Знакомим ребенка с овощами — воспитание и игры

Экологические игры с дошкольниками младшего возраста при ознакомлении с овощами и фруктами

« УЗНАЙ НА ВКУС.»

Дидактическая задача. Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький); активи­зировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила. Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.

Игровые действия. Закрыть глаза, не подглядывать, не торо­питься с ответом, пока не разжуешь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ. Найти целый овощ на столе воспитателя.

Ход игры. На столе у воспитателя на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям; огурец (свежий и соленый), морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки.

Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подой­дет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе.

И так вос­питатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.

Организуя игры, следует помнить о гигиенических требова­ниях: нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдель­ный поднос.

В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.

« ЧТО ЕДЯТ В СЫРОМ ВИДЕ, А ЧТО В ВАРЕНОМ?»

Цель. Учить правильно определять, что можно есть в сыром виде, а что в вареном.

Материал. Можно использовать натуральные ово­щи, картинки с нарисованными овощами, муляжи.

Ход. Взрослый показывает поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Вместо слов можно хлопать в ладоши, если «нельзя», дети сидят — тихо.

Обратите внимание

Взрослый доказывает: огурец, морковь, свеклу, картофель, кабачок, баклажан, лук, репу, патиссон, томат, редис, капусту, петрушку.

«ЛОТО.»

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах.

Игровое правило. Закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты: овощи — на карте, где нарисован огород, фрукты — где нарисован сад, цветы — на цветнике и клумбе.

Игровые действия. Находить маленькие карточки с изображением овощей, цветов и фруктов и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование — кто первым закроет все клеточки.

Ход игры. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад, цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов. Дети рассматривают маленькие карточки, воспитатель выясняет, что у них в руках.

— А где растёт вишня? — спрашивает воспитатель ребенка, который держит в руках картинку с вишней,

— На дереве.

— А дерево вишня где растёт?

— В саду , — отвечают ребята.

— А огурец где растёт?

— На грядке, на огороде,—отвечают дети.

— Где растут цветы?

— В лесу, на лугу, на клумбе.

— Посмотрите, дети, на эти большие картинки. Что здесь вы видите?

— Огород.

— А на этой картинке?

— Клумбу.

Сейчас вы будете играть так, чтобы все, что растет в огороде, появилось в огороде, что в цветнике — попало в цветник, что в саду — в сад, и все встали бы на свои клеточки. (Показывает клеточки на карте.) Кто первый закроет все клеточки, тот и выигрывает,

Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например о посуде, мебели, одежде, обуви, принадлежностях для труда, для занятий и др. Усвоив правила, дети используют их в самостоятельных играх.

Игровое упражнение: «Угадай» что в руке».

Цель. Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Материал. Муляжи овощей и фруктов.

Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Игровое правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Ход. Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.

Ботаническое лото с элементами моделирования

«Овощи и фрукты».

Цель. Закреплять умение детей различать и называть ово­щи и фрукты.

Материал. Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.

Ход. Ведущий раздает детям большие карты. На одной карте в середине изображен фрукт, на другой — овощ. Затем поочередно достает маленькие картинки с изо­бражением различных овощей и фруктов.

Дети хором назы­вают овощ либо фрукт и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображени­ем. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

В данной игре в роли ведущего выступает воспитатель, однако в конце года, когда дети хорошо ее освоят, эту роль можно предлагать и ребенку.

При проведении игры рекомендуется подбирать картин­ки с хорошо знакомыми детям изображениями овощей и фруктов.

«СЛОЖИ КАРТИНКУ».

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целе­устремленность.

Игровое правило. Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.

Игровые действия. Поиск частей, складывание целой кар­тинки.

Ход игры. В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений.

В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на четыре равные части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками.

Они называют, что на них изобра­жено. Затем показывает часть картинки и спрашивает:

— Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек?

— От яблока, — отвечают дети.

Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

— А теперь найдем другие части яблока.

Дети вместе г воспитателем ищут картинки с изображением частей яблока, дают их воспитателю. Когда все кусочки найдены и положены рядом с целой картинкой, воспитатель говорит:

— Смотрите, дети, получилось целое яблоко. Сейчас я вам дам картинки. Свете я дам грушу, а Вике — помидор.

— Вика, найди свою картинку!

Важно

А Юле я дам морковь. Где лежит картин­ка? (Так все дети получают по картинке.) А теперь соберите целые картинки из их частей. Разрезанные картинки лежат на столе.

Сам процесс поиска, нахождения, складывания частей увле­кает ребят. «У меня уже целая морковки получилась», «А у меня помидор», — радуются они тому, что сами «сделали» из кусочков целый предмет (помидор, морковь, яблоко).

А теперь давайте положим на место все картинки и поигра­ем по-другому, — предлагает воспитатель.

— Я сейчас дам вам не целую картинку, а кусочек. А вы по этому кусочку догадайтесь» какую картинку надо собрать.

— У меня, наверное, яблоко получится, — догадывается один из играющих.

— Сложи, а мы посмотрим, не ошибся ли ты, — увлекает даль­ше игрой воспитатель.

Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку. Усложнение может идти и по количеству частей (картинка раз­резается потом на шесть частей), и по содержанию (на картинке не один предмет, а короткий сюжет: девочка играет с куклой, зайчик ест морковь, лисичка с колобком и др.).

Так же проводится игра и с разрезными кубиками. Их надо давать после того, как дети научились складывать разрезные кар­тинки.

«Чудесный мешочек».

Дидактическая задача. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам. (Овощи и фрукты.)

Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если пред­мет не узнан по описанию, неправильно назван.

Игровые действия. Ощупывание предмета; загадывание зага­док о предмете.

Ход игры. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.

Воспитатель говорит:

— Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек.

Вася, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. (Кладет пред­мет в мешочек). Вася, опусти руку в мешочек. Что там лежит? Ты правильно назвал предмет. А теперь Вася выберет того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила в мешочек.

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы,

В этой игре развиваются процессы запоминания (какие игруш­ки лежат на столе), вырабатывается выдержка. Все, кроме вы­званного ребенка, видят, какой предмет воспитатель положил в мешочек, каждому хочется подсказать, а этого делать нельзя.

В порядке усложнения этой игры предлагается другое пра­вило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребенок, опустив руку а мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку (предмет).

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНАЯ ИГРА

«ПАРНЫЕ КАРТИНКИ».

Дидактическая задача. Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Игровые правила. Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получает фишку.

Игровое действие. Поиск нужных карточек.

Ход игры. У воспитателя набор парных картинок (готовые, фабричного изготовления или сделанные самим воспитателем). На картинках изображены предметы: овощи фрукты, игрушки и др. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берет две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает:

— Что это?

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/ekologicheskie-igry-s-doshkol-nikami-mladshego-vozrasta-pri-oznakomlenii-s-ovoschami-i-fruktami-705695

Занятия с детьми 2 года| Овощи

Третья встреча в семейном клубе у Мамы Гали объявляется открытой. Тема игр Овощи. Мы не ставим перед собой цели объять необъятно, просто немного поиграем.

Приветствие и маленькая ознаменованы маленькой победой, а как известно из маленьких шажков складывается длинный путь! Кира и Святик во время разминки танцевали.

Обычно этим занимались только мамы, но сегодня малыши взялись за руки и даже водили хоровод.

Развивающее занятие Овощи

Сказка

Традиционно в первой половине встречи мы рассказываем сказку. Обычно я стараюсь чтобы сказка была по теме. Вот и сегодня у нас была «Репка». Герои только необычные — стаканчики. Малыши слушали очень внимательно, и даже я заметила, что некоторые махали головой в стороны при словах, что репку не вытянули.

Читайте также:  Настольная игра "змеи и лестницы" - воспитание и игры

Очень люблю наблюдать за нашими детьми. Уже третья встреча и все больше узнаю характеры малышей. Но всех секретов раскрывать и не буду.

А вот и сказка из стаканчиков. Только 2 с героями потерялись и я сама нарисовала.

А бумажных героев не использовали, только потом кормили (читайте дальше) Животные эти из книг 3D поделки Kumon.

 Изучаем карточки с овощами

После сказки мы пошли в огород смотреть, что же кроме репки растет у деда с бабой. И оказалось, что много чего. Рассмотрели подробно карточки и поняли, что очень хотим сварить суп.

Развитие мелкой моторики

Для варки супа я приготовила «меховые» кастрюльки. На кастрюльку из картона, с укрепленными скотчем ручками, приклеила шершавую плотную ткань.

Овощи вырезала из бесплатного каталога продуктового магазина. Их наклеила на картон и тоже укрепила скотчем.

На обратную сторону приклеила липучки, но тестирование группой тестировщиков показало несостоятельность овощей. Пришлось их дополнительно укреплять скобами.

Совет

А когда сели играть, то большого интересна у детей не заметила. Немного расстроилась, так как пока я готовила кастрюльки, то практически влюбилась в них))) А дети сами подсказали, что не хватает кармашка, чтобы можно было прятать овощи.

Кроме овощей на липучках были просто вырезанные красочные овощи, и вот Кира разложила их на карточке со свеклой. Вот может показаться глупо с моей стороны заострять внимание на такой мелочи, но она это сделала так красиво!

Пальчиковая гимнастика

За приготовлением супа последовала маленькая разминка для пальчиков.

Пальчиковая игра «Овощи»

У девочки Кирочки Овощи в корзиночке.

(Сложить ладони «корзиночкой»)

Источник: http://naukaveselo.ru/zanyatiya-s-detmi-2-goda-ovoshhi.html

Пальчиковая гимнастика на тему «Овощи и фрукты»

Многие родители считают, что упражнения для развития мелкой моторики нужны детям, испытывающим затруднения в становлении речи. В действительности же педиатры и психологи настойчиво советуют проводить пальчиковую гимнастику всем детям вне зависимости от уровня их развития.

Она поможет не только улучшить моторные функции кистей рук, но и активизирует речевые центры в головном мозгу, напрямую отвечающие за становление речи. Кроме этого, регулярные упражнения для развития мелкой моторики рук послужат импульсом для улучшения внимания, памяти, интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Поэтому сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с пальчиковой гимнастикой на тему «Овощи и фрукты».

Как и другие игры, направленные на развитие моторики («Времена года», «Насекомые»), комплекс упражнений «Овощи и фрукты» следует выполнять вместе с ребенком, внятно и с выражением проговаривая слова и медленно показывая, как именно нужно выполнять то или иное движение. Для успешного проведения такой гимнастики выберите время, когда малыш находится в хорошем расположении духа. Не забывайте контролировать продолжительность игры: она не должна превышать пяти минут, иначе кроха попросту заскучает.

Пальчиковая гимнастика «Овощи и фрукты» познакомит детей с названиями овощей и фруктов, а также местами их произрастания (на лесной поляне, в огороде).

Апельсин Мы делили апельсин; Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура.

(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)

Он сердит на нас, беда!!!

(бросательное движение правой рукой)

Разбегайтесь кто куда!!!

(бегут пальцами по столу)

В сад за сливами пошли Палец сильный и большой

(поднять большие пальцы обеих рук)

В сад за сливами пошёл, Указательный с порога Указал ему дорогу,

(указательный жест указательным пальцем)

Средний палец самый меткий — Он срывает сливы с ветки!

(средний оттянуть и отпустить)

Безымянный подбирает,

(«подбираем» безымянным)

А мизинчик в землю косточки сажает.

(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

Капуста Мы капусту рубим-рубим,

(движение прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим

(поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.

(сжимать и разжимать кулачки)

Попробовали… Пересолили…

Компот Будем мы варить компот, Фруктов нужно много, вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим-варим мы компот. Угостим честной народ.

Лесная ягода
(пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками) Здравствуй, полянка большая! Здравствуй, трава-мурава! Здравствуй, ягодка лесная! Ты поспела и вкусна. Мы корзиночку несём,

Всю тебя мы соберём.

Овощи
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца. Левая рука: Вырос у нас чесночок,

(дети разминают указательный)

Перец, томат, кабачок,

(дети разминают средний)

Тыква, капуста, картошка,

(дети разминают безымянный)

Лук и немного горошка.

(дети разминают мизинец)

Правая рука: Овощи мы собирали.

(дети разминают мизинец)

Ими друзей угощали,

(дети разминают безымянный)

Квасили, ели, солили,

(дети разминают средний)

С дачи домой увозили.

(дети разминают указательный)

Прощай же на год,

Наш друг-огород.

Овощи На базар ходили мы,

(соединение мизинцев)

Много груш там и хурмы,

(соединение безымянных)

Есть лимоны, апельсины,

(соединение средних)

Дыни, сливы, мандарины.

(соединение указательных)

Но купили мы арбуз –

(соединение больших)

Это самый вкусный груз!

Репка Тянут, тянут бабка с дедкой

(разгибают большие пальцы)

Из земли большую репку.

(разгибают указательные)

К ним пришла тут внучка,

(разгибают средние)

Подбежала Жучка,

(разгибают безымянные)

Кошка тоже потянула.

(разгибают мизинцы)

Берут репку. Хоть держалась крепко — Вытянута репка!

(поднимают руки вместе)

Фрукты
Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга На базар ходили мы,

(дети соединяют мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(дети соединяют безымянные)

Есть лимоны, апельсины,

(дети соединяют средние)

Дыни, сливы, мандарины,

(дети соединяют указательные)

Но купили мы арбуз —

(дети соединяют большие)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

У Лариски две редиски
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» подушечки пальцев по направлению от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения У Лариски — две редиски, У Алешки — две картошки, А у Вовки — две морковки,

А у Петьки — две редьки.

Хозяйка однажды с базара пришла Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:

(«шагают» пальчиками по столу.)

Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу.

(на каждое название загибают пальчик)

ОХ!

(хлопок в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(удары по столу кулачками и ладонями)

Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свекла.

(на каждое название загибают пальчик)

ОХ!

(хлопок в ладоши)

Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала

(стучат ребром ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу.

(на каждое название загибают пальчик)

ОХ!

(хлопок в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке

(стучат ребром ладони по столу)

Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свекла.

(на каждое название загибают пальчик)

ОХ!

(хлопок в ладоши)

И суп овощной оказался неплох.

Ягода Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)

В лес идем мы погулять.

(обе руки идут по столу)

За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем

(загибают пальчики, начиная с большого)

И братишке отнесем.

Источник: http://detiyasli.ru/deti/stihi-poteshki/palchikovye-igry-na-temu-ovoshi-i-frukty.html

Дидактические игры по теме «Овощи»

Дидактические игры по теме «Овощи»

Игра «Что добавилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

Картинки рассматривай и их запоминай,
Я новые добавлю, а ты их называй.

(Предметные картинки с изображением овощей.)

Игра «Вершки-корешки»

Цель: уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.

Ход игры: Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз. — Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок – то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину. — Все овощи разложены. Молодцы!

— Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.

Игра «Красный, зеленый, оранжевый»

Цель: уточнить представление детей об основных цветах, учить образовывать прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету.

На картинки посмотри,
Какой по цвету овощ, ты скажи.

(Предметные картинки с изображением овощей.)
Красный помидор, зеленый огурец и т.д.

Игра «Круглый, овальный, треугольный»

Обратите внимание

Цель: уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.

На картинки посмотри,
Какой по форме овощ, ты скажи.

(Круглый помидор, овальный огурец, треугольная морковь и т.д.)

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри, Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Помидор, огурец, яблоко, морковь.

Помидор, перец, редиска, огурец.

Огурец, помидор, кабачок, баклажан.

Игра «Скажи ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
 (Помидор – помидорчик, огурец – огурчик и т.д.)

Игра «Один – много» Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.

 (Помидор – помидоры – много помидор  и т.д.)

Игра «Веселый счет» Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.

 (Один помидор – два помидора – пять помидор  и т.д.)

Игра «Из чего – какой?» Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования. 

Вот предмет, а из чего,
Люди сделали его.

 (Сок из моркови – морковный сок и т.д.)

Игра «Подбери слово» Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.

Дети все на свете знают,
Что каким у нас бывает.

Помидор какой? – красный, круглый, большой, сочный, сладкий. И т.д.

Игра «Рассказ об овоще» Цель: учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

На овощ посмотри, По схеме расскажи. По порядку говори,

Ничего не пропусти.

           ЦВЕТ                    ФОРМА                     РАЗМЕР                   ВКУС

Например: Это помидор. Он красного цвета. Круглой формы. Большого размера. На вкус сочный и сладкий.

Читайте также:  Левша или правша - воспитание и игры

Игра «Сложи картинку»

Цель: познакомить детей с разнообразием овощей, учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

У каждого ребенка картинка с изображением овоща, разрезанная на 4 части.
— Какой овощ у тебя получился?  (Помидор.)

Источник: http://katkovapk.ucoz.ru/load/didakticheskie_igry_po_teme_ovoshhi/1-1-0-19

Овощи: беседы с маленькими детьми Л.К. Шлегер

Овощи: беседы с маленькими детьми . Из опыта работы первых отечественных детских садов. История дошкольной педагогики в России — Л.К. Шлегер. Сказки об овощах для детей.

Ровно век назад в 1913 году в России  вышла книга «Материалы для бесед с маленькими детьми: пособие для детских садов» под редакцией известных педагогов – новаторов того времени Л.К. Шлегер и С. Т. Шацкого. В книгу вошли материалы для бесед с детьми – дошкольниками по темам «Времена года. Овощи.

Фрукты», а также рекомендации по изготовлению игрушек вместе с малышами.

Книга была составлена сотрудникам общества «Детский труд и отдых», которое было в то время настоящей лабораторией по созданию новых «дошкольных» методик воспитания и обучения малышей — методик, основанных на уважении личности ребенка и на идее его разностороннего развития в детском саду.

Эта книга долгое время была очень популярным пособием по обучению речи детей дошкольного возраста для воспитателей детских садов.

Важно

Предлагаю одну из бесед из книги «Материалы для бесед с маленькими детьми». Она не утратила своей актуальности до сих пор.

Даже наоборот! В наше время, когда всё больше и больше мы отходим от реального мира в мир виртуальный, и даже малыши познают мир не в жизни, а по картинкам в презентациях и видео, эта беседа напоминает нам простые истины обучения малышей и развития их способностей. Это истины, открытые и обозначенные уже век назад:

  • В беседе максимальную активность должны проявлять дети, а не взрослый. Взрослый лишь дирижер, который детскую активность направляет своими вопросами.
  • Вопросы взрослого в беседе должны не просто констатировать факты (назови форму, цвет, размер и т.д.), а учить ребенка думать, находить взаимосвязи явлений, размышлять, сравнивать, делать самостоятельные выводы и обосновывать свое мнение, показывать ребенку новые стороны уже известных ему предметов.
  • В беседе обязательно должен использоваться наглядный материал – предметы или картинки (или «каталоги» — дореволюционный вариант современных рекламных журналов). Причем очень хорошо, если предметы для беседы (в данном случае овощи) дети сами принесут с огорода.
  • Беседа обобщает те впечатления, которые уже получены ребенком в реальной жизни.
  • Беседа тесно связана с другими видами деятельности детей – рисованием, лепкой, аппликацией, игрой, слушанием произведений художественной литературы.
  • Беседа не должна быть заучиванием фактов, сообщаемых взрослым, а должна быть общим обсуждением и рассуждением детей вместе со взрослым и самостоятельным размышлением и исследованием — открытием ребенка!  (Мое примечание – ох, как редко это встречается сейчас в «развивающих методиках» в изобилии имеющихся в сети и в магазинах. И как часто в 21 веке люди стали уходить совсем в другие  задачи – в заучивание с ребенком кучи фактов или натаскивании его на запрограммированный круг упражнений. В результате получаем вместо ребенка «ходячую энциклопедию», не имеющую своего мнения, не желающую думать, но зато легко управляемую и с претензией на несуществующую «гениальность»).

Наши предки были мудры. Свою методику обучения маленьких детей они строили не на собственных амбициях, а на результатах внимательного наблюдения за природой малыша и его природным развитием. И нам есть чему у них поучиться!

Давайте перенесемся на 100 лет назад и  побываем в детском саду 1913 года на беседе с детьми по теме «Овощи».

Конечно, сейчас есть уже другие исследования в дошкольной педагогике и сейчас эту беседу можно было бы провести  совсем по-другому — еще более интересно и результативно, но ведь это были первые шаги дошкольной педагогики! И они были в очень правильном направлении! А идеи,  заложенные в этой беседе по теме «Овощи» актуальны и сейчас!

Текст беседы приведен в авторском варианте Л.К. Шлегер. Мои примечания выделены курсивом.

Дополнительный материал к беседе — загадки об овощах Вы найдете в статье  «Загадки»

«Сходите с детьми на рынок, в овощную лавку, если это возможно, или пусть сами принесут разные овощи: морковь, картофель, репу, огурец, горох, бобы, лук, свеклу, редьку.

Хорошо иметь под руками каталоги садовых растений, картины или открытки.

Беседа

Какие вы знаете овощи? У каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки? У каких едим луковицу? У каких едим листья? Рассмотрите кочан капусты, у которого сохранились кочерыжка и корни. Покажите кочан цветной капусты.

У каких овощей мы едим семена? (Горох, бобы). В чем лежат зерна гороха, бобов? (В стручке). Что сделается с стручком, когда зерна поспеют? Какого цвета сырой горох? Какого цвета спелый?

У каких овощей мы едим плоды? (Огурцы, арбуз, дыня, тыква). Какие овощи сладкие? Отчего они сладкие?

В каком виде мы едим овощи? (В сыром и вареном)

(Мое примечание – здесь хорошо было бы выяснить, в каких знакомых ребенку блюдах есть овощи – рагу, борщ, щи, шаньги и т.д.)

Растут ли овощи зимой? Откуда же мы берем их зимой? (Мое примечание – это очень важный вопрос! Вопрос проблемный и требует от ребенка найти самостоятельно вариант решения противоречия.

Если ребенок ответит «Зимой мы овощи берем из магазина», то нужно спросить: «А откуда овощи взялись зимой в магазине, ведь они зимой не растут?». Пусть малыш выскажет предположение. После его предположения задайте следующий вопрос).

Как их сохраняют? (В сухом прохладном подвале). (Мое примечание  — в современном варианте в овощехранилище).

Что мы делаем с огурцами, капустой? (Мое примечание – наверное, имеется ввиду, что огурцы мы солим, а капусту квасим). Сушеные овощи показать. (Мое примечание –сейчас можно показать сушеную морковь или лук, которые продаются в магазине).

Как называется место, где растут овощи? (Огород). Был ли кто на огороде? Что нужно делать, чтобы овощи хорошо росли?

Пусть дитя узнают каждый на ощупь, по вкусу (Мое примечание – имеется ввиду игра – «угадай на ощупь» с завязанными глазами и аналогичная игра с завязанными глазами «угадай овощ на вкус»).

Детские работы

  • Дети делают овощи,
  • Раскрашивают их;
  • Вырезают из цветной бумаги и наклеивают,
  • Рисуют.
  • Вырезают из каталогов.

Благодаря этому они привыкают отыскивать в книге то, что им в данный момент нужно.

  • Устраивают огороды,
  • Делают инструменты, нужные для огорода: лопаты, лейки, грабли.
  • Делают овощную лавку, торговца с лотком (мое примечание – имеется ввиду материал для детской игры)
  • Луковицу рисуют,
  • Сажают одну в землю, другую в стеклянный стакан, чтобы можно было наблюдать за ростом корешков в воде.

Литература для детей

Дедка и репка (современный вариант названия сказки «Репка»).

 Репка (в обработке К.Д. Ушинского)

Мужик и медведь (современный вариант названия сказки «Вершки и корешки» — Вам она знакома по одноименному мультфильму

Мультфильм «Вершки и корешки»

Пятеро в одном стручке Г.Х. Андерсена — современное название «Пятеро из одного стручка».

Пятеро из одного стручка

Как дед Мирон репку сеял.

Ясное утро Флерова.

Воспитателю и заинтересованному родителю: вопрос на засыпку.

1.Можно ли сейчас использовать беседы Л.К. Шлегер? Как? Что в беседе об овощах Вы бы оставили бы прежним, а что бы изменили?

2. Отличается ли и чем структура современной беседы с детьми и беседы с детьми Л.К. Шлегер? Чем? Одинакова ли последовательность вопросов в беседе об овощах Шлегер Л.К. и в беседах в соответствии с современными требованиями?

Советую почитать:

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми

Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Рассказы в картинках, видео и развивающие задания для детей.

Цветы и травы в стихах, картинках, рассказах и заданиях для детей.

Совет

Полезные практические материалы для игр и занятий с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубриках:

Мир вокруг нас

Развитие речи ребенка 3-4 лет

Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете в статьях серии «Детский сад 100 лет назад»:

Дары Фребеля: первые в мире обучающие и развивающие игры для воспитания детей в детском саду.

Воспитание стиля. Е.И. Тихеева.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/ovoshhi-besedy-s-malen-kimi-det-mi-l-k-shleger/

подобрать дидактическую игру

         Чтобы правильно подобрать дидактическую игру для ребёнка, необходимо учитывать как минимум три момента:

— возраст ребёнка (это, наверное, самое главное);

— индивидуальные особенности ребёнка;

— обучающие или воспитательные задачи, которые Вы хотите поставить перед ребёнком.

         Как учитывать возраст ребёнка, когда мы хотим подобрать дидактическую игру?..

В дидактические игры дети начинают играть практически с первого года жизни, правда даже взрослые это не всегда подозревают. Первые дидактические игры для детей были созданы народом и несли первоначально развлекательное значение. К таким играм относятся: «Ладушки», «Сорока – сорока», «Гули – гули» и т.д.

Но, на самом деле эти игры несут в себе огромное развивающее значение и воспитательный потенциал. На первом году жизни у ребёнка складываются предпосылки к развитию речи, поэтому очень важно развивать фонематический слух ребёнка.

Для этой цели и подходят различные народные дидактические игры, как правило, словесные, включающие в себя прибаутки, приговорки, потешки.

Но, цель этих словесных игр пока ещё не расширение словарного запаса ребёнка, и тем более не развитие связной речи, а развитие фонематического слуха ребёнка, то есть, для того, чтобы ребёнок правильно говорил важно развивать умение правильно слышать звуки родного языка, чему и способствует данный вид словесных игр.

Также эти игры способствуют эмоциональному развитию ребёнка. Кроме словесных игр с детьми до года применяются и игры с предметами, в частности с дидактическими игрушками. * Применение остальных видов дидактических игр в этом возрасте весьма затруднительно. Для детей до года самое главное в игре не процесс и тем более не результат, а общение со взрослым по поводу действия с предметами, то есть с Вами.

         Что касается детей раннего возраста (1 – 3 года), то для них также очень важно общение со взрослым. Но в этом возрасте, а точнее примерно с двух лет возможны и игры – инсценировки и сюжетно-дидактические игры, т.к. ребёнок уже способен взять на себя определённую роль и, если ему позволяет словарный запас, способен говорить.

Обратите внимание

Популярны в этом возрасте становятся и настольно-печатные игры. Очень хорошо развивают мелкую моторику и мышление складные кубики или крупные пазлы. НО! Кубиков должно быть не более четырёх штук, а пазлы должны быть крупными и состоять из 2 или 4 элементов, не больше! Можно предложить детям этого возраста и «Лото», но тематика лото не должна уходить за пределы знаний ребёнка.

Читайте также:  Аппликация ёлочка - воспитание и игры

Лучше всего, если это будет тематика предметов быта или одежда, или посуда. Играя в лото, дети до трёх лет не будут добиваться того, чтобы закрыть игровое поле. Задача здесь другая – научить ребёнка сопоставлять предметы, нарисованные на фишках соотносить с предметами, нарисованными на карточках и называть их.

Таким образом, не только расширяется словарный запас ребёнка, но и развивается мышление и внимание малыша.

         Для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) почти совсем не важен результат, а больше привлекает процесс игры. Поэтому здесь тоже будут уместны игры с предметами и настольно-печатные игры.

С детьми от трёх лет уже можно играть в такую игру как «Чудесный мешочек», где необходимо называть предметы словом или описывать их (речь ребёнка это уже позволяет). Детям в этом возрасте очень нравятся игры-инсценировки, которые очень близки к режиссёрской игре. Например, «Маша обедает» по одноимённому литературному произведению и т.д.

Более сильный интерес проявляют дети данного возраста к настольно-печатным играм. Пока ещё материал в этих играх должен быть крупным и содержать в себе не много элементов. Хороши настольно-печатные игры на развитие цветового восприятия «Спрячь мышку», «Найди домик» и т.д.

Можно уже познакомить детей с домино, но тематика игры должна отражать непосредственное окружение ребёнка (овощи, одежда, животные и т.д.), то есть те предметы и явления, которые ребёнок может наблюдать в жизни.

         Для среднего и старшего дошкольного возраста подойдут все виды дидактических игр. Для этих детей в игре главное достичь результата. Для детей от 4-х лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке и др. Особенно велика роль таких игр на границе к школьному возрасту, т.к.

Важно

эти игры способствуют умственному развитию ребёнка, развивают координацию движений, становлению произвольности психических процессов. В этих играх воспитывается терпение, усидчивость, настойчивость, сообразительность. Сюжетно-дидактические и игры-инсценировки усложняются, больше применяется игр, основанных на литературных произведениях, например «Путешествие в страну сказок».

Усложняется дидактический материал для настольно-печатных игр. В играх лото и домино расширяется тематика (геометрические фигуры, ягоды, растения и т.д.). В этом возрасте появляется новая игра – «Лабиринт» (со старшего дошкольного возраста). Эта игра содержит игровое поле, фишки и кубик. Дети, бросая кубик, передвигают свои фишки, путешествуя по игровому полю.

Как правило, такие игры посвящены разным темам, например, «Золотой ключик», «Айболит», «Маша и медведь», «Смешарики» и т.д.

В старшем дошкольном возрасте дети обожают пазлы. Можно использовать наборы пазлов от 32 до 250 элементов, и дети справляются с задачей.

         А словесные игры для среднего и старшего дошкольного возраста становятся как никогда актуальны. С этого возраста дети просто обожают разгадывать загадки, а ещё больше придумывать их. В этом возрасте применяются игры «Времена года», «Кем быть?», «Когда это бывает?» «Перелётные птицы» и т.д.

Когда я ещё работала в детском саду, любимой словесной игрой моих детей была «Кузовок», в ней необходимо называть предметы, названия которых заканчивается на . Правда, ведь интересно?! Поиграйте со своим ребёнком! А как много старых забытых словесных игр: «Города», «Съедобное – несъедобное», «Ласковые имена», «Бывает – не бывает» и т.д.

Все они развивают, обучают и воспитывают наших детей непринуждённо.

В жизни я сталкивалась с таким явлением, что на играх указывается ограничение по возрасту, то есть пишется для какого возраста предназначена та или иная игра, и почти на всех дидактических играх стоит знак 3+.

Я убедилась, что это не всегда так, и начала подбирать дидактические игры для своего ребёнка, учитывая то, что он может, на что способен и что ему будет интересно. Поэтому немало важно учитывать индивидуальные особенности вашего ребёнка.

Для активных детей больше подойдут словесные игры с движениями, например, «Летает – не летает», «Узнай по голосу» и т.д. Также для активных детей подходят сюжетно-дидактические игры, где ребёнок принимает на себя довольно активную роль, выполняя динамичные действия.

И ещё игры-инсценировки, где тоже много движений, например, «Что мы видели не скажем, а что делали покажем». Настольно-печатные игры для таких детей подойдут в основном как воспитательные, воспитывая усидчивость, терпение, развивая внимание и т.д.

Совет

Для менее активных детей, которые предпочитают тихие и спокойные игры следует подобрать дидактические игры, которые называются настольно-печатные.

А вот словесные и игры с предметами помимо обучающей задачи будут нести в себе воспитательную нагрузку.

Чтобы развивать инициативу у ребёнка, активные действия, стремление доводить начатое дело до конца, необходимо назначать неактивного ребёнка на главные роли в сюжетно-дидактических играх, давать больше поручений в играх-инсценировках и т.д.

Но не забывайте, что дидактические игры – это самостоятельные игры детей, а Вы лишь создаёте необходимые условия для игр и принимаете наблюдательную позицию, хотя и можете быть её активным участником.

Дидактическая игра относительно самостоятельная игра ребёнка, но как правильно познакомить ребёнка с правилами, как научить ребёнка играть, чтобы в дальнейшем он играл самостоятельно?

Вот некоторые правила организации дидактической игры:

·                   Познакомить ребёнка с игровым материалом (рассмотреть игровой материал, дать ребёнку его потрогать, разложить и т.д.

·                   Рассказать правила игры, пояснить чего можно делать в игре, а чего нельзя, как будет наказываться нарушение правил.

·                   Ни в коем случае не следует вести прямого обучения в игре.

·                   Одобряйте самостоятельные игровые действия ребёнка.

·                   Первые 2 – 3 раза поиграйте с ребёнком сами, чтобы он запомнил алгоритм действий.

Источник: http://nashidetci.ru/podbor-didakticheskoy-igryi/

Открытое интегрированное занятие на тему «Овощи» (подготовительная группа)

Сафонова Н. Б. Открытое интегрированное занятие на тему «Овощи» (подготовительная группа) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 121-123. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2097/ (дата обращения: 14.03.2019).



ЦЕЛЬ:

− углублять знания детей об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между живой и неживой природой, растениями и деятельностью человека;

− продолжить формирование понятия «овощи»;

− закрепить представление об использовании овощей человеком;

− продолжить учить решать задачи на нахождение суммы и остатка по указанным числовым данным;

− закреплять умение сравнивать числа, используя знаки: >, < и =.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

− Какое сейчас время года? (Осень.)

− Как люди готовятся к зиме? (Убирают урожай овощей и фруктов, делают из них разные заготовки на зиму.)

− Сейчас мы с вами поговорим об овощах. Какие овощи вы знаете? (Лук, морковь, капуста, салат, помидоры, репа, редис и т. д.)

− Где растут овощи? (На огороде, в поле, в теплице.)

− Зачем нужны овощи? (Из них готовят вкусные блюда: супы, салаты, рагу.)

− А что надо делать, чтобы овощи выросли? (Подготовить почву, посадить семена, поливать растения, рыхлить землю, полоть сорняки, укрывать пленкой в холодные дни.)

− А что еще важно для роста и развития растений? (Солнце, тепло, почва, вода. Солнце согревает землю, дает свет и тепло растениям. В почве находятся корни растения, из нее оно получает питание. Вода питает растение.)

− А кто еще помогает растению? (Насекомые. Божья коровка уничтожает тлю. Птицы и жабы уничтожают гусеницу. Дождевой червь рыхлит землю, чтобы корни растений дышали. Пчелы и шмели пьют сладкий сок из цветов и переносят пыльцу, тем самым опыляя растения.)

− Ребята, у вас есть карточки с изображением помощников растения. Давайте выставим их на фланелеграфе. А теперь разделим всех помощников на 2 (две) группы: объекты живой и неживой природы.

− Мы с вами читали сказку «Мужик и медведь».

− Почему медведь обиделся на человека? (Человек отдавал медведю только несъедобные части растений.)

− У одних растений съедобными являются вершки, находящиеся над землей. А у других растений — корешки. Они находятся в земле.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ».

Предлагается 2 (два) обруча: черный и зеленый. У каждого ребенка карточка с изображением какого-то овоща. В обруч черного цвета надо поместить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зеленого цвета — те, у которых используются вершки. Дети выходят по очереди и помещают свои карточки в обручи на фланелеграфе.)

− Ребята, давайте посчитаем, сколько овощей в первом обруче и сколько во втором, и сравним. (Дети показывают цифрами количество овощей в 1-ом обруче и во 2-ом. Затем ставят знак

Планета Земля наш общий дом, где все вместе существуют и животные, и растения, объекты неживой природы.

Воспитатель: Справились с заданием, отправляемся дальше. На этой станции мы поиграем в игру «Живая и неживая природа».

(усваивают где овощи, а где фрукты, соревнуются) и много других.

Обратите внимание

На занятиях применяются игры экологического содержания, имитирующие различные природные объекты и явления («Живая и неживая природа», «Воздух, вода, земля, ветер»).

ребенок, природа, экологическое воспитание, внимание детей, наблюдение, растение, работа, животное, неживая природа, жизнь растений.

Формировать у детей чувство гордости, что люди нашей родной земли берегут и охраняют заповедные уголки природы.

Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожаи.

Решается основная задача умственного воспитания — накопление знаний у воспитанников о неживой природе, о растениях, животных, о взаимозависимости и…

— воспитывать в детях любовь к природе. — воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Электричеством и поэтому выращивают овощи круглый год. Воспитатель: Помидор однолетнее растение и для роста семян нужна тёплая земля, а помните как мы с…

Проводила беседы с детьми: «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Для чего нужны деревья?», «Почему болеют деревья?

У детей появился интерес к росту этого дерева, к его изменениям. Они на каждой прогулке с удовольствием поливали, рыхлили землю вокруг…

– о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; – о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы)

Наблюдение, как метод познавательно-исследовательской деятельности гармонично сочетает в себе: с одной стороны знакомит детей со взаимосвязью живой и неживой природы и природными явлениями…

Важно

В загадках об овощах, офруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет

Загадки оявлениях природы раскрывают связь и зависимость между явлениями: − «Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт» (дождь, земля, трава).

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2097/

Ссылка на основную публикацию