Веселая математика для детей — воспитание и игры

Весёлая математика для дошкольников: обучение в игровой форме

Весёлая математика для дошкольников — замечательный способ научить ребёнка считать и выработать у него особое математическое и логическое мышление, которое поможет не только на уроках, но и в жизни. Такие занятия отличаются от классических способом подачи — обучение не напрягает ребёнка, а увлекает. Кроме обычных задач на счёт, они содержат логические загадки и вопросы на смекалку.

Виды заданий

Для детей любого возраста рекомендуется выполнение 5—7 заданий разных типов. Это поможет комплексно развить мышление. Задачи бывают следующими:

  • Логические — учат анализировать условия задачи, рассуждать и делать выводы.
  • Арифметические ребусы — прививают ключевые навыки математики: анализ, синтез, сравнение и прочие.
  • Продолжение последовательностей помогает развить внимательность и счёт.
  • Нахождение лишних предметов учит выявлять основные признаки, развивает аналитическое мышление.

Задания, которые развивают логику, обычно не входят в школьную программу. Тем важнее включить их в дошкольную подготовку: во взрослой жизни логическое мышление пригодится в решении сложных житейских вопросов. Польза очевидна, ведь благодаря весёлой математике происходят:

  • тренировка ума и внимательности;
  • развитие разных видов мышления (пространственное, аналитическое, т.д.);
  • навыки анализа информации;
  • способность принять аргументированное решение;
  • расширение кругозора;
  • повышение скорости мышления, сообразительности, находчивости;
  • умение рассуждать.

Важно помнить, что главное — заинтересовать ребёнка обучением, иначе придётся заставлять его заниматься, а это не приводит ни к чему хорошему: у взрослых появляется желание отругать непослушного ученика, а у ребёнка — стойкое нежелание учиться. Чтобы этого не случилось, выбирайте яркие, красочные задания, которые могут показать дошколёнку, что учёба — это интересно, полезно и несложно.

Логические задачи

Задания по математике для дошкольников 5—6 лет должны быть простыми. Особенно в самом начале занятий, когда ребёнок открывает для себя новую область жизни. Лучше всего, чтобы они были в игровой форме, а после каждого успешно выполненного задания малыша следует похвалить.

Детям 6—7 лет можно давать более сложные вопросы, главное — понимать, что деление на возраст довольно условное.

Для развития логики можно использовать любые загадки. Они учат малышей думать нестандартно. Можно брать как готовые, так и придумывать самому. Вот примеры загадок и вопросов с подвохом:

  • В клетке сидят три зайчика. Три девочки взяли по одному зайчику, но в клетке всё равно остался один. Почему? (Одна девочка взяла зайчика вместе с клеткой).
  • В саду растёт дуб. У него 10 больших веток, на каждой ветке по 15 маленьких веточек, на каждой маленькой веточке — по два яблока. Сколько яблок растёт на дубе? (На дубе не растут яблоки).
  • Какой рукой размешивают чай? (Нельзя размешивать руками, нужно взять ложечку).
  • Отчего плавают гуси? (От берега).
  • За чем в стакане вода? (За стеклом, из которого он сделан. В этом вопросе подвох в том, что при произношении «за чем» звучит слитно и сбивает ребёнка).
  • У неба одна, у земли нет совсем, а у бабушки — две. Что это? (Буква «б»).

Сложность в том, что рифмуется совсем другое, и малыш должен вовремя понять это, чтобы не ошибиться с ответом. Это учит его контролировать разум и не выдавать автоматически быстрый и подходящий, на первый взгляд, но не правильный ответ.

  • Подобрать себе я смог пару варежек для … (рук).
  • Хоккеистов слышен плач, пропустил вратарь их … (шайбу).
  • Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно … (четыре).

Кроме таких рифмованных вопросов, можно использовать простое упражнение: нужно взять разноцветные карандаши и написать ими названия цветов. Обязательно нужно писать название цвета карандашом другого цвета.

Например, написать синим «красный», зелёным «фиолетовый» и так далее. Потом ребёнок должен прочитать то, что написано, или назвать цвета, которыми это написано.

Сначала нужно делать это медленно, потому что несоответствие цвета и названия сбивает с толку.

Обратите внимание

Если у ребёнка не получается найти верное решение, то нужно объяснить ему правильный ответ, а потом, для закрепления, дать задачи с похожей логикой.

Одними из популярнейших задачек на логику остаются головоломки со спичками.

Конечно, для детей лучше взять счётные палочки или карандаши одинакового размера, особенно если заниматься они будут без постоянного надзора. Эти задачи улучшают логику, заставляют мыслить шире.

Они бывают самыми разными: можно выкладывать равенства, в которых нужно поменять положение спичек так, чтобы они стали верными, или геометрические фигуры.

Арифметические ребусы

Занимательная математика для дошкольников 6-7 лет обязательно должна включать в себя решение числовых ребусов! Они развивают знания об арифметике и учат легко справляться со счётом.

Ребусы — это шифровки из чисел или картинок. В примерах могут быть пропущены математические знаки или цифры, иногда все цифры заменены картинками или символами.

Чтобы решить их, нужно выполнить простые действия: сложение, вычитание, умножение или деление.

Например, в этих уравнениях нужно подобрать правильные знаки, чтобы получилось равенство:

2 _ 3 _ 5 = 0

9 _ 8 _ 7 _ 6_ 5 = 0

7 _ 8 _ 3 _ 6 _4 = 10

Чтобы упростить задание, можно вместо пробелов использовать фигурки, которые для одинаковых знаков будут одинаковые. Детям помладше может быть слишком сложно подставить знаки без подсказок.

В других задачах нужно сопоставить картинки цифрам и решить неравенство. Они учат абстрактно мыслить и сопоставлять данные.

Такие задачи легко составлять самостоятельно, если под рукой нет сборника или доступа в интернет. Упражнения помогут скоротать время с пользой. Есть несколько простых правил:

  1. Одинаковые цифры обозначаются в рамках одной задачи одинаковыми картинками, разные — разными.
  2. Двузначные числа можно изображать двумя фигурами, однозначные — одной. Это упростит понимание.
  3. Можно заменить все цифры в примере символами, а ребёнок должен будет расшифровать их.

Все эти задачки решаются методом подбора. Важно обратить внимание, что правильных вариантов ответа может быть несколько! Например, ребус * + * + * = 9 может быть решён как 3+3+3=9, 4+4+1=9, и т.д. Если же вместо звёздочек будут другие символы, которые подразумевают разные цифры, то вариант чаще всего один. Например, при н+н+н=9 н=3, а при н+н+ц=9 н=4, а ц=1.

Закономерности и числовые последовательности

Закономерность — это правило, по которому в ряду элементов происходит чередование, изменение свойств или самих элементов. Закономерности бывают:

  1. Циклические, когда элементы чередуются по определённым правилам.
  2. Возрастающие.
  3. Убывающие.

Ребёнку знать их названия совсем необязательно. Гораздо важнее объяснить, что в одной задаче может быть несколько правил чередования. Например, простые последовательности могут выглядеть так:

  • 1 3 5 7 9 11 13 … (15 17 19 и т.д., нужно прибавлять 2 к каждому числу).
  • 20 18 16 14 12 … (тут нужно отнимать 2).

А если усложнить, то получится, например, следующее:

1 2 2 4 3 6 4 8 5 …

Для решения такой задачи нужно смотреть на цифры через одну, получится два ряда:

  • 1_2_3_4_5_, в котором последовательность возрастает путём прибавления 1 к предыдущему числу.
  • 2_4_6_8_, в котором прибавлять нужно 2.

Таким образом, продолжат этот ряд цифры 10 и 6. Бывают и более сложные правила, например, ряд 1 2 3 5 8 13. В нём каждое следующее число = сумме предыдущих двух.

Для детей 5—6 лет в таких задачах лучше использовать не цифры, а фигуры, цвета или формы. У них не так хорошо развито абстрактное мышление и решить задачу будет проще, если видеть что-то конкретное.

Важно

Замечательно для наглядности использовать прикладной материал, например, бусины или счётные палочки. Их можно чередовать по цветам, по размеру или по форме.

Чтобы заинтересовать ребёнка ещё сильнее, бусины можно нанизывать на нитку, собирая «последовательные бусы».

Нахождение лишнего

Отличное задание для развития навыка обобщения и анализа — нахождение в ряду схожих предметов лишний. Чтобы выполнить такие задания, нужно найти один общий признак для всех предметов, кроме одного — он-то и окажется лишним. Задачи могут быть со словами, фигурами, цифрами или любыми предметами. Например, следующие:

  • Стол, стул, шкаф, чайник — лишний чайник, потому что он не мебель.
  • Корова, свинья, бегемот, лошадь — бегемот, не домашнее животное.
  • 2, 4, 1, 6, 8 — лишняя цифра 1, потому что она нечётная.
  • Самолёт, пчела, вертолёт, жук, гусеница — лишняя гусеница, потому что не умеет летать.

Бывает, что в задаче есть несколько правильных ответов. В таком случае малыш должен найти хотя бы один из них и аргументировать свой выбор, а на второй указать могут взрослые. Это поможет научить его выделять несколько общих черт у предметов:

  • Свет, картофель, телефон и бабочка — свет нельзя потрогать, а бабочка — единственная одушевлённая в ряду, лишним можно назвать и то, и другое.
  • Слон, ворона, пчела, самолёт — лишний слон, так как не умеет летать, или самолёт, потому что он не живой.

Нужно помнить, что дети-дошкольники очень неусидчивы, поэтому сильно давить на них во время обучения не нужно. Лучше чередовать обучение с подвижными играми и стараться заинтересовать яркими картинками и наглядными примерами. Подходить к процессу лучше творчески.

Все задания нужно через какое-то время повторять, потому что детская память не такая устойчивая, и часть пройденного материала она может не сохранить.

Кстати, интересная и эмоционально окрашенная подача помогает запоминанию, потому что связывается не только с абстрактными числами или фигурами, а ещё и с эмоциями и образами.

Так что весёлая математика для дошкольников более полезна, чем нудные зубрежки.

Оцените, пожалуйста, статью(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://friendly-life.ru/vesyolaya-matematika-dlya-doshkolnikov/

Математические игры для детей от 4 до 6 лет

Математические игры созданы для детей от 4 до 6 лет с целью подготовки дошкольника к первым математическим познаниям и умению считать. Здесь вас ждут интересные красочные игры, в которых ребенку нужно будет найти и посчитать указанное количество предметов или живых существ. Детям этого возраста очень нравится считать, особенно в игровой форме.

Также вам будут интересны и другие разделы с математикой:

Математика для детей 4, 5, 6, 7 лет — Веселые задания для распечатки.

Здесь вы можете найти массу полезных материалов на тему «Математика для детей для детей 4, 5, 6, 7 лет», которые можно распечатать на принтере и заниматься с детьми, как в домашних условиях, так и в дошкольных и школьных учреждениях. Учиться математике в игровой форме — очень интересное занятие даже для тех детей, которые не проявляют особой любви к учебе.

Развивающие игры «Математика для малышей». Разработаны детским порталом Чудо-Юдо специально для самых маленьких детей (от 2-х лет), которые только начинают учиться считать до 10. Такие игры способствуют более быстрому запоминанию цифр, а также позволяют ребенку понять сложную для его возраста технологию счета.

Математически примеры онлайн — это прекрасная возможность для младших школьников поупражняться в своих знаниях математики. Ведь в этих заданиях нужно уметь быстро решать примеры, ведь на прохождение каждого задания выделяется определенное время. Когда время заканчивается, то вам засчитываются очки только за те примеры, на которые ребенок успел дать ответ.

Математические игры онлайн — это самый лучший способ привить ребенку любовь к математике. Ведь в игровой форме любые знания дети получают более легко, свободно и с интересом.

Игра «Найди самое маленькое число» составлена для детей от 4 лет. Здесь ребенок должен выбрать самое маленькое число из пяти. Кружок с самым маленьким числом нужно перетащить на квадрат со знаком вопроса.

Если ответ правильный — появится зеленая галочка, а если нет — то красный крестик.

Читайте также:  Головная боль у кормящей мамы - воспитание и игры

Математическая игра «Найди самое большое число» составлена для детей от 4 лет и старше. В этой игре ребенок должен выбрать самое большое число из пяти. Кружок с самым большим числом нужно перетащить на квадрат со знаком вопроса. Если ответ правильный — появится зеленая галочка, а если нет — то красный крестик.

Развивающая онлайн игра по математике «Сложи в корзинку» составлены для детей от 4 лет. Игра основана на умении ребенка различать вкусовые и тактильные свойства предметов. Например, соленое, горькое, сладкое, кислое, мягкое, твердое. В игре 10 заданий.

В 1 задании нужно сложить в корзинку грибочки. Во 2 задании — ягоды. В 3 задании — овощи. В 4 задании — кислые продукты. В 5 задании — горькие продукы. В 6 задании — соленые продукты. В 7 задании — сладкие продукты. В 8 задании — мягкие игрушки. В 9 задании — мягкие предметы.

В 10 задании — твердые предметы.

Новогодняя игра для малышей «Примеры до 10» — это прекрасная возможность усадить маленького непоседу решать примеры. Ведь здесь ему предстоит под веселую новогоднюю музыку «Jingle Bells» выбирать на звездном новогоднем небе только те звездочки, цифры на которых являются решением представленных примеров.

Совет

Математическая игра «Найди цифры» — это одна из любимых игр всех детей. Здесь ты должен найти все буквы, спрятанные в комнате. Для этого тебе дается лупа, которая увеличит любой уголок комнаты, на который ты ее направишь. Но не забывай, 2 раза на одну и ту же цифру нажимать нельзя — ты будешь терять все очки!

Игра по математике «Изучаем цифры от 1 до 10» предназначена для детей от 2 до 5 лет. Посадите рядом с собой ребенка и попросите его решить эти задания. Игра сложнее тем, что цифры в кружках расположены хаотично, а не по порядку.

Развивающая онлайн игра математическая «Изучаем цифры от 1 до 10» предназначена для детей от 2 до 5 лет. Здесь ребенок будет считать овощи. Посадите рядом с собой ребенка и попросите его решить эти задания.

Математическая игра онлайн «Изучаем цифры от 1 до 10», которая здесь выложена, потребует у ребенка умения считать до 10. Здесь он должен считать количество фруктов. Игра предназначена для детей от 2 до 5 лет.

Здесь представлена математическая игра для 4-6 лет «Найди числа» — это занятие по тренировке и развитию памяти. Ребенку одновременно показываются четыре разных числа на фоне квадратов разного цвета. За определенное количество времени он должен их запомнить.

Источник: https://chudo-udo.info/ot-4-do-6-let/matematicheskie-igry

Математические игры и другие игры для дошкольников | Ideas for parents Блог Ксении Несютиной

Рада приветствовать вас на математических страничках моего блога!

Я создала этот раздел для родителей, вернее для необычных родителей, которые хотят:

  • играть с ребенком в развивающие игры, а не выступать в роли строгого учителя;
  • читать сказки и энциклопедии, а не включать малышу мультики;
  • учиться вместе новому, а не ругать современное образование.

Если вышесказанное про вас, то давайте знакомиться. Меня зовут Несютина Ксения.
В-первую очередь, я мама, поэтому мне интересно все, что связано с детьми, особенно с их обучением и развитием.

Во-вторых, я программист и математика для меня − неотъемлемая часть профессии.

В-третьих, будучи блогером со стажем, я с удовольствием делюсь с другими наблюдениями и выводами, почерпнутыми из собственного жизненного опыта.

Я люблю математику, почти так же как шоколад =)) Это началось с детства: может с 3-4 лет. Наверное, когда я еще и самого слова “математика” не знала. Мы жили в селе и добираться до детского сада приходилось больше часа, в переполненном автобусе.

Обратите внимание

Моя мама нашла замечательный способ сократить это расстояние: мне казалось, что мы доезжаем за 5-10 минут. А все благодаря небольшой коричневой книжечке с математическими задачками. Я очень хорошо помнила ее обложку и задачки.

А вот название забыла, а может и не знал никогда — ведь я тогда не умела читать.

Недавно все же я нашла ее в одной интернет библиотеки и теперь могу сказать “Игровые занимательные задачи для дошкольников”.

Тогда моими любимыми задачами были “магические квадраты”, но не с числами, а с фигурками человечков, котиков, шариков. Надо было догадаться, какой котик должен быть в нижней правой клетке, так чтобы форма его головы, туловища, усов, ушек и хвоста не повторялась.

До сих пор помню, как я напряженно думала одну минуты, две минуты, три… пять, а потом быстро выпаливала ответ, чтобы не забыть! И самым незабываемым был не тот момент, когда мама улыбалась и одобрительно кивала головой, а тот, когда получалось ухватить правильную логическую цепочку «за хвост»!

Потом была школа. Помню, как у старшего брата я брала какие-то задачники и пыталась решать квадратные уравнения и неравенства (учась в начальных классах). Я не знала алгоритмов или формул, мне хотелось опять почувствовать “момент напряжения извилин”.

Однажды я сама прочитала об отрицательных числах и квадратных уравнениях в математическом справочнике. Это была чистой воды магия: я никак не могла понять, как извлекать квадратный корень.

Поэтому пыталась нарисовать квадратную табличку, так чтобы строк было столько же сколько столбцов. Затем я начинала ее заполнять точками и считать сколько получается.

Ох, таблицу квадратов до 25 я вывела почти сама, изрисовав не одну тетрадку

Суммируя свой собственный подход к многотрудному делу развития и воспитания детей, я пришла вот к таким выводам:

  • Математика не просто сухие цифры и строгие формулы, это ключ к логическому мышлению, сообразительности и острому уму.
  • Математика не какая-то далекая от нас наука. Она порой гораздо ближе, чем география, биология или даже родной язык;
  • Математика для дошколят должна быть осязаемой, они приемлют только игры и наглядные задания;
  • Оказывается с дошкольниками можно изучать даже те разделы математики, которые “проходят” в школе . Парадоксально, но это факт!
  • Родители тоже обязаны полюбить математику. Поверьте, если у вас есть счеты с этим предметом со школьных времен, оставьте их в прошлом. Скорее всего, это лишь претензии к учителям или системе образования.

Рада знакомству и вперед к веселым играм!

Источник: http://ideas4parents.ru/mamina_shkola/matematika.html

Идеи математических игр для детей от 2 до 6 лет

В школе математика – один из самых трудных предметов. Если не понимать математических основ, не научиться логически мыслить, то есть очень большие шансы не справиться с школьным курсом. Поэтому педагоги советуют родителям заниматься математическим развитием ребенка уже в дошкольном возрасте.

Кроме того, математика – это не только сухие цифры и сложные задачи; математические игры и задания развивают творческие способности, формируют познавательный интерес к миру, логическое мышление. Это мощный стимул для интеллектуального развития ребенка.

Одной из ошибок при занятиях с ребенка со стороны родителей является то, что они ограничиваются обучением цифрам и навыкам счета. Главный упор стоит сделать на развитие логического мышления, которое выручит вашего ребенка на уроках математики, особенно, когда ваш запас знаний уже исчерпает себя и ему придется полагаться только на собственные силы.

Важно

Из чего состоит логическое мышление? Логические приемы мышления – это анализ, обобщение, синтез, классификация, аналогия, систематизация. Игры с ребенком должны основываться на этих приемах.

Например, игру с матрешкой или пирамидкой можно построить с использованием приема сериации: выстроить колечки или матрешок по росту. Анализу будет учить задание найти все желтые предметы в комнате и т.д.

Начинать следует с простых заданий, постепенно, с учетом возраста, их усложнять.

Советы, как сделать математические игры интересными для ребенка:

  • обязательно учитывайте возраст, на который рассчитано задание. Не хочет – не настаивайте, поменяйте тактику, предложите другой вид игры;
  • особенно с малышами используйте предметы из жизни. Например, возьмите овощи и фрукты для сравнения, на улице соберите палочки разной длины и разложите их по длине, от самой длинной до самой короткой;
  • не акцентируйте внимание на неудачах и не делайте все за него. Ребенок сам должен прийти к логическому выводу. Если что-то не получается, мягко сверните игру и продолжите в нее поиграть спустя какое-то время;
  • не ограничивайтесь словом “Молодец”, хвалите ребенка за его попытки и усердие, за его действия. Но не перестарайтесь, все должно быть в меру, чтобы он хотел играть не ради похвалы, а ради познавательного интереса.

Существует огромное количество видов математических игр, поэтому даже ребенку, который не проявляет интереса к цифрам и счету, можно найти такое занятие, которое ему обязательно понравится. Предлагаем вам подборку интересных идей на развитие математического мышления, которая разнообразит ваши игры с ребенком.

Источник: https://ihappymama.ru/idei-dlya-matematicheskih-igr-dlya-detej-ot-2-do-6-let/

Математика для детей 5-6 лет

Александра, мама восьмилетнего Андрея: «Мы с сыночком учились складывать и вычитать в 5 лет. Причем делали это сразу в уме, без использования палочек и загибания пальчиков. Идем куда-нибудь, считаем предметы, а затем прибавляем к ним 1.

К примеру, возле магазина припарковано три машины и вот к нему подъезжает еще одна. Сын складывает в уме и выдает ответ. Позже стали добавлять по 2, по 3 и так по нарастающей. Затем поменяли порядок расчетов. Начали прибавлять к меньшему числу большее.

Это, конечно, давалось сложнее, но со временем привыкли. Пешком мы ходим много. Как минимум – ежедневная «прогулка» до сада и обратно. Сейчас уже посещаем школу, дорога до которой занимает 20 минут в одном направлении. Так что времени полно.

Со счетом закончили, теперь начали учить тем же методом английские слова».

Многие дети, обладающие гуманитарным складом ума, склонны считать математику довольно скучной наукой. Однако достаточно показать ребятам обратную сторону данного предмета, как их мнение резко изменится. В этом взрослым помогут математические игры для детей 5-6 лет. Перечислим некоторые из них:

«Сосчитай хлопки»

Данная игра способствует развитию не только математических способностей, но и слухового восприятия. Хлопая в ладоши с различной силой и частотой, нужно попросить ребенка посчитать количество ударов. Усложнить задачу можно, попросив малыша воспроизвести услышанное.

«Фокус-покус»

Взяв несколько небольших предметов (конфет, пуговиц) взрослый зажимает их в кулаках и прячет за спиной. Далее ребенку задается несложная математическая задачка. К примеру: «У меня всего семь пуговиц.

В правой руке я держу четыре, сколько зажато в левом кулачке?». Если дошкольник ответил правильно, можно предложить ему поменяться ролями. Пускай он сам придумает задачу и просчитает в уме ее решение.

Если же ребенок дал неверный ответ, стоит вновь спрятать за спиной предметы, но уже в другом количестве.

«Найди лишнее»

Взрослый вырезает из журналов несколько десятков картинок различных категорий: транспорт, продукты питания, растения, мебель и т.д.

Далее следует разложить на столе изображения одной тематики, добавив к ним несколько лишних объектов. Ребенку дается задание пересчитать все картинки, отыскать «посторонние» предметы и назвать их количество.

В завершение осуществляется подсчет оставшихся изображений одной категории.

«Назови число»

Эта игра является групповой. Взрослый ведущий становится в центр образованного детьми круга и поочередно кидает малышам мячик, называя любое число. Каждый ребенок, дождавшись своей очереди, бросает предмет обратно, произнося следующее по порядку число. При этом желательно избегать повторений.

Читайте также:  Новогодняя ёлка - своими руками - воспитание и игры

Рисование по точкам

Когда ребенок уже легко справляется с приведенными выше упражнениями, то можно предложить ему рисование по точкам. Это очень увлекательное занятие, так как в большинстве случаев, не известно какая картинка получится в итоге. Поэтому дети с удовольствием соединяют точки, проводя по порядку линии от одной цифры к другой.

Игры-ходилки

Многие помнят из детства такие игры. Суть их в том, что на игровом поле отмечен путь, по которому нужно добраться из одного места в другое. И игроки по очереди бросают игральные кости, считают количество выпавших точек и делают ход, опять же считая.

Счет ограничивается цифрами от 1 до 12, зато ребенок учится складывать. Например, выпало 3 и 6 точек на костях. И задача игрока посчитать, сколько будет 3+6. Ход он сможет сделать только после того, как получит правильный результат.

В процесс игры можно вовлекать всю семью, это будет увлекательным времяпровождением.

«Магазин»

Эта ролевая игра знакома многим взрослым. Ведь маленькие выдумщики периодически вовлекают родителей в свои забавы. Вот они становятся продавцами и предлагают покупателям приобрести у них продукты. Или же сами приходят в магазин за игрушками. Обычно в качестве денег выступают различные бумажки.

Но куда полезнее будет взять несколько настоящих монеток или пуговиц и осуществлять с покупателями вполне реальный расчет. Со временем можно ввести понятие «сдача». Если сыр стоит 3 рубля, а покупатель дает одну пятирублевую монету, необходимо вернуть ему лишние деньги.

Вовлеченный в игру ребенок гораздо быстрее научится счету и простейшим математическим действиям.

Ева мама семиклассницы Вари: «Учила дочку считать в уме еще до школы. Начинали с простейших цифр, затем ввели двухзначные и трехзначные числа. Сейчас Варе 12, она считает быстрее нас с папой. А секрет очень прост: главное, чтобы ребенок был вовлечен в процесс обучения. Мы очень рано познакомили дочку с деньгами.

Забирая ее из садика, я давала Варе сначала по 5 рублей на конфетку или жвачку. Она сама рассчитывала, хватит ли ей денег, сколько должно остаться и т.д. Постепенно сумма увеличилась до 20 рублей. Дочка умудрялась раскладывать ее на несколько покупок, совершая в уме нужные вычисления.

Сейчас математика – ее любимый школьный предмет, она стабильно принимает участие во всех олимпиадах».

Совет

Некоторые дети категорически отказываются обучаться навыкам счета даже в игровой форме. Нередко причиной этому становится неправильный подход родителей к проведению занятий. Попытавшись пару раз позаниматься с дошкольником по схеме «сиди и решай», многие взрослые надолго отбивают у них тягу к математике.

Впрочем, нелюбовь к счету может объясняться перегруженностью ребенка различными развивающими занятиями или секциями. А может быть дошкольнику просто не нравится реакция родителей на неверные ответы. И подобных причин может быть огромное множество.

Как же вести себя родителям в случае отказа детей обучаться счету?

Запастись терпением

Возможно, ребенок не понимает математику ввиду своего юного возраста. Ведь далеко не все пятилетние дети обладают способностями к вычислению.

Кроме того, дошкольники с гуманитарным складом ума могут игнорировать цифры вплоть до похода в первый класс. С другой стороны, многие из них к этому времени уже достаточно бегло читают и даже умеют писать.

Поэтому не стоит остро реагировать на нежелание ребенка считать. Ведь быть успешным «на всех фронтах» попросту нереально.

Использовать метод «принуждения убеждением»

Если дошкольник обладает способностями к математике, но попросту не хочет учиться, нужно донести до него необходимость данного процесса. Ведь без навыков счета никак не обойтись. Об этом нужно говорить как можно чаще, демонстрируя данный факт на жизненных примерах.

Так, передвигаясь с ребенком по городу на автобусе, мама может сказать ему «Помоги мне, пожалуйста, у меня заняты руки. Достань из кармана моей куртки мелочь, отсчитай пятнадцать рублей и заплати за проезд. Ах, я же совсем забыла, ты не умеешь считать. Придется справляться самой».

Периодически создавая подобные ситуации, можно постепенно убедить ребенка в том, что пора учиться считать.

Устраивать «числовые атаки»

Если ребенок не хочет воспринимать цифры, нужно окружить его ими. Для этого следует подготовить множество карточек с числами и рисунками. Развесив листы бумаги по периметру квартиры и время от времени акцентируя на них внимание, научить ребенка счету будет гораздо легче.

Также необходимо как можно чаще включать цифры в речь при общении с ребенком. Можно играть с ним в прятки, громко отсчитывая время, учить стихи из разряда «раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», показывать ненавязчивые обучающие мультфильмы с присутствием чисел и т.д.

Со временем дошкольник непременно проникнется интересом к математике.

Проводить «сладкие занятия»

Если дошкольник не желает воспринимать ни классические, ни игровые методы обучения счету, можно пустить в ход беспроигрышный прием. Пожалуй, ни один ребенок не откажется от сладкого. Так почему бы не поставить детям условие, что они будут получать конфеты только тогда, когда сумеют назвать их правильное количество. Это подстегнет в дошкольниках желание поскорее овладеть навыком счета.

Таким образом, математика для дошкольников является безумно интересной и увлекательной наукой. Главное выбрать правильную форму обучения, которая будет максимально приятной и необременительной для ребенка. Идеи для занимательных уроков находятся вокруг нас, стоит лишь подключить фантазию и посмотреть на привычные вещи под новым углом.

Новые и интересные статьи по теме

Источник: https://www.tikitoki.ru/post/matematika-dlja-detej-5-6-let

Игровое пособие «Весёлая математика»

Автор:

Слаутина Наталья Николаевна,

воспитатель

высшей квалификационной категории.

МАДОУ «Нижнетавдинский детский сад «Колосок»,

корпус № 2

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка.

Лучше всего сформировать интерес старших дошкольников к этой науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогают интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.

Развивающие задания  воспитывают в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы.

Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.

В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Поэтому мною была разработано игровое пособие «Веселая математика».

Игра состоит:  игровое поле с  разноцветными кругами (по 6кругов:синие, красные, желтые, зеленые) для выполнения различных математических заданий; стаканчики с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1-й вариант игры «Разминка. Счёт»

Цель игры. Закрепить порядковый и количественный счёт.

Ход игры: — Расставить стаканчики по горизонтали от 1 до 0 и т.д.;

-Соотнести цифру на стаканчике с количеством фигурок на карточке.

2 й вариант игры «Задачки»

Цель игры: Формировать умения вычислительной деятельности на материале решения простых арифметических задач.

Обратите внимание

Ход игры: Педагог задаёт ребёнку простые математические задачи, а малыш,  используя стаканчики с картинками и знаками, цифрами показывает её решение. Затем ребёнок и педагог меняются ролями.

3 – й вариант игры «Примерчики»

Цель игры: Учить составлять и решать примеры на сложение и вычитание. При решении примера учить пользоваться знаками действий (+,-) и знаками отношения (=).

Ход игры: С помощью стаканов с цифрами и знаками педагоги, дети составляют примеры на сложение и вычитание.

4 – й вариант «Игровое поле»

Цель игры: Способствовать проявлению и развитию математических способностей. Поддерживать интерес к миру чисел и фигур. Содействовать планированию совместной работы.

Ход игры: Разноцветные круги с заданием раскладываются на игровом поле в соответствующем цвете. Ведущий бросает кубик, который показывает цвет на игровом поле. Каждый игрок выбирает круг – задания и с помощью стаканчиков подбирает правильный вариант.  Игра продолжается.При выпадении смайлика на кубике,  игроки выполняют физкультминутки.

В содержании игры преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.

Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества «Грант» по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada-2015/avtorskie-posobiya/news7460.html

Дидактические игры по математике в средней группе: картотека тем и проведение математических игровых занятий в детском саду

Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя — вызвать интерес ребёнка к этому предмету.

Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра.

Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность малыша, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой.

Цели игрового занятия по математике в ДОУ, конкретные задачи и приёмы, актуальные для средней группы

Как показывает педагогическая практика, воспитанники детского сада проявляют повышенный интерес к математическим занятиям тогда, когда заинтригованы, удивлены чем-то необычным.

Поэтому при продумывании структуры занятий педагог должен обращать внимание на наличие в них элементов занимательности: сюрпризности, поиска, отгадывания. При таком подходе информация становится для малышей интересной, практически волшебной.

Это очень актуально для воспитанников средней группы, которые ещё не отделяют игровую деятельность от непосредственно образовательной.

Занимательность и увлекательность в любой математический материал привносят игровые элементы, которые могут заключаться в любой задачке, упражнении на логику, развлечении. Сама игра при этом должна выполнять конкретную обучающую задачу:

  • заинтересовать ребёнка математическим материалом;
  • углубить его математические представления;
  • закрепить усвоенные знания, умения и навыки;
  • учить применять полученные знания по ФЭМП в прочих видах деятельности, и в новой обстановке.

В целом игровые занятия по ФЭМП преследуют следующие развивающие цели:

  • совершенствование у ребёнка мыслительных операций, памяти, внимания и восприятия;
  • формирование умения строить элементарные умозаключения, обосновывать свои предположения;
  • развитие усидчивости, умения владеть волевыми усилиями.

Воспитательная цель подобных игровых занятий — это развитие познавательного интереса к математике. При этом у малышей происходит совершенствование навыков социализации — в непринуждённой обстановке они учатся общаться друг с другом и педагогом.

Основным игровым приёмом на занятии по математике в средней группе является неожиданность преподнесения задания или упражнения от имени какого-нибудь сказочного персонажа или животного.

Ещё один ключевой приём — нестандартная постановка задачи: ребёнок должен что-то найти или о чем-то догадаться. Задача педагога — создать своего рода интригу, противоречивую ситуацию, требующую выдвижения и проверки разных гипотез.

Тогда дети станут экспериментировать, что они очень любят делать. Например, малыши должны догадаться, почему узкая, но высокая машинка, в которой сидят пассажиры-зверушки, не сможет проехать в широкие, но низкие ворота.

Так путём исследования постигается понятие высоты.

Подобные задания органично включаются в структуру занятия. Например, мамочка-белка не может сама разобраться, сколько грибочков и ягод ей нужно принести своим голодным деткам-бельчатам.

Читайте также:  Раскраски домик, дом, особняк, дача, хата - воспитание и игры

Введение в содержание занятия сказочных персонажей или милых зверюшек, несомненно, вызовет у малышей живой интерес

Занятие может даже полностью быть построено в виде сказки или путешествия какого-то героя. Например, дошкольникам предстоит добраться до замка злого Кощея Бессмертного. Для этого им предстоит пройти ряд испытаний. Одного из них — отмерить определённое число шагов вправо или влево (в пределах пяти — согласно программы для средней группы).

Важно

Дошкольникам будет интересно не просто отмерять шаги вправо или влево, а направлять к замку страшного Кощея Бессмертного

Введение в содержание занятий мультипликационных и сказочных персонажей мотивирует малышей 4–5 лет к освоению математических понятий.

Эти герои приходят в гости к детям (игрушка либо картинка), принося с собой картинки-раскраски, геометрические фигуры, символические сувениры и пр. (наглядности должно быть как можно больше).

В результате у дошкольников пробуждается живой интерес к математике, а также осознание своей значимости.

На игровом математическом занятии особую функцию выполняет интеграция познавательной деятельности в прочие виды, а конкретно: музыкальную, двигательную (ведь, организованные педагогом игры вполне могут быть подвижными или музыкальными) и изобразительную.

Основные разновидности игровых математических занятий в средней группе ДОУ

Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.

В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП.

Дидактические игры по математике в средней группе: картотека (с целями применения)

Большое разнообразие дидактических игр — универсальное средство формирования математических представлений у малышей пятого года жизни. При этом предметные и словесные игры обычно проводятся непосредственно на образовательном занятии, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам в свободное время.

Подобные пособия уместны для занятий с дошкольниками в свободное время

Среди дидактических игр по математике для средней группы можно выделить следующие группы:

  • игры, развивающие умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров» и пр.);
  • игровые пособия на усвоение знаний геометрических фигур («Домино фигур», «Теремок», «Чудесный мешочек», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Составь из треугольников» и др.);
  • пособия, знакомящие с понятием времени (например, «Сначала и потом»);
  • игры, закрепляющие представления о направлениях (справа, слева), расположении предметов в пространстве («Березка», «Лабиринты», «Аквариум» и др.);
  • пособия, развивающие внимание, умение внимательно рассматривать предметы», находить сходство и различия («Найди отличия», «Весёлые мышата», «Тени сказочных героев» и др.).

Рассмотрим подробно некоторые из указанных игр.

«Помоги черепашке найти свой остров». У каждой черепашки, которая плавает в море, есть свой домик — необитаемый остров, где она может отдохнуть и полежать на солнышке. Номер острова соответствует числу пятнышек на панцире.

Задача малышей — поместить каждую черепашку в свой домик.

Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками средней группы в свободное время, а также вполне можно включать в коллективную работу на занятии: карточки вывешиваются на доске, и несколько дошкольников поочередно подходят и выполняют действия.

Дидактическая игра на соотношение количества и числа

«Чайный сервиз». Принцип игры аналогичен предыдущему варианту. Воспитатель сообщает, что куклы хотят попить чаю. Для этого им нужны чайные пары: при этом цифра на чашке должна соответствовать количеству предметов на блюдце.

Цель игры — научиться соотносить количество и число

«Теремок». Педагог предлагает ребятам разыграть знакомую им сказку. Но необычно то, что героями её будут не зверюшки, а геометрические фигуры, которые хотят жить в красивом домике. Кстати, с помощью такой сказки дети обычно хорошо запоминают сложные для их возраста фигуры — трапецию и овал.

Игра-драматизация с персонажами — геометрическими фигурами

«Домино фигур». Игровой комплект также хорошо закрепляет у малышей знание геометрических форм. В неё можно играть коллективно (несколько человек) в свободное время.

Игра закрепляет умение различать геометрические формы

«Сначала и потом». Для детей пятого года жизни осмысление временных понятий является достаточно сложным. На помощь придёт увлекательная дидактическая игра. Ребятам предлагаются картинки, на которых предметы изображены в их исходном состоянии (клубок, гусеница, колосок, семечки, младенец и пр.).

Изображения исходных предметов и объектов

Левая часть карточки свободна — туда надо поместить то, что получилось в итоге. Например, маленький цыплёнок вырос в большого красивого петуха, гусеница превратилась в прекрасную бабочку, из кучи кирпичей построили дом, а из семечка вырос подсолнух.

Картинки изображают, во что превратились предметы и объекты спустя какое-то время

«Аквариум». Дошкольники должны назвать пространственное направление рыбок (плывёт влево/вправо, вверху/внизу аквариума).

Первый вариант расположения рыбок

Затем демонстрируется другая картинка, где изображены те же самые рыбки, но расположены они по-другому. Малыши также анализируют их расположение в пространстве.

Второй вариант расположения объектов

«Монгольская игра». Детям предлагаются комплекты из геометрических фигур, из них нужно составить картинку по предложенному образцу (он вывешивается на доску).

Из геометрических фигур дошкольники составляют различные изображения

Подвижные игры

Математические знания в средней группе также успешно усваиваются, если процесс познания неразрывно связан с двигательной активностью дошкольника. Например, используя блоки Дьенеша, педагог может организовать игру «Найди свой домик».

Каждый воспитанник получает фигуру (определенной формы, цвета, размера и толщины). Включается музыка, и дети начинают танцевать. По окончании музыкальной композиции все должны распределиться по «домикам» — подбежать к столу, на котором лежит треугольник, квадрат, круг или прямоугольник.

Затем принцип игры меняется — нужно уже распределиться по цвету фигуры (желтый, красный и синий) либо по размеру (большая либо маленькая фигура).

Используя блоки Дьенеша, можно организовать с воспитанниками средней группы увлекательную подвижную игру

Ещё одна подвижная математическая игра – «Давай подвигаемся». Воспитатель бьёт в бубен определённое число раз. Дети внимательно считают удары, а затем делают столько же движений (они оговариваются заранее — малыши хлопают в ладоши, прыгают на месте и пр.)

Игра «Отгадай-ка» помогает воспитанникам средней группы запомнить различные геометрические фигуры. Малыши образуют круг, в центре которого стоит воспитатель с мячиком. Он показывает фигуру (например, красный круг), а дети должны сказать, на что она похожа (яблоко, помидор и пр.). Отвечает тот ребёнок, к которому педагог покатит мяч.

«Бабочки и цветы». На полу разложены картонные цветы (согласно количеству дошкольников). Педагог сообщает детям, что они превращаются в бабочек (дети машут воображаемыми крылышками). Под музыкальное сопровождение бабочки летают по комнате.

Совет

Как только она останавливается, каждый ребёнок должен встать возле цветочка. При этом воспитатель уточняет, что количество цветов совпадает с числом бабочек — их поровну.

Таким образом, данная игра закрепляет у воспитанников средней группы умение сравнивать группы предметов между собой.

Математическое содержание также может быть у пальчиковой игры или гимнастики для глаз. Малыши обычно очень любят такие занятия.

«Пчёлки»

«Вышли пальчики гулять»

«Игрушки»

«Котёнок»

Гимнастика для глаз «Кошечка»

  • Вот окошко распахнулось,
  • Вышла кошка на карниз.
  • Посмотрела кошка наверх,
  • Посмотрела кошка вниз.
  • Вот налево повернулась,
  • Проводила взглядом мух.
  • Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз.

Логические игры

Освоение математики, прежде всего, связано с развитием логического мышления. И на помощь малышам опять-таки придут игры. Приведём ряд примеров.

«Что получится?». Игровое пособие представляет собой логические картинки, которые подготавливают воспитанников средней группы к действиям сложения и вычитания, которые им предстоит осваивать в более старшем возрасте.

Игра подготавливает малышей к сложению и вычитанию

Логическая игра может быть словесной (без использования наглядности). Например, дети должны закончить фразу:

  1. Если два больше одного, то один… (меньше двух).
  2. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши).
  3. Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
  4. Если правая рука справа, то левая … (слева).
  5. Если стол выше стула, то стул … (ниже стола).

«Догадайся, что я вижу». Воспитатель выбирает в групповой комнате определённый предмет круглой (или квадратной, треугольной) формы и предлагает ребятам отгадать его. При этом малышам даются подсказки: например, он (предмет) прямоугольный, большой, зелёный (доска).

Как провести игровое занятие по ФЭМП в средней группе

Всегда увлекательно проходят математические занятия, полностью построенные в игровой форме.

Конспекты игровых математических занятий

Перспективный план знакомства с дидактическими играми математического содержания для средней группы на год

Воспитатель: Морозова Л.С. (Некоторые игры немного опережают программу средней группы, поскольку дошкольники дополнительно посещали математический кружок)

Как сделать дидактическую игру по математике для средней группы своими руками

Конечно, сегодня в продаже имеется огромное число самых разнообразных дидактических игр, в том числе и математического содержания. Однако увлечённому своей работой воспитателю будет интересно смастерить подобное развивающее пособие самостоятельно. Это не требует особых материальных затрат, а лишь немного времени и желания.

Приведём примеры таких самодельных игр.

  1. С помощью игры «Веселые мышата» дети повторяют счет, тренируют внимание, попутно упражняются в образовании формы родительного падежа единственного числа. По сюжету игры мышки нашли краски и принялись рисовать своими хвостиками, испачкались и вот теперь боятся попадаться маме на глаза. Воспитатель спрашивает дошкольников, сколько мышат на картинке, каких они цветов, сообщает, что один мышонок убежал и показывает соответствующее изображение. Дети должны сказать, какого мышонка не стало. Далее аналогично обыгрывается картинка с 3 и 2 мышатами. Чтобы сделать такую игру, нужно нарисовать четыре картинки, на которых представлены мышки разного цвета (их количество также разное).
  2. В игровом пособии «Тени сказочных героев» волшебные персонажи заколдованы, а снять колдовство можно только вернув каждому его тень. Воспитатель предлагает картинки с изображением популярных сказочных персонажей и их тени, причём их количество разное (волшебных героев меньше, чем теней). Дошкольники возвращают тени их хозяевам и по оставшейся тени (Баба-Яга) узнают, кто же их заколдовал. Данная игра развивает зрительное восприятие, приемы зрительного наложения, дети упражняются в количественном и порядковом счете, при этом закрепляется знание сказочных персонажей.
  3. Игра «Берёзка» закрепляет понятия о пространственном расположении предметов, а также цвет и форму. Для создания такого пособия педагогу необходимо нарисовать большого размера берёзу (на листе ватмана), разноцветных птичек и скворечники для них (каждый домик имеет крышу определённого цвета и вход круглой, квадратной или треугольной формы). Детям предлагаются различные задания, например, посадить синюю птичку в скворечник с оранжевой крышей, расположенный на нижней ветке слева.

Фотогалерея: самодельные дидактические игры по математике

Игра закрепляет у дошкольников знания о пространственном расположении предметов, знание цвета и формыИгра направлена на тренировку счёта, развитие внимание и закрепление цветовИгровое пособие развивает внимание и приёмы зрительного наложения

Игра — это большая радость для ребёнка дошкольного возраста, в то же самое время развивающая важные психические процессы (мышление и внимание, память и речь). Играя, ребёнок получает новые знания и умения, зачастую даже не догадываясь об этом. Проведение математических занятий в средней группе в игровой форме интеллектуально развивает детей, повышает их познавательный интерес. Кроме того, подобная деятельность полезна для социализации дошкольников — учит их общаться друг с другом и педагогом.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/didakticheskie-igryi-po-matematike-v-sredney-gruppe-kartoteka.html

Ссылка на основную публикацию