to report a missing person to the police), где им пришлось отвечать на вопросы полицейского:

Полицейский сказал им идти домой и ждать звонка. Вскоре Бетти нашлась и рассказала свою удивительную историю, где она была (я даже не возьмусь это передать, т.к. здесь Дашина фантазия работала по полной). Когда она закончила свой рассказ, было уже поздно и девочкам надо было идти домой. Бабушка пригласила их приходить ещё и сказала, что будет ждать.

А следующий раз обязательно будет, но мы уже будем разыгрывать другие сюжеты. Например, они могут сходить в магазин, на рынок, в театр — да куда угодно. Кстати, у этих же девочек есть и другие комплекты одежды, а также коляска и антураж для прогулок — смотрите здесь. Да и вообще прогуляйтесь по этому сайту: он таит в себе множество приятных сюрпризов для любителей игрушек из бумаги.

Важно

Кстати, бумажных куколок можно использовать не только для игр с ребёнком, но в репетиторской практике для проработки целого ряда тем — как лексических, так и грамматических. Названия предметов одежды на английском языке вы можете взять из «Picture Dictionary for Kids» или «Visual Dictionary Online».

А как вы играете с бумажными куколками? Есть ли у вас свои секретные сайты, откуда вы распечатываете качественно выполненных персонажей?

Источник: http://olga-ekb.ru/story/2014/04/01/paper-dolls-igraem-s-bumazhnymi-kukolkami

Ссылка на основную публикацию