Строение дерева. листья деревьев. — воспитание и игры

Деревья, листья и плоды – развивающая игра для детей от 4 лет | КАРАКУЛИ

Деревья, листья и плоды – развивающая игра для детей от 4 лет Развивающая игра для детей «Деревья, листья и плоды» знакомит ребят с деревьями средней полосы России.

Играть в нее можно как одному, так и небольшой группой. Игра очень познавательна, хорошо использовать ее для занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском саду или дома.

В начальной школе игра пригодиться при проведении краеведческих или экологических конкурсов.

Обратите внимание

Хоть лото «Деревья листья и плоды» дает неплохое представление детям о видах деревьев, но никакая развивающая игра не заменит детям живого общения с природой.

Обращайте во время прогулки внимание детей на то, какие деревья вас окружают на улице, в парке, в лесу. Собирайте и рассматривайте плоды и листья.

Если вы не хотите нести их домой, то «оцифруйте», сфотографируйте и создайте свой «Атлас» или «Фото-гербарий» растений своего края.

Как играть в развивающую игру для детей «Деревья, листья и плоды»

Играем индивидуально или с двумя детьми

Знакомство с развивающей игрой лучше проводить индивидуально. Рассмотрите с ребенком карточки, поговорите о том, какие деревья он знает. Предложите малышу самому попробовать сопоставить листья, деревья, плоды и положить подходящие маленькие картинки в пустые «окошки» на больших карточках.

Можно сразу помочь расставить правильно или посмотреть, что у ребенка получиться, а затем исправлять ошибки. Не обязательно давать сразу все карточки – двух или трех будет достаточно. Когда ребенок познакомиться с игрой, задания можно давать на время.

Совет

Если вы играете с двумя детьми, то получиться целое соревнование – кто больше соберет «правильных» карточек за одну минуту. Лучше, если у каждого будет свой набор игры. Или хотя бы сделайте дублированный набор маленьких карточек.

Иначе может сложиться ситуация, когда ребенок не может правильно собрать картинку не потому, что не знает, а потому, что нужная карточка оказалась у соседа.

Играем в развивающую игру «Деревья листья и плоды» с группой детей

С группой детей в эту развивающую игру можно играть как в лото. В этом случае, игроков может быть столько, сколько у вас больших карточек плюс еще один. Каждый ребенок получает большую карточку. Для детей старше пяти лет можно давать каждому игроку по две карточки сразу. Все маленькие карточки перемешиваются и выдаются водящему.

Он вытаскивает любую наугад, показывает ее детям и спрашивает «Чье?» тот, кому подходит карточка, забирает ее себе и помещает рядом со своим деревом. Если никто не признается, карточка откладывается в сторону. Тот из игроков, кто первым закрыл все «окошки» — победил и может стать следующим водящим. Другой вариант – играют «до последнего».

В этом случае водящим становится тот, кто закрыл свои поля последним.

Использование развивающий игры «Деревья, листья и плоды» для конкурсов

Развивающая игра «Деревья, листья и плоды» может стать замечательным конкурсом на мероприятии, посвященном лесу, деревьям, родной природе, как в старших группах детского сада, так и в начальной школе.

Для проведения такого конкурса надо запастись двумя (или больше – по числу команд) наборами игры. Каждой команде предлагают собрать как можно больше карточек за определенное время (одна-две минуты). Результат проверяется.

Считаются только полностью и правильно собранные карточки.

Как сделать развивающую игру для детей «Деревья, листья и плоды»

Для того, чтобы играть, вам нужно подготовить игровые карточки. Каждой породе дерева соответствуют одна большая (дерево летом) и три маленьких картинки (дерево зимой, листья и плоды этого дерева).

Распечатайте картинки и наклейте их на ватманскую бумагу или картон. Размер большой картинки будет 19Х15, а маленьких 5Х5 см. Можно наклеить на одинаковый картон, а можно сделать и подсказку – картинки каждого дерева наклеить на основу своего цвета.

Для большей прочности карточки можно «заламинировать» – заклеить скотчем.

Для того, чтобы избежать искажений размером при печати мы советуем вам поступить таким образом. Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее. Скопируйте большую картинку и перенесите ее в приложение Microsoft Word.

Важно

Выставите размер изображения высота 19 см, ширина при этом будет почти 15 см. Затем скопируйте три маленьких картинки (они будут копироваться все три вместе) и поместите их на ту же страницу.

Размер изображения картинок задайте высотой 5 см, шириной 15 см. Вырезайте картинки по черной линии.

Когда вы распечатаете, наклеите и вырежете все картинки, у вас получиться своеобразное лото.
Другой вариант сделать такую игру – не использовать готовые рисунки, а постепенно собирать с детьми картинки, фотографии (совсем здорово, если вы их сделаете сами, на прогулке). А когда материал накопиться – использовать его для создания совершенно эксклюзивного лото.

Источник: http://www.karakyli.ru/2014/10/02/derevya-listya-igra/

Строение дерева – изучаем через игру – наглядный способ познакомить детей со строением дерева

Строение дерева можно изучать,  просто  играя с детьми. И даже на уроке! Никаких  материалов для игры не требуется. Игру  можно проводить где угодно – в  классе и на природе.

Итак, дорогие гости экологического клуба «Ручеек», предлагаю вам познакомиться с замечательной игрой «Построим дерево». Автор игры — Дж.Корнелл, разработчик принципа «Потока познания» для  экскурсий в природу. О принципе  »потока познания» .

Внимательно прочитайте  описание игры. Никаких  материалов для игры не требуется. Игру  можно проводить где угодно – в  классе и на природе.

Участники изображают различные части дерева: стержневой корень, придаточные корни, сердцевину, древесину, луб, камбий и кору. Таким образом вы наглядно дадите  своим ученикам понимание  строения  дерева. Игру можно проводить с детьми, начиная с  пяти лет.

Игроки, изображающие сердцевину, должны показать, что они обеспечивают прочность ство­ла и позволяют ему находиться в вертикальном положении.

Корни (стержневой и придаточные) держат дерево, словно якоря и проводят вверх воду и минеральные вещества. Слой древесины транспортирует воду к ветвям и листьям. Камбий — растущая часть ствола.

По лубу пища поступа­ет от листьев к другим частям дерева, а кора защищает все дерево.

Сердцевина

Чтобы начать игру, выберите двух или трех высоких и крепких ребят и попросите их сыграть роль сердцевины. Пусть они встанут спиной друг к другу. Скажите остальным участни­кам игры: «Это сердцевина — внутренний стержень дерева, его сила.

Задача сердцевины — дер­жать ствол и ветви вертикально, так, чтобы листья получили свою долю солнечной энергии.

Серд­цевина существует давно, она мертва- но прекрасно сохранилась! Когда-то сердцевина была жи­вой, но теперь тысячи ее крошечных трубок, по которым раньше поднималась вверх вода и опус­калась вниз пища, заполнена дегтем и смолой. Скажите детям, изображающим сердцевину, что их задача — стоять прямо и не гнуться.

Стержневой корень

Попросите нескольких человек изобразить стержневой корень. Пусть они сядут у ног детей, изображающих сердцевину, так, чтобы смотреть в разные стороны. Скажи­те им: «Вы — очень длинный корень, называемый стержневым. Вы уходите глубоко в землю — до 9 метров.

Стержневой корень сосет воду из самых глубин земли и держит дерево, словно якорь. Во время гроз стержневой корень не дает дереву упасть под напором ураганных ветров. Отметьте; что не все деревья имеют стержневые корни (например, красное дерево не имеет стержневого корня).

Но то дерево, которое вы сей­час изображаете, имеет такой корень.

Придаточные корни

Выберите ребят с длинными волосами, которые не будут возражать, если вы предложите им лечь на пол. Попросите «придаточные корни» лечь на спину так, чтобы их ноги смотрели на «ствол», а головы — наружу.

Скажите им: «Вы — придаточные корни. Их у одного дерева — сотни тысяч. Вы растете во все стороны от дерева, подобно веткам, но только под землей. Вы тоже помогаете дереву стоять вертикально.

У вас на концах множество крошечных корне­вых волосков».

В этом месте наклонитесь над одним из «придаточных корней» и распушите ему волосы вокруг головы. Продолжайте рассказ: «Если сложить все ; корневые волоски одного дерева, то они вытя­нутся в линию длиною в несколько километров. Эти волоски пронизывают каждый квадратный сантиметр почвы, в которой они растут.

Совет

Когда они чувствуют, что где-то поблизости находится во­да, они начинают расти в этом направлении и высасывают ее. Концы корневых волосков имеют такие твердые клетки, которые похожи на хоккейные шлемы. Я хочу, чтобы придаточные корни и стержневой корень попрактиковались во всасывании воды.

Когда я скажу: «Начали!», вы сделаете так: (издайте громкий сосущий звук). Итак, начали!»

 Древесина

Теперь попросите небольшую группу детей изобразить древесину. Выберите сто­лько людей, чтобы они образовали круг вокруг сердцевины. Пусть они встанут вокруг нее, глядя, внутрь и взявшись за руки. Следите, чтобы никто не наступил на какой-нибудь «корень». Скажите им:

  • «Вы — часть дерева, которую называют древесиной, или ксилемой.
  • Вы тянете воду из корней и передаете ее самым высоким ветвям.
  • Вы — самый эффективный насос в мире и при этом не имее­те ни единой движущейся детали.
  • Вы способны перекачивать сотни литров воды в день и делаете это со скоростью, превышающей 180 км/час!»

После того, как корни высосут влагу из земли, ваша задача — поднять ее вверх по дереву. Когда я скажу: «Поднимаем воду вверх», вы произнесете: «Ви- и-н-и» (при этом поднимайте руки вверх). Давайте потренируемся. Сначала попросим корни вы­сосать воду. Начали! Вслед за этим сразу же: «Поднимем воду вверх! Ви-и-и-и!»

Камбий и луб

Выберите группу, которая будет изображать камбий/луб. Пусть эти дети тоже встанут вокруг древесины, глядя внутрь и взявшись за руки. Скажите им: «Следующим за древе­синой идет слой камбия — растущая часть дерева. Каждый год он добавляет новый слой древеси­ны и луба. Дерево растет за счет утолщения ствола от центра наружу, а также за счет удлинения концов корней и веток.»

За камбием, ближе к коре, располагается слой луба. Это часть дерева, по которой движется пища, произведенная листьями, и которая распределяет эту пищу по всему дереву. Давайте пре­вратим наши руки в листья».

Пусть все вытянут руки вперед и вверх так, чтобы руки разных людей скрещивались в области запястий и предплечий, а кисти трепыхались, как листья.

Когда я скажу: «Сделаем пищу!», поднимите руки и потрясите «листочками», как будто вы поглощаете солнечную энергию и производите питательные вещества.

А когда я скажу: «Спустим пищу вниз!», вы произ­несите: «Ву-у-у» (долгий утихающий звук); при этом согните ног в коленях и опустите тело и руки к земле. Давайте потренируемся!

Кора дерева

Попросите оставшихся участников изобразить кору дерева. Пусть они встанут в кружок вокруг дерева, глядя наружу. Скажите им: «Вы — кора дерева. От каких опасностей вы защищаете дере­во?» Объясните, что кора защищает дерево от огня, насекомых, резких перепадов температуры и от девочек и мальчиков с перочинными ножиками в руках.

Скажите «коре», как надо защищать дерево: «Поднимите руки как футбольный вратарь — оба локтя наружу, кулаки — на уровне груди (пауза). Вы слышите этот высокий звук? Это очень злой и очень голодный длинноносый сосновый точильщик. Пойду и посмотрю, смогу ли я остановить его? Если я не вернусь, вам придется бо­роться с ним самим».

Сосновый точильщик

Зайдите за дерево и выйдите из-за него в образе жука соснового точильщика. При этом надо хму­риться и вертеть головой туда-сюда. Возьмите ветку — это будут усики жука.

Когда ветка уткнется в дерево, направьте свой длинный нос на него. Теперь быстро обогните дерево, как будто вы ищите место, где можно проникнуты внутрь него сквозь кору.

Дети, изображающие кору, должны попы­таться отогнать вас.

Пока вы ходите вокруг дерева, напоминайте другим его частям, чтобы они выполняли каждый свою задачу. Напоминайте им, выкрикивая команду. Все части дерева выполняют каждая свою задачу одновременно.

Читайте также:  Разнообразие бумажных кукол - воспитание и игры

Когда вы закончите, пусть все участники пожмут друг другу руки за то, что они были все вместе таким замечательным деревом. И помогите «корням» подняться с земли!

Обсуждение игры

Показав детям строение дерева в игре, попросите их ответить на несколько  вопросов:

  • Кем я был в игре и что я чувствовал?
  • Кто главный в игре?
  • Подведите учащихся к выводу, что все части дерева являются частями единого живого орга­низма, каждая из которых выполняет важную для дерева  функцию.

Источник: https://ecorucheyok.ru/igry-pro-rasteniya/stroeniya-dereva-izuchaem-igraya.html

Листья деревьев. Строение дерева

Как растет дерево от семечка до плода? Учим с ребенком ветки рябины, березы, тополя, клена, дуба. Знакомство с деревом начинается для ребенка в самом раннем его детстве. В каждом дворе есть свой добродушный великан, который с радостью укроет от палящего солнца, дождя, поделится опавшими листьями и сухими веточками для всевозможных игр.

Однако многие ребятишки воспринимают деревья как безымянных спутников, не задумываясь о том, что каждое из них носит свое имя, имеет сложное строение и выполняет важные задачи. Поэтому при более глубоком изучении деревьев малыши делают для себя множество открытий.

Например, деткам будет интересно узнать, из каких частей состоит дерево. Для этого используем схематичное изображение дерева и рассказываем про каждую его часть:

Строение дерева для детей

  1. Корни дерева – его основа. Они кормят дерево, всасывая в себя растворенные в воде питательные вещества, а также удерживают его в вертикальном положении. Чем больше по размеру дерево, тем богаче его корневая система.
  2. Ствол дерева – это как бы его корпус. По стволу проходят вверх все вещества, добытые корнями, от ствола же начинают отходить ветви. Важно отметить, что настоящее дерево имеет один ствол, а вот кустарники – несколько, пусть даже и крупных, стволов.
  3. Ветки деревьев – опора для листьев; именно на ветвях образуются почки, из которых потом появляются листочки и цветы. Внутри них также проходят питательные вещества. Со временем ветви становятся более широкими и твердыми (одревесневают), а от них появляются новые ветви.
  4. Листва дерева – это орган, который позволяет дереву обмениваться веществами с окружающей средой. Благодаря листьям дерево поглощает из воздуха вредный для человека углекислый газ, здесь же из него под действием солнечных лучей образуются органические вещества, и через листья дерево выделяет наружу кислород, которым мы дышим.
  5. Все листья и ветви дерева образуют его крону – пышную шапку, которая дает тень и укрывает нас от дождя.

Изучив строение дерева, можно перейти к следующему этапу – узнать, каким образом оно появляется на свет. Где и как растут деревья? Ответ на этот вопрос можно изобразить в виде круговой схемы.

Как растет дерево?

Итак, разбираем весь жизненный цикл плодового дерева:

Семечка – источник жизни каждого растения, и дерева в том числе. В нем содержится маленький зародыш и начальный запас питательных веществ, который нужен зародышу для того, чтобы прорасти через семенную кожуру. Попадая в почву, зародыш начинает активно развиваться, проклевывается через оболочку, растет и пускает корешки, которыми всасывает из земли вещества, необходимые для своего роста.

Через много лет зародыш превращается в дерево, которое, достигнув определенного возраста, обретает способность воспроизводить себе подобных.

Весной на ветках дерева образуются почки, в которых развивается удивительный по красоте и запаху орган – цветок.

Обратите внимание

Цветок плодового дерева устроен таким образом, что при опылении (ветром или насекомыми) в нем образуется маленький зачаток плода.

Плод дерева – результат его жизнедеятельности. Внутри плода содержатся семена. Для того, чтобы семена разносились как можно дальше, природа сделала большинство плодов вкусными и привлекательными для животных и людей, которые, собирая плоды, способствуют распространению семечек на далекие расстояния. Не собранные плоды опадают с дерева, сгнивают, и уже после этого семена попадают в почву.

Развитие дерева можно рассмотреть с любого момента: начиная с плода, почки, семечки. Каждый этап можно считать началом жизненного цикла.

Жизненный цикл дерева значительно зависит от времени года.

дерево в разное время года

Начало его развития и бурный рост происходит весной, когда на ветках активно образуются почки, из которых впоследствии появляются листья и цветы. Недаром говорится, что весной деревья оживают после зимнего сна.

Летом деревья предстают перед нами во всей своей красе. Они постоянно взаимодействуют с окружающим миром, питаются, пополняют запасы необходимых для своей жизни веществ. Непрерывно трудятся летом листья деревьев, превращаясь в настоящую фабрику по переработке углекислого газа, и выработке из него кислорода и питательных веществ.

Осенью все процессы жизнедеятельности в дереве идут на спад: становится корче световой день, и количества солнечного света оказывается недостаточно для образования в листьях новых молекул хлорофилла, поэтому листва постепенно меняет свой цвет и опадает. Опадение листьев не только экономит силы дерева, которые понадобятся ему для того, чтобы пережить суровую зиму, но и спасает веточки деревьев от обламывания, которое может произойти под тяжестью выпавшего снега.

Зимой дерево словно замирает. Оно экономно расходует накопленные за лето запасы и с нетерпением ждет прихода первого весеннего тепла.

Но не все деревья проходят через такой цикл превращений, а только те, у которых есть листья, то есть лиственные. А вот деревья, чьи ветви покрыты иголками – хвоей (хвойные) всю зиму выглядят так же, как и летом.

Важно

Самое известно хвойное дерево – это ель. Конечно же, оно прославилось благодаря русской традицией украшать ветви ели в канун Нового года. Ель размножается при помощи шишек, которые образуются в течение лета.

Ветка ели

А вот из лиственных наиболее распространены такие деревья, как:

  • Рябина – дерево с яркими ягодами и красивой зубчатой листвой, которая особенно эффектно выглядит осенью. Есть версия, что рябиной его назвали потому, что листья ее достаточно мелкие и, когда дует ветер, дрожат, вызывая у того, кто на него смотрит, рябь в глазах.

Ветка рябины и листья рябины

  • Береза – символ России, уникальное дерево с белым цветом коры. Само ее название произошло от славянского слова, означавшего «светиться, белеть». Береза интересна еще и своими цветками, которые выглядят как сережки, и тем, что ее ветви очень длинные и тонкие, они как бы свисают вниз.

Ветка березы и листья березы

  • Тополь – частый спутник человеческого жилья. Тополя сажают возле домов потому, что они быстро растут – а значит, рано начинают очищать воздух, и хорошо поглощают лишнюю влагу. В дикой природе тополь часто встречается на заболоченных местах, за что он и получил свое название, которое в переводе со славянского означает «болотистое место, топь». Плоды тополя – это коробочки, из которых высыпаются семена, покрытые множеством шелковистых волосков – тополиным пухом. Этот пух доставляет людям множество неудобств, поэтому тополя часто обрезают, оставляя на верхушке лишь не плодоносящие ветви.

Ветка тополя и лист тополя

  • Дуб – дерево – великан, особо почитаемое нашими предками. Его плоды – желуди – использовали для приготовления напитка, заменяющего кофе, но еще большее применение у людей нашла кора и древесина дуба, которая отличается своей прочностью и красивым цветом.

Ветка дуба и лист дуба

  • Клен – обладатель красивейших листьев с острыми краями. Из его сока получают сладкий ароматный кленовый сироп.

Ветка клена и лист клена

  • Вяз – дерево, древесину, ветви и кору которого люди с давних времен использовали для изготовления мебели, орудий труда и даже оружия. Кора вяза (лыко) прочная и гибкая, ей связывали различные предметы, за что дерево и получило свое название. Из лыка плели обувь.

Ветка вяза и лист вяза

  • Каштан – дерево с необычными плодами, сердцевина которых напоминает орех. Есть мнение, что слово «каштан» имеет один и тот же корень со словом «каша», так как плоды каштана часто употреблялись в пищу.

Ветка каштана и лист каштана

  • Ива – дерево с необычными длинными ветвями и узкими листьями. Название его произошло от слова «вить», что объясняется основным применением ивовых ветвей – из них свивали корзины, плели мебель.

Для того, чтобы лучше запомнить названия деревьев, можно сыграть в простую игру: перемешать карточки с изображением листьев и самих деревьев, а затем сопоставлять их и называть.

Изображения листьев более наглядны на раскрасках, где можно рассмотреть их контур и придать окраску в зависимости от предполагаемого времени года и оттенков, характерных для конкретного дерева.

раскраска береза

раскраска дуб

Раскраска листья дуба и желудь

Раскраска дуб лист дуба желудь

Раскраска елка

Раскраска ветка ели с шишкой

раскраска клен

Раскраска лист клена

Пока ребенок работает с раскраской, можно для закрепления изученного задавать ему тематические вопросы, почитать стишки или загадать загадки. Например, такие:

И изящна, и красива, выросла у речки … (ива).

Защищают от ветра и влаги и дома, и поля … (тополя).

Русской земле не нужны даже розы, красят ее родные … (березы).

И красив, и крепок, и полезен он, щедро делится собственным соком. … (клен).

И в жару, и в метель одинаково красива … (ель).

Если ребятишек несколько, можно устроить мини-викторину по пройденному материалу, а в качестве призов использовать букеты из живых или картонных ярких листьев или плоды деревьев (к примеру, яблоки).

Источник: http://www.detkipodelki.ru/3222-listja-derevev-stroenie-dereva.html

Как выглядят листья и каких деревьев. Использование развивающий игры «Деревья, листья и плоды» для конкурсов. Подвижная игра «Осенний букет»

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники»

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель. Место работы: МБДОУ «Детский сад №3 «Улыбка», г. Калач — на – Дону.

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о деревьях и кустарниках в игровой форме.


Дидактическая игра: лото «Деревья и кустарники».

Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет дерево или кустарник, изображённый на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом деревья или кустарники, изображённые на одном игровом поле.

1. Дуб, берёза, ива, липа, каштан, клён – это лиственные деревья.

2. Черёмуха, сирень, мимоза, магнолия, шиповник, жасмин – это кустарники.

3. Лимон, слива, груша, вишня, персик, яблоня – это плодовые деревья.

4. Ель, сосна, кипарис, можжевельник, туя, кедр это хвойные растения.

Дидактическая игра «Отгадай растение»
Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.
Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке. Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза). У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту, В высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна).

Читайте также:  Пишем обеими руками - воспитание и игры

Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал. Например: Дуб – это дерево. На нём растут жёлуди. Сирень – это куст с сиреневыми цветами. Карточки для разрезания.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Например: 1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные.

2. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные.

3. Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья.

4. Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.

Дидактическая игра « Что сначала, что потом?»

Цель : умение располагать картинки в порядке развития сюжета.
Дидактический материал: Набор картинок для игры «Что сначала, что потом?», по четыре картинки в каждой серии.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям серии картинок (по четыре картинки каждому ребенку), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры : Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их. 1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.

Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.

Деревья, листья и плоды – развивающая игра для детей от 4 лет
Развивающая игра для детей «Деревья, листья и плоды» знакомит ребят с деревьями средней полосы России. Играть в нее можно как одному, так и небольшой группой.

Игра очень познавательна, хорошо использовать ее для занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском саду или дома. В начальной школе игра пригодиться при проведении краеведческих или экологических конкурсов.

Хоть лото «Деревья листья и плоды» дает неплохое представление детям о видах деревьев, но никакая развивающая игра не заменит детям живого общения с природой. Обращайте во время прогулки внимание детей на то, какие деревья вас окружают на улице, в парке, в лесу.

Собирайте и рассматривайте плоды и листья. Если вы не хотите нести их домой, то «оцифруйте», сфотографируйте и создайте свой «Атлас» или «Фото-гербарий» растений своего края.

Как играть в развивающую игру для детей «Деревья, листья и плоды»

Играем индивидуально или с двумя детьми

Знакомство с развивающей игрой лучше проводить индивидуально. Рассмотрите с ребенком карточки, поговорите о том, какие деревья он знает. Предложите малышу самому попробовать сопоставить листья, деревья, плоды и положить подходящие маленькие картинки в пустые «окошки» на больших карточках.

Можно сразу помочь расставить правильно или посмотреть, что у ребенка получиться, а затем исправлять ошибки. Не обязательно давать сразу все карточки – двух или трех будет достаточно. Когда ребенок познакомиться с игрой, задания можно давать на время.

Совет

Если вы играете с двумя детьми, то получиться целое соревнование – кто больше соберет «правильных» карточек за одну минуту. Лучше, если у каждого будет свой набор игры. Или хотя бы сделайте дублированный набор маленьких карточек.

Иначе может сложиться ситуация, когда ребенок не может правильно собрать картинку не потому, что не знает, а потому, что нужная карточка оказалась у соседа.

Играем в развивающую игру «Деревья листья и плоды» с группой детей

С группой детей в эту развивающую игру можно играть как в лото. В этом случае, игроков может быть столько, сколько у вас больших карточек плюс еще один. Каждый ребенок получает большую карточку. Для детей старше пяти лет можно давать каждому игроку по две карточки сразу. Все маленькие карточки перемешиваются и выдаются водящему.

Он вытаскивает любую наугад, показывает ее детям и спрашивает «Чье?» тот, кому подходит карточка, забирает ее себе и помещает рядом со своим деревом. Если никто не признается, карточка откладывается в сторону. Тот из игроков, кто первым закрыл все «окошки» — победил и может стать следующим водящим. Другой вариант – играют «до последнего».

В этом случае водящим становится тот, кто закрыл свои поля последним.

Использование развивающий игры «Деревья, листья и плоды» для конкурсов

Развивающая игра «Деревья, листья и плоды» может стать замечательным конкурсом на мероприятии, посвященном лесу, деревьям, родной природе, как в старших группах детского сада, так и в начальной школе.

Для проведения такого конкурса надо запастись двумя (или больше – по числу команд) наборами игры. Каждой команде предлагают собрать как можно больше карточек за определенное время (одна-две минуты). Результат проверяется.

Считаются только полностью и правильно собранные карточки.

Как сделать развивающую игру для детей «Деревья, листья и плоды»

Для того, чтобы играть, вам нужно подготовить игровые карточки. Каждой породе дерева соответствуют одна большая (дерево летом) и три маленьких картинки (дерево зимой, листья и плоды этого дерева).

Распечатайте картинки и наклейте их на ватманскую бумагу или картон. Размер большой картинки будет 19Х15, а маленьких 5Х5 см. Можно наклеить на одинаковый картон, а можно сделать и подсказку – картинки каждого дерева наклеить на основу своего цвета.

Для большей прочности карточки можно «заламинировать» – заклеить скотчем.

Для того, чтобы избежать искажений размером при печати мы советуем вам поступить таким образом. Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее. Скопируйте большую картинку и перенесите ее в приложение Microsoft Word.

Важно

Выставите размер изображения высота 19 см, ширина при этом будет почти 15 см. Затем скопируйте три маленьких картинки (они будут копироваться все три вместе) и поместите их на ту же страницу.

Размер изображения картинок задайте высотой 5 см, шириной 15 см. Вырезайте картинки по черной линии.

Теплякова Ольга

Мы с детьми решили приготовить самостоятельно атрибуты к играм по осенней тематике. Для этого дети раскрасили шаблоны листьев трёх разных деревьев:клёна,берёзы и дуба. Каждый выбирал сам себе листок,какой бы он хотел раскрасить. После этого мы стали разучивать игры,где непосредственно использовали раскрашенные листочки.

Подвижная игра «Листопад»

Задачи : совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения,развивать память, внимание. закреплять знания о приметах осени.

Ход игры : дети держат в руке свой листочек и встают в круг. По ходу чтения стихотворения машут листьями и в конце кидают их вверх,имитируя листопад.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелел

И по ветру полетели.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Подвижная игра «Осенний букет»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев,развивать наблюдательность,внимание.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается,каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет,проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг и игра начинается заново

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,закреплять знания о форме,цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры: дети стоят по кругу,в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз,два,три — лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару — листочек такого же цвета.» (Другие задания:составь пару-листья с одного дерева, или листья,отличающиеся

размером:большой и маленький,или листья одного размера с одного дерева.)

Примечание :для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми,что раскрашивали дети.

Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям,развивать внимание,наблюдательность, память,воображение.

Атрибуты : нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Примечание :игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

[Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев,учить образовывать прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

Задачи: развивать умение выполнять словесную инструкцию,действовать по сигналу взрослого,закреплять знания о форме листьев разных деревьев.

Атрибуты :осенние листья трёх видов деревьев. Количество листьев каждого дерева равно количеству играющих.

Ход игры :в центре круга- листья. Дети водят хоровод со словами: «Раз,два,три,листок скорей бери!» Взрослый называет дерево, и дети берут листья только этого дерева, поднимают их вверх

Источник: https://eto-zhizn.ru/what-leaves-and-what-trees-look-like-use-the-developing-game-trees-leaves-and-fruits-for-competitions.html

Конспект занятия познавательной деятельности «Лиственные и хвойные деревья»

Тема: «Лиственные и хвойные деревья»
Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях.

Задачи:
— создавать условия для развития способности дифференцировать хвойные и лиственные породы деревьев по внешнему виду, определять названия деревьев по листьям, коре и плодам; — расширять представления детей о строении деревьев (ствол, ветки, корень); — способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности; — обогащать словарный запас детей;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к занятию:
— еловые, сосновые, березовые и рябиновые ветки; — сухие листья различных пород деревьев; — хвоя ели и сосны;

— иллюстрации деревьев.

Предварительная работа
— рассматривание лиственных и хвойных деревьев во время прогулок; — экскурсия в сквер;

— сбор осенних листьев.

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит музыка. Дети собираются вокруг воспитателя.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише, тише, Деревцо все ниже, ниже.

(Дети присаживаются на ковер)

Воспитатель при помощи загадки предлагает детям угадать, что у нее находится за ширмой.

«Его зимой и летом,
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки,
Упали все рубашки». (Дерево)

Воспитатель показывает детям вазу с веточками лиственных и хвойных деревьев, удивляется, что не все веточки с листьями. Предлагает детям разделить ветки на две группы: с листочками поставить в одну вазу, а без листочков в другую.

Обратите внимание

Во время работы детям задаются наводящие вопросы.
— Почему на этих веточках нет листочков? (опали)
— Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (листопад)
— В какое время года мы наблюдаем это явление? (осенью)
— Веточки каких деревьев (без листочков) стоят в этой вазе? (березы и рябины)

Воспитатель просит детей показать веточку березы, затем рябины и объяснить по каким признакам они это определили. (По коре и ягодам)

Читайте также:  Ребенок левша - воспитание и игры

Игра «С какой ветки детки?»
Воспитатель демонстрирует сухие листья деревьев, которые собрали дети на экскурсии в сквере.

— Лист с березы какой? (Березовый)
— Лист рябины какой? (Рябиной)
— Лист дуба какой? (Дубовый)
— Осины, клена и т.д.

— Все эти листочки мы собрали в сквере на земле, они опали с деревьев. Деревья, с которых осенью опадают листочки, называют лиственными.

Но некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже загадку придумали, попробуйте отгадать.

Зимой и летом одним цветом! (Ель, сосна)
— Как Вы думаете, зеленые веточки каких деревьев стоят в этой вазе? (Ели и сосны)

Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и рассмотреть, потрогать, понюхать и рассказать об иголочке, какая она? (Зеленая, острая, твердая и т.д.). Затем также рассматриваем и описываем «иголочку» сосны.

Воспитатель рассказывает детям о том, что «иголочки» ели и сосны — это их листочки, называются они «хвоя», а деревья с хвоей называются хвойными.

Дидактическая игра «Найди названное дерево»
Воспитатель на магнитной доске показывает иллюстрации хвойных и лиственных деревьев. Дети называют дерево и определяют, какое оно
(лиственное или хвойное)

— Деревья все разные, но они состоят из одинаковых частей.
— Что есть у всех деревьев? (корень, ствол, ветки, листья)
— А чем же отличаются лиственные деревья от хвойных? (листьями)
— Давайте попробуем изобразить деревья: встанем, поднимем руки вверх, в стороны.
— На что похожи наши руки? (на ветки)
— На что похожи наши пальчики? (на листочки).

Подул ветер – ветки закачались, листочки зашевелились.
— Покажите ствол? (туловище)
— А где же корни? (под землей)
— Для чего деревьям нужны корни? (для питания)
— А можно ли сказать, что деревья живые? Да, потому что деревья растут, питаются, дышат, размножаются — значит, они живые. Их нужно беречь.

И если бы деревья и цветы умели разговаривать, они бы сказали нам так:

«Нам по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор пинать не станет,
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».

Физ. минутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивание — руки в стороны) Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивание, руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы,

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо — влево, взад — вперед —

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо — влево, вперед — назад)

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся)

— А зачем нужны деревья, какую пользу они приносят людям? (Очищают воздух, с них собирают урожай плодов, они радуют глаз, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, делают бумагу и т. д.)

Игра «Найди в групповой комнате предметы сделанные из дерева»

— Давайте вспомним, какие деревья растут на нашем участке? (Сосна, ель, рябина, береза)

Предложить детям выбрать по предпочтениям средства выразительности (краски, карандаши, восковые мелки) и нарисовать любое дерево по выбору детей. (Рисование можно перенести на вторую половину дня)

Список литературы
1. Сигимова М. Н. «Мир глазами ребенка». 2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».

3. Леонтьева А. А. «Здравствуй, мир!».

Фотоприложение «Экскурсия в сквер»

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-poznavatelnoj-deyatelnosti-listvennye-i-xvojnye-derevya.html

Дидактическая игра » Волшебное дерево»

Цель: развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей  старшего дошкольного возраста.

Дидактические задачи:

Образовательные:

  • Учить определять количество звуков и слогов всловах;
  • Расширить и активизировать словарь по лексической теме «Деревья»;
  • Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Совершенствовать навыки порядкового и количественного счёта;
  • Расширить кругозор детей.

Развивающие:

  • Развивать связную речь и диалогическую форму речи;
  • Активизировать мыслительные процессы;
  • Развивать логическое мышление и сообразительность;
  • Развивать зрительное восприятие и внимание;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • Воспитывать чувство товарищества.

Активизация словаря: дерево, корень, ствол, ветки, клён, дуб, каштан, ива, берёза, рябина, осина, липа, гнездо, ворона, один, два, три, четыре, пять, шесть, предлоги (под, над, в, возле, на, из), животные.

Дидактический материал: плоскостной макет дерева, ветки которого пронумерованы (1,2,3,4,5,6); плоскостные макеты листьев различных деревьев (клён, дуб, каштан, ива, берёза, рябина, осина, липа…), гнездо с вороной, животные.

Руководство игрой:

I вариант:

Есть у  дерева и ствол,

Ветки, листья, крона.

В кроне спрятано гнездо.

Там сидит ворона.

Педагог выясняет у детей, названия частей дерева. Затем  помещает в крону дерева плоскостное изображение гнезда и вороны, предлагает детям прокомментировать действия птицы. Он сажает ворону в гнездо, достаёт её из него, сажает на ветку, под дерево и т.п.

Дети: (составляют предложения с предлогами).

— Ворона сидит в гнезде.

— Ворона вылетела из гнезда.

— Ворона сидит под дубом. И т.п.

Затем дети по словесному заданию воспитателя самостоятельно располагают  ворону и гнездо на макете дерева (справа, слева, внизу, вверху…).

Имея несколько плоскостных изображений диких животных, можно организовать игру «Кто за деревом?».

II вариант:

Важно

Педагог показывает лист  какого – либо дерева, просит назвать это дерево. После этого им предлагается определить на слух количество звуков в названии дерева. Если ребенок справляется с заданием, он прикрепляет лист на ветку  с цифрой, соответствующей количеству звуков в названии дерева. Например, «дуб» — 3, «липа» — 4, «клён» — 4 и т.д.

По такому же принципу проводится игра на определение количества слогов в названиях листьев деревьев.

, воспитатель I квалификационной категории г. Гаджиево             

Источник: http://pochemu4ka.ru/index/86-1655-5-5

Лист дерева. Строение, функции и виды листьев. :

В ботанике листья являются неотъемлемой частью стволовой системы растения. Лист дерева состоит из листовой пластинки (уплощенная часть листа), черешка (стебель) и прилистников (придатки у основания листа).

Листья на деревьях бывают различных форм и размеров.

Все крона дерева должна занимать достаточно большую площадь поверхности дерева, это важно для поглощения света хлорофиллом в процессе фотосинтеза и углекислого газа (СО2) для производства органических молекул.

Такие разные листья

Как правило, лист дерева состоит из широкой лопасти (пластинки), прикрепленной к стеблю. Листья бывают разные по размеру, форме и некоторым другим характеристикам, включая тип жилкования (расположение вен).

Разные типы жилкования характерны для разных видов растений, например, двудольные имеют сетчатое жилкование, у однодольных растений жилкование листьев параллельное. Листья также могут быть простые и составные.

Строение и функции листа

Листья деревьев выполняют ряд важнейших функций, а также содержат воду, которая необходима для преобразования энергии света в глюкозу в процессе фотосинтеза. Листья имеют две структуры, которые сводят к минимуму потери воды — кутикулу и устьица. Кутикула является восковым налетом на верхней и нижней части листьев, которая предохраняет воду от испарения в атмосферу.

Основная функция листа – это производства продуктов питания для растения путем фотосинтеза. Хлорофилл, вещество, которое придает растениям их характерный зеленый цвет, поглощает световую энергию. Внутреннее строение листа находится под защитой эпидермиса.

Центральный лист, или мезофилл, состоит из мягкой стенки, его клетки известны как паренхимы. На одну пятую часть мезофилл состоит из хлорофилла, содержащего хлоропласты.

Они поглощают солнечный свет, чтобы выделять затем кислород, и, в сочетании с определенными ферментами, добывают из воды водород.

Кислород, освобожденный из зеленых листьев, используется для дыхания растений и животных. Водород, полученный из воды, в сочетании с углекислым газом участвует в ферментативных процессах фотосинтеза в виде сахаров, которые являются основой растительного и животного мира. Кислород попадает в атмосферу через специальные поры на поверхности листьев.

Хотя кутикула выполняет важную функцию защиты от чрезмерной потери влаги, листья не могут быть непроницаемыми, потому что они должны также позволить впитываться углекислому газу. После того как CO2 проникает в лист через устьица, он перемещается в клетки мезофилла, где и происходит фотосинтез с последующим производством глюкозы.

От чего зависит цвет листьев?

За цвет отвечают хлорофиллы, зеленые пигменты, которые обычно присутствуют в гораздо большем количестве, чем другие. Осенью производство хлорофилла замедляется, так как дни становятся короче и прохладнее.

Постепенно хлорофилл разрушается и исчезает, и начинают проявляться цвета других пигментов. Они включают каротин (желтый), ксантофилл (бледно-желтый), антоцианин (красный, сине-фиолетовый) и бетацианин (красный).

Танины придают например, дубовым листьям их темно-коричневый оттенок.

Жизнь листа

Лист дерева является в основном короткоживущей структурой. Даже когда они сохраняются в течение двух или трех лет, например, хвойные и широколиственные вечнозеленые растения, то после первого года приносят всему дереву не такую большую пользу, как в начале.

Опадать начинают листья у основания черешка листа.

Обычно это происходит осенью, хотя на этот естественный биологический процесс могут оказывать влияние и другие факторы, например, опадение может быть обусловлено повреждениями, связанными с насекомыми, болезнями или засухой.

Ближе к осени лист дерева претерпевает некоторые возрастные изменения, так как дни становятся все короче, а солнечного света все меньше. В результате зона черешка начинает смягчаться до тех пор, пока листик не отпадет. На стебле образуется целительный слой, который затягивает рану, оставляя своеобразный шрам.

Составные части листа

Основной лист покрытосеменных растений состоит из основания листьев, прилистников, черешка, и лезвия (пластины). Основание листьев слегка расширено в том месте, где лист прикрепляется к стеблю.

Парные прилистники, при их наличии, находятся на каждой стороне листа основания и напоминают чешуйки, колючки, или структуры, напоминающие сам лист. Черешок представляет собой стебель, который соединяет лезвие с основанием листьев.

Лезвие является основной фотосинтетической поверхностью растения.

Виды и формы листьев

Форма листьев деревьев может быть различной. В природе могут встречаться простые и сложные листья. Когда только одно лезвие соединено с черешком, то лист называется простым, он также, в свою очередь, может быть рассечен по краям самыми разными способами.

Такие листья могут быть целые и ровные, а также они могут иметь зубчатые или пильчатые поля. Также края могут быть закругленные или фестончатые. Большое разнообразие встречаются на вершине и в основании листа.

Совет

Есть листья, у которых нет черешка и они прикрепляются непосредственно к стеблю, а некоторые листья могут не иметь прилистников.

По типу расположения виды листьев деревьев можно выделить следующие: очередные, парные (напротив) и мутовчатые. При очередном расположении листья равномерно распределяются по стеблю, попеременно образуя восходящую спираль. В парном расположении листья растения находятся друг напротив друга. Растение имеет мутовчатый тип расположения, когда три или более листьев исходят из одного узла.

Иголки – это тоже листья

Форма листьев является основным инструментом для идентификации видов растений. Хвойные виды растений, такие как ель, пихта, и сосна, произрастающие в холодных условиях, имеют листья в виде иголок. Игловидные листья помогают в снижении потерь воды.

В жарком климате такие растения, как кактусы, имеют суккулентные листья, которые также помогают экономить воду.

Многие водные растения имеют листья с широкой пластинкой, плавающей на поверхности воды, при этом густая воскообразная кутикула на поверхности листьев отталкивает воду.

Касательно распределения растений на Земле климат является определяющим фактором, именно поэтому зоны растительности почти всегда соответствуют климатическим зонам.

От особенностей климата и окружающей среды в полной мере зависит многообразие видов и форм растительности.

Листья, которые в первую очередь являются фотосинтетические органами, также приспосабливаются к климатическим условиям наиболее оптимальным способом.

Источник: https://www.syl.ru/article/205504/new_list-dereva-stroenie-funktsii-i-vidyi-listev

Ссылка на основную публикацию